Крупнейшие налогоплательщики

Критерии отнесения предприятий к крупнейшим налогоплательщикам в 2019 году

В налоговом законодательстве нередко встречается понятие «крупнейший налогоплательщик». Что оно означает, каким критериям соответствует, чем регулируется?

Финансово-экономические показатели

Крупнейшими налогоплательщиками могут признаваться не только коммерческие организации, но и некоммерческие. Во внимание могут приниматься показатели за три последних года. Оценка производится в соответствии с объемом полученных доходов, показателями прибылей, которые отражены в данных отчетности. Показатели ФЭД для федерального и регионального уровня являются неодинаковыми, соответственно, ограничения по ним различны.

Конкретный показатель Федеральный уровень Региональный уровень
Суммарный объем налогов, которые были начислены От 1 млрд. рублей 2-20 млрд. рублей
Общий объем дохода, который был получен От 20 млрд. рублей
Активы предприятия От 20 млрд. рублей От 100 млн. до 20 млрд. рублей
Среднесписочная численность работников От 50 человек

Если организация занимается оказанием услуг в области транспорта и связи, показатель устанавливается от 300 млн. рублей. В регионах, где организация претендует на получение данного статуса, критерии оценивания эквивалентны общему значению объема начислений федерального сбора (75 млн. – 1 млрд. рублей).

Относя налогоплательщиков в данную группу, стоит принимать во внимание несколько аспектов:

  1. Для идентификации субъекта экономической деятельности на федеральном уровне нужно учесть одно из условий.
  2. Для отнесения налогоплательщика в рамках региона требуется соблюдение всех условий, перечисленных в таблице.

Если в текущем отчетном периоде при наличии идентификации в качестве крупнейшего налогоплательщика юридическое лицо перестает отвечать набору критериев, статус сохраняется за ним на протяжении двухлетнего отрезка времени.

Виды организаций

Предприятия, являющиеся налогоплательщиками, могут иметь федеральное и региональное значение.

Федеральный уровень

Чтобы организация получила статус крупнейшего налогоплательщика, она должна соответствовать хотя бы одному из условий по ограничениям в суммарном объеме начисленных средств, полученных доходов, размере активов.

Отдельные категории налогоплательщиков руководствуются своими значениями. В частности, речь идет о фирмах, занятых в сфере оборонно-промышленного производства, а также о стратегических компаниях:

  • сумма по экспортным контрактам – 27 млн. рублей в год;
  • выручка – от 20% от общей суммы выручки;
  • среднесписочная численность работников – от 100 человек;
  • доля государственного участия – от 50%.

Иногда ФНС принимает решение о включение в этот перечень лиц, которые не отвечают набору критериев.

Региональный уровень

Для отнесения налогоплательщика к данной категории он должен отвечать всем условиям из таблицы, и они являются менее лояльными. За ФНС закрепляется право, как и в случае с предприятиями федерального уровня, отнести организацию регионального масштаба к этой категории, даже если она не соответствует всем критериям.

Критерии отнесения в 2019 году

Чтобы юридическое лицо могло рассчитывать на получение данного статуса, необходимо соответствие ряду критериев:

  1. Сведения по финансово-экономической деятельности предприятия за полный отчетный период (обычно это финансовый год).
  2. Признаки взаимной зависимости предприятий. Их влияние на конечные итоги работы.
  3. Наличие разрешительной документации (лицензии), позволяющей организовывать и выполнять работы в определенных направлениях деятельности.

Если все эти критерии учтены, процедура регистрации в качестве плательщика ЕНВД не выступает в качестве препятствия для причисления к группе крупных налогоплательщиков, хотя в законе прописаны иные положения.

Список самых крупных налогоплательщиков

Самым крупным налогоплательщиком является компания «РОСНЕФТЬ». За ней следуют «ГАЗПРОМ» и «ЛУКОЙЛ». Наряду с нефтяными производствами в этот список попала компания «РЖД», «Сбербанк России».

Постановка на учет и последствия

Организации, которые получили данный статус, обязуются встать на учет, исходя из уровня и масштаба деятельности. Налоговые структуры, в свою очередь, осуществляют контроль исполнения нормативов налогового законодательства без принятия непосредственного участия. В процессе постановки на учет эти государственные инстанции выполняют следующие действия:

  • присваивание нового кода причины, по которой произошла постановка на учет (первые 4 цифры – кодовое обозначение налоговой службы, 5 и 6 знаки – признак присвоения статуса);
  • внесение данных в ЕГРЮЛ;
  • выдача уведомления в соответствии с формой 9-НКУ (идентификационный номер налогоплательщика, код причины, ОКАТО).

Статус присваивается с момента, когда произошла постановка на учет в соответствующей инспекции. Она может быть межрайонной и межрегиональной.

Взаимозависимость и лицензирование

В процессе определения взаимозависимости важную роль играют нормы ст. 105.1 Налогового кодекса РФ. Этот критерий допустимо применять в той ситуации, если отношения налогоплательщика влияют на условия или результаты ключевого направления деятельности.

В этой ситуации произойдет отнесение к крупнейшим не только самого налогоплательщика, но и организации, которая с ним взаимозависима.

Особого внимания заслуживают компании, которые относятся к федеральному уровню:

  • кредитные учреждения;
  • участники рынка ценных бумаг, работающие на профессиональном уровне;
  • предприятия, осуществляющие деятельность по пенсионному страхованию и обеспечению;
  • фирмы, занимающиеся страхованием, перестрахованием, посредническими сделками.

Особые ситуации

На практике есть несколько особых ситуаций, которые нужно принимать во внимание:

  1. Отнесение некоммерческих организаций к НКО допустимо, если суммарный доход от продаж и поступлений, полученных вне реализации, составил от 20 млн. рублей.
  2. В ходе реорганизации крупнейшего налогоплательщика его правопреемник может сохранять этот статус на протяжении трех лет.
  3. Если было инициировано банкротство, статус прекращает свое действие.
  4. Банки, которые были переданы ФНС как крупнейшие налогоплательщики, в случае отзыва лицензии сохраняют статус до решения суда.

Под налоговым мониторингом принято понимать способ расширенного взаимодействия, при использовании которого предприятие предоставляет ФНС доступ к сведениям бухгалтерского и налогового учета, получая при этом право на запрос мотивированного мнения касательно налоговых последствий. Данный режим способствует ускорению процесса решения спорных ситуаций и позволяет предотвратить доначисление налогов в дальнейшем времени, как и получение пеней, штрафных санкций.

Процедура проводится в отношении организаций, которые подали запрос и соблюдали нормы п. 2 ст. 105.27 НК РФ, п. 3 ст. 105.26 НК РФ. Также нужно предоставить заявление и соблюсти перечень следующих условий:

  1. Предоставить в налоговый орган документы. В частности, речь идет о регламенте информационного взаимодействия, учетной политике, внутренней документации.
  2. Соблюдать условия, способствующие обращению в налоговый орган с заявлением. Их детальный перечень приведен в п. 3 ст. 105.26 НК РФ.
  3. Обеспечить соответствие представленного регламента нормативам.
  4. Обеспечить соответствие системы внутреннего контроля нормам.

Права и обязанности юридических лиц — крупнейших налогоплательщиков

Основная обязанность заключается в уведомлении об изменениях, происходящих в организационной структуре, в налоговые органы. Сделать это необходимо в течение одного месяца.

Аналогичный срок предоставляется и в ситуациях, когда юридическое лицо создает обособленные подразделения в пределах государства.

Выпуск новостей по реализации социальных проектов крупными налогоплательщиками представлен ниже.

Пояснительная записка в налоговую по требованию — образец

Пояснительная записка в налоговую: когда ее нужно представить

Что нужно знать о требовании

Возможен ли штраф при игнорировании требования

Пояснение в налоговую по убыткам: образец

Пояснительная записка в налоговую по НДС

Итоги

Пояснительная записка в налоговую: когда ее нужно представить

Ситуации, когда при камеральных проверках налоговики вправе истребовать пояснения, приведены в п. 3 ст. 88 НК РФ. К ним относятся:

  1. Выявление в декларации ошибок или противоречий, а также нестыковка между показателями декларации и сведениями, имеющимися у налоговиков. В этом случае инспекторы потребуют пояснить несоответствия или исправить отчетность.
  2. Подача уточненной декларации или расчета, в которых сумма налога к уплате меньше, чем в представленных изначально. Здесь налоговики вправе требовать пояснения к измененным показателям.
  3. Представление декларации по налогу на прибыль с убытком. В этом случае контролеры попросят обосновать убыток.

Срок на представление указанных пояснений — 5 рабочих дней с момента получения требования (п. 3 ст. 88, п. 6 ст. 6.1 НК РФ).

В связи с коронавирусом сроки представления документов и пояснений по требованию ИФНС продлены. Подробности об этой и других антикизисных мерах вы можете узнать в КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе бесплатно и переходите в Готовое решение.

Подробнее о процедуре камеральной проверки читайте .

Что нужно знать о требовании

Во-первых, в некоторых случаях инспекцию следует уведомить о получении требования о представлении пояснений (см. письмо ФНС РФ от 27.01.2015 № ЕД-4-15/1071).

О том, когда и как это сделать, каковы последствия нарушения этой обязанности, читайте .

Подробнее об этом – в материале «Требование без печати инспекции — это норма».

Возможен ли штраф при игнорировании требования

Налоговая ответственность за неисполнение требования инспекции о представлении пояснений НК РФ не установлена. Ст. 126 НК РФ на данную ситуацию не распространяется, так как речь не идет об истребовании документов (ст. 93 НК РФ), а ст. 129.1 неприменима, поскольку это не встречная проверка (ст. 93.1 НК РФ).

К административной ответственности по ст. 19.4 КоАП РФ в данном случае привлечь также не могут. Данная статья применяется за неявку в налоговый орган, а не за отказ от дачи пояснений, на что обращает внимание и сама ФНС РФ (см. п. 2.3 письма ФНС России 17.07.2013 № АС-4-2/12837).

Таким образом, штрафовать за неподачу пояснений налоговики не вправе. Но все же, несмотря на отсутствие законных оснований для штрафа, пояснения целесообразнее представлять, т. к. это в интересах самого налогоплательщика. Ведь отказ от них может повлечь другое мало приятное последствие, о котором рассказали эксперты КонсультантПлюс:

Чтобы узнать об этом подробнее, получите пробный доступ к К+ и переходите в Путеводитель по налоговым проверкам.

О процедуре истребования пояснений в ходе выездной проверки читайте в статье «Как налоговые органы истребуют пояснения от налогоплательщика».

Пояснение в налоговую по убыткам: образец

Цель пояснений по убыткам в налоговую — обосновать их размер и раскрыть причины возникновения. Соответственно, в пояснительной записке следует:

  1. На цифрах показать, за счет чего образовался отраженный в декларации убыток (то есть привести детализацию доходов и расходов).
  2. Пояснить, что к нему привело. Разумеется, причины у каждой компании свои. К примеру, ими могут быть:
  • сокращение объема производства или продаж из-за кризиса, нестабильной ситуации на рынке и в экономике;
  • вынужденное понижение цен на продукцию и товары из-за падения спроса;
  • рост затрат в связи со снижением курса рубля по отношению к иностранным валютам;
  • крупные затраты (ремонт, приобретение оборудования, применение амортизационной премии, инвестиции и т. п.).

Все указываемые в пояснениях причины лучше подтвердить документально, например, выписками из налоговых и бухгалтерских регистров или иными документами (п. 4 ст. 88 НК РФ). Это предотвратит дальнейшие вопросы налоговиков.

Специального бланка для «убыточных» пояснений нет, поэтому составляются они в произвольной форме. Пояснение в налоговую по убыткам — образец может выглядеть так:

«Пояснительная записка в налоговую по убыткам

В ИФНС России № 16

по г. Москве

от общества с ограниченной

ответственностью «ИКС»

Адрес места нахождения:

129344, г. Москва,

ул. Верхоянская, д. 18

ИНН/КПП 7716123456/771601001

ОГРН 1077712345678

Тел.: (499) 522-43-44

Контактное лицо: главный бухгалтер

Макарова Ирина Константиновна

ПОЯСНЕНИЯ

В ответ на требование о представлении пояснений от … № … сообщаем следующее:

  1. Основной деятельностью организации является ….
  2. За … квартал (или иной период) … года доходы организации от (указать убыточный вид деятельности) составили … руб.,

в т. ч. выручка от продажи … руб.

Расходы — … руб.,

в т. ч. прямые расходы — … руб.

косвенные расходы — … руб.,

внереализационные расходы — … руб.

Можно привести иную, значимую для вашей ситуации, или более детальную расшифровку расходов. Вообще, чем подробнее и детальнее вы представите ситуацию, тем лучше.

  1. По итогам отчетного периода убыток составил … руб.
  2. Причинами, повлекшими образование убытка, являются:

а) ….

б) ….

в) ….

Приложения:

Генеральный директор ООО «ИКС Юрьев А. А. Юрьев».

Конечно, для подготовки пояснений в налоговую по убыткам образец можно скопировать с нашего сайта, а можно подготовить самостоятельно. Кстати, для формирования пояснений по убыткам УСН в налоговую образец приведенных пояснений также можно использовать, но вместо расшифровки прямых, косвенных и внереализационных расходов указывать расходы, предусмотренные ст. 346.16 НК РФ.

Пояснительная записка в налоговую по НДС

Если при проверке НДС-декларации инспекция выявит ошибки, нестыковки, противоречия, она запросит пояснения. При этом требование вы получите по форме, утвержденной приказом ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@ (приложение 1 к этому документу).

Отвечать на него с 01.01.2017 (п. 3 ст. 2 закона от 01.05.2016 № 130-ФЗ) нужно электронно по ТКС, поскольку к этому всех налогоплательщиков, подающих электронную отчетность по этому налогу, обязывает текст п. 3 ст. 88 НК РФ. Пояснения, поданные иным способом, расцениваются как непредставленные. Те же налогоплательщики, у которых еще осталась возможность подачи декларации по НДС на бумаге, могут и пояснения представить на бумажном носителе, составив их в произвольной форме.

Подробную инструкцию по составлению и сдаче пояснений к декларации по НДС, а также образец таких пояснений вы найдете в К+, получив бесплатный доступ к системе.

О том, как оформить пояснение в связи с непредставлением формы 6-НДФЛ, читайте в статье «Заполняем пояснение в налоговую по 6-НДФЛ – образец».

Итоги

При появлении у налоговиков вопросов в отношении поданной в ИФНС отчетности (нестыковки в цифрах, уточненка с уменьшением налога, декларация с убытком) они запросят у налогоплательщика пояснения. Игнорировать такой запрос (он направляется в форме требования) не стоит: исчерпывающие разъяснения помогут снять вопросы и избежать возможных проверок, вызванных неувязками в отчетности. Пояснения могут быть даны как на бумаге, так и электронно. Но если речь идет о вопросах, касающихся НДС-декларации, то налогоплательщики, сдающие такую декларацию электронным способом, должны и пояснения по ней дать в электронном виде.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Крупное предприятие 2020

Главная » Предпринимателю » Крупное предприятие 2020

Статью подготовил директор по развитию предпринимательства и конкуренции ОАО «Акса» Корчагин Юлиан Андриянович. Связаться с автором


Советуем прочитать наш материал Крупное предприятие, а эту статью разбиваем на темы:
1. Крупное предприятие 2020
2. Критерии крупного предприятия в 2020 году
3. Крупные, средние и малые предприятия в 2020 году

Крупное предприятие 2020

Крупным называют предприятие, которое производит существенную долю общего товарного объема какой-либо отрасли. Также оно характеризуется по количеству занятых в работе людей, размеру активов и объему продаж. Чтобы отнести предприятие к разряду крупного бизнеса, нужно принимать во внимание территориальную, отраслевую и государственную специфику. К примеру, для области машиностроения основными факторами являются объемы выпускаемой продукции, численность рабочих и стоимость основных средств. Если брать агропромышленный комплекс, можно ориентироваться лишь на поголовье скота или площадь угодий.
В 2020 году в экономическом словаре под редакцией Б.А. Райзенберга, крупное предприятие трактуется как фирма, производящая значительную, существенную долю общего объема продукции отрасли либо характеризуемая как крупная по объемным показателям: количество занятых, объем продаж, размер активов. Действует отраслевая, территориальная и государственная специфика при отнесении предприятия к разряду крупных. Например, в машиностроении определяющими факторами считаются объемы выпуска продукции, стоимость основных средств, численность занятых. А в агропромышленном комплексе достаточно принять в расчет площадь угодий или поголовье скота в животноводстве. Естественно, в больших и малых странах по-разному оценивают предприятия по объемным показателям.
А.В. Шубин рассматривает крупное предприятие как фирму, производящую значительную, существенную долю общего объема продукции отрасли, либо характеризуемую по объемным показателям — численности, занятых, объему продаж, размеру активов.
Г.В. Шаров указывает, что к крупным предприятиям можно отнести системо-, градо-, бюджетообразующие, наряду с отраслевыми комплексами, а также отдельные предприятия, годовой оборот превышает 5 млрд. руб., размер активов не менее 7 млрд. руб., численность персонала не менее 1000 человек. Главное отличие состоит в том, что они, находясь под контролем мажоритарных собственников, создают глобальные денежные потоки, и, с одной стороны, способны значительно увеличить ценность первоначально предоставленного капитала, с другой – подвержены высокому предпринимательскому или портфельному риску.
Критерии определения крупных предприятий, в трактовке российских рейтинговых агентств, выглядят следующим образом:
• Компания «Финанс»: выручка, операционная прибыль, собственный капитал;
• РБК выручка, чистая прибыль, активы;
• РА-Эксперт: объем реализации продукции, рыночная стоимость;
• Журнал «Коммерсант»: рыночная стоимость;
• Консалтинговая компания «Энтер-Сервис»: показатели объема реализации и прибыль компании.

Федеральная служба государственной статистики составляет списки предприятий по годовому обороту.
На основе нормативно-регулирующего критерия классификации по размеру, в России установлены критерии оценки малых предприятий, что закреплено федеральным законом №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
В частности, установлены следующие критерии отнесения предприятия к субъектам среднего и малого предпринимательства:
• Средняя численность работников за предыдущий календарный год: микропредприятия – численность занятых до 15 человек, малые предприятия – от 16 до 100 человек, средние предприятия – от 101 до 250 человек;
• Суммарная доля участия, принадлежащая одному или нескольким лицам, не являющимся субъектами МНС не должна превышать 25%;
• Выручка от реализации товаров за предшествующий год не должна превышать для микропредприятий – 60 млн. руб., для малых предприятий – 400 млн. руб., для средних – 1 млн. рублей.
Определим, что законодатель относит к крупным предприятиям всех прочих субъектов, численность занятых на которых выше 250 человек, а выручка от реализации товаров (услуг) выше 1 млрд. рублей.
Другим законодательным документом, затрагивающим интересующую нас область, является приказ МНС РФ № САЭ-3-30/290 «Критерии отнесения юридических лиц к крупнейшим налогоплательщикам, подлежащим налоговому администрированию на федеральном и региональном уровнях». В нем указаны подробные критерии отнесения предприятий к категории крупнейших, в целях постановки на налоговый учет в специализированных межрегиональных инспекциях МНС России.
К критериям определения крупнейших налогоплательщиков (предприятий) являются:
• Показатели финансово-экономической деятельности за отчетный год из бухгалтерской отчетности организации;
• Отношения взаимосвязи между организациями.
Количественные показатели разделены в зависимости от федерального или регионального уровня налогового администрирования крупнейшего предприятия.
Законодатель применяет единый, общий для всех отраслей критерий – объем начисленных федеральных налогов. К нему добавляются, в зависимости от отраслевой принадлежности хозяйствующего субъекта, различные финансовые показатели, такие как: объем доходов, величина активов, объем производства и производственные мощности.
В работе Н.А. Сафронова указаны такие критерии выделения крупных предприятий как:
• численность работников занятых на предприятии;
• объем хозяйственного оборота предприятия (выручка за период);
• стоимость капитала предприятия.
А.Ю. Юданов указывает дополнительный критерий, который оценивает величину собственного капитала. Используя его, автор классифицирует предприятия на малые, большие, средние и крупные. Юданов аргументирует выделение данного критерия тем, что размер собственного капитала предприятия определяет потенциал формирования его финансовых ресурсов из заемных источников, объем и диверсификацию форм его финансовой деятельности, уровень специализации финансового управления.
Е.С. Юдникова, рассматривая вопросы конкуренции среди предприятий различных групп, указывает, что среди иностранных специалистов стало традиционным для разделения предприятий на малые, средние и крупные, использовать в качестве критериев добавленную стоимость, стоимость активов, объем ежегодных продаж, численность персонала. Так, Еврокомиссия распространила документ, устанавливающий единое определение для малых, средних и крупных организаций. Данный документ носит рекомендательный характер, но, требует рассмотрения в связи с темой нашей работы.
Юдникова также указывает количественные и качественные критерии, используемые зарубежными экономистами при классификации предприятий.
Количественные критерии:
• Численность персонала;
• Годовой оборот;
• Валюта баланса;
• Добавленная стоимость.
Качественные критерии:
• Доля рынка;
• Степень влияния на рыночные цены;
• Независимость в принятии управленческих решений;
• Участие в руководстве владельцев фирмы.
Подробно рассматривается вопрос точной идентификации субъектов предпринимательства в работе Н.Шагай. Автор исследует классификацию сельскохозяйственных предприятий, рассматривая такие показатели и критерии отбора, как численность работников и размер выручки.
Используя данные подходы к классификации, автор указывает, что фактически, разделение организаций по масштабу может быть осуществлено по критерию численности, так как по критерию объемам валовой продукции они не соответствуют уровню крупных предприятий. Н. Шагай отмечает, что: «Если бы разделение на группы осуществлялось по размеру выручки без учета численности, то можно было говорить, что 99% всех организаций в сельском хозяйстве – малые предприятия, из ни 89% – микропредприятия». Тем самым автор показывает, что определяющим критерием отбора остается численность персонала. Однако продолжал оставаться нерешенным вопрос отбора предприятий в данную группу.
Таким образом, можно сделать заключение о том, что в российской практике, для определения масштаба предприятий, используются как количественные, так и качественные показатели. Но, содержание этих показателей может разниться в зависимости от выбора метода оценки.
Составим сравнительную таблицу, в которой сведем используемые показатели отбора крупных предприятий. На ее основе сформулируем общий подход к определению крупного предприятия.
Ранжирование на малые, средние и крупные предприятия может зависеть от таких факторов, как: количество производимой продукции, размеров активов, объема продаж и количества занятых. Также при причислении предприятия к крупному объекту производства учитывается государственная и отраслевая спецификация, доля производства компании в общем объеме производства отрасли. Используем рассмотренные признаки для формулировки определения крупного предприятия, осуществляющего деятельность в национальной экономике.
Под крупным предприятием будем понимать юридическое лицо, характеризуемое соответствующими крупному предприятию объемным показателям: количеству занятых (от 250 человек), объему продаж (от 1млрд. руб./год), размеру активов (от 1млрд. руб./год), либо предприятие, производящее значительную долю общего объема продукции отрасли. При отнесении предприятия к разряду крупных действует отраслевая, территориальная и государственная специфика.

Критерии крупного предприятия в 2020 году

Чтобы юридическое лицо могло рассчитывать на получение данного статуса, необходимо соответствие ряду критериев:
1. Сведения по финансово-экономической деятельности предприятия за полный отчетный период (обычно это финансовый год).
2. Признаки взаимной зависимости предприятий. Их влияние на конечные итоги работы.
3. Наличие разрешительной документации (лицензии), позволяющей организовывать и выполнять работы в определенных направлениях деятельности.
Если в 2020 году все эти критерии учтены, процедура регистрации в качестве плательщика ЕНВД не выступает в качестве препятствия для причисления к группе крупных налогоплательщиков, хотя в законе прописаны иные положения.
Самым крупным налогоплательщиком является компания «РОСНЕФТЬ». За ней следуют «ГАЗПРОМ» и «ЛУКОЙЛ». Наряду с нефтяными производствами в этот список попала компания «РЖД», «Сбербанк России».
Организации, которые получили данный статус, обязуются встать на учет, исходя из уровня и масштаба деятельности. Налоговые структуры, в свою очередь, осуществляют контроль исполнения нормативов налогового законодательства без принятия непосредственного участия.
В процессе постановки на учет эти государственные инстанции выполняют следующие действия:
• присваивание нового кода причины, по которой произошла постановка на учет (первые 4 цифры – кодовое обозначение налоговой службы, 5 и 6 знаки – признак присвоения статуса);
• внесение данных в ЕГРЮЛ;
• выдача уведомления в соответствии с формой 9-НКУ (идентификационный номер налогоплательщика, код причины, ОКАТО).
Статус присваивается с момента, когда произошла постановка на учет в соответствующей инспекции. Она может быть межрайонной и межрегиональной.
В процессе определения взаимозависимости важную роль играют нормы ст. 105.1 Налогового кодекса РФ. Этот критерий допустимо применять в той ситуации, если отношения налогоплательщика влияют на условия или результаты ключевого направления деятельности.
В этой ситуации произойдет отнесение к крупнейшим не только самого налогоплательщика, но и организации, которая с ним взаимозависима.
Особого внимания заслуживают компании, которые относятся к федеральному уровню:
• кредитные учреждения;
• участники рынка ценных бумаг, работающие на профессиональном уровне;
• предприятия, осуществляющие деятельность по пенсионному страхованию и обеспечению;
• фирмы, занимающиеся страхованием, перестрахованием, посредническими сделками.
На практике есть несколько особых ситуаций, которые нужно принимать во внимание:
1. Отнесение некоммерческих организаций к НКО допустимо, если суммарный доход от продаж и поступлений, полученных вне реализации, составил от 20 млн. рублей.
2. В ходе реорганизации крупнейшего налогоплательщика его правопреемник может сохранять этот статус на протяжении трех лет.
3. Если было инициировано банкротство, статус прекращает свое действие.
4. Банки, которые были переданы ФНС как крупнейшие налогоплательщики, в случае отзыва лицензии сохраняют статус до решения суда.

Крупные, средние и малые предприятия в 2020 году

Малые и средние предприятия — это внесенные в Единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в Единый госреестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее — индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие условиям, перечисленным в Федеральном законе № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
В 2020 году определено три критерия для отнесения предприятий к малому или среднему бизнесу: состав учредителей, объем выручки и численный состав сотрудников.
Относительно состава учредителей в законе говорится о том, что доля участия государства, иностранных юридических лиц и иностранных граждан, общественных и религиозных организаций или объединений, благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) юридических лиц не должна превышать 25%. Исключение сделано для активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов.
Кроме того, доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать также 25%.
Причем эти ограничения не распространяются на хозяйственные общества, деятельность которых заключается в практическом применении и внедрении результатов интеллектуальной деятельности, таких как программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям таких хозяйственных обществ — бюджетным научным учреждениям, созданным государственными академиями наук научным учреждениям либо бюджетным образовательным учреждениям высшего профессионального образования, созданным государственными академиями наук образовательным учреждениям высшего профессионального образования.
По среднесписочной численности сотрудников предприятия делятся на три категории: 101-250 человек – среднее предприятие, 15-100 – малое предприятие, до 15 – микропредприятие.
Третий критерий признания предприятия относящимся к малому и среднему бизнесу – объем выручки или балансовая стоимость активов – в зависимости от того, что больше. Закон предписывает правительству не реже одного раза в пять лет устанавливать предельные значения.
На сегодняшний день они таковы:
— средние предприятия – 2 млрд. рублей;
— малые предприятия — 800 млн. рублей;
— микропредприятия — 120 млн. рублей.
Банки, как правило, сегментируют предприятия по размеру годовой выручки и могут устанавливать свои собственные диапазоны границ величины бизнеса клиента.
Отнесение организации к категории малого или среднего предпринимательства позволяет получить ряд льгот, а также дает право на участие в программах поддержки малого бизнеса.

Кооператив 2020
Коррупция 2020
Кредитные каникулы 2020
Кредитный рынок 2020
Кредиторская задолженность 2020

| | Вверх

Кто относится к крупнейшим налогоплательщикам

Функционирование налогоплательщиков, причисляемых к крупнейшим, происходит по особым условиям, нашедшим отражение в налоговом законодательстве, при этом контроль их деятельности со стороны уполномоченных структур ведется с большей строгостью, чем в отношении иных предприятий.

Критерии, используемые в отношении крупнейших плательщиков налога

Критерии причисления компаний к указанной категории определяются и периодически корректируются ФНС РФ. Действующим законодательством четко определен перечень субъектов, допускаемых к пребыванию в качестве крупнейшего налогоплательщика (КН) с разграничением их контролирования по предмету налогообложения в рамках разных (региональных, федерального) уровней (Приказы ФНС РФ №№ММ-3-06/308, ММВ-7-2/483, ММВ-7-2/582 от 16.05.2007, 19.09.2014, 26.10.2016 соответственно).

Список критериев, присутствие которых делает возможным добавление предприятия к числу крупнейших налогоплательщиков, включает ряд понятий:

  • значения ФЭД (финансовой и экономической деятельности), рассматриваемые за отчетный срок (12 месяцев), на основе анализа налоговой, бухгалтерской информации по отчетности изучаемой компании;
  • параметры, свидетельствующие о наличии взаимозависимости с другими лицами, а также о воздействии анализируемого субъекта на ведение деятельности взаимозависимой структурой, включая финансовые результаты ее деятельности;
  • наличие у рассматриваемого хозяйствующего субъекта лицензии или иного вида специального документа, предоставляющего своему обладателю возможность занятия определенным вариантом деятельности (лицензии);
  • постоянный налоговый мониторинг в отношении компании.

Показатели ФЭД

Предприятие может относиться к числу крупнейших налогоплательщиков по результатам его деятельности, принимаемым к рассмотрению за любые 3 года, предшествовавшие наступлению отчетного периода. При определении статуса организации не учитываются данные за отчетный год.

К сведению! Присвоенный компании статус остается неизменным в срок до 2 лет после того, как ее деятельность прекратила соответствовать необходимым критериям. Присвоенный статус сохраняется предприятием, возникшим после процедуры реорганизации крупнейшего налогоплательщика, в течение 3-летнего периода (с учетом года проведения реорганизации).

Статус признается утраченным субъектом, который признан банкротом в судебном порядке и по отношению к которому предпринято исполнение конкурсного производства (Приказ ФНС РФ № ММВ-7-2/428, 27.06.2012). Указанное положение не распространяется в отношении кредитных компаний, администрируемых на уровне федеральной НС. Таковые сохраняют полученный статус до момента ликвидации принудительного характера.

Некоммерческой компании статус КН присваивается при наличии доходов, уровень которых соответствует установленным критериальным значениям.

Для предприятий, подпадающих под федеральный уровень администрирования, в обязательном порядке предусматривается соблюдение не менее 1 из следующих параметров:

  • Уровень налоговых начислений больше показателя в размере 1 млрд руб. или по компаниям, занятым предоставлением услуг в отраслях связи или транспорта, — 300 млн руб.
  • Величина полученных доходов составляет от 20 млрд руб. (по кодам 2340, 2320, 2310, 2110 данных отчетной формы №2).
  • Совокупный размер активов предприятия начинается с позиции свыше 20 млрд руб.

К сведению! Критерии администрирования налогообложения федеральной НС применимы также к юридическим лицам, занятым деятельностью в некоторых определенных экономических сферах.

К примеру, на некоторые стратегические структуры, включая ВПК (военно-промышленный комплекс), распространены аналогичные показатели:

  • часть государственного вклада покрывает больше половины (50%);
  • среднесписочное число сотрудников в организации превышает 100 человек;
  • общая сумма договоров экспортного характера по изделиям стратегического предназначения превышает значение в 27 млн руб.;
  • общая величина поступлений средств по экспортным соглашениям, связанным с товарами стратегического предназначения, – от 20% всей выручки.

Для предприятий, отнесенных к региональным уровням администрирования, предусматривается соответствие некоторым параметрам, но при этом не учитывается сфера занятости юридического лица.

В числе контролируемых критериев, по которым требуется одновременное соответствие всем из них:

  • полученный доход, отражаемый в отчетной форме №2 – в пределах значений интервала 2–20 млрд руб.;
  • рассчитанная сумма налоговых платежей — в пределах значений интервала 75 млн руб.–1 млрд.руб.;
  • активы компании соответствуют показателям в пределах от 100 млн руб. до 20 млрд руб.;
  • штатное количество сотрудников представлено более чем 50 единицами.

К сведению! Показатели ФЭД, определяющие вынесение налогоплательщика в категорию КН при администрировании на уровне региона, разрешено устанавливать управлениям НС отдельных субъектов страны при условии обязательного согласования критериев с ФНС (Приказы ФНС №№ММВ-7-2/483, ММВ-7-2/295 от 19.09.2014, 20.07.2015 соответственно). Предприятия, работающие по специальным режимам налогообложения, законодательно не имеют права перемещения в категорию КН.

Взаимозависимость компаний и наличие лицензии для деятельности

Предприятие может быть введено в число крупнейших налогоплательщиков в ситуации, когда взаимоотношения с ним отражаются на функционировании юридической компании, показатели работы которой отвечают критериям КН. Подобного рода контакты представляют собой взаимозависимость компаний (ст. 105 НК РФ).

Администрирование налоговых сумм взаимозависимого предприятия осуществляется на уровне (региональном, федеральном), на котором ведется контроль субъекта, чье функционирование характеризуется соответствующими критериальными показателями.

Хозяйствующие субъекты, получившие государственное разрешение, т.е. лицензию, на занятие некоторыми видами деятельности, подлежат федеральному уровню контроля. При этом не принимается в расчет соответствие/несоответствие оцениваемым параметрам КН (величине налоговой выплаты или полученной выручки, размерам имеющихся активов или штатного состава, факту взаимозависимости).

К подобного рода вариантам деятельности отнесены (Приказ ФНС РФ №ММВ-7-2/274, 24.04.2012):

  • банковские операции;
  • пенсионное обеспечение (НПФ);
  • страхование пенсионное и некоторые иные его виды, а также перестрахование;
  • брокерские услуги посреднического типа;
  • деятельность на профессиональном уровне в работе фондового рынка.

Взаимоотношения КН с ФНС

Согласно НК РФ (ст. 83) организация (включая КН), в чьем составе присутствуют обособленные структуры, должна выполнить налоговую регистрацию во всех местах присутствия подразделений. При каждом изменении собственной организационной структуры предприятие уведомляет налоговое управление в регионе своего присутствия.

При создании предприятием, зарегистрированным в пределах РФ, обособленных подразделений (не в виде филиалов, представительств) на территории РФ или изменении данных по созданным прежде подразделениям срок подачи уведомления в НС составляет 1 месяц.

Если предприятие произвело ликвидацию собственных обособленных структур, занимавшихся деятельностью на территории РФ, то сведения о закрытии должны быть направлены в ФНС в срок до 3 дней. Под указанную норму подпадают все типы обособленных подразделений, включая представительства или филиалы.

К сведению! Уведомление в НС должно направляться в течение 1 месяца в случае начала участия организации в компаниях, обладающих и не обладающих резидентством РФ. Правило не распространяется на компании в виде ООО или хозяйственных обществ.