Кто должен оплачивать карту водителя для тахографа?

Где сделать карту водителя для тахографа и что это такое?

Карточка для тахографа — пластиковая карта со встроенным микрочипом.

Это «ключ», который обеспечивает идентификацию и аутентификацию водителя с применением шифровальных средств.

Существует несколько видов карт, и каждая из них выполняет предназначенную ей функцию.

Узнаем, что такое карта водителя для тахографа, и какие тахокарты бывают.

О тахографе

Это бортовое техническое устройство, оно необходимо для измерения, регистрации и индикации скорости, пробега, времени движения автотранспортного средства в автоматическом режиме, контроля за водителем.

Также предназначается для подсчета времени, которое водитель тратит на труд и отдых.

Записи устройства используются для следующих целей:

  1. Точно определяют и регистрируют скорость и пробег автотранспортного средства.
  2. Устройство незаменимо при общении с сотрудниками ГИБДД. Водитель грузового автотранспортного средства с тахографом на борту сможет успешно отстоять свою правоту в спорных ситуациях и при ДТП.
  3. Основная цель установки прибора — правильный учет и анализ данных.
  4. Тахограф практически невозможно обмануть. По тахографу можно быстро определить, сколько проехала машина, и не «накрутил» ли счетчик водитель.

Виды карт

Тахокарты могут различаться в зависимости от контрольного устройства, которым оборудовали автотранспортное средство.

Прибор должен отвечать требованиям Европейского соглашения, касающегося работы экипажа автомобилей, которые выполняют международные автомобильные перевозки (ЕСТР), или положениям и статьям Технического регламента «О безопасности колесных ТС» (тахографы с СКЗИ).

Карты бывают европейского и российского образца.

Существуют следующие виды карт:

  • водителя (карта дает доступ к прибору и позволяет работать с устройством в рабочем режиме);
  • предприятия (предоставляет полный допуск к необходимым данным);
  • контролера (устройство функционирует в режиме «Контроль»);
  • карта мастерской (предназначается для монтажа, калибровки и наладки прибора).

Все из этих видов — ключ доступа к различным режимам и сведениям, которые есть в памяти прибора.

Рассмотрим, где и как сделать карту водителя для тахографа?

Видео: 4 вида карт для тахографов

Кто имеет право на оформление карты?

Оформить водительскую карту могут:

  • лица, которые имеют водительские права для управления ТС категорий «С», «D», «E»;
  • если водитель ранее не имел активной карты водителя (т.е. для первичного оформления);
  • если водитель проживает в РФ в течение 185 дней каждого календарного года и больше;
  • при достижении 18 лет для водителей, которые заняты на перевозках грузов, а разрешенный вес ТС не превышает 7,5 тонн, для остальных ТС — возраст водителя не моложе 21 года, а также не моложе 21 года, если водитель занят перевозками пассажиров (необходимо иметь годовой стаж работы в качестве водителя грузовых ТС с максимальным разрешенным весом 3,5 тонн).

Важно:

  1. Приобретение тахокарты накладывает на водителя обязательство выполнять установленные требования ЕСТР и российских законов.
  2. Держатель должен предоставить только верную информацию, которая есть на карте, не нарушать сроков замены чип-карты. Карта должна быть действительной. Использование просроченных карт не допускается.
  3. Если карту украли или она утеряна, необходимо подать заявление о случившемся в орган, осуществивший выдачу карты.
  4. Нельзя давать карту посторонним лицам для использования.
  5. Карта у водителя всегда должна быть при себе, ее нужно предоставлять на контроль по требованию уполномоченной инспекции.
  6. Нужно регулярно выполнять выгрузку данных, сам процесс копирования данных занимает около 10 секунд. Распечатать, скопировать данные с карточки может водитель и другой уполномоченный сотрудник.
  7. У одного водителя должна быть только одна карта.
  8. Если нужно поменять карту, водитель проходит процедуру деактивации и оформляет новую карту с индексом замены.
  9. Замена карты нужна, если:

  • истек срок действия;
  • при наличии дефекта карты, функционирования со сбоями;
  • при порче, утере, краже карты;
  • изменились персональные данные держателя.
  • Срок действия карты — 3 года, по истечении срока ее заменяют.
  • Если гражданин прекратил свою водительскую деятельность или поменял место работы, карту возвращают в бюро по выдаче.
  • Тахокарта — обычная пластиковая карта с встроенным чипом. У карт есть индивидуальный пароль доступа к памяти устройства, надпись о предназначении, их сложно перепутать. На картах водителя и контроля имеются персональные данные и личная фотография владельца.

    Информация с карты считывается раз в 28 дней. Осуществляет процедуру транспортный перевозчик (также можно сделать удаленно) при помощи специальных программ, если тахограф оснащен Глонасс-приемником с GPRS/GPS-модемом.

    Считанные данные хранятся 2 года. Информация представляется инспектору, если проходит проверка.

    Если водитель будет управлять ТС с чужой картой, его действие будет приравнено к управлению автомобилем без тахокарты. За это будет наложен штраф.

    СКЗИ или ЕСТР

    Тахокарта водителя бывает двух видов — один предназначается для использования в тахографе с некорректируемым криптографическим модулем (НКМ) или средством криптографической защиты информации (СКЗИ).

    Модуль один, названия два. Тахограф бывает встроенным, сменным, любой кодирует всю входящую информацию. Скорректировать его данные, вмешаться в его работу невозможно.

    При попытке коррекции вся информация отразится в памяти тахографа и станет доступной контролерам, когда они начнут проводить мониторинг.

    Оснащение устройства модулем СКЗИ является требованием Министерства транспорта РФ. Оно не противоречит международном соглашениям ЕСТР о применении устройств контроля в автотранспортном средстве.

    Но система кодирования данных отличается от системы, применяемой в приборах, допущенных Министерством для международных грузовых и пассажирских перевозок.

    Для подобных целей устанавливают тахографы, которые должны соответствовать регламенту ЕСТР, европейскому стандарту тахографов.

    Карты водителя ЕСТР и СКЗИ не взаимосвязаны. Тахокарта ЕСТР не подойдет к тахографу СКЗИ и наоборот.

    Другие отличия:

    • разные шрифты, водяные знаки;
    • в карте СКЗИ дополнительная защита, PIN-код;
    • на чипах разная информация;
    • отличаются по цене, карта ЕСТР дороже;
    • карта ЕСТР изготавливается обычно дольше;
    • степень защиты у карты ЕСТР выше, блок криптозащиты взломать нельзя, но можно изменить и исказить поступающие данные;
    • блок СКЗИ используют только на территории РФ, а блок ЕСТР устанавливают на автомобили, которые занимаются международными перевозками.

    Видео: Как отличить карту водителя СКЗИ и ЕСТР

    Оформление карты

    Рассмотрим, где оформить карту водителя, а также как получить карту водителя для тахографа частному лицу.

    В офисе сертифицированного сервисного центра. У данного центра должна быть лицензия и право оформлять тахокарты желающим водителям. Мастерские, которые могут устанавливать тахографы и продавать тахокарты, должны иметь аккредитацию.

    РОСАВТОТРАНС. В разделе «Тахографический контроль» РФ и ЕСТР формируются перечни лицензированных организаций. Представители некоторых фирм могут также подготовить всю необходимую документацию.

    На этом же ресурсе есть образец для выдачи или замены тахокарты. Сам перечень организаций, которые осуществляют установку тахографов:

    Узнаем, какие документы нужны для получения карты водителя для тахографа:

    • паспорт с пропиской;
    • копия водительского удостоверения;
    • черно-белая фотография 3,5*4,5 (фон должен быть белым);
    • справка с места работы;
    • СНИЛС;
    • ОГРН работодателя;
    • если карту украли, предоставляется справка о краже.

    Также карту можно сделать онлайн. У официальных и аккредитованных ресурсов по оформлению тахографических карт обычно есть электронный сервис для тех клиентов, которые не располагают временем приезжать в офис (это особенно касается водителей из других регионов страны).

    С сайта скачиваются бланки заявлений и образцы заполнения. Сначала нужно зарегистрироваться на сайте, указать номер телефона, заполнить форму заявки. Все анкеты обычно одинаковы по содержанию.

    Клиент указывает личные и свои контактные данные, реквизиты для выставления счета. Также нужно указать, какая карта нужна — Европейского или Российского образца.

    Затем система запрашивает скан-копии документов. Сроки изготовления везде разные — 10-25 дней. Для карты СКЗИ требуется больше дней.

    Стоимость

    Сколько стоит карта водителя для тахографа?

    Стоимость изготовления карты для СКЗИ может варьироваться в пределах 2000—3000 рублей.

    Тахокарты для водителя ЕСТР немного дороже: 3000—5000 рублей.

    Прием документов во многих центрах осуществляют при 100% предоплате.

    Некоторые предприятия, которые оформляют тахокарты для своих сотрудников оптом, нередко получают от изготовителя скидку.

    При заказе карты нужно обращать внимание:

    1. Какой тахограф установили на автотранспортное средство. Карты по ЕСТР и карты тахографов с СКЗИ не совестимы. Установка сразу двух тахографов на одном автомобиле противоречит приказу №36 и ЕСТР.
    2. Если водитель заказывает карту дистанционно, может понадобиться подпись на отдельном чистом листе бумаги (черно-белый скан подписи держателя карты на белом фоне).
    3. Есть ли у организации, которая изготавливает карты водителя, аккредитация. Заказчик имеет право потребовать у сервисного центра сведения, внесен ли он в реестр Комиссией по допуску сервисных центров и под какими номерами. Обычно их два. Органы для оформления карт ЕСТР три: ООО «Е22″, ОАО «РусТАХОНЕТ» и ООО «РусАвтоКарт». Другие фирмы являются официальными партнерами или посредниками, которые принимают документы у заявителей и оформляют документы в вышеперечисленных организациях.
    4. Карты защищены от подделок полиграфической продукцией, содержат защитные элементы, которые изготавливают с помощью полиграфических, голографических, информационных, микропроцессорных и других способов защиты полиграфической продукции. Карты — материальные носители биометрических персональных данных, которые обеспечивают хранение данных вне информационных систем персональных данных.

    Штрафные санкции

    Штраф за отсутствие карты водителя для тахографа в 2020 году составляет 1000—3000 рублей.

    Для организации или транспортной компании, которая была признана виновной в нарушениях, размер штрафа может дойти до 10 тысяч рублей.

    Статья предусматривает штраф за «несоответствие установленным требованиям тахографов». Так как карта является неотъемлемой частью устройства, без которой оно не может корректно функционировать, отсутствие карты будет приравнено к неработающему устройству, за что будет выписан штраф.

    Основания для штрафа:

    • отсутствие тахографа на ТС, на котором устройство должно быть установлено согласно нормам законодательства;
    • эксплуатация ТС без тахографа с установленной личной картой водителя (без регистрации параметров движения ТС, режима труда и отдыха);
    • отсутствие личной карты тахографа у водителя.

    Также может наказываться штрафом отсутствие документов:

    • подтверждающих подлинность тахографа, его установку в сертифицированном центре, калибровку, пломбировку;
    • сертификата внутренней электромагнитной совместимости элементов устройства;
    • сертификата соответствия техническим регламентам Таможенного союза.

    Водитель не должен препятствовать инспектору ГИБДД в доступе к тахографу и возможности в ознакомлении с его показаниями.

    Тахокарта водителя нужна для его идентификации, хранения данных о периодах его работы и отдыха при управлении ТС, который оборудован тахографом. Официально оформляются аккредитованными организациями строго по правилам и требованиям законов РФ.

    Оформление карты водителя для тахографа в МФЦ

    Для идентификации водителя большегрузного транспортного средства необходимо оформить специальную карту, представляющую собой своеобразный ключ к личным данным владельца.

    С 2015 года этот документ можно свободно получать по месту жительства. Оформляется карта водителя для тахографа через МФЦ по прописке заявителя.

    Карта водителя для тахографа — назначение

    Консультация юриста бесплатно
    Карточка водителя большегруза или автобуса обеспечивает аутентификацию владельца на российских и зарубежных дорогах.

    Она содержит полную информацию о манере вождения, соблюдении норм трудового распорядка, скоростном режиме передвижения, времени, затраченном на поездку.

    При судебных разбирательствах и дорожных происшествиях информация с карточки признается неоспоримым доказательством. На основании графика движения водитель, а также компания-работодатель могут быть оштрафованы дорожной полицией стран Европейского Союза.

    Установка контролирующего оборудования обязательна для:

    • пассажирского транспорта вместимостью от 8 человек,
    • автобусах,
    • троллейбусах типа М2,М3,
    • грузовиках от 3,5 тонн.

    Напомним, что тахографическая карточка относится к документам строгой отчетности, поэтому при ее потере или повреждении понадобится срочное изготовление дубликата. Также замена карты необходима при изменении персональной информации правообладателя.

    Разновидности карт для тахографа

    Тахографические карточки изготавливают под конкретные считывающие устройства. Приборы в обязательном порядке устанавливают в грузовые транспортные средства, пересекающие зону Шенгенского соглашения.

    Поэтому для поездок в Европу необходимо получать документы для карты водителя для тахографа образца ЕСТР.

    При движении автомобиля в пределах Российской Федерации пластик должен соответствовать требованиям действующего техрегламента и обозначаться аббревиатурой СКЗИ.

    Возможно оформление следующих видов тахокарт:

    • Водительских. Этот тип документа предоставляет доступ к ТС и позволяет использовать грузовик в режиме рабочей эксплуатации.
    • Предприятий. Пластик с полным доступом к графику и характеру движения автомобиля в период поездки.
    • Контролеров. Карта контрольного типа предназначена для проверяющих организаций, дорожной полиции.
    • Установщиков. Специальный чип для мастеров, выполняющих монтаж, настройку и ремонт оборудования.

    Срок действия тахографических карт российского и европейского образца – 3 года. На протяжении периода эксплуатации оборудования дорожная инспекция вправе в любой момент запросить ее у водителя для считывания информации.

    Чтобы защитить важную информацию от сбоев на носителе, данные рекомендуется периодически скачивать на съемный носитель или ПК.

    Как получить карту водителя для тахографа через МФЦ

    Пластиковую карточку водителя междугороднего автобуса или грузовика вместимостью более 12 тонн для международных перевозок можно оформить через государственные структуры.

    Чтобы представители автомобильных профессий не беспокоились, как и где получить карту водителя для тахографа в силу постоянной занятости, для оформления пластика можно обратиться в ближайший МФЦ в своем микрорайоне.

    Заявителю потребуется:

    • лично посетить центр в рабочие часы;
    • получить талон электронной очереди;
    • обратиться в указанное окошко для оформления карты;
    • предъявить необходимые бумаги и их копии;
    • подписать заявление и согласие на обработку данных.

    Документы для оформления карты водителя для тахографа

    При посещении Многофункционального центра понадобятся оригиналы документов и хорошо читаемые копии (их можно сделать на месте):

    • справка от работодателя о необходимости получения пластиковой карточки с указанием реквизитов организации;
    • паспорт и его копия (главная страница, место жительства);
    • водительское удостоверение, копия его лицевой стороны;
    • оригинал СНИЛСа;
    • фото 3,5 на 4,5 см в черно-белой гамме;
    • оригинал и копия чека об оплате услуг.

    Стоимость получения через МФЦ

    Расценки на оформление пластика зависят от цен компании, оказывающей услуги. Карточка с блоком СКЗИ обойдется заявителю в 2100 – 2500, чип ЕСТР 3100 – 4000 рублей.

    Чек об оплате услуги и его копию необходимо предъявить в окно МФЦ при подаче заявления. Стоимость услуг можно посмотреть на официальном сайте учреждения своего региона.

    Срок изготовления карты водителя для тахографа в МФЦ

    Подразделение многофункционального центра совместно с оформляющей документы организацией выдает удостоверение в течение 15 рабочих дней.

    При большой загрузке отделения заявленный срок может быть превышен. Основание для выдачи пластика – личное обращение физического лица.

    Формат фотографий для карты

    При подаче бумаг водителю необходимо сфотографироваться и предъявить оператору снимки в черно-белом цвете размером 3,5 на 4,5 см.

    Фото лучше делать в специализированном ателье, где правильно выставлено освещение и отсутствуют световые пятна.

    Фотографы не рекомендуют делать снимки в белой одежде, чтобы лицо не сливалось с белым фоном.

    Имейте ввиду, что в отдельных многофункциональных центрах есть услуги фотографа, наличие таковых уточняйте по телефонам горячей линии.

    Требование к личной подписи на карте

    Подпись владельца на пластиковой карте ставится в обязательном порядке черной ручкой. Она должна располагаться в середине специального поля, хорошо просматриваться, иметь ровные границы.

    Пересечения с другим шрифтом или оттиском печати недопустимы.

    Права и обязанности держателей карты

    Факт оформления удостоверения российского или европейского образца накладывает на его обладателя ряд обязательств:

    • Водитель должен выполнять законодательные требования стран Еврозоны при оформлении чипа ЕСТР и российские законы при выдаче карточки СКЗИ.
    • При пересечении границы автоперевозчик обязан всегда пользоваться картой и предъявлять ее для проверки по первому требованию инспекции.
    • На одного работника организации разрешается оформлять лишь один чип. При изменении личных данных носитель информации необходимо переоформлять.

    Тахографическая карточка водителя – важный информационный носитель для контроля за передвижением, управлением пассажирского и грузового транспортного средства.

    Гарантировать оформление документа по законам РФ и требованиям ЕС может лишь государственная структура, поэтому заявка подается через единое окно МФЦ в районе проживания.

    Организация приобрела именные карты водителей для тахографов: порядок учета и налогообложения

    Компания ГАРАНТ

    Организация приобрела тахографы на автомобили и именные карты водителей для тахографа. Стоимость тахографа — менее 40 000 руб. При увольнении водитель карту забирает, так как она — именная.
    Как в бухгалтерском и налоговом учете отражаются операции, связанные с именными картами водителей? Возникает ли у водителя при получении именной карты для тахографа доход, подлежащий обложению НДФЛ и страховыми взносами?

    В соответствии с п. 8.1 Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств, утвержденного постановлением Правительства РФ от 10.09.2009 N 720, транспортные средства определенных категорий, осуществляющие коммерческие перевозки пассажиров и грузов, с 23.01.2012 подлежат оснащению техническими средствами контроля за соблюдением водителями режимов движения, труда и отдыха.

    Согласно ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» тахографом признается техническое средство контроля, обеспечивающее непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортных средств, о режиме труда и отдыха водителей транспортных средств.

    На основании п. 1 постановления Правительства РФ от 23.11.2012 N 1213 «О требованиях к тахографам, категориях и видах оснащаемых ими транспортных средств, порядке оснащения транспортных средств тахографами, правилах их использования, обслуживания и контроля их работы» требования к тахографам, категории и виды оснащаемых ими транспортных средств, правила их использования, обслуживания и контроля их работы утверждаются Минтрансом по согласованию с ФСБ и МВД. Порядок оснащения транспортных средств тахографами устанавливается Минтрансом.

    С 01.04.2013 указанные требования установлены приказом Минтранса РФ от 13.02.2013 N 36 «Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства» (далее — Приказ N 36).

    Требования к тахографам установлены в приложении 1 к Приказу N 36. Согласно п. 2 указанного приложения в состав тахографа входят бортовое устройство и внешние компоненты.

    К внешним компонентам относятся в том числе карты тахографа.

    Типы карт тахографа (карта водителя, карта контролера, карта мастерской, карта предприятия) перечислены в п. 4 Приказа N 36. Так, карта водителя обеспечивает идентификацию и аутентификацию водителя с использованием шифровальных (криптографических) средств, а также хранение данных о деятельности водителя.

    Бортовое устройство тахографа имеет защищенный от вскрытия опломбированный корпус и содержит внутри него, в частности, программно-аппаратное шифровальное (криптографическое) средство (блок СКЗИ тахографа), реализующее алгоритмы криптографического преобразования информации.

    Таким образом, тахограф представляет собой совокупность бортового устройства и внешних компонентов (в частности карт водителя). Карта водителя содержит информацию о его фамилии, имени, дате рождения, фотографию водителя и прочее. Поэтому в случае его увольнения использовать карту организация каким-либо иным способом не может. Следовательно, необходимость отдельного ее учета и хранения в организации отсутствует.

    С одной стороны, поскольку карта водителя содержит на лицевой и оборотной сторонах информацию о почтовом адресе транспортного предприятия, мы полагаем, что карта водителя, по сути, является составной частью конкретного тахографа, используемого организацией. В то же время, если после перепрограммирования она может быть использована тем же водителем на тахографах той же модели на том же транспортном предприятии, а также учитывая, что в случае ее повреждения, утери, кражи, изменения данных водителя и прочее, карта может быть заменена, то если стоимость ее приобретения выделена отдельно, мы полагаем целесообразным учитывать ее обособленно.

    Налоговый учет

    В соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 НК РФ). Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, — убытки), осуществленные налогоплательщиком.

    Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

    Согласно п. 4 Приказа N 36 карта водителя признается одним из типов карт тахографа. Карта водителя обеспечивает идентификацию и аутентификацию водителя с использованием шифровальных (криптографических) средств, а также хранение данных о деятельности водителя.

    В соответствии со п. 49 Приказа N 36 карта водителя соответствует требованиям, предъявляемым к материальным носителям биометрических персональных данных и технологиям хранения таких данных вне информационных систем персональных данных, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июля 2008 г. N 512 «Об утверждении требований к материальным носителям биометрических персональных данных и технологиям хранения таких данных вне информационных систем персональных данных».

    Минфин России в письме от 25.06.2013 N 03-03-06/1/23941 разъяснил, что расходы на приобретение карт водителя налогоплательщик вправе учесть в составе прочих расходов согласно пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ при соблюдении положений ст. 252 НК РФ.

    Напоминаем, что в налоговом учете имущество стоимостью до 40 000 рублей не признается амортизируемым и подлежит включению в состав материальных расходов в полной сумме по мере ввода его в эксплуатацию (п. 3 ст. 254 НК РФ). По этому основанию в налоговом учете будут учтены расходы в виде стоимости тахографа.

    Бухгалтерский учет

    В бухгалтерском учете порядок учета основных средств регламентирован ПБУ 6/01 «Учет основных средств».

    Согласно п. 4 ПБУ 6/01 актив принимается организацией к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, если одновременно выполняются следующие условия:

    — объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование;

    — объект предназначен для использования в течение длительного времени, то есть срока продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

    — организация не предполагает последующую перепродажу данного объекта;

    — объект способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.

    Пункт 5 ПБУ 6/01 устанавливает, что активы, в отношении которых выполняются условия, предусмотренные в п. 4 ПБУ 6/01, и стоимостью в пределах лимита, установленного в учетной политике организации, но не более 40 000 рублей за единицу, могут отражаться в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в составе материально-производственных запасов. В целях обеспечения сохранности этих объектов в производстве или при эксплуатации в организации должен быть организован надлежащий контроль за их движением.

    Таким образом, если приобретенное имущество отвечает условиям, предусмотренным п. 4 ПБУ 6/01 и при этом его стоимость составляет менее 40 000 рублей, такое имущество может быть учтено в составе материально-производственных запасов.

    Поэтому по указанным объектам (тахографам) организация имеет право самостоятельно утвердить порядок их квалификации и, соответственно, учета в качестве активов организации: внеоборотных (01 счет) или оборотных (10 счет). В случае отражения тахографа на %%%_19_%%оперативный учет может быть осуществлен на забалансовом счете.

    Поскольку предусмотрена возможность выбора между двумя вариантами учета рассматриваемых активов, то в силу требований ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» организация обязана сделать выбор между этими вариантами и закрепить его в учетной политике, применяемой для целей бухгалтерского учета.

    В соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению, утвержденными приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н (далее — План счетов), счет 10 «Материалы» предназначен для обобщения информации о наличии и движении сырья, материалов, топлива, запасных частей, инвентаря и хозяйственных принадлежностей, тары и т.п. ценностей организации.

    Поскольку стоимость приобретенных тахографов составляет менее 40 000 руб., то при условии, что такие ценности согласно учетной политике организации учитываются в составе МПЗ, в бухгалтерском учете организация будут сделаны следующие записи (НДС не затрагиваем):

    Дебет 10 Кредит 60

    — отражены приобретенные тахографы;

    Дебет 20 (26) Кредит 60

    — отражен монтаж тахографов на автотранспорт;

    Дебет 20 (26) Кредит 10

    — стоимость тахографов списана в составе расходов по обычным видам деятельности.

    В отношении стоимости карт водителя (если она выделена отдельно) сообщаем следующее.

    Согласно п. 2 ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» к бухгалтерскому учету в качестве материально-производственных запасов принимаются активы:

    — используемые в качестве сырья, материалов и т.п. при производстве продукции, предназначенной для продажи (выполнения работ, оказания услуг);

    — предназначенные для продажи;

    — используемые для управленческих нужд организации.

    Очевидно, что первые два условия в нашем случае не выполняются. В то же время такие карты могут быть использованы в качестве управленческих нужд организации. Поэтому мы полагаем, что расходы на приобретение карт могут быть при приобретении отражены в составе МПЗ (Дебет 10 Кредит 60), а при выдаче их водителям списаны на счета учета затрат (Дебет 20 (26) Кредит 10).

    НДФЛ

    Согласно п. 1 ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, которые получены как в денежной, так и в натуральной формах или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст. 212 НК РФ.

    К доходам, полученным налогоплательщиком в натуральной форме, относятся в том числе полученные налогоплательщиком товары, выполненные в интересах налогоплательщика работы, оказанные в интересах налогоплательщика услуги на безвозмездной основе или с частичной оплатой (пп. 2 п. 2 ст. 211 НК РФ).

    Согласно п. 1 ст. 211 НК РФ при получении налогоплательщиком дохода от организаций и индивидуальных предпринимателей в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг), иного имущества, налоговая база определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг) иного имущества, исчисленная исходя из их цен, определяемых в порядке, аналогичном предусмотренному ст. 105.3 НК РФ.

    При этом в стоимость таких товаров (работ, услуг) включается соответствующая сумма налога на добавленную стоимость, акцизов и исключается частичная оплата налогоплательщиком стоимости полученных им товаров, выполненных для него работ, оказанных ему услуг.

    Порядок налогообложения сотрудников при получении ими имущества, на наш взгляд, зависит в первую очередь от условий её передачи.

    В рассматриваемом случае, карта водителя выдается работнику только для осуществления производственной деятельности, следовательно, стоимость карты не может быть признана экономической выгодой (доходом) работника и, соответственно, являться объектом обложения НДФЛ.

    Страховые взносы

    На основании части 1 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее — Закон N 212-ФЗ) объектом обложения страховыми взносами для организаций, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые ими в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.

    Согласно части 1 ст. 8 Закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков-организаций определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 ст. 7 Закона N 212-ФЗ, начисленных ими за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в ст. 9 Закона N 212-ФЗ.

    При расчете базы для начисления страховых взносов выплаты и иные вознаграждения в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг) учитываются как стоимость этих товаров (работ, услуг) (часть 6 ст. 8 Закона N 212-ФЗ).

    Из буквального понимания указанных норм следует, что передача карты работнику не подлежит обложению страховыми взносами в связи со следующим:

    1) оплата стоимости именной карты производится организации, выпускающей карту, а не сотруднику организации, т.е. буквально не является выплатой;

    2) оплата стоимости карты не является вознаграждением, поскольку она приобретается и оплачивается не в интересах работника, а для производственных нужд вашего предприятия.

    Таким образом, объекта обложения страховыми взносами при передаче карты не возникает.

    Ответ подготовил:
    Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
    Шпилевая Ольга

    Контроль качества ответа:
    Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
    аудитор, член МоАП Мельникова Елена

    Личная карточка водителя для тахографа

    Личная карточка водителя для тахографа необходима для повседневной эксплуатации цифровых тахографов в качестве приборов учета труда и отдыха на грузовом и пассажирском коммерческом транспорте. Она эксплуатируется вместе с тахографом, установленным на транспортном средстве (ТС), и идентифицирует водителя, который им управляет. Без смарт-карты использование контрольного устройства запрещено и карается штрафом в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях.

    Что такое личная карта водителя?

    Личная карточка водителя на тахограф представляет собой пластиковую карту, на которой содержится ключевая информация о водителе, транспорте и режиме его использования. Карта ставится в контрольное устройство перед началом движения. С ее помощью электроника понимает, кто конкретно управляет транспортным средством, сколько он находится за рулем, когда последний раз управлял ТС, сколько отдыхал и т.д.

    Эксплуатация тахографов без смарт-карт не допускается. Это является нарушением действующего регламента и влечет за собой ответственность, предусмотренную законодательством.

    Где получить и сделать карточку водителя?

    Оформление смарт-карт для контрольных устройств возможно только в компаниях, которые имеют на это разрешение государственного органа. Полный перечень фирм, занимающихся этим вопросом, представлен на сайте ФБУ «Росавтотранс». Изучите данный список, если вам нужно сделать личную карточку водителя.

    В Санкт-Петербурге получить карту водителя можно в нашей компании. Наша организация имеет все лицензии и сертификаты, а также включена в список авторизованных компаний по выпуску карт на сайте ФБУ «Росавтотранс».

    Цены на карты СКЗИ и ЕСТР

    Стоимость, по которой оформляется личная водительская смарт-карта, определяется ее типом.

    *Цена указана по акции Оформите заявку на сайте, мы свяжемся с вами в ближайшее время и ответим на все интересующие вопросы

    Обращайтесь по указанным на сайте телефонам или оформляйте заявку через сайт, и мы возьмем на себя все хлопоты.

    Отличия карт водителя ЕСТР от СКЗИ

    Главное отличие чип-карт стандарта ЕСТР и СКЗИ – это невозможность использовать их на приборах, для которых они не предназначены. То есть, международная личная карта подходит строго для тахографа европейского стандарта, и наоборот.

    Внешне же эти карточки очень похожи и по размеру, и по форме. Однако при тщательном изучении смарт-карты можно найти следующие отличия:

    • Отличный по начертанию внешний вид букв и защитная печать.
    • Данные на чипе стандарта ЕСТР изложены на иностранном языке (с повтором информации на русском), на чипе СКЗИ – только на родном языке.
    • Технологии защиты сведений, записанных на чипах карт, полностью различны. Именно поэтому они не подходят к электронике другого типа.
    • Для активации карты СКЗИ после установки ее в тахограф необходимо вводить пин-код.

    Порядок получения личной карточки водителя

    Получить карту водителя имеет право любое лицо, предоставившее водительское удостоверение с нужными категориями и достигшее определенного законом возраста (18 или 21 год). Необходимо обратиться в компанию по выдаче карт и предоставить туда пакет документов.

    Отличия пакета документов для оформления СКЗИ и ЕСТР

    Для получения чип-карты для отечественных приборов учета (СКЗИ) понадобятся следующие бумаги:

    • заполненное и подписанное заявление на оформление чип-карты;
    • фото 3,5 на 4,5.
    • копии документов (общегражданского паспорта, прав на вождение ТС, страхового свидетельства СНИЛС и налогового номера ИНН);
    • документы с транспортного предприятия, в которых изложено ходатайство о выдаче смарт-карты (при отсутствии наша компания может предоставить ходатайство);
    • заполненное согласие на предоставление разрешения на обработку личных данных.

    Для карточки стандарта ЕСТР не требуются:

    • Копия ИНН
    • Ходатайство

    Если оформляется карта для предприятия, понадобится также приказ о назначении лица, ответственного за соблюдение режима труда и отдыха, и регистрационные документы транспортной фирмы.

    Сроки изготовления карточек водителя

    Количество дней, которое необходимо для изготовления личной карточки водителя, совместимой с тахографом, зависит от типа смарт-карты:

    • для тахографов СКЗИ наименьший срок изготовления составляет от 15 дней (в среднем время изготовления варьируется в пределах 3-5 недель);
    • для тахографов ЕСТР период получения чип-карты может составлять 2-3 недели;

    Срок замены карт различного типа

    Срок действия карт для приборов учета режима труда и отдыха составляет не более 3 лет.