Содержание
Психология властной личности
Что представляют собой властная личность, человек с высоким личностным потенциалом управления (ЛПУ)?
Это человек, который хочет воздействовать на других людей, меняя их поведение, может это делать, делает и получает удовольствие от результатов осуществленного воздействия. Здесь важны все аспекты. Вряд ли мы назовем властным человеком такого, который хочет влиять, но не умеет, и даже такого, который делает это, добивается результатов, но не получает от этого удовольствия, т.е. делает это вынужденно, в силу сложившихся обстоятельств. Например, прекрасный специалист в своей области практики получил предложение возглавить отдел и не нашел в себе сил отказаться, поскольку на уровне бытового сознания продвижение по иерархической лестнице воспринимается как позитивное событие в жизни. И теперь он в новой социальной роли страдает, так как оказалось, что его психологические качества не соответствуют требованиям новой должности: побуждать (заставлять) других людей работать, организовать их труд в совместной деятельности.
Убедительное описание психологии властного человека дал известный немецкий философ и психолог Э.Шпрангер (1882-1963). Привлекательность его подхода состоит в том, что он показывает психологию и поведение властного человека наряду с психологическими и поведенческими особенностями людей других типов. Переходя к описанию этих типов, уточним некоторые ограничения рассмотрения психологии властной личности.
Во-первых, здесь не разбирается аспект проблемы, который связан с тем, что доминантность/субдоминантность позиций относительна, т.е. человек, находящийся в субдоминантной позиции по отношению к одному человеку, будет, возможно, в доминантной позиции по отношению к другому. Это скорее вопрос уровня личностного потенциала управления, а не принципиальный вопрос властности как характеристики личности.
Во-вторых, не разбираются вопросы, традиционно связанные с проблемой лидерства. В настоящее время существует множество точек зрения на лидерство. Одни связывают этот феномен с чертами личности, другие — с ситуацией, порождающей лидера, третьи — с групповыми ожиданиями. В данной статье рассматривается только властность как характеристика личности, т.е. реализуется генетико-персоналистский подход — анализируется процесс становления и его результат, воплощенный в человеке, стремящемся к управлению другими людьми, в человеке — модификаторе поведения других людей.
Теория «форм жизни» Э. Шпрангера построена на различиях в ценностных ориентациях людей, относящихся к разным типам. Эти основные типы трактуются Э. Шпрангером «как универсалии человеческой природы, независимые от места и времени, без учета конкретных исторических и социальных условий».
Вот краткое описание типов людей в соответствии с их ведущими ценностными ориентациями.
Теоретический человек. Его основная ценностная ориентация — познание. Мир для него — система закономерных отношений, основная проблема — чистота методов познания. Он всеми силами стремится к объяснению, установлению связей. Э.Шпрангер писал, что в наиболее естественном и чистом виде эта форма жизни воплощается в профессиональных ученых, которые, как правило, приходят к постановке жизненных задач в результате свободного интереса.
Экономический человек. Основной мотив человека такого типа — полезность. Все для него становится средством поддержания жизни, борьбы за существование и наилучшее устройство своей жизни. Он экономит материал, силы, время — только бы извлечь из этого максимальную пользу. Он ценит природу, людей, предметный мир в той мере, в какой они полезны ему лично или обществу. Это инженеры, ученые-прикладники, фермеры.
Эстетический человек. Его основная ценность — красота, гармония. Ему интересны люди, природа — те и в той мере, в какой они отвечают его эстетическим критериям. К этому типу принадлежат и творцы, и ценители. Это дизайнеры, художники, поэты по профессии, романтики и мечтатели по своим психологическим особенностям.
Социальный человек. Основная ценностная ориентация социального человека — справедливость, забота о нуждающихся. Ему близки и понятны потребности, интересы, надежды других людей. Для такого человека в наибольшей степени характерно альтруистическое поведение. Но и революционеры нередко тоже люди социального типа. Врачи, учителя, социальные работники — вот типичные профессиональные роли людей этого типа.
Религиозный человек. Как писал Э.Шпрангер, вся духовная структура такого человека постоянно и целиком направлена на достижение высшего переживания ценностей. Это люди мистики, религиозные философы по складу ума. Они ищут смысл жизни.
Люди, принадлежащие к перечисленным типам, не обнаруживают стремления к власти.
Политический человек. Его основной мотив — власть. По Э.Шпрангеру, власть определяется в чисто психологическом плане. Властный тип хочет власти, так как стремится детерминировать действия и мотивы других людей. Э. Шпрангер писал: «Одни натуры пытаются оказать влияние во всех случаях жизни. Другие ограничивают свое влияние определенной сферой». Способов достижения власти много, как много и инструментов реализации власти. Один политический человек склонен стремиться к высокому статусу в системе социальных отношений, рассчитывая получить в свое распоряжение административный ресурс. Другой опирается на знания, влияя на процессы как эксперт. Кто-то возвышается благодаря своей интересной личности, кто-то избирает финансовые инструменты влияния, а кто-то устанавливает господство религиозными средствами, используются и методы физического принуждения, и юридические нормативы.
Подход Э. Шпрангера, человека теоретического типа, использовался в науке и практике не так широко, как можно было бы ожидать, до тех пор, пока Дж. Холланд не разработал весьма привлекательную концепцию типологии людей и их профессиональных предпочтений . Он не рассматривает в своей системе религиозный тип, но вводит новый, так называемый конвенциональный тип.
Конвенциональный человек. Его основная ценность — порядок. Он любит снижать неопределенность, доводить дело до конца. В работе следует конкретным алгоритмам. Он надежный исполнитель в любом деле.
Вместе с выделением ценностной ориентации власти в качестве отличительной черты властного типа возникает вопрос относительно того, как же относиться к положению А. Адлера о всеобщем стремлении к личностной значимости, власти и превосходству. А. Адлер считал это стремление универсальным вектором человеческой жизни, результатом действия комплекса неполноценности. По-видимому, власть — только один из инструментов компенсации.
Другие типы личности достигают личностной значимости или превосходства в конкретных областях приложения своих сил. Даже когда встречается человек, демонстративно отвергающий мысль о том, что он стремится к каким-то достижениям, при внимательном наблюдении можно установить, что его обязательная демонстративность — средство отличия от других людей. Такой человек обычно пытается обесценить стремления других как суетные и, следовательно, обозначить свою позицию как более правильную, позицию более умного, философски настроенного человека.
Здесь рассматривается только человек политического типа как воплощение властной личности. Применительно к его психологическим особенностям заслуживает внимания такое понятие, часто относимое к властным людям в качестве одной из их основных характеристик, как воля к власти. На бытовом уровне, когда говорят о воле к власти, обычно имеют в виду характерную для властных людей неуклонность стремления к принятой цели, последовательность в осуществлении своих намерений, преодоление любых препятствий, встающих на пути. Но все это при обязательном условии — привлечении других людей для достижения цели.
Человека не называют обладающим волей к власти, если для него цель дороже использования людских ресурсов для ее достижения. Если кто-то скажет: «Раз вы не хотите, я буду делать сам, несмотря ни на что», то никому в голову не придет сказать, что у такого человека есть воля к власти. Он должен заставить (побудить) других следовать его намерениям. И иногда это следование, подчиненность других — наиболее ценимый результат, более ценный, чем цель, ради которой, казалось бы, и прилагались усилия. Утрата цели или ее изначальное отсутствие свидетельствуют о том, что перед нами случай, который А. Адлер и его последователи называют суперкомпенсацией. И это уже не вопрос воли.
Понятие воли связывается с преодолением препятствий. Нередко, говоря о волевом поведении, имеют в виду преодоление внешних и внутренних препятствий. Сказанное верно наполовину. К воле в индивидуальной деятельности относится преодоление только внутренних препятствий. Человек, страдающий наркозависимостью, влекомый одним-единственным желанием, на пути к своей цели преодолеет любые внешние препятствия, но никто не назовет его волевым человеком. Так и при суперкомпенсации человек хочет не более как быть признанным господином.
Итак, что такое воля и конкретно воля к власти?
Первое условие возникновения, необходимости и возможности волевого поведения — наличие соперничающих мотивов: человек ощущает напряжение от необходимости выбора делать то или другое.
Второе условие — один мотив явно желаем, человек стремится к нему здесь и сейчас, второй мотив более патентен, человек признает его важность, значимость, но мотивирующее влияние слабее, чем от первого мотива.
Третье условие — волевое поведение будет иметь место, если человек без внешнего принуждения сумеет в диалоге с самим собой сделать второй мотив более сильным, более действенным, чем первый. Это возможно и повышением субъективной ценности второго, и обесцениванием первого.
Это и есть момент преодоления внутреннего препятствия — необходимость отказа от ситуативно более приятного в пользу стратегически более полезного с отсрочкой эмоционального положительного подкрепления. Так решается вопрос воли в индивидуальной деятельности. Воля к власти проявляется иначе. Проблема властной личности состоит не в том, чтобы преодолеть свои внутренние препятствия (непосредственное желание комфорта, отсутствия стресса и т.д.), а в том, чтобы преодолеть препятствия в виде желаний и воли других людей. Они и выступают внешними препятствиями в условиях деятельности, требующей совокупных усилий.
Воля к власти не проявляется там, где достижение цели — сложная деятельность, но цель притягательна для многих, и многие готовы объединить свои усилия для ее достижения. Максимум, что требуется от кого-то из этих многих в данном случае, — это готовность и способность к координации усилий людей для достижения всеми желаемой цели.
Воля к власти состоит в возможности и способности человека отказаться от деятельностей, связанных с достижением цели собственными усилиями, усилиями одного человека под личную ответственность перед самим собой. Воля к власти проявляется там, где деятельность по достижению цели требует усилий многих людей, но они не хотят прилагать эти усилия или прилагают недостаточные усилия. Цель оказывается достижимой, если стремящийся к ней человек обладает желанием и возможностью преодолеть сопротивление других людей, тех, кого он намерен использовать как орудие, и заставить их действовать в нужном направлении.
Властный человек способен к реализации весьма сложного психологического механизма управления. Его можно назвать механизмом волевой аналогии. Человек, позиционирующий себя как субъект управления, начинает рассматривать себя и людей, чьи усилия он желает объединить для достижения некоторой цели, в качестве единого субъекта деятельности. Мотивы людей, входящих в эту новую, пока еще реально не существующую общность, выступают для него как его собственные ситуативные мотивы, препятствующие волевому поведению. В таком случае он может действовать по аналогии с организацией собственного волевого поведения, вступая в управленческое взаимодействие, так же как он занимался волевой регуляцией собственного поведения.
Средства, используемые властным человеком, могут быть разными. Но особенно интересны те, которые аналогичны средствам, делающим возможным волевое поведение отдельного человека. Человек, пытаясь найти волевой ресурс, ведет диалог (такой диалог с самим собой называется рефлексивным) с целью повысить притягательность более слабого на данный момент мотива. Одни люди умеют это делать быстро, другие мучаются довольно долго. Более волевым называют того, кто быстрее может заставить работать ситуативно слабый мотив. И еще одна волевая характеристика: человек должен удерживать побудительную силу мотива на достаточном для осуществления деятельности уровне настолько долго, насколько нужно для достижения поставленной цели.
Властный человек, не желающий или не могущий прибегнуть к принуждению, делает то же самое, но не с собой, а с другими людьми изменяет мотивацию убеждением. Вот здесь и проявляется его личностный потенциал управления, переходящий в реальную волю к власти. Воля к власти тем более выражена, чем у большего числа людей изменены мотивация и (или) поведение, чем большее сопротивление было преодолено, чем быстрее оно было преодолено и чем эффективнее были эти усилия (по балансу продолжительности и реальной необходимости) в поддержании искусственно созданной мотивации к достижению цели.
Источник: Психология управления: учебное пособие / Л.Н.Захарова
властный
Русский
Морфологические и синтаксические свойства
падеж | ед. ч. | мн. ч. | |||
---|---|---|---|---|---|
муж. р. | ср. р. | жен. р. | |||
Им. | вла́стный | вла́стное | вла́стная | вла́стные | |
Рд. | вла́стного | вла́стного | вла́стной | вла́стных | |
Дт. | вла́стному | вла́стному | вла́стной | вла́стным | |
Вн. | одуш. | вла́стного | вла́стное | вла́стную | вла́стных |
неод. | вла́стный | вла́стные | |||
Тв. | вла́стным | вла́стным | вла́стной вла́стною | вла́стными | |
Пр. | вла́стном | вла́стном | вла́стной | вла́стных | |
Кратк. форма | вла́стен | вла́стно | вла́стна властна́ |
вла́стны |
вла́ст-ный
Прилагательное, относительное и качественное, тип склонения по классификации А. Зализняка — 1*a’. Сравнительная степень — властнее, властней.
Корень: -власт-; суффикс: -н; окончание: -ый .
Произношение
- МФА:
(файл)
Семантические свойства
Значение
- связанный с государственной властью; обладающий, пользующийся властью ◆ Хотелось бы, чтобы на уровне государственных властных структур началась наконец разработка серьезных экономических программ. Владимир Лаврик, «Угольная отрасль может стать высокорентабельной», 2004 г. // «Металлы Евразии» (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
- склонный повелевать, подчинять себе ◆ Отец был человеком властным ― и Евгения Васильевна ни под каким видом не могла им управлять. И. Э. Кио, «Иллюзии без иллюзий», 1999 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
- устар. способный подчинить себе, покоряющий ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
- выражающий власть, свидетельствующий об обладании властью, повелительный ◆ Он, как и девушка-связистка, оробел, услыша тяжёлое дыхание и властный голос начальника штаба фронта. В. С. Гроссман, «Жизнь и судьба», 1960 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
- + над + твор. п. имеющий власть над кем-либо, чем-либо ◆ Каким-то образом он соединял представление о ходе событий, над которым человек не властен, и ощущение, что от действий человека, от его свободного выбора этот ход как-то зависит, что человек каким-то образом заслуживает свою судьбу. Геннадий Горелик, «Андрей Сахаров. Наука и свобода», 2004 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
- высок. обычно кратк. форма способный, имеющий возможность сделать что-либо ◆ Если мороз и снег в России суть бедствия непреодолимые, властные уничтожать целые армии, то как же эти обстоятельства не вошли в расчёты генерала, столь знаменитого, замыслившего предприятие столь огромное? Д. В. Давыдов, «Мороз ли истребил французскую армию в 1812 году?», 1835 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
Синонимы
- частичн.: государственный, правительственный, властительный
- властолюбивый
- ?
- ?
- ?
- ?
Антонимы
- ?
- ?
- ?
- ?
- ?
- ?
Гиперонимы
- ?
- ?
- ?
- ?
- ?
- ?
Гипонимы
- провластный
- ?
- ?
- ?
- ?
- ?
Родственные слова
Ближайшее родство
- существительные: власть, властность
- наречия: властно
Этимология
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
- властная жена
- властная фигура
- властные кабинеты
- властные полномочия
- властные структуры
Перевод
связанный с государственной властью; обладающий, пользующийся властью
склонный повелевать, подчинять себе
Библиография
Для улучшения этой статьи желательно:
|
Борьба с властолюбием или как общаться с авторитарными личностями
Несколько месяцев назад (лето 2015) я поставила перед собой задачу: научиться общаться с авторитарными личностями. В школе нас учили решать задачи по математике, физике, химии и никто не учил решать задачи по психологии.
Достались тебе авторитарные родители и начальник на работе — что делать? Сбежать в пустыню и жить отшельником? А там кушать нечего, и ещё львы бегают, кусаются. Есть задача — нужно искать решение. Ведь они для того и созданы, чтобы их решать.
Я прочитала много статей, просмотрела множество видеороликов в Интернете и, наконец, поняла простую истину: бороться нужно не с чужим грехом, а со своим, и грех этот называется властолюбием (любоначалием).
Допустим, кто-то прикрикнул на меня властным тоном, а у меня в груди закипает гнев — это просыпается моё собственное властолюбие, и начинается битва за власть. Два властолюбца борются за главенство в семье или коллективе. Борьба бесконечная и изматывающая, в которой проигрывают все. Бороться нужно не за власть, а с властолюбием, и тогда многие трудности в общении с людьми исчезают сами собой. Вы не справитесь с властолюбивыми супругами, пока не победите властолюбие в самих себе.
Можно находиться в подчинённом положении, даже рабом на галере, но сохранять чувство собственного достоинства и уважения к самому себе.
Сравните два образа.
Мажордом в доме английского лорда, спокойный и невозмутимый. Хозяин кричит, ругается, а мажордом неспешно поднимается по лестнице, оскорбления хозяина для него — комариный писк.
Или холоп с согбенной спиной крутится вокруг барина и угодливо предлагает свои услуги.
Угодливый раб также властолюбив, как и его хозяин. Поменяйте местами раба и господина, ничего не изменится.
Властолюбие — желание подчинить другого человека своей власти, посягательство на его свободную волю . Бог создал человека свободным, и каждый из нас волен выбирать между добром и злом. Сам Господь не посягает на свободу человека. А Сатана, напротив, придумывает самые изощрённые методы порабощения людей.
Первое, что бросается в глаза — это проявление властолюбия в быту. Супруг не закручивает тюбик с зубной пастой, разбрасывает по комнате грязные носки. Вчера убирала в квартире, сегодня опять все вещи разбросаны. Раздражение растёт. А почему? Потому что хочется, чтобы другой человек делал то, что Я ХОЧУ, одевался так, как МНЕ НРАВИТСЯ, вёл себя так, чтобы МНЕ с ним было удобно. А ему? Ему с вами удобно? Человек так воспитан, он привык к такой жизни, он живёт так, как ему хочется. И пока он сам не захочет измениться, его никто не изменит, его можно только сломать как личность. Вам нравится жить с человеком, которого вы задавили и сломали? А ему нравится?
Жены пилят своих мужей, чтобы заставить выполнять домашнюю работу. Вы не представляете себе, как сильно воздействует голос на психику человека – он становится вялым, апатичным, падает на диван и ничего не хочет делать. А крикливая жена с большой вероятностью получит воспаление щитовидной железы.
Властолюбие является и под прикрытием благих пожеланий: «Я же ради вас стараюсь, я вам добра желаю. Делайте, как я велю. Подчиняйтесь мне». Или не так грубо и явно, например, идёт женщина в простой одежде, я думаю: «Если бы её в красивую одежду нарядить, как бы хорошо она выглядела!». Я хочу вмешаться в чужую жизнь, хочу её «улучшить». Откуда мне знать, что для этой женщины лучше, что хуже. А она сама чего хочет?
Мужчина матерится, и это вызывает у окружающих отвращение. Он вырос в неблагополучной семье, ничего, кроме матов не слышал, — в чём его вина? А вы попробуйте заставить его выражаться культурно, услышите в ответ отборные маты. А все потому, что заставлять бесполезно, нужно убеждать.
У мужчин, как правило, властолюбие проявляется в идейном плане. Навязать свою идеологию. «Пусть не я буду править миром, но идеи, рождённые мной». У женщин такая мания встречается реже. Женщины чаще становятся жертвами мужчин-идеологов, фанатичными последовательницами и распространительницами сомнительных учений. Христианство — не идеология, и Иисус Христос не за идею умер.
Чрезмерная вовлечённость в чужие проблемы — тоже желание «улучшить» мир, сделать его таким, каким нам хочется. Пытаемся «помочь» кому-то решить его проблемы, но мы же не знаем, какая помощь человеку действительно нужна. Мы слепы, глухи и руководствуемся какими-то нелепыми предрассудками. Не надо «осчастливливать» человечество, люди и без того имеют всё, что нужно для счастья. Будет человек счастливым или нет, зависит только от него самого.
И так каждый день, каждый час следишь за своими помыслами: не хочешь ли навязать другому человеку свой образ жизни, манеру поведения, манеру речи, своё мировосприятие, свою веру. Очень трудно постоянно следить за собой, но с Божьей помощью всё возможно. А когда поддаёшься помыслам: люди не такие, как нам хочется, и начинаются осуждения; мир не такой, как нам хочется, и начинаются нытьё и жалобы на жизнь.
Через пару месяцев у меня выпрямилась спина. Без всяких гимнастик исчезла сутулость. Приятный сюрприз! И это ещё не все: я стала чувствовать своё тело, появилось то, что называют телесной внимательностью, наблюдательностью или осознанностью. Стала замечать, что когда хочешь изменить то, что изменить не в силах, возникает напряжение в теле и голове. Когда говоришь что-то не то, делаешь не то или пишешь не то, в теле появляются неприятные ощущения, будто оно пытается сказать: «Остановись!». Даже тело пытается нас остановить, но мы его не слышим.
Вот такие интересные вещи стали происходить со мной во время борьбы с помыслами «прогнуть мир и людей под себя». Когда пропадает желание прогибать других людей, сам становишься несгибаемым (у меня даже спина выпрямилась).
Стали исчезать страхи, беспокойства, зависимости. Появилась уверенность в себе. Перестало беспокоить, что обо мне скажут или подумают другие люди. Это естественно: ты перестал навязывать своё мнение другим и перестал зависеть от чужого мнения. Связь работает в обе стороны. Можно научиться уважать себя, после этого появится уважение к другим людям. Или наоборот, научиться уважать других людей, появится уважение к самому себе.
Перестаёшь мучиться из-за того, что ненароком кого-то обидел. Всю жизнь тебя критиковали и требовали быть безупречным, а ты небезупречен. Принимаешь себя таким, каков ты есть. Стараешься принимать других людей такими, какие они есть, хотя это очень трудно. А что мы можем сделать с другим человеком? Изменить можно только самого себя.
Не надо внушать себе, что ты лучше, чем есть на самом деле, иначе не появится желание измениться.
И принижать себя не надо: человек — образ Божий, который нужно очистить от грязи. Не позволяйте себя унижать. Уважайте себя. Вы не только оскверняете Облик Божий в своём лице, но и развращаете другого человека своим раболепием и подобострастием. Никакое это не смирение, это человекоугодие. Можно ведь не кричать, не ругаться, а спокойно и уверенно потребовать уважения к себе: «Извините, почему вы так грубо со мной разговариваете? Не хамите». «Здесь прислуги нет. Если хотите что-то получить, вежливо попросите». «Скажите волшебное слово «пожалуйста»». «Вы не просите, вы приказываете, а вы попросите».
А попросить гордыня не позволяет? «Милая моя, не приготовишь мне ужин?», «Дорогая моя, покорми меня, пожалуйста».
Иногда можно услышать заявления вроде: «Ты что, не видишь, что нужно помочь», «Ты что, не видишь, что нужно сделать то-то и то-то». Почему человек должен видеть то, на что вы ему указываете, будто у него своих забот нет? Подойдите и вежливо попросите. Или скоро заговорите, как Воланд из романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»: «Никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами всё дадут».
Даже в храме нечасто услышишь волшебное слово «пожалуйста». Если вы людей просить не умеете, как же вы тогда Бога просите? Молитва — это просьба, в крайнем случае, крик о помощи, а не приказ или требование.
* * *
Всё оказалось не просто, а очень просто: мы не можем изменить мир и людей, только самих себя. «Хочешь изменить мир, начни с себя». Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего (Мф. 7,5). Мы это знали, читали, только ни разу не пытались применить на практике. Требуем от других, чтобы те изменились, а сами мы настолько идеальны, что ни в какой коррекции не нуждаемся. А ты попробуй себя изменить, и такие чудеса начнут происходить, просто диву даёшься.
Может быть, сознание человека меняется очень быстро, но тело и психика перестраиваются медленно. Способность постоять за себя появляется не сразу, а постепенно, и приносит большое облегчение. У тела есть привычки, в мозгу создаются устойчивые нейронные связи, чтобы их ослабить, нужно не менее сорока дней.
Когда борешься со своими грехами, открываются глаза: начинаешь видеть то, чего раньше не видел, понимать то, чего раньше не понимал. Решение проблем, ответы на вопросы приходят сами собой.
Для чего нам были даны авторитарные родители и начальники? Чтобы мы заглянули внутрь себя и увидели свой собственный грех. Если бы мы дали волю своему наследственному властолюбию, мы бы превратились в деспотов, мучающих других людей, и получили букет «болезней властолюбца». Наши родители и начальники были для нас сдерживающей силой, теперь мы можем стать сдерживающей силой для них. Отплатить благом за благо, помочь «вынуть сучок из глаза брата своего». Бог мудр, Он очень мудро всё устроил, и когда понимаешь это, исчезает злоба и обида, остаётся одна благодарность.
А о властолюбии хорошо написал Гёте (перевод Бориса Заходера):
Вот беда, так уж беда –
Все полезли в господа.
И при этом – ни один
Сам себе не господин!
Секреты общения со статусными людьми
Кто такие статусные люди, чем они отличаются от других и как с ними успешно общаться?
«Статусными» можно назвать людей, обличенных властью, волевых, нацеленных, с сильными характерами, которые заставляют других считаться с ними, напрягаться в их присутствии, искать слова и чувствовать неуверенность.
В данной статье мы опишем особенности этого психотипа, ключи доступа, ведущие ценности, защитные функции, особенности темперамента, поведенческие стратегии, слабые места и манеру руководства. А так же дадим ряд советов и практических рекомендаций, как выстраивать отношения, коммуникацию и быть понятным для людей этого типа, уметь доносить до них информацию, отстаивать свое мнение, набирая бонусы в их глазах.
Кто такие статусные силовики? Это бизнесмены, политики, профессиональные спортсмены, топ-менеджеры, чиновники, академики, военные офицеры, заслуженные педагоги, представители силовых структур.
Так или иначе это сильные люди либо наделенные властью, либо всячески к ней стремящиеся. Их деятельным натурам интересен карьерный рост, социальное положение, личные достижения, привилегии и преимущества. Им важно признание коллег, друзей, возможность быть в центре внимания, управлять людьми из-за кулис, играть по другим правилам, не как все, осознание, что с их мнением считаются и уважают.
Исходя из чего есть целая методология, как следует общаться с представителями этого типа людей, что можно говорить в их присутствии, а чего нельзя. Уникальность методики в том, что не важно, кто перед вами – майор спецслужбы или директор средней школы – их стратегии коммуникации будут во многом похожи. Властные волевые люди, нацеленные на собственный статус, имеют много общего.
Поэтому мы их условно объединяем в один психотип.
Особенности статусных силовиков:
1. Статусные ценности
Зарисовка на тему: Когда человек получает зарплату 1000 долларов он гордится собой, но когда он будет несколько лет подряд получать прибыль в 5000 долларов ежемесячно, его стиль жизни изменится. Он будет покупать дорогие вещи, отдыхать на престижных курортах, наймет горничную или кухарку. Его восприятие себя изменится, он привыкнет к тому, что достоин всего лучшего, и по-другому будет воспринимать окружающих людей – более строго, требовательно, без лишних разговоров или погружения в чужие подробности.
Вот что такое статус – это привилегированное положение, другое виденье мира и себя в нем, ориентация на иной уровень качества, сервиса, отношения к своему времени и жизненным ориентирам.
Бедный человек работает, чтобы выжить, и вкладывает все деньги в детей. Богатый человек работает, чтобы жить еще лучше, вкладывает деньги в детей, собственное здоровье, интересный досуг, гарантии будущего и личное развитие.
Разница большая. И общение со статусными людьми сильно отличается.
Они во всем чтят свои интересы, ценят время, доверяют только лучшим специалистам, хотят получить гарантии результата, не любят платить сверх ожидаемого, отстаивают свои права, требуют внимательного отношения, (как правило) хорошо разбираются в людях, стремятся покупать только продукцию уважаемых брэндов. Или наоборот ценят различные новинки и уникальные товары.
Ключевые слова этого уровня: «лучшее», «качественное», «гарантии», «профессионализм», «статус», «оригинальность», «уникальность», «такое будет только у вас и Майкла Джексона (Стива Джобса, Пэрис Хилтон, Мадонны, Абрамовича)».
2. Эмоциональная закрытость
Оригинальность статусных силовиков в том, что в силу врожденного темперамента (доминирующего типа) или из-за развитой профессиональной привычки они почти не выражают эмоций в социальной среде. Исключение составляют гнев, недовольство и раздражении, то бишь – негативные эмоции, как раз данный тип выражает уверенно и довольно часто.
В семье, с друзьями, с детьми, на отдыхе данный тип людей может быть таким же эмоциональным и раскованным, как другие, но в формальной или деловой среде они – кремень, умноженный на скупую мимику и прицельный оценивающий взгляд.
Понять, что они действительно думают, и какова их ответная реакция на услышанное сможет лишь очень проницательный человек или профессиональный психолог.
В чем фокус, почему они так делают, что им мешает быть, как все?
Стремление к статусному превосходству.
Зачем выражать эмоции, если можно трезво обдумать ситуацию и сказать: «Согласен» или «Переделайте, мне это не подходит». В нашем высоко-функциональном социуме много формальных рамок, когда эмоции расцениваются как нечто лишнее, как проявление слабости и наивности. А статусные силовики не хотят быть (или выглядеть) слабыми, позволять «читать» свой внутренний мир, открываться и быть уязвимыми.
Обычно, подобная закрытость показатель сложного жизненного опыта, который научил не доверять людям и держать дистанцию, но так же это может служить результатом профессионального развития там, где нельзя или нет возможности сопереживать людям и открываться – например, врачи, МЧС, военные, МВД, и т.д.
Ключевые описания этого уровня: строгость, холодность, власть, недоверие, гнев, подозрительность, черствость, отсутствие сопереживания, отгороженность.
3. Формальная рамка
Так как статусные силовики стремятся к доминирующему положению в обществе, они часто занимают руководящие посты (и очень хорошо там себя чувствуют), ставят задачи и контролируют их выполнение. В процессе общения с ними возникает интересный феномен, который мы назовем «формальное пространство».
Зарисовка: заходит директор в отдел, обводит присутствующих суровым взглядом… и все замирают. Дальше разговор происходит только по существу и не очень уверенно.
Что это такое? Это пример создания формального пространства, где официально разрешен только один язык – язык результатов и достижений, производственных задач и командных планов. Формальное пространство нужно директору, чтобы привить исполнительность, чиновнику – чтобы отбиться от назойливых просьб, военному офицеру – чтобы повысить бдительность солдат в несении службы, директору – чтобы вселить страх в учеников школы и на время пресечь их выходки.
Формальное пространство это то, к чему нужно быть морально готовым, отправляясь на встречу к статусному силовику. Это как сортировочное сито или холодный душ, они нужны, чтобы настроить обывателя определенным образом и получить от него максимум информации в минимальный срок, и не дать ему набросить «эмоциональные сети» жалоб, нытья и собственной несостоятельности на чиновника, врача, военного и т.д.
«Чем болеете?», «Как лечитесь?», «Где проходили обследование?» – четкие рубленные вопросы мигом возвращают клиенту ответственность, заставляют собраться и бегло отвечать на вопросы, пока врач сурово смотрит из-под очков.
Ключевые фразы: «говорите по делу», «не отвлекайтесь», «об этом потом», «почему не сделали?», «когда отчитаетесь?», «следующий».
4. Конкуренция и доминирующий темперамент
Темперамент является врожденной особенностью личности. Он может быть более доминирующим, или более мягким, подстраивающимся. Именно темперамент подталкивает людей к азарту, риску, конкуренции, желанию выиграть.
При развитии личности в сторону силового типажа, человек любит бросать вызов тем, кто хотя бы в чем-то его превосходит, будь-то аналитический спор, достижения в спорте или сравнение автомобилей.
Для статусных силовиков спор и конкуренция еще одна возможность поддержать свой статус, утвердиться в своих глазах, доказать другим свои сильные стороны. Если же выиграть в споре не удастся, силовики очень быстро демонстрируют отсутствие интереса или обесценивают чужие аргументы.
Если же ваша критика попала в десятку и вы задели их за живое – они приложат максимум усилий, чтобы доказать вам обратное! Поэтому есть такой критерий: чем жестче, громче и демонстративней силовик отрицает ваш укол, тем глубже он был. Связь прямо пропорциональная. Нужно хорошо знать этот типаж, чтобы видеть, как они переживают, скрывая свои эмоции даже от самих себя, как волнуются, боятся прогадать, не хотят ударить «лицом в грязь», потерять уважение окружающих, оказаться «лузерами» или неудачниками в глазах уважаемых и уважающих их людей. Ключевые слова: «лучше», «продули», «ты – крут», «молодчик!», «по барабану».
5. Повышенная критичность
Люди силового типа более придирчивые, чем, например, эмоциональные и другие.
Замечая недочеты, неточности и ошибки в словах и действиях других людей, они показывают уровень своей образованности и опыта, подтверждают свой статус, гордятся собой, лелеют самооценку, улучшают настроение.
Это еще один способ доминировать в ситуации, быть лучшим, подняться на вершину Олимпа. Ничего особенно плохого в этом порыве нет, проблемы с силовиками начинаются тогда, когда они неадекватны и заигрываются в гонор и самодурство. Как говориться – «цены себе сложить не могут». Но это лишь один из вариантов.
Среди людей опытных, силовых, статусно-ориентированных большой процент составляют активные целеустремленные трудоголики, которые не останавливаются на достигнутом. Поэтому часто они имеют право критиковать других, имея опыт и знаний, пройдя школу жизни и преодолев собственные комплексы. Но идеальных людей нет, и силовики периодически навязывают свое мнение, дают непрошенную оценку действий, слегка «рисуются» на общем фоне, привлекая к себе внимание других.
Интересная особенность силовиков в том, что чем они адекватнее, тем больше требуют от самих себя. Чем неадекватнее – тем больше требуют от других, руководствуясь принципом: «что прощу себе, не прощу окружающим».
Если статусный силовик сам мало реализован в жизни, то он реализуется за счет окружающих и его надуманные издевки и комментарии (указы, диктатура, прессинг) имеют мало ценности. Так находит выход их нереализованная энергия, в противовес им реализованный силовик не тратит время на критику окружающих, он пашет сам и заставляет пахать других. Максимум, он может «взорваться» и устроить разнос наиболее инертному сотруднику.
6. Власть, контроль, безопасность
Еще одна интересная черта сильных и нацеленных людей – это тенденция контролировать происходящее. Зачем? Контроль это гарантия того, что все будет происходить нужным образом, даст нужный результат в будущем.
Зачем? Потому что всем людям важна их безопасность, отсутствие тревог и страхов за себя, свое имущество, стиль жизни, личный комфорт и комфорт своих близких.
Силовики, как и все остальные, переживают за свое будущее. Они используют власть и контроль, чтобы гарантировать нужное проистечение обстоятельств. Если директор давит на подчиненных, кричит, критикует их, это значит, что он волнуется за фирму, хочет перестраховаться и повысить надежность.
Чем сильнее силовики давят, тем больше их волнение за ситуацию. Все логично.
Вторым слоем тенденция к власти проистекает из желания укрепить свой статус, показать, кто здесь главный, упрочнить свою лидерскую позицию, навязать свой ход мысли, чтобы продемонстрировать собственное преимущество, завести «учеников», почитателей и слушателей для подтверждения собственной важности.
Статусные силовики «учат жизни», когда хотят компенсировать отсутствие результатов в других сферах. Чем меньше директор, тем больше у него пафоса.
На психологических тренингах по конфликтологии данный типаж рекомендуется «умасливать», развивать специальный навык говорить мягким голосом «волшебника», уметь сглаживать проблемные ситуации. В этих советах вы, наверное, увидите знакомых вам людей, которые до удивительного спокойно умеют общаться с самыми вздорными людьми. Они умеют относиться к шумным начальникам как к детям, которые требуют внимания и признания.
7. Ключи доступа: гарантии, качество, уникальность, профессионализм
Как улучшить отношения с силовиками?
Как к ним подобраться, чтобы сделать деловое предложение, отстоять свое мнение или получить помощь в решении проблемы?
Универсальными ключами, которые нужно использовать в общении (речи, презентации, продажах, переговорах) являются следующие:
- Гарантии – синоним надежности, укрепления безопасности. Делая предложение чиновнику, директору, представителю силовых структур, нужно продемонстрировать абсолютную (максимальную из возможного) надежность вашего предложения (расчета, схемы, плана действий). Силовики не любят рисковать и проигрывать, им нравится только выигрывать.
Если ваш план недостаточно надежен (продуман, учитывает человеческие слабости, опирается на мечты или удачу) согласия силовиков вам не видать. Пойдите к Коучу и проработайте его как следует 😉 - Качество. Чем богаче силовик, тем больше он привык получать все лучшее, что может предложить рынок. Но без лишних трат. «Лучшее за умеренные деньги» – вот их негласный девиз. Поэтому в беседе с ними можно использовать следующие формулировки: «Это лучшее, что существует, если вас интересует качество/результат/надежность/отсутствие проблем», «Это самый лучший продукт/агрегат/автомобиль». «Есть продукт дешевле, но до этого продукта ему далеко».
- Уникальность/оригинальность. Когда разговора о качестве не достаточно, можно упомянуть об уникальности изделия, оригинальности и неповторимости. Каждый человек хочет чувствовать себя яркой индивидуальностью, но не у всех для этого есть деньги 😉 Предложите статусному человеку что-то качественное и единственное в своем роде, приправьте это фразой: «Такая вещь будет только у вас. Все ваши знакомые просто обзавидуются». Это снова-таки усилит личный статус силовика, он будет круче всех!
- Профессионализм. Силовики не хотят прогадать, иначе ошибка больно ударит по их самолюбию, поэтому они хотят гарантий в работе с людьми, а гарантией результативности является профессионализм и опыт. Поэтому продавая им дизайнерскую мебель можно сказать так: «Этот красивый гарнитур сделан из лучшей новозеланской сосны, которую практически не поставляют на рынок (уникальность). Ее собирали и делали мастера с тридцатилетним опытом обработки древесины, настоящие профессионалы, их сборка имеет гарантию 50 лет».
- ВИП-прописка. Так в шутку можно назвать ссылки на Ваши лучшие достижения – будь-то упоминание в крутом журнале, отзывы известного человека, покупка ваших изделий известной фирмой или личностью. Поэтому по поводу мебели можно добавить следующую фразу: «Точно такой комплект заказала жена премьер-министра/поп-звезда/звезда футбола».
Еще есть стандартные для всех финансовые выгоды, бонусы, скидки, спец-услуги. Силовики любят их, так же как и все остальные. Но в общении с ними это должно иметь очень личный контекст – «Только для вас, больше мы никому таких услуг не делаем». Естественно, это подчеркнет их статус, а, значит, мы в их глазах станем особенными людьми, и в следующий раз они захотят иметь дело только с нами, потому что мы их уважаем.
Приемы общения с силовиками и статусными людьми.
Можно условно разделить силовиков и просто статусных людей.
Силовики в силу темперамента стремятся к власти, доминированию и демонстрации своего статуса. Они напористые и амбициозные.
Просто статусные люди это те, кто в силу должности или социальной занятости обладают привилегиями или властью, хотя изначально их темперамент мягче. Но правила общения с ними те же, они реже давят, но так же хотят уважения, привилегий и гарантий.
В общении и с теми, и с другими важны:
1. Конкретика и лаконичность речи
Почему? Потому что все силовики ценят свое время (кто ценит себя не тратит время на выслушивание других), и если наше обращение будет длинным путанным и нелогичным, они просто захотят закончить разговор. Профессионал говорит скупо, четко и уверенно, поэтому ему верят – он знает, о чем говорит.
Если речь невнятная, сбивчивая – значит, человек неуверен.
Если человек говорит очень долго, в подробностях описывает проблему – значит, он страдает и ждет соучастия, а это обязывает и, соответственно, отталкивает собеседника, который не хочет брать на себя чужую проблему.
Совет таков: рассказывать силовикам о проблеме нужно «безпроблемно», как будто речь идет о соцсоревновании, интриге или азартном проекте (силовики любят конкурировать и побеждать, а брать на себя чужие задачи не любят).
На тренингах продаж и на продвинутых коммуникативных тренингах типа Коучинга тренера учат превращать проблему в задачу, продавать не услугу, а решение проблемы, говорить не о том, что хочется сказать нам, а о том, что хочет слышать клиент. И здесь основной фокус состоит в том, как настроить себя на диалог с человеком, который слушает мало, спрашивает жестко и ждет простых четких ответов без фраз «я думаю», «наверное», «должно быть», «мне кажется».
Сделать свою речь гладкой, ясной и аргументированной поможет многократное повторение про себя, или разговор с толковым человеком, или тренировка перед зеркалом до момента уверенного спокойствия в каждой фразе.
2. Уважение.
Как уже говорилось – силовиков нужно уважать и демонстрировать это уважение. Это относится к обеспеченной блондинке, приехавшей в новый бутик, или майору спецслужбы, или чиновнику, или школьному директору. Все они создают вокруг себя формальное пространство социальных ритуалов (пресекающих лишнее панибратство), все они не выказывают своих личных чувств (их можно отследить только по микромимике), все хотят самоутверждения, признания и контроля ситуации, чтобы не пострадал их статус.
- В чем уважение проявляется?
- В готовности выслушать человека, какую бы ерунду он бы не говорил поначалу;
- В отсутствие фраз «Вы неправы», «Я вас научу», «Не говорите глупостей».
- В мягкой мимике, покачивании головы («Пой, птичка, пой»), спокойном голосе.
- В готовности пойти навстречу там, где это необязательно.
На психологических тренингах в этом месте участники, как правило, задают вопрос: «А нужно ли так подыгрывать? Вдруг это окончательно разбалует человека?», и мы отвечаем словами Глеба Жеглова: «А для этого есть второе правило…». Нужно уметь правильно подать себя. Уверенный в себе человек готов «подыграть», чтобы наладить контакт. Но позже он мягко объяснит, намекнет клиенту, что тот не совсем прав (особенно, если тот вообще не прав или в корне заблуждается)».
Силовики любят командовать и понукать людьми, но в первую очередь они уважают людей, которые не прогибаются, умеют вежливо постоять за себя, без истерик и скандалов защитить свое мнение, сохраняя в общении позитивную рамку.
Могут мягко, но уверенно ответить на прессинг.
Как гибкий клинок – гнется, но не ломается, и когда нужно остро режет.
Поэтому первая задача в общении с силовиками – выказать уважение им, а вторая – мягко показать, что мы – специалисты в своем деле, и тоже достойны уважения. Мол, мы не такие умные как вы (куда уж нам), но в своей сфере мы – лучшие.
3. Комплименты
Эта тема древняя, как мир, поэтому мы не будем расписывать ее столь подробно.
Скажем лишь, что на постсоветском пространстве никто не умеет делать комплименты (если судить о людях в массе), все их почему-то боятся, путают с откровенной лестью (которая тоже имеет эффект в общении с откровенными самодурами).
А настоящий комплимент он легкий, красивый, сказанный «как бы случайно», и поэтому ни к чему собеседника не обязывающий. Поэтому его эффект долгоиграющий, вызывающий искреннюю реакцию привязанности.
Для этого есть специальные приемы типа «бутерброда лжи», и так далее, в чем стоит дополнительно тренироваться, преодолевая свои комплексы, смущение и неготовность подстраиваться. На психологических тренингах часто бывает забавная ломка, когда люди не хотят «говорить хорошее», предпочитая формальный язык критики или констатации.
Скажем лишь, что хороший комплимент подчеркивает то, что ценит сам человек, то, что для него важно, характеризует его индивидуальность или сферу приложения усилий.
А вот как это заметить – тема для отдельной истории. Это Коучинг.
4. Чего не любят «силовики» – нытье, критику, игнорирование
Слабое место многих (но не всех) силовиков является углубление в эмоциональную сферу, которая подразумевает сопереживание, эмпатию, наблюдение за внутренним миром своим и чужим, анализ переживаний и их причин, моральную поддержку и признание собственных ошибок.
Поэтому для силовиков дискомфортно слушать чужое нытье, обвинения, семейные требования. В классике силовики любят язык силы, конкретики и ответственности, чтобы не было нужды вникать в чужие подробности. А язык эмоций их утомляет, нужно ломать себя, влезать в чужой мир, смотреть на себя чужими глазами… на это они не идут.
Только иногда и ради самых близких людей.
Как плата за дружбу или семейные отношения.
Но собственные эмоции для силовиков важны! Они хотят быть услышаны, им хочется, чтобы их ожидания были угаданы, их переживания поняты, их раны обласканы. То есть, больше всего они хотят получить то, чего сами дать не в силах. Поэтому, чем громче начальник, чем тише и покладистей его жена (как правило).
Очень болезненно силовики реагируют на их игнорирование и критику, которой они вообще не выносят, потому что их статус рушится. И не смотря на внешнее пренебрежение, они очень тонко переживают чужие уколы (всю ночь ворочаются 😉 )
Гении коммуникации умеют облечь критику и уточняющие замечания в «почти что похвалу». Например, клиент городит ерунду про товар. Опытный продавец мудро выслушивает всю тираду (уважение), а в конце говорит: «Здорово, что Вы знаете тонкости, которые известны далеко не всем продавцам (комплимент). Только в этой модели все устроено несколько иначе, даже лучше…».
Клиента выслушали, похвалили, теперь уже он готов выслушать нас.
Это уровень обслуживания экстра-класса!
5. «Умасливающие» фразы
Для конфликтных и полуконфликтых ситуаций, когда клиент по каким-либо причинам раздражен или начинает входить в ярость, можно использовать «умасливающие» фразы. Опытные продавцы используют их интуитивно, это разного вида согласия и снова-таки тонкие комплименты, которые повышают самооценку агрессора, переводя ссору в мирное русло: «Вы абсолютно правы», «Только проницательный человек заметил бы такую неточность, спасибо вам за помощь», «Хорошо, что у нас есть такие клиенты, как вы», «Мы будем ставить вас в пример нашей молодежи» 😉
На психологических тренингах хороший тренер будет работать с группой до тех пор, пока каждый участник не сможет сказать что-то хорошее крикливому идиоту целиком искренне, только тогда комплимент подействует и снимет накал ситуации. Так работает системная психология в человеческом общении – подсознание здорово распознает вранье в разных формах, даже отлично сыгранное. Но искреннее признание чужой правоты и ценности ни с чем не спутаешь. Одна-две фразы меняют клиента на глазах.
Клиент бесплатно (!) учит нас работать лучше, внимательнее вести бизнес, и мы ему благодарны! От нас не убудет, учиться можно всегда везде и у любого человека.
6. Говорить на одном языке
Здесь мы дадим краткий блок из цикла Коучинга, который весь заточен на сверхпонимание и выстраивание коммуникации нужным образом.
Первый принцип – слышать, что человек говорит на самом деле.
Если крутая блондинка в бутике говорит: «Как-то эти туфли выглядит простова-то», хороший продавец предлагает ей такие же, только с розочками. А продавец, прошедший Коучинг, слышит, что клиент недоволен нестатусной вещью. И предложит такие же туфли, только с модной лейбой и в два раза дороже. И клиентка воссияет!
Второй принцип – определение ведущих ценностей.
Для блондинки важна мода, для бизнесмена солидность, для его бабушки – практичность и многофункциональность. Обычно продавцы (переговорщики, менеджеры по продажам) заточены продавать выдающиеся качества товара и его конкурентоспособность, оглядывая на рынок. Но есть еще один слой в мотивации отдельно взятого товара – его личные ценности. Услышать их и конвертировать известные качества в нужном русле и есть Коучинг.
Бабушка богатого бизнесмена: «Хочу туфли попроще, и чтобы подошва не отвалилась». Продавец, поглядывая на бизнесмена: «Вот эта пара не дешевле, зато здесь швейцарское качество, на подошву и все швы гарантия 10 лет».
И статусность (солидность) и надежность удовлетворены одной фразой. Бабушка довольна качеством, а ее внук, который платит деньги, хочет купить что-то достойное, чтоб ему не было стыдно за дешевую покупку.
Весь фокус – заметить в речи нужные слова-критерии, определить стоящие за ними ценности клиента и подать ему товар в нужно свете (фильтре/рамке/плоскости).
7. Как доказать свое честно и нечестно
Иногда клиента, который говорит или верит в полную ерунду, необходимо остановить или образумить. Для этого его можно банально напугать, особенно если простых доводов не принимает. В Коучинге по аналогии с рационально-эмотивной терапией есть такой прием «макание в модель Неуспеха», когда определив ведущие ценности клиента, ему предлагают готовый вариант негативного будущего. Это резко вызывает у собеседника готовность прислушаться к нам, поскольку мы аргументировано разрушили «позитивные иллюзии».
Директор: «Это нужно сделать только так и никак иначе».
Подчиненный: «Хорошо… только наши коллеги так сделали и прогорели на 20 тысяч».
Обрезать «позитивные иллюзии» нужно, четко оперируя фактами, без вранья, но подавать факты нужно в том же русле, что и сформулирована цель. Если разговор о надежности – значит, обсуждаем ненадежность, если – быстрота, объясняем причины медлительности, и так далее.
Фокус в том, что в человеке всегда живет надежда, он готов цепляться за мелочи, лишь бы удержать нужную ему картину мира и навязать ее окружающим, если позволяет должность. В случае, если вы как специалист видите провальность навязанного алгоритма действий и не можете переубедить начальство, нужно использовать «обрезание успешного будущего» через специальный подбор нужных контраргументов, которые надавят на ведущую ценность оппонента.
Ваши выводы из прочитанного:
Чем вам понравилась статья? Готовы ли вы ответить на контрольные вопросы?
Они помогут сложить картинку о силовиках воедино, дать надежную опору в общении.
- Почему силовики удерживают вокруг себя формальную рамку?
- Каковы их ведущие ценности?
- Чего они больше всего боятся в общении с другими людьми?
- Что может их надолго выбить из колеи?
- Как правильно показать уважение самодурам?
- Чего нельзя делать в общении с адекватными силовиками?
- Как силовики общаются между собой, с кем они дружат?
- Кого силовики уважают и почему?
- Какими силовики были в детстве, чем показательна их юность?
Для полноценных ответов проанализируйте своих друзей, знакомых, родственников, подпадающих под этот типаж. Как они росли к своим успехам, какими были в школе, чем отличались в общении, как реагировали на несправедливость?
Самое главное в общении с силовиками – это уважение.
Уверенный человек может себе это позволить!
Желаем Успехов в общении.
Павел Дыма
Властность в нашей жизни: ловушки и последствия
Власть. Услышав это слово, мы чаще всего представляем себе какую то политическую элиту или олигархов с ней связанных. Между тем власть – очень близкое к нам понятие, с которым каждый из нас имеет дело практически с первых лет жизни. Мы проявляем свою властность, явно или скрыто в своей жизни и постоянно сталкиваемся с ее проявлениями в наш адрес. Властен ли детский плач над мамой? Властна ли мама над своим ребенком? Властны ли мы над кем-то? Так кто же над кем властен и есть ли эта власть на самом деле? Кто-то с ней борется, кто-то к ней стремится. При этом порой вкладываем в это огромные усилия. Приносим жертвы. А все ради чего? Опираясь на свой терапевтический опыт, я постараюсь прояснить некоторые детали этого вопроса. Что бы каждый из читателей смог более четко определить границы своей власти. А так же ясно увидеть последствия, с которыми он может столкнуться, пытаясь сузить или расширить границы своей власти.
Так что же такое власть? На сайте wikipedia.org мы можем найти следующее определение «Вла́сть – возможность и способность осуществлять свою волю, воздействовать на деятельность и поведение других людей даже вопреки сопротивлению.» А что такое власть для вас? Если есть бумага и пара минут, попробуйте накидать для себя список: Что в вашей власти?
Исходя из определения, получается, что раз мы можем влиять на поведение других людей, даже вопреки их сопротивлению, то теоретически мы можем все. И тогда в список нашей власти часто попадают результаты деятельности, в которую вовлечены другие люди. Например, я могу считать, что в моей власти: сохранить или построить с кем-то отношения; сделать счастливым родителя, супруга или товарища, а может быть и всех вместе взятых и т.п. Может быть подобные пункты есть и в вашем списке? Но давайте разберемся, есть ли вообще такая власть. Я рискну утверждать, что власти в таком виде нет. Ее просто не существует. «Так что же тогда есть?», — возможно, спросите вы.
Я допускаю две формы существования «власти»: общественный договор и управление.
Общественный договор – это когда я договариваюсь (или присоединяюсь к договору) с какой-либо личностью или организацией о выполнении ею какой-то важной мне функции в обмен на выполнение определенных обязательств с моей стороны.
Такова сущность государственной власти, когда я доверяю государству обеспечение мне некоторой личной безопасности, а так же регулирование различных процессов в обществе в обмен на определенные налоговые выплаты с моей стороны и соблюдение установленных в этом государстве законов и норм. Такова же сущность власти работодателя, когда наши отношения определяются устным или письменным договором. Но по большому счету договор есть договор и никакой Власти здесь нет.
Вторая обозначенная мной форма «власти» — управление. Что же здесь имеется в виду?
Зная некоторые физические, биологические, психологические и прочие законы природы мы можем с той или иной степенью вероятности предсказывать события нашего мира. Опираясь на эти знания и совершая определенные действия, мы можем обоснованно ожидать, что получим нужный нам результат. Наиболее просто осознать это на примере знания законов физики. Скажем, если поместить современного человека с коробкой спичек на пару тысяч лет назад, он вполне мог бы сойти за властелина огня. Но мы то с вами знаем, что никакой собственно власти над огнем у него нет. Он просто использует совершенно неподвластные ему законы природы, в нужных ему целях. Знание и использование же более сложных закономерностей в основном социологии и психологии часто создает у нас иллюзию Власти. Так, словно бы один человек, на самом деле имеет власть над решениями другого. Но стоит нам присмотреться внимательнее, то в любом примере мы обнаружим конкретные действия которые вследствие той или иной цепочки закономерностей приводят (а часто и не приводят) к заданному результату.
И что же получается. Получается, что единственная власть, которую мы имеем в нашем мире – это власть над собой. И то в весьма ограниченной мере.
Проблемы начинаются тогда, когда человек начинает действовать исходя из убеждения, что у него есть Власть повлиять на другого. Причем в отличии от выше обозначенного варианта «управления» властный человек исходит из твердого убеждения, что «ОН может повлиять на другого». В чем же принципиальное различие? Если в варианте «управления», мы четко осознаем, что наша власть заканчивается в наших действиях, а результат зависит от неподвластных нам закономерностей природы или личностных свойств другого человека, то в варианте «обладания властью» мы мысленно исключаем роль природы и личности на которую пытаемся воздействовать. Таким образом, мы попадаем в иллюзию, в которой, совершая какие-то действия, мы якобы имеем власть над результатом. Здесь ловушка захлопывается и человек становится заложником собственной властности.
В зависимости от личностных особенностей, властный человек попадает в различного рода зависимость от своей иллюзии. Чаще всего эта зависимость сопряжена с чувством вины.
Во-первых, чем более властен человек, тем тяжелее он переживает неудачи. Невозможно простить себе неудачу, если результат целиком и полностью в твоей власти. Порой доходит до абсурда: такой человек склонен брать на себя ответственность даже в тех делах, где его роль, весьма эпизодична. Здесь хотелось бы отметить, что тема ответственности и ее границ идет бок о бок с темой властности и мы еще вернемся к этому. При этом, поскольку такой человек претендует на ответственность, которая ему не принадлежит, он обречен постоянно сталкиваться с реальностью в виде неудач и провалов, а значит страдать снова и снова.
Властный человек очень жаден в разделении ответственности. Такому человеку очень сложно доверять другим делать что-либо самостоятельно. Он пытается включится во все и везде. И естественно, это приводит его ко второй вероятной проблеме – переутомлению и постоянным перегрузкам.
Третий вариант последствий, заключается в том, что властный человек почти наверняка будет включаться в треугольные отношения (треугольник Карпмана) «Спаситель»-«Жертва»-«Преследователь (злодей)». Развитие событий в этом порочном треугольнике обычно происходит примерно по следующему сюжету:
Акт 1: «Жертва» ищет «Спасителя», на которого пытается скинуть ответственность за решение своих проблем. Если «Жертве» это удается, то ловушка захлопнулась – треугольник образовался.
Акт 2: «Жертва», проблемы которой не решаются, превращается в «Преследователя», и начинает искать виновных в том, что жизнь не удалась. Виновным, конечно же, оказывается бывший «Спаситель», на которого и обрушивается гнев и нападки бывшей «Жертвы».
Акт 3: Бывший «Спаситель», ставший «Жертвой», недоумевает, как же так он оказался козлом отпущения в этой ситуации. И далее становиться агрессором и преследователем, сменяя разные роли до тех пор, пока не выключится из треугольника…
Властный человек, часто входит в эти отношения с благородной ролью «Спасителя», потому как поначалу искренне верит, что «Жертва» нуждается в спасении и спасти ее в его власти. Истинная же потребность «Жертвы» в самом процессе бытия спасаемой, а не в результате. И в этой ситуации желание «Жертвы» отдать ответственность за свое спасение, «гармонично» сочетается с желанием властного человека этой ответственностью и властью обладать.
И естественно, что в этом треугольнике властный человек снова обречен на страдания, раздираемый противоречивыми чувствами вины и злости. Потому что спасение жертвы не в его власти. Понятно, что властному человеку, как правило, крайне трудно согласится с таким утверждением. Тем более, что жертва активно подпитывает его иллюзии власти охотно отдавая ему ответственность за свое спасение.
Так где же выход? Как быть и что делать, если я хочу разорвать порочный треугольник, перестать себя изнурять и избавится от чрезмерного чувства вины. Ответ как ни странно (а может быть и вполне логично) находится на другом от власти полюсе – в бессилии.
Давайте вернемся здесь к картинке, где я объяснял различия между иллюзией власти и реальностью управления. Реальность такова, что законы природы и свойства другой личности вне моей власти. Я могу как угодно использовать закон притяжения: ходить по земле, сшибать яблоки, спускаться на лифте и даже строить самолеты. Но сама природа закона притяжения, при этом остается неизменной, непостижимой и совершенно мне не подвластной. Из физики мы знаем, что две массы в пространстве притягиваются, и ученые даже вывели формулу, описывающую взаимодействие этих масс, но с чего вдруг и почему они притягиваются ученым до сих пор неизвестно. Что же касается личностных свойств другого человека, то мы вполне можем рассматривать их как частных случай неподвластных нам законов природы.
Исходя из этого, получается, что и по отношению к природе других людей мы тоже бессильны. И поскольку, в каком-либо общем деле, между вами и результатом, находятся личные свойства другого/других людей, значит и власть и ответственность за результат приходится делить как минимум на двоих. Так вот именно признание собственного бессилия в различных проявлениях властности в своей жизни и является тем самым исцеляющим фактором, который позволяет сделать жизнь во многом более свободной, приятной и доставляющей удовольствие.
Правда тут есть один нюанс, точку бессилия надо пройти, но не стоит залипать в ней тотально. Бессилие над свойствами другого или законами природы, не означает вашего абсолютного бессилия. Проходя через точку бессилия и отказываясь от своих попыток контролировать то, что вне моей власти, я освобождаю себя от чужой ответственности и обнаруживаю в своем распоряжении огромный пласт личной энергии, который вполне могу тратить на то, что действительно могу делать сам. И тогда есть шанс, что действуя в соответствиями с законами природы и отношений, я смогу достигать намеченных целей. Не будем забывать, что не смотря на закон притяжения, мы все же научились строить самолеты и даже ракеты. Важно лишь научится четко различать границы своего влияния и хорошо понимать законы по которым мы строим свои отношения.
Конечно, я понимаю, что в каждом индивидуальном случае есть свои нюансы и разобраться в одиночку в ловушках собственной властности бывает непросто, а порой и невозможно. Но ведь для этого и существуют психологи и психотерапевты, что бы помогать людям обретать гармонию в жизни и отношениях.