Культурные основы конституционного строя РФ

КП / БИлеты 2013 / 09_Экономические и социальные основы конституционного строя в РФ

Экономические и социальные основы конституционного строя в РФ.

Экономическая основа.

Экономической основой конституционного строя Российской Федерации является находящееся в стадии становления социальное рыночное хозяйство. Их участниками выступают частные субъекты хозяйствования, конкурирующие между собой.

1. В РФ гарантируются:

— единство экономического пространства;

— свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств;

— поддержка конкуренции — запрещаются соглашения между конкурентами, угрожающие условиям конкуренции;

— свобода экономической деятельности;

В Российской Федерации действует также Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» и ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006 года.

2. Российская Федерация стремится обеспечивать свободу экономической деятельности, предпринимательства и труда, добросовестную конкуренцию и общественную пользу, чтобы регулирование государством хозяйственной жизни осуществлялось в интересах человека и общества, а экономические отношения строились на социальном партнерстве между человеком и государством, работником и работодателем, производителем и покупателем.

Государство в различных формах должно нести ответственность за наиболее важные стороны организации производства и распределения в стране в целом, в особенности за то, что в наибольшей степени затрагивает интересы населения.

3. Конституция РФ (ст. 8) исходит из того, что экономической системе Российской Федерации присуща собственность в ее различных формах — частной, государственной, муниципальной и др.

Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

Конституция РФ устанавливает (ст. 35), что в России иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами вправе каждый. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

Социальное государство.

Статья 7: 1. Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

2. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Согласно Конституции (ст. 7), Российская Федерация является социальным государством. Главная задача социального государства — достижение такого общественного прогресса, который основывается на закрепленных правом принципах социальной справедливости, всеобщей солидарности и взаимной ответственности. Социальное государство призвано обеспечить каждому достойное человека существование (равномерное содействие всем гражданам, обеспечение для каждого прожит минимума и возможности заработать).

В Конституции РФ содержится право (ст. 37) «свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию», права на защиту от безработицы (ст. 37).

Социальное государство в тех случаях, когда работающие в семье не могут заработать для удовлетворения ее определенных потребностей, несет особую ответственность за доступность для таких семей жизненно важных благ.

Одной из важнейших целей социального государства является сглаживание социального неравенства, преодоление его крайних форм с помощью налогов, законов, субсидий и пр. Для людей, потерявших все из-за болезни, потери кормильца и др – соц обеспечение. Зависит от возможностей государства и общества. Демократическое социальное государство стремится к сглаживанию неравенства на основе роста благосостояния.

Наиболее характерные черты социального государства отражаются в его социальной политике, которая в соответствии с Конституцией РФ (ст. 7) направлена «на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Социальная сфера перекликается с другими.

1. Охрана труда и здоровья людей.

стипендии в период профессиональной подготовки, переподготовки или повышения квалификации; пособия по безработице; возможности для участия в оплачиваемых общественных работах, здоровые и безопасные условия труда

2. Установление гарантированного минимального размера оплаты труда.

3. Обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан.

4. Развитие системы социального обслуживания. Социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Гражданин (семья) признается нуждающимся в социальном обслуживаниий по следующим основаниям:

1) частичная или полная утрата способности к самообслуживанию и/или передвижению в связи с пожилым возрастом (женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет);

2) инвалидность;

3) сиротство, безнадзорность и беспризорность несовершеннолетних;

4) семейное неблагополучие, социально опасное положение (конфликты, жестокое обращение в семье, асоциальное поведение детей и/или родителей, отсутствие одного из родителей либо обоих родителей);

5) наличие ВИЧ-инфицированных членов семьи, членов семьи с устойчивой наркотической или алкогольной зависимостью;

6) наличие в семье инвалидов и/или детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов;

7) признание гражданина (семьи) малоимущим (малоимущей) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о государственной социальной помощи;

8) отсутствие определенного места жительства и определенных занятий, в том числе в связи с освобождением из мест лишения свободы;

9) негативные последствия чрезвычайных ситуаций, вооруженных и межэтнических конфликтов, противоправных действий других лиц, а также катастроф природного и техногенного характера.

Платные социальные услуги в государственной системе социальных служб оказываются в порядке, установленном Правительством РФ.

5. Установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Социальные основы конституционного строя РФ. Особенности социальной структуры общества

Основные социальные устои государства выражаются в его социальной политике, тесно взаимодействующей с экономической политикой и представляющей часть общей политики государства, которая регулирует отношения по поводу благосостояния граждан, удовлетворения их материаль­ных и духовных потребностей, обеспечения каждому достойных человека условий суще­ствования. Поэтому в рамках социальной политики можно говорить о социально-политических, со­циально-экономических и иных подобных явлениях и процессах.

Социальные основы конституционного строя РФ, относящиеся к условиям жизни человека следующие (ч. 2 ст. 7 Конституции РФ):

≈ охрана труда и здоровья людей;

Охрана труда выражается:

* свободно распоря­жаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, запре­щении принудительного труда (ч. 1 и 2 ст. 37 Конституции РФ);

* в праве каждого на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой-либо дискриминации, на защиту от безрабо­тицы (ст. 37 Конституции РФ);

* в охране здоровья граждан и бесплатная медицинская помощь (ст.41 Конституции РФ);

* предоставление каждому гражданину достойного человека прожиточного минимума и вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (ч. 3 ст. 37 Конституции РФ).

≈ обеспечение государственной поддержки се­мьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожи­лых граждан;

Конституция Российской Федерации устанавливает, что

* семья, материнство, от­цовство и детство находятся под защитой государства (ст. 38 Конституции РФ);

* брак, основанный на добровольном согласии и равноправии супругов, обусловливает их равное право и обязанность заботиться о своих детях, содержать и вос­питывать их до совершеннолетия.

* законодательство обязывает трудоспо­собных детей, достигших 18 лет, заботиться о своих нетрудоспособных и нуждающихся родителях. Государство возлагает на себя содержание, воспитание и образование детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения, поощряет благотворительную дея­тельность по отношению к детям.

≈ развитие системы социальных служб;

В широком смысле в их сферу входят вопросы оплаты и усло­вий труда, занятости, обеспечения потребности в товарах и услугах, жилищных условий, охраны здоровья населения, образования, культуры, бесперебойного функционирования транспорта и связи и т.д. В узком смысле к социальным службам относят специальные службы социального обеспечения и социальной защиты.

≈ гарантированный минималь­ный размер оплаты труда, пенсии, пособии и иных гаран­тий социальной защиты.

Уотсон и его коллеги при проведении исследования первоначально ориентировались на довольно простую трехступенчатую систему классового разделения общества: высший, средний и низший класс. Но результаты их работы показали, что имело смысл внутри каждого из этих крупных классов выделить классы промежуточные.

1. Высший-высший класс – представители богатых и влиятельных династий, обладающие существенными финансовыми ресурсами, а так же ресурсом власти и престижа, чье влияние в современном постиндустриальном обществе тотальной глобализации распространяется далеко за пределы государства, резидентами которого они являются. Их положение настолько прочно, что совершенно не зависит от конкуренции на рынке, колебаний курса валют и ценных бумаг, и от иных социально-экономических изменений в обществе. Зачастую некоторые представители этого класса с трудом представляют точные размеры своих империй.

2. Низший-высший класс– банкиры, видные политики владельцы крупных фирм, которые достигли высших статусов в ходе конкурентной борьбы с себе подобными благодаря тем или иным личным качествам. Их не принимают в высший-высший класс, поскольку или считают выскочками, или низко оценивают их влияние во всех областях деятельности данного общества. Как правило, представители этого класса ведут постоянную конкурентную борьбу и вынуждены зависеть от политической и экономической ситуаций в обществе, хотя они и пытаются оказывать на эти сферы максимальное влияние.

3. Высший-средний класс– преуспевающие бизнесмены, наемные управляющие фирмами, крупные юристы, известные врачи, выдающиеся спортсмены, научная элита. Члены этого класса не претендуют на влияние в государственных масштабах, однако их положение в довольно узких областях деятельности достаточно прочно и устойчиво. В своих областях деятельности они обладают высоким престижем. О них обычно говорят как о цвете нации.

4. Низший-средний класс– наемные работники: средние и мелкие чиновники, инженеры, научные работники, преподаватели, руководители подразделений на предприятиях, высококвалифицированные рабочие. В настоящее время этот класс в развитых странах Запада наиболее многочисленен. Сюда также можно включить представителей мелкого бизнеса. Основные устремления этих людей – повышение статуса, карьерный рост. Для них крайне важным моментом является политическая, экономическая и социальная стабильность. Исходя из этого, они являются основной поддержкой существующей власти.

5. Высший-низший класс– преимущественно наемные рабочие, создающие прибавочную стоимость в данном обществе. Будучи во многом зависимым от высших классов в том, что касается получения средств к существованию, этот класс на протяжении всего периода существования боролся и борется за улучшение условий жизни. В те моменты, когда его представители осознавали свои интересы и объединялись ради достижения поставленных целей, условия их существования улучшались.

6. Низший-низший класс– безработные, нищие, бездомные, иностранные рабочие и другие представители маргинальных групп населения.

Экономические, политические и социальные основы конституционного строя

В подходе к государственному регулированию экономической деятельности в России произошли принципиальные изменения — государство сегодня не учреждает экономический строй и не осуществляет детальную регламентацию всех сторон экономической деятельности, а лишь обеспечивает правовыми средствами функционирование рыночной экономики. Именно такой подход закреплен в российском основном законе.

К конституционным принципам рыночной экономики можно отнести (ст. 8, 9 Конституции РФ):

— единство экономического пространства;

— свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств;

— свободу экономической деятельности и государственную поддержку конкуренции;

— многообразие и равенство форм собственности.

Указанным конституционным положениям корреспондируют нормы ст. ст. 71 и 72 Конституции РФ, в соответствии с которыми установление правовых основ единого рынка, финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики, гражданское, земельное и природоохранное законодательство, установление налоговой системы и общих принципов налогообложения и сборов в России отнесено либо к исключительному ведению Российской Федерации, либо к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (при безусловном приоритете федеральных норм). Таким образом, ни в одной составной части России не может осуществляться собственное, отличное от общегосударственных подходов, правовое регулирование отмеченных важных принципов экономической системы.

Базовые принципы рыночной экономики, закрепленные в главе 1 Конституции РФ, подкрепляются и развиваются в других конституционных положениях. Так, в развитие нормы о поддержке конкуренции (ч. 1 ст. 8) ч. 2 ст. 34 Конституции запрещает экономическую деятельность, направленную на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Свобода экономической деятельности, как и всякая свобода, небеспредельна, не допускается лишь произвольное вмешательство в экономическую, предпринимательскую деятельность. Однако если такая деятельность направлена на ограничение конкуренции и связана с монополизацией рынка, то государство должно иметь возможность ограничивать и пресекать (в том числе и силой принуждения) ее. В системе федеральных органов исполнительной власти России имеется специальный антимонопольный орган, призванный обеспечивать развитие конкурентной экономики в стране

Конституционные основы рыночной экономики не только не исключают, но и предполагают государственное регулирование экономических отношений, наличие государственных предприятий и учреждений, в том числе и субъектов Федерации, а также возможность административного вмешательства в экономическую жизнь.

Среди политических основ конституционного строя РФ, относящихся к осуществлению государственной власти можно назвать следующие:

— народ — носитель суверенитета и единственный источник власти, он осуществляет свою власть непосредственно (на референдуме, на свободных выборах, в других формах) через органы государственной власти и через органы местного самоуправления;

— государственную власть в РФ осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ и федеральные суды;

— государственную власть в субъектах РФ осуществляют образуемые ими органы государственной власти;

— государственная власть разделена на законодательную, исполнительную и судебную;

— органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны;

— предметы ведения и полномочия органов государственной власти РФ и органов государственной власти ее субъектов разграничены;

— захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по закону;

— Российская Федерация — светское государство (никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом);

— идеологическое многообразие, при котором никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной;

— политическое многообразие и многопартийность, при которых все общественные объединения равны перед законом.

Народовластие — основа конституционного строя России. В РФ единственный источник власти — народ.

Народовластие — волеизъявление народа в управлении государством непосредственно или через представителей, которое осуществляется свободно народом, но в соответствии с требованиями закона, его суверенной волей и интересами государства. В РФ власть легитимируется и контролируется народом, гражданами РФ.

Местное самоуправление (ст. 12 Конституции в РФ) относится к числу важнейших проявлений демократизма государства и представляет собой право и способность населения муниципальных образований (городских, сельских поселений и других территорий) осуществлять в рамках закона самостоятельно, под свою ответственность и в собственных интересах решение вопросов местного значения, его органы не входят в систему органов государственной власти.

Элементы народовластия в РФ:

— коллективный субъект — граждане РФ;

— объект — власть.

Формы народовластия:

1) непосредственная (прямая) демократия;

2) представительная (косвенная) демократия.

Непосредственное народовластие — это прямое волеизъявление народа или его части по разрешению важнейших для государства вопросов регулирования общественной жизни.

Виды непосредственной демократии: 1) референдум; 2) выборы; 3) мирные собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирования и т. п.; 4) народная правотворческая инициатива в органы местного самоуправления, инициатива граждан по проведению референдума; 5) индивидуальные и коллективные обращения граждан в государственные органы и органы местного самоуправления.

Высшие формы непосредственной демократии: референдум и выборы. Конституционные гарантии народовластия — выборы в РФ проводятся на основе:

1) всеобщего; 2) равного; 3) прямого; 4) свободного; 5) тайного голосования.

В зависимости от содержания институты прямой демократии могут быть:

— способ принятия обязательного и окончательного решения (свободные выборы, референдум);

— формами выражения народного мнения, имеющими консультативное, но необязательное значение для принятия решения органами власти (митинги, демонстрации, обсуждение проекта закона и т. д.

Представительная демократия (народовластие) — это осуществление власти народом через представительные органы государственной власти и местного самоуправления.

Органы представительной демократии:

— высшие коллегиальные органы законодательной власти (Государственная Дума ФС РФ, парламенты субъектов РФ, городские думы и т. д.);

— единоличные органы (Президент РФ, президенты республик в составе РФ, губернаторы краев, областей и автономий, мэры городов и т. д.).

В зависимости от непосредственности волеизъявления граждан и влияния его на управление властью в формировании органов власти выделяются представительства народа различных степеней: 1) органы, прямо избираемые народом (Государственная Дума, Президент РФ и др.); 2) органы, образуемые представительными органами первой степени (Правительство РФ, Уполномоченный по правам человека); 3) органы, формируемые представительными органами второй степени (Счетная па­лата и др.) и т. д.

Формы косвенного народовластия; 1) обсуждение проектов законов и других важнейших вопросов общественной жизни государства; 2) народная правотворческая инициатива в законодательные органы РФ; 3) участие граждан в управлении обществом через органы местного самоуправления, общественные организации, сходы и собрания граждан; 4) индивидуальные и коллективные обращения граждан в органы государственной власти и органы местного самоуправления по всем вопросам.

Основные социальные устои государства выражаются в его социальной политике, тесно взаимодействующей с экономической политикой и представляющей часть общей политики государства, которая регулирует отношения по поводу благосостояния граждан, удовлетворения их материальных и духовных потребностей, обеспечения каждому достойных человека условий существования. Поэтому в рамках социальной политики можно говорить о социально-политических, социально-экономических и иных подобных явлениях и процессах.

Социальная сущность РФ складывается из:

1) ограничений государственной власти РФ социально-экономическими правами граждан;

2) невмешательства государства в рыночную экономику, за исключением случаев, установленных федеральным законодательством: общие направления экономической политики, ограничение монополий в эконо­мической деятельности, производстве.

В Конституции Российской Федерации социальное государство характеризуется как государство, главной задачей социальной политики которого является создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ч. 1 ст. 7 Конституции РФ). Эта задача обусловливает основные направления социальной политики Российской Федерации, реализация которых обеспечит создание главных элементов социальной государственности (ч. 2 ст. 7 Конституции РФ).

Социальные основы конституционного строя РФ, относящиеся к условиям жизни человека следующие (ч. 2 ст. 7 Конституции РФ):

1. Охрана труда выражается:

— в конституционном праве каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, запрещении принудительного труда (ч. 1 и 2 ст. 37 Конституции РФ);

— в праве каждого на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой-либо дискриминации, на защиту от безработицы (ст. 37 Конституции РФ);

— в охране здоровья граждан и бесплатной медицинской помощи (ст.41 Конституции РФ);

— в ответственности государства за предоставление каждому гражданину достойного человека прожиточного минимума и вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (ч. 3 ст. 37 Конституции РФ).

2. Обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан;

Конституция Российской Федерации устанавливает, что:

— семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой государства (ст. 38 Конституции РФ);

— брак, основанный на добровольном согласии и равноправии супругов, обусловливает их равное право и обязанность заботиться о своих детях, содержать и воспитывать их до совершеннолетия.

— законодательство обязывает трудоспособных детей, достигших 18 лет, заботиться о своих нетрудоспособных и нуждающихся родителях. Государство возлагает на себя содержание, воспитание и образование детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения, поощряет благотворительную деятельность по отношению к детям.

3. Развитие системы социальных служб;

В широком смысле в их сферу входят вопросы оплаты и условий труда, занятости, обеспечения потребности в товарах и услугах, жилищных условий, охраны здоровья населения, образования, культуры, бесперебойного функционирования транспорта и связи и т.д. В узком смысле к социальным службам относят специальные службы социального обеспечения и социальной защиты.

4. Гарантированный минимальный размер оплаты труда, пенсии, пособии и иных гарантий социальной защиты.

Установив социальные основы конституционного строя, Российская Федерация испытывает значительные трудности в их реализации. Причиной является отсутствие реальной социальной ориентации экономической реформы, а следствием — нарушения неотъемлемых прав граждан, систематическое снижение эффективности социальной функции государства.

Билет 6. социально-экономические и духовные основы конституционного строя РФ

Экономические основы. Экономические основы конституционного строя России закрепляются в ст. 8 и 9 Конституции РФ, в которых речь идет о важнейших чертах социально ориентированной рыночной экономики, находящейся в нашей стране в процессе формирования. Это — единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности (ч. 1 ст. 8). Особое и принципиальное значение имеет конституционное признание многообразия форм собственности, включая частную. Часть 2 ст. 8 Конституции РФ гласит, что в РФ признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Важно отметить, что это последнее положение относится и к земле, а также и другим природным ресурсам, которые, согласно Конституции РФ (ч. 2 ст. 9), тоже могут находиться в указанных формах собственности. Более подробно о праве частной собственности говорится в ст. 35 и 36 Конституции РФ. Признание частной собственности и ее равноправия с другими формами собственности в рамках рыночной экономики — наиболее важное отличие Конституции РФ от прежних «советских» конституций в данной области. Впервые в нашей конституции закрепляется и принцип свободы экономической деятельности.

Социальные основы. Конституционное регулирование социальных основ жизни российского общества и государства определяется прежде всего тем, что РФ выступает как социальное государство, политика которого должна быть направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ч. 1 ст. 7). В этих целях далее конституционно закрепляется, что в РФ охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ч. 2 ст. 7). Эти основы конституционного строя конкретизируются и развиваются в других статьях Конституции РФ (ст. 37—43), характеризующих социальные права и свободы человека и гражданина, а также в ряде обычных федеральных законов, например, «О ветеранах» от 12 января 1995 г.* (в ред. от 18 ноября 1998 г.), «Об основах социального обслуживания населения» от 10 декабря 1995 г.,** «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г.,*** «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 2 августа 1995 г.**** и др. Развернутая характеристика РФ как социального государства будет дана ниже (см. гл. 5).

Духовные основы. Конституция РФ внесла немало нового и в конституционные основы духовной жизни общества и государства. Если раньше в конституциях нашей страны достаточно жестко закреплялось идейно-политическое единство общества на основе идеологии марксизма-ленинизма как идеологии рабочего класса, то ныне речь идет о признании идеологического многообразия, о том, что никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной (ч. 1 и 2 ст. 13). В соответствии с этим общим принципом гл. 2 Конституции РФ среди других прав человека и гражданина в ст. 29 указывает, что: каждому гарантируется свобода мысли и слова; никто не может быть принужден к выражению своих мыслей и убеждений или отказу от них; каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом; гарантируется свобода массовой информации, а цензура запрещается; не допускаются пропаганда и агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду; запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

Вопрос 5. Культурные и духовные основы конституционного строя

Основы духовных и культурных связей глубоко коренятся в истории, экономическом развитии и сотрудничестве, в других формах и направлениях жизни общества больших и малых народов.

В части 1 статьи 13 Конституции РФ в качестве одной из основ духовной жизни общества закреплен лишь принцип идеологического многообразия: никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Закрепление этого положения означало принципиальный разрыв с прошлым, когда Конституция СССР 1977 г. устанавливала, что советский народ руководствуется одной идеологией.

Россия является многоконфессиональной страной, в которой провозглашен принцип свободы совести, вероисповедания. Ст. 14 Конституции РФ гласит, что:

— никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной;

— религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом;

— можно исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию, распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними (ст. 28 Конституции РФ);

— запрещается агитация, возбуждающая религиозную ненависть и вражду, пропаганда религиозного превосходства (ст. 29 Конституции РФ).

Основная функция государства во взаимоотношениях с религией и религиозными организациями должна сводиться к обеспечению их уставной деятельности, не нарушающей закон, а также к защите прав, свобод, законных интересов граждан. Исходя из этого, можно выделить такие направления деятельности современного светского демократического государства в данной сфере, как:

— регистрационная функция (осуществляется Министерством юстиции РФ, территориальными подразделениями);

— контрольная функция (реализуется в рамках судебной, уголовной, административной и гражданской ответственности религиозных объединений, их должностных лиц в случае нарушения ими, их действиями и решениями законных прав и свобод граждан);

— надзорная функция (осуществляется прокуратурой и органами юстиции в рамках их полномочий);

— координационная функция (осуществляется, в частности, Комитетом Государственной Думы Федерального Собрания РФ, соответствующими комитетами законодательных (представительных) органов власти субъектов РФ).

Конституционные положения о свободе совести и вероисповедания конкретизированы в некоторых федеральных законах, в частности, в Федеральном законе «О свободе совести и о религиозных объединениях». В соответствии с конституционным принципом отделения религиозных объединений от государства государство:

не вмешивается в определение гражданином своего отношения к религии и религиозной принадлежности, в воспитание детей родителями или лицами, их заменяющими, в соответствии со своими убеждениями и с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания;

не возлагает на религиозные объединения выполнение функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления;

не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если она не противоречит настоящему Федеральному закону;

обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.

Признание России светским государством обусловливает появление в Конституции РФ не только статьи 14, но и положений о свободе совести (ст. 28), равенстве прав и свобод человека и гражданина независимо от его отношения к религии (ст. 29), запрещении разжигания религиозной розни (ст. 13), о праве на замену военной службы альтернативной в случае, если несение военной службы противоречит убеждениям или вероисповеданию лица (ч. 3 ст. 59). В то же время Конституция РФ не предусматривает отделения школы от церкви.