Содержание
- Ликвидационная комиссия
- Ликвидатор или ликвидационная комиссия
- Решение о ликвидации и назначении ликвидационной комиссии
- Кто может быть ликвидатором?
- Состав ликвидационной комиссии
- Председатель ликвидационной комиссии
- Члены ликвидационной комиссии
- Полномочия и обязанности ликвидационной комиссии
- Полномочия ликвидатора при ликвидации ООО
- Ответственность и полномочия председателя ликвидационной комиссии
- Ответственность ликвидатора после ликвидации юридического лица
- Положение о ликвидационной комиссии
- Протокол ликвидационной комиссии
- Составляем решение о назначении ликвидатора ООО — образец
- Количество членов ликвидационной комиссии: сколько человек должно входить в состав данного органа
- Ликвидация ООО по решению суда или налогового органа
- Ответственность ликвидатора при ликвидации ООО
- Когда назначается ликвидатор
- Обязанности ликвидатора
- Ответственность
Ликвидационная комиссия
Ликвидатор или ликвидационная комиссия
Законодательством предусмотрено назначение ликвидатора или формирование ликвидационной комиссии после принятого решения о ликвидации юридического лица (ГК РФ статья 62 пункт 3).
Правовые статусы, полномочия, обязанности, а также ответственность этих лиц одинаковы, поскольку законодательство не указывает обратное. Таким образом, учредители решают кого назначать. На практике ликвидатор назначается при закрытии небольшой компании, а ликвидационная комиссия при упразднении фирмы-гиганта.
Скачать приказ о ликвидации организации и назначении ликвидационной комиссии
Решение о ликвидации и назначении ликвидационной комиссии
Учредителями или единственным участником ООО принимается решение о назначении ликвидатора (формировании ликвидационной комиссии) при добровольной ликвидации организации. А также принять решение может суд, когда был подан и рассмотрен иск по основаниям, прописанных в статье 61 пункта 3 ГК РФ.
В том случае, если учредители решают закрыть компанию, то составляется протокол общего собрания о закрытии фирмы. При упразднении компании с одним участником принимается соответствующее решение.
Скачать протокол общего собрания о ликвидации ООО
Решение о ликвидации ООО с одним учредителем
Кто может быть ликвидатором?
При закрытии организации на пост ликвидатора назначают юридическое или физическое лицо. Чаще всего ликвидацию поручают близкому лицу к ликвидируемой компании.
Узнать у специалиста
Состав ликвидационной комиссии
Законодательством РФ не предусмотрено количество человек, которое должно входить в состав ликвидационной комиссии. Как правило, назначаются в ликвидационную комиссию следующие лица:
- юрист;
- бухгалтер;
- иные юридические и физические лица, с помощью которых можно будет достичь поставленных целей.
Председатель ликвидационной комиссии
При ликвидации к председателю и к ликвидационной комиссии в целом переходят обязанности директора юридического лица. Так, председатель подписывает документацию, выступает в суде от имени юрлица, представляет интересы организации в случаях выездной налоговой проверке и т. п.
Отметим, что председателя комиссии можно заменить из-за различных причин. Если с ним был подписан трудовой договор, то согласно ТК РФ статьи 80 глава комиссии может добровольно уведомить об увольнении. Если же был заключен гражданско-правовой договор, то расторгнуть его можно согласно ГК РФ статьи 782 пункта 2 или по условиям договора.
Члены ликвидационной комиссии
В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ каждый член ликвидационной комиссии − это должностное лицо, которое может быть привлечено к административной ответственности, к примеру, по статье 14.25 КоАП РФ.
Полномочия и обязанности ликвидационной комиссии
Ответственному лицу передаются все полномочия генерального директора в части юридических дел с момента избрания. Выделим следующие обязанности ликвидатора и председателя ликвидационной комисии:
- уведомление о закрытии ООО контрагентов;
- размещение объявления в специализированном журнале «Вестник государственной регистрации»;
- составление ликвидационного баланса;
- распределение средств заимодавцам;
- продажа имущества;
- в суде выступает от имени предприятия;
- снятие денег со счетов компании для выплаты долгов;
- подача заявления и других документов в регистрирующий орган.
Полномочия ликвидатора при ликвидации ООО
Статьями 62-63 ГК РФ определены полномочия данного лица:
- управляет ООО во время ликвидации;
- выступает в суде от имени фирмы;
- выполняет обязанности по поиску, а также уведомлению контрагентов;
- проводит расчет с кредиторами;
- проводит учет имущества юрлица и т. д.
Ответственность и полномочия председателя ликвидационной комиссии
Председатель за свои действия или бездействие несет административную, субсидиарную, уголовную ответственность. В зависимости от нарушений к нему будут применяться соответствующие санкции.
Если компания понесла убытки, то ответственное лицо обязано их возместить совместно с остальными членами ликвидационной комиссии. Такой момент возникает, если один из кредиторов не был включен в промежуточный баланс и его требования были проигнорированы.
При сокрытии информации о несостоятельности фирмы или ее месторасположении для главы ликвидационной комиссии возникает уголовная ответственность согласно ст. 195 УК РФ. Административная ответственность наступает при невыполнении обязанностей, нарушении очередности этапов процедуры. В этом случае, должен быть выплачен штраф.
Ответственность ликвидатора после ликвидации юридического лица
- Пропущен трехдневный срок для подачи уведомления в орган регистрации согласно ст. 62 ГК РФ. Так, предусмотрен административный штраф в соответствии с ч. 3 ст. 14.25 КоАП РФ.
- Уголовная ответственность согласно ст. 195 УК РФ и др.
Положение о ликвидационной комиссии
Скачать положение о ликвидационной комиссии
Протокол ликвидационной комиссии
Скачать образец протокола ликвидационной комиссии
У вас есть вопросы? Напишите нам
Составляем решение о назначении ликвидатора ООО — образец
Количество членов ликвидационной комиссии: сколько человек должно входить в состав данного органа
Ликвидация ООО по решению суда или налогового органа
Количество членов ликвидационной комиссии: сколько человек должно входить в состав данного органа
Утверждение решения о ликвидации общества с ограниченной ответственностью (далее — ООО) отнесено к кругу правомочий общего собрания участников такого юрлица, в случае если ликвидация производится на добровольной основе (см. п. 2 ст. 57 закона «Об ООО» от 08.02.1998 № 14-ФЗ, п. 3 ст. 62 Гражданского кодекса РФ). Также данным органом ООО назначается ликвидационная комиссия (или ликвидатор) и определяется ее состав.
На законодательном уровне не регламентировано, сколько именно человек должно входить в такую комиссию и каковы критерии отбора в ее состав. Обычно численность и персональный состав комиссии определены в уставе ООО. Однако если это не сделано, данные вопросы разрешаются на общем собрании участников (подп. 12 п. 2 ст. 33 закона № 14-ФЗ). Чаще всего на эту роль назначают руководителя ООО, кого-либо из его участников или главного бухгалтера, хотя могут быть выбраны и иные лица. Ограничений в этой части закон также не содержит.
Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.
Обратите внимание! Когда в состав ООО входит всего 1 участник, для ликвидации названного юрлица все равно требуется назначение ликвидационной комиссии или ликвидатора. Чаще всего в роли такого ликвидатора выступает как раз единственный участник ООО, хотя законом не предписано поступать только таким способом. Названную функцию может исполнять и иное лицо (лица).
Указанные назначения производятся по решению единственного участника ООО (ст. 39 закона № 14-ФЗ). Ниже по ссылке размещен пример такого документа, который может быть в дальнейшем использован в качестве шаблона для заполнения:
Решение о назначении ликвидатора — образец.
Ликвидация ООО по решению суда или налогового органа
Ликвидировать ООО можно как на добровольных началах (см. нашу статью «Пошаговая инструкция ликвидации ООО в 2020 году»), так и в принудительном порядке, по решению судебного органа в ситуациях, регламентированных п. 3 ст. 61 ГК РФ, в т. ч.:
- По иску госоргана или органа МСУ.
- Иску учредителя (участника) ООО. Причиной обращения в судебный орган в таком случае является невозможность реализации задач, поставленных перед ООО при его создании.
Важно! Представленный в п. 3 ст. 61 ГК РФ список оснований не является исчерпывающим.
К числу госорганов, наделенных законом правомочием на обращение в судебный орган с требованием о принудительной ликвидации юрлиц, относятся и органы ФНС России (п. 11 ст. 7 закона РФ «О налоговых органах РФ» от 21.03.1991 № 943-I).
Обратите внимание! Сама ФНС не правомочна выдавать ООО предписание о необходимости провести принудительную ликвидацию. Необходимо дождаться соответствующего судебного акта, т. к. процедура может проводиться только по судебному решению.
***
Итак, численность и личный состав ликвидационной комиссии законодателем не регламентированы. Также не определено, кто конкретно должен выступать в роли ликвидатора. Юрлицо самостоятельно определяет порядок их назначения. Для этого соответствующие положения вносятся в устав ООО. Другой вариант разрешения проблемы — определение состава комиссии и назначение ликвидатора на общем собрании участников ООО или посредством решения его единственного участника.
Ответственность ликвидатора при ликвидации ООО
Обновление: 9 августа 2017 г.
Для проведения ликвидации предприятия создается ликвидационная комиссия, главой которой является ликвидатор, который действует в пределах компетенции данной комиссии и который является ответственным за проведение процедуры ликвидации данного предприятия. Существуют определенные нормативные акты, которые устанавливают ответственность ликвидатора при ликвидации ООО.
Когда назначается ликвидатор
Ликвидация предприятия означает прекращение им хозяйственной деятельности и может быть:
- добровольной (решение о ликвидации принимают учредители предприятия);
- принудительной (решение о ликвидации принимается судебными органами).
Кто может быть ликвидатором при ликвидации ООО, зависит от вида ликвидации:
- при добровольной ликвидации организации выбор ликвидатора может осуществляться учредителями;
- при ликвидации предприятия по решению суда ликвидатор (арбитражный управляющий) назначается судом.
Ликвидатор является ответственным за проведение процедуры ликвидации данного предприятия.
Арбитражный управляющий должен являться членом саморегулируемой организации.
В качестве ликвидатора учредителями может быть выбран тот орган, которым было принято решение о ликвидации предприятия (ООО). Ликвидатором может быть назначен один из участников ООО или его учредитель. В качестве ликвидатора может быть назначено лицо, которое имеет соответствующую лицензию и обладает определенными полномочиями. В большинстве случаев при ликвидации ООО учредители обращаются к тем компаниям, которые специализируются на предоставлении данных услуг. В ООО ликвидатор назначается приказом.
Полномочия ликвидатора при ликвидации ООО переходят к нему от директора ликвидируемого предприятия после принятия решения о прекращении деятельности и уведомления всех государственных органов и внебюджетных фондов. К ликвидатору переходят все полномочия. кроме закрепленных в уставе за участниками ООО или учредителем.
Ликвидатор действует в интересах ликвидируемого общества и в его интересах (п. 4 ст. 62 ГК РФ).
Обязанности ликвидатора
Ликвидатор ООО осуществляет следующие действия, входящие в его обязанности:
- разрабатывает план реализации ликвидации ООО;
- направляет уведомления в инспекцию ФНС о ликвидации предприятия и прекращении хозяйственной деятельности (п. 3 ст. 20 Закона от 08.08.2001 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»);
- размещает сообщение в источниках СМИ о том, что начата процедура ликвидации предприятия;
- при наличии кредиторов у данной организации ликвидатор оповещает их письменно о принятом решении о ликвидации предприятия;
- осуществляет формирование балансов (промежуточного и ликвидационного) на основе результатов инвентаризации имущества и обязательств;
- организует погашение имеющихся у ликвидируемого предприятия задолженности и обязательств в законодательно определенной очередности;
- осуществляет уведомление работников ликвидируемого предприятия об их увольнении;
- если возникают признаки несостоятельности ликвидируемого предприятия, то инициирует процедуру банкротства.
Ответственность
При возникновении ситуации, когда ликвидатор (ликвидационная комиссия) нанес убытки учредителям предприятия, кредиторам своими действиями (или бездействием), на него возлагается обязанность по возмещению суммы причиненного ущерба. Данная ситуация может возникнуть при невключении заявленных кредиторов в список предъявленных требований или неотражении их в промежуточном балансе. Сумма причиненного ущерба распределяется между членами ликвидационной комиссии в равных долях (ст. ст. 64.1, 53.1 ГК РФ).
Субсидиарную ответственность несет ликвидационная комиссия (ликвидатор) в соответствии с Гражданским кодексом (ст. 399 ГК РФ) и Закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»), если были выявлены явные признаки банкротства ликвидируемого лица, но не приняты мероприятия по возбуждению дела о банкротстве в арбитражном суде. В данном случае при недостаточности имущества ликвидируемого предприятия для покрытия задолженности кредиторы могут выставить требование об осуществлении взыскания за счет личного имущества ликвидатора.
Согласно УК РФ при ликвидации ООО ответственность у ликвидатора возникает и в случае умышленного сокрытия информации о явных признаках, свидетельствующих о банкротстве предприятия (ст. 195 УК РФ). К такой информации относятся сведения о:
- имуществе ликвидируемого предприятия;
- обязанностях и имущественных правах;
- месторасположении и др.
Уголовная ответственность ликвидатора наступает в случае умышленного уничтожения или фальсификации бухгалтерской и другой документации (ст. 195 УК РФ).
Каков порядок ликвидации ООО и распределения имущества ликвидируемого ООО в пользу единственного участника?
16 августа 2018
1. В соответствии с п. 1 ст. 57 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее — Закон N 14-ФЗ) общество с ограниченной ответственностью (далее — ООО, общество) может быть ликвидировано добровольно в порядке, установленном Гражданским кодексом РФ, с учетом требований Закона N 14-ФЗ и устава общества. Порядок ликвидации общества определяется Гражданским кодексом РФ и другими федеральными законами (п. 5 ст. 57 Закона N 14-ФЗ).
В Гражданском кодексе РФ основания и порядок ликвидации юридического лица установлен ст.ст. 61-64.1.
В процедуре ликвидации юридического лица, в том числе ООО, можно выделить следующие этапы:
— принятие уполномоченным органом решения о ликвидации, назначение ликвидационной комиссии (ликвидатора);
— сообщение о принятом решении в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц (регистрирующий орган) для внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр юридических лиц (далее — ЕГРЮЛ);
— публикация сообщения о ликвидации, порядке и сроке заявления требований кредиторами;
— составление промежуточного ликвидационного баланса;
— осуществление расчетов с кредиторами;
— составление ликвидационного баланса;
— государственная регистрация ликвидации юридического лица.
Остановимся на каждом этапе более подробно.
1. Принятие решения о ликвидации, назначении ликвидационной комиссии (ликвидатора)
Ликвидация ООО в добровольном порядке начинается с принятия решения о его ликвидации. Решение о ликвидации общества принимает общее собрание участников ООО. Поскольку в рассматриваемой ситуации в обществе имеется один участник, решение о ликвидации принимается этим участником единолично и оформляется письменно. Кроме того, единственный участник формирует состав ликвидационной комиссии или назначает ликвидатора общества (ст. 39, п. 2 ст. 57 Закона N 14-ФЗ).
Законодательство не ограничивает круг лиц, которые могут войти в состав ликвидационной комиссии или могут быть назначенными на должность ликвидатора общества. Членами ликвидационной комиссии или ликвидатором могут быть участники общества, его руководитель (генеральный директор и т.д.), другие работники общества, а также лица, не являющиеся работниками этого юридического лица.
С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица (п. 4 ст. 62 ГК РФ, п. 3 ст. 57 Закона N 14-ФЗ). Следовательно, с момента принятия единственным участником ООО соответствующего решения полномочия единоличного исполнительного органа ООО (руководителя) по руководству деятельностью общества переходят к ликвидационной комиссии (ликвидатору). Руководитель (председатель) ликвидационной комиссии или ликвидатор приобретает право действовать от имени ООО без доверенности.
2. Уведомление о принятых решениях регистрирующего органа
Согласно п. 1 ст. 62 ГК РФ, п.п. 1, 3 ст. 20 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон N 129-ФЗ) учредители (участники) юридического лица или орган, принявший решение о ликвидации юридического лица, обязан в течение трех рабочих дней с момента принятия решения о ликвидации в письменной форме уведомить об этом регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица с приложением решения о ликвидации юридического лица. Регистрирующий орган должен быть также уведомлен о формировании ликвидационной комиссии (назначении ликвидатора).
Для этого общество должно представить в регистрирующий орган уведомление о ликвидации юридического лица по форме N Р15001, утвержденной приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ (далее — Приказ N ММВ-7-6/25@). К уведомлению прилагается решение единственного участника ООО о ликвидации общества.
Запись о том, что общество находится в процессе ликвидации, вносится регистрирующим органом в ЕГРЮЛ. С этого момента не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в устав общества, а также государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает общество, или внесение в ЕГРЮЛ записей в связи с реорганизацией юридических лиц, участником которой является общество, находящееся в процессе ликвидации (п. 2 ст. 20 Закона N 129-ФЗ).
При заполнении уведомления по форме N Р15001, как и иных форм документов, представляемых в регистрирующий орган в связи с ликвидацией, необходимо учитывать Требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган (далее — Требования), которые содержатся в Приложении N 20 к Приказу N ММВ-7-6/25@. В частности, согласно п. 1.11 Требований в состав представляемого в регистрирующий орган заявления, уведомления или сообщения (далее также — заявление) не включаются незаполненные листы, а также полностью не заполненные страницы многостраничных листов формы заявления.
В разделе 2 «Уведомление представлено в связи с» формы N P15001 знаком «V» отмечается пункт, соответствующий основанию представления уведомления — принятие решения о ликвидации юридического лица или формирование ликвидационной комиссии, назначение ликвидатора (п. 9.3 Требований). Если единственный участник ООО принимает решения о ликвидации ООО и о формировании ликвидационной комиссии (назначении ликвидатора) одновременно (до подачи в регистрирующий орган формы N P15001 в связи с принятием решения о ликвидации ООО), в указанном разделе формы N P15001 знаком «V» отмечаются оба названных пункта. В этом случае в уведомлении формы N P15001, помимо первого листа и листа Б, содержащего сведения о заявителе, заполняется лист А «Сведения о формировании ликвидационной комиссии/назначении ликвидатора» (п. 9.5 Требований).
Уведомление удостоверяется подписью уполномоченного лица (заявителя), подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. Если к моменту представления в регистрирующий орган уведомления формы N Р15001 в связи с принятием решения о ликвидации ликвидационная комиссия уже сформирована (ликвидатор назначен), заявителем в этом случае выступает, соответственно, руководитель ликвидационной комиссии или ликвидатор (п. 1.2, пп. «г» п. 1.3 ст. 9 Закона N 129-ФЗ, п. 14.2.05.18 правовых позиций в сфере государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, размещенных 30.01.2014 в федеральном разделе информационного ресурса «База данных «Вопрос-Ответ» и направленных письмом ФНС России от 31.01.2014 N СА-4-14/1645 (далее — Правовые позиции)).
3. Публикация сообщения о ликвидации, порядке и сроке заявления требований кредиторами. Составление и утверждение промежуточного ликвидационного баланса
На ликвидационную комиссию (ликвидатора) возлагается обязанность опубликовать в органах печати (в журнале «Вестник государственной регистрации» — смотрите приказ ФНС России от 16.06.2006 N САЭ-3-09/355@) сведения о ликвидации юридического лица, а также о порядке и сроке заявления требований кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации. Кроме того, ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязана принять меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомить кредиторов о ликвидации юридического лица (п. 1 ст. 63 ГК РФ).
После окончания срока для предъявления кредиторами своих требований ликвидационная комиссия (ликвидатор) составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается участником (участниками) ООО (п. 2 ст. 63 ГК РФ, пп. 12 п. 2 ст. 33 Закона N 14-ФЗ).
Регистрирующий орган уведомляется о составлении промежуточного ликвидационного баланса (п. 3 ст. 20 Закона N 129-ФЗ) по форме N P15001, утвержденной Приказом N ММВ-7-6/25@. При этом в п. 2.3 раздела 2 названного уведомления проставляется знак «V», указывающий на то, что уведомление представлено в связи с составлением промежуточного ликвидационного баланса (п. 9.3 Требований). Заявителем при подаче уведомления формы N P15001 по данному основанию также является руководитель ликвидационной комиссии или ликвидатор (п. 14.2.05.35 Правовых позиций).
В связи с составлением промежуточного ликвидационного баланса в регистрирующий орган должна быть представлена только форма N Р15001 «Уведомление о ликвидации юридического лица» с соответствующей отметкой (п. 14.2.05.70 Правовых позиций). Представлять сам промежуточный ликвидационный баланс законодательство не требует.
Обратим внимание, что законодательство не связывает необходимость публикации сообщения о ликвидации, о порядке и сроке заявления требований кредиторами, а также составления ликвидационных балансов с наличием у юридического лица кредиторской задолженности. Даже при отсутствии задолженности перед кредиторами общество должно выполнить все требования, установленные законом в рамках процедуры ликвидации юридического лица. Это означает, в частности, что и в том случае, когда кредиторская задолженность у общества отсутствует, промежуточный ликвидационный баланс может быть составлен и утвержден не ранее чем через два месяца после того, как в журнале «Вестник государственной регистрации» будет опубликовано сообщение о ликвидации общества.
4. Составление и утверждение ликвидационного баланса
Со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса ликвидационная комиссия (ликвидатор) начинает производить расчеты с кредиторами в порядке, установленном ст. 64 ГК РФ. После осуществления расчетов с кредиторами ликвидационной комиссией (ликвидатором) составляется ликвидационный баланс, который также утверждается единственным участником общества (п. 6 ст. 63 ГК РФ, ст. 39 Закона об ООО).
Безусловно, при отсутствии кредиторской задолженности необходимость производить расчеты с кредиторами у общества отсутствует. Поэтому мы полагаем, что при таких обстоятельствах выдерживать какой-либо промежуток времени нет необходимости, и оба ликвидационных баланса (промежуточный и «итоговый») могут быть составлены и утверждены одновременно.
Поскольку законодательством специальные формы ликвидационных балансов не утверждены, промежуточный ликвидационный баланс и ликвидационный баланс могут быть составлены на основе действующей формы бухгалтерского баланса, утвержденной приказом Минфина РФ от 02.07.2010 N 66н, с указанием соответствующего наименования «промежуточный ликвидационный баланс» и «ликвидационный баланс» (смотрите в связи с этим письмо ФНС России от 07.08.2012 N СА-4-7/13101).
Утверждение ликвидационного баланса может быть оформлено путем проставления учредителями (единственным участником) соответствующих отметок на самом документе или в виде решения об утверждении ликвидационного баланса, прилагаемого к самому балансу (п. 14.2.05.49 Правовых позиций).
Отметим также, что налоговый орган обязан заявить свои требования по уплате организацией всех обязательных платежей в бюджет в период с момента представления в регистрирующий орган уведомления о принятии решения о ликвидации юридического лица (в трехдневный срок со дня принятия решения о ликвидации) и до представления документов для государственной регистрации ликвидации юридического лица, предусмотренных ст. 21 Закона N 129-ФЗ (не ранее чем через два месяца с момента помещения в органах печати публикации о ликвидации юридического лица — п. 2 ст. 22 Закона N 129-ФЗ) (Методические указания для налоговых органов по вопросам единообразия процедуры снятия с учета в налоговом органе юридического лица в связи с ликвидацией, утвержденные приказом ФНС России от 25.04.2006 N САЭ-3-09/257@).
5. Государственная регистрация ликвидации общества
После утверждения ликвидационного баланса для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган в соответствии со ст. 21 Закона N 129-ФЗ представляются следующие документы:
— заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией по форме N Р16001 утвержденной Приказом N ММВ-7-6/25@, подписанное заявителем (руководителем ликвидационной комиссии или ликвидатором), подлинность подписи которого удостоверяется нотариально;
— ликвидационный баланс;
— документ об уплате государственной пошлины (в настоящий момент государственная пошлина за регистрацию ликвидации юридического лица на основании пп.пп. 1, 3 п. 1 ст. 333.33 НК РФ составляет 800 руб.);
— документ, подтверждающий представление в территориальный орган ПФР сведений в соответствии с пп. 1-8 п. 2 ст. 6 и п. 2 ст. 11 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и в соответствии с ч. 4 ст. 9 Федерального закона «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» (представление данного документа не обязательно; в случае, если он не представлен заявителем, этот документ представляется органом ПФР по межведомственному запросу регистрирующего органа).
При заполнении заявления формы N Р16001 необходимо учитывать положения раздела Х Требований.
Ликвидация ООО считается завершенной, а общество — прекратившим свою деятельность после внесения об этом записи в ЕГРЮЛ (п. 9 ст. 63 ГК РФ).
Обратим внимание, что во всех случаях, требующих внесения записей в ЕГРЮЛ, в том числе при ликвидации юридического лица, документы представляются в регистрирующий орган одним из способов, указанных в п. 1 ст. 9 Закона N 129-ФЗ.
2. Имущество ООО, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, передается его учредителям (участникам). Порядок и очередность распределения имущества ликвидируемого ООО между его учредителями (участниками) установлены ст. 58 Закона N 14-ФЗ.
Передача имущества учредителям (участникам) осуществляется ликвидационной комиссией (ликвидатором) общества на основании утвержденного ликвидационного баланса (смотрите постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.07.2017 N 18АП-6767/17). Поскольку полномочия ликвидационной комиссии (ликвидатора) прекращаются с момента государственной регистрации ликвидации общества (п. 1 ст. 53, п. 4 ст. 62, п. 9 ст. 63 ГК РФ), принять решение о распределении имущества ликвидационная комиссия (ликвидатор) должна до внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ. Отметим, что нормативных требований к оформлению решения ликвидационной комиссии (ликвидатора) не установлено. Представляется, что решение ликвидационной комиссии может быть оформлено, например, в виде протокола заседания комиссии (ст. 181.1, ст. 181.2 ГК РФ). Ликвидатор принимает такое решение единолично и оформляет его в письменном виде.
Имущество ликвидируемого общества распределяется между участниками ООО в следующей очередности:
— в первую очередь осуществляется выплата участникам общества распределенной, но невыплаченной части прибыли (абзац второй п. 1 ст. 58 Закона N 14-ФЗ);
— во вторую очередь осуществляется распределение имущества ликвидируемого ООО между участниками общества пропорционально их долям в уставном капитале общества. Доли, принадлежащие обществу, при таком распределении имущества не учитываются (п. 1 ст. 24, абзац третий п. 1 ст. 58 Закона N 14-ФЗ).
Требования каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей очереди (п. 2 ст. 58 Закона N 14-ФЗ).
Передача имущества участникам ООО оформляется актом приема-передачи.
Таким образом, если ликвидируемое ООО состоит из единственного участника, оставшееся после завершения расчетов с кредиторами имущество общества в любом случае должно перейти к единственному участнику (смотрите также постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 04.06.2015 N Ф08-2778/15).
Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
— Энциклопедия решений. Ликвидация ООО;
— Энциклопедия решений. Порядок ликвидации юридического лица;
— Энциклопедия решений. ООО с одним участником;
— Энциклопедия решений. Формирование промежуточного ликвидационного и ликвидационного баланса;
— Энциклопедия решений. Распределение имущества ликвидируемого ООО между его участниками.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Иванов Александр
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей