Ликвидация и реорганизация юридических лиц

Предприятие может быть создано путем учреждения нового или реорганизации существующего юридического лица (путем слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования).

Образование новых предприятий и расширение действующих определяется следующими факторами:

— наличие неудовлетворенного спроса на продукцию;

— наличие ресурсов, необходимых для организации производства продукции;

— уровень развития науки и техники в соответствующей отрасли производства.

Определяющим является спрос на продукцию: если продукция предприятия не будет пользоваться спросом, ему грозит разорение. Такая продукция остается нереализованной, а затраты на ее изготовление неоплаченными.

Создание предприятия фиксируется соответствующими документами. Прежде всего оформляется основной документ – Устав предприятия.

Следующим этапом должен быть расчет:

— сколько и каких средств понадобится, чтобы начать дело;

— какую сумму прибыли можно получать в год, начав дело.

Расширение масштаба предприятия обычно вызвано растущим выпуском продукции из-за увеличения сбыта, расширения ассортимента, диверсификации, горизонтальной или вертикальной интеграции предприятий в какой-либо производственной или иной деятельности (научные исследования, внедрение разработок, конкурентная борьба и т.п.) и т.д. Целью проводимой реструктуризации путем его расширения является наращивание производственных мощностей, ресурсов и капитала для адаптации предприятия к новым условиям функционирования.

Процесс реструктурирования предприятия в виде расширения можно подразделить на отдельные типы:

Слияние;

Присоединение;

Покупка имущества;

Аренда имущества;

Лизинг имущества.

Реорганизация предприятия – одна из форм прекращения деятельности предприятия в случае, если оно признано несостоятельным. реорганизация производятся по решению собственника или органа, уполномоченного создавать такие предприятия, с согласия трудового коллектива или по решению суда.

В соответствии с законодательством вновь создаваемые или реорганизуемые предприятия подлежат государственной регистрации. С момента государственной регистрации предприятие считается со­зданным и приобретает статус юридического лица. В соответствии со ст. 51 ГК РФ нарушение установленного законом порядка обра­зования юридического лица или несоответствие его учредительных документов закону влечет отказ в государственной регистрации. Отказ в регистрации по мотивам нецелесообразности создания юри­дического лица не допускается. Как отказ в государственной реги­страции, так и уклонение от такой регистрации учредителей юри­дического лица могут быть обжалованы в суд. Правоспособность предприятия возникает в момент его создания, т. е. с момента его государственной регистрации, и прекращается в момент его ликви­дации.

Реорганизация и ликвидация юридических лиц в 2020 году

Реорганизация − это ликвидация или нет?

Гражданским кодексом РФ предусмотрены следующие варианты прекращения деятельности юридического лица:

  • официальная ликвидация (добровольная или принудительная);
  • банкротство;
  • реорганизация.

Между этими процессами существуют общие цели, несмотря на то, что понятия имеют разные процедуры и конечный результат. Главным сходством ликвидации и реорганизации юридических лиц является прекращение деятельности компании.

Под процедурой ликвидации юрлица понимают процесс полного прекращения хозяйственной деятельности компании, когда обязанности и права не переходят к иным лицам в порядке универсального правопреемства (статья 61 ГК РФ). Закрытие предприятия происходит:

  • добровольно (по решению учредителей);
  • принудительно (решение принимает суд).

При реорганизации деятельность компании прекращается, вследствие чего возникают отношения правопреемства юрлиц, и одновременно создается новое лицо или несколько новых лиц, и/или прекращает существование одна организациях либо несколько прежних фирм (статьи 57-60 ГК РФ).

Отличия реорганизации от ликвидации

Реорганизация Ликвидация
Правопреемники есть в зависимости от способов. Правопреемники отсутствуют. После закрытия Общества предъявить требования будет некому.
Составляется передаточный акт или договор. Составляется ликвидационный баланс.
Нет органа, который будет вести хозяйственную деятельность реорганизованного и/или новосозданного юрлица. После принятия решения о прекращении деятельности директор передает свои функции ликвидатору (ликвидационной комиссии).
Работодатель не имеет права увольнять сотрудников. Работодатель имеет право расторгнуть трудовые соглашения с персоналом.
Не нужно передавать документацию в архив. В архив документы передаются.

Способы реорганизации юридических лиц

Согласно ст. 57 Гражданского кодекса данная процедура допускается следующими способами:

  • слияние;
  • присоединение:
  • преобразование;
  • выделение;
  • разделение.

В соответствии со ст. 58 ГК РФ:

Слияние Обязанности, а также права каждого из двух или более юридических лиц, которые решили выбрать этот способ, переходят к новосозданному юрлицу.
Присоединение Вследствие присоединения одной компании к другой, права и обязанности первой автоматически переходят к последней.
Преобразование Юрлицо одной организационно-правовой формы преобразуется в другую организационно-правовую форму юридического лица. При этом правая и обязанности первого не изменяются.
Выделение В соответствии с передаточным актом к выделенной организации или к каждому из выделенных компаний из состава юрлица переходят обязанности, права реорганизованной фирмы.
Разделение Согласно передаточному акту обязанности и права реорганизованного юрлица переходят к новым компаниям, которые возникли.

Способы ликвидации юридических лиц

Закрытие ООО осуществляется следующими способами:

  • добровольно;
  • принудительно;
  • в порядке процедуры несостоятельности (банкротства);
  • альтернативно.

Получить консультацию

Порядок реорганизации и ликвидации юридического лица в 2020 году

Последовательность действий при добровольной ликвидации:

  • принять решение общим собранием участников ООО или единственным учредителем, посл чего назначить ликвидатора (сформировать ликвидационную комиссию);
  • уведомить инспекцию о принятом решении в течение 3 дней (по форме Р15001), а также о назначении ликвидатора (формировании ликвидационной комиссии);
  • опубликовать в журнале «Вестник государственной регистрации» информацию о закрытии Общества, а также о сроках подачи требований со стороны контрагентов;
  • выявить кредиторов. Так, не менее чем 2 мес. с даты публикации сообщения в СМИ дается контрагентам на то, чтобы предъявить требования к ликвидируемой фирме;
  • составить промежуточный ликвидационный баланс и уведомить регистрирующий орган;
  • подготовить документацию: заявление по форме Р16001, ликвидационный баланс (окончательный), квитанция об уплате пошлины, справка с ПФР;
  • подать документы. Можно воспользоваться электронной цифровой подписью для подачи бумаг в электронной форме, вследствие чего оплачивать госпошлину не нужно;
  • получить документы, которые будут подтверждением государственной регистрации ликвидации юрлица.

Процедура добровольной реорганизации выглядит следующим образом:

  • выбрать один из 5 способов;
  • принять решение на общем собрании. Если в Обществе единый учредитель, то решение принимается и составляется единолично;
  • на протяжении 3 дней после согласования формы реорганизации (за исключением преобразования) известить регистрирующий орган в письменном виде в произвольной форме. А также нужно приложить решение, принятое единолично;
  • известить кредиторов в письменном виде;
  • после внесения сведений в ЕГРЮЛ о начале процедуры необходимо 2 раза, с периодичностью один раз в месяц, опубликовать сообщение в журнале «Вестник государственной регистрации» о реорганизации;
  • подготовить документы в зависимости от способов реорганизации. К примеру, при присоединении нужно подготовить заявление (форма Р16003) о закрытии присоединенной компании, договор присоединения. При других формах − заявление (форма Р12001) о госрегистрации фирмы, которая создается через реорганизацию, учредительная документация, договор о слиянии, передаточный акт, квитанция об уплате пошлины, справка с ПФР;
  • подать документы. Если подавать бумаги в электронной форме, то можно госпошлину не оплачивать;
  • получить документы о регистрации ликвидации компании.

Ликвидация юридического лица в связи с реорганизацией в 2020 году

Вследствие реорганизации ООО (за исключением выделения) как минимум одно юрлицо прекращает свою деятельность. Но его права и обязанности все равно переходят к новой организации в порядке правопреемства.

Где найти сведения о реорганизации и ликвидации юридических лиц в 2020 году?

  1. Посредством публикации объявления о ликвидации в журнале «Вестник государственной регистрации».
  2. В интернете на сайте ФНС можно получить сведения о компании из ЕГРЮЛ по названию или ИНН юридического лица.
  3. Данные о ликвидации публикуются на Федресурсе (ЕФРСФДЮЛ).
  4. Непосредственно в налоговой можно получить выписку из ЕГРЮЛ.

Где содержатся нормы о реорганизации коммерческих организаций?

  1. Гражданский кодекс РФ статьи 57-59. Указаны формы реорганизации юридических лиц, а также положения о том, кто принимает решение о проведении процедуры. А также прописаны положения о правопреемниках и обязанности составления передаточного акта.
  2. ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» ст. 51. Данной статьей предусмотрено, что Общества могут быть добровольно реорганизованы в порядке, который предусмотрен данным Федеральным законом.
  3. Федеральный закон «О защите конкуренции» статья 27.
  4. ФЗ «Об акционерных обществах» ст. 15. Регламентируется процесс реорганизации АО.
  5. Федеральный закон № 161-ФЗ.

У вас есть вопросы? Напишите нам

Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (ст. 48 ГК РФ).

Понятие юридического лица.

Лекция № 5. Юридические лица и публично-правовые образования

В приведенном определении закреплены следующие признаки юридического лица: организационное единство, имущественная обособленность, самостоятельная имущественная ответственность, возможность самостоятельно выступать в гражданском обороте от своего имени.Организационное единство выражается в определении целей и задач организации, в установлении ее внутренней структуры, компетенции органов управления и порядке их деятельности. За­крепляется организационное единство в уставе юридического лица, либо в учредительном договоре и уставе, либо в общем (типовом) положении об организациях данного вида.

Признакимущественной обособленности предполагает, что имущество юридического лица обособляется от имущества других юридических лиц (в том числе вышестоящих), от имущества его учредителей (участников), от имущества государственных или муниципальных образований. При этом юридическое лицо должно иметь не просто обособленное имущество, а обладать им на праве собствен­ности, хозяйственного ведения либо оперативного управления. При­знание юридическим лицом организации, обладающей имуществом лишь на праве временного пользования (по договору аренды или безвозмездного пользования), исключено. Внешним выражением имущественной обособленности является наличие у организации уставного капитала (у хозяйственных обществ), складочного капита­ла (у хозяйственных товариществ), уставного фонда (у государствен­ных, муниципальных унитарных предприятий); а ее учетно-бухгалтерским отражением служит самостоятельный баланс или смета (п. 1 ст. 48 ГК РФ).

Самостоятельная имущественная ответственность юридического лица — следствие его имущественной обособленности (ст. 56 ГК РФ). Прежде всего, следует отметить, что установлен принцип раздельной ответственности, согласно которому учредитель (участник) юридичес­кого лица или собственник его имущества не отвечают по обязательст­вам юридического лица, а юридическое лицо, в свою очередь, не отве­чает по обязательствам учредителя (участника) или собственника, за исключением случаев, предусмотренных Гражданским кодексом либо учредительными документами юридического лица. Так, согласно п. 1 ст. 75 ГК РФ участники полного товарищества солидарно несут субсидиарную (дополнительную) ответственность своим имуществом по обязательствам товарищества (см. также ч. 2 п. 3 ст. 56, п. 2 ст. 82, п. 1 ст. 95, п. 2 ст. 105, п. 2 ст. 107, п. 4 ст. 121 ГК РФ и др.).

Юридические лица несут ответственность только по своим обязательствам, т.е. по обязательствам, в которых являются стороной. Исключения могут быть предусмотрены в законе (например, п. 2 ст. 120 ГК РФ). Далее, юридические лица отвечают всем принадле­жащим им имуществом, т.е. как основными, так и оборотными сред­ствами. Исключение составляет лишь учреждение, которое отвечает находящимися в его распоряжении денежными средствами (п. 2 ст. 120 ГК РФ).

Возможностьсамостоятельно выступать в гражданском обороте от своего имени означает, что юридическое лицо может приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде только под своим именем, включающим наименование, содержащим указание на его организационно-правовую форму, а в предусмотренных зако­ном случаях и указание на характер деятельности (п. 1 ст. 54 ГК РФ).

Гражданская правоспособность юридического лица, т.е. способность иметь гражданские права и нести обязанности возникает в момент его создания и прекращается в момент завершения ликвида­ции. Правоспособность юридического лица может быть общей (как у граждан) и специальной (ст. 49 ГК РФ).

Коммерческие организации, за исключением унитарных пред­приятий и иных организаций, предусмотренных законом, наделены общей правоспособностью и могут осуществлять любые виды предпринимательской деятельности, не запрещенные законом, если в учредительных документах таких коммерческих организаций не со­держится исчерпывающий перечень видов деятельности, которыми соответствующая организация вправе заниматься.

Некоммерческие организации наделены специальной правоспособностью и могут иметь только те гражданские права, которые соответствуют целям деятельности, предусмотренным в их учреди­тельных документах, и нести связанные с этой деятельностью обя­занности. Согласно п. 1 ст. 49 ГК РФ специальной правоспособнос­тью наделены также некоторые коммерческие организации: госу­дарственные и муниципальные унитарные предприятия, а также коммерческие организации, в отношении которых законом предус­мотрена специальная правоспособность (банки, страховые органи­зации и др.). Кроме того, учредители (участники) юридического лица, на которое не распространяется правило о специальной пра­воспособности, могут вместе с тем сами ограничить его правоспособ­ность путем соответствующего указания в учредительных докумен­тах. Например, в уставе акционерного общества, созданного для осуществления строительно-монтажной деятельности, может быть предусмотрен прямой запрет на совершение биржевых сделок.

Отдельными видами деятельности, перечень которых определя­ется законом (страховой, банковской, риэлтерской, аудиторской, строительно-монтажной и др.), юридические лица могут заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

Дееспособность юридического лица, т.е. способность своими действиями приобретать гражданские права и принимать на себя гражданские обязанности, осуществляется его органами (ст. 53 ГК РФ). Органы юридического лица могут быть единоличными (директор, президент и др.) и коллегиальными (общее собрание, правление, совет директоров и др.). Однако юридическое лицо не всегда ведет свои дела через органы. Согласно п. 2 ст. 53 ГК РФ в предусмотрен­ных законом случаях оно может приобретать гражданские права и принимать на себя гражданские обязанности через своих участни­ков, не создавая специальных органов. Так, в полном товариществе каждый участник вправе действовать от имени товарищества, если учредительным договором не установлено, что все его участники ведут дела совместно либо ведение дел поручено отдельным участ­никам (ст. 72 ГК РФ). Осуществление юридическим лицом дееспособности возможно и через представителя. Представитель юридического лица, в отличие от органа, является внешним по отношению к юридическому лицу субъектом права. Его полномочия основаны на доверенности, выданной органом юридического лица, указании закона либо акте государственного органа или opган местного самоуправления.

Место нахождения юридического лица определяется местом eго государственной регистрации, если в соответствии с законом в учредительных документах не установлено иное (п. 2 ст. 54 ГК РФ). При разрешении вопроса о месте нахождения юридического лица следует исходить из того, что “местом нахождения юридического лиц является место нахождения его органов”.

Юридическое лицо вправе иметь обособленные подразделения расположенные вне места его нахождения и не являющиеся юридическими лицами: филиалы и представительства (ст. 55 ГК РФ). Представительства юридического лица создаются для представления его интересов и осуществления их защиты. Представительство не выполняет производственные или иные основные функции юридически лица. Филиал отличается от представительства тем, что осуществляет все его функции или их часть, в том числе представительство (например, филиал центрального универмага, расположенный одном из округов города и осуществляющий торговлю товарами для детей).

Возникновение юридических лиц происходит тремя способами: распорядительным, нормативно-явочным и разрешительным. При распорядительном порядке юридическое лицо образуется в силу прямого распоряжения государственного органа или органа местного самоуправления (например, государственные или муниципальные унитарные предприятия, учреждения).

Преобладающим является нормативно-явочный способ создания юридических лиц, в соответствии с которым они могут быть свободно образованы учредителями — гражданами и организациями, т.е. для их возникновения не требуется ни распоряжения о создании, ни разрешения государственных органов или органов местного самоуправления.

Компетентный орган вправе лишь в ходе государственной регистрации проверить, соответствует ли образованное юридичес­кое лицо установленным нормами права требованиям и соблюден ли порядок его создания. При этом отказ в государственной регистра­ции по мотивам нецелесообразности создания юридического лица не допускается (ч. 2 п. 1 ст. 51 ГК РФ). В нормативно-явочном по­рядке создаются: хозяйственные общества и товарищества, общест­венные объединения (политические партии, профсоюзы и др.), ре­лигиозные объединения, средства массовой информации и др.

При разрешительном порядке инициатива создания нового юридического лица принадлежит учредителям. Участие государства в образовании юридического лица выражается (помимо проверки при регистрации соответствия его учредительных документов закону) в форме “дачи согласия” на его создание. В разрешительном порядке создаются, например, объединения коммерческих организаций — союзы и ассоциации.

Реорганизация юридического лица представляет собой прекращение юридического лица с переходом его прав и обязанностей (с правопреемством) — ст. 57,58 ГК РФ, т.е. деятельность реорганизу­емого юридического лица продолжается другими лицами. Реоргани­зация осуществляется по решению: учредителей (участников), орга­на юридического лица, уполномоченного на то учредительными до­кументами, компетентного государственного органа (например, фе­дерального антимонопольного комитета) или суда.

Закон различает пять видов реорганизации:слияние (из двух и более юридических лиц образуется одно),присоединение (одно или несколько юридических лиц присоединяются к другому),разделение(юридическое лицо делится на два и более юридических лиц),выде­ление (из состава юридического лица выделяются одно или несколь­ко юридических лиц, при этом юридическое лицо, из которого про­изошло выделение, продолжает существовать),преобразование (из­менение организационно-правовой формы юридического лица, его трансформация в юридическое лицо другого вида).

При слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу. При присо­единении юридического лица к другому юридическому лицу к пос­леднему переходят права и обязанности присоединенного юриди­ческого лица. При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида к вновь возникшему юридическо­му лицу переходят права и обязанности реорганизованного юриди­ческого лица. Правопреемство в этих случаях осуществляется в со­ответствии с передаточным актом.

При разделении юридического лица его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам. При выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица. В этих случаях правопреемство осущест­вляется в соответствии с разделительным балансом.

Юридическое лицо считается реорганизованным с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц (в слу­чае присоединения — с момента внесения в государственный реестр записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица).

Ликвидация представляет собой прекращение юридической лица без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам (ст. 61 ГК РФ). Она может быть добровольной и принудительной. Добровольная ликвидация производится по реше­нию учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, по любому основанию, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано и т.д. Принудительная ликвидация осуществляется по решению суда в случаях, предусмотренных ГК РФ: при осуществлении деятельности без лицензии либо деятельности, запрещенной законом, либо иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов и т.д. С требованием о принудительной ликвидации в арбитражный суд могут обратиться государственные органы или органы местного самоуправления. Необходимо, чтобыих право на такое обращение было предусмотрено законом.

Закон предусматриваетдобровольныйипринудительныйпорядокликвидации юридических лиц.

В первом случаеликвидация начинается с того, что учредители (участники) юриди­ческого лица или орган, принявший соответствующее решение, не­замедлительно направляют письменное сообщение о предстоящей ликвидации органу, осуществляющему государственную регистра­цию юридических лиц (п. 1 ст. 62 ГК РФ). Выступившие с инициативой ликвидации назначают и ликвидационную комиссию. Ее персональный состав, а также порядок и сроки ликвидации должны быть согласованы с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юри­дического лица. Она публикует сообщение о ликвидации юридичес­кого лица, принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, удовлетворяет требования кредиторов, осуществляет продажу имущества с публичных торгов, составляет промежуточный и окончательный ликвидационные балансы и осу­ществляет иные действия, связанные с ликвидацией.

Требования кредиторов удовлетворяются в порядке, предусмотренном ст. 64 ГК РФ. Не удовлетворенные из-за недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица требования креди­торов считаются погашенными. Погашенными считаются также тре­бования кредиторов, не признанные ликвидационной комиссией, если кредитор не обращался с иском в суд, а также требования, в удовлетворении которых решением суда кредитору отказано.

Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов иму­щество юридического лица передается его учредителям (участни­кам), если иное не предусмотрено правовыми актами или учреди­тельными документами юридического лица (п. 7 ст. 63 ГК РФ). Так, согласно п. 3 ст. 119 ГК РФ в случае ликвидации общественного фонда его имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, направляется на цели, указанные в уставе фонда.

Во втором случае ликвидация производится в соответствии с ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)” 1998 года.

Ликвидация завершается записью об этом в едином государствен­ном реестре юридических лиц.

Реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.

Юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.

Правопреемство при реорганизации юридических лиц

При слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом.

При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом.

При разделении юридического лица его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с разделительным балансом.

При выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с разделительным балансом.

При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.

Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

Юридическое лицо может быть ликвидировано:

1.По решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано;

2.По решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.