Масса груза нетто

НЕТТО/БРУТТО

Что такое вес нетто и брутто?

Прежде всего, нетто и брутто – это термины из экономики, которые происходят из итальянского языка. «Брутто» дословно переводится как «плохой или грязный», «нетто» же наоборот — «чистый».

В логистике под весом нетто или net weight понимают массу товара без какой-либо упаковки и тары. В некоторых странах при расчете таможенной пошлины в вес нетто также включается масса внутренней (первичной) упаковки, которая неотделима от товара до его употребления. Например, крема, шампуни, сигареты, помада, духи и т.д.

Вес брутто или gross weight означает, что масса товара учитывается вместе с неотделимой упаковкой, в которой он поставляется, и тарой (мешками, ящиками, коробками, паллетами и т.д.). В международной логистике также есть термин полубрутто, который означает массу товара за вычетом массы наружной упаковки. Как определяется вес брутто и нетто в вашем конкретном случае можно узнать у логиста, так как требования зависят от правил оформления в той или иной стране, а также характера продукции.

Какие еще термины массы существуют в логистике?

Помимо нетто и брутто, будет крайне полезным знать еще три термина. Это:

  • вес выгруженный, выгрузочный или delivered weight;
  • вес натуральный или natural weight;
  • вес отгруженный, отгрузочный или shipped weight.

Вес выгруженный, выгрузочный – под этим термином подразумевается масса продукции, которая была определена в момент выгрузки товара в точке прибытия. Также этот вес записывается в логистических документах, по которым осуществляется сверка массы продукции. Данные указываются по договоренности между специалистами продавца и покупателя. Ответственность за все риски по порче или утрате продукции в этом случае несет тот, кто этот товар продал.

Под натуральным весом подразумевают определенное количество сыпучего товара, выраженное в мерах объема, которое продавец предъявляет для поставки. Чаще всего данное понятие применяется к продукции сельскохозяйственного направления. В этом случае объем может выражаться в гектолитрах, квартах, бушелях и пр. Также данный термин полезен тем, что позволяет характеризовать такие показатели сыпучего товара как крупнота, форма, влажность, удельный вес и пр.

Вес отгруженный (отгрузочный) – это тот вес товара, который был установлен при отгрузке в точке отправления и указан в транспортных документах.

Расчет веса в логистике

При расчете таможенных платежей и других затрат при транспортировке товара очень важно понимать, какой вес необходимо указывать в данном случае. Поэтому специалисты Expeditor Co подготовили несколько важных правил, которые помогут перевозить и оформлять продукцию с минимальными потерями ресурсов:

  • В международной логистике при расчете ставки груза за 1 кг обычно используется вес брутто. В вес брутто традиционно включается вес груза и вес паллеты (который составляет от 15 до 30 кг);
  • Таможенные платежи считаются на «чистый» вес товара, то есть при расчете используется вес нетто;
  • Авиафрахт всегда рассчитывается по весу брутто, поэтому в этом случае лучше отказаться от паллет при упаковке продукции, так как это поможет значительно снизить вес и объем перевозимого товара. Вместо паллетирования лучше разбить товар по коробкам;
  • При обращении в логистическую компанию лучше указывать оба веса – брутто и нетто. В этом случае профессиональный логист сможет правильно оценить ситуацию и предложить наиболее выгодный вариант логистической операции. Неполные данные о грузе обычно приводят к задержкам и переплатам. Например, небольшой по весу, но объемный груз пакуется отправителем на паллету, что добавляет примерно 20 кг лишнего веса (при авиадоставке).

Чтобы избежать неприятностей и задержек при оформлении и транспортировке товара обязательно обращайтесь к опытному и профессиональному логисту, так как международные перевозки требуют не только профессиональных знаний, но и опыта. Только опытный специалист поможет оптимизировать затраты и осуществить транспортировку груза в необходимые сроки.

Expeditor Co – логистические решения от эксперта отрасли. Свяжитесь с менеджерами компании для решения Вашего вопроса по телефонам+7 (812) 334-36-11,+7 (499) 703–34–50, 8 (800) 555–56–25 (звонок из России — бесплатный) или задайте вопрос через форму обратной связи.

Добавлено в закладки: 0

Что такое брутто? Описание и определение понятия.
Брутто (итал., от brutto — грубый, нечистый, грязный) – это мера веса, включающая вес упаковки и вес товара.

Слово «брутто» применяют вместе с другими понятиями, для обозначения того, что эти понятия имеют составные отделимые части.

К примеру, брутто-прибыль – валовая прибыль, из которой не вычтены еще торговые издержки; брутто-сумма – общая сумма, которая содержит скидки, еще не вычтенные из нее; брутто-баланс – баланс без распределения или выделения прибыли.

Брутто применяется в морском судоходстве также как условная единица, для обозначения при регистрации тоннажа размера судна.

Брутто (итал. brutto — плохой) — антоним нетто, означает что-то, неочищенное от лишнего:
доход без вычета издержек, вес товара с упаковкой и так далее.

Доход брутто в финансах, в противоположность доходу нетто, означает такой доход, из которого необходимо вычесть издержки для того, чтобы получить чистый доход.

Рассмотрим, более детально, что значит брутто.

Что такое брутто и нетто

Брутто – это вес товара вместе с тарой (упаковкой), или доход без учета издержек и так далее.

Нетто – это противоположность брутто, означает чистый вес товара без учета тары и упаковки, или цена изделия за вычетом скидок, или чистая прибыль с учетом издержек и так далее.

Брутто и нетто — в чем разница?

Определения «брутто» и «нетто» – это экономические термины. Вес брутто – это общая масса товара с упаковкой (так называемые «грязный» вес). Также данный термин применяется для обозначения прибыли без учета затрат или цены без вычетов. «Нетто» же означает «чистый», другими словами – очищенный от лишнего. Значит, вес нетто – это вес самого изделия или товара минус масса упаковки. Также данный термин используется для обозначения цены товара без наценок, надбавок и скидок. То есть для покупателя цена нетто является фактически уплаченной суммой за товар, а для продавца – чистой прибылью от продажи с вычетом всех затрат и издержек.

Брутто и нетто по отношению друг к другу представляют собой противоположные понятия.

Стоит отметить, что изворотливые производители продуктов питания и других товаров, при покупке которых вес имеет далеко немаловажное значение, указывают на упаковке именно массу брутто. Ничего не подозревающий покупатель, например, видит на этикетке продукта вес 500 грамм и уверен, что он платит непосредственно за 500 грамм непосредственно продукта. На самом же деле масса брутто, в отличии от массы нетто, включает в себя еще и упаковку – достаточно увесистую банку или коробку.

Термины нетто и брутто применяются не только для обозначения веса продуктов питания, но и в ряде многочисленных других сфер (например, в промышленности). Если взять к примеру нефтедобывающую промышленность, то там нефтью нетто называют нефть, которая уже очищена от примесей и не содержит соли, воду и прочие примеси.

Или другой пример — когда приобретается транспортное средство из стран Европы, термином «нетто» обозначается цена без налога на добавленную стоимость (НДС).

Основные отличия брутто от нетто

1. Брутто – это «грязный» вес товара, в который входит вес тары или упаковки, тогда как нетто – его чистая масса продукта (товара).
2. В экономике термином брутто обозначается доход без учета издержек, а чистая прибыль минус понесенные расходы – нетто выручка.

В страховании широко используется понятие брутто-премия.

Брутто премия – это страховой взнос, который представляет собой размер страховых платежей по договору страхования, уплачиваемый страхователем страховщику (страховой организации) со всей страховой суммы за определенный период. Брутто-премия зависит от таких факторов как: величина страховой суммы, степень риска, а также и от периода, за который делается этот страховой взнос. Стоит заметить, что такой период по продолжительности может не совпадать с общим сроком страхования. Сама структура брутто-премии отражает экономический механизм страхования.

В ней можно выделить два главных элемента: нетто-премию, предназначенную для страховых выплат по условиям договора страхования, и нагрузку, предназначенную для покрытия расходов по ведению дела и получения прибыли от страховых операций. Заметим, что нетто-премия, рассчитанная на единицу страховой суммы, имеет название «нетто-ставка».

В бухгалтерском деле широко используется определение баланс брутто — это бухгалтерский баланс, который включает в себя регулирующие статьи. Брутто-баланс используется для научных исследований и совершенствования информационных функций баланса в бухгалтерском учете.

Информация, которая представлена в отчете о прибылях и убытках, позволяет определить насколько эффективна (и эффективна ли вообще) деятельность данной организации и насколько оправданы и выгодны инвестиции в ее активы.

Отчет о прибылях и убытках характеризует результаты деятельности организации за отчетный период и показывает, каким же образом она получила прибыли и убытки (это делается методом сопоставления расходов и доходов ). На этом основании делается вывод об эффективности деятельности этой организации (предприятия).

Отчет о прибылях и убытках вместе с бухгалтерским балансом является важным документом , а также источником информации для тщательного анализа получения прибыли.

Отчет о финансовых результатах может отражать или обороты (метод брутто), или сальдо (метод нетто) результатных счетов. Отчет брутто конечно несет больше информации и полнее раскрывает структуру доходов и расходов. В этом случае более четко проводится различие между отчетом и балансом: отчет фиксирует обороты, а баланс — сальдо. Отчет нетто несет, конечно, меньше информации, но вместе с тем представляет ее в более удобной (лаконичной) форме.

Мы коротко рассмотрели брутто.

ГОСТ 19822-88 Тара производственная. Технические условия

ГОСТ 19822-88
Группа Д94

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
ТАРА ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ
Технические условия
Industrial container.
Specifications

ОКП 31 7632

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ

1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством автомобильной промышленности СССР

2. ИСПОЛНИТЕЛИ

В.И.Коннов (руководитель темы), Р.Д.Антипов, Н.В.Евстигнеев, Н.А.Чернышев, Р.Д.Серова, В.Н.Ещеганов, С.Г.Новикова

3. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 25.03.88 N 746

4. Срок проверки — 1993 г.; периодичность проверки — 5 лет.

5. ВЗАМЕН ГОСТ 19822-81

6. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ

7. ПЕРЕИЗДАНИЕ Июнь 1988 г.
Настоящий стандарт распространяется на производственную металлическую и деревянно-металлическую тару, предназначенную для механизированного внутризаводского и межзаводского перемещения, механизированной погрузки и разгрузки, многоярусного штабелирования, накопления, хранения и складирования штучных грузов во всех отраслях народного хозяйства.
Стандарт не распространяется на тару, в которой производятся технологические операции с нагревом ее до повышенных температур, в агрессивных средах, а также предназначенную для хранения и транспортирования взрывчатых и ядовитых веществ.

1. ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ И РАЗМЕРЫ ТАРЫ

1. ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ И РАЗМЕРЫ ТАРЫ

Типы, основные параметры и размеры тары — по ГОСТ 14861-86.

2. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

2.1. Характеристики (свойства)

2.1.1. Тару следует изготовлять в соответствии с требованиями настоящего стандарта по рабочим чертежам, утвержденным в установленном порядке.

2.1.2. Конструкция тары должна обеспечивать:
сохранность находящихся в таре грузов в процессе транспортирования, выполнения погрузочно-разгрузочных работ и хранения;
возможность механизированного выполнения погрузочно-разгрузочных работ с применением вилочных погрузчиков и грузоподъемных кранов;
прочность в целом, а также ее частей при транспортировании, выполнении погрузочно-разгрузочных работ и штабелировании на наибольшее количество ярусов в соответствии с технической документацией на тару конкретного типа.

2.1.3. Расчетную нагрузку на нижнюю тару в штабеле , вычисляют по формуле:

где — масса брутто тары, т;
— количество ярусов тары.
Расчетную нагрузку на нижнюю тару в штабеле при перемещении любым видом транспорта, вычисляют по формуле:

где — количество ярусов тары при перемещении.
Расчетная нагрузка на тару, используемую в режиме межзаводского и внутризаводского перемещения, равна:
для дна и опоры — 2;
для стенки и стойки — 1,1 (за исключением тары с сетчатыми стенками).
Расчетная нагрузка на тару, используемую с применением автоматических средств транспортирования, равна:
для дна и опоры — 1,25;
для стенки и стойки — 0,7 (за исключением тары с сетчатыми стенками).

2.1.4. Тара должна иметь фиксирующие устройства, обеспечивающие устойчивость при ее штабелировании. При этом свободный ход штабелируемой тары в фиксирующих устройствах не должен превышать 30 мм.

2.1.5. Фиксирующие устройства тары при штабелировании должны обеспечивать:
установку тары подъемно-транспортными машинами и механизмами;
устойчивость тары в штабеле при максимальном количестве ярусов на ровной площадке с твердым покрытием, имеющим уклон не более 0,003 с учетом допуска плоскостности.

2.1.6. При наличии в конструкции тары строповочных элементов последние должны обеспечивать возможность захвата тары грузоподъемными приспособлениями (стропы, траверсы и т.п.).

2.1.7. Допуск прямолинейности, параллельности, перпендикулярности поверхностей любых сборочных единиц и деталей тары не должен превышать 0,3% от длины этих поверхностей.

2.1.8. Разность длин двух любых диагоналей тары в одной плоскости не должна превышать 0,5% от длины одной диагонали.

2.1.9. Предельные отклонения габаритных размеров тары должны быть от 0 до минус 5 мм.

2.1.10. Допуск плоскостности опорной поверхности тары, работающей в режиме межзаводского и внутризаводского перемещения, не должен превышать указанного в таблице.

мм

Длина тары

Ширина тары

Допуск плоскостности

300

1,0

400

2,0

600

2,5

1000

3,0

1200

1200

1600

4,0

1600

Допуск плоскостности опорной поверхности тары, работающей с применением автоматических средств транспортирования, не должен быть более 2,0 мм.

2.1.11. Откидные и съемные сборочные единицы и детали тары должны легко устанавливаться и фиксироваться в положениях, указанных в рабочих чертежах.

2.1.12. Тара с крышкой должна иметь устройства, препятствующие произвольному открыванию крышки, позволяющие ее опломбировать.

2.1.13. Крышка должна выдерживать нагрузку, равную 1 кН (100 кгс), равномерно распределенную на площади 100Х100 мм.

2.1.14. Сборка стенок и основания складной тары должна производиться болтовыми, шарнирными и другими соединениями, обеспечивающими неизменяемость геометрических размеров тары.

2.1.15. Металлические детали должны изготовлять:
болтовые, шарнирные соединения — из стали с механическими свойствами не ниже стали 35 по ГОСТ 1050-74;
остальные — из стали В Ст. 3 по ГОСТ 380-71 спокойной или полуспокойной плавки, или других марок стали, не уступающих указанной по технологическим и прочностным характеристикам.

2.1.16. Типы и конструктивные элементы швов сварных соединений должны соответствовать ГОСТ 5264-80, ГОСТ 14771-76, ГОСТ 15878-79. Места, подлежащие сварке, должны быть очищены от загрязнений, масла, окалины, коррозии.

2.1.17. В швах сварных соединений не допускаются трещины, непровары, местные наплывы, прожоги, подплавления основного металла, незаваренные кратеры, свищи, пористость и шлаковые включения.

2.1.18. Параметр шероховатости по ГОСТ 2789-73 обработанных металлических поверхностей должен быть 320 мкм.

2.1.19. Деревянные детали должны изготовляться из пиломатериалов хвойных пород по ГОСТ 8486-86 и ГОСТ 24454-80 или из березы, липы и тополя по ГОСТ 2695-83.
Деревянные детали тары не должны иметь пороков древесины, тупого обзола более, чем на одном ребре любой детали, острого обзола, механических повреждений (отщепы, сколы, запилы и т.д.), прорости, рака и инородных включений, а также пластовых трещин, расположенных от торцов досок ближе, чем на 50 мм. Влажность деревянных деталей не должна превышать 22%.

2.1.20. Каждая доска должна быть цельной. Сучки на досках настила в местах установки крепежных деталей не допускаются.

2.1.21. Отверстия от сучков, выпавших при обработке досок, должны заделываться пробками из древесины той же породы, что и доски с применением водостойкого клея. Влажность древесины пробок при заделке отверстий — не более 22%.

2.1.22. Шероховатость деревянных деталей тары (верхней поверхности днища, стенок и крышки) должна быть не более 500 мкм, остальных поверхностей — 1200 мкм, по ГОСТ 7016-82.

2.1.23. Деревянные детали должны соединяться с металлическими при помощи винтов, заклепок и др.

2.1.24. Размеры деревянных деталей тары должны быть выполнены с предельными отклонениями ± по ГОСТ 6449.1-82.

2.1.25. Поверхность металлических деталей тары не должна иметь плен, трещин, расслоений, рванин.

2.1.26. Поверхности, подлежащие окраске, перед грунтовкой должны быть очищены от ржавчины, сварочных брызг, заусенцев и обезжирены.

2.1.27. Наружная и внутренняя поверхности тары должны быть загрунтованы и окрашены. Лакокрасочные покрытия должны быть по внешнему виду VII класса по ГОСТ 9.032-74, группа условий эксплуатации — Y2 по ГОСТ 9.104-79.
По согласованию с потребителем допускается изготовлять тару загрунтованной.
Материалы, применяемые для покрытия тары, приведены в приложении.

2.1.28. Удельная материалоемкость металлической тары, используемой в режиме межзаводского и внутризаводского перемещения, должна быть не более 0,15, деревянно-металлической — 0,17.

2.1.29. Срок службы металлической тары — 6 лет, используемой с применением только автоматических средств транспортирования — 8 лет.

2.1.30. Срок службы деревянно-металлической тары — 3 года, используемой с применением только автоматических средств транспортирования — 5 лет.

2.2. Маркировка
На каждую единицу тары должны быть нанесены:
дата изготовления;
товарный знак предприятия-изготовителя;
условное обозначение;
масса тары, кг;
масса брутто, кг.
Допускается на тару, изготавливаемую для собственных нужд предприятия, товарный знак не наносить и вводить дополнительные виды маркировки (принадлежность к цеху, участку, назначение и т.п.). Место и способ нанесения маркировки указываются в рабочих чертежах на тару.

2.3. Упаковка
Тара отправляется заказчику без консервации и упаковки, окрашенной в соответствии с требованиями рабочих чертежей или только загрунтованной по согласованию с заказчиком.

3. ПРИЕМКА

3.1. Для проверки соответствия тары требованиям настоящего стандарта предприятие-изготовитель должно проводить приемо-сдаточные и периодические испытания.

3.2. В состав приемо-сдаточных испытаний должны входить:
операционный контроль каждой единицы металлической тары на соответствие требованиям пп. 2.1.15-2.1.18, 2.1.25-2.1.27 и каждой единицы деревянно-металлической тары на соответствие требованиям пп. 2.1.19-2.1.27;
испытание на изгиб;
испытание под нагрузкой при штабелировании;
испытания строповочных элементов.

3.3. При испытаниях на изгиб и под нагрузкой при штабелировании и при испытаниях строповочных элементов проверяют 3 единицы тары от каждой партии.
Партией следует считать число единиц тары одного типа и одного размера, одновременно сдаваемых на склад, но не более 1000 единиц.
Если при испытаниях будет обнаружена тара, не соответствующая требованиям настоящего стандарта, то проводят повторные испытания удвоенного числа единиц тары от одной партии.
Результаты повторных испытаний распространяются на всю партию.

3.4. Периодические испытания проводят не реже раза в 2 года.
Число единиц тары, подвергаемой периодическим испытаниям, должно составлять не менее 6 для каждого конкретного типа из числа прошедших приемо-сдаточные испытания. На каждой единице тары допускается проводить не более одного вида испытаний.

3.5. В состав периодических испытаний должны входить испытания:
на изгиб;
под нагрузкой на вилах погрузчика в поднятом положении (статические и динамические испытания);
под нагрузкой при штабелировании;
на устойчивость штабеля;
под нагрузкой в поднятом положении при захвате крюками крановых строп (статические и динамические испытания).

3.6. Результаты периодических испытаний считаются положительными, если тара соответствует требованиям настоящего стандарта.

3.7. Результаты периодических испытаний оформляют протоколом по ГОСТ 15.001-73.

3.8. Каждая партия должна сопровождаться паспортом или формуляром по ГОСТ 2.601-68.

4. МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ

4.1. Перед испытанием тару подвергают внешнему осмотру и измерениям.

4.2. Проверку размеров, формы деталей и соответствия их рабочим чертежам проводят измерениями с помощью универсального измерительного инструмента и приборов.

4.3. Проверку легкости и удобства работы замков, сборки и разборки тары проводят до начала испытаний на прочность.

4.4. Тара должна собираться и складываться свободно, без дополнительной подготовки и применения приспособлений (молотка, рычага и др.).

4.5. Проверку качества швов сварных соединений (пп. 2.1.16, 2.1.17) проводят визуально в соответствии с ГОСТ 3242-79.

4.6. Массу тары (п. 2.1.28) проверяют взвешиванием с погрешностью ± 0,25%.

4.7. Допуски прямолинейности, параллельности, перпендикулярности (пп. 2.1.7-2.1.10) проверяют в соответствии с заданным классом точности деталей и сборочных единиц тары.

4.8. Фиксацию сборочных единиц и деталей тары (пп. 2.1.11, 2.1.12) проверяют путем их установки в рабочее положение в соответствии с рабочим чертежом.

4.9. Прочность крышки тары (п. 2.1.13) проверяют вертикальной нагрузкой, равной 1 кН, приложенной в середине крышки, равномерно распределенной на площади 100Х100 мм.

4.10. Влажность деревянных деталей следует определять по ГОСТ 16483.7-71.

4.11. Шероховатость поверхности деревянных деталей следует проверять по ГОСТ 15612-85.

4.12. Испытание тары по пп. 3.2, 3.4 проводят по методике, приведенной в ГОСТ 9570-84 (приложение 1), с соблюдением требований безопасности по ГОСТ 12.3.010-82.
При испытании тары под нагрузкой в поднятом положении с захватом крюками крановых строп за два диагонально расположенных строповочных элемента следует проверить отсутствие трещин в сварных швах строповочных элементов и их деформацию.

5. ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ И ХРАНЕНИЕ

5.1. Транспортирование
Транспортирование тары — по условиям хранения Ж2 ГОСТ 15150-69 любым видом транспорта в соответствии с правилами перевозки грузов, действующими на данном виде транспорта.

5.2. Хранение
Хранение тары — по условиям хранения Ж2 ГОСТ 15150-69.

6. УКАЗАНИЯ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ

При эксплуатации тары необходимо выполнять требования безопасности по ГОСТ 12.3.010-82.

7. ГАРАНТИИ ИЗГОТОВИТЕЛЯ

7.1. Изготовитель должен гарантировать соответствие тары требованиям настоящего стандарта при соблюдении условий эксплуатации, хранения, транспортирования, установленных настоящим стандартом.

7.2. Гарантийный срок эксплуатации металлической тары — 2 года, деревянно-металлической — 1 год со дня ввода в эксплуатацию.

ПРИЛОЖЕНИЕ (рекомендуемое)

ПРИЛОЖЕНИЕ
Рекомендуемое

Материалы для покрытия производственной тары: грунтовка ГФ-021 по нормативно-технической документации, эмаль ПФ-133 по ГОСТ 926-82, эмаль ПФ-115 по ГОСТ 6465-76, эмаль МП-12 по ГОСТ 9754-76.

Текст документа сверен по:
официальное издание
М.: Издательство стандартов, 1988

Последние слова Юлия Цезаря (100 г. до н. э. — 44 г. до н. э.) «И ты, Брут» известны, вероятно, каждому. Обращены они были к Марку Юнию Бруту (85 г. до н. э. — 42 г. до н. э.) Слова эти – удивление Цезаря перед тем, что его убивает человек, которому он покровительствовал и которому делал только добро. Именно поэтому в знаменитой «Божественной комедии» Данте Алигьери убийца Цезаря помещен в самый глубокий адский круг, где терпят мучения предатели (смотри публикацию «Кто такие предатели» от 17.03.2014)
«Брут» – это прозвище, происходящее от латинского слова «brutus» – «грубый, тупой». В римской истории есть несколько лиц с этим прозвищем. Среди них – Луций Юний Брут — патриций, который в 509 г. до н. э. возглавил восстание против царя, и стал одним из основателей Римской республики и ее первым консулом. Именно с этим смелым и честным человеком сравнивал А.С.Пушкин своего друга, П.Чаадаева.
Он в Риме был бы Брут, в Афинах – Периклес,
А здесь он – офицер гусарский.
Где еще в русском языке мы встречаемся с этим словом? Когда нам говорят о брутальности. Есть расхожее мнение о том, что брутальные мужчины, грубые и немытые, нравятся женщинам больше, чем мужчины вежливые и чистые. Расхожее мнение это в корне неверное, как часто случается. (А почему – об этом можно узнать из статьи, опубликованной 11.08.2013). Лучше всего о том, нравятся ли им грязные грубияны скажут сами женщины.
Из современных языков ближе всего стоит к латинскому язык итальянский. Что не удивительно. В современном итальянском языке есть слово «brutto», которое тоже переводится, как «плохой, грубый, грязный». Это слово мы довольно часто применяем чаще всего, когда говорим про вес-брутто. Весом брутто называют общий вес товара вместе с упаковкой. Например, на ящиках, в которые упакована какая-либо продукция, чаще всего пишут вес брутто. Это разумно. Для расчета транспорта, необходимого для перевозки этих ящиков, нам следует знать не только вес перевозимого товара, но и вес тары или упаковки тоже. Иногда вес-брутто бывает существенно больше чистого веса товара. Например, при перевозке воды в стеклянных бутылках приблизительно половина всего веса приходится на вес тары. Таким образом, около половины энергии, а значит, и горючего тратится впустую. Ведь стеклянную тару мы пить не будем, а в лучшем случае только сдадим ее на вторичную переработку.
Есть такой анекдот советской поры, что когда-то Япония закупила в Советском Союзе тьму тьмущую бутылок с минеральной водой. При этом вес-брутто почти полностью совпадал с чистым весом. Почему? Японцы по прибытии в свой порт слили минеральную воду в пластиковые бутылки и направили в продажу, а бутылки отправили на вторичную переработку, чтобы получить из них довольно дорогое стекло для небоскребов. Состав советского стекла был для этого подходящим, а зелень или коричневый цвет бутылок японские стекловары научились удалять с помощью каких-то добавок.
Антиподом понятию «брутто» является понятие «нетто». Слово «netto» по-итальянски означает «чистый, точный». Вес нетто – это вес самого полезного продукта, без тары и без упаковки. На упаковках продуктов, которые мы покупаем в магазине, чаще всего пишется вес-нетто, вес без учета упаковки. В самом деле, нас, как потребителей интересует, к примеру, сколько масла находится в бумажной пачке. Бумагу ведь на хлеб не намажешь. Кстати, вес хлеба, который чаще всего продается без упаковки – полностью вес-нетто.
Слово «нетто» не следует путать с фамилией героя одного из стихотворений В.В.Маяковского, дипкурьера Теодора Нетте (1896 — 1926)
Слова «брутто» и «нетто» применяются также в экономике и в бухгалтерском учете. Цена товара нетто – это цены без скидок и надбавок, та цена, которая обозначена на ценнике и которую мы платим в кассе магазина. Для продавца это – чистая прибыль с продажи с учетом всех издержек и затрат. Зарплатой-брутто называется та сумма, которую выписывают работнику в отделе труда и заработной платы, а на руки он получает зарплату-нетто, из которой уже вычтены все налоги и все выплаты. Когда при поступлении на работу договариваешься о сумме заработной платы, следует четко представлять, идет ли речь о зарплате-брутто или же о зарплате-нетто. Разница может быть разочаровывающее существенной.
Бухгалтерский баланс-брутто – это баланс, учитывающий стоимость основных и регулирующих статей. В баланс-нетто регулирующие выплаты не включаются. Баланс-нетто может существенно отличаться от баланса-брутто, который используется, так сказать, для первой, общей прикидки финансового состояния предприятия.
В нефтедобывающей промышленности тоже употребляют слова «брутто» и «нетто». Нефтью брутто называют нефть, идущую из скважины. Нефтью нетто называют нефть, уже очищенную от солей, воды и других примесей.
Опубликовано на сайте Топавтор
Полезные ссылки: