Массовая информация

Виды деятельности человека.

Виды деятельности человека – довольно субъективное понятие, так как при желании их можно описать не на одну страницу, но большинство психологов и социологов определились с тремя основными конкретными видами: обучение, игра и труд. Для каждого возраста присущ свой основной вид деятельности, но это не значит, что взрослые не играют, а школьники не трудятся.

Трудовая деятельность.

Трудовая деятельность (труд) – это преобразование человеком как материальных, так и нематериальных объектов, чтобы в дальнейшем их использовать для удовлетворения своих нужд. По характеру прилагаемых действий, трудовую деятельность делят на:

  • практическую деятельность (или продуктивную деятельность — изменение объектов природы, либо изменение общества);
  • духовную деятельность (интеллектуальная, творчество и т.д.).

Именно этот вид деятельности, по мнению большинства антропологов, является движущей силой эволюции людей. Таким образом в процессе труда, целью которого является производство какого-либо продукта, формируется и сам трудящийся. Возможно труд является одним из главных видов деятельности, но эффективной трудовой деятельности не было бы без еще одного ее вида — учения, или обучения.

Учебная деятельность.

Учебная деятельность (обучение, образование) — это деятельность, направленная на получение знаний, умений и навыков. Ценность этого вида деятельности в том, что она готовит человека к труду. Учение — это широкое понятие, имеющее множество разновидностей. Это необязательно просиживание штанов в школе за партой. Это и спортивные тренировки, и чтение книг, и кино, и телепередачи (не все телепередачи, конечно). Самообразование как вид учения может проходить в пассивной, неосознанной форме всю жизнь человека. К примеру, вы листали каналы по ТВ и случайно услышали рецепт в кулинарном шоу, а потом вам это неожиданно пригодилось.

Игровая деятельность.

Игровая деятельность (игра) — вид деятельности, цель которой сама деятельность, а не результат. Тот случай, когда главное — участие, то есть важен сам процесс. Таково классическое определение. Тем не менее, игра, на мой взгляд, является если не разновидностью обучения, то ее ответвлением, потому что она, как и обучение, является подготовкой к труду. Этакий спин-офф учебы, если хотите. Игра в кубики, казаки-разбойники, «Call of Duty» или «Кто хочет стать миллионером» — все эти игры в той или иной степени учат какому-то виду умственной или физической деятельности, приносят какие-то навыки, знания, умения. Развивают логику, эрудицию, реакцию, физическое состояние тела и так далее. Существует множество типов игр: индивидуальные и групповые, предметные и сюжетные, ролевые, интеллектуальные и т.д.

Многообразие деятельности.

Приведенная классификация деятельности человека является общепринятой, но не единственной. Социологи выделяют главными одни виды деятельности, психологи другие, историки третьи, а культурологи – четвертые. Они характеризуют деятельность с точки зрения ее полезности/бесполезности, моральности/аморальности, созидания/разрушения и т.д. Деятельность человека может быть трудовая и досуговая, творческая и потребительская, созидательная и разрушительная, познавательная и ценностно-ориентировочная и прочее.

Массовая информация

Термин информация произошел от латинского слова «informatio» — «сообщение, изложение, некоторые сведения, совокупность данных». Информация — это посредник между журналистом и аудиторией, это «инструмент», которым оперируют журналисты всех рангов. Сама сущность журналистики заключается в поиске, сборе, обработке, интерпретации и распространении информации. Информация — «результат отражения многообразия действительности, такое знание, которое потребно и у которого есть потребитель».

Любая теория предполагает своеобразную, логически взаимосвязанную систему понятий, описывающую существенные, закономерные, необходимые внутренние связи той или иной предметной области. Это знание выстроено в систему, поскольку любой объект есть система взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов. Целое представлено свойствами, обеспечивающими ее связь с миром. Журналистика как явление в этом плане предстает в виде газет, журналов, радио- и телепередач, редакций газет и журналов, телерадиокомпаний, деятельность которых обеспечивается соответствующей инфраструктурой: информационной, технической, организационно-управленческой, учебной и научной. Каждая из форм деятельности осуществляет свои непосредственные задачи, но журналистика как особый социальный институт, взятая в единстве всех ее сторон деятельности, осуществляет единую, социально значимую миссию в обществе — информативную. Она призвана предоставлять обществу полезную информацию. Вся система журналистики направлена на сбор, обработку и передачу информации. Все ее отношения с различными социальными институтами строятся в связи с получением, предоставлением и распространением информации.

Структура массово-информационной деятельности:

· сбор информации

· обработка информации

· компоновка информации

· передача информации

· восприятие информации

· хранение информации

· использование информации

Информация взаимосвязана с информационным пространством — это пространство, которое охватывает тот или иной объем фактов реального мира. Термин единое информационное пространство (ЕИП) обычно используется по отношению к информационному пространству какого-либо региона или государства в целом. ЕИП в теории журналистики понимают возможность обеспечить каждого гражданина минимально полным спектром фактов и мнений, имеющихся в стране или регионе. Информационное пространство — это наличие в любой «точке» страны такой «плотности» информационного поля, благодаря чему каждый имеет возможность получить всю «необходимую и достаточную» информацию для адекватной ориентации в жизни региона, а также, конечно, страны, континента и мира, для выработки взглядов и мнений, для принятия решений (от выбора товара до выбора президента)».

Журналистика является активным участником и созидателем массовых информационных потоков. Прежде ее конкурентами в этом плане были лишь слухи, в настоящее время — некоторые представители сетевого общества, взрывающие информационное поле какой-нибудь мутирующей сенсацией. Что такое массовые информационные потоки? В журналистике под массовыми информационными потоками понимаются тексты, созданные разными видами деятельности: научной, художественной и собственно журналистской, включенные в четко выраженную структуру газет, журналов, радио и телепередач. Журналистика собирает воедино социально значимые тексты культуры, формирует и представляет их массовой аудитории. Собранные вместе, они представляют собой целостное, движущееся, постоянно пополняющееся образование.

Этим объясняется выбор термина «средства массовой информации» для журналистики как совокупности многочисленных каналов печати, радио и телевидения.

Выделить можно три понимания термина «информация» в журналистике:

· В узком понимании этим термином обозначается событийная информация: информационные жанры вообще, информационная заметка, хроника (совокупность кратких некомментированных сообщений).

· В широком понимании информация — это вся совокупность сведений, которые несет журналистика аудитории: любые опубликованные в СМИ произведения, их место на полосе или в сетке вещания, характер заголовка газетной публикации и размере шрифта, интонации диктора или комментатора. То есть к событийной информации добавляется комментированная информация, а к содержательному уровню — формальный уровень.

· Третье понимание — специальное. Информация рассматривается как новое знание. Хроникальная заметка, содержащая важную новость, при таком подходе может быть более информативна, чем развернутая статья с банальным содержанием.

Журналистика имеет дело с «массовой информацией». Необходимо разобраться, почему инструментом журналистики является массовая информация, какой смысл заложен в определение «массовая»:

* направленность на массу (общество, народ, класс, слой, регион, профессию и т. д.) при отсутствии непосредственного контакта независимо от величины и пространственной рассредоточенности аудитории;

* соответствие нуждам этой массы в информации, ориентирующей в социально значимых явлениях и проблемах, затрагивающей широкий круг экономических, социальных, духовных интересов массы, и обеспечение ее сведениями, которыми она может оперировать как своими в разных сферах жизни;

* стремление к созданию единой позиции массы по касающимся ее вопросам, интеграции ее в социальную общность и выработке единой активной позиции по этому кругу вопросов с приближением к общечеловеческим суждениям нормам;

* доступность информации для массы (бесплатное поступление информации или за небольшую плату, удобный режим потребления — дома, в дороге, на работе, рядом с местом постоянного пребывания и пр.), простота формы, способствующая легкому усвоению;

* возможность одновременного получения массовой аудиторией (при непрерывности, стабильности поступления, периодичности выпуска) информации; регулярность появления рубрик, циклов, постоянных блоков материалов;

* открытая возможность для всех желающих участия в работе средств массовой информации в разных ее формах (письма, сотрудничество, работа на общественных началах и т.д.).

Массовые информационные потоки несут в себе общезначимую и общедоступную информацию: сведения, касающиеся большинства населения.

Массовая информация удовлетворяет ряд жизненно важных потребностей современного общества. Основной среди них является потребность в формировании массового сознания. Под массовым сознанием понимается совокупность представлений различных социальных групп о явлениях окружающей действительности, затрагивающих их интересы. Эту ведущую потребность удовлетворяют публикации, затрагивающие глобальные, общие вопросы политического, экономического, нравственного характера. При отсутствии таковых массовое сознание будет формироваться под воздействием других текстов — бульварной, нигилистической, экстремистской журналистики.

Потребность в приеме и оперативном распространении сведений об общественно значимых изменениях действительности удовлетворяется при помощи новостных, информационных материалов, оповещающих о происходящих событиях и возникающих проблемах.

Существует потребность в самоопределении общественного мнения. Позитивному или негативному реагированию общества на изменения условий существования способствуют аналитические тексты, комментарии, содержащие различные мнения о происходящем.

Потребность в распространении решений, принимаемых государственными управленческими институтами с целью побудить массы к соответствующим практическим действиям обслуживают публикации, содержащие информацию о решениях институтов управления — как информационные, так и аналитические.

Поддержание нужного жизненного тонуса общества (такого психофизического состояния людей, при котором в случае необходимости легко возникает и реализуется готовность к действиям), осуществляется за счет текстов развлекательного характера. Потребность в поддержании необходимого уровня межгрупповых контактов, который способствует согласованности общественных практических действий, находит отражение в публикациях, которые утверждают специфические групповые ценности — национальные, профессиональные, возрастные и т. д.

Справочные, рекламные и эпистолярные материалы в СМИ служат для удовлетворения еще одной потребности в оказании помощи членам общества при возникновении у них проблем делового или частного характера.

Деятельность средств массовой информации по сути своей социальна. Она является одним из важнейших социальных институтов, изучение, которого может очень многое сказать о тенденциях развития общества в целом. Кроме того, своими сюжетами, тематизацией тех или иных проблем средства массовой информации творят социальный облик нашего времени.

В широком спектре человеческих потребностей существует и потребность в информации. Ведь информация обеспечивает процесс мышления, который «имеет своей основной функцией опережение, предвосхищение, активное отношение к извне поступающим данным».

3. Массовая информация.

В теории журналистики понятие «массовая информация» (лат. informatio «осведомление, изложение, сообщение») является. Именно через характеристику деятельности журналистики по сбору, обработке, компоновке, распространению массовой информации проявляется сущность журналистики как особой сферы социальной деятельности.

Журналистика не располагает никакими другими средствами для выполнения своей социальной роли, кроме информации. Становясь посредником между журналистикой и аудиторией, информация является тем рабочим инструментом, с помощью которого решаются многообразные задачи, стоящие перед всей системой журналистики как специфическим социальным институтом. Этим объясняется выбор термина «средства массовой информации» для журналистики как совокупности многочисленных каналов печати, радио и телевидения.
Употребляемое в словосочетании «средства массовой информации» прилагательное «массовый» приобретает сле-дующий смысл:
• направленность на массу (общество, народ, класс, слой, регион, профессию и т. д.) при отсутствии непосредственного контакта независимо от величины и пространственной рассредоточенности аудитории;
• соответствие нуждам этой массы в информации, ориентирующей в социально значимых явлениях и проблемах, затрагивающей широкий круг экономических, социальных, духовных интересов массы, и обеспечение ее сведениями, которыми она может оперировать как своими в разных сферах жизни;
• стремление к созданию единой позиции массы по касающимся ее вопросам, интеграции ее в социальную общность и выработке единой активной позиции по этому кругу вопросов с приближением к общечеловеческим суждениям нормам;

• доступность информации для массы (бесплатное поступление информации или за небольшую плату, удобный режим потребления — дома, в дороге, на работе, рядом с местом постоянного пребывания и пр.), простота формы, способствующая легкому усвоению;
• возможность одновременного получения массовой аудиторией (при непрерывности, стабильности поступления, периодичности выпуска) информации; регулярность появления рубрик, циклов, постоянных блоков материалов;
• открытая возможность для всех желающих участия в работе средств массовой информации в разных ее формах (письма, сотрудничество, работа на общественных началах и т.д.).

Массовая информация. Общая характеристика. Формы существования и принципы подачи массовой информации

Журналистская информация как один из видов информации: специфика и закономерности существования.

Так как общество разделяется на сферы, существует несколько видов информации: полит, эконом, социальная, духовная, военная и тд. Журналистская информация является социальной.

Журналистская информация рассматривается в системе публичных коммуникаций как тип социальной информации. Социальная информация – это информация, изучающая, описывающая и отражающая социальные процессы и явления с целью осуществления и контроля эффективности социальной политики, оценки состояния и развития общества.

Специфика информации в журналистике обусловлена как процессом ее создания (нацеленность на массовость, злободневность и ценность на уровне общественных интересов), так и процессом ее передачи (посредством системы средств массовой информации). Ж-я инф-я вплетена в процесс коммуникации, неразрывно связана со средствами и каналами сбора, обработки, распространения и хранения информации, не существует без них, проявляется в них, оказывает на них постоянное воздействие и находится, в свою очередь, под воздействием с их стороны.

На журналистику распространяется все требования, которые предъявляются к соц.информации. Это касается и критериев полезности, и общественной значимости материалов. В науке принято говорить о духовно-практической природе журналистского текста. В духовном отношении он характеризуется идейной насыщенностью, необходимо , чтобы аудитория усвоила определенные идеи, взгляды, нравственные и политические ценности. Материалы печати, радио и ТВ подчеркнуто актуальны. К тому же, хороший журналист в своей информации излагает любые, самые сложные темы доходчиво, популярно. В социально-управленческом отношении журналистскую информацию характеризует прежде всего документализм в отражении действительности-опора на факты и точность отображения явлений, тенденций общественных явлений. Журналистская информация оперативна, что дает ей возможность познавать мир в процессе развитии социальной практики, находится в самой гуще событий. Журналистике присуща особая краткость материалов. + Аналитичность подхода к событиям. На журналисте лежит ответственность за верное осмысление и точную систематизацию , трактовку фактов. Регулярность. Профессионализм. Любая журналистская информация несет на себе отпечаток личности, интеллекта автора.
Итак. ЖИ соединяет в себе документальную обоснованность событий, их осмысление с позиций социальных интересов и свидетельства личного восприятия автором наблюдаемых событий.


Свойства: ЖТ Информация может быть
Семантический аспект:

Дескриптивной -описывающая и представляющая аудитории все богатство окружающего- принадлежащих миру событий, явлений, законов.
Прескриптивная- информация, как представление о желаемом будущем.
Валюативная- анализ фактов, оценка происходящего, ценностный подход.
Нормативная- дающая ответ на вопрос: что делать, как достичь желаемого будущего.

Прагматический аспект отражает эффективность информации, содержащейся в тексте. Такие ее слагаемые как важность, полезность для аудитории. Все это в целом получило название прагматической адекватности. Проявляется прагматическая адекватность в условиях информативности: декодируемости (понятности, доступности информации для аудитории); небанальности (новизне); релевантности (степени соответствия информации интересам и потребностям аудитории).

Синтаксическая адекватность журналистского информационного продукта связана с упорядочиванием его структурных элементов. Их соотнесенность выражается в гармоничности самого текста, в его композиционном строении и в его идейной направленности.
Закономерности существования: Журналист собирая и осмысливая сведения о действительности , создает свое произведение и фиксирует его текст на каком-то материальном носителе. Затем этот текст, отредактированный и скомпонованный с другими в номер газеты или программу ТВ, передается аудитории. Текст в системе Д-Ж-Т-А рассматривается как потенциальная информация, ведь до встречи с аудиторией мы не знаем, будет ли она работать. А перестроенная в сознании аудитории под воздействием принятой информации из текста — это реальная информация.

Массовая информация. Общая характеристика. Формы существования и принципы подачи массовой информации.

Журналистика не располагает никакими другими средствами для выполнения своей социальной роли кроме информации. Становясь посредником между журналистом и аудиторией, информация является тем рабочим инструментом, с помощью которого решаются многообразные задачи этого специфического социального института. Этим и объясняется выбор термина » СМИ» для ЖТ как совокупности многочисленных каналов печати, радио и телевидения.

Массовая информация — предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио -, аудиовизуальные и иные сообщения и мте-риалы.

Массовая информация — это социальная информация, передаваемая широким аудиториям, рассредоточенным во времени и пространстве с помощью искусственных каналов.

МИ – это предназначенный для аудитории контент СМИ – журналистские тексты, худ. произведения, реклама, PR, официальные документы. Носит универсальный специализированный характер, но разнообразный по своей тематике и видам.

МИ- продукция СМИ, распространяемая на рассредоточенную, неоднородную массовую аудиторию .

Массовая информация подразумевает общедоступность, простота формы, способствующая легкому усвоению, направленность на массу. Соответствие нуждам этой массы в информации, ориентирующей в социально значимых явлениях и проблемах, обеспечивающей ее сведениями о разных сферах жизни. Стремление к созданию единой позиции массы по касающимся ее вопросам, интеграции ее в социальную общность. Возможность одновременного получения массовой аудиторией информации, регулярность появления рубрик, материалов. Открытая возможность для всех желающий участия в работе СМИ в разных ее формах ( письма, сотрудничество).
Сущность МИ:
МИ является основным продуктом деятельности СМИ, существует только в системе журналистики ,ею распространяется и ею обрабатывается.
Имеет место своеобразной круговорот МИ, обозначаемый как обратная связь.
МИ удовлетворяет ряд потребностей современного общества:
Формирование общественного мнения
формирование массового сознания
прием и распространение сведений об общественно важных событиях
распространение государственных решений
поддержка жизненного тонуса общества
поддержка уровня межгрупповых контактов

Общество предстает как единый организм и поэтому необходимо учитывать, что его внешние проявления предопределяются внутренними процессами. А участниками этих внутренних процессов являются члены общества как представители и носители общественного сознания. В этом контексте центральная роль принадлежит массовой информации. Именно она поддерживает и направляет круговорот мнений. К наиболее часто выделяющимся функциям массовой информации в современном обществе относят функцию ранжирования и аккумуляции. Аккумулируются сведения об определенных данностях – характеристиках объектов, с целью приведения их в соответствие с некоторой статистической нормой. Ранжируются представители общественного сознания и общественного мнения, особенно на уровне их информированности об образе потребления.
Характеристики:
-Публичность – предназначена для массовой аудитории.
-Соц.актуальность – содержание важно для больших соц.групп.
-Периодичность.
-Однонаправленность – отсутствие непосредственной обратной связи.
-Существование лидеров мнений при восприятии продукции МИ.
-Опосредованность процесса передачи МИ техническими средствами.
-Высокая требовательность к соблюдению принятых в обществе норм.
-Колличественность коммуникатора (системный характер) и его публичная индивидуальность.
-Массовость, разнородность, стихийность, анонимность, разрозненность аудитории.

Через МИ можно раскрыть основные категории журналистики.
МИ-цель-аудитория-функционирование-результативность= социальная роль
МИ-соц.позиция ЖТки – сми как соц.институт- социальные типы журналистики-исторические типы ЖТки = социальная направленность
МИ-свобода ЖТки- ЖТ деонтология ( представление журналистов о профессиональном долге)-качества журналистов как профессионалов = субъективная сторона ЖТки
МИ-средства коммуникации-каналы и типы изданий и программ -система и взаимодействие-распространение = канала передачи
МИ-информационная политика- типы творчества- творческие формы- методологическая культура.= творчество в СМИ