Материальные отношения

Вопрос №13 Общая характеристика материальных правоотношений по социальному обеспечению.

  • •Вопрос №1 Право человека на социальное обеспечение в международных актах
  • •Вопрос №2 Российская система социального обеспечения: современное состояние, правовые проблемы дальнейшего развития.
  • •Вопрос №3 Организационно-правовые формы социального обеспечения.
  • •Вопрос №4 Обязательное социальное страхование и его виды. Понятие социальных рисков и страховых рисков.
  • •Вопрос №5 Обязательное пенсионное страхование
  • •Вопрос №6 Понятие права соцобеспечения как отрасли и научной дисциплины.
  • •Вопрос №7 Предмет права социального обеспечения
  • •Вопрос №8 Метод правового регулирования общественных отношений в сфере социального обеспечения.
  • •Вопрос №9 Система права социального обеспечения(как отрасли и научной дисциплины)
  • •Вопрос №10 Принципы правового регулирования отношений по социальному обеспечению.
  • •Вопрос №11 Право граждан на достойный уровень жизни и его реализация в сфере социального обеспечения. Прожиточный минимум.
  • •Вопрос №12 Дифференциация условий и норм социального обеспечения.
  • •Вопрос №13 Общая характеристика материальных правоотношений по социальному обеспечению.
  • •Вопрос №14 Процедурные и процессуальные правоотношения в сфере социального обеспечения.
  • •Вопрос №15 Субъекты общественных отношений, регулируемых правом социального обеспечения.
  • •Вопрос №16 Источники права социального обеспечения.
  • •Вопрос №17 Право граждан на социальное обеспечение в Конституции рф.
  • •Вопрос №18 Международные правовые акты как источники права социального обеспечения.
  • •Вопрос №19 Общая характеристика фз от 15.12.2001 г. «о государственном пенсионном обеспечении в рф»
  • •21. Общая характеристика Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-фз «о страховых пенсиях»
  • •22. Общая характеристика Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-фз «о социальной защите инвалидов»
  • •23. Общая характеристика Федерального закона от 16 июля 1999 г. № 165-фз «Об основах обязательного социального страхования»
  • •24. Общая характеристика фз от 24.07.1998 № 125-фз «о социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».
  • •25. Общая характеристика Федерального закона от 21.11.2011 № 323-фз «Об основах охраны здоровья граждан в рф»
  • •26. Общая характеристика нпа, регулирующих социальное обеспечение семей с детьми
  • •27. Общая характеристика актов, регулирующих обеспечение граждан пособиями.
  • •28. Общая характеристика актов, регулирующих социальное обслуживание пожилых граждан, инвалидов, семей с детьми.
  • •29. Локальные акты как источники права социального обеспечения.
  • •30. Понятие трудового стажа и его классификация.
  • •31. Страховой стаж и его юридическое значение.
  • •32. Общий трудовой стаж: понятие, юридическое значение.
  • •33. Специальный трудовой и специальный страховой стаж: понятие, юридическое значение.
  • •36. Доказательства трудового стажа. Установление стажа по свидетельским показаниям.
  • •37. Понятие пенсии: трудовой и по государственному пенсионному обеспечению.
  • •38. Круг лиц, обеспечиваемых государственными и трудовыми пенсиями. Виды пенсий. Право на однородное получение двух пенсий.
  • •41. Порядок определения размера страховой части трудовой пенсии по старости
  • •42. Понятие пенсии по старости и общие основания ее назначения
  • •43. Досрочные пенсии по старости в связи с особыми условиями труда
  • •44. Сохранение права на досрочное назначение страховой пенсии по старости отдельным категориям граждан
  • •45. Пенсии по старости гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф. Размер пенсии.
  • •47. Понятие пенсии за выслугу лет и круг лиц, обеспечиваемых данной пенсией
  • •48. Условия назначения пенсий за выслугу лет: федеральным гос. Служащим, военнослужащим и другим категориям служащих, приравненных в пенсионном обеспечении к военно служащим.
  • •49. Пенсионное обеспечение депутатов Госдумы и членов сф
  • •50. Ежемесячное пожизненное содержание судей, ушедших отставку
  • •52. Понятие инвалидности, ее причины и их юр. Значение
  • •53. Условия, определяющие право на страховую и гос. Пенсию по инвалидности
  • •56. Понятие пенсии по случаю потери кормильца. Условия назначения пенсии, относящиеся к кормильцу
  • •57. Условия назначения пенсии, относящиеся к членам семьи, потерявшей кормильца
  • •61. Пенсионное и материальное обеспечение отдельных категорий граждан
  • •62. Круг лиц, обеспечиваемых социальной пенсией. Виды социальных пенсий, условия назначения, размеры, порядок выплаты в период работы
  • •63. Перерасчет и корректировка страховых пенсий. Индексация и повышение фиксированных выплат к страховой пенсии.
  • •2. Перерасчет размера страховой пенсии производится в случае:
  • •10. Размер страховой пенсии ежегодно корректируется в следующем порядке:
  • •64. Порядок назначения и выплаты пенсии. Сроки назначения пенсии.
  • •65. Приостановление, возобновление, прекращение и восстановление выплаты страховой пенсии
  • •66. Выплата пенсий лицам, выезжающим на постоянное жительство за пределы территории рф
  • •67. Ответственность за достоверность сведений, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии. Удержание из пенсии.
  • •68. Разрешение споров по пенсионным вопросам
  • •69. Ответственность органов, назначающих и выплачивающих пенсии, по вине которых недополучена пенсия. В соответствии со ст. 25 фз 173 «о трудовых пенсиях в рф».
  • •70. Круг лиц, обеспечиваемых страховыми выплатами пострадавших от несчастного случая на производстве и в связи с профессиональным заболеванием
  • •71. Виды обеспечения по страхованию и их размеры
  • •72. Порядок назначения и выплаты обеспечения по страхованию
  • •73. Учет вины застрахованного при определении размера ежемесячных страховых выплат
  • •74. Понятие пособий и их классификация. Единовременные и ежемесячные пособия
  • •75. Пособия по временной нетрудоспособности: условия назначения, сроки выплаты
  • •76. Размеры пособия по временной нетрудоспособности
  • •77. Определение заработка для исчисления пособия по временной нетрудоспособности
  • •78. Основания для отказа в назначении пособия по временной нетрудоспособности. Периоды, за которые пособие не назначается.
  • •1. Пособие по временной нетрудоспособности не назначается застрахованному лицу за следующие периоды:
  • •79. Пособие по беременности и родам. Размер пособия и порядок определения заработка для его исчисления.
  • •Глава 3. Обеспечение пособием по беременности и родам.
  • •80. Пособие на детей и по уходу за малолетними детьми
  • •Глава 3.1. Обеспечение ежемесячным пособием по уходу за ребенком.
  • •81. Пособие на ребенка, принятого в семью на воспитание.
  • •82. Размеры пособий на детей и по уходу за ребенком до 1,5 лет.
  • •83. Материнский капитал.
  • •84. Пособие по безработице.
  • •85. Пособие на детей и супруге военнослужащего, проходящего военную службу по призыву.
  • •86. Ежемесячные пособия детям военнослужащим погибшим (умершим) вследствие военной травмы.
  • •87. Государственные пособия лицам, у которых возникли поствакцинальные осложнения.
  • •88. Единовременные денежные пособия лицам, пострадавшим в связи с привлечением их для борьбы с терроризмом.
  • •86. Ежемесячные пособия детям военнослужащим погибшим (умершим) вследствие военной травмы.
  • •89. Компенсационные выплаты: понятие и основания для их получения.
  • •2. Компенсационные выплаты студентам, находящимся в академических отпусках по медицинским показаниям.
  • •90. Государственная социальная помощь.
  • •91.Ежемесячная денежная выплата.
  • •92. Право на бесплатную медицинскую помощь и лечение. Виды медицинской помощи.
  • •93. Бесплатная либо со скидкой лекарственная помощь.
  • •94. Санаторно-курортное лечение
  • •95. Понятие и принципы социального обслуживания
  • •96. Общая характеристика системы социального обслуживания пожилых граждан, инвалидов, семей с детьми, безработных
  • •97. Формы социального обслуживания и виды социальных услуг
  • •98. Договор о предоставлении социальных услуг. Индивидуальная программа. Социальное сопровождение
  • •99. Содержание детей в детских учреждениях
  • •100. Профессиональное обучение и трудоустройство инвалидов
  • •101. Обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации
  • •102. Протезно-ортопедическая помощь
  • •103. Индивидуальная программа реабилитации инвалида
  • •104. Общая характеристика системы льгот как одного из способов социальной поддержки населения. Классификация льгот по системе социального обеспечения.
  • •105. Круг лиц, пользующихся льготами по системе социального обеспечения

Материальное и юридическое содержание правоотношения

В правоотношении могут быть выделены материальное и юридическое содержание. Юридическое содержание правоотношения – это его составные юридические элементы, т.е. субъективное право и обязанность. Юридическое содержание выражает то специфическое, что свойственно правоотношению как своеобразной идеологической форме фактических

общественных отношений.

Материальное содержание правоотношения – это то фактическое поведение (действие и бездействие), которое управомоченный может, а правообязанный должен совершить.

Материальное содержание правоотношения складывается из дозволенного поведения управомоченного и должного поведения правообязанного.

Дозволенное поведение управомоченного в любом правоотношении

выражается в требовании исполнения обязанности. В ряде же правоотношений (правоотношениях пассивного типа; например, правоотношений собственности) управомоченный прежде всего совершает положительные действия, которые состоят в обладании и фактическом использовании материальных и духовных объектов, в действиях юридического характера, в частности в актах распоряжения объектами, и др.

Должное поведение правообязанного может быть трех основных видов:

а) положительные действия – организационные акты государственных органов, передача вещей по гражданско-правовым обязательствам, выполнение рабочими или служащими трудовых функций по трудовым правоотношениям и т.п.;

б) воздержание от действий – воздержание от нарушений права собственности, конституционных прав и др.;

в) претерпевание – «принятие» обязанным лицом осуществляемого в отношении его воздействия.

Претерпевание, казалось бы, представляет собой бездействие1. Но это недостаточно точно. Претерпевание главным образом состоит в «при-

1 Кечекьян С.Ф. Правоотношение в социалистическом обществе. Изд-во АН СССР, 1958. С. 156.

295

Раздел второй. Нормы права и правоотношения

нятии» того воздействия, которое оказывает управомоченный. Выделение претерпевания (наряду с положительными действиями и воздержанием от действий) важно для полной характеристики многих охранительных правоотношений, в том числе уголовно-правовых. Лицо, к которому обращены меры юридической ответственности, обязано сообразовывать свое поведение с применяемыми к нему правовыми санкциями. Оно не просто бездействует, а скорее «согласует» свое поведение с мерами правовой ответственности. Кроме того, в ряде случаев претерпевание сопряжено и с положительными действиями (например, возмещение убытков, уплата штрафов и др.).

Должное поведение может быть охарактеризовано и по другим признакам. В частности, выделяются: 1) однократные действия, например, уплата суммы штрафа по административным правоотношениям; 2) периодически повторяющиеся действия, например, внесение предприятиями сумм налога с оборота в финансовые органы; 3) непрерывное исполнение обязанности – воздержание от действий по правоотношениям пассивного типа, а также претерпевание по ряду охранительных правоотношений. Специфическим, свойственным только правоотношению содержанием являются субъективные права и обязанности, т.е.

юридическое содержание. Материального же содержания в момент возникновения правоотношения реально может и не быть. Это с особой яркостью наблюдается в правоотношениях активного типа, где материальное содержание – положительные действия правообязанного – наступает

в результате исполнения юридической обязанности.

Разграничение в правоотношении юридического и материального содержания позволяет понять механизм воздействий права на общественную жизнь (см. выше, п. 4 гл. XV). Необходимо подчеркнуть, что по су-

ществу юридическое содержание является правовым средством формиро-

вания материального содержания. В соответствии с государственной волей народа, выраженной в нормах права, субъективные права и обязанности в процессе реализации «обретают» материальное содержание, что и приводит к формированию фактических общественных отношений. Как правильно отмечено в литературе (применительно к гражданскому праву),

«только при понимании правоотношения как единства правовой формы и экономического содержания, учитывая, что форма и содержание взаимодействуют друг с другом, мы сможем объяснить механизм воздействия базиса на надстройку и обратного воздействия надстройки на базис»1.

Певзнер А.Г. Понятие гражданского правоотношения и некоторые вопросы теории субъективных гражданских прав // Ученые записки ВЮЗИ. Вып. 5. М., 1958. С. 6.

296

Глава XVIII. Содержание правоотношения

Как и по ряду других проблем правоотношения, главная линия теоретической разработки содержания правоотношения в конечном итоге привела к определенному «синтезу» крайних точек зрения.

Если отдельные авторы при рассмотрении содержания правоотношения

концентрировали внимание либо на действиях (поведении1), либо на субъективных правах и обязанностях2, то разграничение материального и юридического содержания позволило включить в поле зрения одинаково и то, и другое. Необходимость разграничения материального и юридического содержания

правоотношения показана в работах О.С. Иоффе3. Поддержано оно и другими ав-

торами. Так, по существу такую же позицию отстаивает Ю.К. Толстой, по мнению которого «вслед за признанием субъективных прав и обязанностей содержанием правоотношения необходимо определить содержание самих прав и обязанностей»4. Конечно, вопрос о «двойном» (материальном и юридическом) содержании общественных отношений нуждается в дальнейшем изучении5. Во всяком случае, нужно учитывать, что с философских позиций выделение в правоотношении материального и юридического содержания является условным. Содержание каждого явления едино. Точнее было бы рассматривать материальное и юридическое в содержании правоотношения как его (содержания) «элемен-

ты» или «стороны». Кроме того, то, что называется материальным и юридическим содержанием, с философских позиций само связано как форма и содержание (юридическая форма фактического общественного отношения, его материального содержания). Понятие «юридическое содержание» правоотношения, строго говоря, означает содержание юридической формы.

В настоящей работе термин «содержание» при характеристике фактического и юридического в правоотношении применяется с учетом сложившейся в юридической науке терминологии, позволяющей, как мне кажется, обеспечить полное освещение всех сторон правоотношения.

1 Например: Явич Л.С. Проблемы правового регулирования советских общественных отношений. Госюриздат, 1961. С. 120–121; в работе «Право и общественные отношения» (М.: Юрид. лит., 1971. С. 116–118) автор указывает на диалектику формы и содержания в правоотношении.

Иоффе О.С. Правоотношение по советскому гражданскому праву. Изд-во ЛГУ,

1949. С. 63.

Иоффе О.С. Спорные вопросы учения о правоотношении // Очерки по гражданскому праву. Изд-во ЛГУ, 1957. С. 37 и сл.

Толстой Ю.К. К теории правоотношения. Изд-во ЛГУ, 1959. С. 35.

Наряду с материальным и юридическим О.С. Иоффе выделяет в правоотношении также и волевое (или идеологическое) содержание, под которым автор понимает выраженную в правоотношении государственную волю, волю господствующего класса (см. указ. выше статью. С. 37). Однако выделение этого «третьего содержания» вызвало в литературе справедливые возражения. «…Как объект правового исследования, – отмечает Ю.Г. Басин, – воля не существует в отрыве от норм либо действий участников правоотношений, в которых она также проявляется» (Басин Ю.Г. Вопросы советского жилищного права. Алма-Ата, 1963. С. 112).

Тема 2. Гражданские процессуальные правоотношение.

Урегулированные нормами ГПЗ отношения, возникающие в производстве по конкретному гражданскому делу между судом и иными участниками процесса. Основанием возникновения ГППО являются юр факты предусмотренные процессуальным законодательством.

Виды ГППО.

Основное правоотношение (главное) связывает суд со сторонами в исковом производстве и в производстве возникающем из публичных правоотношений либо с заявителями в особом, приказном производстве, с участием иностранного элемента и в производстве связанном с третейскими судами, такое же правоотношение возникает при возбуждении дела прокурором, органами гос. власти, ОМСУ, иными органами, организациями и гражданам и выступающим в защиту законных интересов других лиц. В этом случае возникает 2 главных правоотношения

  1. Дополнительное правоотношение возникает между судом и 3ми лицами, а также с участием прокурора, органов гос. власти и ОМСУ дающих заключения по делу.

  2. Служебно вспомогательное правоотношение связывает суд с представителями свидетелями переводчиками.

    1. Отличия материального от процессуального правоотношения.

  1. По субъектам

Материальные правоотношения возникают между равными субъектами в их возникновении суд не учувствуют.

Процессуальное правоотношение – властные полномочия суда и множественность субъектов на противоположной стороне.

  1. По предмету регулирования

Материальные – регулирование поведение сторон в области гражданского оборота, семейных, трудовых,

Процессуальное – в сфере процесса суда

  1. По юридическим фактам

Основанием возникновения, развития и окончания материальных правоотношений являются факты предусмотренные нормами соответствующей отрасли материального права

Основанием возникновения, развития и окончания процессуальных правоотношений является процесс действия

  1. Тема 3. Лица, участвующие в деле.

  1. Понятие и состав участников ГП

  2. Процессуальное положение сторон

  3. Понятие и виды 3 лиц в гражданском процессе

  4. Основания и форма участия прокурора

  5. Основания и форма участия в гражданском процессе государственных органов, ОМСУ организаций и граждан выступающих в защиту чужих интересов

    1. Понятие и состав участников гп

Все участники ГП в зависимости от юридической заинтересованности в исходе дела делятся:

  1. Лица, рассматривающие и разрешающие споры в лице единоличного и коллегиального суда – данные лица имеют в деле процессуально правовую заинтересованность в деле

  2. Лица, участвующие в деле ответчик 3 лица прокурор, лица, обратившиеся в суд за защитой прав свобод и законных интересов других лиц или вступающих в процесс в целях сдачи заключения, а также заявители по делам особого производства и делам, возникающим из публичного производства. Признаки данных лиц

  • Они совершают процессуальные действия от своего собственного имени

  • Они совершают действия направленные на возникновение, развитие и окончания процесса

  • Имеют самостоятельный юридический интерес в решении суда, который может быть личным или общественным

  • Имеют заинтересованность в судебном решении, следовательно на них распространяется в установленных законных пределах законная сила судебного решения или определения.

В зависимости от характера интереса к исходу дела делятся на 2 группы:

  • Лица, имеющие личный субъективный интерес, как материально правовой, так и процессуально правовой (стороны, 3 лица, заявители, заинтересованные)

  • Лица, имеющие государственный или общественный интерес только процессуально правовой, что бы было вынесено законное судебное решение

  1. Лица, содействующие осуществлению правосудия. У них нет, и не может быть никакой заинтересованности в исходе дела (свидетели, эксперты, переводчики, специалисты)

  2. Представительства в суде. Имеют в деле процессуально правовую заинтересованность, которая заключается в вынесение благоприятного судебного решения в интересах представляемого им лица.

Материальные отношения в области права социального обеспечения

Библиографическое описание:



Статья посвящена изучению материальных отношений в области права социального обеспечения и развитию этой отрасли права в России. В данной статье рассматриваются сущность материальных отношений и развитие отрасли права социального обеспечения в России.

Ключевые слова: право социального обеспечения, социальное обеспечение, материальные отношения, детские пособия.

Тема развития отрасли права социального обеспечения актуальна на сегодняшний день. Согласно статье 7 Конституции РФ, Россия является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Социальное государство выступает защитником прав и свобод не только какой-то одной социальной группы, а всего общества в целом. В соответствии со статьей 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом . Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. При этом медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет соответствующего бюджета, страховых взносов и других поступлений. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

Социальное обеспечение занимает одно из ключевых мест в жизни общества и государства и непосредственно зависит от развития экономики и очень тесно связано с социальным благополучием людей. Так что же такое социальное обеспечение? В словаре Ожегова дается следующее определение социального обеспечения — это «предоставление достаточных материальных средств к жизни кому-либо со стороны государства» . Иными словами, социальное обеспечение — это форма выражения социальной политики государства, направленная на материальное поддержку определённой категории граждан из средств государственного бюджета в случае наступления событий, признаваемых государством социально значимыми, с целью выравнивания социального положенияграждан.

Назначение системы социального обеспечения проявляется в его функциях. В правовой литературе выделяются четыре основные функции социального обеспечения: экономическая, политическая, демографическая, социально-реабилитационная .

Экономическая функция выражается в оказании материальной поддержки гражданам в трудной жизненной ситуации, в содействии развитию общественного производства в целом и отдельных отраслей народного хозяйства, экономическому подъему зон приоритетного развития и т. д.

Политическая функция направлена на сближение социального уровня различных слоев населения, создание условий, обеспечивающих достойную жизнь каждому человеку. Она призвана стабилизировать общественные отношения в сфере социальной защиты населения.

Демографическая функция способствует стимулированию роста народонаселения страны, воспроизводству здорового поколения, росту продолжительности жизни граждан и т. д.

Социально-реабилитационная функция социального обеспечения (впервые выделена профессором Р. И. Ивановой) связана с удовлетворением специфических потребностей престарелых и нетрудоспособных граждан. Она выражается в создании условий, благоприятствующих сохранению их правового статуса и охране здоровья всех граждан.

Социальное обеспечение выполняет еще одну весьма важную функцию — защитную. Прежде всего, именно эту задачу ставит перед собой общество, предоставляя социальное обеспечение своим гражданам, ибо поддержка их в трудной жизненной ситуации, помощь в решении различных проблем (материальных, физических, психологических, возрастных и т. д.) являются основным назначением социального обеспечения .

Право социального обеспечения является самостоятельной отраслью в системе российского права, которая сформировалась во второй половине XX века. Под правом социального обеспечения понимается совокупность правовых норм, регулирующих комплекс общественных отношений, касающихся материального обеспечения и предоставления социальных услуг лицам, нуждающимся в социальной поддержке . Отрасль права социального обеспечения очень важна сегодня. В нашей стране много людей, которые находятся в трудной жизненной ситуации и нуждаются в помощи со стороны государства. Например, в нашей стране общая численность безработных на 2016 год составляет 4,4 млн. человек, количество детей — сирот в РФ составляет более 93 тыс. человек. Подобных примеров можно привести много, но стоит отметить, что государство заботится о таких гражданах. Введено большое количество федеральных законов и других нормативно-правовых актов, на основании которых гражданам предоставляются различные пенсии, пособия, компенсации, социальные услуги, оказывается бесплатная медицинская помощь в учреждениях здравоохранения, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, предоставляются жилые помещения и т. д. Все это составляет материальную сторону права социального обеспечения. Ядро системы правоотношений составляют материальные правоотношения, поскольку именно в них удовлетворяются потребности лиц, пострадавших от социального риска, в денежных средствах, в охране здоровья, в содержании нетрудоспособных членов общества.

Все основные материальные правоотношения можно классифицировать по видам обеспечения следующим образом: пенсионные; по выплате пособий, социальных компенсаций; по предоставлению социальных услуг . Более глубоко хотелось бы затронуть тему по выплате детских пособий гражданам, имеющим детей. Выплату пособий гражданам, имеющим детей, регулирует Федеральный закон от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ (ред. от 29. 12. 2015 г.) «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».

В статье 3 Федерального закона № 81 приводятся виды государственных пособий гражданам, имеющим детей, а также порядок назначения этих пособий. Выделяют следующие виды:

 пособие по беременности и родам;

 единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности;

 единовременное пособие при рождении ребенка;

 ежемесячное пособие по уходу за ребенком;

 пособие на ребенка;

 единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью;

 единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву;

 ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву.

Хотелось бы конкретнее остановиться на таком виде пособия для детей как ежемесячное пособие по уходу за ребенком. Вообще, данное пособие имеют право получать граждане, которые осуществляют уход за ребенком, то есть матери или отцы, другие родственники, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком. Данное пособие, согласно статье 14 Федерального закона № 81 «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», выплачивается со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста полутора лет.

Размер данного пособия назван в статье 15 данного Федерального закона, в соответствии с которым ежемесячное пособие по уходу за первым ребенком составляет 1500 рублей, а по уходу за вторым и последующими детьми — 3000 рублей. Ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет работающим гражданам выплачивается в размере 40 % среднего заработка по месту работы за последние 12 календарных месяцев до наступления отпуска по уходу за ребенком (ст. 15 Закона № 81-ФЗ, раздел 6 Положения № 865). Пособие выплачивается работодателем за счет средств Фонда социального страхования РФ. Максимальный размер пособия не может превышать 6000 рублей за полный календарный месяц .

Если сравнить выплату пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет за период с 2014 по 2016 год включительно, то размер пособия каждый год индексировался приблизительно на 6 %. Так, для лиц, осуществляющих уход за детьми, размер пособия по уходу за ребенком на 1 января 2016 года составляет: за первого ребенка — 2908, 62 рубля и за последующих детей — 5817,24 рубля, а максимальный размерпособия по уходу — 21554,82рубля . В 2014 году размер данного пособия незначительно увеличился по сравнению с 2013 годом и составил: за первого ребенка — 2576,63 руб., за второго и последующих детей — 5133,24 руб. Максимальный размер пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет составлял — 17990,11 руб. . В 2015 году размер пособия был опять увеличен приблизительно на 5,5 % и составлял: за первого ребенка — 2718,35 руб., за второго и последующих детей — 5436,67 руб. Максимальный размер пособия также увеличился и составил 19855, 82 рублей .

Увеличение размера пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет было связано с увеличением прожиточного минимума. Например, согласно Постановлению Правительства Республики Мордовия № 26 от 27 января 2016 года «Об установлении величины прожиточного минимума в Республике Мордовия за IV квартал 2015 г»., величина прожиточного минимума на 2016 год составляет 7863 рубля. Несмотря на то, что размер пособия увеличивался на 6 % каждый год, он все же не соответствует величине прожиточного минимума. Проанализировав размеры пособий по уходу за ребенком до 1, 5 лет, можно сделать вывод, что в период с 2014 по 2016 года размер пособия за первого ребенка увеличился на 331,99 руб., а за второго и последующих детей на 684 рубля.

Социальная защита материнства и детства является приоритетным направлением социальной политики и в других странах. Несмотря на то, что в государствах постсоветского пространства имеются сходства в законодательных актах по данному вопросу, все же существует и ряд отличий. Так, например, в Белоруссии размер детского пособия зависит от количества детей в семье и от официального достатка родителей. Кроме этого в законодательстве этой страны предусмотрена экологическая надбавка в размере 150 % от среднемесячного размера пособия для семей, проживающих в зоне радиационного загрязнения.

ВГерманиивыплачиваются детские пособия в размере 180 евро (14400 руб.) до достижения ребенком 18 лет. А в случае, если он продолжает учебу — до 25 лет. В Германии полностью оплачиваемый декретный отпуск составляет 14 недель. При желании мать сама может осуществлять уход за ребенком и первые два года получать пособие около $350 (25500 руб.) в месяц. Размер пособия по уходу за ребенком в Германии составляет: на первого ребенка — €184 (14720 руб.), при рождении второго ребенка мама будет получать €368 (29900 руб.), а при рождении третьего — €558 (44640 руб.). Причем минимальный размер оплаты труда составляет от 7,5 до 8, 2 евро в час (600-656 руб.) (в зависимости от сектора).

ВВеликобританииженщина может находиться в декретном отпуске всего 6 месяцев (с сохранением места работы). Пособие по уходу за ребенком выплачивается до 10 лет и составляет: на первого ребенка — 105 евро (8400 руб.), на второго и последующих детей — 70 евро (5600 руб.). Причем минимальный размер оплаты труда в Великобритании составляет 1202евро (96160 руб.) в месяц.

ВоФранциив основу финансирования детских пособий закладываются не только общепринятые расходы на питание и одежду, но и расходы на няню (до достижения ребенком 6-летнего возраста). Также предусмотрены дополнительные надбавкималоимущимсемьям. Затем мать имеет право на декрет и ежемесячное пособие на ребенка в размере €390 (31200 руб.) в течение 3 лет. Минимальный размер оплаты труда во Франции — 1343 евро (107440 руб.).

А вот в СШАникаких детских пособий не выплачивается. Осуществляется только помощь в виде бесплатной медицины и продуктовых пайков .

Больше всего повезло жителям Объединенных Арабских Эмиратов. Каждый коренной житель здесь миллионер. Все потому, что как только в семье появляется малыш, на его счет в банке кладется внушительная сумма, в подарок от государства.

Стать гражданином Объединенных Арабских Эмиратов или родить там ребенка — из ряда фантастики. Население Эмиратов небольшое, зато обеспеченное с самого рождения. При рождении ребенка семья получает от 50 до 200 тысяч долларов (3650000–146000000 руб.) и виллу.

Надо сказать, что помогать своим гражданам правительство начинает еще задолго до появления в семье ребенка. За полгода до свадьбы помолвленные могут подать заявку в Брачный Фонд ОАЭ на получение беспроцентного кредита. Существует ряд ограничений, однако получить более 20 тысяч долларов (1460000 руб.) каждому новобрачному вполне реально. Кредит погашается после рождения детей.

Конечно, нам до шведских и исландских семей еще далеко, но и до нас многим не близко. По данным международных исследований Беларусь занимает 33 место среди 160 стран и первое в СНГ по наиболее благоприятным условиям для материнства .

Таким образом, социальное обеспечение населения является одним из приоритетных направлений политики государства. Материальные правоотношения в данной области права складываются непосредственно из потребностей граждан в различных видах социальной помощи и поддержки. Но количественная характеристика мер социальной поддержки граждан напрямую связана с экономическим положением в стране. Следовательно, экономическое развитие России определяет и развитие социального обеспечения. Статистика более чем красочно иллюстрирует данный факт. На примере детских пособий прослежена динамика развития мер социальной поддержки. По сравнению с другими странами, темпы роста размера детских пособий в России оставляют желать лучшего. То есть проявляется проблема несоответствия мер социальной поддержки потребностям граждан, и эта проблема должна быть как можно быстрее решена непосредственно с помощью увеличения размера детских пособий и других социальных выплат, разработки новых государственных программ, направленных на улучшение экономической ситуации в стране.

Литература:

Основные термины (генерируются автоматически): социальное обеспечение, ребенок, ежемесячное пособие, размер пособия, пособие, уход, гражданин, единовременное пособие, прожиточный минимум, Россия.

Общая характеристика процедурных и процессуальных правоотношений по социальному обеспечению

Общая характеристика процедурных правоотношений по социальному обеспечению

Как основных материальных, так и предшествующих им процедурных правоотношений может быть столько, сколько существует видов пенсий, пособий, компенсаций и услуг, поскольку каждый вид обеспечения, реализация права на него характеризуют объекты этих правоотношений.

Процедурные правоотношения обслуживают основные материальные правоотношения по социальному обеспечению, существуют для их установления или изменения.

Процедурные отношения включают две самостоятельные подгруппы:

  1. отношения по установлению юридических фактов, наличие которых необходимо для возникновения материальных отношений (в денежной форме либо по предоставлению услуг). К таковым относятся: факт инвалидности, факт признания гражданина безвестно отсутствующим, факт участия в ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС и т.д.;
  2. отношения, связанные с представлением гражданина к какому-либо виду социального обеспечения либо с принятием компетентным органом решения о применении правовой нормы (предоставлении протезно-ортопедических изделий, назначении пенсии, пособия и т. д.).

Процедурные правоотношения являются правоприменительными, связанными с реализацией материальных отношений. Юридическим фактом, порождающим процедурные правоотношения, служит обращение заинтересованного лица или его представителей с просьбой удостоверить конкретный факт. При этом гражданин имеет не только право требовать от компетентных государственных органов рассмотрения своей просьбы, но несет обязанности по предъявлению доказательств наступления необходимых юридических фактов.

Процедурные правоотношения являются длящимися. Они прекращаются вынесением решения о наличии или об отсутствии обстоятельств, имеющих юридическое значение, о назначении пенсии или отказе в этом.

Важнейшую роль в процедурных правоотношениях играют сроки, в течение которых должны выполняться юридические действия. Пропуск сроков без уважительных причин влечет отказ в предоставлении соответствующего вида социального обеспечения.

Общая характеристика процессуальных правоотношений по социальному обеспечению

Процессуальные отношения возникают в связи с защитой гражданином своего права на тот или иной вид социального обеспечения (например, в случае отказа в назначении каких-либо пенсии, пособия, социальной услуги).

Процессуальное правоотношение может быть двух видов в зависимости от того, кто является его вторым субъектом, рассматривающим спор:

  1. правоотношение гражданина (семьи) с вышестоящим органом социальной защиты, которому обжалуются действия нижестоящего органа;
  2. правоотношение гражданина (семьи) с судом по рассмотрению спора, если гражданин (семья) обратился к судебной защите своего права на социальное обеспечение.

Процессуальное правоотношение возникает лишь тогда, когда возникает спор между субъектами основного или процедурного правоотношения и гражданин (семья) обращается в вышестоящий орган социальной защиты или (после этого) в суд.

При рассмотрении спора вышестоящим органом государственного управления (например, органом социальной защиты или органом здравоохранения) возникают административно-процессуальные, а при рассмотрении спора судом – гражданско-процессуальные правоотношения, которые регулируются соответствующими отраслями права.