Мера государственного принуждения

36. Меры государственного принуждения: понятие и виды.

Юридическая ответственность — это прежде всего принуждение. Но юридическая ответственность не принуждение «вообще», а государственное принуждение. Особенностью его является то, что оно осуществляется от имени государства государственными органами. Другая особенность этого принуждения — его правовой характер, в силу чего оно выступает и как правовое принуждение. Правовой характер государственного принуждения заключается в том, что оно реализуется только компетентными органами, в определенных законом формах и на законных основаниях. Нередко государственное принуждение сводится исключительно к юридической ответственности и всякое принудительное воздействие со стороны государства трактуется как юридическая ответственность. Однако анализ действующего законодательства и практики его применения не дают оснований для такого вывода.

Прежде всего это меры защиты субъективных прав. Суть их заключается в том, что в указанных в законе случаях государство применяет принудительные меры в целях восстановления нарушенного права и защиты субъективных прав без привлечения нарушителя к ответственности. Таковыми являются принудительное изъятие имущества из чужого незаконного владения (виндикация), принудительное взыскание алиментов на содержание детей и т.д. И хотя в данном случае принуждение направлено на правонарушителя (например, на родителя, уклоняющегося от уплаты алиментов), цели кары, наказания виновного здесь отсутствуют. Названные меры закреплены не в санкциях юридических норм, а в их диспозициях.

К мерам государственного принуждения относятся и меры пресечения. Они применяются для предупреждения, пресечения правонарушения. Поскольку в этом случае правонарушение отсутствует, нет и цели наказания виновного. К мерам пресечения относятся задержание, обыск, досмотр багажа и т. д. Они носят правовой характер и осуществляются в порядке и на основаниях, установленных законом. Например, гл. 19 КоАП регламентирует порядок административного задержания, досмотра вещей, изъятия вещей и документов.

Законодательство предусматривает и иные специфические меры государственного принуждения, не являющиеся ответственностью. Это, например, принудительные меры воспитательного воздействия, применяемые к несовершеннолетним (недееспособным) лицам за совершение общественно опасных деяний (ст. 90,91 У К РФ). Они также не несут элементов кары. Такой же спецификой обладают меры медицинского характера — принудительное лечение в условиях, обеспечивающих общественную безопасность лиц, совершивших общественно опасные деяния в состоянии невменяемости (помещение душевнобольного нарушителя в психиатрический стационар — ст. 99 УК РФ).

Специфическая мера государственного принуждения — реквизиция — изъятие в экстренных случаях имущества у собственников в государственных или общественных интересах с выплатой его стоимости (ст. 242 ГК РФ).

Все перечисленные меры носят государственно-правовой характер, осуществляются на правовой основе.

Меры государственного принуждения – это меры принудительного характера, применяемые уполномоченными на то государственными органами для защиты прав граждан и юридических лиц. К числу таких органов относятся суд, арбитражный суд, третейский суд, в некоторых случаях – административные органы. Меры государственного принуждения можно разделить на три труп- пы: 1) меры предупредительного характера; 2) меры регулятивного характера; 3) меры гражданско-правовой ответственности.

Меры предупредительного характера применяются государственными органами с целью не допустить возможных правонарушений либо для предупреждения наступления последствий противоправных деяний.

К мерам предупредительного характера относятся:

1) предупреждение о необходимости прекращения допускаемых нарушений законодательства;

2) признание права, принадлежащего лицу, у которого отсутствуют доказательства наличия у него данного права. Признание права устраняет возможность возникновения спора по данному праву в будущем;

3) признание факта, имеющего юридическое значение, что служит основанием для возникновения у данного лица определенного права;

4) внешнее управление юридическим лицом, назначаемое судом для оздоровления имущественного состояния предприятия, в отношении которого возбуждено дело о банкротстве;

5) признание ничтожности договора устранит возможность наступления неправомерных последствий исполнения такого договора.

Меры регулятивного характера применяются государственными органами для разрешения споров, возникающих между сторонами гражданского правоотношения в случае, когда они сами не в состоянии решить данный спор. Применение этих мер не связано с правонарушениями, поэтому здесь не идет речь о применении гражданско-правовых санкций, они лишь направлены на восстановление нормального положения. К ним относятся:

1) меры, направленные на урегулирование разногласий между участниками гражданских правоотношений (например, в случае, когда лица, имеющие дом на праве общей собственности, не могут договориться о доле каждого в праве собственности, это поможет им сделать суд);

2) меры, направленные на восстановление имущественной сферы лица. Так, суд может помочь в этом лицу, у которого без достаточного основания было изъято имущество или которому мешают пользоваться его имуществом без лишения его владения;

МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРИНУЖДЕНИЯ

Понятие и признаки государственного принуждения

Для нормальной жизни любого общества необходим определенный порядок, урегулированность общественных отношений, которые достигаются с помощью социальных норм, определяющих правила поведения людей. Однако эти нормы действуют лишь тогда, когда они выполняются. Необходимость сообразования каждым членом общества своих поступков с установленными в нем правилами поведения, а также осознание им возможности наступления неблагоприятных последствий в случае их нарушения обусловливает существование такого общественного явления, как государственное принуждение. Государственное принуждение — осуществляется на основе закона государственными органами, иными уполномоченными на то организациями, должностными лицами физическое, психическое, имущественное или организационное принуждение в целях соблюдения и исполнения правовых предписаний. Принуждение существует в любом человеческом обществе и является одним из необходимых методов поддерживания в нём организованности и порядка. Сущность принуждения сводится к такому воздействию, в результате которого человек ведёт себя вопреки своей воле, но в интересах общества и государства. Принуждается член общества к исполнению обязанностей, к соблюдению запретов. В течение столетий право и насилие отожествлялись, особенно — в обыденном сознании, с правом всегда связывалась готовность его отстаивать. И не случайно богиня правосудия Фемида держит в одной руке весы, на которых взвешивается право, а в другой — меч, как символ его защиты, силы. По образному выражению Р. Иеринга, «меч без весов есть голое насилие, весы без меча — бессилие права». С появлением государства, законодательства принуждение к соблюдению и исполнению норм права становится государственным по своему характеру и осуществляется уполномоченными на то государственными органами, выступает одним из методов управлением гражданским обществом. Оно выражает негативную реакцию общества, граждан на неприемлемый для них вариант поведения, который выбрала и которому следует то или иное лицо. Без принуждения не может обойтись ни одно государство.

В литературе есть точка зрения, что если законодательство последовательно и четко выражает идею справедливости и свободы, то государственное принуждение к соблюдению юридических норм будет оправданным и в свою очередь справедливым, если же нет, то оно превращается в произвол. В основном это выражено в государствах с тоталитарным режимом.

Фактическим основанием применения государственного принуждения является чаще всего правонарушение, а также иные нежелательные для других граждан, общества и государства правовые аномалии. Например, уклонение лица от исполнения возложенных на него юридических обязанностей (если это не образует состав преступления). Естественной формой реакции общества на такое поведение является применяемое в отношении данного лица государственное принуждение — к исполнению возложенных на человека, но невыполненных им юридических обязанностей (принудительное взыскание алиментов на воспитание ребенка, принудительное изъятие вещи у незаконного владельца и передача ее собственнику и т.д.).

В определенных, четко обозначенных в законе случаях государственные принудительные акции могут применяться и не в связи с правонарушениями и явными аномальными явлениями. Например, в целях предупреждения возможных вредных последствий и обеспечения общественной безопасности — таможенные досмотры, досмотры багажа в аэропортах, административный надзор милиции за лицами, совершившими тяжкие преступления и освободившимися из мест лишения свободы и др. Государственное принуждение, осуществляемое правовым государством, имеет некоторые особенности. Оно, во-первых, служит защите интересов граждан, государства, общества, во-вторых, является вспомогательным, дополнительным методом управления обществом.

Основным, главным методом является метод убеждения, который представляет собой совокупность средств, приемов и способов воздействия на сознание человека с целью формирования у него мнения об осознанном и добровольном соблюдении и исполнении правовых предписаний. Такое принуждение, в-третьих, осуществляется в закрепленной нормативно-правовыми актами процедурной форме.

В этих актах установлены виды, и размеры принудительных мер, основания их применения, определены субъекты юрисдикционной деятельности и их компетенция, порядок осуществления принуждения, права граждан на защиту. Чем чётче и яснее (полнее) регламентирована процедура государственного принуждения, тем надёжнее правовые гарантии прав и свобод граждан, тем меньше возможностей для злоупотребления властью должностными лицами.

В-четвёртых, оно не носит характера истязания, не ставит целью причинять физические и иные страдания правонарушителю, а направлено, прежде всего, на воспитание добропорядочного гражданина.

Государственное принуждение разнообразно по видам и охватывает:

  • а) предупреждения правонарушений и иных нежелательных для личности и общества явлений (проведение различных организационно правовых мероприятий — осмотр неисправных механизмов и приостановление их эксплуатации, эвакуацию из районов стихийного бедствия и др.);
  • б) пресечение правонарушения (как правило, законные насильственные действия по прекращению противоправного поведения — задержание правонарушителей, арест преступника, изъятие у него орудий преступлений и т. д.)
  • в) правовосстановление, то есть восстановление ранее нарушенных прав гражданина (возвращение имущества, восстановление доброго имени и д.р.); г) юридическую ответственность, заключающуюся в возложении на правонарушителя определённых лишений (лишений свободы штраф и д.р.).

Вопрос № 1. Задержание как мера государственного принуждения, применяемая полицией.

⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 11

Задержание (статья 14 ФЗ № 3 «О полиции»):

1. Полиция защищает право каждого на свободу и личную неприкосновенность. До судебного решения в случаях, установленных ФЗ № 3 «О полиции и другими федеральными законами, лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.

2. Полиция имеет право задерживать:

1) лиц, подозреваемых в совершении преступления, а также лиц, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, — по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;

2) лиц, совершивших побег из-под стражи, лиц, уклоняющихся от отбывания уголовного наказания, от получения предписания о направлении к месту отбывания наказания либо не прибывших к месту отбывания наказания в установленный в указанном предписании срок, — до передачи их соответствующим органам, учреждениям или должностным лицам этих органов и учреждений;

3) лиц, уклоняющихся от исполнения административного наказания в виде административного ареста, — до передачи их в места отбывания административного ареста;

4) лиц, находящихся в розыске, — до передачи их соответствующим органам, учреждениям или должностным лицам этих органов и учреждений;

5) лиц, в отношении которых ведется производство по делам об административных правонарушениях, — по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены законодательством об административных правонарушениях;

6) военнослужащих и граждан Российской Федерации, призванных на военные сборы, подозреваемых в совершении преступления, — до передачи их военным патрулям, военному коменданту, командирам воинских частей или военным комиссарам;

7) лиц, уклоняющихся от исполнения назначенных им судом принудительных мер медицинского характера или принудительных мер воспитательного воздействия, — до передачи их в учреждения, обеспечивающие исполнение таких мер;

8) лиц, уклоняющихся от следования в специализированные лечебные учреждения для исполнения назначенных им судом принудительных мер медицинского характера, — по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены федеральным законом;

9) лиц, допустивших нарушение правил комендантского часа, — по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены федеральным конституционным законом;

10) лиц, незаконно проникших либо пытавшихся проникнуть на охраняемые объекты, — до выяснения личности, но на срок не более трех часов;

11) лиц, предпринявших попытку самоубийства либо имеющих признаки выраженного психического расстройства и создающих своими действиями опасность для себя и окружающих, — до передачи их в лечебные учреждения либо по месту жительства;

12) лиц, совершивших побег из психиатрического лечебного учреждения или скрывающихся от назначенной судом недобровольной госпитализации в такое учреждение, — до передачи их в психиатрическое лечебное учреждение;

13) лиц, в отношении которых поступило требование о выдаче, — до передачи их иностранному государству по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации или международным договором Российской Федерации.

3. В каждом случае задержания сотрудник полиции обязан выполнить действия, предусмотренные частью 4 статьи 5 ФЗ № 3 «О полиции», а также разъяснить лицу, подвергнутому задержанию (далее — задержанное лицо), его право на юридическую помощь, право на услуги переводчика, право на уведомление близких родственников или близких лиц о факте его задержания, право на отказ от дачи объяснения.

4. Срок задержания исчисляется с момента фактического ограничения свободы передвижения лица. Срок административного задержания исчисляется в соответствии с законодательством об административных правонарушениях.

5. Задержанное лицо вправе пользоваться в соответствии с федеральным законом услугами адвоката (защитника) и переводчика с момента задержания.

6. Задержанные лица, находящиеся при них вещи и документы, а также их транспортные средства подвергаются досмотру в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях, если иной порядок не установлен федеральным законом.

7. Задержанное лицо в кратчайший срок, но не позднее трех часов с момента задержания, если иное не установлено уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, имеет право на один телефонный разговор в целях уведомления близких родственников или близких лиц о своем задержании и месте нахождения. Такое уведомление по просьбе задержанного лица может сделать сотрудник полиции.

8. О каждом случае задержания несовершеннолетнего полиция незамедлительно уведомляет его родителей или иных законных представителей.

9. О задержании военнослужащего полиция уведомляет командование воинской части, в которой он проходит военную службу.

10. О задержании иностранного гражданина или подданного иностранного государства полиция уведомляет посольство (консульство) соответствующего государства в соответствии с законодательством Российской Федерации.

11. Право на телефонный разговор не предоставляется и уведомление не осуществляется в случаях, если задержанными лицами являются лица, указанные в пунктах 2, 3, 4, 7, 8, 12 части 2 настоящей статьи.

12. Полиция принимает при необходимости меры по оказанию задержанному лицу первой помощи, а также меры по устранению возникшей при задержании угрозы жизни и здоровью граждан или объектам собственности.

13. В полиции в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, ведется реестр лиц, подвергнутых задержанию. Сведения, содержащиеся в реестре, не могут быть переданы третьим лицам, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

14. О задержании составляется протокол, в котором указываются дата, время и место его составления, должность, фамилия и инициалы сотрудника полиции, составившего протокол, сведения о задержанном лице, дата, время, место, основания и мотивы задержания, а также факт уведомления близких родственников или близких лиц задержанного лица.

15. Протокол о задержании подписывается составившим его сотрудником полиции и задержанным лицом. В случае, если задержанное лицо отказывается подписать протокол, в протоколе о задержании делается соответствующая запись. Копия протокола вручается задержанному лицу.

16. Задержанные лица содержатся в специально отведенных для этого помещениях под охраной в условиях, исключающих угрозу их жизни и здоровью. Условия содержания, нормы питания и порядок медицинского обслуживания задержанных лиц определяются Правительством Российской Федерации. Задержанные лица перед водворением в специально отведенные для этого помещения и после окончания срока задержания подвергаются осмотру, результаты которого заносятся в протокол о задержании.

Рассматриваемая статья ФЗ № 3 «О полиции» посвящена одной из самых острых и наиболее часто применяемых полицией мер государственного принуждения — задержанию граждан. Она устанавливает общий процессуальный порядок для всех видов задержания, осуществляемого должностными лицами полиции.

Под задержанием в статье 14 Закона о полиции понимается кратковременное ограничение свободы физического лица путем принудительного его водворения в специально охраняемое помещение и содержания там.

Задержание как мера государственного принуждения применяется в рамках уголовного судопроизводства, производства по делам об административных правонарушениях, а также в связи с иной административно-правовой деятельностью полиции. Отраслевое законодательство, регулирующее данные виды деятельности полиции, конкретизирует конституционные положения о задержании граждан с учетом специфики указанных видов деятельности и задач, которые призвана решать полиция в ходе их осуществления.

Эффективность уголовного судопроизводства во многом обеспечивается своевременным задержанием лица, подозреваемого в совершении преступления. Согласно пункту 11 статьи 5 УПК РФ задержание подозреваемого есть мера процессуального принуждения, применяемая органом дознания, дознавателем, следователем на срок не более 48 часов с момента фактического задержания лица по подозрению в совершении преступления.

Часть 1 статьи 10 УПК РФ устанавливает, что никто не может быть задержан по подозрению в совершении преступления или заключен под стражу при отсутствии на то законных оснований, предусмотренных УПК РФ. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов. При этом суд, прокурор, следователь, орган дознания и дознаватель обязаны немедленно освободить всякого незаконно задержанного, или лишенного свободы, или незаконно помещенного в медицинский или психиатрический стационар, или содержащегося под стражей свыше срока, предусмотренного УПК РФ.

В производстве по делам об административных правонарушениях административное задержание в соответствии с частью 1 статьи 27.1 КоАП РФ выступает мерой его обеспечения.

Административное задержание, т.е. кратковременное ограничение свободы физического лица, может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении (часть 1 статьи 27.3 КоАП РФ).

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 16 июня 2009 г. N 9-П часть 1 статьи 27.3 КоАП РФ признана не противоречащей Конституции Российской Федерации, поскольку содержащиеся в ней положения по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования и во взаимосвязи с пунктами 1 и 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ предполагают, что административное задержание на срок не более 48 часов может применяться, в случае если имеются достаточные основания считать его необходимым и соразмерным для обеспечения производства по конкретному делу об административном правонарушении, за совершение которого может быть назначено наказание в виде административного ареста.

В Российской Федерации данный срок по общему правилу не должен превышать 48 часов. Вместе с тем он может быть продлен судом (по судебному решению) на срок свыше 48 часов в отношении:

1) лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления, — на срок не более 72 часов с момента вынесения судебного решения (пункт 3 части 7 статьи 108 УПК РФ);

2) лиц, совершивших побег из-под стражи, лиц, уклоняющихся от отбывания уголовного наказания, от получения предписания о направлении к месту отбывания наказания либо не прибывших к месту отбывания наказания в установленный в указанном предписании срок, — до передачи их соответствующим органам, учреждениям или должностным лицам этих органов и учреждений (пункт 2 части 2 комментируемой статьи). Часть 6 статьи 58 УИК РФ предусматривает, что при обнаружении осужденного, объявленного в розыск, он задерживается органами внутренних дел на срок до 48 часов, и этот срок может быть продлен судом до 30 суток;

3) лиц, уклоняющихся от исполнения административного наказания в виде административного ареста, — до передачи их в места отбывания административного ареста;

4) лиц, находящихся в розыске, — до передачи их соответствующим органам, учреждениям или должностным лицам этих органов и учреждений;

5) военнослужащих и граждан Российской Федерации, призванных на военные сборы, подозреваемых в совершении преступления, — до передачи их военным патрулям, военному коменданту, командирам воинских частей или военным комиссарам;

6) лиц, уклоняющихся от исполнения назначенных им судом принудительных мер медицинского характера или принудительных мер воспитательного воздействия, — до передачи их в учреждения, обеспечивающие исполнение таких мер (пункт 7 части 2 комментируемой статьи);

7) лиц, предпринявших попытку самоубийства либо имеющих признаки выраженного психического расстройства и создающих своими действиями опасность для себя и окружающих, — до передачи их в лечебные учреждения либо по месту жительства;

8) лиц, совершивших побег из психиатрического лечебного учреждения или скрывающихся от назначенной судом недобровольной госпитализации в такое учреждение, — до передачи их в психиатрическое лечебное учреждение;

9) лиц, в отношении которых поступило требование о выдаче, — до передачи их иностранному государству по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации или международным договором Российской Федерации.

В уголовном судопроизводстве при необходимости избрания меры пресечения в виде заключения под стражу лицо, задержанное по подозрению в совершении преступления, в обязательном порядке доставляется в судебное заседание не позднее чем за 8 часов до истечения срока задержания (часть 3 статьи 108 УПК РФ).

КоАП РФ возможность продления судебным решением срока административного задержания не предусматривает. Единственный случай, когда возможно продление судом 48-часового срока административного задержания в рамках производства по делам об административных правонарушениях, касается лиц, уклоняющихся от исполнения административного наказания в виде административного ареста. Но предусмотрен он не КоАП РФ, а частью 1 и пунктом 3 части 2 статьи 14 Закона о полиции, который при этом умалчивает о процедуре продления судом задержания на срок свыше 48 часов.

В части 2рассматриваемой статьи перечислены категории лиц, которых полиция может подвергнуть задержанию. Сроки их задержания различны, и, как правило, они установлены соответствующими федеральными законами. Если же такие законы отсутствуют или «молчат», то действует правило, предусмотренное частью 1 статьи 14 Закона о полиции: до судебного решения в случаях, установленных Законом о полиции и другими федеральными законами, лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.

Важно обратить внимание на то, что перечень указанных в комментируемой статье категорий лиц является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

Согласно части 3 рассматриваемой статьи в каждом случае задержания сотрудник полиции обязан назвать свои должность, звание, фамилию, предъявить по требованию гражданина служебное удостоверение, после чего сообщить причину и цель обращения, разъяснить ему причину и основания задержания, а также возникающие в связи с этим права и обязанности гражданина (см. часть 4 статьи 5 ФЗ № 3), в том числе его право на юридическую помощь, право на услуги переводчика, право на уведомление близких родственников или близких лиц о факте его задержания, право на отказ от дачи объяснения. Если в связи с поведением (например, задерживаемый оказывает вооруженное сопротивление) или состоянием задерживаемого (например, лицо находится в тяжелой степени опьянения) выполнение перечисленных действий в момент задержания невозможно или неуместно, данные действия выполняются сотрудниками полиции позже при появлении такой возможности.

Конституционный статус задержанного возникает у лица с момента фактического ограничения свободы его передвижения, т.е. совершения сотрудником полиции действий, направленных на лишение (ограничение) задерживаемого лица свободы передвижения в пространстве и общения с другими людьми, выбора им места своего нахождения. Лишение (ограничение) свободы передвижения лица может выражаться в предъявлении к нему сотрудником полиции официального требования оставаться на месте либо проследовать в орган внутренних дел, а также в обездвиживании (посредством применения специальных средств ограничения подвижности, средств сковывания движения, связывания). Кроме того, к фактическому ограничению свободы передвижения следует отнести водворение лица в помещение, транспортное средство, иное контролируемое сотрудником полиции пространство, исключающее возможность покинуть указанное место.

Задержанный имеет следующие права: право на пользование родным языком (часть 2 статьи 26 Конституции Российской Федерации); право на получение квалифицированной юридической помощи (часть 1 статьи 48 Конституции Российской Федерации); право на помощь адвоката (защитника) с момента задержания (часть 2 статьи 48 Конституции Российской Федерации); право не свидетельствовать против самого себя, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом (статья 51 Конституции Российской Федерации).

В уголовном судопроизводстве задержание лица, подозреваемого в совершении преступления, в соответствии со статьей 91 УПК РФ влечет возникновение отраслевого (уголовно-процессуального) статуса подозреваемого (пункт 2 части 1 статьи 46 УПК РФ). С этого момента у задержанного лица появляется комплекс прав, предусмотренных частями 3 — 4 статьи 46 УПК РФ.

В производстве по делам об административных правонарушениях статус задержанного возникает с момента составления протокола об административном задержании.

Согласно части 4 статьи 14 Закона о полиции сроки всех указанных в ней видов задержания, за исключением административного, исчисляются с момента фактического ограничения свободы передвижения лица. Срок же административного задержания, осуществляемого в рамках производства по делам об административных правонарушениях, исчисляется в соответствии с законодательством об административных правонарушениях, т.е. с момента доставления лица для составления протокола об административном правонарушении в соответствии со статьей 27.2 КоАП РФ, а лица, находящегося в состоянии опьянения, — со времени его вытрезвления (часть 4 статьи 27.5 КоАП РФ).

Все задержанные лица, находящиеся при них вещи и документы, подвергаются досмотру в порядке, установленном статьей 27.7 КоАП РФ, а их транспортные средства — в соответствии со статьей 27.9 КоАП РФ. Задержанные подозреваемые и обвиняемые в совершении преступления могут быть подвергнуты личному обыску в соответствии со статьей 184 УПК РФ.

О личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе о доставлении или в протоколе об административном задержании. В протоколе о личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о физическом лице, подвергнутом личному досмотру (часть 6 статьи 27.7 КоАП РФ).

Протокол о личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, подписывается должностным лицом, его составившим, лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, либо владельцем вещей, подвергнутых досмотру, понятыми. В случае отказа лица, в отношении которого ведется производство по делу, владельца вещей, подвергнутых досмотру, от подписания протокола в нем делается соответствующая запись. Копия протокола о личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, вручается владельцу вещей, подвергнутых досмотру, по его просьбе (часть 8 статьи 27.7 КоАП РФ).

Часть 7 статьи 14 Закона о полиции предоставляет задержанному лицу (за исключением некоторых категорий задержанных, перечисленных в части 11 комментируемой статьи) в кратчайший срок, но не позднее трех часов с момента задержания, если иное не установлено уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, право на один телефонный разговор в целях уведомления близких родственников или близких лиц о своем задержании и месте нахождения. Такое уведомление по просьбе задержанного лица может сделать сотрудник полиции.

Близкими родственниками подозреваемого являются супруг, супруга, родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и родные сестры, дедушка, бабушка, внуки (пункт 4 статьи 5 УПК РФ). К близким лицам подозреваемого относятся иные, за исключением близких родственников, лица, состоящие в свойстве с подозреваемым, а также лица, жизнь, здоровье и благополучие которых дороги ему в силу сложившихся личных отношений (пункт 3 статьи 5 УПК РФ).

Целевое предназначение телефонного разговора связано с уведомлением близких родственников или близких лиц о его задержании и месте нахождения. Это предполагает, с одной стороны, право задержанного пользоваться средствами связи, имеющимися в органе внутренних дел, звонить за пределы населенного пункта, в котором он задержан, с другой — предоставляет сотруднику полиции возможность контролировать содержание разговора, исключая, в частности, разговоры, не связанные с целью уведомления о месте и времени нахождения задержанного.

Следует также подчеркнуть, что задержанный может просить сотрудника полиции пригласить адвоката, и последний обязан отреагировать на такую просьбу. Здесь сотрудник полиции решает сам, кто будет разговаривать с адвокатом — он или задержанный. В любом случае звонок адвокату не препятствует использованию задержанным закрепленного за ним права на один телефонный разговор в целях уведомления близких родственников или близких лиц.

В случае если уведомление по просьбе задержанного лица делает сотрудник полиции, он обязан сообщить родственникам или иным лицам следующие сведения: должность, звание, фамилия лица сделавшего уведомление; информацию о факте задержания; информацию о месте содержания задержанного (наименование и адрес органа внутренних дел, который произвел задержание).

Об уведомлении делается отметка в протоколе задержания.

Комментируемое правило между тем не исключает необходимости извещать родственников лиц, получивших телесные повреждения в результате применения сотрудниками полиции физической силы, специальных средств, огнестрельного оружия (часть 5 статьи 19 Закона), лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления (статья 96 УПК РФ), несовершеннолетних, задержанных в связи с совершением административного правонарушения (часть 4 статьи 27.3 КоАП РФ), и иных лиц в случаях, прямо указанных в федеральном законе. Информация о задержании лиц должна предоставляться и при непосредственном обращении их родственников в органы внутренних дел.

Часть 8 рассматриваемой статьи предписывает полиции незамедлительно (т.е. непосредственно после установления личности задержанного) уведомлять о каждом случае задержания несовершеннолетнего (т.е. лица, не достигшего 18-летнего возраста) его родителей или иных законных представителей вне зависимости от оснований задержания.

К законным представителям помимо родителей относятся усыновители, опекуны или попечители несовершеннолетнего, представители учреждений или организаций, на попечении которых находится несовершеннолетний, органы опеки и попечительства (пункт 12 статьи 5 УПК РФ).

О всех случаях задержания лиц, перечисленных в части 2 статьи 14 Федерального Закона № 3, составляется протокол, в котором указываются дата, время и место его составления, должность, фамилия и инициалы сотрудника полиции, составившего протокол, сведения о задержанном лице, дата, время, место, основания и мотивы задержания, а также факт уведомления близких родственников или близких лиц задержанного лица (часть 14 статьи 14 Закона о полиции).

Форма и содержание протокола могут уточняться соответствующими федеральными законами. В частности, о задержании лица, подозреваемого в совершении преступления, после доставления подозреваемого в орган дознания или к следователю в срок не более трех часов должен быть составлен протокол задержания согласно статье 92 УПК РФ, в котором указываются дата и время составления протокола, дата, время, место, основания и мотивы задержания подозреваемого, результаты его личного обыска и другие обстоятельства его задержания, а также делается отметка о том, что подозреваемому разъяснены его права, предусмотренные статьей 46 УПК РФ.

Об административном задержании в соответствии со статьей 27.4 КоАП РФ составляется протокол, в котором указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о задержанном лице, время, место и мотивы задержания, а также делается запись о разъяснении задержанному лицу сотрудником полиции его прав и обязанностей, предусмотренных КоАП РФ (часть 5 статьи 27.3).

В протоколе отражается факт уведомления близких родственников или близких лиц задержанного лица.

Задержание несовершеннолетнего может оформляться постановлением о помещении несовершеннолетнего в центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей.

Протокол о задержании подписывается составившим его сотрудником полиции и задержанным лицом (часть 15 статьи 14 Закона о полиции).

В случае отказа задержанного лица подписать протокол о задержании сотрудник полиции вносит в него соответствующую запись, которая удостоверяется его подписью. По усмотрению сотрудника полиции такая запись может быть удостоверена также подписями адвоката, законного представителя или представителя, если они участвуют при составлении протокола; возможны привлечение понятых либо использование видеофиксации.

Лицу, отказавшемуся подписать протокол, должна быть предоставлена возможность дать объяснение причин отказа, которое заносится в данный протокол о задержании.

Если задержанный в силу физических недостатков или состояния здоровья не может подписать протокол, то ознакомление этого лица с текстом протокола производится в присутствии адвоката, законного представителя, представителя или понятых, которые подтверждают своими подписями содержание протокола и факт невозможности его подписания.

Сотрудник полиции обязан вручить задержанному лицу копию протокола о задержании вне зависимости от его просьбы (часть 15 статьи 14 Закона о полиции). Копия протокола об административном задержании вручается задержанному лицу по его просьбе (часть 2 статьи 27.4 КоАП РФ).

Закон о полиции требует содержать задержанных лиц в специально отведенных для этого помещениях под охраной в условиях, исключающих угрозу их жизни и здоровью, и указывает при этом, что условия содержания, нормы питания и порядок медицинского обслуживания задержанных лиц определяются Правительством Российской Федерации (часть 16 статьи 14).

Местами содержания в полиции лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления, а также лиц, в отношении которых мерой пресечения избрано заключение под стражу, являются изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел.

Вывод: Под задержанием в статье 14 Закона о полиции понимается кратковременное ограничение свободы физического лица путем принудительного его водворения в специально охраняемое помещение и содержания там.

Задержание как мера государственного принуждения применяется в рамках уголовного судопроизводства, производства по делам об административных правонарушениях, а также в связи с иной административно-правовой деятельностью полиции.

Рекомендуемые страницы:

Понятие и виды государственного принуждения

Понятие «принуждение» и его сущность

Понятие «принуждение» по объему шире понятия «насилие». Принуждение не всегда связано с насили­ем: оно может иметь косвенный характер и в своей основе предполагает опре­деленную зависимость воли подвластного от воли властвующего.

Ха­рактерная особенность процесса принуждения:
    • подвластный осознает, что под влиянием власти он действует вопреки своим собственным интересам и ценностным ориентациям.

Принуждение обеспечивает исполнение индивидуального акта власти, индивидуального веления, и если это веление не опирается на общее правило, на нормативное положение, не вытекает из него, не является актом его применения, оно (веление) превращается в произвол.

Сущность принуждения:
    • в игнорировании, а часто и в подавлении воли лица, к которому оно применяется. Властное воздействие субъектов, уполномоченных на применение принуждения на сознание, волю и поведение лица, в отношении которого используются принудительные меры имеет целью заставить его поступать согласно воле принуждающего.

Государственное принуждение — основанное на нормах действующего законодательства и в предусмотренной в нем форме психическое либо физическое воздействие государственных органов или должностных лиц на поведение субъектов права, с позиции обязывания их к необходимым для государства действиям в целях достижения социально полезного результата.

Следует обратить внимание на то, что само по себе государственное принуждение – острое и жесткое средство социального воздействия. Оно основано на организованной силе, выражает ее и потому способно обеспечить безусловное утверждение воли государства и через нее – воли господствующей социальной группы. В этом своем качестве государственное принуждение является средством организации волевых устремлений субъектов с целью их подчинения государственной воле. Оно характеризует такое фактическое состояние, которое если и не исключает решение человека из цепи причинно-следственных связей, то, во всяком случае, ставит человека в положение, когда у него нет выбора для избрания иного варианта поведения.

Признаки государственного принуждения:
    1. это деятельность государства в лице его органов (как обязательного субъекта) либо должностных лиц, выраженная в специфической форме правоприменения, в которой наиболее ярко проявляется деятельность государства, а также в форме соблюдения и исполнения;
    2. формы государственного принуждения закреплены в нормах действующего законодательства;
    3. цель государственного принуждения состоит в достижении социально полезного результата, усилении режима законности и правопорядка, охране прав и законных интересов личности, общества и государства.
    4. обусловлено конфликтом между государственной волей, выраженной в законодательстве, и волей субъекта применения;
    5. применение государственного принуждения вызывает причинение лицу правоограничений отрицательного характера;
    6. основанием применения выступают факты совершения или угрозы совершения правонарушений, а также возникновение других нежелательных для общества и государства аномалий с правовым содержанием;
    7. применяется в целях обеспечения общественного порядка и общественной безопасности;
    8. реализуется в рамках правоотношений охранительного типа.

Виды государственного принуждения

    • административное принуждение;
    • уголовное принуждение;
    • гражданско-правовое принуждение;
    • дисциплинарное принуждение.

Государственное принуждение – метод государственного управления, основанный на нормах права, совокупность средств психического, физического и иного воздействия, применяемых уполномоченными субъектами в установленном процессуальном порядке в целях обеспечения общественного порядка и общественной безопасности.

Эффективное применение государственного принуждения невозможно без специального государственного механизма. Им является механизм государственного принуждения, который включает в себя следующие компоненты:

    1. субъект — лицо, осуществляющее государственное принуждение;
    2. норма, закрепляющая полномочия государственного органа на применение государственного принуждения;
    3. объект, то есть лицо, подвергнутое государственному принуждению;
    4. акт государственного органа, содержащий юридические и фактические основания применения государственного принуждения;
    5. деятельность государственных органов по реализации акта.

В развитом демократическом государстве этот механизм должен включать еще один важнейший компонент — правозащитную процессуальную деятельность. Этот компонент позволяет недопустить государственного произвола и перейти к понятию государственно-правового принуждения.

Меры государственного воздействия на процессы ценообразования

Вмешательство государства в процессы рыночного ценообразования является попыткой воздействовать на цены с помощью законодательных, административных и бюджетных мероприятий. В зависимости от конкретной макро — и/или микроэкономической ситуации государственное регулирование цен носит либо антикризисный, либо антиинфляционный характер и, в целом направлено на оздоровление экономики и достижения определенных социальных результатов.

Как показывает мировой опыт, практически во всех промышленно развитых странах правительства в той или иной мере вмешиваются в процессы ценообразования с целью поддержания рыночного равновесия и устранения проявления монополизма.

Целесообразно различать четыре основных формы государственного воздействия на процессы ценообразования:

1) ограничения на формирование цен в виде их фиксации или установления пределов цен;

2) установление фискальных платежей, ведущих к изъятию доходов у потребителя и/или производителя;

3) государственная поддержка цен и доходов в форме субсидий и дотаций потребителю или производителю;

4) меры, ограничивающие процессы ценообразования и свободу предприятий в установлении цен на продукцию.

Фиксация цен,то есть ограничения на рыночное движение цены со стороны государственных и муниципальных органов могут проявляться в следующих формах:

— введение государственных прейскурантных цен;

— «замораживание» на определенный период времени свободных рыночных цен;

— фиксирование цен естественных монополистов и предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке.

В общем случае фиксация цены со стороны государства преследует две цели:

1) ограничить рост цен, то есть удерживать их на каком-то приемлемом для потребителя уровне;

2) поддерживать цены на уровне приемлемом для производителя (защита отечественного производителя).

Меры по ограничению роста цен обычно применяются в отношении, так называемых, социально значимых товаров (основных продуктов питания, некоторых видов лекарств, коммунальных услуг и т.п.) и распространяются на определенный период времени (например, в период повышенной инфляции).

С точки зрения экономической теории (на основе анализа графиков спроса и предложения) такие меры, как правило, носят отрицательный характер. Ведь при неизменно низких ценах объем спроса стабилизируется или будет иметь тенденцию к росту. В тоже время объем предложения будет неизбежно падать, что, в конечном счете, приведет к состоянию рыночного дефицита по той группе товаров, где цены были «заморожены».

Таким образом, государственная поддержка, как цен спроса, так и цен предложения (либо одного, либо другого) приводит к общественным потерям, если она не направлена на достижение других эффектов (социальных, политических и др.).

Фискальная политика государства,то есть управление налогами, платежами, пошлинами, сборами и т.п. В общем случае они являются предпринимательскими издержками и тем самым увеличивают цену предложения. Если же они частично или полностью перекладываются на потребителя, то это снижает его реальный доход, что, в конечном итоге, приводит к сокращению спроса.

Так, например, увеличение налоговой ставки приводит к росту цены предложения и равновесие на рынке восстановится, но при повышенной цене и уменьшенных объемах спроса и предложения. Аналогично снижение налогового бремени на производителя положительно влияет на экономическую систему в целом (уровень цен снижается, но увеличивается объем спроса и предложения). Особенно эта тенденция проявляется в случае высокой эластичности спроса по цене.

Понятно, что и сумма налоговых поступлений в федеральный бюджет (или бюджеты других уровней государственного управления) напрямую связана с размером налоговой ставки. Эта зависимость графически изображается в виде кривой Лаффера. Из графика видно, что сумма налоговых поступлений растет при увеличении налоговой ставки до критической точки после чего неуклонно снижается. Это определяется тем, что при достаточно высоком уровне налогов в цене товара объем спроса начинает резко сокращаться, а, в след за ним, падает и объем предложения. В целом это приводит с снижению суммы выручки от продаж, которая и является основой формирования налоговых поступлений. Кроме того, исследования показывают, что при завышенной налоговой ставке, нарастают тенденции увода доходов от налогообложения.

Таким образом, изменение уровня налоговых и других фискальных платежей оказывает влияние не только на условия формирования цен и на объем спроса, но и на сумму налоговых поступлений.

Государственная поддержка потребителей и производителейможет осуществляться в виде:

— бюджетного субсидирования к доходам потребителей (например, поддержка малообеспеченных слоев населения в форме доплат);

— субсидирование к ценам реализации отдельных товарных групп (например, поддержание на определенном уровне цен на социально значимые товары);

— субсидирование производителя (дотации на средства производства или прямое финансирование важных экономических программ).

Субсидии к доходам потребителя — это, как правило, прямые выплаты или снижение налогового бремени для целевого потребителя, что приводит к росту его реального дохода. Это, в свою очередь, определенным образом увеличивает доходы общества в целом и, тем самым, приводит к общему увеличению объема спроса (сдвигу кривой спроса). При этом экономическая система занимает новое равновесное положение и, даже при некотором увеличении цены, спрос и предложение увеличиваются. Таким образом, эта мера оказывает положительное воздействие на экономическую систему.

Субсидии к ценам реализации товаров используют для относительного понижения цены предложения с целью расширения спроса и/или относительного повышения цены спроса для стимулирования производителя. Эта мера государственного воздействия аналогична процедуре фиксации цен со стороны и может стимулировать либо только спрос, либо только предложение, что, в конечном итоге, приведет либо к дефициту, либо к перепроизводству.

Субсидирование производителя — осуществляется в форме частичного финансирования затрат производителя при производстве той или иной группы товаров. Например, частичная оплата стоимости основных производственных фондов и оборотных средств (например, приобретение сельскохозяйственной техники и ГСМ на время выполнения посевных и уборочных работ). В общем случае это приводит к сокращению издержек производства и обращения, а, значит, создает условия для снижения уровня цены предложения без изменения его объема. Относительно низкая цена, исходя из общей закономерности, будет стимулировать увеличение объемов потребления. Таким образом, эта мера положительно воздействует на экономическую систему. Однако она должна носить временный и адресный характер.

Дата добавления: 2016-01-26; просмотров: 2258;