Меры воздействия на несовершеннолетних

Совершение преступлений в несовершеннолетнем возрасте не всегда может повлечь привлечение к уголовной ответственности.

Лица, не достигшие возраста 18 лет, далеко не всегда отдают себе отчет в своем поведении. Именно поэтому законодательством предусмотрена альтернатива обычного уголовного наказания в отношении несовершеннолетних.

Эта альтернатива носит название – принудительные меры воспитательного воздействия несовершеннолетних (ст. 90 УК РФ).

Когда суд признает факт, что подросток не представляет опасности для общества, и его девиантное поведение может быть скорректировано воспитательным воздействием, в отношении него может быть применен данный способ уголовно-правового характера.

Что такое принудительные меры воспитательного воздействия?

Принудительные меры воспитательного воздействия представляют собой меры уголовно-правового воздействия на несовершеннолетних преступников, с целью их исправления, перевоспитания и пресечения совершения новых преступных эпизодов в их стороны.

Принудительные меры воспитательного воздействия несовершеннолетних предполагают освобождение от уголовной ответственности и уголовного наказания.

Указание на данные воспитательные мероприятия содержатся в Постановлении Пленума ВС РФ №1 от 01.02.2011 года. В нем прямо указано, что суды не должны допускать привлечение к уголовной ответственности тех подростков, которые могут исправиться и представляют опасности для общества.

Применение принудительных мер воспитательного воздействия допускается только в отношении подростков, совершивших преступления небольшой и средней тяжести.

Конечно, когда речь идет о тяжких или, тем более, особо тяжких проступках, ни о каком освобождении от уголовного наказания не может быть и речи.

Подростковые преступления нередко отличаются высокой степенью цинизма и жестокости. Попытки перевоспитания таких преступников не могут увенчаться успехом.

Виды и характеристика воспитательных мер

Конкретно какие меры могут быть назначены в отношении того или иного несовершеннолетнего решает исключительно суд. Суд учитывает особенности совершенного деяния, мотивы подростка, отягчающие и смягчающие обстоятельства.

Одновременно могут быть применены несколько мер принудительно-воспитательного воздействия.

Если подросток не будет соблюдать воспитательные предписания, систематически нарушать порядок своего исправления, принудительные меры в отношении него будут отменены. После этого материалы его дела вновь поступят в суд для привлечения его к уголовной ответственности.

Итак, ст. 90 УК РФ предусматривает четыре варианта мер воспитательного воздействия:

  • Предупреждение;
  • Передача под надзор;
  • Обязанность загладить причиненный преступлением вред;
  • Ограничение досуга и поведения.

Освобождение от наказания подростка может предполагать любой набор воспитательных мер: от одной до четырех вместе. Их расшифровка представлена в ст. 91 УК РФ.

Предупреждение

Предупреждение предполагает разъяснение подростку вреда, причиненного преступлением, и возможных последствий рецидива.

Вынесение предупреждения оформляется постановлением суда, в котором обязательно должна содержаться следующая информация:

  • О совершенном деянии;
  • О привлекаемом к ответственности подростке;
  • Отрицательная нравственная и правовая характеристика преступного деяния;
  • Предупреждение о недопустимости повторного совершения преступления;
  • Разъяснение последствий рецидива.

Копия постановления о вынесении предупреждения вручается несовершеннолетнему и его законным представителям.

Передача под надзор

Несовершеннолетний передается под надзор следующих лиц:

  • Родителей;
  • Опекунов или усыновителей;
  • Специализированных государственных органов.

Передача под надзор имеет срочный характер. В рамках данной уголовно-правовой меры воздействия происходит регулярное воспитательное воздействие на несовершеннолетнего.

Перед тем, как передать под надзор несовершеннолетнего преступника конкретным лицам, суд должен убедиться в добропорядочности их самих.

Если родители или опекуны ведут асоциальный образ жизни и не могут должным образом воспитывать подростка, на них не может быть возложена ответственность за его перевоспитание.

Обязанности родителей или опекунов должны быть доходчиво разъяснены им и прописаны в постановлении.

Подросток передается под надзор за преступления небольшой тяжести на срок от месяца до 2 лет, за преступление средней тяжести – от 6 месяцев до 3 лет.

Обязанность загладить причиненный вред

Данный вид воспитательной меры применяется только с учетом двух факторов:

  • Имущественного или материального положения несовершеннолетнего;
  • Имеющихся у него трудовых навыков.

Обязанность загладить причиненный вред должна предполагать либо выплату денежной компенсации за поврежденное имущество, либо передачу в счет поврежденного имущества другого, либо восстановление имущества с помощью собственных трудовых навыков.

Трудовые или материальные обязательства не должны являться непосильным бременем для несовершеннолетнего.

Если подросток работает и получает денежное вознаграждение, скорее всего, возмещение ущерба будет осуществляться в денежном эквиваленте.

Это обусловлено тем, что на собственноручное восстановление поврежденного имущества у подростка просто нет времени ввиду другой занятости.

Ограничение досуга и поведения

Чаще всего данная воспитательная мера применяется в совокупности с другими. Она предполагает контроль за поведением несовершеннолетнего, которое должно быть безупречным.

Поведенческие и досуговые ограничения могут осуществляться в виде следующих мер:

  • Запрет на использование определенных форм досуга;
  • Запрет на управление механическими транспортными средствами;
  • Комендантский час;
  • Ограничения на пребывание несовершеннолетнего вне дома;
  • Ограничения на выезд за пределы населенного пункт и др.

Данный перечень ограничений не является исчерпывающим. Суд по своему усмотрению может предписывать различные виды ограничений.

Суд также может предъявить требования несовершеннолетнему трудоустроиться или восстановиться в образовательном учреждении.

Помещение несовершеннолетнего в учреждения закрытого типа

В ст. 90 УК РФ не указана еще одна мера принудительно-воспитательного характера, применяемая в 2020 году, – помещение несовершеннолетнего в закрытого типа учебно-воспитательные учреждения.

Она применяется в качестве воспитательной меры только за преступления средней тяжести или тяжкие. Закреплена данная воспитательная мера в ч. 2 ст. 92 УК РФ.

Помещение несовершеннолетнего в учреждения закрытого типа допускается максимум на 3 года до того момента, когда подросток достигнет возраста в 18 лет.

Если до истечения установленного судом срока подросток исправится или в силу состояния здоровья не сможет более находиться в закрытом учебном учреждении, его пребывание там может быть прекращено.

Для того, чтобы принудительные меры воспитательного характера были отменены, и подросток был привлечен к уголовной ответственности, необходимо, чтобы систематические нарушения были зарегистрированы специальными органами контроля.

Нарушения несовершеннолетнего будут признаны систематическими, если их количество за весь срок, установленный судом, будет более 2 раз.

Применение принудительных мер воспитательного воздействия на несовершеннолетних создано законодателем для защиты молодого поколения от уголовной ответственности.

Данные меры призваны перевоспитать девиантных подростков, наставить их на путь социального развития и помочь найти им место в мире не преступном, а цивилизованном.

Приоритет применения принудительных мер воспитательного воздействия к несовершеннолетним преступникам



В Уголовном кодексе РФ законодатель закрепил, что к несовершеннолетним, совершившим преступления, могут быть применены принудительные меры воспитательного воздействия либо им может быть назначено наказание, а при освобождении от наказания судом они могут быть также помещены в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа. Таким образом, принудительные меры воспитательного воздействия в России считаются первоочередными из мер, применяемых к несовершеннолетним. Данные меры являются альтернативными наказанию .

Принудительные меры воспитательного воздействия — это вид иных мер уголовно-правового характера, назначаемых судом несовершеннолетнему, достигшему возраста уголовной ответственности и совершившему деяние, запрещенное уголовным законом. Они заключаются в оказании на подростка специфического психолого-педагогического влияния, направленного на его исправление, ресоциализацию и предупреждение новых преступлений. Принудительные меры воспитательного воздействия не являются наказанием за совершенное подростком деяние, не содержат в себе кары или ее элементов, но в этих мерах так же, как и в наказании, присутствует в различном объеме элемент принуждения .

Ст. 90 УК РФ среди принудительных мер воспитательного воздействия выделяет:

‒ предупреждение;

‒ передачу под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа;

‒ возложение обязанности загладить причиненный вред;

‒ ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего

‒ помещение в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа

Приоритет принудительных мер воспитательного воздействия обусловлен особенностями несовершеннолетнего возраста преступников, которые определяют целесообразность применения именно данных мер.

Так, несовершеннолетние характеризуются еще не устоявшейся психикой. Они более подвержены внешнему воздействию. В связи с этим воспитательное воздействие может принести свои результаты. В данном возрасте еще есть шанс привить несовершеннолетнему преступнику навыки правового поведения, внушить ему необходимость соблюдения правовых, а также моральных норм.

Несовершеннолетний возраст является очень сложным для ребенка, особенно это возраст от 11 до 15 лет. С уголовно-правовой точки зрения из этого периода нас интересует возраст от 14 до 15 лет. Данный период является переходным. Несовершеннолетний начинает сопоставлять себя со взрослыми. Он пытается показать, что он уже не ребенок, из-за чего могут возникать проблемы различного характера. Так, ребенок может прогуливать занятия, у него может снизиться успеваемость. На фоне конфликтов с родителями он может уходить из дома. Проводя время вне дома, несовершеннолетний может связаться с «плохой компанией», которая может подтолкнуть его на противоправное поведение. Таким образом, воспитательное воздействие на несовершеннолетнего преступника является необходимым для предотвращения дальнейшего его поведения, отклоняющегося от норм закона.

Также, в несовершеннолетнем возрасте ребенок перенимает образцы своего поведения из своего ближайшего окружения. В первую очередь таким окружением являются его родители. Таким образом, детерминантом преступного поведения могут являться родители несовершеннолетнего. Так, например, в семье могут происходить постоянные ссоры, из-за которых ребенок будет стараться уходить из дома. Вне дома, как было указано ранее, подросток может связаться с отрицательно характеризующейся компанией. Кроме того, конфликты в семье могут сопровождаться применением физической силы, и затем данное поведение может отложиться в сознании ребенка как допустимое. Особую опасность вызывает семьи, характеризующиеся распитием алкогольных напитком, употреблением наркотических веществ, а главное склонностью к совершению преступлений. Воспитание ребенка в таких семьях является недопустимым.

Таким образом, не все несовершеннолетние преступники характеризуются общей противоправной направленностью. Для многих из них преступное поведение явилось единичным случаем, либо было вызвано рядом причин, устранение которых исключит возможность совершение несовершеннолетним преступления.

Анализируя преступление, которое относится к категории небольшой или средней тяжести, совершенное несовершеннолетним, суд одним из первоочередных моментов должен обращать внимание на возможность исправления несовершеннолетнего путем применения мер воспитательного воздействия.

Для наиболее объективной картины личности несовершеннолетнего, ее изучение подлежит с помощью различных способов. Необходимо изучать характеристики подростков от педагогов, одноклассников, друзей, родственников, соседей. Необходимо изучать данные об административной ответственности, приводов в полицию. Кроме того, важным моментом является привлечение к работе с несовершеннолетним преступником психологов. Сотрудники полиции не обладают достаточной квалификацией в области психолого-педагогических знаний, поэтому найти точный подход к ребенку могут именно психологи. Они могут выяснить черты характера, свойственные или несвойственные подростку. Например, склонность ко лжи, агрессивность, повышенная внушаемость, равнодушие. Данные характеристики могут стать проблемой при исправлении несовершеннолетнего преступника лишь принудительными мерами воспитательного воздействия.

Также, психолог может выяснить истинные причины совершения преступления. Если причиной стала не общая преступная направленность, не жестокость, не азарт, не интерес к совершению противоправных действий и не иные причины, имеющие антисоциальный характер.

Таким образом, применение принудительных мер воспитательного воздействия к подросткам является необходимой мерой. Принуждение способствует формированию у тех, к кому оно применяется, самокритичного отношения к своим антиобщественным действиям, интересам и мотивам, а также пересмотру антиобщественных взглядов, отказу от вредных привычек .

Несовершеннолетняя преступность влияет на динамику преступности взрослых. Для того, чтобы исключить пополнение рядов преступников за счет несовершеннолетних, необходимо прививать им необходимость соблюдения закона и разъяснять отрицательные последствия противоправного поведения. Это возможно при распространении применения принудительных мер воспитательного воздействия.

Литература:

  1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (в ред. от 19.02.2018) // Собрание законодательства РФ. — 1996. — № 25. — Ст. 2954.
  2. Боровиков, С. А. Принудительные меры воспитательного воздействия в отношении несовершеннолетних как альтернатива уголовному наказанию: диссертация… кандидата юридических наук: 12.00.08 / С. А. Боровиков. — Вологда, 2007. — 234 с.
  3. Тюрина И. Н. Целесообразность применения принудительных мер воспитательного воздействия в Уголовном праве России // Восточно-Сибирский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации. — Иркутск. — 2017. — С.170–174.