Содержание
- Перечень местных налогов и сборов на 2019 год
- Что это за налоги и кем устанавливаются
- Полный перечень и характеристики
- Нюансы уплаты
- Федеральные, региональные и местные налоги в 2019 — 2020 годах
- Федеральные налоги и сборы
- Региональные налоги
- Местные налоги и сборы
- Налоги и специальные режимы
- Перечень федеральных, региональных и местных налогов в 2019-2020 годах (таблица)
- Страховые взносы
- Итоги
- Общая характеристика местных налогов
- Виды
- Порядок установления
- Примеры местных налогов
Перечень местных налогов и сборов на 2019 год
Местные налоги и сборы – это те налоговые взносы, которые уплачиваются в пользу местных бюджетов. При этом ставки (нормы выплат) этих налогов устанавливаются властью, точнее ее представительными органами.
Обычно к этой группе обязательных выплат в пользу государства относятся налоги на имущество, принадлежащее физическим лицам, на землю, на деятельность ради прибыли (то есть предпринимательская деятельность физических лиц, в том числе торговая), курортные и иные целевые сборы, налоги на местную рекламу, по факту наличия собак и так далее.
Что это за налоги и кем устанавливаются
Все важные моменты, касающиеся данной темы, прописаны в Налоговом кодексе Российской Федерации. В статье 12 устанавливаются виды налогов и сборов. В пункте 4 идет речь именно о местных сборах, ведь они (как и любые другие налоги) устанавливаются и контролируются статьями настоящего Кодекса.
Кроме указанного нормативно-правового акта, выплаты в местные бюджеты испытывают влияние:
- муниципальных органов власти в поселениях;
- властей городских округов (имеются в виду районы внутри городов);
- городских окружных органов государственного управления (власти).
Несмотря на то, что обязательной уплате подлежат и налоги, и сборы, в этих понятиях есть различия.
Налоги – это обязательные к оплате взносы в государственную казну, которые уплачивают организации, физические и юридические лица в определенный период и определенном размере.
Сборы – это также обязательные к уплате отчисления, но взимаемые за право на владение, распоряжение чем-то или осуществление каких-либо действий.
Полный перечень и характеристики
Местные налоги делятся на следующие подвиды:
- На имущество физических лиц. Объектом является недвижимость, находящаяся в законном владении, а также самолет, моторная лодка, другое транспортное средство, исключая автомобили, мотоциклы и другие самоходные машины и механизмы с пневмоходом. Уплачивается налог владельцем. Для расчета нужно знать кадастровую стоимость объекта и инвентаризационную. Разность между ними, умноженная на специальный понижающий коэффициент, который зависит от года оплаты, составляет полную сумму.
- На землю (земельный налог). Уплачивает владелец. Облагается земля, которая находится во владении или бессрочном пользовании. Процентная ставка колеблется от 0,3 до 3% от стоимости земли. Кроме этого, может учитываться понижающий или повышающий коэффициент, который применяется в зависимости от наличия льгот или других факторов.
- Сбор (регистрационный) с лиц, занимающихся индивидуальной предпринимательской деятельностью. Объектом налогообложения в данном случае является та деятельность физического лица, которой он будет заниматься или занимается для получения прибыли. Сумма определяется по уровню минимального размера заработной платы с учетом льгот при их наличии.
- На производственное строительство в зоне, признанной курортной. Таким образом, объектом налогообложения является право на такое строительство, а конкретные ставки устанавливаются местным органом власти. Оплачивается инициатором и организатором стройки.
- Курортный. Этот сбор оплачивается отдыхающими, туристами, приезжающими отдохнуть, но фиксированного размера он не имеет, так как устанавливается для каждой конкретной местности отдельно.
- На торговлю (торговый сбор). Объектом является право осуществлять торговлю в определенном месте (местах), а плательщиком – сам предприниматель (торговец). Уплачивается каждый квартал, составляет фиксированную сумму, которая зависит от характера торговли и торговой площади. Может составлять от 50 рублей за каждый квадратный метр. При размере площади, отведенной под магазин (торговую точку), более 50 метров, показатель может составлять более 40000 рублей, а при отсутствии торгового зала (за исключением автозаправочных станций) – более 80000 за каждый объект.
- Целевые сборы. Например, на содержание милиции или благоустройство территории. Определяются “на местах”, а оплачивают их граждане, проживающие на данной территории, а также организации. Ограничение: не более 3% от годовой минимальной заработной платы для физических лиц или не более 3% от годового фонда оплаты труда для юридических лиц.
- На рекламу. Уплачивают как физические, так и юридические лица, которые хотят сделать рекламу своей продукции. Ставка не должна превышать 5% от стоимости этой рекламы, право на которую и является объектом налогообложения в данном случае.
- На перепродажу авто, компьютерной и вычислительной техники. Размер налога не должен превышать 10% от суммы проведенных сделок.
- На собак (сбор с горожан-владельцев собак, кроме служебных). За год оплачивается установленная на местном уровне сумма, не превышающая седьмую часть минимальной зарплаты за месяц.
- За право торговли ликероводочными изделиями. Осуществляется уплата путем покупки лицензии лицом, осуществляющим подобную деятельность. С организаций (юридических лиц) берут 50 размеров МРОТ за один год, 25 – с физических лиц. Если речь идет о торговле на временных точках, сбор составит половину минимальной месячной заработной платы за каждый день.
- За право проведения лотерей и аукционов на местном уровне. Является лицензионным сбором и оплачивается организатором этих мероприятий. Уплачивается в размере, не превышающем 10% от лотов или выпущенных билетов.
- За ордер на квартиру. Физические лица уплачивают этот сбор при заселении в новую квартиру, он составляет не более трех четвертей от минимального размера оплаты труда за месяц, однако, зависит от площади жилья.
- За парковку автотранспорта. Этот сбор уплачивают водители, оставляющие авто (транспортное средство) на специально оборудованных для этого стоянках. Размер сбора должен быть установлен местными властями на уровне не более 5% от необлагаемого минимума доходов.
- За использование государственной символики. Уплачивается производителями, которые желают размещать указанную символику на своей продукции, в размере не более 25% ее стоимости.
- За участие лошадей в скачках на ипподроме. Касается любых лиц, которые выставляют на соревнования лошадей. Максимальный размер ставки не может быть больше 5% с каждого выигрыша.
- На выигрыш. Уплачивается лицами, которые делают ставки на ипподроме и выигрывают. Ставка – такая же, как и в предыдущем случае.
- Для участников тотализатора на ипподроме. Входит в стоимость билета, покупаемого при совершении ставки и составляет не более 5% от стоимости самой ставки.
- Со сделки на бирже. Участники такой сделки уплачивают в местную казну не более одной десятой процента от суммы.
- За право на проведение съемки (видео или кино). Вносится организаторами таких съемок (коммерческими теле– и кино-организациями) при условии, что они требуют от властей оцепления места съемок органами охраны порядка. Размер устанавливается в каждом конкретном случае при организации и планировании таких мероприятий.
- За уборку территории. Налогоплательщиками в данном случае являются владельцы зданий и сооружений, вокруг которых коммунальные службы проводят уборку. Местные органы власти устанавливают ставку этого сбора на свое усмотрение.
- На поддержание в работоспособном исправном состоянии объектов социальной, культурной сферы, если данные объекты находятся на балансе предприятия, организации. Владельцы последних и уплачивают данный налог, причем его размер не может превысить 12,5% от оборота (объема продукции, услуг).
Нюансы уплаты
Все суммы местных налоговых платежей и сборов должны уплачиваться в местные бюджеты соответствующих органов власти. Налоги с первого по третий пункт предыдущего раздела уплачиваются на всей территории РФ в обязательном порядке.
Для первого вида налога – на имущество физических лиц – срок оплаты устанавливается двумя датами. За недвижимость нужно обязательно внести налог до 15 сентября. Если дом, строение или автомобиль новые, то такой взнос должен производиться в начале года, который следует за годом приобретения. Взимание налога на эту категорию объектов может быть прекращено в одном случае: при разрушении этого объекта.
Ставки налогов и сборов, начиная с 8 пункта, заканчивая 21, могут разрабатываться и утверждаться местными органами власти, а именно, районными или городскими. При этом органы местного самоуправления не имеют права устанавливать и вводить налоги или сборы, не утвержденные Налоговым кодексом РФ.
Последний определяет такие элементы налога, как объект налогообложения (то, что облагается налогом), налоговую базу (нормативно-правовые документы, акты), налоговый период, порядок исчисления.
А местные органы власти могут регулировать такие элементы налога, как налоговая ставка (процент или фиксированная сумма), порядок и сроки уплаты, льготы и их применение (порядок применения). Города федерального значения (например, Москва, Санкт-Петербург) руководствуются в вопросах налогообложения законами субъектов федерации.
Федеральные, региональные и местные налоги в 2019 — 2020 годах
Федеральные налоги и сборы
Региональные налоги
Местные налоги и сборы
Налоги и специальные режимы
Перечень федеральных, региональных и местных налогов в 2019-2020 годах (таблица)
Страховые взносы
Итоги
Федеральные налоги и сборы
В соответствии со ст. 12 НК РФ федеральные налоги и сборы представляют собой такие обязательные платежи, перечисление которых должно осуществляться повсеместно на территории РФ. При этом действие норм по федеральным налогам регулирует только НК РФ, который вводит и отменяет как сами налоги, так и отдельные положения по тому или иному федеральному налогу.
Суммы федеральных налогов поступают в одноименный бюджет РФ.
О порядке применения КБК по различным налогам вам расскажут материалы этой рубрики.
А порядок действий при совершении ошибки в КБК подробно рассмотрен экспертами КонсультантПлюс. Получите бесплатный доступ к системе и переходите в Готовое решение.
Региональные налоги
Региональные налоги, к которым относятся транспортный налог, налоги на игорный бизнес и имущество организаций, могут регулироваться как НК РФ, так и законами, которые издаются властями регионов страны, в отличие от федеральных налогов. Законы субъектов определяют значение ставок, а также наличие тех или иных льгот, уточняют сроки оплат и представления деклараций.
Так, например, гл. 28 НК РФ, устанавливая ставки по транспортному налогу в п. 1 ст. 361 НК РФ, в п. 2 ст. 362 НК РФ указывает, что их значение может меняться субъектами в большую или меньшую сторону в 10 раз. А в законе города Москвы «О транспортном налоге» от 09.07.2008 № 33 уже закреплены окончательные требования по исчислению налога, в частности ставки, используемые для расчета транспортного налога.
Оплата по такому виду налогов поступает в бюджеты субъектов РФ.
ВАЖНО! Несмотря на то, что налог на прибыль относится к группе федеральных налогов, платежи по нему поступают в 2 бюджета: федеральный и региональный (3 и 17% соответственно).
Местные налоги и сборы
Действие местных налогов регулируется НК РФ и нормативными актами, составленными на уровне муниципального образования. К таким налогам относятся земельный налог и налог на имущество физлиц. А с 2015 года в состав этой группы введен торговый сбор (закон от 29.11.2014 № 382-ФЗ).
О порядке и сроках уплаты торгового сбора читайте в материалах рубрики «Торговый сбор».
Средства, направляемые на оплату налогов, поступают в местные бюджеты.
Налоги и специальные режимы
Помимо рассмотренных ранее групп налогов НК РФ выделяет так называемые спецрежимы, применение которых освобождает от уплаты налога на прибыль, НДФЛ (для ИП), НДС, налога на имущество организаций и физлиц, но вводит обязанность уплаты единого налога.
Выбрать оптимальный налоговый режим вам помогут рекомендации экспертов КонсультантПлюс. Посмотреть их можно, бесплатно получив пробный доступ к системе.
Выделяют следующие режимы:
- УСН;
Об особенностях исчисления и уплаты этого налога читайте в рубрике «УСН».
- ЕНВД;
Перейти на ЕНВД и организовать деятельность на этом режиме помогут материалы рубрики «ЕНВД».
- режим для сельскохозяйственных производителей;
Материалы по исчислению, уплате и представлению отчетности на этом режиме смотрите в рубрике «ЕСХН».
- соглашение о разделе продукции;
- патентная система.
С нюансами патентной системы налогообложения можно ознакомиться в рубрике «ПСН».
Перечень федеральных, региональных и местных налогов в 2019-2020 годах (таблица)
Вид налога |
Налог |
Налогопла-тельщики |
Объект |
Ставки |
Федеральные налоги |
НДС Разобраться со сложными вопросами, возникающими при исчислении, уплате и формировании отчетности по этому налогу, поможет рубрика «НДС» |
Ст. 143 |
Ст. 146 |
Ст. 164 |
Акцизы Ответы на вопросы, какие товары являются подакцизными, каковы ставки налога, как заполнить декларацию, ищите в рубрике «Акцизы» |
Ст. 179 |
Ст. 182 |
Ст. 193 |
|
НДФЛ Как исчислить и удержать НДФЛ, какие вычеты и льготы применяются, как составить отчетность, смотрите в рубрике «НДФЛ» |
Ст. 207 |
Ст. 209 |
Ст. 224 |
|
Налог на прибыль В рубрике «Налог на прибыль» вы можете ознакомиться со всеми новостями, посвященными исчислению, уплате и представлению декларации по этом налогу |
Ст. 246 |
Ст. 247 |
Ст. 284 |
|
Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов |
Ст. 333.1 |
Ст. 333.2 |
Ст. 333.3 |
|
Налог на добычу полезных ископаемых |
Ст. 334 |
Ст. 336 |
Ст. 342 |
|
Водный налог В материалах рубрики «Водный налог» ищите информацию о перечне объектов обложения, нюансах расчета и уплаты налога, а также сроках его перечисления и размерах ставок |
Ст. 333.8 |
Ст. 333.9 |
Ст. 333.12 |
|
Госпошлина |
Ст. 333.17 |
Ст. 336.16 |
Ст. 333.19, 333.21, 333.23, 333.24, 333.26, 333.28, 333.30, 333.31, 333.32.1, 333.32.2, 333.32.3, 333.33 |
|
Региональные налоги |
Налог на имущество организаций О нюансах исчисления имущественного налога организациями можно прочитать в рубрике «Налог на имущество» |
Ст. 373 |
Ст. 374 |
Ст. 380 |
Транспортный налог О порядке расчета, возможных льготах, сроках уплаты транспортного налога вы узнаете из материалов нашей специальной рубрики «Транспортный налог» |
Ст. 357 |
Ст. 358 |
Ст. 361 |
|
Налог на игорный бизнес Особенности исчисления этого налога рассмотрены в рубрике «Налог на игорный бизнес» |
Ст. 365 |
Ст. 366 |
Ст. 369 |
|
Местные налоги |
Налог на имущество физических лиц |
Ст. 400 |
Ст. 401 |
Ст. 406 |
Земельный налог Из чего он складывается, кто должен его рассчитывать и уплачивать, читайте в материалах одноименной рубрики |
Ст. 388 |
Ст. 389 |
Ст. 394 |
|
Торговый сбор |
Ст. 411 |
Ст. 412 |
Ст. 415 |
Страховые взносы
С 2017 года в Налоговый кодекс введена гл. 34, в которой предусматривается уплата страховых взносов на пенсионное, медицинское, социальное страхование по временной нетрудоспособности и в связи с материнством (закон от 03.07.2016 № 243-ФЗ). До 2017 года эти взносы уплачивались в бюджет Пенсионного фонда и Фонда социального страхования соответственно.
Плательщики страховых взносов приведены в ст. 419 НК РФ, объект налогообложения указан в ст. 420, а ставки взносов перечислены в ст. 425–430 НК РФ.
Ответы на вопросы, связанные с исчислением, уплатой и представлением отчетности по страховым взносам ищите в рубрике «Страховые взносы».
Итоги
Федеральных налогов довольно много. В связи с тем, что в их состав входят такие крупные налоги, как налог на прибыль и НДС, объем федеральных налогов значительно превышает суммы сборов в региональные или местные бюджеты.
Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.
Налоги, которые регламентируются и собираются территориальными органами власти называются местными. На данный момент существует три вида фискальных платежей в муниципальные бюджеты.
- Налог на имущество.
Он берется с физических лиц, владеющих недвижимостью, которая находится на территории муниципалитета и по определению подходит под объект налогообложения. Ставки зависят от порядка формирования налоговой базы и устанавливаются муниципальным правительством. - Земельный налог.
Его платят юрлица и физлица, у которых есть собственность в виде земельных участки в границах района. За налоговую базу принимается кадастровая стоимость надела. Ставка регулируется местными властями, но не может быть выше допустимого предела, определенного кодексом. - Торговый сбор.
Установлен для юридических структур и ип, ведущих торговую деятельность в данном муниципалитете с использованием торговой сети, которая по существу и выступает объектом сбора. Это могут быть как стационарные, так нестационарные площади.
Общая характеристика местных налогов
Для местных сборов характерные особенности начисления, распределения и использования устанавливают власти муниципального уровня, но только с учетом закрепленных налоговым кодексом норм. Они могут регламентировать порядок применения, но не само налоговое обязательство. Так же местные власти не имеют прав назначать новые или дополнительные налоги.
Кроме этого местные налоги обладают еще двумя определенными отличиями:
- они взимаются только на территории конкретного муниципального образования, полностью идут в местный бюджет, наполняя доходную часть;
- все налоговые поступления должны применяться для финансирования, обеспечения и решения проблем того муниципалитета, где они были собраны.
Виды
Структура и виды местных налогов и сборов закреплены в 15 статье НК РФ. Согласно последней ее редакции к местным относятся налоги: земельный, на имущество физлиц, торговый сбор.
Налог на имущество физических лиц
Им облагаются разного рода недвижимость, которая находится в собственности у физлица. Это может быть дом, квартира, комната, гараж или машиноместо, а так же с 2015 года сюда относятся единые недвижимые комплексы и объекты незавершенного строительства.
Для справки! Единый недвижимый комплекс – это разного рода постройки и сооружения, которые объединены по какому-либо признаку. Это могут быть территориально, функционально, линейно или технологически связанные объекты. Причем в ЕГРП право собственности должно быть обозначено как на одно целое. Как пример, за единый недвижимый комплекс можно рассматривать автозаправку или пансионат.
Сумма налога рассчитывается из кадастровой стоимости. Базовые фискальные ставки прописаны в НК. Местные органы власти могут их уменьшать или увеличивать, изменять порядок расчета, но только в установленных рамках:
- на различные жилые и подсобные помещения от 0,1 до 0,3;
- на коммерческие помещения от 0,5 до 2;
- на все остальные виды имущества 0,5.
Налоговая база равняется кадастровой цене объекта за минусом стоимости определенного количества квадратных метров: у квартиры минус 20 кв.м.; комнаты — 10; дома — 50. Из кадастровой стоимости единого комплекса вычитается конкретная сумма в 1000000 руб.
Земельный налог
Предметом земельного налога выступают участки, расположенные в границах района кроме:
- земель, которые вышли из пользования;
- участков с культурными, историческими и археологическими объектами;
- территорий лесного и водного фонда;
- собственности жителей мкд.
База по земельному налогу равняется цене участка на начало года. Налоговые ставки устанавливаются местными органами и не могут превышать 0,3% на земли: 1) сельскохозяйственного назначения; 2)находящиеся под жилищным фондом и его коммуникациями; 3)предназначенные под строительство жилья; 4)предоставленные для ведения личного хозяйства, и 1,5% — на все остальные.
Налогоплательщиками являются лица, имеющие земельные участки:
- в собственности;
- в долевой собственности
- в бессрочном пользовании;
- по праву наследуемого владения.
Важно! Организации устанавливают налоговую базу самостоятельно, по сведениям из кадастра. Физические лица, в том числе и ИП, получают уведомления из налоговой.
Торговый сбор
Плательщики сбора — это ИП и организации, которые ведут деятельность связанную с розничной и оптовой продажей товаров через торговые сети и товарные склады на муниципальной территории, где и установлен сбор.
Сбором облагается объект осуществления торговли. Величина сбора не зависит от торговых показателей. Для расчета взноса берутся только физические показатели торговой точки — площадь и месторасположение, и ставка сбора, которая устанавливается местным правительством.
Торговый сбор рассчитывается поквартально, независимо с какого месяца началась торговая деятельность. Сроки платежа установлены до 25 числа первого месяца после расчетного квартала.
Порядок установления
Налог считается установленным если есть налогоплательщики и объекты налогообложения.
Местные налоги устанавливаются в два этапа.
- Налоговый кодекс законодательно определяет плательщика и все его основные элементы, а для конкретных налоговой ставки и срока уплаты устанавливает границы и правила.
- Далее территориальная власть назначает определенные ставки, порядок и сроки уплаты. Только после этого местный налог считается установленным на территории муниципального образования.
Началом ввода считается момент вступления в силу нормативного правового акта, который обязывает физических и/или юридических лиц платить его на конкретной территории.
Примеры местных налогов
Эти примеры можно использовать, чтобы понять алгоритм расчета местных налогов.
- Возьмем коттедж 105 кв. м. по цене 3150000 руб.
Стоимость квадратного метра 3150000/105=30000.
Сумма вычета 50*30000 = 1500000 руб, местная ставка 0,15%.
Теперь можно рассчитать налог (3150000-1500000)*0,15%= 2475 руб. - Посчитаем квартиру 32 кв. м. стоимостью 1574000 руб.
Налоговая ставка 0,1%.
Цена за метр 1574000/32= 49187,5 руб.
Сумма вычета составит 20*49187,5=983750 руб.
Расчет получается таким: (1574000-983750)*0,1% = 590 руб 25 коп. - Пусть человек имеет в собственности одну третью часть земельного участка, стоимость которого 200000 руб.
В такой ситуации расчет будет следующим: кадастровая стоимость 200000*ставка налога 0,3%* доля собственности 1/3 = 200 руб. - Допустим предприятие владеет участком ценой 1240000 руб., на котором стоят производственные цеха.
Считать следует так: кадастровая стоимость 1240000 *ставка 1,5% = 18600 руб.
Налоговая система России еще далека от совершенства, но тенденция к увеличению местных сборов — это хорошее начало для ее реструктуризации. Чем больше полномочий у местных органов власти в плане наполнения собственного бюджета, тем яснее дорожная карта, и тем привлекательнее . А для жителей и предпринимателей — это еще и стимул платить налоги, ведь они будут вкладываться в развитие своей местности.