Местные органы

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА

исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления муниципального образования г. Екат. Осуществляет свою деятельность под рук-вом выборного Гл. г. и в соответствии с законодательными и нормативными актами РФ и Свердл. обл., Уставом г., решениями гор. Думы (см. Екат. гор. Дума), пост. и распоряжениями Гл. г. С 1992 АГ возглавляет А.М.Чернецкий (с 1995 — Гл. г. Екат.). АГ является самостоятельным юрид. лицом. Функции АГ заключаются в осуществлении орг.-распорядительных полномочий на тер-рии г. Екат.; разработке бюджета г. и его исполнении, текущих и перспективных планов и программ соц.-экон. развития г.; разработке и реализации финанс. и инвестиционной политики г.; управлении гор. муниципальной собственностью; проведении политики ценообразования и оплаты труда; организации гор. системы учета и статистики; организации защиты прав потребителя. АГ подотчетна нас. г. и гор. Думе. В основе организации АГ лежит линейно-функциональный принцип построения. Модель существующей структуры АГ была разработана в 1992. АГ состоит из коллегии, к-тов, управлений, отд. и инспекций, подчиненных Гл. г. Структура, порядок формирования, полномочия и орг-ция работы структурных подразделений определяются положениями о них. Структурные подразделения АГ, объединенные по функциональному принципу, подчиняются определенному зам. Гл. г. АГ в своем составе имеет терр. органы исполнительной власти — р-ные адм. (см. Адм. районные). К назначаемым должностным лицам АГ относятся: первые зам. Гл. г., зам. Гл. г., гл. адм. районов, их зам., управляющий делами АГ и районов, их зам. Срок полномочий должностных лиц, назначаемых Гл. г., заканчивается одноврем. с прекращением полномочий Гл. г. В соответствии с утвержденной структурой (2000) в составе АГ под управлением одного первого зам. и восьми зам. действуют 15 управлений, 19 к-тов, 7 отд. и бюро и 2 инспекции.

Что такое органы местного самоуправления: полномочия и обязанности

Помимо Правительства РФ и судебной власти существуют более локальные организации. Представители этих структур занимаются вопросами местного значения. Деятельность этих лиц важна для населения и направлена на улучшение их жизнедеятельности. О том, что такое органы местного самоуправления и какими полномочиями наделяются эти инстанции, читайте далее.

Что такое органы местного самоуправления?

Основные моменты местного самоуправления

Под этим термином подразумевают прописанную в Конституции РФ автономную деятельность населения. Она обладает правовой ответственностью и сфокусирована на проблемах жизнедеятельности муниципальной ячейки. В приоритете интересы народа и его исторические традиции.

Осуществляется в следующих территориальных единицах:

  • село или район;
  • город либо городской квартал.

Характерной чертой является вектор направленности аппарата власти. Если государство руководит народом сверху, то в подобных единицах он управляет делами автономно.

ФЗ №131 Статья 1. Местное самоуправление

Муниципальные объединения

РФ состоит из следующих субъектов:

  • республики;
  • области, включая автономные;
  • края;
  • города государственного значения.

Самоуправление реализуется как на территории конкретного населенного пункта, так и его части. Принципиальное различие: на уровне субъекта РФ власть является федеральной. В рамках муниципалитета она локальная.

Неотъемлемым признаком подобных образований являются бюджет, наличие имущественной собственности, администрация и избирательные органы.

Местное самоуправление — представительная реализация народовластия

Особенности органов местного управления

Это органы муниципальной ячейки, которые на своей территории выполняют функции общественного управления. Они представляют публичные интересы, развивают культуру и совершенствуют экономику.

Структура закреплена на законодательном уровне. К ней относятся следующие организации и единицы:

  • представительная организация;
  • контролирующая инстанция;
  • руководящее лицо;
  • местная администрация;
  • прочие органы с автономными правомочиями.

Муниципальные образования не являются частью федеральной власти и занимаются вопросами локального значения.

Отечественная вертикаль власти состоит из государственной, местной и субъекта РФ

Идея создания

Один из конституционных постулатов гласит, что единственный источник власти — народ России. Принцип прописан в 3 статье. Население вправе его осуществлять через компетентные структуры либо непосредственно.

Властными полномочиями нужно пользоваться. Эта привилегия позволяет контролировать следование конституционным правам на всех уровнях.

В законодательстве РФ существуют 2 метода реализации гражданской прерогативы на учреждение местного самоуправления.

Таблица 1. Методы реализации гражданской прерогативы на учреждение местного самоуправления

Метод Характеристики
№1 Касается видов прямого волеизъявления:

  • участие в референдумах и собраниях местного значения;
  • избрание главы администрации;
  • обращение в самоуправленческие инстанции;
  • формы, установленные законодательными актами Калининградской области, такими как митинги и т.д.
  • №2 Относится к опосредованному участию народа в рассмотрении локальных вопросов. Оно реализуется через структуры местного самоуправления или выборные. Перечисленные инстанции должны:

  • принимать во внимание общественное мнение;
  • реагировать на жалобы;
  • выслушивать предложения;
  • составлять отчетность по проведенной работе;
  • встречаться с представителями народа;
  • выступать с отчетами.
    В случае игнорирования этих обязанностей возможно привлечение к дисциплинарной или административной ответственности, а также отзыв с занимаемого поста.
  • Круг решаемых вопросов

    Назначение представительного органа — реализация законодательной инициативы. Он контролирует работу должностных лиц и муниципальных ячеек. Помимо этого в его ведении состоит местный бюджет, льготы и сборы. Нормативные акты этой инстанции обязательны для выполнения на всей территории муниципальной единицы.

    Принятие постановлений происходит на выборах и референдумах.

    Идея местного самоуправления — автономное улучшение жизнедеятельности проживающего на определенной территории населения

    Круг рассматриваемых вопросов:

    • создание и поддержание школ, детских садов и училищ;
    • забота об общественном порядке;
    • учреждение и материальная поддержка поликлиник и больниц;
    • распоряжение фондами, находящимися в муниципальной собственности;
    • строительство дорожных полотен;
    • налаживание коммунальных услуг;
    • благоустройство территориальных единиц.

    Всего прописано 30 отраслей, в которых функционируют упомянутые инстанции.

    Если рассматривать стоящие перед самоуправленческими организациями задачи, на первый план выходят следующие:

    • трещины в стенах построек;
    • отключение воды вне графика;
    • нехватка игровых площадок для детей;
    • незакрытые люки;
    • накопившийся в больших количествах мусор.

    Как правило, перечень рассматриваемых проблем освещен в Уставе.

    Муниципальные ячейки не относятся к исполнительной ветке власти

    Устав органов местного самоуправления

    Этим документом устанавливаются следующие позиции:

    • полномочия участников;
    • порядок учреждения общества;
    • подконтрольность инстанций;
    • вопросы, касающиеся функционирования организации.

    Наименования администрации, ее главы, представительного и контролирующих органов учреждаются законодательными актами субъекта РФ. Во внимании берутся местные обычаи и исторические традиции.

    Устав представляет собой мини-конституцию. Это главный документ муниципальной ячейки, разрабатываемый автономно. Учреждается представительными инстанциями. Ознакомиться можно в районной библиотеке и Городском Совете.

    Объекты собственности и денежные средства

    Муниципальная единица владеет собственностью. Важнейшими объектами являются следующие:

    • жилой фонд;
    • земли;
    • не приватизированные квартиры и дома;
    • торговые и культурные организации;
    • здания образовательных и здравоохранительных учреждений.

    Чтобы плодотворно решать вопросы, орган должен иметь денежные средства. Для этого составляется бюджет, в котором учитываются расходы и доходы муниципальной организации.

    Прибыль поступает из следующих источников:

    • средства от сдачи имущества в аренду;
    • штрафы;
    • пошлина на обеспечение жилищно-коммунального фонда;
    • налоги;
    • дотации.

    Весомый вклад оказывают отчисления от транспортного, дорожного сбора и прибыли муниципальных компаний.

    Для выполнения поставленных задач инстанции местного самоуправления наделяются соответствующей компетенцией

    Круг предоставленных полномочий

    Представители органов решают вопросы, отличные от перечня задач государственных учреждений.

    Члены муниципальных ячеек выступают автономно, т.е без обращения к главе субъекта РФ за финальным одобрением.

    Основные моменты:

    1. Издание обязательных к выполнению нормативных актов, в которых освещены правила поведения.
    2. Действие этих документов распространяется исключительно на территории конкретной муниципальной единицы.
    3. Несоблюдение постановлений предполагает наложение ответственности, преимущественно в виде штрафов.
    4. Несмотря на то, что муниципальная единица не являются частью государственного аппарата власти, она делегирует им часть властных функций.
    5. Пособия и пенсии состоят в ведении отдела социального обеспечения.
    6. Инстанции опеки и попечительства в рамках органов местного самоуправления представлены отделом народного образования.

    Нормативные документы действительны сразу после обнародования.

    Если постановление нарушает права муниципальных органов, оно оспаривается как недействительное

    Компетентные органы вправе распоряжаться городским имуществом. В частности, в их компетенцию входит следующий функционал:

    • управление казной, что подразумевает использование нераспределенного фонда;
    • инспектирование деятельности муниципальных объединений;
    • установление порядка пользования водными объектами, лесами и землями.

    Гарантии соответствующих органов предусмотрены ФЗ РФ “Об общих принципах организации самоуправления в РФ”.

    Органы местного самоуправления в системе публичной власти

    Общественная власть построена по 2-уровнему принципу:

    1. Государственный. Инстанции исполнительной и федеральной власти.
    2. Муниципальный. Ячейки местного самоуправления.

    Последний повсеместно представлен на территории РФ.

    Компетентные инстанции государственной ветки власти контролируют работу муниципальных образований

    Границы муниципальных ячеек регламентируются законодательными актами субъектов РФ.

    Таблица 2. Устройство муниципальной ячейки

    Структурная единица Описание
    Локальная администрация 1. Представляет собой исполнительно-распорядительную инстанцию со Уставом, в котором обозначен круг полномочий по обсуждению вопросов локального значения.
    2. Руководит администрацией на единоначальных принципах ее глава либо лицо, назначаемое по контракту.
    3. Конкурсный отбор на замещение руководящего поста состоит в ведении представительного органа.
    4. Структурно состоит из территориальных и отраслевых ячеек.
    Представительный орган 1. Подразделение местного самоуправления, представляющее интересы народа.
    2. Члены органа — избираемые населением депутаты по принципу тайного голосования.
    3. Полномочия осуществляются при избрании 2/3 от общего числа депутатов.
    4. Численный состав определяется Уставом.
    5. Вопросы решаются коллегиально.
    6. В компетенции находятся:

  • принятие устава;
  • утверждение бюджета;
  • ведение сборами и налогами местного значения.
  • Глава 1. Считается высшим должностным лицом.
    2. Избирается местными гражданами и представительной инстанцией.
    3. Эта должность подконтрольна населению.
    4. Досрочное прекращение полномочий возможно в следующих ситуациях — по собственному желанию, отзыв избирателями, смерть или отрешение от занимаемой позиции.
    Контрольный орган 1. Учреждается Уставом.
    2. Основная задача — контроль расходования денежных средств и имущества.
    3. В структуру организации входит ревизионная комиссия и контрольно-счетная палата.
    4. Надзор над этой инстанцией осуществляют Органы прокуратуры РФ.

    Административная структура формируется представительным органом

    Установленные органами муниципальных образований постановления обязательны к выполнению для всех инстанций и граждан, находящихся в ведении муниципальной единицы.

    Муниципальная власть

    Муниципальная власть — это система властных отношений, в рамках которой реализуются функции и полномочия местного самоуправления. Муниципальная власть является разновидностью не только социальной, но и публичной (одновременно с государственной) власти, которая действует в границах местного сообщества (территориального коллектива), реализуется от его имени непосредственно или органами и должностными лицами местного самоуправления и основывается на нормах права. Муниципальная власть может быть определена и как форма общественных отношений, в которых, в соответствии с социальными и правовыми нормами, формируемыми местным сообществом, деятельность одних субъектов, влияя на деятельность других, изменяет или стабилизирует ее в соответствии со своими целями в рамках общенациональной политики.

    Главная цель деятельности органов местного самоуправления (ОМСУ) — повышение уровня и качества жизни населения. Достижение данной цели требует от ОМСУ обеспечения населения соответствующими муниципальными услугами высокого качества.

    Муниципальная власть направлена в основном на реализацию определенных интересов жителей, решение собственными силами определенных проблем местного сообщества, которые возникают на локально-определенных территориях. Именно ориентация на решение вопросов местного значения — основных проблем жизнедеятельности местных жителей, их общностей, а через это — на решение отдельных проблем общества в целом, свидетельствует о социальной направленности деятельности и функционального назначения муниципальной власти.

    Муниципальная власть — многофункциональное явление. Будучи самостоятельным видом публичной власти, по своему субъектно-объектному составу, своей природе и сущности, диапазону осуществляемых ею функций она является наиболее социально ориентированной формой осуществления публичной власти. Это мощный катализатор формирования гражданского общества, поскольку сознательное участие жителей в процессе создания достойных условий жизни на определенной территории содействует формированию у них чувства ответственности за решение местных проблем, повышая их общую социальную и гражданскую активность.

    Во-первых, носителем муниципальной власти является территориальное сообщество — первичный субъект местного самоуправления, основной носитель его функций и полномочий.

    Во-вторых, местные интересы и детерминированные ими вопросы местного значения, которые конституированы в виде предметов ведения местного самоуправления, носят локально-территориальный характер — пределы их осуществления ограничены территорией, на которую распространяется юрисдикция соответствующего территориального сообщества.

    В-третьих, в организационном плане муниципальная власть воплощается в системе институтов местного самоуправления, что позволяет констатировать: муниципальная власть есть власть местного самоуправления.

    В-четвертых, в функциональном плане муниципальная власть является наиболее динамическим и приближенным к каждому жителю инструментом предоставления социальных услуг.

    Классификация муниципальных функций

    На основе определения функций муниципальной власти можно представить, какую роль она играет в процессе решения вопросов местного значения и предоставления публичных услуг населению, в гражданском обществе, политической системе общества, государственном механизме. Функции муниципальной власти определяются национальными традициями, законодательством государства, а также достижениями научной мысли в области местного самоуправления. Функции муниципальной власти характеризуют главным образом деятельность территориальных сообществ и других субъектов системы местного самоуправления. Функции как основные направления и виды осуществления муниципальной власти наиболее полно характеризуют деятельность территориальных сообществ и других субъектов системы местного самоуправления, ее содержание, наиболее рельефно выражают сущность и назначение муниципальной власти.

    Существуют различные классификации муниципальных функций, каждая из которых обладает определенными достоинствами и недостатками. Можно разделить муниципальные функции на следующие группы (табл. 14.1).

    Таблица 14.1

    Классификация муниципальных функций

    Группа муниципальных функций

    Политические

    Выработка программных целей и задач развития муниципального образования; определение перспективных направлений и путей их реализации; деятельность, связанная с межмуниципальными отношениями, отношениями с органами государственной власти, политическими партиями, общественным и объединениями

    Правоустанавливающие

    (регулятивные)

    Издание на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, законов субъекта Российской Федерации обязательных для исполнения органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами правил поведения (муниципальных нормативных правовых актов), распространяющихся на неопределенный круг лиц

    Правоприменительные

    (исполнительно-распорядительные)

    Издание индивидуальных муниципальных правовых актов, осуществление действий во исполнение законодательства и муниципальных правовых актов

    Контрольно-надзорные

    Осуществление действий по контролю и надзору за исполнением органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами установленных муниципальными правовыми актами общеобязательных правил поведения

    Выдача органами местного самоуправления, их должностными лицами разрешений на осуществление конкретных действий юридическим лицам и гражданам, проведение экспертиз, исследований, замеров и т.н., проведение аттестаций Регистрация актов, документов, прав, объектов, а также ведение реестров, выдача на их основе справок и информации; мониторинг

    Функции по управлению муниципальным имуществом

    Осуществление полномочий собственника в отношении муниципального имущества, в том числе переданного муниципальным унитарным предприятиям и муниципальным учреждениям, а также управление находящимися в муниципальной собственности акциями открытых акционерных обществ, акциями (долями) межмуниципальных хозяйственных обществ

    Функции по оказанию муниципальных услуг

    Предоставление исполнительно-распорядительными органами местного самоуправления, их органами и/или структурными подразделениями непосредственно или через подведомственные им муниципальные учреждения либо иные организации безвозмездно или по регулируемым ценам услуг гражданам и организациям в области образования, здравоохранения, культуры и в других областях, установленных федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации и муниципальными правовыми актами

    Обращаясь непосредственно к функциям местного самоуправления, следует понимать, что сама его сущность кроется в активности населения, осуществляющего самостоятельно и под свою ответственность управление экономическими, социальными и политическими процессами на определенной территории в пределах границ поселения или нескольких поселений. Главная цель организации местного самоуправления — повышение качества жизни, совершенствование отношений, возникающих между различными «этажами» государственной управленческой иерархии. Для ее достижения необходимо найти решение сложных организационных, экономических, правовых задач. В этом заинтересовано прежде всего население муниципальных образований, а также не в меньшей степени и государство, призванное создать законодательную основу функционирования одного из важнейших конституционных институтов — местного самоуправления.

    Одно из важных проявлений социальной функции местного самоуправления — муниципальные услуги, которые наряду с государственными входят в состав особого института публичных услуг населению. Публичные услуги на уровне местного самоуправления в институциональном плане проявляются, главным образом, через разветвленную систему муниципальных услуг, регламентация которой обеспечивается на различных уровнях правового регулирования.

    В Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 2003 г. подробно отрегулированы полномочия органов местной власти. Так, в ст. 14, 15, 16 в исчерпывающем порядке изложен перечень вопросов местного значения, за которые отвечает муниципалитет. Среди них значительное внимание уделено вопросам жилищно-коммунального комплекса, в числе которых организация в границах муниципального образования электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжение населения топливом; обеспечение малоимущих граждан, проживающих на территории муниципального образования и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством; организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства и др.

    Сам перечень муниципальных услуг закреплен в реестре, в который включены сведения об услугах различных категорий: обо всех муниципальных услугах; об услугах, являющихся необходимыми и обязательными для предоставления муниципальных услуг; об услугах, оказываемых муниципальными учреждениями и иными организациями, в которых размещаются муниципальные задания (заказы), выполняемые за счет средств местного бюджета. Доступность информации из реестра муниципальных услуг обеспечивается функционированием Сводного реестра государственных и муниципальных услуг (функций) и Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) (утв. постановлением Правительства РФ от 15 июня 2009 г. № 478 «О единой системе информационно-справочной поддержки граждан и организаций по вопросам взаимодействия с органами исполнительной власти и органами местного самоуправления с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет»).

    Рассмотрим вопрос правового регулирования оказания муниципальных услуг.

    Президентом РФ 27 июля 2010 г. был подписан Федеральный закон № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее — Закон № 210-ФЗ). В объекты правового регулирования в Законе № 210-ФЗ включены правоотношения, складывающиеся по поводу реализации общих требований к данным услугам, их административной регламентации, организации деятельности многофункциональных центров, использования информационно-телекоммуникационных технологий при предоставлении государственных и муниципальных услуг.

    Правовое регулирование организации муниципальных услуг, несмотря на то, что оно осуществляется согласно Закону № 210-ФЗ, наряду с государственными услугами на общих началах, однако обладает своими особенностями, поскольку муниципальные образования имеют строго определенный объем компетенции, закрепленный Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 2003 г. К тому же статус муниципальных образований неравен; он дифференцирован в Законе № 131-ФЗ для поселений, городских округов, муниципальных районов. Компетенция внутригородских территорий городов федерального значения определяется законами о местном самоуправлении Москвы и Санкт-Петербурга. Следует учитывать и так называемое цифровое неравенство: информационный потенциал городского округа или крупного городского поселения несопоставим с возможностями сельского поселения.

    В Законе № 210-ФЗ законодатель игнорирует фактическое информационное различие муниципальных образований и закрепляет порядок организации муниципальных услуг как таковых. И наконец, органы местного самоуправления ограничены в нормотворчестве по сравнению с органами государственной власти федерального уровня и уровня субъектов Российской Федерации — это тоже определяет специфику статуса муниципальных услуг.

    Услуги, которые оказывают органы местного самоуправления, могут быть не только муниципальными, но и государственными, если они делегируются федеральными законами или законами субъектов РФ, что закреплено в ст. 2 Закона № 210-ФЗ. Данная норма корреспондирует с положениями гл. 4 Закона № 131-ФЗ.

    Определение понятия «услуга» (государственная или муниципальная) было предметом активных дискуссий в теории административного права в экономических исследованиях. Законодательно закрепленное понятие «услуга» содержится в ст. 6 Бюджетного кодекса РФ: «Государственные (муниципальные) услуги (работы) — услуги (работы), оказываемые (выполняемые) в соответствии с государственным (муниципальным) заданием органами государственной власти (органами местного самоуправления), бюджетными учреждениями, иными юридическими лицами».

    С 1 января 2011 г. в БК РФ действует следующее определение: «Государственные (муниципальные) услуги (работы) — услуги (работы), оказываемые (выполняемые) органами государственной власти (органами местного самоуправления), государственными (муниципальными) учреждениями и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, иными юридическими лицами» (Федеральный закон от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений»). Как видно, муниципальное задание теперь не будет являться ключевым признаком муниципальной услуги.

    Исходя из общих положений Закона № 210-ФЗ, муниципальная услуга характеризуется следующими признаками:

    • o заключается в реализации функций органа местного самоуправления;
    • o предлагается органами местного самоуправления, обладающими исполнительно-распорядительными полномочиями;
    • o реализовывается в пределах полномочий данного органа по решению вопросов местного значения;
    • o предоставляется по запросам заявителей — физических или юридических лиц (заявителями не являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды);
    • o оказывается на платной или безвозмездной основе;
    • o предоставляется не только органом местного самоуправления, но и организацией, участвующей в ее предоставлении.

    Консолидированная информация о предоставляемой муниципальной услуге должна быть закреплена в административном регламенте услуги. Впервые в российском праве на уровне федерального закона дано определение административного регламента. Согласно дефинитивной части Закона № 210-ФЗ применительно к муниципальной услуге это нормативный правовой акт, устанавливающий порядок и стандарт ее предоставления.

    До принятия Закона № 210-ФЗ структура муниципальных административных регламентов, как правило, была ориентирована на требования федерального законодательства и включала общие положения; требования к порядку исполнения государственной функции; административные процедуры; порядок и формы контроля исполнения государственной функции; порядок обжалования действий (бездействия) должностного лица, а также принимаемого им решения при исполнении государственной функции.

    В связи с принятием Закона № 210-ФЗ структура регламентов меняется и включает согласно ч. 2 ст. 12 общие положения; стандарт предоставления услуги; состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур, требования к порядку их выполнения, в том числе особенности выполнения административных процедур в электронной форме; формы контроля за исполнением административного регламента; досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) органа, предоставляющего государственную услугу, органа, предоставляющего муниципальную услугу, а также должностных лиц, государственных или муниципальных служащих.

    Разработанные ранее административные регламенты должны быть приведены в соответствие с требованиями к их структуре до 30 июля 2012 г.

    Оказание муниципальных услуг по Закону № 210-ФЗ должно осуществляться в пределах полномочий по решению вопросов местного значения. Однако согласно Закону № 131-ФЗ помимо урегулирования проблем локального характера, у муниципальных образований есть и иные элементы компетенции. Например, органы местного самоуправления имеют право на создание музеев городского округа, муниципальных образовательных учреждений высшего профессионального образования; осуществление финансирования и софинансирования капитального ремонта жилых домов, находившихся в муниципальной собственности до 1 марта 2005 г.; создание условий для осуществления деятельности, связанной с реализацией прав местных национально-культурных автономий на территории городского округа. Услуги, которые могут оказываться в рамках этой деятельности, не попадают в сферу регулирования Закона № 210-ФЗ, что существенно снижает гарантии прав граждан на их предоставление.

    Статья 3 Закона № 210-ФЗ закрепляет общее право издавать муниципальные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с оказанием услуг. В данном Законе прямо оговорены случаи издания конкретных муниципальных правовых актов:

    • o согласно ст. 9 Закона № 210-ФЗ орган местного самоуправления должен определить перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальных услуг. Кроме того, орган местного самоуправления должен установить перечень платных услуг из категории необходимых и обязательных, а также размер платы за данные услуги;
    • o местной администрацией устанавливается порядок разработки и утверждения административных регламентов предоставления муниципальных услуг (ч. 15 ст. 13 Закона № 210-ФЗ);
    • o муниципальными правовыми актами определяется порядок проведения экспертизы проектов административных регламентов, разработанных органами местного самоуправления (ч. 13 ст. 13);
    • o местная администрация устанавливает порядок формирования и ведения реестра муниципальных услуг (ч. 7 ст. 11).

    В общем виде функции муниципальной власти:

    • 1)это основные направления и виды ее осуществления прежде всего относительно реализации естественного права человека и гражданина на местное самоуправление;
    • 2)охватывают основные стороны социальной направленности муниципальной власти и ее назначения относительно реализации задач, которые входят в круг вопросов местного значения;
    • 3)отражают негосударственную природу муниципальной власти (хотя в определенной степени субъекты ее осуществления принимают участие в реализации функций государственной власти);
    • 4)определяют, чем может и должно заниматься местное самоуправление;
    • 5)характеризуют материальное содержание деятельности субъектов системы местного самоуправления.

    Таким образом, муниципальная власть отражает волю и интересы местных жителей, обеспечивает взаимодействие субъектов системы местного самоуправления между собой и с государством, его органами в процессе решения вопросов местного значения.

    Отличие муниципального образования от местного самоуправления. Местное самоуправление и государственная власть. Сходство и различие. Федеральный корпоративный налог

    Порядок принятия устава МО.

    Проект Устава, проект МПА о внесении изменений и дополнений в Устав могут быть внесены в городскую Думу главой МО, депутатами городской Дум, органами ТОС, гражданами в порядке правотворческой инициативы.

    Проект устава, проект акта о внесении изменений и дополнений в устав не позднее чем за 30 дней до дня рассмотрения вопроса о принятии подлежат официальному опубликованию (обнародованию) с одновременным опубликованием (обнародованием) учета предложений по проекту указанного устава, проекту указанного МПА, а также порядка участия граждан в его обсуждении.

    Устав МО, акт о внесении изменений и дополнений в устав принимаются большинством в 2/3 голосов от установленной численности депутатов представительного органа.

    Устав МО, МПА о внесении изменений и дополнений в устав подлежат официальному опубликованию (обнародованию) после их государственной регистрации и вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

    Изменения и дополнения, внесенные в устав МО и изменяющие структуру ОМСУ, полномочия ОМСУ и выборных должностных лиц МСУ, вступают в силу после истечения срока полномочий представительного органа, принявшего МПА о внесении в устав указанных изменений и дополнений.

    Устав МО принимается представительным органом МО. И только в малочисленных (до 100 человек) устав МО принимается непосредственно населением на сходе граждан. Устав МО, МПА о внесении изменений и дополнений в устав подлежат госрегистрации в органах юстиции в порядке, установленном ФЗ «О госрегистрации уставов МО». Устав МО направляется главой МО в регистрирующий орган в течение 15 дней со дня его принятия. Решение о госрегистрации устава МО принимается в 30-дневный срок со дня его представления для госрегистрации. Госрегистрация устава удостоверяется свидетельством о госрегистрации. Основаниями для отказа в госрегистрации устава МО, МПА о внесении изменений и дополнений в устав могут быть: противоречие устава Конституции РФ, ФЗ, принимаемым в соответствии с ними конституциям (уставам) и законам субъектов РФ; нарушение установленного ФЗ «Об общих принципах МСУ в РФ» порядка принятия устава. Отказ в госрегистрации могут быть обжалованы гражданами и ОМСУ в судебном порядке.

    7. Понятие и признаки муниципальной власти.
    Муниципальная власть – вид публичной власти, основанный на установленных государством нормах права, представляющий собой систему властеотношений, складывающих в пределах МО, реализующихся от имени и в интересах местного сообщества в целях реализации функции МСУ.

    Муниципальная власть – публичная власть.

    Природа муниципальной власти:

    1) это часть государственной власти

    2) это самостоятельный и независимый вид публичной власти, власть общественная, осно-ванная на противопоставлении государства и общества;

    3) дуализм – общественная и государственная (в идеале) – большинство учёных солидарно

    Все 3 компонента – это эволюция от государственной власти к публичной через её дуализм. Никогда в переходные периоды государство не должно упускать из вида общественные отношения

    Сходства и различия муниципальной и государственной власти

    Сходства:

    1) разновидность публичной власти;

    2) наличие аппарата управления, наличие бюджета;

    3) непрерывность во времени;

    4) аппарат принуждения и т. д.

    Различия:

    1) социальная сущность: самоуправление всегда сопутствовало существованию человеческой цивилизации. Община – яркий пример самоуправления в догосударственный период. 2) государственная власть – власть верховная, суверенная, муниципальная – власть подзаконная действующая в порядке, пределах, установленных верховной властью.

    3) государственная власть – территория всего государства, муниципальная власть — территория муниципального образования.

    4) по решаемым вопросам: государственная власть – решение вопросов государственного значения, в которых отражается интерес государства в целом, муниципальная власть – интересы населения и самой территории

    5) государственная власть – жесткая субординация

    8. Конституционные основы местного самоуправления в РФ.
    МСУ в РФ относится к числу важнейших элементов госустройства России, предусматриваемого Конституцией РФ, принятой в 1993 году. Основной закон России содержит ряд концептуальных положений, принципиально отличающих настоящее госустройство РФ от ранее существовавшего в части вопросов осуществления МСУ. В первую очередь к указанным положениям относятся конституционные нормы, устанавливающие:

    1) гарантированность МСУ со стороны государства (ст. 12, 133);

    2) самостоятельность МСУ в пределах своих полномочий (ст. 12, 130, 131, 132);

    3) организационную обособленность МСУ от системы органов госвласти (ст. 12);

    4) осуществление МСУ с учетом исторических и иных местных традиций (ст. 131);

    5) возможность наделения ОМСУ отдельными госполномочиями при условии передачи необходимых для реализации передаваемых полномочий материальных и финансовых средств (ст. 132).

    Особого внимания заслуживает также ст. 15 Конституции, установившая обязательность соблюдения ОМСУ Конституции РФ и законов.

    Согласно ч. 2 ст. 3 Конституции РФ “народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы госвласти и МСУ”. Статьи 3, 32, 131 Конституции предусматривают осуществление МСУ населением как непосредственно, так и через представителей. Эти нормы позволяют утверждать, что МСУ является одной из форм осуществления народовластия. Специфика этой формы раскрывается в ч. 1 ст. 130 Конституции, согласно которой МСУ обеспечивает самостоятельное решение населением ВМЗ. Квалифицирующим признаком ВМЗ, указанным в ФЗ № 131 (ст. 1), является непосредственное обеспечение жизнедеятельности населения МО.

    Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что Конституция РФ, являясь основным законом общества и государства установила систему норм о МСУ, на которой должны базироваться все остальные НПА. Базовым, специальным законом, развивающим нормы Конституции РФ, регулирующие отношения в системе МСУ, является ФЗ № 131. Все остальные законы, содержащие нормы муниципального права, не могут противоречить названному закону, равно как и Конституции РФ.

    9. Понятие, признаки местного самоуправления.
    МСУ – форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией РФ, ФЗ, а в случаях, установленных ФЗ, — законами субъектов РФ, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через ОМСУ ВМЗ исходя из интересов населения с учётом исторических и иных местных традиций.

    МСУ – признаваемая и гарантируемая Конституцией РФ самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через ОМСУ ВМЗ, исходя из интересов населения, исторических и иных местных традиций.

    МСУ (ст. 3 ЕХМСУ) – право и реальная способность ОМСУ регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона под свою ответственность и в интересах местного населения.
    В понятии МСУ можно выделить несколько основных элементов (признаков):

    2) МСУ — это самостоятельная деятельность населения. ОМСУ в пределах, установленных законом, обладают полной свободой действий для осуществления собственных инициатив по ВМЗ. Самостоятельность МСУ определяется прежде всего его отделением от системы госвласти. Кроме населения МО нет субъекта, которому бы подчинялись ОМСУ. Конституция РФ специально подчеркивает, что структура ОМСУ определяется населением самостоятельно (ст. 131), ОМСУ самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные ВМЗ (ст. 132);

    3) МСУ осуществляется населением под свою ответственность;

    4) МСУ осуществляется в двух формах, непосредственно (путем муниципальных выборов, местного референдума, участия в собраниях (сходах) граждан, народной правотворческой инициативы, обращений граждан, создания ТОС) и через ОМСУ (выборные и другие органы, наделенные полномочиями на решение ВМЗ);

    5) МСУ осуществляется исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций. В данном признаке выражается принцип децентрализации — отсутствие единых, типовых подходов к управлению местными делами, так как каждое МО имеет свои исторические и местные традиции, определяемые различными: географическими, климатическими, демографическими, экономическими и другими факторами.

    10. Теории и модели местного самоуправления.
    Теории МСУ — основные учения о МСУ, его сущности, организации и путях развития.

    Основные теории МСУ:

    Теория свободной общины

    Общественная (хозяйственная) теория

    Государственная теория

    Теория дуализма муниципального управления

    Теория социального обслуживания

    Теория свободной общины.

    Теория свободной община получила свое распространение в Германии, в начале XIX века, и опиралась на постулаты естественного права. Основной идеей теории свободной общины стало обоснование ограничение вмешательства государства в деятельность общины.

    Основные положения теории свободной общины:

    ОМСУ должны избираться населением

    ОМСУ противопоставлены органам государственной власти и не входят в их систему.

    Разграничение предметов ведения ОМСУ и органов госвласти

    Право на независимость и самостоятельность ОМСУ, при осуществлении ими установленных полномочий.

    Похожая информация.

    · Система местного самоуправления занимает особое место в государстве в силу своей общественно-государственной природы. Система местного самоуправления осуществляет связь между государством и населением, а также между государством и мелким собственником.

    · Органы государственной власти ведают теми делами, которые представляют интересы государства в целом (оборона и безопасность, внутренняя и внешняя политика, экономические отношения, судоустройство, права и свободы человека и гражданина и т.п.), а местное самоуправление занимается реализацией общих интересов территориальных коллективов (общее образование, здравоохранение, благоустройство территории, коммунальное хозяйство и т.п.).

    Четыре основных отличия сформулировал Л.А. Велихов:

    1. Самоуправление в отличие от государственной власти — власть подзаконная, действующая в пределах и на основании законов, принимаемых органами государственной власти.
    2. Самоуправление возможно лишь тогда, когда строго определена часть общественных дел, которыми оно занимается (предметы его ведения). В этом его отличие от советов, где все уровни власти занимались всем и окончательным являлось только решение центральных органов власти.
    3. Для реализации полномочий по этим предметам ведения местное самоуправление должно иметь собственные ресурсы в виде самостоятельного бюджета и муниципальной собственности.
    4. Эта власть требует обязательного наличия представительства населения, т.е. она выборная.

    Особенность положения местного самоуправления в государстве (двойственность) определяет и особенности муниципального хозяйства. Муниципальное хозяйство (с точки зрения ведения хозяйственной деятельности) — в значительной степени носит черты частного хозяйства, т.к. выступает на рынке как самостоятельный и равноправный субъект хозяйственной деятельности, т.е. может самостоятельно распоряжаться принадлежащей ему собственностью, финансовыми ресурсами, землей. Однако использовать все эти ресурсы органы местного самоуправления должны для выполнения общественных функций, возложенных на них. Отсюда и формы распределения результатов хозяйственной деятельности общественны по природе. Муниципальное хозяйство — акционерное общество, участниками которого являются все жители муниципального образования. Однако «выплаты дивидендов по акциям» производятся в виде общественно значимых товаров и услуг.

    Подчеркнем, что в понятие муниципального хозяйства включаются хозяйствующие субъекты как муниципальной, так и иных форм собственности, но лишь те, деятельность которых служит удовлетворению коллективных потребностей населения муниципального образования.

    Для того, чтобы правильно понять различие межу понятиями «Государственное управление» и «муниципальное управление», необходимо проанализировать сущность обеих категорий.

    Государственное управление (менеджмент)

    Понятие «государственный менеджмент» в науке рассматривают во многих аспектах. В теории юридической науки существует множество определений данного явления. Ученые определяют государственное управление как работу государственных структур, а также их чиновников, которая направляется на выполнение заданий, возложенных на государство. Такая работа, в свою очередь, не связана с процессами законотворчества и осуществления правосудия. Такой подход к рассматриваемому вопросу позволяет сделать вывод, что государственный менеджмент реализуется исполнительной ветвь властью.

    Если рассматривать государственное управление комплексным методом, то следует отметить, что оно является системой взаимодействующих между собой государственных структур и их должностных лиц, которые осуществляют регулирование общественных отношений, возникающих на общегосударственном уровне.

    В организационном аспекте — государственный менеджмент — это целенаправленное властное влияние субъекта менеджмента (органов, имеющих властные полномочия) на объект (население, конкретные группы граждан).

    Административное законодательство дает такое определение государственное управление: деятельность компетентных органов исполнительной власти,которая основана на законах и цель которой его исполнение и осуществление руководства процессами общественной жизни внутри страны. В этом аспекте выделяют такие составляющие государственного управление как издание нормативных актов, кадровый менеджмент, планирование и прогнозирование и контроль.

    Характеристиками государственного управления как подвида социального менеджмента являются:

    1. Организационный аспект — государственное управление осуществляется посредством деятельности должностных лиц государственных органов, которые в процессе выполнения задач, возложенных на них, взаимодействуют между собой.
    2. Волевой аспект — упорядочивает общественные отношения внутри государства путем выдачи нормативных актов, обязательных к исполнению.
    3. Регуляция общественной жизни — проявляется при взаимодействии субъекта и объекта управления в момент осуществления руководящих функций.
    4. Властный аспект — основывается на подчинении воли участников управления.
    5. Имеет собственный руководящий аппарат (комплекс государственных учреждений и чиновников).

    Муниципальное управление (менеджмент)

    Смысл категории «муниципальное управление» проявляется через процесс осуществления местного самоуправления как права граждан принимать решение относительно вопросов местного уровня. Исходя из этого определения следует, что муниципальное управление является практической реализацией непосредственной демократии народа.

    Осуществляется муниципальное управление системой органов местного самоуправления. Эти органы осуществляют руководство в отношении территории отдельной территориальной единицы и решают все вопросы местного значения.

    Муниципальное управление следует определить как деятельность органов местного самоуправления, направленная на руководство магистратским имуществом,распределение и формирование местного бюджета, принятие решений по иным вопросам местного уровня.
    Отличительными признаками муниципального управления является, то что:

    1. Оно осуществляется в отношении конкретного региона, то есть на местном уровне.
    2. Осуществляется представительскими органами магистратского самоуправления и обладает ограниченной юрисдикцией (решение вопросов локального уровня).
    3. Носит подзаконный характер, поскольку направлено на реализацию законов на локальном уровне.

    Муниципальное управление также можно представить как организованную систему субъектов муниципального самоуправления, осуществляющих деятельность по регулированию и руководству объектами территориальной общины. Большинство ученых считают, что главное отличие государственного управления от муниципального состоит в объекте и субъекте управления.

    Чем же они отличаются

    • Субъектный состав государственного менеджмента . К субъектам государственного управления принадлежат государственные органы власти и их чиновники, юрисдикция которых распространяется на всю территорию страны.
    • Субъекты муниципального менеджмента . Субъектами же муниципального управления являются выборные органы самоуправления, юрисдикция которых распространяется на территорию конкретной территориальной единицы (город,область, село)
    • Объект государственного управление . Объектом государственного менеджмента являются вся территория страны и ее население.
    • Объект муниципального управления . К объектам менеджмента на местах относиться муниципальная собственность, территория отдельной территориальной единицы и территориальная община.

    Отличием этих двух понятий является так же то, что правовые акты государственных органов управления носят обязательный характер для исполнения во всем государстве, а акты органов муниципального менеджмента носят подзаконный и локальный характер (имеют юрисдикцию на местном уровне).

    Муниципальные районы и городские округа в России появились в 2003 году после принятия закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». На сегодня в России насчитывается:

    • Более 1800 муниципальных районов.
    • Более 500 городских округов.
    • 3 городских округа с внутригородскими районами.

    По большому счету, муниципальные районы и городские округа – это прежние районы области и отдельные города, но есть и важные отличия. Реформа самоуправления окончательно утверждает разделение власти на исполнительную и представительскую, чего в советской системе не могло быть в принципе (совет фактически соединяет в себе обе ветви).

    Одна из целей реформы – четко разделить полномочия той или иной административной единицы для того, чтобы они не дублировали друг друга, что в старой административной системе встречалось очень часто и вносило правовую сумятицу.

    После начала реформы наблюдалось такое явление как сепаратизм городских округов, когда города стремились отделиться от муниципальных районов, чтобы не нести лишней, по их мнению, бюджетной нагрузки, связанной с содержанием отстающих территорий.

    Что такое муниципальный район?

    Муниципальный район представляет собой отдельную самостоятельную многосоставную единицу в российской системе местного самоуправления. В него могут входить межселенные территории, городские, сельские поселения, находящиеся на одной территории.

    Административным центром муниципального района может быть одна из входящих в его состав единиц. Управление может осуществляться исполнительными органами в лице администраций и представительными в лице собрания депутатов. Фактически муниципальный район тождественен дореволюционным уездам и районам советского периода.

    Полномочия управляющих органов муниципального района

    К ведению властей муниципального района относятся все вопросы, которые, согласно российскому законодательству о местном самоуправлении могут решаться на местном уровне. К числу первоочередных функций этой административной единицы относятся формирование и распоряжение местным бюджетом, организация здравоохранения и охраны правопорядка муниципальной полицией, решение вопросов устройства и содержания на вверенной территории учреждений среднего и дошкольного образования.

    Согласно законодательству администрации обязаны соблюдать уровень бюджетной обеспеченности подчиненных единиц, поддерживая малообеспеченные сельские поселения на своей территории.

    Администрации муниципальных районов также несут ответственность за состояние дорожной сети, ее ремонт и содержание, утилизирует или перерабатывает бытовые и прочие отходы, отвечает за снабжение населения электричеством и газом, имеет право заниматься опекой и попечительством, учреждать музеи местного значения.

    В компетенцию муниципального района входит проведение местных спортивных и культурных мероприятий, учреждение символики, организация охраны окружающей среды, местных выборов, референдумов и т. п.

    Что такое городской округ?

    В отличие от муниципальных районов городские округа, как правило, включают в себя одну административную единицу , один город. Но есть и исключения, когда помимо большого города в состав округа включаются прилегающие мелкие поселения. Полномочия управления муниципальных районов и городских округов практически идентичны, однако при этом городской округ не может входить в состав муниципального района, что существенно отличает его от городского поселения.
    В 2014 году после внесения изменений в российское законодательство о местном самоуправлении появилась возможность для образования внутригородских районов в рамках городских округов.

    Сходство и различие между муниципальным районом и городским округом

    Обе административные единицы имеют идентичные полномочия как элементы местного самоуправления. Для муниципального района и городского округа предусмотрена возможность передачи им полномочий органов государственной власти.

    Таким образом, разница между ними пролегает, прежде всего, в чисто территориальной сфере. Если муниципальный район обычно является объединением нескольких мелких единиц, то городской округ представляет собой преимущественно одно крупное поселение.

    Местное самоуправление — самостоятельна, ответственная деятельность местных сообществ людей по решению вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью в соответствии с Конституцией России, федеральными и иными законами, нормами, правовыми актами органов государственной власти субъектов Федерации, федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления» Местное самоуправление осуществляется населением через представительные и исполнительные органы местного самоуправления. А также непосредственно – путем проведения местных референдумов, сходов, собраний, конференций жителей и в других формах. Но главным субъектом местного самоуправления является местное население. Представительные органы местного самоуправления выявляют волю, интересы местного населения и выражают их в виде решений, которые реализует местная исполнительная власть. Представительные органы выбираются населением в количестве от 5 до25 делегатов) в зависимости от численности населения соответствующей территории) сроком на 4 года. Основная часть депутатов этих органов работает на непостоянной основе. В составе представительного органа местного самоуправления работают постоянные депутатские комиссии и комитеты. Важные вопросы местного значения решаются на сессиях – собраниях депутатов представительного органа (местный бюджет, отчет о его исполнении, установление местных налогов и сборов, программа развития территории и др.).

    1. В чем отличие местного самоуправления от государственной власти и от общественных организаций?

    Отличия МСУ от государства, установленные профессором Велиховым:

    1. Различия в характере власти: местная власть – власть подзаконная, действующая в рамках, установленных верховной властью.

    2. Разграничение сфер компетенции государства и МСУ. Речь идет об отграниченности круга дел, предоставленных местному самоуправлению;

    3. Самостоятельность источников средств. Нельзя говорить о местном самоуправлении как об особом субъекте прав, если ему не предоставлены те или иные определенные и отграниченные средства для осуществления своих задач;

    4. Теоретически ограниченный, выборный принцип, согласно которому МСУ – способ децентрализации власти, при котором ее нижний уровень – наиболее приближенный к населению, обладает значительной автономией и самостоятельностью в решении вопросов местной жизни, избирается жителями и несет ответственность перед ними.

    Наряду с различием местных и государственных дел, следует подчеркнуть принципиальное отличие местного самоуправления от самоуправления в общественных организациях. Оно состоит в том, что местное самоуправление носит форму публичной власти. Член самоуправляемой общественной организации, не желающий подчиняться ее уставным положениям и требованиям, может просто выйти или быть исключенным из ее состава. Жителя данного поселения исключить невозможно, поэтому он должен быть принужден к выполнению общих правил и порядков, установленных общиной. Для этого органы местного самоуправления должны иметь властные полномочия, полученные от избравшего их населения.

    Общественная организация — это неправительственное, негосударственное, добровольное объединение граждан на основе совместных интересов и целей.

    1. Правовая основа местного самоуправления РФ.

    Правовая основа местного самоуправления представляет собой систему нормативных правовых актов обеспечивающих эффективное регулирование вопросов организации и деятельности местного самоуправления в Российской Федерации. Правовую основу местного самоуправления в Российской Федерации составляют:

    Европейская хартия местного самоуправления; Конституция Российской Федерации;

    федеральные законы, акты Президента и Правительства Российской Федерации;

    конституции, уставы, законы субъектов Российской Федерации; уставы и другие нормативные правовые акты муниципальных образований, регулирующие вопросы организации и деятельности местного самоуправления.

    Понятие и виды муниципальных органов публичной власти

    Местное самоуправление в Российской Федерации форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, — законами субъектов РФ, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения с учетом исторических и иных местных традиций.

    Органы местного самоуправления РФ располагают следующими компетенциями: муниципальный управление государственный

    • — определение приоритетов развития коммунальной экономики, в том числе и за счет промышленной или инфраструктурной специализации предприятий, расположенных на территории муниципалитета;
    • — формирование местного бюджета и основ региональной налоговой политики, включая решение вопросов, связанных с введением и администрированием местных сборов;
    • — управление городской собственностью, решение вопросов о привлечении частных инвесторов;
    • — определение приоритетов и создание планов застройки вверенной территории;
    • — строительство и поддержка муниципальных коммуникаций, обеспечивающих жизнедеятельность данного территориального образования;
    • — благоустройство территории, поддержка местной социальной инфраструктуры (школы, больницы, детские сады и т. д.).

    Публичная власть имеет двухуровневую структуру: государственный уровень (органы государственной власти, в том числе органы исполнительной власти) и местный (муниципальный) уровень (органы местного самоуправления, в том числе местная администрация). На уровне местного самоуправления создаются исполнительные органы негосударственного характера, так как органы местного самоуправления не входят в систему органов исполнительной власти. Однако для того, чтобы увидеть систему организации публичной власти и ее исполнительных органов в комплексе, целесообразно коротко рассмотреть вопрос о назначении, задачах, функциях, компетенции и видах органов местного самоуправления, а также об истории их становления и формирования в России.

    Систему органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, Глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

    Выборные и иные органы местного самоуправления, а также органы местной администрации могут наделяться в соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ и уставом муниципального образования правами юридического лица. В этом случае они подлежат государственной регистрации в качестве юридических лиц. Представительный орган муниципального образования и местная администрация как юридические лица действуют на основании общих для организаций данного вида положений Федерального закона № 131-ФЗ в соответствии с Федеральным законом № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» применительно к учреждениям.

    Орган местного самоуправления — избираемый непосредственно населением и (или) образуемый представительным органом муниципального образования орган, наделенный собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

    Структура органа местного самоуправления:

    • — представительный орган местного самоуправления;
    • — глава муниципального образования;
    • — местная администрация (исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления);
    • — контрольный орган муниципального образования.

    Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования и в соответствии со ст. 36 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» собственными правомочиями по решению вопросов местного значения.

    Местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ.

    Контрольный орган муниципального образования (контрольно-счетная палата, ревизионная комиссия и др.) образуется в целях контроля за исполнением местного бюджета, соблюдением установленного порядка подготовки и рассмотрения местного бюджета, отчета о его исполнении, а также в целях контроля за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.

    Таким образом, мы можем видеть, что на основе Конституции РФ, ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003г. выделил и определил структуру и функции органов местного самоуправления. Данный закон с одной стороны четко определил систему органов местного самоуправления, то есть законодатель выделил обязательные органы, которые должны присутствовать в структуре, их функции и полномочия, а с другой стороны оставил свободу выбора за муниципальным образованием и его населением на включение не обязательных органов в систему органов местного самоуправления.

    Определение типа организации структуры местного самоуправления зависит от множества факторов: численности населения муниципального образования, от исторических, национальных, культурных традиций, от размеров и географических особенностей территории, от объема и сложности вопросов, решаемых органами местного самоуправления, от социальной, политической, экономической ситуации в регионе и др.