Метод цицерона

LiveInternetLiveInternet

Цитата сообщения Ирцейс Развитие памяти: метод Цицерона

Как Вы думаете, сколько слов вы можете запомнить услышав или прочитав их один раз?

Проверим?

Перед вами список слов. Ваша задача – прочитать их в течение одной минуты, а затем записать все слова, которые удалось запомнить.

Кошка
Солнце
Пакет
Клякса
Пылесос
Письмо
Монитор
Печь
Цирк
Белка
Крыша
Пирамида
Молоток
Мимоза
Теннис
Реклама
Тайна
Стебель
Нож
Торт

Итак, сколько слов удалось запомнить? Обычный человек запоминает 7-9 слов. Ну или 10, не больше. А хотите легко запомнить все 20? То есть увеличить объем запоминаем информации более чем в 2 раза! Спросите а зачем Вам это? Ну, например, чтобы удивить друзей на вечеринке  Хотя, разумеется, есть и более практичное применение – собственно из необходимости запомнить ключевые моменты своего выступления и родился метод с которым мы хотим Вас познакомить. Называется он метод Цицерона, или метод Римской комнаты.

Этот метод назван так в честь одного из самых блестящих ораторов в мировой истории, государственного деятеля Римской республики. Его имя Марк Туллий Цицерон (106—43 гг. до н.э.) Прославился он тем, что никогда не использовал в своих выступлениях записи, воспроизводя по памяти множество фактов, цитат, исторических дат и имен.
Однако другие источники утверждают, что еще до Цицерона этот метод с успехом применял древнегреческий поэт Симонид, и, следовательно, своими истоками он уходит еще во времена Древней Греции. В любом случае этот метод является, пожалуй, самым древним из всех существующих на сегодняшний день техник запоминания.

Метод Цицерона

Это удивительно простой и в то же время чрезвычайно эффективный метод, называемый также методом мест. Суть его состоит в том, что запоминаемые единицы информации надо мысленно расставлять в хорошо знакомой комнате в строго определенном порядке. Затем достаточно вспомнить эту комнату, чтобы воспроизвести необходимую информацию. Именно так и поступал Цицерон при подготовке к своим выступлениям — он прогуливался по своему дому и мысленно размещал ключевые моменты своего выступления в нем.
Прежде чем начать учиться применять этот метод, вам необходимо договориться с самим собой о последовательности обхода комнаты, другими словами, о последовательности мест, на которых вы будете размещать свою информацию. Запоминая последовательность элементов методом Цицерона первый раз, попробуйте пройти по комнате реально, как и он, а при этом расставлять элементы мысленно. В последующих случаях расхаживать по дому будет не обязательно, достаточно представлять мысленно комнату, которая Должна быть очень хорошо знакомой.

Начните со своей комнаты (кабинета) как с самой знакомой. Пусть отправным пунктом будет дверь, затем ближний левый угол или то, что там стоит, затем левая стена, затем дальний левый угол и т.д. по часовой стрелке. Когда у вас будет достаточно опыта в применении метода Цицерона, вы сможете задействовать все больше и больше предметов в комнате, то есть у вас будет больше мест для размещения элементов списка, а пока ограничьтесь самыми заметными предметами в комнате. Вообще же, чем большего количества предметов расположение вы помните, тем лучше, тем большее количество элементов вы сможете запомнить.
Используйте последовательно все предметы, которые в вашей комнате всегда имеют одно и то же место: замок, диван, картина, бра, софа, карниз, шторы, подоконник, книжные полки, стол. Кроме последовательности слева направо соблюдайте последовательность сверху вниз (если два предмета находятся один под другим). Для запоминания списков различных элементов можно использовать и всю квартиру, и хорошо знакомые квартиры друзей и родственников, и рабочий кабинет, и даже хорошо изученные маршруты или участки пути на улице: от дома до остановки, до метро, до ближайшего магазина, любимую дорожку парка и т.п.
Связывать элементы запоминаемого ряда с предметами комнаты надо при помощи ассоциаций (см. Упражнения №1—3). Метод Цицерона очень похож на метод связанных ассоциаций, когда с одним уже хорошо усвоенным рядом элементов связывается другой ряд. Здесь получается почти то же самое, только вместо заученного ряда элементов в вашем распоряжении также хорошо усвоенная последовательность предметов в помещении, которое вы выбрали. На первых порах вы даже можете составить себе список (получится ряд слов, как и в методе связанных ассоциаций) элементов комнаты, другими словами, список своеобразных крючков, за которые вы будете прицеплять запоминаемые элементы.

Посмотрите, как можно запомнить список предметов в определенном порядке. Вот ряд слов: сыр, щенок, пластилин, линейка, градусник, письмо, лужа, лес. Я буду размещать их последовательно, согласно своей схеме квартиры, начав с коридора. И, конечно, постараюсь использовать необычные связи для того, чтобы иметь возможность воспроизвести этот ряд даже спустя долгое время. Сыром я затыкаю щель в замке, щенка сажаю около двери в левый угол, но чтобы не забыть эту стандартную связь, представляю, как он начинает грызть плинтус, а я пытаюсь ему запретить это делать.
Пластилин я приклеиваю к зеркалу, причем залепляю им почти его все, так, чтобы не видно было отражения. Линейку прикрепляю к дверцам шкафа, теперь она не дает им открыться. Градусник ввинчиваю вместо лампочки в люстру. Теперь на моем пути дверь в комнату. Я вставляю письмо в промежуток между дверью и косяком (можно было расстелить его вместо коврика). Слева в комнате у стены стоит маленький диванчик, я представляю, что он стоит в луже и его ножки вот-вот размокнут. Оставшееся слово «лес» надо связать с книжными полками. Я представляю, как перед книжными полками вырастает лес, ветки деревьев проходят между книгами, а самих книжных полок почти не видно.
Главное — перед запоминанием заранее определить предметы, которые будут входить в схему пути, чтобы во время запоминания не думать, связывать ли очередной элемент с тем или иным предметом или удобнее связать его со следующим. Если вы будете поступать таким образом, то при воспроизведении можете допустить ошибки. Вообще же метод Цицерона целесообразней применять для более серьезных вещей, чем запоминание примитивного ряда слов (эти слова были приведены лишь для того, чтобы показать, как им пользоваться).

Он хорошо себя зарекомендовал при запоминании текстов, распорядка дня, запоминания порядка телефонных звонков и т.д. При этом, когда информация хоть как-то тематически связана (а не просто бессмысленные ряды слов или цифр), то одно и то же помещение можно использовать несколько раз, а не подыскивать каждый раз новую «опорную» комнату. Запоминаемые ряды элементов не смешаются, и вы воспроизведете элементы нужной вам темы.

Метод Цицерона очень удобен при запоминании цифр. Сначала, конечно, цифры из абстрактной формы надо перевести в конкретную любыми известными вам способами. А затем уже готовые предметы, в которые вы преобразовали цифры, надо размещать по комнате или по тому участку дома или пути, который вы выбрали.

Но я советую вам сразу увеличить объем запоминаемой информации и размещать в каждом месте две цифры, расставляя предметы, обозначающие их, по два в одном месте, например, слева и справа, или связывая два предмета между собой с помощью ассоциаций. В дальнейшем, когда вы узнаете про цифро-буквенный код вы сможете связывать с одним местом сразу 4 цифры. Метод Цицерона пригодится вам и для запоминания игральных карт, выходящих из игры, но об этом тоже чуть позже.
Для овладения методом Цицерона достаточно 2—3 тренировки, в этом его большое преимущество по сравнению с многими Другими техниками. Еще одно его преимущество в том, что этот метод можно применять всегда, в любом месте, в котором вы находитесь, при этом само место: аудитория, музей, кабинет начальника — могут послужить вам «опорной» комнатой. При применении метода Цицерона вам уже не надо вспоминать какой-нибудь хорошо усвоенный ряд, как при использовании метода связанных ассоциаций, или тянуть за собой длинную цепочку ассоциаций, как в методе последовательных ассоциаций.

Достаточно вспомнить знакомую комнату или воспользоваться той, в которой вы находитесь. Вы можете просто рассматривать и запоминать комнату (помещение), расставляя по очереди ключевые слова запоминаемого материала, а когда будет необходимо его воспроизвести, вам надо будет вспомнить обстановку помещения (что значительно легче и привычнее, чем, например, вспоминание содержания доклада или лекции), и вы сами удивитесь тому, как легко усвоилась одновременно с обстановкой необходимая информация.
Наоборот, если ваша цель — детально запомнить схему или обстановку какого-нибудь помещения, вы можете использовать хорошо усвоенный ранее список слов (цифр) и, связывая последовательно слова с деталями помещения, подробно его запомнить. В этом случае, когда вы будете описывать запоминавшееся помещение, вы не пропустите ни одного предмета обстановки, на который вы обратили внимание, ни одной его особенности: ведь для каждой из них у вас будет ассоциативная связь со словами, последовательность которых вы хорошо знаете.

*** Упражнение 1.
Запомните следующие слова, используя метод Цицерона и связывая их с деталями той комнаты, в которой вы сейчас находитесь: ТРАВА, БИГУДИ, ПОПЛАВОК, ШИПОВНИК, КАЛЕНДАРЬ, АЛЬБОМ, ЛУКОВИЦА, РЕЦЕПТ, РАСЧЕСКА, ПОДУШКА, ЭСКАЛАТОР, ФОНАРЬ. Обводя взглядом комнату, попробуйте воспроизведите слова, которые запоминали.
*** Упражнение 2.
Следующий ряд слов попытайтесь запомнить, также применяя метод Цицерона, однако сейчас используйте для запоминания слов не ту комнату, в которой находитесь, а любую другую, обстановку которой знаете хорошо. (Не забудьте, что с деталями комнаты, которые вы будете использовать для запоминания слов, надо определиться заранее). НОЖНИЦЫ, МОЛОКО, СЦЕНА, БАБОЧКА, КОЛЕСО, ГАЛСТУК, ПРУЖИНА, ЕЖ, КЛЕЙ, КАПЮШОН, КАРАМЕЛЬКА, ШИЛО.
*** Упражнение 3.
В этом упражнении потренируйтесь в запоминании последовательности цифр методом Цицерона. 4 7 2 1 1 8 9 3 5 5 0 6 3 7 6 4 7 9 0 8
*** Упражнение 4.
Попробуйте выполнить обратную задачу — запомнить схему (обстановку) комнаты, изображенной на картинке, используя для ее запоминания любой хорошо известный вам ряд слов. (Напомню, что в качестве такого ряда может выступить список ключевых слов хорошо известной вам песни, басни, стихотворения). В обстановке комнаты попытайтесь запомнить не только входящие в нее элементы, но и что где расположено. Для этого «обходите» комнату последовательно.
Источник

Давайте ещё раз пройдемся по основным моментам техники развития памяти — метод Цицерона

Выделение опорных образов методом Цицерона

Определите для себя последовательность помещений в вашей квартире, квартире ваших знакомых или в офисе. Например, всегда вспоминайте помещения в следующем порядке: коридор, ванная, кухня, маленькая комната, большая комната.

Сосредоточьте внимание на каком-либо одном помещении. Например, вспомните коридор в своей квартире. Мысленно обойдите коридор по периметру (всегда в одном направлении — по часовой стрелке) и вспомните 10 разных объектов.

Проделайте то же самое в других помещениях вашей квартиры. Выделите по 10 образов в ванной комнате, на кухне, в маленькой комнате, в большой комнате.

В результате вы сможете последовательно вспоминать 50 образов. Вспоминаете 10 образов в коридоре, затем переходите к припоминанию 10-ти образов в ванной, затем вспоминаете 10 образов на кухне и так далее.

Закрепите в памяти выделенные вами образы и их последовательность путем многократного ПРИПОМИНАНИЯ. Если вы заранее подготовили «матрицу образов», то можете начинать упражнение.

Как запоминить?

Запоминание списка слов с помощью метода Цицерона заключается в расставлении слов по ключевым местам вашей дороги. Вы берете первое слово и создаете ассоциацию с первым образом вашей матрицы. Затем создаете ассоциацию второго запоминаемого слова с вторым образом вашей матрицы. Этот процесс нужно продолжить до конца, пока не закончится список слов, который нужно запомнить. Если образы в вашей матрице закончились быстрее, то к этой матрице нужно присоединить другую матрицу и продолжить запоминание.

Как вспомнить?

Воспроизведение запомненной информации очень похоже на то, как это делалось в упражнении «Пары слов»: вам известно одно из слов, нужно мысленно воспроизвести образ соответствующий паре слов, чтобы вспомнить второе слово. Затем перейти к следующему слову.

Тройки слов

Зачем это нужно?

В данном упражнении вам нужно будет запоминать по методу Цицерона уже не последовательность слов, а последовательность троек слов. Зачем нужно запоминать тройки слов? Дело в том, что очень часто приходится запоминать информацию, в которой каждый запоминаемый элемент требует для запоминания несколько параметров, т.е. является не отдельным образом, а блоком, состоящим из нескольких образов или ключевых слов. Этот блок и ассоциируется с соответствующим образом вашей матрицы.

Например, если нужно запомнить римских императоров, то неплохо бы кроме их имен запомить еще и годы рождения, смерти и правления. При запоминании таблицы Менделеева нужно запомнить не только название элемента, но и его обозначение, атомную массу и некоторые другие характеристики. Также необходимость запоминать групповые образы требуется при запоминании текстов, когда часто не удается выделить основную мысль участка текста в виде одного образа и приходится его группировать из нескольких.

Запоминание троек

Цель упражнения запомнить не просто слова, а набор слов. Наборы, которые вам предоставляются содержат ровно по три слова. В реальной жизни такое редко случается, но главное понять принцип и потом уже несложно будет создавать сложные образы . Обычно приходится иметь дело со списком от двух до пяти слов. Из этого набора вам нужно составить единый образ и затем создать ассоциацию с очередным местом в вашей матрице.

Пример создания образов из трех различных объектов

Первое слово Второе слово Третье слово
абажур кулак бабочка
кино кроссворд писарь
гипс ворона воля

Абажур — Кулак — Бабочка- на первое место вашей матрицы можно поместить стеклянный абажур, в форме кулака, внутри абажура вместо лампочки светится бабочка.

Кино — Кроссворд — Писарь- на втором месте писарь, сидящий в полутемном зале кинотеатра, гусиным пером (чтоб не забыть что это именно писарь) разгадывает кроссворд.

Гипс — Ворона — Воля- дальше в вашей матрице на обломках гипсовой клетки. довольная ворона, каркая, наслаждается волей.

Тексты

Запоминание текстов метода Цицерона можно использовать для запоминания достаточно объемной информации: например тексты, речи и т.д. Ниже описан процесс запоминания.

Запоминание текста осуществляется в три шага

1. Разбейте текст на отдельные смысловые участки.

2. На каждом участке выберите несколько ключевых слов.

3. Из выбранных ключевых слов создайте общий образ и поместите его на соответствующее место в матрице

Воспроизведение текста осуществляется в обратном порядке:

1. Вызовите в памяти первую ячейку вашей матрицы и воспроизведите в памяти сохраненный в ней образ

2. На основе образа вспомните ключевые слова, которые кодирует этот образ

3. По ключевым словам восстановите участок текста, закодированный данным образом

Таким способом можно запоминать содержание достаточно длинных участков текста. Следует учитывать, что в тексте запоминается содержание, смысл, а не каждое слово дословно.

Важно!

а) образы «ставятся» на хорошо освещенные места;

б) маленькие образы увеличиваются до больших размеров, большие уменьшаются до маленьких;

в) связка должна быть яркой, необычной, динамичной.:

г) выделяемые вами зрительные образы НЕ ДОЛЖНЫ ПОВТОРЯТЬСЯ. Повторяться могут названия предметов.

Секреты Цицерона

Самый древний из дошедших до нас методов эффективного запоминания — метод Цицерона. Этот метод назван так в честь одного из самых блестящих ораторов в мировой истории, государственного деятеля Римской Республики. Его имя Марк Туллий Цицерон (106 — 43 гг. до н.э.). Прославился он и тем, что никогда не использовал в своих выступлениях записи, воспроизводя по памяти множество фактов, цитат, исторических дат и имен.

Это удивительно простой и в то же время чрезвычайно эффективный метод, называемый также методом мест или системой Римской комнаты. Суть его состоит в том, что запоминаемые единицы информации надо мысленно расставлять в хорошо знакомой комнате в строго определенном порядке. Затем достаточно вспомнить эту комнату, чтобы воспроизвести необходимую информацию. Именно так и поступал Цицерон при подготовке к своим выступлениям — он прогуливался по своему дому и мысленно размещал ключевые моменты своего выступления в нем.

Прежде чем начать учиться применять этот метод, вам необходимо договориться с самим собой о последовательности обхода комнаты, другими словами, о последовательности мест, на которых вы будете размещать свою информацию, то есть — подготовить опорный список мест. Расхаживать по дому, как это делал Цицерон, не обязательно, достаточно представлять комнату мысленно (комната, конечно, должна быть очень хорошо знакомой).

Начните со своей комнаты (кабинета) как с самой знакомой. Пусть отправным пунктом будет дверь, затем ближний левый угол или то, что там стоит, затем левая стена, затем дальний левый угол и т.д. по часовой стрелке. Когда у вас будет достаточно опыта в применении метода Цицерона, вы сможете задействовать все больше и больше предметов в комнате, то есть у вас будет больше мест для размещения элементов списка, а пока ограничьтесь самыми заметными предметами в комнате. Используйте последовательно все предметы, которые, в вашей комнате всегда имеют одно и то же место: замок, диван, картина, бра, софа, карниз, шторы, подоконник, книжные полки, стол. Кроме последовательности слева направо соблюдайте последовательность сверху вниз (если два предмета находятся один под другим).

Для запоминания списков различных элементов можно использовать и всю квартиру и хорошо знакомые квартиры друзей и родственников, и рабочий кабинет, и даже хорошо изученные маршруты или участки пути на улице: от дома до остановки, до метро, до ближайшего магазина, любимую дорожку парка и т.п.

Связывать элементы запоминаемого ряда с предметами комнаты надо при помощи ассоциаций (пример ниже). На первых порах вы даже можете составить себе список элементов комнаты (получится ряд слов), другими словами список своеобразных крючков, за которые вы будете прицеплять запоминаемые элементы.

Посмотрите, как можно запомнить список предметов в определенном порядке. Вот ряд слов: сыр, щенок, пластилин, линейка, градусник, письмо, лужа, лес.

Я буду размещать их последовательно, согласно своей схеме квартиры, начав с коридора. И, конечно, постараюсь использовать необычные связи для того, чтобы иметь возможность воспроизвести этот ряд даже спустя долгое время. Сыром я затыкаю щель в замке, щенка сажаю около двери в левый угол, но чтобы не забыть эту стандартную связь, представляю, как он начинает грызть плинтус, а я пытаюсь ему запретить это делать. Пластилин я приклеиваю к зеркалу, причем залепляю им почти его все, так, чтобы не видно было отражения. Линейку прикрепляю к дверцам шкафа, теперь она не дает им открыться. Градусник ввинчиваю вместо лампочки в люстру. Теперь на моем пути дверь в комнату. Я вставляю письмо в промежуток между дверью и косяком (можно было бы расстелить его вместо коврика). Слева в комнате у стены стоит маленький диванчик, я представляю что он стоит в луже и его ножки вот-вот размокнут. Осталось связать книжные полки и слово «лес». Я представляю, как перед книжными полками вырастает лес, ветки деревьев проходят между книгами, а самих книжных полок почти не видно.

Главное перед запоминанием заранее определить предметы, которые будут входить в схему пути, чтобы во время запоминания не думать, связывать ли очередной элемент с тем или иным предметом или удобнее связать его со следующим. Если вы будете поступать таким образом, то при воспроизведении можете допустить ошибки.

Вообще же метод Цицерона целесообразней применять для более серьезных вещей, чем запоминание примитивного ряда слов (эти слова были приведены лишь для того, чтобы показать, как им пользоваться). Он хорошо себя зарекомендовал при запоминании текстов, распорядка дня, запоминания порядка телефонных звонков и т.д. При этом, когда информация хоть как-то тематически связана (а не просто бессмысленные ряды слов или цифр), то одно и тоже помещение можно использовать несколько раз, а не подыскивать каждый раз новую «опорную» комнату. Запоминаемые ряды элементов не смешаются, и вы воспроизведете элементы нужной вам темы.

Для овладения методом Цицерона достаточно 2-3 тренировки, в этом его большое преимущество по сравнению со многими другими техниками. Еще одно его преимущество в том, что этот метод можно применять всегда, в любом месте, в котором вы находитесь, при этом само место — аудитория, музей, кабинет начальника могут послужить вам «опорной» комнатой. При применении метода Цицерона вам уже не надо вспоминать какой-нибудь хорошо усвоенный ряд, как при использовании «обыкновенного» метода связанных ассоциаций или тянуть за собой длинную цепочку ассоциаций, как в методе последовательных ассоциаций, достаточно вспомнить знакомую комнату или воспользоваться той, в которой вы находитесь. Вы можете просто рассматривать и запоминать комнату (помещение), расставляя по очереди ключевые слова запоминаемого материала, а когда будет необходимо его воспроизвести, вам надо будет вспомнить обстановку помещения (что значительно легче и привычнее, чем, например, вспоминание содержания доклада или лекции), и вы сами удивитесь тому как легко усвоилась одновременно с обстановкой необходимая информация.

Хочу подчеркнуть, что метод Цицерона — это лишь один из десятков существующих способов запоминания, и для того чтобы применять его с большей отдачей, важно освоить и некоторые другие «хитрости» и нюансы. Познакомиться со всем многообразием техник, приемов и методов эффективного восприятия и усвоения информации можно в Центре «ЭВИУС».

Татьяна Никитина, нейропсихолог, Центр «ЭВИУС» (эффективное восприятие и усвоение), info@evius.ru.

Для овладения методом Цицерона достаточно двух-трех тренировок. В этом заключается его большое преимущество по сравнению со многими другими техниками. При применении метода Цицерона вам уже не надо вспоминать какой-нибудь хорошо усвоенный ряд, как при использовании «обыкновенного» метода связанных ассоциаций, или тянуть за собой длинную цепочку ассоциаций, как в методе последовательных ассоциаций. Еще одно его преимущество состоит в том, что этот метод можно применять в любом месте, где вы находитесь.

Этот метод назван так в честь одного из блестящих ораторов, государственного деятеля времен Римской Республики. Его имя — Марк Туллий Цицерон (106-43 гг. до н. э.) Прославился он еще и тем, что никогда не использовал в своих выступлениях записи, воспроизводя по памяти множество фактов, цитат, исторических дат и имен. Некоторые источники утверждают, что еще до Цицерона этот метод с успехом применял древнегреческий поэт Симонид, и своими истоками он уходит еще во времена Древней Греции. В любом случае этот метод является одним из самых древних из всех существующих на сегодняшний день техник запоминания.

Это удивительно простой и в то же время чрезвычайно эффективный метод, называемый также методом мест или системой римской комнаты. Суть его состоит в том, что запоминаемые единицы информации надо мысленно расставлять в хорошо знакомой комнате в строго определенном порядке. Затем достаточно вспомнить эту комнату, чтобы воспроизвести необходимую информацию. Именно так и поступал Цицерон при подготовке к своим выступлениям — он прогуливался по своему дому и мысленно размещал ключевые моменты своего выступления в нем.

Прежде чем начать учиться применять этот метод, вам необходимо решить для себя, какой последовательности обхода комнаты вы будете придерживаться. Другими словами, вам необходимо определить последовательность мест, на которых вы будете размещать свою информацию, то есть подготовить опорный список мест. Многим будет достаточно просто держать его в голове. Если это сложно, то, запоминая последовательность элементов методом Цицерона в первый раз, вы можете попробовать пройти по комнате реально, как и он, при этом расставлять элементы мысленно. В других случаях расхаживать по дому, как это делал Цицерон, не обязательно: достаточно представлять ее мысленно (комната, конечно должна быть очень хорошо знакомой).

Начните со своей комнаты (кабинета) как с самой знакомой. Пусть отправным пунктом будет дверь, затем ближний левый угол или то, что там стоит, затем левая стена, затем дальний левый угол и т. д. по часовой стрелке. Когда у вас будет достаточно опыта в применении метода Цицерона, вы сможете задействовать все больше и больше предметов в комнате, то есть у вас будет больше мест для размещения элементов списка, а пока ограничьтесь самыми заметными предметами в комнате. Чем больше вы запомните расположение предметов, тем большее количество элементов вы сможете запомнить. Используйте последовательно все предметы, которые в вашей комнате всегда имеют одно и то же место: замок, диван, картина, карниз, шторы, подоконник, книжные полки, стол. Кроме последовательности слева направо, соблюдайте последовательность сверху вниз (если два предмета находятся один под другим). Для запоминания списков различных элементов можно использовать и всю квартиру или дом, а также хорошо знакомые жилища друзей и родственников, рабочий кабинет, и даже хорошо изученные участки пути на улице: от дома до остановки, до метро, до ближайшего магазина, любимую дорожку парка и т. п.

Связывать элементы запоминаемого ряда с предметами комнаты надо при помощи ассоциаций (пример ниже). На первых порах вы даже можете составить себе список элементов комнаты (получится ряд слов) — другими словами, список своеобразных крючков, за которые вы будете прицеплять запоминаемые элементы.

Рассмотрим пример того, как можно запомнить список предметов в определенном порядке. Вот ряд слов: сыр, щенок, пластилин, линейка, градусник, письмо, лужа, лес. Мы будем размещать их последовательно, согласно своей схеме квартиры, начав с коридора. В примере мы постараемся использовать необычные связи для того, чтобы иметь возможность воспроизвести этот ряд даже спустя долгое время. Итак, сыром затыкаем щель в замке, щенка сажаем около двери в левый угол, но чтобы не забыть эту стандартную связь, представляем, как он начинает грызть плинтус, а мы пытаемся запретить ему это делать. Пластилин мы приклеиваю к зеркалу, причем залепляем им почти всю поверхность, чтобы не было видно отражения. Линейку прикрепляем к дверцам шкафа: теперь она не дает им открыться. Градусник ввинчиваем вместо лампочки в люстру. Теперь на нашем пути возникает дверь в комнату. Мы вставляем письмо в промежуток между дверью и косяком (можно было бы расстелить его вместо коврика). Слева в комнате у стены стоит маленький диван; мы представляем, что он стоит в луже и его ножки вот-вот размокнут. Осталось связать книжные полки и слово «лес». Мы представляем, как перед книжными полками вырастает лес, ветки деревьев проходят между книгами, а самих книжных полок почти не видно.

Главное перед запоминанием заранее определить предметы, которые будут входить в схему пути, чтобы во время запоминания не думать, связывать ли очередной элемент с тем или иным предметом или удобнее связать его со следующим. Если вы будете поступать таким образом, то при воспроизведении можете допустить ошибки. Вообще же метод Цицерона целесообразней применять для более серьезных вещей, чем запоминание ряда слов (эти слова были приведены лишь для того, чтобы показать, как им пользоваться). Он хорошо себя зарекомендовал при запоминании текстов, распорядка дня, порядка телефонных звонков и т. д. При этом, когда информация хоть как-то тематически связана (а не просто бессмысленные ряды слов или цифр), то можно одно и то же помещение использовать несколько раз, а не подыскивать каждый раз новую «опорную» комнату. Запоминаемые ряды элементов не смешаются, и вы воспроизведете элементы нужной вам темы.

Для овладения методом Цицерона достаточно двух-трех тренировок. В этом заключается его большое преимущество по сравнению со многими другими техниками. Еще одно его преимущество состоит в том, что этот метод можно применять всегда, в любом месте, где вы находитесь. При этом само это место — аудитория, музей, кабинет начальника могут послужить вам «опорной» комнатой. При применении метода Цицерона вам уже не надо вспоминать какой-нибудь хорошо усвоенный ряд, как при использовании «обыкновенного» метода связанных ассоциаций, или тянуть за собой длинную цепочку ассоциаций, как в методе последовательных ассоциаций. Достаточно вспомнить знакомую комнату или воспользоваться той, в которой вы находитесь. Вы можете просто рассматривать и запоминать комнату (помещение), расставляя по очереди ключевые слова запоминаемого материала. Когда же вам будет необходимо его воспроизвести, вспомните лишь обстановку помещения (что значительно легче и привычнее, чем, например, вспоминание содержания доклада или лекции), и вы сами удивитесь тому, как легко усвоилась одновременно с обстановкой необходимая информация.

Другие способы развития памяти

1. Развиваем память, тренируя внимание. Мы запоминаем только то, что замечаем, а замечаем мы лишь тогда, когда внимательны. Следовательно, свое внимание нужно тренировать. Можно делать это и в игровой форме, например попробуйте во время прогулки поиграть с собеседником: кто больше отметит домов с зелеными крышами. Для развития памяти полезны и картинки из серии «найдите десять отличий». В этих случаях ваш мозг концентрируется на мелочах и привыкает к активной работе в нестандартных ситуациях. Тогда на работе или в учебе вы начнете быстрее схватывать все самое важное и запоминать без труда.

2. Сочетание разных видов памяти ради одной цели. Однажды учительница русского языка и литературы пожаловалась на своих учеников, которые не учат стихи. Ей посоветовали предложить ученикам отжиматься и повторять текст вслух. Ученики запоминали бы стихи вместе с движениями и усилием мышц. Даже через много лет, делая отжимания, они вспомнят эти стихи (может не целиком, но с самого натренированного места). Так же многих детей родители заставляют учить таблицу умножения, переписывая и проговаривая ее про себя. Тогда работает моторная (пишем и запоминаем), зрительная (запоминаем то, откуда переписываем) и слуховая (заучиваем на слух) память.

3. Запоминаем по частям. Третий метод заключается в том, что всю информацию «раскладывают по полочкам». То есть текст нужно компоновать в конспект, слова разделять на группы, формулы заучивать вместе с примерами. Так же важно одновременно разбираться с возникающими вопросами, ведь когда мы сами добываем необходимое, то и усваиваем это лучше. Так и строчка заучивается быстрее, если в ней было незнакомое выражение, подсмотренное в словаре.

4. Повторение — упражнение для развития памяти. Этот вариант подойдет людям с развитой зрительной памятью и плохой слуховой. Предположим, что в тот момент, когда вы прогуливались по парку, вам знакомый сказал номер телефона, а никакой возможности записать у вас нет. В таком случае, пока ваш друг диктует, мысленно представьте вашу трубку и под диктовку набирайте на ней номер. Потом сделайте вид, что он был занят, и попробуйте еще раз, вслух проговаривая номер другу. Если все правильно, повторите еще раз, и даже через пару часов вы все вспомните. Практика такого упражнения с каждым разом будет положительно отражаться на развитии вашей памяти.

5. Развивайте память, открывая для себя новое. Когда информация запоминается без усилий, она дольше хранится. Совершенствуясь в своей профессии, изучая новую информацию о ваших увлечениях, слушая новости, вы можете не думать о том, что это необходимо запомнить, но, запоминая, вы улучшаете свою память и, следовательно, развиваетесь.

6. Придумайте свой способ развития памяти. Присмотритесь к себе, определите, что вы запоминаете сложнее и что может помочь лично вам сохранить драгоценную информацию. Попробуйте делать для себя маленькие шпаргалки, клейте листочки в самых видных местах, прикрепляйте их на доске, над рабочим столом или монитором. Самое главное правило для развития памяти — в записях не должен содержаться полный текст, ведь тогда вы просто прочитаете и вспомните. Делайте ассоциативные записи или рисунки. Ваш мозг проанализирует запись, найдет в памяти информацию и запомнит ее снова, но уже автоматически. В следующий раз вы вспомните быстрее и уже не забудете.

Eкатepинa Eвгeньевнa Baсильeвa — доктор педагогических наук, профессор Российской академии естественных наук

Метод Цицерона – как запоминать информацию

Как вы запоминаете информацию? Кто-то раз за разом читает написанное, а после пытается пересказать. Другие же, чтобы не упустить детали, учат текст наизусть. И в том, и в другом случае требуется масса сил и времени. Попробуйте метод Цицерона. Этот способ запоминать помогал многим великим ораторам древности произносить речи, не пользуясь при этом записями. Вы можете стать такими же, как они.

В чем суть метода

По методу Цицерона для запоминания вы сможете запомнить не только отдельные слова и фразы, но и целый текст. Представьте одну из комнат вашего дома или квартиры. Расставьте слова по ней в определенном порядке. Пусть это будет по часовой стрелке. После, когда вам нужно будет вспомнить информацию, просто представляйте комнату. Именно так делал великий оратор. Он размещал то, что нужно сказать, в пределах своего дома. А потом просто представлял его.

До того, как «расставить» информацию, познакомьтесь с комнатой в реальной жизни. Пройдитесь по ней, постарайтесь запомнить, где и какие предметы находятся. Легче всего сделать это будет в своем рабочем кабинете, если такой есть.

Рекомендуется использовать только те предметы, которые всегда расположены на одном и том же месте. Это могут быть шторы, предметы мебели, картины, карнизы, окна, подоконники. Размещайте слова слева направо и сверху вниз. Кстати, можно использовать не только отдельные комнаты. Подойдет целая квартира, дома друзей и знакомых, городские улицы. Главное – хорошо знать помещение или маршрут.

Соединить предметы, расположенные в комнате, с запоминаемым текстом помогут ассоциации. К уже усвоенной последовательности привязывайте какие-либо слова и фразы. Поначалу составляйте список предметов. Это поможет вам не запутаться.

Итак, список готов. Теперь тщательно изучите объекты, которые попадутся на вашем пути. Иначе в процессе освоения методики вы будете думать, с каким из них лучше связать информацию. Это приведет к ошибкам.

Внимание! Для запоминания логически и тематически связанной между собой информации можно использовать одно и то же помещение. При этом данные смешиваться не будут. Вы просто вспомните то, что нужно вам в этот момент.

С помощью мнемотехники метода Цицерона удобно запоминать цифры. Правда, для начала переведите их из абстрактной формы в конкретную. После преобразованные в какие-либо предметы цифры следует расставить по помещению. Начинайте не с одной, а сразу с двух. Чтобы было легче, связывайте их между собой, используя ассоциации. Как только научитесь это делать, связывайте по 4 и даже более цифр.

Техника запоминания по методу Цицерона подходит и для детей.

Несколько рекомендаций

Освоить запоминание по методу Цицерона несложно. Для того, чтобы ускорить процесс, воспользуйтесь простыми советами:

  1. Занимайтесь регулярно, иначе утратите навыки. Тренировки же на постоянной основе повысят результативность.
  2. Будьте абсурдными. Звучит странно, но это действительно работает. Приведем пример. Представьте, что вы проводите презентацию крупного проекта. Так вот, на автобусной остановке вы увидели президента, который держит в руках газету. На первой странице газеты напечатана часть вашего доклада. Вы садитесь в автобус, а там еще часть текста. Только на это раз ее нацарапали на спинке сиденья, которое находится перед вами. И так дальше.
  3. Меняйте размер образов в комнате. Например, вам нужно связать шкаф и кошку. Пусть животное вырастет до размеров этого предмета мебели.
  4. Концентрируйте внимание на цвете и динамике объектов. Если все тот же шкаф вы выкрасите в ярко-розовый цвет и заставите качаться, подобно маятнику, запомнить его будет гораздо проще.
  5. При использовании метода Цицерона задействуйте чувства, ощущения. Обратите внимание на запахи.

И, наконец, главный совет. О нем уже говорилось выше. Перед тем, как начать работу, пройдите по комнате или любимому маршруту. Это поможет запомнить расположение предметов и объектов.

Метод Цицерона – необычный, но эффективный способ запомнить большое количество информации. Причем не важно, что это – текст или цифры. Освойте искусство создавать ассоциации. И тогда вы с легкостью сможете воспроизвести доклад перед слушателями или сложную последовательность чисел.

Автор статей по саморазвитию и психологии отношений.

Метод мест (метод Цицерона)

⇐ Предыдущая12345

Метод «мест» также позволяет запомнить порядок расположения слов в списке. Вы хотели бы освоить этот метод? Тогда обойдите квартиру и пронумеруйте свои «места» – в данном случае комнаты – от входной двери до самого отдалённого уголка в том порядке, который вам покажется наиболее естественным. В каждой комнате следуйте по одному и тому же маршруту, обходя её, например, по часовой стрелке. Таким образом, вы зафиксируете в уме порядок расположения хорошо вам знакомых
15 – 20 «мест». Например: 1) почтовый ящик, 2) входная дверь, 3) коридор, 4) стереосистема, 5) кожаное кресло, 6) диван, 7) низкий столик,
8) оранжевый стул, 9) книжный шкаф, 10) телевизор, 11) окно, 12) торшер, 13) стенные часы, 14) ковёр и т.п. Воспроизведите в уме чёткий образ каждого «места» и его порядковый номер. Поскольку все «места» постоянны и хорошо вам известны, при необходимости вы без труда мысленно воспроизведёте их в нужной последовательности.

Старайтесь не использовать двух похожих «мест», например, одинаковых столиков по разным сторонам дивана, двух похожих шкафов (стульев) и т.д.

Не используйте двери, кроме тех случаев, когда их облик в чём-то уникален. Обычно они слишком стандартны и похожи.

Не выбирайте предметов, местонахождение которых непостоянно (книги, цветы и т.п.).

Пусть Вам необходимо запомнить какой-то список (список покупок, перечень запланированных на сегодня дел, список вещей для путешествия и т.п.). Например, возьмём произвольный набор слов: хлеб, кот, телеграмма, вода.

1. Составьте список своих «мест» на листке бумаги. Против каждого из них выпишите то, что нужно запомнить, – в соответствующем порядке.

2. Мысленно представьте себе первое «место» и первую из запоминаемых вещей. Объедините эти два образа в одной картине.

3. Некоторое время «рассматривайте» созданный вами объединённый образ. Придумайте небольшую историю, окрашенную какой-нибудь эмоцией – юмором, возмущением, удивлением и т.п.

4. Закройте глаза и сделайте комментарии к созданной ассоциации. Затем переходите к следующей паре и так далее до последней. Визуализация обоих предметов в едином образе должна занимать по меньшей мере 15 секунд.

Полезные советы.

1. Не старайтесь ускорить образование зрительных ассоциаций. По мере выработки навыка процесс будет протекать быстрее, но для него всегда требуется некоторое время, по крайней мере несколько секунд.

2. Когда объединение зрительных образов сопровождается словесным комментарием и эмоциональной оценкой, это способствует закреплению следов в памяти: следы становятся более личными, ибо отражают теперь вашу индивидуальность.

Пример. Предмет: хлеб. Место: почтовый ящик.

Ассоциация: хлеб в ящик не засовывается.

Эмоция: как жалко, что хлеб приходится помять.

3. Не отвергайте иррациональных, странных и нелогичных ассоциаций – лучше поиграйте с ними. Конечно, вы вначале взбунтуетесь против этого с позиции здравого рассудка (это абсолютно по-идиотски, скажете вы), но попробуйте, и вы убедитесь, что система работает.

4. Будьте терпеливы: для успеха нужна настойчивость. Чтобы уловить принцип излагаемой системы и сделать её эффективным и удобным инструментом, требуется время.

Вернёмся к нашему списку «мест» и запоминаемым словам.

Вторая пара: кот – входная дверь. Можно представить себе кота, вцепившегося когтями и висящего на входной двери.

«Телеграмму» можно представить брошенной на полу «коридора» (или приколотой к стене).

Четвёртое слово «вода» запоминается легко, если вообразить себе, что из стереосистемы вместо музыки льётся вода и т.д.

Для запоминания 100 объектов достаточно выбрать раз и навсегда 10 помещений (маршрутов по комнатам, улицам и т.д.), которые вы очень хорошо знаете и всегда можете чётко представить их расположение и обстановку. На каждом маршруте выбрать по 10 «мест».

Метод «мест» с успехом использовали древнеримские ораторы (в частности Цицерон), чтобы запомнить последовательность своей политической речи. Допустим, необходимо было в первую очередь говорить о засухе, во вторую очередь – о войне, в третью очередь – о транспорте и т.д. Римляне, например, выбирали хорошо знакомый маршрут по главной рыночной площади (или маршрут по дому) и мысленно представляли себе, скажем, лавку мясника (первое место), затем овощную лавку (второе место), потом мастерскую сапожника и т.д. В каждом из этих мест оратор мысленно помещал предметы, ассоциируемые с различными частями его речи. Абстрактные понятия заменялись конкретными объектами-символами. Например: 1) засуха – сухие потрескавшиеся куски земли на туше быка, висящего на крюке (1 – лавка мясника); 2) война – копьё, воткнутое в арбуз (2 – овощная лавка); 3) транспорт – колесо телеги, переезжающее сандалии (3 – мастерская сапожника). Теперь, чтобы восстановить в памяти последовательность отдельных пунктов речи, оратору нужно было мысленно проследовать по выбранному им маршруту, рисуя в воображении места, в которых он разместил подсказки.

Запоминание цифр и чисел

Как часто нам бывает досадно, что мы не можем вспомнить какое-то число, например номер дома, квартиры, телефона и т.п. Даже, если вы не питаете особой любви к цифрам, вы можете найти себе удобную систему их запоминания. Вначале нужно относиться к описанным ниже системам как к игре и попробовать различные методы. Принципы построения подобных систем очень просты:

1) замена абстрактного понятия конкретным образом;

2) создание ассоциаций между образами;

3) подведение «опоры» в виде маленькой истории, связанной с данной ассоциацией.

Рассмотрим несколько приемов такого кодирования цифр.

Визуальный код

Само собой понятно, что люди с преобладанием зрительной памяти легче запоминают визуальные образы и их элементы — контуры, формы, геометрические фигуры, цвета и оттенки. При таком типе памяти для запоминания чисел больше подходит код на основе зрительных представлений, ассоциируемых с цифрами, например:

0 – бублик, кольцо, тарелка, солнце, Луна, мяч, апельсин.

1 – столб, кол, палка, копьё, гвоздь, карандаш, обелиск, свеча.

2 – пара ботинок, дуэт, гусь, лебедь, беличий хвост, стойка кобры.

3 – треугольник, трезубец, трёхколёсный велосипед, три мушкетёра, усы, птица в полете (галочка).

4 – квадрат, парус, 4 лапы животного, стол, табурет, свастика.

5 – пятиугольник, Пентагон, рука с растопыренными пальцами, морская звезда, рыболовный крючок, утюг.

6 – игральная кость (кубик), змея, открытый висячий замок, вишня.

7 – топор, коса, ножовка, радуга (7 цветов), Белоснежка и семь гномов, Цветик-семицветик, бумеранг.

8 – песочные часы, снеговик, неваляшка, очки.

9 – улитка, ухо, головастик, девятый вал, воздушный шарик с ниткой.

Можно составить подобный список образов и до 100, например:

10 – пальцы двух рук, гриб или зонтик («палочка с кружочком»).

11 – футбольная команда, барабанные палочки, лыжи, рельсы.

12 – часовая стрелка в полдень, календарь (12 месяцев).

13 – черт, черный кот.

14 – лопата или совок («четырехугольник с ручкой»).

15 — удочка («палка с крючком»).

24 – жираф или лошадь (голова с шеей и 4 ноги), полночь (Новый Год – Дед Мороз).

31 – Змей Горыныч (3 головы и 1 хвост).

88 – бабочка.

100 – пушка (ствол с двумя колесами).

Нетрудно связать такие образы в цепочку последовательных ассоциаций, соответствующую ряду цифр, который нужно запомнить. Для запоминания числа 457 можно представить себе, как кошка (с четырьмя лапами) ловила мышей в подвале Пентагона, и вдруг навстречу ей семь гномов … Сюжет, может быть, диковатый, зато остается в памяти. С обретением опыта вы также легко восстановите номер и по мысленной картине, изображающей треугольный столик, на нём песочные часы, а на них — зажжённую свечу. Конечно, это будет 381. Для того, чтобы запомнить номер авиарейса «509», представьте себе лежащую на руке с растопыренными пальцами тарелку, на которой лежит улитка.

Метод соощущений

Соощущение – это одновременное получение импульсов, приходящих от различных анализаторов. Различают зрительный, слуховой, обонятельный, вкусовой, тактильный и кинестетический анализаторы. Наибольший эффект запоминания достигается тогда, когда задействовано как можно большее количество анализаторов одновременно. Поясним на примере. Когда вы запоминаете какую-то информацию, то ее необходимо представить, то есть создать зрительный образ. Когда образ уже создан, например, образ лопающего воздушного шарика, постарайтесь в этот момент подключить к работе и другие анализаторы. Например, представить (услышать!) звук хлопка, вкус и запах воздушного шарика. Представьте свои ощущения в пальцах от прикосновения к шарику (от его поверхности, температуру). Кинестетический же анализатор отвечает за сокращение мышц, за движения, поэтому кинестетическими ощущениями можно считать те, которые вы ощущаете, держа шарик в руках (его вес, объем), или когда вы чувствуете, как шарик тянет вверх или ощущение в щеках при надувании шарика.

Эти ощущения вместе называются соощущениями. Умение вызывать их по своему желанию позволяет максимально повысить эффективность запоминания, поскольку вы задействуйте сразу несколько видов памяти. И если произойдет сбой, скажем, в звене зрительной памяти, то слуховая или вкусовая поможет воспроизвести запомненный материал.

Людям, имеющим богатое воображение и фантазию, можно предложить для запоминания 5 – 10 цифр следующие методы.

Метод ассоциаций по цвету

Закройте глаза и попробуйте представить цвет каждой цифры от 0 до 9. Если никакого цвета не возникает или есть цифры с одинаковыми цветами, тогда искусственно придумайте для каждой цифры цвет и запомните его. В окружающем нас мире есть немало предметов, имеющих один и тот же цвет (апельсин – оранжевый, вата – белая, уголь – черный). При желании вы можете выписать список цветов своих цифр, а напротив каждого цвета написать по несколько предметов, которые ассоциируются у вас с этими цветами. Итак, для того, чтобы запомнить цифры при помощи цветового метода, необходимо сделать следующее:

1. При предъявлении цифры быстро представить или вспомнить ее цвет.

2. Также быстро припомнить известный вам предмет (или существо) этого цвета.

3. Из этих предметов, в которые вы перекодировали цифры с помощью цветов, вам, как и раньше, необходимо составить ассоциативный сюжет, не забывая все правила его построения.