Содержание
Памятка для методистов и педагогов «Как составить методические рекомендации»
Памятка для методистов и педагогов
«Как составить методические рекомендации»
Методические рекомендации представляют собой особым образом структурированную информацию, определяющую порядок, логику и акценты изучения какой-либо темы, проведения занятия, мероприятия.
Методические рекомендации содержат в себе раскрытие одной или нескольких частных методик, выработанных на основе положительного опыта. Их задача — рекомендовать наиболее эффективные, рациональные варианты, образцы действий применительно к определенному виду деятельности (в том числе — мероприятию).
В методических рекомендациях обязательно содержится указание по организации и проведению одного или нескольких конкретных дел, иллюстрирующих методику на практике.
Методические рекомендации должны иметь точный адрес (указание на то, кому они адресованы: педагогам, родителям, методистам, педагогам-организаторам, классным руководителям и т.д.). Соответственно этому регламентируется терминология, стиль, объем методических рекомендаций.
Структура методических рекомендаций
Методические рекомендации как вид методической продукции включают:
-
титульный лист;
-
аннотацию;
-
сведения об авторе (авторах);
-
пояснительную записку;
-
список рекомендуемой литературы по данной теме;
-
приложения (при необходимости).
Пояснения к отдельным элементам структуры методических рекомендаций
1. На титульном листе должны быть обозначены:
-
название учреждения (в порядке нисходящей подчиненности);
-
фамилия, имя, отчество автора;
-
название (с пометкой о виде методической продукции — методические рекомендации);
-
название города;
-
год разработки.
2. На 2-ом листе вверху приводится аннотация, включающая лаконичные сведения о:
-
сути рассматриваемых вопросов (например, указывается, что данные рекомендации посвящены методике организации Интернет-олимпиады для школьников в системе ДОД);
-
предназначении данных методических рекомендаций (какую помощь и кому призвана оказать настоящая работа — школьным учителям, зам. директоров школ по воспитательной работе, педагогам дополнительного образования);
-
источнике практического опыта, положенного в основу рекомендаций (указать, на базе какого опыта разработаны данные методрекомендации);
-
возможных сферах приложения предлагаемого вида методической продукции (в каких областях гуманитарного знания могут быть использованы настоящие рекомендации).
3. Внизу листа помещаются сведения об авторе (авторах): Ф.И.О., должность, место работы, квалификационная категория или научная степень, контактный телефон.
4. Пояснительная записка должна содержать следующую информацию:
обоснование актуальности разработки данных методических рекомендаций (здесь целесообразно дать краткий анализ положения дел по изучаемому вопросу: уточнить, в каких образовательных областях в настоящее время используются, например, Интернет-олимпиады школьников, в чем их достоинства и недостатки; охарактеризовать значимость предлагаемой работы с точки зрения реализации соответствующей федеральной или региональной программы; разъяснить, какую помощь и кому могут оказать настоящие методические рекомендации);
определение цели составления методических рекомендаций (например, оказать методическую помощь педагогам-практикам, организаторам воспитательной работы с детьми; составить алгоритм подготовки и проведения олимпиад разного уровня — школьных, городских, региональных — с использованием современных информационных технологий и т.п.);
краткое описание ожидаемого результата от использования данных методических рекомендаций в системе дополнительного образования детей (например, овладение опытом организации виртуальной олимпиады может стать основой для проведения подобных мероприятий по разным предметам школьного цикла; может способствовать повышению мотивации школьников к изучению конкретного предмета и освоению информационных технологий и т.п.);
обоснование особенностей и новизны предлагаемой работы в сравнении с другими подобными разработками, существующими в данной образовательной области.
5. Содержание методических рекомендаций может быть связано с самыми разнообразными вопросами: решением определенной педагогической проблемы, проведением массовых мероприятий, организацией летней кампании, проведением учебно-исследовательской работы, изучением отдельных тем образовательной программы и т.п. Поэтому содержание методических рекомендаций не имеет особо регламентированной структуры и может излагаться в достаточно произвольной форме.
Например, его можно структурировать в следующей логике:
описать (на основе состоявшегося опыта деятельности), что именно рекомендуется делать по исследуемому вопросу (поэтапно) и как (с помощью каких форм и методов — например: автоматизированное тестирование, наблюдение);
дать советы по решению организационных вопросов (разработка плана работы оргкомитета олимпиады; определение этапов олимпиады и сроков информирования ее потенциальных участников, распределение поручений, обеспечение рекламы и т.д.), материально-техническому (Интернет в школах и УДОД), финансовому (источники и фиксированные суммы финансирования олимпиады), кадровому обеспечению описываемого вида деятельности (требования к экспертам); вычленить наиболее трудные моменты в организации и проведении описываемого вида деятельности (исходя из имеющегося опыта); предостеречь от типичных ошибок.
6. Список рекомендуемой литературы по данной теме составляется в алфавитном порядке, в соответствии с современными правилами оформления литературных источников.
7. Приложения включают материалы, необходимые для организации рекомендуемого вида деятельности с использованием данных методических рекомендаций, но не вошедшие в блок «Содержание». В числе приложений могут быть:
-
планы проведения конкретных дел, мероприятий;
-
тестовые задания;
-
методики создания практических заданий, адресованных обучающимся;
-
примерные вопросы к играм, конкурсам, викторинам;
-
методики определения результатов по конкретным видам деятельности;
-
схемы, диаграммы, фотографии, карты;
-
примерная тематика открытых мероприятий, экскурсий и т.д.
методические указания
Смотреть что такое «методические указания» в других словарях:
-
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО РАСЧЕТУ ВЫБРОСОВ ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ В АТМОСФЕРУ ОТ АСФАЛЬТОБЕТОННЫХ ЗАВОДОВ — Источник: Методичес … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
-
Методические указания: Методические указания по расчету выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от асфальтобетонных заводов — Терминология Методические указания: Методические указания по расчету выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от асфальтобетонных заводов: МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО РАСЧЕТУ ВЫБРОСОВ ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ В АТМОСФЕРУ ОТ АСФАЛЬТОБЕТОННЫХ ЗАВОДОВ… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
-
Методические указания: Методические указания по проектированию земляного полотна на слабых грунтах — Терминология Методические указания: Методические указания по проектированию земляного полотна на слабых грунтах: При упрощенном способе за нормативное значение характеристики принимается ее среднемедианное значение, устанавливаемое… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
-
Методические указания: Методические указания по составлению московских городских строительных норм проектирования зданий и сооружений (территориальные строительные нормы г. Москвы) — Терминология Методические указания: Методические указания по составлению московских городских строительных норм проектирования зданий и сооружений (территориальные строительные нормы г. Москвы): Здание наземное строительное сооружение с… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
-
Методические указания: Методические указания по проектированию земляного полотна (выемок) в легковыветривающихся скальных породах — Терминология Методические указания: Методические указания по проектированию земляного полотна (выемок) в легковыветривающихся скальных породах: Некоторые особенности выбора расчетных параметров скальных пород 4.13. Обычно различные литологические … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
-
Методические указания: Методические указания по оценке городских почв при разработке градостроительной и архитектурно-строительной документации (издание второе) — Терминология Методические указания: Методические указания по оценке городских почв при разработке градостроительной и архитектурно строительной документации (издание второе): 3.4.2. Величина рН жидкой фазы почвы. Для большинства почв города… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
-
Методические указания по определению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу из резервуаров — Терминология Методические указания по определению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу из резервуаров: Определения Количество вещества, содержащееся в единице массы или объема воздуха, приведенного к нормальным условиям Определения термина… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
-
Методические указания по балансировке жестких роторов (к ГОСТ 22061-76 Машины и технологическое оборудование. Система классов точности балансировки. Основные положения) — Терминология Методические указания по балансировке жестких роторов (к ГОСТ 22061 76 Машины и технологическое оборудование. Система классов точности балансировки. Основные положения) оригинал документа: 2.1. Балансировка это технологический… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
-
Методические указания по оценке и возмещению вреда, нанесенного окружающей природной среде в результате экологических правонарушений — Терминология Методические указания по оценке и возмещению вреда, нанесенного окружающей природной среде в результате экологических правонарушений: 2.3. Вред окружающей природной среде негативные изменения окружающей природной среды, вызванные… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
-
Методические указания по допуску в эксплуатацию новых и реконструированных электрических и тепловых установок — определяют порядок допуска в эксплуатацию и подключения новых и реконструированных электрических и тепловых энергоустановок потребителей электрической и тепловой энергии, оборудования и основных сооружений электростанций, электрических и тепловых … Коммерческая электроэнергетика. Словарь-справочник
Требования к составлению и написанию методических рекомендаций
Муниципальное бюджетное
учреждение дополнительного образования
«Центр детского творчества»
(МБУ ДО ЦДТ)
Требования к составлению и написанию
методических рекомендаций
Составитель:
Кольцова Лариса Михайловна,
заместитель директора по учебно- воспитательной работе, методист
МБУ ДО ЦДТ
Киселёвский городской округ, 2018
Введение.
Особое место при подготовке методических материалов отводится ее оформлению, а так же внешнему и внутреннему виду. Чтобы педагогические разработки, оформляемые педагогами, соответствовали всем требованиям необходимо знать, как оформить обложку, что нужно расположить на титульном листе и его обороте, как правильно оформить основное содержание, какие правила следует соблюдать при элементарном наборе текстов.
Нормативные документы по оформлению методических рекомендаций регламентируются следующими стандартами: ГОСТ 7.1.-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления», ГОСТ Р 7.0.4. – 2006 «Издания. Выходные сведения», ОСТ 29.115.-88 «Оригиналы авторские и текстовые издательские. Общие технические требования», ГОСТ 7.89. — 2005 «Оригиналы текстовые авторские и издательские. Общие требования»
Методические рекомендации — комплекс предложений и указаний, способствующих внедрению наиболее эффективных методов и форм работы
для решения какой-либо проблемы педагогики. (Полонский В.М. Словарь понятий и терминов по законодательству Российской Федерации об образовании. М.: «МИРОС», 1995,с. 56).
Методические рекомендации — это один из видов организационно-инструктивной методической продукции (наряду с методической разработкой, методической запиской, тематической папкой и др.).
Методические рекомендации представляют собой особым образом структурированную информацию, раскрывающую порядок, логику и акценты изучения какой-либо темы, проведения занятия, мероприятия. В методических рекомендациях акцент делается не столько на последовательность осуществляемых действий (как в методической разработке), сколько на раскрытие одной или нескольких частных методик, выработанных на основе положительного опыта. Их задача — рекомендовать наиболее эффективные, рациональные варианты, образцы действий применительно к определенному виду деятельности (в том числе — мероприятию), основанных на достижениях науки и передового опыта с учетом конкретных условий и особенностей деятельности.
Методические рекомендации должны иметь точный адрес (указание на то, кому они адресованы: педагогам дополнительного образования, родителям, методистам, педагогам-организаторам, классным руководителям и т.д.). Соответственно этому регламентируется терминология, стиль, объем методических рекомендаций.
При работе над методическими рекомендациями автору необходимо четко определить цель работы, подчинив ей все содержание; дать рекомендации о том, какими передовыми педагогическими технологиями надо пользоваться.
Если речь идет об обобщении передового опыта, необходимо раскрыть, какими методическими приемами и способами достигаются успехи в образовательном процессе.
Подготовка к написанию методических рекомендаций включает в
себя следующие этапы:
1. Выбор актуальной темы.
2. Изучение источников по избранной теме.
3. Составление плана.
4. Накопление фактического материала.
5. Подбор наиболее ярких, характерных фактов для обоснования
приведенных положений и рекомендаций.
6. Распределение содержания работы по разделам.
Структура методических рекомендаций.
Методические рекомендации как вид методической продукции включают следующие структурные элементы:
титульный лист;
аннотацию;
сведения об авторе (авторах);
пояснительную записку;
основную часть;
заключение;
список рекомендуемой литературы по данной теме;
приложения (при необходимости).
Пояснения к отдельным структурным элементам методических рекомендаций.
1. На титульном листе должны быть обозначены:
-
полное название учреждения (в порядке нисходящей подчиненности);
-
фамилия, имя, отчество автора;
-
название (с пометкой о виде методической продукции — методические
рекомендации);
-
название города;
-
год разработки.
Образец оформления титульного листа представлен в приложении 1.
2. На оборотной стороне титульного листа вверху приводится аннотация,
включающая лаконичные сведения о:
-
сути рассматриваемых вопросов (например, указывается, что данные
рекомендации посвящены вопросам организации и проведения занятий в системе дополнительного образования и др.);
-
предназначение данных методических рекомендаций (какую помощь и
кому призвана оказать настоящая работа — педагогам дополнительного образования, педагогам-организаторам, школьным учителям, заместителям директоров школ по воспитательной работе и т. д.);
-
источник практического опыта, положенного в основу рекомендаций
(указать, на базе, какого опыта разработаны данные методические рекомендации);
-
возможных сфер приложения предлагаемых методических рекомендаций (в каких областях гуманитарного знания могут быть использованы настоящие рекомендации).
3. Внизу листа помещаются сведения об авторе (авторах): Ф.И.О., должность, место работы, квалификационная категория или научная степень, контактный телефон.
включает упорядоченный перечень наименований всех структурных элементов (кроме обложки, титульного листа и его оборотной стороны) с указанием номеров страниц, с которых начинается их месторасположение в данных методических рекомендациях.
5. Пояснительная записка должна содержать следующую информацию:
-
обоснование актуальности разработки данных методических рекомендаций (здесь целесообразно дать краткий анализ положения дел по изучаемому вопросу; разъяснить, какую помощь и кому могут оказать настоящие методические рекомендации);
-
определение цели составления методических рекомендаций (например, оказание методической помощи начинающим педагогам дополнительного образования и т.п.);
-
краткое описание ожидаемого результата от использования данных методических рекомендаций в системе дополнительного образования детей;
-
обоснование особенностей и новизны предлагаемой работы в сравнении с другими подобными разработками, существующими в данной образовательной области.
6. Основная часть методических рекомендаций может быть связана с самыми разнообразными вопросами: решением определенной педагогической проблемы, проведением массовых мероприятий, организацией летней кампании, проведением учебно-исследовательской работы, изучением отдельных тем образовательной программы и т.п. Поэтому основная часть методических рекомендаций не имеет особо регламентированной структуры и может излагаться в достаточно произвольной форме. Например, ее можно структурировать в следующей логике:
— описать (на основе состоявшегося опыта деятельности), что именно рекомендуется делать по исследуемому вопросу (поэтапно) и как (с помощью каких форм, методов, способов и приемов деятельности — например: автоматизированное тестирование, наблюдение);
— дать советы по решению организационных вопросов (в случае, если
рекомендации посвящены методике организации и проведению занятия то
можно представить разработку плана работы по определённой теме; материально-техническому (Интернет в школах и ОУ ДОД), финансовому (источники и фиксированные суммы финансирования мероприятия), кадровому обеспечению описываемого вида деятельности (требования к экспертам);
— вычленить наиболее трудные моменты в организации и проведении описываемого вида деятельности (исходя из имеющегося опыта);
— предостеречь от типичных ошибок. Описание методов, способов, приемов деятельности, ведущих к достижению желаемого результата деятельности; предложения и указания, способствующие внедрению их в практику.
7. Заключение здесь излагаются краткие, четкие выводы, логически вытекающие из содержания методических рекомендаций.
8. Список рекомендуемой литературы по данной теме составляется в алфавитном порядке, в соответствии с современными правилами оформления
литературных источников и в соответствии с действующим ГОСТ.
9. Приложения включают материалы, необходимые для организации
рекомендуемого вида деятельности с использованием данных методических рекомендаций, но не вошедшие в блок «Основная часть». В числе приложений могут быть:
-
планы проведения конкретных дел, мероприятий;
-
тестовые задания;
-
методики создания практических заданий, адресованных обучающимся;
-
примерные вопросы к играм, конкурсам, викторинам;
-
методики определения результатов по конкретным видам деятельности;
-
схемы, графики, диаграммы, рисунки, фотографии, карты, планы-конспекты занятий;
-
примерная тематика открытых мероприятий, экскурсий и т.д.
Приложение 1
Управление образования Киселевского городского округа
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Центр детского творчества»
Занятия
в системе дополнительного образования
Методическая рекомендация
(название без кавычек, вид методической продукции)
Автор-составитель:
Ф.И.О.,
должность
Киселёвский городской округ 2018
Пример оформления титульного листа методической рекомендации
Тесты. Педагогика и психология. тест по теме
Тест по педагогике
- Какие из мотивов не относятся к познавательным:
- мотивы самообразования;
- учебно-познавательные;
- социального сотрудничества
- Развитие ориентировки в пространстве, во времени, точности и тонкости различения эталонов относится к:
- развитию сенсорной сферы;
- моторной сферы;
- познавательной сферы.
- Какому этапу урока соответствуют следующие задачи: организация внимания, организация учителем процесса восприятия, осознания, осмысления и систематизации нового учебного материала?
- этапу подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала;
- этапу усвоения новых знаний;
- этапу закрепления новых знаний
- Какому типу урока соответствует следующая структура урока: организационный этап, проверка домашнего задания, всесторонняя проверка знаний, подготовка учащихся к активному усвоению нового материала, усвоение новых знаний, этап их закрепления, домашнее задание?
- урок повторения;
- урок освоения новых знаний;
- комбинированный урок;
- систематизации и обобщения нового материала
- Обязательным условием развития мышления ребенка является:
- личный опыт ребенка
- получение знаний
- умение читать
- все ответы неверны
- Наука, изучающая психологические закономерности обучения и воспитания, называется:
- общая психология
- возрастная психология
- педагогическая психология
- все ответы верны
- С именем какого педагога связано выделение педагогики из философии и оформление её в научную систему?
- Иоганна Фридриха Гербарта;
- Яна Амоса Коменского;
- Константина Дмитриевича Ушинского;
- Джона Дьюи
- Кто из учёных 70- х годов 20 века возглавил разработку идей оптимизации учебно-воспитательного процесса?
- И.П. Подласый;
- Ю.К. Бабанский;
- А.М. Моисеев;
- М.М. Поташник
- Назовите главную функцию учителя?
- оценочная;
- целеполагание;
- планирование;
- управление процессами обучения, воспитания, развития, формирования личности
- Кто написал «Великую дидактику», вышедшую в Амстердаме в 1654 году?
- Ян Амос Коменский;
- Дени Дидро;
- Сократ;
- Платон
- Кому принадлежит работа «Человек как предмет воспитания»?
- Н.Г. Чернышевскому;
- К. Гельвецию;
- Ж.Ж. Руссо;
- К.Д. Ушинскому
- Кому принадлежат слова: «Учитель должен быть свободным творцом, а не рабом чужой указки. Воспитание является искусством, а не ремеслом,- в этом корень учительского дела»?
- Л.П. Блонскому;
- Л.Н. Толстому;
- В.Ф. Шаталову;
- И. П. Подласому
- Кому принадлежат слова: «Воспитание может все»?
- Л.С.Выготскому;
- С.Л.Рубинштейну;
- А.Дистервегу;
- Гельвецию
- Как называется педагогика, занимающаяся обучением и воспитанием глухонемых и глухих?
- тифлопедагогика;
- сурдопедагогика;
- олигофренопедагогика;
- педагогика
- Как называется психолого-педагогическая концепция технократического воспитания, под которым понимается воспитание, базирующееся на новейших достижениях науки о человеке, использовании современных методов исследования его интересов, потребностей, способностей, факторов, детерминирующих поведение?
- неотомизм;
- неопозитивизм;
- бихевиоризм;
- экзистенциализм
- Какой из методов устного изложения дает обратную связь:
- рассказ
- объяснение
- лекция
- беседа
- В какой стране был принят первый законопроект о введении обязательного обучения?
- в Англии
- во Франции
- в России
- в Японии
- Какова 1-ая ступень познавательной деятельности учащихся?
- запоминание
- осмысление
- восприятие
- ощущение
- Какой принцип положен в основу педагогической системы Я.А.Коменского?
- природосообразности
- целесообразности
- доступности
- гуманности
- Восприятие часто принято называть:
- осязанием
- апперцепцией
- перцепцией
- наблюдательностью
- Динамика реакций и переживаний личности это:
- характер
- темперамент
- способности
- все ответы верны
- Вид мышления, при котором мыслительный процесс непосредственно связан с восприятием окружающей действительности и без него совершаться не может:
- абстрактно-логическое
- наглядно-образное
- наглядно-действенное
- теоретически-образное
- Отражение отдельных свойств предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств – это:
- ощущения
- восприятие
- эмоции
- все ответы верны
- Преодоление внутренних и внешних трудностей — необходимый компонент:
- восприятия
- внимания
- воли
- воображения
- Совокупность устойчивых свойств личности, проявляющихся в отношениях, это:
- темперамент
- способности
- характер
- задатки
- Выработка конкретных рекомендаций, вытекающих из результатов психодиагностического обследования, является специализацией:
- психодиагностики
- психокоррекции
- психологического консультирования
- психопрофилактики
- Основное требование к коррекционным программам это:
- занимательность
- универсальность
- соответствие выявленным нарушениям
- все ответы верны
- Основными условиями развития личности ребенка являются:
- формирование мотивов поведения
- развитие чувств
- развитие воли
- все ответы верны
29. Какие задачи ставятся перед педагогической наукой?
— Воспитание, обучение подрастающего поколения.
— Познание законов воспитания, вооружение педагогов-практиков знанием теории учебно-воспитательного процесса.
— Изучение проблем образования как фактора духовного развития людей.
— Исследование человеческой природы.
30. Что называется обучением? Выберите правильный ответ:
— Обучение — это передача знаний от учителя к ученикам с целью подготовки их к жизни.
— Обучение предполагает организацию самостоятельной учебной работы учеников с целью овладения знаниями, умениями и навыками.
— Обучение — процесс деятельности учителя, направленный на передачу ученикам знаний, умений и навыков, подготовку к жизни.
— Обучение — это двусторонний процесс деятельности учителя и учеников, направленный на сознательное и прочное овладение системой знаний, умений и навыков, в ходе которого осуществляется развитие умственных способностей и познавательных интересов, овладение методами познавательной деятельности, формируется научное мировоззрение.
— Обучение — это общение учителя с учениками, в ходе которого происходят передача и усвоение знаний, умений и навыков.
31. Развитие — это (выберите правильный ответ)
— Накопление количественных изменений в организме человека.
— Уничтожение старого и возникновение нового.
— Количественные и качественные изменения в организме человека, происходящие во времени под воздействием различных факторов.
— Целенаправленный процесс формирования у людей заданных качеств.
32. Что такое акселерация? Выберите более точный, полный ответ.
— Процесс активной деятельности личности.
— Ускорение формирование интеллектуальных сил личности.
— Ускорение индивидуального развития человека.
— Ускоренное физическое и психическое развитие личности в детском и подростковом возрасте.
33. В чем заключается целостность педагогического процесса?
— В подчинении всех процессов, его образующих, главной, общей и единой цели — формированию всесторонне и гармонически развитой личности.
— В том, что процессы, образующие педагогический процесс, имеют много общего между собой.
— В том, что педагогический процесс не делиться на составные части.
— В том, что между процессами, образующими педагогический процесс, нет различий: все они ведут к одной цели, но различными путями.
34. Что такое педагогические инновации?
— Это все изменения, направленные на изменение педагогической системы.
— Это нововведения учебно-воспитательным процессе с целью повышения его эффективности.
— Это замена некоторых элементов педагогической системы новыми, дающими больший эффект.
— Все ответы правильные.
35. Гуманистическая педагогика…
— Стремится изменить воспитанника.
— Исходит из приоритетности знаний педагога.
— Принимает воспитанника таким, каким он есть.
— Не требует от учителя переориентации внутренних установок.
36. Для запуска инновационного процесса оптимизации требуется:
— Значительные инвестиции.
— Желание, инициатива, понимание «узких мест» педагогической системы, ведение перспектив улучшения.
— Согласие учителей и родителей.
— Административный нажим.
37. Какая функция педагога является главной?
— Оценочная.
— Организаторская.
— Планирование
— Управления.
38.Что называется дидактикой? Из приведенных ответов выберите один правильный.
— Дидактика — это отдельная наука о закономерностях развития личности.
— Дидактикой называется раздел педагогики об образовании и воспитании подрастающего поколения.
— Дидактика — это отрасль педагогики, разрабатывающая теорию обучения и образования.
— Дидактика изучает процесс воспитывающего обучения.
39. Что такое соревнование?
— Соревнование — это игра, в которой определяется победитель.
— Соревнование — это путь, к закреплению достигнутых результатов.
— Соревнование — метод формирования и закрепления необходимых качеств личности в процессе сравнения собственных результатов с достижением других участников.
— Соревнование — это стремление к приоритету любыми путями.
40. Что такое наказание? Из приведенных ответов выберите один.
— Наказание — метод воспитания, проявляющийся в форме требования.
— Наказание — это решающий фактор торможения отрицательных действий воспитанников с целью формирования у них боязни за совершенные действия.
— Наказание — способ воздействия на воспитанника с позиции интересов коллектива с целью прекратить его отрицательные действия.
41. Общественное воспитание — это (выберите ответ)
— Негосударственная организация воспитательных процессов, происходящих в обществе в системе «человек — человеку».
— Государственная система общественного просвещения.
— Семейное воспитание.
— Государственное учреждение, занимающиеся делами незащищенных слоев населения.
42. Причины снижения воспитательного влияния семьи следующие:
— Снижение уровня жизни.
— Упадок морали.
— Обострение конфликта поколений.
— Все ответы правильные.
43. Какие из приведенных ниже бесед можно назвать методом научно-педагогического исследования?
— Беседа классного руководителя с родителями о воспитании детей в семье.
— Беседа учителя с опоздавшими на урок учениками.
— Беседа с учениками о правилах поведения в общественных местах.
— Беседа с учителем, в процессе которой выявляются эффективные приемы стимулирования интереса школьников к изучаемому материалу.
44. Синтезируя приведенные определения, установите сущность учебного процесса.
— Процесс обучения заключается в передаче знаний учащимися.
— Процесс обучения заключается в усвоении знаний учащимися.
— Учебный процесс — двусторонний управляемый процесс совместной деятельности учителей и учащихся, направленный на интеллектуальное развитие, формирование знаний и способов умственной деятельности обучаемых, развитие их способностей и наклонностей.
— Сущность учебного процесса состоят в организации учения.
— Главная цель учебного процесса — управление умственной деятельностью учащихся.
45. Что представляет собой учебная программа?
— Учебная программа определяет порядок изучения учебных дисциплин и количество часов, отведенное на них.
— В учебной программе определены содержание и объем знаний по учебному предмету, количество часов, которое отводиться на изучение определенных тем, вопросов курса.
— Под учебной программой следует понимать такой документ, в котором перечислены те предметы, которые будут изучаться в определенном классе.
1.2. Тест по основам педагогической психологии
1. Экспериментальная педагогика и педагогическая психология первоначально трактовались как:
— различные названия одной и той же области знания
— различные области знания
— экспериментальная педагогика как отрасль педагогической психологии
— педагогическая психология как отрасль экспериментальной педагогики
2. В наибольшей мере обеспечивает соединение психологических исследований с педагогическим поиском и проектированием наиболее эффективных форм учебно-воспитательного процесса:
— наблюдение
— формирующий эксперимент
— лабораторный эксперимент
— метод анализа продуктов деятельности
3. Учение как фактор социализации, как условие связи индивидуального и общественного сознания рассматривается в:
— физиологии
— социологии
— биологии
— психологии
— педагогике
4. Процесс учения как преобразования личного опыта ребенка рассматривается в разрезе:
— функциональной психологии
— бихевиоризме
— гештальтпсихологии
— когнитивной психологии
5. Действия, направленные на анализ условий ситуации, на соотнесение ее со своими возможностями и приводящие к постановке учебной задачи называются:
— ориентировочными
— исполнительскими
— контрольными
— оценочными
6. Мысленное предвидение результата и способа его достижения по отношению к цели учения выступает как:
— ее вид
— ее уровень
— этап ее реализации
— форма ее проявления
7. Мотивы самообразования — это:
— форма проявления учебных мотивов
— этап усвоения учебных мотивов
— уровень познавательных мотивов
— качественная характеристика учебных мотивов
8. Умение перегруппировывать и преобразовать материал, творчески применить описание явлений, законов, проявляется как:
— глубина знаний
— гибкость знаний
— системность знаний
— осознанность
9. Действие, сформированное путем повторения, характеризующееся высокой степенью освоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля, есть:
— навык
— умение
— операция
— деятельность
10. Если известны цели выполнения действия, но пути достижения цели представляются недостаточно четко, то этот этап формирования навыка характеризуется как:
— осмысление
— осознание
— автоматизация
— высокая автоматизация
11. Знания, умения и навыки приобретаются по так называемому методу проб и ошибок при:
— импринтинге
— условно-рефлекторном научении
— оперантном научении
— вербальном научении
— викарном научении
12. Процесс изменения личности ребенка в процессе ее взаимодействия с реальной действительностью, появление физических и социально-психологических новообразований в структуре личности понимается как:
— становление
— формирование
— социализация
— воспитание
13. Понятие «задатки» характеризует:
— индивидуальные свойства
— субъектные свойства
— личностные свойства
— свойства индивидуальности
14. Изучение воспитывающих возможностей содержания образования отражает следующий подход к целостности педагогического процесса:
— единство процессов обучения и воспитания
— воспитание как единство «частных» воспитательных дел
— характер взаимодействия педагогов и учащихся
— деятельность педагога
15. Тенденция к сохранению однажды созданного представления о ребенке составляет суть:
— эффекта ореола
— эффекта последовательности
— эффекта инерционности
5.7. Выработка рекомендаций для управления
- •Л. А. Кудринская прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе
- •Введение 5
- •Раздел 1 история развития социального прогнозирования
- •1.1. Явления презентизма и футурофобии
- •1.2. Религиозные, утопические, философско-исторические представления о будущем
- •1.3. Научно-публицистический жанр «Размышления о будущем» (XIX–XX вв.)
- •1.4. Технологическое прогнозирование
- •1.5. Антифутурологические волны
- •1.6. Роль Римского клуба в исследовании проблематики будущего
- •1.7. Современный этап: глобалистика и альтернативистика
- •Раздел 2 социальное прогнозирование как метод научного познания
- •2.1. Социальная прогностика как учебная и научная дисциплина
- •2.2. Объект социального прогнозирования
- •2.3. Виды прогнозов
- •2.4. Междисциплинарный характер исследований прогнозирования социальных процессов и структур
- •2.5. Методологические принципы социального прогнозирования
- •2.6. Роль системного подхода в социальном прогнозировании
- •2.7. Способы разработки прогнозов
- •2.8. Методы социального прогнозирования
- •2.9. Результаты прогнозов и требования к ним
- •Требования к результатам прогноза:
- •Форма выражения результатов прогнозов:
- •2.10. Принципы и условия надежности социального прогнозирования
- •2.11. Основные недостатки процесса прогнозирования
- •Основные недостатки прогнозирования социальных процессов:
- •Раздел 3 социальное моделирование
- •3.1. Моделирование как метод научного познания
- •3.2. Виды и функции моделей
- •3.3. Специфика моделирования в социальной сфере
- •Каким требованиям должна отвечать социальная модель?
- •3.4. Оценка моделей
- •Критерии оценки модели
- •Раздел 4 основные направления социальных прогнозов в социальной работе
- •1.1. Цели и задачи прогнозирования в социальной работе
- •4.2. Функции прогнозов в социальной работе и основные направления прогнозирования в социальной работе
- •В современный период активно проводятся прогнозы по следующим направлениям:
- •4.4. Методы прогнозирования населения
- •Раздел 5 технология прогнозных разработок социальных процессов
- •5.1. Этапы прогнозного исследования
- •5.2. Построение программы прогнозного исследования (предпрогнозная ориентация)
- •Предпрогнозная ориентация включает компоненты:
- •5.3. Построение исходной (базовой) модели
- •Виды социальных показателей
- •Последовательность операций при построении исходной (базовой) модели
- •5.4. Модель прогнозного фона
- •Стандартные аспекты прогнозного фона:
- •Последовательность операций при построении модели прогнозного фона
- •Какие виды социальных показателей вам известны?
- •Дополнительные приемы немеханической, нелинейной экстраполяции:
- •Поисковый прогноз содержит четыре основные компоненты:
- •5.5.2. Проблемная ситуация и перспективы ее развития
- •Этапы формирования и развития проблемной ситуации:
- •5.5.3. Характерные особенности социальных проблем
- •5.5.4. Систематизация проблем методом построения «дерева социальных проблем»
- •Рекомендации по методике систематизации и определения путей оптимального решения социальных проблем
- •5.5.5. Последовательность операций при разработке поискового прогноза
- •5.6. Нормативный прогноз
- •5.6.1. Характерные особенности нормативных разработок
- •В каждом случае требуется особый методологический подход
- •5.6.2. Социальная цель. «Дерево социальных целей»
- •Построение «дерева социальных целей»
- •Ключевая (основополагающая) проблема
- •5.6.3. Целевые ситуации и их прогнозирование
- •Существуют три основных вида (класса) целевых ситуаций:
- •5.6.4. Последовательность операций нормативного прогноза
- •Виды верификации прогноза
- •5.7. Выработка рекомендаций для управления
- •Последовательность операций при разработке рекомендаций
- •Раздел 6 социально-проектная деятельность
- •6.1. Социальное проектирование: суть, основные понятия
- •6.2. Субъект, объект, предмет социального проектирования
- •6.3. Классификация социальных проектов
- •Классификация проектов социальной направленности
- •6.4. Методы социального проектирования
- •Матрица идей
- •Метод вживания в роль
- •Метод аналогии
- •Метод ассоциации
- •Метод мозгового штурма
- •Методика синектики
- •6.5. Этапы социального проектирования
- •Паспорт социального проекта
- •Раздел 7 законодательная база социально-экономического прогнозирования рф
- •I. Общие положения
- •II. Разработка сценарных условий и основных параметров прогноза.
- •III. Разработка прогноза.
- •IV. Уточнение прогноза.
- •Список рекомендуемой литературы
- •Российская федерация федеральный закон о государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития российской федерации
- •Правительство российской федерации
- •Правила разработки прогноза социально-экономического развития российской федерации
- •I. Общие положения
- •II. Разработка сценарных условий и основных параметров прогноза
- •III. Разработка прогноза
- •IV. Уточнение прогноза