Методическая рекомендация

Памятка для методистов и педагогов «Как составить методические рекомендации»

Памятка для методистов и педагогов

«Как составить методические рекомендации»

Методические рекомендации представляют собой особым образом структурированную информацию, определяющую порядок, логику и акценты изучения какой-либо темы, проведения занятия, мероприятия.

Методические рекомендации содержат в себе раскрытие одной или нескольких частных методик, выработанных на основе положительного опыта. Их задача — рекомендовать наиболее эффективные, рациональные варианты, образцы действий применительно к определенному виду деятельности (в том числе — мероприятию).

В методических рекомендациях обязательно содержится указание по организации и проведению одного или нескольких конкретных дел, иллюстрирующих методику на практике.

Методические рекомендации должны иметь точный адрес (указание на то, кому они адресованы: педагогам, родителям, методистам, педагогам-организаторам, классным руководителям и т.д.). Соответственно этому регламентируется терминология, стиль, объем методических рекомендаций.

Структура методических рекомендаций

Методические рекомендации как вид методической продукции включают:

  • титульный лист;

  • аннотацию;

  • сведения об авторе (авторах);

  • пояснительную записку;

  • список рекомендуемой литературы по данной теме;

  • приложения (при необходимости).

Пояснения к отдельным элементам структуры методических рекомендаций

1. На титульном листе должны быть обозначены:

  • название учреждения (в порядке нисходящей подчиненности);

  • фамилия, имя, отчество автора;

  • название (с пометкой о виде методической продукции — методические рекомендации);

  • название города;

  • год разработки.

2. На 2-ом листе вверху приводится аннотация, включающая лаконичные сведения о:

  • сути рассматриваемых вопросов (например, указывается, что данные рекомендации посвящены методике организации Интернет-олимпиады для школьников в системе ДОД);

  • предназначении данных методических рекомендаций (какую помощь и кому призвана оказать настоящая работа — школьным учителям, зам. директоров школ по воспитательной работе, педагогам дополнительного образования);

  • источнике практического опыта, положенного в основу рекомендаций (указать, на базе какого опыта разработаны данные методрекомендации);

  • возможных сферах приложения предлагаемого вида методической продукции (в каких областях гуманитарного знания могут быть использованы настоящие рекомендации).

3. Внизу листа помещаются сведения об авторе (авторах): Ф.И.О., должность, место работы, квалификационная категория или научная степень, контактный телефон.

4. Пояснительная записка должна содержать следующую информацию:

обоснование актуальности разработки данных методических рекомендаций (здесь целесообразно дать краткий анализ положения дел по изучаемому вопросу: уточнить, в каких образовательных областях в настоящее время используются, например, Интернет-олимпиады школьников, в чем их достоинства и недостатки; охарактеризовать значимость предлагаемой работы с точки зрения реализации соответствующей федеральной или региональной программы; разъяснить, какую помощь и кому могут оказать настоящие методические рекомендации);

определение цели составления методических рекомендаций (например, оказать методическую помощь педагогам-практикам, организаторам воспитательной работы с детьми; составить алгоритм подготовки и проведения олимпиад разного уровня — школьных, городских, региональных — с использованием современных информационных технологий и т.п.);

краткое описание ожидаемого результата от использования данных методических рекомендаций в системе дополнительного образования детей (например, овладение опытом организации виртуальной олимпиады может стать основой для проведения подобных мероприятий по разным предметам школьного цикла; может способствовать повышению мотивации школьников к изучению конкретного предмета и освоению информационных технологий и т.п.);

обоснование особенностей и новизны предлагаемой работы в сравнении с другими подобными разработками, существующими в данной образовательной области.

5. Содержание методических рекомендаций может быть связано с самыми разнообразными вопросами: решением определенной педагогической проблемы, проведением массовых мероприятий, организацией летней кампании, проведением учебно-исследовательской работы, изучением отдельных тем образовательной программы и т.п. Поэтому содержание методических рекомендаций не имеет особо регламентированной структуры и может излагаться в достаточно произвольной форме.

Например, его можно структурировать в следующей логике:

описать (на основе состоявшегося опыта деятельности), что именно рекомендуется делать по исследуемому вопросу (поэтапно) и как (с помощью каких форм и методов — например: автоматизированное тестирование, наблюдение);

дать советы по решению организационных вопросов (разработка плана работы оргкомитета олимпиады; определение этапов олимпиады и сроков информирования ее потенциальных участников, распределение поручений, обеспечение рекламы и т.д.), материально-техническому (Интернет в школах и УДОД), финансовому (источники и фиксированные суммы финансирования олимпиады), кадровому обеспечению описываемого вида деятельности (требования к экспертам); вычленить наиболее трудные моменты в организации и проведении описываемого вида деятельности (исходя из имеющегося опыта); предостеречь от типичных ошибок.

6. Список рекомендуемой литературы по данной теме составляется в алфавитном порядке, в соответствии с современными правилами оформления литературных источников.

7. Приложения включают материалы, необходимые для организации рекомендуемого вида деятельности с использованием данных методических рекомендаций, но не вошедшие в блок «Содержание». В числе приложений могут быть:

  • планы проведения конкретных дел, мероприятий;

  • тестовые задания;

  • методики создания практических заданий, адресованных обучающимся;

  • примерные вопросы к играм, конкурсам, викторинам;

  • методики определения результатов по конкретным видам деятельности;

  • схемы, диаграммы, фотографии, карты;

  • примерная тематика открытых мероприятий, экскурсий и т.д.

методические указания

Смотреть что такое «методические указания» в других словарях:

  • МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО РАСЧЕТУ ВЫБРОСОВ ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ В АТМОСФЕРУ ОТ АСФАЛЬТОБЕТОННЫХ ЗАВОДОВ — Источник: Методичес … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • Методические указания: Методические указания по расчету выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от асфальтобетонных заводов — Терминология Методические указания: Методические указания по расчету выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от асфальтобетонных заводов: МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО РАСЧЕТУ ВЫБРОСОВ ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ В АТМОСФЕРУ ОТ АСФАЛЬТОБЕТОННЫХ ЗАВОДОВ… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • Методические указания: Методические указания по проектированию земляного полотна на слабых грунтах — Терминология Методические указания: Методические указания по проектированию земляного полотна на слабых грунтах: При упрощенном способе за нормативное значение характеристики принимается ее среднемедианное значение, устанавливаемое… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • Методические указания: Методические указания по составлению московских городских строительных норм проектирования зданий и сооружений (территориальные строительные нормы г. Москвы) — Терминология Методические указания: Методические указания по составлению московских городских строительных норм проектирования зданий и сооружений (территориальные строительные нормы г. Москвы): Здание наземное строительное сооружение с… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • Методические указания: Методические указания по проектированию земляного полотна (выемок) в легковыветривающихся скальных породах — Терминология Методические указания: Методические указания по проектированию земляного полотна (выемок) в легковыветривающихся скальных породах: Некоторые особенности выбора расчетных параметров скальных пород 4.13. Обычно различные литологические … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • Методические указания: Методические указания по оценке городских почв при разработке градостроительной и архитектурно-строительной документации (издание второе) — Терминология Методические указания: Методические указания по оценке городских почв при разработке градостроительной и архитектурно строительной документации (издание второе): 3.4.2. Величина рН жидкой фазы почвы. Для большинства почв города… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • Методические указания по определению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу из резервуаров — Терминология Методические указания по определению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу из резервуаров: Определения Количество вещества, содержащееся в единице массы или объема воздуха, приведенного к нормальным условиям Определения термина… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • Методические указания по балансировке жестких роторов (к ГОСТ 22061-76 Машины и технологическое оборудование. Система классов точности балансировки. Основные положения) — Терминология Методические указания по балансировке жестких роторов (к ГОСТ 22061 76 Машины и технологическое оборудование. Система классов точности балансировки. Основные положения) оригинал документа: 2.1. Балансировка это технологический… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • Методические указания по оценке и возмещению вреда, нанесенного окружающей природной среде в результате экологических правонарушений — Терминология Методические указания по оценке и возмещению вреда, нанесенного окружающей природной среде в результате экологических правонарушений: 2.3. Вред окружающей природной среде негативные изменения окружающей природной среды, вызванные… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • Методические указания по допуску в эксплуатацию новых и реконструированных электрических и тепловых установок — определяют порядок допуска в эксплуатацию и подключения новых и реконструированных электрических и тепловых энергоустановок потребителей электрической и тепловой энергии, оборудования и основных сооружений электростанций, электрических и тепловых … Коммерческая электроэнергетика. Словарь-справочник

Требования к составлению и написанию методических рекомендаций

Муниципальное бюджетное

учреждение дополнительного образования

«Центр детского творчества»

(МБУ ДО ЦДТ)

Требования к составлению и написанию

методических рекомендаций

Составитель:

Кольцова Лариса Михайловна,

заместитель директора по учебно- воспитательной работе, методист

МБУ ДО ЦДТ

Киселёвский городской округ, 2018

Введение.

Особое место при подготовке методических материалов отводится ее оформлению, а так же внешнему и внутреннему виду. Чтобы педагогические разработки, оформляемые педагогами, соответствовали всем требованиям необходимо знать, как оформить обложку, что нужно расположить на титульном листе и его обороте, как правильно оформить основное содержание, какие правила следует соблюдать при элементарном наборе текстов.

Нормативные документы по оформлению методических рекомендаций регламентируются следующими стандартами: ГОСТ 7.1.-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления», ГОСТ Р 7.0.4. – 2006 «Издания. Выходные сведения», ОСТ 29.115.-88 «Оригиналы авторские и текстовые издательские. Общие технические требования», ГОСТ 7.89. — 2005 «Оригиналы текстовые авторские и издательские. Общие требования»

Методические рекомендации — комплекс предложений и указаний, способствующих внедрению наиболее эффективных методов и форм работы

для решения какой-либо проблемы педагогики. (Полонский В.М. Словарь понятий и терминов по законодательству Российской Федерации об образовании. М.: «МИРОС», 1995,с. 56).

Методические рекомендации — это один из видов организационно-инструктивной методической продукции (наряду с методической разработкой, методической запиской, тематической папкой и др.).

Методические рекомендации представляют собой особым образом структурированную информацию, раскрывающую порядок, логику и акценты изучения какой-либо темы, проведения занятия, мероприятия. В методических рекомендациях акцент делается не столько на последовательность осуществляемых действий (как в методической разработке), сколько на раскрытие одной или нескольких частных методик, выработанных на основе положительного опыта. Их задача — рекомендовать наиболее эффективные, рациональные варианты, образцы действий применительно к определенному виду деятельности (в том числе — мероприятию), основанных на достижениях науки и передового опыта с учетом конкретных условий и особенностей деятельности.

Методические рекомендации должны иметь точный адрес (указание на то, кому они адресованы: педагогам дополнительного образования, родителям, методистам, педагогам-организаторам, классным руководителям и т.д.). Соответственно этому регламентируется терминология, стиль, объем методических рекомендаций.

При работе над методическими рекомендациями автору необходимо четко определить цель работы, подчинив ей все содержание; дать рекомендации о том, какими передовыми педагогическими технологиями надо пользоваться.

Если речь идет об обобщении передового опыта, необходимо раскрыть, какими методическими приемами и способами достигаются успехи в образовательном процессе.

Подготовка к написанию методических рекомендаций включает в

себя следующие этапы:

1. Выбор актуальной темы.

2. Изучение источников по избранной теме.

3. Составление плана.

4. Накопление фактического материала.

5. Подбор наиболее ярких, характерных фактов для обоснования

приведенных положений и рекомендаций.

6. Распределение содержания работы по разделам.

Структура методических рекомендаций.

Методические рекомендации как вид методической продукции включают следующие структурные элементы:

титульный лист;

аннотацию;

сведения об авторе (авторах);



пояснительную записку;

основную часть;

заключение;

список рекомендуемой литературы по данной теме;

приложения (при необходимости).

Пояснения к отдельным структурным элементам методических рекомендаций.

1. На титульном листе должны быть обозначены:

  • полное название учреждения (в порядке нисходящей подчиненности);

  • фамилия, имя, отчество автора;

  • название (с пометкой о виде методической продукции — методические

рекомендации);

  • название города;

  • год разработки.

Образец оформления титульного листа представлен в приложении 1.

2. На оборотной стороне титульного листа вверху приводится аннотация,

включающая лаконичные сведения о:

  • сути рассматриваемых вопросов (например, указывается, что данные

рекомендации посвящены вопросам организации и проведения занятий в системе дополнительного образования и др.);

  • предназначение данных методических рекомендаций (какую помощь и

кому призвана оказать настоящая работа — педагогам дополнительного образования, педагогам-организаторам, школьным учителям, заместителям директоров школ по воспитательной работе и т. д.);

  • источник практического опыта, положенного в основу рекомендаций

(указать, на базе, какого опыта разработаны данные методические рекомендации);

  • возможных сфер приложения предлагаемых методических рекомендаций (в каких областях гуманитарного знания могут быть использованы настоящие рекомендации).

3. Внизу листа помещаются сведения об авторе (авторах): Ф.И.О., должность, место работы, квалификационная категория или научная степень, контактный телефон.

включает упорядоченный перечень наименований всех структурных элементов (кроме обложки, титульного листа и его оборотной стороны) с указанием номеров страниц, с которых начинается их месторасположение в данных методических рекомендациях.

5. Пояснительная записка должна содержать следующую информацию:

  • обоснование актуальности разработки данных методических рекомендаций (здесь целесообразно дать краткий анализ положения дел по изучаемому вопросу; разъяснить, какую помощь и кому могут оказать настоящие методические рекомендации);

  • определение цели составления методических рекомендаций (например, оказание методической помощи начинающим педагогам дополнительного образования и т.п.);

  • краткое описание ожидаемого результата от использования данных методических рекомендаций в системе дополнительного образования детей;

  • обоснование особенностей и новизны предлагаемой работы в сравнении с другими подобными разработками, существующими в данной образовательной области.

6. Основная часть методических рекомендаций может быть связана с самыми разнообразными вопросами: решением определенной педагогической проблемы, проведением массовых мероприятий, организацией летней кампании, проведением учебно-исследовательской работы, изучением отдельных тем образовательной программы и т.п. Поэтому основная часть методических рекомендаций не имеет особо регламентированной структуры и может излагаться в достаточно произвольной форме. Например, ее можно структурировать в следующей логике:

— описать (на основе состоявшегося опыта деятельности), что именно рекомендуется делать по исследуемому вопросу (поэтапно) и как (с помощью каких форм, методов, способов и приемов деятельности — например: автоматизированное тестирование, наблюдение);

— дать советы по решению организационных вопросов (в случае, если

рекомендации посвящены методике организации и проведению занятия то

можно представить разработку плана работы по определённой теме; материально-техническому (Интернет в школах и ОУ ДОД), финансовому (источники и фиксированные суммы финансирования мероприятия), кадровому обеспечению описываемого вида деятельности (требования к экспертам);

— вычленить наиболее трудные моменты в организации и проведении описываемого вида деятельности (исходя из имеющегося опыта);

— предостеречь от типичных ошибок. Описание методов, способов, приемов деятельности, ведущих к достижению желаемого результата деятельности; предложения и указания, способствующие внедрению их в практику.

7. Заключение здесь излагаются краткие, четкие выводы, логически вытекающие из содержания методических рекомендаций.

8. Список рекомендуемой литературы по данной теме составляется в алфавитном порядке, в соответствии с современными правилами оформления

литературных источников и в соответствии с действующим ГОСТ.

9. Приложения включают материалы, необходимые для организации

рекомендуемого вида деятельности с использованием данных методических рекомендаций, но не вошедшие в блок «Основная часть». В числе приложений могут быть:

  • планы проведения конкретных дел, мероприятий;

  • тестовые задания;

  • методики создания практических заданий, адресованных обучающимся;

  • примерные вопросы к играм, конкурсам, викторинам;

  • методики определения результатов по конкретным видам деятельности;

  • схемы, графики, диаграммы, рисунки, фотографии, карты, планы-конспекты занятий;

  • примерная тематика открытых мероприятий, экскурсий и т.д.

Приложение 1

Управление образования Киселевского городского округа

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Центр детского творчества»

Занятия

в системе дополнительного образования

Методическая рекомендация

(название без кавычек, вид методической продукции)

Автор-составитель:

Ф.И.О.,

должность

Киселёвский городской округ 2018

Пример оформления титульного листа методической рекомендации

Тесты. Педагогика и психология. тест по теме

Тест по педагогике

  1. Какие из мотивов не относятся к познавательным:
  • мотивы самообразования;
  • учебно-познавательные;
  • социального сотрудничества
  1. Развитие ориентировки в пространстве, во времени, точности и тонкости различения эталонов относится к:
  • развитию сенсорной сферы;
  • моторной сферы;
  • познавательной сферы.
  1. Какому этапу урока соответствуют следующие задачи: организация внимания, организация учителем процесса восприятия, осознания, осмысления и систематизации нового учебного материала?
  • этапу подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала;
  • этапу усвоения новых знаний;
  • этапу закрепления новых знаний
  1. Какому типу урока соответствует следующая структура урока: организационный этап, проверка домашнего задания, всесторонняя проверка знаний, подготовка учащихся к активному усвоению нового материала, усвоение новых знаний, этап их закрепления, домашнее задание?
  • урок повторения;
  • урок освоения новых знаний;
  • комбинированный урок;
  • систематизации и обобщения нового материала
  1. Обязательным условием развития мышления ребенка является:
  • личный опыт ребенка
  • получение знаний
  • умение читать
  • все ответы неверны
  1. Наука, изучающая психологические закономерности обучения и воспитания, называется:
  • общая психология
  • возрастная психология
  • педагогическая психология
  • все ответы верны
  1. С именем какого педагога связано выделение педагогики из философии и оформление её в научную систему?
  • Иоганна Фридриха Гербарта;
  • Яна Амоса Коменского;
  • Константина Дмитриевича Ушинского;
  • Джона Дьюи
  1. Кто из учёных 70- х годов 20 века возглавил разработку идей оптимизации учебно-воспитательного процесса?
  • И.П. Подласый;
  • Ю.К. Бабанский;
  • А.М. Моисеев;
  • М.М. Поташник
  1. Назовите главную функцию учителя?
  • оценочная;
  • целеполагание;
  • планирование;
  • управление процессами обучения, воспитания, развития, формирования личности
  1. Кто написал «Великую дидактику», вышедшую в Амстердаме в 1654 году?
  • Ян Амос Коменский;
  • Дени Дидро;
  • Сократ;
  • Платон
  1. Кому принадлежит работа «Человек как предмет воспитания»?
  • Н.Г. Чернышевскому;
  • К. Гельвецию;
  • Ж.Ж. Руссо;
  • К.Д. Ушинскому
  1. Кому принадлежат слова: «Учитель должен быть свободным творцом, а не рабом чужой указки. Воспитание является искусством, а не ремеслом,- в этом корень учительского дела»?
  • Л.П. Блонскому;
  • Л.Н. Толстому;
  • В.Ф. Шаталову;
  • И. П. Подласому
  1. Кому принадлежат слова: «Воспитание может все»?
  • Л.С.Выготскому;
  • С.Л.Рубинштейну;
  • А.Дистервегу;
  • Гельвецию
  1. Как называется педагогика, занимающаяся обучением и воспитанием глухонемых и глухих?
  • тифлопедагогика;
  • сурдопедагогика;
  • олигофренопедагогика;
  • педагогика
  1. Как называется психолого-педагогическая концепция технократического воспитания, под которым понимается воспитание, базирующееся на новейших достижениях науки о человеке, использовании современных методов исследования его интересов, потребностей, способностей, факторов, детерминирующих поведение?

  • неотомизм;
  • неопозитивизм;
  • бихевиоризм;
  • экзистенциализм
  1. Какой из методов устного изложения дает обратную связь:
  • рассказ
  • объяснение
  • лекция
  • беседа
  1. В какой стране был принят первый законопроект о введении обязательного обучения?
  • в Англии
  • во Франции
  • в России
  • в Японии
  1. Какова 1-ая ступень познавательной деятельности учащихся?
  • запоминание
  • осмысление
  • восприятие
  • ощущение
  1. Какой принцип положен в основу педагогической системы Я.А.Коменского?
  • природосообразности
  • целесообразности
  • доступности
  • гуманности
  1. Восприятие часто принято называть:
  • осязанием
  • апперцепцией
  • перцепцией
  • наблюдательностью
  1. Динамика реакций и переживаний личности это:
  • характер
  • темперамент
  • способности
  • все ответы верны
  1. Вид мышления, при котором мыслительный процесс непосредственно связан с восприятием окружающей действительности и без него совершаться не может:
  • абстрактно-логическое
  • наглядно-образное
  • наглядно-действенное
  • теоретически-образное
  1. Отражение отдельных свойств предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств – это:
  • ощущения
  • восприятие
  • эмоции
  • все ответы верны
  1. Преодоление внутренних и внешних трудностей — необходимый компонент:
  • восприятия
  • внимания
  • воли
  • воображения
  1. Совокупность устойчивых свойств личности, проявляющихся в отношениях, это:
  • темперамент
  • способности
  • характер
  • задатки
  1. Выработка конкретных рекомендаций, вытекающих из результатов психодиагностического обследования, является специализацией:
  • психодиагностики
  • психокоррекции
  • психологического консультирования
  • психопрофилактики
  1. Основное требование к коррекционным программам это:
  • занимательность
  • универсальность
  • соответствие выявленным нарушениям
  • все ответы верны
  1. Основными условиями развития личности ребенка являются:
  • формирование мотивов поведения
  • развитие чувств
  • развитие воли
  • все ответы верны

29. Какие задачи ставятся перед педагогической наукой?

— Воспитание, обучение подрастающего поколения.

— Познание законов воспитания, вооружение педагогов-практиков знанием теории учебно-воспитательного процесса.

— Изучение проблем образования как фактора духовного развития людей.

— Исследование человеческой природы.

30. Что называется обучением? Выберите правильный ответ:

— Обучение — это передача знаний от учителя к ученикам с целью подготовки их к жизни.

— Обучение предполагает организацию самостоятельной учебной работы учеников с целью овладения знаниями, умениями и навыками.

— Обучение — процесс деятельности учителя, направленный на передачу ученикам знаний, умений и навыков, подготовку к жизни.

— Обучение — это двусторонний процесс деятельности учителя и учеников, направленный на сознательное и прочное овладение системой знаний, умений и навыков, в ходе которого осуществляется развитие умственных способностей и познавательных интересов, овладение методами познавательной деятельности, формируется научное мировоззрение.

— Обучение — это общение учителя с учениками, в ходе которого происходят передача и усвоение знаний, умений и навыков.

31. Развитие — это (выберите правильный ответ)

— Накопление количественных изменений в организме человека.

— Уничтожение старого и возникновение нового.

— Количественные и качественные изменения в организме человека, происходящие во времени под воздействием различных факторов.

— Целенаправленный процесс формирования у людей заданных качеств.

32. Что такое акселерация? Выберите более точный, полный ответ.

— Процесс активной деятельности личности.

— Ускорение формирование интеллектуальных сил личности.

— Ускорение индивидуального развития человека.

— Ускоренное физическое и психическое развитие личности в детском и подростковом возрасте.

33. В чем заключается целостность педагогического процесса?

— В подчинении всех процессов, его образующих, главной, общей и единой цели — формированию всесторонне и гармонически развитой личности.

— В том, что процессы, образующие педагогический процесс, имеют много общего между собой.

— В том, что педагогический процесс не делиться на составные части.

— В том, что между процессами, образующими педагогический процесс, нет различий: все они ведут к одной цели, но различными путями.

34. Что такое педагогические инновации?

— Это все изменения, направленные на изменение педагогической системы.

— Это нововведения учебно-воспитательным процессе с целью повышения его эффективности.

— Это замена некоторых элементов педагогической системы новыми, дающими больший эффект.

— Все ответы правильные.

35. Гуманистическая педагогика…

— Стремится изменить воспитанника.

— Исходит из приоритетности знаний педагога.

— Принимает воспитанника таким, каким он есть.

— Не требует от учителя переориентации внутренних установок.

36. Для запуска инновационного процесса оптимизации требуется:

— Значительные инвестиции.

— Желание, инициатива, понимание «узких мест» педагогической системы, ведение перспектив улучшения.

— Согласие учителей и родителей.

— Административный нажим.

37. Какая функция педагога является главной?

— Оценочная.

— Организаторская.

— Планирование

— Управления.

38.Что называется дидактикой? Из приведенных ответов выберите один правильный.

— Дидактика — это отдельная наука о закономерностях развития личности.

— Дидактикой называется раздел педагогики об образовании и воспитании подрастающего поколения.

— Дидактика — это отрасль педагогики, разрабатывающая теорию обучения и образования.

— Дидактика изучает процесс воспитывающего обучения.

39. Что такое соревнование?

— Соревнование — это игра, в которой определяется победитель.

— Соревнование — это путь, к закреплению достигнутых результатов.

— Соревнование — метод формирования и закрепления необходимых качеств личности в процессе сравнения собственных результатов с достижением других участников.

— Соревнование — это стремление к приоритету любыми путями.

40. Что такое наказание? Из приведенных ответов выберите один.

— Наказание — метод воспитания, проявляющийся в форме требования.

— Наказание — это решающий фактор торможения отрицательных действий воспитанников с целью формирования у них боязни за совершенные действия.

— Наказание — способ воздействия на воспитанника с позиции интересов коллектива с целью прекратить его отрицательные действия.

41. Общественное воспитание — это (выберите ответ)

— Негосударственная организация воспитательных процессов, происходящих в обществе в системе «человек — человеку».

— Государственная система общественного просвещения.

— Семейное воспитание.

— Государственное учреждение, занимающиеся делами незащищенных слоев населения.

42. Причины снижения воспитательного влияния семьи следующие:

— Снижение уровня жизни.

— Упадок морали.

— Обострение конфликта поколений.

— Все ответы правильные.

43. Какие из приведенных ниже бесед можно назвать методом научно-педагогического исследования?

— Беседа классного руководителя с родителями о воспитании детей в семье.

— Беседа учителя с опоздавшими на урок учениками.

— Беседа с учениками о правилах поведения в общественных местах.

— Беседа с учителем, в процессе которой выявляются эффективные приемы стимулирования интереса школьников к изучаемому материалу.

44. Синтезируя приведенные определения, установите сущность учебного процесса.

— Процесс обучения заключается в передаче знаний учащимися.

— Процесс обучения заключается в усвоении знаний учащимися.

— Учебный процесс — двусторонний управляемый процесс совместной деятельности учителей и учащихся, направленный на интеллектуальное развитие, формирование знаний и способов умственной деятельности обучаемых, развитие их способностей и наклонностей.

— Сущность учебного процесса состоят в организации учения.

— Главная цель учебного процесса — управление умственной деятельностью учащихся.

45. Что представляет собой учебная программа?

— Учебная программа определяет порядок изучения учебных дисциплин и количество часов, отведенное на них.

— В учебной программе определены содержание и объем знаний по учебному предмету, количество часов, которое отводиться на изучение определенных тем, вопросов курса.

— Под учебной программой следует понимать такой документ, в котором перечислены те предметы, которые будут изучаться в определенном классе.

1.2. Тест по основам педагогической психологии

1. Экспериментальная педагогика и педагогическая психология первоначально трактовались как:

— различные названия одной и той же области знания

— различные области знания

— экспериментальная педагогика как отрасль педагогической психологии

— педагогическая психология как отрасль экспериментальной педагогики

2. В наибольшей мере обеспечивает соединение психологических исследований с педагогическим поиском и проектированием наиболее эффективных форм учебно-воспитательного процесса:

— наблюдение

— формирующий эксперимент

— лабораторный эксперимент

— метод анализа продуктов деятельности

3. Учение как фактор социализации, как условие связи индивидуального и общественного сознания рассматривается в:

— физиологии

— социологии

— биологии

— психологии

— педагогике

4. Процесс учения как преобразования личного опыта ребенка рассматривается в разрезе:

— функциональной психологии

— бихевиоризме

— гештальтпсихологии

— когнитивной психологии

5. Действия, направленные на анализ условий ситуации, на соотнесение ее со своими возможностями и приводящие к постановке учебной задачи называются:

— ориентировочными

— исполнительскими

— контрольными

— оценочными

6. Мысленное предвидение результата и способа его достижения по отношению к цели учения выступает как:

— ее вид

— ее уровень

— этап ее реализации

— форма ее проявления

7. Мотивы самообразования — это:

— форма проявления учебных мотивов

— этап усвоения учебных мотивов

— уровень познавательных мотивов

— качественная характеристика учебных мотивов

8. Умение перегруппировывать и преобразовать материал, творчески применить описание явлений, законов, проявляется как:

— глубина знаний

— гибкость знаний

— системность знаний

— осознанность

9. Действие, сформированное путем повторения, характеризующееся высокой степенью освоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля, есть:

— навык

— умение

— операция

— деятельность

10. Если известны цели выполнения действия, но пути достижения цели представляются недостаточно четко, то этот этап формирования навыка характеризуется как:

— осмысление

— осознание

— автоматизация

— высокая автоматизация

11. Знания, умения и навыки приобретаются по так называемому методу проб и ошибок при:

— импринтинге

— условно-рефлекторном научении

— оперантном научении

— вербальном научении

— викарном научении

12. Процесс изменения личности ребенка в процессе ее взаимодействия с реальной действительностью, появление физических и социально-психологических новообразований в структуре личности понимается как:

— становление

— формирование

— социализация

— воспитание

13. Понятие «задатки» характеризует:

— индивидуальные свойства

— субъектные свойства

— личностные свойства

— свойства индивидуальности

14. Изучение воспитывающих возможностей содержания образования отражает следующий подход к целостности педагогического процесса:

— единство процессов обучения и воспитания

— воспитание как единство «частных» воспитательных дел

— характер взаимодействия педагогов и учащихся

— деятельность педагога

15. Тенденция к сохранению однажды созданного представления о ребенке составляет суть:

— эффекта ореола

— эффекта последовательности

— эффекта инерционности

5.7. Выработка рекомендаций для управления

  • •Л. А. Кудринская прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе
  • •Введение 5
  • •Раздел 1 история развития социального прогнозирования
  • •1.1. Явления презентизма и футурофобии
  • •1.2. Религиозные, утопические, философско-исторические представления о будущем
  • •1.3. Научно-публицистический жанр «Размышления о будущем» (XIX–XX вв.)
  • •1.4. Технологическое прогнозирование
  • •1.5. Антифутурологические волны
  • •1.6. Роль Римского клуба в исследовании проблематики будущего
  • •1.7. Современный этап: глобалистика и альтернативистика
  • •Раздел 2 социальное прогнозирование как метод научного познания
  • •2.1. Социальная прогностика как учебная и научная дисциплина
  • •2.2. Объект социального прогнозирования
  • •2.3. Виды прогнозов
  • •2.4. Междисциплинарный характер исследований прогнозирования социальных процессов и структур
  • •2.5. Методологические принципы социального прогнозирования
  • •2.6. Роль системного подхода в социальном прогнозировании
  • •2.7. Способы разработки прогнозов
  • •2.8. Методы социального прогнозирования
  • •2.9. Результаты прогнозов и требования к ним
  • •Требования к результатам прогноза:
  • •Форма выражения результатов прогнозов:
  • •2.10. Принципы и условия надежности социального прогнозирования
  • •2.11. Основные недостатки процесса прогнозирования
  • •Основные недостатки прогнозирования социальных процессов:
  • •Раздел 3 социальное моделирование
  • •3.1. Моделирование как метод научного познания
  • •3.2. Виды и функции моделей
  • •3.3. Специфика моделирования в социальной сфере
  • •Каким требованиям должна отвечать социальная модель?
  • •3.4. Оценка моделей
  • •Критерии оценки модели
  • •Раздел 4 основные направления социальных прогнозов в социальной работе
  • •1.1. Цели и задачи прогнозирования в социальной работе
  • •4.2. Функции прогнозов в социальной работе и основные направления прогнозирования в социальной работе
  • •В современный период активно проводятся прогнозы по следующим направлениям:
  • •4.4. Методы прогнозирования населения
  • •Раздел 5 технология прогнозных разработок социальных процессов
  • •5.1. Этапы прогнозного исследования
  • •5.2. Построение программы прогнозного исследования (предпрогнозная ориентация)
  • •Предпрогнозная ориентация включает компоненты:
  • •5.3. Построение исходной (базовой) модели
  • •Виды социальных показателей
  • •Последовательность операций при построении исходной (базовой) модели
  • •5.4. Модель прогнозного фона
  • •Стандартные аспекты прогнозного фона:
  • •Последовательность операций при построении модели прогнозного фона
  • •Какие виды социальных показателей вам известны?
  • •Дополнительные приемы немеханической, нелинейной экстраполяции:
  • •Поисковый прогноз содержит четыре основные компоненты:
  • •5.5.2. Проблемная ситуация и перспективы ее развития
  • •Этапы формирования и развития проблемной ситуации:
  • •5.5.3. Характерные особенности социальных проблем
  • •5.5.4. Систематизация проблем методом построения «дерева социальных проблем»
  • •Рекомендации по методике систематизации и определения путей оптимального решения социальных проблем
  • •5.5.5. Последовательность операций при разработке поискового прогноза
  • •5.6. Нормативный прогноз
  • •5.6.1. Характерные особенности нормативных разработок
  • •В каждом случае требуется особый методологический подход
  • •5.6.2. Социальная цель. «Дерево социальных целей»
  • •Построение «дерева социальных целей»
  • •Ключевая (основополагающая) проблема
  • •5.6.3. Целевые ситуации и их прогнозирование
  • •Существуют три основных вида (класса) целевых ситуаций:
  • •5.6.4. Последовательность операций нормативного прогноза
  • •Виды верификации прогноза
  • •5.7. Выработка рекомендаций для управления
  • •Последовательность операций при разработке рекомендаций
  • •Раздел 6 социально-проектная деятельность
  • •6.1. Социальное проектирование: суть, основные понятия
  • •6.2. Субъект, объект, предмет социального проектирования
  • •6.3. Классификация социальных проектов
  • •Классификация проектов социальной направленности
  • •6.4. Методы социального проектирования
  • •Матрица идей
  • •Метод вживания в роль
  • •Метод аналогии
  • •Метод ассоциации
  • •Метод мозгового штурма
  • •Методика синектики
  • •6.5. Этапы социального проектирования
  • •Паспорт социального проекта
  • •Раздел 7 законодательная база социально-экономического прогнозирования рф
  • •I. Общие положения
  • •II. Разработка сценарных условий и основных параметров прогноза.
  • •III. Разработка прогноза.
  • •IV. Уточнение прогноза.
  • •Список рекомендуемой литературы
  • •Российская федерация федеральный закон о государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития российской федерации
  • •Правительство российской федерации
  • •Правила разработки прогноза социально-экономического развития российской федерации
  • •I. Общие положения
  • •II. Разработка сценарных условий и основных параметров прогноза
  • •III. Разработка прогноза
  • •IV. Уточнение прогноза