Методы экономических исследований

Методы исследования в экономике

Размещено на http://www.allbest.ru

Размещено на http://www.allbest.ru

Введение

Данный доклад посвящен методам исследования в экономике. Экономическая наука в России переживает ныне сложный этап своей трансформации, начавшийся на рубеже 1980-1990-х гг. Ушла в прошлое советская политэкономия, построенная на догматическом восприятии «Капитала» К.Маркса, многие проблемы, ранее представлявшиеся актуальными, обнаружили свою несостоятельность, а на их место пришла новая, западная политэкономия в лице экономики, с принципиально новым видением экономического мира, жесткой формализацией и математизацией понятийного и категориального аппарата, с прагматической ориентацией на непосредственные, видимые эмпирически реалии.

Поэтому исследования, направленные на уточнение роли и значения методов исследования в современной экономике, представляются актуальными.

Целью написания данного исследования является изучение методов исследования в экономике.

Для достижения поставленной цели считаем необходимым решить следующие задачи:

определить состав методологии в современной рыночной экономике

показать возможности их применения в народном хозяйстве;

разрешить предложение по поводу исследования тех или иных методов использования экономики.

Метод исследования — это способ достижения поставленной цели.

Методы исследования:

Абстрагирование

Экономические факты и обобщения

Экономические гипотезы, модели и моделирование

Экономические законы

Экономическая концепция Кейнса

Монетаристская концепция

Экономические исследования и их методы

Ступени познания экономики

Слово «метод» (от греческого methodos — «путь к какой-либо цели») означает способы познания, совокупность приемов исследования явлений природы и общественной жизни. Каждая наука имеет свой метод, особенности которого неразрывно связаны с ее предметом .

Научная разработка метода экономической теории восходит к трудам древнегреческого ученого Аристотеля (384-322 гг. до нашей эры). Он впервые сформулировал основные принципы познания экономической и других форм общественной жизни с помощью науки о законах и формах мышления — логики. Разработанные Аристотелем приемы познания, такие как анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия и другие широко используются до сих пор при анализе экономических явлений и процессов. Следует различать метод экономической науки в широком смысле слова, как совокупность инструментов, приемов исследования и метод как синоним приема научного анализа, способа обработки данных (математический метод, например), формы демонстрации результатов анализа (графический метод).

Экономические аспекты человеческой деятельности не могут подвергаться анализу с помощью, например, химических реакций или баллистических параметров, как это делается в технических и естественных науках. В экономических процессах можно обнаружить два своеобразных слоя отношений между людьми: первый из них — поверхностный, внешне видимый, второй — внутренний, скрытый от наружного наблюдения .

Предмет исследования экономической теории

Экономическая теория тесно связана со многими науками: философией, психологией, историей, демографией, статистикой, математикой, юриспруденцией. Наиболее распространенной и общепризнанной является формулировка, данная английским экономистом Лайонелом Роббинсом: «Экономическая наука — это наука, изучающая человеческое поведение с точки зрения соотношения между целями и ограниченными средствами, которые могут иметь различное употребление» Г. И. Рузавин и В. Т. Мартынов отмечают, что общая экономическая теория изучает экономические отношения в различных системах и типах деятельности. Точного определения предмета общей экономической теории нет.

Различают два уровня экономического анализа, которым соответствуют два раздела экономической теории — микроэкономика и макроэкономика.

Микроэкономика — такой раздел науки, который предполагает анализ экономических действий индивидов, отдельных домашних хозяйств, фирм и отраслей. Не случайно приставка «микро» означает «малый». Она занимается исследованием следующих основных направлений:

1. Проблема потребителя — почему агенты выбирают именно такие наборы благ.

2. Проблема производителя — как и почему агенты-производители выбирают именно такие наборы факторов производства и структуры выпуска.

3. Общее равновесие — как и почему формируются цены на товары и услуги, как происходит обмен при различных предположениях; когда рынок экономически эффективен.

4. Экстерналии — как и почему возможность своим выбором косвенно повлиять на решения других агентов может привести к экономической неэффективности.

5. Общественные блага — как и почему существование некоторых типов экономических благ может привести к экономической неэффективности. .

Макроэкономика — приставка «макро» означает «большой» — занимается изучением законов функционирования всей национальной экономики в целом, а также входящих в нее так называемых агрегатов — домашних хозяйств, частного сектора, правительственного сектора.

Если микроэкономика представляет собой анализ процессов формирования экономической организации общества или рыночных процессов, в том числе процессов формирования доходов в обществе, то макроэкономика — это анализ результатов этих процессов в масштабе экономической системы в целом, а также взаимосвязей между результатами. В рамках макроэкономики анализируются макропараметры экономической организации: объем национального производства, уровень цен, уровень безработицы и др.

В последнее время появился еще один срез экономической теории — мезоэкономика (от греч. mesos ? средний, промежуточный), она изучает функционирование подсистем национальной экономики в целом. В центре внимания мезоэкономики находится изучение проблем агропромышленного комплекса (АПК), военно-промышленного комплекса (ВПК), инфраструктуры отдельных отраслей народного хозяйства, их место, роль и механизм функционирования в рыночной системе хозяйствования. Особое значение в мезоэкономике отводится изучению проблем региональной экономики как важного составляющего звена национальной экономики в целом. .

Методы исследования в экономике

Мир экономики слишком сложен и многообразен, чтобы начать его изучение с законченного целого, каким он кажется в чувственном созерцании. Поэтому приходится упрощать, огрублять и схематизировать его, осваивать по частям, выделяя наиболее важные экономические явления и процессы. Для этого в экономике используется общий для всех наук метод абстрагирования .

1. Абстрагирование как метод экономического исследовании. В ходе экономического исследования происходит абстрагирование или выделение существенных свойств и особенностей экономических явлений и процессов от несущественных. Но абстрагирование не означает отбрасывания несущественных свойств, как иногда пишут в учебниках по экономике.

Во-первых, различие между существенными и несущественными свойствами и отношениями является относительным и зависит от характера и целей исследования.

Во-вторых, в реальных процессах они находятся в единстве и поэтому несущественные свойства нельзя отбрасывать просто как второстепенные и случайные. В действительности в экономических исследованиях абстрагируются от некоторых свойств и отношений, потому что в данной ситуации они не являются существенными, но в других условиях могут оказаться весьма важными и существенными.

Отсюда можно заключить, что абстрагирование представляет собой важнейший элемент экономического исследования, при котором сложный экономический процесс или система в целом расчленяются на составные элементы, части или подсистемы.

Хорошо известно, что в экономической системе различают такие ее подсистемы, как производство, обмен, потребление и распределение. Но и их также разделяют на свои элементы и изучают в абстракции от других подсистем.

Этот уровень экономического исследования принято называть аналитической стадией, поскольку при этом анализируют либо отдельные свойства, стороны, отношения, либо части и элементы целого, создавая с помощью абстракции специфические экономические понятия и категории.

Чтобы отобразить экономический процесс или систему в целом, необходимо перейти к синтетической стадии исследования, которая связана с объединением, или синтезом, отдельных абстракций, понятий, категорий и суждений в единую систему теоретического экономического знания. Именно в результате такого синтеза достигается воспроизведение конкретного, целостного знания в единой системе абстрактных понятий и теорий.

2. Экономические факты и обобщения. Как и любая другая наука, теоретическая экономика исходит из фактов, но факты эти настолько многочисленны, что без их анализа, классификации и обобщения невозможно не только предсказать новые экономические явления, но просто-напросто разобраться в них.

К экономическим фактам относятся факты, в которых выражаются определенные хозяйственные отношения людей, их интересы, стимулы и мотивации к труду. Как и другие социальные факты, они связаны не столько с индивидуальными, субъективными отношениями и мотивациями, сколько с отношениями межличностными, коллективными, ибо индивид должен адаптироваться к тем экономическим условиям, которые в данный период времени складываются в обществе.

От других социальных фактов экономические отличаются тем, что допускают измерение с помощью денег, что позволяет получать более точное знание об экономической ситуации, складывающейся в рамках как отдельных экономических единиц, так и экономической системы в целом.

3. Эмпирические обобщения. В экономических исследованиях они имеют главным образом статистический характер, хотя в простейших случаях могут опираться и на обычные индуктивные умозаключения. В принципе и статистические, и индуктивные рассуждения имеют единую основу, ибо заключения в них делаются от частного к общему, но в статистике эти частные факты подвергаются тщательному изучению с помощью репрезентативных выборок и других специальных методик.

Чтобы сделать индуктивное или статистическое обобщение более надежным, обычно их проверяют с помощью противоположного умозаключения, а именно дедукции. Для этого из них выводят следствия, которые можно легче проверить эмпирически.

Например, обобщение, что с ростом цен на энергоносители возрастают издержки на производство товаров, можно подтвердить многочисленными и разнообразными фактами, относящимися к производству товаров разного ассортимента.

4. Экономические гипотезы, модели и моделирование. Сначала гипотеза проверяется на логическую непротиворечивость, т.е. взаимную согласованность входящих в нее утверждений, затем она обосновывается эмпирически путем указания фактов, которые с той или иной степенью вероятности подтверждают ее. После этого гипотеза разрабатывается теоретически: во-первых, устанавливается ее соответствие с предшествующим научно обоснованным и надежным экономическим знанием, в особенности с законами, теориями и принципами теоретической экономики; во-вторых, из гипотезы по правилам дедукции выводятся эмпирически проверяемые следствия, которые могут быть непосредственно сопоставлены с конкретными экономическими данными. Наконец, если возможно, то гипотеза применяется для предсказания новых фактов или прогноза экономических процессов.

Возможность количественного измерения экономических величин предопределяет широкое использование математических методов в прикладной и теоретической экономике. В последние полвека для изучения хозяйственной деятельности и прогнозирования экономических процессов все чаще применяются математические модели. В них с помощью математических функций и уравнений описываются различные количественные и структурные отношения между величинами, выражающими реальные связи между экономическими явлениями и процессами.

Связь между математическими моделями и гипотезой стала в настоящее время настолько тесной, что любая сколько-нибудь важная экономическая гипотеза требует построения соответствующей математической модели.

Если раньше возможности моделирования сложных экономических процессов были ограниченными из-за отсутствия быстродействующих вычислительных средств для их расчета, то с появлением мощных компьютеров как коллективного, так и персонального пользования эти ограничения во многом сняты. Проблемы сейчас возникают из-за отсутствии глубоких теоретических идей, гипотез и теорий в самой экономической науке.

Моделирование — один из наиболее распространенных способов исследования свойств и поведения объектов, процессов и явлений путем применения вспомогательной системы — модели, которая находится в определенном объективном соответствии с исследуемым объектом.

Под объектом исследования понимают сложную систему как множество составляющих единство элементов, их связей и взаимодействий между собой и внешней средой, образующих присущую данной системе целостность, качественную определенность и целенаправленность. В этой связи дальше термины «модель объекта», «модель системы», «модель процесса» следует воспринимать как эквивалентные.

Что же такое модель в общем смысле и, в частности, модель в системных исследованиях? Модель осознается в практической деятельности как нечто универсальное и реализуемое различными способами (предметно, в виде описаний, интуитивно). Известно много определений модели. Само определение объекта — это модель, знания — это тоже модель, цель также является моделью желаемого состояния, алгоритм функционирования системы представляет собой модель системы в динамике и т.д.

Кратким эквивалентом такого толкования является следующее: модель есть системное отображения оригинала .

Процесс построения и исследования (изучения) моделей называется моделированием. Модели позволяют сформировать упрощенное представление о системе и получить результаты намного быстрее, чем при изучении реального объекта. Более того, гипотетические модели объекта могут быть исследованы и изучены еще до его создания.

Главная особенность моделирования заключается в том, что это метод опосредованного познания свойств и поведения системы с помощью объектов-заменителей. Модель выступает как своеобразный инструмент познания, который исследователь ставит между собой и реальным объектом и с помощью которого изучает интересующий его объект.

Процесс опосредованного (с использованием модели) изучения свойств и поведения реального объекта представляется следующим образом. Например, необходимо исследовать некоторый реальный объект-систему. Для этого строится другой объект — модель системы. Это начальный этап процесса моделирования — этап построения модели. Он предполагает наличие некоторых знаний о реальном объекте. Познавательные возможности модели обуславливаются тем, что модель системы отображает (воспроизводит, имитирует) определенные существенные черты реальной системы.

Вопрос о необходимой и достаточной мере сходства оригинала и модели (адекватности модели) не будем рассматривать. Здесь необходимо отметить, что уровень представления модели системы соответствует уровню наших знаний о реальной системе и возможности выделить релевантные, т.е. наиболее значимые, с точки зрения исследуемой проблемы, элементы реального объекта. Из этого следует, что для одного реального объекта может быть построено несколько моделей, концентрирующих внимание на определенных аспектах исследуемого объекта или целях исследования.

4. Экономические законы. Когда в экономической литературе пишут о порядке, то всегда подчеркивают его спонтанный, т.е. самопроизвольный, характер, тем самым утверждая его не зависящий от целей и интересов людей характер. Поэтому понятие спонтанного порядка сближается с понятием экономического закона, поскольку оба эти понятия выражают объективный характер экономических процессов. Однако объективность экономических законов существенно отличается от объективных законов природы тем, что действие последних осуществляется стихийно, без какой-либо преднамеренной цели, в то время как в обществе действуют люди, одаренные сознанием и волей, преследующие свои интересы и ставящие себе определенные цели. Тем не менее, законы, а следовательно, и порядок, формирующийся в результате экономической, хозяйственной деятельности людей, имеют объективный, точнее, интерсубъективный характер, не зависящий от желания и воли отдельных субъектов.

5. Экономическая концепция Кейнса. Свою теорию государственного регулирования экономики выдающийся английский экономист Джон Мейнрад Кейнс выдвинул после возникновения глубокого кризиса, охватившего США и страны Западной Европы в 1929 — 1933 гг., который в англоязычной литературе называют Великой депрессией. Главное острие теории Кейнса было направлено против утверждения классиков о саморегулировании рыночной капиталистической экономики.

В своем труде «Общая теория занятости, процента и денег» (1936) Кейнс заявлял, что никакого механизма, способного обеспечить такое универсальное саморегулирование не существует, полная занятость при капитализме достигается лишь в редких случаях. И поэтому вынужденная безработица существует всегда.

Поскольку рынок не может служить во всех случаях регулятором экономики, то государство, по его мнению, должно играть активную роль в осуществлении этих задач. Вмешательство государства в регулирование экономики должно состоять в проведении такой фискальной и денежно-кредитной политики, которая бы смягчала периодически возникающие резкие спады производства.

Основная идея теории Кейнса была ориентирована на ликвидацию спада производства и увеличение его реального объема через снижение налогов и увеличение государственных закупок. Кейнс заложил основы макроэкономики, определил ее основные понятия и сформулировал важнейшие закономерности, на которые в той или иной степени опираются современные экономисты.

6. Монетаристская концепция. Со времени опубликования книги Кейнса экономическая ситуация в странах с развитой рыночной экономикой существенно изменилась. После окончания Второй мировой войны кейнсианцы предсказали глубокий кризис производства, но он не наступил, зато во многих странах усилились инфляционные процессы. В связи с этим начинается критика теории Кейнса, и все большую популярность приобретает монетаристская теория, выдвинутая чикагской школой во главе с М. Фридменом. экономический теория абстрагирование монетаристский

Монетаристы, как и экономисты-классики, выступают против вмешательства государства в регулирование рынка. Они считают, что правильная денежно-кредитная политика, свободная от произвольных изменений курса, наиболее эффективна в борьбе с инфляцией.

Фундаментальным источником эволюции любых систем является их самоорганизация, которая, однако, происходит по-разному в различных системах. В экономике, тесно связанной с развитием материальных основ производства, такая эволюция имеет непосредственное отношение к переходу от одного технологического уклада к другому. Поэтому нередко экономическую эволюцию сводят к технологической.

Все, что оказалось полезным, целесообразным и эффективным в жизнедеятельности людей, их опыт, знания и нормы поведения формируются в процессе социальной самоорганизации. Поэтому самоорганизация и основанная на ней эволюция лежат в основе развития не только технологических укладов, но и всей социально-экономической системы общества. Однако в отличие от стихийной эволюции в природе, самоорганизация и развитие социально-экономических систем могут корректироваться и направляться обществом. На примере рынка видно, что недостатки в его самоорганизации могут быть исправлены разумной государственной макроэкономической политикой. Таким образом, самоорганизация в обществе должна идти рука об руку с организацией, осуществляемой государством под контролем народа..

Заключение

Итак, экономическая теория выработала достаточно большое количество приемов поиска нового знания, отражающих специфику ее предмета

А так же она изучает деятельность людей в процессе производства, распределения, обмена и потребления экономических благ в условиях альтернативности целей и возможностей использования редких ресурсов. Именно поэтому в круг ее интересов входит и поиск путей наиболее эффективного использования редких ресурсов, т. е. такого их применения, при котором будут получены максимальные желаемые результаты при минимальных затратах.

Возникший на рынке механизм ценообразования выступает по отношению к ним как нечто объективное, независимое от их индивидуальных целей и интересов. С такой точки зрения можно раскрыть смысл метафоры Смита о «невидимой руке», управляющей рынком. Более того, аналогичный механизм действует и в процессе постепенного формирования таких институтов общества, как мораль, право, язык и культура. Некоторые современные экономисты ссылаются на него для критики государственного вмешательства в экономику. Глава монетаристской школы

М. Фридмен, сравнивая процесс образования рынка с формированием морали и языка, утверждает, что именно «принцип невидимой руки» и экономической свободы показывает, как сложноорганизованная постепенно развивающаяся система может эволюционировать и процветать без всякого центрального управления, и как согласие в ней может быть достигнуто без какого-либо трения».

Список использованных источников

Борисов Е.Ф. Экономическая теория. — М.: Юрайт, 2000 г. 375с.

Кожухар В.М. «Основы научных исследований» уч.пособие М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К» 2012г. 216с.

Прокушев Е.Ф. «Основы научных исследований»: уч.пособие для ВУЗов Издательство Белгородского университета кооперации, экономики и права 2012г. 206с.

Седов В.В. Экономическая теория: В 2ч. Ч.1. — Ч.: Челябинский государственный университет, 2002 г. 237с.

Черныш А.Я. «Основы научных исследований» курс лекций для студентов изд. М.: РИО РТА 2008г. 252с.

Шкляр Н.В. «Основы научных исследований» учебное пособие для бакалавров 4 изд. М.: ИТК «Дашков и К» 2012г. 244с.

Размещено на Allbest.ru

1.1 Подходы к изучению экономики и экономического процесса

Сравнительный анализ экономических систем

курсовая работа

Экономику нельзя свести к какому-либо типу отношений, к какому-либо аспекту экономической деятельности. Все стороны экономики, все ее взаимосвязи находятся в тесном переплетении, в системе. Поэтому экономику следует рассматривать как сложную экономическую систему.

Прежде чем начинать сравнительный анализ экономических систем необходимо ознакомиться с подходами, какими руководствовались экономисты на протяжении последних двух веков для их исследования и анализа. В последнее время выделяют два подхода к экономике. Можно выделить, с одной стороны, материально-вещественную, технологическую характеристику экономики, а с другой — социально-экономическую.

Технологический подход к экономике заключается в том, что она есть не что иное, как процесс описывающий технологию экономических связей по созданию и использованию продукта и воспроизводства ресурсов. Данный подход применим не только к народному хозяйству в целом (макроэкономика), но и к любому хозяйствующему субъекту, который использует ограниченные ресурсы (микроэкономика). Эта сторона экономики абсолютизируется в зарубежном учебнике «Экономикс»

Социально-экономический подход к экономике свойственен, прежде всего марксизму. Здесь экономика рассматривается как совокупность производственных отношений взятых в единстве с производительными силами и надстройкой. При этом основополагающим моментом в системе производственных отношений являются отношения собственности, как процесс присвоения факторов производства.

В основе экономической системы лежит общественное производство, которое представляет собой процесс взаимодействия человеческого общества и природы. Общественное производство воспроизводит себя в единстве материальных и духовных сил, производительных сил и совокупности всех отношений. При этом оно воспроизводит материальные и нематериальные предпосылки и условия своей деятельности, постоянно развивая их.

Совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе на основе действующих в нем имущественных отношений и организационных форм, представляют собой экономическую систему общества.

Основными элементами экономической системы являются: социально-экономические отношения, базирующиеся на сложившихся в каждой экономической системе формах собственности на экономические ресурсы и результаты хозяйственной деятельности; хозяйственный механизм, т.е. способ регулирования экономической деятельности на макроэкономическом уровне; конкретные экономические связи между хозяйствующими субъектами.

Современное общество к XXI веку достигло таких результатов, которые до сих пор оценены учеными недостаточно. «Гигантские материальные успехи, еще недавно вызывающие восхищение, стали обыденными; фундаментальные качества человека…оказались редким достоянием немногих» . Попытки объяснить происходящее привели к многообразию подходов к периодизации экономического прогресса, отражающих реальные процессы в обществе.

Как правило, среди них выделяют подходы такой ориентации: формационный, цивилизационный и теорию постиндустриального общества.

а) Формационный подход. Формационный подход основан на теории К. Маркса. Она предполагает пятизвенную структуру развития человечества, то есть наличие таких общественно — экономических формаций, как первобытнообщинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической и коммунистической. Из курса «Экономическая теория» известно, что идеального состояния в экономике не существует. Так и формационный подход, как и все рассматриваемые в моей работе обладают перечнем недостатков :

упрощенное деление структуры общества на производительные силы, производственные отношения и надстройку;

недооценку роли человеческого фактора;

упрощенную структуру, слабым местом которой является однолинейность подхода

б) Цивилизационный подход. В отличие от формационного подхода в этой концепции отражено не только многообразие материального мира, но и выявлены закономерности многовариантного развития обществ. Также для этого подхода характерно многообразие мира в его социальных и культурных измерениях. Настоящим фурором стала концепция А. Тойнби. По мнению автора теории, цивилизация представляет собой «динамический процесс, движение и порыв-стремление сделать нечто сверхъестественное из обычной человеческой жизни» .

в) Теория постиндустриального общества. В теории постиндустриального общества предусматривается наличие таких трех типов общества, как доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное. В этом состоит сходство с формационным подходом (каждое общество стремиться стать постиндустриальным). Но в то же время не исключает многовариантность развития общества. Уже к концу 70-х годов XXв. сторонники этой концепции признали, что пути перехода к постиндустриальному обществу могут быть «существенно различными для разных народов» . Кроме того теория постиндустриального общества учитывает культурные, религиозные, социальные, политические и другие отношения, хотя согласно традиционной схеме общественного развития, главным в ней являются способ производства и характер отношений собственности, «на которых покоится материальная власть» .

На мой взгляд, для изучения экономической системы как процесса, формационный подход имеет больше недостатков, чем преимуществ. Это подтверждается хотя бы тем, что коммунизм, так называемая «высшая ступень развития общества», на практике обладает большим количеством недостатков, чем капитализм. Поэтому я избрал теорию постиндустриального общества как основной подход исследования экономических систем. На мой взгляд, данный подход является универсальным, так как он учитывает одновременно и линейность экономического процесса, и многовариантность развития общества. Кроме того, именно в рамках постиндустриализма формируется теория экономических систем.

Методы экономического исследования

Исследуя хозяйственные процессы, экономическая теория применяет ряд общенаучных методов познания, т.е. таких приёмов, которые используют и другие общественные и естественные науки. Важнейшими из них для сферы экономики являются следующие девять (рис. 1.4). Так, очевидно, что эмпирическая функция нашей науки предполагает наблюдение (т.е. преднамеренное, целенаправленное восприятие экономических явлений, процессов в их реальном виде) и сбор фактов, происходящих в действительности. Именно благодаря этому можно, скажем, проследить, как изменились товарные цены за тот или иной период, как возросли объёмы производства, торговли и прибылей предприятий.

В отличие от этого эксперимент предполагает проведение искусственного научного опыта, когда изучаемый объект ставится в специально созданные и контролируемые условия. Например, чтобы проверить эффективность новой системы оплаты труда, проводят сё пробные испытания в рамках той или иной группы работников.

Рис. 1.4. Основные методы экономических исследований

Активно используется и такой метод, как моделирование. Оно предусматривает изучение социально-экономических явлений по их теоретическому образцу – модели (от лат. modulus – мера, образец), которая замещает сам объект исследования. Особенно эффективно моделирование на компьютерах, позволяющее, скажем, просчитать наиболее рациональный вариант хозяйственных связей того или иного предприятия, города, региона, страны с их партнёрами.

Метод научных абстракций, или абстрагирование, – это особый мыслительный приём, позволяющий формулировать те или иные отвлечённые понятия – так называемые абстракции, или категории (цена, деньги, рынок, дешёвый и др.). Вот, к примеру, понятие товара – как его определить? Если вы попытаетесь сделать это, отталкиваясь от магазинных прилавков, ничего не получится. Каких только вещей нет в тамошнем «разнотоварье» – больших и малых, съедобных и несъедобных, жидких и сыпучих… Как привести всё это к «общетоварному знаменателю»? Как ухитриться объединить, условно говоря, круглое и зелёное?

Только с помощью абстрагирования, т.е. отвлечения от конкретных, но второстепенных в данном случае свойств этих вещей (размеров, веса, формы, цвета и пр.). Выполнив это, мы одновременно зафиксируем объединяющие их признаки, а именно: то, что все они являются продуктами труда, которые предназначены для продажи. Это и есть ответ на вопрос, что такое товар.

Люди в своей повседневности используют великое множество разнообразных абстракций (отвлечённых понятий) на каждом шагу, даже не задумываясь об этом: земля, частная собственность, закон, труд, достаток, лень, бедность, семья, любовь, дети, честность, совесть, молодость – всё это живые примеры абстракций.

Методы анализа и синтеза предполагают изучение социально-экономических явлений как по частям – это анализ (от греч. analysis – разложение, расчленение), так и в целом – синтез (от греч. synthesis – соединение, сочетание, составление). Например, сопоставление экономических показателей работы отдельных шахт – это анализ, а определение общеотраслевых результатов хозяйствования всей угольной промышленности России – синтез (рис. 1.5)

Рис. 1.5. Понятия анализа и синтеза

Благодаря сочетанию методов анализа и синтеза обеспечивается системный, комплексный подход к сложным (многоэлементным) объектам исследования. Такие объекты (системы) рассматриваются как комплекс взаимосвязанных частей (подсистем) единого целого, а не как механическое соединение каких-то разрозненных элементов. Важность комплексного подхода обусловлена тем, что вся экономика по существу состоит из множества больших и малых систем (народное хозяйство – из о́траслей, отрасли – из предприятий, предприятия – из цехов, стоимость товара – из элементов затрат, рынок – из многих се́кторов, ниш, участников и т.д.).

С методом анализа и синтеза логически связано деление экономической теории на микро- и макроэкономику (от греч. micros – малый и macros – большой), которые предполагают два разных уровня рассмотрения хозяйственных систем (рис. 1.6).

Рис. 1.6. Два уровня (две сферы) экономических исследований

Так, микроэкономика имеет дело с отдельными элементами (частями) этих систем. Она изучает (а) такие обособленные экономические единицы, как отрасль, предприятие, домашнее хозяйство (домохозяйство); и (б) отдельные рынки (например, рынок зерна); производство, сбыт или це́ну конкретного продукта и т.п. Микроэкономический подход, таким образом, близок к методу анализа.

В отличие от этого макроэкономика исследует хозяйственные системы в целом, или так называемые агрегаты (от лат. aggregatus – присоединённый), т.е. совокупности экономических единиц. К таким агрегатам относятся мировая экономика, национальное хозяйство, а также крупные подразделения последнего – государственный сектор, домохозяйства (взятые в совокупности), частный сектор и пр. Макроэкономика, базируясь на методе синтеза, оперирует обобщающими, или агрегатными, показателями типа: валово́й объём продукции, национальный доход, суммарные расходы. Кроме того, в макроэкономическую сферу входит и рассмотрение общих понятий – стоимость, рынок, бюджет, налоги и т.д.

Образно говоря, если микроэкономика изучает разрозненные деревья, то макроэкономика – образовавшийся из них лес. В то же время деление экономической науки на микро- и макросферы не следует абсолютизировать. Они тесно взаимосвязаны. Многие проблемы вторгаются в обе сферы, хотя и на разных уровнях обобщения. Куда, к примеру, отнести вопросы прибыли? Ведь чтобы сравнить доходы двух конкретных заводов (микроэкономика), надо использовать общее понятие прибыли, а его вырабатывает макроэкономика.

Инду́кция и деду́кция являют собой два противоположных, но тесно взаимосвязанных способа рассуждения (рис. 1.7). Движение мысли от частных (отдельных) фактов к общему выводу – это индукция (от лат. inductio – наведение), или обобщение. Оно позволяет нам, по выражению Достоевского, «собрать свои мысли в точку». А рассуждение в обратном направлении (от общего положения к частным выводам) называют дедукцией (от лат. deductio – выведение). Следовательно, смысл индукции и дедукции вытекает из самой этимологии этих слов. Так факты увеличения цен на молоко, хлеб, овощи и пр. наводят на мысль о росте дорогови́зны в стране (индукция). Из общего же положения о растущей стоимости жизни можно вывести отдельные показатели повышения потребительских цен по каждому продукту (дедукция).

Рис. 1.7. Понятия индукции и дедукции

Исторический и логический методы (или подходы) тоже применяют в единстве. Здесь подробное изучение социально-экономических процессов в их исторической последовательности сопровождают логическими обобщениями, т.е. оценкой этих процессов в целом и общими выводами. Например, детальное исследование конкретного хода и особенностей строительства социализма в XX веке в разных обществах – это исторический подход. А выводы на его основе (о неэффективности экономики в соцстранах, о повсеместной утрате стимулов к труду, а товарных дефицитах и пр.) – подход логический.

Наконец, весьма широкое применение в экономических науках имеет графический метод (от греч. grapho – пишу, черчу, рисую). Он отображает хозяйственные процессы и явления с помощью различных схем, таблиц, графиков, диаграмм, обеспечивая краткость, сжатость, наглядность в представлении сложного теоретического материала. Так, график зримо демонстрирует зависимость тех или иных величин друг от друга,

Рис. 1.8. График зависимости числа театральных зрителей от цен на билеты

отражая, скажем, связь между ценами на билеты и числом театральных зрителей (рис. 1.8). Нетрудно видеть, что здесь имеет место обратно пропорциональная (или отрицательная) связь: чем выше цены, тем меньше зрителей. Это обусловливает нисходящий характер кривой. В других случаях мы встретим прямо пропорциональные (или положительные) зависимости, которые на графике выглядят уже восходящими линиями (например, с ростом сбыта продукции доходы предприятия тоже растут).

  • Абстра́кция (от лат. abstractio – отвлечение) – отвлечённое теоретическое понятие, которое взято вне связи с конкретными предметами или явлениями и обобщённо выражает какой-либо общий их признак (например, дом, родители, любовь, трудолюбие, счастье, трезвость, здоровье, курение, болезнь).
  • Катего́рия (от греч. katc-goria – высказывание, суждение; определение) – (1) те или иные теоретические понятия (например, стоимость, торговля, деньги, кредит); (2) группа однородных предметов, явлений, лиц (например, сельскохозяйственная техника, кризисные явления, безработные, фермеры).
  • Систе́ма (от греч. sysrema – целое, составленное из частей; соединение) – совокупность многих взаимосвязанных элементов, составляющих единое, упорядоченное целое (например, система образования страны).
  • Ко́мплекс (от лат. complexus – связь, сочетание) – совокупность предметов, явлений, связанных друг с другом и образующих одно целое (например, агропромышленный или топливно-энергетический комплекс России).
  • Этимоло́гия (от греч. etymon – истина: исходное значение слова + logos – слово, учение) – происхождение того или иного слова или выражения.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ АНАЛОГИЯ КАК МЕТОД ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Экономическая аналогия — это умозаключение о наличии какого-либо признака у исследуемого хозяйственного объекта на основе сходства, существующего в других признаках, с идеалъным или вещественным аналогом этого объекта.
Экономическая аналогия как способ исследования хозяйственных явлений широко применялась на протяжении всей истории экономической мысли. К примеру, идея «экономического равновесия» есть продуктивно действующий аналог статического равновесия в механике, а идея «экономической эволюции» — эффективный аналог теории биологической эволюции Ч. Дарвина, которая в свою очередь создавалась как аналог теории народонаселения Т. Мальтуса (что, естественно, не отнимает у Дарвина всех его заслуг перед биологической наукой). Ф. Кенэ, создавая свою знаменитую «Экономическую таблицу», признавался, что она навеяна ему анатомическими представлениями о кровообращении; предлагая свой принцип естественного вза- имосогласования различных интересов в человеческом обществе, Адам Смит использует аналогию «невидимой руки» и т.д. Таких примеров, когда та или иная экономическая идея выдвигалась как аналог уже чего-либо известного в науке, можно привести великое множество. Следовательно, экономическую аналогию можно рассматривать как один из величайших источников экономического мышления.
«Аналогия (широко. — А.О.) применяется в текущих экономических исследованиях. На основе аналогии экономист делает прикидки, теоретически осмысливая экономические процессы во вновь возникающих отраслях промышленности, транспорта, торговли. Однако во всех случаях выводы по аналогии не могут служить доказательством. Они имеют лишь предположительное значение, в частности помогают сформулировать гипотезу».
Действительно, в целом и общем, исходя из всех вышеобо- значенных рассуждений метод экономической аналогии следовало бы рассмотреть как вспомогательный и второстепенный метод исследования экономических феноменов. Но одна существенная поправка меняет ситуацию на все сто восемьдесят градусов: дело в том, что экономическая аналогия лежит в основе экономического моделирования хозяйственных процессов — одного из главных современных методов исследования последних. Современную экономическую науку невозможно представить без огромного количества эффективно действующих экономических моделей, изучение которых составляет наиважнейший элемент экономического образования и конструированию которых экономист- теоретик посвящает значительную часть того времени, что отведено ему под собственно научные исследования. Вот почему экономическая аналогия — это на самом деле первостепенный метод исследования экономической реальности.

Методы экономического исследования

Исследуя хозяйственные процессы, экономическая теория применяет ряд общенаучных методов, которые используют и другие общественные и естественные науки

Основные методы экономических исследований:

  • Наблюдение и сбор фактов

  • Эксперимент

  • Моделирование

  • Метод научных абстракций

  • Анализ и синтез

  • Системный подход

  • Индукция и дедукция

  • Исторический и логический

  • Графический

Эксперимент предполагает проведение искусственного научного опыта, когда изучаемый объект ставиться в специально созданные и контролируемые условия

Метод моделирования предусматривает изучение социально-экономических явлений по их теоретическому образцу (модели)

Метод научных абстракций (абстрагирование) – используется для выработки тех или иных отвлеченных понятий или категорий. Чтобы получить какую-либо научную абстракцию, ученые абстрагируются от второстепенных свойств изучаемого объекта, а нужные им свойства выделяют

Метод анализа и синтеза предполагает изучение социально-экономических явлений как по частям (анализ), так и в целом (синтез). Благодаря сочетанию анализа и синтеза обеспечивается системный комплексный подход к сложным (многоэлементным) объектам исследования

Индукция и дедукция представляют собой два противоположных, но тесно взаимосвязанных способа рассуждения

Исторический и логический методы рассматривают в единстве, они предполагают подробное изучение социально-экономических процессов в их исторической последовательности, но одновременно с логическими объединениями, которые позволяют оценить эти процессы в целом и сделать общие выводы

Графический метод основан на использовании различных чертежей и рисунков, благодаря этим инструментам обеспечивается компактность и наглядность изображений теоретического материала

Основные этапы развития экономической теории

Экономическая мысль зародилась в глубокой древности и прошла значительный и сложный путь становления и развития. Вначале экономические знания формировались как отдельные элементы общей науки. Самостоятельное развитие экономической теории началось в эпоху зарождения капитализма

Обобщенная характеристика основных направлений развития экономической науки

Теоретическая шкала

Основной период развития

Основные цели

Меркантилизм

Представители:

16-18 вв.

  • Главное богатство общества – деньги (золото, серебро)

  • Источник этого богатства – сфера обращения (торговля и денежный оборот)

  • Государство должно активно вмешиваться в экономику, помогая обогащению обществ

Классическая политэкономия

а) школа Физиократов

18 в.

  • Источник богатства общества – производство, а не обращение

  • Производство, прежде всего с/х

  • Промышленность – «бесплодная сфера», которая лишь перерабатывает продукты природы и земледелия

б) рыночная школа

17- 19 вв.

  • Источник богатства общества – производство, а наиболее благоприятные условия для его эффективного развития – свободная конкурентная рыночная экономика без вмешательства в нее государства

Марксистская (пролетарская)

сер. 19 в.

  • Капиталистическое производство – трудящиеся должны взять власть, чтобы уничтожить капитализм с его частной собственностью, эксплуатацией и кризисами. Они должны построить социализм с общей собственностью и государственным руководством экономикой во благо всего общества. Преимущества: медицина, образование бесплатное, транспорт. Недостатки: дублирование отраслей (скрытая безработица)

Линия «Экономикс» (1896 г. — новая экономическая теория)

а) общий ?

конец 19 в.

  • Уход от конфронтации классово-политических оценок и различных рекомендаций

  • Исследование чистой экономики без политики

б) неоклассическое направление

конец 19 в.

  • Частнопредпринимательская рыночная система способна к саморегулированию, государство должно лишь создавать благоприятные условия для ее функционирования

в) кейнсианское

30-е гг. XXвека

  • Рынок не способен обеспечить социально-экономическую стабильность общества, поэтому государство должно регулировать экономическую и социальную сферу

Институционально-социалистическое направление

сер. XXв.

  • Человек ставится во главу экономики, влияние на экономику различных институтов