Методы экспериментального исследования

Методика экспериментальных исследований

Наиболее важной составной частью научных исследований являются эксперименты. Это один из основных способов получить новые научные знания. Более 2/3 всех трудовых ресурсов науки затрачивается на эксперименты. В основе экспериментального исследования лежит эксперимент, представляющий собой научно поставленный опыт или наблюдение явления в точно учитываемых условиях, позволяющих следить за его ходом, управлять им, воссоздавать его каждый раз при повторении этих условий. От обычного, обыденного, пассивного наблюдения эксперимент отличается активным воздействием исследователя на изучаемое явление.

Основной целью эксперимента является проверка теоретических положений (подтверждение рабочей гипотезы), а также более широкое и глубокое изучение темы научного исследования.

Эксперимент должен быть проведен по возможности в кратчайший срок с минимальными затратами при самом высоком качестве полученных результатов.

Для проведения эксперимента любого типа необходимо: разработать гипотезу, подлежащую проверке; создать программы экспериментальных работ; определить способы и приемы вмешательства в объект исследования; обеспечить условия для осуществления процедуры экспериментальных работ; разработать пути и приемы фиксирования хода и результатов эксперимента; подготовить средства эксперимента (приборы, установки, модели и т.п.); обеспечить эксперимент необходимым обслуживающим персоналом .

Особое значение имеет правильная разработка методик эксперимента. Методика — это совокупность мыслительных и физических операций, размещенных в определенной последовательности, в соответствии с которой достигается цель исследования. При разработке методик проведения эксперимента необходимо предусматривать: проведение целенаправленного предварительного наблюдения над изучаемым объектом или явлением с целью определения исходных данных (гипотез, выбора варьирующих факторов); создание условий, в которых возможно экспериментирование (подбор объектов для экспериментального воздействия, устранение влияния случайных факторов); определение пределов измерений; систематическое наблюдение за ходом развития изучаемого явления и точные описания фактов; проведение систематической регистрации измерений и оценок фактов различными средствами и способами; создание повторяющихся ситуаций, изменение характера условий и перекрестные воздействия, создание усложненных ситуаций с целью подтверждения или опровержения ранее полученных данных; переход от эмпирического изучения к логическим обобщениям, к анализу и теоретической обработке полученного фактического материала.

Методология эксперимента — это общая структура (проект) эксперимента, т. е. постановка и последовательность выполнения экспериментальных исследований. Методология эксперимента включает в себя следующие основные этапы:

1) разработку плана-программы эксперимента;

2) оценку измерений и выбор средств для проведения эксперимента;

3) проведение эксперимента;

4) обработку и анализ экспериментальных данных.

Приведенное количество этапов справедливо для традиционного эксперимента. В последнее время широко применяют математическую теорию эксперимента, позволяющую резко повысить точность и уменьшить объем экспериментальных исследований.

В этом случае методология эксперимента включает такие этапы: разработку плана- программы эксперимента; оценку измерения и выбор средств для проведения эксперимента; математическое планирование эксперимента с одновременным проведением экспериментального исследования, обработкой и анализом полученных данных.

Правильно разработанная методика экспериментального исследования предопределяет его ценность. Поэтому разработка, выбор, определение методики должно проводиться особенно тщательно. При определении методики необходимо использовать не только личный опыт, но и опыт товарищей и других коллективов. Необходимо убедиться в том, что она соответствует современному уровню науки, условиям, в которых выполняется исследование. Целесообразно проверить возможность использования методик, применяемых в смежных проблемах и науках.

Выбрав методику эксперимента, исследователь должен удостовериться в ее практической применимости. Это необходимо сделать даже в том случае, если методика давно апробирована практикой других лабораторий, так как она может оказаться неприемлемой или сложной в силу специфических особенностей климата, помещения, лабораторного оборудования, персонала, объекта исследований и т. п.

Перед каждым экспериментом составляется его план (программа), который включает: цель и задачи эксперимента; выбор варьирующих факторов; обоснование объема эксперимента, числа опытов; порядок реализации опытов, определение последовательности изменения факторов; выбор шага изменения факторов, задание интервалов между будущими экспериментальными точками; обоснование средств измерений; описание проведения эксперимента; обоснование способов обработки и анализа результатов эксперимента.

Применение математической теории эксперимента -позволяет уже при планировании определенным образом оптимизировать объем экспериментальных исследований и повысить их точность.

Важным этапом подготовки к эксперименту является определение его целей и задач. Количество задач для конкретного эксперимента не должно быть слишком большим (лучше 3…4, максимально 8…10).

Перед экспериментом надо выбрать варьируемые факторы, т.е. установить основные и второстепенные характеристики, влияющие на исследуемый процесс, проанализировать расчетные (теоретические) схемы процесса. На основе этого анализа все факторы классифицируются и составляется из них убывающий по важности для данного эксперимента ряд. Правильный выбор основных и второстепенных факторов играет важную роль в эффективности эксперимента, поскольку эксперимент и сводится к нахождению зависимостей между этими факторами. Иногда бывает трудно сразу выявить роль основных и второстепенных факторов. В таких случаях необходимо выполнять небольшой по объему предварительный поисковый опыт.

Основным принципом установления степени важности характеристики является ее роль в исследуемом процессе. Для этого процесс изучается в зависимости от какой-то одной переменной при остальных постоянных. Такой принцип проведения эксперимента оправдывает себя лишь в тех случаях, когда таких характеристик мало — 1…3. Если же переменных величин много, целесообразен принцип многофакторного анализа, рассматриваемый ниже.

Необходимо также обосновать набор средств измерений (приборов) другого оборудования, машин и аппаратов. В связи с этим экспериментатор должен быть хорошо знаком с выпускаемой в стране измерительной аппаратурой (при помощи ежегодно издающихся каталогов, по которым можно заказать выпускаемые отечественным приборостроением те или иные средства измерений). Естественно, что в первую очередь следует использовать стандартные, серийно выпускаемые машины и приборы, работа на которых регламентируется инструкциями, ГОСТами и другими официальными документами.

В отдельных случаях возникает потребность в создании уникальных приборов, установок, стендов, машин для разработки темы. При этом разработка и конструирование приборов и других средств должны быть тщательно обоснованы теоретическими расчетами и практическими соображениями о возможности изготовления оборудования. При создании новых приборов желательно использовать готовые узлы выпускаемых приборов или реконструировать существующие приборы. Ответственный момент — установление точности измерений и погрешностей.

Методы измерений должны базироваться на законах специальной науки — метрологии, изучающей средства и методы измерений.

При экспериментальном исследовании одного и того же процесса (наблюдения и измерения) повторные отсчеты на приборах, как правило, неодинаковы. Отклонения объясняются различными причинами — неоднородностью свойств изучаемого тела (материал, конструкция и т.д.), не совершенностью приборов и классов их точности, субъективными особенностями экспериментатора и др. Чем больше случайных факторов, влияющих на опыт, тем больше расхождения цифр, получаемых при измерениях, т. е. тем больше отклонения отдельных измерений от среднего значения. Это требует повторных измерений, а следовательно, необходимо знать их минимальное количество. Под потребным минимальным количеством измерений понимают такое количество измерений, которое в данном опыте обеспечивает устойчивое среднее значение измеряемой величины, удовлетворяющее заданной степени точности. Установление потребного минимального количества измерений имеет большое значение, поскольку обеспечивает получение наиболее объективных результатов при минимальных затратах времени и средств.

В методике подробно разрабатывается процесс проведения эксперимента, составляется последовательность (очередность) проведения операций измерений и наблюдений, детально описывается каждая операция в отдельности с учетом выбранных средств для проведения эксперимента, обосновываются методы контроля качества операций, обеспечивающие при минимальном (ранее установленном) количестве измерений высокую надежность и заданную точность. Разрабатываются формы журналов для записи результатов наблюдений и измерений.

Важным разделом методики является выбор методов обработки и анализа экспериментальных данных. Обработка данных сводится к систематизации всех цифр, классификации, анализу. Результаты экспериментов должны быть сведены в удобочитаемые формы записи — таблицы, графики, формулы, позволяющие быстро и доброкачественно сопоставлять полученное и проанализировать результаты. Все переменные должны быть оценены в единой системе единиц физических величин.

Особое внимание в методике должно быть уделено математическим методам обработки и анализу опытных данных, например, установлению эмпирических зависимостей, аппроксимации связей между варьирующими характеристиками, установлению критериев и доверительных интервалов и др. Диапазон чувствительности (нечувствительности) критериев должен быть стабилизирован (эксплицирован).

Результаты экспериментов должны отвечать трем статистическим требованиям: требование эффективности оценок, т. е. минимальность дисперсии отклонения относительно неизвестного параметра; требование состоятельности оценок, т. е. при увеличении числа наблюдений оценка параметра должна стремиться к его истинному значению; требование несмещенности оценок — отсутствие систематических ошибок в процессе вычисления параметров. Важнейшей проблемой при проведении и обработке эксперимента является совместимость этих трех требований.

После разработки и утверждения методики устанавливается объем и трудоемкость экспериментальных исследований, которые зависят от глубины теоретических разработок, степени точности принятых средств измерений (чем четче сформулирована теоретическая часть исследования, тем меньше объем эксперимента). В зависимости от предварительной теоретической подготовки возможны три случая проведения эксперимента: 1) если теоретически получена аналитическая зависимость, которая однозначно определяет исследуемый процесс (например, r =3е2х), то объем эксперимента для подтверждения данной зависимости оказывается минимальным, поскольку функция однозначно определяется экспериментальными данными; 2) если теоретическим путем установлен лишь характер зависимости (например, у — aehx), т.е. задано семейство кривых, то экспериментальным путем необходимо определить как а, так и k и, следовательно, объем эксперимента возрастает; 3) если теоретически не удалось получить каких-либо зависимостей и разработаны лишь предположения о качественных закономерностях процесса, то целесообразен поисковый эксперимент, при котором объем экспериментальных работ резко возрастает. В таких случаях уместно применять метод математического планирования эксперимента.

На объем, и трудоемкость проведения экспериментальных работ существенно влияет вид эксперимента. Например, полевые эксперименты, как правило, всегда имеют большую трудоемкость, что следует учитывать при планировании.

После установления объема экспериментальных работ составляется перечень необходимых средств измерений, объем материалов, список исполнителей, календарный план и смета расходов.

План-программу рассматривает научный руководитель, обсуждают в научном коллективе и утверждают в установленном порядке.

Экспериментальная психология

Экспериментальная психология — область психологии, структурирующая знания, касающиеся проблем исследований (в различных психологических направлениях) и способы их решения. Экспериментальную психологию называют научной дисциплиной о методах психологических исследований.

Общие сведения

Экспериментальная психология стала активно формироваться в XIX веке как следствие необходимости приведения психологии к удовлетворению основных требований, предъявляемых к науке. Считается, что любая наука должна обладать своим предметом исследования, своей методологией и своей терминологией. Изначальной задачей экспериментальной психологии было введение научного метода в психологию. Основателем экспериментальной психологии, человеком, превратившим доэкспериментальную психологию в экспериментальную, считается В. Вундт, немецкий психолог и физиолог, создавший первую в мире научную психологическую школу.

По мере развития экспериментальная психология расширяла область своих интересов: начав с разработки принципов психофизиологического эксперимента, из инструкции к корректной постановке психологического эксперимента она превратилась в научную дисциплину, которая стремится обобщить знания о методах исследования для всех направлений психологии (эксперимент при этом становится лишь одним из доступных методов). Разумеется, экспериментальная психология не занимается лишь классификацией исследовательских методов, она изучает их эффективность и развивает их.

На сегодня данная научная дисциплина сумела достичь значительного уровня развития, однако процесс её формирования далёк от завершения: до сих пор в психологии отсутствует выработанный взгляд на роль и возможности эксперимента в научном исследовании, который бы мог претендовать на звание общепринятого.

В списке выдающихся учёных, активно применявших экспериментальные методы в изучении психических процессов и внёсших вклад в развитие данной научной дисциплины, присутствуют фамилии физиологов (Бине, Павлов, Сеченов), физиков (Бугер, Вебер, Фехнер, Гельмгольц), врачей (Бехтерев). Будучи естествоиспытателями, они оказали значительное влияние на развитие подхода к психологической науке, во многом перенося в неё свой исследовательский опыт из других научных областей. Также на формирование экспериментальной психологии в огромной степени повлияли бихевиористы, что определяет специфику многих её аспектов. Отличительной чертой экспериментальной психологии во все периоды её развития можно рассматривать широкое применение математических методов. Ответственным за введение математики в психологию считается Ф. Гальтон.

Сейчас экспериментальная психология на практике рассматривается как дисциплина, отвечающая за постановку корректных экспериментов в рамках многих направлений прикладной психологии, — к примеру, для определения целесообразности, эффективности того или иного изменения, нововведения (например, в психологии труда). Большие успехи в использовании её методов достигнуты при изучении психофизиологии и психологии ощущений и восприятия. Однако достижения экспериментальной психологии в продвижении фундаментальной психологии на данный момент менее значимы и находятся под вопросом. Границы применимости экспериментальных методов в психологии — предмет обсуждения среди психологов и поныне.

Главные принципы методологии

Методология экспериментальной психологии основывается на следующих принципах:

1. Общенаучные методологические принципы:

  • Принцип детерминизма. Экспериментальная психология исходит из того, что поведение человека и психические явления являются следствием каких-либо причин, то есть принципиально объяснимы.
  • Принцип объективности. Экспериментальная психология считает, что объект познания независим от познающего субъекта; объект принципиально познаваем через действие.
  • Принцип фальсифицируемости — предложенное К. Поппером требование наличия методологической возможности опровержения теории, претендующей на научность, путём постановки того или иного принципиально возможного реального эксперимента.

2. Cпецифичные для психологии принципы:

  • Принцип единства физиологического и психического. Нервная система обеспечивает возникновение и протекание психических процессов, однако сведение психических явлений к физиологическим процессам невозможно.
  • Принцип единства сознания и деятельности. Сознание деятельно, а деятельность сознательна. Экспериментальный психолог изучает поведение, которое образуется при тесном взаимодействии личности с ситуацией. Выражается следующей функцией: R=f(P,S), где R — поведение, P — личность, а S — ситуация.
  • Принцип развития. Также известен, как принцип историзма и генетический принцип. Согласно данному принципу психика субъекта — результат продолжительного развития в филогенезе и онтогенезе.
  • Системно-структурный принцип. Любые психические явления должны рассматриваться как целостные процессы. (Воздействие производится всегда на психику в целом, а не на какую-то изолированную её часть.)

Основные события в создании

  • XVI век — первые сведения о психологических экспериментах.
  • XVIII век — начало систематической постановки психологических экспериментов с научной целью (большей частью, опыты с элементарными зрительными ощущениями).
  • 1860 — публикация книги Г. Т. Фехнера «Элементы психофизики», основавшей психофизику и считающейся первой работой по экспериментальной психологии.
  • 1874 — публикация книги В. Вундта «Физиологическая психология».
  • 1879 — основание психологической лаборатории Вундта, в которой была создана первая научная психологическая школа.
  • 1885 — публикация работы Г. Эббингауза «О памяти», в которой автор приходит к пониманию задачи экспериментальной психологии в качестве установления функциональной связи между определёнными явлениями и определёнными факторами посредством решения каких-либо задач.

Основные понятия

  • Испытуемый
  • Валидность
  • Выборка
  • Гипотеза
  • Психологический эксперимент
  • Безупречный эксперимент
  • Психометрия
  • Психофизика

Методы исследования в психологии

В основе приведённой здесь классификации — классификация Б. Г. Ананьева, который объединил в ней все этапы психологического исследования, начиная от организационного и заканчивая интерпретационным.

1. Организационная группа:

  • Сравнительный метод
  • Лонгитюдный метод
  • Комплексный метод (использование в комплексе и сравнительного, и лонгитюдного метода)

2. Группа эмпирических способов добывания данных (зависит от выбранного организационного метода):

  • Наблюдение и самонаблюдение (интроспекция)
  • Экспериментальные методы

— Лабораторный эксперимент

— Естественный эксперимент

— Формирующий, или психолого-педагогический эксперимент

3. Психодиагностические методы

  • Социометрия
  • Стандартизированные и проективные тестовые методики

— тест Люшера

— графология

4. Вербально-коммуникативные методы

  • Метод беседы
  • Интервью
  • Клиническое интервью
  • Метод опроса
  • Анкеты и вопросники
  • Личностные тесты

5.Методы анализа процессов и продуктов жизнедеятельности (или праксиметрические методы)

  • Хронометраж
  • Циклография
  • Профессиография
  • Метод моделирования
  • Биографический метод

6. Все методы и приёмы обработки эмпирических данных:

  • Методы математической статистики
  • Методы качественной характеристики полученного материала

7. Интерпретационные методы

  • Генетический метод (анализ фаз развития)
  • Структурный метод (анализ систем и типов межсистемных связей)
  • Психография

Критика экспериментальной психологии

С самого создания экспериментальной психологии ведутся дискуссии о применимости такого метода исследования, как эксперимент, в психологии. Существует две полярных точки зрения:

в психологии применение эксперимента принципиально невозможно и недопустимо;

психология как наука без эксперимента несостоятельна.

Первая точка зрения — о невозможности применения эксперимента — опирается на следующие положения:

Предмет исследования в психологии слишком сложен.

Предмет исследования в психологии слишком непостоянен, что приводит к невозможности соблюдать принцип верификации.

В психологическом эксперименте неминуемо субъект—субъектное взаимодействие (испытуемый—экспериментатор), что нарушает научную чистоту результатов.

Индивидуальная психика абсолютно уникальна, что лишает смысла психологическое измерение и эксперимент (невозможно обобщить полученные данные на всех индивидов).

Психика обладает внутренним свойством спонтанности, что затрудняет её предсказуемость.

И др.

Противниками экспериментальных методов выступают многие приверженцы герменевтического подхода в психологии, основанного на методе понимания В. Дильтея.

Сторонники второй точки зрения, обосновывающей целесообразность введения эксперимента в науку, утверждают, что эксперимент позволяет обнаружить принцип, лежащий в основе какого-либо явления. Эксперимент рассматривается как попытка лабораторного воссоздания упрощённой реальности, в которой её важные характеристики можно моделировать и контролировать. Цель эксперимента — оценить теоретические принципы, лежащие в основе психологического явления.

Существует также точка зрения, которую можно воспринимать, как компромисс между двумя выше упомянутыми, — идея об уровнях психической организации. Согласно ей, есть шесть уровней психической регуляции (0 — физиологический уровень, 1 — психофизиологический уровень, 2 — уровень сенсорно-перцептивных процессов, 3 — интегративный уровень психики, 4 — уровень личности, 5 — уровень индивидуальности). Мощность естественно-научного метода имеет самое высокое значение при рассмотрении физиологических процессов и постепенно падает, стремясь к нулю на уровне индивидуальности. Соответственно, мощность герменевтического метода повышается, от нулевого значения на физиологическом уровне, до своего максимального значения на уровне индивидуальности. На диаграмме это отображается следующим образом:

Задачи исследований в психологии

Четыре общие взаимосвязанные задачи, стоящие перед научным исследованием: описать поведение, спрогнозировать поведение, объяснить поведение, управлять поведением.

Описание поведения

Выявление регулярных последовательностей событий, включая стимулы или внешние факторы и ответные реакции или поведение. Составление ясных и точных описаний — первый шаг в любых научных изысканиях, без которого невозможно предсказание и объяснение поведения.

Прогнозирование поведения

Обнаружение законов поведения (наличия постоянных и предсказуемых взаимосвязей между переменными) должно привести к осуществлению прогнозирования с той или иной степенью вероятности.

Объяснение поведения

Нахождение причин возникновения рассматриваемого поведения. Процесс установления причинно-следственных связей сложен и включает многие аспекты.

Управление поведением

Применение на практике законов поведения, открытых в входе психологических исследований.

Этические проблемы психологических исследований

При работе с испытуемым необходимо соблюдать этику психологических исследований. В большинстве случаев нужно:

Получить согласие потенциального испытуемого, объяснив ему цель и задачи исследования, его роль в эксперименте в той мере, чтобы он был в состоянии принять ответственное решение о своём участии.

Защитить испытуемого от вреда и дискомфорта.

Позаботиться о конфиденциальности информации об испытуемых.

Полностью объяснить смысл и результаты исследования после окончания работы.

При работе с животными:

Нельзя наносить животному вред и причинять страдания, если это не вызвано задачами исследования, определёнными утверждённой программой.

Необходимо обеспечить достаточно комфортабельные условия содержания.

По материалам: Зароченцев К. Д., Худяков А. И. Экспериментальная психология: учеб. — М.: Изд-во Проспект, 2005. С. 30

Экспериментальный метод исследования в психологии

Понятие и специфика экспериментального метода исследования в психологии

Определение 1

Экспериментальный метод исследования в психологии – это способ проведения исследования, при котором экспериментатор активно вмешивается в деятельность и функционирование объекта, подверженного испытанию, чтобы создать ситуацию и условия, при которых происходит выявление психологического фактора.

В процессе экспериментального исследования происходит целенаправленное изменение разнообразных факторов с целью закрепить их в исследуемом объекте или процессе.

Посредством эксперимента ученым удается определить и исследовать причинно-следственные связи того или иного психического процесса, объекта, явления. При этом, экспериментальная деятельность выполняет важное научное значение, поскольку, эксперимент может быть проведен многократно. Можно проводить одно и то же исследование несколько раз, сохраняя исходные условия, либо, меняя их, дабы выявить ошибки, недочеты, найти оптимальное решение, поставленной проблемы или разрешения психологической задачи.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Рисунок 1. Свойства эксперимента. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Специфика экспериментальных методов исследования состоит в следующем:

  1. Данные методы исследования базируются на организации особых условий пребывания объекта исследования и реализации его деятельности, которые оказывают решающее воздействие на изучаемые психологические параметры объектов изучения;
  2. В процессе прохождения эксперимента, первоначальные условия пребывания объекта преобразуются в различных направлениях.

Замечание 1

Эксперимент позволяет исследователю занять активную позицию, наблюдать и при необходимости возобновлять это наблюдение в любое время и в любом удобном для этой деятельности месте.

Экспериментальное исследование проводится при тщательном контроле и четко установленных условиях организации.

Стоит отметить, что экспериментальное исследование отличается достаточно высокой стоимостью, а условия его проведения не всегда в точной степени отражают реальность, настоящие показатели исследуемого объекта или процесса.

И все же, экспериментальное исследование обеспечивает научное обоснование психологическому исследованию. Научность психологического исследования подтверждается следующими факторами:

  1. Аналитический подход в исследовании с применением разнообразных переменных.
  2. Сравнительный подход в исследовании. Результаты эксперимента рассматриваются в качестве итогов функционирования причинных параметров, находящихся под контролем экспериментатора.
  3. Проведение проверки, сделанных в процессе исследования выводов о том, каким образом, исследуемый показатель воздействует на психику и ее процессы.
  4. Проведение оценки реальности психологической гипотезы, ее принятие или отвержение.

Применение экспериментов в психологической области предполагает обязательное вмешательство экспериментатора в развитие личности. Оно может носить разнообразный характер: быть как вредным, так и нести пользу. В этой связи важно обращать внимание на верное истолкование и интерпретацию данных, полученных в ходе экспериментального исследования.

Психологический эксперимент — проводимый в специальных условиях опыт для получения новых научных знаний о психологии посредством целенаправленного вмешательства исследователя в жизнедеятельность испытуемого.

Различными авторами понятие «психологический эксперимент» трактуется неоднозначно, зачастую под экспериментом в психологии рассматривается комплекс разных самостоятельных эмпирических методов. Однако традиционно в экспериментальной психологии эксперимент считается самостоятельным методом.

В рамках психологического консультирования, психологическим экспериментом называют специально созданную ситуацию, предназначенную для более целостного (в различных модальностях) переживания клиентом собственного опыта.

Основная задача экспериментального исследования.

Общая задача психологических экспериментов заключается в том, чтобы установить наличие связи R=f (S, P) и, по возможности, вид функции f. В данном случае, R — реакция испытуемого, S — ситуация, а P — личность испытуемого, психика, или «внутренние процессы». То есть, грубо говоря, так как психические процессы невозможно «увидеть», в психологическом эксперименте на основании реакции испытуемых на стимулирование, регулируемое экспериментатором, делается какой-либо вывод о психике, психических процессах или личности испытуемого.

Специфика психологического эксперимента.

В психологии экспериментальное исследование обладает своей спецификой, позволяющей рассматривать его отдельно от исследований в других науках. Специфика психологического эксперимента заключается в том, что:

·Психику как личностный конструкт невозможно объективно наблюдать и о её деятельности можно узнать, лишь основываясь на её проявлениях, к примеру, в виде определённого поведения.

10 стр., 4757 слов

Вопрос № 4. Методы исследования в возрастной психологии, специфика их применения при изучении разных возрастных групп

… . Методы исследования в возрастной психологии, специфика их применения при изучении разных возрастных групп. Метод – это способ в психологии получения психологических фактов. Психологические факты: 1) определенные … происходит в искусственный условиях, с применением специальных приборов. Естественный эксперимент (1910) – испытуемый ставится в заранее подготовленные, но привычные для него условия ( …

·При изучении психических процессов считается невозможным выделить какой-то один из них, и воздействие всегда происходит на психику в целом (или, с современной точки зрения, на организм как единую неделимую систему).

·В экспериментах с людьми (а также некоторыми высшими животными, например, приматами) происходит активное взаимодействие между экспериментатором и испытуемым.

·Данное взаимодействие в том числе делает необходимым наличие инструкции испытуемому (что, очевидно, нехарактерно для естественнонаучных экспериментов).

Этапы эксперимента

В каждом эксперименте можно выделить следующие этапы. Первый этап — постановка задачи и цели, а также построение плана эксперимента. План эксперимента должен строиться с учетом накопленных знаний и отражать актуальность проблемы.

Второй этап — собственно процесс активного воздействия на окружающий мир, в результате чего накапливаются объективные научные факты. Получению этих фактов в значительной степени способствует правильно подобранная методика эксперимента. Как правило, метод эксперимента формируется на основе тех трудностей, которые необходимо устранить, чтобы решить задачи, поставленные в эксперименте.

В зависимости от условий проведения выделяют:

· Лабораторный эксперимент — это изучение какой-либо реальной деятельности с большой точностью регистрации и замеров в искусственных, лабораторных условиях.

9 стр., 4134 слов

1. Изучение качественных (структурных) особенностей психических процессов

… скорость возникновения психических процессов (например, скорость … эксперимент моделирующий эксперимент лабораторный эксперимент г) формирующие методы: преобразующий эксперимент, психолого-педагогический эксперимент, формирующий эксперимент … изучения личности: С позиции введения в методологию и теорию психологии личностного принципа. Он означает, что все психические процессы …

Лабораторный эксперимент применяется в тех случаях, когда необходимо получить точные и надежные показатели протекания психических явлений при строго определенных условиях, например при изучении чувствительности органов чувств, при изучении памяти, мышления, речи и других психических процессов. Наиболее существенный недостаток этого метода его искусственность, которая при определенных условиях может привести к нарушениям естественного хода психических процессов, а, следовательно, к неправильному выводу. Вот почему лабораторное исследование психической деятельности должно быть тщательно организовано и по возможности сочетаться с другими, более естественными методами исследования.

· Полевой, или естественный эксперимент — особый вид психологического эксперимента, разработанный известным психологом А. Ф. Лазурским для педагогических исследований, в отличие от лабораторного, проводится в обычной для испытуемого обстановке. Он исключает то напряжение, которое возникает у испытуемого, знающего, что над ним экспериментируют. В ходе естественного эксперимента сохраняется естественное содержание деятельности человека. Этот вид эксперимента впервые был разработан в 1910 г. для изучения личности школьника. При проведении естественного эксперимента предварительно изучается определенная деятельность ребенка и выясняется, какие психические особенности наиболее четко в ней проявляются. После этого данная деятельность организуется в соответствии с задачами эксперимента и в процессе ее проводится необходимое психологическое изучение школьника.

В зависимости от результата воздействия выделяют:

· Констатирующий эксперимент— экспериментатор не изменяет свойства участника необратимо, не формирует у него новых свойств и не развивает те, которые уже существуют.

5 стр., 2148 слов

Эксперимент как метод исследования. Психологический эксперимент

… 1. Эксперимент. Виды эксперимента………………………………………3 2. Психологический эксперимент как метод исследования……….……..6 3. Основная задача экспериментального исследования. Валидность. Классификация………………………………………………9 4. Взаимодействие между экспериментатором и испытуемым…………..12 5 …

· Психолого-педагогический или формирующий — экспериментатор изменяет участника необратимо, формирует у него такие свойства, которых раньше не было или развивает те, которые уже существовали.

· Патопсихологический эксперимент — целью эксперимента ставится задача качественной и количественной оценки основных процессов мышления; экспериментатор, как правило, не интересуется непосредственными результатами тестирования, так как в ходе эксперимента проводится исследование способа достижения результата.

В зависимости от уровня осознанности эксперименты также можно разделить на:

· те, в которых испытуемому даются полные сведения о целях и задачах исследования,

· те, в которых в целях эксперимента некоторая информация о нём от испытуемого утаивается или искажается (например, когда необходимо, чтобы испытуемый не знал об истинной гипотезе исследования, ему могут сообщить ложную),

· и те, в которых испытуемому неизвестно о целях эксперимента или даже о самом факте эксперимента (например, эксперименты с привлечением детей).

Организация эксперимента

Ни один эксперимент ни в одной науке не способен выдержать критики сторонников «абсолютной» точности научных выводов. Однако как эталон совершенства Роберт Готтсданкер ввёл в экспериментальную психологию понятие «безупречный эксперимент» — недостижимый идеал эксперимента, полностью удовлетворяющий трём критериям (идеальности, бесконечности, полного соответствия), к приближению к которому должны стремиться исследователи.

Безупречный эксперимент — невоплотимая на практике модель эксперимента, используемая психологами-экспериментаторами в качестве эталона. В экспериментальную психологию данный термин ввёл Роберт Готтсданкер, автор известной книги «Основы психологического эксперимента», считавший, что использование подобного образца для сравнения приведёт к более эффективному совершенствованию экспериментальных методик и выявлению возможных ошибок в планировании и проведении психологического эксперимента.

Критерии безупречного эксперимента:

Безупречный эксперимент, по Готтсданкеру, должен удовлетворять трём критериям:

6 стр., 2766 слов

экспериментальные результаты и их критический анализ

… психофизиол психологии»). ПРИМЕР: Экспериментальное исследование чувств предпринималось с целью найти подтверждение трехмерной теории чувств. Вундт применял метод попарного сравнения: испытуемым предлагается сравнить раздражители … степени его освещенности, цвета или формы, как это получается в результате лабораторных экспериментов. Визуально че- ловек способен оценить дерево как целое, а …

·Идеальный эксперимент (изменяются только независимая и зависимая переменные, отсутствует влияние на неё внешних или дополнительных переменных)

·Бесконечный эксперимент (эксперимент должен продолжаться бесконечно, так как всегда остаётся возможность проявления ранее неизвестного фактора)

·Эксперимент полного соответствия (экспериментальная ситуация должна быть полностью тождественна тому, как бы она происходила «в действительности»)

Взаимодействие между экспериментатором и испытуемым

Проблема организации взаимодействия между экспериментатором и испытуемым считается одной из основных, порождённых спецификой психологической науки. В качестве самого распространённого средства непосредственной связи между экспериментатором и испытуемым рассматривают инструкцию.

Инструкция испытуемому

Инструкция испытуемому в психологическом эксперименте даётся для того, чтобы увеличить вероятность, что испытуемый адекватно понял требования экспериментатора, поэтому в ней даётся чёткая информация относительно того, как испытуемый должен себя вести, что его просят делать. Для всех испытуемых в пределах одного эксперимента даётся одинаковый (или равноценный) текст с одинаковыми требованиями. Однако в силу индивидуальности каждого субъекта, в экспериментах перед психологом стоит задача обеспечения адекватного понимания инструкции человеком. Примеры различия между испытуемыми, которые обуславливают целесообразность индивидуального подхода:

·одним испытуемым достаточно прочитать инструкцию один раз, другим — несколько раз,

·одни испытуемые нервничают, а другие остаются хладнокровными,

·и т. д.

Требования к большинству инструкций:

·Инструкция должна объяснять цель и значение исследования

·Она должна чётко изложить содержание, ход и детали опыта

·Она должна быть подробной и в то же время достаточно лаконичной

Этапы психологического эксперимента

Общая модель проведения психологического эксперимента соответствует требованиям научного метода. При проведении целостного экспериментального исследования выделяют следующие этапы:

1.Первичная постановка проблемы

3 стр., 1307 слов

Эмоций. основывалась на экспериментах, в которых испытуемым делались инъекции возбуждающего препарата.

… возбуждения в терминах эмоций. основывалась на экспериментах, в которых испытуемым делались инъекции возбуждающего препарата. Г.И … для эмоциональных ощущений в результате приходящих из гипоталамуса импульсов. выдвинул гипотезу сущ. целой системы, обеспечивающей … которого немыслима интегративная деятельность ЦНС. Классическим обобщением исследований И.М.Сеченова явился его труд «Рефлексы головного …

·Постановка психологической гипотезы

2.Работа с научной литературой

·Поиск определений базовых понятий

·Составление библиографии по тематике исследования

3.Уточнение гипотезы и определение переменных

·Определение экспериментальной гипотезы

4.Выбор экспериментального инструмента, позволяющего:

·Управлять независимой переменной

·Регистрировать зависимую переменную

5.Планирование экспериментального исследования

·Выделение дополнительных переменных

·Выбор экспериментального плана

6.Формирование выборки и распределение испытуемых по группам в соответствии с принятым планом

7.Проведение эксперимента

·Подготовка эксперимента

·Инструктирование и мотивирование испытуемых

·Собственно экспериментирование

8.Первичная обработка данных

·Составление таблиц

·Преобразование формы информации

·Проверка данных

9.Статистическая обработка

·Выбор методов статистической обработки

·Преобразование экспериментальной гипотезы в статистическую гипотезу

·Проведение статистической обработки

10.Интерпретация результатов и выводы

11.Фиксация исследования в научном отчёте, статье, монографии, письме в редакцию научного журнала

Преимущества эксперимента как метода исследования

Можно выделить следующие основные преимущества, которыми обладает метод эксперимента в психологических исследованиях:

·Возможность выбрать момент начала события

·Повторяемость изучаемого события

·Изменяемость результатов путём сознательного манипулирования независимыми переменными

·Обеспечивается высокая точность результатов

·Возможны повторные исследования в аналогичных условиях

Список литературы

2. Воробьёв, В.Я. Теория и эксперимент / В.Я.Воробьёв; А. Н. Елсуков. — Минск: Высш. школа, 1989. — 168 с.

25 стр., 12157 слов

10. Исследование и результаты- анализ общих и индивидуальных результатов

… Экспериментальная глава– даём описание методик, прописываем их по этапам. 10. Исследование и результаты– анализ общих и индивидуальных результатов. 11. Выводы– повторяют гипотезу … Работа с литературой– подход в рамках проведения исследования (хронологический и логический порядок). Цель. … Ритуальные нормы широко используются во время проведения национальных праздников, бракосочетаний, официальных …

3. Каплица, П.Л. Эксперимент, теория, практика / П.Л.Каплица. — М.: Наука, 1981. — 496 с.

5. Кохановский, В.П. Философия и методология науки / В.П. Кохановский. — Ростов н/Д: Феникс, 1999. — 576 с.

Метод эксперимента в психологии — специфика и основные задачи

Научно-психологическую работу в настоящее время трудно представить без проведения экспериментальных исследований. Метод эксперимента в психологии — это опыт, который осуществляется исследователем в особых условиях с целью получения новых знаний о психике испытуемого. Одной из особенностей психологического эксперимента является «субъектность» объекта изучения.

Понятие психологического эксперимента по-разному трактуется современными психологами. Обычно подразумевается проведение наряду с экспериментом, целого комплекса эмпирических методов:

  • тестирование;
  • опрос;
  • наблюдение.

Рассматривая человека как объект познания, нужно учитывать то, что он обладает сознательностью и определенной активностью. А значит, может оказывать существенное влияние не только на процесс исследования, но и на результат.

Главные цели и задачи экспериментального метода

Целью проведения психологического эксперимента всегда является достижение наибольшей однозначности в установлении связей между внутренними психическими процессами и их внешними проявлениями.

Основной задачей экспериментального метода в психологии считается выявление и осуществление максимальной доступности для проведения внешнего наблюдения за особенностями внутренних психических процессов.

Для этого изменяют условия внешней деятельности и экспериментальным путем подбирают такую ситуацию, при которой наблюдаемое протекание данного акта в полной мере свидетельствовало о внутреннем психическом содержании. Задачей для варьирования условий служит нахождение одной, единственно верной интерпретации совершенного поступка или действия, исключив при этом вероятность других.

Метод эксперимента в психологии и типы исследований

Для получения материала применяют следующие способы:

  • активный — квазиэксперименты, модификации лабораторных экспериментов;
  • пассивный — измерения, корреляционные исследования, наблюдение, анализ продуктов деятельности.

Методы, относящиеся к первой группе, применяют для воздействия на объект, чтобы вызвать конкретное явление или процесс. А использование методов из последней группы приводит к фиксированию естественно протекающих процессов.

При проведении исследований отбирают основную рабочую группу и контрольную.

Типы экспериментальных исследований в зависимости от формальных оснований:

  1. Исследовательский или поисковый эксперимент. Он проводится для выяснения, есть ли причинная связь между переменными. То есть, проверяют гипотезу о существовании зависимостей, которые вероятно возможны между независимой и зависимой переменными A и B. Например, может ли быть связь между появлением у человека идеального слуха и прослушиванием классической музыки?
  2. Подтверждающий эксперимент проводится лишь в том случае, если получены данные о том, что между переменными есть качественная связь. После чего исследователь выдвигает гипотезу о виде связи. Например, не все музыкально одаренные люди предпочитают слушать классическую музыку. Но стоит узнать, какие музыкальные жанры им больше всего нравятся.

В качестве характеристики методов эксперимента в психологии используют такие понятия как:

  • полевые исследования — наблюдения за процессами, протекающими естественным путем;
  • пилотажный эксперимент — пробный, предваряющий целую серию экспериментов, для него характерен сокращенный план работы и меньшее число испытуемых;
  • критический эксперимент — проводится с целью одновременной проверки всех выдвинутых гипотез и предположений.

В психологии методы эксперимента позволяют обеспечить исследователям высокую точность полученных результатов. При возникших сомнениях всегда можно провести повторное изучение в тех же условиях.