Содержание
- Международные экономические организации, их роль в мировой экономике
- Международные экономические организации и их роль в мировой экономики
- Международные организации как субъекты международного экономического права
- ООН и универсальные экономические организации
- Международные экономические и экономико-политические организации
- ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ (ООН) — UNITED NATIONS ORGANIZATION (UNO)
- ГРУППА ВСЕМИРНОГО БАНКА
- МЕЖДУНАРОДНЫЙ БАНК РЕКОНСТРУКЦИИ
- МЕЖДУНАРОДНЫЙ ВАЛЮТНЫЙ ФОНД (МВФ) — INTERNATIONAL MONETARY FUND (IMF)
- ОРГАНИЗАЦИЯ СЕВЕРОАТЛАНТИЧЕСКОГО ДОГОВОРА (НАТО) —NORTH ATLANTIC TREATY ORGANISATION (NATO)
- ОРГАНИЗАЦИЯ ПО БЕЗОПАСНОСТИ И СОТРУДНИЧЕСТВУ В ЕВРОПЕ (ОБСЕ) — ORGANIZATION FOR SECURITY AND COOPERATION IN EUROPE (OSCE)
- ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ (ЕС) — EUROPEAN UNION (EU)
- СЕВЕРОАМЕРИКАНСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ О СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛЕ — NORTH AMERICAN FREE TRADE AGREEMENT (NAFTA)
- ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА И РАЗВИТИЯ (ОЭСР) — ORGANIZATION FOR ECONOMIC COOPERATION AND DEVELOPMENT (OECD)
- СОДРУЖЕСТВО НАЦИЙ — COMMONWEALTH
- ОРГАНИЗАЦИЯ АФРИКАНСКОГО ЕДИНСТВА (ОАЕ) — ORGANIZATION OF AFRICAN UNITY (OAU)
- ОРГАНИЗАЦИЯ ИСЛАМСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ (ОИК) — ORGANIZATION OF THE ISLAMIC CONFERENCE (OIC)
- ЛИГА АРАБСКИХ ГОСУДАРСТВ (ЛАГ) — LEAGUE OF ARAB STATES (LAS)
- ОРГАНИЗАЦИЯ СТРАН-ЭКСПОРТЕРОВ НЕФТИ — ORGANIZATION OF THE PETROLEUM EXPORTING COUNTRIES (OPEC)
- СОЮЗ АРАБСКОГО МАГРИБА (САМ) -UNION OF ARAB MAGRIB (UAM)
Международные экономические организации, их роль в мировой экономике
Международные организации создаются для координации деятельности в нескольких областях, но есть и такие, которые создаются для работы во всех сферах деятельности (например, ООН). Эти организации — посредники между государствами — членами. В их рамках обсуждаются наиболее сложные вопросы, которые представляют взаимный интерес, проводятся конференции, совещания, семинары, консультации.
1.По характеру членства международные организации делятся на межгосударственные и неправительственные.
Для межгосударственной организации характерны следующие признаки: членство государств; наличие учредительного международного договора; постоянные органы; уважение суверенитета; государств-членов.
Главным признаком неправительственных международных организаций является то, что они созданы не на основе межгосударственного договора (например, Ассоциация международного права, Лига обществ Красного Креста и др.).
2. По кругу участников международные организации подразделяются на универсальные (ООН, ее специализированные учреждения) и региональные (Организация африканского единства, Организация американских государств).
3. Классификация по характеру полномочий позволяет выделить межгосударственные и надгосударственные организации. К первой группе относится подавляющее большинство международных организаций. Целью надгосударственных организаций является интеграция. Например, Европейский Союз.
4.С точки зрения порядка вступления в них организации подразделяются на открытые (любое государство может стать членом по своему усмотрению) и закрытые (прием с согласия учредителей).
5.Также существует иная классификация международных экономических организаций: в зависимости от направлений деятельности они делятся на универсальные и специализированные.
К универсальным международным экономическим организациям относятся:
Всемирная торговая организация (ВТО)
Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС)
К специализированным международным экономическим организациям относятся организации, в сферу деятельности которых входит определенный более узкий круг экономических отношений. Примерами таких организаций являются:
-Всемирная организация интеллектуальной собственности
-Международная ассоциация воздушного транспорта
-Всемирная туристическая организация
-Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК)
-Международный институт статистики
6.В особую группу международных экономических организаций можно выделить международные финансовые организации:
-Международный валютный фонд (МВФ)
-Группа Всемирного банка
-Европейский банк реконструкции и развития
Глобализация приводит к тому, что все более заметную роль в мировой экономике играют международные экономические институты. Международные экономические организации являются особым субъектом мирохозяйственных отношений. Однако не все. К таким субъектам относятся организации, непосредственно осуществляющие хозяйственную, финансовую деятельность. В настоящий момент роль подобных организаций в решении крупных проблем мировой экономики, в координации экономической деятельности возрастает.
Процесс создания международных организаций начался во второй половине прошлого века. После окончания Второй мировой войны произошло четкое осознание необходимости обсуждения насущных политических и экономических проблем в рамках всего мирового сообщества. Основой международного сотрудничества должен был стать новый мировой порядок, базирующийся на либерализме, сотрудничестве, открытости и диалоге, свободном от какой бы то ни было конфронтации. Создание международных организаций явилось результатом поиска эффективных мер для разрешения сложных, чрезвычайных или кризисных ситуаций в жизни государств. Когда усилия национальной дипломатии оказывались недостаточными для того, чтобы справиться с проблемами современных международных отношений, правительства стремились найти адекватные методы взаимодействия в виде многосторонних консультаций, сотрудничества и совместных шагов в этом направлении.
В настоящее время насчитывается более 4 тысяч международных организаций. Ведущая среди них — Организация Объединенных Наций (ООН) с ее разветвленной системой экономических органов, Международный валютный фонд (МВФ), Международный банк реконструкции и развития (МБРР).
Видную роль в мировой экономике играют международные валютно-финансовые и кредитные организации. Это, прежде всего, крупные, мощные международные банковские и финансовые структуры, созданные на взносы стран-членов и пополняющие свои счета за счет масштабной хозяйственной/ финансовой деятельности. Центральное место среди них занимает Международный валютный фонд, учрежденный в 1944 г. МВФ в настоящее время насчитывает 182 государства-члена. Фонд был создан в целях содействия сбалансированному росту мировой торговли, устойчивости валютных курсов, предоставления странам-членам кредитных ресурсов и т.д. Каждый член МВФ имеет свою долю в совокупном капитале фонда – квоту, выражаемую в международных счетных единицах SDR (специальные права заимствования – СПЗ). От размера квоты зависит и число голосов, которые имеет государство – член МВФ. Ресурсы МВФ используются на общеэкономические цели, становление рыночного хозяйства, преодоление масштабных финансово-экономических кризисов и т.д. Практически МВФ служит институциональной основой международной валютной системы.
Многосторонним кредитным учреждением является Всемирный банк. Его группа состоит из нескольких, тесно связанных между собой организаций, входящих в систему ООН, общей целью которых является оказание финансовой помощи развивающимся странам за счет развитых стран.
В группу Всемирного банка входят следующие организации:
1. Международный банк реконструкции и развития (МБРР), созданный в 1945г. МБРР, членами которого могут быть только страны – члены МВФ, первоначально основное внимание уделял восстановлению экономики западноевропейских стран. С 1960-х годов в центре внимания банка оказались развивающиеся страны. МБРР в основном финансирует крупные и долгосрочные проекты предпочтительно инфраструктурного характера: строительство дорог, водопроводных сетей, портов и т.д.
2. Международная ассоциация развития (МАР), основанная в 1960г. с целью предоставления кредитов на особо льготных условиях беднейшим развивающимся странам.
3. Международная финансовая корпорация (МФК), созданная в 1956 г. с целью содействия экономическому развитию в развивающихся странах путем оказания поддержки частому сектору.
4. Многостороннее агентство по инвестиционным гарантиям (МАИГ), Многостороннее инвестиционно-гарантийное агентство (МИГА), основанное в 1988 г. с целью поощрения иностранных инвестиций в развивающихся странах путем предоставления гарантий иностранным инвесторам от потерь, вызванных коммерческими рисками.
5. Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС), созданный в 1966г. в целях содействия увеличению потоков международных инвестиций путем предоставления услуг по арбитражному разбирательству и урегулированию споров между правительствами и иностранными инвесторами.
Международные экономические организации и их роль в мировой экономики
Тема: Международные экономические организации и их роль в мировой экономики
План
Введение
1. Межгосударственные универсальные организации
2. Межгосударственные организации регионального и межрегионального характера
3. Международные экономические организации- функционирующие в отдельных сегментах мирового рынка
4. Международные экономические организации, представленные полуформальными объединениями
Список литературы
Введение
Международные экономические организации представляют собой организационную форму международного сотрудничества.
Система м.о. насчитывает свыше 4 тыс., из которых более 300 – межправительственные.
Все международные экономические организации обычно подразделяются на две категории: межправительственные (межгосударственные), участниками которых являются непосредственно государства, и неправительственные, в состав которых входят объединения производителей, компании и фирмы, научные общества и другие организации.
Под международными правительственными экономическими организациями понимаются международные организации, членами которых являются государства и которые учреждены на основе соответствующих договоров (Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП), Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО), Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) были созданы в порядке исключения на основе резолюций Генеральной Ассамблеи ООН) для выполнения определенных целей. Эти организации имеют систему постоянно действующих органов и обладают международной правосубъектностью (способностью иметь права/обязанности или приобретать их посредством своих действий, например, право на заключение договоров, право на привилегии и иммунитета и т.д.).
В резолюции Экономического и Социального Совета ООН (ЭКОСОС) от 27 февраля 1950 г. содержится следующее определение международных неправительственных организаций: «Любая международная организация, не учрежденная на основании межправительственного соглашения, считается неправительственной организацией». Эти организации в отличие от межгосударственных (межправительственных) организаций не являются субъектами международного (публичного) права, однако осуществляют свою деятельность в национальной, региональной и международной системе отношений межгосударственного или иного характера и имеют статус юридического лица. Безусловно, их деятельность оказывает определенное влияние на политику государств и международных правительственных экономических организаций.
В настоящее время количество международных неправительственных организаций превысило 7000 (около 900 организаций имеют консультативный статус в ООН и ее специализированных учреждениях и прямо или косвенно воздействуют на процесс принятия решений, касающихся предмета их деятельности).
1. Межгосударственные универсальные организации
цель и предмет деятельности которых представляют интерес для всех государств мира. Это прежде всего система ООН и специализированные учреждения ООН, являющиеся самостоятельными международными экономическими организациями. Среди них можно выделить а) МВФ, б) МБРР и его дочерние организации — Международную финансовую корпорацию (МФК) и Международную ассоциацию развития (МАР), а также в) ВТО и г)Конференцию ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД).
а) Международный валютный фонд (МВФ)-Учреждение МВФ связано с созданием Бреттон-Вудской валютной системы в 1944 г. и он был неотъемлемой частью этой системы. Но крах Бреттон-Вудского валютного порядка не привел к ликвидации МВФ. Этот факт показывает, что МВФ является необходимым институтом регулирования международных валютных отношений.
Цель МВФ заключается в поддержании стабильности в международных валютных отношениях. Это должно способствовать экономическому росту, развитию международной торговли и обеспечить высокий уровень занятости и доходов. Для достижения этой цели МВФ определил в Уставе «кодекс поведения», который, естественно, изменялся с течением времени. Правила МВФ касаются конвертируемости валют и валютного курса, свободы платежей но текущим операциям. Для выполнения своих задач МВФ регулярно анализирует экономическую, финансовую и валютную политику государств-участников.
МВФ имеет значительные технические и финансовые возможности для помощи государствам, испытывающим трудности с урегулированием платежных балансов. Он может обеспечить займы в конвертируемой валюте. Эти займы предоставляются в поддержку экономических программ оздоровления, одобренных фондом. Таким образом МВФ располагает финансовым рычагом, который позволяет отклонять в нужную сторону экономическую политику стран, Испытывающих трудности в урегулировании сальдо платежных балансов. Некоторые страны Европы прибегли к его помощи вследствие «нефтяных шоков». С начала 80-х годов помощь МВФ сосредоточена в странах, испытывающих проблемы структурной задолженности, то есть на большинстве развивающихся стран.
Высший руководящий орган МВФ — Совет управляющих, в котором каждая страна-участница представлена управляющим и его заместителем, назначаемым на пять лет. Обычно это министры финансов или руководители центральных банков. В ведение Совета входит внедрение изменений в Статьи Устава, прием и исключение стран-членов, определение и пересмотр величины их долей в капитале, выборы исполнительных директоров. Управляющие собираются на сессии 1 раз в год.
МВФ учрежден по принципу акционерного предприятия. В соответствии с принципом «взвешенного» количества голосов каждое государство имеет 250 «базисных голосов» независимо от величины взноса в капитал я дополнительно по 1 голосу на каждые 100 тыс. единиц СДР его квоты. Решения в Совете управляющих обычно принимаются простым большинством голосов, а по наиболее важным вопросам — «специальным большинством» 70% или 85% голосов. В современном уставе МВФ выделены 53 подобных вопроса. Несмотря на некоторое сокращение удельного веса голосов США и ЕС, они по-прежнему могут налагать вето на ключевые решения Фонда.
б) Международный банк реконструкции и развития (МБРР ) и Группа Мирового Банка
Международные валютно-финансовые и кредитные организации позволяют регулировать функционирование валютно-расчетных отношений; служат форумом для налаживания валютно-расчетных отношений между странами (эта ф-ция усиливается); изучают, анализируют и обобщают информацию о тенденциях развития и вырабатывают рекомендации по важнейшим проблемам мирового хозяйства.
Созданный во время Второй мировой войны в Бреттон-Вудсе (штат Нью–Гэмпшир), Всемирный банк на начальном этапе своего существования оказывал содействие в послевоенном восстановлении Европы. Его первый заем на сумму 250 миллионов долл. США был предоставлен Франции на цели реконструкции в 1947 году. Реконструкция остается одним из важных направлений деятельности Банка. Эта деятельность позволяет решать такие задачи, как ликвидация последствий стихийных бедствий, оказание гуманитарной помощи в чрезвычайных ситуациях и постконфликтное восстановление, – задачи, имеющие большое значение для развивающихся стран и стран с переходной экономикой
Однако на современном этапе Банк уделяет все больше внимания работе, направленной на достижение главной цели его деятельности – сокращениe бедности. Когда-то в Банке работали практически исключительно инженеры и финансовые аналитики, причем исключительно в штаб-квартире Банка в Вашингтоне. Сегодня Банк располагает многопрофильным и разнообразным по своему составу штатом сотрудников, в том числе экономистов, экспертов по вопросам государственной политики, отраслевых экспертов и социологов. Сорок процентов сотрудников работают в постоянных представительствах Банка в странах.
Банк превратился в более крупную, широкомасштабную и гораздо более сложную по своей структуре организацию. Он стал Группой Всемирного банка, в которую входят пять тесно связанных между собой организаций развития: Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Международная ассоциация развития (МАР), Международная финансовая корпорация (МФК), Многостороннее агентство по инвестиционным гарантиям (МИГА) и Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС).
Членами Международного банка реконструкции и развития (МБРР) являются 184 государства, т.е. почти все страны мира. В Международную ассоциацию развития (МАР) входят 163 государства, в Международную финансовую корпорацию (МФК) – 175 государств, в Многостороннее агентство по инвестиционным гарантиям – 158 государств, а в Международный центр по урегулированию инвестиционных споров – 134 государства. Россия входит во все, кроме МЦУИ.
Роль, каждой из 5 организаций:
1.) Международный банк реконструкции и развития (МБРР) — главная составляющая группы Всемирного банка. Основан 1945 г. Сосредотачивает свои усилия на предоставлении кредитов относительно богатым развивающимся странам. Часто этот банк называют Всемирным. МБРР оказывает важную помощь в процессе сокращения бедности. Предоставляя странам с низкими доходами, являющимся клиентами Банка, доступ к кредитным ресурсам в более значительных объемах, на выгодных условиях, с более длительными сроками погашения и на более устойчивой основе, чем на рынке капитала.
2). Международная ассоциация развития (МАР) была образована в 1960 г. для оказания помощи беднейшим из развивающихся стран, которые не в состоянии брать взаймы у Всемирного банка. Она предоставляет льготные беспроцентные кредиты на срок 30-40 лет в зависимости от кредитоспособности страны и сотсрочкой платежей на 10 лет, взимая лишь комиссию в размере 34% на покрытие административных расходов. Право на получение таких кредитов в настоящее время имеют страны с годовым доходом на душу населения, не превышающим 85 долл. США. Цель этих кредитов – поощрение экспорта товаров из развитых стран в беднейшие страны.
Специфика деятельности МАР заключается в координации деятельности с МБРР и совместном кредитовании проектов. Тем самым совмещаются потоки льготных государственных кредитов как формы экономической помощи и более дорогих частных ссудных капиталов.
МАР финансируется за счет взносов стран-доноров, возврата старых кредитов и отчислений от прибыли МБРР. Формирование ресурсов МАР происходит в виде так называемых «пополнений» — соглашении стран-доноров о выделении определенной суммы для финансирования кредитов МАР один раз в три года. До настоящего времени прошло 10 пополнений. 19 марта 1996г. в Токио состоялась встреча 36 стран-доноров, на которой была достигнута договоренность о проведении одиннадцатого пополнения, которое предусматривало выделение в общей сложности 22 млрд. долл. США для предоставления льготных кредитов бедным странам в 1997 – 1999 финансовых годах. Взносы доноров должны были составить 11 млрд. долл. Остальные средства поступили от погашения донорами задолженности по предыдущим пополнениям, возврата ранее выданных кредитов и отчислений МБРР.
Россия вступила в МАР в 1992 г., при этом было решено принять участие в 9 пополнении ресурсов, внеся 100 млн. СДР в течение 10 лет. На 1 апреля 1996 г. из них было уплачено 44 млн. СДР. В 10 пополнении РФ не принимала участия. В 11 пополнении взнос России в МАР должен был составить 17 млн. СДР, а взнос во Временный доверительный фонд – 8 млн. долл. США.
Несмотря на юридическую самостоятельность, МАР во многих случаях осуществляет совместную с Всемирным банком деятельность и имеет общий с ним персонал, помещения и другое техническое обеспечение. В настоящее время она ежегодно выделяет кредиты более чем по 125 проектам на общую сумму около 6 млрд. долл.
На сегодняшний день членами МАР являются 159 стран, хотя членство открыто для всех государств, принятых в МБРР. Только самые бедные развивающиеся страны имеют право на получение кредитов в МАР. По формальным критериям это страны со средним доходом на душу населения 1465 долл. или менее. Но на практике кредиты МАР предоставляются лишь странам со средним доходом 905 долл. и менее. Страны с доходом меньше 1465 долл. могут получить помощь, состоящую частично из займов МБРР, а частично из кредитов МАР. Займы МБРР предоставляются заемщикам с доходом ниже 5295 долл. Если доход превысил 5295 долл. на душу населения, страна теряет право на займы МБРР и по терминилогии Всемирного банка получает «аттестат зрелости».
3.) Международная финансовая корпорация (МФК) основана в 1956 г. Занимается содействием экономическому росту развивающихся стран путем оказания поддержки частному сектору. МФК создана по инициативе США в 1956 г. Стимулирует направление частных инвестиций в промышленность развивающихся стран для роста частного сектора. МФК предоставляет кредиты высокорентабельным частным предприятиям. Кредиты выдаются на срок до 15 лет (в среднем от 3 до 5 лет). Таким образом, МФК содействует дополнительному финансированию проектов, создаваемых частным сектором.
Высший орган МФК — Совет управляющих, состоящий из членов Совета управляющих МБРР, президентом МФК является президент МБРР. Текущие операции осуществляет Совет исполнительных директоров. Однако в отличие от МАР МФК не только полностью отделена от МБРР в финансовом и юридическом отношении, но и имеет собственный штат сотрудников.
Специфика кредитов МФК заключается в отсутствии требования правительственных гарантий в отличие от МБРР и МАР, так как частный капитал стремится избежать государственного контроля. Кроме того, МФК с 1961 г. имеет право непосредственно инвестировать средства в акционерный капитал предприятий с последующей перепродажей акций частным инвесторам. В этом проявляется присущая группе МБРР тенденция сотрудничества с частными инвесторами.
Международные организации как субъекты международного экономического права
Количество международных – межправительственных – организаций постоянно и быстро растет, поэтому есть затруднения с определением их числа. По некоторым данным, их более 300.
Имеется в виду, что субъектами международного (экономического) права являются только такие международные организации, участниками которых являются государства. Так называемые неправительственные, немежгосударственные международные организации субъектами международного права не являются.
Международные организации – вторичные, производные субъекты международного права. Они – субъекты в том объеме прав и обязанностей, которым их наделили государства- участники. Из числа международных организаций условно можно выделить категорию организаций, которые занимаются специализированно экономической проблематикой, связаны с трансграничным движением ресурсов. Такие организации можно назвать международными экономическими организациями.
К международным экономическим организациям в таком понимании относятся: ВТО, МВФ, МАГИ и др. В политологии подобные организации часто называют «структурами глобального управления».
Надо иметь в виду, что экономической проблематикой занимаются многие международные организации, например ООН или ИКАО. Однако у таких организаций экономические вопросы – лишь часть компетенции и не всегда преобладающая. Тем не менее подобного рода международные организации можно было бы обобщенно и условно назвать организациями, осуществляющими функции экономического характера.
Международные организации принято подразделять на:
- • универсальные и региональные (ООН и АТЭС);
- • организации общей компетенции и организации специальной компетенции (ОБСЕ и ВОИС);
- • межправительственные (межгосударственные) и неправительственные (ЕврАзЭС и МТП);
- • общеэкономические и отраслевые экономические (ОЭСР и ОПЕК).
Следовало бы также добавить и классификацию организаций на 1) организации сотрудничества и 2) организации, являющиеся институциональной основой экономической интеграции.
ООН и универсальные экономические организации
Универсальные экономические организации группируются вокруг ООН, на которую уставом возлагается задача осуществлять международное сотрудничество в разрешении экономических проблем, содействовать экономическому прогрессу и развитию (ст. 1, п. 3; 55 Устава ООН). При этом предусмотрено (ст. 57), что международные экономические (в частности) организации должны находиться в связи с ООН и именоваться «специализированными учреждениями». К таким учреждениям относятся, например: МОТ, МБРР, МФК, МАР, МВФ, ИКАО, ВОИС, Международная морская организация – ИМО, Международный союз электросвязи – МСЭ, Организация Объединенных Наций по промышленному развитию – ЮНИДО, Всемирная туристская организация и др.
Экономическая функция ООН обеспечивается Генеральной Ассамблеей (ГА) ООН и под руководством ГА – Экономическим и социальным советом ООН (ст. 60 Устава), или ЭКОСОС.
ГА ООН на протяжении всей своей истории принимала резолюции, касающиеся международных экономических отношений. Именно ГА ООН в 1974 г. приняла известную Хартию экономических прав и обязанностей государств, Декларацию о новом международном экономическом порядке.
В составе вспомогательных органов ЭКОСОС созданы и действуют разнообразные комитеты и комиссии, в том числе региональные экономические комиссии:
- • Экономическая комиссия для Африки (ЭКА);
- • Экономическая и социальная комиссия для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО);
- • Европейская экономическая комиссия (ЕЭК); другой встречающийся перевод названия Комиссии: Экономическая комиссия для Европы – ЭКЕ;
- • Экономическая комиссия для Латинской Америки и Карибского бассейна (ЭКЛАК);
- • Экономическая и социальная комиссия для Западной Азии (ЭСКЗА).
Под эгидой ЭКОСОС готовились многие документы, касающиеся различных аспектов международных экономических отношений, например Кодекс поведения ТНК. В 1946–1948 гг. ЭКОСОС вела работу по созданию Международной торговой организации (МТО) и выработке ее устава – Гаванской хартии. Этот устав так и не вступил в силу, но на некоторые статьи Гаванской хартии имеются ссылки в праве ВТО. Вокруг ЭКОСОС концентрируются неправительственные международные организации.
Кроме того, Совет Безопасности ООН наделен полномочиями призывать государства к применению экономических санкций в отношении государств-правонарушителей. В разное время Совет Безопасности принимал решения о введении экономических санкций против ЮАР, Ливии, Ирака и др.
Экономической проблематикой в правовом аспекте занимались и занимаются:
- • Комиссия международного права ООН, которая в 1978 г. завершила подготовку Проекта статей о клаузулах о наиболее благоприятствуемой нации;
- • Комиссия ООН по праву международной торговли – ЮНСИТРАЛ; под эгидой ЮНСИТРАЛ шла подготовка Конвенций ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г., о международных переводных векселях и международных простых векселях 1988 г., об уступках дебиторской задолженности в международной торговле 2001 г., а также типовых законов о международном торговом арбитраже (1985 г.), о международных кредитных переводах (1992 г.), об электронной торговле (1996 г.), электронно-цифровой подписи (2001 г.);
- • Международный суд ООН, который рассмотрел несколько дел, имеющих экономическую составляющую.
В 1964 г. в качестве вспомогательного органа ООН была учреждена Конференция ООН по торговле и развитию – ЮНКТАД – с целью поощрения международной торговли и ускорения экономического развития развивающихся стран (стран, получивших независимость в результате процесса деколонизации).
В рамках ЮНКТАД были выработаны очень важные документы:
- • Принципы международных торговых отношений и торговой политики (1964 г.);
- • многостороннее Соглашение об Общем фонде для сырьевых товаров (вступившее в силу в 1989 г.);
- • принципы и правила по контролю за ограничительной деловой практикой ТНК, принятые резолюцией ГА ООН в 1980 г.;
- • проект международного кодекса поведения в области передачи технологий (1978–1985 гг.), оставшийся проектом;
- • Интегрированная программа для сырьевых товаров (1976 г.) и серия так называемых международных товарных соглашений.
ЮНКТАД внесла вклад в разработку многих международных договоров (Конвенция о Кодексе поведения линейных конференций 1974 г., Конвенция о международных смешанных перевозках грузов 1980 г.).
В рамках системы ООН образовалась подгруппа организаций, внутренняя структура которых отмечена разнообразием, а характер деятельности – сложностью.
По замыслу основателей правопорядка, создававшегося после Второй мировой войны, данная подгруппа организаций должна была сосредоточиться вокруг ГА ООН, ЭКОСОС, их вспомогательных органов. Три организации должны были находиться в орбите этого центра.
Две из них появились на конференции в Бреттон-Вудсе в июле 1944 г.: это МВФ и МБРР, ставшие специализированными учреждениями ООН. При этом членство в одной организации предполагало членство в другой.
Третий элемент системы составляла Международная торговая организация, создание которой не удалось. Устав МТО, принятый в марте 1948 г. и получивший название Гаванской хартии, не был ратифицирован из-за противодействия Сената США. Образовавшийся организационно-правовой вакуум был частично заполнен (считалось, что временно) вступившим в силу ГАТТ. Текст ГАТТ (ст. XXIX) воспринял общие принципы гл. I–IV и IX Гаванской хартии.
В ходе многосторонних торговых переговоров Уругвайского раунда (1986–1993) зародилась новая международная организация, которая должна была прийти на смену ГАТТ, – ВТО. Она начала функционировать с 1 января 1995 г. ВТО, в отличие от МВФ или Всемирного банка, не является специализированной организацией ООН, несмотря на свой универсальный характер.
МВФ и МБРР имеют почти тот же состав и такой же уровень универсальности, что и ООН. ВТО, в которой более 150 госу- дарств-участников (а еще порядка 30 государств ведут с ней переговоры о вступлении), – близка к универсальности.
В связи с этим можно напомнить одно из консультативных заключений Международного Суда ООН 1949 г. (ICJ Reports, 1949, р. 185), суть которого состоит в том, что стремящиеся к универсальности международные организации приобретают «объективную международную правосубъектность», а не только правосубъектность, признаваемую государствами- участниками.
Международные экономические и экономико-политические организации
Международные организации — одна из важнейших форм многостороннего сотрудничества между государствами. Они создаются на основании соглашения между участниками. Деятельность международных организаций регламентируется их уставом. Эффективность деятельности организаций зависит от степени согласованности, которой удается достичь государствам.
Организации различаются по направлениям деятельности (вопросы мира и безопасности, экономики, культуры, здравоохранения, транспорта и др.); по составу участников (универсальные, региональные); по объему полномочий и т. д.
Основными целями и задачами всех международных организаций является создание конструктивной многосторонней базы международного сотрудничества, установление глобальных и региональных зон мирного сосуществования.
Особое место среди межгосударственных международных организаций занимает Организация Объединенных Наций (ООН) — как универсальная международная организация общей компетенции.
В данной главе представлена информация о наиболее известных международных экономических и экономико-политических организациях.
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ (ООН) — UNITED NATIONS ORGANIZATION (UNO)
Организация Объединенных Наций была создана 24 октября 1945 г. В настоящее время обсуждаются предложения по реформе ООН, в том числе по увеличению числа постоянных членов Совета Безопасности.
Система Объединенных Наций включает ООН с ее главными и вспомогательными органами. Образовано 17 специализированных учреждений ООН, а также Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ). К системе ООН в качестве межправительственной причисляется также Всемирная организация по туризму (ВОТ).
Специализированные мероприятия ООН проводятся с целью укрепления международного сотрудничества и всеобщего взаимопонимания.
Государства-члены: в настоящее время членами ООН являются свыше 180 государств мира. Наблюдатели при ООН — Ватикан, Швейцария, Палестина, Организация Африканского Единства, Европейский Союз, Организация Исламская конференция, Международный комитет Красного Креста и др.
Цели:
Поддержка мира и международной безопасности.
Развитие отношений между нациями на основе уважения принципов равноправия и самоопределения.
Международное сотрудничество, по разрешению мировых проблем политического, экономического, социального, культурного характера.
Поощрение уважения к правам человека.
Превращение ООН в центр согласования усилий наций и народов по достижению общих целей.
Структура:
- Генеральная Ассамблея.
- Совет Безопасности.
- Экономический и Социальный Совет.
- Совет по Опеке.
- Международный Суд.
- Секретариат.
Генеральная Ассамблея (ГА) является главным органом ООН, объединяющим всех ее членов (по принципу «одно государство — один голос»). Она уполномочена рассматривать вопросы и давать рекомендации по проблемам, находящимся в политической и материальной сферах в пределах действия Устава. Хотя резолюции ГА носят рекомендательный характер и юридически они не обязательны для всех членов ООН, они подкреплены авторитетом Объединенных наций. Генеральная Ассамблея определяет политику и программу действия организации. Сессии ГА проходят ежегодно, но могут созываться и чрезвычайные сессии.
Совет Безопасности (СБ) является единственным органом ООН, который может принимать решения, обязательные для 148 членов ООН. Используя ряд мероприятий по мирному урегулированию международных конфликтов, в случае, когда противоборствующие стороны не готовы к участию в мирном процессе переговоров, Совет Безопасности может принимать меры принудительного характера.
Решения о введении военных санкций принимаются лишь в том случае, когда невоенные санкции оказываются недостаточными. В районы конфликтов направляются группы наблюдателей и Силы ООН по поддержанию мира («голубые каски»).
Совет безопасности состоит из 15 членов: пять постоянных кленов (Великобритания, Китай, Россия, США, Франция), обладающих правом «вето», и десять непостоянных членов, избираемых сроком на два года в соответствии с региональными квотами (пять мест для государств Азии и Африки, одно — для государств Восточной Европы, два — для государств Латинской Америки и два места для стран Западной Европы).
Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС) отвечает за деятельность Объединенных Наций в экономической и социальной сферах и выполняет задачи, возложенные на него в связи с реализацией рекомендаций Генеральной Ассамблеи (исследования, доклады и др.). Он координирует деятельность специализированных учреждений ООН.
Международный Суд является главным юридическим органом Объединенных Наций. Суд открыт для всех государств мира и физических лиц (даже не являющихся членами ООН).
Секретариат работает под руководством Генерального Секретаря и отвечает за выполнение текущей работы ООН. Генеральный Секретарь — главное должностное лицо ООН — назначается Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности. Верховный комиссар по правам человека, назначаемый Генеральным Секретарем, отвечает за деятельность ООН в области прав человека.
Официальные языки ООН — английский, испанский, китайский, русский, французский.
Штаб-квартира — в Нью-Йорке.
ГРУППА ВСЕМИРНОГО БАНКА
Группа Всемирного банка включает четыре института: Международный банк реконструкции и развития (МБРР); Международная финансовая корпорация (МФК); Международная ассоциация развития (MAP); Многостороннее агентство по инвестиционным гарантиям (МАИГ).
МЕЖДУНАРОДНЫЙ БАНК РЕКОНСТРУКЦИИ
И РАЗВИТИЯ (МБРР) — INTERNATIONAL BANK FOR RECONSTRUCTION AND DEVELOPMENT (IBRD) Идея МБРР была сформулирована на Конференции ООН по валютно-финансовым вопросам в 1944 г. МБРР в качестве специализированного учреждения входит в систему ООН.
Цели: содействие реконструкции и развитию территорий государств-членов путем поощрения капиталовложений на производственные цели; поощрение частных и иностранных инвестиций посредством предоставления гарантий или участия в займах и других инвестициях частных кредиторов; поощрение экономического и социального прогресса в развивающихся странах посредством долгосрочного финансирования проектов и программ развития с целью обеспечения роста производства; стимулирование роста международной торговли и развития производственных ресурсов государств-членов МБРР.
В настоящее время в МБРР входят около 180 государств (в т. ч. Россия). Открыто членство и для членов Мирового валютно- го фонда (МВФ) на условиях, определяемых МБРР.
Источники финансирования: МБРР, подписчиками капитала которого являются все государства-члены, финансирует свои кредитные операции главным образом из этого капитала, заемных средств с финансовых рынков, а также за счет платежей в погашение ранее предоставленных займов.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ВАЛЮТНЫЙ ФОНД (МВФ) — INTERNATIONAL MONETARY FUND (IMF)
Международный валютный фонд начал функционировать в 1946 г. В качестве специализированного учреждения он входит в систему ООН. В составе МВФ около 180 государств-членов.
Цели: поощрение международного сотрудничества в области валютной политики; способствование росту мировой торговли; поддержание стабильности валют и упорядочение валютных отношений между государствами-членами; предоставление при необходимости государствам-членам помощи кредитами.
Членство открыто для других государств на определяемых МВФ условиях (величина уставного капитала-квоты-право голоса, специальные права заимствования и др.).
Специальные права заимствования (Special Drawing Rights, SDR) являются инструментом МВФ, позволяющим создавать валютные резервы на основе международного соглашения с целью предотвращения опасности постоянной нехватки валютных резервов.
Источники финансирования: взносы государств-членов (квоты), дополняемые займами МВФ у своих членов. 150
ОРГАНИЗАЦИЯ СЕВЕРОАТЛАНТИЧЕСКОГО ДОГОВОРА (НАТО) —NORTH ATLANTIC TREATY ORGANISATION (NATO)
Была создана в 1949 г. на основе подписания и ратификации Североатлантического договора («Вашингтонского договора»). Процесс политических изменений в Европе (распад СССР, прекращение деятельности Организации Варшавского Договора и др.) в последние годы стал причиной ряда заявлений НАТО, в т. ч.: Лондонская декларация «Североатлантический альянс в процессе перемен» (1990), «Римская декларация о мире и сотрудничестве» (1991); «Новая стратегическая концепция альянса» (1991); заявление Совета НАТО с приглашением присоединиться к программе «Партнерство во имя мира» (1994) и др.
Государства-члены (16): Бельгия, Великобритания, Германия, Греция, Дания, Исландия, Испания, Италия, Канада, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия, США, Турция, Франция. (Исландия, не имеющая собственных вооруженных сил, не входит в интегрированную военную структуру; Испания не участвует в интегрированной командной структуре; Франция в 1966 г. вышла из интегрированной военной структуры).
Цели: обеспечение свободы и безопасности всех членов политическими и военными средствами в соответствии с принципами Устава ООН; совместные действия и всестороннее сотрудничество с целью укрепления безопасности государств-членов, обеспечение справедливого и прочного мира в Европе на основе общих ценностей, демократии, прав человека и правового государства.
Штаб-квартира руководящих органов — в Брюсселе.
ОРГАНИЗАЦИЯ ПО БЕЗОПАСНОСТИ И СОТРУДНИЧЕСТВУ В ЕВРОПЕ (ОБСЕ) — ORGANIZATION FOR SECURITY AND COOPERATION IN EUROPE (OSCE)
Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе подписан в 1975 г. в Хельсинки (Финляндия) главами государств и правительств 33 стран Западной Европы, а также США и Канады. Он стал долгосрочной программой развития процесса разрядки и сотрудничества в Европе.
Новый период в деятельности ОБСЕ начался с Парижской хартии для новой Европы, подписанной в 1990 г.
Отношения ОБСЕ с Организацией Объединенных Наций основываются на заключенном с Секретариатом ООН рамочном договоре и статусе наблюдателя при Генеральной Ассамблее ООН.
Цели: содействие улучшению взаимных отношений, создание условий по обеспечению длительного мира; поддержка разрядки международной напряженности; признание тесной взаимозависимости мира и безопасности в Европе и во всем мире.
ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ (ЕС) — EUROPEAN UNION (EU)
Договор о Европейском союзе (ЕС), подписанный в 1992 г. в Маастрихте (Нидерланды) главами государств и правительств 12 государств-членов Европейского экономического сообщества, вступил в силу 1 ноября 1993 г. Договор дополнительно к национальному гражданству вводит гражданство ЕС.
Предшественницей ЕС было Европейское экономическое сообщество (ЕЭС), образованное Бельгией, Нидерландами, Люксембургом, ФРГ, Францией и Италией в 1958 г. с целью создания общего рынка товаров, капиталов и рабочей силы путем отмены таможенных пошлин и других ограничений в торговле, проведения согласованной торговой политики.
Позже в Сообщество были приняты Великобритания, Дания, Ирландия (1973 г.), Испания, Португалия (1981 г.) и Греция (1986 г.).
С 1995 г. членами ЕС стали Австрия, Финляндия и Швеция.
Официальные заявления с просьбой о вступлении в ЕС подали также Кипр, Мальта, Турция, Марокко, страны Восточной Европы.
Европейский союз (ЕС) зиждется на трех основаниях:
- Европейские сообщества (Европейское объединение угля и стали — ЕОУС; Европейское экономическое сообщество — ЕЭС; Европейское сообщество по атоЬшой энергии — ЕВРАТОМ) с формами сотрудничества, предусмотренными Договором о Европейском союзе.
- Совместная внешняя политика и политика в области международной безопасности.
Цели:
— Образование тесного союза народов Европы.
— Содействие сбалансированному и длительному прогрессу, посредством: создания пространства без внутренних границ, усиления экономического и социального взаимодействия, образования экономического и валютного союза и создания в перспективе единой валюты.
— Проведение совместной внешней политики, а в перспективе и совместной оборонной политики.
Развитие сотрудничества в сфере юстиции и внутренних дел.
Органы. ЕС: Европейский совет; Европейский парламент; Совет Европейского союза; Европейская комиссия; Европейский суд.
СЕВЕРОАМЕРИКАНСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ О СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛЕ — NORTH AMERICAN FREE TRADE AGREEMENT (NAFTA)
Соглашение о НАФТА было подписано 17 декабря 1992 г. в Вашингтоне и вступило в силу 1 января 1994 г.
Государства-члены: Канада, Мексика, США. Цели: соглашение предусматривает создание зоны свободной торговли в Северной Америке в течение 15 лет; предусматриваются меры по либерализации в движении товаров, услуг, капиталов через границы с постепенной ликвидацией таможенных и инвестиционных барьеров. В отличие от ЕС, страны НАФТА не предполагают создание единой валютной системы и координацию внешней политики.
ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА И РАЗВИТИЯ (ОЭСР) — ORGANIZATION FOR ECONOMIC COOPERATION AND DEVELOPMENT (OECD)
Организация была создана в 1961 г. Она стала преемницей Организации европейского экономического сотрудничества, образованной в 1948 г. в целях оптимального использования американской экономической и финансовой помощи восстановлению Европы (план Маршалла) в сотрудничестве с европейскими странами-получателями этой помощи.
В настоящее время рассматриваются заявления о вступлении в ОЭСР Венгрии, Республики Корея, Словакии и Чехии. Россия сотрудничает с ОЭСР, подписав в 1994 г. Соглашение о привилегиях и иммунитете.
Цели: вклад в развитие мировой экономики посредством обеспечения оптимального экономического развития, роста занятости и повышения уровня жизни при сохранении финансовой стабильности государств-членов; содействие экономическому и социальному благополучию путем координации политики государств-членов; согласование помощи государств ОЭСР развивающимся странам.
СОДРУЖЕСТВО НАЦИЙ — COMMONWEALTH
Содружество Наций — это «добровольная ассоциация независимых государств», символом которой является британский монарх, признанный главой Содружества.
Суверенные государства проводят самостоятельную политику и сотрудничают на почве общих интересов и в целях содействия международному пониманию. Взаимоотношения государств-членов определены в Вестминстерском статусе 1931 г. в качестве независимых и равноправных во внутренней и внешней политике.
Содружество состоит из 30 республик, 5 монархий, имеющих собственных королей, и 16 государств, которые признают в качестве главы государства британского монарха, представленного в этих странах генерал-губернатором.
На встречах глав государств и правительств государств-членов Содружества обсуждается международное положение, вопросы регионального развития, социально-экономическое положение, вопросы культуры, а также специальные программы Содружества.
ОРГАНИЗАЦИЯ АФРИКАНСКОГО ЕДИНСТВА (ОАЕ) — ORGANIZATION OF AFRICAN UNITY (OAU)
Была создана в 1963 г. на конференции глав государств и правительств африканских стран.
Цели: содействие единству и солидарности африканских государств; интенсификация и координация усилий по повышению уровня жизни; защита суверенитета, территориальной целостности и независимости; ликвидация всех форм колониализма; согласование сотрудничества в области политики, обороны и безопасности, экономики, образования, здравоохранения и культуры.
Штаб-квартира — в Аддис-Абебе.
ОРГАНИЗАЦИЯ ИСЛАМСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ (ОИК) — ORGANIZATION OF THE ISLAMIC CONFERENCE (OIC)
Была создана в 1971 г. на конференции глав государств и правительств мусульманских стран в Рабате (Марокко).
Цели: содействие укреплению мусульманской солидарности; охрана святых мест; поддержка борьбы всех мусульман за обеспечение независимости и национальных прав; поддержка борьбы палестинского народа; сотрудничество в экономической, социальной, культурной, научной и других важных областей жизни и др.
Штаб-квартира Генерального секретариата — в Джидде.
ЛИГА АРАБСКИХ ГОСУДАРСТВ (ЛАГ) — LEAGUE OF ARAB STATES (LAS)
Пакт Арабской лиги лег в основу образованной в 1945 г. Лиги арабских государств. Он был подписан семью арабскими государствами (Египет, Ирак, Йемен, Ливан, Саудовская Аравия, Сирия, Трансиордания).
Цели: укрепление связей между государствами-членами в различных отраслях (экономика, финансы, транспорт, культура, здравоохранение); координация действий государств-членов для защиты национальной безопасности и обеспечения их независимости и суверенитета; запрещение использования силы для урегулирования споров; уважение существующих в других странах режимов и отказ от попыток их изменения.
Штаб-квартира — в Каире.
ОРГАНИЗАЦИЯ СТРАН-ЭКСПОРТЕРОВ НЕФТИ — ORGANIZATION OF THE PETROLEUM EXPORTING COUNTRIES (OPEC)
Была организована в 1960 г. на конференции в Багдаде. Устав был принят в 1965 г., позже в него многократно вносились изменения.
Государства-члены (12): Алжир, Венесуэла, Габон, Индонезия, Иран, Ирак, Катар, Кувейт, Ливия, Нигерия, ОАЭ, Саудовская Аравия.
Цели: координация и унификация нефтяной политики государств-членов; определение наиболее эффективных средств защиты интересов государств-участников; изыскание способов обеспечения стабильности цен на мировых нефтяных рынках; охрана окружающей среды и др.
СОЮЗ АРАБСКОГО МАГРИБА (САМ) -UNION OF ARAB MAGRIB (UAM)
Образован в 1989 г. Государства-члены (5): Алжир, Ливия, Мавритания, Марокко, Тунис.
Цели: способствовать успешному решению вопросов экономического развития, обеспечить большую конкурентоспособность товаров стран региона на рынках мира.
АССОЦИАЦИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА ЮЖНОЙ АЗИИ — SOUTH ASIAN ASSOCIATION OF THE REGIONAL COOPERATION (SAARC)
Создана в 1985 г. Государства-члены (7): Бангладеш, Бутан, Индия, Мальдивская Республика, Непал, Пакистан, Шри-Ланка.
Цели: ускорение экономического развития, социального прогресса и культурного развития стран-членов и установление мира и стабильности в регионе.
АССОЦИАЦИЯ ГОСУДАРСТВ ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ — ASSOCIATION OF SOUTH EAST ASIAN NATIONS (ASEAN)
Министры иностранных дел Индонезии, Малайзии, Сингапура, Таиланда и Филиппин подписали Бангкокскую декларацию, заложившую основы АСЕАН и дополненную в 1976 г. Договором о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии и рамочным соглашением о программе действий.
Государства-члены (10): Бруней, Вьетнам, Индонезия, Лаос, Малайзия, Мьянма, Филиппины, Сингапур, Таиланд, Камбоджа.
Цели: содействие региональному сотрудничеству в экономической, социальной и культурной сферах с целью укрепления мира в регионе; ускорение экономического роста, социального прогресса и культурного развития в регионе посредством совместных действий в духе равноправия и партнерства; сотрудничество в сельском хозяйстве, промышленности, торговле, транспорте и связи с целью повышения уровня жизни населения; укрепление мира и стабильности и др.
АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО (АТЭС) — ASIAN PACIFIC ECONOMIC COOPERATION (APEC)
Организация была создана по инициативе Австралии в 1989 г.
Цели: создание Азиатско-Тихоокеанского экономического сообщества; смягчение взаимных торговых барьеров; обмен услугами и инвестициями; распространение сотрудничества на такие сферы, как торговля, окружающая среда и др. Группе видных деятелей стран АПЕК поручено выдвигать идеи о будущем организации и обсуждать пути их реализации.
ЛАТИНОАМЕРИКАНСКАЯ АССОЦИАЦИЯ СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛИ (ЛАСТ) — ASOCIACION LATINOAMERICANA DE LIBRO COMERCIO (ALALC)
Была образована на основе Договора Монтевидео I, подписанного Аргентиной, Бразилией, Мексикой, Парагваем, Перу, Чили и Уругваем и вступившего в силу в 1961 г. (сроком на 20 лет). Присоединились: Колумбия и Эквадор (1961), Венесуэла (1966), Боливия (1967).
Цели: устранение ограничений и пошлин в торговле. В рамках ЛАСТ были созданы 3 субрегиональных союза: Ла-Плат-ская и Андская группы (1969 г.), Амазонский пакт (1978 г.).
В 1980 г. ЛАСТ была преобразована в Латиноамериканскую ассоциацию интеграции (ЛАИ).
ЛАТИНОАМЕРИКАНСКАЯ АССОЦИАЦИЯ ИНТЕГРАЦИИ (ЛАИ) — ASOCIACION LATINOAMERICANA DE INTEGRACION (ALADI)
Образована на основе Договора Монтевидео II, подписанного странами-членами ЛАСТ и вступившего в силу в 1981 г.
Цели: создание общего рынка стран Южной Америки и Мексики. В отличие от ЛАСТ, процесс интеграции ЛАИ предусматривает дифференцированное продвижение к созданию общего рынка с учетом уровня экономического развития стран-участниц.
СИСТЕМА АНДСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ (САИ) — SISTEMA DE INTEGRACION ANDINA (SIA)
Сформировалась на основе Андского пакта. Включает два самостоятельных блока учреждений: для политического сотрудничества и для экономической интеграции.
В развитие Картахенского соглашения 1969 г. об учреждении Андской группы субрегиональной интеграции был принят документ под названием «Андская стратегия», декларировавший развитие Андского экономического пространства, углубление международных связей, вклад в единство Латинской Америки. Тогда же был принят «Акт мира», предусматривавший углубление процесса интеграции, создание Андского общего рынка (зона свободной торговли, таможенный союз) к 1995 г.
АНДСКИЙ ПАКТ (АП) — ACUERDO DE INTEGRACION SUBREGIONAL ANDINA (AISA)
Создан на основе соглашения, вступившего в силу в 1969 г.
Цели: либерализация региональной торговли и введение единых внешних тарифов; создание общего рынка к 1985 г.; координация экономической политики в отношении иностранного капитала; развитие промышленности, сельского хозяйства и инфраструктуры с помощью совместных программ; мобилизация внутренних и внешних финансовых ресурсов.
ЛА-ПЛАТСКАЯ ГРУППА — ORGANIZACION DE LA CUENCA DE LA PLATA
Образована на основе Договора об экономической интеграции и совместном освоении бассейна реки Ла-Платы в 1969 г.
Государства-члены (5): Аргентина, Боливия, Бразилия, Парагвай, Уругвай.
Цели: оптимальное использование и охрана природных ресурсов бассейна Ла-Платы.
В 1986 г. между Аргентиной и Бразилией была подписана долгосрочная программа экономического сотрудничества — «Акт интеграции», к которой присоединился Уругвай, а в 1991 г. Парагвай.
ОБЩИЙ РЫНОК СТРАН ЮЖНОГО КОНУСА — EL MERCADO COMUN DEL SUR (MERCOSUR)
Образован в развитие Акта интеграции 1986 г. на основании Договора об общем рынке стран Южного конуса в 1991 г.
Государства-члены (4): Аргентина, Бразилия, Парагвай, Уругвай. Для менее развитой в экономическом отношении Боливии вместо прямого участия в интеграции предусматривается сохранение существующих льгот.
Цели: Создание общего рынка стран-участниц в течение 10 лет на основе проектов и предприятий, осуществляемых в рамках Организации Ла-Платы.
АМАЗОНСКИЙ ПАКТ — EL РАСТО AMAZONICO
Образован на основании Договора о сотрудничестве в Амазонии и вступил в силу в 1980 г.
Государства-члены (8): Боливия, Бразилия, Венесуэла, Гайана, Колумбия, Перу, Суринам, Эквадор.
Цели: ускоренное совместное освоение и рациональное использование природных ресурсов бассейна Амазонки, защита их от иностранной эксплуатации, сотрудничество в создании инфраструктуры.
ОРГАНИЗАЦИЯ ЦЕНТРАЛЬНОАМЕРИКАНСКИХ ГОСУДАРСТВ (ОЦАГ) — ORGANIZACION DE LOS ESTADOS CENTROAMERICANOS (ОЕСА)
Образована в 1951 г. на конференции министров иностранных дел Гватемалы, Сальвадора, Гондураса, Никарагуа и Коста-Рики.
Цели: Экономическая и политическая интеграция государств Центральной Америки, культурное сотрудничество стран-участниц, предотвращение и урегулирование возникающих конфликтов.
КАРИБСКОЕ СООБЩЕСТВО (КС) — CARIBBEAN COMUNITY (CARICOM)
Политическая и экономическая организация по сотрудничеству в области торговли, кредита, валютных отношений, координации экономической и внешней политики, созданию совместных объектов.
Сообщество образовано в 1973 г. на основе Договора в Чагуа-рамасе (Тринидад и Тобаго).
Цели: Политическое и экономическое сотрудничество; координация внешней политики; экономическое сближение путем либерализации взаимной торговли и установления общего таможенного режима; координация политики в сферах валюты и кредита, инфраструктуры и туризма, сельского хозяйства, промышленности и торговли; сотрудничество в области просвещения и здравоохранения.
КАРИБСКИЙ ОБЩИЙ РЫНОК (КОР) — CARIBBEAN COMMON MARKET (ССМ, CARICOM)
Образован в 1974 г. в соответствии с приложением к Договору Чагуарамас, включает всех членов КС, за исключением Багам.
Рукодящие органы: Конференция глав правительств и Совет общего рынка. В 1976 г. страны-участницы ввели единые таможенные тарифы. В 1982 г. на Конференции глав правительств было выдвинуто предложение о создании Ассоциации Карибских государств. В 1994 г. Конференция рассмотрела перспективы членства КС-КОР в НАФТА.
АССОЦИАЦИЯ КАРИБСКИХ ГОСУДАРСТВ (АКГ) — ASOCIACION DE LOS ESTADOS CARIBES (AEC)
Соглашение об учреждении АКГ было подписано представителями 25 стран и 12 территорий на конференции в Картахене в 1994 г.
Цели: содействие экономической интеграции стран Карибского бассейна.
ОРГАНИЗАЦИЯ АМЕРИКАНСКИХ ГОСУДАРСТВ (ОАГ) — ORGANIZACION DE LOS ESTADOS AMERICANOS (ОЕА) — ORGANIZATION OF AMERICAN STATES (OAS)
Предшественницей ОАГ была Панамериканская система — совокупность органов и организаций, действовавших под контролем США в первой половине XX в.
ОАГ образована в 1948 г. на 9-й Межамериканской конференции в Боготе, принявшей Устав ОАГ. В настоящее время членами ОАГ являются все 35 независимых американских государств. В 1962 г. от участия в работе органов ОАГ была отстранена Куба.
Цели: поддержание мира и безопасности в Америке; предотвращение и мирное урегулирование конфликтов между государствами-членами; организация совместных действий для отражения агрессии; координация усилий для решения политических, экономических, юридических проблем; содействие экономическому, социальному, научно-техническому и культурному прогрессу стран-участниц.
3. Международная система защиты прав человека
Международная система защиты прав человека — это разветвленная система из нескольких десятков универсальных международных органов по правам человека с разным объемом компетенции, основной целью деятельности которых является защита прав человека.
Универсальные органы по правам человека имеют компетенцию, которая распространяется на значительное количество государств мира и, как правило, исключительно на те государства, которые являются участниками соответствующего универсального международного договора о правах человека (Комитет по правам человека, Комитет по правам ребенка и др.). У ограниченного круга международных органов по правам человека контрольные полномочия не обязательно связанные с участием государства в международном договоре (Комиссия по правам человека). Ни один из универсальных международных органов по правам человека не является полноценным международным судебным органом, хотя предложения по их созданию высказывались сразу после окончания Второй мировой войны.
Универсальные органы по правам человека могут быть квази-судебными и конвенционными. К квазисудебных относятся органы, образованные на основании международных договоров для осуществления контроля за соблюдением этих договоров государствами-участницами и действуют по процедуре, что напоминает судебную (Комитет по правам человека). В конвенционных относятся органы, образованные на основании международных договоров для осуществления контроля за соблюдением этих договоров государствами-участницами (Комитет по правам ребенка в соответствии с Конвенцией о правах ребенка; Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин в соответствии с Конвенцией о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин и т.д.) Конвенционные органы имеют преимущественно политико-правовой характер.
Особое место занимает Комиссия по правам человека — универсальный орган, полномочия которого не связаны с участием государства в международных договорах о правах человека. Ее было основано на основании решения ЭКОСОС в 1946 г. Комиссия состоит из представителей 53 государств — членов ЭКОСОС, избранных на три года. За время существования Комиссия по правам человека сделала значительный вклад в понимание прав человека и в развитии международного сотрудничества в этой сфере. Она имеет широкие полномочия по контролю за соблюдением прав человека, проводит исследования в сфере защиты прав человека и предоставляет рекомендации и предложения ЭКОСОС, готовит проекты международных документов по правам человека и сотрудничает с другими международными органами в этой области. Комиссия вправе создавать собственные вспомогательные органы. Одним из них является Подкомиссия по предупреждению дискриминации и защите меньшинств.
Важным полномочием Комиссии по правам человека является рассмотрение заявлений и сообщений о нарушениях прав человека. 3 1967 г. Комиссия получила право изучать информацию о грубые и массовые нарушения прав человека во всех странах, независимо от того, являются ли они участниками международных договоров о правах человека. На основании таких исследований Комиссия вправе подавать в ЭКОСОС доклады и предлагать рекомендации по устранению нарушений прав человека. Комиссия не рассматривает сообщения, если заявитель не исчерпал национальные средства правовой защиты.
Комитет по правам человека создан в 1977 г. в соответствии со ст. 28 Международного пакта о гражданских и политических правах. В состав Комитета входят 18 экспертов, которых избирают из числа граждан государств — участниц Пакта. Комитет рассматривает доклады государств — участниц Пакта о мерах по защите провозглашенных в ней прав (ст. 40). В случае, если государство-участник сделает заявление согласно ст. 41 Пакта, Комитет может получать и рассматривать в порядке, установленном в настоящей статье, сообщения от других таких государств о неисполнении им своих обязательств по Пакту.
Комитет по правам человека наделен полномочием рассматривать жалобы отдельных лиц или групп лиц о нарушении прав, указанных в настоящем Пакте, если такие нарушения произошли под юрисдикцией государств, которые ратифицировали Факультативный протокол. Комитет не рассматривает сообщение, если заявитель не исчерпал национальные средства правовой защиты, если жалоба касается нарушения права, которое не закреплено в Международном пакте о гражданских и политических правах, или если это именно вопрос рассматривается по другой международной процедурой. Рассмотрение жалоб происходит на закрытых заседаниях, но решения Комитета являются открытыми и подлежат опубликованию. Решение Комитета является рекомендациями. Однако сам факт жалобы, сама процедура расследования и рассмотрения носят компрометирующий характер, поэтому государства стремятся не только не доводить до рассмотрения, урегулировав все проблемы данной жалобы, но нередко ликвидируют причины, которые привели к жалобы. При этом важную роль играют выступления членов Комитета и их анализ ситуации в стране. Жалобы играют важную роль в регулярных отчетах, которые предоставляют государства — члены Комитета. Оценка докладов учитывает и индивидуальные жалобы.
Ни Пакт, ни Факультативный протокол не предусматривают права Комитета толковать права, провозглашенные в Международном пакте о гражданских и политических правах. Но за годы существования Комитета в связи с рассмотрением сообщений о нарушениях прав человека сложилась так называемая юриспруденция Комитета, которая является значительным вкладом в правовое понимание прав человека и основных свобод.
Организация Объединенных Наций создает свои институциональные структуры для изучения положения прав человека, по сути, осуществляет надзор» в сфере выполнения государствами своих обязательств в сфере уважения прав человека. Такую деятельность осуществляет Совет Безопасности ООН, которая неоднократно рассматривала споры и ситуации в сфере прав человека, которые представляют угрозу всеобщему миру и безопасности. Решения и заключения по вопросам прав человека принимал Международный Суд, Генеральный секретарь ООН, а также Верховный комиссар по правам человека, должность которого была создана в 1994 г. На него возложена ответственность за деятельность ООН в сфере прав человека в рамках общей компетенции, полномочий и решений ГА ООН, ЭКОСОС и Комиссии по правам человека. По разным оценкам ООН, ежегодно получает от 30 до 40 тыс. жалоб о нарушении прав человека.
Пост Верховного комиссара основан для укрепления механизма ООН, «для поощрения и защиты всех прав человека». Верховный комиссар назначается Генеральным секретарем ООН и утверждается ГА ООН сроком на четыре года с возможностью одного повторного переизбрания. Он должен руководствоваться Общей декларацией прав человека 1948 г., другими основополагающими международно-правовыми пактами, должен исходить из того, что все права человека — гражданские, культурные, экономические и политические — являются уникальными, взаимосвязанными и взаимозависимыми. Верховный комиссар должен ежегодно представлять доклады Комиссии по правам человека ООН, а через ЭКОСОС — Генеральной Ассамблеи ООН.
На основании резолюции ГА ООН учрежден пост Верховного комиссара ООН по делам беженцев. Он избирается ГА ООН по представлению Генерального секретаря ООН сроком на три года. Он выполняет обязанности по предоставлению международной защиты беженцам. Верховный комиссар подает ГА ООН ежегодный доклад. Роль Верховного комиссара в последние годы значительно возросла в связи с увеличением количества беженцев из разных регионов, охваченных межэтническими, межрелигиозными и межнациональными конфликтами.
Роль неправительственных организаций в международном защите прав человека. За последние десятилетия существенно возросла роль международных неправительственных организаций в защите прав человека. Среди наиболее влиятельных организаций можно назвать Международный Хельсинский Комитет, Международную Амнистию, Врачей за мир и др. Среди основных направлений их деятельности: мониторинг состояния прав человека в отдельных государствах; мониторинг законодательства о правах человека в отдельных государствах; составление докладов о состоянии дел в области защиты прав человека; обнародование таких докладов для ознакомления общественности и предоставления их международным межправительственным органам по правам человека; участие в разработке международных договоров по правам человека, а также другая деятельность.