Международные отношения

Что нового появилось в международных отношениях 16-17 вв по сравнению со средневековьем? В чём старое сохранило свою силу?

Звідки данило романович розпочав відродження галицько волинської держави у 1215р. ? Нужна помощь в написании эссе! Скажите как понять данный пункт: Соответствие между высказываемыми теоретическими положениями и приводимым фактическим материалом. Эссе по эпоху Просвещения СРОЧНО!!! задания: 17 Б. Радиус сектора равен 30 см, его угол равен 20°. Свернув сектор, получили конус. Вычисли радиус конуса. Ответ: радиус конуса р авен ? см (результат округли до десятых). ОБЕЩАЮ ОТБЛАГОДАРИТЬ!!! Вы поняли, как) «Русская история до Петра Великого сплошная панихида, а после Петра Великого — одно уголовное дело?» Прокоммен тируйте данную цитату, 7 предложений. Кто был преемником Александра II? Когда СССР перестал существовать? «Русская история до Петра Великого сплошная панихида, а после Петра Великого — одно уголовное дело?» Прокомментируйте данную цитату, 7 предложений. Эссе на тему «Республика Молдова будет лучше в Европейском союзе или в торговом.» Когда произошло Ледовое побоище? Помогите с таблицей про Семилетнюю войну, пожалуйстаформат в 4 столбика :Дата…. Место… Итоги….. Значение​

Усиление связей и взаимозависимости людей,народов и государств1)эволюция2)революция3)глобализация4)экология

. Известно, что развитое гражданское общество может существовать при наличии правового государства. К числу отличительных признаков правового государс тва относятся: верховенство закона, реальность прав и свобод индивидов, организация и функционирование суверенной государственной власти на основе принципа разделения властей. А куда относится легитимное применение государством силы на данной территории? Может ли в гражданских правоотношениях учавствовать пятилетний ребёнок Даю 80 баллов( дедлайн горит) Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Социальная мобильность в современной России». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете о свещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах. Какие рассматривают конституционные суды суды общей юрисдикции арбитражные суды Какие требования предъявляемые к лицу претендующему на должность судьи? Выберите одно из утверждений, поясните его и приведите примеры, подтверждающие или опровергающие авторское мнение. В ответе должно быть: три примера и 2 аргумента «за» или «против». Каждый — кузнец своего счастья, особенно если владеет собственной кузницей. (Лешек Кумор) Система частной собственности — самая надёжная гарантия свободы, причём не только для тех, кто обладает собственностью, но и едва ли в меньшей степени для тех, кто ею не обладает. (Фридрих Хаек) В конечном счёте право собственности и личные права — одно и то же. Частная собственность — просто ещё одно обличье демократии. Она означает, что каждый должен иметь нечто такое, что он мог бы творить по своему образу и подобию. (Гилберт Честертон) Нет собственности без свободы; нет свободы без безопасности. (Дюпон де Немур) Чем больше тебе помогают в твоём саду, тем в меньшей степени это твой сад. (Английская мудрость) Право собственности позволяет прилежному человеку жать там, где он сеял. (Английское изречение) Выберите одно из утверждений, поясните его и приведите примеры, подтверждающие или опровергающие авторское мнение. В ответе должно быть: три примера и 2 аргумента «за» или «против». Каждый — кузнец своего счастья, особенно если владеет собственной кузницей. (Лешек Кумор) Система частной собственности — самая надёжная гарантия свободы, причём не только для тех, кто обладает собственностью, но и едва ли в меньшей степени для тех, кто ею не обладает. (Фридрих Хаек) В конечном счёте право собственности и личные права — одно и то же. Частная собственность — просто ещё одно обличье демократии. Она означает, что каждый должен иметь нечто такое, что он мог бы творить по своему образу и подобию. (Гилберт Честертон) Нет собственности без свободы; нет свободы без безопасности. (Дюпон де Немур) Чем больше тебе помогают в твоём саду, тем в меньшей степени это твой сад. (Английская мудрость) Право собственности позволяет прилежному человеку жать там, где он сеял. (Английское изречение) составьте два предложения: − одно предложение, содержащее информацию о формировании предложения на рынке труда; − одно предложение, раскрывающее любу ю из особенностей спроса на рынке труда. ОТВЕТ НЕ С РЕШУ ЕГЭ, А СВОИМИ СЛОВАМИ. 14 баллов. Международные нормы права определяют правила поведения хозяйственных субъектов. Им должно соответствовать … право.

Новая система международных отношений

Новая система международных отношений получила начало в конце ХХ века в результате завершения Холодной войны и крушения биполярной системы международных отношений. Тем не менее, в указанный период произошли более фундаментальные и качественные системные трансформации: вместе с Советским Союзом перестали существовать не только конфронтационная система международных отношений периода Холодной войны и Ялтинско-Потсдамский миропорядок, — подорванной оказалась намного более старая система Вестфальского мира и ее принципы.

Однако на протяжении всего последнего десятилетия ХХ века в мировой науке активно шли дискуссии о том, какова будет новая конфигурация мира в духе Вестфалии. Спор разгорелся между двумя основными концепциями мирового порядка: концепциями однополярности и многополярности.

Естественно, в свете только что окончившейся Холодной войны первым напрашивался вывод об однополярном мировом порядке, поддерживаемом единственной оставшейся сверхдержавой – Соединенными Штатами Америки. Между тем, на деле все оказалось не так просто. В частности, как указывают некоторые исследователи и политики (например, Е.М.Примаков, Р.Хаас и др.), с концом биполярного мира исчез сам феномен сверхдержавности с мировой экономической и геополитической авансцены в традиционном его понимании: «Во времена «холодной войны», пока существовали две системы, были и две супердержавы — Советский Союз и Соединенные Штаты. Сегодня супердержав нет вообще: Советский Союз прекратил свое существование, но и Соединенные Штаты, хотя они и обладают исключительным политическим влиянием и являются самым мощным в военном и экономическом отношении государством мира, утратили такой статус» // Россия в глобальной политике. Октябрь 2003 г. – URL: http://www.globalaffairs.ru/articles/2242.html]. В итоге для США была заявлена роль не единственной, а одной из нескольких опор нового мирового порядка.

Американской идее был брошен вызов. Основными противниками монополии США в мире стали Объединенная Европа, все более набирающий силу Китай, Россия, Индия и Бразилия. Так, например, Китай, а за ним и Россия приняли в качестве официальной внешнеполитической доктрины концепцию многополярности мира в ХХI веке. Развернулась своего рода борьба против угрозы господства однополярности, за поддержание многополярного баланса сил как главного условия стабильности в мире. Кроме того, очевиден и тот факт, что за прошедшие после ликвидации СССР годы США фактически так и не смогли, несмотря на свое стремление к мировому лидерству, утвердить себя в этой роли. Более того, им пришлось испытать горечь неудач, они «завязли» там, где, казалось бы, не было проблем (тем более в отсутствие второй сверхдержавы): в Сомали, на Кубе, в бывшей Югославии, Афганистане, Ираке. Таким образом, США на рубеже веков так и не смогли стабилизировать ситуацию в мире.


Пока в научных кругах шли споры о структуре новой системы международных отношений ряд событий, произошедших на рубеже веков, фактически сами расставили все точки над «i».

Можно выделить несколько этапов:

1. 1991 – 2000 гг. – этот этап можно определить как период кризиса всей международной системы и период кризиса в России. В это время в мировой политике безапелляционно доминировала идея однополярности во главе с США, а Россию воспринимали как «бывшую сверхдержаву», как «проигравшую сторону» в Холодной войне, некоторые исследователи даже пишут о возможном распаде РФ в ближайшем будущем (например, З.Бжезинский). В результате в этот период наблюдался некий диктат в отношении действий РФ со стороны мирового сообщества.

Во многом это было связано с тем, что внешняя политика РФ начала 90-х ХХ века имела четкий «проамериканский вектор». Иные тенденции внешней политики проявились примерно после 1996 года, благодаря замене на посту министра иностранных дел западника А. Козырева государственником Е. Примаковым. Разница в позициях этих деятелей обусловила не только смену вектора российской политики — она становится более самостоятельной, но многие аналитики заговорили о преобразовании модели российской внешней политики. Изменения, привнесенные Е.М. Примаковым, вполне могут быть названы последовательной «доктриной Примакова». «Ее суть: взаимодействовать с основными мировыми актерами, ни к кому жестко не примыкая». По мнению российского исследователя Пушкова А., «это «третий путь», позволяющий избежать крайностей «доктрины Козырева» («положение младшего и на все или почти на все согласного партнера Америки») и националистической доктрины («дистанцироваться от Европы, США и западных институтов — НАТО, МВФ, Всемирного банка»), попытаться превратиться в самостоятельный центр притяжения для всех тех, у кого не сложились отношения с Западом, от боснийских сербов до иранцев».

После отставки Е. Примакова с поста премьер-министра в 1999 году определенная им геостратегия в основном была продолжена — по сути ей не было иной альтернативы и она отвечала геополитическим амбициям России. Таким образом, наконец, России удалось сформулировать собственную геостратегию, концептуально вполне обоснованную и довольно практичную. Вполне естественно, что Запад ее не принял, так как она имела амбициозный характер: Россия по-прежнему намерена играть роль мировой державы и не собирается соглашаться с понижением ее глобального статуса.

2. 2000-2008 гг. – начало второго этапа без сомнения было знаменовано в большей степени событиями 11 сентября 2001 г., в результате чего в мире фактически происходит крах идеи однополярности. В политических и научных кругах США постепенно начинают говорить об отходе от гегемонистской политики и необходимости установления мирового лидерства США, поддерживаемого ближайшими соратниками из развитого мира.

Кроме того, в начале XXI века происходит смена политических лидеров практически во всех ведущих странах. В России к власти приходит новый президент В.Путин и ситуация начинает меняется. В Путин окончательно утверждает идею многополярного мира в качестве базовой во внешнеполитической стратегии России. В такой многополярной структуре Россия претендует на роль одного из главных игроков, наряду с Китаем, Францией, Германией, Бразилией и Индией. Однако США не хотят уступать свое лидерство. В результате разыгрывается настоящая геополитическая война, а основные баталии разыгрываются на постсоветском пространстве (например, «цветные революции», газовые конфликты, проблема расширения НАТО за счет ряда стран на постсоветском пространстве и т.д.).

Второй этап некоторые исследователи определяют как «постамериканский»: «Мы живем в постамериканский период мировой истории. Это на самом деле многополярный мир, опирающийся на 8 – 10 столпов. Они не равно сильные, но имеют достаточно автономии. Это США, Западная Европа, Китай, Россия, Япония, но и Иран, и Южная Америка, где ведущая роль у Бразилии. ЮАР на Африканском континенте и другие столпы – центры силы». Тем не менее, это не «мир после США» и тем более без США. Это мир, где вследствие подъема других глобальных «центров силы» и усиления их влияния сокращается относительное значение роли Америки, что на протяжении последних десятилетий наблюдается в глобальной экономике и торговле. Происходит настоящее «глобальное политическое пробуждение», как пишет З. Бжезинский в своей последней книге . Это «глобальное пробуждение» определяется такими разнонаправленными силами, как экономический успех, национальное достоинство, повышение уровня образования, информационная «вооруженность», историческая память народов. Отсюда, в частности, возникает неприятие американской версии мировой истории.

3. 2008 год – настоящее время – третий этап, прежде всего, был ознаменован приходом к власти в России нового президента — Д.А.Медведева, а затем избрание В.В.Путина на прежний президентский пост. В целом, внешняя политика начала 21 века была продолжена.

Кроме того, события в Грузии в августе 2008 года сыграли ключевую роль на этом этапе: во-первых, война в Грузии стала свидетельством того, что «переходный» период трансформации международной системы завершился; во-вторых, произошла окончательная расстановка сил на межгосударственном уровне: стало очевидно, что новая система имеет абсолютно иные основания и Россия здесь сможет сыграть ключевую роль, разработав некую глобальную концепцию, базирующуюся на идее многополярности.

«После 2008 года Россия перешла на позицию последовательной критики глобальной деятельности Соединенных Штатов, защищая прерогативы ООН, незыблемость суверенитета и необходимость укрепления нормативной базы в сфере безопасности. Соединенные Штаты, напротив, выказывают пренебрежение к ООН, способствуя «перехвату» ряда ее функций другими организациями – НАТО прежде всего. Американские политики выдвигают идею создания новых международных организаций по политико-идеологическому принципу – на основе соответствия их будущих членов демократическим идеалам. Американская дипломатия стимулирует антироссийские тенденции в политике стран Восточной и Юго-Восточной Европы и пытается создавать на пространстве СНГ региональные объединения без участия России» – пишет российский исследователь Т.Шаклеина.

Россия вместе с США пытаются сформировать некую адекватную модель российско-американского взаимодействия «в условиях ослабления общей управляемости (governance) мировой системы». Существующая до этого модель была приспособлена к учету интересов США, так как Россия долгое время была занята восстановлением собственных сил и во многом зависела от отношений с США.

Сегодня Россию многие упрекают в амбициозности и намерении соперничать с США. Американский исследователь А. Коэн пишет: «…Россия заметно ужесточила свою международную политику и в достижении целей все более полагается на силу, а не на международное право… Москва усилила антиамериканскую политику и риторику и готова бросить вызов интересам США, где и когда это возможно, включая Крайний Север».

Подобные высказывания формируют сегодняшний контекст высказываний об участии России в мировой политике. Стремления российского руководства ограничить диктат США во всех международных делах очевидно, но благодаря этому наблюдается рост конкурентности международной среды. Тем не менее, «снижение накала противоречий возможно, если все страны, а не только Россия, осознают важность взаимовыгодной кооперации и взаимных уступок». Необходима выработка новой глобальной парадигмы дальнейшего развития мирового сообщества, основанной на идее многовекторности и полицентричности.

Современные международные отношения и дипломатия

Международные отношения — это особый вид общественных отношений, выходящих за рамки внутриобщественных, а также территориальных образований, и отражающий характер и особенности политического взаимодействия государств. Хотя сам этот термин существует с античных времен, отражая складывавшуюся в те времена систему межгосударственных отношений, правы те аналитики, которые утверждают, что в своем современном понимании он появился в XVIII в.

В современном толковании термин «международные отношения» ввел в научный и практический оборот британский философ и социолог Иеремия Бентам (1748—1832), который трактовал их как отношения между государствами в процессе их общения. С тех пор термин был

основательно развит и подвергался трансформации, причем в большей степени — в западной научной и учебной литературе, в меньшей — в отечественной. Но, откровенно говоря, особенных инноваций понятие со времен Бентама не претерпело. Одна из наиболее полных формулировок данного понятия принадлежит академику Н. Н. Иноземцеву, который рассматривал международные отношения как «совокупность экономических, политических, идеологических, правовых, дипломатических и иных связей и взаимоотношений между государствами и системами государств, между основными классами, основными социальными, экономическими, политическими силами, организациями и общественными движениями, действующими на мировой арене, т.е. между народами в самом широком смысле этого слова. Заметим, что подход, в соответствии с которым в систему международных отношений оказались включены такие сферы, как экономическая, политическая, идеологическая (культурная), правовые, дипломатические и иные связи, несомненно, отражает логику развития международных отношений. Этот подход обогатил понятие, данное Бентамом, но, по сути, мало изменил содержательную сторону по линии взаимоотношения государств в области их политического взаимодействия.

Достаточно близким к приведенному является определение международных отношений, сформулированное известным французским социологом Р. Ароном: «Международные отношения — это отношения между политическими единицами, имея в виду, что данное понятие включает греческие полисы, римскую или египетскую империю, как и европейские монархии, буржуазные республики или народные демократии Содержанием международных отношений являются по преимуществу отношения между государствами: так, бесспорным примером международных отношений служат межгосударственные договоры». Это определение также обогащает и развивает теорию международных отношений.

Международные отношения — это комплекс взаимосвязанных отношений, связей и взаимодействий государств, в силу объективной необходимости развивающих это взаимодействие и сотрудничество во имя обеспечения высших интересов наций и мирового сообщества в целом. Другое определение гласит: «Международные отношения — это силовое взаимодействие государств (баланс сил), в котором преимуществом обладают наиболее мощные державы». Представляется, что такое определение примитивизирует сложный характер международных отношений и придает им изначальную конфликтность в духе концепции Н. Макиавелли.

Баланс сил (соотношение государств с точки зрения их реального веса) может принимать различные формы — однополярную, биполярную, трехполярную, мультиполярную конфигурацию и даже бесполяр- ную форму взаимодействия государств.

Особенности международных отношений проявляются в следующих очертаниях (свойствах):

  • 1) действие универсальных всемирных закономерностей касается не отдельных регионов, а всей мировой системы в целом;
  • 2) закономерности международных отношений проявляются на длительных исторических этапах (в исторической перспективе), а также в выявлении исторической перспективы в будущем;
  • 3) закономерности международных отношений охватывают всех их участников и все сферы общественных отношений;
  • 4) система международных отношений во многом определяется политикой ведущих государств мира. Поэтому, когда происходят существенные изменения в их политике, это оказывает огромное влияние на всю систему. Так, новое выстраивание отношений США с участниками многих альянсов привело буквально к их подрыву уже в первые дни президентства Дональда Трампа.

Главным действующим лицом международных отношений является государство. Основные формы его деятельности — дипломатия, переговоры, подготовка договоров, соглашений, их организация, в том числе через обмен мнениями на конференциях и прочих форумах. В последнее время набирают популярность идеи транснационалистов, считающих, что в современных условиях роль государства падает, при этом роль других факторов (ТНК, международные правительственные и неправительственные организации) возрастает.

Напомним, что государственная политика в своей основе существует в двух измерениях: внутренняя политика, которая является предметом изучения прежде всего экономики и социологии; и внешняя политика, являющаяся предметом изучения (и ведения) международных политических отношений. В рамках внешней политики развивается раздел внешнеэкономической политики, с которой тесно связана экономическая дипломатия государства.

Основа всех международных действий государств коренится в их интересах и прежде всего в их стремлении обеспечить безопасность, суверенитет и процветание общества на базе создания условий экономического роста и развития.

Важным событием мировой истории стала Вестфальская конференция, состоявшаяся в 1648 г., после окончания Тридцатилетней войны. Европейские монархи, хотя и в не очень четкой форме, пришли к пониманию идеи баланса сил и признанию в качестве одного из ключевых положений международных отношений «принципа национального (государственного) суверенитета». Суть решений состояла в том, что каждое государство обладает всей полнотой власти на своей территории. В ходе конференции с участием представителей всех европейских государств того времени были выработаны принципы суверенитета Вестфальской системы:

  • • приоритет национальных интересов в принятии важных решений;
  • • право стран-участников требовать невмешательства в свои внутренние дела;
  • • баланс политических сил и приоритет государств-наций (больших государств);
  • • признание формального равенства государств;
  • • обязательства стран выполнять подписанные договоры;
  • • появление дипломатии и закрепление общих правовых обязательств в отношении дипломатических миссий в международных отношениях;
  • • обязательность соблюдения договоров.

Таким образом, международное право и регулярная дипломатическая практика стали неотъемлемым атрибутом отношений между государствами.

Конечно, эти принципы бесконечное число раз нарушались монархами, но важно было уже то обстоятельство, что они были сформулированы и стали базовыми для международных отношений. С политологической точки зрения система Вестфальского мира (суверенных государств) существует и сейчас, однако с исторической — она распалась уже после роспуска Наполеоном Священной Римской империи в 1806 г., когда Бонапарт стал не просто императором Франции, но императором почти всей Европы (кроме Англии и России). Официально Наполеон упразднил Священную Римскую империю в 1807 г. («включив» ее во Французскую империю), но окончательно принципы Вестфальского мира были уничтожены Бисмарком и кайзеровской Германией, начавшей Первую мировую войну.

Очевидно, Вестфальский мирный договор был одним из главных достижений европейской политики и дипломатии после Столетней и Тридцатилетней войн, религиозных распрей, которые были, по словам Г. Киссинджера, «мировым пожаром», в ходе которого сражающиеся прибегали к «тотальной войне», когда уничтожались города и села со всеми жителями. В ходе этих войн Центральная Европа лишилась четверти населения.

Виды международных отношений

И, наконец, для полного представления о системе международных отношений необходимо выделить виды международных отношений. Международные отношения носят объективный характер. В соответствии с этим выделяют следующие виды международных отношений, каждый из которых имеет свою структуру, функции, свой процесс развития:

Политические – играют главенствующую роль, т.к. преломляют, синтезируют, детерминируют все другие виды отношений. Политические отношения находят свое выражение в реальной политической деятельности элементов политической системы, прежде всего государства. Они гарантируют безопасность и создают условия для развития всех остальных отношений, т.к. в концентрированном виде выражают классовые интересы, что и определяет их главенствующее положение.

Экономические и научно-технические. В современных условиях эти два вида международных отношений практически неотделимы, и, кроме этого, не могут существовать в отрыве от политических отношений. Внешняя политика направлена, как правило, на защиту экономических отношений, которые влияют на формирование мирового рынка, международного разделения труда. Состояние экономических отношений во многом определяется уровнем развития производства и производительных сил государств, различными моделями экономики, наличием природных ресурсов и другими секторами.

Идеологические отношения – относительно самостоятельная часть политических отношений. Роль и значение идеологических отношений изменяется в зависимости от изменения роли идеологи в обществе. Но характерна общая тенденция – к возрастанию роли идеологии, а следовательно, и идеологических отношений.

Международно-правовые отношения – предполагают регулирование взаимоотношений участников международного общения правовыми нормами и правилами, о которых эти участники договорились. Международно-правовой механизм позволяет участникам защитить свои интересы, развивать взаимоотношения, предотвращать конфликты, решать спорные вопросы, поддерживать мир и безопасность в интересах всех народов. Международно-правовые отношения носят универсальный характер и основываются на системе общепризнанных принципов. Кроме общепризнанных норм, регулирующих все виды международных отношений, существуют и специфические нормы, которые регулируют их специальные направления (дипломатическое право, морское торговое право, международный арбитраж, суд и т.д.).

Военно-стратегические отношения, к которым относится обширная сфера специфических общественных, международных отношений, так или иначе связанных с прямым или опосредованным созданием, наращиванием, перераспределением военной силы.

Создание ядерного оружия радикально изменило характер, масштабы и интенсивность военно-политических отношений государств: союзнические, конфронтационные, кооперационно-конфронтационные.

Культурные отношения, в основе которых лежат процессы интернационализации общественной жизни, взаимопроникновения и обогащения культур, систем образования, бурное развитие средств массовой информации. В большинстве своем основное значение в их развитии имеют неправительственные организации.

Все виды международных отношений могут существовать в различных формах, которые весьма разнообразны:

· политические: правовые, дипломатические, организационные и т.д.;

· экономические: финансовые, торговые, кооперативные и т.д.;

· идеологические: соглашения, декларации, диверсии, психологическая война и т.д.;

· военно-стратегические: блоки, союзы и т.д.;

· культурные: гастроли артистов, обмен информацией, выставки и т.д.

Система международных отношений находится в постоянном развитии и совершенствовании, появляются новые виды, уровни отношений, их формы наполняются новым содержанием. Международные отношения находят свое реальное воплощение во внешнеполитической деятельности государств, партий и т.д.