Международный арбитраж

Международный арбитраж. Шпаргалка для коммерсантов

В чем сущность международного коммерческого арбитража

Международный коммерческий арбитраж – третейский суд. Постоянно действующий, либо специально созданный для конкретного случая, его главная цель заключается в рассмотрении и разрешении по существу международного коммерческого спора, вынося решение, обязательное для сторон.
В науке международного частного права давно продолжаются дискуссии в отношении юридической природы и места арбитража в системе юридических органов. С учетом данных дискуссий, могут быть выделены минимум 3 разные позиции:
1) Согласно договорной концепции юридической природы арбитража, главный аргумент заключается в утверждении, по которому арбитражное соглашение, являющееся основой передачи спора на арбитражное разрешение, является обычным гражданско-правовым договором. Предмет данного договора – выбор сторонами вида арбитража, места и времени разбирательства в арбитраже, определение процедуры арбитражного разбирательства, материального права, которое будет применяться арбитрами.
2) Процессуальная концепция – арбитраж признается как особая форма правосудия, которая осуществляется от имени государства. В данном контексте арбитражное соглашение рассматривается как процессуальное соглашение, его главная цель заключается в исключении юрисдикции государственного суда.
3) Смешанная концепция, в которой сочетаются основные положения 2 указанных концепций. Арбитраж по данной концепции рассматривается в качестве самостоятельного института, который включает процессуально-правовые и материально-правовые элементы. При таком подходе возможно применять не только собственное право государства, в котором происходит арбитражное разбирательство, но также соответствующее иностранное право, к которому применяемая коллизионно-правовая норма отсылает. В таком случае отмечается расщепление коллизионных привязок, когда применяется в рамках единого арбитражного соглашения комплекс коллизионных норм в отношении формы соглашения либо прочих условий его действительности, правосубъектности сторон и пр. При этом вопросы взаимоотношений государственного суда и арбитража разрешаться будут по процессуальному праву государства, в котором ведется арбитражное разбирательство, либо государства, в котором испрашивается исполнение решения арбитража.

  • Арбитражный регламент ICC

Какие принципы у международного арбитража

1) Принцип чрезвычайной демократичности. Международный арбитраж представляет собой общественное формирование, которое не относится к системе административных, судебных и прочих государственных органов.
2) У сторон есть возможность влияния на любые стадии разбирательства арбитража.
3) Простая процедура разбирательства – не распространяется множество процессуальных норм, что позволяет рассматривать дело достаточно быстро.
4) Обычно для арбитражного разбирательства проводятся закрытые заседания – для уверенности в сохранении коммерческих и производственных тайн каждой стороны.
5) Арбитражное решение является окончательным:

— Является обязательным для выполнения сторонами арбитража;
— Не может быть пересмотрено по существу.
— Не подлежит изменению.
— Подлежит принудительному исполнению.
6) При обращении сторонами в арбитраж либо при наличии соглашения сторон об этом решении, судебная юрисдикция исключается.
7) У государственных судебных органов нет права вмешательства в деятельность арбитража. Однако у судов есть право 2 процессуальных действий:
— Принудительные меры для предварительного обеспечения иска.
— Исполнение решения суда. Если стороны не исполняют вынесенное решение добровольно, только у национального суда существуют полномочия принудительного исполнения. В определенных случаях у национального суда есть полномочия отмены решения арбитража, если поступит соответствующее ходатайство со стороны заинтересованной стороны. В остальных случаях арбитраж полностью самостоятельно рассматривает дела.

Какие виды международного арбитража различают

Институционный, или постоянно действующий, арбитраж – формируется при торговых либо торгово-промышленных палатах, ассоциациях, союзах, биржах. Действуют коммерческие арбитражи на постоянной основе, со своими правилами процедуры и уставом. Институционный арбитраж основывается на национальном законе либо регламенте соответствующего международного коммерческого арбитража.
При сложных делах, которые связаны с трудно разрешимыми либо запутанными делами, проблемами применимого права, такой вид арбитража наиболее предпочтителен.
Изолированный (разовый) арбитраж или арбитраж ad hoc (третейский суд ad hoc)- его создают стороны, чтобы рассмотреть конкретное дело. После разбирательства и вынесения решения, существование арбитража прекращается. Сторонами определяются правила избрания арбитров, место проведения арбитража, арбитражная процедура. В основе изолированного арбитража – практически неограниченная автономия воли сторон. Считается самым эффективным вариантом при спорах, которые связаны с фактическими обстоятельствами (в частности, определением цены товаров, проверкой их качества и пр.).
Самой распространенной сегодня считается концепция международного коммерческого арбитража как института, который не связан национальным правом какого-либо государства, либо международными договорами. Он свободен принимать решения о спорах на основе принципов справедливости и морали, международного коммерческого права, общих принципов права либо правовых обычаев.

Какими законами регулируется международный арбитраж

Международное арбитражное производство формально регулируется 3 источниками права:
1) Международное право
Основной источник международного права в области коммерческого арбитража – Нью-Йоркская Конвенция 1958 года, которая составлена ЮНСИТРАЛ и принята под эгидой ООН. Участниками Конвенции сегодня выступают практически все экономические государства (свыше 140). Именно поэтому она рассматривается как один из самых успешных проектов в области международного права.
По своему объему конвенция достаточно небольшая – немногим больше тысячи слов в английской версии. Конвенция устанавливает 2 главных положения:
— Признание арбитражных соглашений, приведение их в исполнение. В частности, устанавливается – суд, если поступает к нему иск по вопросу, по которому заключено арбитражное соглашение сторон, должен по просьбе одной из сторон направить стороны на арбитражное разбирательство, если соглашение не найдет недействительными. Следовательно, суду придется отказать ответчику в судебной защите, даже при проведении арбитражного производства за рубежом, и больше никогда не попадая под юрисдикцию суда.
— Признание арбитражных решений, приведение их в исполнение. Устанавливаются обязательства государств-участников о признании зарубежных арбитражных решений на своей территории, определяя список документов, которые можно будет испрашивать в соответствующей процедуре местными судами, также ограниченный перечень оснований с целью отказа в признании и исполнении принятых решений.
Также в рамках международного права существуют другие источники, пусть и менее значимые. В их числе следует отметить:
— Европейская Конвенция о международном коммерческом арбитраже 1961 г.
— Межамериканская конвенция о международном коммерческом арбитраже 1975 г.
— Амманская конвенция арабских государств о коммерческом арбитраже 1987 г.
2) Национальное право
Преобладала в практике и науке международного арбитража позиция, согласно которой дается сила для решений арбитража правом государства, в котором он проводился, взамен чего регулирует право арбитражный процесс, включая полномочия арбитра. Следовательно, регулируется арбитражное право lex loci arbitri — правом места арбитража.
Основное практическое последствие такого подхода долгое время заключалось в том, что арбитрами либо советниками в арбитражах юристам-арбитражникам сложно быть в странах, в которых местное право им неизвестно. Один из вариантов решения проблемы – разработка ЮНСИТРАЛ Типового закона о международном торговом арбитраже в 1985-м году. ООН рекомендовала данный закон для всех государств для единообразия закона о процедурах арбитража и практик международного торгового арбитража.
Законодательство на основе Типового закона (с внесенными изменениями от 2006-го года) сегодня действует в более 60 странах, в том числе в России. Однако на нем не основываются государства, в которых проводится основная часть арбитражей, включая Францию, Великобританию, США, Швецию, Швейцарию и пр.
3) Соглашение сторон и арбитражный регламент
На основе национального законодательства об арбитраже стороны обычно получают возможность самостоятельного определения правил разбирательства в суде. Данное соглашение между сторонами может выступать как еще один источник правил, которым подчиняется ведение международного арбитража.
Обычно стороны разбирательства на практике «пакетно» определяют правила ведения арбитража, соглашаясь на применение какого-либо действующего арбитражного регламента.

  • Нарушение правил торговли: виды ответственности, нормативные документы

Какая стоимость и длительность международного арбитража

Коммерческий арбитраж в начале своей истории считался наименее затратной по времени и ресурсам формой судопроизводства. Но со временем данное преимущество начало подвергаться сомнениям:
— Продолжительность производства. Ведь задумывалось арбитражное производство в качестве более быстрой альтернативы суду. Поскольку арбитраж обычно выносит решение, не подлежащее обжалованию, сторонам достаточно пройти не более одной «инстанции». Но логичное стремление трибунала арбитража принять по возможности «правильно» решение в сложных спорах приводит к рассмотрению дела в течение не одного года.
— Составные части арбитражных затрат. Главные составляющие, с одной стороны, оплата арбитражного спора, гонораров арбитрам, с другой стороны — на услуги юридических советников. Зависят обе составляющие от длительности процесса.
Основная часть – оплата услуг юридических советников, которая гораздо выше по сравнению с другими совокупностями. При большей продолжительности разбирательства, они будут сопоставимы со стандартными судебными делами.
Обычно информация о суммах на коммерческий арбитраж конфиденциальна. Можно судить о стоимости лишь по некоторым публичным решениям инвестиционного арбитража.

Каков регламент международного арбитража ICC

Суд занимается администрированием арбитражного разрешения споров исключительно в том случае, если стороны договорились о применении Арбитражного регламента ICC.
Регламент содержит нормы, регулирующие основные процессуальные вопросы арбитражного производства: начало производства на основании арбитражной оговорки или соглашения об арбитражном урегулировании уже существующего спора, формирование Состава арбитража, арбитражное разбирательство, одобрение арбитражного решения Судом, расходы.
Предварительный этап. До передачи дела Составу арбитража.
До того, как Состав арбитража будет сформирован и дело передано арбитрам, Секретариат выступает главным адресатом сторон по всем вопросам, связанным с процессуальными аспектами урегулирования спора, исполняя роль связующего звена между сторонами и Судом. Все вопросы, которые могут возникнуть на предварительном этапе производства по делу (возражения относительно существования, действительности или объема арбитражного соглашения, назначение арбитров, определение места или языка арбитража и т.д.), направляются в Секретариат. В каждом случае, когда Суд должен принять решение по тому или иному вопросу, сотрудники Секретариата готовят краткое изложение фактов и процессуальной истории дела, вопросов, по которым требуется решение Суда, свои рекомендации по сути будущего решения. Суд принимает решения на основании всех заявлений, поданных сторонами».
Исключительно важное значение имеет решение Суда относительно продолжения производства по делу в случаях, когда ответчик не направил отзыва на заявление об арбитраже в соответствии с Арбитражным регламентом или если одной из сторон выдвинуты возражения относительно существования, действительности или объёма арбитражного соглашения. Тогда Суд в соответствии со ст. 6 (2) может принять решение о продолжении производства, если он убедится в том, что арбитражное соглашение, предусматривающее применение Арбитражного регламента, может существовать между сторонами».

Важно отметить, что Регламент не предписывает Суду убедиться в наличии арбитражного соглашения, а только в возможности его существования. Так, например, если сторона спора является преемником прав и обязанностей одной из сторон договора (например, в случае заключения договора цессии либо если компанию представляет ликвидатор в случае ее банкротства), а другая сторона спора подает возражения, то Суд проверяет только возможность существования арбитражного соглашения. Окончательное же решение по этому поводу принимается уже самим Составом арбитража. В случае положительного решения о продолжении производства любое решение о компетенции Состава арбитража принимается самими арбитрами — Суд не обладает полномочиями предрешать вопрос о допустимости или обоснованности возражений сторон».
При утверждении или назначении арбитров Суд и Генеральный Секретарь принимают во внимание гражданство арбитра, его местожительство и другие связи со странами, к которым принадлежат стороны и другие арбитры, а также занятость арбитра и его/ее возможности вести арбитражное разбирательство в соответствии с Арбитражным регламентом. О важности для Суда меры занятости кандидата на должность арбитра и его возможности предоставить необходимое время свидетельствует то обстоятельство, что в 2009 году Суд утвердил новую форму о согласии кандидата, помимо формы о его независимости от сторон, заполнить форму о наличии у него времени на рассмотрение дела (англ. — availability), заполнить которую должен каждый кандидат. Заполненные формы предоставляются для ознакомления сторонам до утверждения арбитров. Таким образом, у каждой стороны есть возможность высказать возражения против утверждения кандидатуры арбитра на основе оправданных сомнений в его/ее независимости или чрезмерной занятости».
Основной этап. После передачи дела Составу арбитража.
Еще одной важной функцией Суда является принятие решений об отводе арбитров и их замене. В соответствии со ст. 11 Арбитражного регламента, каждая сторона имеет право заявить требование об отводе арбитра, если у нее есть мотивы утверждать, что арбитр не является независимым, либо другие. Отвод должен быть направлен стороной в течение 30 дней с момента получения уведомления о назначении или утверждении арбитра либо в течение такого же срока с момента, когда она узнала о фактах или обстоятельствах, на которых базируется требование. Свое требование сторона подает в Секретариат в виде письменного заявления, в котором указываются основания для отвода.
Прежде чем принять решение относительно требуемого отвода, Секретариат предоставляет возможность арбитру, против которого он заявлен, другой стороне спора и другим членам Состава арбитража прокомментировать ситуацию. Поскольку вопрос об отводе арбитра является нестандартной ситуацией, которая в любом случае серьезно влияет на дальнейший ход производства по делу, каждое требование об отводе рассматривается на Пленарной сессии Суда. Решение принимается членами Суда после ознакомления с докладом по делу, подготовленным одним из них, и согласно ст. 7 (4) Регламента мотивы такого решения не сообщаются. Следует отметить, что Суд в своей работе не связан Руководящими принципами Международной ассоциации юристов относительно конфликта интересов в международном арбитраже.
Когда Суд удовлетворяет требование об отводе арбитра, а также в случае самоотвода арбитра встает вопрос о его замене. Кроме того, замена требуется в случае смерти арбитра, на основании просьбы сторон спора либо если Суд пришел к выводу, что арбитр не способен выполнять свои обязанности, не выполняет их в соответствии с Арбитражным регламентом или в установленные сроки».
После принятия решения о необходимости замены арбитра Суд также решает, нужно ли повторять процедуру выдвижения кандидата стороной (если она имела место ранее) или арбитр будет назначен непосредственно Судом. Вновь сформированный Состав арбитража может принять решение о полном или частичном повторении производства по делу, чтобы дать новому арбитру возможность в достаточной мере ознакомиться с делом».
Заключительный этап. Проверка и одобрение Арбитражного решения.
Проверка решений, вынесенных арбитрами в соответствии с Арбитражным регламентом, является наиболее отличительной составляющей «пакета услуг», предоставляемых Судом ICC участникам международной торговли. Проверка решений является обязательным требованием Регламента, и стороны не вправе отказаться от нее. В своем недавнем интервью изданию «Global Arbitration Review» нынешний Генеральный Секретарь Суда Джейсон Фрай (Jason Fry) отметил, что процедура проверки арбитражных решений, предусмотренная ст. 27 Арбитражного регламента, находится «в сердце арбитража при ICC»».
Процедура проверки проходит следующим образом. После составления проекта арбитражного решения (будь то предварительное, частичное, окончательное решение либо решение на согласованных условиях). Состав арбитража направляет его в отдел Секретариата, ведущий дело. Как правило, первичная проверка решения проводится руководителем этого отдела. После этого проект направляется Генеральному Секретарю либо лицу, его замещающему. Далее проект решения и его подробное описание представляются Суду для рассмотрения на еженедельной сессии Комитета Суда либо на ежемесячной Пленарной сессии. Как уже отмечалось ранее, на Пленарное заседание выносятся все дела с участием государств, дела, в которых один из арбитров подал особое мнение, а также особо сложные дела. В процессе подготовки к Пленарной сессии один из членов Суда внимательно изучает решение и составляет письменный доклад по его содержанию, в который включаются выводы и рекомендации докладчика».
При рассмотрении проекта решения у Суда есть три варианта: «одобрить проект», «не одобрить проект» и «одобрить проект с рекомендацией внести определенные коррективы». Подавляющее большинство решений принимается с условием, что они будут соответствующим образом исправлены.
Суд может рекомендовать внести изменения по форме арбитражного решения, а также, не затрагивая свободы Состава арбитража в принятии решения, обратить его внимание на вопросы относительно сути дела. Регламент не оговаривает, что подразумевается под «формой» и «сутью» дела. Однако, например, правильное указание сторон дела, необходимость принятия решения о компетенции Состава арбитража в случае, если по этому вопросу одной из сторон было высказано возражение, ответ арбитров на все поставленные перед ними вопросы, а также правильность указания процентных ставок и математических вычислений, безусловно, понимаются как «комментарии по форме». К тому же Суд проверяет, чтобы каждое решение Состава арбитража было мотивированным, если только стороны не договорились о наделении арбитров полномочиями «мирового посредника».
После одобрения проекта Судом решение подписывается Составом арбитража и направляется Секретариату, который рассылает его сторонам».
Какие преимущества дает процедура обязательной проверки проекта каждого арбитражного решения Секретариатом и Судом? Они многочисленны. В процессе проверки с проектом работают опытные юристы, никоим образом не заинтересованные в исходе дела. При внимательном изучении документа они могут выявить такие ошибки, как, например, несоответствие определенных положений решения Арбитражному регламенту. Замечания и комментарии Секретариата и Суда способствуют улучшению качества решений, а также повышают их устойчивость к попыткам их отмены и отказу в признании и приведении в исполнение».

  • Международное судебное разбирательство. Шпаргалка для коммерсантов

Элементы практики международного арбитража

1. Арбитражное соглашение – соглашение между сторонами текущего либо будущего спора о его передаче на рассмотрение арбитражного трибунала. Арбитражное соглашение является основанием и центральным элементом общего производства в арбитраже.
1.1 Исполнение (enforcement) арбитражных соглашений – включает в теории «позитивный» и «негативный» аспекты. Позитивный аспект предполагает наделение сторон арбитражного соглашения юрисдикцией в отношении своего спора арбитражный суд, которым будет рассматриваться, он же будет уполномочен вынести обязательное постановление. Негативный аспект – национальные суды согласно арбитражному соглашению лишены юрисдикции в споре, охватываемом соглашением
1.2 Право, применимое к арбитражному соглашению. Согласно доктрине автономности арбитражной оговорки, арбитражная оговорка представляет собой отдельное соглашение в рамках основного договора, по общему правилу зависит её действительность от действительности договора, в котором содержится.
2. Арбитражный трибунал. Право выбора судьи в собственном суде является одной из характерных черт, и важным преимуществом в арбитражном разбирательства. В значительной мере от подбора конкретного арбитражного трибунала зависит качество процесса разбирательства в арбитраже.
2.1. Состав трибунала. При назначении арбитражного трибунала нужно первым делом определить его состав. Возможен выбор между одним арбитром либо тремя. При выборе одного обычно удается сократить издержки, но может привести к сомнениям в объективности трибунала.
2.2 Формирование трибунала. Базовый принцип в международном арбитраже – равенство процессуальных возможностей сторон. Следовательно, обычно трибунал формируется в порядке, который согласован сторонами.
— Стороны могут согласиться на назначение конкретных лиц членами трибунала. Оптимальный вариант для соблюдения интересов сторон, но часто он на практике нереализуем потому, что один из арбитров по определенным обстоятельствам участвовать в разбирательстве не смог.
— Если согласия между сторонами нет, возможен выбор независимого органа, на которого будут возложены полномочия назначать нейтральных арбитров. Обычно применим способ для единоличного арбитра либо в отношении президента трибунала.
— Наконец, для трибунала из 3 арбитров возможно назначение каждой стороной по 1 арбитру. Определяться президент трибунала будет или независимым органом, или назначенными арбитрами. Наиболее распространенный вариант для формирования арбитража из 3 арбитров.
2.3 Требования к арбитрам. Стороны могут прийти к соглашению, по которому арбитрам необходимо соответствие определенным критериям. Например, могут предполагать данные критерии национальность, практический опыт в конкретной области, наличие сертификата квалификации, знание языков и пр. После достижения данного согласия, даже при назначении нейтральным органом, ему нужно будет следовать положениям соглашения, заключенного сторонами. На практике очень редко согласовываются подобные требования.
Право, которое регулирует арбитражное производство, может устанавливать ряд объективных дополнительных требований в отношении арбитров. Чтобы решение арбитража имело силу, признавалось государством, требуется соблюдение минимум надлежащего процесса (due process) при его вынесении. Устанавливается в том числе необходимость арбитру быть беспристрастным и независимым.
Независимость – объективный параметр, предполагающий отсутствие заинтересованности лица в результатах рассматриваемого дела.
Беспристрастность – субъективное понятие, обычно определяется в ходе производства. Предполагает отсутствие предубежденности арбитров в отношении предмета либо стороны спора.
Суммированы обстоятельства, которые могут быть признаком предубежденности арбитра, известными IBA Guidelines on Conflicts of Interest in International Arbitration, публикациями от International Bar Association. У данного документа обязательной силы нет, однако часто применим на практике.
Если сторона подозревает нарушение принципа беспристрастности либо независимости со стороны арбитра, может заявить ему отвод рассмотрения дела, или в ситуации, когда становится известно о данном нарушении после рассмотрения, возможно обжалование арбитражного постановления на основании данного факта.

Международный арбитраж

Международный арбитраж (третейское разбирательство)– разрешение спора третьей стороной, решение которой обязательно для спорящих сторон.

Международный арбитраж – третейский суд, состав и порядок деятельности которого, а также подлежащие применению нормы права определяются соглашением сторон в споре.

Арбитраж как средство урегулирования международных споров известен еще со времен рабовладельческих государств.

Современной международной практике известны два вида арбитражных органов: ad hoc и постоянный арбитраж. Арбитраж ad hoc учреждается соглашением сторон в отношении данного конкретного спора. Такое соглашение называется компромиссом, или третейской записью. В нем стороны определяют предмет спора, подлежащий разрешению третейским судом, компетенцию суда, принципы и процедуру третейского разбирательства, состав суда. Третейская запись должна включать также взаимное обязательство сторон относитель­но принятия и исполнения третейского решения.

Постоянный арбитраж – это постоянный арбитражный орган, в который стороны могут по взаимному согласию передавать возникающие между ними споры. Существует два вида юрисдикции постоянных арбитражных органов – добровольная и обязательная. При добровольной требуется обоюдное согласие сторон на обращение в арбитражный орган, а при обязательной достаточно требования одной из сторон в споре. Обязательный арбитраж оформляется путем включения в тот или иной международный договор так называемой арбитражной оговорки.

Исполнение арбитражного решения является обязательным.

Согласно Гаагским конвенциям 1899 и 1907 годов допускается пересмотр арбитражного решения, если после его вынесения обнаружились новые важные обстоятельства, могущие оказать решающее влияние на исход дела.

Третейский суд может состоять из одного лица (обязательно гражданина третьего государства) или группы лиц (из граждан третьих государств или из граждан спорящих сторон и третьих государств). Например, ст. 22 Общего акта о мирном разрешении международных споров определяет, что третейский суд ad hoc может состоять из пяти членов: по одному члену назначает каждая сторона, два других арбитра и суперарбитр избираются с общего согласия спорящих сторон из числа граждан третьих государств.

В 1901 году на основании Гаагских конвенций 1899 и 1907 годов была создана Постоянная палата третейского суда, расположенная в Гааге (Нидерланды). В структуре Палаты имеется два постоянных органа: Международное бюро и Административный совет.

Что касается самого третейского суда, то он существует в виде списка лиц, из числа которых спорящие государства могут выбирать арбитров. Список третейских судей составляется следующим образом: каждое государство – участник Гаагских конвенций (их на сегодня более 80) назначает сроком на 6 лет не более 4 лиц, которые, согласно ст. 44, «были бы известны своими познаниями в вопросах международного права, пользовались бы полнейшим личным уважением и выразили бы готовность принять на себя обязанности третейского судьи». В настоящее время в списке около 300 лиц (не все государства назначают арбитров).

Палата компетентна рассматривать любой спор между государствами – участниками Конвенций, между ними и государствами – неучастниками Конвенций, а также между государствами и международными организациями. За время своего существования Палата рассмотрела более 30 споров между государствами.

Спорящие государства, пожелавшие обратиться в третейский суд, составляют компромисс, или третейскую запись.

Третейское разбирательство, по общему правилу, состоит из двух частей: письменного следствия и прений. Совещания суда проходят при закрытых дверях. В течение времени, когда спор является предметом арбитражной процедуры, стороны обязаны воздерживаться от каких-либо действий, способных отрицательно повлиять на рассмотрение спора. Решение выносится большинством голосов и должно быть мотивировано.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ АРБИТРАЖ.

Международный арбитраж (третейские разбирательство) — разрешение спора

третьей стороной, решение которой обязательно для спорящих сторон.

Арбитраж как средство урегулирования международных споров известен еще со

времен рабовладельческих государств. Особое значе­ние для современной

юрисдикции третейских судов имел прецедент, созданный рассмотрением

Алабамского спора между США и Велико­британией в 1871-1872 годах. В 1872 году

арбитражный суд прису­дил в пользу США 15,5 млн. долл., а английское

правительство вы­платило эту сумму в качестве возмещения ущерба за продажу

южанам крейсеров, уничтоживших более 60 американских судов в ходе

Граж­данской войны в Америке в 1861-1865 годах.

Значительный вклад в развитие международной арбитражной процедуры внесли

Гаагские конвенции о мирном решении междуна­родных столкновений 1899 и 1907

годов, Общий акт о мирном разрешении международных споров 1928 года. В 1958

году Генеральная Ассамблея одобрила Образцовые правила арбитражного

производ­ства. Они носят рекомендательный характер.

Современной международной практике известны два вида арбит­ражных органов: ad

hoc и постоянный арбитраж. Арбитраж ad hoc учреждается соглашением сторон в

отношении данного конкретного спора. Такое соглашение называется

компромиссом, или третейской записью. В нем стороны определяют предмет спора,

подлежащий раз­решению третейским судом, компетенцию суда, принципы и

процедуру третейского разбирательства, состав суда. Третейская запись должна

включать также взаимное обязательство сторон относитель­но принятия и

исполнения третейского решения.

Постоянный арбитраж — это постоянный арбитражный орган, в который стороны могут

по взаимному согласию передавать возникающие между ними споры. Существует два

вида юрисдикции постоян­ных арбитражных органов — добровольная и обязательная.

При доб­ровольной требуется обоюдное согласие сторон на обращение в

арбитражный орган, а при обязательной достаточно требования од­ной из сторон в

споре. Обязательный арбитраж оформляется путем включения в тот или иной

международный договор так называемой арбитражной оговорки.

Исполнение арбитражного решения является обязательным.

Согласно Гаагским конвенциям 1899 и 1907 годов, допускается пересмотр

арбитражного решения, если после его вынесения обна­ружились новые важные

обстоятельства, могущие оказать решающее влияние на исход дела.

Третейский суд может состоять из одного лица (обязательно граж­данина

третьего государства) или группы лиц (из граждан третьих государств или из

граждан спорящих сторон и третьих государств). Например, ст. 22 Общего акта о

мирном разрешении международных споров определяет, что третейский суд ad hoc

может состоять из пяти членов: по одному члену назначает каждая сторона, два

других арбит­ра и суперарбитр избираются с общего согласия спорящих сторон из

числа граждан третьих государств.

В 1901 году на основании Гаагских конвенций 1899 и 1907 годов была создана

Постоянная палата третейского суда, расположенная в Гааге

(Нидерланды). В структуре Палаты имеется два постоянных органа: Международное

бюро и Административный совет. Бюро вы­полняет функции канцелярии: стороны

сообщают ему свое решение обратиться к третейскому суду. Бюро осуществляет

связь между сто­ронами в спорах, переданных на рассмотрение в Палату.

Наблюдение за деятельностью Международного бюро осуществляет Администра­тивный

совет, состоящий из аккредитованных в Гааге дипломатичес­ких представителей

государств — участников Гаагских конвенций. Председателем совета является

министр иностранных дел Нидерландов. Совет решает все административные дела, в

том числе финан­совые, назначает и увольняет служащих Бюро.

Что касается самого третейского суда, то он существует в виде списка лиц, из

числа которых спорящие государства могут выбирать арбитров. Список третейских

судей составляется следующим обра­зом: каждое государство — участник Гаагских

конвенций (их на се­годня более 80) назначает сроком на 6 лет не более 4 лиц,

которые, согласно ст. 44, «были бы известны своими познаниями в вопросах

международного права, пользовались бы полнейшим личным уваже­нием и выразили

бы готовность принять на себя обязанности третей­ского судьи». В настоящее

время в списке около 300 лиц (не все го­сударства назначают арбитров).

Российская Федерация представлена четырьмя известными профессорами: К.А.

Бекяшевым, А.Л. Колодкиным, Ю.М. Колосовым, В.И. Кузнецовым. Помимо Ю.М.

Колосо­ва ранее и другие представители Московского государственного

ин­ститута международных отношений назначались членами Палаты: С.Б. Крылов,

Ф.И. Кожевников, Г.П. Задорожный.

Палата компетентна рассматривать любой спор между государ­ствами —

участниками Конвенций, между ними и государствами — неучастниками Конвенций,

а также между государствами и между­народными организациями. За время своего

существования Палата рассмотрела более 30 споров между государствами.

Спорящие государства, пожелавшие обратиться в третейский суд, составляют

компромисс, или третейскую запись.

Третейское разбирательство, по общему правилу, состоит из двух частей:

письменного следствия и прений. Совещания суда проходят при закрытых дверях.

В течение времени, когда спор является пред­метом арбитражной процедуры,

стороны обязаны воздерживаться от каких-либо действий, способных отрицательно

повлиять на рассмот­рение спора. Решение выносится большинством голосов и

должно быть мотивировано.

В течение 1992-1995 годов Палата приняла ряд документов, ус­танавливающих

факультативные правила рассмотрения споров, а именно: Факультативные правила

арбитражного рассмотрения спо­ров между двумя государствами (действуют с 20

декабря 1992 г.); Факультативные правила арбитражного рассмотрения споров

между двумя сторонами, из которых только одна является государством

(действуют с 6 июля 1993 г.); Факультативные правила арбитражного

рассмотрения споров между международными организациями и го­сударствами

(действуют с 1 июля 1996 г.); Факультативные правила арбитражного

рассмотрения споров между международными органи­зациями и частными лицами

(действуют с 1 июля 1996 г,); Факульта­тивные правила примирения (действуют с

1 июля 1996 г.); Факультативные правила для следственных комиссий (действуют

с 15 декабря 1У97 г.).

6. МЕЖДУНАРОДНЫЕ СУДЫ.

Международное судебное разбирательство является относительно новым средством

мирного разрешения споров, хотя его теорети­ческие, основы были разработаны

еще в XIX веке, и существенный вклад в это внес русский юрист Л.А.

Камаровский. Впервые между­народный суд был создан в 1921 году в рамках Лиги

Наций. Им яви­лась Постоянная палата международного правосудия, прекратившая

свое существование 18 апреля 1946 г. Во второй половине XX века практика

создания международных судов значительно расширилась. Созданы суды на

универсальном уровне (Международный Суд ООН, Международный трибунал по

морскому праву) и на региональном уровне (Европейский суд по правам человека,

Европейский суд, Эко­номический суд СНГ и др.).

Международное судебное разбирательство имеет много общих черт с международным

арбитражем. Главное, что их сближает, это обязательность решений. При этом с

точки зрения международного права решения международного суда и решения

третейского суда имеют одинаковую силу. Различие между ними носит главным

обра­зом организационный характер: состав арбитража зависит от воли спорящих

сторон, а состав международного суда определен заранее; третейский суд

формируется при обращении к нему заинтересован­ных сторон, а международный

суд заседает постоянно, и судьи обя­заны быть в его распоряжении во всякое

время. Международные суды, кроме Международного Суда ООН, могут

рассматривать, как и ар­битражи, споры с участием международных организаций и

отдель­ных граждан.

Международный Суд ООН (местопребывание — Гаага) стал преемником Постоянной

палаты международного правосудия. Это один из главных органов ООН, в задачу

которого входит осущест­вление международного правосудия. Его состав и

компетенция опре­делены Уставом ООН и Статутом Международного Суда.

Согласно п. 1 ст. 34 Статута, сторонами по делам, разбираемым Судом, могут

быть только государства. Ведению Суда подлежат все де­ла, переданные ему

сторонами, все вопросы, специально предусмот­ренные Уставом ООН или

действующими договорами и конвенциями (ст. 36, п. 1). При этом юрисдикция

Суда носит факультативный характер. Это значит, что спор может стать объектом

рассмотрения в Суде только с согласия всех спорящих сторон. Такое согласие

дает­ся в специальном соглашении спорящих сторон о передаче дела на

рассмотрение Суда.

Государства — участники Статута могут в любое время, сделав заявление,

признать юрисдикцию Суда обязательной по всем право­вым спорам, категории

которых перечислены в ст. 36, п. 2: толко­вание договора; любой вопрос

международного права; наличие факта, который, если он будет установлен,

представит собой нарушение международного обязательства; характер и размеры

возмещения, причитающегося за нарушение международного обязательства. В

на­стоящее время обязательную юрисдикцию признают около 60 госу­дарств,

причем из постоянных членов Совета Безопасности — толь­ко Великобритания.

Ряд универсальных международных договоров содержит положе­ние о признании

обязательной юрисдикции Международного Суда ООН в отношении споров,

затрагивающих толкование и применение этих договоров. Таких договоров около

300. В некоторых из них Рос­сийская Федерация участвует без оговорок к

указанному положению, например в Уставе МАГАТЭ

1956 года, б Конвенции о борьбе с дискриминацией в области образования

1960 года и др. В 1989 году Советский Союз снял свои оговорки о непризнании

обязательной юрисдикции Международного Суда ООН в отношении следующих

договоров: Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него

1948 года, Конвенции о политических правах женщин 1952 года, Международной

конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 года, Конвенции

против пыток и дру­гих жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов

обращения и наказания 1984 года, Конвенции о борьбе с торговлей людьми и с

эксплуатацией проституции третьими лицами 1949 года, Конвенции о ликвидации

всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 года.

Для образования судебного присутствия достаточен кворум в де­вять судей.

Однако, как правило, суд заседает в полном составе. Вмес­те с тем

предусмотрено, что для разбора определенных категорий дел,. например дел,

касающихся транзита и связи, Суд может образовывать одну или несколько камер

в составе трех и более судей. Суд так­же может по мере надобности создавать

камеры и для разбора отдель­ных дел (ст. 26 Статута). В практике Суда такая

камера впервые была создана в 1982-1984 годах по спору между США и Канадой о

разгра­ничении морских пространств в заливе Мэн. Кроме того, в целях

ускорений разрешения дел Суд ежегодно образует камеру в составе пяти судей,

которая по просьбе сторон может рассматривать и разре­шать дела в порядке

упрощенного судопроизводства (ст. 29 Статута).

Судопроизводство в Суде ведется на французском или английском языке. По

ходатайству любой стороны Суд может предоставить ей право пользоваться другим

языком (ст. 39 Статута). Дела в Суде воз­буждаются двумя способами:

нотификацией специального соглаше­ния, заключенного между сторонами в споре,

либо подачей секрета­рю Суда одностороннего письменного заявления, В обоих

случаях должны быть указаны предмет спора и стороны (ст. 40, п. 1, Статута),

Порядок судопроизводства изложен в Регламенте Суда, принятом в 1946 году и

пересмотренном в 1978 году.

Суд имеет право указать, какие, по его мнению, меры должны быть приняты для

обеспечения прав каждой из сторон. Сообщение о таких предлагаемых мерах

немедленно доводится до сведения сторон и Совета Безопасности ООН. Так,

получив жалобу Никарагуа против США 9 апреля 1984 г., Суд 10 мая 1984 г.

вынес решение о временных мерах, постановив, что США должны немедленно

пре­кратить минирование никарагуанских портов и какие-либо посяга­тельства на

территориальную целостность или политическую неза­висимость Никарагуа с

помощью любых военных или полувоенных действий, применения силы или угрозы

силой в нарушение принци­пов международного права.

Судопроизводство делится на две части: письменную и устную. Суд устанавливает

сроки предоставления сторонами меморанду­мов, контрмеморандумов, ответов на

них, а также подтверждающих их документов. Устное судопроизводство состоит в

заслушивании Судом свидетелей, экспертов, представителей, поверенных и

адво­катов. Слушание дела производится публично, если Суд не решил иначе или

если стороны не потребовали, чтобы публика не была допущена.

По окончании слушания дела Суд удаляется в совещательную комнату для

обсуждения решения. Совещания Суда происходят в за­крытом заседании и

сохраняются в тайне. Все вопросы разрешаются большинством голосов

присутствующих судей. В случае разделения голосов поровну голос Председателя

считается решающим. Решение должно быть аргументировано, и в нем должны быть

указаны имена судей, участвующих в его принятии.

Каждый судья имеет право представить в письменном виде особое мнение

(мотивированное несогласие с решением), индивидуальное мнение (несогласие с

мотивами) или декларацию (краткая констата­ция несогласия).

Решение оглашается в открытом заседании Суда и имеет обя­зательную силу лишь

для участвующих в деле сторон и лишь по дан­ному делу. Решение окончательное

и не подлежит обжалованию. Просьба о пересмотре может быть заявлена на

основании вновь от­крывшихся обстоятельств, которые по своему характеру могут

ока­зать решающее влияние на исход дела и которые при вынесении решения не

были известны ни Суду, ни стороне, просящей о пере­смотре. Никакие просьбы о

пересмотре не могут быть заявлены по истечении десяти лет после вынесения

решения.

Как указано в ст. 38, Суд разрешает споры на основании между­народного права,

применяя международные конвенции, определенно признанные спорящими

государствами; международный обычай; общие принципы права, признанные

цивилизованными нациями. Суд также может учесть судебные решения и доктрины в

качестве вспо­могательного средства для определения правовых норм. Но Суд

может, если стороны с этим согласны, решать дела, исходя из справед­ливости.

В случае, если какая-либо сторона в деле не выполнит обязатель­ства,

возложенного на нее решением Суда, другая сторона вправе обратиться в Совет

Безопасности ООН, который может сделать ре­комендации или решить, какие

принять меры для приведения реше­ния в исполнение (ст. 94, п. 2, Устава ООН).

За период своей деятельности с 1946 года до января 2000 года Международный

Суд рассмотрел около 70 спорных дел, касающихся толкования и применения

международных договоров, суверенитета над определенными территориями,

делимитации морских прост­ранств и континентального шельфа и др. Существенное

значение для повышения авторитета Суда имело его решение от 27 июня 1986 г,

по иску Никарагуа против США, в котором Суд признал незаконны­ми военные и

полувоенные действия США и обязал США возместить Никарагуа причиненный ущерб.

Международный Суд правомочен также давать консультативные заключения по любому

юридическому вопросу по запросам Генеральной Ассамблеи и Совета Безопасности

ООН. Другие органы ООН и специализированные учреждения могут запрашивать

консультативные заключения по юридическим вопросам с разрешения Генеральной

Ассамблеи. Такое разрешение дано более 20 органам и органи­зациям на постоянной

основе, При этом их запросы не должны выходить за пределы их компетенции. Так,

Международный Суд от­казался дать консультативное заключение по запросу ВОЗ

в 1996 году относительно законности применения ядерного оружия

государ­ством в вооруженном конфликте, мотивируя свое решение тем, что этот

вопрос не относится к компетенции ВОЗ.

Консультативное заключение означает выражение мнения между­народных судей по

тому или иному юридическому вопросу и в прин­ципе носит рекомендательный

характер. Однако никакие положения Устава ООН и Статута Суда не запрещают

органам и организациям, обратившимся с запросом, признать для себя обязательным

консуль­тативное заключение Международного Суда. Так поступали, напри­мер, ФАО

, ЮНЕСКО, Административный

трибунал МОТ и др.

Международный Суд с 1946 года по 2000 год вынес 23 консуль­тативных

заключения, большая часть которых — по запросам Гене­ральной Ассамблеи.

Некоторые из них давали авторитетное толко­вание положений Устава ООН и норм

международного права.

Большой резонанс вызвало консультативное заключение Между­народного Суда от 8

июля 1996 г. по запросу Генеральной Ассамблеи ООН о законности угрозы ядерным

оружием или его применения. В нем Международный Суд, в частности, постановил

единогласно, что ни в международном обычном, ни в международном договорном

праве нет какого-либо конкретного разрешения относительно угрозы или

применения ядерного оружия. Суд также единогласно постано­вил, что угроза

силой или применение силы с использованием ядер­ного оружия, которые

противоречат положениям п. 4 ст. 2 Устава ООН и не отвечают всем требованиям

ст. 51, противоправны. Суд еди­ногласно пришел к заключению, что угроза

ядерным оружием или его применения должна отвечать требованиям международного

права, применимым к вооруженным конфликтам, особенно к требованиям

международного гуманитарного права, а также договорным обяза­тельствам,

непосредственно касающимся ядерного оружия.

Международный трибунал по морскому праву, созданный в 1996

году в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву 1982 года является

судебным органом, призванным разрешать споры в специальной сфере сотрудничества

— в морском праве. Согласно ст. 2 Статута (Приложение VI к Конвенции ООН по

морскому праву), Международный трибунал состоит из 21 судьи, избранных из числа

лиц, пользующихся самой высокой репутацией беспристрастности и справедливости и

являющихся признанными авторитетами в области морского права. Члены Трибунала

избираются на девять лет и могут быть переизбраны (при этом при первых выборах

по жребию опре­деляется, какие семь судей избраны на три года и еще семь судей

— на шесть лет),

В составе Трибунала должно быть обеспечено представительство основных

правовых систем мира и справедливое географическое распределение. В этих

целях предусмотрено, что в его составе не может быть двух граждан одного и

того же государства и должно быть не менее трех членов от каждой

географической группы, установлен­ной Генеральной Ассамблеей ООН (ст. 3

Статута).

Каждое государство — участник Конвенции 1982 года может выдвинуть не более

двух кандидатов. Выборы проводятся на совеща­нии государств-участников при

кворуме в две трети. Избранными в Трибунал считаются кандидаты, получившие

наибольшее число голо­сов, но не менее двух третей присутствующих и

участвующих в голо­совании государств. При первых выборах в состав Трибунала

был избран российский юрист А.Л. Колодкин.

В соответствии со Статутом Трибунал призван разрешать споры между

государствами — участниками Конвенции 1982 года, касаю­щиеся толкования или

применения этой Конвенции. Кроме того, оп вправе рассматривать споры,

возникающие по поводу толкования или применения любых других международных

соглашений в области морского права, если такие соглашения предусматривают

компетен­цию Трибунала.

Существенной особенностью Трибунала является то, что он упол­номочен

рассматривать споры не только между государствами, но и между государствами и

Органом по морскому дну (т.е. международ­ной организацией), а также между

физическими и юридическими лицами. Правда, это предусмотрено только для

споров, связанных с режимом и использованием глубоководного морского дна.

Трибунал может работать в полном составе или при кворуме в 11 судей. Трибунал

может образовывать специальные камеры, состоя­щие из трех или более

избираемых членов, для рассмотрения кон­кретных категорий споров. Созданы

камеры по делам, связанным с рыболовством и защитой окружающей среды.

Ежегодно Трибунал образует камеру из пяти судей в целях ускоренного

разрешения дел в порядке упрощенного судопроизводства. Кроме того, Трибунал

мо­жет образовать камеру для разбирательства переданного ему кон­кретного

спора по просьбе сторон. Состав такой камеры определяется Трибуналом с

одобрения сторон.

В Статуте предусмотрено обязательное создание камеры по спо­рам, касающимся

морского дна, в составе 11 судей. В рамках этой камеры могут создаваться

камеры ad hoc в составе трех членов для рассмотрения какого-либо конкретного

спора.

Как и в Международном Суде ООН, споры передаются на рас­смотрение Трибунала

либо на основании специального соглашения между сторонами в споре, либо на

основании письменного заявления одной из сторон при условии, что обе стороны

связаны с признанием обязательной юрисдикции Трибунала.

При рассмотрении дел Трибунал применяет Конвенцию 1982 года и другие нормы

международного права, не являющиеся несовмести­мыми с Конвенцией, а также

может разрешать дело исходя из справедливости, если стороны с этим согласны

(ст. 293 Конвенции).

Решение Трибунала является окончательным и выполняется все­ми сторонами в

споре, причем оно имеет обязательную силу только для сторон в споре и только

по данному делу (ст. 33 Статута).

Трибунал находится в г. Гамбурге (ФРГ).

Европейский суд по правам человека (г. Страсбург, Франция)

уч­режден в 1959 году на основе Европейской конвенции о защите прав человека и

основных свобод 1950 года. В соответствии с Протоколом № 11 к этой Конвенции,

принятым в мае 1994 года и вступившим в силу в ноябре 1998 года, Европейский

суд был реорганизован и на него перешли функции Европейской комиссии по правам

человека.

Европейский суд по правам человека состоит из числа судей, рав­ных числу

государств — участников Конвенции 1950 года. На сегод­няшний день это 40

человек, включая судью от Российской Феде­рации. Должен быть избран 41-й

судья от Грузии. Судьи избираются Парламентской ассамблеей Совета Европы

сроком на шесть лет (ранее на девять лет) большинством поданных за них

голосов. Каж­дое государство выдвигает трех кандидатов для участия в выборах

(ст. 22 Конвенции).

Судьи должны обладать высокими моральными качествами и удовлетворять

требованиям, предъявляемым при назначении на высокие судебные должности, или

быть правоведами с признанным авто­ритетом. Члены Суда не являются

представителями государств, они участвуют в работе Суда в личном качестве

(ст. 21). Они могут пере­избираться, однако срок их полномочий истекает по

достижении ими 70 лет.

Предусмотрено, что Суд работает на постоянной основе (это изме­нение принципа

функционирования Суда введено Протоколом №11).

Юрисдикция Суда носит обязательный характер и распространя­ется на все

вопросы, касающиеся толкования и применения Конвен­ции 1950 года и Протоколов

к ней. Любое государство — участник Конвенции 1950 года может передать в Суд

вопрос о предполагаемом нарушении положений Конвенции и Протоколов к ней

другим госу­дарством-участником (ст. 33 Конвенции). Суд может также получать

жалобы от любого физического лица, неправительственной органи­зации или любой

группы частных лиц, которые утверждают, что они являются жертвами нарушения

Конвенции одним из государств-участников (ст. 34). Суд также может выносить

консультативные за­ключения по юридическим вопросам, касающимся толкования

Кон­венции и Протоколов к ней, по просьбе Комитета министров Совета Европы.

Особенностью Европейского суда по правам человека является то, что он не

только разбирает споры между государствами, но и рас­сматривает

индивидуальные жалобы на государства со стороны физи­ческих лиц и

неправительственных организаций. Межгосударственные споры в Суд передаются на

основе одностороннего обращения.

При разрешении дел Суд заседает в комитетах, Палатах и Боль­шой палате.

Комитеты состоят из трех судей, Палаты — из семи и Большая палата — из 17

судей.

Комитеты являются первой инстанцией для индивидуальных жа­лоб. Единогласным

решением Комитет может объявить жалобу не­приемлемой. Такое решение является

окончательным. Если Комитет не считает жалобу неприемлемой, она поступает в

Палату, которая выносит решение о приемлемости по существу дела. Вопрос о

при­емлемости межгосударственных споров решается только Палатой. Большая

палата рассматривает дела по существу в исключительных случаях. Это может

иметь место, если речь идет о серьезных вопро­сах, касающихся толкования

Конвенции, или если решение может войти в противоречие с ранее вынесенным

Судом постановлением. В этом случае Палата до вынесения своего постановления

может уступить юрисдикцию Большой палате (ст. 30). Это может иметь место

также в случае обращения одной из сторон в споре в Большую палату с просьбой

о пересмотре дела (ст. 47).

Впервые в практике международных судебных органов предус­мотрена возможность

пересмотра ранее принятого Судом решения. Установлен трехмесячный срок, в

течение которого после вынесения решения Палатой любая из сторон может

просить о повторном слу­шании дела в Большой палате. Постановления Большой

палаты яв­ляются окончательными. Постановления любой из Палат являются

окончательными, если стороны заявили, что они не будут требовать передачи

дела в Большую палату, или по истечении срока в три месяца, в течение

которого стороны не обратились в Большую палат пли Большая палата отклонила

такое обращение (ст. 44).

Решение Суда направляется Комитету министров, который осу­ществляет надзор за

его выполнением.

За время своей деятельности с 1959 по 1998 год Суд рассмотрел около тысячи

дел, по большинству из которых вынес решения. При этом более чем в 60%

случаев Суд признал виновность государств-ответчиков в нарушении

международных обязательств, налагаемых на них Конвенцией 1950 года.

Европейский суд показал возможность использования судебной системы не только

для мирного разрешения споров, но и для контроля за соблюдением прав

человека.

Экономический суд Содружества Независимых Государств представляет

собой специализированный суд, предназначенный для разрешения споров,

возникающих при исполнении экономических обязательств. Он был создан на основе

Соглашения о мерах по обес­печению улучшения расчетов между хозяйственными

организациями стран—участниц СНГ от 15 мая 1992 г., участниками которого

явля­ются Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Молдова, Россия, Таджикистан

и Узбекистан. 6 июля 1992 г. были приняты Соглаше­ние о статусе Экономического

суда и Положение об Экономическом суде. В Уставе СНГ, ст. 32, Суд был закреплен

как постоянно дейст­вующий орган. Свою деятельность он начал в 1994 году.

К ведению Суда отнесено разрешение только межгосударствен­ных экономических

споров, возникающих при исполнении обяза­тельств, предусмотренных

соглашениями и решениями органов Со­дружества, а также споров о соответствии

нормативных и иных актов государств — участников СНГ соглашениям и иным актам

Содруже­ства (п. 3 Положения). Суд может разрешать и другие споры,

отне­сенные к его ведению соглашениями государств-членов, Кроме того, Суд

может толковать положения соглашений и иных актов Содру­жества по

экономическим вопросам.

В состав Суда входят по два судьи от каждого государства — участника

Соглашения 1992 года, назначаемых или избираемых на десять лет. Высшим

коллегиальным органом является Пленум Суда, состо­ящий из судей и

председателей высших хозяйственных (арбитраж­ных) судов государств-

участников. Пленум рассматривает жалобы на решения Суда и выносит

окончательные решения.

Споры подлежат рассмотрению с согласия заинтересованных го­сударств и по

заявлению органов Содружества. По результатам рас­смотрения спора Суд

принимает решение, в котором устанавливается факт нарушения (либо его

отсутствия) государством между­народного соглашения или решений органов

Содружества и опре­деляются меры, которые рекомендуется принять

соответствующе­му государству в целях устранения нарушения н его последствии

(п. 4 Положения). Следовательно, решения Суда носят рекоменда­тельный

характер, что отличает его от других международных судеб­ных органов.

За время своего существования Суд рассмотрел около 30 дел, большую часть

которых составляют запросы о толковании.

Рекомендуемые арбитражные соглашения:

  • Рекомендуемые арбитражные соглашения по международным спорам
  • Рекомендуемые арбитражные соглашения по внутренним спорам
  • Рекомендуемые арбитражные соглашения по корпоративным спорам
  • Рекомендуемые арбитражные соглашения по спортивным спорам
  • Рекомендуемые арбитражные соглашения по рассмотрению споров в отделениях МКАС

Рекомендуемые арбитражные соглашения

по международным коммерческим спорам

I. Арбитражное соглашение, рекомендуемое для включения в договоры (соглашения) в качестве арбитражной оговорки, а также в качестве самостоятельного арбитражного соглашения:

«Все споры, разногласия или требования, возникающие из настоящего договора (соглашения) или в связи с ним, в том числе касающиеся его вступления в силу, заключения, изменения, исполнения, нарушения, прекращения или действительности, подлежат рассмотрению в Международном коммерческом арбитражном суде при Торгово-промышленной палате Российской Федерации в соответствии с его применимыми правилами и положениями.
Арбитражное решение является для сторон окончательным.*
Исключается подача в государственный суд заявления о принятии решения об отсутствии у третейского суда компетенции в связи с вынесением третейским судом отдельного постановления о наличии компетенции как по вопросу предварительного характера*».

II. Арбитражное соглашение, рекомендуемое для использования, если правоотношение, в связи с которым оно заключается, не носит договорного характера:

«Все споры, разногласия или требования, возникающие из или в связи с ним, подлежат рассмотрению в Международном коммерческом арбитражном суде при Торгово-промышленной палате Российской Федерации в соответствии с его применимыми правилами и положениями.
Арбитражное решение является для сторон окончательным.*
Исключается подача в государственный суд заявления о принятии решения об отсутствии у третейского суда компетенции в связи с вынесением третейским судом отдельного постановления о наличии компетенции как по вопросу предварительного характера*».

* — Тексты дополнительно рекомендуемых прямых соглашений.

Рекомендуемые арбитражные соглашения

по внутренним спорам

I. Арбитражное соглашение, рекомендуемое для включения в договоры (соглашения) в качестве арбитражной оговорки, а также в качестве самостоятельного арбитражного соглашения:

«Все споры, разногласия или требования, возникающие из настоящего договора (соглашения) или в связи с ним, в том числе касающиеся его вступления в силу, заключения, изменения, исполнения, нарушения, прекращения или действительности, подлежат рассмотрению в Международном коммерческом арбитражном суде при Торгово-промышленной палате Российской Федерации в соответствии с его применимыми правилами и положениями.
Арбитражное решение является для сторон окончательным.*
Исключается подача в государственный суд заявления о принятии решения об отсутствии у третейского суда компетенции в связи с вынесением третейским судом отдельного постановления о наличии компетенции как по вопросу предварительного характера.*
Исключается возможность рассмотрения государственным судом вопроса об отводе арбитров или прекращении их полномочий по иным основаниям*».

II. Арбитражное соглашение, рекомендуемое для использования, если правоотношение, в связи с которым оно заключается, не носит договорного характера:

«Все споры, разногласия или требования, возникающие из или в связи с ним, подлежат рассмотрению в Международном коммерческом арбитражном суде при Торгово-промышленной палате Российской Федерации в соответствии с его применимыми правилами и положениями.
Арбитражное решение является для сторон окончательным.*
Исключается подача в государственный суд заявления о принятии решения об отсутствии у третейского суда компетенции в связи с вынесением третейским судом отдельного постановления о наличии компетенции как по вопросу предварительного характера.*
Исключается возможность рассмотрения государственным судом вопроса об отводе арбитров или прекращении их полномочий по иным основаниям*».

* — Тексты дополнительно рекомендуемых прямых соглашений.

Рекомендуемые арбитражные соглашения

по корпоративным спорам

I. Арбитражное соглашение, рекомендуемое для включения в устав юридического лица:

«Все споры, разногласия или требования, связанные с созданием Юридического лица , управлением им или участием в нем, в том числе споры между участниками и самим Юридическим лицом, споры с участием лиц, входящих или входивших в состав органов управления или контроля Юридического лица, споры по искам участников в связи с правоотношениями Юридического лица с третьими лицами, подлежат рассмотрению в Международном коммерческом арбитражном суде при Торгово-промышленной палате Российской Федерации в соответствии с его применимыми правилами и положениями.
Третьи лица, которые вступили или вступают в правоотношения с Юридическим лицом (в том числе, существующие, бывшие или будущие контрагенты Юридического лица), вправе в любое время выразить согласие с обязательностью для них настоящего арбитражного соглашения в договоре с Юридическим лицом или любом ином документе, направленном Юридическому лицу.
Если Юридическому лицу станет известно о любом иске, заявлении или требовании, охватываемом настоящим арбитражным соглашением, но предъявленном в государственный суд, Юридическое лицо обязано заявить возражение в отношении рассмотрения дела в государственном суде не позднее дня представления Юридическим лицом своего первого заявления по существу спора.
Арбитражное решение является для сторон окончательным.*
Исключается подача в государственный суд заявления о принятии решения об отсутствии у третейского суда компетенции в связи с вынесением третейским судом отдельного постановления о наличии компетенции как по вопросу предварительного характера.*
Исключается возможность рассмотрения государственным судом вопроса об отводе арбитров или прекращении их полномочий по иным основаниям**».

II. Арбитражное соглашение, рекомендуемое для включения в договор участников, который не является учредительным документом (например, в корпоративный договор):

«Все споры, разногласия или требования, возникающие из настоящего договора (соглашения) или в связи с ним, в том числе касающиеся его вступления в силу, заключения, изменения, исполнения, нарушения, прекращения или действительности, подлежат рассмотрению в Международном коммерческом арбитражном суде при Торгово-промышленной палате Российской Федерации в соответствии с его применимыми правилами и положениями.
Третьи лица вправе в любое время выразить согласие с обязательностью для них настоящего арбитражного соглашения в любом документе, направленном сторонам настоящего договора (соглашения).
Арбитражное решение является для сторон окончательным.*
Исключается подача в государственный суд заявления о принятии решения об отсутствии у третейского суда компетенции в связи с вынесением третейским судом отдельного постановления о наличии компетенции как по вопросу предварительного характера.*
Исключается возможность рассмотрения государственным судом вопроса об отводе арбитров или прекращении их полномочий по иным основаниям**».

III. Арбитражное соглашение, рекомендуемое для включения в договор между Юридическим лицом и третьими лицами (контрагентами), в дополнение к арбитражному соглашению, содержащемуся в пункте I:

«Все споры, разногласия или требования, возникающие из настоящего договора (соглашения) или в связи с ним, в том числе касающиеся его вступления в силу, заключения, изменения, исполнения, нарушения, прекращения или действительности, подлежат рассмотрению в Международном коммерческом арбитражном суде при Торгово-промышленной палате Российской Федерации в соответствии с его применимыми правилами и положениями.
Стороны настоящего договора (соглашения) выражают согласие с обязательностью содержащейся в уставе Юридического лица арбитражного соглашения, о рассмотрении в Международном коммерческом арбитражном суде при Торгово-промышленной палате Российской Федерации в соответствии с его применимыми правилами и положениями всех споров по искам участников Юридического лица в связи с правоотношениями Юридического лица с третьими лицами, в том числе споров о признании недействительными сделок и (или) применении последствий недействительности сделок.
Арбитражное решение является для сторон окончательным.*
Исключается подача в государственный суд заявления о принятии решения об отсутствии у третейского суда компетенции в связи с вынесением третейским судом отдельного постановления о наличии компетенции как по вопросу предварительного характера. *
Исключается возможность рассмотрения государственным судом вопроса об отводе арбитров или прекращении их полномочий по иным основаниям**».

* — Тексты дополнительно рекомендуемых прямых соглашений.

** — Текст дополнительно рекомендуемого прямого соглашения для корпоративных споров, рассматриваемых в порядке внутреннего арбитража.

Рекомендуемые арбитражные соглашения

по спортивным спорам

I. Арбитражное соглашение, рекомендуемое для включения в договоры (соглашения) в качестве арбитражной оговорки, а также в качестве самостоятельного арбитражного соглашения:

«Все споры, разногласия или требования, возникающие из настоящего договора (соглашения) или в связи с ним, в том числе касающиеся его вступления в силу, заключения, изменения, исполнения, нарушения, прекращения или действительности, подлежат рассмотрению в Международном коммерческом арбитражном суде при Торгово-промышленной палате Российской Федерации в соответствии с его применимыми правилами и положениями.
Арбитражное решение является для сторон окончательным.*
Исключается подача в государственный суд заявления о принятии решения об отсутствии у третейского суда компетенции в связи с вынесением третейским судом отдельного постановления о наличии компетенции как по вопросу предварительного характера.*
Исключается возможность рассмотрения государственным судом вопроса об отводе арбитров или прекращении их полномочий по иным основаниям*».

II. Арбитражное соглашение, рекомендуемое для использования, если правоотношение, в связи с которым оно заключается, не носит договорного характера:

«Все споры, разногласия или требования, возникающие из или в связи с ним, подлежат рассмотрению в Международном коммерческом арбитражном суде при Торгово-промышленной палате Российской Федерации в соответствии с его применимыми правилами и положениями.
Арбитражное решение является для сторон окончательным.*
Исключается подача в государственный суд заявления о принятии решения об отсутствии у третейского суда компетенции в связи с вынесением третейским судом отдельного постановления о наличии компетенции как по вопросу предварительного характера.*
Исключается возможность рассмотрения государственным судом вопроса об отводе арбитров или прекращении их полномочий по иным основаниям*».

* — Тексты дополнительно рекомендуемых прямых соглашений.

Рекомендуемые арбитражные соглашения

по рассмотрению споров в отделениях МКАС

I. Арбитражное соглашение, рекомендуемое для включения в договоры (соглашения) в качестве арбитражной оговорки, а также в качестве самостоятельного арбитражного соглашения:

«Все споры, разногласия или требования, возникающие из настоящего договора (соглашения) или в связи с ним, в том числе касающиеся его вступления в силу, заключения, изменения, исполнения, нарушения, прекращения или действительности, подлежат рассмотрению в отделении Международного коммерческого арбитражного суда при Торгово-промышленной палате Российской Федерации в городе в соответствии с применимыми правилами и положениями МКАС.
Арбитражное решение является для сторон окончательным.*
Исключается подача в государственный суд заявления о принятии решения об отсутствии у третейского суда компетенции в связи с вынесением третейским судом отдельного постановления о наличии компетенции как по вопросу предварительного характера.*
Исключается возможность рассмотрения государственным судом вопроса об отводе арбитров или прекращении их полномочий по иным основаниям*».

II. Арбитражное соглашение, рекомендуемое для использования, если правоотношение, в связи с которым оно заключается, не носит договорного характера:

«Все споры, разногласия или требования, возникающие из или в связи с ним подлежит рассмотрению в отделении Международного коммерческого арбитражного суда при Торгово-промышленной палате Российской Федерации в городе в соответствии с применимыми правилами и положениями МКАС.
Арбитражное решение является для сторон окончательным.*
Исключается подача в государственный суд заявления о принятии решения об отсутствии у третейского суда компетенции в связи с вынесением третейским судом отдельного постановления о наличии компетенции как по вопросу предварительного характера.*
Исключается возможность рассмотрения государственным судом вопроса об отводе арбитров или прекращении их полномочий по иным основаниям*».

* — Тексты дополнительно рекомендуемых прямых соглашений.

В коммерческой деятельности нередко возникают спорные ситуации, требующие разрешения с участием третьей стороны. Если речь идёт о двух компаниях, ведущих деятельность в одной стране, то разрешить противоречия призвано арбитражное ведомство данного государства. Когда затронуты интересы предприятий, расположенных по разные стороны государственной границы, возникает некоторая неопределённость – законодательство какой страны должно регулировать данные отношения? Для того, чтобы избавиться от правовой неоднозначности, между государствами был принят ряд договорённостей, регулирующих международный арбитраж.

Виды международного арбитража

Традиционно выделяется два вида международного арбитража – институционный и ad hoc. Рассмотрим более подробно каждый из них. Крупные предприятия, занимающиеся внешнеэкономической деятельностью, зачастую являются членами Торгово-промышленной палаты. В рамках данной организации существует постоянно действующий международный арбитраж. Данную разновидность коммерческого арбитража можно отнести к институционной. Членство в палате не обязывает организации прибегать к её услугам по разрешению споров. Наряду с институционным арбитражом, Торгово-промышленная палата оказывает услуги по содействию арбитражу “ad hoc”.

Арбитраж “ad hoc”

Данный вид арбитража отличается от институционного тем, что не действует на постоянной основе, но образуется для решения конкретного спора. Принимать решение уполномочивается коллегия из трёх арбитров. Каждая сторона спора представляет кандидатуру одного арбитра, третий же избирается по соглашению сторон методом консенсуса. Для того, чтобы упростить рассмотрение споров “ad hoc”, стороны заблаговременно принимают один из универсальных регламентов. На сегодня одним из наиболее популярных является регламент «ЮНСИТРАЛ».

Регламент “ЮНСИТРАЛ”

Данный регламент действует уже не один десяток лет и применяется для рассмотрения споров компаниями из множества стран. Существенным достоинством данного регламента является то, что затягивание процедуры утверждения арбитра не приносит никакой пользу – суд всё равно состоится. Если споры об утверждении состава компетентного органа завели стороны в тупик, то любая из них по истечении 60 дней вправе обратиться в постоянный третейский суд, действующий в Гааге, для назначения арбитра. Арбитражный регламент «ЮНСИТРАЛ» может регулировать нормы ведения споров как между коммерческими организациями, так и с участием государств, допускающих его применение. Инициатива создания данного регламента принадлежит комиссии Организации Объединённых Наций по международной торговле. Помимо «ЮНСИТРАЛ», существуют и другие регламенты для коммерческого арбитража.

Арбитражная оговорка

Определить, к компетенции какого суда будут относиться те или иные споры, желательно заранее. Это принято делать при составлении договора, пользуясь так называемой «арбитражной оговоркой». Данный пункт контракта должен содержать исчерпывающие сведения о том, каким образом будут выясняться спорные вопросы. Если речь идёт о институционном арбитраже, то определяется компетентный орган. Когда компании предпочитают арбитраж ad hoc, стоит упомянуть регламент, которым предстоит пользоваться, а также то, какую именно его редакцию надлежит использовать.

Преимущества международного арбитража

Прибегая к рассмотрению спора в международном арбитраже, компании получают ряд преимуществ, о которых следует упомянуть. Во-первых, это обеспечение конфиденциальности. В большинстве случаев заседания проходят в закрытом режиме и обстоятельства дела не становятся достоянием общественности. Следующим существенным достоинством является высокая скорость рассмотрения дела. Решение принимает одна инстанция и оно не может быть обжаловано. Такой подход удешевляет судебный процесс для каждой из сторон, так как проходит меньше судебных заседаний и услуги юристов требуются в меньшем объёме, чем в случае с государственным арбитражным судом. Ещё одним несомненным преимуществом является то, что рассмотрение дела поручается компетентным лицам, имеющим опыт в сфере внешнеэкономической деятельности. Могут возникнуть опасения относительно того, что решение коммерческого арбитража не будут иметь такой же юридической силы, как постановление государственного суда, однако эти опасения безосновательны. Если анализировать международные соглашения относительно признания и исполнения в одной стране судебных решений, принятых судом другой страны, то можно прийти к выводу о том, что решения коммерческого арбитража привести к принудительному исполнению значительно проще.

Признание решения международного арбитража в Российской Федерации

Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации регулирует порядок признания решений международного арбитража и приведения их в исполнение. На взыскателя, то есть сторону, в пользу которой было принято решение, возлагается обязанность обратиться с заявлением. Необходимо указать все реквизиты инстанции, которая приняла решение, а также информацию о сторонах, участвующих в рассмотрении. Помимо заявления, необходимо также подготовить пакет документов, включающий копию принятого в международном арбитраже решения; свидетельство о том, что оно вступило в законную силу, подтверждение того, что оппонент был уведомлён о дате и времени рассмотрения дела и имел возможность представить свои объяснения, а также о том, что ему отправлена копия настоящего заявления. Чтобы заявление было принято, придётся также удостоверить полномочия лица, которое его подаёт, представлять сторону взыскателя. Все документы, о которых выше шла речь, придётся перевести на русский язык и заверить перевод надлежащим образом.

Какие решения могут остаться непризнанными?

Существует закрытый перечень для отказа в признании на территории Российской Федерации решений, которые принял международный арбитраж. Заявитель может получить отказ в случае, если спор, по которому принято решение, ранее был рассмотрен на территории РФ в арбитражном суде, и по нему было принято решение, вступившее в законную силу. О том, что это был именно тот же спор, можно заключить по перечню участвующих в разбирательстве сторон и по предмету разбирательства. Стоит отметить, что если решение не было принято, но заявление находится на рассмотрении в одном из российских судов и было подано ранее даты рассмотрения в международном арбитраже, то признать решение международного арбитража также не получится.
На пути признания решения международного арбитража могут также стать обстоятельства, относящиеся к исключительной компетенции арбитражного суда в Российской Федерации. К исполнению не будут приняты решения, касающиеся оспаривания нормативных правовых актов, принятых в нашей стране, а также затрагивающие действия или бездействие чиновников. Обжаловать назначенные обязательные платежи и санкции в международном арбитраже также не получится, равно как и споры, касающиеся привлечения к административной ответственности.

Медиация в международном праве

При торгово-промышленных палатах зачастую действует не только международный арбитраж, но и центр медиации. Стремление к мирному урегулированию конфликтов характеризует грамотность и дальновидность участников спора. В отличие от судебного процесса, целью медиации не является принуждение противоположной стороны к

выполнению каких-либо действий. В процессе мирного урегулирования ищется решение, которое сможет удовлетворить все вовлечённые стороны, после принятия которого конфликт окажется исчерпанным. Участие в медиации не является обязательным и происходит добровольно. Важную роль играют привлечённые специалисты, проводящие процедуру. От их квалификации и компетенции в значительной мере зависит успех всего предприятия. Процесс медиации состоит из цикла переговоров, проводимых как с представителями каждой из сторон по отдельности, так и совместно. Итогом может стать письменное соглашение, удостоверенное обоими сторонами в установленном порядке.
Международный арбитраж предлагает участникам внешнеэкономической деятельности ряд способов предотвращения и разрешения возникающих споров. Не стоит противопоставлять коммерческий арбитраж государственному, так как по сути они взаимодополняют друг друга. Заключая договор с компанией, действующей в правовом поле другого государства, следует уделить особое внимание арбитражной оговорке, чтобы предотвратить возможные разногласия и застраховаться от потенциальных убытков.