Международный договор

Модуль 3. Тесты

1. Какие международные органы занимаются кодификацией международного права?

б) комиссия международного права ООН;

2. Опубликование международного договора внутри страны обозначается термином:

б) промульгация;

3. Как называется продление международного договора:

а) пролонгация;

4. Государства, входящие в Движение неприсоединения, обязаны:

г) не предоставлять свою территорию под военные базы.

5. В каком из перечисленных специализированных учреждений не участвует Российская Федерация?

в) международная организация гражданской авиации (ИКАО);

6. Грубым нарушением прав человека считаются:

а) геноцид;

7. В какой международный орган может обратиться индивид с частной жалобой о нарушении своих прав:

а) генеральному секретарю ООН;

8. Какой из перечисленных принципов составляет специфику права международной безопасности:

а) принцип неприменения силы или угрозы силой;

9. Какой орган имеет право выносить решения об использовании вооруженных сил ООН:

а) Совет безопасности ООН;

10. Кому предоставляется личная неприкосновенность:

б) пограничным представителям;

11. Кто может выносить консультативные заключения?

а) Международный Суд ООН;

12. Что означает «агреман»?

б) соглашение на назначение данного лица в качестве посла;

13. Кто является старшим по рангу среди дипломатов:

а) советник;

14. Превышение консульских функций является:

а) сбор информации политического и военного характера;

15. Как следует поступить в случае, если у представителей государства пребывания есть серьезные основания сомневаться в надлежащем содержании консульской вализы?

а) осуществить досмотр консульской вализы;

б) возвратить в место отправления;

16. Международные организации несут ответственность:

в) за нарушение норм учредительного акта;

17. Виды международной правовой ответственности:

б) моральная и материальная;

18. Дипломатический корпус:

а) орган внешних сношений государства, находящийся на территории другого государства для поддержания с ним постоянных официальных контактов;

19. Репатриация:

г) возвращение в страну гражданства, постоянного проживания или происхождения лица, оказавшегося на территории другого государства.

20. Реторсия:

в) правомерные принудительные действия государства, совершаемые в ответ на недружественный акт другого государства;

21. Факультативный протокол:

б) разновидность многостороннего международного договора, подписываем в форме самостоятельного документа;

22. Цессия:

в) передача территории одного государства другому государству по соглашению между ними;

23. Аннексия:

а) насильственное присоединение государством территории какой-либо нации, народности;

24. Беженцы:

в) лица, покинувшие свою страну в результате преследований, военных действий и иных чрезвычайных обстоятельств;

25. Верительная грамота:

а) документ, которым снабжается глава дипломатического представительства класса послов или посланников для удостоверения его предварительного характера и аккредитования в иностранном государстве;

26. Виды убежища:

б) территориальное и дипломатическое;

27. Дезавуирование:

в) опровержение действий своего дипломатического представителя правительством или иным компетентным органом государства;

28. Денонсация международного договора:

а) правомерный односторонний отказ государства от договора на условиях, предусмотренных в нем;

29. Депортация:

а) возвращение лиц оказавшихся в силу различных причин на территории другого государства, в страну гражданства;

30. Редемаркация границы:

в) проверка и восстановление линии государственной границы на местности на основе ранее действовавших договорных документов;

31. Дуайен:

в) глава дипломатического корпуса;

32. Инсуррекция:

в) отказ дипломата выполнять по тем или иным причинам свои функции;

33. Клаузула:

а) особое положение в международном договоре;

34. Коммюнике:

в) официальное сообщение о событиях международного характера;

35. Консульская экзекватура:

а) разрешение государства пребывания, выдаваемое через ведомство внешних сношений, на допуск консула к выполнению его функций в пределах кон­сульского округа;

36. Мораторий:

б) отсрочка или воздержание от каких-либо действий субъектом международно­го права;

37. Новация международного права:

в) обновление обязательств по международному договору;

38. Оптация:

а) выбор гражданства при изменении государственной принадлежности территории;

39. Плебисцит:

г) опрос населения по наиболее важным вопросам государственной политики.

40. Преференции:

б) льготы при обложении таможенными пошлинами, предоставляемые одним государством в торговле с другим государством;

41. Приобретение гражданства по рождению осуществляется исходя из принципов:

в) права крови и права почвы;

42. Ратификация:

а) утверждение высшим органом государственной власти международного договора;

43. Репарации:

в) возмещение натурой или деньгами материального ущерба, причиненного государству, пострадавшему от агрессии;

44. Реституция:

в) истребование государством-собственником имущества из незаконного владения другого государства;

45. Сатисфакция:

в) форма международно-правовой ответственности, выражающаяся в том, что государство-нарушитель предоставляет удовлетворение пострадавшему государству;

46. Ревизия международного договора:

а) внесение поправок к международному договору или его изменение;

47. Основной акт, регулирующий отношения, касающиеся международных договоров:

б) Венская конвенция 1969 г.;

48. Договоры, заключаемые от имени Российской Федерации, называются:

в) межгосударственными;

49.Какие соглашения называют «Джентльменскими»?

б) достигнутые в устной форме;

50. Стадии заключения международных договоров:

г) договорная инициатива, составление и принятие текста договора, выражение согласия на обязательность договора, назначение депозитария, регистрация и опубликование договоров.

51. Стороны в международном межгосударственном договоре:

б) участвующее в переговорах государство, участвующая в переговорах организации, договаривающееся государство, договаривающаяся организация, участник, третье государство, третья организация;

52. Понятие оговорки к международным договорам:

б) это одностороннее заявление, сделанное государством или международной организацией в любой формулировке и под любым наименованием при подписании, ратификации, акте официального подтверждения, принятии, утверждении или присоединении, посредством которого названные субъекты желают исключить или изменить юридическое действие определенных положений договора в их применении к данному государству или данной организации.

53. Аутентичность – это…

а) равнозначность;

54. Картель – это…

в) договор о выдаче преступников и военнопленных;

55. Пакт – это…

г) договор о сотрудничестве.

56. Ноты – это…

б) письмо;

57. Наиболее авторитетные международно-правовые документы, закрепляющие основные принципы международного права, — это:

а) Устав ООН, Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН 1970 г., Декларация принципов 1975 г.;

58. Принцип территориальной целостности государств — это:

б) запрещение насильственного захвата, присоединения или расчленения территории иностранного государства;

59. Принцип нерушимости государственных границ:

а) признание существующих границ, отказ от любых посягательств на эти границы, отказ от каких-либо территориальных притязаний в данный момент и в будущем;

60. Принцип неприменения силы или угрозы силой:

б) государства воздерживаются в их международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости государств, так и каким-либо другим образом;

61. Международно-правовой обычай — это:

а) сложившееся в международной практике правило поведения, за которым субъекты международного права признают юридически обязательный характер;

62. Классификация международных договоров:

б) «джентльменское соглашение», письменные, двусторонние, многосторонние, открытые, закрытые, межправительственные, межведомственные, неправительственные, специальные;

63. Стадии заключения международных договоров:

а) договорная инициатива, составление и принятие текста договора, установление аутентичности текстов договора, выражение согласия на обязательность договора;

64. Стороны в международном межгосударственном договоре:

б) участвующее в переговорах государство, участвующая в переговорах организации, договаривающееся государство, договаривающаяся организация, участник, третье государство, третья организация;

65. Понятие оговорки к международным договорам:

б) это одностороннее заявление, сделанное государством или международной организацией в любой формулировке и под любым наименованием при подписании, ратификации, акте официального подтверждения, принятии, утверждении или присоединении, посредством которого названные субъекты желают исключить или изменить юридическое действие определенных положений договора в их применении к данному государству или данной организации;

66. Виды признания в международном праве:

б) признание государства, признание правительства, признание восставшей стороны, признание органов национального освобождения;

67. Классификация современных международных организаций:

а) наднациональные, межгосударственные, неправительственные, универсальные, региональные, общей компетенции, специальной компетенции, открытые, закрытые;

68. Какие из перечисленных органов не входят в систему ООН:

б) Экономический суд;

69. Виды ответственности в международном праве:

б) политическая ответственность, материальная ответственность;

70. Формы политической ответственности:

с) сатисфакция, репрессалия, реторсия.

71. Классификация международных споров:

а) по объекту (предмету) спора, по степени опасности для международного мира, по географии распространения, по числу участвующих субъектов;

72. К способам реализации международно-правовой ответственности не относится(-ятся):

в) эмбарго;

73. Привилегии консульского представительства основаны на:

г) международном обычае.

74. Виды международных организаций по соответствию нормам международного права бывают:

в) открытые и закрытые;

75. Устав ООН устанавливает принцип:

в) суверенного равенства;

76. Резолюции Генеральной Ассамблеи:

в) носят рекомендательный характер;

77. Органом Совета Европы не являются:

в) Европейский Центральный банк;

78. Для приема в гражданство РФ не требуется:

в) отказ от своей национальности;

79. По статусу субъектов международные договоры можно классифицировать на:

а) межгосударственные, межправительственные, межведомственные;

80. К числу соглашений, сферой действия которых является внегосударственная территория, не относится:

г) Римский договор о создании ЕЭС 1957 г.

81. Единая госуд. система регистрации и учета международных договоров РФ находится в ведении:

г) МИД РФ.

82. Приостановление действия договора – это:

в) одностороннее правомерное заявление государства о том, что определенная норма международного договора не должна к нему применяться;

83. Цели и принципы деятельности международной организации должны соответствовать …

а) нормам международного права и положений Устава ООН;

84. Конгресс местных и региональных властей – это постоянный орган …

г) Совета Европы.

85. Устав ООН включает:

б) преамбулу и 19 глав;

86. К источникам международного права не относят …

а) политические договоренности;

87. Реализация норм международного права не включает в себя

б) создание;

88. Для решения вопросов, связанных с правопреемством государств, применяется Венская конвенция о (об):

б) правопреемстве государств в отношении договоров 1978 г.;

в) правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов 1983 г.;

89. В международном праве существует презумпция

в) действительности международных договоров;

90. Способы выражения согласия на обязательность договора …

в) подписание, обмен документами, образующими договор, ратификация, присоединение;

91. Бессрочные договоры –

а) о территориальных разграничениях;

92. Право международных договоров регламентируют порядок …

б) заключения, исполнения и прекращения международных договоров;

93. Под ответственностью в международном праве понимается обязанность:

б) одного субъекта международного права возместить вред, причиненный им другому субъекту международного права;

94. К региональным организациям коллективной безопасности относятся …

а) НАТО, ОБСЕ и СНГ;

95. Главой консульского учреждения не может быть …

г) консульский служащий.

96. Ратификация – это акт, которым подтверждается согласие на обязательность международного договора:

б) высшего органа исполнительной власти государства;

97. Изъятие представительства и его сотрудников из юрисдикции и принудительных действий со стороны государства пребывания – это …

г) дипломатический иммунитет.

S: Продление международного договора осуществляется в результате ####.

⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 6

+:пролонгации

S: Опубликование (обнародова­ние) международного договора обозначается термином ####.

+:промульгация

S: Процедура аутентификации международ­ного договора осуществляется в формах:

-: заявления государства-участника

-: заявления оговорки государством-участником

-: нотификации

+:парафирования либо подписания

+ подписания ad referendum

— имплементации

+: принятия заключительного акта конференции, резолюции международной организации

S: Депозитарий:

+: хранитель подлинного текста международного договора

-: государство, на территории которого состоялась международная конференция

-:орган международной конференции, проверяющий полномочия участников

-:государство, присоединившееся к многостороннему международному договору

S: Клаузула:

+:особое положение в международном договоре

-:особое правовое положение европейцев в восточных странах в прошлом

-:число участников заседания международных органов, необходимое для принятия правомочных решений

-:насильственные действия вооруженных частных торговых судов воюющих государств в открытом море

S: Концессионный договор:

-:источник международного права

-:коренное изменение обстоятельств

+:договор на сдачу государством иностранной фирме в эксплуатацию на определенных условиях естественных богатств, предприятий и прочих объектов

-:соглашение между субъектами международного права относительно установления, изменения или прекращения их взаимных прав и обязанностей

S: Факультативный протокол:

-:особый вид неформального международного соглашения

+:разновидность многостороннего международного договора, подписываемого в форме самостоятельного документа

-:документ дипломатической переписки

-:постановление о порядке вступления договора в силу, сроке действия и прекращении

S: Правило альтерната это:

-:подготовка при выработке проекта международного договора резерв­ных (альтернативных) вариантов текста отдельных его статей

-:предусматриваемая заключаемым международным договором воз­можность участия в нем государств, которые не участвовали в его выработке (третьих государств), т.е. — других

-:предусматриваемая заключаемым международным договором воз­можность его замены в случае наступления каких-либо определенных обстоя­тельств другим договором иного содержания

-:предусматриваемая заключаемым международным договором воз­можность изменения его наименования на другое — соглашение, конвенция, пакт, декларация, устав, статут, протокол и др.

+:согласованная договаривающимися сторонами в процессе выработки текста проекта договора очередность его подписания и наименования государств-участников, имеющая цель подчеркнуть их равноправный статус как участников международных отношений.

S: Отказ государства от договора с предварительным предупреждением других участников, когда такой отказ, его порядок и условия прямо предусмотрены догово­ром, — это:

+:денонсация

-:аннулирование

-:прекращение договора по соглашению сторон

S: Новация международного договора:

-:продление срока международного договора

-:прекращения действия международного договора

+:обновление обязательств по международному договору

-:утверждение международного договора, после чего он приобретает юридическую силу для государств

S: Парафирование международного договора:

-:подписание международного договора, влекущего юридическую обязательность его для государств

+:подтверждение аутентичности текста договора инициалами уполномоченных договаривающихся государств, свидетельствующее, что данный согласованный текст договора является окончательным

-:разработка текста международного договора, согласование формулировок текста договора

-:одностороннее официальное заявление одной из сторон многостороннего договора относительно намерения изменить юридическое действие определенных положений договора в их применении к данной стороне

S: Ревизия международного договора:

+:внесение поправок к международному договору или его изменение

-:истечение срока, на который был заключен договор

-:правомерный отказ государства от договора на условиях, предусмотренных в самом договоре

-:односторонний отказ государства от заключенного им договора

S: Основанием относительной недействительности договора является:

-:противоречие императивной норме (jus cogens)

+:явное нарушение особо важной нормы внут­реннего права государства, касающейся компетен­ции заключать международные договоры

-:согласие государства на его обязательность бы­ло выражено в результате применения силы или угрозы силой в отношении государств или его представителя

S: Положения международных договоров, предусмат­ривающие обязательства для третьих государств, рас­пространяются:

-:без согласия третьего государства

+:если участники договора имеют намерение сде­лать это положение средством создания обяза­тельства и третье государство определенно прини­мает на себя в письменной форме это обязатель­ство

+:только с согласия третьего государства

S: Международный договор может быть признан недействительным в результате:

-:денонсации

+:аннулирования

-:пролонгации

+:в случае выявления одного из следующих обстоятельств: явное нарушение нормы внутреннего права особо важного значения, ошибка, обман, подкуп представителя государства, принуждение государства или его представителя, противоречие заключенного договора императивной норме международного права

-:ревизии

S: Международный договор прекращает свое действие в результате:

-:обнаружения ошибки, касающейся факта или ситуации, существовавших при заключении договора и представляли собой существенную основу для дачи участником согласия на условия этого договора

+:сокращения числа его участников меньше числа, необходимого для вступления международного договора в силу

-:установления того, что договор был заключен под влиянием обманных действий другой договаривающейся стороны

-:установления того, что выражение согласия на условия договора явилось результатом прямого или косвенного подкупа представителя государства, участвовавшего в переговорном процессе

+:согласия всех участников договора, в соответствии с положениями международного договора

+:прекращения существования одного участника договора либо исчезновения предмета (объекта) правового регулирования международным договором

-:установления того, что договор был заключен под влиянием принуждения договаривающегося государства или его представителя, участвовавшего в переговорном процессе

+:возникновения новой императивной нормы общего международного права

+:в связи с невозможностью его последующего выполнения или коренного изменения обстоятельств

+:при использовании процедуры денонсации или аннулирования

S: Соответствие между основаниями недействительности международных договоров и последствиями недействительности международных договоров:

L1: противоречие императивной норме международного права (ст. 53); принуждение (ст.ст. 51, 52 ); обман (ст. 49); подкуп (ст. 50)

R1: обязанность устранения все совершенного по договору (возврат действия) (п.3 ст.69, п.1 ст. 71)

R2: действия, совершенные добросовестно до ссылки на недействительность, не считаются незаконными лишь по причине недействительности договора (п.2 ст. 69, п.2 ст.71)

V1: Право международных организаций

«Международные договоры в правовой системе Российской Федерации» (Бояршинов Б.Г., «Законодательство», 1997, N 4)

Международные договоры в правовой системе Российской Федерации

В настоящее время Российская Федерация является участницей примерно двадцати тысяч действующих международных договоров. Расширение договорных связей России с другими странами обусловило необходимость совершенствования внутригосударственного законодательства, регламентирующего заключение ею международных договоров. Одним из важнейших актов российского законодательства в этой области является Федеральный закон «О международных договорах Российской Федерации» от 15 июля 1995 г. Он основан на положениях Конституции РФ 1993 г. и общепризнанных нормах договорного права, отраженных в Венских конвенциях о праве международных договоров с участием государств (1969 г.) и договоров с участием международных организаций (1986 г).

Международный договор Российской Федерации определяется в упомянутом Федеральном законе 1995 г. как международное соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством или государствами либо с международной организацией в письменной форме и регулируемое международным правом независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования. Существенным моментом в этом определении является то, что соглашение должно регулироваться международным правом, в отличие от соглашений, обязывающих государства политически, но не порождающих юридических обязательств как, например, многие соглашения в рамках Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе.

Закон различает три категории международных договоров в зависимости от уровня договаривающихся сторон:

межгосударственные,

межправительственные и

договоры межведомственного характера.

Межгосударственные договоры заключаются с иностранными государствами, а также с международными организациями, как правило, на самом высоком уровне — от имени Российской Федерации. Например, договоры о дружбе и сотрудничестве, заключенные Российской Федерацией в 1991-1996 гг. с Болгарией, Венгрией, Венесуэлой, Францией и другими странами.

Во вторую категорию международных договоров России входят договоры, заключаемые на уровне Российского Правительства. В преамбуле таких договоров упоминается Правительство РФ, и от его имени подписываются договоры. Примерами таких договоров могут служить: Конвенция между Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и прирост стоимости имущества 1994 г.; Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Азербайджанской Республики об основных принципах и направлениях экономического сотрудничества на период до 2000 г.

Договоры третьей категории заключаются федеральными органами исполнительной власти — министерствами, государственными комитетами и другими подведомственными Российскому Правительству органами с аналогичными органами других государств по вопросам, входящим в их компетенцию.

По числу участников международные договоры бывают двусторонними и многосторонними. Среди многосторонних договоров с участием Российской Федерации особо важное значение имеют договоры универсального характера, представляющие по своему предмету регулирования интерес для всех государств мира. Они предусматривают мероприятия всемирного масштаба — такие, как всеобщее разоружение, запрещение расовой дискриминации, освоение космоса, мирового океана и т.п.

В соответствии с нормами международного права категория, вид и наименование договорного акта (договор, соглашение, конвенция, протокол, обмен письмами или нотами и т.д.) не влияют на его юридическую силу. Договор обязателен для его сторон, которыми являются государства, правительства или ведомства и которые осуществляют права и несут по нему обязанности. Стороны обычно перечислены в преамбуле договора, и он подписывается от их имени: за Российскую Федерацию, за Правительство Российской Федерации или за соответствующее российское ведомство. При этом следует подчеркнуть, что международные договоры межведомственного характера обязательны лишь для заключивших их ведомств; ни государство, ни правительство никакой ответственности по ним не несут.

Согласно Конституции Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законодательством, то применяются правила международного договора (п.4 ст.15).

Эти положения почти дословно воспроизводятся в Законе «О международных договорах Российской Федерации» (п.1, 2 ст.5). Они устанавливают принципиально новый порядок взаимодействия международного и внутреннего права — отвечающий реалиям современной международной жизни. В настоящее время не существует договоров, в которых участвовали бы все государства, а для не участвующего в договоре государства его положения не имеют силы. Значение общепризнанных принципов и норм международного права состоит именно в том, что они создаются международным сообществом в целом и становятся обязательными для всех государств. Это принцип суверенного равенства государств, принцип неприменения силы и угрозы силой и др. Если положения официально опубликованных международных договоров Российской Федерации не требуют издания внутригосударственных актов для применения, они действуют в нашей стране непосредственно.

В постановлении Пленума Верховного Суда России от 31 октября 1995 г. N 8 судам при осуществлении правосудия рекомендуется принимать во внимание тот факт, что общепризнанные принципы и нормы международного права наряду с международными договорами являются составной частью правовой системы Российской Федерации (п.5). Хотя в постановлении делается акцент на необходимость применения положений договора в случае, если он устанавливает иные правила, чем предусмотренные российским законодательством, логическое толкование постановления приводит к выводу, что было бы неправильно утверждать, что в таких случаях применимы только закрепленные в международных договорах общепризнанные принципы и нормы международного права.

Закон о международных договорах Российской Федерации распространяется на международные договоры, в которых Российская Федерация является стороной в качестве государства-продолжателя СССР. Данное понятие является новым в российской договорной практике.

Обычно в случаях территориальных изменений (слияния государств, их разделения, отделения одного государства от другого) наступает правопреемство государств в отношении международных договоров, которое регулируется нормами международного права, нашедшими свое отражение, в частности, в Венской конвенции о правопреемстве государств в отношении международных договоров 1978 г. В основе этих норм лежит принцип сохранения стабильности международных договоров. Исключение составляют лишь случаи, когда соответствующие государства договорились об ином или когда применение данного договора в отношении государства-преемника было бы несовместимо с объектом и целями этого договора или коренным образом изменило условия его действия.

Так, при образовании единой Германии в 1990 г. ФРГ признала правопреемство по всем договорам между СССР и ГДР, которые отвечали интересам объединенной Германии и СССР. При образовании на территории Югославии ряда независимых государств новые государства признали себя правопреемниками в отношении основной массы договоров между Югославией и СССР. Это было сделано, например, при инвентаризации договорно-правовой базы российско-словенских и российско-хорватских отношений, аналогичный процесс идет в отношениях России с Боснией и Македонией. Иначе обстоит дело с Гонконгом, перешедшим с 1 июля 1997 г. под суверенитет КНР: поскольку Гонконг был колониальным владением Великобритании, все договоры, заключенные ею в отношении этой территории, утратили силу.

Понятие «правопреемник» в отношении России после распада СССР не вписывалось в систему международных правоотношений, которые затрагивали важнейшие проблемы, в том числе проблемы безопасности и сокращения вооружений. Правопреемство не решило бы вопрос об участии России в ООН, в частности, в Совете Безопасности в качестве постоянного члена, т.к. правопреемство не распространяется на членство в международных организациях. 13 января 1992 г. МИД России разослал главам дипломатических представительств в Москве ноту, в которой заявлялось, что Российская Федерация продолжает осуществлять права и выполнять обязательства по всем договорам, заключенным СССР. В соответствии с этой нотой мировое сообщество молчаливо признало за Российской Федерацией статус государства-продолжателя СССР.

Заключение международного договора обычно представляет собой длительный процесс, состоящий из ряда последовательных стадий. Закон о международных договорах Российской Федерации четко и всесторонне определяет весь этот процесс, посвящая этому вопросу большую часть статей.

Важнейшей стадией заключения договора является выражение согласия на его обязательность. Обязательность большинства договоров, заключаемых Россией, оформляется путем подписания. Это объясняется тем, что по Конституции Президент и Правительство наделены достаточно широкой компетенцией, в рамках которой они могут принимать решения, влекущие за собой обязательность договора для России.

В ряде случаев подписанные Россией договоры предусматривают вступление их в силу после утверждения, которое осуществляется, как правило, Правительством. В соответствии с Законом предложение о заключении договора до его подписания выносится на одобрение Правительства. Утверждение договора после его подписания не отменяет по смыслу Закона одобрения предложения о заключении договора. В связи с этим встречающееся в российской практике утверждение договоров, подписанных без соответствующего решения Правительства или Президента, является отступлением от Закона и в принципе допускаться не должно.

Некоторые подписанные Россией договоры вступают в силу после их ратификации. Согласно Закону о международных договорах 1995 г., расширенный по сравнению с Законом 1978 г. перечень подлежащих ратификации договоров включает прежде всего договоры по вопросам: прав и свобод человека и гражданина; территориального разграничения; основ межгосударственных отношений; обороноспособности; обеспечения мира и безопасности; мирные договоры и договоры о коллективной безопасности, а также договоры об участии в международных объединениях, если в данных документах предусматривается передача осуществления части полномочий Российской Федерации или юридическая обязательность решений их органов для России.

Предложения о заключении международных договоров от имени Российской Федерации представляются МИДом России или по согласованию с ним другими федеральными органами исполнительной власти, как правило, на рассмотрение Президенту. Закон делает из этого исключение для предложений о заключении межгосударственных договоров по вопросам, относящимся к ведению Правительства. В некоторых случаях, в частности, принимая во внимание пожелания партнеров по переговорам, Закон допускает представление предложений о заключении таких договоров Правительству.

Предложения о заключении международных договоров от имени Правительства представляются МИДом или по согласованию с ним другими федеральными органами исполнительной власти в Правительство.

Решения о проведении переговоров и о подписании договоров принимаются согласно Закону, как правило, либо Президентом — в отношении договоров, заключаемых от имени Российской Федерации, либо Правительством — в отношении договоров заключаемых от имени последнего.

Закон допускает два исключения: во-первых, Президент вправе принимать решения о проведении переговоров и о подписании договоров по вопросам, относящимся к ведению Правительства, если это вызывается необходимостью; во-вторых Президентом принимаются решения о проведении переговоров о заключении международных договоров межведомственного характера, если договор затрагивает вопросы, отнесенные к полномочиям Президента. Эти исключения обусловлены тем, что Президент, на которого согласно Конституции возложено осуществление внешней политики страны, может принимать решения по широкому кругу вопросов. Тогда как Правительством такие решения принимаются только по вопросам, отнесенным к его ведению.

Согласно Закону и в соответствии с международной практикой Президент, Председатель Правительства и Министр иностранных дел могут вести переговоры и подписывать международные договоры без необходимости предъявления полномочий. Следует однако подчеркнуть, что в данном случае речь идет об отсутствии необходимости предъявлять специальный документ, подтверждающий право данного лица вести переговоры и подписывать договорные акты. При этом остаются в силе требования Закона, касающиеся принятия решений о проведении переговоров и подписания международных договоров России.

Вступившие в силу для Российской Федерации международные договоры публикуются в Бюллетене международных договоров, издаваемом Администрацией Президента. Публикация сопровождается сведениями о дате вступления договора в силу, если он вступает в силу не с даты подписания. Там же публикуются сведения о прекращении действия международных договоров России. Международные договоры, обязательность которых для Российской Федерации зафиксирована в форме федерального закона, публикуются по представлению МИДа в Собрании законодательства Российской Федерации. Если договор применяется временно, это указывается в тексте самого договора. В случаях, когда договор в связи с какими-либо обстоятельствами еще не опубликован, заинтересованное ведомство или лицо может запросить копию текста в историко-документальном департаменте МИД России. Кроме того, тексты многосторонних договоров с участием Российской Федерации, депозитарием которых является Генеральный секретарь ООН, а также другие сведения, касающиеся этих договоров, публикуются в издаваемом Секретариатом ООН ежегодном сборнике «Многосторонние договоры, депонированные у Генерального секретаря ООН». Международные договоры межведомственного характера публикуются в официальных изданиях этих органов.

Самым важным элементом в международных договорных отношениях является выполнение договоров. «Международные договоры Российской Федерации, — говорится в Законе, — подлежат добросовестному выполнению в соответствии с условиями самих договоров, нормами международного права, Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными актами законодательства Российской Федерации» (ст. 31). На первом месте здесь стоят положения самого договора, т.к. обязательства по такому документу конкретизируются его участниками. Должны также приниматься во внимание другие имеющие отношение к договору нормы международного права. Ни в коем случае не должны нарушаться общепризнанные принципы и нормы, противоречия которым делают договор недействительным. В этом положении учитывается важная роль внутригосударственного права в регулировании выполнения договора и прежде всего Конституции РФ и Закона о международных договорах.

Обеспечение выполнения обязательств и осуществления прав России по международным договорам, вытекающих из этих договоров, возложено на федеральные органы исполнительной власти, в компетенцию которых входят вопросы, регулируемые договорами. Главными гарантами выполнения договоров являются Президент и Правительство. Общее наблюдение за выполнением международных договоров осуществляет МИД. В случае нарушения обязательств по договору другими его участниками Президенту или в Правительство России (в зависимости от того, в чьей компетенции находятся регулируемые договором вопросы) представляются предложения о принятии необходимых мер в соответствии с нормами международного права и условиями договора.

От выполнения международного договора следует отличать его временное применение, которое получило достаточно широкое распространение в российской договорной практике. Закон о международных договорах, упорядочивающий эту практику, вводит дополнительные требования по сравнению с Венской конвенцией 1969 г. Он предусматривает возможность временного применения договора или его части, если это предусмотрено в договоре или если было достигнуто такое соглашение между сторонами, подписавшими договор, когда последний еще не вступил в силу. При этом если временное применение предусматривает договор, решение о согласии на обязательность которого для Российской Федерации подлежит принятию в форме федерального закона, то он должен представляться в Государственную Думу в срок не более шести месяцев с даты начала его применения. Государственная Дума может ратифицировать договор или продлить его временное применение. Она может также отказаться от того и другого.

Согласно Закону договор подлежит выполнению с даты его вступления в силу для России. В этом смысле принципиально неправильно использование в договорах России, как это иногда встречается на практике, формулы о выполнении сторонами положений договора до его вступления в силу вместо формулы о его временном применении.

Одним из важнейших элементов международно-правового принципа соблюдения договорных обязательств является точное соблюдение процедуры прекращения международных договоров. Правомерное прекращение международного договора осуществляется в соответствии с положениями договора и нормами международного права в отличие от неправомерного, которое противоречит этим положениям и нормам и влечет за собой международно-правовую ответственность.

Закон устанавливает, что прекращение и приостановление международных договоров России осуществляется в соответствии с условиями самого договора и нормами международного права органом, принявшим решение о согласии на обязательность для России этого договора. В соответствии с этой нормой Россия должна использовать в своей договорной практике только правомерные способы прекращения и приостановления действия международных договоров. Если решение о согласии на обязательность для России международного договора было принято Президентом, он и должен принимать решение о прекращении или приостановлении действия договора; если же решение принималось Правительством, то за ним остается и право его прекратить.

Исключением из этого правила является положение о том, что, если это вызывается необходимостью, Президент вправе принимать решение о прекращении или приостановлении действия международных договоров, согласие на обязательность которых для России принималось Правительством.

В случаях, требующих принятия безотлагательных мер, Президент, играя особую роль в осуществлении руководства внешней политикой страны, может приостановить действие международного договора, решение на обязательность которого для России принималось в форме федерального закона. Это может быть сделано в форме федерального закона. Если Государственная Дума отклоняет проект такого закона, действие договора незамедлительно возобновляется.

В Законе особо оговаривается порядок принятия решений о прекращении и приостановлении действия международных договоров, в которых Россия является продолжателем СССР. Такие решения органы власти России принимают в соответствии с их компетенцией, которая может не совпадать с компетенцией государственных органов бывшего СССР. При этом прекращение или приостановление действия договора между Россией и какой-либо страной не предрешает вопроса о сохранении в силе соответствующего договора между этой страной и другими государствами-бывшими республиками СССР.

Федеральный закон «О международных договорах Российской Федерации» имеет большое значение. Он является важным шагом на пути дальнейшего развития международного сотрудничества России с другими странами, укрепления ее политических, экономических и культурных связей. Закон содействует успехам нашей внешней политики, защите международных прав российского государства, вытекающих из заключаемых им международных договоров. Он является конкретным результатом реализации положений Конституции Российской Федерации и важным этапом на пути совершенствования российского законодательства. Конкретизировав конституционные нормативные акты России, обобщив опыт договорной практики, накопленный в российском государстве и за рубежом, а также международно-правовые акты в указанной области, данный акт содействует укреплению стабильности договорных отношений Российской Федерации и международных отношений в целом.

Внутригосударственные договоры

Поиск методов и способов соединения интересов государства и его территориальных частей является одним из основных направлений деятельности федеративного государства. Государство несет ответственность за территориальную целостность, и результатом организации упорядочения территориального развития должна стать система организационно-правовых механизмов, способных реально воздействовать на процессы территориального развития в интересах России, ее регионов и ее народа.

Внутригосударственный договор является одним из способов регулирования отношений внутри федерации. Заключение таких договоров не является единственным методом организации федеративных отношений, но этот способ представляет потенциальную важность, так как внутригосударственные договоры являются индивидуальным способом разрешения отношений между государственными органами РФ и государственными органами субъекта, позволяют учесть все персональные черты субъектов правоотношения. Кроме того, они являются источником конституционного права.

Внутригосударственный договор, являясь источником конституционного права, представляет собой синтез договора и нормативно-правового акта, так как воплощает собой характерные черты каждого из них.

Примеры заключения внутригосударственных договоров в РФ:

— договор между РФ и Республикой Татарстан.

Первый договор был заключен 15 февраля 1994 года. В нем закрепляются довольно значительные уступки в различных сферах деятельности, включая передачу некоторых полномочий, которые находятся в исключительном ведении РФ. К примеру, к исключительной компетенции Республики Татарстан договор относит осуществление помилования лиц, осужденных судами Республики Татарстан. Доказательством тому, что регион стал развиваться после принятия договора 1994 года, служит то, что сейчас по темпам развития промышленности и сельского хозяйства, реализации социальных и культурных программ он находится на европейском уровне. Также это подтверждает саммит стран СНГ, проводившийся в год празднования тысячелетия республики, участники которого смогли убедиться в эффективности политики руководства республики. Таким образом, для Татарстана договор является своеобразным гарантом благополучного развития региона.

— договор между РФ и Амурской областью.

В отличие от договоров с Республикой Татарстан данный договор носит весьма посредственный характер. Подобные договоры были заключены с Ивановской ,Костромской и Кировской областями. Договор носит скорее декларативный характер, закрепляет отношения сотрудничества, взаимодействия и развития, служит для укрепления отношений с центром.

Рассмотрение двух разных типов договорного регулирования отношений внутри федерации, один из которых является уникальным случаем перераспределения полномочий между федерацией и субъектом, а другой — типичным договором, предметом которого является «стандартный» набор взаимных прав и обязанностей центра и региона, позволяет сделать некоторые выводы. Во-первых, договор между РФ и Амурской областью, являясь «обыкновенным», создает некий прецедент регулирования внутригосударственных отношений. По нашему мнению, такие договоры являются основанием для внесения изменений в сфере организации отношений внутри всего государства в целом. Во-вторых, договоры между РФ и Татарстаном позволяют убедиться в том, что договорное регулирование позволяет учесть все особенности конкретного субъекта федерации и обеспечить его эффективное развитие.

Внутригосударственный договор по своей природе есть спорное явление, как с точки зрения допустимости тех или иных вопросов для их освещения посредством договора, так и в качестве источника конституционного права. Это связано с тем, что нет четкого определения пределов использования подобного вида регулирования отношений. Во-вторых, с использованием данного способа под сомнение ставится принцип равноправия субъектов и народов в РФ (положения статьи 5 Конституции).

Внутригосударственный договор является одним из наиболее перспективных методов регулирования территориальных отношений. Видится необходимость в том, чтобы сделать упор на совершенствование нормативной базы использования данного метода. Выбор такого направления деятельности государственными органами поможет частично решить проблему взаимодействия Российской Федерации и ее субъектов.

Перечень международных договоров

  1. Венская конвенция о дипломатических сношениях, Вена, 18 апреля 1961 г.

  2. Венская конвенция о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями, Вена, 21 марта 1986 г.

  3. Венская Конвенция о праве международных договоров, Вена,23 мая 1969 г.

  4. Венская Конвенция о правопреемстве государств в отношении договоров, Вена, 23 августа 1978 г.

  5. Венская Конвенция о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов, Вена, 8 апреля 1983 г.

  6. Всеобщая декларация прав человека, 10 декабря 1948 г.

  7. Декларация о запрещении применения военного, политического или экономического принуждения при заключении международных договоров от 22 мая 1969 г.

  8. Декларация о недопустимости интервенции и вмешательства во внутренние дела государств, 9 декабря 1981г.

  9. Декларация о нейтралитете Лаоса, Женева, 23 июля 1962 г.

  10. Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам, 14 декабря 1960 г.

  11. Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций от 24 октября 1970 г.в Стокгольме 14.07.1967, изменена 02.10.1979)

  12. Декларация Организации Объединенных Наций об усилении эффективности принципа отказа от угрозы силой или ее применения в международных отношениях, 18 ноября 1987 года.

  13. Декларация тысячелетия Организации Объединенных Наций:Договор о дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Туркменистаном, Ашхабад, 23 апреля 2002 г.

  14. Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Народной Республикой Албанией, Народной Республикой Болгарией, Венгерской Народной Республикой, Германской Демократической Республикой, Польской Народной Республикой, Румынской Народной Республикой, Союзом Советских Социалистических Республик и Чехословацкой Республикой, Варшава, 14 мая 1955 г.

  15. Договор о дружбе, торговле и сотрудничестве между Российской Федерацией и Республикой Парагвай, Нью-Йорк, 14 сентября 2000 г.

  16. Договор о дружественных отношениях и сотрудничестве между Российской Федерацией и Румынией, Москва, 4 июля 2003 г.

  17. Договор о ненападении между Германией и Советским Союзом, г. Москва 23 августа 1939 года.

  18. Договор о нераспространении ядерного оружия, Женева, 1 июля 1968 г.

  19. Договор о правопреемстве в отношении внешнего государственного долга и активов Союза ССР, Москва, 4 декабря 1991 г.

  20. Договор о создании Союзного государства, Москва, 8 декабря 1999 г.

  21. Договор об окончательном урегулировании в отношении Германии, Москва, 12 сентября 1990 г.

  22. Договор об отказе от войны в качестве орудия национальной политики (Пакт Бриана-Келлога), г. Париж 27 августа 1928 года.

  23. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г.

  24. Европейская Конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания, Страсбург, 26 ноября 1987 г.

  25. Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, Хельсинки, 1 августа 1975 года.

  26. Заявление «двенадцати» о будущем статусе России и других бывших республик, 23 декабря 1991 г.

  27. Итоговый документ Мадридской встречи 1980 года представителей государств-участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, созываемой на основе положений Заключительного акта, относящихся к дальнейшем шагам после совещания, Мадрид, 6 сентября 1983 г.

  28. Киотский протокол к Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата, Киото, 11 декабря 1997 г.

  29. Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду, Женева, 10 декабря 1976 г.

  30. Конвенция о запрещении применения, накопления запасов, производства и передачи противопехотных мин и об их уничтожении, Осло, 18 сентября 1997 г.

  31. Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении, Париж, 13 января 1993 г.

  32. Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении, Москва — Лондон — Вашингтон, 10 апреля 1972 г.

  33. Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами, Москва — Лондон — Вашингтон, 29 марта 1972 г.

  34. Конвенция о непоколебимом сохранении дружественной связи между Императором Всероссийским и Правительством Соединенных Американских Штатов, заключенная в С.Петербурге 5/17 апреля 1824 года.

  35. Конвенция о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества от 26 ноября 1968 г.

  36. Конвенция о правах ребенка, Нью-Йорк, 20 ноября 1989 г.

  37. Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов, Нью-Йорк, 14 декабря 1973 г.

  38. Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него, Нью-Йорк, 9 декабря 1948 г.

  39. Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию, Страсбург, 27 января 1999 г., ETS № 173.

  40. Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву, Монтего-Бей, 10 декабря 1982 г.

  41. Конвенция Организации Объединенных Наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, Вена, 20 декабря 1988 г.

  42. Международная конвенция о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников, Нью-Йорк, 4 декабря 1989 г.

  43. Международная конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом, Нью-Йорк, 15 декабря 1997 г.

  44. Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма, 9 декабря 1999 г.

  45. Международный договор от 29 июня 1990 года «Документ Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ».

  46. Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних («Пекинские правила»), 30 августа 1955 г.

  47. Основополагающий Акт о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между Российской Федерацией и Организацией Североатлантического договора, Париж, 27 мая 1997 г.

  48. Парижская хартия для новой Европы, Париж, 21 ноября 1990 г.

  49. Положение о Комиссии международного права от 21 ноября 1947 года.

  50. Рамочная конвенция Организации Объединенных Наций об изменении климата, Нью-Йорк, 9 мая 1992 г.

  51. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 49/60 от 9 декабря 1994 г. «Декларация о мерах по ликвидации международного терроризма».

  52. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 50/6 от 24 октября 1995 г. «Декларация по случаю пятидесятой годовщины Организации Объединенных Наций».

  53. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 49/57 от 9 декабря 1994 г. «Декларация о совершенствовании сотрудничества между Организацией Объединенных Наций и региональными соглашениями или органами в области поддержания международного мира и безопасности».

  54. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 3236 (XXIX) от 22 ноября 1974 г. «Вопрос о Палестине».

  55. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 95(I) от 11 декабря 1946 г. «Подтверждение принципов международного права, признанных Статутом Нюрнбергского Трибунала».

  56. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 56/589 от 12 декабря 2001 г. «Ответственность государств за международно-противоправные деяния».

  57. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 45/112 от 14 декабря 1990 г. «Руководящие принципы Организации Объединенных Наций для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Руководящие принципы, принятые в Эр-Рияде)»

  58. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 3452 (XXX) от 9 декабря 1975 г. «Декларация о защите всех лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания»

  59. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 45/110 от 14 декабря 1990 г. «Стандартные минимальные правила Организации Объединенных Наций в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийские правила)»

  60. Североатлантический пакт, Вашингтон, 4 апреля 1949 г.

  61. Соглашение о правопреемстве в отношении государственных архивов бывшего Союза ССР, Москва, 6 июля 1992 г.

  62. Соглашение о создании Содружества Независимых Государств, г. Минск, 8 декабря 1991 года.

  63. Соглашение от 28 сентября 2001 года «О вывозе и ввозе культурных ценностей».

  64. Устав Международного военного Трибунала для Дальнего Востока, Токио, 19 января 1946 г.

  65. Устав Международного трибунала для судебного преследования лиц, ответственных за серьезные нарушения международного гуманитарного права, совершенные на территории бывшей Югославии от 25 мая 1993 г.

  66. Устав Международного трибунала по Руанде от 8 ноября 1994 г.

  67. Устав Организации Объединенных Наций, г. Сан-Франциско, 26 июня 1945 года.

  68. Устав Совета Европы, Лондон, 5 мая 1949 г., ETS N 001

  69. Шанхайская Конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, Шанхай, 15 июня 2001 г.