Межрегиональный зачет

Ситуации с возникшими переплатами по обязательствам субъектов хозяйствования в бюджет могут быть урегулированы путем подачи заявления в ФНС на возврат средств на расчетный счет или посредством проведения зачета обязательств. В последнем случае необходимо учитывать, что излишки по налогам могут быть направлены только на налоги с аналогичным уровнем принадлежности бюджета. Например, зачет средств по федеральным налогам (НДС, НДПИ, водный и т.д.) допускается в пользу других федеральных налогов, по региональным (на имущество юрлиц, транспортный и др.) – только в счет региональных. По страховым взносам зачет производится в пределах одного и того же вида взносов. При этом законом не предусмотрены ограничения для зачета средств на межрегиональном уровне (к примеру, при перерегистрации субъекта хозяйствования в другой территориальной ИФНС).

Заполняем заявление на межрегиональный зачет ИФНС: образец

Дополнительные разъяснения по вопросам применения правовых норм о зачете налоговых переплат (в том числе при отсутствии текущих недоимок по другим видам обязательств перед бюджетом) отражены в Письме Минфина от 12.07.2010 г. № 03-02-07/1-315. Так, при наличии у компании филиалов, можно произвести зачет переплаты по налогу между территориальными инспекциями головной компании и филиала, находящимися в разных регионах.

Порядок проведения процедуры зачета налоговых переплат регламентируется положениями ст. 78 НК РФ. Зачисление излишка средств на счет другого налога (или этого же вида налога) в другом регионе и отражение таких данных в карточке расчета налогоплательщика с бюджетом производится в заявительном порядке. Субъект хозяйствования при обнаружении переплаты должен обратиться в ИФНС по месту учета с заявлением. Форма заявительного бланка является унифицированной, она приведена в Приказе ФНС от 14.02.2017 г. № ММВ-7-8/182@ (Приложение 9).

В заявлении на зачет необходимо указать следующие данные:

  • коды ИНН и КПП налогоплательщика, который составляет заявление;

  • номер, присвоенный данному заявлению по порядку (учитываются все поданные ранее заявительные формы по зачету налоговых переплат);

  • код налоговой инспекции, в которую направлено обращение;

  • полное наименование налогоплательщика;

  • указание номера статьи НК РФ, на основании которой необходимо произвести зачет платежей в бюджет;

  • сумма, подлежащая зачету;

  • расчетный период, по итогам которого образовалась переплата (например, по водному налогу излишек средств был перечислен в первом квартале 2018 года – период будет иметь вид «КВ.01.2018»);

  • код ОКТМО;

  • код КБК, которым обозначается налог;

  • расчетный период, код ОКТМО и КБК по налогу, на который осуществляется переброска средств;

  • шифром 1 обозначается покрытие недоимки, кодом 2 фиксируется зачет в счет будущих периодов;

  • обязательно вписываются кодовые обозначения обеих ИФНС, по данным которых возникла переплата и недоимка;

  • в нижней части первой страницы приводятся сведения о заявителе и дате подаче бланка.

Налогоплательщик заполняет только первый лист документа. Вторая страница оформляется физлицами (не ИП) в случае, когда не указан код ИНН.

Если налогоплательщиком не подано заявление о зачете налога, образец которого приведен далее, налоговый орган не вправе осуществлять самостоятельный зачет средств на другие типы налогов, если по ним отсутствуют непогашенные недоимки.

Заявительная форма может быть направлена в налоговую инспекцию в бумажном виде или в электронной форме (через ТКС или сервисы личного кабинета налогоплательщика, приведенные на ]]>сайте]]> ФНС).

Срок актуальности права на подачу заявления по возврату или зачету налоговых переплат равен 3 годам. Решение о возможности или невозможности реализации просьбы налогоплательщика о межрегиональном зачете платежа принимается налоговиками в течение 10 дней после принятия такого решения (п.п. 4, 7 ст. 78 НК РФ).

После того, как налогоплательщик подал заявление на межрегиональный зачет, ИФНС рассматривает ходатайство и оформляет в письменном виде решение по результатам обращения субъекта хозяйствования. Если решение положительное, дальнейшие этапы зачета средств следующие:

  • налоговый орган, выполняющий функции администратора средств, направляет уведомление в Федеральное казначейство о необходимости переброски излишне уплаченных налогоплательщиком средств по налогу на такой же или другой вид налогового обязательства в другую ИФНС;

  • органами Федерального казначейства оформляется зачет переплаты;

  • инспекцией, которая получает средства в порядке межрегионального зачета, вносятся корректировки в карточку расчетов с бюджетом налогоплательщика.

При переплате налога, сбора, взноса или пошлины можно провести межрегиональный зачет

Pepe_jo / .com

Минфин России разъяснил, что осуществление межрегионального зачета администраторами доходов бюджета, не являющимися налоговыми органами, возможно, когда решение о зачете принимает тот администратор доходов бюджета, на счет которого поступила переплата. Основанием для зачета является соответствующее заявление плательщика (письмо Минфина России от 6 апреля 2017 г. № 23-01-06/20554).
Напомним, что зачет сумм излишне уплаченных федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов производится по соответствующим видам налогов и сборов в порядке, установленном гл. 12 Налогового кодекса, с учетом особенностей, установленных гл. 25.3 НК РФ (п. 14 ст. 78 НК РФ).
При этом плательщик госпошлины имеет право на зачет ее излишне уплаченной (взысканной) суммы в счет суммы госпошлины, подлежащей уплате за совершение аналогичного действия (п. 6 ст. 333.40 НК РФ). Такой зачет производится по заявлению плательщика, предъявленному в уполномоченный орган (должностному лицу), в который (к которому) он обращался за совершением юридически значимого действия. Заявление о зачете суммы излишне уплаченной (взысканной) госпошлины может быть подано в течение трех лет со дня принятия соответствующего решения суда о возврате госпошлины из бюджета или со дня уплаты этой суммы в бюджет.

Как быстро и правильно рассчитать пошлину? Воспользуйтесь нашим сервисом «Калькулятор расчета госпошлины»!

К заявлению о зачете суммы излишне уплаченной (взысканной) госпошлины прилагаются следующие документы:

  • решения, определения и справки судов, органов и (или) должностных лиц, осуществляющих действия, за которые уплачивается госпошлина, об обстоятельствах, являющихся основанием для полного возврата госпошлины;
  • платежные поручения или квитанции с подлинной отметкой банка, подтверждающие уплату госпошлины.

Представители Минфина России также обратили внимание на то, что Налоговым кодексом не установлен порядок зачета излишне уплаченной госпошлины в один уполномоченный орган в счет суммы госпошлины, подлежащей уплате за совершение аналогичного действия, осуществляемого другим уполномоченным органом, в который обратился плательщик.
Таким образом, администратор доходов бюджета, к которому обратился заявитель за совершением юридически значимого действия, не может принять решения о зачете (межрегиональном зачете) госпошлины, в случае, если указанная госпошлина была зачислена на счет другого администратора доходов бюджета.
Вместе с тем законодательно определен порядок осуществления межрегионального зачета излишне уплаченных (взысканных) сумм налогов и сборов, других поступлений, пеней, штрафов по ним, а также подлежащих возмещению сумм налогов, осуществляемого администраторами доходов бюджета, подведомственными одному главному администратору доходов бюджета, находящимися на территориях различных субъектов РФ (п. 26 Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему РФ и их распределения между бюджетами бюджетной системы РФ).
Так, межрегиональный зачет осуществляется органом Федерального казначейства на основании Уведомления о межрегиональном зачете, представленного администратором доходов бюджета, на счет которого поступила переплата и который принял решение о ее зачете в соответствии с законодательством РФ.
Добавим, что администраторами доходов бюджета являются следующие органы, осуществляющие контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы РФ:

  • орган госвласти (госорган);
  • орган местного самоуправления;
  • орган местной администрации;
  • орган управления государственным внебюджетным фондом;
  • Банк России;
  • казенное учреждение (ст. 6 Бюджетного кодекса).

Межрегиональный зачет налога на прибыль

Если организация, имеющая обособленное подразделение в другом регионе, полностью уплачивает налог на прибыль по месту своего нахождения «за двоих», то возможен ли зачет возникшей переплаты в бюджет в счет погашения недоимки по этому налогу, образовавшейся перед бюджетом региона, в котором находится обособленное подразделение? Объясняют эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ Михаил Аксенов и Дмитрий Игнатьев.

Организация не уплатила налог на прибыль по месту нахождения обособленного подразделения, находящегося в другом субъекте РФ и не состоящего на учете в налоговом органе. Сумма налога на прибыль в полном объеме уплачивалась по месту нахождения организации. Возможно ли произвести зачет образовавшейся переплаты по налогу на прибыль в бюджет субъекта РФ по месту нахождения организации в счет погашения недоимки по налогу на прибыль, образовавшейся перед региональным бюджетом по месту нахождения обособленного подразделения? Начисляются ли пени и штрафы в таких случаях?

Согласно п. 2 ст. 288 НК РФ уплата авансовых платежей, а также сумм налога на прибыль, подлежащих зачислению в доходную часть бюджетов субъектов РФ и бюджетов муниципальных образований, производится налогоплательщиками — российскими организациями по месту нахождения организации, а также по месту нахождения каждого из ее обособленных подразделений исходя из доли прибыли, приходящейся на эти обособленные подразделения, определяемой как средняя арифметическая величина удельного веса среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества этого обособленного подразделения соответственно в среднесписочной численности работников (расходах на оплату труда) и остаточной стоимости амортизируемого имущества, определенной в соответствии с п. 1 ст. 257 НК РФ, в целом по налогоплательщику.

В соответствии с п. 2 ст. 11 НК РФ недоимка представляет собой сумму налога или сумму сбора, не уплаченную в установленный законодательством о налогах и сборах срок.

Уплата налога на прибыль в полном объеме по месту нахождения головной организации в рассматриваемой ситуации влечет неперечисление части «регионального» налога на прибыль в бюджет субъекта РФ по месту нахождения обособленного подразделения на соответствующий счет Федерального казначейства, что создает предпосылки для того, чтобы считать, что обязанность по уплате налога на прибыль в региональный бюджет в этой части не исполнена налогоплательщиком (пп. 4 п. 4 ст. 45 НК РФ) и у него образуется недоимка (смотрите, например, постановление ФАС Северо-Западного округа от 15.02.2012 N Ф07-2109/11 по делу N А56-10237/2011 (определением ВАС РФ от 17.08.2012 N ВАС-7469/12 отказано в передаче данного постановления в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора)). Если придерживаться данной точки зрения, то в рассматриваемой ситуации у организации образуется не только недоимка, но и переплата налога на прибыль в части, зачисляемой в бюджет субъекта РФ по месту ее нахождения.

Рассмотрим вопрос о возможности зачета налога на прибыль в анализируемом случае.

Порядок зачета излишне уплаченных налогов регулируется нормами ст. 78 НК РФ.

Так, в силу п. 1 ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику.

Из буквального смысла приведенных норм следует, что п. 1 ст. 78 НК РФ не предусматривает возможности зачета переплаты в счет погашения недоимки в рамках одного налога. Однако не содержится и запрета на такие действия.

Кроме того, п. 1 ст. 78 НК РФ предусматривает, что зачет сумм излишне уплаченных федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов производится по соответствующим видам налогов и сборов, а также по пеням, начисленным по соответствующим налогам и сборам. При этом нормы ст. 12 НК РФ в основу деления налогов на федеральные, региональные и местные не ставят вид бюджета бюджетной системы РФ, в который они подлежат зачислению. НК РФ не устанавливает ограничения по проведению зачета в зависимости от того, в какой бюджет бюджетной системы РФ подлежит уплате налог соответствующего вида.

Минфин России в письмах от 02.08.2011 N 03-02-07/1-273 и от 26.04.2011 N 03-02-07/1-141 также разъяснил, что НК РФ не ограничивает осуществление зачета соответствующих видов налогов между федеральным бюджетом, региональным и местным бюджетами.

С учетом изложенного, а также принимая во внимание п. 7 ст. 3 НК РФ, полагаем, что организация имеет право на осуществление зачета образовавшейся переплаты по налогу на прибыль в бюджет субъекта РФ по месту нахождения организации в счет погашения недоимки по налогу на прибыль, образовавшейся перед региональным бюджетом по месту нахождения обособленного подразделения, в порядке, установленном ст. 78 НК РФ.

Перейдем к вопросу о начислении пени и привлечении к ответственности в анализируемой ситуации.

Пеней признается установленная денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (п. 1 ст. 75 НК РФ). Таким образом, основанием для начисления пени является наличие у налогоплательщика недоимки.

Если исходить из того, что в рассматриваемой ситуации у организации возникла недоимка перед региональным бюджетом по месту нахождения обособленного подразделения, то на нее подлежат начислению пени в порядке, установленном ст. 75 НК РФ. Такого подхода придерживались, например, судьи, поддерживая налоговый орган, в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 15.02.2012 N Ф07-2109/11 по делу N А56-10237/2011 (определением ВАС РФ от 17.08.2012 N ВАС-7469/12 отказано в передаче данного постановления в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора). На необходимость учета потерь конкретного бюджета бюджетной системы РФ при применении ст. 75 НК РФ указали и судьи ФАС Московского округа в постановлении от 23.05.2011 по делу N А40-58640/10-107-310.

В то же время некоторые суды исходят из того, что в случае, если у налогоплательщика имеется недоимка и переплата по налогам одного вида, размер которой больше суммы причитающихся платежей, то бюджетная система РФ в целом не несет каких-либо потерь, недоимка отсутствует, равно как и основания для начисления пени (смотрите, например, постановление ФАС Северо-Западного округа от 16.05.2011 по делу N А42-4246/2010). Если следовать данной логике, то в рассматриваемой ситуации пени начисляться не должны. Однако эту точку зрения организации, вероятнее всего, придется отстаивать в суде.

Говоря о вопросе привлечения организации к ответственности в данном случае, следует отметить, что нормами ст. 122 НК РФ предусмотрена ответственность в виде штрафа за неуплату или неполную уплату сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия).

В рассматриваемой ситуации непоступление налога на прибыль в региональный бюджет по месту нахождения обособленного подразделения организации не является следствием ошибки в исчислении налоговой базы или неправильного исчисления налога. При этом в п. 19 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 (далее — Постановление N 57) говорится о том, что при применении данных положений судам следует исходить из того, что бездействие налогоплательщика, выразившееся исключительно в неперечислении в бюджет указанной в налоговой декларации или налоговом уведомлении суммы налога, не образует состав правонарушения, установленного ст. 122 НК РФ.

Кроме того, из п. 20 Постановления N 57, на наш взгляд, следует, что в случае, если на дату окончания установленного законодательством срока уплаты налога за налоговый период, в котором образовалась недоимка, у налогоплательщика имелась переплата сумм того же налога в размере, превышающем или равном размеру заниженной суммы налога, а также если к этому моменту налоговым органом эти суммы не были зачтены в счет иных задолженностей налогоплательщика, то лицо не может быть привлечено к ответственности по ст. 122 НК РФ.

Как следует из условий рассматриваемой ситуации, суммы образовавшейся переплаты налога на прибыль в бюджет субъекта РФ по месту нахождения организации не были зачтены налоговым органом в счет погашения каких-либо задолженностей организации.

Учитывая изложенное, а также принимая во внимание, что организация фактически перечислила налог на прибыль в бюджетную систему РФ в полном объеме, считаем, что в данном случае отсутствуют основания для привлечения ее к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного ст. 122 НК РФ. Однако не исключено, что данную точку зрения организации также придется отстаивать в суде.

С текстами документов, упомянутых в ответе экспертов, можно ознакомиться в справочной правовой системе ГАРАНТ.

ФНС: при зачете переплаты в счет недоимки пени начисляются, а при уточнении своевременно перечисленного платежа — нет

ФНС: при зачете переплаты в счет недоимки пени начисляются, а при уточнении своевременно перечисленного платежа — нет

Федеральная налоговая служба в письме от 11.04.17 № ЗН-4-22/6853 разъяснила, в чем разница между уточнением платежа и зачетом переплаты. Если налогоплательщик вовремя перечислил налог, но позднее обнаружил ошибку в платежке, не повлекшей неуплату этого налога в бюджет, он вправе подать заявление об уточнении платежа. В таком случае датой уплаты налога будет считаться дата перечисления некорректного платежа. Соответственно, пени начисляться не должны. А при зачете обязанность по уплате налога считается исполненной со дня принятия решения о таком зачете. Поэтому при зачете переплаты в счет погашения недоимки пеней избежать не удастся.

Уточнение платежа

Как известно, налог считается уплаченным с момента предъявления в банк платежного поручения на перечисление денежных средств со счета налогоплательщика (при условии наличия на нем достаточного денежного остатка) в бюджетную систему на соответствующий счет Федерального казначейства (подп. 1 п. 3 ст. 45 НК РФ). В пункте 4 статьи 45 Налогового кодекса указаны только два вида ошибок в «платежке», при которых налог не признается уплаченным: неправильный номер счета Федерального казначейства или ошибочное наименование банка получателя платежа.

Таким образом, если ошибка не привела к неперечислению налога в бюджет (например, указан неверный КБК), то недоимка не возникает. В такой ситуации платеж может быть уточнен (п.7 ст. 45 НК РФ). Для этого следует подать в ИФНС документы, подтверждающие уплату налога, и заявление с просьбой уточнить основание, тип, принадлежность платежа, налоговый период или статус плательщика.

Зачет переплаты

Процедура зачета излишне уплаченного (взысканного) налога в счет недоимки отличается от процедуры уточнения платежа. Главное отличие — в результате уточнения налог фактически признается уплаченным должным образом. Значит, основания для начисления пени отсутствуют. А при зачете обязанность по уплате налога считается исполненной со дня принятия налоговым органом решения о зачете (подп. 4 п. 3 ст. 45 НК РФ). Поэтому в случае проведения зачета излишне уплаченной суммы налога в счет недоимки по другому налогу начисление пеней до момента принятия решения о зачете правомерно.

Вывод ФНС соответствует позиции Верховного суда, выраженной в определении от 05.08.15 № 304-КГ15-8368 (см. «Верховный суд: наличие переплаты по налогу, который зачисляется в другой бюджет, не препятствует начислению пеней на сумму недоимки»).

Добавим, что пени могут быть начислены и том случае, если налогоплательщик просит зачесть переплату в счет предстоящих платежей меньше, чем за 10 рабочих дней до срока платежа. Дело в том, что решение о зачете переплаты в счет предстоящих платежей должно быть принято в течение 10 дней со дня получения заявления плательщика (п. 4 ст. 78 НК РФ). Если заявление подано, к примеру, в последний день уплаты налога, то решение о зачете будет принято уже после истечения срока уплаты. А за 10 дней просрочки, в течение которых выносилось решение, налоговики могут начислить пени. Также см. «Заявление о зачете переплаты в счет текущего налогового платежа лучше подать за 10 дней до наступления срока уплаты».

Материал предоставлен порталом «Бухгалтерия Онлайн»

Межрегиональный зачет сумм страховых взносов

Актуально на: 19 июля 2016 г.

Излишне уплаченные страховые взносы, пени и штрафы можно зачесть в счет предстоящих платежей или вернуть (ст. 26 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ). А можно ли зачесть страховые взносы между отделениями ПФР и ФСС разных регионов, или, другими словами, произвести межрегиональный зачет? Расскажем об этом в нашей консультации.

Куда уходят взносы

Страховые взносы перечисляются плательщиками в следующие государственные внебюджетные фонды:

  • Пенсионный фонд (страховые взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование);
  • Фонд социального страхования (страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством).

При этом зачисленными в бюджет соответствующего внебюджетного фонда будут считаться только те взносы, при оформлении платежных документов на которые были правильно указаны:

  • номер счета Федерального казначейства;
  • КБК;
  • наименование банка получателя.

Если в платежном документе на перечисление страховых взносов допущена ошибка хотя бы в одном из этих реквизитов, сумма страховых взносов считается неперечисленной, а обязанность по уплате страховых взносов не считается исполненной (пп. 4 п. 6 ст. 18 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ, Письмо ПФ РФ от 09.06.2011 № 30-26/6418).

Как зачесть задолженность по взносам

По общему правилу зачет сумм излишне уплаченных страховых взносов производится отделением ПФР или ФСС (в зависимости от вида взносов) по месту учета плательщика (п. 2 ст. 26 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ).

Зачет сумм излишне уплаченных страховых взносов в счет предстоящих платежей или погашения задолженности по взносам отделения ПФР и ФСС производят самостоятельно (п.п. 6, 8 ст. 26 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ).

А если излишне уплаченные суммы страховых взносов, перечисленных в ПФР по обязательному пенсионному страхованию, плательщик хочет зачесть в счет предстоящих платежей в ПФР по обязательному медицинскому страхованию, или наоборот, без заявления плательщика взносов не обойтись. Это заявление должно быть подано в письменной форме или в форме электронного документа (п. 21 ст. 26 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ).

А как быть, если вы хотите зачесть переплату, образовавшуюся в отделениях ПФР или ФСС одного региона, в счет предстоящих платежей или погашения задолженности в другом регионе? Об этом в Законе № 212-ФЗ не говорится, хотя и запрет на такой зачет также не содержится.

Зачет между регионами возможен

Межрегиональный зачет сумм страховых взносов – это вид зачета излишне уплаченных страховых взносов на счета Федерального казначейства одного региона РФ в счет задолженности или предстоящих платежей по страховым взносам, подлежащих уплате на счета Федерального казначейства другого региона РФ.

То, что такой зачет возможен, подтверждает форма Заявления о зачете сумм излишне уплаченных страховых взносов, пеней и штрафов – форма 22-ПФР (Приложение № 2 к постановлению Правления ПФР от 22.12.2015 № 511п). В заявлении плательщик должен выбрать (отметить знаком «V»):

  • зачет сумм излишне уплаченных страховых взносов, пеней и штрафов;

или

  • межрегиональный зачет сумм страховых взносов, пеней и штрафов.

Заявление подается в тот территориальный орган ПФР, где необходимо погасить задолженность по страховым взносам или зачесть излишне уплаченные в другом регионе суммы в счет будущих платежей.

В случае межрегионального зачета плательщик должен указать в Заявлении наименование территориального органа ПФР, где образовалась переплата, а также реквизиты счета органа Федерального казначейства по месту регистрации в другом регионе.

Аналогичная форма Заявления о зачете сумм излишне уплаченных страховых взносов, пеней и штрафов в ФСС РФ – форма 22-ФСС РФ (Приложение № 2 к приказу ФСС от 17.02.2015 № 49) – также предусматривает возможность провести межрегиональный зачет.

Обращаем также внимание, что формы приведенных выше заявлений не предоставляют плательщикам право зачесть переплату, образовавшуюся в ПФР одного региона, в счет платежей в ФСС другого региона или наоборот. Это значит, что проводится межрегиональный зачет только в рамках одного и того же государственного внебюджетного фонда – или ПФР, или ФСС.