Межведомственная комиссия по защите гостайны

Указ Президента РФ от 6 октября 2004 г. N 1286 «Вопросы Межведомственной комиссии по защите государственной тайны» (с изменениями и дополнениями)

Информация об изменениях:

Указом Президенте РФ от 11 августа 2014 г. N 563 в пункт 4 настоящего Положения внесены изменения

См. текст пункта в предыдущей редакции

4. Межведомственная комиссия осуществляет следующие полномочия:

координирует деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций по вопросам реализации федерального законодательства в области государственной тайны;

рассматривает и представляет в установленном порядке Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации предложения по правовому регулированию вопросов защиты государственной тайны и совершенствованию системы защиты государственной тайны в Российской Федерации, а также предложения по организации разработки и выполнения государственных программ, нормативных правовых актов и методических документов, обеспечивающих реализацию федерального законодательства о государственной тайне;

формирует перечень должностных лиц органов государственной власти, наделяемых полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне;

формирует перечень сведений, отнесенных к государственной тайне;

формирует в установленном порядке перечень особорежимных объектов Российской Федерации и представляет его в Правительство Российской Федерации;

определяет порядок рассекречивания носителей сведений, составляющих государственную тайну, в случае ликвидации организации-фондообразователя и отсутствия ее правопреемника;

осуществляет рассекречивание и продление сроков засекречивания документов КПСС, Правительства СССР и других архивных документов в случае отсутствия организации-фондообразователя и ее правопреемника;

ГАРАНТ:

См. Положение о порядке рассекречивания документов, созданных КПСС, утвержденное решением Межведомственной комиссии по защите государственной тайны от 14 июля 2001 г. N 75

рассматривает в случаях, предусмотренных Законом Российской Федерации «О государственной тайне», запросы органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и граждан о рассекречивании сведений, отнесенных к государственной тайне;

рассматривает вопросы о возможности передачи сведений, составляющих государственную тайну, другим государствам и международным организациям и представляет в установленном порядке в Правительство Российской Федерации соответствующие экспертные заключения;

принимает решения о передаче органом государственной власти, органом местного самоуправления, организацией сведений, составляющих государственную тайну, в случаях изменения их функций, форм собственности, ликвидации или прекращения работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, другому органу государственной власти, органу местного самоуправления, организации;

организует разработку и представляет в установленном порядке в Правительство Российской Федерации предложения о порядке определения размеров ущерба, который может быть нанесен безопасности Российской Федерации вследствие несанкционированного распространения сведений, составляющих государственную тайну, а также ущерба, наносимого организациям и гражданам в связи с засекречиванием информации, находящейся в их собственности;

организует разработку и представляет в установленном порядке в Правительство Российской Федерации предложения по правилам отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности;

рассматривает по поручениям Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации экспертные заключения в целях определения размеров возможного ущерба, который может быть нанесен безопасности Российской Федерации вследствие несанкционированного распространения сведений, составляющих государственную тайну, а также ущерба, нанесенного организациям и гражданам в связи с засекречиванием информации, находящейся в их собственности;

рассматривает по поручениям Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации проекты международных договоров Российской Федерации о совместном использовании и защите сведений, составляющих государственную тайну, организует разработку соответствующих предложений и экспертных заключений, участвует в международном сотрудничестве по этим вопросам;

дает заключения на решения руководителей органов государственной власти, связанные с изменением действующих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях перечней сведений, подлежащих засекречиванию, которые могут привести к изменению перечня сведений, отнесенных к государственной тайне, приостанавливает или опротестовывает их решения;

координирует в установленном порядке работы по техническому регулированию в отношении продукции (работ, услуг), сведения о которых составляют государственную тайну, а также работы по организации сертификации средств защиты информации;

координирует в установленном порядке проведение работ по лицензированию деятельности организаций, связанной с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны;

решает вопрос о продлении 30-летнего срока засекречивания сведений, составляющих государственную тайну;

дает по запросу межведомственной комиссии, образуемой для рассмотрения обращений граждан Российской Федерации в связи с ограничениями их права на выезд из Российской Федерации, заключение о том, что сведения особой важности или совершенно секретные сведения, о которых гражданин был осведомлен на день подачи заявления о выезде из Российской Федерации, сохраняют либо утратили соответствующую степень секретности;

координирует деятельность в области подготовки, переподготовки и (или) повышения квалификации специалистов по вопросам защиты государственной тайны;

разрабатывает методические рекомендации по организации и проведению государственной аттестации руководителей организаций, ответственных за защиту сведений, составляющих государственную тайну, определяет перечень организаций, осуществляющих образовательную деятельность, по окончании которых выдается документ об образовании и (или) о квалификации, дающий право указанным руководителям считаться прошедшими государственную аттестацию;

осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральным законодательством о государственной тайне.

У К А З ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Вопросы Межведомственной комиссии по защите государственной тайны (В редакции указов Президента Российской Федерации от 27.09.2008 г. N 1410; от 09.12.2008 г. N 1752; от 26.02.2009 г. N 228; от 14.02.2012 г. N 183; от 02.04.2012 г. N 376; от 11.08.2014 г. N 563; от 03.08.2018 г. N 471) В соответствии с Законом Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5485-I «О государственной тайне» п о с т а н о в л я ю: 1. Утвердить прилагаемое Положение о Межведомственной комиссии по защите государственной тайны. 2. (Утратил силу — Указ Президента Российской Федерации от 26.02.2009 г. N 228) 3. Установить, что решения Межведомственной комиссии по защите государственной тайны, принятые в соответствии с ее полномочиями, обязательны для исполнения федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, должностными лицами и гражданами. 4. Правительству Российской Федерации по представлению председателя Межведомственной комиссии по защите государственной тайны в 2-месячный срок: утвердить персональный состав Межведомственной комиссии по защите государственной тайны; привести свои акты в соответствие с настоящим Указом. 5. Председателю Межведомственной комиссии по защите государственной тайны в 2-месячный срок утвердить Регламент Межведомственной комиссии по защите государственной тайны. 6. Признать утратившими силу: пункты 2-4 Указа Президента Российской Федерации от 8 ноября 1995 г. N 1108 «О Межведомственной комиссии по защите государственной тайны» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 46, ст. 4418); Указ Президента Российской Федерации от 20 января 1996 г. N 71 «Вопросы Межведомственной комиссии по защите государственной тайны» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 4, ст. 268); Указ Президента Российской Федерации от 14 июня 1997 г. N 594 «О некоторых вопросах Межведомственной комиссии по защите государственной тайны» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 25, ст. 2899); Указ Президента Российской Федерации от 1 ноября 1999 г. N 1467 «О составе Межведомственной комиссии по защите государственной тайны по должностям» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 45, ст. 5416); Указ Президента Российской Федерации от 27 ноября 2000 г. N 1940 «Об изменении состава Межведомственной комиссии по защите государственной тайны по должностям» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 49, ст. 4797); Указ Президента Российской Федерации от 2 июня 2001 г. N 627 «Вопросы Межведомственной комиссии по защите государственной тайны» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 23, ст. 2330); Указ Президента Российской Федерации от 23 июля 2001 г. N 903 «О внесении изменения в состав Межведомственной комиссии по защите государственной тайны по должностям» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 31, ст. 3255); Указ Президента Российской Федерации от 5 октября 2001 г. N 1193 «Об изменении состава Межведомственной комиссии по защите государственной тайны по должностям» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 41, ст. 3950); Указ Президента Российской Федерации от 30 сентября 2003 г. N 1159 «Об изменении состава Межведомственной комиссии по защите государственной тайны по должностям» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 40, ст. 3845). 7. Настоящий Указ вступает в силу со дня его официального опубликования. Президент Российской Федерации В.Путин Москва, Кремль 6 октября 2004 года N 1286 ___________________ УТВЕРЖДЕНО Указом Президента Российской Федерации от 6 октября 2004 г. N 1286 П О Л О Ж Е Н И Е о Межведомственной комиссии по защите государственной тайны (В редакции указов Президента Российской Федерации от 26.02.2009 г. N 228; от 14.02.2012 г. N 183; от 02.04.2012 г. N 376; от 11.08.2014 г. N 563; от 03.08.2018 г. N 471) I. Общие положения 1. Межведомственная комиссия по защите государственной тайны (далее — Межведомственная комиссия) является коллегиальным органом, координирующим деятельность федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации (далее — органы государственной власти) по защите государственной тайны в интересах разработки и выполнения государственных программ, нормативных правовых актов и методических документов, обеспечивающих реализацию федерального законодательства о государственной тайне. 2. Руководство деятельностью Межведомственной комиссии осуществляет Президент Российской Федерации. 3. Межведомственная комиссия в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, Законом Российской Федерации «О государственной тайне», иными федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также настоящим Положением. II. Полномочия 4. Межведомственная комиссия осуществляет следующие полномочия: координирует деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций по вопросам реализации федерального законодательства в области государственной тайны; рассматривает и представляет в установленном порядке Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации предложения по правовому регулированию вопросов защиты государственной тайны и совершенствованию системы защиты государственной тайны в Российской Федерации, а также предложения по организации разработки и выполнения государственных программ, нормативных правовых актов и методических документов, обеспечивающих реализацию федерального законодательства о государственной тайне; формирует перечень должностных лиц органов государственной власти, наделяемых полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне; формирует перечень сведений, отнесенных к государственной тайне; формирует в установленном порядке перечень особорежимных объектов Российской Федерации и представляет его в Правительство Российской Федерации; определяет порядок рассекречивания носителей сведений, составляющих государственную тайну, в случае ликвидации организации-фондообразователя и отсутствия ее правопреемника; осуществляет рассекречивание и продление сроков засекречивания документов КПСС, Правительства СССР и других архивных документов в случае отсутствия организации-фондообразователя и ее правопреемника; рассматривает в случаях, предусмотренных Законом Российской Федерации «О государственной тайне», запросы органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и граждан о рассекречивании сведений, отнесенных к государственной тайне; рассматривает вопросы о возможности передачи сведений, составляющих государственную тайну, другим государствам и международным организациям и представляет в установленном порядке в Правительство Российской Федерации соответствующие экспертные заключения; принимает решения о передаче органом государственной власти, органом местного самоуправления, организацией сведений, составляющих государственную тайну, в случаях изменения их функций, форм собственности, ликвидации или прекращения работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, другому органу государственной власти, органу местного самоуправления, организации; организует разработку и представляет в установленном порядке в Правительство Российской Федерации предложения о порядке определения размеров ущерба, который может быть нанесен безопасности Российской Федерации вследствие несанкционированного распространения сведений, составляющих государственную тайну, а также ущерба, наносимого организациям и гражданам в связи с засекречиванием информации, находящейся в их собственности; организует разработку и представляет в установленном порядке в Правительство Российской Федерации предложения по правилам отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности; рассматривает по поручениям Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации экспертные заключения в целях определения размеров возможного ущерба, который может быть нанесен безопасности Российской Федерации вследствие несанкционированного распространения сведений, составляющих государственную тайну, а также ущерба, нанесенного организациям и гражданам в связи с засекречиванием информации, находящейся в их собственности; рассматривает по поручениям Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации проекты международных договоров Российской Федерации о совместном использовании и защите сведений, составляющих государственную тайну, организует разработку соответствующих предложений и экспертных заключений, участвует в международном сотрудничестве по этим вопросам; дает заключения на решения руководителей органов государственной власти, связанные с изменением действующих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях перечней сведений, подлежащих засекречиванию, которые могут привести к изменению перечня сведений, отнесенных к государственной тайне, приостанавливает или опротестовывает их решения; координирует в установленном порядке работы по техническому регулированию в отношении продукции (работ, услуг), сведения о которых составляют государственную тайну, а также работы по организации сертификации средств защиты информации; координирует в установленном порядке проведение работ по лицензированию деятельности организаций, связанной с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны; решает вопрос о продлении 30-летнего срока засекречивания сведений, составляющих государственную тайну; дает по запросу межведомственной комиссии, образуемой для рассмотрения обращений граждан Российской Федерации в связи с ограничениями их права на выезд из Российской Федерации, заключение о том, что сведения особой важности или совершенно секретные сведения, о которых гражданин был осведомлен на день подачи заявления о выезде из Российской Федерации, сохраняют либо утратили соответствующую степень секретности; координирует деятельность в области подготовки, переподготовки и (или) повышения квалификации специалистов по вопросам защиты государственной тайны; разрабатывает методические рекомендации по организации и проведению государственной аттестации руководителей организаций, ответственных за защиту сведений, составляющих государственную тайну, определяет перечень организаций, осуществляющих образовательную деятельность, по окончании которых выдается документ об образовании и (или) о квалификации, дающий право указанным руководителям считаться прошедшими государственную аттестацию; (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 11.08.2014 г. N 563) осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральным законодательством о государственной тайне. III. Обеспечение деятельности 5. Межведомственная комиссия формируется в составе председателя Межведомственной комиссии, его заместителя, ответственного секретаря и членов Межведомственной комиссии. (В редакции указов Президента Российской Федерации от 26.02.2009 г. N 228; от 14.02.2012 г. N 183) Председатель Межведомственной комиссии назначается на должность и освобождается от должности Президентом Российской Федерации. Председатель Межведомственной комиссии по вопросам ее деятельности подотчетен Президенту Российской Федерации. Абзацы четвертый — пятнадцатый. (Утратили силу — Указ Президента Российской Федерации от 26.02.2009 г. N 228) 5-1. Председатель Межведомственной комиссии: а) организует деятельность Межведомственной комиссии; б) утверждает Регламент Межведомственной комиссии; в) подписывает документы по вопросам, отнесенным к компетенции Межведомственной комиссии; г) докладывает Президенту Российской Федерации и Председателю Правительства Российской Федерации по вопросам, отнесенным к компетенции Межведомственной комиссии; д) вносит Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, а также проекты документов по вопросам, отнесенным к компетенции Межведомственной комиссии; е) (Утратил силу — Указ Президента Российской Федерации от 14.02.2012 г. N 183) (Дополнено пунктом — Указ Президента Российской Федерации от 26.02.2009 г. N 228) 5-2. В случае временного отсутствия председателя Межведомственной комиссии его обязанности исполняет заместитель председателя Межведомственной комиссии. (Дополнено — Указ Президента Российской Федерации от 26.02.2009 г. N 228; в редакции Указа Президента Российской Федерации от 14.02.2012 г. N 183) 5-3. Заместитель председателя Межведомственной комиссии: а) создает межведомственные рабочие и экспертные группы для обеспечения деятельности Межведомственной комиссии; б) представляет Межведомственную комиссию во взаимоотношениях с органами государственной власти, иными государственными органами, органами местного самоуправления и организациями, имеет право переписки с указанными органами и организациями; в) запрашивает и получает в установленном порядке от государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц и граждан необходимые для осуществления деятельности Межведомственной комиссии информацию, документы и материалы; г) пользуется в установленном порядке базами данных Администрации Президента Российской Федерации, Аппарата Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти; д) по поручению председателя Межведомственной комиссии: вносит Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, заключений и официальных отзывов на проекты федеральных законов, поправок к ним, проекты других документов по вопросам, отнесенным к компетенции Межведомственной комиссии; докладывает Председателю Правительства Российской Федерации по вопросам, отнесенным к компетенции Межведомственной комиссии; подписывает документы по вопросам, отнесенным к компетенции Межведомственной комиссии; организует подготовку заседаний Межведомственной комиссии; е) организует планирование деятельности Межведомственной комиссии; ж) организует исполнение Межведомственной комиссией поручений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации; з) обеспечивает контроль за исполнением решений Межведомственной комиссии; и) определяет порядок рассмотрения Межведомственной комиссией отдельных вопросов, отнесенных к ее компетенции; к) организует взаимодействие по вопросам, отнесенным к компетенции Межведомственной комиссии, с палатами Федерального Собрания Российской Федерации и самостоятельными подразделениями Администрации Президента Российской Федерации. (Дополнено пунктом — Указ Президента Российской Федерации от 26.02.2009 г. N 228; в редакции Указа Президента Российской Федерации от 14.02.2012 г. N 183) 5-4. (Утратил силу — Указ Президента Российской Федерации от 14.02.2012 г. N 183) 5-5. (Утратил силу — Указ Президента Российской Федерации от 14.02.2012 г. N 183) 5-6. Ответственный секретарь Межведомственной комиссии: а) обеспечивает подготовку проектов планов деятельности Межведомственной комиссии; б) осуществляет подготовку заседаний Межведомственной комиссии; в) организует работу по подготовке докладов Президенту Российской Федерации и Председателю Правительства Российской Федерации по вопросам, отнесенным к компетенции Межведомственной комиссии; г) обеспечивает организацию работ по выполнению Межведомственной комиссией поручений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и несет ответственность за своевременное представление необходимых документов и материалов; д) обеспечивает организацию работ по подготовке проектов федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, заключений и официальных отзывов на проекты федеральных законов, поправок к ним, проектов других документов по вопросам, отнесенным к компетенции Межведомственной комиссии, для внесения их в установленном порядке Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации; е) организует работу по своевременному информированию заинтересованных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц и граждан о принятых Межведомственной комиссией решениях, а также о данных на ее заседаниях поручениях; ж) представляет в пределах своей компетенции Межведомственную комиссию во взаимоотношениях с органами государственной власти, иными государственными органами, органами местного самоуправления и организациями, имеет право переписки с указанными органами и организациями; з) организует работу по обобщению и анализу информации, документов и материалов, необходимых для осуществления деятельности Межведомственной комиссии, поступивших от государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц и граждан; и) организует работу межведомственных рабочих и экспертных групп для обеспечения деятельности Межведомственной комиссии. (Дополнено пунктом — Указ Президента Российской Федерации от 26.02.2009 г. N 228) 5-7. Ответственным секретарем Межведомственной комиссии является один из заместителей директора Федеральной службы по техническому и экспортному контролю. (Дополнено — Указ Президента Российской Федерации от 03.08.2018 г. N 471) 6. В состав Межведомственной комиссии входят руководители федеральных органов исполнительной власти, Администрации Президента Российской Федерации, Аппарата Правительства Российской Федерации и (или) их заместители. При необходимости в состав Межведомственной комиссии могут быть включены другие должностные лица. Абзац. (Утратил силу — Указ Президента Российской Федерации от 26.02.2009 г. N 228) 7. Организационно-техническое обеспечение деятельности Межведомственной комиссии осуществляет центральный аппарат Федеральной службы по техническому и экспортному контролю. 8. Заседания Межведомственной комиссии проводятся на плановой основе в соответствии с Регламентом, утверждаемым председателем Межведомственной комиссии. В случае необходимости по решению председателя Межведомственной комиссии могут проводиться внеочередные заседания. Присутствие на заседании Межведомственной комиссии ее членов обязательно. Они не вправе делегировать свои полномочия другим должностным лицам. В случае невозможности присутствия члена Межведомственной комиссии на заседании его мнение по рассматриваемым вопросам представляется в письменном виде. 9. Решения Межведомственной комиссии, принятые в соответствии с ее полномочиями, обязательны для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, должностными лицами и гражданами. 10. Члены Межведомственной комиссии обладают равными правами при принятии решения. В случае несогласия с принятым решением каждый член Межведомственной комиссии имеет право изложить в письменном виде свое особое мнение по рассматриваемому вопросу, которое подлежит обязательному приобщению к протоколу заседания. Решение не может быть принято в случае несогласия с ним члена Межведомственной комиссии, представляющего федеральный орган государственной власти, Администрацию Президента Российской Федерации, иной государственный орган, к чьей компетенции в соответствии с федеральным законодательством отнесен рассматриваемый вопрос. 11. Решения Межведомственной комиссии при необходимости представляются Президенту Российской Федерации, в Правительство Российской Федерации, а также направляются (в части, их касающейся) в органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, в организации независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности. При необходимости по решениям Межведомственной комиссии, принятым в соответствии с настоящим Положением, могут разрабатываться проекты указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, которые представляются на рассмотрение в установленном порядке. ___________ ПРИЛОЖЕНИЕ N 1 к Указу Президента Российской Федерации от 6 октября 2004 г. N 1286 С Т Р У К Т У Р А Межведомственной комиссии по защите государственной тайны (Утратила силу — Указ Президента Российской Федерации от 26.02.2009 г. N 228) ___________ ПРИЛОЖЕНИЕ N 2 к Указу Президента Российской Федерации от 6 октября 2004 г. N 1286 С О С Т А В Межведомственной комиссии по защите государственной тайны по должностям (Утратил силу — Указ Президента Российской Федерации от 26.02.2009 г. N 228) _____________

«Федеральный закон о государственной тайне»
(Постатейный комментарий закона РФ «О государственной тайне»)

Защита государственной тайны

Самый большой по объему раздел Закона РФ «О государственной тайне» содержит 9 статей (20—28), в которых определены органы защиты государственной тайны, порядок допуска и организация доступа должностных лиц и граждан к государственной тайне, а также возможные, обусловленные этим, ограничения их прав и свобод. В этом же разделе Закона введены основополагающие положения об обязательности лицензирования предприятий, учреждений и организаций на допуск к проведению работ со сведениями, составляющими государственную тайну, о государственной аттестации руководителей предприятий, ответственных за защиту сведений, составляющих государственную тайну, и о необходимости сертификации средств защиты информации.

Статья 20. Органы защиты государстенной тайны

К органам защиты государственной тайны относятся:

  • межведомственная комиссия по защите государственной тайны;
  • федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обеспечения безопасности, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обороны, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области внешней разведки, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, и их территориальные органы (абзац в редакции, введенной в действие с 01.07.2004г. Федеральным законом от 29.06.2004г. № 58-ФЗ);
  • органы государственной власти, предприятия, учреждения и организации и их структурные подразделения по защите государственной тайны.
  • Межведомственная комиссия по защите государственной тайны является коллегиальным органом, координирующим деятельность органов государственной власти по защите государственной тайны в интересах разработки и выполнения государственных программ, нормативных и методических документов, обеспечивающих реализацию законодательства Российской Федерации о государственной тайне. Функции межведомственной комиссии по защите государственной тайны и ее подведомственные полномочия реализуются в соответствии с Положением о межведомственной комиссии по защите государственной тайны, утверждаемым Президентом Российской Федерации.

    Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обеспечения безопасности, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обороны, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области внешней разведки, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, и их территориальные органы организуют и обеспечивают защиту государственной тайны в соответствии с функциями, возложенными на них законодательством Российской Федерации (абзац в редакции, введенной в действие с 01.07.2004 г. Федеральным законом от 29.06.2004г. № 58-ФЗ).

    Органы государственной власти, предприятия, учреждения и организации обеспечивают защиту сведений, составляющих государственную тайну, в соответствии с возложенными на них задачами и в пределах своей компетенции. Ответственность за организацию защиты сведений, составляющих государственную тайну, в органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях и организациях возлагается на их руководителей. В зависимости от объема работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, руководителями органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций создаются структурные подразделения по защите государственной тайны, функции которых определяются указанными руководителями в соответствии с нормативными документами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, и с учетом специфики проводимых ими работ.

    Защита государственной тайны является видом основной деятельности органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации.

Определяя перечень органов защиты государственной тайны, данная статья Федерального закона «О государственной тайне» не расставляет их по принципу формальной подчиненности, а только по функциональной значимости в системе защиты государственной тайны.

Межведомственная комиссия по защите государственной тайны является головным органом в стране, координирующим деятельность в этой важнейшей сфере государственной деятельности. При разработке проекта Закона «О государственной тайне» статус Межведомственной комиссии, как коллегиального органа, координирующего деятельность органов государственной власти по защите государственной тайны, был выбран исходя из критерия недопустимости создания в стране еще одной «вертикально» организованной и иерархически разветвленной структуры, аккумулирующей в себе все циркулирующие в государстве секретные сведения. Такая структура из охраняющей секреты могла превратиться в основной источник их утечки. Кроме того, построение подобной структуры противоречило бы одному из важнейших концептуальных положений Закона — наделению конкретных руководителей органов государственной власти полномочиями по отнесению и распоряжению от лица государства сведениями, составляющими государственную тайну, а также возложению на них персональной ответственности за организацию защиты государственной тайны в подведомственных структурах. Комиссия не дублирует деятельность министерств и ведомств, на которые законодательством Российской Федерации возложены функции, в том числе и межведомственные, по защите государственной тайны.

В 1994—1995 гг. функции Межведомственной комиссии по защите государственной тайны временно возлагались на Государственную техническую комиссию при Президенте Российской Федерации.442 Как самостоятельный орган Межведомственная комиссия по защите государственной тайны была образована Указом Президента РФ от 08.11.95 г. № 1108. При этом в составе центрального аппарата Гостехкомиссии России было создано структурное подразделение по организационно-техническому обеспечению деятельности Межведомственной комиссии.

Положение о Межведомственной комиссии, ее структура и состав комиссии по должностям первоначально были утверждены Указом Президента РФ от 20.01.96 г. № 71 (с изм. и доп. от 21.04, 06.06.96 г., 3 14.06.97 г., 09.01.99 г., 02.06.2001г.). Указом Президента России от 6 октября 2004 г. № 1286 «Вопросы Межведомственной комиссии по защите государственной тайны» утверждены новое положение, структура и состав Межведомственной комиссии по защите государственной тайны. Постановление «О персональном составе Межведомственной комиссии по защите государственной тайны» принято Правительством РФ 03.12.2004 г. № 728. В последующем в него вносились изменения.

Межведомственная комиссия по защите государственной тайны является коллегиальным органом, координирующим деятельность федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации по защите государственной тайны в интересах разработки и выполнения государственных программ, нормативных правовых актов и методических документов, обеспечивающих реализацию федерального законодательства о государственной тайне.

Руководство деятельностью Межведомственной комиссии осуществляет Президент Российской Федерации. Межведомственная комиссия формируется в составе председателя Межведомственной комиссии, его заместителей и членов Межведомственной комиссии. Председатель Межведомственной комиссии назначается на должность и освобождается от должности Президентом Российской Федерации. Председатель Межведомственной комиссии по вопросам ее деятельности подотчетен Президенту Российской Федерации.

Решения Межведомственной комиссии, принятые в соответствии : с ее полномочиями, обязательны для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, должностными лицами и гражданами. При необходимости по решениям Межведомственной комиссии, принятым в соответствии с настоящим Положением, могут разрабатываться проекты указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, которые представляются на рассмотрение в установленном порядке.

Межведомственная комиссия осуществляет следующие полномочия:

  • координирует деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций по вопросам реализации федерального законодательства в области государственной тайны;
  • рассматривает и представляет в установленном порядке Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации предложения по правовому регулированию вопросов защиты государственной тайны и совершенствованию системы защиты государственной тайны в Российской Федерации, а также предложения по организации разработки и выполнения государственных программ, нормативных правовых актов и методических документов, обеспечивающих реализацию федерального законодательства о государственной тайне;
  • формирует перечень должностных лиц органов государственной власти, наделяемых полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне;
  • формирует перечень сведений, отнесенных к государственной тайне;
  • формирует в установленном порядке перечень особорежимных объектов Российской Федерации и представляет его в Правительство Российской Федерации;
  • определяет порядок рассекречивания носителей сведений, составляющих государственную тайну, в случае ликвидации организации фондообразователя и отсутствия ее правопреемника;
  • осуществляет рассекречивание и продление сроков засекречивания документов КПСС, Правительства СССР и других архивных документов в случае отсутствия организации-фондообразователя и ее правопреемника;
  • рассматривает в случаях, предусмотренных Законом Российской Федерации «О государственной тайне», запросы органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и граждан о рассекречивании сведений, отнесенных к государственной тайне;
  • рассматривает вопросы о возможности передачи сведений, составляющих государственную тайну, другим государствам и международным организациям и представляет в установленном порядке в Правительство Российской Федерации соответствующие экспертные заключения;
  • принимает решения о передаче органом государственной власти, органом местного самоуправления, организацией сведений, составляющих государственную тайну, в случаях изменения их функций, форм собственности, ликвидации или прекращения работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, другому органу государственной власти, органу местного самоуправления, организации;
  • организует разработку и представляет в установленном порядке в Правительство Российской Федерации предложения о порядке определения размеров ущерба, который может быть нанесен безопасности Российской Федерации вследствие несанкционированного распространения сведений, составляющих государственную тайну, а также ущерба, наносимого организациям и гражданам в связи с засекречиванием информации, находящейся в их собственности;
  • организует разработку и представляет в установленном порядке в Правительство Российской Федерации предложения по правилам от-несения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности;
  • рассматривает по поручениям Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации экспертные заключения в целях определения размеров возможного ущерба, который может быть , нанесен безопасности Российской Федерации вследствие несанкционированного распространения сведений, составляющих государственную тайну, а также ущерба, нанесенного организациям и гражданам в связи с засекречиванием информации, находящейся в их собственности;
  • рассматривает по поручениям Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации проекты международных договоров Российской Федерации о совместном использовании и защите сведений, составляющих государственную тайну, организует разработку соответствующих предложений и экспертных заключений, участвует в международном сотрудничестве по этим вопросам;
  • дает заключения на решения руководителей органов государственной власти, связанные с изменением действующих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях перечней сведений, подлежащих засекречиванию, которые могут привести к изменению перечня сведений, отнесенных к государственной тайне, приостанавливает или опротестовывает их решения;
  • координирует в установленном порядке работы по техническому ; регулированию в отношении продукции (работ, услуг), сведения о которых составляют государственную тайну, а также работы по организации сертификации средств защиты информации;
  • координирует в установленном порядке проведение работ по лицензированию деятельности организаций, связанной с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны;
  • решает вопрос о продлении 30-летнего срока засекречивания сведений, составляющих государственную тайну;
  • дает по запросу межведомственной комиссии, образуемой для рассмотрения обращений граждан Российской Федерации в связи с ограничениями их права на выезд из Российской Федерации, заключение о том, что сведения особой важности или совершенно секретные сведения, о которых гражданин был осведомлен на день подачи заявления о выезде из Российской Федерации, сохраняют либо утратили соответствующую степень секретности;
  • координирует деятельность в области подготовки, переподготовки и (или) повышения квалификации специалистов по вопросам защиты государственной тайны;
  • осуществляет разработку методических рекомендаций по организации и проведению государственной аттестации руководителей организаций, ответственных за защиту сведений, составляющих государственную тайну, определяет перечень учебных заведений, свидетельство об окончании которых дает право на освобождение указанных руководителей от государственной аттестации;
  • а также осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральным законодательством о государственной тайне.

Перечень федеральных органов исполнительной власти в сфере защиты государственной тайны ограничивается четырьмя областями государственных интересов, непосредственно связанных с обеспечением безопасности и обороноспособности государства — область обеспечения безопасности (ФСБ и ее территориальные органы), область обороны (Минобороны России, его территориальные органы), область внешней разведки (Служба внешней разведки), область противодействия техническим разведкам и технической защиты информации (Федеральная служба по техническому и экспортному контролю и ее территориальные органы). Руководит деятельностью данных федеральных органов исполнительной власти Президент Российской Федерации. (Указ Президента РФ от 09.03.2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти».)

К органам защиты государственной тайны также относятся Федеральная служба по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК) и ее органы на местах. ФСТЭК России является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, а также специально уполномоченным органом в области экспортного контроля. Руководство деятельностью Федеральной службы по техническому и экспортному контролю осуществляет Президент Российской Федерации.

ФСТЭК была создана Указом Президента Российской Федерации «Вопросы Федеральной службы по техническому и экспортному контролю» от 16.08.2004 г. № 1085 (с изм. и доп. от 22.03.2005 г. № 330) как правопреемник Государственной технической комиссии при Президенте Российской Федерации, ее территориальных органов и подведомственных ей организаций.

Федеральная служба по техническому и экспортному контролю подведомственна Минобороны России.

ФСТЭК России является органом защиты государственной тайны, наделенным полномочиями по распоряжению сведениями, составляющими государственную тайну, организует деятельность государственной системы противодействия техническим разведкам и технической защиты информации и руководит ею. Директор ВСТЭК России по должности является Председателем Межведомственной комиссии по защите государственной тайны, а его заместитель — ее ответственным секретарем.

Органы государственной власти, предприятия, учреждения и организации обеспечивают защиту сведений, составляющих государственную тайну, в соответствии с возложенными на них обязанностями в пределах своей компетенции. Комментируемая статья Федерального закона устанавливает персональную ответственность руководителей за организацию защиты сведений, составляющих государственную тайну, что соответствует сложившейся практике, а также определяет статус структурных подразделений по защите государственной тайны. Следует подчеркнуть, что численный состав подразделений нормативно не устанавливается, он зависит от объема осуществляемых работ по защите государственной тайны. Вопросы создания такого подразделения — прерогатива руководителя органа власти, предприятия, учреждения, организации. Этот принципиальный подход и заложен в положениях Закона РФ «О государственной тайне». Руководители несут персональную ответственность за подбор лиц, привлекаемых к работам со сведениями, составляющими государственную тайну, допускаемых к таким сведениям, и за создание необходимых условий для работы со сведениями, составляющими государственную тайну.

Важное значение имеет закрепленное в Законе положение о том, что защита государственной тайны является видом основной деятельности органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций. Оно направлено прежде всего на то, чтобы защита государственной тайны не рассматривалась в качестве вспомогательной функции, а подразделения, ее осуществляющие, не низводились на уровень обеспечивающих основную деятельность. Эта норма была включена в Закон «О государственной тайне» в соответствии с многочисленными предложениями министерств, едомств и органов защиты государственной тайны, высказанными при обсуждении вариантов законопроекта.

Сведения о лицензионной деятельности ФСТЭК России в области экспортного контроля

Прежде чем говорить об экспорте контролируемых товаров и технологий, содержащих «закрытую» информацию, необходимо ознакомиться с понятием, что такое государственная тайна, другими понятиями и ограничениями, имеющимися в данной сфере.

Закон о государственной тайне и его сфера действия

В основу действия Закона Российской Федерации от 21.07.1993 N 5485-1 «О государственной тайне» (посл.изм.01.12.2007) (далее здесь – Закон) заложен посыл, что все его положения обязательны для исполнения как на территории Российской Федерации, так и за её пределами, всеми органами государственной власти Российской Федерации, предприятиями, организациями независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности.

К государственной тайне (далее здесь – государственная тайна) в контексте рассматриваемой темы относятся защищаемые государством сведения в области его внешнеполитической, военной, экономической деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности страны. В Законе среди других сведений, относящихся к государственной тайне, обозначены темы, имеющие (прямое или косвенное) отношение к контролируемым товарам (выборочно):

1) сведения в военной области:

— о разработке, технологии, производстве, об объемах производства, о хранении, об утилизации ядерных боеприпасов, их составных частей, делящихся ядерных материалов, используемых в ядерных боеприпасах, о технических средствах и (или) методах защиты ядерных боеприпасов от несанкционированного применения, а также о ядерных энергетических и специальных физических установках оборонного значения;

— о свойствах, рецептурах или технологиях производства новых видов ракетного топлива или взрывчатых веществ военного назначения;

2) сведения в области экономики, науки и техники:

— об объемах, о планах государственного оборонного заказа, о выпуске и поставках вооружения, военной техники и другой оборонной продукции, о наличии и наращивании мощностей по их выпуску, о связях предприятий по кооперации, о разработчиках или об изготовителях указанных вооружения, военной техники и другой оборонной продукции;

— о достижениях науки и техники, о научно-исследовательских, об опытно-конструкторских, о проектных работах и технологиях, имеющих важное оборонное или экономическое значение, влияющих на безопасность государства.

Отнесение сведений к государственной тайне опирается на принципы законности, обоснованности и своевременности, где обоснованность заключается в экспертной оценке целесообразности засекречивания конкретных сведений, возможных экономических и других негативных последствий, а своевременность – в установлении ограничений на распространения этих сведений с момента их получения (разработки) или заблаговременно. Отнесение сведений к государственной тайне осуществляется в соответствии с их отраслевой, ведомственной или программно-целевой принадлежностью (и в соответствии с Законом).

Обоснованием необходимости засекречивания (рассекречивания) сведений возлагается на госорганы, предприятия и организации, которыми эти сведения получены или разработаны.

Тема, затронутая в Законе о государственной тайне, нашла свое развитие в Указе Президента Российской Федерации от 30 ноября 1995 года N 1203 «Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне1» . Среди государственных органов и организаций, наделенных полномочиями по распоряжению сведениями, отнесенными к государственной тайне, упоминается ФСТЭК России.

Федеральная служба по техническому и экспортному контролю, среди прочих сведений, отнесенных к государственной тайне в области экономики, науки и техники, наделена полномочиями распоряжаться сведениями о достижениях науки и техники, о технологиях, которые могут быть использованы в создании принципиально новых изделий, технологических процессов в различных областях экономики; сведениями, раскрывающими направления развития средств, технологий двойного назначения, содержание, результаты целевых программ, научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ по созданию или модернизации этих средств, технологий; сведениями о применении в военных целях средств, технологий двойного назначения.

Передача сведений, составляющих государственную тайну, другим государствам или международным организациям

В соответствии с законодательством Правительство Российской Федерации заключает межправительственные соглашения, принимает меры по выполнению международных договоров Российской Федерации о совместном использовании и защите сведений, составляющих государственную тайну, принимает решения о возможности передачи их носителей другим государствам или международным организациям.

Такие межправительственные соглашения подписаны с рядом стран, куда входят не только бывшие союзные республики СССР, но и некоторые высокоразвитые и развивающиеся страны. Информацию о наличии такого соглашения со страной потенциального партнера по внешнеэкономическим операциям можно получить в государственном органе, уполномоченном представлять интересы России во внешнем мире – Министерстве иностранных дел Российской Федерации.

Решение о передаче сведений, составляющих государственную тайну, другим государствам или международным организациям принимается Правительством Российской Федерации при наличии экспертного заключения о возможности передачи таких сведений Межведомственной комиссии по защите государственной тайны.

Обязательства принимающей стороны по защите передаваемых ей сведений предусматриваются заключаемым с ней договором (соглашением).

Органы защиты государственной тайны

К органам защиты государственной тайны относятся:

— Межведомственная комиссия по защите государственной тайны;

— Федеральная служба безопасности России;

— Министерство обороны Российской Федерации;

— Служба внешней разведки России;

— ФСТЭК России, которые совместно со своими территориальными органами организуют и обеспечивают защиту государственной тайны в соответствии с возложенными на них функциями и в рамках своей компетенции.

Ответственность за нарушение законодательства о государственной тайне

Должностные лица и граждане, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации о государственной тайне, несут уголовную, административную, гражданско-правовую или дисциплинарную ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Как уже было сказано выше, ФСТЭК России относится к органам защиты государственной тайны. В соответствии с Положением о Федеральной службе по техническому и экспортному контролю Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1085 «Вопросы Федеральной службы по техническому и экспортному контролю» (посл.изм.30.11.2006), ФСТЭК России является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, а также специально уполномоченным в области экспортного контроля.

Этим же положением за ФСТЭК России закреплено осуществление нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности (Управление экспортного контроля), в том числе выдача лицензий и других разрешительных документов на экспорт (импорт) контролируемых товаров.

При обращении экспортера во ФСТЭК России за получением такого разрешения (лицензии) им должны быть представлены документы, содержащие данные о том, является ли вывозимая или передаваемая иностранному лицу продукция носителем сведений, составляющих государственную тайну. Такие документы обязан представить экспортер независимо от того, является ли он владельцем (изготовителем) вывозимого (передаваемого) товара или нет.

На практике существуют различные варианты и формы таких документов. Если экспортер представляет собой фирму, которая не работает в области разработки, производства или применения контролируемых товаров и технологий, то он (экспортер) может ограничиться письмом на фирменном бланке за подписью руководителя с гербовой печатью, содержащим подтверждение, что экспортируемый товар не содержит сведений, относимых к государственной тайне.

Так же могут поступать небольшие частные компании, выпускающие или разрабатывающие однотипную продукцию и не имеющие в своей структуре Экспертной комиссии.

Некоторые компании, приобретшие в свое время независимость от своей «головной» структуры, могут обращаться в Экспертную комиссию «материнского» предприятия с просьбой дать заключение об отсутствии таких сведений. Можно порекомендовать решать эту проблему аналогичным путем экспортерам-посредникам, представляющим продукцию предприятия-изготовителя на внешнем рынке.

Предприятия, организации, выпускающие или разрабатывающие товары и технологии двойного назначения, имеющие намерение показать их на открытых или специализированных международных выставках, направить своих специалистов или разработчиков или представителей науки с докладом на международный симпозиум или конференцию, могут поручить проведение экспертизы товара (работ, услуг), информации, результатов интеллектуальной деятельности Экспертной комиссии предприятия.

Экспертная комиссия на своем заседании рассматривает эти материалы, заслушивает членов комиссии : начальника режимно-секретного органа (РСО) о наличии (отсутствии) в работе сведений, относимых к государственной тайне, ведущего специалиста по данному вопросу, и, после всестороннего обсуждения, выносит соответствующее решение.

Некоторые предприятия, осуществляющие регулярные экспортные поставки контролируемых товаров или являющиеся активными участниками международных научных форумов, соответствующим приказом по структуре преобразовали Экспертную комиссию предприятия в Экспортную комиссию с приданием ей дополнительных функций, в том числе рассмотрения вопроса возможного отнесения рассматриваемого объекта к товарам или информации, подпадающим под экспортный контроль. В ряде структур эти функции возложены на постоянно действующую техническую комиссию (ПДТК и ЭК) предприятия.

Решение Экспертной (Экспортной) комиссии оформляется в виде традиционного Акта экспертизы или Экспертного заключения. Здесь дело не в названии, а в содержании и правильности оформления документа, чтобы он был признан легитимным.

Экспертное заключение выдается на материалы (экспонаты), подготовленные к открытой публикации или к изданию (демонстрации на выставках) с грифом «Для служебного пользования».

Экспертная комиссия предприятия, организации в составе председателя (фамилия, имя, отчество, должность) и членов комиссии с аналогичными данными рассматривает представленный автором (Ф.И.О., должность) материал (полное название и объем), подготовленный по открытому2 (закрытому, в порядке личной инициативы, по заказу и т.д.) плану, в котором дается краткая аннотация, новые элементы, практическое и теоретическое значение данной работы, а также результаты анализа возможного попадания рассматриваемой работы под экспортный контроль. Для упрощения идентификации рекомендуется наименование и основные технические параметры объекта (предмета экспорта) давать в форме, максимально приближенной к описанию аналогичной позиции в контрольных Списках.

В своем заключении Комиссия указывает, содержатся или не содержатся в рассмотренной работе сведения, запрещенные к опубликованию, были использованы или не использовались источники и документы, имеющие грифы секретности или «Для служебного пользования», а также служебные материалы других организаций.

В результате рассмотрения материала по существу его содержания Комиссия дает мотивированное заключение о возможности опубликования (демонстрации на выставке) материала (экспоната) в открытой печати или с грифом «Для служебного пользования».

Документ подписывает председатель Комиссии и члены (как обязательный минимум): начальник отдела РСО (ответственный на предприятии по отнесению сведений к государственной тайне и рассекречиванию материалов) и ведущий (квалифицированный) специалист в данном направлении науки и техники.

Документ утверждается Руководителем предприятия, организации, ставятся дата и гербовая печать. Рекомендуется на документе сделать пометку о согласовании вынесенного решения Комиссии с военным Представителем заказчика, если таковой имеется, за его подписью.

Вполне естественно, что информация, составляющая государственную, коммерческую и иную охраняемую законом тайну, не должна разглашаться должностными лицами экспертной организации в личных целях, а также передаваться третьим лицам, за исключением федеральных органов власти в случаях, связанных с деятельностью ФСТЭК и других структур, являющихся органами защиты государственной тайны.

К экспертизе товаров и технологий, являющихся носителями сведений, составляющих государственную тайну, должны привлекаться только эксперты из числа штатных работников экспертной организации, имеющих соответствующий допуск к работе с указанными сведениями.

Вывоз контролируемой продукции, содержащей сведения, относящиеся к государственной тайне, осуществляется при наличии соответствующего постановления Правительства Российской Федерации, которое должно быть получено заблаговременно.

Следует признать, что хотя механизм осуществления контроля внешнеэкономических операций с товарами и технологиями, содержащими сведения, относящиеся к государственной тайне, не регламентирован в виде отдельного документа, на практике такой контроль осуществляется достаточно эффективно на всех уровнях от экспортера до специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области экспортного контроля, которым в рамках действующей структуры правительства является ФСТЭК России.

2 В этом документе под открытым опубликованием следует понимать публикацию материалов в открытой печати, раскрытие в передачах на радио и телевидении, оглашение на международных, зарубежных и открытых внутренних конференциях, симпозиумах, демонстрацию на выставках, публичную защиту диссертации, депонирование рукописей, вывоз материалов за границу, что в международной практике экспортного контроля определяется термином «в общественной сфере».

Приказ Министра обороны Российской Федерации от 24 октября 2011 г. N 1881 г. Москва «Об утверждении Положения о межведомственной комиссии для оценки состояния жилых помещений (домов) жилищного фонда, закрепленного за Министерством обороны Российской Федерации»

Зарегистрирован в Минюсте 21 декабря 2011 г.
Регистрационный N 22707
В целях реализации положений Жилищного кодекса Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» приказываю:
1. Утвердить прилагаемое Положение о межведомственной комиссии для оценки состояния жилых помещений (домов) жилищного фонда, закрепленного за Министерством обороны Российской Федерации.
2. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на Департамент государственного заказчика капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации.
Министр обороны
Российской Федерации
А. Сердюков
Прим. ред.: приказ опубликован в «Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», N 5, 30.01.2012.
Приложение

Положение о межведомственной комиссии для оценки состояния жилых помещений (домов) жилищного фонда, закрепленного за Министерством обороны Российской Федерации

I. Общие положения
1. Межведомственная комиссия для оценки состояния жилых помещений (домов) жилищного фонда, закрепленного за Министерством обороны Российской Федерации (далее — Межведомственная комиссия), является коллегиальным межведомственным органом.
2. Межведомственная комиссия рассматривает вопросы и принимает решения в пределах предоставленных ей полномочий, связанных с использованием жилищного фонда, закрепленного за Министерством обороны Российской Федерации.
3. Межведомственная комиссия создается для оценки соответствия жилых помещений и многоквартирных домов из состава жилищного фонда, закрепленного за Министерством обороны Российской Федерации, требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, а также в целях признания помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
4. Межведомственная комиссия осуществляет свою деятельность в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, № 1 (ч. I), ст. 14; 2006, № 1, ст. 10; № 52 (ч. I), ст. 5498; 2007, № 1 (ч. I), ст. 13, 14, 21; № 43, ст. 5084; 2008, № 17, ст. 1756; № 20, ст. 2251; № 30 (ч. II), ст. 3616; 2009, № 23, ст. 2776; № 39, ст. 4542; № 48, ст. 5711; № 51, ст. 6153; 2010, № 19, ст. 2278; № 31, ст. 4206; № 49, ст. 6424; 2011, № 23, ст. 3263; № 30 (ч. I), ст. 4590), постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 6, ст. 702; 2007, № 32, ст. 4152), иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, действующими строительными, санитарно-гигиеническими, экологическими, другими нормами и правилами, нормативными требованиями по эксплуатации жилищного фонда, а также настоящим Положением.
5. Решения Межведомственной комиссии могут быть отменены Межведомственной комиссией в связи с вновь открывшимися обстоятельствами, по заявлению физических и юридических лиц либо обжалованы в судебном порядке.
6. Организационное обеспечение деятельности Межведомственной комиссии осуществляет Департамент государственного заказчика капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации (далее — Департамент).
7. Межведомственная комиссия взаимодействует в установленном законодательством Российской Федерации порядке с федеральными органами государственной власти, исполнительными органами власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, учреждениями, предприятиями по вопросам, относящимся к ее компетенции.
II. Полномочия Межведомственной комиссии
8. К полномочиям Межведомственной комиссии относятся:
проведение оценки соответствия жилого помещения и многоквартирного дома требованиям, установленным законодательством Российской Федерации;
рассмотрение вопросов и принятие решений о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;
рассмотрение вопросов о переводе жилого (нежилого) помещения в нежилое (жилое) помещение;
определение перечня дополнительных документов, необходимых для принятия решения;
подготовка рекомендаций относительно возможности и целесообразности использования многоквартирного дома под жилые или нежилые цели.
III. Состав Межведомственной комиссии
9. Межведомственная комиссия состоит из председателя Межведомственной комиссии, заместителя председателя Межведомственной комиссии, секретаря и членов Межведомственной комиссии.
10. Персональный состав Межведомственной комиссии утверждается Министром обороны Российской Федерации.
В состав Межведомственной комиссии входят представители центральных органов военного управления.
Кроме того, в состав Межведомственной комиссии включаются (по согласованию) представители органов и организаций, указанных в абзаце пятом пункта 7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. № 47 (далее — Положение).
11. Члены Межведомственной комиссии участвуют в заседаниях Межведомственной комиссии лично без права передачи своих полномочий другим лицам.
12. К работе Межведомственной комиссии в необходимых случаях могут привлекаться квалифицированные эксперты проектно-изыскательских организаций с правом решающего голоса.
13. Изменения в состав Межведомственной комиссии вносятся в установленном порядке.
IV. Регламент работы Межведомственной комиссии
14. Межведомственная комиссия проводит свои заседания по мере необходимости под руководством председателя Межведомственной комиссии или его заместителя.
15. Межведомственная комиссия вправе принимать решения по обсуждаемым вопросам при условии присутствия на заседании не менее 2/3 от ее состава.
16. Решения Межведомственной комиссии принимаются открытым голосованием. Решение считается принятым, если за него проголосовало большинство членов комиссии, присутствующих на заседании. В случае равенства голосов голос председателя Межведомственной комиссии является решающим (за исключением случаев привлечения квалифицированных экспертов проектно-изыскательских организаций).
Межведомственная комиссия осуществляет признание многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, а также признание помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания в порядке и на основании оценки соответствия требованиям, установленным Положением.
17. По результатам проведения оценки соответствия многоквартирного дома требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, Межведомственная комиссия принимает решение, оформленное в виде заключения о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания (далее — заключение) по форме, согласно приложению 1 к Положению.
18. Заключение составляется в трех экземплярах. Один экземпляр остается в деле, сформированном Межведомственной комиссией.
19. Члены Межведомственной комиссии, имеющие особое мнение, выражают его в письменной форме в отдельном документе, который является неотъемлемой частью заключения либо акта. Во всех экземплярах заключения либо акта делается отметка о наличии особого мнения.
20. В случае принятия Межведомственной комиссией решения о необходимости обследования многоквартирного дома по результатам обследования составляется акт обследования помещения (далее — акт) по форме, согласно приложению 2 к Положению.
21. Акт составляется в трех экземплярах. Один экземпляр остается в деле, сформированном Межведомственной комиссией.
22. Межведомственная комиссия рассматривает заявление, прилагаемые к нему обосновывающие документы и в течение 30 рабочих дней с даты регистрации указанных документов проводит оценку соответствия помещения требованиям, установленным Положением.
23. Решение Межведомственной комиссии оформляется в виде протокола, который подписывается председателем Межведомственной комиссии или его заместителем и секретарем Межведомственной комиссии.
24. На основании решения Межведомственной комиссии Департамент подготавливает проект приказа Министра обороны Российской Федерации с указанием о дальнейшем использовании жилых (нежилых) помещений (признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, признании жилого помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания).
25. В случае необходимости проведения переустройства и (или) перепланировки помещения и (или) иных работ для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения в решении Межведомственной комиссии указывается требование об их проведении.
26. Заявителю направляются в установленном порядке выписка из протокола заседания Межведомственной комиссии и выписка из приказа Министра обороны Российской Федерации.
27. Выписка из протокола заседания Межведомственной комиссии подписывается председателем Межведомственной комиссии или его заместителем и секретарем Межведомственной комиссии. Выписка из протокола заседания Межведомственной комиссии заверяется печатью Департамента.
V. Полномочия председателя Межведомственной комиссии
28. Председатель Межведомственной комиссии осуществляет общее руководство Межведомственной комиссией, определяет дату заседания Межведомственной комиссии и утверждает повестку дня.
29. В отсутствие председателя Межведомственной комиссии его полномочия осуществляет заместитель председателя Межведомственной комиссии.
VI. Полномочия секретаря Межведомственной комиссии
30. Секретарь Межведомственной комиссии организует:
регистрацию заявлений и прилагаемых к ним обосновывающих документов;
проведение заседания Межведомственной комиссии в назначенный председателем Межведомственной комиссии срок в соответствии с повесткой;
подготовку для заседания Межведомственной комиссии пакета документов;
подготовку и направление запросов о необходимости представления дополнительных документов для принятия решения Межведомственной комиссии;
оформление протокола по результатам работы Межведомственной комиссии, выписок из протокола, актов, заключений, проектов приказов Министра обороны Российской Федерации;
подготовку и направление заявителю выписки из приказа Министра обороны Российской Федерации, выписки из протокола заседания Межведомственной комиссии, акта и заключения Межведомственной комиссии.