Мотивы поощрения в приказе

Мотив поощрения в приказе на премию: формулировки

В современной отечественной практике оплаты труда дополнительные выплаты нередко составляют большую часть от итоговой суммы, получаемой сотрудниками на руки. В частности, весомую долю зарплаты может составлять премия, обеспечиваемая персоналу в качестве поощрения за отличный труд. В связи с этим актуальными становятся вопросы о внесении формулировок мотивов поощрения в приказ на премию.

Сущность и принципы премирования сотрудников

Под премированием понимается особая процедура награждения работника за его трудовую деятельность, по факту которой были достигнуты высокие производственные показатели и результаты. Также премия может выдаваться ввиду индивидуальных заслуг субъекта в определенной сфере. Премия должна иметь мотив поощрения и быть документально верно оформленной.

Так, основной целью рассматриваемого процесса является совершенствование трудовой деятельности каждого отдельного работника. Это обуславливается тем, что материальная мера поощрения, как демонстрирует практика, является наиболее эффективным вариантом стимулирования субъекта к более продуктивной деятельности.

Основными аспектами, на которых должна базироваться процедура обеспечения персонала премиальными выплатами, являются:

  • справедливое отношение ко всему персоналу в целом, и к каждому его представителю в частности;
  • четко сформулированный мотив поощрения конкретного лица;
  • сумма премии должна исчисляться относительно заслуг каждого отдельного сотрудника, соразмерно его окладу или любым иным способом, прописанным в коллективном и/или в индивидуальном соглашении с гражданином;
  • премию уместно выдавать только тем сотрудникам, которые имеют стремление трудиться лучше, чем позволяет сейчас имеющийся у них текущий уровень квалификации;
  • премия должна начисляться субъекту, который владеет навыком одиночной и командной работы, умеет налаживать контакты в коллективе и приходить к верным производственным решениям;
  • субъект, получающий премию, должен являться инициативным и активным;
  • премию уместно выплачивать не только за конкретные достижения, но также за выявление нового, принципиально отличающегося, либо творческого подхода к исполнению стандартных обязанностей, что позволит в дальнейшем модернизировать процесс трудовой деятельности в целом по предприятию;
  • ответственность за качество работы, которую субъект берет на себя осознанно;
  • заинтересованность сотрудника в получении материального поощрения, вследствие чего он работает с целью достижения данного результата.

Нормативная регламентация подобных выплат должна носить, в том числе, и локальный характер. Зачастую на предприятиях имеется отдельное «Положение о премировании», содержащее правила предоставления премии и разъяснение всех сопутствующих нюансов.

Премия не является обязанностью нанимателя, а только его правом. Впрочем, если коллективным или индивидуальным соглашением, либо Положением о премировании зафиксирована необходимость нанимателя регулярно выплачивать конкретным работникам или должностям премии, то отсутствие подобных выплат является основанием для жалобы со стороны работников.

Виды стимулирующих выплат персоналу

Премиальные выплаты являются многосторонней категорией, которая имеет множество разновидностей, в зависимости от характера классификатора. На основании учета трудоспособности и качества выполнения поставленных задач, премии могут выдаваться как индивидуально, так и всему коллективу, подразделению или иной структурной единице.

Также популярной классификацией являются премии, различаемые по форме:

  • денежное выражение поощрения. Предполагается перевод средств на карту, либо выдача премии на руки;
  • дорогие подарки. Зачастую мужчинам дарят дорогостоящие часы или запонки, а женщинам – ювелирные украшения. Подобные подарки характерны к профессиональным праздникам, юбилеям или особым датам.

Помимо прочего, премиальные суммы могут подразделяться по целям:

  • ввиду достижения работником конкретного результата, поставленного производственным планом, например, ранее обозначенного периода, либо по факту перевыполнения задач;
  • на основании качественного исполнения дополнительных заданий от управленца.

Так, многообразие видов премий обуславливает наличие множества оснований и мотивов для поощрения субъектов. Однако нанимателю необходимо грамотно сформулировать мотив поощрения в приказе на премию, что обеспечит оперативное и правомерное доведение средств до адресата.

Порядок осуществления процедуры премирования

Подобная процедура, как и любой иной процесс, связанный с материальным поощрением персонала, имеет четкий алгоритм и свод правил. В частности, управленец должен опубликовать соответствующий приказ, на основании которого бухгалтер сможет начислить зафиксированную в бумаге сумму конкретному работнику. Впрочем, единоразовые приказы актуальны только для тех предприятий, которые обеспечивают премиальные выплаты персоналу на непостоянной основе. В противном случае директор должен позаботиться о детальной регламентации процесса в локальных нормативах.

В случае же единовременной выплаты, соответствующий приказ должен содержать такие реквизиты:

  • полное наименование учреждения, которое обеспечивает выплату. Также уместно составлять подобный документ на фирменном бланке компании;
  • название бумаги. По центру листа должно располагаться слово – «Приказ», ниже уместно конкретизировать документ, сделав приписку: «о предоставлении премии», однако это необязательно;
  • место составления приказа и соответствующая дата;
  • основной текст. В нем необходимо прописать формулировку мотива поощрения конкретных работников, либо только одного сотрудника, или же указать структурное подразделение;
  • также в основном тексте необходимо обозначить лицо (зачастую представителя бухгалтерии), которое будет ответственным за исполнение приказа;
  • в завершении документа директор должен поставить свою подпись напротив ее расшифровки.

После публикации приказа, премия может быть фактически получена работниками в ближайший день выдачи зарплаты или раньше, если подобное уместно в конкретных обстоятельствах (например, премия, предназначенная к 8 марта, может выдаваться ранее итоговой зарплаты и аванса).

Основания премирования, мотивы поощрения для премии

К наиболее распространенным основаниям предоставления премии относят:

  • личностное и профессиональное развитие, полезное для производства, повышение квалификации в конкретной сфере трудовой деятельности;
  • существенное увеличение трудоспособности субъекта;
  • удачное использование своих знаний для повышения показателей производительности;
  • использование достигнутых результатов в выгодном для компании деле;
  • внедрение новых технологий в производство, экономия времени и материалов. То же самое относится к знаниям субъекта, которые позволили усовершенствовать рабочий процесс;
  • улучшение качества производимых продуктов;
  • бережная эксплуатация оборудования.

Удачными примерами мотивов поощрения для премии являются:

  • за высокую интенсивность выполнения должностных обязанностей;
  • за высокие показатели трудовой деятельности;
  • за высокий уровень качества труда Иванова И.И.;
  • за длительный стаж труда в компании;
  • за достижение плановых показателей.

Таким образом, мотив поощрения определяется лично управленцем. Ему также необходимо ознакомиться с правилами составления приказа о премировании, и принятыми формулировками мотивов предоставления рассмотренной суммы.

Куницкий Игорь Сергеевич

Для того, чтобы поощрение было максимально эффективным, при его назначении нужно придерживаться определенных правил. Рассмотрим, что нужно учесть при награждении сотрудников в 2020 году.

Общие правила поощрения

Правила поощрения законом не устанавливаются и определяются работодателем самостоятельно. К мотивации сотрудников нужно подойти внимательно, иначе эффект от нее будет прямо противоположный: конфликты в коллективе, снижение производительности труда, увольнения.

К общим правилам мотивации можно отнести:

  • Неожиданность поощрения.

Внезапная премия или благодарность произведет гораздо больший эффект, чем запланированное вознаграждение. Мотивация работника при получении регулярной премии снижается: он знает, что она будет, а значит можно трудиться не в полную силу. Эффект неожиданности при выдаче вознаграждения будет мотивировать сотрудника работать в полную силу всегда, а не только когда приближается конец года или отчетного периода. 📌 Реклама Отключить

  • Сочетание разных видов поощрения.

Виды поощрения желательно комбинировать — результат от них будет лучше, чем от одиночного вознаграждения. Например, при выдаче премии можно объявить сотруднику благодарность. Премия улучшит его материальное положение, а благодарность повысит статус среди коллег. Сочетание материального и морального стимулирования оптимальный вариант правильной мотивации.

  • Частое поощрение.

Поощрять сотрудников желательно по результатам их работы. Если работник старается, перерабатывает, выполняет работу качественно и раньше срока — лучше премировать его чаще. Это даст ему стимул и дальше трудиться эффективно и значительно поднимет производительность его труда.

  • Добросовестная работа — быстрое поощрение.

Вознаграждать сотрудника нужно после выполнения условий для поощрения. И чем короче промежуток между результатом и наградой — тем лучше. Большой разрыв между ними лишает поощрение всякого смысла. Зачем перерабатывать сейчас, если награда будет через год, когда сотрудник возможно вообще уволится. 📌 Реклама Отключить

  • Публичное поощрение.

Вознаграждение работника в торжественной обстановке, в присутствии коллег и начальства, даст гораздо больший эффект, чем поощрение тет-а-тет. Для многих людей публичное признание успеха важнее, чем материальное поощрение.

  • Справедливое поощрение.

Вознаграждение сотрудника должно быть справедливым. Несоразмерно высокая премия у руководителя отдела и благодарность у остальных сотрудников отобьет у последних всякое желание эффективно трудиться. Зачем стараться, если вознаградят в итоге только одного начальника.

  • Креативный подход к поощрению.

Вручение необычного подарка, поощрение в нестандартной обстановке и прочие креативные идеи мотивации будут иметь положительный отклик среди работников, особенно в коллективе, где много молодежи. К выбору подарков стоит подойти ответственно, можно, например, попросить работников проголосовать и указать какое именно вознаграждение они хотели бы получить. 📌 Реклама Отключить

В какой документ нужно включить правила поощрения

Правила поощрения желательно закрепить в специальном документе — Положении о мотивации персонала.

Образец положения о мотивации работников Утверждать отдельный документ не обязательно. Правила поощрения можно отразить и в уставе, коллективном договоре или правилах внутреннего трудового распорядка.

Этого всего можно и не делать: премирование работника — это право, а не обязанность работодателя. Соответственно требовать от работодателя премию или ценный подарок работник не имеет права.

Подводим итоги

  • Для достижения наибольшего эффекта от мотивации нужно соблюдать определенные правила поощрения сотрудников.
  • Правила поощрения можно прописать как в отдельном документе — Положении о мотивации персонала, так и включить в устав, коллективный договор или правила внутреннего трудового распорядка.
  • Работодатель может вообще не поощрять сотрудников — закон делать это его не обязывает.