Можно ли выгонять ученика с урока

Может учитель выгнать с урока?

Учитель не имеет право выгонять с урока практически ни при каких обстоятельствах. Отстранение от урока нельзя использовать в качестве наказания. Если вас не допускают к уроку за опоздание, отсутствие второй обуви, розовые волосы, отсутствие дневника, за пререкания с учителем или отправляют вместо урока дежурить в столовой — это является нарушением вашего права на получение образования.

Что делать учителю, если ученик нарушает дисциплину?

Точно не выгонять с урока. Это возможно только в одном случае — если учащийся препятствует проведению урока. Например, если ученик начал громить школьную мебель, применять физическое насилие к одноклассникам – учитель обязан отреагировать. Он имеет право приостановить урок и вызвать администрацию школы, родителей или полицию, которые из рук в руки примут ученика у педагога и продолжат с ним работать.

В остальных случаях за дисциплинарные проступки учитель имеет право пригласить в школу родителей или поставить в известность директора, инициировать применение мер дисциплинарного взыскания. Порядок привлечения к ответственности прописан в законодательстве и подразумевает такие меры, как замечание, выговор и, в особых случаях, отчисление.

Учитель все-таки выгнал с урока

Если учитель прогнал ученика с урока, в отношении него по жалобе ученика или его законных представителей может быть проведено дисциплинарное разбирательство. В случае, если в этот период времени учащийся получил травму или нанес кому-то вред, то к ответственности может быть привлечено образовательное учреждение и сам педагог.

Решение подобных конфликтных ситуаций должен взять на себя директор школы. Учащийся или его родители могут направить заявление на его имя. В заявлении нужно описать факт ограничения допуска к уроку (кто, когда и почему не пустил). Далее можно указать что вы «лишены возможности проходить обучение по предмету» и считаете что действия учителя являются нарушением вашего права на образование и противоречат п. 6,7 статьи 28 закона «Об образовании в РФ», что учитель превысил свои полномочия, поскольку применил меру наказания, которая не предусмотрена Уставом школы. Главное в заявлении сформулировать просьбу «Прошу обязать учителя ФИО допустить меня к урокам (предмет)».

На что еще можно ссылаться?

В соответствии с п. 6,7 статьи 28 Закона «Об образовании в РФ»
«Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе:

1) обеспечивать реализацию в полном объеме образовательных программ, соответствие качества подготовки обучающихся установленным требованиям, соответствие применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся;

2) создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации;

3) соблюдать права и свободы обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников образовательной организации.

Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

За нарушение или незаконное ограничение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, нарушение требований к организации и осуществлению образовательной деятельности образовательная организация и ее должностные лица несут административную ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях».

Часть 1 статьи 5.57 КоАП РФ:

Нарушение или незаконное ограничение права на образование, выразившиеся в нарушении или ограничении права на получение общедоступного и бесплатного образования влечет наложение административного штрафа:
в размере от 30 тыс. до 50 тыс. руб. для должностных лиц;
от 100 тыс. до 200 тыс. руб. для образовательных организаций.

В отдельных случаях учитель вступает в личный конфликт с учащимся и объявляет ему о том, что на свои уроки ученика он не допустит.

Что можно сделать в таких случаях?

Учащийся или его родители могут направить заявление на имя директора. В заявлении нужно описать факт ограничения допуска к уроку (кто, когда и почему не пустил). Далее можно указать что вы «лишены возможности проходить обучение по предмету» и считаете что действия учителя являются нарушением вашего права на образование и противоречат п.6,7 статьи 28 закона «Об образовании в РФ», что учитель превысил свои полномочия, поскольку применил меру наказания, которая не предусмотрена Уставом школы. Главное с заявлении сформулировать просьбу «Прошу обязать учителя ФИО допустить меня к урокам (предмет)».

Отец семиклассницы считает, что его ребенка унизили при всем классе. В рамках проекта «Обратная сторона медали» учитель и репетитор объясняют, прав ли был педагог.

Фото несет иллюстративный характер

«Ситуация произошла на замене урока. Дочка рассказала мне о произошедшем не сразу, а спустя несколько дней. По ее словам, на уроке класс шумел, сосед по парте столкнул учебник, дочь подняла его. Учитель поставил в угол их обоих, — рассказал отец школьницы. — Я сам работаю в сфере образования и знаю, что даже в детском саду эта мера неприемлема. Педагог объяснил свое решение тем, что класс плохо себя вел, дочь хихикала, ей сделали несколько замечаний, но со слов учителя, она на них не реагировала.

Учитель был удивлен, что я узнал о ситуации в классе. Объяснил, что с ребенком у нас доверительные отношения, и дочь со мной делится событиями из школьной жизни».

По просьбе отца семиклассницы, которая пол-урока простояла в углу, мы предложили прокомментировать ситуацию двум известным педагогам.

Анна Северинец: «Последняя капля — это когда человек снимает штаны и с голой попой выходит к доске»

— Если ребенок хихикает на уроке, значит, у него хорошее настроение и есть чувство юмора. Это же прекрасно. Что он плакать должен, что ли? Никаких постановок в угол просто быть не может. Это не метод. Он совершенно неприемлем в школе, тем более, в седьмом классе, тем более, на замене. Это просто за границей добра и зла, — делится мнением учитель высшей категории Анна Северинец.

По мнению педагога, с одной стороны это недопустимо по отношению к человеку, к личности, к ребенку, с другой — это тотальная учительская беспомощность.

— Стыдно такие вещи делать, — говорит Анна. — Когда класс шумит, такую ситуацию нельзя назвать внештатной. Это абсолютно нормально. Классы шумят, тем более, на замене.

Реагировать на такую ситуацию нужно адекватным образом. Детей надо загрузить работой (дать трудное задание, которое нужно, важно и повлияет на оценки) либо пробудить в них интерес.

Бывает, внезапно заболел коллега, приходишь на замену и не знаешь, чем загрузить детей. В арсенале у хорошего учителя есть несколько исследовательских задач, которые любой класс на место посадят. Например, распознавать авторов текста или загадки-шарады разгадывать, или вместе искать решение какой-либо проблемы.

У каждого учителя свои сильные стороны. Я, например, интересно рассказываю. Если ты можешь на замене позволить свободную беседу на тему, в которой ты компетентен, я обычно выбираю этот вариант. Или могу начать с какого-то вопроса: дети очень любят рассказывать про себя.

— Как объяснить ребенку, что делать, если учитель ставит его в угол?

— Я своих детей учу терпимости, не конфликтовать, не лезть на рожон. Люди разные. Они должны понимать, что такое поведение неадекватно, ненормально. С другой стороны, если человек не хочет оскорбиться, он и не оскорбится: станет в углу и похихикает.

— Могут ли для учителя стать последней каплей, переполнившей чашу терпения, хихикающие дети?

— Хихиканье как последняя капля? Не знаю. Последняя капля — это когда человек снимает штаны и с голой попой выходит к доске. Вот это внештатная ситуация и надо что-то думать. Когда люди хихикают — это нормально.

По словам Анны Северинец, на педсоветах подобные ситуации не обсуждают.

— Как их можно обсуждать, если такие вещи (я имею в виду поведение детей) происходят каждый день? Ну, а уж если педагог повел себя нетактично, и это имело последствия (ребенок обиделся), в коллективе на совещании могут обсудить.

— Есть ли нестандартные ходы, которые вы применяли, когда у вас срывали уроки?

— Нет, у меня уроки не срывали. Хотя иногда к нам приходят учителя из соседнего кабинета утихомирить детей. Они думают, что в классе нет учителя, — с улыбкой рассказывает Анна Северинец. — У меня на уроках бывает не то, что шумно. Это может быть «гвалт», но он всегда контролируемый.

Педагог отмечает, что срыв урока действительно возможен на замене, когда учитель приходит в чужой класс, с которым не выстроены отношения.

— И дети часто плохо относятся к заменам, особенно, если приходит тот, кого не любят или не хотят видеть, — добавляет собеседница.

Евгений Ливянт: «Мы, учителя, для того, чтобы учить. Охранник — это другая профессия».

Основатель репетиторского центра «100 баллов» Евгений Ливянт считает, что сложно комментировать инцидент, не зная всех деталей.

— Ученик опоздал на урок или дети срывают занятие — что должен делать учитель в таких ситуациях, нигде не прописано. И это большая проблема нашей системы образования.

Помните гомельскую историю? (В сентябре «Сильные новости» опубликовали видео, снятое в средней школе №15 Гомеля. Учительница во время урока русского языка в 4-м классе замахивается на ученика партой и матом угрожает ему. После инцидента педагога уволили, а через несколько дней по распоряжению главы государства восстановили на работе. – Прим «С»). Министерство образования рекомендовало учителю в таких ситуациях вызывать завуча, а он разберется. Но у завуча нет специального кабинета, куда он забрал бы детей, срывающих уроки.

А если бы такой кабинет и был, то завуч должен был бы проводить в нём специальные занятия с нарушителями дисциплины, вместо того, чтобы заниматься своей основной деятельностью?

В некоторых странах в школах есть сотрудник, который работает только с детьми, которые срывают уроки. Он приходит, забирает нарушителей с урока, приводит в отдельный кабинет и разговаривает с ними, сообщает о проблеме их родителям. Есть страны, где грубые нарушения дисциплины влекут исключение из школы на день, два или неделю. При этом родители не могут пойти на работу, так как постоянно находятся с ребенком, контролируют учебный процесс, привозят выполненные задания в школу и получают новые. Есть разные способы решения проблемы. У нас нет ни одного.

Евгений Ливянт говорит, что на месте родителей семиклассницы он не делал бы из ситуации на уроке проблему:

— Возможно, пошел бы к учителю и извинился за своего ребенка. Я знаю много случаев, когда родители считают, что по любому поводу они должны идти в бой за своего ребенка. А потом в старших классах эти родители приходят к учителям и просят: «Помогите! Мой ребенок неуправляем. Он никого не слушает, делает, что хочет, ведет себя асоциально». Помочь уже нельзя — поздно.

Евгений Ливянт вспоминает, когда он работал в школе, выгонял с урока учеников, которые срывали занятие.

— Моя миссия как учителя в том, чтобы те, кто пришел ко мне учиться, имели такую возможность, а не в том, чтобы бороться с теми, кто срывает урок. У меня было правило: ты можешь делать все, что угодно, кроме одного — мешать другим учиться. Если это происходило, я жестко разговаривал, если надо, и голос повышал, и с урока выгонял, причём всё делал быстро и радикально: мне жалко было тратить время урока на выяснение отношений.

— Вы приходите на замену, а класс шумит. Что бы вы сделали?

— Попытался бы договориться. Но после коротких переговоров у меня начинались репрессии. Я пришел не для того, чтобы успокаивать класс, мне это неинтересно.

По мнению Евгения Ливянта, проблем в школе было бы гораздо меньше, если бы была прописана схема, что делать с нарушителями дисциплины. Например, должно быть помещение, где под контролем специального сотрудника находится изгнанный с урока ученик, пока его не заберут родители или милиция.

— Вы считаете, ставить ученика в угол — это педагогично?

— Причем здесь педагогика? Мы, учителя, для того, чтобы учить. В моих планах не было работать охранником. Не хочешь у меня учиться? Уходи! Подумайте не об учителе и не об ученике, который срывает уроки.

Подумайте о тех, кто пришёл в школу учиться. Это может показаться странным, но такие ученики тоже есть, и их много. За что они наказаны? За что наказаны родители таких учеников? Они отправили своих детей в школу, чтобы они учились, а не тратили своё время на то, чтобы быть зрителями на дурацких спектаклях и наблюдать, как учитель успокаивает тех, кто пришёл в школу развлекаться. Стоит помнить, что не так уж и давно возможность получения среднего образования была далеко не у всех. И стоит понимать, что ценность образования, в самом меркантильном смысле этого слова, быстро растёт по всему миру.

Спецпроект — «Обратная сторона медали» — основан на личном опыте учеников, студентов, преподавателей, родителей, и расскажет, что скрыто от посторонних глаз за стенами детских садов, школ, техникумов и вузов. Читайте на страницах gazetaby.com.

«Не порите чушь»: можно ли современным учителям во время урока выгнать ученика из класса

«Не порите чушь!», — именно так начинался комментарий к одной из моих новостей об учительнице из Тольятти. Возмущение у комментатора вызвал тот факт, что я написала о том, что современный учитель не может выгнать ученика из класса во время урока. По опыту знаю, что так думают очень многие родители.

И думают они так неспроста. Главный аргумент звучит так: НАС, когда мы учились, из класса ВЫГОНЯЛИ. Да, действительно. Раньше можно было выгонять. Раньше нахамивших учеников или тех, кто занимался на уроке чем-то неподобающим, из класса выгоняли. Там, в коридоре ученику предлагалось подумать над своим поведением, а затем войти в класс и извиниться. По крайней мере, такой был алгоритм действий. И некоторые учителя даже не пускали обратно на урок провинившихся учащихся.

Комментируя происходящее на уроке 5 класса в Тольятти, мой уважаемый комментатор замечает:

«Учительница могла выгнать девочку из класса».

Мне отвечать не пришлось. Это сделали другие учителя вместо меня. Вот что они пишут:

«Она не могла выгнать ученицу из класса! Я 33 года работаю в школе и на каждом совещании нам говорят, что мы не имеем права выгонять детей из класса!»

Кто врет? Кто ошибается?

Действительно, нам, учителям НЕЛЬЗЯ выгонять учеников из класса! Причем, что бы они не делали, что бы не говорили, мы не имеем права выгонять их из класса. И об этом говорят на каждом совещании. Почему так? Ответ прост: в целях безопасности. Логика такова: вы выгоняете ученика их класса, а он, оставаясь без присмотра, может сделать все, что угодно, в том числе навредить себе или, скажем, нечаянно упасть с лестницы и сломать себе ногу. А вы за это будете отвечать, если что-то серьезное, — сядете в тюрьму, так как во время урока вы отвечаете, в том числе, и за этого ребенка.

В современных школах не выгоняют из класса. Но что делать, есть ребенок не успокаивается, продолжает хамить или вообще срывает урок? То есть, вы оказываетесь в такой ситуации, можно сказать, безысходной. И дело не в том, насколько вы хороший учитель. И с хорошими учителями приключается подобное. Есть разные наглые ученики. Есть такие ребята, которые просто не слышат. Есть психически нездоровые ученики в классе.

И тогда что вам делать? Как быть? Почему из-за одного должны страдать многие? Алгоритм действий в таком случае также имеется. Если вам не удается успокоить или заинтересовать шаловливого ученика, то вы должны будете взять его за руку и отвести к классному руководителю.

При этом остальные 30 учащихся должны вас подождать. Почему-то никого не интересует, что они в этот самый момент, который может затянуться на неопределенный срок, также остаются не под присмотром, а значит, могут сделать какую-нибудь такую вещь, за которую вам придется отвечать. Кроме того, они точно будут шуметь и мешать остальным классам.

Итак, вы берете непослушного ученика и вместе с ним идете и ищите классного руководителя. У классного руководителя тоже урок. Она должна оставить своих детей и либо разобраться с учеником, либо отвести его к директору. Время идет. Половину урока вы будете разбираться, а 30 человек детей будут сами в классе…

Конечно, речь идет о крайних мерах. В остальных случаях учитель должен терпеть и смиряться.

Комментатор, который написал мне о том, что «я порю чушь», предложил свой алгоритм действий. И вот как он выглядит:

«Есть для таких детей наказания: отстранения от уроков, вызов родителей и тд вплоть до отчисления из школы. Она (учительница) могла выгнать её (ученицу) из класса или инициировать отчисление..»

Уважаемый Франк Игорь! Вы все правильно пишите! Да только в наших школах ваш алгоритм не сработает! Не могла выгнать из класса и не могла по ЗАКОНУ отстранить от уроков! То есть, ВООБЩЕ не могла. А тем более ИНИЦИИРОВАТЬ отчисление. Может, вы не знаете, но у нас в России из школ не отчисляют. Знаете почему? Куда отчислять? Школ для детей с девиантным поведением сейчас нет. А для того, чтобы ребенок попал в специализированное учебное заведение, у него должна быть специальная справка. «Отчислить» ребенка сегодня могут только после того, как родители заберут документы из школы. Все! И на второй год не оставляют. И двойки не ставят.

Отстранение от урока нельзя использовать в качестве наказания. Если вас не допускают к уроку за опоздание, отсутствие второй обуви, розовые волосы, отсутствие дневника, за пререкания с учителем или отправляют вместо урока дежурить в столовой — это является нарушением вашего права на получение образования.

Что делать учителю, если ученик нарушает дисциплину?

Точно не выгонять с урока. Это возможно только в одном случае — если учащийся препятствует проведению урока. Например, если ученик начал громить школьную мебель, применять физическое насилие к одноклассникам — учитель обязан отреагировать. Он имеет право приостановить урок и вызвать администрацию школы, родителей или полицию, которые из рук в руки примут ученика у педагога и продолжат с ним работать.

В остальных случаях за дисциплинарные проступки учитель имеет право пригласить в школу родителей или поставить в известность директора, инициировать применение мер дисциплинарного взыскания. Порядок привлечения к ответственности прописан в законодательстве и подразумевает такие меры, как замечание, выговор и, в особых случаях, отчисление.

Учитель все-таки выгнал с урока

Если учитель прогнал ученика с урока, в отношении него по жалобе ученика или его законных представителей может быть проведено дисциплинарное разбирательство. В случае, если в этот период времени учащийся получил травму или нанес кому-то вред, то к ответственности может быть привлечено образовательное учреждение и сам педагог.

Решение подобных конфликтных ситуаций должен взять на себя директор школы. Учащийся или его родители могут направить заявление на его имя. В заявлении нужно описать факт ограничения допуска к уроку (кто, когда и почему не пустил). Далее можно указать что вы «лишены возможности проходить обучение по предмету» и считаете что действия учителя являются нарушением вашего права на образование и противоречат п. 6,7 статьи 28 закона «Об образовании в РФ», что учитель превысил свои полномочия, поскольку применил меру наказания, которая не предусмотрена Уставом школы. Главное в заявлении сформулировать просьбу «Прошу обязать учителя ФИО допустить меня к урокам (предмет)».

На что еще можно ссылаться?

В соответствии с пунктом 6,7 статьи 28 Закона «Об образовании в РФ» «Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе:

1) обеспечивать реализацию в полном объеме образовательных программ, соответствие качества подготовки обучающихся установленным требованиям, соответствие применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся;
2) создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации;
3) соблюдать права и свободы обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников образовательной организации.

Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

За нарушение или незаконное ограничение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, нарушение требований к организации и осуществлению образовательной деятельности образовательная организация и ее должностные лица несут административную ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях».

Часть 1 статьи 5.57 КоАП РФ:

Нарушение или незаконное ограничение права на образование, выразившиеся в нарушении или ограничении права на получение общедоступного и бесплатного образования влечет наложение административного штрафа:

  • в размере от 30 тысяч до 50 тысяч рублей для должностных лиц;
  • от 100 тысяч до 200 тысяч рублей для образовательных организаций.

В отдельных случаях учитель вступает в личный конфликт с учащимся и объявляет ему о том, что на свои уроки ученика он не допустит.

Что можно сделать в таких случаях?

Учащийся или его родители могут направить заявление на имя директора. В заявлении нужно описать факт ограничения допуска к уроку (кто, когда и почему не пустил). Далее можно указать что вы «лишены возможности проходить обучение по предмету» и считаете что действия учителя являются нарушением вашего права на образование и противоречат пункт 6,7 статьи 28 закона «Об образовании в РФ», что учитель превысил свои полномочия, поскольку применил меру наказания, которая не предусмотрена Уставом школы. Главное с заявлении сформулировать просьбу «Прошу обязать учителя ФИО допустить меня к урокам (предмет)».

Очень актуальная тема в наше время. Цитату нашел в сети, вот делюсь с вами. Цитата:
«Народ, имеет ли учитель право выгонять с урока за опоздание? Объясняю поподробнее: у меня с друзьями сложилась такая ситуация, мы опоздали на урок буквально на 2 минуты, т.к. у нас сломан звонок и нам приходится ориентироваться по своим мобильникам! Придя на урок, сначала нас учитель выставляет за дверь и говорит, что поставит каждому по две двойки, а затем звонит нашим родителям и говорит о том, что мы чуть ли не прогуливаем уроки!»
Во-первых, учитель не имеет права выгонять ученика с урока или не пускать на урок ни при каких обстоятельствах. В уставе каждой школы должно содержаться положение о том, что учителя и администрация школы несут ответственность за жизнь, здоровье и психическое состояние учеников во время занятий. Каждый ребенок имеет право на образование и учитель не имеет права его этого лишать, даже если речь идёт об 1-ом уроке.
В статье 51, пункт 1 Закона «Об образовании» говорится о том, что «образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников». Соответственно, выгоняя вас с урока, учитель уже не выполняет свою обязанность гарантирования охраны здоровья. Более того, юридически не допуск к занятиям расценивается, как физическое и психическое насилие над ребенком, запрещенное конвенцией ООН о правах ребенка, а также, как нарушение права гражданина России на получение образования.
Во-вторых, опоздание на урок не является безнаказанным, поскольку это нарушение внутреннего распорядка школы, прописанного в Уставе школы. Учитель имеет право в такой ситуации пригласить в школу родителей или поставить в известность директора для принятия допустимых наказательных мер, но никак не выгонять с урока или ставить за это оценку.
В-третьих, учитель не имеет права ставить двойку за отсутствие, опоздание, прогул и т.д. В соответствии с Законом «Об образовании», система оценок применяется только для оценивания знаний учащихся. В Конвенции о правах ребенка, ст. 31 говорится, что учителю запрещено задавать домашнее задание на каникулярное время в 1-11 классах и в выходные дни в 1-4 классах, кроме чтения художественной литературы.
В-четвёртых, перевести на заочную форму обучения или на какую-либо другую, ученика могут только с согласия родителей или самого ученика.
У профессионального учителя, заинтересованного в успехе своей деятельности, дети не срывают уроки и не смеются без повода. Если учитель хорошо рассказывает и умеет вызывать интерес к своему уроку, то дети будут его слушать. А если учитель делает всё ради денег, т.е. только своей выгоды, то и отношение к ней будет таким же. Нет плохих учеников, есть плохие учителя.
Блог: http://nikkiewart.net/?p=258