МСП АО

Вопросы и ответы

В единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства вносятся сведения об акционерных обществах, созданные до 1 декабря года, предшествующего текущему календарному году, отвечающих одновременно трём следующим условиям:

Условие 1.

Должно соблюдаться одно из следующих требований:

  1. аакции акционерного общества, обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг, отнесены к акциям высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики (подпункт «б» пункта 1 части 11 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ).
    Поставщиками информации о наличии данного обстоятельства в ФНС России являются биржи (пункт 1 части 6 статьи 41 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ).
    Указанная информация представляется в ФНС России ежегодно в период с 1 по 5 июля, начиная с июля 2016 года;
  2. бдеятельность акционерного общества заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат акционерам такого акционерного обществ — бюджетным, автономным научным учреждениям либо являющимся бюджетными учреждениями, автономными учреждениями образовательным организациям высшего образования (подпункт «в» пункта 1 статьи 11 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ).
    Поставщиком информации о наличии данного обстоятельства в ФНС России является Министерство образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) (пункт 2 части 6 статьи 41 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ, Положение о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утверждённое постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июля 2013 года № 466).
    Указанная информация представляется в ФНС России ежегодно в период с 1 по 5 июля, начиная с июля 2016 года;
  3. вакционерное общество получило статус участника проекта в соответствии с Федеральным законом от 28 сентября 2010 года № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково» (подпункт «г» пункта 1 части 11 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ).
    Поставщиком информации о наличии данного обстоятельства в ФНС России является управляющая компания, действующая в соответствии с Федеральным законом от 28 сентября 2010 года № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково», (пункт 3 части 6 статьи 41 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ).
    Указанная информация представляется в ФНС России ежегодно в период с 1 по 5 июля, начиная с июля 2016 года;
  4. гакционерами акционерного общества являются юридические лица, включенные в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень юридических лиц, предоставляющих государственную поддержку инновационной деятельности в формах, установленных Федеральным законом от 23 августа 1996 года № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» (подпункт «д» пункта 1 части 11 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ).
    Поставщиком информации о наличии данного обстоятельства в ФНС России является Министерство экономического развития Российской Федерации (пункт 4 части 6 статьи 41 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ, Положение о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утверждённое постановлением Правительства Российской Федерации от утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 года № 437).
    Указанная информация представляется в ФНС России ежегодно в период с 1 по 5 июля, начиная с июля 2016 года;
  5. дакционеры — Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды (за исключением инвестиционных фондов) владеют не более чем двадцатью пятью процентами голосующих акций акционерного общества, а акционеры — иностранные юридические лица и (или) юридические лица, не являющиеся субъектами малого и среднего предпринимательства, владеют не более чем сорока девятью процентами голосующих акций акционерного общества (подпункт «е» пункта 1 части 11 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ в редакции Федерального закона от 3 июля 2016 года № 265-ФЗ).
    Поставщиками информации о наличии данного обстоятельства в ФНС России являются держатели реестров владельцев ценных бумаг (часть 61 статьи 41 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ).
    Указанная информация представляется в ФНС России ежегодно в период с 1 по 5 июля, начиная с июля 2017 года.

Условие 2.

Среднесписочная численность работников акционерного общества за предшествующий календарный год не должна превышать двухсот пятидесяти человек (до ста человек для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия — до пятнадцати человек; от ста одного до двухсот пятидесяти человек для средних предприятий) (пункт 2 части 11 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ). Соответствие акционерного общества данному условию определяется ФНС России на основании представленных в соответствии с законодательством о налогах и сборах (пункт 1 статьи 1 Налогового кодекса Российской Федерации) сведений о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год (часть 4 статьи 41 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ).

Условие 3.

Доход акционерного общества, полученный от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год не должен превышать 2 млрд. рублей (микропредприятия — 120 млн. рублей; малые предприятия — 800 млн. рублей; средние предприятия — 2 млрд. рублей) (пункт 3 части 11 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ, постановление Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2016 года № 265 «О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства»). Соответствие акционерного общества данному условию определяется ФНС России на основании представленных в соответствии с законодательством о налогах и сборах (пункт 1 статьи 1 Налогового кодекса Российской Федерации) сведений о доходе, полученном от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, (часть 4 статьи 41 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ).

Многие АО и ЗАО лишились возможности получить статус субъекта МСП

Екатерина Криворучкова, генеральный директор Аудиторской компании ЗАО «Точка опоры»

Журнал «Современный предприниматель» 1/2016

В результате внесенных Федеральным законом от 29 декабря 2015 г. №408-ФЗ изменений в Федеральный закон от 24 июля 2007 г. №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее – Закон №209-ФЗ) непубличные акционерные общества были существенно ограничены в праве на получение статуса «субъект малого и среднего предпринимательства».

Для начала кратко напомним, какое акционерное общество признается публичным, а какое непубличным.

Публичным обществом, согласно пункту 1 статьи 66.3 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), является «акционерное общество, акции которого и ценные бумаги которого, конвертируемые в его акции, публично размещаются (путем открытой подписки) или публично обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах. Правила о публичных обществах применяются также к акционерным обществам, устав и фирменное наименование которых содержат указание на то, что общество является публичным».

Обратите внимание:

Статьей 97 ГК РФ установлено, что «в публичном акционерном обществе не могут быть ограничены количество акций, принадлежащих одному акционеру, их суммарная номинальная стоимость, а также максимальное число голосов, предоставляемых одному акционеру».

Непубличным акционерным обществом признается общество, которое не отвечает признакам, указанным в пункте 1 статьи 66.3 ГК РФ (п.2 ст.66.3 ГК РФ).

Иными словами, непубличным акционерным обществом является акционерное общество, акции которого и ценные бумаги которого, конвертируемые в его акции, размещены путем закрытой подписки, либо не обращаются на бирже, а также в уставе общества не содержится положение о том, что общество является публичным.

На сегодняшний день непубличные акционерные общества – АО или ЗАО.

В предыдущей редакции Закона №209-ФЗ использовалась терминология «коммерческие организации» и «юридические лица». Данные термины включали все организационно-правовые формы: ОАО (ПАО), ЗАО(АО) и ООО.

В новой редакции в части 1 и части 1.1 статьи 4 Закона №209-ФЗ, помимо терминов «хозяйственные общества» и «юридические лица», используются более узкие термины «общество с ограниченной ответственностью» и «публичное акционерное общество».

Рассмотрим подробно новую редакцию части 1 статьи 4 Закона №209-ФЗ, в которой устанавливаются критерии для субъектов малого и среднего предпринимательства.

Согласно новой редакции части 1 статьи 4 Закона №209-ФЗ, «к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации и соответствующие условиям, установленным частью 1.1 настоящей статьи, хозяйственные общества…».

Обратите внимание:

Хозяйственные общества, согласно новым требованиям, должны быть зарегистрированы в соответствии с требованиями нормативно-правовых актов Российской Федерации и одновременно соответствовать условиям части 1.1 ст.4 Закона №209-ФЗ.

Каковы требования для хозяйственных обществ?

Согласно пункту 1 части 1.1 статьи 4 Закона №209-ФЗ в целях отнесения хозяйственных обществ к субъектам малого и среднего предпринимательства должно выполняться хотя бы одно из следующих условий:

«а) суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов (за исключением суммарной доли участия, входящей в состав активов инвестиционных фондов) в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью не превышает двадцать пять процентов, а суммарная доля участия иностранных юридических лиц и (или) юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, не превышает сорок девять процентов. Ограничение в отношении суммарной доли участия иностранных юридических лиц и (или) юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, не распространяется на общества с ограниченной ответственностью, соответствующие требованиям, указанным в подпунктах «в»-«д» настоящего пункта;

б) акции акционерного общества, обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг, отнесены к акциям высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики в порядке, установленном Правительством Российской Федерации»;

в) деятельность хозяйственных обществ заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) соответственно таких хозяйственных обществ — бюджетным, автономным научным учреждениям либо являющимся бюджетными учреждениями, автономными учреждениями образовательным организациям высшего образования;

г) хозяйственные общества получили статус участника проекта в соответствии с Федеральным законом от 28 сентября 2010 года №244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково»;

д) учредителями (участниками) хозяйственных обществ «являются юридические лица, включенные в утвержденный Правительством РФ перечень юридических лиц, предоставляющих государственную поддержку инновационной деятельности в формах, установленных Федеральным законом от 23 августа 1996 г. №127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике». Юридические лица включаются в данный перечень в порядке, установленном Правительством РФ, при условии соответствия одному из следующих критериев:

юридические лица являются публичными акционерными обществами, не менее 50% акций которых находится в собственности Российской Федерации, или хозяйственными обществами, в которых данные публичные акционерные общества имеют право прямо и (или) косвенно распоряжаться более чем 50% голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставные капиталы таких хозяйственных обществ, либо имеют возможность назначать единоличный исполнительный орган и (или) более половины состава коллегиального исполнительного органа, а также возможность определять избрание более половины состава совета директоров (наблюдательного совета);

юридические лица являются государственными корпорациями, учрежденными в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях»;

юридические лица созданы в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года №211-ФЗ «О реорганизации Российской корпорации нанотехнологий».

Вывод: из приведенных выше критериев для хозяйственных обществ можно сделать вывод о том, что если непубличное акционерное общество (АО или ЗАО) не соответствуют условиям либо подпункта «в», либо подпункта «г», либо подпункта «д» пункта 1 части 1.1. ст.4 Закона №209-ФЗ, то даже при соответствии критериям, указанным в п.2-3 части 1.1. ст.4 Закона №209-ФЗ, непубличное акционерное общество не будет относиться к субъектам малого предпринимательства. А это подавляющее большинство АО и ЗАО.

Каких привилегий лишаются непубличные акционерные общества?

Например, согласно абзацу10 пункта 2 Указаний Банка России от 11 марта 2014 г. №3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства», субъекты малого предпринимательства вправе не устанавливать лимит по кассе.

В связи с утратой статуса субъекта малого предпринимательства непубличные акционерные общества обязаны установить лимит кассы.

Еще одна привилегия, которой лишаются непубличные акционерные общества – трехлетние надзорные каникулы.

Напоминаем, что с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года запрещены почти все плановые неналоговые проверки малых предприятий. Трехлетние надзорные каникулы введены Федеральным законом Российской Федерации от 13 июля 2015 г. №246-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Исключение:

Орган государственного или муниципального контроля вправе принять решение о включении в ежегодный план проведения плановых проверок проверки в отношении лиц, в отношении которых ранее было вынесено вступившее в законную силу постановление о назначении административного наказания за совершение грубого нарушения, определенного в соответствии с КоАП РФ, или административного наказания в виде дисквалификации или административного приостановления деятельности либо принято решение о приостановлении и (или) аннулировании лицензии, выданной в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 года №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», и с даты окончания проведения проверки, по результатам которой вынесено такое постановление либо принято такое решение, прошло менее трех лет.

Также непубличные акционерные общества не смогут рассчитывать на программы, ориентированные на поддержку малого и среднего бизнеса.

Согласно статье 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2015 г. № 408-ФЗ) с 1 августа 2016 г. для отнесения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к категории субъектов малого и среднего предпринимательства и последующего внесения сведений в реестр необходимо одновременное выполнение следующих условий:

  1. 1требования к организационно-правовым формам и к структуре уставного (складочного) капитала юридического лица. Для хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств должно быть выполнено хотя бы одно из следующих требований:

    • суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов (за исключением суммарной доли участия, входящей в состав активов инвестиционных фондов) в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью не превышает двадцать пять процентов, а суммарная доля участия иностранных юридических лиц и (или) юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, не превышает сорок девять процентов.
    • акции акционерного общества, обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг, отнесены к акциям высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
    • деятельность хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) соответственно таких хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств – бюджетным, автономным научным учреждениям либо являющимся бюджетными учреждениями, автономными учреждениями образовательным организациям высшего образования;
    • хозяйственные общества, хозяйственные партнерства получили статус участника проекта в соответствии с Федеральным законом от 28 сентября 2010 г. № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково»;
    • учредителями (участниками) хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств являются юридические лица, включенные в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень юридических лиц, предоставляющих государственную поддержку инновационной деятельности в формах, установленных Федеральным законом от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике».

    Требование в отношении суммарной доли участия юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, в уставном капитале обществ с ограниченной ответственностью в целях внесения сведений о таких обществах в реестр не учитывается при внесении сведений в реестр в 2016 году.

  2. 2среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения:

    • от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий;
    • до ста человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия — до пятнадцати человек;
  3. 3доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, не должен превышать следующие предельные значения (постановление Правительства Российской Федерации от 04 апреля 2016 г. № 265 «О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства»):

    • микропредприятия — 120 млн. рублей;
    • малые предприятия — 800 млн. рублей;
    • средние предприятия — 2 млрд. рублей.

    При этом для цели отнесения хозяйствующих субъектов к категории субъектов малого и среднего предпринимательства доход суммируется по всем осуществляемым видам деятельности.

Принадлежность АО к субъектам малого предпринимательства

Вопрос

Относятся ли АО к субъектам малого предпринимательства в настоящий момент?

Ответ

В настоящий момент акционерные общества могут быть отнесены в категории малых и средних предприятий только в случае, если наряду с признаками, установленными пунктом 2 и 3 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ, акционерное общество соответствует критериям, установленным в подпункте б) пункта 1.1 статьи 4 или подпункта д) пункта 1.1 статьи 4.

Обоснование

Категории, а также критерии отнесения юридического лица к субъектам малого и среднего препирательства установлены в статье 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

В частности, в настоящее время акционерное общество может быть отнесено к субъектам малого или среднего предпринимательства только в случае, если акционерное общество отвечает критериям, установленным в подпункте б) пункта 1.1 статьи 4 или подпункта д) пункта 1.1 статьи 4 Федерального закона № 209 (наряду с пунктом 2 и 3 статьи 4). То есть возможность отнесения акционерного общества к категории малого и среднего предпринимательства наступает лишь в том случае, если акции акционерного общества, обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг, отнесены к акциям высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики в порядке, установленном Правительством Российской Федерации либо учредителями (участниками) хозяйственных акционерного общества являются юридические лица, включенные в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень юридических лиц, предоставляющих государственную поддержку инновационной деятельности в формах, установленных Федеральным законом от 23 августа 1996 года N 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике».

Между тем, с 1 июля 2017 года данная статья Федерального закона № 209 будет дополнена положениями, предусматривающими возможность отнесения акционерных обществ к субъектам малого или среднего предпринимательства в случае, если акционеры – Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды (за исключением инвестиционных фондов) владеют не более чем двадцатью пятью процентами голосующих акций акционерного общества, а акционеры – иностранные юридические лица и (или) юридические лица, не являющиеся субъектами малого и среднего предпринимательства, владеют не более чем сорока девятью процентами голосующих акций акционерного общества.

В этой связи, начиная с 10 августа 2017 г. по состоянию на 1 июля 2017 г. при ежегодном формировании Реестра в соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 4.1 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ в Реестр также будут внесены сведения об акционерных обществах, которые будут отвечать установленным законом условиям по доле участия в капитале (подпункт «а» пункта 2 статьи 1, пункт 2 статьи 12 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 265-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»; пункт 1 части 5 статьи 4.1 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ).

Перечни таких акционерных обществ будут представлять в ФНС России держатели реестров владельцев ценных бумаг во исполнение подпункта «б» пункта 3 статьи 1 вышеуказанного Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 265-ФЗ.

На вопрос отвечала:
Надежда Владимировна Корженевская,
консультант ИПЦ «Консультант+Аскон»