Муниципальное образование

Виды муниципальных образований и их характеристика

Муниципальное образование — населённая территория, в границах которой местное самоуправление осуществляется непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления в целях решения вопросов местного значения.

В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в Российской Федерации существуют 5 видов муниципальных образований.

Сельское поселение — один или несколько объединённых общей территорией сельских населенных пунктов (посёлков, сёл, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населённых пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления. . В отношении сельских поселений закон устанавливает количественную норму, ограничивающуюся статус такого поселения численностью более 1000 человек и общей территорией нескольких сельских пунктов с численностью менее 1000 человек каждый. В случае, если численность населения такого населённого пункта составляет менее 1000 человек, этот населённый пункт входит в состав городского или сельского поселения. Исключение делается для территорий с низкой плотностью населения и в труднодоступных районах с численностью менее 100 человек, которые имеют право не входить в состав другого поселения.

Городское поселение — это город или посёлок с прилегающей территорией, в котором местное самоуправление осуществляется населением непосредственно через выборные и иные органы местного самоуправления. В границах городского поселения могут находиться один город или посёлок с прилегающей территорией, а так же сельские населённые пункты, не являющиеся муниципальными образованиями.

Муниципальный район — несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединённых общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Городской округ — городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. . Наделение городского поселения статусом городского округа осуществляется законом соответствующего субъекта федерации при наличии сложившейся социальной, транспортной и иной инфраструктуры на территории.

Внутригородская территория города федерального значения — часть территории города федерального значения, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления .

Типы муниципальных образований

Основные типы муниципальных образований складывались в зависимости от территориального или отраслевого факторов.ть на три большие группы:

  • 1) Поселенческие муниципальные образования (города, поселки, сельские населенные пункты). К этой группк относятся муниципальные образования, в которых имеется собственная инфораструктура, обеспечивающая завершенность производственных циклов.
  • 2) Территориально-поселенческие муниципальные образования (муниципальный район, городской округ, внутригородская территория, города федерального значения). Основной характеристикой таких МО является то, что они состоят из нескольких поселений, объединенных общим хозяйственным интересом, общей инфраструктурой производственной деятельности и муниципального хозяйства.
  • 3) Территориальные муниципальные образования. Этот вид муниципального образования свойственен для районов Крайнего Севера, где специфика основного вида хозяйственной деятельности исключает поселения ввиду кочевого образа жизни. Эта же схема применима и для муниципального образования в сельской местности с хуторским способом ведения хозяйства. Для России, как и для большинства стран, данный тип скорее исключение, чем правило.

По отраслевому характеру муниципальные образования разделяют на две крупные группы — многофункциональные и монофункциональные.

К многофункциональным муниципальным образованиям относят те муниципалитеты, которые имеют разветвленную сеть хозяйствующих объектов, осуществляющих деятельность в нескольких отраслях производства. Типичный пример подобного муниципального образования — столица субъекта Федерации и абсолютное большинство крупных городов России. Хотя и в этом случае имеются исключения, например города Череповец, Тольятти, Набережные Челны и др., в которых жизнь города определяется деятельностью одного или двух крупнейших предприятий.

К монофункциональным муниципальным образованиям относятся муниципалитеты, хозяйственная жизнь которых определяется одним-двумя крупными предприятиями либо несколькими предприятиями одной отрасли.

Монофункциональные муниципальные образования имеют ярко выраженную отраслевую специфику, среди них можно выделить следующие группы:

  • 1. Производственная — города-заводы, возникшие при крупных предприятиях промышленности, энергетики, транспорта и иных производствах.
  • 2. Бюджетная — населенные пункты, основная часть населения которых работает в бюджетных организациях: наукограды, военные городки и закрытые административно-территориальные образования, приграничные города, гарнизоны, города-центры сельских муниципальных образований. Жизнь этих городов напрямую зависит от органов государственной власти и состояния федерального и регионального бюджетов.

Так как города имеют различную численность, административный статус и степень специализации своей экономической базы, то выделяют, как правило, города столицы, областные (краевые) центры, города районного (областного) подчинения, а также малые города. Представленная классификация вбирает в себя как признаки численности населения, так и место этих городов в структуре административного деления.

Особый интерес вызывают малые города (с численностью населения до 100 тыс. чел.), составляющие 85% всех городов страны. В малых городах проживает порядка 40 млн. жителей. С точки зрения специализации, 58 % этих городов выполняют агропромышленную функцию, 75% — промышленную, 70% — транспортную, 32 % — рекреационную, 21 % специализируются на обслуживании крупных городов.

Отличительной чертой категории городов как территориальных поселений является их принадлежность к административно-территориальным единицам. Свойство целостности и неделимости городского хозяйства сдерживает тенденции наделения более мелких территориальных единиц статусом муниципального образования. Это обстоятельство еще раз подтверждает концентрацию системы местного самоуправления главным образом на уровне города, где как бы замыкаются друг на друге государственные интересы и интересы проживающего в границах городской черты гражданского населения.

Еще одним важнейшим основанием классификации городов является их специализация, определяющая структуру занятости в городах, а также профиль производственной и коммерческой деятельности их ведущих предприятий. На основании критерия занятости выделяются 9 категорий городов:

  • 1. промышленные;
  • 2. города с менее выраженными промышленными функциями;
  • 3. города горнодобывающей промышленности;
  • 4. города розничной торговли;
  • 5. города оптовой торговли;
  • 6. коммуникационные города;
  • 7. курортные города;
  • 8. монофункциональные города;
  • 9. многофункциональные города (муниципалитеты).

В России в настоящее время можно выделить следующие муниципальные образования:

ь промышленные;

ь аграрные;

ь административные;

ь торговые;

ь университетские;

ь курортные города;

ь наукограды;

ь закрытые административно-территориальные образования.

Промышленные города, созданные на базе одного или нескольких предприятий, выросли из рабочих поселков. Промышленные города могут специализироваться как в добывающих, так и перерабатывающих отраслях производства. Как правило, господство добывающей отрасли в экономической специализации города означает небольшой возраст города и низкую степень его диверсификации, ограничивая сферу его производства на начальных звеньях технологического цикла.

Атрибутивным признаком торгового города является ярмарка, имеющая региональный статус. Торговые города являются центрами оптовой и розничной торговли, имеют развитую сеть торговых комплексов и крупных торговых домов, имеющих филиалы в других регионах.

Административные города исторически сформировались как центры управления, политического и фискального контроля, сосредоточенные, как правило, на месте бывших военных поселений с целью проведения на местном уровне государственной политики. Значение административной функции городов оказалось очень важным: многие поселения, не имеющие развитой промышленности, но сконцентрировавшие на своей территории административные рычаги, сохранили и укрепили с течением времени свой городской статус, усилив его созданием промышленности и торговой инфраструктуры.

Аграрные города долгое время играли ведущую роль в эволюции территориальных поселений. Главной особенностью аграрного города является его ориентация на переработку сельскохозяйственной продукции. Как правило, аграрные города отличаются небольшими размерами, незначительной плотностью населения, преимущественным распространением на территории малоэтажных жилых строений. Располагаются аграрные города в благоприятных для сельского хозяйства климатических районах с развитой системой переработки сельхозпродуктов.

Курортные города практически не имеют промышленности и формируют свою градообразующую базу за счет обслуживания населения из других регионов и стран. Расположение курортных городов в благоприятных географических условиях способствует привлечению населения на эту территорию. Благоприятный для города результат достигается за счет высокой доли гостиничных и санаторных комплексов, широкого представительства туристических, медицинских и транспортных профессиональных групп в структуре городской занятости. Курортные города относятся к уникальным социоприродным комплексам с развитой системой обслуживания и организацией досуга.

Университетские города — это категория городов, не получившая в России широкого распространения. Причина этого заключена в низкой степени поддержки научно-образовательных коплесов государством, а также в недостаточно развитой системе интеграции между научными и промышленными центрами. Имеющиеся в крупных городах достаточно многочисленные университетские центры тесно интегрированы в материальный сектор городской экономики, оставаясь составной частью самоуправления.

Статус наукограда присваивается муниципальному образованию Президентом РФ по представлению правительства на срок до 25 лет. Одновременно с присвоением статуса, утверждаются приоритетные направления научной, научно-технической, инновационной деятельности, экспериментальных разработок, испытаний, подготовки кадров в соответствии с государственными приоритетами развития науки и техники, а также программу развития наукограда, в которой определены меры государственной поддержки данного наукограда с учетом его специфики. Статус наукограда по истечении срока может быть сохранен.

Порядок создания закрытых администратино-территориальных образований (ЗАТО) и управления ими определен Законом «О закрытом административно-территориальном образовании». В настоящее время в России функционирует около 40 ЗАТО, созданных в свое время в границах закрытых городов, специализирующихся на исполнении оборонных заказов. Земли, занимаемые предприятиями ЗАТО, находятся в федеральной собственности и передаются этим предприятиям в бессрочное пользование. Предприятия, выполняющие государственный оборонный заказ, должны перечислять определенную сумму в бюджет ЗАТО для финансирования социальных программ местного значения. Если на территории ЗАТО зарегистрированы юридические лица из других регионов или государств, то они должны направлять часть своих доходов в местный бюджет.

Возможный дефицит бюджета ЗАТО покрывается федеральным бюджетом в виде субсидий, дотаций или субвенций.

Кроме того, можно выделить отдельные категории городов, определяемые по профессиональному признаку: военные городки, гарнизоны, вахтовые поселки и пр.

Выделение соответствующих видов городов распространяется на малые и средние города. Что касается крупных городов, то они вряд ли укладываются в эту классификацию, представляя собой полифункциональные, диверсифицированные центры, позволяющие им содержать образующиеся вокруг них агломерации.

В результате можно сделать следующие выводы.

  • 1. Тип муниципального образования определяется сложившимися хозяйственным укладом, в то время формирование того или иного типа муниципального образования — предмет деятельности органов власти.
  • 2. Принадлежность муниципального образования к одной из типологических групп позволяет определить особенности управления в муниципальном образовании с точки зрения как внутренней организации управления, так и форм организации деятельности власти.

Муниципалитет – что это такое простыми словами

Что такое муниципалитеты и принципы их образования в России

Всё чаще в российских средствах массовой информации нам приходится слышать слово муниципалитет. Вроде бы всем понятно, о чём идёт речь. С этим понятием ассоциируются такие слова, как:

  • ратуша;
  • мэрия;
  • городская управа;
  • магистрат;
  • местный совет.

В сущности, они являются синонимами этого понятия. Однако, если муниципалитет синонимичен понятию местный совет, то зачем всё усложнять, вводя новое слово, малопонятное простому человеку? Имеется острая необходимость в объяснении того, что такое Муниципалитет – что это такое простыми словами.

Когда люди, умудрённые тысячами прочитанных книг, рассказывают о демократии, римской истории, латыни, немецком и французском языках, из которых к нам и пришёл этот самый муниципалитет, звучит это красиво, но не очень понятно.

Суть в том, что муниципалитет – это не просто орган самоуправления, это краеугольный камень современной демократии.

Муниципалитеты в Древнем Риме

Первый муниципалитет появился ещё в Древнем Риме. В сущности, он был первым органом власти, сформированным на выборной основе, путём голосования всех свободных граждан города. В его ведении находились все вопросы организации городской жизни.

Со временем государственная структура Рима усложнилась, но в её основе, по-прежнему, оставался муниципалитет, который сохранился даже во времена империи.

Властные полномочия в каждой римской колонии, которых появилось тогда немало, также осуществлял муниципалитет, выбранный свободными гражданами.

Что такое муниципалитет в России

В современной России муниципалитет – это первичная единица самоуправления города, сельского поселения или района, в редких случаях допускается образование отдельных внутригородских муниципалитетов.

При этом в нашей стране, муниципалитет не является единственным вариантом организации местного самоуправления, кроме них в его структуру могут входить ещё и городские округа.

В тех районах, где отсутствуют крупные города, муниципальные образования могут включать в себя сразу несколько населённых пунктов. Было бы нецелесообразно организовывать свой муниципалитет для каждой отдельно стоящей деревни или села с численностью населения не более сотни человек. Будет вполне достаточно и того, что от одного такого поселения в местном органе власти присутствует один депутат.

Территориальный принцип организации местного самоуправления

При этом территория муниципальных образований может быть различной. Например, где-нибудь в Сибири, где плотность населения невелика и населённые пункты находятся на приличном расстоянии друг от друга, площадь муниципальных образований может исчисляться сотнями квадратных километров.

Численность населения в них также может быть различной, однако она должна быть достаточной для осуществления экономической деятельности в пределах данной территории и достаточной для формирования местного бюджета (к сожалению, не каждое муниципальное образование способно обеспечить стопроцентное наполнение своего бюджета и живёт за счёт дотаций из федерального центра).

Соблюдение культурных и религиозных особенностей населения при формировании самоуправляющихся территорий

Важнейшим принципом формирования муниципальных образований является территория. Для людей проживающих в том или ином районе страны важно не только экономическое процветание и приближенность к тем или иным административным центрам.

Наиболее комфортно человек чувствует себя в своей культурной среде, поэтому при определении административных границ учитываются национальные особенности и религиозная принадлежность людей проживающих в данной местности.

Поэтому не допускается произвольное изменение границ муниципальных образований в тех районах, где это может привести к нарушению условий проживания местного населения и затрагиванию их исторических корней. Данная особенность характерна, в том числе, для Северного Кавказа, где на сравнительно небольших территориях проживают народы многих десятков национальностей.

Органы местной власти могут располагаться в различных населённых пунктах, этими населёнными пунктами могут быть:

  • крупные и малые города;
  • посёлки;
  • сельские поселения.

Однако, в отличие от многих европейских стран, где муниципальная власть присутствует в каждом поселении, у нас в России такой способ организации местной власти считается нецелесообразным.

Численность населения во многих поселениях у нас незначительна и поэтому в целях оптимизации расходов на управленческий аппарат. Россия отказалась от поселенческого принципа организации муниципальной власти. В основе организации российского самоуправления лежит территориальный принцип.

Муниципальные системы: понятие и виды

Муниципальная система – это принципы и способы организации и функционирования органов местного самоуправления в стране, а также контроля их деятельности.

Исходя из того что на локальном уровне могут действовать как органы местного управления, так и органы местного самоуправления, выделяют две муниципальные системы:

  • 1) англо-американская муниципальная система: на местном уровне действуют только органы местного самоуправления (США, Великобритания). Отличительная черта этой системы в том, что она не предусматривает назначения из центра чиновников для контроля деятельности органов местного самоуправления. Контроль осуществляется путем финансовых проверок за использованием собственных и предоставленных в виде субсидий и субвенций государственных денежных средств, имущества, инспекций министерств и судебного контроля (иски против органов местного самоуправления);
  • 2) романо-германская муниципальная система – наиболее распространенная, характеризуется наличием на местном уровне как органов местного управления, так и органов местного самоуправления (Франция, Германия). Как правило, органы местного самоуправления и органы местного управления общей компетенции имеют разные сферы деятельности; органы местного самоуправления не подчинены органам местного управления, однако в ряде случаев имеют возможность прибегнуть к субординационным и реординационным мерам.

Существуют также страны, в которых на локальном уровне действуют исключительно органы местного управления (Пакистан, СССР). Представляется неверным в таком случае говорить о какой-либо системе местного самоуправления, однако такую точку зрения разделяют не все исследователи. Так, В. Е. Чиркин выделяет «систему советов», в которой отмечает такие особенности:

  • – совет рассматривается как орган государственной власти;
  • – совет формирует другой орган государственной власти – свой исполнительный комитет. Такая схема существует во всех административно-территориальных единицах, кроме самых мелких;
  • – чиновники для контроля за деятельностью советов сверху не назначаются, но советы как органы государственной власти подчинены по вертикали вышестоящим органам.

Правовое регулирование деятельности органов местного самоуправления. В конституциях зарубежных стран, как правило, основы местного самоуправления лишь закладываются. Традиционно конституции содержат положения об административно-территориальном устройстве и об органах местного самоуправления, которые должны быть или могут быть созданы.

Более детально организация местного самоуправления в административно-территориальных единицах закрепляется в действующем законодательстве. Как правило, в унитарных государствах основы организации и функционирования местного самоуправления закреплены на государственном уровне (Франция, Япония), а в федеративных государствах в большинстве случаев–на уровне субъектов федерации (США, Германия). Соответственно, в унитарных государствах местное самоуправление отличается большей унификацией – возможные исключения из закрепленных законами правовых норм касаются столиц, автономий, а также тех административно-территориальных единиц, которые имеют статус муниципалитетов.

Тем не менее, существуют и исключения из этого правила. Программа деволюции государственной власти в Великобритании предусматривает отход от централизованного государственного регулирования основ местного самоуправления, в связи с чем регламентация его осуществления производится Парламентом Шотландии, Ассамблеями Уэльса и Северной Ирландии, для Англии–Парламентом Соединенного Королевства. В сочетании с возможностью каждого населенного пункта выбрать организационную форму и некоторые другие особенности, в соответствии с которыми будет осуществляться местное самоуправление. Это делает муниципальное управление в государстве разнообразным и удовлетворяющим нужды каждой территориальной общины – в зависимости от ее размера, исторических особенностей, потребностей и т. д.

Уставы (хартии) территориальных общин – это документ, являющийся по своей сути «локальной конституцией». Хартии создаются с учетом норм национального законодательства и не могут ему противоречить, в них закрепляется в первую очередь (при возможности выбора) организационно-правовая форма местного самоуправления. В остальном в них конкретизируются те вопросы организации местного самоуправления, которые законодательство относит к ведению местных советов. Как правило, это порядок организации и проведения общих собраний членов территориальных общин, выявления и учета местных инициатив, привлечения населения к взаимодействию с органами местного самоуправления и др.

В настоящее время ученые отмечают наличие двух подходов к созданию уставов (хартий) территориальных общин. В соответствии с первым эти правовые акты имеют характер «локальной конституции», т. е. являются лаконичными по объему, закрепляя только основоположные положения организации местного самоуправления в административно-территориальной единице. Положения «локальных конституций» конкретизируются решениями местных советов и их исполнительных органов. Преимуществом такого подхода является легкость в изучении хартии большинством членов территориальной общины, которые не являются юристами, – документ не перенасыщен деталями, могущими быть неинтересными жителям. Недостатком является то, что конкретизирующие нормы хартий акты органов местного самоуправления могут так и не появиться, особенно если эти органы перегружены работой или попросту не заинтересованы в принятии таких актов.

Второй подход заключается в том, что хартии носят характер «муниципальных кодексов», являясь очень детальными, подробными нормативно-правовыми актами; в них детально закрепляются малейшие особенности осуществления местного самоуправления в административно-территориальной единице. Основным преимуществом здесь является подробная проработка всех деталей муниципального управления того или иного населенного пункта, основным недостатком – сложности в постоянном изменении и дополнении норм, так как обычно хартия принимается либо местным советом в усложненном порядке, либо на местном референдуме.

В зарубежных странах (США, Великобритания и др.) существует практика наличия модельных муниципальных хартий, что очень удобно для небольших по размеру административно-территориальных единиц, у которых часто недостаточно ресурсов для привлечения к разработке хартии высококвалифицированных специалистов. Как правило, государственные органы или неправительственные организации, разрабатывающие модельные хартии, не ограничиваются одним вариантом хартии, предлагая муниципалитетам на выбор несколько альтернативных проектов, учитывающих многообразные особенности и потребности административно-территориальных единиц.

Хартии, как и иные акты органов местного самоуправления, носят подзаконный характер. Они принимаются на основе и во исполнение законов, и не могут им противоречить. Органы местного самоуправления в своих актах не имеют права выходить за пределы компетенции, которой их наделили органы государственной власти. Кроме того, акты органов местного самоуправления всегда носят локальный характер – они имеют юридическую силу только на территории функционирования соответствующего органа местного самоуправления, то есть в пределах одной или нескольких административно-территориальных единиц.

§ 2. Понятие и виды муниципальных образований

  • •Министерство внутренних дел российской федерации
  • •Предисловие
  • •Глава 1. Муниципальное право как отрасль права, наука и как учебная дисциплина
  • •§ 1. Муниципальное право как отрасль права
  • •§ 2. Субъекты муниципально-правовых отношений: понятие, классификация
  • •§ 3. Место муниципального права в системе российского права
  • •§ 4. Иерархия источников отрасли муниципального права
  • •§ 5. Система муниципального права России
  • •§ 6. Муниципальное право как наука
  • •§ 7. Муниципальное право как учебная дисциплина: понятие, система, значение
  • •Глава 2. Местное самоуправление: история, современное состояние и перспективы развития
  • •§ 1. Основные теории местного самоуправления
  • •§ 2. Развитие местного самоуправления в России в хii – хх в.В.
  • •§ 3. Этапы развития местного самоуправления в современной России
  • •§ 4. Основное содержание реформы местного самоуправления в современной России
  • •§ 5. Местное самоуправление в зарубежных странах
  • •Глава 3. Понятие, принципы и гарантии местного самоуправления
  • •§ 1. Понятие, основные черты и сущность местного самоуправления
  • •§ 2. Основные принципы местного самоуправления
  • •§ 3. Функции местного самоуправления
  • •§ 4. Общие гарантии местного самоуправления
  • •§ 5. Специальные гарантии местного самоуправления
  • •Глава 4. Территориальные основы местного самоуправления
  • •§ 1. Значение территориальных основ
  • •В организации местного самоуправления
  • •§ 2. Понятие и виды муниципальных образований
  • •§ 3. Иерархия муниципальных образований
  • •§ 4. Состав территории муниципального образования
  • •§ 5. Требования к установлению и изменению границ муниципального образования
  • •§ 6. Правовое регулирование организации местного самоуправления на территориях с особым порядком управления
  • •§ 7. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области территориальной организации местного самоуправления
  • •§ 8. Роль форм непосредственного осуществления населением местного самоуправления в его территориальной организации
  • •Глава 5. Система местного самоуправления
  • •§ 1. Система местного самоуправления: понятие, основные элементы
  • •§ 2. Место форм непосредственной демократии в системе местного самоуправления
  • •§ 3. Место органов местного самоуправления в системе
  • •Публичного управления российским обществом.
  • •Органы и должностные лица местного самоуправления:
  • •Виды, правовое регулирование деятельности
  • •§ 4.Территориальное общественное самоуправление: цели организации и преимущества для населения
  • •Глава 6. Формы непосредственного участия населения в осуществлении местного самоуправления
  • •§ 1. Местный референдум
  • •§ 2. Муниципальные выборы
  • •§ 3. Отзыв депутата, члена выборного органа местного самоуправления
  • •§ 4. Голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования
  • •§ 5. Сход граждан
  • •§ 6. Правотворческая инициатива граждан
  • •§ 7. Публичные слушания
  • •§ 8. Собрания граждан
  • •§ 9. Конференция граждан
  • •§ 10. Опрос граждан
  • •§ 11. Обращения граждан в органы местного самоуправления
  • •§ 12. Общая характеристика других форм непосредственного осуществления населением местного самоуправления
  • •Глава 7. Органы и должностные лица местного самоуправления
  • •§ 1. Структура органов местного самоуправления
  • •Часть 1 ст. 34 Федерального закона № 131-фз определяет, что структуру органов местного самоуправления составляют:
  • •§ 2. Классификация органов и должностных лиц местного самоуправления
  • •§ 3. Представительный орган местного самоуправления
  • •§ 4. Глава муниципального образования
  • •§ 5. Организация деятельности местной администрации
  • •§ 6. Контрольный орган муниципального образования
  • •§ 7. Избирательная комиссия муниципального образования
  • •§ 8. Статус депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления
  • •§ 9. Правовое регулирование муниципальной службы по российскому законодательству
  • •§ 10. Виды муниципальных должностей муниципальной службы и основные требования к ним
  • •§ 11. Правовой статус муниципального служащего
  • •§ 12. Ограничения, налагаемые на муниципальных служащих, в связи с осуществлением ими обязанностей по муниципальной службе
  • •Глава 8. Межмуниципальное сотрудничество
  • •§ 1. Сущность и формы межмуниципального сотрудничества
  • •§ 2. Межмуниципальные объединения
  • •§ 3. Система поддержки местного самоуправления федеральными органами государственной власти Российской Федерации
  • •§ 4. Система поддержки местного самоуправления органами государственной власти субъектов Российской Федерации
  • •Глава 9. Правовые основы местного самоуправления
  • •§ 1. Муниципальные правовые акты: понятие, виды, система
  • •§ 2. Устав муниципального образования: понятие и содержание
  • •§ 3. Особенности разработки проекта устава муниципального образования, его принятия и государственной регистрации
  • •§ 4. Муниципальное нормотворчество
  • •§ 5. Официальная символика муниципальных образований
  • •Глава 10. Экономическая основа местного самоуправления
  • •§ 1. Понятие экономической основы местного самоуправления
  • •§ 2. Понятие и природа муниципальной собственности
  • •§ 3. Виды объектов муниципальной собственности
  • •§ 4. Правовые основы деятельности муниципальных унитарных предприятий
  • •§ 5. Основы муниципального бюджетного процесса
  • •§ 6. Муниципальный заказ: понятие, особенности
  • •§ 7. Доходы местных бюджетов
  • •§ 8. Местные налоги и сборы: понятие и виды
  • •§ 9. Средства самообложения граждан
  • •§ 10. Основные направления расходов местных бюджетов
  • •Глава 11.
  • •§ 2. Полномочия органов местного самоуправления: понятие и правовое регулирование
  • •§ 3. Вопросы местного значения: понятие, классификация
  • •§ 4. Полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения
  • •§ 5. Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями и их осуществление
  • •Глава 4 Федерального закона № 131-фз регламентирует порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями.
  • •Глава 12.
  • •§ 2. Государственные и негосударственные субъекты обеспечения безопасности на территории муниципального образования
  • •§ 3. Участие граждан в обеспечении безопасности: сущность, виды организационно-правовых форм, проблемы правового регулирования
  • •§ 4. Полиция как основной субъект обеспечения безопасности на территории муниципального образования
  • •§ 5. Взаимодействие полиции с правоохранительными органами,
  • •Негосударственными формированиями,
  • •Средствами массовой информации по обеспечению безопасности
  • •На территории муниципального образования
  • •Глава 13.
  • •§ 2. Прокурорский надзор за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления
  • •§ 3. Административный контроль за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления
  • •§ 4. Муниципальный контроль за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления
  • •§ 5. Обжалование в суд решений и действий (бездействия) органов и должностных лиц местного самоуправления
  • •Глава 14. Ответственность в муниципальном праве
  • •§ 1. Общая характеристика ответственности в муниципальном праве
  • •§ 2. Ответственность депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления перед населением
  • •§ 3. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами
  • •§ 4. Ответственность представительного органа местного самоуправления перед государством
  • •§ 5. Ответственность главы муниципального образования и главы местной администрации перед государством
  • •§ 6. Временное осуществление органами государственной власти отдельных полномочий органов местного самоуправления
  • •Заключение
  • •Приложения