Наделение судей полномочиями

22.Состав и порядок наделения полномочиями судей районного (городского) суда

Районный суд состоит из федеральных судей, назначаемых указами Президента РФ в порядке, определённом законодательством.

В каждом районном суде есть председатель и заместитель председателя, назначаемые Президентом РФ сроком на 6 лет. Одно и то же лицо может быть назначено председателем (заместителем председателя) одного и того же суда неоднократно, но не более двух раз подряд.

Председатель районного суда:

председательствует в судебных заседаниях;

назначает судей в качестве председательствующих в судебных заседаниях;

распределяет другие обязанности между судьями;

ведёт личный приём, организует работу суда по приёму граждан и рассмотрению предложений, заявлений и жалоб;

руководит изучением и обобщением судебной практики и ведением судебной статистики; вносит представления в государственные органы, общественные организации и должностным лицам об устранении нарушений закона, причин и условий, способствовавших совершению правонарушений;

руководит работой аппарата суда;

организует работу по повышению квалификации работников суда;

организует работу по пропаганде правовых знаний и разъяснению законодательства;

осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством.

В случае, если районный суд состоит из одного федерального судьи, он одновременно исполняет полномочия председателя этого суда.

Районные суды создаются и упраздняются только посредством принятия соответствующих федеральных законов.

Статья 32. Создание районного суда

1. Районный суд создается федеральным законом в судебном районе, территория которого охватывает территорию одного района, города или иной соответствующей им административно-территориальной единицы субъекта Российской Федерации.

2. Районный суд может быть создан также в судебном районе, территория которого охватывает имеющие общие (смежные) границы территории нескольких районов или иных соответствующих им административно-территориальных единиц субъекта Российской Федерации.

23.Председатель районного (городского) суда. Его права и обязанности.

Председатель районного суда: 1) председательствует в судебных заседаниях и соответствен- но осуществляет процессуальные полномочия, установленные УПК и ГПК; 2) организует работу суда; 3) устанавливает правила внутреннего распорядка суда на ос- нове утверждаемых Советом судей РФ типовых правил внутренне- го распорядка судов и контролирует их выполнение; 4) распределяет обязанности между заместителями председа- теля, а также в порядке, установленном федеральным законом, — между судьями; 5) назначает судей в качестве председательствующих в су- дебных заседаниях; 6) ведет личный прием, организует работу суда по приему граждан и рассмотрению предложений, заявлений и жалоб; 7) руководит изучением и обобщением судебной практики и ведением судебной статистики; 8) вносит представления в государственные органы, общест- венные организации и должностным лицам об устранении наруше- ний закона, обстоятельств, способствовавших совершению право- нарушений; 9) осуществляет общее руководство деятельностью аппарата суда, в том числе назначает на должность и освобождает от долж- ности работников аппарата суда, а также распределяет обязанности между ними, принимает решение о поощрении работников аппара- та суда либо о привлечении их к дисциплинарной ответственности, организует работу по повышению квалификации работников аппа- рата суда; 10) утверждает должностные инструкции работников аппара- та суда; 11) регулярно информирует судей и работников аппарата су- да о своей деятельности и о деятельности суда; 12) организует работу по повышению квалификации судей; 13) организует работу по пропаганде правовых знаний и разъ- яснению законодательства; 14) высказывает свое мнение начальнику управления (отдела) Судебного департамента при Верховном Суде РФ о возможности перераспределении образовавшиеся в районном суде вакансий на должности судей (п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона «О Судебном департаменте при Верховном суде Российской Федерации»); 15) готовит для начальника управления (отдела) Судебного департамента при Верховном суде РФ представление о назначении на должность администратора возглавляемого им суда (ч. 1 ст. 18 Федерального закона «О Судебном департаменте при Верховном суде Российской Федерации»); 16) определяет состав комиссии, которой производится унич- тожение вещественных доказательств согласно приговору (опреде- лению, постановлению) суда; 17) возлагает на лицо обязанность по учету и хранению веще- ственных доказательств, которые хранятся в суде отдельно от дела; 18) дает указание не реже одного раза в квартал проверять правильность ведения журнала учета вещественных доказательств, соответствие записей фактическому наличию вещей, своевремен- ность и правильность исполнения решения суда в отношении веще- ственных доказательств; 19) дает распоряжение направить судебное дело органу, кото- рому законом предоставлено право истребования дела, по письмен- ному его требованию; 20) осуществляет контроль над обращением к исполнению приговоров, решений, определений, судебных приказов и поста- новлений суда; 21) до обращения приговора к исполнению предоставляет по просьбе близких родственников, родственников осужденного, со- держащегося под стражей, возможность свидания с ним (ст. 395 УПК); 22) осуществляет иные полномочия. Председательствуя в судебном заседании председатель рай- онного суда (как впрочем и любого иного суда) наделяется целым комплексом прав и обязанностей. Продемонстрируем это утвер- ждение на примере прав председательствующего в судебном засе- дании первой инстанции по уголовным делам.

Военных судей отправят в запас

Президент России Дмитрий Медведев подписал закон о приостановлении военной службы судей военных судов и военной коллегии Верховного суда РФ.

Соответствующие поправки вносятся в закон «О военных судах Российской Федерации». Документ был принят Государственной думой 5 июня (его поддержали 352 депутата, 57 против) и одобрен Советом Федерации 17 июня 2009 года. Закон направлен на совершенствование нормативно-правовой базы комплектования и обеспечения деятельности военных судов и судебных органов. По мнению законодателей, принятие данного Федерального конституционного закона (ФКЗ) будет способствовать обеспечению конституционного принципа независимости судей и их беспристрастности.

Таким образом, практически решен вопрос о том, кто должен осуществлять правосудие в армейской среде — юристы в офицерской форме или юристы в гражданском платье, — это право оставляют за последними.

Закон устанавливает, что военнослужащие, назначенные судьями военного суда или судьями Военной коллегии, имеют право либо на увольнение с военной службы, либо на ее приостановление. Военнослужащие, назначенные судьями до вступления в силу настоящего ФКЗ, вправе либо уволиться с военной службы, либо приостановить военную службу и продолжать замещать государственные должности РФ в военных судах или Военной коллегии без переназначения.

Военнослужащим, прикомандированным к аппаратам военных судов, Военной коллегии или Судебного департамента, где учреждены должности федеральной государственной гражданской службы, при увольнении с военной службы назначаются пенсии, исходя из должностных окладов по занимаемым ими должностям.

Теперь военнослужащие, назначаемые на должности судей военных судов и военных коллегий Верховного суда России, на время служения Фемиде будут переводиться на гражданскую службу. В период исполнения своих обязанностей им не будут присваиваться очередные воинские звания, они также не будут получать дополнительных выплат, предусмотренных для кадровых военных. После завершения судебной деятельности военные судьи смогут вернуться на военную службу, однако для этого им понадобится заключить новый контракт.

История вопроса

Первое чтение по данному законопроекту прошло более года назад. Военное ведомство желало сохранить институт прикомандирования офицеров в систему правосудия.

Формально военные суды и военная коллегия и раньше не были подчинены Минобороны. Но способов оказать влияние на судью в погонах у военачальников было предостаточно, особенно в дальних гарнизонах, где социальное обеспечение судьи полностью находится в руках начальника гарнизона. С принятием закона в такой редакции зависимость сводится к минимуму.

Впрочем, и при новом законе этого минимума может оказаться более, чем достаточно. Например, военный судья, чей срок пребывания в должности заканчивается, и он намерен вернуться в ряды Вооруженных сил. Ему, по всей видимости, придется всерьез подумать, как бы не осложнить отношения со своим будущим командованием, которое может попросту не принять его обратно на службу. Принципиальность может осложнить жизнь и «гражданскому военному» судье.

Последствия

В России действуют более 100 военных судов, которые являются федеральными судами общей юрисдикции. Корпус военных судей составляют кадры Минобороны, прикомандированные к судам. Должность военного судьи может занимать и гражданское лицо, но «преимущественное право при назначении на должности судей военных судов имеют офицеры, офицеры запаса или в отставке». Противники реформы военных судов обращают внимание на то, что перевод судей на гражданку негативно скажется на эффективности военно-судебных органов.

Хотя законопроект не ограничивает увольнение судейских с военной службы временными рамками, затягивать с этим делом не хотят. По словам генерал-лейтенанта юстиции Владимира Хомчика, недавно утвержденного председателем Военной коллегии Верховного суда, до конца нынешнего года все армейские судьи снимут погоны и перейдут в разряд гражданских госслужащих. Такая же судьба уготована прикомандированным к судам офицерам и прапорщикам. Всего на «дембель» отправят более тысячи юристов, в том числе триста военнослужащих, удостоенных судейской мантии.

Техническая сторона секвестра не представляет большой сложности и явно укладывается в полгода. Труднее будет решить финансовые вопросы «отставников». Ведь каждому увольняемому в запас офицеру необходимо выплатить т.н. выходное пособие, «возрастным» судьям начислить пенсию, позаботиться о других положенных военнослужащим по закону выплатах. В комитете по обороне и безопасности Совета Федерации подсчитали, что на эти цели уйдет до 700 миллионов рублей. А в совокупности военно-судейские расходы обойдутся государству более чем в 800 миллионов.

«Только на ежемесячные пожизненные выплаты офицерам-юристам взамен надбавки к денежному содержанию из бюджета направят 90 миллионов рублей», — приводят слова председателя комитета Виктора Озерова «Российская газета».

Как предлагаемые поправки в Конституцию повлияют на судебную систему

По его мнению, в дальнейшем такой порядок можно применить не только к законопроектам, но и к проектам других нормативно-правовых актов. «Предложение делается исходя из сложившейся практики. Этого явно сегодня не хватает», — заключил президент.

К чему приведет отстранение судей через парламент

В последние годы в российское публичное поле не попадали скандалы, связанные с судьями Верховного или Конституционного судов. «Независимость судей не должна быть абсолютной. Потому что тогда возникает некая каста неприкасаемых, которые могут выносить любые решения, в том числе противозаконные. Нужен определенный противовес. Таким противовесом как раз и предложено быть Совету Федерации. С моей точки зрения, очень удачно выбран орган, который может выступить инициатором отстранения от должности федеральных судей, судей Верховного и Конституционного судов. Мне кажется, найден оптимальный баланс», — сказал РБК ректор Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина Виктор Блажеев, который входит в сформированную президентским указом рабочую группу по подготовке поправок в Конституцию.

Он напомнил, что сейчас федеральные судьи назначаются указом президента, а судьи высших судов — верхней палатой Федерального собрания, «и здесь не возникает вопроса о независимости». «Система не должна быть сама в себе. Она должна ощущать, что нужен внешний контроль со стороны других органов», — подытожил Блажеев.

Однако его точку зрения разделяют не все эксперты. Президентское предложение «направлено на усиление бюрократии со Старой площади», считает федеральный судья в отставке Сергей Пашин. «Не лично президент будет все это решать, а его чиновники. Когда судей назначают, эти чиновники имеют очень важный голос. А сейчас они смогут еще и терроризировать судей Верховного и Конституционного судов, поскольку представления о чести и достоинстве у бюрократии одно, а у справедливого правосудия — совсем другое», — сказал Пашин.

По его мнению, выдвинутая идея «идет вразрез с представлениями о независимости судебной власти, да и европейской практикой, где этими вопросами занимаются в той или иной степени сами судьи или по крайней мере органы юстиции, и делается это судоподобным порядком, когда судье предъявляется обвинение».

Само понятие «проступка, порочащего честь и достоинство» судьи, «весьма растяжимое», поскольку дисциплинарного кодекса у российских судей нет, напомнил Пашин. «Поведение судей регулируется, во-первых, законом «О статусе судей», а во-вторых, постановлением пленума Верховного суда о дисциплинарной практике. Там даны достаточно витиеватые определения, но тем не менее устоявшаяся практика существует. Сейчас эта практика может быть существенно изменена в соответствии с тем, что будет угодно начальству», — сказал Пашин.

Предложенная новелла носит спорный характер, считает старший партнер коллегии адвокатов Pen & Paper, бывший сенатор Константин Добрынин. Если президент и законодательные органы получат право отстранять судей Конституционного и Верховного судов, то «мы можем потерять независимость судебной власти и получить подчинение судебной власти главе государства», уверен он.

С критикой предложений Путина выступил и глава Федеральной палаты адвокатов Юрий Пилипенко. «Есть опасения, что эта новелла может негативно повлиять на независимость судей», — заявил он «РИА Новости», комментируя возможность отстранения судей через парламент.

Как на функционировании КС скажется рецензирование законопроектов

Проверка законопроектов увеличит объем работы Конституционного суда, но ей будет подвергаться далеко не каждый законопроект, полагает Блажеев. «Речь идет, наверное, о наиболее общественно значимых и важных. С моей точки зрения, расширение полномочий КС выглядит вполне разумным. Например, в Германии Конституционный суд может рассматривать даже конкретные дела, если речь идет о нарушении основных конституционных прав гражданина», — говорит ректор МГЮА. Он полагает, что проверке КС могут подлежать также законы, которые будут приниматься субъектами Российской Федерации, поскольку в них «тоже могут быть определенные угрозы, ведь у нас не во всех субъектах есть уставные и конституционные суды».

Предложение подвергать законопроекты проверке КС не повышает авторитет этой инстанции, а, наоборот, умаляет его, убежден, в свою очередь, Пашин. «Для законопроектов есть органы поскромнее: это Министерство юстиции, государственно-правовое управление президента. С какой стати Конституционный суд должен разбираться в законопроектах? Есть старый принцип римского права: претор пустяками не занимается. Конституционный суд не должен быть филиалом канцелярии», — полагает Пашин.

По его словам, идея наделить КС подобными полномочиями обсуждалась во время работы над законом «О Конституционном суде», принятом в 1994 году, и от нее решили отказаться. Причина в том, что дополнительные полномочия КС поставили бы его в двусмысленное положение, поскольку основная задача суда — анализ на соответствие Конституции действующих законов. «В случае если КС одобрит законопроект, как он сможет потом пересматривать конституционность закона, принятого на основании этого законопроекта? КС окажется в неловком положении. Это примерно как обязать Арбитражный суд участвовать в сделке, чтобы подтверждать ее законность. А потом что же делать, если одна из сторон оспорит сделку?» — объяснил судья в отставке.

«Я не вижу здесь усиления роли КС. В этом есть странное вторжение судебной власти в полномочия власти законодательной и в законодательную процедуру», — полагает адвокат Добрынин.

Пилипенко, говоря о проверке законопроектов со стороны КС, заявил: «Мы видим вторжение судебной власти в сферу компетенции Федерального собрания».

Рассказываем о главных событиях и объясняем, что они значат.

Порядок наделения мировых судей полномочиями

Требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи, установлены Законом Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации»

В соответствии со ст. 4 указанного закона судьей может быть гражданин Российской Федерации:

1) имеющий высшее юридическое образование;

2) не имеющий или не имевший судимости либо уголовное преследование в отношении, которого прекращено по реабилитирующим основаниям;

3) не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства;

4) не признанный судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

5) не состоящий на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств;

6) не имеющий иных заболеваний, препятствующих осуществлению полномочий судьи.

Мировым судьей может быть гражданин, достигший возраста 25 лет и имеющий стаж работы по юридической специальности не менее 5 лет.

Кандидатом на должность судьи не может быть лицо, подозреваемое или обвиняемое в совершении преступления.

Для подтверждения отсутствия у претендента на должность судьи заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи, проводится его предварительное медицинское освидетельствование.

Отбор кандидатов на должность судьи осуществляется на конкурсной основе.

Председатель суда, в котором открылась вакантная должность судьи, сообщает об этом в соответствующую квалификационную коллегию судей не позднее чем через 10 дней после открытия вакансии.

Квалификационная коллегия судей не позднее чем через 10 дней после получения сообщения председателя суда объявляет об открытии вакансии в средствах массовой информации с указанием времени и места приема заявлений от претендентов на должность судьи, а также времени и места рассмотрения поступивших заявлений.

Любой гражданин, достигший установленного настоящим Законом возраста, имеющий высшее юридическое образование, требуемый стаж работы по юридической профессии и не имеющий заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи, вправе сдать квалификационный экзамен на должность судьи, обратившись для этого в соответствующую экзаменационную комиссию с заявлением о сдаче квалификационного экзамена. Помимо указанного заявления в экзаменационную комиссию представляются:

· подлинник документа, удостоверяющего личность претендента как гражданина Российской Федерации, или его копия;

· анкета, содержащая биографические сведения о претенденте;

· подлинник документа, подтверждающего юридическое образование претендента, или его копия;

· подлинники трудовой книжки, иных документов, подтверждающих трудовую деятельность претендента, или их копии;

· документ об отсутствии у претендента заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи.

Экзаменационная комиссия не вправе отказать в приеме квалификационного экзамена на должность судьи гражданину, представившему документы (или их копии), указанные в настоящем пункте.

После сдачи квалификационного экзамена гражданин, соответствующий требованиям к кандидату на должность судьи, предусмотренным настоящим Законом, вправе обратиться в соответствующую квалификационную коллегию судей с заявлением о рекомендации его на вакантную должность судьи. Помимо указанного заявления в квалификационную коллегию судей представляются:

1) подлинник документа, удостоверяющего личность претендента как гражданина Российской Федерации, или его заверенная копия;

2) анкета, содержащая биографические сведения о претенденте, в которой помимо других сведений указываются отсутствие обстоятельств, перечисленных в подпунктах 2 — 6 пункта 1 и пункте 5 статьи 4 настоящего Закона, препятствующих осуществлению кандидатом полномочий судьи, а также фамилия, имя, отчество, дата и место рождения каждого из членов его семьи;

3) подлинник документа, подтверждающего высшее юридическое образование претендента, или его заверенная копия;

4) подлинники трудовой книжки, иных документов, подтверждающих трудовую деятельность претендента, или их заверенные копии;

5) документ, свидетельствующий об отсутствии у претендента заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи;

6) сведения о результатах квалификационного экзамена;

7) характеристики с мест работы (службы) за последние пять лет трудового (служебного) стажа, а в случае работы (службы) в течение указанного срока (полностью или частично) не по юридической специальности также с мест работы (службы) по юридической специальности за последние пять лет такой работы (службы). Характеристика должна быть выдана претенденту на должность судьи в течение семи дней со дня его обращения;

8) сведения о доходах претендента, об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, и обязательствах имущественного характера претендента, а также сведения о доходах супруга (супруги) и несовершеннолетних детей претендента, об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и обязательствах имущественного характера супруга (супруги) и несовершеннолетних детей претендента по установленной форме.

Квалификационная коллегия судей организует проверку достоверности документов и сведений. При этом квалификационная коллегия судей вправе обратиться с требованием о проверке достоверности представленных ей документов и сведений в соответствующие органы, которые обязаны сообщить о результатах проверки в установленный коллегией срок, но не позднее чем через два месяца со дня поступления указанного требования.

По результатам рассмотрения заявлений всех граждан, претендующих на должность судьи, итогов проверки достоверности документов и сведений, и с учетом результатов квалификационного экзамена квалификационная коллегия судей принимает решение о рекомендации одного или нескольких из них кандидатом на должность судьи. Если в результате проверки указанных документов и сведений установлена их недостоверность, гражданин, представивший такие документы и сведения, не может быть рекомендован на должность судьи.

Кандидатом на должность судьи не может быть лицо, состоящее в близком родстве или свойстве (супруг (супруга), родители, дети, родные братья и сестры, дедушки, бабушки, внуки, а также родители, дети, родные братья и сестры супругов) с председателем или заместителем председателя того же суда.

При принятии решения о рекомендации гражданина на должность судьи квалификационная коллегия судей учитывает стаж его работы в должности судьи, опыт работы в правоохранительных органах, наличие государственных и ведомственных наград, почетного звания «Заслуженный юрист Российской Федерации», ученой степени по юридической специальности, а в отношении претендентов, осуществляющих полномочия судей, также качество и оперативность рассмотрения дел.

Решение квалификационной коллегии судей о рекомендации кандидатом на должность судьи может быть обжаловано в судебном порядке, если коллегией нарушен установленный Законом порядок отбора претендентов на должность судьи. Решение об отказе в рекомендации на должность судьи может быть обжаловано в судебном порядке как в связи с нарушением порядка отбора претендентов на должность судьи, так и по существу решения.

В соответствии со ст. 2 Закона Ульяновской области «О мировых судьях в Ульяновской области» мировые судьи назначаются на должность Законодательным Собранием Ульяновской области по представлению председателя Ульяновского областного суда с учетом мнения Губернатора Ульяновской области или уполномоченного им лица.

Срок полномочий мирового судьи, впервые назначенного на эту должность, составляет три года. По истечении указанного срока лицо, замещавшее должность мирового судьи, вправе снова выдвинуть свою кандидатуру для назначения на данную должность.

При повторном и последующих назначениях на должность мирового судьи мировой судья назначается сроком на пять лет.

Порядок наделения судей полномочиями

Статья 6. Порядок наделения судей полномочиями

Судьи Верховного Суда Российской Федерации назначаются Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации, которое вносится с учетом мнения соответственно Председателя Верховного Суда Российской Федерации.

Президент Российской Федерации в двухмесячный срок со дня получения необходимых материалов назначает судей федеральных судов, а кандидатов в судьи Верховного Суда Российской Федерации представляет для назначения Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации либо отклоняет представленные кандидатуры, о чем сообщается председателю соответствующего суда.

Назначение кандидатов на должности судей производится только при наличии положительного заключения соответствующей квалификационной коллегии судей.

Председатель Верховного Суда Российской Федерации назначается на должность Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации сроком на шесть лет по представлению Президента Российской Федерации при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации.

Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации представляет Президенту Российской Федерации указанное заключение не позднее, чем за два месяца до истечения срока полномочий Председателя Верховного Суда Российской Федерации, а в случае досрочного прекращения полномочий — не позднее чем через три месяца со дня открытия вакансии.

Заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации, назначается на должность Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации сроком на шесть лет по представлению Президента Российской Федерации, основанному на представлении соответственно Председателя Верховного Суда Российской Федерации, при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации.

Председатель Верховного Суда Российской Федерации вносит Президенту Российской Федерации указанные представления не позднее, чем за два месяца до истечения срока полномочий заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации, а в случае досрочного прекращения полномочий — не позднее чем через три месяца со дня открытия вакансии.

Президент Российской Федерации вносит в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации представление о назначении Председателя Верховного Суда Российской Федерации или заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации не позднее, чем за 14 дней до истечения срока их полномочий, а в случае досрочного прекращения полномочий указанных лиц — не позднее чем через шесть месяцев со дня открытия вакансии.

Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации рассматривает вопрос о назначении на должность Председателя Верховного Суда Российской Федерации или заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий 14 дней после получения представления Президента Российской Федерации.

Председатель Верховного Суда Российской Федерации вносит указанное представление Президенту Российской Федерации не позднее, чем за два месяца до истечения срока полномочий председателя, заместителя председателя соответствующего суда, а в случае досрочного прекращения полномочий указанных лиц — не позднее чем через три месяца со дня открытия вакансии.

Председатель суда наряду с осуществлением полномочий судьи соответствующего суда, а также процессуальных полномочий, установленных для председателя суда федеральными конституционными законами и федеральными законами, осуществляет следующие функции:

  • 1) организует работу суда;
  • 2) устанавливает правила внутреннего распорядка суда на основе утверждаемых Советом судей Российской Федерации типовых правил внутреннего распорядка судов и контролирует их выполнение;
  • 3) распределяет обязанности между заместителями председателя, а также в порядке, установленном федеральным законом, — между судьями;
  • 4) организует работу по повышению квалификации судей;
  • 5) осуществляет общее руководство деятельностью аппарата суда, в том числе назначает на должность и освобождает от должности работников аппарата суда, а также распределяет обязанности между ними, принимает решение о поощрении работников аппарата суда либо о привлечении их к дисциплинарной ответственности, организует работу по повышению квалификации работников аппарата суда;
  • 6) регулярно информирует судей и работников аппарата суда о своей деятельности и о деятельности суда;
  • 7) осуществляет иные полномочия по организации работы суда.

Судьи Верховного Суда Российской Федерации приносят присягу на собраниях судей этого суда. Полномочия судьи в Российской Федерации не ограничены определенным сроком, за исключением случаев, предусмотренных федеральными конституционными законами и настоящим Законом.

Судья считается вступившим в должность с момента принесения им присяги, а при вступлении в должность судьи лица, ранее приносившего присягу, — со дня его назначения (избрания) на должность судьи. Присяга приносится судьей перед Государственным флагом РФ, в торжественной обстановке.

Законодательство предусматривает меры социальной защиты судьи и членов его семьи: жизнь, здоровье и имущество судьи подлежат обязательному государственному страхованию за счет средств федерального бюджета. При этом жизнь и здоровье судьи подлежат страхованию на сумму его пятнадцатилетней заработной платы.

Судья неприкосновенен. Это означает неприкосновенность личности, неприкосновенность занимаемых им жилых и служебных помещений, используемых им личных и служебных транспортных средств, принадлежащих ему документов, багажа и иного имущества, тайну переписки и иной корреспонденции.

Полномочия судьи прекращаются:

в последний день месяца, в котором истекает срок его полномочий, если этот срок установлен законом;

в последний день месяца, в котором он достигает возраста, установленного пунктом 1 настоящей статьи;

на следующий день после вступления в силу решения квалификационной коллегии судей о досрочном прекращении полномочий судьи.

Судья, полномочия которого прекращены в связи с истечением их срока, в случае, если он в установленном порядке не обратился в соответствующую квалификационную коллегию судей с заявлением о назначении на должность судьи либо если соответствующая квалификационная коллегия судей отказала ему в рекомендации на должность судьи без ограничения срока полномочий, или судья, срок полномочий которого истек в связи с достижением им предельного возраста пребывания в должности судьи, продолжает осуществлять свои полномочия до окончания рассмотрения по существу дела, начатого с его участием, либо до первого назначения судьи в данный суд.

  • 1. Полномочия судьи приостанавливаются решением квалификационной коллегии судей при наличии одного из следующих оснований:
  • 1) признание судьи безвестно отсутствующим решением суда, вступившим в законную силу;
  • 2) возбуждение уголовного дела в отношении судьи либо привлечение его в качестве обвиняемого по другому уголовному делу;
  • 3) участие судьи в предвыборной кампании в качестве кандидата в состав органа законодательной (представительной) власти Российской Федерации или органа законодательной (представительной) власти субъекта Российской Федерации;
  • 4) избрание судьи в состав органа законодательной (представительной) власти Российской Федерации или органа законодательной (представительной) власти субъекта Российской Федерации. Решение о возобновлении полномочий судьи принимает квалификационная коллегия судей, приостановившая его полномочия.