Надзор за исполнением законов

2.1. Административный надзор полиции в области охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности

В соответствии с Федеральным законом «О полиции» полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности.

Чтобы защищать указанные ценности и решать поставленные законом задачи, полиция должна осуществлять надзор поведением людей, своевременно обнаруживать угрозы жизни и здоровью граждан, общественному порядку и общественной безопасности. Но прежде чем перейти к рассмотрению деятельности полиции в данном направлении, мы должны дать определение объекту правоохраны – общественному порядку и общественной безопасности.

Авторы Справочника участкового уполномоченного милиции под общественным порядком понимают обусловленную потребностями общества систему урегулированных нормами права и иными социальными нормами отношений, складывающихся в общественных местах в процессе общения людей, имеющую целью обеспечение обстановки спокойствия, личной безопасности граждан, на создание благоприятных условий для нормального функционирования государственных органов, организаций, учреждений и предприятий всех форм собственности.

По мнению Б. П. Кондрашова, общественный порядок в широком смысле следует понимать как установившуюся в результате соблюдения социальных норм (норм права, морали, обычаев, традиций и т.п.) систему общественных отношений, неприкосновенность которой гарантируется всей политической системой государства. Под общественной безопасностью он понимает социально-правовую категорию, сформировавшуюся в результате соблюдения и исполнения правовых норм, систему общественных отношений, неприкосновенность которой гарантируется государством, обществом.

Позиции ученых относительно соотношения понятий «общественный порядок» и «общественная безопасность» расходятся. Одни считают общественную безопасность составной частью общественного порядка. Другие, напротив, считают понятие общественной безопасности более емким, чем общественный порядок. Сторонники третьей позиции рассматривают общественный порядок и общественную безопасность как самостоятельные, хотя и тесно связанные категории.

Не вызывает сомнений то, что общественный порядок и общественная безопасность взаимосвязаны и взаимообусловлены. Укрепление общественного порядка способствует повышению общественной безопасности. Соблюдение правил, норм и требований общественной безопасности служит условием поддержания надлежащего общественного порядка.

Х. А. Юсупов утверждает, что общественный порядок следует рассматривать в широком и в узком смысле. В широком смысле это вся система общественных отношений, существующих в обществе. Общественный порядок является объектом охранительного воздействия всех социальных институтов государства. В узком смысле общественный порядок включает определенные совокупности общественных отношений, складывающихся в различных областях социально-политической жизни и быта.

В то же время утвержденная Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года определяет безопасность как состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства.

Из этого определения следует, что безопасность может быть представлена тремя уровнями:

1) безопасность личности – состояние защищенности ее конституционных прав и свобод, достойное качество и уровень жизни;

2) безопасность общества – его материальные и духовные ценности;

3) безопасность государства – его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность.

Определяя объект правоохранительной (в том числе и административно-надзорной) деятельности полиции, в общественную безопасность надлежит включить безопасность личности и безопасность общества.

Таким образом, общественная безопасность представляет собой состояние защищенности прав и свобод каждого человека, а также материальных и духовных ценностей всего общества. Ключевые слова здесь – состояние защищенности.

Определяя общественный порядок, следует исходить из того, что ключевым словом является «порядок», т.е. режим. Следовательно, под общественным порядком следует понимать нормативно установленный режим (порядок) жизни общества, возникновения, существования, изменения и прекращения разнообразных общественных отношений. Такой режим может устанавливаться самыми разнообразными нормами: правовыми, моральными, религиозными и т.д. В связи с этим необходимо ответить на два вопроса: 1) в какой части общественный порядок может охраняться сотрудниками полиции? 2) где проходят территориальные границы, в пределах которых полицейский обязан охранять общественный порядок?

Для ответа на первый вопрос обратимся к ст. 13 Федерального закона «О полиции», пункт 1 части 1 которой гласит: сотрудник полиции вправе «требовать от граждан и должностных лиц прекращения противоправных действий, а равно действий, препятствующих законной деятельности государственных и муниципальных органов, депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти, депутатов представительных органов муниципальных образований, членов избирательных комиссий, комиссий референдума, а также деятельности общественных объединений». Иначе говоря, полицейский вправе требовать прекращения действий, нарушающих требования исключительно правовых норм, но ни в коем случае не религиозных или моральных.

Ответ на второй вопрос сложнее. Принято считать, что общественный порядок складывается в общественных местах. Но общественные места не имеют четких границ. К общественным местам принято относить места общения людей в целях удовлетворения различных жизненных потребностей. Общественное место связывается с пребыванием в нем людей. В законодательстве понятие «общественное место» не формулируется. В нем дается примерный перечень общественных мест: улицы, площади, парки, транспортные магистрали, вокзалы, пристани, аэропорты, стадионы и другие присутственные места. Поскольку общественное место связывается с пребыванием в нем людей, то нарушение правил поведения в местах общения одной личностью затрагивает интересы другой личности (личностей). Не может быть общественным местом жилище. С другой стороны, следует согласиться с Х. А. Юсуповым в том, что понятием общественного порядка охватываются и отношения, возникающие, развивающиеся вне общественных мест, но по своему характеру связанные с обеспечением личной безопасности граждан, общественного спокойствия, созданием нормальных условий для деятельности государственных и общественных организаций, для труда и отдыха граждан, охраны их чести и достоинства2 иначе говоря, связанные с обеспечением общественной безопасности.

Правовой основой деятельности полиции по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности помимо Федерального закона «О полиции» являются нормативные правовые акты МВД России, в числе которых, назовем следующие:

Федеральный закон от 6 февраля 1997 г. № 27-ФЗ «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации»;

Указ Президента РФ от 1 марта 2011 г. № 248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации»

Приказы МВД России:

от 4 мая 2010 г. № 333 «Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях»;

от 15 августа 2011 г. № 942 «О порядке привлечения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, не являющихся сотрудниками полиции, а также стажеров к выполнению обязанностей, возложенных на полицию»;

от 16 сентября 2002 г. № 900 «О мерах по совершенствованию деятельности участковых уполномоченных милиции»;

от 29 января 2008 г. № 80 «Вопросы организации деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы милиции общественной безопасности» и др.

Основным субъектом охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности является патрульно-постовая служба полиции.

Уставом патрульно-постовой службы должны руководствоваться все сотрудники органов внутренних дел, когда они участвуют в организации и несении патрульно-постовой службы или, находясь вне службы, принимают меры к пресечению преступлений и других правонарушений.

Для несения патрульно-постовой службы используются следующие виды нарядов: патруль, патрульная группа, пост, а также наряд сопровождения, контрольно-пропускной пункт, контрольный пост полиции, заслон, резерв и другие.

Патруль – подвижной наряд, состоящий из одного или нескольких сотрудников полиции и выполняющий возложенные на него обязанности на маршруте патрулирования. Сотрудник полиции, входящий в состав патруля, называется патрульным.

Патрулю для несения службы устанавливается маршрут патрулирования, границы которого определяются на местности в зависимости от конкретных условий и оперативной обстановки. Протяженность маршрута патруля, как правило, составляет: для патрулей на автомобиле – 6 – 8 км, на мотоцикле – 3 – 5 км, для пеших патрулей – 1 – 1,5 км. Протяженность маршрута для патрулей по надзору за дорожным движением либо иных специальных патрулей может быть увеличена или уменьшена.

Патрульная группа (ПГ) – наряд полиции в составе двух и более патрулей, объединенных для несения службы под единым руководством. Патрульной группе для несения службы назначаются несколько маршрутов, участок территории города, поселок, другая местность, на которой проводится мероприятие с большим количеством людей, зона массового отдыха. Основу патрульной группы составляет патруль на автомобиле, оборудованном радиостанцией, проблесковым маяком, громкоговорящей установкой, сиреной и иными техническими средствами. В состав группы входят полицейские с носимыми радиостанциями для осуществления пешего патрулирования на установленном участке. Начальником (старшим) патрульной группы назначается командир отделения либо наиболее опытный сотрудник полиции, способный обеспечить руководство деятельностью группы.

Пост – место или участок местности, на котором сотрудники полиции (постовые) выполняют возложенные на них обязанности по охране общественного порядка. Посты выставляются там, где необходимо обеспечить постоянное присутствие полицейского. Для поста определяются его центр и границы. Центр поста определяется в таком месте, откуда наиболее удобно вести наблюдение и оперативно принимать меры к предупреждению и пресечению правонарушений. Удаление границ от центра поста не должно превышать 300 м.

Наряд полиции для сопровождения поезда, судна, самолета (НС) – назначается в целях поддержания общественного порядка и обеспечения безопасности, предупреждения и пресечения правонарушений в пути следования этих транспортных средств.

Контрольно-пропускной пункт (КПП) – наряд полиции выставляется для обеспечения пропускного режима или ограничения движения транспорта и пешеходов в определенном районе (местности) при проведении массовых мероприятий, возникновении стихийных бедствий, эпидемий, эпизоотий и других чрезвычайных ситуациях.

Контрольный пост полиции (КП) – наряд межрегиональной специальной заградительной системы выставляется для обеспечения эффективного взаимодействия по выявлению и задержанию автомототранспорта, причастного к преступлениям, и лиц, их совершивших.

Заслон (З) – наряд в составе группы (подразделения) сотрудников полиции, выполняющий задачу по контролю за определенным участком местности или перекрытию отдельных транспортных направлений.

Резерв (Р) – наряд полиции, предназначенный для усиления задействованных сил и средств в случаях внезапно возникающих задач в связи с осложнением оперативной обстановки, а также для подмены патрульных и постовых. Состав резерва, размещение и порядок его использования в каждом отдельном случае определяются тем начальником, в распоряжении которого он находится (выделяется).

При несении патрульно-постовой службы используются следующие средства:

— автотранспорт, специальные автомобили, бронемашины, вертолеты, мотоциклы, катера, другие транспортные средства;

— средства радио- и проводной связи и специальной техники (в том числе системы телевизионного наблюдения, электромегафоны и т.д.);

— табельное огнестрельное оружие, снаряжение и специальные средства;

— осветительные приборы, специальная аппаратура и другие технические средства;

— служебные животные (собаки, лошади).

В чем же заключается деятельность полиции по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности?

Во-первых, это визуальное наблюдение патрульными нарядами и постовыми полицейскими за поведением граждан в общественных местах. Особое внимание должно уделяться местам вероятного совершения преступлений и административных правонарушений, массового скопления людей, санаторно-курортным учреждениям, пляжам, паркам, остановкам городского пассажирского транспорта, железнодорожным, речным и морским вокзалам, аэропортам, станциям, портам, посадочным платформам, отстойным паркам вагонов и другим объектам транспорта, предприятиям общественного питания, развлекательным учреждениям. Осуществляется сопровождение нарядами поездов, судов; патрулирование на катерах по рекам, водоемам, акваториям портов, проведение рейдов в прибрежной полосе моря. В обязанности патрульно-постовых нарядов входит также своевременное предостережение граждан от совершения противоправных действий, разъяснение им недопустимости антиобщественного поведения.

В ходе наблюдения за поведением граждан полицейские также осуществляют поиск лиц, имущества и транспортных средств, объявленных в розыск; особое внимание уделяют поведению лиц, освобожденных из мест лишения свободы, а также лиц, условно осужденных и условно освобожденных, проживающих в районе патрулирования, выявляют обстоятельства, способствующие совершению административных правонарушений и преступлений, а также на:

граждан, часто появляющихся у объектов, где хранятся, находятся в обращении материальные ценности, банковских учреждений, торговых предприятий, складов, баз, проявляющих интерес к состоянию окон, дверей, запоров, ограждений, режиму работы и организации охраны;

людей, которые проявляют подозрительную настороженность и беспокойство, одетых не по сезону или в одежду, не соответствующую росту и комплекции, а также имеющих повязки и травмы;

группы граждан, особенно молодежи, собирающиеся в скверах, дворах, подъездах домов и других местах, не допуская при этом необоснованных действий, могущих привести к возникновению конфликтных ситуаций;

граждан, допускающих нарушения правил дорожного движения, и детей, играющих в опасных местах;

состояние дверей, витрин и окон магазинов и других учреждений, где хранятся ценности;

подозрительные шумы, появление огня или дыма в зданиях и на объектах.

Свои властные полномочия полицейские реализуют в случаях, когда возникает угроза общественной безопасности, происходит нарушение общественного порядка (административное правонарушение или преступление). Патрульные и постовые наряды обязаны предотвращать и пресекать преступления и административные правонарушения, принимать меры к устранению обстоятельств, способствующих их совершению. Обо всех случаях возникновения угрозы общественной безопасности, при получении информации о готовящемся преступлении, при необходимости привлечения технической помощи и аварийных служб наряды полиции обязаны докладывать дежурному по органу внутренних дел, при необходимости принимать меры к недопущению граждан в опасную зону, удалению лиц, находящихся в опасной зоне за ее пределы.

В целях предотвращения и пресечения хищений наряды полиции обязаны обращать внимание на транспорт, вывозящий из организаций и предприятий грузы, особенно в неурочное время, проверять при возникновении подозрений у водителей наличие и правильность заполнения путевых листов, товарных документов, сверить наличие грузов с документами и в случае отсутствия необходимых товарных документов, других нарушений доставлять водителей, транспорт для разбирательства в орган внутренних дел.

Административный надзор на транспорте, кроме того, заключается в осуществлении следующих действий:

установление лиц, пытающихся войти в доверие к пассажирам с целью совершения кражи вещей;

— недопущение посадки и высадки пассажиров на ходу поезда, судна или с противоположной стороны от перрона, самовольного проезд в грузовых поездах, а также хождения граждан по железнодорожным путям в неустановленных местах;

предупреждение и пресечение подкладывания посторонних предметов на рельсы, повреждение сигнализации и связи;

недопущение хождения посторонних лиц по охраняемым территориям грузовых станций, контейнерных площадок, товарных парков, портов;

предупреждение и пресечение порчи вагонного (судового) оборудования;

выявление фактов злоупотреблений со стороны работников транспорта (провоз безбилетных пассажиров, запрещенного к перевозке груза и т.п.);

осмотр вагонов поезда, судовых помещений после высадки пассажиров и выгрузки багажа.

Большое значение при несении патрульно-постовой службы уделяется поведению несовершеннолетних в целях предупреждения бродяжничества, попрошайничества, совершения правонарушений. В этом направлении наряды полиции обязаны:

выявлять заблудившихся детей, подростков, находящихся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, доставлять таких несовершеннолетних к месту жительства и передавать родителям или лицам, их заменяющим, либо в подразделение по делам несовершеннолетних, а в необходимых случаях – в дежурную часть органа внутренних дел;

принимать меры к выявлению антиобщественных групп несовершеннолетних, установлению мест их концентрации;

осуществлять наблюдение за поведением несовершеннолетних, вернувшихся из воспитательно-трудовых колоний, осужденных к лишению свободы условно и с отсрочкой исполнения приговора;

выявлять взрослых лиц, вовлекающих несовершеннолетних в азартные игры, употребление спиртных напитков, наркотиков, совершение правонарушений либо иных антиобщественных действий.

Нарядам полиции предоставлены широкие права по применению мер административного принуждения, однако необходимо помнить, что во многих случаях эти права ограничены определенными условиями:

требовать от граждан и должностных лиц прекращения преступления или административного правонарушения, а также действий, препятствующих осуществлению полномочий полиции, законной деятельности народных депутатов, кандидатов в народные депутаты, представителей государственных органов, учреждений и общественных объединений;

проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие личность, если имеются достаточные основания подозревать их в совершении преступления или административного правонарушения;

доставлять в медицинские учреждения либо в дежурные части лиц, находящихся в общественных местах в состоянии опьянения и утративших способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке либо могущих причинить вред окружающим или себе, а находящихся в жилище – по письменному заявлению проживающих там граждан, если есть основания полагать, что поведение указанных лиц представляет опасность для их здоровья, жизни и имущества;

входить беспрепятственно в жилые и иные помещения граждан, на принадлежащие им земельные участки, на территорию и в помещения, занимаемые предприятиями, учреждениями, и осматривать их при преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступлений, либо при наличии достаточных данных полагать, что там совершено или совершается преступление, произошел несчастный случай, а также для обеспечения личной безопасности граждан и общественной безопасности при стихийных бедствиях, катастрофах, авариях, эпидемиях, эпизоотиях и массовых беспорядках, о чем докладывает рапортом начальнику органа полиции;

временно ограничивать или запрещать движение транспорта и пешеходов на улицах и дорогах, а также не допускать граждан на отдельные участки местности и объекты, обязывать их остаться там или покинуть эти участки и объекты в целях защиты здоровья, жизни и имущества граждан, а также для проведения следственных и розыскных действий;

изымать у граждан и должностных лиц документы, имеющие признаки подделки, а также вещи, предметы и вещества, изъятые из гражданского оборота, находящиеся у граждан без специального разрешения.

Кроме того, некоторые права реализуются в случае выявления административного правонарушения: доставление, личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, досмотр транспортного средства, осмотр помещений и территорий, принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

При реализации этих прав необходимо учитывать, что меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях применяются с целями, указанными в соответствующих статьях гл. 27 КоАП РФ. Так, доставление в полицию осуществляется в целях составления протокола об административном правонарушении, если составление протокола является обязательным, а составить его на месте совершения правонарушения не представляется возможным. Случаи, когда составление протокола является обязательным, установлены в ст. 28.6 КоАП РФ. Наряды полиции вправе осуществлять доставление в помещение органа внутренних дел граждан, подозреваемых в совершении преступлений, при наличии одного из следующих оснований:

а) когда это лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения;

б) когда очевидцы, в том числе и потерпевшие, прямо укажут на данное лицо, как на совершившее преступление;

в) когда на подозреваемом или его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления.

При наличии иных данных, дающих основания подозревать лицо в совершении преступления, оно может быть доставлено в полицию лишь в том случае, если это лицо покушалось на побег или когда не установлена его личность. Доставлению подлежат также лица, предъявившие документы с явными признаками подделки или неправомерно владеющие ими.

Таким образом, административный надзор в сфере охраны общественного порядка осуществляется силами патрульно-постовой службы в общественных местах путем осуществления наблюдения за поведением граждан и применения мер административного принуждения в случае выявления административных правонарушений и преступлений.

Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры РФ определяются Федеральным законом от 17 января 1992 г. «О прокуратуре Российской Федерации» (ст. 129 Конституции РФ).

Деятельность любого должностного лица функционально связана с деятельностью прокурора. Прокуратура осуществляет надзор за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом РФ, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций и за соответствием законам издаваемых указанными органами правовых актов; а также за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

Согласно ч. 2 ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» задачами (целями) прокуратуры являются:

— обеспечение верховенства закона;

— обеспечение единства и укрепления законности;

— защита (обеспечение защиты) прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.

Организация и деятельность прокуратуры базируется на четырех принципах:

— законности;

— единства и централизации;

— гласности;

— независимости прокуроров от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов федерации, органов местного самоуправления и общественных объединений и подчинения их только закону.

Прокуратурой осуществляется несколько видов деятельности, одни из которых относятся к прокурорскому надзору, другие — к иным направлениям деятельности прокуратуры. Основными отраслями прокурорского надзора признаются:

1) надзор за исполнением законов;

2) надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина;

3) надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

4) надзор за исполнением законов судебными приставами;

5) надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

Помимо прокурорского надзора законом предусмотрены иные направления деятельности прокуратуры:

1) осуществление уголовного преследования в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;

2) координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью;

3) возбуждение дел об административных правонарушениях и проведение административного расследования в соответствии с полномочиями, установленными КоАП РФ и другими федеральными законами;

4) участие в рассмотрении дел судами общей юрисдикции и арбитражными судами;

5) внесение представлений на противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов;

6) участие в правотворческой деятельности.

Прокурор обладает следующими полномочиями:

— по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения федеральных министерств, государственных комитетов, служб и иных федеральных органов исполнительной власти, представительных (законодательных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, органов военного управления, органов контроля, органов управления и коммерческих и некоммерческих организаций, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;

— требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций;

— вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов;

— возбуждать производство об административном правонарушении;

— требовать привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности;

— предостерегать о недопустимости нарушения закона;

— освобождать своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов;

— опротестовывать противоречащие закону правовые акты, обращаться в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными;

— вносить представление об устранении нарушений закона.

— рассматривать и проверять заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина;

— принимать меры к тому, чтобы лица, совершившие преступление, были подвергнуты уголовному преследованию;

— предъявлять и поддерживать в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение;

— проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях;

— выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных нарушений уголовного законодательства;

— требовать от органов дознания и следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания или предварительного следствия;

— давать дознавателю письменные указания о направлении расследования, производстве процессуальных действий;

— давать согласие дознавателю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения;

— истребовать и проверять законность и обоснованность решений об отказе в возбуждении, приостановлении или прекращении уголовного дела;

— отменять незаконные или необоснованные решения;

— рассматривать представленную руководителем следственного органа информацию следователя о несогласии с требованиями прокурора и принимать по ней решение;

— участвовать в судебных заседаниях при рассмотрении в ходе досудебного производства вопросов об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, о продлении срока содержания под стражей либо об отмене или изменении данной меры пресечения, а также при рассмотрении ходатайств о производстве иных процессуальных действий, которые допускаются на основании судебного решения, и при рассмотрении жалоб в порядке, установленном ст. 125 УПК;

— разрешать отводы, заявленные дознавателю, а также самоотводы последнего;

— отстранять дознавателя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение требований УПК;

— изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю с обязательным указанием оснований такой передачи;

— передавать уголовное дело или материалы проверки сообщения о преступлении от одного органа предварительного расследования другому в соответствии с правилами, установленными ст. 151 УПК, изымать любое уголовное дело или любые материалы проверки сообщения о преступлении у органа предварительного расследования федерального органа исполнительной власти и передавать его следователю Следственного комитета РФ с обязательным указанием оснований такой передачи;

— утверждать обвинительное заключение, обвинительный акт или обвинительное постановление по уголовному делу;

— возвращать уголовное дело следователю (дознавателю и др.) со своими письменными указаниями о производстве дополнительного расследования, об изменении объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или для пересоставления обвинительного заключения (обвинительного акта или обвинительного постановления) и устранения выявленных недостатков;

— признать доказательство недопустимым;

— отменить незаконное или необоснованное постановление нижестоящего прокурора;

— посещать в любое время органы и учреждения, исполняющие наказание и применяющие назначаемые судом меры принудительного характера, места содержания задержанных и заключенных под стражу;

— опрашивать задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера;

— знакомиться с документами, на основании которых эти лица задержаны, заключены под стражу, осуждены либо подвергнуты мерам принудительного характера, с оперативными материалами;

— требовать от администрации создания условий, обеспечивающих права задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, проверять соответствие законодательству Российской Федерации приказов, распоряжений, постановлений администрации органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрации мест содержания задержанных и заключенных под стражу, требовать объяснения от должностных лиц, вносить протесты и представления, возбуждать производства об административных правонарушениях.;

— отменять дисциплинарные взыскания, наложенные в нарушение закона на лиц, заключенных под стражу, осужденных, немедленно освобождать их своим постановлением из штрафного изолятора, помещения камерного типа, карцера, одиночной камеры, дисциплинарного изолятора.

Основными актами реагирования прокурора на нарушения закона являются:

— протест;

— представление;

— постановление;

— предостережение.

Протест — это документ, который приносится на противоречащий закону, нарушающий права человека и гражданина правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством в суд.

Представление об устранении нарушений закона готовится в случае выявления нарушений закона, причин и условий, способствующих таковым. Представление вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения.

Прокурору предоставлено право выносить постановления. Таковыми являются постановления, которые он может выносить в рамках различных отраслей прокурорского надзора, а также принимая участие в уголовно-процессуальной деятельности.

Предостережение о недопустимости нарушения закона может быть объявлено должностным лицам и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях.

Требования прокурора, вытекающие из его полномочий, по осуществлению надзора за исполнением законов; за соблюдением прав и свобод человека и гражданина; за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие; за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу подлежат безусловному исполнению в установленный срок.

Умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий и изложенных в предостережении, представлении, постановлении и протесте, которые вытекают из его полномочий, влечет наложение штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц — от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток (ст. 17.7 КоАП).

Прокурорами также координируется деятельность по борьбе с преступностью:

— органов внутренних дел;

— органов федеральной службы безопасности;

— органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ;

— органов таможенной службы;

— иных правоохранительных органов.

Прокурор не осуществляет надзора за деятельностью судов, он лишь вправе в соответствии с процессуальным законодательством принимать участие в рассмотрении дел судами. Основные полномочия прокурора применительно к данной отрасли прокурорского надзора закреплены в УПК, ГПК и АПК.

Установив в ходе осуществления своих полномочий необходимость совершенствования действующих нормативных правовых актов, прокурор вправе вносить в законодательные органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы, соответствующего и нижестоящего уровней предложения об изменении, о дополнении, об отмене или о принятии законов и иных нормативных правовых актов.

Система органов прокуратуры Российской Федерации состоит из Генеральной прокуратуры РФ, прокуратур субъектов Российской Федерации, приравненных к ним военных и других специализированных (транспортных и природоохранительных) прокуратур, научных и образовательных организаций, редакций печатных изданий, а также прокуратур городов и районов, других территориальных, военных и иных специализированных прокуратур (транспортных, природоохранительных прокуратур, прокуратур по надзору за исполнением законов в исправительных учреждениях, прокуратур по надзору за исполнением законов на особорежимных объектах, прокуратуры Московского метрополитена).

На должность прокуроры городов и районов назначаются так же, как и освобождаются от должности — Генеральным прокурором РФ. Об их назначении и об их освобождении от должности публикуется в печати сообщения.

В соответствии со ст. 40.1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурором может быть:

— гражданин Российской Федерации;

— получивший высшее юридическое образование по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе;

— обладающий необходимыми профессиональными и моральными качествами;

— способный по состоянию здоровья исполнять возлагаемые на него служебные обязанности.

Не может находиться на службе в органах и организациях прокуратуры гражданин:

— имеющий гражданство иностранного государства;

— признанный решением суда недееспособным или ограниченно дееспособным;

— лишенный решением суда права занимать государственные должности государственной службы в течение определенного срока;

— имевший или имеющий судимость;

— имеющий заболевание, которое согласно медицинскому заключению препятствует поступлению на службу в органы и организации прокуратуры и исполнению им служебных обязанностей прокурорского работника;

— состоящий в близком родстве или свойстве (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с работником органа или организации прокуратуры, если их служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;

— отказывающийся от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение служебных обязанностей по должности, на которую претендует лицо, связано с использованием таких сведений.

Прокурором города, района, приравненным к ним прокурором может быть лицо:

— не моложе 25 лет;

— имеющее стаж работы прокурором или следователем не менее трех лет.

Прокурором субъекта Российской Федерации, приравненным к нему прокурором назначается лицо:

— не моложе 30 лет;

— имеющее стаж работы прокурором или следователем не менее пяти лет.

Прокурорский надзор. ШпаргалкиТекст

1. Прокурорский надзор: определение

Прокурорский надзор – 1) самостоятельная правовая учебная дисциплина, в рамках которой изучается а) законодательство о прокурорском надзоре; б) теория и практика деятельности прокуроров, осуществляющих надзор за исполнением законов. 2) самостоятельный вид государственной деятельности, направленный на решение задач укрепления законности и правопорядка в РФ, реализацию основных принципов социальной справедливости. ПН стоит в ряду наиболее надежных гарантий соблюдения прав и законных интересов граждан.

ПН как учебная дисциплина включает изучение 1) основных принципов организации прокуратуры и ее деятельности; 2) основных задач, направленных на укрепление законности и правопорядка; 3) особенностей взаимодействия органов прокуратуры с другими правоохранительными органами, общественными организациями и общественностью в целом. В этой дисциплине изучаются задачи и полномочия прокуроров, процессуальные акты реагирования прокуроров на нарушения законов.

У прокурорского надзора как учебной дисциплины существуют непосредственные и тесные связи с рядом других дисциплин. В рамках уголовного, уголовно-процессуального, гражданского и гражданского процессуального, административного, семейного права раскрываются роль и значение ПН за исполнением правовых норм. Наиболее тесно с ПН соотносятся такие дисциплины, как гражданский и уголовный процесс, административное, трудовое право. Также ПН находит место в изучении криминалистики.

ПН как самостоятельный вид государственной деятельности осуществляется от имени государства – Российской Федерации; эту деятельность не могут осуществлять никакие иные государственные, общественные или другие органы, учреждения, организации и т. д. Содержание этой специфической деятельности: проверка точности соблюдения конституционных норм, исполнения требований законов, соответствия закону различных правовых актов. Также к ПН относится принятие мер по устранению обнаруженных правонарушений, для чего прокуратура обладает рядом средств, предоставленных ей исключительно.

2. Прокурор и его деятельность

Прокурор как обобщающее понятие – физическое лицо, которое постоянно или временно состоит на службе в органах прокуратуры. Принятие на работу определяется Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации», должностные обязанности, исполняемые прокурором, регулируются тем же законом, а также приказами вышестоящего прокурора.

Прокурор в узком смысле – руководители прокуратур различного ранга: Генеральный прокурор РФ, прокурор субъекта РФ, города, района, специализированной прокуратуры. В широком смысле – помимо вышеперечисленных заместители, советники, старшие помощники, помощники, помощники по особым поручениям Генерального прокурора РФ, а также помощники и заместители нижестоящих прокуроров, старшие прокуроры-криминалисты, прокуроры-криминалисты управлений и отделов, действующие в рамках своей компетенции.

В штат прокуратуры входят также прокурорские работники: сотрудники учреждений и органов прокуратуры, обладающие классным чином; в учреждениях военной прокуратуры – воинским званием. К прокурорским работникам относятся научные и педагогические работники учреждений прокуратуры, некоторые иные работники системы прокуратуры. Основное содержание деятельности прокурора: осуществление проверок на предмет точности соблюдения Конституции РФ, исполнения требований законов, которые действуют на территории Российской Федерации. Выявляя в ходе проверок факты правонарушений, прокурор принимает меры по их устранению. Акт прокурорского реагирования – решение прокурора, закрепленное в соответствующем документе, посредством которого он реагирует на обнаруженные им в ходе осуществления надзора нарушения законности. В арсенале прокурора имеется целый ряд правовых средств для такого реагирования. Например, при выявлении правового акта, несоответствующего закону, прокурор составляет протест, в котором обосновывает незаконность акта и изъявляет требование о полной или частичной его отмене.

3. Требования нравственно-этического и профессионального порядка в деятельности прокуроров и следователей

Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» включает требования профессионального и нравственно-этического характера, относящиеся к назначаемым на должность прокурора лицам.

Вступая в должность прокурора, выпускник высшего юридического учебного заведения принимает присягу, введенную ФЗ «О прокуратуре РФ» (ст. 404):

«Посвящая себя служению Закону, торжественно клянусь:

✓ свято соблюдать Конституцию Российской Федерации, законы и международные обязательства Российской Федерации, не допуская малейшего от них отступления;

✓ непримиримо бороться с любыми нарушениями закона, кто бы их ни совершил, добиваться высокой эффективности прокурорского надзора и предварительного следствия;

✓ активно защищать интересы личности, общества и государства;

✓ чутко и внимательно относиться к предложениям, заявлениям и жалобам граждан, соблюдать объективность и справедливость при решении судеб людей;

✓ строго хранить государственную и иную охраняемую законом тайну;

✓ постоянно совершенствовать свое мастерство, дорожить своей профессиональной честью, быть образцом неподкупности, моральной чистоты, скромности, свято беречь и приумножать лучшие традиции прокуратуры. Сознаю, что нарушение Присяги несовместимо с дальнейшим пребыванием в органах прокуратуры».

Далее в законе указывается, что порядок принятия присяги прокурора (следователя) устанавливается Генеральным прокурором Российской Федерации.

Федеральный закон «О прокуратуре РФ» уделяет также особое внимание вопросу профессионального мастерства и повышения квалификации работников прокуратуры. В ст. 434 указано:

«2. Повышение квалификации является служебной обязанностью прокуроров и следователей. Отношение к учебе и рост профессионализма учитываются при решении вопросов о соответствии прокурора или следователя занимаемой должности, его поощрении и продвижении по службе».

4. Предмет, объекты и субъекты прокурорского надзора

Предметом прокурорского надзора является сфера общественных отношений; деятельность прокурора направлена на регулирование тех общественных отношений, которые связаны с соблюдением норм Конституции Российской Федерации и исполнением требований, предписанных законами.

Следование Конституции РФ и исполнение требований законов является обязательным для всех тех физических и юридических лиц, на которых данные законы распространяются.

Таким образом, предмет прокурорского надзора – это соблюдение Конституции РФ и следование законам со стороны физических (должностных) и юридических лиц.

В ФЗ «О прокуратуре РФ» дается перечень этих лиц. Там же указано исключение: исполнение законов высшими органами исполнительной и представительной власти РФ не входит в предмет прокурорского надзора. Есть и другое ограничение: предмет прокурорского надзора ограничен в части исполнения законов органами суда.

Понятия «субъект ПН» и «объект ПН» значительно различаются по содержанию, но тесно связаны друг с другом. Субъект прокурорского надзора – участник прокурорско-надзорной деятельности, а точнее – прокурор (и в широком, и в узком значении этого понятия), который осуществляет проверку исполнения законов физическим или юридическим лицом (объектом надзора).

Объект прокурорского надзора – организации, учреждения, предприятия, иные юридические лица, в которых прокурор осуществляет проверку исполнения законов. Например, объектом прокурорского надзора может быть орган местного самоуправления, орган законодательной или исполнительной власти субъекта федерации, федеральное министерство и т. д.

На практике в процесс прокурорского надзора может быть одновременно вовлечено несколько субъектов и объектов: например, несколько прокуроров могут одновременно проверять соблюдение законов в различных подразделениях одного учреждения.

5. Полномочия прокурора и правовые средства прокурорского надзора

Полномочия прокурора – это права и обязанности прокурора, необходимые для реализации им предписанных ему надзорных функций; основной ряд прокурорских полномочий регламентирован ФЗ «О прокуратуре РФ». Разные направления надзора требуют различных по содержанию и объему прокурорских полномочий. Например:

Прокурор, осуществляющий надзор за исполнением законов и законностью издаваемых актов, уполномочен законом требовать от должностных лиц предоставления необходимых ему для проверки материалов, документов, данных статистики и т. п. Прокурор, надзирающий за законностью деятельности следственного аппарата и органов, производящих дознание, органов, ведущих оперативно-розыскную деятельность, имеет полномочие отменять незаконные решения данных органов, и т. д.

Прокурорские полномочия регламентируются не только ФЗ «О прокуратуре РФ»; ряд полномочий определен в гражданском и уголовном процессуальном законодательстве РФ, а также в некоторых иных федеральных законах.

Осуществляя прокурорский надзор, прокурор реализует различные действия – как регламентированные законом, так и не регулируемые им (например: анализ данных, беседы, получение различного рода информации из СМИ, проведение каких-то организационных мероприятий и т. п.). Помимо непосредственно осуществления надзора прокурор исполняет и другие функции.

Правовые средства – это только те полномочия прокурора, которые предписаны ему для осуществления надзора ФЗ «О прокуратуре РФ» (и иными федеральными законами). Полномочия, являющиеся правовыми средствами, обладают процессуально значимым характером.

Содержательно правовые средства можно классифицировать на две группы: 1) средства выявления нарушений закона; 2) средства предупреждения и устранения нарушений закона.

Суть прокурорского надзора – использование прокурором предоставленных ему законом правовых средств для выявления, предупреждения и устранения правонарушений.

6. Методика и тактика прокурорского надзора

Методика прокурорского надзора – совокупность научно обоснованных, практически апробированных методов, приемов и способов реализации правовых средств для осуществления прокурорского надзора.

Законодательство регламентирует правовые средства надзора, но, разумеется, не содержит конкретных указаний о том, какие именно из этих средств и каким образом следует применять прокурору в каждом отдельном случае для обнаружения и устранения нарушений законов. Подобные конкретные рекомендации формулируются в ходе практического осуществления прокурорского надзора и научной работы.

Те способы действия, которые оказались наиболее эффективными на практике и были обобщены и обоснованы научно, в дальнейшем получают закрепление в указаниях и приказах Генерального прокурора РФ, вносятся в методические разработки, пособия, методические письма и рекомендации, выпускаемые органами прокуратуры.

Выделяют общую и частную методику прокурорского надзора. Методические рекомендации могут быть обобщенными – определять в целом методы осуществления надзора и поддержания его эффективности, – или же иметь более конкретный, частный характер, описывая методику осуществления надзора в сфере исполнения конкретных видов законов. Тактика прокурорского надзора – совокупность наиболее оптимальных способов и приемов использования конкретных правовых средств, выработанная теорией и практикой прокурорского надзора для решения его задач при учете конкретных обстоятельств и условий. Решая задачи выявления, предупреждения и устранения правонарушений, прокурор не просто применяет правовые средства: он выбирает наиболее адекватные из них для каждой конкретной ситуации, и кроме того, любое правовое средство можно использовать разными методами, способами. Выбор тех или иных приемов и методов использования правового средства зависит от особенностей объекта прокурорского надзора, сущности правонарушения, опыта и предпочтений прокурора и множества иных условий и характеристик ситуации.

7. Основные направления (отрасли) прокурорского надзора

Будучи специфическим видом государственной деятельности, прокурорский надзор характеризуется единством целей (выявление, предупреждение и устранение правонарушений), системы прокуратуры и правовой базы ее деятельности. Но при осуществлении единого прокурорского надзора в разных направлениях есть существенные различия. Есть свои особенности в различных сферах законодательства, за которым производится надзор, различаются субъекты, исполняющие это законодательство. Следовательно, отличны и полномочия прокуроров, осуществляющих надзор в разных направлениях.

Принято выделять следующие направления (отрасли) единого прокурорского надзора:

1. Надзор за исполнением законов и законностью правовых актов.

2. Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

3. Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность (ОРД), дознание и предварительное следствие.

4. Надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

5. Участие прокуроров в судебном рассмотрении дел.

Это основные направления прокурорского надзора, но прокуроры имеют и ряд других функций:

– участвуют в правотворческой деятельности;

– координируют деятельность органов правоохраны по борьбе с преступностью;

– рассматривают и разрешают обращения граждан (жалобы, заявления и др.), поступающие в органы прокуратуры;

– участвуют в работе по профилактике правонарушений.

Наиболее важные задачи, которые решаются путем осуществления прокурорами вышеперечисленных функций, таковы:

1. Защита охраняемых законом государственных и общественных интересов.

2. Защита прав и свобод человека и гражданина.

3. Защита охраняемых законом интересов и прав организаций, предприятий, прочих юридических лиц.

Тема 6: Прокурорский надзор за исполнением законов

Цель занятия:

1.уяснение и закрепление понятия, сущности и значения прокурорского надзора за исполнением законов и правовых основ прокурорского надзора РФ; развитие практических навыков и основных умений сравнивать, анализировать, обобщать; формирование интереса к изучаемому курсу, уважения закона.

2.привитие навыков самостоятельной работы с научной и учебной литературой, нормативными правовыми актами;

3.повышение правовой культуры и правового сознания студентов, привитие навыков самостоятельной работы с научной и учебной литературой, нормативными правовыми актами;

Ключевые слова: исполнение законов, надзор за исполнением законов, поднадзорные органы.

Вопросы:

1. Сущность, предмет и задачи за исполнением законов

2. Полномочия прокурора за исполнением законов

3. Организационная работы и средства прокурорского реагирования в сфере надзора за исполнением законов

1) Традиционно эта отрасль прокурорского надзора именуется «Общим надзором». Это название позволяет отграничивать от других и специальных отраслей прокурорского надзора. Однако в современном законодательстве о прокуратуре термин «общий надзор» не упоминается.

Прокурорский надзор за исполнением законов имеет свой предмет, который в общем виде определен в ст. 21 Закона о прокуратуре и включает в себя:

1) надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ федеральными министерствами, государственными службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

2) надзор за соответствием законам правовых актов, издаваемых перечисленных органами и должностными лицами.

Исполнение законавключает в себя как собственно исполнение законов, так и соблюдение законов

Исполнение закона –активная деятельность по осуществлению содержащихся в них предписаний.

Соблюдение закона –следование установленным законом запретам, воздержание от действий, которые законом признаются не допустимыми.

Исполнение законов выражается в виде:

Действиях правовых — актах

Говоря о предмете надзора, необходимо отметить, что прокуратура осуществляет надзор за исполнением законов строго определенной действующим законодательством совокупностью органов, организаций и должностных лиц

К таким органам, согласно перечню, представленному в ст. 21 Закона «О прокуратуре РФ» относятся:

1) федеральные отраслевые органы исполнительной власти;

2) законодательные и исполнительные органы государственной власти субъектов РФ;

3) органы местного самоуправления;

4) органы управления и руководители государственных и негосударственных структур.

Этот перечень является исчерпывающим.

В статье 13 не упоминаются предприятия, учреждения, организации, а также различные общественные организации, объединения, движения, так как в соответствии с ч.2 статьи 15 Конституции РФ они обязаны соблюдать законы, поскольку при их неисполнении или ненадлежащем исполнении нередко ущемляются права и свободы граждан, права и законные интересы юридических лиц.

По мнению А.А Петуховского, общий надзор распространяется и на граждан. С этим согласиться нельзя. Во- первых, в ст.21 Закона «О прокуратуре» граждане среди объектов надзора за исполнением законов не названы.

Во – вторых, у прокурора нет для этого соответствующей компетенции и полномочий (ст. 22)

Неуклонное соблюдение Конституции РФ составляет фундамент законности. Закон СССР «О прокуратуре СССР» (1979), Закон РФ «О прокуратуре РФ» принятый в 1992 не содержали специальных указаний на осуществление прокуратурой надзора за соблюдением Основного закона страны. Это выражало известную неопределенность позиции прокуратуры в выполнении его надзора по отношению к практике реализации конституционно-правовых установлений.

В соответствии с изменениями, внесенными в ФЗ. «О прокуратуре» от 10.02.1999, в понятие предмета прокурорского надзора было включено соблюдение Конституции РФ.

Важнейшим элементом системы действующих на территории РФ законов являются Конституции и уставы субъектов РФ. В них закрепляется правовой статус субъектов РФ. Прокурорский надзор за соблюдением Конституции и уставов субъектов РФ служит делу укрепления законности вполне реально.

Прокурор обязан надзирать за соблюдением международных договоров РФ, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, носящих нормативный характер.

Прокурорский надзор за исполнением законов направлен на то, чтобы правовые акты, издаваемые органами законодательной и исполнительной власти, соответствовали законам и чтобы законы точно и единообразно исполнялись всеми органами и их должностными лицами. Именно в этом заключаются основная цель прокурорского надзора за исполнением законов. Конкретные задачи прокурорского надзора за исполнением законов определяются в приказах Генерального Прокурора РФ.

Задачи прокуроров при осуществлением надзора за исполнением законов состоят в:

1) обязательной проверке поступившей информации о нарушении законов;

2) полном использовании средств прокурорского реагирования;

3) активизации и совершенствовании деятельности контролирующих и правоохранительных органов, направленной на обеспечение исполнения законов;

4) реализации неотвратимости ответственности за совершение правонарушений;

5) информирование населения о работе органов прокуратуры в области прокурорского надзора за исполнением законов;

6) выявление недостатков действующего законодательства и принятий мер к их устранению;

7) повышение правовой культуры должностных лиц, издающих правовые акты и совершающих другие юридически значимые действия.

Таким образом, предметом прокурорского надзора является надзор за соблюдением Конституции и исполнений законов всеми федеральными органами государственной власти РФ, а также надзор за соответствием законам правовых актов.