Накладная cmr

Содержание

Что такое CMR накладная, для чего она нужна и как правильно заполнить данную форму

Автор статьи Элеонора Александровна Бакурская Время на чтение: 5 минут АА

Едва ли в деле международных автоперевозок есть более значимая бумага, чем международная накладная CMR. Этот документ, по сути, является подтверждением договора между тремя сторонами: отправителем, перевозчиком и получателем.

Очень важно понимать значение ЦМР, уметь правильно заполнять накладную, чтобы избежать юридических проблем при перевозках или получении. Мы расскажем о предназначении накладной и правилах заполнения этого важного документа.

Международная товарно-транспортная накладная CMR – расшифровка аббревиатуры и назначение документа

CMR (ЦМР) – аббревиатура, произошедшая от французского полного названия Конвенции о международных перевозках грузов с помощью автотранспорта.

Транспортная накладная CMR — это международный документ, чрезвычайно значимый для осуществления автоперевозок международного значения. Это итоговый документ, отражающий основные сведения.

Благодаря ЦМР можно понять следующую информацию:

  • Сколько было товара,
  • Кто именно его перевез,
  • По какому маршруту перевозил,
  • Согласно каким документам осуществлялась перевозка,
  • Кто адресат, а кто отправлял товар,
  • Сколько времени заняла доставка.

В ней же указывается на то, что за товар поступил на таможню, в каком виде, в какой день и время, когда именно его принял отправитель и в каком состоянии на момент приема был товар.

Участники автоперевозки должны иметь свои собственные дубликаты ЦМР.
В данном случае речь идёт о Перевозчике, который непосредственно доставляет товар из пункта «А» в пункт «Б», Адресате, получающем товар и, собственно, Отправителе, который груз отправил.

Возникла проблема? Позвоните нашему специалисту по таможенным вопросам:

В каких случаях нужна ЦМР

ЦМР необходима, когда выполняется несколько условий:

  1. Вознаграждение за перевозку предусмотрено;
  2. Места погрузки и выгрузки расположены в разных государствах;
  3. Конвенция КДПГ подписана хотя бы одним из государств, резиденты которых являются участниками сделки;
  4. Транспортировка груза осуществляется с помощью автомобильного транспорта.

Важно понимать, что количество ЦМР накладных должно соответствовать количеству единиц транспорта.

Если груз опасен, то отправитель непременно указывает в накладной эту опасность и описывает её характер и меры предосторожности для безопасной транспортировки данного груза.

ЦМР по своей сути является фактическим подтверждением осуществления трёхстороннего договора, который заключён между тремя сторонами, непосредственными участниками транспортировки товара на условиях конвенции КДПГ. Да и в случае судебных тяжб, именно CMR и является доказательством своевременного исполнения условий договора (или же неисполнения).

Вся основная информация из транспортных и товарно-сопроводительных документов объединена в ТТН CMR. И главный момент состоит в том, что данные из других документов и информация в ЦМР должны совпадать.

А вот случаи, когда в ЦМР и упаковочном листе, или же в ЦМР и инвойсе, в ЦМР и ТИРе данные разняться, принесут Вам массу сложностей и проблем. Особенно много неприятностей такие несовпадения способны принести тому, кто осуществляет перевозки. Поэтому, ЦМР необходимо тщательно сверять и проверять, так как в противном случае невнимательность может обойтись очень дорого.

ЦМР содержит две категории сведений:

  1. Первая категория — это информация, записанная в специальных графах накладной и содержащая базовые сведения о перевозке.
  2. Другая категория не менее важна. Она включает в себя печати и отметки, а также рукописные замечания о перевозке и её ходе.

Кроме того, существуют такое обязательное требование к форме CMR, как наличие номера.

Если груз не указан ТТН ЦМР, то он считается контрабандой.

Бланк CMR — правила заполнения

Первые разделы, которые необходимо заполнить после номера, это графы с названием «Отправитель» и «Получатель». Их можно приравнять к синонимичным терминам «продавец» и «покупатель», поэтому берём все необходимые сведения из инвойса.

В графы под номерами три и четыре мы вписываем адрес места, где груз будут получать, и, соответственно, место, откуда груз забрали. За своевременную отправку и получение товара отвечают фактический отправитель и получатель, их определяют с помощью печатей в двадцать второй строке, где пишется, кто груз отправлял, и в двадцать четвёртой, где пишется, кто именно принял груз.

Нередко, в двадцать второй графе ставится печать фирмы, продавшей товар. В таком случае графа «Отправитель» (он же продавец) и двадцать вторая графа совпадут. В случае, когда фактическим отправителем является не продавец, а сторонняя организация, вносить изменения в данные не стоит, их лишь необходимо дополнить записью по чьему поручению осуществляется перевозка.

Кроме того, ТИР и инвойс нередко дополняются так называемым грузовым манифестом. При ситуации, когда вместить всю информацию в ТИР не представляется возможным, составляется этот грузовой манифест, где всё расписывается подробно.

Графы ТТН с седьмой по одиннадцатую включительно являются одним блоком, где все они взаимосвязаны друг с другом. Для всех пяти граф существует одно правило – каждому товару присваивается свой код ТН ВЭД, вписывается брутто-вес и количество грузовых мест. Да, для каждого товара — свой.

В строку под ними мы должны вписать суммарный итог по весу и количеству грузовых мест. Непременно необходимо подать и электронную декларацию.

Если в ЦМР подробная разбивка товара отсутствует, то помните, что из инвойсов и пакингов вы данную информацию получить не сможете, посему требуйте, чтобы вам эти сведения предоставили дополнительно.

Кроме того, оформление CMR должно быть выполнено на том же языке, что инвойсы и пакинги.

Одна из ключевых граф ЦМР – графа тринадцать, таможня назначения или склад временного хранения (СВХ). Эти данные нужно указывать именно здесь. Кроме ЦМР, такие сведения больше нигде не содержаться. А ошибка может стоить слишком дорого. Перевозчик и заказчик должны заранее оговорить и занести эту информацию в заявку. Также, в 13 графу вносится стоимость перевозимых товаров в валюте инвойса.

А в пятнадцатую графу вносятся условия перевозки.

Существует несколько обязательных печатей, которые должны быть внесены в ЦМР. Это, прежде всего, печать получателя, ставящаяся в конце транспортировки груза.

Помимо того, на таможне Вам необходимо поставить печать на границе и при растаможке, в месте, где она будет осуществляться.

Эти печати свидетельствуют о том, что товар поступал на таможню и что его выпуск с таможни разрешён. Также предусмотрено место для печати контроля доставки, при прохождении нескольких таможен, они служат для установки срока прибытия грузов на пост.

Любой бизнесмен, по возможности и не в ущерб делу, старается сэкономить на перевозке товара из одной страны в другую. Для этого нужно знать, как рассчитывается ставка фрахта при том или ином виде грузоперевозок.
Когда необходим знак негабаритный груз и другие требования к доставке крупногабаритного и тяжеловесного груза.

Особенности оформления CMR и других транспортных документов на видео

Предлагаем вам потратить полчаса своего времени и прослушать и посмотреть советы по заполнению международной ТТН. Этот ролик содержит очень полезную информацию.

CMR страхование, его плюсы и минусы

Речь идёт о популярной разновидности страхования гражданской ответственности перевозчика для организации грузоперевозки международного значения с помощью автотранспорта в рамках КДПГ.

Такой вид страхования обезопасит экспедитора в случае нанесения вреда грузу при его перевозке. Ведь согласно международным конвенциям перевозчик обязан возмещать ущерб. Ответственность наступает в случае порчи или же потери груза перевозчиком, а также при финансовых убытках, связанных с простоем или срывом доставки, также при возникновении других затрат.

Если же имеется страховой полис ЦМР стандарта, то ущерб может быть возмещён как за счёт перевозчика, так и за счёт страховой, в случае подачи необходимых документов в страховую компанию.

Если у перевозчика имеется страховой ЦМР полис, то он получает такие преимущества:

  • Финансовые гарантии в случае потери груза или его порчи по вине перевозчика.
    Возмещение актуально при сотрудничестве с такими экспедиторами, стоимость уставного капитала и недвижимости которых в разы меньше возможных убытков.
  • Наличие страхового полиса – гарантия реальности компании, ее честности и дееспособности.

Форма CMR заполняется на том же языке, что и инвойс.

Но есть и несколько недостатков:

  • Отказ в возмещении убытков, если груз пострадал из-за постороннего лица, например, в ДТП.
  • Длительный процесс подготовки необходимых для получения компенсации документов.
  • Ограничение ответственности перевозчика с помощью применения лимитов и особенностей законодательства и конвенций международного значения.

Подведём итоги. Внимательность необходима не только при оформлении CMR, но прочих транспортных документов. Так как ошибки, допущенные при заполнении сопроводительных бумаг, плавно переносятся в ТТН, а о неприятных последствиях этих оплошностей, мы уже писали выше. Поэтому, во избежание лишних «головных болей», будьте компетентны и педантичны.

Дополнительные сведения по теме вы найдёте в рубрике «Транспортные документы».

Автор статьи Элеонора Александровна Бакурская Стаж юридической практики более 13 лет. Специализируюсь на финансовом праве, коммерческой деятельности, налоговом праве, страховании, гражданском праве. Написано статей 22

Бесплатная консультация по телефону:

Как заполнить CMR-накладную, чтобы перевезти груз через границу

Бланк CMR — это транспортный документ, заполняемый по международным правилам при вывозе и ввозе груза автомобильным транспортом за границу и его ввозе.

Документооборот международных перевозок автомобильным транспортом

Требование о составлении накладной при заключении договора перевозки груза из одной страны в другую, c перечнем сведений в этом документе, установлены Конвенцией о договоре международной дорожной перевозки грузов, подписанной в Женеве 19.05.1956. В настоящее время наиболее распространено применение накладной CMR (иногда заменяют латинский алфавит на русский и пишут «смр-накладная»). Бланк смр, международной транспортной накладной, заполняется по правилам, приведенным в Письме ФТС России от 02.05.2012 № 04-30/22006.

CMR-накладная имеет российский аналог — речь идет о товарно-транспортной накладной (ТТН). Но в первом документе имеется наиболее подробная информация о международной перевозке. Но российский продавец, заключающий договор перевозки товара за пределы территории РФ, не сможет воспользоваться ТТН — надо оформить накладную по международным правилам.

Международной перевозка называется в том случае, если погрузка товара происходила в одной стране, а сдача груза — в другой (перевозка из Петербурга в Калининград, несмотря на пересечение границы, не требует оформления CMR).

В машине перевозчика, помимо накладной, обязаны находиться и другие прилагаемые к ней документы:

  • отгрузочная спецификация;
  • карантинный сертификат;
  • сертификат о качестве и т. д.

При этом все документы составляются на русском или на одном из иностранных языков.

ВАЖНО! Для российских экспортеров товара транспортная накладная ЦМР является обязательным документом для подтверждения права на применение льготной ставки по НДС.

Правила оформления

Организациям и предпринимателям, которые заключают внешнеэкономические контракты, необходимо учитывать правила заполнения этого перевозочного документа. Инструкция о порядке оформления накладной CMR приведена в Письме ФТС России от 02.05.2012 № 04-30/22006.

Накладная представляет собой бланк, состоящий из шести и более страниц. Отдельная страница предназначается для отправителя, получателя, перевозчика, экспедитора, таможенных и других органов. Это означает, что надо составить столько страниц, чтобы их количество было достаточным для осуществления международной автомобильной перевозки.

Например, если российская организация с помощью перевозчика отправляет товар иностранному покупателю, то продавцу необходимо заполнить следующее количество страниц CMR-накладной:

  • одну — для себя как отправителя груза;
  • три страницы передаются перевозчику и сопровождают товар. Все они подписываются покупателем товара. Одна страница из этих трех остается у получателя груза, две — у перевозчика, одну из которых он передает заказчику перевозки;
  • три страницы заполняются для таможенных органов, для совершения таможенных операций.

Итого отправитель заполняет семь страниц.

Заполняем по строкам

Отправитель груза в CMR-накладной заполняет графы 1–15, 21 и 22.
Данные о перевозимом имуществе отражаются в графах 6–11. В частности, необходимо указать:

  • род упаковки груза (коробки картонные, ящики деревянные, бочки металлические или пластмассовые, мешки холщовые или полиэтиленовые и так далее);
  • код товара в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза;
  • объявленную стоимость имущества.

Кроме того, в графе 15 следует заполнить условия оплаты товара по контракту купли-продажи в соответствии с Международными правилами толкования торговых терминов (Инкотермс).

Перевозчик заполняет графы 16–19, 23 и 25–29.

Если у перевозчика имеются оговорки к внешнему состоянию груза и его упаковки, то об этом следует указать в графе 18. Если эта графа осталась не заполнена, это означает, что товар и его упаковка в момент его принятия перевозчиком были внешне в надлежащем состоянии, а число грузовых мест, их маркировка и нумерация соответствовали указанному в CMR-накладной.

Реквизиты путевого листа, по которому осуществляется перевозка, и фамилии водителей перевозчика указываются в графе 23.

Графы 19, 27, 28 и 29 заполняются при наличии информации о применяемом тарифе, стоимости перевозки согласно тарифным расстояниям и так далее.

Для получателя отведена графа 24 «Груз получен».

Скачать бланк CMR в Excel

Скачать образец заполнения CMR 2020

Скачать бланк и образец заполнения смр в Word

Как заполнить накладную CMR?

Транспортировка грузов любого типа сопровождается оформлением ряда документов. Документация важна для поездок внутреннего и межгосударственного значения. Пакет официальных бумаг примерно одинаковый, однако перевозки за границу все же тщательнее контролируются.

Для транзита грузов через государственную границу потребуется международная товарно-транспортная накладная CMR — один из важнейших документов межнациональных поездок.

Международная товарно-транспортная накладная CMR: образец заполнения, бланк

Прежде, чем начать рассмотрение интересующего документа, стоит узнать определение. CMR — товарно — транспортная накладная мирового образца для перевозки грузов через границу.

Convention Merchandies Routiers — Конвенция о дорожных перевозках грузов автотранспортом. Составлен и подписан документ был странами-участниками Евросоюза, а влияние в каждой стране намного сильнее внутрисубъектных нормативных актов. Также CMR (ЦМР на русском) действует во многих других странах, помимо ЕЭС.

ТТН ЦМР составляется, когда хотя бы одна сторона-участник договора перевозки ратифицировала и подписала соглашение о международных транспортировках.

Если на протяжении всего рейса автопоезду предстоит пересечь границы нескольких государств, то составление CMR также неизбежно. В противном случае при отсутствии данного документа, транспорт и груз могут быть задержаны и оштрафованы по законам страны, где обнаружено нарушение.

Несмотря на обязательность заполнения накладной во всех транспортировках (даже государственных) с пересечением границы, существует три ситуации, когда CMR не составляется:

  1. Перевоз вещей, предметов быта и интерьера, мебели при переезде с одного места жительства на другое.
  2. При отправке грузов почтой, потому что они регулируются КДПГ.
  3. Когда выполняется межгосударственная транспортировка мертвых людей.

Другими словами, ЦМР — главная официальная сопроводительная бумага для автоперевозок между государствами.

CMR обычно бывает объемом не более 10 страниц, стандартное количество составляемых экземпляров — 4:

  • для оплаты услуг перевозки;
  • компании-перевозчику;
  • грузоотправителю;
  • принимающей стороне.

Число оформляемых экземпляров увеличивается в случае, когда предстоит перевозить один заказ несколькими автомобилями, либо мелкими объемами в несколько поездок. Также оправдано изменение числа сопровождающих накладных при доставке грузов не одной, а нескольким разным организациям — ЦМР оформляется для каждого автомобиля.

Все оформляемые CMR оригиналы (не копии) подписывают вручную конимент и представитель транспортной организации, при необходимости заверяют печатями. Часто крупные компании используют факсимиле, однако в международной накладной такой способ не всегда допускается. Применение факсимиле возможно по разрешению законодательства взаимодействующих стран.

Форму международной накладной нельзя подписывать гелевой ручкой. Также допускается внесение сведений в электронном виде, после чего бланк можно скачать и распечатать для подписи.

В каких случаях требуется международная товарно-транспортная накладная cmr и как ее оформить?

Выход на международный рынок, безусловно, радостный факт для любой организации, будь она продавцом товаров или оказывает услуги перевозок.

Кроме того, многие организации заказывают для своих внутренних целей товары из-за границы. В любом из этих случаев, им предстоит встретиться с товарно-транспортной накладной CMR.

Что это такое в грузоперевозках?

Международная товарно-транспортная накладная по форме CMR — это документ, который является доказательством факта перевозки материальных ценностей от поставщика покупателю с помощью автомобиля, и содержит в себе полную информацию об участниках сделки и перевозимом грузе.

Перевод и расшифровка аббревиатуры

CMR, в русском варианте произношения звучит как ЦМР, это аббревиатура от международного названия этой формы — Convention Merchandies Routiers, что переводится как Конвенция о международных перевозках грузов с помощью автотранспорта.

Эта конвенция была подписана пятьюдесятью странами, в том числе, всеми странами ЕЭС. В странах, которые подписали Конвенцию, ее положения превалируют на внутренними транспортными законодательными актами. То есть, при спорных ситуациях, предпочтение суда будет за ее содержанием.

В разных странах, тем не менее, так же приняты и собственные названия этой ТТН:

  • International consignment note в англоязычных странах.
  • Frachtbief в Германии.
  • Vrachtbrief в Голландии.
  • Fragtbrevet в Дании.
  • CMR-Fraktsedel в Швеции.
  • Lettre de voiture international во франкоязычных странах.
  • Carta de porte internacional в Испании.
  • Lettera di vettura internazionale в Италии.

Для чего нужна CMR (ЦМР)?

ТТН ЦМР необходимо применять при таких обстоятельствах:

  1. Имеет наличие оплата за перевозку груза.
  2. Места отгрузки и назначения находятся в разных странах.
  3. Одна из этих стран подписывалась под Конвенцией о договоре международной дорожной перевозки.
  4. Груз перевозится с помощью автомобиля.

Бланк CMR и заполнить ЦМР (СМР)

Очень часто, особенно при оформлении экспорта, требуется самому заполнить международную товарно-транспортную накладную, иначе говоря CMR. Для этого нужно скачать сам бланк смр, а потом его заполнить.

Я обычно ЦМР заполняю на русском языке, если груз едет по странам СНГ, а если дальше , то на английском. Этого вполне достаточно. Для удобства заполнения латиницей можно использовать онлайн-сервисы транслита. В интернете их уйма.

Теперь по порядку по графам:

  • Графа 1: Вписываем название отправителя груза, страну и адрес. Индекс как хотите.
  • Графа 2: Аналогично первой графе,только сведения о получателе груза.
  • Графа 3,4: Укажите места разгрузки и погрузки груза, и дату погрузки, соответственно.
  • Графа 5: Номер инвойса (-ов) и его дату, и номер ТИРа , если есть.
  • Графы 6-9: Вкратце наименование груза, количество мест и род упаковки (поддоны, коробки, ящики и т.д.), напротив в графе 10 — таможенный код, дальше в графе 11 — вес брутто в кг. Ниже, где «тотал» желательно заполнить итог по количеству мест и общий вес брутто.
  • Графа 13: Сведения о месте проведения таможенной обработки (обычно тут указывают место, где будут растамаживать груз, а если товар едет в Россию, то обязательно укажите адрес, код таможенного поста растаможки, номер свидетельства СВХ). Данные для грузов идущих на растаможку в Санкт-Петербург я привел в этой статье.
  • Графа 15: Условия поставки по Инкотермс.
  • Графа 16: Реквизиты перевозчика. Обычно у водителя есть с собой прямоугольный штампик с реквизитами перевозчика, просто на эту графу ставите этот штамп.
  • Графа 21: населенный пункт и дату заполнения. Обычно это те же сведения, что и в графе 4.
  • Графа 22: Подпись и печать отправителя.
  • Графа 23: Подпись и печать перевозчика. Часто у водителя есть печать, он же может поставить подпись.
  • Графы 25-26: Номер автомобиля и прицепа. В верхнем правом углу, справа от надписи CMR можно указать его номер.

Готово! Если оформляете экспорт, то в графу 17 или 18 впишите (можно и от руки) номер декларации на товары.

Если допущена ошибка в CMR, а бланка другого нет, паниковать не стоит. Аккуратно зачеркиваете ошибочные данные, рядом пишите корректные и заверяете исправление печатью и подписью, можно либо печатью отправителя, либо печатью перевозчика.

Международная транспортная накладная CMR (ЦМР)

Экспортно-импортные операции — весьма сложная сфера бизнеса. Кроме всего прочего, они сопровождаются рядом специфических документов. Один из них — накладная на международные перевозки CMR (ЦМР). Рассмотрим, в чем ее отличие от обычной ТТН и как правильно заполнять этот документ.

Что такое CMR

Можно сказать, что CMR — это товарно-транспортная накладная (ТТН) международного образца. Но «функционал» этого документа намного шире, чем у знакомой всем внутренней ТТН.

ЦМР, в отличие от типовой ТТН, содержит не только сведения о поставщике, покупателе и грузе, но и множество другой дополнительной информации: сроки и особые условия поставки, информацию о таможенном оформлении и т.п.

Поэтому правильнее будет понимать, что CMR — не подвид ТТН, а форма многостороннего соглашения, связанного с осуществлением международных перевозок.

ЦМР должна обеспечить соблюдения всеми участниками перевозки требований конвенции от 19.05.56 «О договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ)». Сама аббревиатура CMR соответствует сокращенному наименованию этого договора на французском языке.

На сегодня КДПГ (а значит и CMR) действует на территории более чем 50 государств, в т.ч. — практически во всех европейских странах. СССР подписал конвенцию в 1983 году, РФ в этом смысле является его правопреемником. Бывшие союзные республики СССР, став независимыми государствами, также присоединились к КДПГ в индивидуальном порядке.

Кто должен заполнять CMR

В транспортировке груза задействованы три стороны: поставщик, получатель и перевозчик. Все они принимают участие в оформлении международной накладной.

Оформление таможенной накладной ЦМР обязательно, если:

  1. Груз пересекает государственную границу.
  2. Хотя бы один из участников сделки является резидентом страны, подписавшей КДПГ.
  3. Для перевозки используется автомобильный транспорт.
  4. За услуги по доставке предусмотрено вознаграждение.

Однако КДПГ предусматривает несколько исключений, когда даже при выполнении указанных условий CMR не заполняется.

Не требуется использование ЦМР при:

  1. Перевозке тел умерших.
  2. Доставке почтовых грузов (она регулируется отдельными международными соглашениями).
  3. Транспортировке мебели и других вещей при переезде.

Где взять бланк CMR

Форма CMR одинакова для всех стран-участниц КДПГ. Но практически в каждом государстве разработаны свои нормативные акты, регламентирующие ее заполнение.

Международная транспортная накладная CMR: образец заполнения

Специальная накладная формата CMR – это один из наиболее распространенных по всему миру транспортных документов, который применяется с целью формирования системы транснациональных перевозок разных типов товаров с применением для этих целей автомобильной техникой.

Выписка документа осуществляется с целью юридического подтверждения факта заключения договора о перевозке товаров. Комплексно описывается ответственность стороны перевозчика, получателя и отправителя, официально подтверждается заявленное состояние грузов, целостность упаковки, наличие маркировки и общая сумма мест. Одновременно с этим, накладная CRM не относится к перечню товарораспорядительных документов.

По структурным особенностям CMR является подтверждением заключения трехстороннего договора, который формируется между сторонами отправителя, перевозчика и получателя продукции на условиях принятой конвенции КДПГ.

Дополнительно накладная выполняет функцию доказательства реализации и неисполнения принятых договоренностей. Поскольку CRM объединил в своей основе информацию из ряда других товарно-сопроводительных и транспортных документов, главным моментом становится совпадение всех представленных данных. При формировании накладной необходима обязательная сверка всей информации.

В основе стандартной накладной применяется два раздела. Первый предоставляет сведения в специальных графах, предоставляя базовую информацию о перевозчике, второй – отметки, печати, примечания касательно процесса транспортировки, указание об успешной доставке. Каждая CMR имеет персональный номер. Особенностью является указание веса груза в брутто.

Правила оформления документов и заполнение накладной

Предпринимателям и компаниям, которые проводят заключение внешнеэкономических договоров, следует полностью соблюдать ключевые правила выполнения заполнения профильного перевозочного документа. Сведения о порядке подготовки накладной стандарта CMR описана в официальном письме ФТС России от 2012 года № 04-30/22006.

В основе накладной применяется специальный бланк, который включает в себя шесть и более страниц. Предусмотрена отдельная страница, которая применяется для получателя, отправителя, перевозчика, таможенных органов и экспедитора.

При подготовке бумаг необходимо располагать достаточным количеством документов для реализации международных грузовых перевозок.

На практике при отправке иностранному получателю груза продавец должен предварительно заполнить одну страницу на себя, как на отправителя продукции, три страницы получает перевозчик, который доставляет товары и подписывает накладные у покупателя.

На руках у получателя сохраняется одна страница, а две у перевозчика. После успешной транспортировки одна страница передается заказчику услуг. Три страницы необходимо заполнить для органов таможни, чтобы провести ряд таможенных операций. В итоге получается семь страниц накладной.

При работе с международной товарно-транспортной накладной CMR отправитель грузов должен заполнить разделы 1-15 и 22.

Общие сведения о грузе помещаются в разделы 6-11, где отмечается также вид упаковки, код продукции в соответствии с принятой Товарной номенклатурой ВЭД ТС, объявленную стоимость всего имущества. В разделе 15 прописываются условия осуществления оплаты по данному контракту с учетом стандартов Международных правил толкования торговых терминалов.

Перевозчик груза должен выполнить заполнение разделов 16-19, а также 23-25. В случае наличия вопросов или оговорок по техническому состоянию грузов или нарушениям в целостности упаковки, данные вносятся в раздел 18. В 23 пункте отмечаются реквизиты путевого листа, в рамках которого проводится перевозка грузов, фамилии водителей и перевозчика.

Разделы накладной 19, 27, 28 и 29 нужно заполнять при наличии сведений о доступном тарифе, цене осуществления перевозки, исходя из тарифного расстояния и других параметров транспортировки. Получатель фиксирует данные в пункте 24.

Главные пункты CMR

В общей сложности международная накладная CMR включает в себя 26 пунктов, которые должны быть в обязательном порядке указаны при осуществлении перевозок. Грузоотправитель должен самостоятельно проводить заполнение пунктов 1-15, а также 21 и 22.

1 Сведения об отправителе груза с указанием наименования организации, страны и региона, юридического адреса, контактного номера телефона. При перевозке с поручением третьей стороны применяется отметка «по поручению», а указываются юридические сведения третьей стороны.
2 Информация о получателе груза с точным адресом, названием, номером телефона.
3 Страна, а также точный адрес места проведения разгрузки.
4 Срок проведения погрузки, страна и адрес точки отправления грузов.
5 Список имеющихся документов на данный груз, которые передаются в комплекте с международной накладной. К основным бумагам относятся номер книжки МДП, специальный упаковочный лист, инвойс, сертификат соответствия качества, сертификат региона происхождения, карантинный сертификат.
6 Номера и знаки, которые приводят подробное обозначения класса, подкласса грузов. Сюда относятся опасные грузы, которые классифицируется по Европейскому соглашению об осуществлении перевозки опасных грузов
7 Общее количество имеющихся мест
8 Подробное описание упаковки перевозимых грузов, к которому относится ящик, коробка, паллеты и другие.
9 Фактическое наименование имеющихся грузов
10 Действующий код по ТН ВЭД
11 Вес груза брутто
12 Объем продукции
13 Юридический адрес таможенного оформления перевозимых грузов
15 Условия осуществления поставок по Инкотермс
16 Сведения о перевозчике с наименованием организации, адресом, номерами телефонов и страной.
17 Официальные реквизиты всех задействованных в транспортировке перевозчиков
18 Возможные оговорки перевозчика касательно внешнего состояния груза перед помещением в автомобиль, качество упаковки и устройств для крепления продукции. При отсутствии пометок по умолчанию принимается, что груз полностью соответствовал заявленным характеристикам, а дефекты обнаружены не были.
20 Применение механизмов дополнительного согласования имеющихся условий перевозки с учетом температурных данных, скоростного режима, условий транспортировки негабаритных или опасных грузов.
21 Место и точная дата заполнения накладной CMR
22 Фактические дата и время прибытия для проведения погрузки и убытие автомобиля после погрузки. Все предоставляемые данные заверяются индивидуальной подписью и печатью.
23 Пункт с подписью стороны, которая приняла груз к перевозке водителя-экспедитора. Указывается подпись и штамп.
24 Отмечается точное время и дата прибытия транспортного средства для проведения разгрузки, а также время и дата после выполнения разгрузки. Выставляется подпись и штамп получателя груза, что юридически подтверждает факт приемки грузов.
25-26 Регистрационные данные прицепа и тягача

Практические рекомендации по заполнению CMR

При заполнении пунктов 1 и 2 вносятся юридические данные о продавце и покупателе, а в данном случае – отправителе и получателе груза. В частях 3 и 4 отмечается точка забора товаров и конечный пункт доставки. Ответственные за отправку и получение стороны определяются на основании печатей в 22 и 24 разделах.

В пятой главе выделяются сопроводительные документы, которые прилагаются к грузу. Обязательно отмечаются номера ТИРа, а также инвойсов, а также платформа инвойсов. ТИР должен быть только один, а количество инвойсов различается в зависимости от особенностей перевозки. Опционально применяются сертификаты, экспертные заключения, пакинги.

Части накладной 7-11 представляют собой единый блок, где привозится характеристика каждого товара в партии. Отправитель или экспедитор должны предоставлять исчерпывающие сведения касательно разбивки по местам, весу и коду.

При хранении нескольких товаров на одном грузовом месте следует указать для одной единицы товара занимаемое место 1, а для других материалов этого места – 0. Наименования вносятся на том языке, на котором составлена накладная CMR. Обязательно проверяется соответствие кодов в транзиткой/экспортной декларациях, инвойсах, ТИРе, ряде других документов.

Брутто вес груза принимается из инвойсов, пакингов, экспортной бумаг. Заполнение CMR накладной по образцу поможет избежать грубых ошибок и штрафных санкций при прохождении таможни.

Печати при заполнении CMR

Основные печати, которые должны обязательно проставляться при заполнении CMR накладной – отметки отправителя, перевозчика и получателя. Печать отправителя в разделе 22 целиком определяет, кто выступает отправителем груза, что также должно быть зафиксировано в первой главе накладной.

Печать перевозчика проставляется в 16 и 23 частях документа. При смене перевозчика в процессе доставки обязательно проставление нового штампа в пункте 17.

Завершающим этапом перевозки является печать получателя груза в 24 части, которая официально подтверждает факт передачи товаров. Без проставления печати грузы не считаются доставленными в пункт назначения. При перевозке через границу в документе проставляются отметки таможенных органов.

Порядок выставления таких отметок может различаться в зависимости от импорта или экспорта грузов, типа продукции. Обычно номер транзитной декларации в накладной проходит заверение личной печатью представителя таможни. Дополнительно таможня обязательно проставляет в CMR специальный направляющий штамп.

После того, как товары поступили на таможню назначения, выставляется еще один штамп – «Товар поступил».