Налог на игорный бизнес

НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС — Глава 29. НАЛОГ НА ИГОРНЫЙ БИЗНЕС

Статья 364. Понятия, используемые в настоящей главе Для целей настоящей главы используются следующие понятия:игорный бизнес — предпринимательская деятельность, связанная с извлечением организациями или индивидуальными предпринимателями доходов в виде выигрыша и (или) платы за проведение азартных игр и (или) пари, не являющаяся реализацией товаров (имущественных прав), работ или услуг;организатор игорного заведения, в том числе букмекерской конторы (далее в настоящей главе — организатор игорного заведения), — организация или индивидуальный предприниматель, которые осуществляют в сфере игорного бизнеса деятельность по организации азартных игр, за исключением азартных игр на тотализаторе;организатор тотализатора — организация или индивидуальный предприниматель, которые осуществляют в сфере игорного бизнеса посредническую деятельность по организации азартных игр по приему ставок от участников взаимных пари и (или) выплате выигрыша;участник — физическое лицо, принимающее участие в азартных играх и (или) пари, проводимых организатором игорного заведения (организатором тотализатора);азартная игра — основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькими участниками между собой либо с организатором игорного заведения (организатором тотализатора) по правилам, установленным организатором игорного заведения (организатором тотализатора);пари — основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькими участниками между собой либо с организатором игорного заведения (организатором тотализатора), исход которого зависит от события, относительно которого неизвестно, наступит оно или нет;игровой стол — специально оборудованное у организатора игорного заведения место с одним или несколькими игровыми полями, предназначенное для проведения азартных игр с любым видом выигрыша, в которых организатор игорного заведения через своих представителей участвует как сторона или как организатор;игровое поле — специальное место на игровом столе, оборудованное в соответствии с правилами азартной игры, где проводится азартная игра с любым количеством участников и только с одним представителем организатора игорного заведения, участвующим в указанной игре;игровой автомат — специальное оборудование (механическое, электрическое, электронное или иное техническое оборудование), установленное организатором игорного заведения и используемое для проведения азартных игр с любым видом выигрыша без участия в указанных играх представителей организатора игорного заведения;касса тотализатора или букмекерской конторы — специально оборудованное место у организатора игорного заведения (организатора тотализатора), где учитывается общая сумма ставок и определяется сумма выигрыша, подлежащая выплате.
Статья 365. Налогоплательщики Налогоплательщиками налога на игорный бизнес (далее в настоящей главе — налог) признаются организации или индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса.
Статья 366. Объекты налогообложения
1. Объектами налогообложения признаются:
1) игровой стол;
2) игровой автомат;
3) касса тотализатора;
4) касса букмекерской конторы.2. В целях настоящей главы каждый объект налогообложения, указанный в пункте 1 настоящей статьи, подлежит регистрации в налоговом органе по месту установки этого объекта налогообложения не позднее чем за два дня до даты установки каждого объекта налогообложения. Регистрация производится налоговым органом на основании заявления налогоплательщика о регистрации объекта (объектов) налогообложения с обязательной выдачей свидетельства о регистрации объекта (объектов) налогообложения. Форма указанного заявления и форма указанного свидетельства утверждаются Министерством финансов Российской Федерации.Налогоплательщики, не состоящие на учете в налоговых органах на территории того субъекта Российской Федерации, где устанавливается (устанавливаются) объект (объекты) налогообложения, указанный (указанные) в пункте 1 настоящей статьи, обязаны встать на учет в налоговых органах по месту установки такого объекта (таких объектов) налогообложения в срок не позднее чем за два дня до даты установки каждого объекта налогообложения.3. Налогоплательщик также обязан зарегистрировать в налоговых органах по месту регистрации объектов налогообложения любое изменение количества объектов налогообложения не позднее чем за два дня до даты установки или выбытия каждого объекта налогообложения.4. Объект налогообложения считается зарегистрированным с даты представления налогоплательщиком в налоговый орган заявления о регистрации объекта (объектов) налогообложения.Объект налогообложения считается выбывшим с даты представления налогоплательщиком в налоговый орган заявления о регистрации изменений (уменьшений) количества объектов налогообложения.5. Заявление о регистрации объекта (объектов) налогообложения представляется налогоплательщиком в налоговый орган лично или через его представителя либо направляется в виде почтового отправления с описью вложения.6. Налоговые органы обязаны в течение пяти дней с даты получения заявления от налогоплательщика о регистрации объекта (объектов) налогообложения (об изменении количества объектов налогообложения) выдать свидетельство о регистрации или внести изменения, связанные с изменением количества объектов налогообложения, в ранее выданное свидетельство.7. Утратил силу с 1 января 2007 года. — Федеральный закон от 27.07.2006 N 137-ФЗ.
Статья 367. Налоговая база По каждому из объектов налогообложения, указанных в статье 366 настоящего Кодекса, налоговая база определяется отдельно как общее количество соответствующих объектов налогообложения.
Статья 368. Налоговый период Налоговым периодом признается календарный месяц.
Статья 369. Налоговые ставки
1. Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации в следующих пределах:

1) за один игровой стол — от 25000 до 125000 рублей;
2) за один игровой автомат — от 1500 до 7500 рублей;
3) за одну кассу тотализатора или одну кассу букмекерской конторы — от 25000 до 125000 рублей.2. В случае, если ставки налогов не установлены законами субъектов Российской Федерации, ставки налогов устанавливаются в следующих размерах:
1) за один игровой стол — 25000 рублей;
2) за один игровой автомат — 1500 рублей;
3) за одну кассу тотализатора или одну кассу букмекерской конторы — 25000 рублей.
Статья 370. Порядок исчисления налога
1. Сумма налога исчисляется налогоплательщиком самостоятельно как произведение налоговой базы, установленной по каждому объекту налогообложения, и ставки налога, установленной для каждого объекта налогообложения.В случае, если один игровой стол имеет более одного игрового поля, ставка налога по указанному игровому столу увеличивается кратно количеству игровых полей.2. Налоговая декларация за истекший налоговый период представляется налогоплательщиком в налоговый орган по месту регистрации объектов налогообложения, если иное не предусмотрено настоящим пунктом, не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Форма налоговой декларации утверждается Министерством финансов Российской Федерации. Налоговая декларация заполняется налогоплательщиком с учетом изменения количества объектов налогообложения за истекший налоговый период.Налогоплательщики, в соответствии со статьей 83 настоящего Кодекса отнесенные к категории крупнейших, представляют налоговые декларации в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.3. При установке нового объекта (новых объектов) налогообложения до 15-го числа текущего налогового периода сумма налога исчисляется как произведение общего количества соответствующих объектов налогообложения (включая установленный новый объект налогообложения) и ставки налога, установленной для этих объектов налогообложения.При установке нового объекта (новых объектов) налогообложения после 15-го числа текущего налогового периода сумма налога по этому объекту (этим объектам) за этот налоговый период исчисляется как произведение количества данных объектов налогообложения и одной второй ставки налога, установленной для этих объектов налогообложения.4. При выбытии объекта (объектов) налогообложения до 15-го числа (включительно) текущего налогового периода сумма налога по этому объекту (этим объектам) за этот налоговый период исчисляется как произведение количества данных объектов налогообложения и одной второй ставки налога, установленной для этих объектов налогообложения.При выбытии объекта (объектов) налогообложения после 15-го числа текущего налогового периода сумма налога исчисляется как произведение общего количества соответствующих объектов налогообложения (включая выбывший объект (объекты) налогообложения) и ставки налога, установленной для этих объектов налогообложения.
Статья 371. Порядок и сроки уплаты налога Налог, подлежащий уплате по итогам налогового периода, уплачивается налогоплательщиком по месту регистрации в налоговом органе объектов налогообложения, указанных в пункте 1 статьи 366 настоящего Кодекса, не позднее срока, установленного для подачи налоговой декларации за соответствующий налоговый период, в соответствии со статьей 370 настоящего Кодекса.

Налог на игорный бизнес

Налог на игорный бизнес является региональным прямым имущественным налогом, порядок обложения которым установлен в гл. 29 НК РФ.

В то же время Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» предусмотрены ограничения на осуществление ряда азартных игр на территории РФ. Так, проведение всех видов азартных игр, за исключением организации букмекерских контор и тотализаторов, возможно лишь на территории специально указанных в законе игорных зон.

Правовой статус игорных зон регулируется гл. 2 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 244-ФЗ. Согласно ст. 9 данного закона предусмотрено создание четырех игорных зон на территориях:

  • 1) Алтайского края;
  • 2) Приморского края;
  • 3) Калининградской области;
  • 4) Краснодарского края.

Налогоплательщиками налога на игорный бизнес признаются организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса (ст. 365 Н К РФ).

Под игорным бизнесом понимается предпринимательская деятельность по организации и проведению азартных игр, связанная с извлечением организациями доходов в виде выигрыша и (или) платы за проведение азартных игр (ст. 364 НК РФ).

Следует отметить, что указанная деятельность подлежит лицензированию, порядок и условия осуществления которой регламентируются Положением о лицензировании деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах, утвержденным постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2011 г. № 1130.

Согласно ст. 366 НК РФ объектами обложения по налогу на игорный бизнес могут признаваться:

  • 1) игровой стол;
  • 2) игровой автомат;
  • 3) процессинговый центр тотализатора;
  • 4) процессинговый центр букмекерской конторы;
  • 5) пункт приема ставок тотализатора;
  • 6) пункт приема ставок букмекерской конторы.

Описание объектов налогообложения налогом на игорный

бизнес в настоящее время содержится в рамках ст. 4 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 244-ФЗ (п. 17, 18, 25–28).

Игровой стол – игровое оборудование, которое представляет собой место с одним или несколькими игровыми полями и при помощи которого организатор азартных игр проводит азартные игры между их участниками либо выступает в качестве их участника через своих работников.

Игровой стол может быть разграничен на несколько игровых полей.

Игровое поле – специальное место на игровом столе, оборудованное в соответствии с правилами азартной игры, где проводится азартная игра с любым количеством участников и только с одним работником организатора азартной игры, участвующим в указанной игре.

Игровой автомат – игровое оборудование (механическое, электрическое, электронное или иное техническое оборудование), используемое для проведения азартных игр с материальным выигрышем, который определяется случайным образом устройством, находящимся внутри корпуса такого игрового оборудования, без участия организатора азартных игр или его работников.

Процессинговый центр букмекерской конторы – часть игорного заведения, в которой организатор азартных игр проводит учет ставок, принятых от участников данного вида азартных игр, фиксирует результаты азартных игр, рассчитывает суммы подлежащих выплате выигрышей, осуществляет представление информации о принятых ставках и о выигрышах в пункты приема ставок букмекерской конторы.

Процессинговый центр тотализатора – часть игорного заведения, в которой организатор азартных игр проводит учет ставок, принятых от участников данного вида азартных игр, фиксирует результаты азартных игр, рассчитывает суммы подлежащих выплате выигрышей, осуществляет представление информации о принятых ставках и о выигрышах в пункты приема ставок тотализатора.

Пункт приема ставок букмекерской конторы – территориально обособленная часть игорного заведения, в которой организатор азартных игр заключает пари с участниками данного вида азартных игр и осуществляет представление информации о принятых ставках, выплаченных и невыплаченных выигрышах в процессинговый центр букмекерской конторы.

Пункт приема ставок тотализатора – территориально обособленная часть игорного заведения, в которой организатор азартных игр организует заключение пари между участниками данного вида азартных игр и осуществляет представление информации о принятых ставках, выплаченных и невыплаченных выигрышах в процессинговый центр тотализатора.

В соответствии с п. 2 ст. 366 НК РФ каждый объект налогообложения подлежит регистрации в налоговом органе по месту установки (месту нахождения пункта приема ставок букмекерской конторы или тотализатора, процессингового центра тотализатора или букмекерской конторы) этого объекта налогообложения не позднее чем за два дня до даты установки (открытия пункта приема ставок букмекерской конторы или тотализатора, процессингового центра тотализатора или букмекерской конторы) каждого объекта налогообложения. Регистрация производится налоговым органом на основании заявления налогоплательщика о регистрации объекта (объектов) налогообложения с обязательной выдачей свидетельства о регистрации объекта (объектов) налогообложения.

Для целей налогообложения игровое оборудование считается объектом обложения с момента его установки.

В информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 16 января 2007 г. № 116 «О применении пункта 2 статьи 366 Налогового кодекса Российской Федерации в части определения момента установки игрового автомата» указано, что под установкой игрового автомата понимается размещение подготовленного к использованию для проведения азартных игр специального оборудования (автомата) в игорном заведении на территории, доступной для участников азартной игры.

Для целей проведения налогового контроля ФНС России осуществляются проверки технического состояния игрового оборудования.

Налоговая база по уплате налога на игорный бизнес определяется отдельно как общее количество соответствующих объектов налогообложения (ст. 367 НК РФ).

В НК РФ установлены фиксированные налоговые ставки (ст. 369), а также имеет место их дифференциация в зависимости от объекта налогообложения.

Поскольку налог на игорный бизнес является региональным, то налоговые ставки регламентируются как Н К РФ, так и актами представительных органов субъектов РФ. В то же время определена шкала ставок, которая имеет верхний и нижний пределы:

  • – 25 000–125 000 руб. – один игровой стол;
  • – 1500–7500 руб. – один игровой автомат;
  • – 25 000–125 000 руб. – один процессинговый центр тотализатора;
  • – 25 000–125 000 руб. – один процессинговый центр букмекерской конторы;
  • – 5000–7000 руб. – один пункт приема ставок тотализатора;
  • – 5000–7000 руб. – один пункт приема ставок букмекерской конторы.

В случае отсутствия закона субъекта РФ, которым определяются размеры налоговых ставок, их размер по умолчанию устанавливается с учетом нижнего предела, предусмотренного НК РФ.

Порядок исчисления налога на игорный бизнес определен в ст. 370 НК РФ.

Данный налог исчисляется налогоплательщиком самостоятельно как произведение налоговой базы, установленной по каждому объекту налогообложения, и ставки налога, установленной для каждого объекта налогообложения.

Если один игровой стол имеет более одного игрового поля, то ставка налога по указанному игровому столу увеличивается кратно количеству игровых полей.

При этом применение размера налоговой ставки зависит от момента установки игрового оборудования:

  • 1) при установке нового объекта (новых объектов) налогообложения до 15-го числа текущего налогового периода – сумма налога исчисляется как произведение общего количества соответствующих объектов налогообложения (включая установленный новый объект налогообложения) и ставки налога, установленной для этих объектов налогообложения;
  • 2) при установке нового объекта (новых объектов) налогообложения после 15-го числа текущего налогового периода – сумма налога по этому объекту (этим объектам) за этот налоговый период исчисляется как произведение количества данных объектов налогообложения и одной второй ставки налога, установленной для этих объектов налогообложения.

Уплата налога на игорный бизнес производится налогоплательщиком по месту регистрации в налоговом органе объектов налогообложения не позднее срока, установленного для подачи налоговой декларации за соответствующий налоговый период (ст. 371 НК РФ).

Налоговым периодом признается календарный месяц (ст. 368 НК РФ).

Отчетный период по уплате налога на игорный бизнес установлен в п. 2 ст. 370 НК РФ, согласно которому налоговая декларация за истекший налоговый период представляется налогоплательщиком в налоговый орган по месту регистрации объектов налогообложения, если иное не предусмотрено указанным пунктом, не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

  • См. также: постановление Правительства РФ от 18 июня 2007 г. № 376 «Об утверждении Положения о создании и ликвидации игорных зон».
  • См. также: приказ Минфина России от 8 апреля 2005 г. № 55н «О Порядке постановки на учет налогоплательщиков налога на игорный бизнес».
  • См.: письмоФНС России от 20 декабря 2011 г. № ЕД-4-3/21748@ «О рекомендуемых формах документов для регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес».
  • См.: приказ Минфина России от II октября 2011 г. № 128н «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по проверке технического состояния игрового оборудования»; письмо ФНС России от 27 ноября 2008 г. № ШС-6-2/861@ «О контроле технического состояния игрового оборудования».
  • См. также, например: Закон города Москвы от 21 декабря 2011 г. № 69 «О ставках налога на игорный бизнес».
  • См.: приказ ФНС России от 28 декабря 2011 г. № ММВ-7-3/985@ «Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на игорный бизнес, порядка ее заполнения, а также формата представления налоговой декларации по налогу на игорный бизнес в электронном виде».

Настоящая публикация посвящена вопросам налогообложения игорного бизнеса. Приведенные ссылки на нормативные акты тщательно выверены и сохраняют актуальность на момент публикации статьи.

Необходимость публикации продиктована очевидным обстоятельством: владельцев игорных заведений и игровых залов, игнорирующих предписания налогового законодательства, могут настичь серьезные проблемы, вплоть до уголовной ответственности.

Сегодня мы узнаем, кто является плательщиком налога на игорный бизнес, какими правами и обязанностями наделены субъекты Российской Федерации применительно к этому налоговому платежу, каковы виды и размеры ставок, способы определения налоговой базы и так далее.

Для понимания основного материала нам потребуется вникнуть в отдельные законодательные дефиниции, определенные Налоговым кодексом Российской Федерации (далее – НК РФ), которые периодически будут вкрапляться в текст публикации.

В частности, в статье 364 упомянутого нормативного документа приведены определения понятий «игорный бизнес» и «игровое поле».

Законодатель определяет игорный бизнес как предпринимательскую деятельность по организации и проведению азартных игр, связанную с извлечением организациями доходов в виде выигрыша и (или) платы за проведение азартных игр.

Из этого определения следует, что законными владельцами игорного бизнеса могут быть только юридические лица (коммерческие организации). Они же являются и налогоплательщиками. Физические лица и индивидуальные предприниматели лишены такой возможности.

Юридический термин «игровое поле» включает в себя обязательные элементы:

  • уникальное место за игровым столом;
  • оснащенность игрового места в соответствии с правилами игры;
  • число участников игры не ограничено;
  • за каждым игровым полем закреплен лишь один участник, представляющий интересы организатора игры.

Число игровых полей за одним игровым столом напрямую влияет на размер налоговых отчислений, для исчисления которого установленная ставка налога умножается на количество игровых полей.

Налоговый период налога на игровой бизнес ограничивается календарным месяцем (статья 367 НК РФ). Для определения его налоговой базы требуется всего лишь пересчитать наличествующие объекты налогообложения (статья 368 НК РФ).

Объекты, облагаемые налогом на игорный бизнес

С ноября 2017 г. в НК РФ расширен круг объектов налогообложения в рассматриваемой сфере.

На сегодняшний день это — игровые столы и автоматы, процессинговые центры букмекерских контор и тотализаторов, процессинговые центры интерактивных ставок букмекерских контор и тотализаторов и, наконец, пункты приема ставок букмекерских контор и тотализаторов.

Все перечисленные объекты (каждая единица) должны быть зарегистрированы в налоговой инспекции по месту их нахождения (установки).

Поводом к регистрации служит заявление владельца соответствующих объектов, который в будущем будет являться плательщиком налога. Факт регистрации одного или нескольких объектов подтверждается выдаваемым налоговым органом свидетельством.

Такое заявление подается заблаговременно, не позднее пяти дней, предшествующих дате установки игрового автомата или стола либо моменту введения в строй соответствующего процессингового центра.

Те же сроки и условия регистрации установлены и для случаев открытия или выбытия объектов налогообложения.

Юридически значимые факты регистрации объекта налогообложения и его выбытия удостоверяются выдачей свидетельства или внесением в него изменений соответственно и привязаны к дате совершения обозначенных действий.

Заявления о регистрации объектов налогообложения или уменьшения числа таких объектов представляются в инспекции Федеральной налоговой службой РФ (далее – ФНС) лично, через представителя, по почте или с помощью электронных средств связи в установленном порядке.

Для почтовых отправлений действуют стандартные гражданско-правовые предписания: днем их представления считается день отправления (определяется по штемпелю почтового отделения).

Для заявлений, удостоверенных шифрованной электронной подписью и отправленных по электронным каналам связи, днем представления в ИФНС считается день их фактической отправки.

По поступившему заявлению – при отсутствии замечаний по его оформлению и соответствии его установленным формам – решение о регистрации или внесении изменений в свидетельство о регистрации объектов налогообложения принимается в течение пяти дней со дня поступления.

Официальные формы заявлений, свидетельств о регистрации, актов о внесении изменений в свидетельства о регистрации объектов налогообложения разрабатываются и утверждаются ФНС.

Ставки налога на игорный бизнес

Статья 369 НК РФ определяет пределы налоговых ставок на игорный бизнес, в рамках которых субъекты РФ вправе устанавливать конкретные ставки налога на игровой бизнес. Актуальные данные по состоянию на 27.11.2018 приведены в таблице ниже:

Вид объекта налогообложения Пределы ставок налога на игровой бизнес, устано-вленные НК РФ, тыс. рублей за единицу Ставка налога на игровой бизнес по игровым зонам РФ*, тыс. рублей за единицу
1 2 3 4
Игровой стол 50 — 250 125 250 125
Игровой автомат 3 – 15 7,5 15 7,5
Процессинговый центр букмекерской конторы 50 – 250 125 250
тотализатора
интерактивных ставок букмекерской конторы 2 500 – 3 000 нет 3 000
интерактивных ставок тотализатора
Пункт приема ставок букмекерской конторы 10 – 14 7 14
тотализатора

*Примечание: 1 – Краснодарский край, 2 – Алтайский край, 3 – Калининградская область, 4 – Приморский край.

Для случаев отсутствия региональных нормативных предписаний, устанавливающих те или иные налоговые ставки, действуют ставки, соответствующие нижним пределам, установленным НК РФ:

Вид объекта налогообложения Размер ставки, тыс. рублей за единицу
Игровой стол 50
Игровой автомат 3
Процессинговый центр букмекерской конторы 50
тотализатора
интерактивных ставок букмекерской конторы 2 500
интерактивных ставок тотализатора
Пункт приема ставок букмекерской конторы 10
тотализатора

Это значит, что в игровой зоне, расположенной в Краснодарском крае, налоговая ставка в отношении процессинговых центров интерактивных ставок букмекерской конторы или тотализатора составляет 2 500 000 рублей.

Сохранение приведенных выше размеров налоговых ставок ожидается и в 2019 году.

Порядок исчисления налога на игорный бизнес

Общие правила исчисления налога на игорный бизнес регламентированы статьей 370 НК РФ. Государство возлагает на владельца игорного бизнеса, выступающего в роли плательщик аналога, самостоятельно исчислять подлежащие уплате налоговые суммы.

Законодатель предъявляет особые требования к заполнению налоговой декларации. Вносимые в нее сведения должны точно отражать число объектов налогообложения на конечную дату отчетного периода.

Отступления от этого правила чреваты привлечением к административной или – в случае доказанности умысла и соблюдения иных условий, предусмотренных статьей 199 УК РФ, — уголовной ответственности.

Для исчисления подлежащей уплате суммы налога предусмотренные статьей 369 НК РФ и местными законодательными органами ставки налога должны умножаться на число игровых полей.

Полученное значение, в свою очередь, должно умножаться на размер установленной по каждому налогооблагаемому объекту налоговой базы. В результате получится сумма подлежащего уплате налога, которая и должна быть отражена в налоговой декларации.

При расчетах следует принимать во внимание дату выдачи свидетельства о регистрации объектов налогообложения.

Если свидетельство выдано до 15-го числа (включительно) рассматриваемого налогового периода, сумма налога будет исчисляться как произведение числа всех объектов налогообложения (с учетом «вновь прибывших») и установленной для них налоговой ставки.

Для объектов, свидетельство о регистрации которых датировано 16-ым, 17-ым и более поздним числом, суммой налога будет считаться уменьшенное вдвое произведение числа таких объектов и соответствующей им ставки налога.

В случае выбытия отдельных объектов налогообложения и внесения соответствующих изменений в свидетельство о регистрации опять же в расчет принимается дата внесения таких изменений.

Если в налогооблагаемом периоде они имели место до 15-го числа (включительно), для расчета суммы налога принимается уменьшенная вдвое ставка налога. Если после – применяется полная налоговая ставка, в том числе и для выбывших объектов налогообложения.

Порядок и сроки уплаты налога на игорный бизнес

По общему правилу, установленному статьей 371 НК РФ, местом уплаты налога на игорный бизнес является налоговая инспекция, в которой зарегистрированы объекты налогообложения (игровые автоматы, тотализаторы, букмекерские конторы и так далее).

Это правило не касается крупнейших налогоплательщиков, круг которых в соответствии с особыми критериями определяется отдельным приказом Федеральной налоговой службы Российской Федерации (№ ММ-3-06/308@ от 16.05.2007 с последующими изменениями).

При этом в расчет принимаются результаты финансово-хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования, их влияние на экономические результаты зависимых компаний, обязательное наличие лицензии на соответствующие виды предпринимательской деятельности.

Таким плательщикам дозволено подавать декларации в ИФНС по месту их учета в качестве крупнейших плательщиков.

Во избежание штрафных санкций подача декларации должна осуществляться ежемесячно, не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.

На текущий момент механизм взимания налога за организацию виртуальных казино (получить представление о такого рода заведениях можно, например, перейдя по ссылке казино Вулкан 24 официальный сайт) российским законодательством не определен.

Указанные субъекты игровой индустрии нередко создаются при поддержке зарубежных хостеров и Интернет-провайдеров, и в большинстве своем их деятельность остается за рамками юрисдикции отечественных налоговых органов.

Примеры исчисления налога на игорный бизнес

Изложенные выше теоретические выкладки легче полезно разобрать на конкретных примерах корректного исчисления налога на игорный бизнес.

Пример 1. ООО «Длинный доллар», имеющее регистрацию в игорной зоне Алтайского края «Сибирская монета», является владельцем 4 игровых столов, 17 игровых автоматов. Необходимо рассчитать ежемесячную сумму налога на игорный бизнес для данного субъекта хозяйствования.

Решение. Сумма подлежащего уплате налога рассчитывается по формуле:

4 * 125 000 рублей + 17 * 7 500 рублей = 627 500 рублей.

Пример 2. Частному предприятию «Три семерки», зарегистрированному в игорной зоне «Янтарная» Калининградской области, по состоянию на 01.11.2018 принадлежало 6 игровых столов и 23 игровых автомата. 20.11.2018 предприятие обратилось в регистрирующий орган с заявлением об уменьшении числа игровых автоматов на 4 единицы. Изменения в свидетельство о регистрации зарегистрированы ИФНС 23.11.2018. Необходимо рассчитать сумму налога, подлежащую уплате в соответствующем отчетном периоде.

Решение. Регистрация факта выбытия объектов налогообложения имела место после 15-го числа отчетного месяца. Это значит, что к выбывшим объектам применяется полный размер процентных ставок. Формула расчета аналогична формуле из предыдущего примера:

6 * 250 000 + 23 * 15 000 = 1 845 000 рублей.

Если бы выбытие игровых автоматов произошло, к примеру, 7-го ноября, формула расчета несколько видоизменилась бы:

6 * 250 000 + 19 * 15 000 + 4 * (15 000 / 2) = 1 815 000 рублей.

Налогообложение игорного бизнеса за рубежом

В качестве дополнительной информации к рассматриваемой теме приведем некоторые сведения, которые позволят получить беглое представление о налогообложении игорного бизнеса в некоторых зарубежных государствах.

К примеру, в Казахстане круг плательщиков налога ограничен юридическими лицами, оказывающими услуги тотализатора, букмекерской конторы, зала игровых автоматов или казино.

Налоговый период равен кварталу. Круг облагаемых налогом объектов ограничен игровыми столами и тотализаторами, кассами (включая электронные) тотализаторов и букмекерских контор.

Ставки налога определяется казахским Налоговым кодексом и на момент настоящей публикации равняются примерно:

  • 10,8 тыс. долл. за 1 игровой стол,
  • 390 долл. за 1 игровой автомат,
  • 1950 долл. за 1 кассу тотализатора или букмекерской конторы,
  • 26 тыс. долл. за одну электронную кассу тотализатора,
  • 19,5 тыс. долл. за одну электронную кассу букмекерской конторы.

Отличительная особенность казахского налога на игорный бизнес – наличие предельных потолков оплаты налоговых платежей. В пересчете на доллары США они на сегодняшний момент составляют:

  • 877,5 тыс. долл. – с деятельности казино;
  • 162,5 тыс. долл. – с деятельности зала игровых автоматов;
  • 16,2 тыс. долл. – с деятельности тотализатора;
  • 13 тыс. долл. – с деятельности букмекерской конторы.

В США система налогообложения казино и игровых залов весьма запутана, и в каждом штате имеет характерные особенности. Каждый штат волен самостоятельно устанавливать ставки налога.

Игорный бизнес является лицензируемым видом предпринимательской деятельности. Лицензии бывают трех видов: (1) специальные, (2) ограниченные и (3) неограниченные.

Лицензии первого вида позволяют их владельцам размещать игровые автоматы в чужих игровых залах и помещениях.

Лицензии второго вида необходимы для открытия собственного игрового зала с размещением в нем до 15 игровых автоматов.

Для владельцев игровых столов и игровых залов с неограниченным числом игровых автоматов потребуется лицензия третьего вида.

При усредненных подсчетах за каждый игровой автомат по ограниченной лицензии придется выложить в казну две с половиной сотни баксов в год и примерно от 80 до 120 долларов ежеквартально.

Для обладателей неограниченных лицензии эти платежи втрое, а то и вчетверо выше.

В Германии, Франции и ряде других государств до сих пор не решена проблема налогообложения виртуальных игровых залов и казино. В большинстве европейских стран ставка налога на игорный бизнес варьируется в пределах 15-25 % от суммы выручки.

Налог на игорный бизнес 2019

Основание и правовые основы

Налог на игорный бизнес — это региональный прямой налог. Его регулирует глава 29 Налогового кодекса РФ, действующая с 1 января 2004 года. Для целей определения этого налога установлено, что игорный бизнес — это предпринимательская деятельность по организации и проведению азартных игр, связанная с извлечением организациями доходов в виде выигрыша и (или) платы за проведение азартных игр.

Региональные органы власти имеют право соответствующим региональным законом ввести налог на игорный бизнес и установить его ставку (с учетом пределов, установленных НК РФ). Однако, если региональный закон не принят, то налог все равно считается введенным и полностью регулируется НК РФ. В отличие от других региональных налогов объект налогообложения, база, период и сроки уплаты налога на игорный бизнес полностью регулируются НК РФ и не могут изменяться региональным законодателем.

Налогоплательщики

Налогоплательщиками налога на игорный бизнес признаются все организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса.

Индивидуальные предприниматели налогоплательщиками этого налога не являются, так как организаторами азартных игр могут выступать только юридические лица, зарегистрированные в установленном порядке на территории Российской Федерации.

Объекты налогообложения

Перечень того, что относится к объектам налогообложения налогом на игорный бизнес, установлен статьей 366 Налогового кодекса РФ. Это:

  • игровой стол;
  • игровой автомат;
  • процессинговый центр тотализатора;
  • процессинговый центр букмекерской конторы;
  • пункт приема ставок тотализатора;
  • пункт приема ставок букмекерской конторы.

Каждый объект налогообложения должен быть в установленном законом порядке зарегистрирован в налоговом органе по месту установки или нахождения не позднее чем за два дня до даты его установки (открытия). Также налогоплательщик обязан регистрировать и любое изменение количества объектов налогообложения — в тот же срок.

Форма заявления о регистрации объектов налогообложения утверждена Приказом Минфина РФ от 22.12.2011 N 184н.

Регистрация (подача заявления налогоплательщиком) может быть проведена лично, через представителя или почтой.

Налоговые органы в течение 5 рабочих дней с даты получения заявления должны выдать свидетельство о регистрации или внести изменения, связанные с изменением количества объектов налогообложения, в ранее выданное свидетельство.

Порядок постановки на учет плательщиков налога на игорный бизнес утвержден Приказом Минфина РФ от 08.04.2005 N 55н.

Налоговая база по налогу на игорный бизнес определяется по каждому объекту налогообложения отдельно, исходя из их общего количества. Сумма налога исчисляется налогоплательщиком самостоятельно как произведение налоговой базы по каждому объекту и соответствующей ставки налога.

Налог подлежит уплате с момента осуществления лицензируемой деятельности в области игорного бизнеса.

Порядок исчисления налога разъяснен в Письме ФНС РФ от 18.05.2006 N ГВ-6-02/515@.

Календарный месяц.

Налоговые ставки устанавливаются региональными властями России. Однако, они должны не превышать пределы, установленные в статье 369 Налогового кодекса РФ. Эти предельные ставки таковы:

  1. за один игровой стол — от 25000 до 125000 рублей;
  2. за один игровой автомат — от 1500 до 7500 рублей;
  3. за один процессинговый центр тотализатора — от 25000 до 125000 рублей;
  4. за один процессинговый центр букмекерской конторы — от 25 000 до 125 000 рублей;
  5. за один пункт приема ставок тотализатора — от 5 000 до 7 000 рублей;
  6. за один пункт приема ставок букмекерской конторы — от 5 000 до 7 000 рублей.

Субъектами РФ определяются конкретные размеры ставок налога на игорный бизнес. При отсутствии соответствующих законов региональных властей применяется нижний из предельных размеров, установленный статьей 369 НК РФ.

Порядок уплаты налога и представления декларации

Налог на игорный бизнес уплачивается в бюджет по месту регистрации в налоговом органе объектов не позднее срока подачи декларации (20-е число следующего календарного месяца). Сумма налога исчисляется налогоплательщиком самостоятельно как произведение налоговой базы, установленной по каждому объекту налогообложения, и ставки налога, предусмотренной для этих объектов.

Уплата налога при наличии у организации обособленного подразделения — по месту его нахождения.

Декларация по налогу на игорный бизнес предоставляется также ежемесячно — не позднее 20-го числа месяца, следующего за налоговым периодом. В декларации необходимо учитывать изменение количества объектов налогообложения в истекший налоговый период (месяц).

Декларацию нужно подавать в налоговый орган по месту регистрации объектов налогообложения. Крупнейшие налогоплательщики сдают ее в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.

Форма налоговой декларации и инструкция по ее заполнению утверждены Приказом ФНС РФ от 28.12.2011 N ММВ-7-3/985@. Декларация может быть представлена налогоплательщиком лично или через его представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.

Обращаем внимание!

Налогоплательщики, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 25 человек, а также вновь созданные организации, численность работников которых превышает указанный предел, представляют налоговые декларации и расчеты в электронной форме. Это же правило распространяется и на крупнейших налогоплательщиков.

Подробнее о сдаче электронной отчетности можно посмотреть .

Налог на игорный бизнес в Санкт-Петербурге

В Санкт-Петербурге налог на игорный бизнес регулируется Законом Санкт-Петербурга от 03.07.2012 N 395-66 — этим документом установлены ставки налога. Согласно НК РФ только ставки могут быть установлены на региональном уровне, все остальные аспекты налога на игорный бизнес регулируются НК РФ.

Ставки таковы:

  1. за один процессинговый центр тотализатора — 125000 рублей;
  2. за один процессинговый центр букмекерской конторы — 125000 рублей;
  3. за один пункт приема ставок тотализатора — 7000 рублей;
  4. за один пункт приема ставок букмекерской конторы — 7000 рублей.

Налог на игорный бизнес в Москве

В Москве налог на игорный бизнес регулируется Законом г. Москвы от 21.12.2011 N 69 — этим документом установлены ставки налога. Согласно НК РФ только ставки могут быть установлены на региональном уровне, все остальные аспекты налога на игорный бизнес регулируются НК РФ.

Ставки таковы:

  1. за один процессинговый центр букмекерской конторы — 125000 рублей;
  2. за один процессинговый центр тотализатора — 125000 рублей;
  3. за один пункт приема ставок тотализатора — 7000 рублей;
  4. за один пункт приема ставок букмекерской конторы — 7000 рублей.

Налог на игорный бизнес: что нового в 2017 году?

По налогу на игорный бизнес в 2017 году нововведений нет.

Однако при уплате недоимок по всем налогам с 1 октября 2017 года изменяются правила начисления пеней. При длительной просрочке предстоит уплачивать большие суммы пеней — это касается недоимок, возникших после 1 октября 2017 года. Изменения внесены в правила расчета пеней, которые установлены для организаций п. 4 ст. 75 НК РФ.

Если, начиная с указанной даты, просрочить платеж более чем на 30 дней, пени предстоит рассчитывать так:

  • исходя из 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей в период с 1-го по 30-й календарные дни (включительно) такой просрочки;
  • исходя из 1/150 ставки рефинансирования ЦБ РФ, актуальной в период начиная с 31-го календарного дня просрочки.

При просрочке в 30 календарных дней и меньше юрлицо заплатит пени исходя из 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ.

При уплате недоимок до 1 октября 2017 года количество дней просрочки не имеет значения, ставка в любом случае составит 1/300 ставки рефинансирования ЦБ. Напомним, что с 2016 года ставка рефинансирования равна ключевой ставке.