Налог на рекламу

Кто платит налог на рекламу в 2020 году

Любое предприятие, осуществляющее данный вид деятельности, обязано уплачивать налог на рекламу.

В противном случае на него будет наложен довольно серьезный штраф.

Общие сведения

Все, что, так или иначе, связано с получением прибыли в нашей стране, облагается налогом. И реклама – не исключение, так как с её помощью можно увеличить объем сбыта продукции или услуг.

Налог рассматриваемого типа – местный. Налоговая ставка составляет пять процентов. Исчисляется она довольно просто.

Делается это двумя способами, в зависимости от того, кем и как выполняются рекламные работы:

  1. Если работы по разработке рекламной компании и сопутствующих действиях производятся подрядными компаниями, то налоговая ставка исчисляется исходя из фактически потраченной суммы средств (налог на добавочную стоимость не учитывается).
  2. Если все работы, связанные с рекламной компанией, выполняются самостоятельно, то налог исчисляется с учетом средств, потраченных на:
  • материалы;
  • амортизацию инструмента, оборудования, техники;
  • оплату труда различных работников (монтажники и другие).

Важным моментом является то, что косвенные расходы также учитываются при вычислении налоговой ставки.

Определяются они как отношение (процентное) суммарного количества всех расходов на рекламу (прямых) к суммарному количеству всех затрат за отчетный период.

Оплата налогового сбора за рекламную компанию осуществляется по окончанию отчетного периода, не позднее двадцатого числа того месяца, который следует за истекающим периодом отчетности.

Законные основания

Налог на рекламу должен уплачиваться в соответствии со ст. 56 НК Российской Федерации.

Сам же порядок уплаты регламентируется местным самоуправлением, и нормативно-правовыми актами, составляемыми им. Так как налог на рекламу является местным.

Например, на территории Москвы и её области действует закон № 59 от 21 ноября 2001 года.

Он и является устанавливающим нормативным документом, на который необходимо ориентироваться при составлении налоговой отчетности.

Различные нормативные и правовые документы, касающиеся налога о рекламе, не должны противоречить:

  1. Закону Российской Федерации № 108-Ф3 «О рекламе» (он был утвержден в 1995 году, 18 июля, а в 2001 году был подвергнут поправкам).
  2. Налоговому кодексу Российской Федерации.

В любом другом городе, так же, как и в Москве, обязательно должен иметься закон, регламентирующий порядок выплаты налога, а также следующие важные моменты:

  • льготы для предприятий, подпадающих под них;
  • величину налоговой ставки;
  • порядок расчета;
  • сроки уплаты;
  • отчетный период;
  • базу налогообложения и другие.

Практически во всех городах России не платят налог на рекламу:

  • политические организации, осуществляющие агитацию;
  • физические лица, не ведущие деятельность, приносящую прибыль;
  • всевозможные центры реабилитации, социальной адаптации инвалидов;
  • благотворительные организации, не ведущие коммерческой деятельности с целью извлечения прибыли.

За что платить

Объектами для обложения налогом на рекламу являются денежные средства, которые были потрачены на:

  • покупку работ, необходимых для печати рекламных материалов;
  • приобретение материалов для изготовления работ рекламодателем самостоятельно.

К материалам и предметам, посредством которых осуществляется реклама, относятся:

  • рекламные ролики на теле или радиоканалах;
  • листовки;
  • разнообразные плакаты, афиши;
  • щиты и баннеры;
  • календари;
  • другие средства оповещения потребителей о наличии товара или услуги.

Также облагаются налогом средства, потраченные на рекламу услуг или товаров компании сторонним лицом (спонсорская помощь).

Не менее важным моментом является знание того, за что налог на рекламу платить не требуется. В этот перечень входит:

  1. Оплата получения разрешения на проведение рекламной кампании.
  2. Вывеска (средства, потраченные на её изготовление и монтаж) с названием организации, часами работы и номером контактного телефона.
  3. Расходы на оповещения самого разного рода (об изменении места расположения организации, номера контактного телефона, реквизитов).

Вся информация о том, что облагается налогом на рекламу, содержится в Налоговом кодексе РФ, статье № 264 (пункт 4):

  • расходы, понесенные организацией при осуществлении рекламы при помощи СМИ (телевиденье, радио);
  • расходы на световые рекламные конструкции (вывески, стенды);
  • расходы на различного рода ярмарки, выставки, проведение викторин, конкурсов, а также покупку призов.

Понятие наружной рекламы

Тем, кто платит налог на рекламу в 2020 году (ИП, физические лица и различные коммерческие организации), обязательно необходимо разобраться с таким простым понятием, как наружная реклама.

Отменен налог на рекламу или нет можно узнать в статье: отменен налог на рекламу.

Чему равен налог на рекламу .

Наружной рекламой признается любая информация, распространяемая о компании, ведущей какую-либо коммерческую деятельность с целью извлечения прибыли.

Данная информация должна обязательно:

  • привлекать внимание;
  • создавать заинтересованность у целевой аудитории, поддерживать её;
  • помогать продвижению на рынке.

Если публичная информация соответствует хотя бы одному из этих пунктов, то она признается наружной рекламой.

Существует большое количество разновидностей рекламы рассматриваемого типа:

  1. Штендеры – рекламная конструкция, изготавливаемая в форме домика небольшого размера(информация может содержаться на обеих сторонах).
  2. Указатели – располагаются обычно рядом с различными дорожными знаками.
  3. Мониторы – на них воспроизводится реклама в формате видеозаписи.
  4. Призматроны – рекламные щиты, на которых циклически сменяются различные объявления;
  5. Перетяжные баннеры – обычные баннеры, располагающиеся над дорогой.
  6. Брандмауэры – различного рода реклама, располагаемая на стенах домов.
  7. Билборды – обычно двусторонние щиты, устанавливаются рядом с транспортными магистралями.

Если ИП или компания с какой-либо другой формой организации располагает информацию на конструкциях такого и подобного рода, то это считается наружной рекламой.

Все траты, связанные с изготовлением, монтажом и другие сопутствующие, облагаются налогом.

Кто платит налог на рекламу

Согласно налоговому законодательству Российской Федерации компания, осуществляющая распространение информации о своей деятельности, приносящей прибыль, является рекламодателем.

Именно рекламодатель обязан осуществлять налоговые платежи за размещение рекламы в общественных местах.

Точное определение того, кто же такой рекламодатель, имеется в Федеральном законе «О рекламе», сформированном и принятом в 1995 году, за номером 108-Ф3.

Плательщиками рассматриваемого налога могут быть признаны:

  • юридические лица;
  • физические.

Оговаривается это в законе «Об основах налоговой системы РФ» (№ 2118-1).

Но уплачиваться налог может не только самими рекламодателями, но также теми подрядными организациями, которые занимаются распространением рекламы.

Таким образом, рекламодатель может просто перечислить сумму, необходимую для уплаты налога, на счет рекламораспространителя. После чего последний осуществит платеж в пользу дохода соответствующего бюджета.

Данный порядок оплаты налогового сбора полностью законен, он допускается письмом № 5.1/693/ИЛ-6-04/176 ВС РФ и Министерства финансов РФ.

На того, кто платит налог на рекламу в 2020 году, штрафы налагаются при несвоевременном перечислении необходимой суммы на счет.

Поэтому следует более чем осторожно относиться к выбору распространителя рекламы, если он будет осуществлять платежи от имени рекламодателя.

В бухгалтерской и иной отчетности рекламодатель и рекламораспространитель могут обозначаться как комитент и комиссионер.

Комитент

Комитентом обычно называется то юридическое или физическое лицо, которое поручает оплату налога за рекламную компанию кому-либо другом.

Таким образом, допустимо и законно применять термин комитент к рекламодателю. Используется такая терминология в тексте различных договоров, заключаемых не только при выполнении различного рода подрядных работ, но и иных.

Комиссионер

Комиссионером обычно при заключении договора о выплате налога обозначается та организация, которая будет осуществлять различные работы по продвижению рекламной компании, заниматься изготовлением баннеров, билбордов и других рекламных конструкций.

Комиссионер осуществляет перечисление средств на счет доходов местного бюджета, которые являются налоговым сбором за наружную рекламу.

Фактически, комиссионер берет на себя функцию взаимодействия с налоговыми органами. Так как несет определенную ответственность за финансовые операции.

Необходимо своевременно заполнять декларацию, порядок и форма её были утверждены правительством 25.12.2001 г. постановлением № 1185-ПП.

Несмотря на то, что ставка по рекламному налогу относительно невелика — она варьируется в пределах региона, и не бывает больше 5 % — не стоит забывать осуществлять выплату по нему.

В противном случае контролирующая организация наложит на физические или юридическое лицо штраф.

Величина его будет напрямую зависеть от суммы задолженности по налогу. За неуплату штрафа начисляется пени.

Какая проводка при отложенном налоге на прибыль смотрите в статье: отложенный налог на прибыль.

Программу аудита налога на прибыль .

Какие отличия между МСФО 12 «Налоги на прибыль» и ПБУ 18/02 .

В любом случае, шутки с налоговой инспекцией заканчиваются плохо, стоит быть максимально внимательным как при заполнении налоговой декларации, так и при уплате налоговых сборов, осуществлении бухгалтерского учета.

Предыдущая статья: Отменен налог на рекламу Следующая статья: Налог с продажи квартиры

Налогообложение рекламных услуг и деятельности по организации выставок

Налог на прибыль.

Обязанностью любого хозяйствующего субъекта – плательщика налога на прибыль является ведение налогового учета, основные принципы которого регулируются главой 25 «Налог на прибыль организаций».

Налоговый учет, целью которого является формирование налоговой базы по налогу на прибыль, имеет в отличие от бухгалтерского учета несколько иные принципы классификации, исчисления величины и признания расходов организации для целей налогообложения прибыли.

Напомним, что под прибылью в целях главы 25 НК РФ понимается разница между полученными налогоплательщиком доходами и произведенными расходами, которые определяются в соответствии с требованиями НК РФ.

В соответствии с главой 25 НК РФ организации, оказывающие рекламные услуги, определяют доходы и расходы при исчислении налога на прибыль либо методом начисления, либо кассовым методом. При этом выбранный метод должен быть закреплен в учетной политике организации.

Если организация определяет доходы и расходы методом начисления, для целей налогообложения прибыли, то датой получения дохода от реализации рекламных услуг и организации выставок, согласно пункту 3 статьи 271 НК РФ, признается дата их реализации, определяемая в соответствии с пунктом 1 статьи 39 НК РФ, независимо от фактического поступления денежных средств (иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав) в оплату услуг. Полученные доходы от оказания рекламных услуг и организаций выставок организация уменьшает на величину произведенных расходов, определяемых в соответствии с главой 25 НК РФ.

При этом расходы должны соответствовать требованиям, предусмотренным статьей 252 НК РФ, то есть должны быть обоснованы и документально подтверждены.

Расходы в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности налогоплательщика можно разделить на:

· Расходы, связанные с производством и реализацией продукции (работ, услуг) (статья 253 НК РФ);

· Внереализационные расходы (статья 265 НК РФ);

· Расходы, не учитываемые в целях налогообложения прибыли (статья 270 НК РФ).

Иногда налогоплательщик сталкивается с ситуацией, когда тот или иной вид расходов может быть отнесен одновременно к нескольким видам расходов.

В такой ситуации налогоплательщик вправе самостоятельно определить, к какой группе он отнесет такие расходы.

Обратите внимание!

Расходы для целей налогообложения прибыли формируются обособленно — в особых регистрах налогового учета (самостоятельных или созданных на базе регистров бухгалтерского учета), но подтверждаются теми же первичными документами, что и в бухгалтерском учете.

В соответствии с пунктом 2 статьи 253 НК РФ расходы, связанные с производством и реализацией, подразделяются:

— материальные расходы;

— расходы на оплату труда;

— суммы начисленной амортизации;

— прочие расходы.

Организации, оказывающие рекламные услуги, определяющие доходы и расходы методом начисления, осуществленные расходы принимают в целях налогообложения прибыли в соответствии со статьей 272 НК РФ.

В соответствии с этой статьей, расходы, принимаемые для целей налогообложения, признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты и определяются с учетом положений статей 318 — 320 НК РФ.

Статья 272 НК РФ предусматривает следующие даты признания расходов при методе начисления:

— дата передачи в производство сырья и материалов — в части сырья и материалов, приходящихся на произведенные товары (работы, услуги);

— дата подписания налогоплательщиком акта приемки — передачи услуг (работ) — для услуг (работ) производственного характера;

— амортизация признается в качестве расхода ежемесячно, исходя из суммы начисленной амортизации, рассчитываемой в соответствии с порядком, установленным статьями 259 и 322 НК РФ;

— расходы на оплату труда признаются в качестве расхода ежемесячно, исходя из суммы начисленных в соответствии со статьей 255 НК РФ расходов на оплату труда;

— расходы на ремонт основных средств признаются в качестве расхода в том отчетном периоде, в котором они были осуществлены, вне зависимости от их оплаты с учетом особенностей, предусмотренных статьей 260 НК РФ;

— расходы по обязательному и добровольному страхованию (негосударственному пенсионному обеспечению) признаются в качестве расхода в том отчетном (налоговом) периоде, в котором в соответствии с условиями договора налогоплательщиком были перечислены (выданы из кассы) денежные средства на оплату страховых (пенсионных) взносов. Если по условиям договора страхования (негосударственного пенсионного обеспечения) предусмотрена уплата страхового (пенсионного) взноса разовым платежом, то по договорам, заключенным на срок более одного отчетного периода, расходы признаются равномерно в течение срока действия договора пропорционально количеству календарных дней действия договора в отчетном периоде;

— датой осуществления внереализационных и прочих расходов признается:

1) дата начисления налогов (сборов) — для расходов в виде сумм налогов (авансовых платежей по налогам), сборов и иных обязательных платежей;

2) дата начисления в соответствии с требованиями главы 25 НК РФ — для расходов в виде сумм отчислений в резервы, признаваемые расходом в соответствии с главой 25 НК РФ;

3) дата расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров или дата предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов, либо последний день отчетного (налогового) периода — для расходов:

в виде сумм комиссионных сборов;

в виде расходов на оплату сторонним организациям за выполненные ими работы (предоставленные услуги);

в виде арендных (лизинговых) платежей за арендуемое (принятое в лизинг) имущество;

в виде иных подобных расходов;

Обратите внимание!

Буквальное прочтение данной нормы законодательства означает, что организация, оказывающая услуги, вправе самостоятельно определить одну из предложенных дат, но с учетом общего правила признания расходов при методе начисления (пункт 1 статья 272 НК РФ).

Нужно сказать, что при осуществлении хозяйственной деятельности, организации, использующие в целях налогообложения метод начисления, зачастую испытывают сложности с отражением в налоговом учете указанных видов расходов, особенно когда речь идет об оплате счетов ресурсоснабжающих организаций, арендодателей, услуг связи и тому подобное. Ведь, как правило, счета указанных субъектов датированы началом следующего за отчетным периодом месяца.

4) дата перечисления денежных средств с расчетного счета (выплаты из кассы) налогоплательщика — для расходов:

— в виде сумм выплаченных подъемных;

— в виде компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов;

5) дата утверждения авансового отчета — для расходов:

— на командировки;

— на содержание служебного транспорта;

— на представительские расходы;

— на иные подобные расходы.

Если организация, оказывающая услуги, определяет доходы и расходы кассовым методом, в целях налогообложения прибыли, она должна руководствоваться положениями статьи 273 НК РФ.

При кассовом методе датой получения дохода признается день поступления средств на счета в банках и (или) в кассу, поступления иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, а также погашение задолженности перед налогоплательщиком иным способом.

В соответствии с пунктом 3 статьи 273 НК РФ расходами налогоплательщика признаются затраты после их фактической оплаты. Оплатой товара (работ, услуг и (или) имущественных прав) признается прекращение встречного обязательства налогоплательщиком — приобретателем указанных товаров (работ, услуг) и имущественных прав перед продавцом, которое непосредственно связано с поставкой этих товаров (выполнением работ, оказанием услуг, передачей имущественных прав).

Налог на добавленную стоимость.

Порядок исчисления и уплаты указанного налога определен главой 21 «Налог на добавленную стоимость» НК РФ.

Согласно статье 143 НК РФ налогоплательщиками НДС являются организации, индивидуальные предприниматели и лица, признаваемые налогоплательщиками НДС в связи с перемещением товаров через таможенную границу России, определяемые в соответствии с ТК РФ.

Напоминаем, что согласно статье 11 НК РФ:

«организации — юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее — российские организации), а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации (далее — иностранные организации)».

Следовательно, плательщиками НДС могут быть как российские фирмы, оказывающие услуги по рекламе и услуги по организации выставок, так и иностранные юридические лица.

Для организаций, оказывающих какие-либо виды услуг (за исключением посреднических), порядок исчисления этого налога не содержит каких либо специальных положений, то есть, если организация, оказывающая услуги, является плательщиком НДС, она исчисляет и уплачивает НДС в общеустановленном порядке.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ реализация услуг на территории Российской Федерации облагается налогом на добавленную стоимость.

Мы не случайно отметили, что объектом налогообложения по НДС является реализация услуг именно на территории Российской Федерации. Поэтому при оказании любых видов услуг организация, их оказывающая, должна хорошо ориентироваться в статье 148 НК РФ, устанавливающей порядок определения места реализации услуг. Отметим, что подробный анализ положений статьи 148 НК РФ позволяет отметить следующее: общий порядок определения места реализации услуг установлен подпунктом 5 пункта 1 статьи 148 НК РФ:

услуга считается оказанной на территории России, а, следовательно, является объектом налогообложения по НДС, если субъект, оказывающий услугу, осуществляет деятельность на территории Российской Федерации.

Обращаем Ваше внимание, что в целях статьи 148 НК РФ, местом осуществления деятельности субъекта считается Россия в случае его фактического присутствия на территории Российской Федерации на основе государственной регистрации.

Если же государственная регистрация отсутствует, местом деятельности организации или индивидуального предпринимателя признается:

· место, указанное в учредительных документах организации;

· место управления организацией;

· место нахождения постоянно действующего исполнительного органа организации;

· место нахождения постоянного представительства в Российской Федерации (если работы выполнены (услуги оказаны) через это постоянное представительство);

· место жительства индивидуального предпринимателя.

Если местом реализации работ (услуг) признана территория Российской Федерации, то у продавца работ (услуг) независимо от того, резидентом какого государства он является, возникает обязанность по начислению НДС с операций по реализации.

Если местом реализации услуги признана территория Российской Федерации, то российские налогоплательщики исчисляют и уплачивают НДС в соответствии с требованиями главы 21 «Налог на добавленную стоимость» НК РФ. Иностранные лица, состоящие на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, исчисляют и уплачивают НДС в порядке, установленном для российских организаций. Если же иностранные лица не состоят на учете, то налоговая база определяется покупателями. В этом случае покупатели будут выступать в качестве налогового агента в соответствии с требованиями статьи 161 НК РФ. При этом сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, уплачивается в полном объеме налоговыми агентами за счет средств, подлежащих перечислению иностранному лицу. При этом покупатель — налоговый агент имеет право на налоговый вычет на сумму уплаченного НДС в соответствии с пунктом 3 статьи 171 НК РФ.

Обратите внимание!

Документами, подтверждающими место выполнения работ (оказания услуг) являются:

· контракт, заключенный с иностранными или российскими лицами;

· документы, подтверждающие, что работа выполнена (услуга оказана).

Если местом реализации услуги будет признана территория иностранного государства, то:

· операция не подлежит обложению НДС;

· к таким операциям не применяются положения пункта 1 статьи 162 НК РФ;

· сумма налога по приобретенным материальным ресурсам, включая основные средства и нематериальные активы, используемые для выполнения работ (оказания услуг) включается в их стоимость в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 170 НК РФ.

Однако помимо общего правила определения места реализации услуги, статья 148 НК РФ (а именно ее подпункты 1- 4.1 пункта 1) содержит и специальные случаи определения места реализации услуг. Отметим, что рекламные услуги как раз и относятся к тем видам услуг, место реализации которых определяется в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 148 НК РФ. Согласно указанному подпункту рекламная услуга считается оказанной на территории России, если покупатель этой услуги осуществляет деятельность на территории Российской Федерации.

Покажем на конкретных примерах, как на практике применяются положения статьи 148 НК РФ.

Пример 1.

Российская фирма ООО «Флагман» оказала рекламные услуги российской фирме. В этом случае – покупатель данных услуг зарегистрирован на территории Российской Федерации, следовательно, на эти услуги организация ООО «Флагман» обязана начислить НДС.

Если российская фирма ООО «Флагман» оказала рекламные услуги иностранной фирме, не зарегистрированной на территории Российской Федерации и не имеющей постоянного представительства в нашей стране, то будет считаться, что эти услуги реализованы на территории иностранного государства и, следовательно, ООО «Флагман» не начисляет НДС.

Окончание примера.

Пример 2.

Иностранная организация, имеющая постоянное представительство в России, оказала услуги по рекламе российской организации. Покупатель рекламных услуг зарегистрирован на территории РФ, следовательно, услуги по рекламе подлежат налогообложению НДС. Так как иностранная организация имеет постоянное представительство в РФ, то она самостоятельно исчисляет и уплачивает налог на добавленную стоимость.

Если бы в рассматриваемом примере иностранная организация не была бы зарегистрирована на территории РФ, то у российской организации – покупателя рекламных услуг возникли бы обязанности налогового агента (статья 161 НК РФ).

Окончание примера.

В отношении выставочной деятельности ситуация по НДС несколько иная. Подпункты 1 – 4.1 пункта 1 статьи 148 НК РФ не содержат прямой ссылки на такой вид услуг как организация и проведение выставок, поэтому, исходя из буквального прочтения налогового законодательства по НДС, следует, что при оказании услуг по проведению выставок, фирма-организатор должна определять место реализации услуги в соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 148 НК РФ, то есть, в общем порядке. Однако, при этом следует помнить, что организация выставки процесс довольно сложный и фирма-организатор может оказывать участнику самые различные виды услуг: аренду выставочных площадей, услуги по оформлению стендов, транспортные услуги, рекламные услуги, услуги по предоставлению переводчиков и так далее. Поэтому при налогообложении НДС выставочной деятельности следует особое внимание уделять тому, как составлен договор с заказчиком. Если предметом договора является организация услуг по проведению выставки, то фирма – организатор, начислит и уплатит НДС со всей суммы, полученной ею за оказанные услуги. Если же договор содержит четкое разграничение по видам услуг, то, может случиться и так, что какой – то из оказываемых видов услуг не будет являться объектом налогообложения, например, услуги по рекламе или аренда выставочных площадей (если они считаются оказанными на территории иностранного государства).

Поэтому советуем, организациям, занятым выставочной деятельностью четко указывать в договоре какие именно услуги предоставляются заказчику.

Налоговая база при реализации услуг определяется в соответствии с пунктом 1 статьи 154 НК РФ:

«Налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг), если иное не предусмотрено настоящей статьей, определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога».

То есть, налоговая база по НДС определяется исходя из стоимости оказанных услуг, без учета НДС.

При расчете окончательной суммы налога, которую организация, оказывающая услуги, перечисляет в бюджет, из суммы начисленного налога вычитаются суммы НДС по товарам, работам, услугам, имущественным правам принятым к учету, в соответствии с требованиями статьи 171, 172 НК РФ.

Для отражения операций по налогу на добавленную стоимость в бухгалтерском учете организации используются счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» и счет 68 «Расчеты по налогам и сборам» субсчет «НДС».

Суммы предъявленного («входного») налога, предварительно отражаются по дебету счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям».

По дебету счета 19 отражаются суммы НДС по товарам, работам, услугам, полученным от поставщиков, в корреспонденции со счетами 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» или 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». Суммы НДС, принятые к вычету, списывают с кредита счета 19 «Налог на добавленную стоимость» в дебет счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» субсчет «НДС».

Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные организации, если:

1) товары (работы, услуги), а также имущественные права приобретаются для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения;

2) товары (работы, услуги), имущественные права приняты к учету;

3) у налогоплательщика имеется счет-фактура, оформленный надлежащим образом;

Если в расчетных документах, подтверждающих стоимость приобретенных товаров (работ, услуг), имущественных прав сумма налога не выделена отдельной строкой, то исчисление его самостоятельно расчетным путем не производится.

Сумма налога, начисленная налогоплательщиком по объектам налогообложения, отражается по кредиту счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» субсчет «НДС» в корреспонденции со счетами реализации, как правило, это счета: 90 «Продажи» и 91 «Прочие доходы и расходы».

В отношении предварительной оплаты в счет предстоящего оказания услуг отметим следующее. До 1 января 2006 года авансовые или иные платежи, полученные в счет предстоящего оказания услуг, увеличивали налоговую базу налогоплательщика по НДС. Напоминаем, что Федеральным законом от 22 июля 2005 года №119-ФЗ «О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах» (далее Федеральный закон №119-ФЗ) это требование законодательства исключено из текста главы 21 НК РФ. Но теперь такая обязанность возникает у организации в соответствии с нормами статьи 167 НК РФ.

Согласно пункту 1 статьи 167 НК РФ моментом определения налоговой базы, если иное не предусмотрено пунктами 3, 7 — 11, 13 — 15 статьи 167 НК РФ, является наиболее ранняя из следующих дат:

1) день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав;

2) день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.

Таким образом, если фирма, оказывающая услуги, получила оплату, частичную оплату ранее, чем оказала заказчику услугу, у нее возникает момент определения налоговой базы по НДС.

Если моментом определения налоговой базы является день оплаты, частичной оплаты под предстоящее оказание услуг, то на день их оказания у налогоплательщика также возникает момент определения налоговой базы.

В то же время организации имеют право на вычет сумм налога, исчисленных с сумм оплаты, частичной оплаты, полученных в счет предстоящего оказания услуг.

Обращаем Ваше внимание на то, что налогоплательщику с 1 января 2006 года вменили новую обязанность. Так как налоговая база при отгрузке товаров (работ, услуг) в счет ранее полученной оплаты, частичной оплаты, включенной ранее в налоговую базу, определяется налогоплательщиком исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 40 НК РФ, то, соответственно при отгрузке по предоплате налогоплательщик НДС должен провести пересчет налоговой базы в соответствии со статьей 40 НК РФ. То есть это должен сделать именно налогоплательщик, а не налоговые органы, при осуществлении контроля над полнотой исчисления налогов.

Причем налоговая ставка, применяемая в данной ситуации, будет определяться в соответствии с пунктом 4 статьи 164 НК РФ, согласно которой:

«При получении денежных средств, связанных с оплатой товаров (работ, услуг), предусмотренных статьей 162 настоящего Кодекса, а также при получении оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, предусмотренных пунктами 2 — 4 статьи 155 настоящего Кодекса, при удержании налога налоговыми агентами в соответствии с пунктами 1 — 3 статьи 161 настоящего Кодекса, при реализации имущества, приобретенного на стороне и учитываемого с налогом в соответствии с пунктом 3 статьи 154 настоящего Кодекса, при реализации сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки в соответствии с пунктом 4 статьи 154 настоящего Кодекса, при передаче имущественных прав в соответствии с пунктами 2 — 4 статьи 155 настоящего Кодекса, а также в иных случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом сумма налога должна определяться расчетным методом, налоговая ставка определяется как процентное отношение налоговой ставки, предусмотренной пунктом 2 или пунктом 3 настоящей статьи, к налоговой базе, принятой за 100 и увеличенной на соответствующий размер налоговой ставки».

Организации, являющиеся плательщиками налога на добавленную стоимость обязаны при исчислении данного налога выполнять все требования главы 21 «Налог на добавленную стоимость» НК РФ. В обязанности налогоплательщика входит выставление счетов-фактур, ведение книги продаж и книги покупок, заполнение на их основе налоговой декларации и уплата налога в бюджет.

Заполнение всех требуемых документов налогоплательщики осуществляют в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2000 года №914 «Об утверждении правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость» (далее – Постановление №914).

Обращаем Ваше внимание, что с 30 мая 2006 года Указанное Постановление №914 действует в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 11 мая 2006 года №283 «О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2000 года №914».

Что касается услуг по размещению наружной рекламы, то отметим следующее. Если организация оказывает услуги по распространению и (или) размещению наружной рекламы, то такие организации с 1 января 2005 года являются плательщиками ЕНВД. Система налогообложения в виде ЕНВД на этот вид деятельности (распространение и (или) размещение наружной рекламы) устанавливается НК РФ, вводится в действие нормативно-правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга (пункт 1 статьи 346.26 НК РФ).

Более подробно об оказываемых услугах по распространению и (или) размещению наружной рекламы мы расскажем в разделе 4 настоящей книги.

Более подробно познакомится с вопросами рекламных услуг, особенностями их бухгалтерского учета и налогообложения Вы можете ознакомиться в книге ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Рекламные услуги как вид деятельности».

Налог на рекламу является местным налогом. Согласно НК РФ порядок уплаты местных налогов устанавливается нормативно-правовыми актами представительных органов местного самоуправления (статья 56 НК РФ).
Закон города Москвы от 21 ноября 2001 года N 59 «О налоге на рекламу» устанавливает налог на рекламу на территории города Москвы в соответствии со следующими нормативными актами:
1. Федеральным законом РФ от 18 июля 1995 года N 108-ФЗ «О рекламе» (в ред. Федеральных законов от 18.06.2001г. N 76-ФЗ, от 14.12.2001г. N 162-ФЗ, от 30.12.2001г. N 196-ФЗ)
2. Налоговым кодексом Российской Федерации
Законом города Москвы определяются плательщики налога на рекламу, объект налогообложения, налогооблагаемая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления и сроки уплаты налога, налоговые льготы. Действие Московского закона не распространяется на политическую рекламу, на объявления физических лиц, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности.
Налогоплательщиками налога на рекламу признаются предприятия, рекламирующие свою продукцию (рекламодатели):
1. у которых место нахождения приходится на территорию города Москвы,
2. которые приобретают рекламные услуги (работы) или самостоятельно выполняют работы, связанные с рекламой товаров (работ, услуг).
Объект налогообложения
Объектом налогообложения по налогу на рекламу признаются:
1. расходы на приобретение рекламных услуг (работ), состоящих в изготовлении и распространении с коммерческой целью информации о товарах (работах, услугах) и о покупателях этих рекламных услуг (работ);
2. рекламные работы, выполняемые рекламодателем самостоятельно, в том числе с привлечением рекламопроизводителя.
Распространением информации признается ее продвижение при помощи средств массовой информации, каталогов, прейскурантов, справочников, листовок, афиш, плакатов, рекламных щитов, календарей, световых газет (бегущая строка или световая фиксированная строка), объявлений, извещений, сообщений или при помощи других рекламных носителей.
Также признается объектом налогообложения налогом на рекламу спонсорский вклад, а спонсор и спонсируемый являются, соответственно, рекламодателем и рекламораспространителем.
Не является объектом налогообложения:
1. плата за выдачу разрешений на распространение наружной рекламы;
2. размещение информационных вывесок при входе или в помещениях (витринах) о наименовании организации в соответствии с учредительными документами, часах работы, наименовании и реквизитах вышестоящей организации, иной подобной информации;
3. распространение объявлений или извещений об изменении места нахождения организации, номеров телефонов и иной подобной информации;
4. размещение предупреждающих табличек, содержащих сведения об ограничении передвижения, производстве работ или иные подобные сведения;
5. объявления государственных органов, содержащие информацию, связанную с выполнением возложенных на них функций.
Налоговой базой по налогу на рекламу является стоимость оказанных рекламных услуг (работ) либо расходы по самостоятельному выполнению работ, связанных с рекламой товаров (работ, услуг).
К рекламным расходам, связанным с производством и реализацией, которые уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль, относятся расходы поименованные в п.4 ст.264 НК РФ, а именно:
1. расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению) и телекоммуникационные сети;
2. расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов;
3. расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок — продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании.
Перечисленные расходы учитываются в целях налогообложения прибыли предприятия в размере фактически произведенных расходов.
расходы налогоплательщика на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов во время проведения массовых рекламных кампаний, а также на прочие виды рекламы, осуществленные им в течение налогового (отчетного) периода. Эти виды рекламных расходов для целей налогообложения по налогу на прибыль признаются в размере, не превышающем 1% от выручки.
Налоговые ставки
Налоговая ставка устанавливается в размере 5 процентов.
Сумма налога исчисляется исходя из установленной налоговой ставки и стоимости рекламных услуг (работ), определяемой исходя из фактически произведенных расходов в действующих ценах и тарифах без налога на добавленную стоимость. При самостоятельном выполнении работ, связанных с рекламой товаров (работ, услуг), стоимость рекламных работ для целей налогообложения налога на рекламу определяется исходя из фактически произведенных прямых (материальные расходы, расходы на оплату труда, амортизационные отчисления на основные средства, непосредственно используемые при изготовлении средств распространения рекламы) и косвенных расходов. При этом доля косвенных расходов, подлежащих включению в стоимость рекламных работ для целей исчисления налога на рекламу, определяется исходя из процентного соотношения суммы прямых расходов на рекламу к общей величине прямых затрат, произведенных рекламодателем в отчетном периоде.
Начисление налога производится рекламодателем за тот налоговый период, в котором фактически произведены расходы на рекламу.
Порядок и сроки уплаты
Налоговый период по налогу на рекламу — квартал.
Уплата налога производится по итогам каждого налогового периода исходя из стоимости рекламных услуг, работ (величины фактических затрат) за истекший налоговый период не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом
Подача декларации производится в срок не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Декларация подается в налоговые органы по месту постановки на учет.
Расходы по уплате налога на рекламу относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией.
Организации, состоящие на учете в налоговых органах других субъектов Российской Федерации и осуществляющие на территории города Москвы деятельность через филиалы и иные обособленные подразделения, не имеющие отдельного баланса и расчетного счета, не являются плательщиками налога в соответствии с Законом города Москвы.
Налоговые льготы
Освобождается от налогообложения по налогу на рекламу рекламная информация, поименованная в статье 5 Закона города Москвы. В частности, освобождаются от налогообложения:
1. социальная реклама, в том числе реклама благотворительных мероприятий;
2. реклама реабилитационных или социальных мероприятий общественных организаций инвалидов.
Не уверена с датами (в 2006 ведь были изменения), когда были приняты законы…