Содержание
- Расчет налоговой нагрузки: формулы, методы, примеры
- Общие положения
- Налоговая нагрузка: формула расчета
- Другие методики расчета
- Расчет налоговой нагрузки предприятия на примере 2020
- Снижение показателя: что будет
- Налоговая нагрузка по налогу на прибыль и НДС
- Представление о налоговой нагрузке
- Роль налоговой нагрузки в оценке налогоплательщика
- Главные критерии при ОСНО
- Формула налоговой нагрузки по налогу на прибыль
- Что определяет величину нагрузки по прибыли
- Формула налоговой нагрузки по НДС
- Что определяет величину нагрузки по НДС
Расчет налоговой нагрузки: формулы, методы, примеры
Расчет налоговой нагрузки в 2020 году — это специальная процедура, которая позволяет налогоплательщику самостоятельно контролировать уровень фискального обременения в рамках действующего законодательства. Напомним, что даже незначительное изменение данного показателя может вызвать особый интерес со стороны работников Федеральной инспекции. В статье расскажем, как посчитать налоговую нагрузку предприятия.
Общие положения
Размер фискального обременения экономических субъектов — это не «призрачный» показатель или абстрактное плановое значение. Нет, налоговая нагрузка — это величина налогов, сборов и взносов, которая определяется для экономического субъекта в зависимости от его вида деятельности, масштабов производства и штатной численности.
Иными словами, объем фискальных платежей в бюджет практически для каждого субъекта определен. Точнее, чиновники определили лишь пограничные значения. Отклонение от данных показателей говорит о существенных изменениях в финансово-хозяйственной жизни предпринимателя или организации, что вызывает пристальный интерес со стороны ФНС.
Подробнее о том, какие установлены значения на 2020 год, мы рассказали в статье «Налоговая нагрузка по видам деятельности: к нам едет ФНС». Далее определим, как рассчитать налоговую нагрузку предприятия на конкретном примере.
Налоговая нагрузка: формула расчета
Итак, размер фискального обременения — это отношение суммы фискальных платежей экономического субъекта, исчисленного в процентном выражении, к сумме полученной выручки, определенной по данным бухгалтерского учета за отчетный период.
Исчислять показатель нужно по формуле:
Для верного подсчета столь важного показателя учитывайте следующие рекомендации:
- В расчет включайте все суммы фискальных платежей, которые были начислены налогоплательщиком в отчетном периоде.
- Учтите платежи, которые компания уплачивает в качестве налогового агента. Например, НДФЛ по работникам также включайте в расчетные данные.
- Исключите суммы ввозного НДС.
- Не учитывайте таможенные пошлины, уплачиваемые по действующему законодательству.
- Суммы начисленных страховых взносов тоже не включайте в расчет.
Такие рекомендации закреплены в Письмах Минфина от 11.01.2017 № 03-01-15/208, ФНС от 22.03.2013 № ЕД-3-3/1026@.
Другие методики расчета
Налогоплательщики вправе применять иные методики расчета налоговой нагрузки для проведения самостоятельной проверки. Так, чиновники предусмотрели два способа.
Способ № 1. Исчисление по налогу на прибыль.
Чтобы подсчитать размер фискального обременения, потребуются данные отчетной декларации по налогу на прибыль за итоговый период (календарный год). Нужны только два показателя:
- лист 02, строка 180;
- лист 02, сумма строк 010 и 020.
Итак, высчитать налнагрузку по налогу на прибыль можно по формуле:
В настоящее время значения, по которым ФНС инициирует выездную проверку, не установлены. Показатели прошлых лет были следующими: не менее 1 % — для торговой фирмы, и не менее 3 % — для других организаций, в том числе и для подрядных компаний и производственных предприятий.
Способ № 2. Расчет по налогу на добавленную стоимость.
При таком способе исчисления фискального обременения рассчитывается отношение суммы вычетов НДС к сумме начисленного налога. Если полученное значение равно 89 % и более, то это заинтересует ФНС.
ВАЖНО! Низкие значения сумм НДС к уплате не могут свидетельствовать о том, что налогоплательщик отклоняется от уплаты налогов и сборов. Такой вывод можно сделать только по результатам проведенной проверки.
Расчет налоговой нагрузки предприятия на примере 2020
Теперь определим, как считать налоговую нагрузку на конкретном примере.
Условия для расчетов:
ООО «ВЕСНА» занимается деятельностью в сфере гостиничного и ресторанного бизнеса. Компания применяет ОСНО. По данным бухгалтерской отчетности, выручка за 2017 год (строка 2110 отчета о финансовых результатах) — 65 миллионов рублей.
Данные налоговой отчетности за 2017 год:
- декларация по налогу на прибыль — 1 750 000 рублей;
- НДС — 1 670 000 рублей;
- транспортный налог — 450 000 рублей;
- налог на имущество — 780 000 рублей;
- НДФЛ — 1 200 000 рублей.
Суммы уплаченных страховых взносов в расчете не учитываются.
Пример расчета налоговой нагрузки:
Нал. нагрузка = 65 000 000 / (1 750 000 + 1 670 000 + 450 000 + 780 000 + 1 200 000) × 100 % = 65 000 000 / 5850 × 100 % = 11,11 %.
Снижение показателя: что будет
Если значение показателя ниже среднего по конкретному виду деятельности, то ФНС вправе:
- Вызвать руководителя предприятия для личной беседы. Встречу будет проводить начальник ИФНС по месту регистрации либо его заместители. В ходе беседы представитель ФНС будет выяснять, в чем причина снижения фискального обременения. Основная цель встречи: выявить фирмы-однодневки, недобросовестных налогоплательщиков, незаконные сделки и операции.
- Инициировать выездную проверку. Инспекция включит «проблемного» налогоплательщика в план контрольно-ревизионных мероприятий, при которой будет: проведена тщательная проверка данных бухгалтерского и налогового учетов, изучены первичные и учетные документы, подтверждающие факты хозяйственной деятельности.
Если компания уклоняется от выполнения предписаний ФНС, инспекторы вправе применить более эффективные методы воздействия. Причем такие методы могут иметь отрицательное влияние на деятельность субъекта. Например, в исключительных случаях ИФНС может заморозить счета предприятия. То есть любые финансовые операции будут невозможны. Также чиновники могут обратиться в судебные инстанции, чтобы начать административное или даже уголовное преследование по фактам уклонения от уплаты налогов и прочих фискальных платежей.
В наше время предприятия и организации имеют право использовать законодательно утвержденные инструменты для оптимизации (в частности уменьшения) налоговой нагрузки (налогового бремени) на предприятие. Тем не менее, налоговая нагрузка осуществляется на двух уровнях: макро — и микроуровне.
Макроуровень подразумевает исчисление тяжести налогообложения всей страны в целом или налогового бремени на экономику, также оценивается распределение налогового бремени между группами однородных предприятий, внутри отрасли и т.п. Микроуровень включает определение налоговой нагрузки конкретных хозяйствующих субъектов, а так же исчисление налоговой нагрузки на работника.
С экономической точки зрения налоговая нагрузка представляет собой часть произведенного продукта, которая перераспределяется с помощью налога как единственного законного средства изъятия части прибыли предприятия, не носящего характер наказания; по мнению западных экономистов – меру экономических ограничений, создаваемых отчислением средств на уплату налога .
Существуют также разные точки зрения на соотношение терминов «налоговое бремя» и «налоговая нагрузка»: либо они имеют одно и то же значение, либо различаются. Так, термин «налоговая нагрузка» употребляется на микроуровне, а термин «налоговое бремя» на макроуровне. По мнению д.э.н. А.В. Боброва: «налоговая нагрузка» – это совокупность всех налогов и сборов, уплачиваемых конкретным плательщиком, абсолютная величина, а «налоговое бремя» – относительная величина, частное от деления налоговой нагрузки на финансовый показатель деятельности предприятия.
Первая не характеризует тяжесть налогообложения, так как для ее оценки необходимо располагать всей совокупностью параметров деятельности предприятия. Налоговое бремя свободно от детального факторного анализа и может быть установлено как оптимальная величина для категории плательщиков и каждого из них. В целях настоящей статьи будем считать понятия «налоговое бремя» и «налоговая нагрузка» идентичными.
На микроуровне не существует единой методики расчета налоговой нагрузки. Сравнивая различные методики расчета налоговой нагрузки на предприятие, можно выделить следующие спорные моменты:
— использовать ли в расчете налоговой нагрузки предприятия налог на доходы физических лиц (далее — НДФЛ). Большинство авторов не рекомендуют принимать этот налог при расчете налоговой нагрузки, так как предприятие уплачивает его из средств работника, а не из собственных денежных средств (налоговый агент);
— учитывать ли в расчете косвенные налоги.
Все дискуссии о налоговой нагрузке на предприятия останутся беспредметными до тех пор, пока не будет достигнуто согласие в вопросе о методике расчета сводного показателя, характеризующего эту нагрузку. Существует несколько методик расчета налоговой нагрузки для предприятия.
Основная идея каждой из методик состоит в том, чтобы сделать показатель налоговой нагрузки экономического субъекта универсальным, позволяющим сравнивать уровень налогообложения в различных отраслях народного хозяйства . Каждая из методик также учитывает влияние изменения числа налогов, налоговых ставок и льгот на уровень налогообложения, в этом и проявляется практическая ценность различных методик. Рассмотрим некоторые из них.
1. Методика Департамента налоговой политики Министерства финансов РФ (автор – Е.В. Балацкий). По данной методике налоговая нагрузка — отношение всех уплачиваемых налогов к выручке от реализации продукции (работ, услуг), включая выручку от прочей реализации:
НБ= Т/В, (1)
где НБ – налоговое бремя;
Т — сумма всех уплаченных налогов предприятием за налоговый период, в том числе взносы в ПФ, ФСС, ФОМС; НДФЛ; налог на дивиденды;
В — выручка от реализации продукции (работ, услуг), включая выручку от прочей реализации.
Плюсом этой методики является то, то она характеризует долю уплаченных налогов в выручке (с НДС), минусом — не позволяет оценить влияние каждого налога и методов его оптимизации на финансовое состояние предприятие в зависимости от источника уплаты налога; выручка включает в себя прямые и косвенные затраты, в том числе амортизационные отчисления, которые формируют себестоимость продукции. Если предприятие будет оплачивать налоги за счет себестоимости продукции, оно рано или поздно обанкротится .
2. Методика М.Н. Крейниной. Сопоставляет размер уплаченного налога (налогов) и источника уплаты:
НБ = (В-Ср – ПЧ)/(В-Ср)·100% (2)
где НБ – налоговое бремя;
В — выручка от реализации;
Ср — затраты на производство реализованной продукции (работ, услуг) за вычетом косвенных налогов;
ПЧ — фактическая прибыль, остающаяся после уплаты налогов в распоряжении экономического субъекта.
Плюсами данной методики является то, что можно оценить долю уплаченного налога в источнике уплаты, а так же позволяет рассматривать эффективность применения методов налогового планирования по определенному налогу в динамике.
А отрицательным моментом то, что не применяется для косвенных налогов; нужно параллельно рассматривать налоговое бремя косвенных налогов. Так же минусом является неиспользование при убыточной деятельности предприятия и не учитывает НДФЛ.
3. Методика А. Кадушина и Н. Михайловой. Предлагает оценивать налоговую нагрузку как долю отдаваемой в бюджет добавленной стоимости, созданной конкретным экономическим субъектом. Упрощенно расчет добавленной стоимости предприятия (ДС) может быть произведен в виде суммы следующих составляющих за отчетный период:
ДС = ФОТ + ВП + АО+ ПНП + ПР =В-МЗ, (3)
где ФОТ — оплата труда (с учетом НДФЛ);
ВП — платежи, начисляемые на фонд оплаты труда во внебюджетные фонды;
АО — амортизационные отчисления;
ПНП — прямые и косвенные налоги предприятия, выплачиваемые из ДС;
ПР — балансовая прибыль;
В — выручка с НДС;
МЗ — материальные затраты.
Показатель налогового бремени предприятия (НБП) может быть рассчитан как по факту выплаты налогов, так и по факту их начисления (данные налоговых деклараций или данные бухгалтерского баланса о суммах задолженности перед бюджетом и фондами):
НБП = (ПНП+ВП)/ДС. (4)
Также методика позволяет оценить влияние отдельных налогов на финансовое состояние предприятия с помощью коэффициентов:
Минусом такой методики является удельный вес добавленной стоимости в валовой выручке (материалоемкость производства — КВ):
КВ = ДС/В; (5)
Недочетом является: доля заработной платы (с начислениями) в добавленной стоимости (трудоемкость производства) (К ФОТ):
К ФОТ = ФОТ +ВП/ДС; (6)
Удельный вес амортизации в добавленной стоимости (фондоемкость производства) (КАО) – данный показатель является недостатком методики:
КАО = АО/ДС. (7)
Методика позволяет рассматривать долю налогов (налог на прибыль, НДФЛ ЕСН НДС, налог на дивиденды) в источнике, из которого они уплачиваются — ДС;
Но не учитывает влияние таких налогов, как налог на имущество, транспортный налог, платежи за пользование природными ресурсами, земельный налог .
4. Методика М.И. Литвина
Налоговая нагрузка рассчитывается следующим образом:
НН = ∑ НП + ∑ ВП /∑ ИС *100%, (8)
где ∑ НП — сумма начисленных налоговых платежей;
∑ ВП — сумма платежей во внебюджетные фонды;
∑ ИС — сумма источника средств для уплаты — добавленная стоимость.
Добавленная стоимость рассчитывается следующим образом:
ДС = ФОТ +ВП + ПОФ + НП + ПР, (9)
где ФОТ — оплата труда (с учетом НДФЛ);
ВП — платежи, начисляемые на фонд оплаты труда, во внебюджетные формы;
ПОФ — потребление (амортизация) основных фондов, нематериальных активов и запасов;
НП — сумма всех уплаченных налогов;
ПР — прибыль до уплаты налогов.
Методика позволяет рассматривать долю налогов (налог на прибыль, НДФЛ ЕСН НДС, налог на дивиденды) в источнике, из которого они уплачиваются — ДС, используется показатель прибыли из формы №2 «Отчет о прибылях и убытках»;
А так же позволяет сравнивать налоговую нагрузку на разные отраслевые предприятия (за счет ФОТ). Но не учитывает влияние таких налогов, как налог на имущество, транспортный налог, платежи за пользование природными ресурсами, земельный налог, однако не определен источник их уплаты.
5. Методика Е.А. Кировой. Предлагает методический подход оценки уровня налоговой нагрузки, в котором соизмеримым показателем выступает вновь созданная стоимость (ВСС). Сама методика предопределяет расчет абсолютной налоговой нагрузки (АНН) и относительной налоговой нагрузки (ОНН).
Абсолютная налоговая нагрузка — это налоги и страховые взносы, подлежащие перечислению в бюджет и внебюджетные фонды, а также недоимка по данным платежам.
Относительная налоговая нагрузка — это отношение ее абсолютной величины к вновь созданной стоимости (ВСС):
ВСС = В – МЗ – АО + ВД – ВР = (ФОТ + ВП) + НП + ПР, (10)
где В — выручка от реализации (с учетом НДС);
МЗ — материальные затраты;
АО — амортизационные отчисления;
ВД — внереализационные доходы;
ВР — внереализационные расходы (без учета налоговых платежей);
ФОТ — фонд оплаты труда(без НДФЛ);
ВП — платежи во внебюджетные фонды;
НП — все уплачиваемые предприятием налоги и взносы;
ПР — прибыль организации до налогообложения.
Тогда относительная налоговая нагрузка (ОНН):
ОНН = АНН/ВСС *100%. (11)
Методика позволяет рассматривать налоги по отношению к источнику их выплаты. А так же рассматривает амортизационные отчисления как элемент формирования себестоимости продукции, а не как источник выплаты налогов. Но не рассматривает амортизационные отчисления, как источник выплаты налогов, что не позволяет рассматривать отраслевые нагрузки предприятий (в зависимости от величины их фондов) и не учитывает влияние НДФЛ .
6. Методика В.Д. Новодворского и Р.Л. Сабанина. Методика выявляет ожидаемую долю налогов в предполагаемых доходах и выступает в качестве оценки налоговой нагрузки при переходе на упрощенную систему с общего режима налогообложения.
НН УСНО = (НР + УВ)/Д * 100%, (12)
где НН УСНО — налоговая нагрузка при применении упрощенной системы налогообложения;
НР — ожидаемые налоговые расходы (без НДФЛ);
УВ — ожидаемый показатель упущенной выгоды (величина недополученной выручки от снижения цен на величину НДС);
Д — сумма ожидаемого годового дохода.
Плюсом методики является то, что она применяется для выбора наиболее выгодной системы налогообложения; минусом — она не может использоваться для УСНО «доходы-расходы», а так же не используется при расчете налоговой нагрузки для УСНО.
7. Методика О.С. Салькова. Методика также применяется для сравнения налоговой нагрузки при переходе на упрощенную систему с общего режима налогообложения.
НН УСНО = НР/ПРр *100%, (13)
где НН УСНО — налоговая нагрузка при применении упрощенной системы налогообложения;
НР — налоговые расходы (без учета НДФЛ);
ПРр — расчетная прибыль.
Методики применяется для выбора наиболее выгодной системы налогообложения, но не может использоваться при расчете налоговой нагрузки для УСНО и не используется для предприятий с убыточной деятельностью .
8. Методика расчета налоговой нагрузки при специальном налоговом режиме (УСНО, ЕСХН). При расчете налоговой нагрузки для предприятий, применяющих специальные налоговые режимы, в качестве интегрального показателя желательно применять добавленную стоимость, скорректированную с учетом особенностей режима.
ДС СНР = Р ОСН +(ФОТ +ВП) + НП + ПР, (14)
где ДС СНР — добавленная стоимость, смодифицированная на условия применения специальных режимов;
Р ОСН — расходы на приобретение (создание самим налогоплательщиком) и основных средств и нематериальных активов, учитываемые в порядке, предусмотренном УСНО (с учетом обязанности предприятий на УСНО вести бухгалтерский учет, целесообразно применять данные бухгалтерского учета) или ЕСХН;
ФОТ — начисленный фонд оплаты труда;
ВП — начисленные платежи во внебюджетные фонды за налоговый период;
НП — налоговые платежи, включая единый налог, исчисляемый при применении УСНО или ЕСХН;
ПР — прибыль организации до налогообложения.
Налоговая нагрузка исчисляется следующим образом:
НН СНР = НС/ДС * 100%, (15)
где НН СРН — налоговая нагрузка при применении специального режима налогообложения;
НС — налоги, сборы и страховые взносы, подлежащие перечислению в бюджет и внебюджетные фонды, а также недоимка, пени и штрафы по данным платежам.
Методика позволяет рассчитывать налоговую нагрузку при применении специального режима налогообложения;
-
Методика Е.Б. Кожевникова, О.П. Осадчая. Методика позволяет рассчитать налоговую нагрузку в интегрированных бизнес структурах, где параллельно работают предприятия, применяющие и ОСНО, и специальные налоговые режимы.
В качестве интегрального показателя применятся интегрированная добавленная стоимость, рассчитанная с учетом особенностей ОСНО и специального налогового режима.
ДС ИБС = (АО + Р ОСН) + (ФОТ + ВП) + НП + ПР, (16)
где АО — амортизационные расходы;
Р ОСН — расходы на приобретение (создание самим налогоплательщиком) и основных средств и нематериальных активов, учитываемые в порядке, предусмотренном УСНО ( с учетом обязанности предприятий на УСНО вести бухгалтерский учет, целесообразно применять данные бухгалтерского учета) или ЕСХН;
ФО — начисленный фонд оплаты труда;
ВП — начисленные платежи во внебюджетные фонды за налоговый период;
НП — все уплачиваемые предприятием налоги и взносы;
ПР — прибыль организации до налогообложения.
Показатель налоговой нагрузки на интегрированную бизнес структуру на интегрированную бизнес структуру (НН ИБС) рассчитывается следующим образом:
НН ИБС = АНН ИБС/ДС ИБС * 100%, (17)
где АНН ИБС – абсолютная налоговая нагрузка — общей величина обязательств перед бюджетными и внебюджетными фондами, возникших в процессе ведения деятельности за календарный год, и представляет собой совокупность сумм, начисленных за год каждого из обязательных платежей, которые должно уплачивать интегрированное образование, вне зависимости от того, является ли оно налогоплательщиком (плательщиком) или налоговым агентом, включая недоимки, пени и штрафы по данным платежам.
Минусом этой методики является то, что она позволяет рассчитать налоговую на интегрированную бизнес структуру вообще, а минусом — сложность практического расчета ДС (разграничения показателей для ОСНО и УСН) .
Ниже приведена таблица, характеризующая вышеприведенные методики расчета налоговой нагрузки по определенным характеристикам.
Таблица 1
Методики расчета налоговой нагрузки
Методика |
Система НО |
НДФЛ |
НДС, акцизы |
Интегрированный показатель |
1. Методика Департамента налоговой политики Министерства финансов РФ (автор – Е.В. Балацкий). |
ОСНО |
+ |
+ |
Выручка с НДС |
2. Методика М.Н. Крейниной. |
ОСНО |
Прибыль до налогообложения |
||
3. Методика А. Кадушина и Н. Михайловой |
ОСНО |
+ |
+ |
Добавленная стоимость |
4. Методика Литвина М.И. |
ОСНО |
+ |
+ |
Источник средств уплаты |
5.Методика Кирова Е.А. |
ОСНО |
+ |
Вновь созданная стоимость |
|
6.Методика Новодворского В.Д. и Сабанина Р.Л. |
Переход на УСНО с ОСНО |
+ |
Ожидаемый годовой доход |
|
7.Методика Салькова О.С. |
Переход на УСНО с ОСНО |
+ |
Расчетная прибыль |
|
8. Методика расчета налоговой нагрузки при специальном налоговом режиме (УСНО, ЕСХН) |
УСНО ЕСХН |
+ |
+ |
Добавленная стоимость для специального налогового режима |
9.Методика Кожевникова Е.Б. и Осадчая О.П. |
Интегрированная бизнес структура |
+ |
+ |
Добавленная стоимость для интегрированной бизнес структуры |
*Источник: Составлено автором на основе вышеизложенных методов расчета налоговой нагрузки .
Проведенный анализ методик расчета налоговой нагрузки хозяйствующего субъекта показывает, что, несмотря на различия в подходах, данные, полученные исследователями в результате применения рассмотренных методик, можно использовать для проведения мероприятий по налоговому планированию и налоговой оптимизации как налогоплательщиками, так и государством.
Специалистам, производящим расчеты налоговой нагрузки для конкретного экономического субъекта, можно рекомендовать комплексный подход к определению налоговой нагрузки и использование всех вышерассмотренных методик. Такой подход позволит не только более точно оценить налоговые обязательства экономического субъекта, но и понять, с чего должна начинаться оптимизация налогообложения в каждом конкретном случае, какие налоговые обязательства являются «узким местом» именно на данном предприятии и какой из объектов учёта наиболее «перегружен» ими.
Литература
Налоговая нагрузка по налогу на прибыль и НДС
Представление о налоговой нагрузке
Роль налоговой нагрузки в оценке налогоплательщика
Главные критерии при ОСНО
Формула налоговой нагрузки по налогу на прибыль
Что определяет величину нагрузки по прибыли?
Формула налоговой нагрузки по НДС
Что определяет величину нагрузки по НДС?
Представление о налоговой нагрузке
Налоговая нагрузка (или налоговое бремя) — достаточно широкое понятие и рассматривается в двух аспектах:
- Как абсолютная величина: конкретная сумма налоговых платежей, подлежащих уплате. Такой показатель может представлять интерес для непосредственных плательщиков этих налогов.
- Как относительная величина: доля (процентное содержание) налогов, подлежащих уплате, в какой-то определенной базе. Этот показатель возможно применить существенно более широко: для всякого рода расчетов, анализа и прогнозов.
Базой расчета относительной величины может быть любой из экономических показателей, с которым хотят сравнить суммы налоговых платежей, оценивая степень влияния их на доходность и рентабельность рассматриваемого объекта за определенный период. Например, с:
- Выручкой (с НДС или без НДС).
- Доходами от реализации, внереализационными или их общей суммой (по данным бухгалтерского или налогового учета).
- Налоговой базой для расчета конкретного налога.
- Прибылью (бухгалтерской или налоговой), затратами (себестоимостью, коммерческими или управленческими расходами).
- Планируемыми суммами выручки, доходов, расходов, налоговой базы или прибыли.
Показатель налоговой нагрузки, рассчитываемый в процентах, служит одним из критериев как для анализа сформировавшихся за период фактических показателей, так и для составления прогнозов на самых различных уровнях: от конкретного налогоплательщика до страны в целом.
Доля налогов может определяться не только по отношению к их общей сумме, но и применительно к отдельным налогам, и рассчитываться как за один налоговый (или отчетный) период, так и за несколько периодов. В случае расчета за несколько периодов данные, участвующие в расчете, суммируются.
Если налоги к уплате отсутствуют, то общая (совокупная) налоговая нагрузка будет равна нулю. Это же справедливо и при расчете нагрузки по отдельным налогам.
О том, как рассчитывают совокупную налоговую нагрузку, читайте в статье «Расчет налоговой нагрузки в 2019-2020 годах (формула)».
Роль налоговой нагрузки в оценке налогоплательщика
Определение налоговой нагрузки в отношении работы с налогоплательщиками введено ФНС РФ и содержится в двух основных ее документах:
- Приказе ФНС РФ от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@, посвященном совокупной налоговой нагрузке, рассчитываемой как доля всех причитающихся к уплате налогов в бухгалтерской (без НДС) сумме выручки от реализации.
- Письме ФНС РФ от 17.07.2013 № АС-4-2/12722, рассматривающем налоговую нагрузку более детально (в разрезе конкретных налогов и определенных налоговых режимов с вариантами их расчета).
Обратите внимание! В настоящее время письмо ФНС от 17.07.2013 № АС-4-2/12722 не действует. Оно было отменено письмом ФНС от 25.07.2017 № ЕД-4-15/14490@. В то же время приводимый в нем принцип расчета налоговой нагрузки контролеры могут использовать и сейчас. Поэтому мы все же расскажем о нем детально далее.
Оба документа ФНС посвящены вопросам проверки и анализа отчетности, представляемой налогоплательщиками, с целью выявления в ней ошибок или преднамеренных искажений, в результате которых происходит отбор кандидатов на дополнительные проверочные мероприятия. При этом в первый из них регулярно вносятся результаты обработки фактических данных этой отчетности, позволяющие судить об усредненных значениях уровня налоговой нагрузки и показателях рентабельности отраслей.
Несмотря на явную ориентированность на налоговые органы, в обоих этих документах содержится информация, представляющая собой вполне определенную ценность и для налогоплательщика, поскольку позволяет ему при применении этой информации самостоятельно делать следующее:
- Оценивать отклонение показателей своего бизнеса от средних данных по стране и по отрасли.
- Рассчитывать те показатели составляемой отчетности, которые важны для ИФНС при оценке кандидатов на выездную налоговую проверку.
- Подготавливать убедительные аргументы в поддержку правильности своей позиции в отношении организации учета и расчета налогов.
- Делать прогнозные расчеты налоговых платежей с учетом перспектив развития своей деятельности.
- Сопоставлять варианты доступных систем налогообложения с целью снижения налогового бремени.
Главные критерии при ОСНО
Основную долю поступлений в бюджет приносят два налога, уплачиваемых при применении ОСНО: налог на прибыль и НДС. Поэтому именно им была посвящена основная часть текста письма № АС-4-2/12722@.
При рассмотрении налога на прибыль внимание ИФНС привлекают:
- Убытки, отраженные в декларации.
- Низкое значение налоговой нагрузки по нему: для юрлиц сферы производства – меньше 3%, для торговых фирм – меньше 1%.
По НДС рассматривают в совокупности два показателя:
- Процент вычетов в налоге, рассчитываемом от налоговой базы. Он не вызывает вопросов, если оказывается ниже среднего уровня по субъекту РФ или величины 89%. В расчете этого соотношения не участвуют начисления и вычеты НДС налогового агента, по авансам и СМР.
- Низкое значение налоговой нагрузки. Количественные показатели ее в указанном письме не приведены. При отсутствии реализации по ставке 0% можно считать их низкими при таких же цифрах, как и по налогу на прибыль: меньше 3% для сферы производства и меньше 1% для торговли. Высокая доля реализации со ставкой 0% существенно изменит картину расчета величины налоговой нагрузки по этому налогу, но в то же время послужит объяснением отклонений от средних цифр по региону или отрасли.
По процентному соотношению суммы этих двух налогов (при необходимости к ним прибавляют иные уплачиваемые налоги) и величины выручки, показанной в отчете о прибылях и убытках, судят о величине общей налоговой нагрузки налогоплательщика, использующего систему ОСНО.
Формула налоговой нагрузки по налогу на прибыль
Налоговая нагрузка по налогу на прибыль, согласно формулировке, содержавшейся в письме № АС-4-2/12722 в разделе, посвященном критериям отбора налогоплательщиков для рассмотрения на комиссиях, представляет собой выраженное в процентах частное от деления величины начисленного по декларации к уплате налога на общую сумму доходов, отраженных в той же декларации (от реализации и внереализационных). В виде формулы это отобразится так:
ННприб = 100 × Нприб / (Дреал + Двнер),
где:
ННприб – налоговая нагрузка по налогу на прибыль;
Нприб – налог на прибыль, отраженный к уплате по строке 180 листа 02 декларации;
Дреал – доход от реализации, указанный в строке 010 листа 02 декларации по прибыли;
Двнер – внереализационный доход, указанный в строке 020 листа 02 декларации по прибыли.
Именно в отношении этого расчета в том же разделе текста письма ФНС были приведены те значения налоговой нагрузки по прибыли, которые служат критериями отнесения ее к низкой.
Аналогичную формулу расчета этого показателя содержит также приложение № 3 к указанному письму ФНС. Другие варианты его определения ФНС не рассматривает. А налогоплательщику ничто не мешает для собственных целей сделать аналогичный расчет применительно, например, к базе, состоящей из аналогичных доходов, взятых из данных бухгалтерского, а не налогового учета. Для этого в знаменателе нужно поставить сумму выручки от реализации и прочих доходов, включая проценты, получив их из отчета о прибылях и убытках или из бухгалтерских регистров.
Что определяет величину нагрузки по прибыли
Налоговая нагрузка по налогу на прибыль напрямую связана с величиной показателей, образующих формулу ее вычисления:
- Рассчитанного налога, сумма которого, в свою очередь, непосредственно зависит от примененной ставки. Обычная ставка – 20%, но в ряде случаев может снижаться (ст. 284 НК РФ). Чем меньше налог, тем ниже нагрузка.
- Дохода от реализации, определяемого по данным налогового учета и зависящего от объемов обычной деятельности налогоплательщика. При одинаковых суммах налога чем выше окажется доход, тем ниже будет налоговая нагрузка.
- Внереализационных доходов, учтенных в целях налогообложения. Для одной и той же суммы налога чем выше будет этот доход, тем ниже налоговая нагрузка.
Кроме того, на нагрузку оказывают влияние такие факторы:
- Объемы расходов по реализации и внереализационных расходов, чьи величины непосредственно сказываются на сумме налоговой базы, от которой считают налог. Чем выше расходы, тем меньше налог.
- Наличие убытков предшествующих лет, которые в случае учета их в рассматриваемом периоде даже при наличии доходов (от реализации и внереализационных) могут уменьшить налоговую базу и, соответственно, сам налог до нуля.
- Применение налоговых льгот, которые так же, как и убытки предшествующих лет, могут, несмотря на наличие доходов, существенно снизить сумму налога.
В случае определения нагрузки от иной базы (например, от бухгалтерских доходов) ее влияние на величину нагрузки будет таким же, как и у показателей, составляющих знаменатель формулы расчета, приведенной в письме ФНС.
Формула налоговой нагрузки по НДС
Алгоритм определения налоговой нагрузки по НДС, рекомендовавшийся ФНС, по своей сущности аналогичен формуле расчета этого показателя для налога на прибыль: это выраженное в процентах частное от деления суммы начисленного к уплате по декларации налога на объем налоговой базы по нему, установленной по данным той же декларации. Однако для НДС налоговая база может рассчитываться двумя способами, и, соответственно, будут иметь место две формулы для расчета величины нагрузки.
Первый способ, когда расчет делают применительно к налоговой базе по внутреннему рынку:
ННндс = 100 × Нндс / НБрф,
где:
ННндс – налоговая нагрузка по НДС;
Нндс – НДС, причитающийся к уплате по строке 040 раздела 1 декларации;
НБрф – налоговая база, рассчитанная по цифрам раздела 3 декларации (рынок РФ).
Второй способ, при котором налоговую базу определяют как сумму налоговых баз по внутреннему рынку и по реализации за пределы РФ:
ННндс = 100 × Нндс / (НБрф + НБэксп),
где:
ННндс – налоговая нагрузка по НДС;
Нндс – НДС, причитающийся к уплате по строке 040 раздела 1 декларации;
НБрф – налоговая база, рассчитанная по цифрам раздела 3 декларации (рынок РФ);
НБэксп – налоговая база, рассчитанная как сумма всех строк 020 раздела 4 декларации (экспорт).
Налоговую базу по разделу 3 (рынок РФ) декларации по НДС, исходя из содержания действующей ее формы, утвержденной приказом ФНС России от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558@, нужно определять как результат сложения строк 010–070 графы 3, т.е. как сумму баз по:
- продаже товаров (работ, услуг) по всем применяемым ставкам;
- продаже предприятия как комплекса;
- СМР;
- авансам полученным.
Налогоплательщик, исходя из собственных целей, может выбрать для расчета аналогичного показателя по этому налогу иную базу. Например, взятую из бухгалтерских учетных данных выручку от реализации с включением в нее НДС.
Что определяет величину нагрузки по НДС
Непосредственное влияние на величину налоговой нагрузки по НДС имеют показатели, входящие в формулу ее расчета:
- Начисленный к уплате налог. Чем он больше, тем выше налоговая нагрузка.
- Объем налоговой базы. Его увеличение при том же значении налога приведет к снижению налоговой нагрузки.
Сумма налога, начисляемого к уплате по декларации, представляет собой результат суммирования итогов разделов 3–6 декларации. Итоги эти учитывают с разными знаками. В разделе 3, состоящем из операций, облагаемых по ставкам, отличным от ставки 0%, результат чаще всего получается в пользу бюджета (к уплате), а в разделах 4–6, отражающих операции, облагаемые по ставке 0%, он складывается в пользу налогоплательщика (к возмещению из бюджета). За счет этого у налогоплательщиков с большой долей операций по ставке 0% (экспорт) часты ситуации отсутствия НДС к уплате, вследствие чего налоговая нагрузка по нему будет равна нулю. Это обстоятельство, безусловно, вызывает интерес налоговых органов, но в то же время для налогоплательщика имеет под собой вполне реальную почву для пояснений, подаваемых в ИФНС.
На величину налога, определяемую по результатам раздела 3 декларации (рынок РФ), окажут влияние такие показатели:
- Объем налоговой базы, ставки, применяемые к ней, и, соответственно, значение налога, рассчитываемого от этой базы. Чем объемнее база и выше ставка, тем больше налог.
- Величина налоговых вычетов, напрямую снижающих сумму налога, рассчитанного к уплате от его базы: по документам поставки, по закрытым поставкой авансам, которые перечислялись поставщикам, по СМР, по налогу, уплаченному на таможне или при ввозе из государств Таможенного союза, по авансам покупателей, которые закрылись отгрузкой, по оплаченному НДС налогового агента.
- Наличие необлагаемых операций, при которых НДС, полученный от поставщиков, включается в затраты, что в результате распределения сумм налога на облагаемые и необлагаемые операции приведет к уменьшению прямой суммы вычета, связанной с облагаемыми операциями.
На налог, рассчитываемый с включением операций по ставке 0%, дополнительно оказывают влияние:
- Момент определения налоговой базы, который может выходить за пределы расчетного периода и приводить к более позднему учету в декларации связанных с ним вычетов.
- Особенности формулы распределения вычетов, которую разрабатывает сам налогоплательщик, между операциями, подлежащими обложению по разным ставкам (в т.ч. по ставке 0%) и необлагаемыми. В этой формуле учитывают не только остатки вычета, приходящегося на неподтвержденную ставку 0% на начало налогового периода, но и его аналогичные остатки на конец налогового периода. При этом в нее не попадают суммы налога по авансам обоих направлений, по СМР, по НДС налогового агента, принимаемые в вычеты в полной сумме в период появления права на вычет по ним.
О существующих методиках распределения вычетов читайте в материале «Как осуществляется раздельный учет НДС при экспорте?».
Значение налоговой базы, образующей знаменатель формулы расчета, определяется:
- Объемами реализации, увеличение которых вызывает увеличение налоговой базы.
- Наличием необлагаемых операций, снижающих объем налоговой базы.
- Наличием операций по ставке 0%, влияние которых за счет несоответствия периодов подтверждения этой ставки и реальной отгрузки по ней приводит к отклонению значения налоговой базы, определяемой по декларации, от объема реально осуществленной за рассматриваемый период отгрузки. Влияние, соответственно, может иметь место как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения базы.
- Наличием СМР, приводящих к росту базы.
- Наличием поступивших от покупателей авансов, которые приводят к увеличению базы.
Если в знаменателе формулы будет присутствовать какой-либо иной показатель, то влияние его на значение налоговой нагрузки будет аналогичным: при его увеличении величина нагрузки снизится.
Рассчитать налоговую нагрузку можно с помощью калькулятора на сайте ФНС, о котором мы рассказывали .
Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.