Налоговое резидентство

Содержание

Налоговый резидент

Налоговый резидент – любое лицо, которое по законодательству государства подлежит в нем налогообложению на основе своего местожительства, своего постоянного местопребывания, места своей регистрации в качестве юридического лица, места нахождения своего руководящего органа или иного аналогичного критерия.

Для налоговых резидентов своей страны, государства устанавливают одни правила налогообложения, а для нерезидентов несколько иные.

В Российской Федерации налоговыми резидентами признаются физические лица и организации.

Налоговый резидент РФ — физическое лицо

В целях исчисления налога с доходов физических лиц налоговые резиденты — это граждане, фактически находящиеся в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев.

Если гражданин выехал за границу для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения, а также для исполнения трудовых или иных обязанностей, связанных с выполнением работ (оказанием услуг) на морских месторождениях углеводородного сырья, то период его нахождения в РФ не прерывается.

Также независимо от фактического времени нахождения в РФ налоговыми резидентами признаются российские военнослужащие, проходящие службу за границей, и сотрудники органов госвласти и местного самоуправления, командированные на работу за пределы РФ.

Отсчет 183 дней начинается с даты пересечения границы РФ.

Следовательно, лица, которые находятся на территории РФ менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев, не являются налоговыми резидентами РФ. Это могут быть, например, иностранные туристы, приезжающие в Россию на отдых и экскурсии, студенты, приезжающие на учебу, лица, приезжающие на работу в РФ, и др. При этом, наличие или отсутствие у физического лица гражданства РФ не имеет значения при определении его статуса в качестве налогового резидента РФ.

Иными словами, налоговыми резидентами РФ могут быть признаны и иностранный гражданин, и лицо без гражданства.

В свою очередь, российский гражданин может не являться налоговым резидентом РФ.

Подтверждение статуса налогового резидента РФ

Налоговое законодательство РФ не устанавливает каких-либо правил подтверждения фактического времени нахождения гражданина в РФ и не предусматривает специального порядка определения его налогового статуса.

Документами, подтверждающими фактическое нахождение граждан на территории РФ, являются:

  • сведения из табеля учета рабочего времени;

  • копии страниц паспорта с отметками органов пограничного контроля о пересечении границы;

  • данные миграционных карт;

  • документы о регистрации по месту жительства (пребывания), оформленные в порядке, установленном законодательством РФ.

Статус налогового резидента РФ для целей уплаты НДФЛ

Присвоение каждому налогоплательщику статуса резидент (не резидент) устанавливает его обязанности по выплате налога в бюджет со своего дохода, влияет на виды и методы отчислений.

В общем случае доходы физических лиц независимо от их размера облагаются по ставке 13%.

Доходы от источников в РФ, полученные физическим лицом, не признаваемым налоговым резидентом РФ, подлежат налогообложению по ставке в размере 30%.

В отношении доходов в виде дивидендов от долевого участия в деятельности российских организаций, полученных таким физическим лицом, применяется налоговая ставка в размере 15%.

Для доходов, в отношении которых предусмотрены иные налоговые ставки при определении налоговой базы, нежели 13%, налоговые вычеты, включая стандартные вычеты, не применяются. То есть доход физического лица, не признаваемого налоговым резидентом РФ, облагается по повышенной ставке и не уменьшается на налоговые вычеты.

Налоговый резидент РФ — организация

Для целей уплаты налога на прибыль налоговыми резидентами Российской Федерации признаются следующие организации:

  1. российские организации;

  2. иностранные организации, признаваемые налоговыми резидентами Российской Федерации в соответствии с международным договором по вопросам налогообложения, — для целей применения этого международного договора;

  3. иностранные организации, местом фактического управления которыми является Российская Федерация, если иное не предусмотрено международным договором по вопросам налогообложения.

При этом, российскими организациями признаются — юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Иностранными организациями признаются — иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации.

При этом налоговые резиденты — организации исчисляют налог на прибыль исходя из прибыли, полученной не только на территории России, но и в иностранных государствах.

Налоговое резидентство стран ЕС 2020

Нет времени читать статью?Отправить на email

С 1992 года Феод Групп предоставляет полный комплекс услуг по релокации бизнеса и семьи за рубеж.
В составе компании западные адвокаты .
Офисы в Европе, США и Украине

1. Кто такой «налоговый резидент»

Важно различать два статуса резидента: иммиграционный (resident for immigration) и налоговый (tax residency).

  • Статус иммиграционного резидента дает право проживания на территории иностранного государства. Для этого необходимо иметь ВНЖ, ПМЖ в этом государстве. Однако этот статус не делает вас автоматически налоговым резидентом иностранного государства, вы можете стать налоговым резидентом при выполнение ряда условий.
  • Налоговый резидент – это физическое либо юридическое лицо, которое по законодательству подлежит в нем налогообложению на основании своего местожительства, постоянного местопребывания либо места своей регистрации для юридического лица. Статус налогового резидента не обязывает и не приводит к смене гражданства.

2. Как получить статус налогового резидента

Основные признаки, по которым определяется налоговый резидент:

1. Пребывание в стране определённое законодательством количество времени.

Как правило, более 183 дней (подряд или нет) в течение 12 месяцев. Но, например, на Кипре возможно получить статус налогового резидента проживая не менее 60 дней в каждом налоговом году.

Для выполнения этого условия и длительного пребывания в странах Европы краткосрочной визы недостаточно. Поэтому вопрос получения Сертификата налогового резидента необходимо решать в комплексе: получения ВНЖ, ПМЖ или гражданства совместно со статусом налогового резидента.

2. Наличие постоянного адреса.

Заявитель должен сохранять постоянное место жительства (недвижимость), которое может быть как в его владении, так и в долгосрочной аренде. Если физическое лицо владеет несколькими объектами недвижимого имущества в различных странах, то налоговое резидентство будет определяться по месту нахождения центра жизненных или экономических интересов: либо из места нахождения семейного жилища, либо место проживания, либо место осуществления трудовой деятельности.

3. Центр жизненных или экономических интересов.

Это понятие включает в себя: степень семейных (место жительство семьи, школы детей), социальных, предпринимательских или профессиональных связей с государством.

4. Наличие действующего бизнеса или места работы.

Физическое лицо может вести предпринимательскую деятельность или быть трудоустроенным в иностранном государстве или быть директором в компании, зарегистрированной в той стране в любое время в течение налогового года. Такой бизнес, трудоустройство или управление необходимо поддерживать до конца каждого года, в котором запрашивается статус налогового резидента страны.

Юридическое лицо считается налоговым резидентом при соблюдении следующих условий:

  1. 1. Юр. Лицо было зарегистрировано или создано в соответствии с законодательством страны;
  2. 2. Или компания располагает зарегистрированным представительством на территории страны;
  3. 3. Место управления расположено на территории страны (место принятия стратегических решений, место хранения бухгалтерской и иной отчетности, место проживания членов совета директоров и иных высших исполнительных органов).

Феод Групп совместно с западными адвокатами и аудиторами оказывает весь спектр услуг по получению ВНЖ, ПМЖ или гражданства вместе со статусом налогового резидента в странах ЕС и других низконалоговых юрисдикциях, а также по структурированию активов и налоговому планированию.

Лучше один раз спросить, чем 100 раз искать

Если у вас остались вопросы по любому из направлений, свяжитесь с нами. Получить консультацию «

3. Зачем меняют налоговую резиденцию

1. Защита активов

Смена налогового резидентства в низконалоговую юрисдикцию выгодна, в первую очередь, с целью защиты своих активов от автоматического обмена информацией.

Единый стандарт автоматического обмена налоговой информацией (Common Reporting Standard, CRS) — это процедура комплексной отчётности, которая предусматривает ежегодный автоматический обмен налоговой информацией между государствами.

Основная идея автоматического обмена налоговой информацией заключается в том, что банки собирают финансовую информацию о деятельности физических лиц по индивидуальным счетам и корпоративным счетам компаний, трастов и частных фондов и передают ее налоговым органам своей страны, которые направляют эту информацию в страну налогового резидентства владельца такого счета.

Целью процедуры обмена является выявление скрытых (незадекларированных) доходов и их последующее налогообложение в стране налоговой резидентности бенефициара.

Подробнее: Что такое автоматический обмен налоговой информации. Стратегии защиты капитала и активов.

2. Выгодные условия налогообложения

Смена налогового резидентства с целью получения выгодных условий налогообложения.

Для налоговых резидентов своей страны, государства предлагают более гибкую налоговую политику и льготные условия по выплате основных налогов.

Страны, в законодательстве которых есть программы, предлагающие более гибкую налоговую политику и льготное налогообложение для своих резидентов: Испания, Италия, Кипр, Мальта и Португалия.

3. Правила КИК

Правила налогообложения Контролируемых Иностранных Компаний.

16.01.2020 года Верховной Радой Украины был принят Закон №1210 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины», который сейчас направлен на подпись Президенту.

Указанным Законом внедряются правила КИК. Контролируемая иностранная компания, КИК — это иностранная компания, которая не является налоговым резидентом страны основного резидентства бизнеса, но при этом контролируется налоговыми органами этой страны (под контроль подпадают физические лица-бенефициары).

В соответствии с Законом, резиденты Украины обязаны предоставлять налоговым органам Украины информацию о своих иностранных компаниях и об их деятельности.

Поэтому одно из решений в данной ситуации – это смена бенефициаром своего налогового резидентства в более привлекательную налоговую юрисдикцию.

Подробнее: Контролируемые иностранные Компании: пути решения

Феод Групп оказывает услуги по анализу корпоративной структуры и выдаче рекомендаций по налоговым вопросам и защите активов.

Лучше один раз спросить, чем 100 раз искать

Если у вас остались вопросы по любому из направлений, свяжитесь с нами. Получить консультацию «

4. Второй паспорт и налоговое резидентство стран ЕС

Состоятельные иностранцы могут довольно за короткие сроки получить сертификат налогового резидентства в низконалоговой юрисдикции оформив там гражданство за инвестиции. Второй паспорт за инвестиции может для многих стать дополнительным способом защиты собственных активов, и своего рода, «запасным аэродромом» для семьи и бизнеса.

Преимущества Паспорта гражданина Европы:

  • доступ к медицинскому обслуживанию и образованию для детей на условиях граждан ЕС (для иностранцев, даже с видами на жительство образование зачастую стоит намного дороже);
  • возможность стать резидентом низконалоговой юрисдикции на льготных условиях (статус non domiciled resident на Кипре);
  • защита активов и безопасность семьи обеспечивается правительством престижной европейской страны;
  • лояльность банков к своим резидентам;
  • возможность профессионального развития и трудоустройства в любой европейской стране.

Страны, которые предусматривает возможность получения не только ВНЖ, но и возможность достаточно быстро получить гражданство за инвестиции: Кипр, Мальта, Черногория.

Подробнее: Гражданство за инвестиции Кипра, Мальты и Черногории

Обращайтесь за консультацией к нашим специалистам, и мы предоставим Вам подробную информацию.

Лучше один раз спросить, чем 100 раз искать

Если у вас остались вопросы по любому из направлений, свяжитесь с нами. Получить консультацию «

5. Налоговый резидент Кипра

В законодательстве Кипра введена концепция недомицильный (non domiciled resident) налоговый резидент Кипра. Согласно концепции иностранцы, которые решили перенести свою личную налоговую резиденцию на Кипр, будут автоматически пользоваться налоговыми преимуществами и льготами последующие 17 лет.

  • 65 договоров об избежании двойного налогооблажения с государствами, включая: Украину, Россию, США, Португалию, Испанию, Италию.
  • 0% на доход от дивидендов, процентов и другого пассивного дохода, независимо, где такой доход получен, на Кипре или по всему миру;
  • 0% на доход от прибыли от продажи ценных бумаг, акций, облигаций, долговых обязательств и пр., за исключением прибыли от стоимости акций недвижимого имущества на Кипре;
  • 0% налога на прирост капитала от продажи недвижимости, расположенной за пределами Кипра.
  • 0% налога на наследство, богатство, дарение;
  • 50% -ное уменьшение подоходного налога сроком на 10 лет для иностранцев с зарплатой больше чем 100,000 евро в год.

Подробнее: Как получить статус налогового резидента Кипра в 2020 году

6. Налоговый резидент Мальты

Физические лица могут воспользоваться статусом non-domicile resident на Мальте.

  • Налоговые резиденты Мальты в статусе non-domicile имеют право платить минимальный налог 5 000 евро в год. Данный налог не распространяется на иностранный доход менее чем 35 000 евро.
  • Иностранцы, которые получили статус по программам получения резиденства облагаются налогом на средства, которые переведены на Мальту по фиксированной процентной ставке в соответствии с законодательством по данным программам: the Residence Programme, the Residence Scheme, Global Residence Programme.
  • Однако иностранцы, которые получили или в процессе получения статуса постоянного резидента Мальты считаются domicile и облагаются налогом на всемирный доход.
  • Отсутствует налог на богатство, недвижимое имущество, наследство и дарение
  • Доход, полученный от прироста капитала (capital gains tax) за пределами Мальты, не облагается налогом, даже если переведен на Мальту.

7. Налоговый резидент Португалии (Мадейра)

Налоговый режим non – habitual resident в Португалии

Льготный налоговый режим для лиц, получающих статус налогового резидента впервые – non-habitual residents regime, действует в течение 10 лет. В течение действия режима non-habitual resident, некоторые доходы облагаются налогами по сниженной ставке или полностью освобождаются от налогообложения.

  • 0% налога на доход, поступающий из-за пределов Португалии и 20%- фиксированный налог на доходы из источников Португалии;
  • 0% на доход от дивидендов, процентов и роялти;
  • 0% налог на зарубежные пенсии;
  • 0% налога на богатство;
  • Льготный налоговый режим для покупки недвижимости, продажи и оплаты годичного сбора;
  • Льготный налоговый режим на дарение и наследство.

8. Налоговый резидент Италии

Став налоговым резидентом Италии, вы получаете возможность получить налоговую льготу по принципу Non Domiclied Resident.

Налоговый статус non-dom доступен для лиц, которые:

  • переместили свою налоговую резиденцию в Италию (максимальный срок, в течение которого можно пользоваться статусом non-dom, составляет 15 лет, и он может быть в любое время отменен налогоплательщиком).
  • не проживали в Италии и не были налоговыми резидентами Италии 9 лет из последних 10.
  • получили официальное одобрение итальянских налоговых органов.

Преимущества non-dom в Италии

Основным преимуществом этого закона является единоразовая уплата налога на личный доход в год, задекларировав доход в любых размерах, полученный за пределами Италии, как фиксированный налог:

  • 100 тыс. евро налог на доход основного заявителя;
  • 25 тыс. евро налог на доход на каждого члена семьи.

Ежегодная выплата единовременного налога заменяет необходимость уплаты подоходного налога, местных налогов и налогов на имущество.

Подробнее: Налоговый резидент Италии. Налоговый статус non-dom в Италии.

Мы сопровождаем все действия клиента, связанные с перемещением своей налоговой резиденции, и в то же время оказываем полный комплекс услуг по получению иммиграционных статусов для всей семьи клиента.

Лучше один раз спросить, чем 100 раз искать

Если у вас остались вопросы по любому из направлений, свяжитесь с нами. Получить консультацию «

9. Процедура выхода из налоговой резиденции Украины

Кроме предоставления услуг по получению статуса налогового резидента, Феод Групп также оказывает услуги по выходу из налоговой резиденции страны основного проживания.

Процедура выхода из налоговой резиденции Украины:

  • После получения иммиграционного статуса и Сертификата налогового резидента в другой стране — подача заявления и пакета документов в районный орган Государственной Миграционной Службы Украины;
  • Рассмотрение заявления и получение положительного решения от Государственной Миграционной Службы Украины;
  • Снятие с регистрации по месту жительства в Украине;
  • Подача выездных деклараций и получение соответствующей справки от Государственной Фискальной Службы Украины;
  • Получение штампа о выезде на ПМЖ в паспорте физического лица в ГМС;
  • Постановка на учет в консульстве Украины в стране проживания.

Услуги Феод Групп:

✓ составление стратегии релокации бизнеса и семьи, юридическая оценка дела, получение предварительных консультаций по получению видов на жительство, гражданства, анализ корпоративной структуры и выдача рекомендаций по налоговым вопросам и защите активов;
✓ подготовка иммиграционных дел для семьи и бизнеса, полное представление интересов клиентов аккредитованными адвокатами;
✓ структурирование бизнеса, регистрация компании, создание эффективной корпоративной и налоговой схемы;
✓ услуги по подготовке документов заявителей, подтверждающих источник происхождения средств;
✓ услуги по открытию счетов в банках;
✓ услуги по получению статуса налогового резидента и услуги по выходу из налоговой резиденции страны основного проживания;
✓ услуги в области недвижимости: аренда или покупка жилой и коммерческой недвижимости, полная проверка чистоты сделки, подготовка договоров, участие в переговорах с владельцами или продавцами недвижимости;
✓ услуги в области трудовых взаимоотношений и найма персонала;
✓ услуги по получению необходимых лицензий, разрешений для инвестиций или для ведения бизнеса;
✓ подача на получение видов на жительство или гражданства за инвестиции и представление интересов клиентов и членов его семьи, получение сертификатов, разрешений и сопровождение клиентов на получение паспортов;
✓ услуги по зачислению детей в средние школы и университеты;
✓ полный юридический консьерж сервис по всем вопросам, связанным с переездом и адаптацией за рубежом.

Для первоначального анализа вашего запроса Феод Групп рекомендует воспользоваться профессиональными консультациями с западными иммиграционными адвокатами, на которых вы получите подробные сведения о смене налогового резидентства.

Лучше один раз спросить, чем 100 раз искать

Если у вас остались вопросы по любому из направлений, свяжитесь с нами. Получить консультацию «

Наши страницы по иммиграции:

Налоговое резидентство физического лица

С.В. Разгулин,

действительный государственный советник РФ 3 класса

Налогообложение доходов физического лица определяется его налоговым статусом. Именно от налогового статуса зависят виды доходов, подлежащие налогообложению, размер применяемой ставки, возможность использования налоговых вычетов. Вопросам определения налогового резидентства, исчисления налога в случае изменения этого статуса в течение года посвящено это интервью.

— Кто относится к физическим лицам – налоговым резидентам РФ?
Пунктом 2 статьи 207 НК РФ налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев.
При этом военнослужащие и государственные служащие, направленные на работу за границу, для целей НК РФ рассматриваются как налоговые резиденты РФ.
Кроме того, в 2015 году предусмотрены особенности признания налоговыми резидентами физических лиц, находившихся в 2014 году в Республике Крым и Севастополе.

— Зависит ли налоговое резидентство от гражданства?
Согласно НК РФ нет. Российский гражданин может не являться налоговым резидентом РФ. Налоговыми резидентами РФ могут быть признаны: иностранный гражданин, лицо без гражданства.
Вместе с тем, нужно принимать во внимание имеющиеся у РФ соглашения с иностранными государствами. Международное соглашение может устанавливать иной порядок определения резидентства. В том числе, предусматривать варианты для разрешения ситуаций, когда физлицо является резидентом обоих Договаривающихся Государств. Например, признать в такой ситуации лицо резидентом того Договаривающегося Государства, в котором оно располагает постоянным жильем.
С 1 января 2015 года вступил в силу Договор о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014. С учетом статьи 73 Договора налогообложение налогом на доходы физических лиц дохода резидента государства – участника Договора (Республика Беларусь, Республика Казахстан) от работы по найму на территории Российской Федерации осуществляется с первого дня работы по трудовому договору по ставке 13%. То есть, по ставке, предусмотренной статьей 224 НК РФ для резидентов.
Со 2 января 2015 такой порядок применяется и для резидентов Республики Армения. В ближайшей перспективе он распространится и на резидентов Кыргызской Республики.
Представляется, что применение ставки 13% к доходам от работы по найму в РФ, не означает автоматического признания лиц из названных государств налоговыми резидентами РФ. Их налоговый статус определяется в общем порядке – в зависимости от времени нахождения в РФ. Поэтому, если по окончании налогового периода они не будут признаны налоговыми резидентами РФ, их доход подлежит налогообложению по ставке 30%. Сведения о невозможности удержания образовавшейся задолженности налогоплательщика должны быть представлены в налоговый орган в порядке, установленном пунктом 5 статьи 226 НК РФ.

— Какой срок для определения времени нахождения принимается за 12 месяцев?
При определении статуса физического лица должен учитываться любой непрерывный 12-месячный период. Указанный период может начинаться в одном налоговом периоде и заканчиваться в другом (например, с 15 апреля 2014 г. по 14 апреля 2015 г.). При этом в течение указанного срока собственно 183 дня могут набираться в совокупности (суммироваться) – не обязательно, чтобы они были проведены в РФ непрерывно.
Даты въезда – выезда учитываются при подсчете дней нахождения в России.
При этом лечение, обучение (не более 6 месяцев) за пределами РФ, а с 2015 года еще и выполнение работ (оказание услуг) на морских месторождениях углеводородного сырья (вне зависимости от продолжительности работы) не прерывает срок нахождения в РФ

— Можно ли сразу применить ставку 13%, если организация уверена, что физлицо отработает в РФ больше полугода в текущем налоговом периоде?
Нет, предполагаемый срок нахождения физического лица в РФ в расчет не принимается (письмо Минфина России от 15.11.2007 № 03-04-06-01/394). Если налоговый орган выявит несвоевременное удержание налога, штраф по статье 123 НК РФ составит 20% от неудержанной суммы.
До истечения 183 дней нахождения в РФ доходы физического лица должны облагаться как доходы нерезидента – по общему правилу, по ставке 30%. Только к дивидендам и трудовым доходам отдельных категорий нерезидентов пунктом 3 статьи 224 НК РФ установлены пониженные ставки.

— Как подтвердить налоговое резидентство по НДФЛ?
НК РФ не устанавливает перечня документов, подтверждающих фактическое нахождение физических лиц в Российской Федерации. Ответственность за исчисление, удержание и перечисление налога, включая и правильность определения налогового статуса получателя дохода, несет налоговый агент.
Правоприменительная практика основывается на праве налогового агента требовать от налогоплательщика любые документы, оформленные в соответствии с законодательством, позволяющие установить количество календарных дней пребывания данного лица на территории России. К таким документам относятся справки с места работы, выданные на основании табеля учета рабочего времени, копии паспорта с отметками органов пограничного контроля о пересечении границы, свидетельства о регистрации по месту временного пребывания.
Представленные физическим лицом документы, относящиеся только к подтверждению налогового статуса, налоговому агенту целесообразно сохранить, по меньшей мере, до окончания соответствующего текущего налогового периода.

— А если налогоплательщик сообщает, что в период, предшествующий выплате дохода, он находился за границей на лечении?
Период нахождения на лечении до 6 месяцев включительно засчитывается в срок нахождения в России. Лечение (получение медицинских услуг) может подтверждаться физическим лицом договором с иностранной медицинской организацией, справками о времени нахождения на лечении, отметками в заграничном паспорте.

— Что должен предпринять налоговый агент, если физлицо отказывается представить документы, подтверждающие его резидентство?
Когда подтверждающих документов нет, а есть обоснованные сомнения в том, что лицо является резидентом, то налоговому агенту рекомендуется применять ставку не 13%, а 30%. Как минимум до середины июля (если лицо начало работу с января). Если впоследствии налогоплательщик представляет налоговому агенту документы о том, что на момент выплаты доходов он являлся налоговым резидентом РФ, суммы налога, удержанные по ставке 30%, оказываются излишне уплаченными.

— Предположим, работник признан налоговым резидентом. Необходимо ли в дальнейшем проверять его статус как резидента?

Налоговый статус определяется на каждую дату выплаты дохода. Таким правилом следует руководствоваться, если есть основания полагать, что резидентство физлица может в течение года измениться.
Окончательный налоговый статус физического лица, определяющий налогообложение полученных им за налоговый период доходов, устанавливается по итогам налогового периода (календарного года). Но в большинстве случаев уже до окончания налогового периода можно сделать вывод, что статус физического лица не изменится, и соответственно выбрать ставку, подлежащую применению к его доходам: 13% или 30%.
Следует иметь в виду, что измененный по итогам года налоговый статус распространяется на доходы, полученные с 1 января года, а не с момента такого изменения.
Обратите внимание, что перерасчет производится только за тот налоговый период, в котором статус лица изменился. За предыдущий налоговый период налоговые обязанности не пересматриваются.

Может так сложиться, что лицо, признанное налоговым резидентом на даты выплаты дохода, прекращает отношения с налоговым агентом до момента, когда определится его итоговый статус по итогам текущего налогового периода. В этом случае возможное последующее изменение налогового статуса физического лица на обязанности налогового агента не влияет.

— Нужно ли проверять налоговый статус при заключении гражданско-правовых договоров?
Конечно, нужно. При этом у налогового агента возникают сложности, особенно когда с физическим лицом заключен долгосрочный договор гражданско-правового характера, а возможность проверить нахождение физического лица на рабочем месте отсутствует или не предполагается вовсе (например, в сделке по аренде нежилого помещения у физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем). Поэтому рекомендации налоговому агенту проверять статус получателя дохода актуальны при каждой выплате дохода до формирования у физлица итогового налогового статуса в налоговом периоде.

— А если физическое лицо продает свою квартиру в РФ и при этом постоянно проживает за рубежом?

Доходы от продажи имущества, находящегося в России, подлежат налогообложению в РФ.
Пункт 17.1 статьи 217 НК РФ освобождает от налогообложения доходы, получаемые налоговыми резидентами Российской Федерации, за соответствующий налоговый период от продажи жилых домов, квартир, комнат, включая приватизированные жилые помещения, дач, садовых домиков или земельных участков и долей в указанном имуществе, находившихся в собственности налогоплательщика 3 года и более.
В случае нахождения физического лица в Российской Федерации менее 183 дней в налоговом периоде такое лицо не признается налоговым резидентом Российской Федерации. Доходы от продажи в данном налоговом периоде принадлежащего ему недвижимого имущества будут подлежать налогообложению в полной сумме. По таким доходам физлицо должно представить декларацию и самостоятельно уплатить налог.

Налоговые органы смогут заинтересоваться исполнением обязанности по уплате налога, получив информацию от органов Росреестра о переходе права собственности на недвижимое имущество.

— Работник стал в течение налогового периода налоговым резидентом. Как ему вернуть сумму налога, удержанную по ставке 30%?
Если работник продолжает работу у налогового агента, то в течение оставшегося до окончания налогового периода времени сумма излишне удержанного налога будет засчитываться в уплату налога по ставке 13% (налог взиматься не будет). Такой подход отражен в письме Минфина России от 12.08.2011 № 03-04-08/4-146.
Возможность зачитывать налоговым агентом налог, излишне удержанный с доходов физического лица в одном периоде, в счет исполнения его обязанности по уплате налога в другом периоде, НК РФ не предусмотрена.
Возврат суммы налога налогоплательщику, в связи с перерасчетом по итогу налогового периода в соответствии с приобретенным им статусом налогового резидента Российской Федерации, производится налоговым органом в порядке, указанном в пункте 1.1 статьи 231 НК РФ и статьи 78 НК РФ.
Физическое лицо должно представить в налоговую инспекцию декларацию, документы об излишне уплаченном налоге, подтверждение своего налогового статуса.

— Какие действия должны совершаться, если работник из резидента превратился в нерезидента?

В этом случае НДФЛ необходимо пересчитать уже в сторону увеличения – с 13 до 30% и без предоставления работнику налоговых вычетов (стандартных, социальных, имущественных). Перерасчет делается с начала календарного года в том месяце, в котором стало понятно, что налоговый статус работника за текущий год уже не может измениться.
Суммы НДФЛ, исчисленные с начала года по ставке 13%, направляются в зачет налога, рассчитанного по ставке 30% (пункт 3 статьи 226 НК РФ).

Если организация не смогла удержать всю сумму НДФЛ, пересчитанного по ставке 30%, то не позднее 31 января следующего года она обязана уведомить инспекцию и работника об этом факте и сумме задолженности.

— Предположим другую ситуацию. Организация направила работников для работы за границу, но продолжала удерживать с их заработной платы налог…

Доходы нерезидента облагаются в РФ, только если они получены от источников в РФ – от российских лиц.
Доходы от выполнения работы за пределами РФ относятся к доходам из источников за пределами РФ. Поэтому такие доходы, полученные нерезидентами, в РФ не облагаются, независимо от того, кто производил оплату труда (письмо Минфина России от 09.02.2015 № 03-04-05/5273). В данном случае организация допустила ошибку не в определении статуса работника, а в определении источника дохода. Суммы налога, излишне удержанного организацией, должны быть возвращены ею работникам в порядке пункта 1 статьи 231 НК РФ.
Аналогичный порядок возврата применяется, если организация при представлении физическим лицом документов, подтверждающих его постоянное нахождение на территории РФ, произвело удержание налога по ставке 30%. Это не пересчет сумм в связи с изменением статуса, а излишнее взыскание налога в связи с неправильным его определением.

— С 2015 года статус налогового резидента стал играть большую роль. В НК РФ включены положения о контролируемой иностранной компании, о фактическом получателе дохода.
Совершенно верно. С 2015 года к доходам, полученным от источников за пределами Российской Федерации, отнесены суммы прибыли контролируемой иностранной компании. Это стало доходом для налоговых резидентов РФ, признаваемых в соответствии с НК РФ контролирующими лицами этой компании (пп. 8 пункта 3 статьи 208 НК РФ).
При выплате доходов иностранной компании от источников в РФ она может указать, что фактический получатель дохода (бенефициар) – это физическое лицо – налоговый резидент РФ. В этом случае налогообложение выплачиваемого дохода производится согласно части второй НК РФ (статья 7 НК РФ).
Реализация названных положений НК РФ потребует от налоговых резидентов РФ представления налоговых деклараций и уплаты налога с причитающихся им доходов.

— Как подтвердить российское налоговое резидентство для зачета иностранных налогов?
Для целей применения соглашений об избежании двойного налогообложения, в том числе уплаты на территории Российской Федерации налогов, предусмотренных указанными соглашениями, физическое лицо может получить подтверждение налогового резидентства РФ. Для подтверждения фактического статуса налогового резидента Российской Федерации следует обратиться в Межрегиональную инспекцию ФНС по централизованной обработке данных.

Поделитесь с друзьями:

Критерии налогового резидентства в России и международном праве

01.06.2018 # КИК и амнистия Светлана Дорн

Управляющий партнер. Руководитель практики аудита.

Налоговое резидентство — одна из важнейших тем в международном налогообложении. По сути, данный статус определяет налоговые обязанности в государстве, налоговым резидентом которого является или становится физическое лицо. В современном мире, когда трансграничная деятельность человека становится более прозрачной, необходимо четко понимать свой статус налогового резидента.

Стоит отметить, что в различных странах могут существовать не идентичные критерии признания налоговым резидентом. Например, в США для признания налоговым резидентом достаточно иметь гражданство, что побудило одного из известных российских банкиров от него отказаться.

В российском и международном налоговом законодательстве сформировано несколько критериев определения налогового резидентства, применяемых последовательно:

  1. По периоду времени пребывания. Налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Важно понимать, что данный период не прерывается на определенные краткосрочные выезды;
  2. Критерий постоянного жилья. Налоговое резиденство определяется по местонахождению постоянного жилья физического лица;
  3. Критерий центра жизненных интересов. Налоговое резидентство определяется на основании тесных личных и экономических связей. Например, где у физического лица живет семья или ведётся бизнес.
  4. Критерий места обычного проживания. То есть, где физическое лицо обычно проживает.
  5. Гражданство. Если физическое лицо соответствует всем критериям в двух странах, то в таком случае резидентство определяется по критерию гражданства.

Критерии применяются последовательно. К данному выводу приходит и Минфин России в своих письмах.

В Письме Минфина России от 03.07.2017 N 03-08-05/41848 рассматривается вопрос о признании физического лица налоговым резидентом РФ при применении международной российско-испанской Конвенции. В Письме сделан вывод о том, что физическое лицо, не являющееся налоговым резидентом РФ в соответствии со ст. 207 НК РФ, также не рассматривается в качестве резидента в целях применения данного международного соглашения.

Если физическое лицо находится на территории РФ менее 183 дней в течение 12 следующих подряд месяцев, то оно не признается налоговым резидентом РФ. В такой ситуации проблемы «двойного резидентства» не возникает и, соответственно, не применяются критерии определения резидентства по месту нахождения жилья и центру жизненных интересов (Письмо Минфина России от 08.12.2014 N 03-04-06/62838).

В Письме от 05.08.2015 N 03-04-05/45277 также подчеркивается, что критерии для определения налогового статуса физического лица, предусмотренные в договорах об избежании двойного налогообложения, в том числе критерии места нахождения «постоянного жилища» или «центра жизненных интересов», используются для целей применения таких договоров только в случаях, когда в соответствии с положениями национального законодательства физическое лицо признается налоговым резидентом в обоих государствах.

Существовала спорная позиция ФНС России. Так, в 2015 году в нескольких письмах ФНС была изложена позиция, в соответствии с которой из положений международных договоров Российской Федерации об избежании двойного налогообложения следует, что физическое лицо может рассматриваться в качестве налогового резидента России, если оно располагает в ней постоянным жилищем. При этом наличие постоянного жилища подтверждается фактом нахождения жилого объекта в собственности. Сам по себе факт нахождения физического лица в Российской Федерации менее 183 календарных дней в течение налогового периода (календарного года), по мнению ФНС России, не приводит к автоматической утрате статуса налогового резидента РФ (Письмо ФНС России от 11.12.2015 N ОА-3-17/4698@, от 29.10.2015 N ОА-3-17/4072@, от 16.01.2015 N ОА-3-17/87@).

Однако в 2016 году данное мнение ФНС было признано несоответствующим законодательству (Письмо Минфина России от 21.04.2016 N 03-08-РЗ/23009).

Судебная практика по вопросам налогового резидентства физических лиц сводится к анализу судами количества дней пребывания на территории РФ (например, Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2009 N 15АП-9658/2009 по делу N А32-16505/2009, Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 09.07.2015 N Ф07-4905/2015 по делу N А21-1107/2014, Апелляционное определение Московского городского суда от 30.06.2014 по делу N 33-24651/2014,).

Документальное подтверждение

  • копии паспорта с отметками органов пограничного контроля о пересечении границы,
  • квитанции о проживании в гостинице и другие документы, на основании которых можно установить фактическое нахождение физического лица за пределами РФ.

Отсутствие обязанности уведомления налоговых органов о смене резидентства

Положений, обязывающих налогоплательщиков уведомлять налоговые органы о факте утраты статуса налогового резидента Российской Федерации, а также о подтверждении статуса нерезидента России, НК РФ не содержит (Письма ФНС России от 11.12.2015 N ОА-3-17/4698@, от 29.10.2015 N ОА-3-17/4072@ и др.).

Ко всем публикациям

ВНИМАНИЕ! Вы используете устаревший браузер Internet Explorer 7

Данный сайт построен на передовых, современных технологиях и не поддерживает Internet Explorer 7-ой версии.

Настоятельно Вам рекомендуем выбрать и установить любой из современных браузеров. Это бесплатно и займет всего несколько минут.

Internet Explorer Opera Browser Mozilla Firefox Google Chrome Apple Safari

Почему нужно поменять браузер IE7 на другой?

Браузер Internet Explorer 7 является не просто браузером старой версии, а устаревшим браузером, браузером старого поколения. Он не может предоставить все возможности, которые могут предоставить современные браузеры, а скорость его работы в несколько раз ниже! Internet Explorer 7 не способен корректно отображать большинство сайтов.

Если по каким либо причинам Вы не имеете доступа к возможности установки программ, то рекомендуем воспользоваться «portable» версиями браузеров. Они не требуют инсталляции на компьютер и работают с любого диска или вашей флешки: Mozilla Firefox или Google Chrome.