Налоговые обязательства

НАЛОГОВОЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВО

НАЛОГОВОЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВО (англ. tax obligation) – налоговое правоотношение, в силу которого одно лицо (налогоплательщик) обязано совершить в пользу другого лица (налогового органа) определенные действия по полной и своевременной уплате налога в бюджет соответствующего уровня. Н.о. регулируется налоговым правом. Налоговое право – подотрасль финанс. права; совокупность юридич. норм, устанавливающих виды налогов в данном гос-ве, порядок их взимания и регулирующих отношения, связанные с возникновением, изменением и прекращением Н.о. Источниками налогового права в России являются Конституция РФ, НК РФ, Законы РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» (1991), «О налоговых органах Российской Федерации» (1991 с изм. 1997), «О Федеральных органах налоговой полиции Российской Федерации» (1993), др. законы РФ, устанавливающие и регламентирующие конкретные налоги и др. стороны налоговых взаимоотношений. Исполнение Н.о. означает своеврем. и полную уплату налога в бюджет. Достижение исполнения Н.о. возможно при правильном и своеврем. исполнении всех элементов налогового производства, начиная с исчисления налоговой базы и суммы налога. Вторая стадия налогового производства – уплата налога – обеспечивает поступление исчисленной суммы налога в бюджет. Важнейший элемент данной стадии – способ уплаты налога. Выбор разрешенных способов уплаты налога чаще всего право, а не обязанность налогоплательщика. Обязанности налогоплательщика возникают при наличии у него объекта налогообложения и по основаниям, установленным законодат. актами. В целях определения обязанностей налогоплательщика законодат. акты устанавливают и определяют: налогоплательщика (субъект налога); объект и источник налога; единицу налогообложения; налоговую ставку (норму налогового обложения); сроки уплаты налога; бюджет или внебюджетный фонд, в к-рый зачисляется налоговый оклад. Обязанности налогоплательщика установлены НК РФ (часть I, ст. 23). Обязанность физического лица по уплате налога прекращается уплатой им налога, отменой налога, а также смертью налогоплательщика при невозможности произвести уплату без его личного участия, если иное не установлено законодат. актами. Обязанность юридического лица по уплате налога прекращается уплатой им налога либо отменой налога. Невозможность уплаты налога юридич. лицом, осуществляющим предпринимат. деятельность, является основанием для признания его в установл. законом порядке банкротом. В случае ликвидации юридич. лица в судебном порядке или по решению собственника обязанность по уплате недоимки по налогу возлагается на ликвидационную комиссию. Налоговое законодательство не устанавливает порядок налогового правопреемства. Вместе с тем, согласно ст. 58 ГК РФ, права и обязанности реорганизуемого предприятия не прекращаются, а переходят к новым орг-циям в соответствии с передаточным актом. В том же порядке должны передаваться и Н.о. Ликвидация или реорганизация юридического лица – один из сложных вопросов при рассмотрении оснований по прекращению Н.о. Для определения прекращения Н.о. важно определить момент уплаты налога. В соответствии с инструктивными актами днем уплаты налога считается: при уплате наличными – день внесения денег в соотв. кассы; при переводе по почте или через кредитное учр-ние – день внесения денег на почту или в кредитное учр-ние; при перечислении сумм платежа со счета плательщика в кредитном учр-нии – день списания платежа независимо от времени зачисления сумм на соотв. счет (Инструкция Минфина СССР № 121 от 12 июня 1981); при уплате недоимки – день списания со счета недоимщика в банке, а также со счета должника (дебитора) либо др. лиц денежных средств, принадлежащих недоимщику (Инструкция ГНС РФ № 26 от 1 апр. 1994). В установл. случаях прекращение Н.о. может осуществляться путем проведения: взаимозачетов с бюджетом или налогового зачета (направления переплаты по одному налогу в счет погашения недоимки по другому либо предстоящих платежей по этому же налогу). В системе нормативного регулирования проведения зачетов по налогам выделяют три уровня: общий, спец. и особый, т.к. этот вопрос регулируется не одним блоком взаимосвяз. документов, а совокупностью разрозненных нормативных актов. Общий порядок проведения зачетов регулируется Инструкцией ГНС РФ № 26 «О порядке ведения в налоговых инспекциях оперативно-бухгалтерского учета налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей». Спец. порядок для конкретных налогов установлен в соотв. законах и инструкциях. Особый порядок носит, как правило, временный характер и распространяется на отдельные группы предприятий. Задержка в проведении налогового зачета по вине налоговых органов не может являться основанием для применения ответственности в виде пени. В случае неисполнения налогоплательщиком своих обязанностей их исполнение обеспечивается мерами адм. и уголовной ответственности, финансовыми санкциями в соответствии с НК РФ (часть I) и др. законодат. актами, а также залогом ден. и товарно-материальных ценностей, поручительством или гарантией кредиторов налогоплательщика

Финансово-кредитный энциклопедический словарь. — М.: Финансы и статистика. Под общ. ред. А.Г. Грязновой. 2002.

Налоговые обязательства по НДС: что это такое и когда возникают?

Доходчиво о важном

Вспомним очевидные вещи.

Налог на добавленную стоимость — это косвенный налог, который включается в стоимость товара или услуги. Порядок его учета регламентирован в пятом разделе НКУ. По сути, здесь два главных действующих «лица»: НО и НК.

Налоговое обязательство (НО) — общая сумма налога, полученная или начисленная плательщиком в отчетном периоде. Это та сумма налога, которую субъект хозяйствования в своем налоговом учете начисляет на договорную стоимость с учетом наценки, которую он добавляет к товару, чтобы получить прибыль. Суммы НО, начисленные «сверху» на договорную стоимость товара — это средства, которые нужно отдать в бюджет. При этом уменьшить сумму НО отчетного периода плательщик налога имеет право на сумму НК, которая уплачена (начислена) в составе стоимости приобретаемых товаров/услуг. Таким образом, по итогам отчетного периода плательщик НДС перечисляет в бюджет сумму, которая составляет разницу между НО и НК.

Несмотря на то, что в теории НДС уплачивается за счет конечного покупателя, занимается расчетом и уплатой в бюджет этого налога именно продавец — плательщик НДС. Априори дальше будем говорить о плательщиках НДС, не забывая, правда, что бывают ситуации, когда начислять НО приходится и неплательщику НДС (ст. 208 НКУ, п. 180.2 НКУ, п. 3 п. 180.1 НКУ).

Для того, чтобы правильно рассчитать сумму налога, подлежащую уплате в бюджет, нужно четко определиться с тем, когда возникает необходимость начислять НО?

Как известно, обязательными элементами налога на добавленную стоимость, так же как и любого другого налога, являются:

— объект обложения (ст. 185 НКУ);

— база начисления (ст. 188 – 192 НКУ);

— ставка налога (ст. 193 НКУ).

Здесь, прежде всего, срабатывает одно очевидное правило:

если есть объект обложения НДС — есть обязанность начислять НО, а нет объекта — нет НО

Таким образом, об определении базы начисления, ставки налога (20 %, 0 % или 7 %) и прочих нюансах начисления НО (например, отнесение операции к необлагаемой (ст. 196 НКУ) или освобожденной от обложения НДС (ст. 197 НКУ) и т. д.) можно говорить только в том случае, когда есть повод для таких разговоров, а именно — есть объект обложения НДС.

Когда возникает объект (ст. 185 НКУ)

Общий случай. Прежде всего, объект налогообложения для начисления НО возникает при выполнении двух условий (п.п. «а» п. 185.1 НКУ):

(1) плательщик налога осуществляет операцию по поставке товаров/услуг и

(2) место такой поставки находится на таможенной территории Украины

То есть здесь речь идет об операциях, которые соответствуют термину «поставка» согласно пп. 14.1.185 и 14.1.191 НКУ, и такая поставка согласно ст. 186 НКУ осуществляется на территории Украины.

Например, при получении услуг от нерезидента, место поставки которых расположено на таможенной территории Украины, именно получатель таких услуг (резидент) обязан начислить НО (п.п. «б» п. 185.1 НКУ). В этом случае он фактически выступает налоговым агентом нерезидента и обязан начислить и уплатить в бюджет соответствующую сумму НДС по этим услугам, независимо от того, является получатель «нерезидентских» услуг плательщиком НДС или нет (п. 180.2 НКУ). Подробнее см. тематический номер «Налоги и бухгалтерский учет», 2016, № 104.

Обратите внимание: к поставке товаров/услуг относятся также операции по безвозмездной передаче и по передаче права собственности на объекты залога заемщику (кредитору), на товары, передаваемые на условиях товарного кредита.

Кроме того, с целью налогообложения считаются поставкой операции по:

— предоставлению услуг и/или передаче прав собственности на материальные активы по решению органа государственной власти или органа местного самоуправления (п.п. «а» п.п. 14.1.185 и п.п. «а» п.п. 14.1.191 НКУ);

— фактической передаче объекта финансового лизинга в пользование лизингополучателю/арендатору (возврат материальных активов согласно договору финансового лизинга) (п.п. «а» п. 185.1 НКУ, п.п. «а» п.п. 14.1.191 НКУ);

Кстати, в связи с тем, что для начисления НО первоочередную роль играет именно факт осуществления поставки, вызывает непонимание позиция налоговиков в отношении ошибочно полученных на банковский счет денежных средств. Так, фискалы считают, что в этом случае не начислять НО можно только при соблюдении двух условий: 1) денежные средства возвращены в течение 3 банковских дней — если виновник ошибочного перевода — банк и 5 банковских дней — если виновник — плательщик; 2) у плательщика нет договорных отношений с тем субъектом хозяйствования, который перечислил денежные средства (см. 101.04, 101.06 БЗ). Считаем, что здесь достаточно выполнения единственного условия — отсутствие договорных отношений между отправителем и получателем ошибочных средств. Ведь в таком случае денежные средства в принципе нельзя считать предоплатой,

И абсолютно никакого значения не имеет срок возврата (и даже невозврата) таких денежных средств. Подробно об этом можно прочесть в «Налоги и бухгалтерский учет», 2017, № 15, с. 14.

Аналогичную ситуацию наблюдаем при поступлении на текущий счет плательщику НДС средств в качестве возмещения ущерба за поврежденное или уничтоженное имущество. Налоговики и здесь видят базу налогообложения, расценивая такие средства как компенсацию стоимости поврежденного имущества (см. письмо ГФСУ от 07.07.17 г. № 1051/6/99-99-15-03-02-15/ІПК, 101.07 БЗ). Хотя очевидно, что возмещение убытков не является операцией поставки товаров/услуг, а потому и нет никакого объекта обложения НДС (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2017, № 48, с. 26). К сожалению, убеждать в этом налоговиков, видимо, придется через суд. Правда, тут еще встает вопрос с начислением «компенсирующих» НО по «входящему» НДС (п. 198.5 НКУ), но это уже немного другая история. И в ней на первый план выходят исключения из общего правила: когда, по сути, поставка товара/услуг на территории Украины отсутствует, а начислять НО все равно приходится.

Условная поставка. Для целей налогообложения приравниваются к поставке товаров/услуг операции при:

3) невозврате возвратной (залоговой) тары. Если возвратная (залоговая) тара не возвращается отправителю в срок более 12 календарных месяцев с момента ее поступления, то получатель начисляет на ее стоимость НО (п. 189.2 НКУ);

4) ликвидации основных производственных или непроизводственных средств по самостоятельному решению плательщика, приводящей к начислению НДС (п. 189.9 НКУ п.п. «д» п.п. 14.1.191 НКУ).

Ввоз/вывоз товаров. Речь идет о внешнеэкономической деятельности: ввозе товаров на таможенную территорию Украины (п.п. «в» и п.п. «г» п. 185.1 НКУ). Причем с целью обложения НДС к операциям по ввозу товаров на таможенную территорию Украины и вывозу товаров за пределы таможенной территории Украины приравнивается помещение товаров в любой таможенный режим, определенный Таможенным кодексом Украины. Подробно об экспорте/импорте см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2016, № 16, 2017, № 45, с. 5, 7.

Тут отметим, что если плательщик-резидент осуществляет внешнеэкономические операции импорта без ввоза и экспорта без вывоза (т. е. товар приобретается и продается за пределами территории Украины), то такие операции не являются объектом обложения НДС (не подпадают под объект налогообложения согласно п.п. «а» п. 185.1, п. 186.1 НКУ), поскольку место поставки товара в таком случае находится за пределами таможенной территории Украины.

Услуги международных перевозок. Объектом налогообложения являются операции по предоставлению услуг по международным перевозкам пассажиров и багажа и грузов железнодорожным, автомобильным, морским и речным и авиационным транспортом (п.п. «е» п. 185.1 НКУ). При этом, как предусмотрено подпунктом «а» подпункта 195.1.3 НКУ, международные перевозки грузов, пассажиров и багажа железнодорожным, автомобильным, морским, речным и авиационным транспортом облагаются НДС по ставке 0 %. Для целей этого подпункта перевозка считается международной, если она осуществляется по единому международному перевозочному документу. Подробно о международных перевозках см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2016, № 38.

Итак, что такое НО и когда они возникают — в общих чертах мы разобрались. Но это — верхушка айсберга. Давайте разбираться дальше — в следующей статье рассмотрим не менее важный вопрос — насколько связаны выписка НН и начисление НО.

выводы

  • Налоговые обязательства возникают там, где есть объект обложения НДС.
  • По общему правилу объект обложения НДС возникает при условии осуществления плательщиком поставки товаров, работ (услуг) с местом поставки на территории Украины.
  • В качестве исключения, когда как таковой поставки на территории Украины нет, но объект налогообложения есть, — можно привести условные поставки. Отдельный объект — ввоз/вывоз товаров, услуги по международной перевозке.

Виды налоговых обязательств

Главная » Налоги » Виды налоговых обязательств

Статью подготовила начальник отдела по формированию налоговой отчетности Железнова Яна Константиновна. Связаться с автором


Вернуться назад на Налоговое обязательство
В налоговом праве существуют следующие виды налоговых обязательств:
• основное, в рамках которого публично-территориальное образование реализует свое право требования на получение в установленный законодательством срок суммы налога;

• обеспечительное, которое делится на охранительное налоговое обязательство, в рамках которого уплачиваются пени, проценты за несвоевременный возврат излишне полученных публично-территориальным образованием сумм налогов, сборов, пеней, штрафов (производно от основного налогового обязательства), и договорное обязательство, вытекающее из заключения договоров залога или поручительства для обеспечения основного налогового обязательства и обязательства по уплате пеней;
• налоговое, возникающее в связи с излишним получением публично-территориальным образованием сумм налогов, сборов, пеней, штрафов.
Важнейшим признаком гражданско-правового обязательства является его имущественный характер. В рамках налогового обязательства частная собственность должника передается кредитору в виде предмета налогового платежа — налога, пеней, а также ему возвращаются излишне выплаченные денежные средства в счет уплаты налога, пеней, штрафа. Налоговое обязательство связано с движением денежных средств, которое происходит между налогоплательщиком, налоговым агентом, с одной стороны, и публично-территориальным образованием — с другой. Налоговое обязательство имеет имущественный характер. Цель налогового обязательства — удовлетворить требования имущественного характера налогового кредитора.
В рамках налогового обязательства зачастую реализуются процедурные права и обязанности, не имеющие имущественного характера. Существование налогового обязательства невозможно без действий по реализации этих прав и обязанностей (например, предоставление документов для проведения камеральной налоговой проверки), а также процедурных правоотношений, в рамках которых они совершаются, являются необходимыми стадиями для достижения цели налогового обязательства. Действия процедурного характера, реализуемые в налоговом обязательстве, не влияют на имущественный характер правоотношения.
И гражданское, и налоговое обязательство носят относительный характер. Исполнение должником своих обязанностей происходит адресно, строго определенным лицам. Налоговое и гражданское обязательства различаются статусом кредитора. В налоговом обязательстве кредитор — это лицо, обладающее властными полномочиями, установившее обязанность по уплате налога и имеющее право требования исполнения этой обязанности, а также право требования компенсации имущественных потерь в случае ненадлежащего исполнения данной обязанности. Исключение составляют обязательства, в которых публично-территориальное образование выступает в качестве налогового должника, обязанного совершить определенные действия в пользу налогового кредитора (налогоплательщика, налогового агента). Это обязательства, возникающие в связи с излишним получением публично-территориальным образованием сумм налогов, пеней, штрафов.
Основные права и обязанности, принадлежащие публично-территориальному образованию как кредитору либо как должнику в налоговом обязательстве, являются для государственных органов правом-обязанностью, поскольку должностные лица государственных органов состоят на службе у государства и призваны реализовывать права и исполнять обязанности государственных органов. Так, в ст. 33 НК РФ к обязанностям должностных лиц налоговых органов отнесена реализация прав и обязанностей налоговых органов. Аналогичный вывод можно сделать относительно иных прав, подлежащих обязательной реализации кредитором в налоговом обязательстве (например, право-обязанность проводить камеральные налоговые проверки, право-обязанность требовать перечисления сборщиками налогов суммы налога).
Некоторые представители финансового права не считают налоговое обязательство относительным правоотношением и выделяют общерегулятивные налоговые правоотношения — связи, выражающие основные конституционные права и обязанности. Обязанность каждого налогоплательщика вовремя уплачивать законно установленные налоги реализуется через абсолютное правоотношение. Эта обязанность всеобщая, и государство вправе требовать ее исполнения от неограниченного круга субъектов. Однако согласно Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Установить налог — значит определить плательщика налога и все его элементы. Государство может требовать уплаты налога только от лиц, подпадающих под категорию «плательщик налога», которая устанавливается законодательством в отношении каждого вида налога. Право требования уплаты налога государство реализует в рамках конкретного правоотношения (налогового обязательства), в котором должник-налогоплательщик четко определен. Структурное отличие абсолютного правоотношения от относительного состоит в том, что в первом всегда индивидуализирована только одна, управомоченная сторона, в то время как обязательства, являясь относительными правоотношениями, «представляют собой правовую связь строго определенных лиц как на управомоченной, так и на обязанной стороне». Всякое обязательство всегда относительно.
Налоговое обязательство, как и гражданское, — это активное правоотношение. В силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие (передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п.) либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности (ст. 307 ГК РФ). Но если в гражданском праве на должника возлагается не только обязанность совершения каких-либо действий, но и воздержание от них, то для налогового обязательства это неприемлемо.
Большинство налоговых обязательств сложные по своей структуре, а потому обязанности, связанные с совершением активных действий для достижения цели обязательства, исполняются не только налоговым должником, но и кредитором. Так, публично-территориальное образование совершает активные действия в основном налоговом обязательстве при проведении зачета сумм излишне уплаченного (взысканного) налога, при предоставлении налоговых льгот, исполнении обязанности в случаях, установленных законодательством, по исчислению суммы налога, подлежащей уплате налогоплательщиком. Налоговое обязательство реализуется за счет активных действий участников правоотношений, направленных на удовлетворение имущественных прав налогового кредитора.
Налоговое обязательство является обязательством только с положительным содержанием, потому как обязанные субъекты должны совершить в пользу кредитора определенные действия: уплатить сумму налога, перечислить сумму налога в бюджет (внебюджетный фонд) публично-территориального образования, уплатить пени, возвратить сумму налога и др. Налоговое обязательство не предусматривает воздержания от определенных действий в пользу кредитора. В гражданско-правовом обязательстве присутствует отрицательное содержание — обязанность должника воздержаться от определенных действий. Цели налогового обязательства можно достичь только активными положительными действиями субъектов правоотношения.

Налоговое обязательство всегда обеспечено мерами государственного принуждения. К ним относятся меры защиты, направленные на восстановление нарушенных прав (взыскание налога, пеней, не уплаченных в установленный законодательством срок); обязание в судебном порядке произвести зачет излишне полученных налоговых платежей; взыскание своевременно не возвращенных денежных средств, излишне полученных в качестве налоговых платежей; взыскание процентов за несвоевременный возврат излишне полученных налоговых платежей. Мерами принуждения являются меры ответственности, установленные в законодательстве о налогах и сборах в отношении налогового должника в основном налоговом обязательстве.
Меры государственного принуждения реализуются за рамками налогового обязательства в отдельно возникающих охранительных правоотношениях. На стадии неисполнения налоговой обязанности у публично-территориального образования возникает право-обязанность на принудительное исполнение налоговой обязанности, заключающееся в необходимости привести в действие аппарат государственного принуждения против обязанного лица. Это право-обязанность возникает и реализуется в рамках охранительного правоотношения по принудительному исполнению налоговой обязанности.
Реализация обязывающих норм происходит в два этапа:
1) исполнение обязанности по уплате налога и пеней на основании индивидуально-правового акта (требования об уплате сумм налога, пеней);
2) исполнение банком, судебными приставами индивидуально-правового акта о взыскании сумм налога, пеней (решения).
Охранительное правоотношение по принудительному исполнению налоговой обязанности направлено на восстановление нарушенного права публично-территориального образования на получение в установленный законодательством срок сумм налога, пеней.
Учитывая особый характер налоговых обязательственных правоотношений, их значимость в жизнедеятельности государства и общества, законодатель установил право публично-территориального образования без обращения в судебные органы в установленных законом случаях на принудительное исполнение налоговой обязанности. В предусмотренных законодательством случаях право-обязанность на принудительное исполнение налоговой обязанности в части взыскания неуплаченной суммы налога можно реализовать только в судебном порядке в рамках процессуальных правоотношений (например, взыскание налога с индивидуального предпринимателя).
Реализация мер государственного принуждения в налоговых обязательствах, где налоговым кредитором является налогоплательщик либо налоговый агент, происходит посредством использования механизма судебной защиты прав.
Налоговая обязанность исполняется добровольно. Правоотношения по принудительному ее исполнению не входят в состав налогового обязательства, а являются способом защиты имущественных прав и направлены на восстановление нарушенного права требования налогового кредитора.
Налоговое обязательство имеет односторонний характер. В гражданско-правовом обязательстве, как правило, правовые возможности субъектов имеют двусторонний характер, что является выражением юридического равенства субъектов гражданского правоотношения. В финансовом праве налоговое обязательство ввиду субординационного характера налоговых правоотношений имеет односторонний характер. Налогоплательщик обязан уплатить налог, а публично-территориальное образование, выступающее на стороне кредитора, не предоставляет ему эквивалента его действиям. В свое время эту особенность налогового обязательства выделил С.Д. Цыпкин: «На одну сторону возлагается только обязанность (уплатить налог), в то время как на другую — только право требовать исполнения этой обязанности».
Право требовать исполнения обязательства не обусловливается каким-либо действием управомоченного лица, «тогда как в обязательствах взаимных право одной стороны составляет эквивалент ее действия в пользу другой». М.В. Карасева отмечает, что сугубо односторонний характер налогового обязательства свидетельствует о неравенстве сторон этого обязательства, что является правилом для финансового права. В НК РФ закреплено, что налог — индивидуально безвозмездный платеж (ст. 8). Основное налоговое обязательство определило односторонний характер производных налоговых обязательств.

Кадастровая стоимость
Земельный налог
Налог на доход от продажи квартиры
Налог на имущество
Налог на имущество организаций
Оценочная деятельность


| | Вверх

НК РФ Глава 8. ИСПОЛНЕНИЕ ОБЯЗАННОСТИ ПО УПЛАТЕ
НАЛОГОВ, СБОРОВ, СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ

  • Статья 44. Возникновение, изменение и прекращение обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов
  • Статья 45. Исполнение обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов
  • Статья 45.1. Единый налоговый платеж физического лица
  • Статья 46. Взыскание налога, сбора, страховых взносов, а также пеней, штрафа за счет денежных средств (драгоценных металлов) на счетах налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов) — организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента — организации, индивидуального предпринимателя в банках, а также за счет его электронных денежных средств
  • Статья 47. Взыскание налога, сбора, страховых взносов, а также пеней и штрафов за счет иного имущества налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора, плательщика страховых взносов) — организации, индивидуального предпринимателя
  • Статья 48. Взыскание налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сборов) — физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем
  • Статья 49. Исполнение обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов (пеней, штрафов) при ликвидации организации
  • Статья 50. Исполнение обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов (пеней, штрафов) при реорганизации юридического лица
  • Статья 51. Исполнение обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов безвестно отсутствующего или недееспособного физического лица
  • Статья 52. Порядок исчисления налога, страховых взносов
  • Статья 53. Налоговая база и налоговая ставка, размеры сборов
  • Статья 54. Общие вопросы исчисления налоговой базы
  • Статья 54.1. Пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов
  • Статья 55. Налоговый период
  • Статья 56. Установление и использование льгот по налогам и сборам
  • Статья 57. Сроки уплаты налогов, сборов, страховых взносов
  • Статья 58. Порядок уплаты налогов, сборов, страховых взносов
  • Статья 59. Признание недоимки и задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и их списание
  • Статья 60. Обязанности банков по исполнению поручений на перечисление налогов, сборов, страховых взносов

Открыть полный текст документа

Проблема толкования «налогового обязательства»

Налоговая обязанность представляет собой реализацию конституционно установленной меры должного поведения по уплате законно установленных налогов и сборов. Исполнение налоговой обязанности является первоочередной обязанностью по отношению к иным имущественным обязанностям налогоплательщика и определяет развитие иных налоговых правоотношений. Одновременно исполнение обязанности по уплате налогов и сборов является сложным фактом, поскольку предполагает целую систему обязанностей налогоплательщика: встать на учет в налоговом органе, вести налоговый учет, самостоятельно исчислить налоговую базу и определить на ее основе сумму налога, перечислить налог в соответствующий бюджет и т. д.

В процессе реализации указанной обязанности необходимо достижение реального баланса интересов личности, общества и государства, что представляется возможным при условии предельно четкого правового регулирования вопросов ее исполнения.

Уплата налогов является конституционной обязанностью лиц, выступающих в налоговых правоотношениях в качестве налогоплательщиков. Содержание обязанности по уплате налогов и сборов заключается в наличии у налогоплательщика правовой обязанности уплатить законно установленный, правильно исчисленный, в определенном размере, с соблюдением установленного порядка и срока налог. При этом исполнение обязанности по уплате налогов может быть добровольным и принудительным. Добровольный порядок предполагает, что исполнения обязанности по уплате налога производится от имени налогоплательщика, и за счет его средств.

Вместе с тем, несмотря на указанную значимость, налоговая обязанность еще не получила завершенного научного обоснования как базовая налогово-правовая категория, до сих пор продолжаются споры относительно возможности «перенесения» гражданско-правовых категорий в сферу налогового права (в частности по вопросу использования такой категории гражданского права, как «обязательство»). Во избежание привлечения к юридической ответственности за неуплату налогов плательщики должны точно исполнить нормативные предписания государства по исполнению налоговой обязанности. В соответствии же с Конституцией Российской Федерации законы о налогах должны быть сформулированы таким образом, что каждый должен знать: какие налоги, в каком порядке и размерах ему необходимо уплачивать.

Все вышеперечисленные факторы свидетельствуют о бесспорной актуальности, большой социальной и правовой значимости проблемы регулирования отношений по уплате налогов, что и послужило основанием для выбора настоящей темы. От добросовестного исполнения этой обязанности в значительной мере зависят выполнение государством своей социальной роли, иных видов государственной деятельности, охрана его суверенитета, обороноспособность.

Обязанность по уплате налога возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных НК РФ или иным нормативным правовым актом о налогах. Данное положение имеет два значения. Во-первых, по отношению к исполнению налоговой обязанности закрепляет принцип дозволенного поведения. НК РФ закрепляет расширительный подход к определению рамок поведения налогоплательщика, согласно которому законными считаются только действия, прямо предписанные законодательством о налогах и сборах. Во-вторых, обеспечивает налогоплательщику гарантии соблюдения его прав со стороны налоговых органов, поскольку основания возникновения, изменения и прекращения налоговых обязанностей выступают объектом налогового контроля. Следовательно, налоговые органы могут контролировать какие-либо действия только в пределах дозволенного налоговым законодательством. Первичным элементом налоговой обязанности является момент, с которого данная обязанность начинает существовать. Налоговое законодательство связывает обязанность уплаты налога с моментом возникновения обстоятельств, предусматривающих уплату конкретного налога. Фактически налоговая обязанность устанавливается по каждому виду налога, поскольку для каждого налога момент возникновения обязанности по их уплате, а также сроки ее реализации определяются по-разному

Нельзя не упомянуть при определении правовой природы обязанности по уплате налога о дискуссиях, связанных с попыткой введения категории «налоговое обязательство» для обозначения отношений, возникающих в ходе уплаты налога. Условно все точки зрения можно градировать на два блока: выступающие за введение такой категории и выступающие против.

Пепеляев С. Г. высказывает мнение о том, что понятие «обязательство» является традиционно гражданско-правовым, однако налоговые и гражданские правоотношения имеют экономическую общность. Следовательно, понятие «налоговое обязательство» не подменяет понятия «гражданско-правовое обязательство», а позволяет наиболее точно выразить специфику и экономическое содержание налоговых отношений.

Карасева М. В. одна из первых называет признаки налогового обязательства, свойственные в то же время и гражданско-правовым обязательствам:

1) имущественный характер, связанный с передачей в пользу субъекта публичной власти денежных средств;

2) относительный характер (учитывая, что налоговое обязательство в своей экономической основе опосредует процесс распределения имущества (в стоимостной форме), последнее может быть осуществлено только адресно, строго определенным, а не любым лицам);

3) представляет собой правоотношение активного типа, то есть налогоплательщик обязан совершить действие — заплатить налог;

4) стороны обязательственного правоотношения строго определены;

5) целенаправленность, то есть налогоплательщик вносит платежи в пользу государства для формирования ресурсов субъектов публичной власти;

6) является гарантированным, что означает наличие установленных законом санкций, являющихся побуждением к исполнению.

Прохоров Е. В., также выступая в защиту использования термина «налоговое обязательство», характеризует его следующим образом: налоговое отношение чаще всего является денежным; управомоченным лицом всегда выступает государство, которому всегда противостоят конкретные лица, несущие бремя уплаты налога и от которых государство в определенное время может потребовать совершения в свою пользу активных действий; налоговое обязательство всегда характеризуется совершением обязанными лицами активных действий; всегда носит односторонний характер; является срочным, то есть возникает и существует в течение определенного срока; относится к категории периодически возникающих обязательств; является по своему характеру публично-правовым, возникает по инициативе только одной стороны — государства, и для этого не требуется какого-либо согласия другой стороны — субъекта налога, поэтому налоговое обязательство носит односторонне-властный характер.

По мнению сторонников применения термина «налоговое обязательство», законодатель сознательно избегает организации налогообложения через налоговое обязательство, ограждаясь от ответственности перед налогоплательщиком, в то время как введение указанного термина позволит наиболее точно выразить специфику и экономическое содержание налоговых отношений.

Тем не менее, поскольку обязательство изначально является гражданско-правовым понятием, у теории использования в налоговом праве категории «обязательство» существует множество противников, согласно мнению, которых применение такой формулировки в налоговых правоотношениях противоречит самому разделению правоотношений на частные и публичные.

Таким образом, можно сделать вывод, что российское законодательство о налогах и сборах не содержит понятия налогового обязательства, и, хотя в ряде норм встречаются словосочетания «налоговое обязательство» и «обязательство по уплате налога», их упоминание не сопровождается каким-либо отличным от понятия налоговой обязанности контекстом.

Из приведенного определения можно выделить следующие характерные черты (особенности) обязанности по уплате налогов:

1) анализируемая обязанность является конституционной, непосредственно закрепленной нормами Конституции РФ;

2) отличается публично-правовым характером, то есть обусловлена прежде всего интересами государства и государственной власти;

3) основания ее возникновения — нормы налогового права, устанавливающие налоги и закрепленные в законодательстве о налогах и сборах;

4) обязанность основана на властном подчинении одних субъектов налоговых правоотношений (налогоплательщиков) другим (государственным органам, взимающим налоги, в частности налоговым органам.

Обязанность по уплате конкретного налога или сбора согласно положениям статьи 44 НК РФ возлагается на налогоплательщика только с момента возникновения установленных законодательством о налогах обстоятельств. Например, обстоятельством, с которым НК РФ связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате единого налога на вмененный доход, является осуществление таким налогоплательщиком видов предпринимательской деятельности, подлежащих переводу на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход согласно статье 346.26 НК РФ.

С учетом сказанного, исполнение налоговой обязанности можно определить как совокупность (комплекс) установленных налоговым законодательством действий налогоплательщиков (других обязанных лиц) по учету объекта налогов, исчислению, удержанию, своевременной и полной уплате (перечислению) налогов в соответствующий бюджет (фонд), предоставлению в налоговые органы деклараций и других расчетно-учетных и иных документов и сведений, а также действий, связанных с налоговыми учетом, контролем и ответственностью за нарушения налогового законодательства.

Также важно отметить, что для обязанности по уплате налогов, помимо вышеуказанных признаков правовой обязанности, является также характерным: количественная определенность — уплата налога в полном объеме в соответствии с требованиями законодательства о налогах и сборах; временная определенность — данная обязанность должна быть исполнена в строго определенные сроки; помимо того, не установлено ограничений досрочной уплаты налогов; процессуальная определенность — обязанность по уплате налогов должна исполняться в соответствии с законодательно установленным порядком.

Литература:

1. Крохина Е. А. Финансовое право России, М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. — С. 345

2. Пепеляев С. Г. О налоговых правоотношениях / С. Г. Пепеляев // Налоговый эксперт. — 2001. — № 4. — С. 12–14.

3. Карасева М. В. Финансовое правоотношение. М.: ФИНАНСЫ, 2001. — С. 218

4. Прохоров Е. В. Теория налоговых обязательств. М.: Юрист, 2009. — С. 83

5. Суханов Е. А. Гражданское право. М.: Юрист, 2000. — С..34

6. Смирнов Д. А. Правовая природа обязанности по уплате налога / Д. А. Смирнов // Налоговый вестник, 2010. -№ 5. — С.23