Налоговые органы

Содержание

Налоговые органы в Российской Федерации

Энциклопедия Сервиса бесплатных юридических консультаций » Налоговое право » Налоговый контроль » Налоговые органы в Российской Федерации

Главной задачей налоговых органов является контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах.

Понятие налоговых органов

Налоговые органы РФ представляют собой особую систему контроля, основные цели, задачи, виды, меры, ответственность и действия которой направлены, прежде всего, на контроль за соблюдением действующего налогового законодательства России. Все принципы, роль, взаимодействие, нарушения, меры и их реализация налоговыми органами устанавливаются действующими законами Российской Федерации.

Местные территориальные налоговые органы и система налоговых органов России исполняют возложенные на них функции и задачи не только самостоятельно, но и путем взаимодействия с государственными органами субъектов РФ, а также с органами местного самоуправления. Взаимодействие через региональные или местные подразделения и уровни налоговой службы, а также через иные уровни, осуществляется путем письменной переписки, либо других способов связи, цель которых – максимальная эффективность.

Современное значение налоговых органов их представление и роль в существующей правовой системе РФ трудно переоценить.

Все основы экономической и бухгалтерской деятельности, администрирования, а также иные направления, неразрывно связаны с необходимостью уплаты налогов. Помимо этого, гражданам нередко требуется получить справки НДФЛ, либо зарегистрировать доверенность – по всем этим вопросам мы всегда обращаемся в налоговую инспекцию.

Развитие налоговых органов ФНС России и их деятельности, как отдельной правовой системы России, осуществлялось постепенно. Их роль, ответственность и правовой статус налоговых органов возрастали по мере развития экономической отрасли в РФ. Вместе с этим возрастала и ответственность за определенные нарушения законодательства, либо проявленное бездействие. Бездействие, также как и правонарушения в деятельности, влечет за собой исполнение определенных санкций, обеспечительные процедуры, основа и исполнение которых закреплены законом.

Задачи налоговых органов

Высокое значение налоговых органов, ответственность и важная роль их деятельности в правовой системе РФ объясняется, прежде всего, наличием большого количества регулярно возникающих различных задач. Эти задачи и полномочия налоговых органов выражаются в следующем:

  • осуществление необходимых действий по регистрации новых налогоплательщиков, реализация их дальнейшего учета и администрирования, статистика, контроль отсутствия нарушения, устранение нарушения, если оно уже имеется и т.д.;
  • обеспечительные меры и исполнение требуемых действий по проверке соблюдения налогоплательщиками действующих норм законодательства РФ;
  • регулярное составление отчетов для вышестоящих инстанций, взаимодействие;
  • контроль, статистика и отмена осуществляемых налоговых платежей, их постоянный учет, классификация, характеристика, проверка документов, например, доверенность, справка НДФЛ, выявление и обжалование нарушения, проведение администрирования. Справка НДФЛ является одним из самых распространенных налоговых документов, как и доверенность. Доверенность часто требуется при заключении определенных сделок, в то время как справка НДФЛ – для оформления определенных документов. Доверенность, как и справка НДФЛ, обязательно должна соответствовать установленной форме. Доверенность также может потребоваться и в суд;
  • взаимодействие и проведение необходимых действий по информированию определенных государственных органов РФ и других ФНС о поступлении тех или иных платежей;
  • обеспечительные действия по исполнению требований законодательства РФ об информировании налогоплательщиков, в случае каких-либо изменений, постоянное взаимодействие.

Понятие и структура налоговых органов, а также их основные цели и направления деятельности, установлены действующим законодательством РФ. Эффективность налоговой службы будет зависеть, прежде всего, от соблюдения данных норм в обязательном порядке. Бездействие налогового органа и не соблюдение законодательства влечет за собой наложение определенных санкций, в зависимости от конкретного вида нарушения.

Понятие «бездействие» может быть выражено в абсолютно разных вещах: непринятии справки НДФЛ, незаконные задержки и неправомерные отказы, не обеспечение защиты интересов иные нарушения ФНС, виды которых предусмотрены НК РФ.

Функции налоговых органов

Основные функции налоговых органов, их основа, виды, понятие и классификация приведены в действующем НК РФ. Основа и цели данных функций направлены, прежде всего, на контроль над постоянным соблюдением налогового законодательства, обжалование неправомерных решений, постоянная статистика и т.д.

Функции налоговых органов включают в себя:

  • проведение необходимых действий по постоянному учету всех налогоплательщиков конкретного муниципального, либо иного образования, их классификация, процедуры администрирования и характеристика;
  • контроль над верностью предоставленных налогоплательщиками документов, необходимых для аннулирования правонарушения, исполнения определенного требования налоговой службы, либо иного подразделения и т.д. Сюда также можно отнести проверку справок НДФЛ или доверенность, местные фискальные платежи и т.д. Доверенность и справки НДФЛ должны четко соответствовать установленным формам. Если справка НДФЛ или доверенность содержат ошибки, у налогового представителя будет законное право на отказ в принятии данных документов. Все эти правонарушения должны быть устранены в положенный срок;
  • удовлетворение требования заинтересованного лица о возврате излишне уплаченных средств, проверка отсутствия правонарушения, изучение деятельности, администрирования, устранение нарушения, обжалование и т.д.;
  • проведения разъяснительной работы, основой которой являются цели, требования, виды, принципы, меры и эффективность действующего налогового законодательства РФ;
  • выявление налогового правонарушения, его классификация, дальнейшие меры и ответственность за устранение данного нарушения;
  • исполнение распоряжения, требования какой-либо вышестоящей федеральной налоговой службы, либо иного подразделения, постоянное взаимодействие и обмен информацией;
  • обжалование решений муниципального образования, либо иной службы или подразделения, представление необходимой информации, заявление или исполнение определенного требования, устранение нарушения, проведение администрирования и т.д.

Единая централизованная система налоговых органов

По мере того, как основа, понятие, и значение налоговых органов возрастали, расширялась и сама система налоговых органов, появлялись новые местные отделы а также цели, направления и эффективность службы данной организации. Единая централизованная система включает в себя все муниципальные отделы, федеральные, региональные и местные налоговые образования в РФ, имеющие одинаковые цели деятельности, ее виды, требования, роль, ответственность и т.д.

Функционирующая единая система, ее основа, цели, роль, эффективность и меры направлены, прежде всего, на сохранение государственного бюджета и его своевременное пополнение, а также своевременное выявление любого налогового правонарушения. Любой вид этого правонарушения может повлечь за собой наложение определенных налоговых санкций, обжалование которых возможно лишь в суде.

Главным налоговым органом РФ, играющим важнейшую роль, является Федеральная налоговая служба.

Затем идут ее федеральные местные подразделения, местные службы и образования, между которыми осуществляется непрерывное взаимодействие и процедуры администрирования. На все эти федеральные, муниципальные, региональные службы распространяются одинаковые обеспечительные требования действующего законодательства РФ. В случае нарушения одного требования, либо нескольких, к виновным лицам могут быть применены определенные санкции и ответственность.

ФНС является органом исполнительной власти, ее требования, отправленные в иные подразделения и налоговые службы, являются обязательными для исполнения. Роль ФНС занимает важнейшее место в российской налоговой системе. Бездействие, неисполнение предписаний, а также иные правонарушения, могут обернуться вполне серьезным наказанием.

Территориальные органы ФНС России

Территориальные органы ФНС России представляют собой муниципальные налоговые службы, региональные отделы и федеральные подразделения, осуществляющие взаимодействие между собой. Их четкая характеристика, классификация, направления, роль, принципы, виды и цели представлены в положениях налогового законодательства.

Права налоговых органов ФНС заключаются в: истребовании необходимой информации от налогоплательщиков, предъявлении требований об уплате того или иного налога и т.д. Территориальное решение налогового органа, будь то местные муниципальные, региональные образования или федеральные отделения, является обязательным для исполнения ответственным лицом.

Значение налоговых органов, характеристика, классификация и специфика их деятельности определяются исходя из их компетенции. Основные права и обязанности налоговых органов выражены в четком соблюдении текущего законодательства.

Все виды действий по надзору и контролю, а также иные меры должны являться правомерными. Если федеральные или региональные службы ФНС и налоговые образования допустили определенные правонарушения или неправомерные действия в процессе осуществления своей деятельности, либо проявили бездействие, за этим обязательно последует определенная ответственность и соответствующие меры российской правовой системы.

Межрегиональные налоговые инспекции

Классификация налоговых органов Российской Федерации, ее основа и статистика включают в себя и межрегиональные образования и подразделения. Фактически, это те же территориальные налоговые органы, входящие в ФНС. Деятельность такого муниципального налогового образования или подразделения и установленные принципы также основываются на нормах действующего законодательства.

Классификация налоговых органов устанавливает, что муниципальные или иные образования представляют собой налоговые органы, принципы, действия, меры и взаимодействие которых осуществляются в пределах одной конкретной территории.

Понятие и правовой статус налоговых органов регионального значения, а также обязанности налоговых органов, допустимые обеспечительные меры и их исполнение, принципы, виды, порядок действий, ответственность, бездействие, классификация и т.д., устанавливаются в отношении конкретного муниципального, либо иного образования.

Нормы и принципы действующего законодательства РФ используют понятие «территориального органа» именно для обозначения пространственного предела реализации определенной деятельности.

Нормативно-правовое регулирование системы налогообложения в России

6. Отдельные виды налогов.
6.1. НДС – налог на добавленную стоимость (глава 21 НК РФ).
Налогоплательщиками налога на добавленную стоимость признаются:
1. организации;
2. индивидуальные предприниматели;
3. лица, признаваемые налогоплательщиками налога на добавленную стоимость (далее в настоящей главе – налог) в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ.
Объектом налогообложения признаются следующие операции:
1) реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав;
2) передача на территории РФ товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций;
3) выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;
4) ввоз товаров на таможенную территорию РФ.
Налоговая база:
— При применении налогоплательщиками при реализации (передаче, выполнении, оказании для собственных нужд) товаров (работ, услуг) различных налоговых ставок налоговая база определяется отдельно по каждому виду товаров (работ, услуг), облагаемых по разным ставкам.
— При применении одинаковых ставок налога налоговая база определяется суммарно по всем видам операций, облагаемых по этой ставке.
Налоговый период устанавливается как календарный месяц.
Для налогоплательщиков с ежемесячными в течение квартала суммами выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога, не превышающими один миллион рублей, налоговый период устанавливается как квартал.
Налогообложение производится по налоговой ставке 0, 10, 20 процентов.
В особых случаях применяется ставка 0%, согласно п.1 ст.164 НК РФ.
Ставка 10% применяется для ряда продовольственных товаров, товаров для детей, периодических печатных изданий, медицинских товаров отечественного и зарубежного производства (п.2 ст.164 НК РФ):
— лекарственных средств, включая фармацевтические субстанции,
— лекарственные средства, предназначенные для проведения клинических исследований лекарственных препаратов, и
— лекарственные препараты, изготовленные аптечными организациями;
— медицинских изделий, за исключением медицинских изделий, операции по реализации которых освобождаются от налогообложения в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 149 настоящего Кодекса.
В остальных случаях налогообложение производится по налоговой ставке 20% (в случаях, не указанных в пунктах 1, 2 и 4 статьи 164 НК РФ).
Налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога на установленные налоговые вычеты — суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им в отношении:
1) товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения;
2) товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
Лица, использующие право на освобождение, должны представить соответствующее письменное уведомление и документы (выписка из бухгалтерского баланса (представляют организации); выписка из книги продаж; выписка из книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций (представляют индивидуальные предприниматели); копия журнала полученных и выставленных счетов-фактур), которые подтверждают право на такое освобождение, в налоговый орган по месту своего учета.
Указанные уведомление и документы представляются не позднее 20-го числа месяца, начиная с которого эти лица используют право на освобождение.
6.2. Налог на доходы физических лиц (Глава 23 НК РФ)
Налогоплательщики (ст.207 НК РФ):
— физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации,
— физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
Налоговые резиденты фактически находятся на территории РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Период нахождения физического лица (резидента) в Российской Федерации не прерывается на периоды его выезда за пределы территории Российской Федерации для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения, а также для исполнения трудовых или иных обязанностей, связанных с выполнением работ (оказанием услуг) на морских месторождениях углеводородного сырья.
Объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками (ст.209 НК РФ):
• от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации — для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации;
• от источников в Российской Федерации — для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.
Данный налог оплачивается через налоговых агентов, которыми являются (ст.24 НК РФ):
• российские организации;
• индивидуальные предприниматели;
• постоянные представительства иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы.
Налоговые агенты обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить в бюджет сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате.
Налоговая база включает в себя все доходы налогоплательщика, полученные им в течение налогового периода.
При этом законодатель выделил следующие виды доходов, которые следует учесть при расчете налоговой базы:
1) доходы, полученные в денежной форме;
2) доходы, полученные в натуральной форме;
3) доходы, полученные в виде материальной выгоды;
4) возникшие у налогоплательщика права на распоряжение доходами.
Рассмотрим особенности определения налоговой базы при получении доходов в натуральной форме и в виде материальной выгоды.
При получении налогоплательщиком дохода от организаций и индивидуальных предпринимателей в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг), иного имущества, налоговая база определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг) иного имущества, исчисленная исходя из их цен.
При этом в стоимость таких товаров (работ, услуг) включается соответствующая сумма налога на добавленную стоимость, акцизов. К доходам, полученным налогоплательщиком в натуральной форме, в частности, относятся:
– оплата (полностью или частично) за него организациями или индивидуальными предпринимателями товаров (работ, услуг) или имущественных прав, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в интересах налогоплательщика;
– полученные налогоплательщиком товары, выполненные в интересах налогоплательщика работы, оказанные в интересах налогоплательщика услуги на безвозмездной основе;
– оплата труда в натуральной форме.
Доход в виде материальной выгоды:
1) экономии на процентах за пользование налогоплательщиком заемными (кредитными) средствами, полученными от организаций или индивидуальных предпринимателей;
2) приобретения ценных бумаг, финансовых инструментов срочных сделок;
3) приобретения товаров (работ, услуг) в соответствии с гражданско-правовым договором у физических лиц, организаций и ИП, являющихся взаимозависимыми по отношению к налогоплательщику.
Налоговым периодом признается календарный год.
Налоговые ставки (ст.224 НК РФ):
1) общая налоговая ставка в размере 13%;
2) налоговая ставка по дивидендам 13%;
3) налоговая ставка по ипотечным операциям 9%;
4) налоговая ставка по доходам лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ, в размере 30%;
5) специальная налоговая ставка по отдельным видам доходов в размере 35%.
При определении налоговой базы учитываются налоговые вычеты:

  1. Стандартные (3000, 500, 1400 рублей).
  2. Социальные (25 % суммы дохода, в сумме за обучение, за услуги по лечению, в размере стоимости медикаментов, но не более 120 тыс. руб.).
  3. Имущественные (в суммах, полученных от продажи недвижимости, но не более 1 млн. руб., иного имущества, но не более 250 тыс. руб., в сумме фактически произведенных расходов на новое строительство либо приобретение недвижимости, но не более 2 млн. руб. без учета сумм, направленных на погашение процентов).
  4. Профессиональные (20% суммы дохода инд. предпринимателя).

Право на стандартный налоговый вычет в размере 3000 руб. имеют следующие категории граждан:
• лица, пострадавшие при ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;

• лица, непосредственно участвовавшие в подземных испытаниях ядерного оружия, проведении и обеспечении работ по сбору и захоронению радиоактивных веществ;
• инвалиды Великой Отечественной войны;
• инвалидов из числа военнослужащих, ставших инвалидами I, II и III групп вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР, Российской Федерации или при исполнении иных обязанностей военной службы
• и другие (согласно пп.1 п.1 ст.218 НК РФ).
Право на стандартный налоговый вычет в размере 500 руб. имеют следующие категории граждан:
• Герои Советского Союза и Герои Российской Федерации, а также лица, награжденные орденом Славы трех степеней;
• участники Великой Отечественной войны, боевых операций по защите СССР;
• лица, находившиеся в Ленинграде в период его блокады в годы Великой Отечественной войны с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года независимо от срока пребывания;
• инвалиды с детства, а также инвалиды I и II групп;
• лица, отдавшие костный мозг для спасения жизни людей и другие (согласно пп.2 п.1 ст.218 НК РФ) и другие.
Налоговый вычет за каждый месяц налогового периода распространяется на опекуна, попечителя, приемного родителя, супруга (супругу) приемного родителя, на обеспечении которых находится ребенок, в следующих размерах:
1 400 рублей — на первого ребенка;
1 400 рублей — на второго ребенка;
3 000 рублей — на третьего и каждого последующего ребенка;
6 000 рублей — на каждого ребенка в случае, если ребенок в возрасте до 18 лет является ребенком-инвалидом, или учащегося очной формы обучения, аспиранта, ординатора, интерна, студента в возрасте до 24 лет, если он является инвалидом I или II группы.
Налоговый вычет производится на каждого ребенка в возрасте до 18 лет, а также на каждого учащегося очной формы обучения, аспиранта, ординатора, интерна, студента, курсанта в возрасте до 24 лет.
Налоговый вычет предоставляется родителям, супругу (супруге) родителя, усыновителям, опекунам, попечителям, приемным родителям, супругу (супруге) приемного родителя на основании их письменных заявлений и документов, подтверждающих право на данный налоговый вычет.
Налоговый вычет может предоставляться в двойном размере одному из родителей (приемных родителей) по их выбору на основании заявления об отказе одного из родителей (приемных родителей) от получения налогового вычета.
6.3. Налог на прибыль (Глава 25 НК РФ)
Налогоплательщиками данного налога являются:
— российские организации,
— иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в Российской Федерации.
При этом под прибылью НК РФ понимает:
1) для российских организаций — полученные ДОХОДЫ, уменьшенные на величину произведенных РАСХОДОВ;
2) для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в РФ через постоянные представительства, — полученные через эти постоянные представительства доходы, уменьшенные на величину произведенных этими постоянными представительствами расходов;
3) для иных иностранных организаций — доходы, полученные от источников в Российской Федерации.
К доходам относятся:
1) доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав (ст.249 НК РФ);
2) внереализационные доходы (ст.250 НК РФ).
NB!! Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы определены ст. 251 НК РФ.
К расходам относятся:
— расходы, связанные с производством и реализацией (ст.253-256 НК РФ):
1) материальные расходы;
2) расходы на оплату труда;
3) суммы начисленной амортизации;
4) прочие расходы (ст. 260-264 НК РФ).
— внереализационные расходы (ст.265 НК РФ).
Ст. 270 НК РФ определяет перечень расходов, не учитываемых в целях налогообложения.
При этом, налогоплательщики, понесшие убыток (убытки) в предыдущем налоговом периоде или в предыдущих налоговых периодах, вправе уменьшить налоговую базу текущего налогового периода на всю сумму полученного ими убытка или на часть этой суммы (перенести убыток на будущее).
Также налогоплательщик вправе осуществлять перенос убытка на будущее в течение 10 лет, следующих за тем налоговым периодом, в котором получен этот убыток.
Налоговая ставка устанавливается в размере 20%, при этом:
— сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 2 %, зачисляется в федеральный бюджет;
— сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 18 %, зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации.
Налоговая ставка налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов РФ, законами субъектов РФ может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков.
Указанная налоговая ставка не может быть ниже 13,5 процента.
Налоговым периодом (ст.285 НК РФ) признается календарный год.
Отчетными периодами по налогу признаются первый квартал, полугодие и 9 месяцев календарного года.
Налог определяется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы (ст.286 НК РФ).
6.4. Налог на имущество организаций (Глава 30 НК РФ)
Налогоплательщики (ст. 373 НК РФ):
— организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения.
Объект налогообложения (ст. 374 НК РФ):
— для российских организаций признается недвижимое имущество (в т.ч. имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств;
— для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в РФ через постоянные представительства, признаются недвижимое имущество, относящееся к объектам основных средств, недвижимое имущество, полученное по концессионному соглашению.
Не признаются объектами налогообложения (п.4 ст. 374 НК РФ):
— земельные участки и иные объекты природопользования (водные объекты и другие природные ресурсы);
— объекты, признаваемые объектами культурного наследия (памятниками истории и культуры) народов Российской Федерации федерального значения в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения.
Среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, за налоговый период определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца налогового периода и последнее число налогового периода, на количество месяцев в налоговом периоде, увеличенное на единицу.
Согласно п.1 ст. 376 НК РФ, налоговая база определяется отдельно в отношении каждого объекта недвижимого имущества.
Налоговым периодом признается календарный год (ст.379 НК РФ).
Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и 9 месяцев календарного года (ст.379 НК РФ).
Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ и не могут превышать 2,2 % (ст. 380 НК РФ).
Налоговые льготы в соответствии со ст. 381 НК РФ распространяются на:
— организации, основным видом деятельности которых является производство фармацевтической продукции, — в отношении имущества, используемого ими для производства ветеринарных иммунобиологических препаратов, предназначенных для борьбы с эпидемиями и эпизоотиями;
— имущество специализированных протезно-ортопедических предприятий.

Права и обязанности налоговых органов: перечень

Налоговые органы – единая структура, в обязанности которой входит сбор и учет выплат, поступающих в государственную казну от граждан нашей страны, а также функционирующих на ее территории организаций. Чтобы обеспечить выполнение возложенных на данную структуру задач, закон определяет права и обязанности налоговых органов. Обе эти категории представлены внушительными перечнями, которые мы предлагаем рассмотреть далее в статье.

Перечень прав и обязанностей налоговых органов — интересная тема, с которой следует ознакомиться не только сотрудникам данной структуры, но и обычным людям, ради лучшего понимания способа функционирования этой структуры

О том, как оплатить пени по налогам, можете прочитать в нашей статье —.

Права налоговых органов

Под понятием права закон подразумевает свободу действий того или иного субъекта в определенном отношении, охраняемую на государственном уровне. Говоря о налоговых органах, нужно отметить наличие большого количества таких свобод. Далее изучим их перечень.

НК РФ Статья 30. Налоговые органы в Российской Федерации

Право № 1 – требовать предоставления документации

Первым законным правом налоговых органов является предъявление требований относительно предоставления определенного рода документации к:

  • налогоплательщиков;
  • налоговых агентов.

Бумаги, о которых идет речь, как и их форма, регламентированы нормативно-правовыми документами государственных структур и местных властей регионов. Рассмотрим, какие данные они содержат.

Таблица 1. Содержание документации, которую имеет право требовать налоговый орган или его представитель

Разновидность документа Описание
Бумаги для уплаты налогов В этом случае речь идет о документах, которые являются законным основанием для следующих действий:
· удержания налога или сбора в пользу государственной казны;
· дальнейшего перечисления данного налога.
Бумаги, подтверждающие верное проведение процедуры уплаты Эта категория документов представлена формами, содержащими подтверждение того, насколько правильно и своевременно был начислен тот или иной сбор и впоследствии уплачен в бюджет.

Данные органы регулируют все процессы, проходящие в рамках расчета и отчисления налоговых сборов в пользу государственного бюджета

Право № 2 – проводить проверки

Если в процессе рассмотрения дела, касающегося уплаты налогов, возникают определенные сложности, рассматриваемые структуры имеют право произвести налоговую проверку. При этом, специалисты, ее проводящие, должны убедиться, что действуют согласно порядку, установленному Налоговым кодексом нашей страны.

Право № 3 – производить выемку документов

При условии, когда сотрудники налоговой службы имеют основания полагать, что плательщик сборов собирается уничтожить, как-либо изменить или сокрыть документы, необходимые для установления верной величины налога, они имеют право осуществить выемку этих бумаг.

Если сотрудники налоговой имеют достаточно оснований полагать, что документы того или иного лица, нужные для уплаты налогов, будут утаены или уничтожены, они могут произвести их выемку

Право № 4 – вызвать плательщика для объяснений

Также наделены обсуждаемые структуры правом на вызов путем отправки письменного уведомления налогового агента или плательщика сборов ради дачи им каких-либо пояснений, связанных с уплатой или удержанием средств в пользу государственной казны.

Это же право дается рассматриваемому органу при условии, что возникли спорные ситуации во время проведения налоговой проверки, или в прочих случаях, определенных законодательными актами нашей страны.

Право № 5 – налагать арест на счета и имущества неплательщика

Если гражданин или организация пропустили один или несколько платежей по налоговым и прочим сборам, обозначенные в статье структуры могут на совершенно законных основаниях:

  • налагать арест на имущественные объекты, принадлежащие упомянутым лицам;
  • приостанавливать все денежные операции, проводимые по счетам неплательщиков.

Приостановление операций по счету налогоплательщика — одна из наиболее действенных мер воздействия, особенно на учреждения, которые несут за время заморозки большие экономические потери

Разморозить счета и вернуть имущество налоговые органы принимают решение лишь для того, чтобы лицо все же могло с ними рассчитаться. Приостановление операций по счетам довольно часто применяется лишь на сумму долга, но в некоторых случаях приостанавливаются все возможности взаимодействия с лежащими на них средствами.

Право № 6 – осматривать помещения и проводить инвентаризацию имущества

Налоговый кодекс определяет не только это право налогоплательщиков, но и порядок проведения осмотра и инвентаризации. К слову, данные процедуры проводятся к имущественным объектам и территориям, используемым налогоплательщиком или налоговым агентом для получения прибыли. Речь идет о:

  • производственных пространствах;
  • складских помещениях;
  • торговых точках;
  • а также прочих материальных благах.

Право № 7 – определять величину налогов, требуемых к уплате в бюджет страны

За налоговыми органами также закрепляется право по определению величин налоговых сборов, подлежащих к перечислению в бюджетную систему нашей страны.

Определение величины производится в индивидуальном порядке расчетным способом, на основании данных, накопленных структурой о:

  • налогоплательщике, для которого производится расчет;
  • иных аналогичных плательщиках.

Самостоятельное определение налоговых величин органами рассматриваемой категории возможно лишь при отсутствии иных способов установления размера сбора

Разумеется, подобный способ расчета применим лишь в ситуациях, когда представители службы ранее получили от обязанного платить налоги лица запрет на производство принадлежащих ему помещений торгового, складского или иного типа, которые используются им для получения дохода. Либо тогда, когда по объектам, подлежащим налогообложению, плательщик не предоставлял документацию, соответственно, наблюдается явный дефицит сведений, нужных для начисления налогов.

Право № 8 – требовать устранения нарушений закона

Работники рассматриваемой структур могут предъявлять лицам, с которых взимаются налоги и прочие сборы, а также учреждениям, их перечисляющим, требования, направленные на устранение выявленных ранее нарушений положений нормативно-правовых актов в области налогообложения.

Право № 9 – взыскивать задолженности

Также налоговые структуры наделены правом на взыскание недоимок, штрафных санкций или пеней согласно порядку, определенному Налоговым кодексом России.

Право № 10 – требовать банковскую документацию

Банки обязуются предоставлять потребовавшим того налоговым органам бумаги, которые подтверждают факты списания со счета плательщика или налогового агента сумм, положенных государству, представленных:

  • непосредственно сборами;
  • штрафами;
  • пеней.

Право требовать искомую документацию также принадлежит списку гарантированных свобод действия налоговых органов.

Банки обязаны по первому запросу передать в обозначенные органы все требуемые документы

Право № 11 – привлечение специалистов

Представители обозначенной государственной организации могут для проведения контрольных процедур в области налогообложения привлекать лиц, имеющих высокую квалификацию в том или ином вопросе. К ним относятся, например:

  • переводчики;
  • члены юридических практик и т.д.

Право № 12 – вызывать свидетелей

Иногда, чтобы добиться решения какого-либо вопроса, связанного с налоговым контролем, одноименные службы имеют право на вызов свидетелей, обладающих сведениями по важным для дела обстоятельствам.

Право № 13 – ходатайствовать о приостановлении лицензии

Лицензии, выдаваемые государством предпринимателям и учреждениям – документация, определяющая право описанных субъектов на ведение разного рода деятельности. При наличии достаточных оснований, представители обсуждаемой структуры имеют право на ходатайство о:

  • аннулировании лицензии;
  • приостановление лицензии.

ФНС может подать ходатайство об отзыве лицензии или ее приостановлении

Право № 14 – предъявление исков

Наделена изучаемая инстанция также и правом предъявлять исковые заявления в суды:

  • арбитражные;
  • имеющие общую юрисдикцию.

Право на подачу иска также относится к перечню компетенций структуры

При этом, заявленные в исках требования могут иметь различную тематику. Какую, рассмотрим далее в таблице.

Таблица 2. Содержание исковых заявлений, подающихся в суд от имени налоговых органов

Направленность иска Описание
Взыскание выплаты В данном случае речь идет о взыскании накопленных какими-либо лицами долгов перед налоговыми органами, представленных назначенными за совершение правонарушений:
· недоимками;
· штрафными санкциями.
Возмещение ущерба Могут направляться также и иски с целью добиться возмещения ущерба, который был причинен банком:
· государству;
· конкретной населенной территории.
При этом, речь идет об ущербе, который повлекли за собой неправомерные действия кредитной организации в виде списания денежных средств со счетов плательщика уже после того, как они были арестованы рассматриваемой структурой. Ущерб выражен тем, что налоговому органу не удалось удержать задолженность с лица в порядке, установленном Налоговым Кодексом России.
Досрочное расторжение договора Также может подаваться иск, целью которого является расторжение договора, заключенного ранее на получение инвестиционного налогового кредита.

Также возможна подача исковых заявлений в прочих случаях, предусмотренных законодательством России, регулирующим область налогообложения.

Налоговый кодекс Российской Федерации

Видео – Налоговая тайна

Обязанности налоговых органов

Помимо свобод на совершение тех или иных действий в рамках закона РФ, данные структуры имеют и обязательства перед государством и населяющими его людьми. Давайте рассмотрим их далее.

Помимо прав налоговые органы имеют также множественные обязанности самой разнообразной направленности

Обязанность № 1 – соблюдение законодательства в области налогообложения

Первоочередная обязанность данного органа заключается в соблюдении законодательства, на котором построена вся его деятельность. Речь идет, разумеется, о нормативно-правовых актах в области налогов и сборов, взимаемых в пользу государственной казны.

Обязанность № 2 — осуществление контроля за соблюдением налогового законодательства

Представленные структуры обязаны не только следовать нормам, обозначенным нами в предыдущем пункте, но также и осуществлять надзор за соблюдением оных прочими субъектами.

Обязанность № 3 – ведение налогового учета

Еще одна обязанность этих органов состоит во ведении налогового учета в установленном законом порядке, касающегося:

  • различных организаций;
  • физических лиц, в категорию которых входят, как обычные граждане, так и индивидуальные предприниматели.

Обязанность № 4 – бесплатное информирование налогоплательщиков и налоговых агентов

Также берут представители интересующей нас структуры на себя обязательства по безвозмездному информированию, как в устной, так и в письменной форме граждан и налоговых агентов относительно актуальных на конкретный период времени:

  • налогах и сборах;
  • законодательных актах;
  • порядках расчета и уплаты средств в пользу бюджета;
  • полномочиях налоговых органов и официально представляющих их должностных лиц;
  • формах деклараций, подающихся на рассмотрение в качестве отчетности и т.д.

Отвечают представители службы и за бесплатное информирование населения

Обязанность № 5 — использовать письменные разъяснения Минфина в качестве руководства

Обязуются налоговые структуры также следовать составленным Минфином руководствам, действующим в области нюансов использования на практике законодательных актов, регулирующих их деятельность.

Обязанность № 6 – сообщать о постановке на учет в Федеральной налоговой службе

Имеют налоговые органы обязательства и по оповещению аудитории относительно постановки конкретных ее представителей на учет, и предоставлению ей реквизитов по счетам Федерального казначейства. Кроме того, в дальнейшем они должны будут также доводить до сведения плательщиков данные об изменениях по данным счетам.

Обязанность № 7 – принимать решение о возврате сбора

Должны искомые органы осуществлять и принятие решений относительно возврата плательщикам налогов и налоговым агентам денежных величин, уплаченных в казну излишне. В эту категорию могут входить как основные выплаты в бюджет, так и назначенные при просрочке пени, штрафы и т.д.

Вернуть ли плательщику средства в том или ином случае, тоже решают представители этих органов

Обязанность № 8 – соблюдение налоговой тайны

Налоговую тайну составляют такие сведения о плательщике или агенте по выплате налогов, разглашение которых может нанести владельцу непоправимый ущерб. При этом, сведения необходимы налоговой для расчета величины платежей и учета, поэтому, все допущенные к ним сотрудники обязуются соблюдать налоговую тайну, и не допускать к ней посторонних.

Обязанность № 9 –направлять копии акта проверки и решения органа

Представленная структура обязуется отправлять плательщикам налогов копии:

  • актов по проверкам;
  • и решений, вынесенных по упомянутым проверкам.

Кроме того, отсылке подлежат налоговые уведомления или официальные требования по уплате сборов.

Обязанность № 10 – осуществлять совместную проверку

Еще одно обязательство структуры заключается в проведении совместных сверок с плательщиками относительно величин перечисленных выплат и т.д.

Обязанность № 11 – выдавать копии решений

Обязуется налоговая служба и выдавать копии принятых ей решений требующим искомый документ субъектам.

Задача по выдаче копий важных документов лежит в перечне обязанностей структуры

Заключение

Чем больше у кого-либо прав, тем больше и обязанностей. Мы можем наглядно наблюдать справедливость этого изречения на примере налоговых органов и их обширных перечней, представляющих, как все возможности свободно действовать, так и случаи, в которых необходимо ориентироваться на некоторые правила и ограничения. Изучите список подробно, чтобы лучше понимать способ функционирования этой структуры. Таким образом, вы яснее поймете и собственные права.

Энциклопедия Сервиса бесплатных юридических консультаций » Налоговое право » Налоговый контроль » Обязанности налоговых органов

Обязанности налоговых органов регламентируются положениями НК РФ.

В НК РФ указаны основные обязанности, возложенные на налоговые органы, но есть и сторонние, которые предусмотрены прочими иными актами. Рассмотрим обязанности налоговых органов более подробно.

Главной обязанностью налоговой является требование к соблюдению норм законодательства о налогах и сборах. Данное положение закрепляется тем, что налоговые органы обязаны исполнять свой функции должным образом, соблюдая законные права остальных участников правовых налоговых отношений.

Основными функциями являются:

  • фискальная;
  • контрольная;
  • правоохранительная;
  • консультационно-информационная.

Фискальная функция заключается в том, что оплаченные налоги и сборы зачисляются на свои счета своевременно и в полном объеме.

Контрольная функция подразумевает осуществление контроля за соблюдением законодательства и учет налогоплательщиков.

Правоохранительная функция необходима для выявления нарушений налогового законодательства и своевременного их пресечения. Сюда относятся различные штрафные санкции за нарушение сроков сдачи отчетности, за задержку налоговых платежей и прочее.

Информационно-консультационная функция предполагает, что налоговые органы обязаны информировать плательщиков налогов и сборов о правилах уплаты налогов, о нормах и об изменениях законодательства.

Таким образом, выполнения перечисленных функций позволяет осуществлять налоговый оборот без задержек и структурировано. Законодательство России закрепляет нормы о том, что налоговые органы обязаны соблюдать права налогоплательщиков.

Основные обязанности налоговых органов

Обязанности налоговых органов заключаются в следующем:

  • в полном соблюдении законодательных налоговых норм;
  • в осуществлении полноценного контроля за процессом оплаты налогов и сборов;
  • в учете организаций и физических лиц;
  • в принятии решения о выдаче налогоплательщикам излишне уплаченных в бюджет сумм;
  • в соблюдении налоговой тайны;
  • в направлении плательщикам оповещений о сроках и суммах налогов, которые необходимо оплатить;
  • в предоставлении по первому требованию плательщикам информации о состоянии счета;
  • в выдаче на руки налогоплательщикам копий решений налоговых органов;
  • в предоставлении выписок из ЕГРЮЛ.

НК РФ подразумевает такой подход, при котором обязанности налоговых органов коррелируют с правами налогоплательщиков.

Например, органы обязаны по запросу своевременно и достоверно информировать плательщиков о всех изменениях в действующем законодательстве, касающихся уплаты налогов, сумм, ставок, а также о заполнении декларационных форм.

Отдельной обязанностью является проведение выездной проверки. В правилах проведения выездной проверки закреплено, что решение о проведении выездной налоговой проверки организации, отнесенной в порядке, установленном статьей 83 НК РФ, к категории крупнейших налогоплательщиков, выносит налоговый орган.

Самостоятельное осуществление выездной проверки отдельных подразделений проводится по решению налоговых органов по месту нахождения данного филиала.

Решение о проведении выездной проверке обязательно должно содержать следующее:

  • полное и сокращенное наименование организации либо фамилию, имя, отчество налогоплательщика;
  • предмет проверки, то есть налоги, правильность исчисления и уплаты которых подлежит проверке;
  • периоды, за которые проводится проверка.

Выездная проверка может осуществлять по одному налогу или по совокупности. При этом в России структура проверки устанавливается налоговыми органами, а не руководством юридического лица.

Основные права налогоплательщика при проведении выездной проверки закреплены налоговых законодательством и должны соблюдаться налоговыми органами России в полном объеме.

Таким образом, список обязанностей налоговых органов достаточно широк и охватывает полный цикл налоговых правоотношений. Но в НК РФ не предусмотрена обязанность по предоставлению информации плательщикам о выполнении контрагентами требований или о нарушениях такими субъектами законодательства о сборах.

Сроки исполнения требований об уплате налога (сбора)

Налогоплательщик получает требование об уплате налога за 2 месяца до конечной даты погашения. Так, если в течение этого времени плательщик не оплатил задолженность в полном объеме, то налоговые органы вправе говорить о нарушении законодательства о налогах и сборах.

Признаки преступления позволяют назначить виновному лицу соответствующие пени и штрафы по ставкам и в размере, установленном НК РФ и прочими законодательными актами.

Налоговые органы России обязаны в течение 10 дней после выявления нарушения подать документы следователю, которые уполномочен проводить следствие по данной категории уголовных дел. Чаще всего дела возбуждаются по статьям 198-199 Уголовного Кодекса России.

Таким образом, обязанности должностного налогового лица закреплены нормами налогового законодательства. При этом, ответственность за выполнение обязанностей регламентируется статьей 32 НК РФ.

Неуплата налогов влечет за собой уголовное преследование и уплату штрафов и пеней, установленных НК РФ по состоянию на дату нарушения.

3.3. Структура и функции федеральной, региональных и местных налоговых служб

Федеральная налоговая служба РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах. Она осуществляет контроль правильности исчисления, полноты и своевременности внесения в соответствующий бюджет налогов, сборов и иных обязательных платежей, за производством и оборотом табачной продукции, а также функции агента валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов.

Служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам.

Согласно приказу ФНС РФ от 1 ноября 2007 г.№ММ-3-15/600@ “Об изменении структуры центрального аппарата ФНС России” в функции центрального аппарата ФНС России входят изучение и анализ практики применения действующего законодательства, участие в подготовке законодательных актов, разработка инструкций, методических рекомендаций, указаний о порядке взимания того или иного налога. В рамках своих полномочий ФНС России:

  • • принимает участие в разработке проектов законов о налогах и сборах, проведении единой налоговой политики на территории страны;
  • • осуществляет руководство налоговыми органами и методическое обеспечение проводимого ими налогового администрирования;
  • • разрабатывает и утверждает формы налоговых деклараций и иные документы и порядок их заполнения;
  • • осуществляет меры по созданию информационных систем и компьютеризации налогового контроля;
  • • ведет разъяснительную и информационную работу по применению законодательства Российской Федерации по налогам и сборам.

Структура центрального аппарата ФНС России утверждается ее руководителем. В соответствии с вышеназванным приказом ФНС России он включает:

  • • аналитическое управление;
  • • контрольное управление;
  • • административное управление;
  • • управление информатизации;
  • • управление обеспечения;
  • • правовое управление.

Центральный аппарат ФНС России в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет следующие основные функции:

  • • разрабатывает методологию и организует работу по всем направлениям деятельности налоговых органов, по ведению первичного учета состояния расчетов налогоплательщиков с бюджетом;
  • • разрабатывает формы отчетов и методические указания по порядку формирования статистической налоговой отчетности о начислении, поступлении налоговых платежей и задолженности;
  • • организует работу по обеспечению взаимодействия Службы и ее территориальных налоговых органов с федеральными органами государственной власти, с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления по вопросам налогового администрирования;
  • • разрабатывает методологию и организует работу по анализу и прогнозированию поступлений администрируемых Службой доходов в бюджетную систему Российской Федерации;
  • • осуществляет мониторинг и анализ исполнения доходных частей бюджетов по уровням бюджетной системы Российской Федерации, оценку и прогнозирование поступлений администрируемых Службой доходов бюджетной системы Российской Федерации на текущий (отчетный) год, среднесрочный и долгосрочный периоды;
  • • анализирует международный опыт и практику налогового администрирования и осуществляет организацию и проведение работ с налоговыми администрациями зарубежных стран и международными организациями в части обмена опытом налогового администрирования;
  • • координирует работу межрегиональных инспекций Службы по федеральным округам;
  • • осуществляет анализ и систематизацию применяемых налогоплательщиками форм и способов уклонения от налогообложения;
  • • рассматривает и анализирует проекты законодательных и других нормативных правовых актов по вопросам совершенствования налоговой системы и законодательства о налогах и сборах;
  • • осуществляет анализ практики контрольной работы налоговых органов, ее проблемных вопросов и подготавливает рекомендации по вопросам повышения эффективности контрольной работы, а также предложения по внесению изменений в законодательные и иные нормативные правовые акты в целях предотвращения возможности применения налогоплательщиками способов уклонения от уплаты налогов;
  • • разрабатывает критерии и порядок оценки эффективности контрольной работы налоговых органов и проводит оценку эффективности их контрольной работы;
  • • координирует деятельность находящихся в ведении ФНС России образовательных и научно-исследовательских учреждений, формирует тематический план научно-исследовательских и методических работ для нужд Службы, ведет реестр учета результатов научно-исследовательских и методических работ по развитию налоговых органов и совершенствованию налоговой системы;
  • • проводит обучение работников территориальных налоговых органов, проводит совещания, семинары, оказывает практическую помощь территориальным налоговым органам;
  • • осуществляет совершенствование информационно-технического администрирования функционирования налоговых органов, внедрение новых информационно-телекоммуникационных технологий, развитие ресурсного обеспечения, координацию деятельности налоговых органов в части обеспечения функционирования автоматизированных информационных систем;
  • • контролирует качество и обобщает практику правовой работы в территориальных налоговых органах и вносит предложения по ее совершенствованию;
  • • оказывает организационную и правовую помощь налоговым органам в обжаловании и опротестовании ими решений судов, а также обжаловании ими отказов в принесении протестов;
  • • анализирует практику рассмотрения в судах налоговых споров, причины возникновения и разрешения арбитражными судами споров в пользу налогоплательщиков и подготавливает методические указания и рекомендации по данным вопросам;
  • • участвует в установленном порядке в выполнении функций уполномоченного органа, представляющего требования об уплате обязательных платежей и требования Российской Федерации по денежным обязательствам в делах о банкротстве и в процедурах банкротства, в организации и координации выбора саморегулируемых организаций арбитражных управляющих при направлении в арбитражный суд заявлений о признании должника банкротом.

Управления ФНС России по субъектам Российской Федерации в соответствии с приказом Минфина РФ от 9 августа 2005 г. №101н являются территориальными органами, осуществляющими функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджет налогов и сборов, иных обязательных платежей, а также за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции, за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации в пределах компетенции налоговых органов. Они осуществляют государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств, представляют в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей и требования Российской Федерации по денежным обязательствам.

Управления осуществляют организационно-методические функции по организации работы нижестоящих налоговых инспекций, анализируют их отчеты и дают методические рекомендации по совершенствованию налогового контроля. Основные их задачи:

  • • руководство налоговыми инспекциями;
  • • контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах на территории соответствующего субъекта Российской Федерации;
  • • методическое обеспечение спорных вопросов налоговых проверок;
  • • юридическое обеспечение деятельности налоговых инспекций;
  • • контроль за правильностью и своевременностью уплаты налогов организациями со значительной динамикой изменения реквизитов (юридического адреса, организационно-правовой формы, вида собственности);
  • • методическое обеспечение взаимосвязи с финансовыми органами и банками, ведение лицевых счетов налогоплательщиков;
  • • анализ деятельности налоговых инспекций и прогнозирование последствий принятия тех или иных решений;
  • • ведение централизованной базы данных реестров налогоплательщиков.

Руководство УФНС по субъекту Российской Федерации назначается руководителем ФНС России по согласованию с полномочным представителем Президента РФ по соответствующему субъекту Российской Федерации.

Руководитель УФНС утверждает структуру и функции подразделений аппарата управления в зависимости от численности населения региона, количества налогоплательщиков и поступления налогов.

Инспекции ФНС России по районам и городам осуществляют администрирование налогоплательщиков, которые в соответствии с законодательством подлежат постановке на налоговый учет по территориальному принципу. На инспекции возлагается основная нагрузка по непосредственному контролю за исполнением налогового законодательства всеми физическими и юридическими лицами, составление, анализ и представление установленной отчетности вышестоящим налоговым органам.

Рабочий аппарат инспекции выполняет следующие основные функции:

  • • учет налогоплательщиков на подведомственной территории;
  • • налоговые проверки;
  • • учет (по каждому налогоплательщику и виду платежа) сумм налогов и сборов, подлежащих уплате и фактически поступивших в бюджет, а также сумм пени, налоговых санкций;
  • • бесплатное информирование налогоплательщиков (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и нормативных правовых актах, принятых в соответствии с ним, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц;
  • • предоставление налогоплательщикам форм налоговой отчетности и разъяснение порядка их заполнения;
  • • возврат или зачет в установленном законодательством Российской Федерации порядке излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов и сборов, пеней и штрафов;
  • • взыскание в установленном порядке недоимки и пени по налогам и сборам, предъявление в суды исков о взыскании налоговых санкций с лиц, допустивших нарушения законодательства о налогах и сборах.

Программа развития налоговых органов предусматривает переход к единой для всей Российской Федерации структуре, в которой четыре блока отделов:

  • 1) общего обеспечения. В его состав входят отделы финансовый, юридический, общий, работы с персоналом, хозяйственный;
  • 2) информационно-аналитической работы. Он включает в себя отделы автоматизации и информационных систем, системного и технического обеспечения, ввода данных, анализа и налоговой статистики;
  • 3) работы с налогоплательщиками. В него входят отделы учета налогоплательщиков, приема налоговой отчетности, информирования налогоплательщиков;
  • 4) контрольной работы. В него входят отделы контроля налогообложения физических лиц, контроля налогообложения юридических лиц, взыскания задолженности юридических лиц, контроля за оборотом алкогольной и табачной продукции, контроля применения контрольно-кассовых машин, отделы, осуществляющие камеральные налоговые проверки в отношении всех категорий налогоплательщиков.

Отделы камеральных проверок организаций осуществляют:

  • —проверки налоговых деклараций и иных документов, служащих основанием для исчисления налогов и сборов по всем налогам;
  • — проверки правомерности применения нулевой ставки НДС и возмещения НДС;
  • — контроль за правильностью исчисления регулярных платежей за пользование недрами и иных обязательных платежей за пользование природными ресурсами.

К основным функциям отделов камеральных проверок физических лиц (включая индивидуальных предпринимателей) относятся:

  • — камеральные налоговые проверки деклараций о доходах физических лиц;
  • — исчисление имущественных налогов с физических лиц в тех случаях, когда действующим законодательством такое исчисление возложено на налоговые органы (налог на имущество физических лиц, земельный налог, транспортный налог);
  • — контроль соответствия расходов физических лиц их доходам.

Отделы камеральных проверок пользуются всеми правами, предоставленными налоговым органам при проведении камеральных налоговых проверок, предусмотренными налоговым законодательством.

В обязанности подразделений камеральных проверок входит анализ и обобщение результатов деятельности налогоплательщиков в целях выявления схем уклонения от уплаты налогов и выработка предложений по их предотвращению, отбор налогоплательщиков для включения в план проведения выездных налоговых проверок, представление материалов другим подразделениям инспекции.

Отделы выездных налоговых проверок имеют следующие функциональные обязанности:

  • — планирование, предпроверочная подготовка и проведение выездных налоговых проверок налогоплательщиков и налоговых агентов в порядке, предусмотренном гл. 14 НК РФ;
  • — оформление результатов проводимых проверок;
  • — подготовка материалов о нарушениях законодательства о налогах и сборах для передачи в правоохранительные органы.

Сформированы межрегиональные инспекции ФНС России двух типов: по федеральным округам и по крупнейшим налогоплательщикам.

Межрегиональных инспекций ФНС Ржсии по федеральным округам восемь (по числу округов).

В соответствии с Положением о Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации по федеральному округу, утвержденным приказом Минфина РФ от 9 августа 2005 г. № 101н, они являются территориальными органами, осуществляющими взаимодействие ФНС России с полномочными представителями Президента РФ в федеральных сжругах.

Они выполняют следующие основные функции:

  • • контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах на территории соответствующего федерального округа;
  • • контроль за налоговыми управлениями по субъектам Российской Федерации, входящими в федеральный округ, в том числе за выполнением ими заданий по мобилизации налоговых платежей в бюджет и взысканием недоимок;
  • • проверки территориальных органов ФНС России и организаций, находящихся в ведении ФНС России, в соответствующем федеральном округе, в том числе по вопросам исполнения сметы доходов и расходов и осуществления финансово-хозяйственной деятельности;
  • • проведение выездных (повторных выездных) налоговых проверок, назначаемых ФНС России, а также участие по поручению ФНС России в выездных (повторных выездных) налоговых проверках, назначаемых территориальными налоговыми органами, входящими в данный федеральный округ, либо ФНС России;
  • • анализ схем уклонения от налогообложения, подготовку предложений по выявлению, пресечению и предупреждению данных схем;
  • • анализ и обобщение практики работы территориальных налоговых органов, входящих в соответствующий федеральный округ;
  • • помощь территориальным налоговым органам, входящим в данный федеральный округ, при представлении ими интересов государства в федеральном арбитражном суде округа и взаимодействие с ним.

Межрегиональные инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам обеспечивают администрирование крупнейших налогоплательщиков (вертикально интегрированных компаний, холдингов, финансово-промышленных групп). Они созданы по отраслевому принципу по администрированию налогоплательщиков, осуществляющих деятельность в сфере:

  • • предоставления услуг по добыче нефти, оптовой торговли нефтепродуктами, транспортирования по трубопроводам нефтепродуктов;
  • • предоставления услуг по добыче, переработке, транспортировке, оптовой торговле газом и общестроительных работ по прокладке магистральных и газораспределительных трубопроводов;
  • • основных видов обрабатывающих производств, строительства, торговли и других видов деятельности;
  • • производства и реализации электрической энергии;
  • • производства и реализации продукции металлургической промышленности;
  • • оказания транспортных услуг;
  • • реализации и (или) предоставления в пользование технических средств, обеспечивающих оказание услуг связи;
  • • машиностроения;
  • • финансово-кредитной;
  • • оборонно-промышленного комплекса.

В таких инспекциях ставятся на налоговый учет налогоплательщики-организации, которые принадлежат к определенной отрасли и относятся к числу крупнейших налогоплательщиков.

Согласно приказу Федеральной налоговой службы РФ от 16 мая 2007 г. № ММ-3-06/308@ в целях отнесения налогоплательщика к категории крупнейших применяются следующие критерии: показатели финансово-экономической деятельности за отчетный год из бухгалтерской и налоговой отчетности организации и взаимозависимость между организациями.

К крупнейшим организациям, подлежащим налоговому администрированию на федеральном уровне, относятся организации, у которых:

  • • суммарный объем начислений федеральных налогов согласно данным налоговой отчетности свыше 1 млрд руб.;
  • • суммарный объем выручки (дохода) от продажи товаров, продукции, работ, услуг и операционных доходов (форма № 2 62

“Отчет о прибылях и убытках”) годовой бухгалтерской отчетности превышает 20 млрд руб.;

• активы превышают 20 млрд руб.

Для регионального уровня данные показатели составляют:

  • • суммарный объем начислений федеральных налогов и сборов — от 75 млн до 1 млрд руб.;
  • • суммарный объем выручки и операционных доходов — от 1 млрд до 20 млрд руб.;
  • • активы — от 1 млрд до 20 млрд руб. включительно.

Не могут относиться к крупнейшим налогоплательщикам некоммерческие организации.

Организация относится к категории крупнейших налогоплательщиков по показателям финансово-экономической деятельности за любой год из предшествующих трех лет, не считая последнего отчетного года, и сохраняет данный статус в течение трех лет, следующих за годом, в котором она перестала удовлетворять установленным критериям.

Иные условия для признания налогоплательщика крупнейшим применяются к организациям, осуществляющим деятельность в сфере оказания услуг связи, транспортных услуг, организациям оборонно-промышленного комплекса, стратегическим предприятиям, кредитным и страховым организациям.

Межрайонные инспекции ФНС России имеют двойное подчинение: УФНС по субъектам Российской Федерации и межрегиональной инспекции, администрирующей налогоплательщиков определенной отрасли. Состав и виды межрайонных инспекций утверждаются УФНС по субъектам Российской Федерации в зависимости от отраслевой специализации экономики региона.

Межрегиональные инспекции по крупнейшим налогоплательщикам в соответствии с Положением о них, утвержденным приказом Минфина РФ от 9 августа 2005 г. № 101н, осуществляют следующие функции:

  • • контроль и надзор за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения налогов, сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и иных обязательных платежей крупнейшими налогоплательщиками;
  • • учет крупнейших налогоплательщиков, подлежащих постановке на учет в Межрегиональной инспекции;
  • • учет (по каждому крупнейшему налогоплательщику и виду платежа) сумм налогов и сборов, подлежащих уплате и фактически поступивших в бюджет, а также сумм пени, налоговых санкций;
  • • мониторинг начислений и прогнозирование поступлений налоговых платежей от крупнейших налогоплательщиков;
  • • организацию и проведение мероприятий налогового контроля в отношении крупнейших налогоплательщиков;
  • • анализ информации, поступающей от налогоплательщиков, налоговых органов и иных источников, характеризующих деятельность крупнейших налогоплательщиков, схем уклонения от налогообложения, подготовка предложений по выявлению, пресечению и предупреждению данных схем;
  • • бесплатное информирование (в том числе в письменной форме) крупнейших налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц;
  • • предоставление форм налоговой отчетности и разъяснение порядка их заполнения;
  • • возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов и сборов, пеней и штрафов;
  • • взыскание недоимок и пени по налогам и сборам, предъявление в арбитражные суды исков о взыскании налоговых санкций с лиц, допустивших нарушения законодательства о налогах и сборах.

Межрайонные отраслевые инспекции осуществляют контроль за характерными для региона крупными налогоплательщиками.

В некоторых субъектах Российской Федерации вместо нескольких налоговых инспекций по районам (в основном сельским) создана одна межрайонная. Такие межрайонные инспекции выполняют функции районных и находятся в подчинении управлений ФНС России по субъектам Федерации.