Налоговый агент

Налоговые агенты: их права и обязанности

Налоговый агент — это экономический субъект, который наделен особым правом исчислять и удерживать фискальные платежи с доходов налогоплательщика и затем перечислять данные средства в государственный бюджет. В статье расскажем, кого можно отнести к данной категории и какие права и обязанности закреплены за ними в НК РФ.

О ком идет речь

Налоговым агентом (НА) могут быть признаны не только российские организации, но и индивидуальные предприниматели, представители частных практик (детективы, нотариусы, юристы), а также обычные граждане.

Действующий правовой статус налоговых агентов закреплен в статье 24 НК РФ. Так, НА в России можно стать только по трем видам налоговых обязательств:

  1. НДФЛ. Работодатель выступает в роли НА для своих сотрудников. То есть при начислении заработной платы и других вознаграждений за труд наниматель обязан удержать НДФЛ.
  2. НДС. Стать НА по налогу на добавленную стоимость может субъект, который не имеет никакого отношения к данному виду фискальных обязательств. Операции, при которых экономический субъект становится НА по НДС, поименованы в ст. 146, 161 и 171 НК РФ. К примеру, компания, применяющая УСН (освобождена от уплаты НДС), арендует или приобретает государственное и(или) муниципальное имущество. В таком случае компания автоматически становится НА.
  3. Налог на прибыль. Фирма становится НА в том случае, если производит начисление и выплаты дивидендов своим учредителям — юридическим лицам. Также ими становятся компании, которые выплачивают доходы от размещения ценных государственных (муниципальных) бумаг. Либо НА становятся компании, выплачивающие доходы иностранным фирмам, не имеющим постоянных представительств в России.

Следовательно, НА платят налоги и сборы в бюджет с чужих доходов. В то время как налогоплательщики исчисляют фискальные платежи непосредственно со своих средств или доходов.

Права и обязанности

Наряду с обычными налогоплательщиками, за налоговыми агентами закреплены аналогичные права и обязанности. Исчерпывающее понятие, кто такие налоговые агенты, их права и обязанности рассмотрены в 24 статье НК РФ.

Ключевые права налоговых агентов:

  1. Бесплатно получать информацию и разъяснения от представителей ФНС в части применения режимов, видов и правил налогообложения.
  2. Запрашивать унифицированные бланки и требовать пояснений по правилам их заполнения и предоставления в ИФНС.
  3. Пользоваться установленными законом вычетами, льготами и послаблениями при наличии законных прав на их применение.
  4. Получить рассрочку, отсрочку или реструктуризацию долгов либо инвестиционный фискальный кредит, если имеются веские основания.
  5. Претендовать на своевременный возврат или зачет излишне перечисленных средств в бюджет.
  6. Инициировать сверки взаиморасчетов с государственными органами, получать соответствующие правки, выписки и пояснения.
  7. Отказаться от выполнения незаконных либо неправомерных действия инспекторов ФНС и иных должностных лиц.

Основные обязанности налоговых агентов: выполняют своевременное и достоверное исчисление, удержание и перечисление сумм фискальных обязательств в бюджеты соответствующего уровня. Помимо данного обязательства, за НА закреплены следующие:

  • в месячный срок сообщить в ИФНС о невозможности удержания фискальной задолженности с налогоплательщика;
  • вести достоверный учет по начисленным и выплаченным доходам, а также по удержанным суммам налогов и сборов, причем отдельно по каждому налогоплательщику;
  • своевременно предоставлять отчетности и документы, подтверждающие правильность и полноту произведенных расчетов;
  • обеспечить сохранность документации, подтверждающей факты совершенных операций, в течение 4 календарных лет.

данный перечень не является исчерпывающим. Так, для конкретного вида фискальных обязательств (НДФЛ, НДС и налог на прибыль) чиновники предусмотрели дополнительные обязательства.

За что могут наказать

За нарушение действующих норм фискального законодательства предусмотрена не только налоговая ответственность, также законодателями определена административная и уголовная ответственность за налоговые проступки и преступления.

Неисполнение обязанностей налогового агента повлечет за собой наложение штрафных санкций:

  1. За неудержание или неполное удержание налога НА оштрафуют на 20 % от суммы, подлежащей уплате в бюджет. Однако выписать штраф могут только в том случае, если у агента была возможность удержать налог, но он этого не сделал.
  2. За несвоевременное предоставление отчетности предусмотрена ответственность налоговых агентов в виде 5 % штрафа от суммы, указанной в несданной декларации. Отметим, что начисляют штраф по 5 % за каждый месяц просрочки, но не более 30 %. Также штраф не может быть меньше 1000 рублей.
  3. Несвоевременная подача отчетности по НДФЛ (расчет 6-НДФЛ, справки 2-НДФЛ) тоже накажет материально. Так, за каждый месяц просрочки по 6-НДФЛ предусмотрен штраф в 1000 рублей. Причем 1000 рублей начислят как за полный месяц просрочки, так и за не полный. За срыв срока сдачи справок 2-НДФЛ накажут по 200 рублей за каждую справку.
  4. За предоставление недостоверных сведений и(или) фиктивных документов налоговики накажут по 500 рублей за каждую такую недействительную бумагу.

Правовой статус налоговых агентов и налоговых представителей.

Налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с действующим законодательством возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) причитающихся налогов.

Налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики.

Налоговые агенты обязаны:

  1. правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты (внебюджетные фонды) соответствующие налоги;
  2. в течение одного месяца письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог у налогоплательщика и о сумме задолженности налогоплательщика;
  3. вести учет выплаченных налогоплательщикам доходов, удержанных и перечисленных в бюджеты (внебюджетные фонды) налогов, в том числе персонально по каждому налогоплательщику;
  4. представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей налоговый агент несет ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Налоговых агентов следует отличать от сборщиков налогов и сборов.

Российское налоговое право предусматривает две категории представителей:

  1. законные – наделены полномочиями законом;
  2. уполномоченные – наделены полномочиями доверенностями

В соответствии со ст. 27 НК РФ законное представительство предприятий осуществляется в двух формах:

  • путем закрепления полномочий представителя в учредительных документах;
  • представительство на основании закона.

Законный представитель организации имеет право осуществлять все те действия, которые может производить в связи с уплатой налогов и сборов и сам налогоплательщик. Законный представитель обладает, в том числе и правом уплаты налога за предприятие.

Полномочия представителей подтверждаются доверенностью, заверенной руководителем представляемого предприятия или другим лицом, наделенным учредительными документами правом подписи. Нотариально заверять такую доверенность не нужно.

Налоговый агент

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Контрольная работа

Налоговый агент

Введение

Налоговые агенты занимают особое место среди субъектов налоговых правоотношений. Это обусловлено двойственным характером их правового статуса, поскольку они призваны совершать определенные действия как в интересах налогоплательщиков, так и в публичных интересах. Тем самым налоговые агенты выступают своего рода фискальными посредниками между налогоплательщиком и государством.

Необходимость участия в налоговых правоотношениях налоговых агентов связана с реализацией принципа удобства налогообложения, в соответствии с которым налог должен уплачиваться наиболее удобным для налогоплательщика способом. Кроме того, данные участники налоговых правоотношений помогают упростить процесс исчисления и уплаты налогов, снизить издержки налогового контроля и количество нарушений налогового законодательства

Несмотря на наличие большого количества теоретических исследований, посвященных правовому статусу налогового агента, а также значительной правоприменительной практики, затрагивающей вопросы применения положений Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливающих правовые основы данного статуса, институт налогового агента продолжает оставаться недостаточно исследованным, что подтверждается наличием дискуссионных вопросов как в практике, так и в теории. Целью настоящего исследования является анализ правового статуса налогового агента.

Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:

— раскрыть понятие «налоговый агент»;

— проанализировать обязанности налогового агента;

— рассмотреть права налогового агента;

— рассмотреть ответственность налоговых агентов.

Объектом настоящего исследования выступают общественные отношения, складывающиеся в связи с реализацией налоговым агентом своих прав и обязанностей.

Предметом исследования являются нормы Налогового кодекса Российской Федерации.

Теоретическую основу исследования составили труды таких специалистов в области налогового права как В.Ф. Евтушенко, М.Ю. Орлов, С.П. Павленко, С. Штерн и др.

Методологическую основу исследования составили общенаучные и частнонаучные методы познания: методы анализа и синтеза, логический метод, формально-юридический метод.

1. Понятие налогового агента

В России Налоговый кодекс впервые на законодательном уровне закрепил понятие «налоговый агент». До принятия НК РФ в законодательстве о налогах содержались нормы, обязывающие определенных лиц удерживать налог с налогоплательщиков и перечислять удержанные суммы в бюджет, однако эти нормы носили разрозненный характер и закрепляли за указанными лицами лишь определенные обязанности налогового агента.

Налоговый кодекс РФ закрепляет все основные элементы правового статуса налогового агента: дает определение понятию «налоговый агент», устанавливает права и обязанности налоговых агентов, а также меры ответственности, применяемые к данным лицам при невыполнении или ненадлежащем выполнении ими своих обязанностей.

Законодательное определение понятия «налоговый агент» установлено в ст. 24 НК РФ. Согласно данной статье налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему РФ.

Несмотря на широкое использование данного определения в теоретических исследованиях, многие ученые отмечают, что оно носит в основном прикладной характер и не полностью отражает специфику данного понятия. Как отмечает В.Ф. Евтушенко, в данном определении налогового агента описывается только правовая составляющая статуса налоговых агентов, но совершенно упускается из виду его экономическая сущность

Для признания организации или физического лица налоговым агентом недостаточно указать на то, что они исчисляют, удерживают и перечисляют суммы налогов. Помимо данных функций, в определении налоговых агентов должно содержаться указание на экономические (хозяйственные) связи между этими лицами и налогоплательщиками, наличие которых и позволяет привлекать их к уплате налогов.

Включение в определение понятия «налоговый агент» указания на данную связь нашло свое отражение и в соответствующих статьях части второй НК РФ. Так, в соответствии со ст. 226 НК РФ налоговыми агентами по налогу на доходы физических лиц признаются российские организации, индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также обособленные подразделения иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, которые обязаны исчислить, удержать и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 224 НК РФ с учетом особенностей, предусмотренных ст. 226 НК РФ.

Однако следует иметь в виду, что сам факт выплаты доходов налогоплательщику не предполагает наличия у источника выплаты таких доходов обязанностей удержать и перечислить в бюджет налог. Данные обязанности возникают у такого лица лишь в прямо предусмотренных законом случаях

В связи с этим можно сделать вывод, что только в совокупности наличие экономических и юридических оснований позволяет говорить о конкретном субъекте как о налоговом агенте.

По мнению М.Ю. Орлова, налоговый агент — участник налоговых правоотношений, осуществляющий содействие, с одной стороны, налогоплательщику, с другой — государству в полной мере реализовать отношения по исчислению и уплате налогов

А.Г. Иванов точно отмечает особенность статуса налогового агента: переложение обязанностей публичных органов на иных субъектов — для государства неплохая идея, т.к. субъект выполняет работу публичных органов бесплатно

По сведениям, приведенным Г.П. Толстопятенко, в большинстве государств — членов Европейского союза налог с доходов наемных работников взимается работодателями (через бухгалтерию). Исключение составляет Франция, где наемные работники уплачивают подоходный налог с заработной платы самостоятельно

Но не следует полагать, что налоговый агент во всех случаях «работает» бесплатно. Как считает А.Б. Смирнов, возлагая на налогового агента обязанности по удержанию налогов, государство наделяет его частью своих властных полномочий по отношению к налогоплательщику. При этом в ряде стран, в частности в Швейцарии, эти обязанности рассматриваются как общественно полезные и за их исполнение выплачивается стимулирующее вознаграждение

В последнее время в научных кругах и в среде практикующих юристов ведется немало споров, касающихся статуса налоговых агентов, понятий и характерных особенностей данного, достаточно нового для налогового права как подотрасли финансового права, института. Подобную ситуацию следует признать закономерной ввиду отсутствия на протяжении длительного времени в законодательстве целостного регулирования, наличия регламентации статуса налогового агента лишь в виде разрозненного закрепления отдельных прав и обязанностей последнего. Принятие Налогового кодекса Российской Федерации как единого кодифицированного акта заставило правоприменительную практику и доктрину финансовой науки уделить больше внимания исследованию института налогового агента и его места в системе российского законодательства.

В настоящее время выделяется несколько точек зрения на правовую природу данного института. Согласно одной из них налоговые агенты признаются налоговыми представителями государства в силу того, что выполняют функцию государства — функцию по взиманию налога. Данная категория исследователей полагает, что налоговые агенты действуют от имени и по поручению государства, выделяя при этом самостоятельный институт «налоговое поручительство», отличный от поручительства, используемого в гражданском законодательстве, прежде всего, способом передачи полномочий (на основании нормы специального закона)

При этом ошибочно выделяется ведение учета объекта налогообложения в качестве делегированного полномочия государства.

Другая категория авторов полагает, что статус налоговых агентов имеет двойственную природу: по отношению к налогоплательщику налоговые агенты выступают как представители фискальных органов, а по отношению к налоговым органам — в качестве обязанных лиц, обладающих статусом, аналогичным статусу налогоплательщиков

Полагаем, что подобная позиция в условиях действующего законодательства Российской Федерации представляется правильной, хотя и несовершенной с точки зрения современной доктрины права.

«Квазипубличный» статус частного субъекта — налогового агента не является чем-то особенным. Как разъяснено в Постановлении КС РФ от 19 мая 1998 г. №15-П

Конституция РФ не запрещает государству передавать отдельные полномочия исполнительных органов власти негосударственным организациям, участвующим в выполнении функций публичной власти.

Законодательное наделение организаций и физических лиц правом осуществлять внесудебное ограничение права собственности вызвано невозможностью либо относительной сложностью осуществления со стороны государственных органов текущего контроля за правильностью и своевременностью исполнения отдельными категориями налогоплательщиков обязанностей по исчислению и уплате налогов. Вместе с тем возложение указанной функции на налоговых агентов, по нашему мнению, требует самостоятельного правового регулирования, которое фактически отсутствует в Налоговом кодексе Российской Федерации. Так, наличие бланкетной нормы, устанавливающей, что налоговые агенты перечисляют удержанные налоги в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации для уплаты налогов налогоплательщиками, а также отсутствие самостоятельного регулирования вопросов проведения налоговыми органами контрольных мероприятий в отношении налоговых агентов привело к тому, что фактически указанным Кодексом смешивается статус налоговых агентов и налогоплательщиков путем предоставления им равных прав. В результате недостатки действующего законодательства о налогах и сборах порождают многочисленные споры в теории налогового права и как следствие — сказываются на правоприменительной практике. В свете изложенного полагаем необходимым изучить положения Налогового кодекса Российской Федерации, регламентирующего статус налоговых агентов.

2. Обязанности налогового агента

Вслед за большинством современных исследователей в сфере российского налогового права полагаю возможным начать исследование правового статуса налоговых агентов с их обязанностей.

В литературе эта обязанность рассматривается как триединая, т.е. состоящая из трех обязательных элементов, необходимых и достаточных для уплаты налога налоговыми агентами

Исчисление налога налоговым агентом. Исчисление налога — это первый этап исполнения триединой обязанности налоговых агентов, включающий, как это следует из ст. 52 НК РФ, в себя четыре действия:

3. Использование налоговых льгот.

При этом сумма налога на доходы физических лиц применительно к доходам, в отношении которых применяются иные налоговые ставки, исчисляется налоговым агентом отдельно по каждой сумме указанного дохода, начисленного налогоплательщику.

На основании положений ст. 226 НК РФ налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога на доходы физических лиц непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате.

При этом совокупная сумма налога на доходы физических лиц, исчисленная и удержанная налоговым агентом у налогоплательщиков, уплачивается по месту его учета в налоговом органе.

Что касается срока уплаты удержанного налога на доходы физических лиц, то он зависит от формы дохода и способа его выдачи.

— фактического перечисления дохода со счетов налоговых агентов в банке на счета налогоплательщика либо по его поручению на счета третьих лиц в банках;

Данный случай в отличие от первого предусматривает получение денежных средств налогоплательщиком не через банк, а по иным основаниям (например, наличная выручка);

Следующей обязанностью налогового агента является обязанность по ведению учета начисленных и выплаченных налогоплательщикам доходов, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему РФ налогов (пп. 3 п. 3 ст. 24 НК РФ).

Рассматривая вопрос о возврате излишне удержанного налога налоговым агентом, следует также остановиться на вопросе начисления процентов за его несвоевременный возврат.

3. Права налогового агента

Пунктом 1 статьи 21 НК РФ устанавливаются следующие права налогоплательщиков:

3) использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах (подпункт 3 пункта 1 статьи 21 НК РФ).

4) получать отсрочку, рассрочку или инвестиционный налоговый кредит в порядке и на условиях, которые установлены НК РФ (подпункт 4 пункта 1 статьи 21 НК РФ).

В случае, предусмотренном статьей 64.1 НК РФ, отсрочка или рассрочка по уплате федеральных налогов на срок, не превышающий пять лет, может быть предоставлена по решению Министра финансов Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 26 НК РФ конкретизировано, что налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено НК РФ.

9) получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также налоговые уведомления и требования об уплате налогов (подпункт 9 пункта 1 статьи 21 НК РФ).

10) требовать от должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков (подпункт 10 пункта 1 статьи 21 НК РФ).

Согласно пункту 5 статьи 24 НК РФ за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей налоговый агент несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Кроме того, возможно привлечение налогового агента и к уголовной ответственности.

1) правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты (внебюджетные фонды) соответствующие налоги.

3) вести учет реально выплаченных налогоплательщикам доходов, удержанных и перечисленных в бюджет (внебюджетные фонды) налогов, в том числе персонально по каждому налогоплательщику;

Налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики.

В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика или налогового агента на счетах в банках.

2. Демин А.В. Налоговое право России: Учебное пособие. — М.: РУМЦ ЮО, 2006. — 424 с.

6. Лермонтов Ю.М. Практический комментарий к части первой Налогового кодекса Российской Федерации. Просто о сложном (постатейный). // Справочная правовая система «КонсультантПлюс», 2009.

7. Морозов А.С. Правовой статус налогового агента // Законодательство. — 2000. — №7. — С. 44 — 48.

8. Орлов М.Ю. Десять лекций о налоговом праве России: Учебн. пособие. — М., 2009. — 208 с.

11. Толстопятенко Г.П. Европейское налоговое право. Сравнительно-правовое исследование. М.: Норма, 2001. — 336 с.

12. Тютин Д.В. Налоговое право: курс лекций // Справочная правовая система «КонсультантПлюс», 2013.

13. Худяков А.И., Бродский М.Н., Бродский Г.М. Основы налогообложения. — СПб: Европейский дом, 2002. — 432 с.

14. Штерн С. Налоговые агенты: проблемы статуса и практики. — М.: ЮК «Юркафе», 2004. — 112 с.

15. Якуб С.В. Институт налоговых агентов нуждается в реформировании // Финансовое право. -2010. — №8. — С. 27 — 32.

Размещено на Allbest.ru