Налоговый контроль понятие

Правильно ли решен тест?

Добрый день!
Подскажите пожалуйста, правильно ли я решила тест:
1. Налоговый контроль не включает в себя:
а) формы и организации контроля;
б) учет налогоплательщиков;
в) камеральные и выездные налоговые проверки;
г) учет за крупными покупками налогоплательщиков.
(тут должен быть один вариант, я сомневаюсь между двух).
2. Пени в период действия налоговой отсрочки начисля­ются:
а) да;
б) нет
3. Налоговая декларация должна быть представлена в форме:
а) бумажного носителя;
б) бумажного носителя с предоставлением электронной ко­пии;
в) только в электронном виде;
г) бумажного носителя или в электронном виде.
4. При расчете суммы акциза по твердым ставкам объект обложения определяется:
а) без учета НДС;
б) с учетом НДС;
в) на выбор организации;
5. При исчислении акцизов в состав налоговых вычетов включают:
а) сумму акциза в приобретенных подакцизных товарах;
б) сумму акциза в приобретенных и оплаченных подакцизных товарах;
в) сумму акциза оплаченного на таможне при ввозе подакцизных товаров;
6. Предел стандартного налоговый вычета, предоставляемого налогоплательщику – Герою России составляет:
а) 280 000 руб.;
б) 40000 руб.;
в) 20000 руб.
г) не установлен
7. Налоговая ставка 35 % применяется в отношении следующих доходов (несколько вариантов):
а) стоимости любых выигрышей и призов;
б) доходов нерезидентов;
в) дивидендов резидентов;
г) суммы экономии на процентах (материальная выгода)
д) премии из чистой прибыли;
8. В состав материальных расходов не включают:
а) расходы на приобретение комплектующих изделий;
б) расходы на ремонт основных средств;
в) на приобретение топлива, воды и энергии всех видов;
9. Налогоплательщик вправе осуществлять перенос убытка на будущее но не более чем:
а) на 3 года;
б) на 5 лет;
в) на 10 лет;
г) неограниченное количество лет.
10Сроки представления налоговой декларации за отчет­ный период:
а) не позднее 28 дней со дня окончания от­четного периода;
б) не позднее 20 дней со дня окончания отчетного периода;
в) не позднее 25 дней со дня окончания от­четного периода;
г) 28 марта года, следующего за истекшим налоговым перио­дом.
11 В отношение каких ископаемых используется твердая ставка (несколько ответов):
а) торф;
б) природные алмазы;
в) нефть;
г) природный газ;
д) газовый конденсат.

Налоговый контроль

Налоговый контроль — это установленная нормативными актами совокупность приемов и способов по обеспечению соблюдения налогового законодательства и налогового производства. Налоговый контроль включает в себя:

  • • наблюдение за подконтрольными объектами;
  • • прогнозирование, планирование, учет и анализ тенденций в налоговой сфере;
  • • принятие мер по предотвращению и пресечению налоговых нарушений;
  • • выявление виновных и привлечение их к ответственности.

Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в форме:

  • а) налоговых проверок;
  • б) получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов, плательщиков сбора, связанных с исчислением и уплатой налогов и сборов;
  • в) проверки данных учета и отчетности;
  • г) осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода и др.

Таможенные органы и органы государственных внебюджетных фондов в пределах своей компетенции осуществляют налоговый контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах.

Налоговые органы, таможенные органы и органы внутренних дел информируют друг друга об имеющихся у них материалах о нарушении налогового законодательства и налоговых преступлениях, о принятых мерах по их пресечению, о проводимых ими мероприятиях.

В процессе проведения налогового контроля проверяется, встал ли налогоплательщик на учет в налоговых органах но месту нахождения организации, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего ему имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению. Налоговым кодеком РФ установлено, что организации и индивидуальные предприниматели обязаны встать на учет независимо от того, должны ли они платить налог и сбор.

Постановка на учет организаций или индивидуальных предпринимателей в налоговом органе по месту нахождения или месту жительства осуществляется на основании сведений, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц или едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей в порядке, установленном Правительством РФ.

Заявление о постановке на учет организации или физического лица, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, подается в налоговый орган по месту нахождения или месту жительства.

Постановка на учет в налоговых органах физических лиц, не относящихся к индивидуальным предпринимателям, осуществляется налоговым органом по месту жительства физических лиц.

При подаче заявления организацией и индивидуальными предпринимателями одновременно с заявлением о постановке на учет представляются заверенные в установленном порядке копии свидетельства о регистрации, учредительных и иных документов или копии лицензии па право занятия частной практикой для индивидуальных предпринимателей.

Налоговый орган обязан осуществить постановку налогоплательщика па учет в течение пяти дней со дня подачи всех необходимых документов и выдать в тот же срок свидетельство по установленной форме.

При смене места нахождения или места жительства налогоплательщик подает в свой налоговый орган заявление о таком изменении, и налоговый орган снимает его с учета. Постановка на учет и снятие с учета осуществляются бесплатно.

Каждому налогоплательщику при регистрации присваивается идентификационный номер, который и указывается налогоплательщиком во всех документах (декларации, отчетах, заявлениях и т.п.), подаваемых в налоговый орган.

Налоговые органы проводят два вида проверок: камеральные и выездные.

Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщиков. Такая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями. Длительность проверки — три месяца со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и других документов, необходимых для расчета налогов.

При выявлении ошибок в заполнении документов или противоречий между сведениями в представленных документах для исчисления налогов извещается налогоплательщик, которому предлагается внести необходимые исправления в установленный срок. Если по результатам камеральной проверки выявлены недоплаты по налогам, то налоговый орган направляет требование об уплате соответствующей суммы налога и пеней.

В случае выявления нарушений в составлении деклараций налоговые органы составляют акт в 10-дневный срок.

Выездная налоговая проверка проводится на основании решения руководителя (заместителя) налогового органа в помещении налогоплательщика. Однако, если налогоплательщики не могут обеспечить проверяющих помещением, то выездная налоговая проверка может быть проведена по месту нахождения налогового органа. Такая проверка в отношении одного налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) проводится по одному или нескольким налогам. Нельзя проводить две и более проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период. Как правило, запрещается в отношении одного налогоплательщика проводить более двух проверок в течение календарного года.

Проведение налоговыми органами повторных выездных налоговых проверок по одним и тем же налогам за уже проверенный налоговый период запрещается. Повторная выездная проверка в порядке контроля за деятельностью налогового органа возможна по решению вышестоящих налоговых органов на основе мотивированного постановления этого органа.

Выездная налоговая проверка охватывает период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о ее проведении.

Налоговый орган не вправе проводить в течение одного календарного года две выездные проверки, за исключением случаев принятия руководителем федерального органа исполнительной власти уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов решения о необходимости проведения проверок сверх установленных.

Повторная проверка проводится потрем основаниям:

  • 1) в порядке контроля вышестоящим налоговым органом за деятельностью нижестоящего органа, проводившего проверку;
  • 2) тем же налоговым органом на основании решения его руководителя — в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере меньшем ранее заявленного;
  • 3) в связи с реорганизацией или ликвидацией организации.

По общему правилу выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. По определенным основаниям этот срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях — до шести.

Срок выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке. По некоторым основаниям (истребование документов, проведение экспертиз, перевод на русский язык документов) возможно предоставление проверки, но на срок не более шести месяцев.

В рамках выездной налоговой проверки допускается обследование деятельности филиалов и представительств налогоплательщика. Также налоговый орган вправе проводить самостоятельную выездную проверку этих подразделений по правильности исчисления и своевременности уплаты региональных и местных налогов. В этом случае срок проверки — не более одного месяца.

В процессе выездной проверки должностные лица могут проводить:

  • • осмотр (обследование) производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых для извлечения дохода;
  • • истребование документов;
  • • проверку денежного оборота и денежных документов;
  • • инвентаризацию имущества налогоплательщика;
  • • экспертизу; и т.д.

Если у должностных лиц, осуществляющих проверку, имеются основания полагать, что документы, свидетельствующие о совершении правонарушения, могут быть уничтожены, скрыты, изменены налогоплательщиком производится выемка этих документов.

Для дачи показаний в качестве свидетеля может быть вызвано любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля. В необходимых случаях для участия в проведении проверки на договорной основе привлекают специалиста, не заинтересованного в исходе дела.

В зависимости от предусмотренных вопросов различают комплексные и тематические проверки.

Комплексная проверка охватывает вопросы правильности исчисления и уплаты всех налогов, уплачиваемых налогоплательщиком. В ходе данной проверки реквизируются все счета предприятия, играющие роль в формировании налоговых обязательств.

При тематической проверке изучаются вопросы правильности исчисления отдельных видов налогов и других обязательных платежей.

В настоящее время в связи с высокой нагрузкой и острой нехваткой квалифицированных кадров налоговые органы в большинстве случаев проводят тематические проверки. Этими проверками охватываются, как правило, НДС, налог на прибыль и еще один-два налога, являющиеся наиболее значимыми для данного налогоплательщика.

В последний день проведения выездной налоговой проверки проверяющий обязан составить справку и вручить ее налогоплательщику. В случае уклонения от получения справки она направляется налогоплательщику заказным письмом по почте.

Результаты выездной налоговой проверки оформляются актом не позднее двух месяцев после составления справки и на основании ее данных. Форма и требования к составлению акта устанавливаются налоговыми службами.

В акте налоговой проверки указываются, в частности, документально подтвержденные факты налоговых правонарушений, если они имели место; выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений.

Акт должен быть подписан сторонами. В случае отказа налогоплательщика от подписи проверяющим инспектором в акте делается соответствующая отметка.

Акт налоговой проверки передастся руководителю организации-налогоплательщика либо индивидуальному предпринимателю (под расписку, пересылается по почте заказным письмом).

Если налогоплательщик не согласен с положениями акта налоговой проверки, то он должен в течение 15 дней со дня получения акта представить в налоговый орган письменное объяснение (разъяснить мотивы отказа подписать акт; дать возражения по акту в целом или по отдельным его частям; приложить необходимые, с его точки зрения, документы).

Материалы проверки рассматриваются руководителем налогового органа или его заместителем. Налогоплательщик заранее извещается о времени и месте рассмотрения материален проверки. В случае неявки проверяемого производство по делу не приостанавливается.

По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки выносится решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или об отказе в привлечении. Копия его вручается лицу (представителю) под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате получения.

Решение о привлечении к ответственности подлежит исполнению со дня его вступления в силу. На основании решения нарушителю налогового законодательства направляется требование об уплате налога (сбора), соответствующих пеней, а также штрафа.

Главная

Вопросы и ответы

Карта сайта

О нас

Формы и методы налогового контроля

Методический материал

Дата: 2018-12-18

Переход на главную

Формы и методы налогового контроля

Согласно пункту 1 статьи 82 НК РФ налоговый контроль — это деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном Налоговым кодексом. Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции.
Форму налогового контроля можно определить как регламентированный нормами налогового законодательства способ организации, осуществления и формального закрепления результатов мероприятий налогового контроля, представляющих собой единую совокупность действий уполномоченных органов по выполнению конкретной задачи налогового контроля.
Форма проведения налогового контроля представляет собой внешнее выражение практической реализации контрольной деятельности налоговых органов. Налоговый кодекс устанавливает следующие формы налогового контроля (п. 1 ст. 82 НК РФ):

  • налоговые проверки;
  • получение объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов;
  • проверки данных учета и отчетности;
  • осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли);
  • другие формы.

Налоговый контроль в РФ проводится для установления:

  • правильности ведения обязанными лицами бухгалтерского учета доходов, расходов, объектов налогообложения;
  • правильности исчисления сумм налогов и сборов;
  • правильности и своевременности уплаты сумм налогов и сборов;
  • правильности ведения банковских операций, связанных с уплатой налогов и сборов;
  • обстоятельств, способствующих совершению нарушений налогового законодательства.

Налоговым кодексом предусмотрено два вида налоговых проверок: камеральные и выездные.
В соответствии со ст. 88 НК РФ камеральная проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа. Камеральная проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога. При проведении камеральной проверки налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.
Выездная налоговая проверка проводится непосредственно по месту нахождения налогоплательщика. В отличие от камеральной налоговой проверки для проведения выездной налоговой проверки требуется специальное решение руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, определяющее налогоплательщика, в отношении которого проводится проверка, предмет проверки, период проверки, а также должностных лиц налогового органа, уполномоченных на ее проведение. В соответствии со ст. 89 НК РФ налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) может проводится по одному или нескольким налогам. Налоговый орган не вправе проводить в течение одного календарного года две выездные проверки и более по одним и тем же налогам за один и тот же период.
Выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Лишь в исключительных случаях вышестоящий налоговый орган может увеличить продолжительность выездной налоговой проверки до трех месяцев. При проведении выездных налоговых проверок организаций, имеющих филиалы и представительства, срок проведения проверки увеличивается на один месяц на проведение проверки представительства и филиала.
Срок проведения проверки включает в себя время фактического нахождения проверяющих на территории проверяемого налогоплательщика, плательщика сборов или налогового агента. В указанные сроки не засчитываются периоды между вручением налогоплательщику (налоговому агенту) требования о представлении документов, необходимых для проведения проверки и представлением им этих документов. Лицо, которому адресовано требование о представлении документов, обязано направить или выдать их налоговому органу в пятидневный срок. Документы представляются в виде заверенных копий.
При необходимости уполномоченные должностные лица налоговых органов, осуществляющие выездную налоговую проверку, могут проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика, а также производить осмотр (обследование) производственных, складских, торговых и иных помещений, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода. При воспрепятствовании доступу должностных лиц налоговых органов, проводящих проверку, на указанные территории или в помещения (кроме жилых помещений) проверяющими составляется акт, подписываемый им и налогоплательщиком, на основании которого налоговый орган вправе самостоятельно определить суммы налогов, подлежащих к уплате, на основании оценки имеющихся у него данных о налогоплательщики или по аналогии.
При наличии у осуществляющих проверку должностных лиц оснований полагать, что документы, свидетельствующие о совершении правонарушений, могут быть уничтожены, скрыты, изменены или заменены, производится выемка этих документов в порядке предусмотренным Налоговым кодексом Российской Федерации.
По результатам выездной налоговой проверки не позднее двух месяцев после составления справки о проведенной проверки уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен в установленной форме акт налоговой проверки, подписываемой этими лицами и руководителем проверяемой организации либо индивидуальными предпринимателями, либо их представителями.
Метод налогового контроля можно определить как совокупность приемов, применяемых уполномоченными органами для установления объективных данных о полноте и своевременности уплаты налогов и сборов в соответствующий бюджет или внебюджетный фонд, а также об исполнении возложенных на лиц иных налоговых обязанностей, т.е. при помощи методов налогового контроля происходит реальное изучение состояния объектов и предметов налогового контроля.

Существуют различные методы налогового контроля, как-то:
1) общенаучные методы, такие как статистический, логический, сравнительный и другие;
2) специальные методы исследования, такие как проверка документов; экономический анализ; исследование предметов и документов; осмотр помещений (территорий) и предметов; инвентаризация; экспертиза и т.д., применение которых характерно именно для определенных видов деятельности, в частности таких, как контрольная деятельность;
3) методы воздействия на поведение проверяемых лиц в ходе осуществления налогового контроля, такие как убеждение, поощрение, принуждение и др.

В зависимости от времени проведения выделяются следующие виды налогового контроля:

  • предварительный налоговый контроль — проводится в качестве профилактики и предупреждения налоговых правонарушений (постановка на налоговый учет, проведение семинаров по разъяснению налогового законодательства и т. д.);
  • текущий (оперативный) налоговый контроль — проводится в отчетном периоде и осуществляется в виде приема налоговой отчетности, проведения камеральных проверок, требования объяснений по сданной отчетности, проведения сверки лицевых счетов с налогоплательщиками и т. д.;
  • последующий налоговый контроль — проводится по окончанию налоговых периодов, после формирования объектов налогообложения и проходит в форме документальных углубленных проверок.

Также выделяют плановый налоговый контроль и внеплановый налоговый контроль.
В зависимости от места проведения налогового контроля можно выделить:

  • камеральный налоговый контроль, осуществляемый по месту нахождения налогового органа;
  • выездной налоговый контроль, проводимый по месту нахождения проверяемого лица.

В зависимости от статуса проверяемого субъекта выделяют:

  • налоговый контроль организаций;
  • налоговый контроль индивидуальных предпринимателей, адвокатов и нотариусов, занимающихся частной практикой;
  • налоговый контроль физических лиц.

Также бывает:

  • комплексный налоговый контроль — проверка по всем налогам и сборам, которые проверяемое лицо обязано уплачивать, за определенный период времени;
  • тематический налоговый контроль — проверка по отдельным налогам и сборам, а также проверка по отдельным вопросам соблюдения налогового законодательства.

В зависимости от объекта налогового контроля выделяют:

  • налоговый контроль по проверке начисленных и уплаченных налогов и сборов;
  • налоговый контроль по использованию льгот и использованию различных систем налогообложения, предусмотренных Налоговым кодексом;
  • налоговый контроль по проверке расчетов в наличной и безналичной формах;
  • налоговой контроль по проверке кассовой дисциплины;
  • налоговый контроль по проверке наличия специальных разрешений на ведение определенных видов деятельности, лицензий и патентов;
  • другие виды налогового контроля.

В зависимости от используемых методов и приемов выделяют:

  • сплошной налоговый контроль — проверка всех имеющихся документов, связанных с начислением и уплатой налогов и сборов, а также проверка исполнения иных обязанностей, предусмотренных законодательством;
  • выборочный налоговый контроль — проверка специально отобранных документов по исчислению и уплате конкретного налога или сбора.

В зависимости от источников получения сведений можно выделить:

  • документальный налоговый контроль, в ходе которого изучаются данные, зафиксированные в документах;
  • фактический налоговый контроль, в ходе которого проверяется фактическое состояние объектов налогообложения;
  • встречный налоговый контроль, в ходе которого информация о проверяемом лице запрашивается у его контрагентов, банков и других третьих лиц.

Налоговый контроль: понятие, виды, стадии.

Налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном НК РФ.

Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных НК РФ.

Можно выделить четыре формы налогового контроля:

  • государственный налоговый учет;
  • мониторинг и оперативный налоговый контроль;
  • камеральный и выездной налоговый контроль;
  • административно-налоговый контроль.

Основная нагрузка по проведению каждой из указанных форм налогового контроля в России приходится на налоговые органы.

Государственный налоговый учеткак форма налогового контроля направлен на решение задач, связанных с учетом лиц, на которых могут возлагаться налоговые обязательства, а также иных, значимых для целей налогообложения элементов (например, учет объектов налогообложения).

Основной задачей мониторинга и оперативного налогового контроляявляется получение объективной информации о текущей деятельности налогоплательщиков, в том числе контроль налоговых поступлений.

Задачей камерального и выездного налогового контроляявляется контроль исполнения налоговых обязательств. Основным способом осуществления камерального и выездного налогового контроля является проведение налоговых проверок.

Камеральная налоговая проверка проводится по местонахождению налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа (ст. 88 Налогового кодекса РФ).

Выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа.

Задачей административно-налогового контроляявляется контроль за участниками налоговых отношений, наделенных вспомогательными полномочиями в области налогового администрирования. Например, контроль исполнения своих обязанностей сборщиками налогов.

Основными этапами налогового контроля являются:

.учет налогоплательщиков (ст. 83-86 НК РФ);

.проведение налоговых проверок (ст. 87—100 НК РФ);

.производство по делу о налоговых правонарушениях (ст. 101-105 НК РФ).

Дата добавления: 2016-06-13; просмотров: 4796;