Налоговый контроль

BzBook.ru

82. ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ

Для соблюдения прав и законных интересов налогоплательщиков при осуществлении налогового контроля должны соблюдаться установленные законом правила и процедуры. В противном случае доказательства могут быть признаны недопустимыми. Налоговый контроль проводится в следующих формах.

Налоговые проверки. Налоговые органы проводят следующие виды налоговых проверок налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов: камеральные налоговые проверки; выездные налоговые проверки.

Осмотр. Должностное лицо налогового органа, производящее выездную налоговую проверку, в целях выяснения обстоятельств, имеющих значение для полноты проверки, вправе производить осмотр территорий, помещений налогоплательщика, в отношении которого проводится налоговая проверка, документов и предметов в присутствии понятых. Осмотр документов и предметов вне рамок выездной налоговой проверки допускается, если документы и предметы были получены должностным лицом налогового органа в результате ранее произведенных действий по осуществлению налогового контроля или при согласии владельца этих предметов на проведение их осмотра.

Истребование документов при проведении налоговой проверки. Должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы посредством вручения этому лицу (его представителю) требования о представлении документов.

Выемка документов и предметов производится на основании мотивированного постановления должностного лица налогового органа, осуществляющего выездную налоговую проверку. Выемка документов и предметов производится в присутствии понятых и лиц, у которых производится выемка документов и предметов. В необходимых случаях для участия в производстве выемки приглашается специалист.

Не подлежат изъятию документы и предметы, не имеющие отношения к предмету налоговой проверки.

Экспертиза. В необходимых случаях для участия в проведении конкретных действий по осуществлению налогового контроля, в том числе при проведении выездных налоговых проверок, на договорной основе может привлекаться эксперт. Экспертиза назначается в случае, если для разъяснения возникающих вопросов требуются специальные познания в науке, искусстве, технике или ремесле.

Привлечение специалиста для оказания содействия в осуществлении налогового контроля. Для участия в проведении конкретных действий по осуществлению налогового контроля, в том числе при проведении выездных налоговых проверок, на договорной основе может быть привлечен специалист, обладающий специальными знаниями и навыками, не заинтересованный в исходе дела.

Участие переводчика. В необходимых случаях для участия в действиях по осуществлению налогового контроля на договорной основе может быть привлечен переводчик. Переводчиком является не заинтересованное в исходе дела лицо, владеющее языком, знание которого необходимо для перевода.

Участие понятых. При проведении действий по осуществлению налогового контроля в случаях, предусмотренных НК РФ, вызываются понятые. Понятые вызываются в количестве не менее двух человек. В качестве понятых могут быть вызваны любые не заинтересованные в исходе дела физические лица.

83. КАМЕРАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ ПРОВЕРКИ

Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

Камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) и документов, которые в соответствии с НК РФ должны прилагаться к налоговой декларации (расчету), если законодательством о налогах и сборах не предусмотрены иные сроки.

Если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.

Плательщик налога, представляющий в налоговый орган пояснения относительно выявленных ошибок в налоговой декларации или противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, вправе дополнительно представить в налоговый орган выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета и (или) иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию (расчет).

Лицо, проводящее камеральную налоговую проверку, обязано рассмотреть представленные налогоплательщиком пояснения и документы. Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений налогоплательщика налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки.

При проведении камеральных налоговых проверок налоговые органы вправе также истребовать в установленном порядке у налогоплательщиков, использующих налоговые льготы, документы, подтверждающие право этих налогоплательщиков на эти налоговые льготы.

При проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если иное не предусмотрено НК РФ.

При подаче налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, в которой заявлено право на возмещение налога, камеральная налоговая проверка проводится с учетом особенностей, предусмотренных настоящим пунктом, на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком.

Налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие правомерность применения налоговых вычетов.

При проведении камеральной налоговой проверки по налогам, связанным с использованием природных ресурсов, налоговые органы вправе истребовать у налогоплательщика иные документы, являющиеся основанием для исчисления и уплаты таких налогов.

84. ВЫЕЗДНЫЕ НАЛОГОВЫЕ ПРОВЕРКИ

Выездная налоговая проверка проводится на территории налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. Если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки, выездная налоговая проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа.

По общему правилу решение о проведении выездной налоговой проверки выносит налоговый орган по месту нахождения организации или по месту жительства физического лица. Решение о проведении выездной налоговой проверки организации, отнесенной к категории крупнейших налогоплательщиков, выносит налоговый орган, осуществивший постановку этой организации на учет.

Проверка в отношении одного налогоплательщика может проводиться по одному или нескольким налогам.

Предметом выездной проверки является правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. В рамках проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.

Налоговые органы не вправе проводить проверки:

– две и более по одним и тем же налогам за один и тот же период;

– в отношении одного налогоплательщика более двух в течение календарного года, за исключением случаев принятия решения руководителем федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, о необходимости проведения проверки налогоплательщика.

Проверка не может продолжаться более двух месяцев. Срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях – до шести месяцев.

Налоговый орган вправе проводить самостоятельную проверку филиалов и представительств по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты региональных и (или) местных налогов.

Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе приостановить проведение проверки:

1) для истребования документов (информации);

2) получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров;

3) проведения экспертиз;

4) перевода на русский язык документов, представленных налогоплательщиком на иностранном языке. Повторной выездной налоговой проверкой налогоплательщика признается выездная налоговая проверка, проводимая независимо от времени проведения предыдущей проверки по тем же налогам и за тот же период. При проведении такой проверки может быть проверен период, не превышающий 3 календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении повторной выездной налоговой проверки.

Повторная проверка налогоплательщика может проводиться:

1) вышестоящим налоговым органом – в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку;

2) налоговым органом, ранее проводившим проверку, на основании решения его руководителя (заместителя руководителя) – в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации. В рамках повторной проверки проверяется период, за который представлена уточненная налоговая декларация.

Проверка, осуществляемая в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика, может проводиться независимо от времени проведения и предмета предыдущей проверки.

85. НАЛОГОВЫЕ САНКЦИИ

Налоговая санкция – мера ответственности за совершение налогового правонарушения. Налоговые санкции устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов). Налоговые санкции применяются как ответная мера, отражающая негативную реакцию государства на налоговое правонарушение. При этом налоговая ответственность всегда носит публично-правовой характер, что обусловлено общественно значимой, публично-правовой природой налоговых правоотношений. Споры по поводу невыполнения налоговых обязательств находятся в рамках публичного, а не гражданского права.

Суммы штрафных санкций, взыскиваемые с лиц за нарушение ими требований налогового законодательства и определяемые НК, выходят за рамки налогового долга как такового. Этим они отличаются от недоимок и налоговой пени и по существу представляют собой разновидность публично-правовой ответственности имущественного характера.

Налоговые санкции носят имущественный характер и применяются в виде штрафов. В сфере налоговой ответственности оправдано применение всей системы административных взысканий. Применение взысканий за налоговые правонарушения должно преследовать цели не компенсационно-восстановительного (эту задачу решает взыскание недоимки и пеней), а карательно-воспитательного характера. Наряду с имущественными санкциями вполне допустимо за налоговые правонарушения применять весь спектр мер административно-правовой ответственности, включая взыскания личного и организационного характера.

При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза. При наличии обстоятельства, отягчающего ответственность, размер штрафа увеличивается на 100 %.

При совершении одним лицом двух и более налоговых правонарушений налоговые санкции взыскиваются за каждое правонарушение в отдельности без поглощения менее строгой санкции более строгой.

Сумма штрафа, взыскиваемого с налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента за налоговое правонарушение, повлекшее задолженность по налогу (сбору), подлежит перечислению со счетов соответственно налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента только после перечисления в полном объеме этой суммы задолженности и соответствующих пеней в очередности, установленной гражданским законодательством РФ.

Налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании штрафов с организации и индивидуального предпринимателя в порядке и сроки, которые предусмотрены НК; с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в порядке и сроки, которые предусмотрены НК.

Исковое заявление о взыскании штрафа с организации или индивидуального предпринимателя в случаях, предусмотренных НК РФ, может быть подано налоговым органом в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате штрафа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи указанного искового заявления может быть восстановлен судом.

В случае отказа в возбуждении или прекращения уголовного дела, но при наличии налогового правонарушения срок подачи искового заявления исчисляется со дня получения налоговым органом постановления об отказе в возбуждении или о прекращении уголовного дела.

86. ВИДЫ НАЛОГОВЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе установленного НК РФ срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе при отсутствии признаков налогового правонарушения влечет взыскание штрафа в размере 5 тыс. руб.

Уклонение от постановки на учет в налоговом органе. Ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе влечет взыскание штрафа в размере 10 % от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 20 тыс. руб.

Нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке влечет взыскание штрафа в размере 5 тыс. руб.

Непредставление налоговой декларации в установленный срок при отсутствии признаков налогового правонарушения влечет взыскание штрафа в размере 5 % суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 % указанной суммы и не менее 100 руб.

Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения, если эти деяния совершены в течение одного налогового периода, при отсутствии признаков налогового правонарушения влечет взыскание штрафа в размере 5 тыс. руб.

Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия) влечет взыскание штрафа в размере 20 % от неуплаченной суммы налога (сбора).

Невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов. Неправомерное неперечисление сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, влечет взыскание штрафа в размере 20 % от суммы, подлежащей перечислению.

Несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест, влечет взыскание штрафа в размере 10 тыс. руб.

Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, в установленный срок налогоплательщиком в налоговые органы влечет взыскание штрафа в размере 50 руб. за каждый документ.

Ответственность свидетеля. Неявка либо уклонение от явки лица, вызываемого в качестве свидетеля, влечет взыскание штрафа в размере 1 тыс. руб. Отказ свидетеля от дачи показаний, дача заведомо ложных показаний влекут взыскание штрафа – 3 тыс. руб.

Отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки, дача заведомо ложного заключения или осуществление заведомо ложного перевода влечет взыскание штрафа в размере 500 руб., 1 тыс. руб. соответственно.

Неправомерное несообщение сведений налоговому органу лицом сведений, которые это лицо должно сообщить налоговому органу, при отсутствии признаков налогового правонарушения влечет взыскание штрафа в размере 1 тыс. руб.

Нарушение порядка регистрации объектов игорного бизнеса в налоговых органах либо порядка регистрации изменений количества названных объектов влечет взыскание штрафа в трехкратном размере ставки налога на игорный бизнес, установленной для соответствующего объекта налогообложения.

87. АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ

Административная ответственность всегда носит публично-правовой характер, что обусловлено общественно значимой, публично-правовой природой налоговых правоотношений. Суммы штрафных санкций, взыскиваемые с лиц за нарушение ими требований налогового законодательства и определяемые НК, выходят за рамки налогового долга как такового. Этим они отличаются от недоимок и налоговой пени и по существу представляют собой разновидность публично-правовой ответственности имущественного характера.

Санкции носят имущественный характер и применяются в виде штрафов. Применение взысканий за налоговые правонарушения преследует цели не компенсационно-восстановительного (эту задачу решает взыскание недоимки и пеней), а карательно-воспитательного характера.

Законодательством предусмотрена административная ответственность налогоплательщиков за следующие правонарушения:

– нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций;

– невыполнение обязанностей по контролю за соблюдением правил ведения кассовых операций;

– нарушение срока постановки на учет в налоговом органе;

– нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке или иной кредитной организации;

– нарушение сроков представления налоговой декларации;

– непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля;

– нарушение порядка открытия счета налогоплательщику;

– нарушение срока исполнения поручения о перечислении налога или сбора (взноса);

– неисполнение банком решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента;

– неисполнение банком поручения государственного внебюджетного фонда;

– грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности;

– выпуск или продажа товаров и продукции, в отношении которых установлены требования по маркировке и (или) нанесению информации, необходимой для осуществления налогового контроля, без соответствующей маркировки и (или) информации, а также с нарушением установленного порядка нанесения такой маркировки и информации;

– уклонение от подачи декларации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или декларации об использовании этилового спирта.

В частности, остаются неурегулированными вопросы применения административной ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах: предусмотренные гл. 15 КоАП составы административных правонарушений соотносятся с налоговыми правонарушениями, установленными гл. 16 НК, или тождественными им, причем во многих случаях совпадают также и составы проступков.

В КоАП и НК предусмотрены в указанных случаях равнозначные санкции, различающиеся лишь по критериям исчисления административного штрафа (КоАП) и штрафа (НК).

По смыслу КоАП и НК существуют также и отдельные различия по субъективному составу предусмотренных ими правонарушений: ответственность должностных лиц, за исключением граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность, установлена КоАП, тогда как в соответствии с НК наряду с проступками, совершенными должностными лицами и предпринимателями, квалифицируются также и правонарушения юридических лиц.

88. УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ

Уголовным кодексом РФ предусмотрена ответственность налогоплательщиков за следующие преступления.

1. Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица (ст. 198 УК) путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере.

2. Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации (ст. 199 УК) путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере.

3. Неисполнение обязанностей налогового агента (ст. 199.1 УК) в личных интересах по исчислению, удержанию или перечислению налогов и (или) сборов, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд), совершенное в крупном размере, особо крупном размере.

4. Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов (ст. 199.2 УК), совершенное собственником или руководителем организации либо иным лицом, выполняющим управленческие функции в этой организации, или индивидуальным предпринимателем в крупном размере.

Предметом таких преступлений являются налоги и сборы, взимаемые с физического лица, организаций; денежные средства либо имущество организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых в порядке, предусмотренном законодательством РФ о налогах и сборах, должно быть произведено взыскание недоимки по налогам и (или) сборам.

Объективная сторона заключается:

– в уклонении от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица, организации (которое осуществляется путем: непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах является обязательным; включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений);

– характеризуется деянием в форме бездействия;

– характеризуется сокрытием денежных средств или имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно быть произведено взыскание недоимки по налогам и (или) сборам. Субъективная сторона характеризуется умышленной формой вины.

Субъект преступления – физическое лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста, имеющее облагаемый налогом доход и обязанное в соответствии с законодательством представлять в целях исчисления и уплаты налога в органы налоговой службы декларацию о доходах.

Уголовные санкции за такие преступления предусмотрены УК РФ в виде штрафа, в твердом размере в рублях или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за определенный период; ареста на определенный срок; лишения свободы на определенный срок.

89. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ АКТОВ ВАЛЮТНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

В соответствии с ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» лица, нарушившие положения актов валютного законодательства РФ, несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Гражданско-правовая ответственность заключается в недействительности сделок, совершенных с нарушением положений актов валютного законодательства РФ (ст. 168 ГК РФ), и применении последствий недействительности таких сделок.

Административная ответственность предусмотрена за следующие нарушения валютного законодательства.

1. Осуществление валютных операций, запрещенных валютным законодательством РФ, или осуществление валютных операций с невыполнением установленных требований об использовании специального счета и требований о резервировании, а равно списание и (или) зачисление денежных средств, внутренних и внешних ценных бумаг со специального счета и на специальный счет с невыполнением установленного требования о резервировании (п. 1 ст. 15.25 КоАП).

2. Нарушение порядка открытия счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами территории РФ (п. 2 ст. 15.25 КоАП).

3. Невыполнение обязанности по обязательной продаже части валютной выручки, а равно нарушение установленного порядка обязательной продажи части валютной выручки (п. 3 ст. 15.25 КоАП).

4. Невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по получению на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты РФ, причитающихся за переданные нерезидентам товары, выполненные для нерезидентов работы, оказанные нерезидентам услуги либо за переданные нерезидентам информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (п. 4 ст. 15.25 КоАП).

5. Невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по возврату в РФ денежных средств, уплаченных нерезидентам за не ввезенные на таможенную территорию РФ (не полученные на таможенной территории РФ) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги либо за непереданные информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (п. 5 ст. 15.25 КоАП).

6. Несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок (п. 6 ст. 15.25 КоАП).

7. Нарушение установленного порядка ввоза и пересылки в РФ и вывоза и пересылки из РФ валюты РФ и внутренних ценных бумаг в документарной форме (п. 7 ст. 15.25 КоАП).

Уголовная ответственность за совершение незаконных действий с валютными ценностями наступает:

– за контрабанду валютных ценностей, т. е. их перемещение в крупном размере через таможенную границу РФ, совершенное помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации либо сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием (ст. 188 УК);

– невозвращение в крупном размере из-за границы руководителем организации средств в иностранной валюте (ст. 193 УК).

90. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ТАМОЖЕННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Таможенным кодексом за нарушения требований таможенного законодательства предусмотрено, что лица, допустившие такие нарушения, несут ответственность в соответствии с законодательством.

Административная ответственность: КоАП устанавливает ответственность за совершение следующих правонарушений:

– незаконное перемещение товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу РФ (ст. 16.1 КоАП);

– недекларирование либо недостоверное декларирование товаров и (или) транспортных средств (ст. 16.2 КоАП);

– несоблюдение запретов и (или) ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию РФ и (или) вывоз товаров с таможенной территории РФ (ст. 16.3 КоАП);

– недекларирование либо недостоверное декларирование физическими лицами иностранной валюты или валюты Российской Федерации (ст. 16.4 КоАП);

– нарушение режима зоны таможенного контроля (ст. 16.5 КоАП);

– непринятие мер в случае аварии или действия непреодолимой силы (ст. 16.6 КоАП);

– представление недействительных документов при таможенном оформлении (ст. 16.7 КоАП);

– причаливание к находящимся под таможенным контролем судну или другим плавучим средствам (ст. 16.8 КоАП);

– недоставка, выдача (передача) без разрешения таможенного органа либо утрата товаров или документов на них (ст. 16.9 КоАП);

– несоблюдение порядка внутреннего таможенного транзита или таможенного режима международного таможенного транзита (ст. 16.10 КоАП);

– уничтожение, повреждение, удаление, изменение либо замена средств идентификации (ст. 16.11 КоАП);

– несоблюдение сроков подачи таможенной декларации или представления документов и сведений (ст. 16.12 КоАП);

– проведение грузовых и (или) иных операций без разрешения таможенного органа (ст. 16.13 КоАП);

– нарушение порядка помещения товаров на хранение, порядка их хранения либо порядка совершения с ними операций (ст. 16.14 КоАП);

– непредставление в таможенный орган отчетности (ст. 16.15 КоАП);

– нарушение сроков временного хранения товаров (ст. 16.16 КоАП);

– представление недействительных документов для выпуска товаров до подачи таможенной декларации (ст. 16.17 КоАП);

– невывоз либо неосуществление обратного ввоза товаров и (или) транспортных средств физическими лицами (ст. 16.18 КоАП);

– несоблюдение таможенного режима (ст. 16.19 КоАП);

– незаконные пользование или распоряжение условно выпущенными товарами либо незаконное пользование арестованными товарами (ст. 16.20 КоАП);

– незаконные приобретение, пользование, хранение либо транспортировка товаров и (или)транспортных средств (ст. 16.21 КоАП);

– нарушение сроков уплаты таможенных платежей (ст. 16.22 КоАП);

– незаконное осуществление деятельности в области таможенного дела (ст. 16.23 КоАП).

Уголовная ответственность. УК РФ в ст. 188.

«Контрабанда» установлена ответственность за нарушение таможенного законодательства. Контрабанда – перемещение в крупном размере через таможенную границу РФ товаров или иных предметов, совершенное помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации либо сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием.

Налоговый контроль – это совокупная система действий налоговых и иных государственных органов по надзору за выполнение фискально обязанными лицами (в первую очередь налогоплательщиками, плательщиками сборов, налоговыми агентами, кредитными организациями) норм налогового законодательства РФ. Порядок осуществления налогового контроля, формы его проведения, а также права и обязанности участников мероприятий налогового контроля, регулируются положениями гл.14 НК РФ.

Налоговый контроль направлен на обеспечение правильного исчисления, своевременного и полного влияния налогов и сборов в бюджет (государственные внебюджетные фонды.

Целями мероприятий налогового контроля являются:

— выявление налоговых правонарушений и налоговых преступлений;

— предупреждение их в совершении в будущем;

— обеспечение неотвратимости наступления налоговой ответственности.

Виды налогового контроля

Классификации видов налогового контроля полностью определяться характеристикой того элемента налогового контроля, который будет являться основой для классификации.

По времени проведения:

— Предварительный налоговый контроль – предшествует совершению проверяемых финансово-хозяйственных операций.

— Текущий или оперативный контроль – осуществляется налоговыми органами в процессе осуществления налогоплательщиками финансово-хозяйственных операций и представляет собой проверку правильности их отражения в бухгалтерском (налоговом) учете.

— Последующий контроль – сводится к проверке финансово-хозяйственных операций за истекший период времени.

По объекту:

— Комплексный контроль – охватывает вопросы правильности исчисления, удержания, уплаты и перечисления всех видов налогов, в отношении которых у налогоплательщика имеются соответствующие обязанности.

— Тематический контроль – ограничивается проверкой правильности исчисления, удержания, уплаты и перечисления отдельных видов налогов, применения льгот.

По характеру контрольных мероприятий:

— Плановый контроль – подчинен определённому планированию.

— Внеплановый (внезапный) контроль – осуществляется в случае внезапно возникшей необходимости.

По методу проверки документов:

— Сплошной контроль – основывается на проверке всех документов и записей в регистрах бухгалтерского учета за продолжительный период времени.

— Выборочный контроль – предусматривает проверку первичных документов за один или несколько месяцев.

По месту проведения:

— Камеральный контроль – проводится по месту нахождения налогового органа.

— Выездной контроль – осуществляется по месту нахождения налогоплательщика.

По источнику данных:

— Документальный контроль – основан на изучении данных о проверяемом объекте, содержащихся в учетных документах.

— Фактический контроль – учитывает все источники информации и доказательства, в том числе показания свидетелей, результаты обследования, заключения экспертов и т.д.

По периодичности проведения:

Первоначальными следует признать контрольные мероприятия, проводимые в отношении какого-либо налогоплательщика впервые в течение календарного года.

Повторность же возникает в том случае, когда за этот период осуществляются две и более выездных налоговых проверок по одним тем же налогам, подлежащим уплате или уплаченным налогоплательщиком за один и тот же период.

Рассмотрим подробнее классификацию видов налогового контроля различающихся по месту проведения.

1. Камеральная налоговая проверка.

Форма налоговой проверки, не предусматривающая выхода сотрудников налоговых инспекций непосредственно на объекты. Проверка осуществляется в налоговом органе на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, а так же других документов, имеющихся у налоговой службы. Она проводится уполномоченными должностными лицами в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа.

Срок проведения камеральной налоговой проверки ограничен тремя месяцами со дня представления налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога. При проведении контроля налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.

С 1 января 2007 года круг документов, которые может истребовать налоговая служба у организации в рамках проверки её отчетности, ограничен. Дополнительные сведения и документы должны быть представлены только в установленных Налоговым кодексом Российской Федерации.

В ходе камеральной проверки о выявленных ошибках сообщают налогоплательщику с требованием представить необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок. По результатам камеральной проверки и анализа бухгалтерской отчетности в налоговом органе составляется акт, согласно которому, может быть выявлена необходимость проведения последующей документальной проверки.

2. Выездная налоговая проверка.

Форма налоговой проверки, осуществляемая уполномоченными должностными лицами налоговых органов непосредственно на предприятиях и в организациях. Основанием для ее проведения является решение руководителя налогового органа. Предмет проверки – правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.

Данный вид проверки, производимый в отношении одного налогоплательщика, может осуществляться по одному или нескольким налогам. Нельзя проводить две и более проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период. Выездная налоговая проверка охватывает период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о ее проведении. Установлена продолжительность проверки не более двух месяцев. Законодательством предусмотрена повторная налоговая проверка, проводимая независимо от времени проведения предыдущей проверки по тем же налогам и за тот же год.

Она может проводится:

1) вышестоящим налоговым органом – в порядке контроля деятельности ранее проверяющего органа

2) тем же налоговым органом на основании решения его руководителя – в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного.

Срок выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки проведенной проверки. В последний день проведения проверки проверяющий обязан составить справку и вручить её налогоплательщику.

В зависимости от времени совершения контроля выделяют три основные формы налогового контроля — предварительный, текущий и последующий. Все они находятся в тесной взаимосвязи, отражая непрерывный характер контроля.

1. Предварительный контроль предшествует совершению проверяемых операций. Это позволяет выявить, еще на стадии планирования, нарушения налогового законодательства. Они осуществляются непосредственно в инспекции, в день поступления или в последующие периоды, посредством проверки всех поступающих бухгалтерских отчетов и налоговых расчетов.

2. Одной из основных форм налогового контроля, применяемой в работе налоговыми органами, является текущий контроль. Текущий контроль называют иначе оперативным. Он ежедневно осуществляется отделами налоговой инспекции для предотвращения нарушений налоговой дисциплины в процессе осуществления финансово-хозяйственной деятельности предприятий и физических лиц, выполнения ими обязательств перед бюджетом.

3. Последующий контроль является неотъемлемой частью налогового контроля. Он сводится к проверке финансово-хозяйственной деятельности организаций и физических лиц за истекший период на предмет правильности исчисления, полноты и своевременности поступления предусмотренных действующим законодательством налоговых и других обязательных платежей.

Последующий контроль отмечается углубленным изучением всех сторон финансово-хозяйственной деятельности, что позволяет вскрыть недостатки предварительного и текущего контроля. Эта форма контроля осуществляется путем проведения документальных проверок с использованием таких методов как наблюдение, обследование и анализа непосредственно на месте — на предприятиях, в учреждениях и организациях.

Налоговый контроль в РФ: формы, методы и виды

Формы и методы налогового контроля

Виды налогового контроля

Формы и методы налогового контроля в РФ

Итоги

Формы и методы налогового контроля

Налоговые проверки — основная и наиболее эффективная форма налогового контроля. Они подразделяются на камеральные и выездные. Камеральные проверки проходят в налоговой инспекции, а выездные — у налогоплательщика. При камеральной проверке в рамках налогового контроля проверяется только тот налог, по которому подана декларация. Камеральная проверка не может быть назначена по истечении 3 месяцев со дня сдачи декларации. При выездной проверке налоговым контролем могут охватываться все налоги за проверяемый период, которые налогоплательщик обязан уплачивать в зависимости от выбранной формы налогообложения.

Вторая форма налогового контроля — это получение объяснений. Налоговые органы вправе вызвать налогоплательщиков для дачи пояснений по любому вопросу в рамках исполнения законодательства. Пояснения предоставляются в устной или письменной форме и в ходе проведения налогового контроля протоколируются.

О подаче пояснений читайте в этой статье.

Третья форма налогового контроля — проверка данных учета и отчетности. В требовании налоговой инспекции, направленном налогоплательщику, перечисляются необходимые для налогового контроля документы, которые должны быть представлены налоговикам в течение 10 дней. В ходе выездной проверки в рамках налогового контроля может быть назначена инвентаризация.

Осмотр помещений и территорий — еще одна форма налогового контроля. Налоговый инспектор вправе проводить его согласно ст. 92 НК РФ в рамках проводимой проверки. Осмотр происходит в присутствии понятых, при необходимости при этом мероприятии налогового контроля производится фото- и видеосъемка.

Налоговый мониторинг — еще одна форма налогового контроля, введенная с 01.01.2015.

Подробнее о налоговом мониторинге смотрите .

Период, проверяемый в ходе данного вида налогового контроля, проверяющие не вправе включать в план проверок (п. 1.1 ст. 88, п. 5.1 ст. 89 НК РФ). Деятельность организации при проведении налогового контроля в форме мониторинга становится прозрачной, но любые бухгалтерские и юридические документы инспекция вправе затребовать.

Налоговый контроль при мониторинге базируется на утвержденном регламенте, по которому инспекция может в течение года проверять хозяйственные операции, а организация сможет обезопасить себя от возможных ошибок при начислении налогов, ведь налоговая служба еще до момента сдачи деклараций даст разъяснения по интересующим вопросам.

В налоговом контроле используются следующие методы:

Методы налогового контроля

Документальный налоговый контроль

Фактический налоговый контроль

включает следующие приемы:

  • формальную и арифметическую проверку;
  • юридическую оценку;
  • экономический анализ

включает следующие приемы:

  • учет налогоплательщиков;
  • показания свидетелей;
  • проведение инвентаризации;
  • привлечение экспертов

НК РФ не дает точного толкования видов налогового контроля, поэтому классификация их разнообразна. Например, она может быть такой:

Виды налогового контроля

Налоговый контроль по времени проведения

Налоговый контроль по способу проверки

Налоговый контроль по месту проведения

Налоговый контроль по периодичности

  • текущий;
  • предварительный;
  • последующий
  • сплошной;
  • выборочный
  • выездной;
  • камеральный
  • первичный;
  • повторный

Подробнее о процедуре проверок читайте в материалах:

  • «Порядок проведения выездной налоговой проверки (нюансы)»;
  • «Особенности проведения встречной налоговой проверки».

Формы и методы налогового контроля в РФ

В целях расширения и усиления налогового контроля предусмотрено, что:

1. Плательщики, которые сдают отчетность в электронном виде, должны так же электронно уведомлять инспекцию о поступлении от нее требований, высылая квитанцию о получении. Иначе налоговая инспекция может заблокировать расчетный счет организации (подп. 1.1 п. 3 ст. 76 НК РФ, письмо ФНС России от 17.02.2014 № ЕД-4-2/2553).

2. В течение 3 лет инспекция может приостановить операции по счетам в банках, если организацией или ИП не будет предоставлена налоговая отчетность (подп. 1 п. 3 ст. 76 НК).

3. Налоговый контроль затрагивает и декларацию по НДС. При установленных несоответствиях проверяющие в рамках налогового контроля вправе потребовать любые документы по операциям, отраженным в декларации, а также проводить осмотр территории и помещений организации.

4. Если гражданин, имея в собственности различные объекты имущества, не получает извещения об уплате налогов, он должен сам сообщить об этом в инспекцию для целей налогового контроля (п. 2.1 ст. 23 НК РФ).

ВАЖНО! Юридические и физические лица могут теперь видеть свою «налоговую историю» на сайте ФНС РФ, в сервисе «Личный кабинет налогоплательщика». Здесь есть вся информация об объектах налогообложения, суммах налогов, о наличии переплаты или недоимки.

5. Налоговый контроль теперь охватит и сбор такой информации, как факты заключения и расторжения браков, а также случаи установления и прекращения опеки (абз. 1 п. 3 ст. 85 НК РФ).

О нюансах налоговой проверки по НДС читайте в статье «Камеральная налоговая проверка по НДС: сроки и изменения в 2019 году».

Итоги

Налоговый контроль направлен на решение главной задачи государства — пополнение бюджета любого уровня своевременно и в полном объеме. Проверки являются самой эффективной формой налогового контроля, дисциплинирующей налогоплательщиков.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Функционирование налоговых органов в современных условиях и постоянное совершенствование работы по обслуживанию налого­плательщиков требуют эффективного использования компьютерных программ и технических средств. В настоящее время информатиза­ция деятельности налоговых органов основана на использовании ба­зовых автоматизированных информатизационных систем (АИС) «Налог», ЭОД.

АИС «Налог» — одно из важнейших направлений в реализации политики ФНС России по внедрению современных информацион­ных технологий для повышения эффективности работы системы налоговых органов с налогоплательщиками.

Служит она для того, чтобы дать налогоплательщикам возможность по-новому организовать сдачу налоговой и бухгалтерской отчетности.

В действующих Методических рекомендациях об организации и функционировании системы представления налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуника­ционным каналам связи приводятся требования, которым должен отвечать специализированный оператор связи. ФНС России упол­номочила свои региональные управления самостоятельно опреде­лять, какая компания на подведомственной им территории в наи­большей степени отвечает таким требованиям.

АИС «Налог» создана для реализации комплекса задач, включа­ющего:

• сокращение временных и стоимостных затрат налоговых орга­нов при вводе информации;

• формирование единой базы данных о налогоплательщиках и проведение полного и выборочного ее анализа в автоматизи­рованном режиме;

• автоматизацию проведения камеральных проверок в налого­вых органах;

• проведение автоматизированного отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок;

• автоматизированную подготовку отчетности для вышестоя­щих налоговых органов.

Формы налоговых деклараций по федеральным налогам, а также по региональным и местным налогам и сборам, утверждение кото­рых отнесено законодательством о налогах и сборах к компетенции ФНС России, и форматы их представления в электронном виде доводятся в установленные сроки до нижестоящих налоговых органов после их утверждения в ФНС России.

Налоговые декларации и бухгалтерская отчетность представля­ются в электронном виде по телекоммуникационным каналам свя­зи по установленной форме их представления.

Порядок принятия и ввода в АИС «Налог» данных налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности, представляемых на бумаж­ных носителях, показан на рис. 4.1.

Преимущества обслуживания через АИС «Налог» заключается в том, что бухгалтеры избавляются от необходимости обязательного посещения налоговой инспекции в период сдачи деклараций.

Файлы отправляются с рабочего места бухгалтера по электронной почте практически в любое время суток. В результате на сдачу отчет­ности тратится всего несколько минут. При этом налогоплательщик освобождается от представления отчетности в бумажном виде. Вре­мя представления отчетности уже не зависит от графика работы на­логовой инспекции, поскольку отправлять заполненные формы по электронной почте можно до 24 часов последнего дня установленно­го законом срока.

Значительно сокращаются и ошибки при подготовке отчетности. Присланные налогоплательщиком данные проходят в налоговой инспекции входной контроль. В случае изменения форм отчетности налогоплательщик заранее, до срока сдачи отчетности, получает по электронной почте обновленные формы.

Налогоплательщик, отправив в налоговую инспекцию запрос, может оперативно получить по электронной почте и сведения об исполнении налоговых обязательств перед бюджетом.

Налогоплательщики могут не опасаться разглашения переданной информации. При сдаче отчетности в налоговые органы по электрон­ной почте применяется комплекс аппаратно-программных средств, обеспечивающих защиту информации, шифрование и ЭЦП. Подоб­ные средства шифрования используются в силовых ведомствах, спец­службах, системах дипломатической связи, банковских системах.

Представление налоговой отчетности в электронном виде долж­но осуществляться строго через специализированного оператора связи, оказывающего услуги налогоплательщику, при этом налого­плательщик уже не обязан представлять отчетность в налоговый орган на бумажном носителе.

Порядок принятия и ввода данных налоговых деклараций и бух­галтерской отчетности, представляемых в электроном виде по теле­коммуникационным каналам связи, заключается в следующем.

Принятие налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи произ­водится работниками отдела работы с налогоплательщиками. При принятии налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в элек­тронном виде по телекоммуникационным каналам связи соблюда­ются требования электронного документооборота в соответствии с установленным порядком.

Датой представления налоговых деклараций и бухгалтерской от­четности считается дата их отправки по телекоммуникационным каналам связи, зафиксированная в подтверждении специализиро­ванного оператора связи.

Налоговый орган подтверждает факт представления налогопла­тельщиком налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в элект­ронном виде, высылая по телекоммуникационным каналам связи квитанцию об их приеме после проверки оформления документов.

Квитанцией о приеме налоговых деклараций и бухгалтерской от­четности является электронный документ, содержащий формы на­логовых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде, подписанный ЭЦП налогоплательщика и заверенный ЭЦП налогового органа.

Второй экземпляр квитанции о приеме налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности и уведомление о дате их представления сохраняются в хранилище налогового органа.

По просьбе налогоплательщика сотрудник отдела работы с нало­гоплательщиками распечатывает налоговые декларации и бухгалтер­скую отчетность, представленные по телекоммуникационным кана­лам связи, и заверяет их в установленном порядке.

К оформлению документов предъявляются особые требования: налоговые декларации и бухгалтерская отчетность, представлен­ные по телекоммуникационным каналам связи, в обязательном по­рядке проходят программный контроль, предусматривающий под­тверждение подлинности ЭЦП отправителя и проверку соответствия формату представления налоговых деклараций и бухгалтерской от­четности в электронном виде.

По результатам контроля на соответствие формату представления налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде формируется протокол входного контроля, который подписы­вается ЭЦП налогового органа и направляется по телекоммуникаци­онным каналам связи отправителю налоговых деклараций и бухгал­терской отчетности.

Протокол входного контроля, возвращенный отправителем, пос­ле подтверждения подлинности ЭЦП налогоплательщика сохраня­ется в хранилище налогового органа. В случае если протокол вход­ного контроля содержит сообщение об ошибках (несоответствие формату представления), то такой протокол считается уведомлени­ем о необходимости представления исправленных налоговых декла­раций и бухгалтерской отчетности в срок, определенный налоговым органом.

Результаты входного контроля регистрируются в соответствую­щей записи реестра налоговых деклараций и бухгалтерской отчетно­сти налогоплательщиков, полученных по телекоммуникационным каналам связи программным комплексом поддержки систем элект­ронного документооборота налоговых органов с внешними органи­зациями.

Каждое поступившее в налоговый орган по телекоммуникацион­ным каналам связи сообщение, содержащее налоговые декларации и бухгалтерскую отчетность налогоплательщика, регистрируется в реестре отчетности налогоплательщиков, полученной по телекомму­никационным каналам связи.

Не позднее следующего рабочего дня с даты принятия налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности файлы документов, подле­жащие вводу в АИС «Налог», передаются в отдел ввода и обработки данных.

При передаче данных налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в отдел ввода и обработки данных средствами програм­много комплекса поддержки систем электронного документооборо­та налоговых органов формируется реестр документов, переданных программными средствами. Реестр содержит реквизиты элект­ронных документов, позволяющие однозначно идентифицировать каждый переданный на обработку документ.

По истечении шести дней после установленного законодатель­ством о налогах и сборах срока представления в налоговый орган налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности работник отде­ла камеральных проверок посредством АИС «Налог» осуществляет сверку списка состоящих на учете налогоплательщиков, обязанных представлять налоговые декларации и бухгалтерскую отчетность, но не представивших ее или представивших ее после установленного срока.

По результатам такой сверки отдел камеральных проверок по­средством уведомления вызывает в налоговый орган налогоплатель­щиков для дачи пояснений.

Уведомление отправляется налогоплательщику в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи и на бумажном но­сителе. При этом специализированный оператор связи фиксирует факт доставки уведомления налогоплательщику и направляет кви­танцию об этом в налоговый орган по телекоммуникационным ка­налам связи. Уведомление вместе с квитанцией сохраняется в храни­лище налогового органа.

Работники отдела ввода и обработки данных, получив налоговые декларации и бухгалтерскую отчетность из отдела работы с налого­плательщиками, не позднее двух рабочих дней с даты регистрации в налоговом органе отчетности должны осуществить ввод данных на­логовых деклараций и бухгалтерской отчетности, поступивших в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, в АИС «Налог», в том числе сумм налогов, подлежащих уплате в бюд­жет по данным налогоплательщика и отраженных в налоговых дек­ларациях, в карточки лицевых счетов налогоплательщиков.

Налоговые декларации и бухгалтерская отчетность, представлен­ные в налоговый орган крупнейшими и основными налогоплатель­щиками, а также документы по регистрации и учету налогоплатель­щиков подлежат вводу в АИС «Налог» в первоочередном порядке в течение рабочего дня, следующего за днем их получения.

По окончании процедуры ввода посредством АИС «Налог» (на основании протокола ввода данных налоговых деклараций и бухгал­терской отчетности, формируемого АИС «Налог») в соответствую­щих записях реестра документов формируется отметка, содержащая дату ввода данных налоговых деклараций и бухгалтерской отчетно­сти и реквизиты, идентифицирующие работника налогового органа, осуществившего ввод данных.

Специализированный оператор связи фиксирует факт доставки уведомления налогоплательщику и направляет в налоговый орган по телекоммуникационным каналам связи квитанцию об этом.

Доработанные документы по реестру передаются в отдел ввода и обработки данных и подлежат вводу в АИС «Налог» в установленном порядке.

Работники отдела ввода и обработки данных ежедневно формиру­ют протоколы ошибок взаимоувязки показателей налоговых деклара­ций и бухгалтерской отчетности и при необходимости их распечаты­вают. Указанные протоколы формируются в автоматизированном режиме при вводе отчетности в АИС «Налог» и передаются в отдел ка­меральных проверок для использования их при проведении камераль­ной налоговой проверки.

Работники отдела ввода и обработки данных при получении из отдела, в функции которого входит проведение налоговых проверок, решений, вынесенных по результатам рассмотрения материалов на­логовых проверок не позднее пяти рабочих дней, считая от даты вынесения соответствующих решений, должны обеспечить отраже­ние в карточках лицевых счетов налогоплательщиков сумм налогов, пеней, а также сумм налоговых санкций.

По тем решениям налоговых органов по результатам налоговых проверок, по которым имеются вступившие в законную силу судеб­ные акты, необходимые изменения вносятся в карточки лицевого счета в срок не позднее трех дней с даты поступления (регистрации в налоговом органе) указанного судебного акта.

По окончании процедуры ввода решения по реестру передаются в отдел, в котором осуществляется хранение налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности, и подшиваются в дела налогоплательщиков.

В случае автоматизированного формирования решения про­граммными средствами в отделе, в функции которого входит прове­дение налоговых проверок, после утверждения решения автомати­чески должно обеспечиваться его отражение в карточках лицевых счетов налогоплательщиков.

Таким образом, система формирования и сдачи отчетности в электронном виде по каналам связи разработана для обеспечения возможности формирования и отправки налоговой и бухгалтерской отчетности налогоплательщиком в налоговые органы по каналам электронной почты. Налогоплательщик получает уникальную воз­можность по-новому организовать сдачу налоговой и бухгалтерской отчетности в своей организации. Подключение к системе, основан­ной на безбумажной технологии, предоставляет налогоплательщику ряд существенных преимуществ:

ü экономию времени, затрачиваемого на представление налого­вой и бухгалтерской отчетности. Сдача отчетности осущест­вляется непосредственно из офиса с рабочего места налого­плательщика в течение нескольких минут, без последующего дублирования документов на бумажном носителе;

ü расширение временных рамок сдачи отчетности: бухгалтер может отправить файлы до 24 часов последнего дня сдачи от­четности;

ü сокращение ошибок при подготовке отчетности за счет средств входного контроля: налогоплательщику предоставляется воз­можность подготовки отчетности в стандартном формате с контролем правильности заполнения полей форм отчетности. При этом осуществляется проверка актуальности версии за­полняемой формы;

ü представление в налоговые органы дополненных или исправ­ленных вариантов отчетности до истечения законодательно установленного срока сдачи налоговой или бухгалтерской от­четности. Считается верным и принимается к обработке самое последнее из переданных от налогоплательщика сообщений;

ü гарантированное подтверждение доставки отчетности, кото­рое имеет юридическую силу в спорных ситуациях. Прислан­ные налогоплательщиком данные в налоговой инспекции проходят входной контроль и разносятся на лицевые счета ав­томатически, что исключает технические ошибки и повыша­ет оперативность обработки информации;

ü гарантию оперативного обновления форм отчетности: в случае изменения форм налоговой отчетности, введения новых форм отчетности налогоплательщик до срока сдачи отчетности по­лучает обновленные формы по электронной почте;

ü получение по электронной почте сведений об исполнении на­логовых обязательств перед бюджетом (информационные вы­писки): налогоплательщик может отправить по электронной почте запрос на получение информационной выписки об ис­полнении налоговых обязательств перед бюджетом.

Система ЭОД разработана и предназначена для обработки данных налоговых инспекций на федеральном, региональном и местном уровне уровне. Она поз­воляет реализовать:

ü обслуживание налогоплательщиков;

ü обслуживание нормативно-справочной информации;

ü формирование и печать документов на уплату налогов, на­правляемых физическим и юридическим лицам;

ü ввод и обработку деклараций физических лиц;

ü ввод налоговых документов;

ü учет и контроль отчетных документов налогоплательщиков (юридических лиц) и материалов камеральных проверок и др.

Система ЭОД построена на многоуровневой системной архитек­туре (двухуровневой и трехуровневой) и базируется на системном программном обеспечении корпорации Microsoft. Набор алгорит­мов, реализующих вычисление в бизнес-правилах, заложенных в программном обеспечении, позволяет обеспечить электронную об­работку данных по более чем 30 направлениям формирования ин­формации в системе.

Система ЭОД не конкурирует с системой АИС «Налог», скорее дополняет ее и позволяет налоговым органам распределить функци­ональные задачи обработки данных на местном уровне более рацио­нально. Следует отметить, что каждая из систем постоянно развива­ется и совершенствуется. Кроме того, налоговые органы используют в своей деятельности другие информационные ресурсы (программные продукты), позволяющие обслуживать: ЕГРЮЛ, ЕГРИП, ЕГРН, «Бланки», «Недействительные паспорта», «Банковские счета», «Спра­вочник кодов иностранных организаций», «Обмен с ПФР», «Обмен с ФСС», Сведения о физических лицах, «Акцизы на нефтепродукты» и другие виды информации. В настоящее время количество используе­мых налоговыми органами компьютерных программ — информаци­онных ресурсов насчитывает более 50 наименований.

НК РФ Глава 14. НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ

Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 01.04.2020)

  • Статья 82. Общие положения о налоговом контроле
  • Статья 83. Учет организаций и физических лиц
  • Статья 84. Порядок постановки на учет и снятия с учета организаций и физических лиц. Идентификационный номер налогоплательщика
  • Статья 85. Обязанности органов, учреждений, организаций и должностных лиц сообщать в налоговые органы сведения, связанные с учетом организаций и физических лиц
  • Статья 85.1. Обязанности органов, осуществляющих открытие и ведение лицевых счетов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, связанные с учетом налогоплательщиков
  • Статья 86. Обязанности банков, связанные с осуществлением налогового контроля
  • Статья 86.1, статья 86.2, статья 86.3. Утратили силу
  • Статья 87. Налоговые проверки
  • Статья 87.1. Утратила силу
  • Статья 88. Камеральная налоговая проверка
  • Статья 89. Выездная налоговая проверка
  • Статья 89.1. Особенности проведения выездной налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков
  • Статья 89.2. Особенности проведения выездной налоговой проверки налогоплательщика — участника регионального инвестиционного проекта
  • Статья 90. Участие свидетеля
  • Статья 91. Доступ должностных лиц налоговых органов на территорию или в помещение для проведения налоговой проверки
  • Статья 92. Осмотр
  • Статья 93. Истребование документов при проведении налоговой проверки
  • Статья 93.1. Истребование документов (информации) о налогоплательщике, плательщике сборов, плательщике страховых взносов и налоговом агенте или информации о конкретных сделках
  • Статья 93.2. Истребование документов (информации) у аудиторских организаций (индивидуальных аудиторов)
  • Статья 94. Выемка документов и предметов
  • Статья 95. Экспертиза
  • Статья 96. Привлечение специалиста для оказания содействия в осуществлении налогового контроля
  • Статья 97. Участие переводчика
  • Статья 98. Участие понятых
  • Статья 99. Общие требования, предъявляемые к протоколу, составленному при производстве действий по осуществлению налогового контроля
  • Статья 100. Оформление результатов налоговой проверки
  • Статья 100.1. Порядок рассмотрения дел о налоговых правонарушениях
  • Статья 101. Вынесение решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки
  • Статья 101.1. Утратила силу
  • Статья 101.2. Вступление в силу решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения при обжаловании в апелляционном порядке
  • Статья 101.3. Исполнение решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения
  • Статья 101.4. Производство по делу о предусмотренных настоящим Кодексом налоговых правонарушениях
  • Статья 102. Налоговая тайна
  • Статья 103. Недопустимость причинения неправомерного вреда при проведении налогового контроля
  • Статья 103.1. Утратила силу
  • Статья 104. Заявление о взыскании налоговой санкции
  • Статья 105. Рассмотрение дел и исполнение решений о взыскании налоговых санкций

Открыть полный текст документа