Налоговый учет

Понятие и сущность налогового учета. Цели налогового учета.

Глава 25 НК РФ предусматривает в целях определения налоговой базы по налогу на прибыль ведение налогового учета.

Налоговый учет — система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основании данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с нормами НК РФ (ст. 313 НК РФ).

Содержание данных налогового учета является налоговой тайной. Правовые основы налогового учета определяются НК РФ.

Цели ведения налогового учета:

— формирование полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода;

— обеспечение информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налога.

Из этого следует, что налоговый учет служит инструментом отражения финансовых отношений между организацией и государством. Он должен обеспечить прозрачность всех операций, связанных с деятельностью налогоплательщика, и его финансового положения. Необходимость налогового учета определена тем, что система бухгалтерского учета недостаточна для определения налогооблагаемой базы.

Нормы и правила ведения налогового учета налогоплательщики отражают в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой приказом (распоряжением) руководителя организации .Необходимо понимать, что учетная политика, также как и налоговый учет, утверждается налогоплательщиками на весь налоговый период, равный календарному году, а необходимость дополнения новыми положениями и корректировка принятых норм может возникнуть до истечения налогового периода в процессе заключения налогоплательщиками новых сделок. Однако, возможность изменения системы налогового учета предусмотрена только в случае изменения законодательства или применяемых методов учета.

Организация системы налогового учета подразумевает определение совокупности показателей, прямо или косвенно влияющих на размер налоговой базы, критериев их систематизации в регистрах налогового учета, а также порядка ведения учета, формирования и отражения в регистрах информации об объектах учета.

Функции налогового учета.

К функциям налогового учета мы относим следующие: фискальная; информационная; контрольная.

Посредством первой, фискальной функции налогового учета, реализуются государственные задачи наполняемости бюджета. Многие положения Закона «О налогах…» (Налогового Кодекса) и инструктивных актов устанавливают режим, что получение необходимой информации для расчета требует определенных расчетов, вычислений, напрямую не вытекающих из данных финансового учета. Так, при расчете сумм подоходного налога подлежащих уплате в бюджет необходимо рассчитать совокупный годовой доход, размер которого отличается от бухгалтерского дохода. Также расходы и затраты, включаемые в себестоимость продукции (работ, услуг) приходится пересчитывать в целях налогообложения. Правила и принципы пересчета действуют в интересах государства.

Информационная функция налогового учета несколько перекликается с фискальной функцией, и состоит в количественном измерении и качественной характеристике за конкретный период финансового положения налогоплательщиков. В связи с выполнением этой функции главное требование к налоговому учету — правильный и реальный учет налогооблагаемых показателей; обеспечение необходимой информацией в разрезе каждого вида налога и сборов о своевременности платежей и сроках ликвидации задолженностей по налогам и другим платежам в бюджет.

Контрольная функция. Современное налогообложение представляет собой достаточно сложный процесс расчета соответствующих налоговых платежей, таких как объект налогообложения, налогооблагаемая база, льготы и др. В то же время большинство учетных документов и форм сложились тогда, когда проблемы налогообложения не стояли так остро. В настоящее время через разработку специальных форм и расчетов (декларации и их положения, счета-фактуры и др.) налоговые органы осуществляют контроль и надзор за исполнением налогоплательщиками своих налоговых обязательств.

 Организация налогового учета доходов и расходов

Под учетной политикой в целях налогообложения понимается выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых Налоговым кодексом способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика. Такое определение учетной политики приведено в п. 2 ст. 11 НК РФ.
В отличие от учетной политики для целей бухгалтерского учета, основные принципы формирования которой изложены в Положении по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98, требования к налоговой учетной политике изложены в отдельных нормах Налогового кодекса РФ.
В частности, вопросы принятия учетной политики для целей налогообложения изложены в п. 12 ст. 167 НК РФ.
Принятая организацией учетная политика для целей налогообложения утверждается соответствующими приказами, распоряжениями руководителя организации.
Учетная политика для целей налогообложения применяется с 1 января года, следующего за годом утверждения ее соответствующим приказом, распоряжением руководителя организации.
Учетная политика для целей налогообложения, принятая организацией, является обязательной для всех обособленных подразделений организации.
Учетная политика для целей налогообложения, принятая вновь созданной организацией, утверждается не позднее окончания первого налогового периода и применяется со дня создания организации.
Порядок внесения изменений в учетную политику урегулирован ст. 313 НК РФ. Учетная политика может быть изменена при изменении применяемых методов учета, а также в случае изменения налогового законодательства. Если в первом случае такие изменения применяются с начала нового налогового периода, то во втором — не ранее чем с момента вступления в силу изменений норм законодательства о налогах и сборах.
Обратите внимание, что в ряде случаев Налоговый кодекс ограничивает свободу налогоплательщика в изменении отдельных элементов учетной политики:
— налогоплательщик вправе перейти с нелинейного метода на линейный метод начисления амортизации не чаще одного раза в пять лет (п. 1 ст. 259 НК РФ);
— установленный в учетной политике порядок распределения прямых расходов (формирования стоимости НЗП) подлежит применению в течение не менее двух налоговых периодов (п. 1 ст. 319 НК РФ);
— порядок формирования стоимости приобретения товаров, установленный налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, применяется в течение не менее двух налоговых периодов (ст. 320 НК РФ).
Наряду с изменениями учетная политика для целей налогообложения может дополняться – при осуществлении новых видов деятельности.
В отличие от изменений, по мнению авторов, дополнения в учетную политику раскрывают методы учета, ранее не применявшиеся налогоплательщиком в связи с отсутствием таких операций или видов деятельности на начало налогового периода. Внесение в учетную политику дополнений не связано с началом налогового периода, т.е. оно может быть внесено в любое время — но не позднее отчетного (налогового) периода совершения таких операций или начала ведения нового вида деятельности. Например, налогоплательщик, ранее не имеющий основных средств, принял решение о создании собственного производства и с мая начал приобретение основных средств. А это значит, что в мае должен быть принят приказ о внесении дополнения в учетную политику для целей налогообложения, в котором следует, как минимум, предусмотреть возможность применения амортизационной премии, а также установить метод начисления амортизации.
Вместе с тем Минфин России дополнения учетной политики приравнивает к изменениям, но вносимым не с начала налогового периода, а в течение налогового периода — письмо Минфина России от 14.04.2009 № 03-03-06/1/240. По мнению Минфина России, налогоплательщик вправе вносить изменения в учетную политику для целей налогообложения в течение налогового периода только в двух случаях: в случае изменения законодательства о налогах и сборах, а также в случае начала осуществления нового вида деятельности.
Несмотря на то, что учетная политика для целей налогообложения – документ обязательный для налогоплательщика, однако обязанность ее представления в налоговые органы в составе бухгалтерской или налоговой отчетности не предусмотрена ни в первой, ни во второй части Налогового кодекса. Исключением является обязательное представление учетной политики для целей налогообложения при осуществлении налогового мониторинга (ст. 105.27 НК РФ).
Кроме того, согласно подп. 6 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, предусмотренных НК РФ, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов. К их числу относится и учетная политика организации для целей налогообложения. За непредставление учетной политики налогоплательщик может быть привлечен к налоговой ответственности по ст. 126 НК РФ – 200 руб. А согласно п. 1 ст. 15.6 КоАП РФ должностные лица организации – к административной ответственности за непредставление сведений, необходимых для налогового контроля в виде штрафа в размере от трехсот до пятисот рублей.
При этом при привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности по ст. 126 НК РФ суд пришел к выводу, что приказ по учетной политике и положение по учетной политике составляют единый документ (постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 17.07.2015 по делу № А19-19011/2014).
В учетной политике для целей налогообложения закрепляется один из способов (методов) способов определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика (п. 2 ст. 11 НК РФ).
Но не всегда налоговое законодательство предусматривает вариантные способы учета отдельных операций. Примером является раздельный учет для целей исчисления НДС при совершении облагаемых и необлагаемых операций (п. 4 ст. 149, п. 4 и 4.1 ст. 170 НК РФ)
Во-первых, в учетной политике необходимо предусмотреть порядок раздельного учета выручки. Это, как правило, делается путем введения отдельных субсчетов к счетам «Продажи» и (или) «Прочие доходы и расходы».
Во-вторых, установить алгоритм распределения «входящего» НДС по товарам (работам, услугам), как используемым в облагаемых, так и необлагаемых операциях (см. Тему 7.6).
В отличие от налога на добавленную стоимость широкий спектр для вариантности признания доходов и расходов имеет глава 25 НК РФ.
Прежде всего, налогоплательщики должны выбрать метод признания доходов и расходов в налоговом учете: метод начисления (ст. 271 и 272 НК РФ) или кассовый метод (ст. 273 НК РФ).
При использовании метода начисления налоговым законодательством установлены особенности признания доходов по производствам с длительным (более одного налогового периода) технологическим циклом в случае, если условиями заключенных договоров не предусмотрена поэтапная сдача работ (услуг). Под длительным технологическим циклом Минфин России и налоговые органы понимают производство, сроки начала и окончания которого приходятся на разные налоговые периоды независимо от количества дней осуществления производства (письмо Минфина России от 12.05.2011 № 03-03-06/1/288). В соответствии с п. 3 ст. 271 НК РФ доход от реализации указанных работ (услуг) распределяется налогоплательщиком самостоятельно в соответствии с принципом формирования расходов по указанным работам (услугам). Вместе с тем в ст. 316 НК РФ в отношении таких доходов указано, что налогоплательщик должен их распределить самостоятельно с учетом принципа равномерности признания дохода на основании данных учета. То есть в налоговом законодательстве предусмотрено два варианта учета одних и тех же доходов, а значит, налогоплательщик должен сделать выбор, закрепив его в учетной политике.
Пример
Организация выполняет строительные работы. Период выполнения работ – с ноября 2017 года по март 2018 года (5 мес.). Этапы выполнения работ договором не предусмотрены. Договорная стоимость работ составляет 500 тыс. руб., плановая стоимость работ – 400 тыс. руб.
При этом фактические расходы по месяцам: ноябрь – 50 тыс. руб., декабрь 200 тыс. руб. и т.д. Отчетными периодами являются январь, январь-февраль и т.д.
Если в учетной политике предусмотреть равномерное признание расходов, то налогоплательщик ежемесячно должен признать в налоговом учете доход в сумме 100 тыс. руб. (500 тыс. руб. : 5 мес.), включив 200 тыс. руб. в налоговую базу 2017 года и 300 тыс. руб. в налоговую базу 2018 года.
Если в учетной политике предусмотреть формирование доходов в зависимости от формирования расходов, то доходы в налоговом учете составят в ноябре 2017 года – 62,5 тыс. руб. (500 х 50 : 400), в декабре 2017 года – 250 тыс. руб. (500 х 200 : 400). То есть в налоговую базу 2017 года будут включены 312, 5 тыс. руб. (вместо 200 тыс. руб. – по первому варианту).
Следует учесть, что рассмотренный алгоритм распределения расходов не применяется налогоплательщиками, производящими готовую продукцию.
Многие элементы могут быть включены в учетную политику при наличии у налогоплательщика амортизируемого имущества.
Например, если налогоплательщик принимает решение о применении амортизационной премии, то в учетной политике следует предусмотреть размер амортизационной премии и критерии основных средств, в отношении которых она применяется – например, стоимостной (письмо Минфина России от 17.11.2006 № 03-03-04/1/779). Используя данное право, необходимо помнить о негативных последствиях: начисление амортизационной премии приводит к расхождениям между данными бухгалтерского и налогового учета, а также в случае реализации взаимозависимому лицу основных средств до истечения пяти лет с момента их ввода в эксплуатацию амортизационную премию придется восстановить.
С 1 января 2018 года налогоплательщик вправе предусмотреть в учетной политике право использования инвестиционного налогового вычета, если такой вычет введен законом субъекта РФ. Однако использование такого вычета влечет за собой особые условия, о которых следует помнить налогоплательщику. Это и камеральный контроль налоговых органов, в ходе которого налоговый орган вправе требовать у налогоплательщика представить в течение пяти дней необходимые пояснения, касающиеся применения инвестиционного налогового вычета, и (или) истребовать в установленном порядке у налогоплательщика первичные и иные документы, подтверждающие правомерность применения такого налогового вычета (п.8.8 ст. 88 НК РФ). И признание сделки контролируемой, если хотя бы одна из сторон сделки применяет в течение налогового периода инвестиционный налоговый вычет по налогу на прибыль организаций (подп. 9 п. 2 ст. 105.14 НК РФ). И восстановление налога, и уплата его в бюджет с уплатой соответствующих сумм пеней при реализации или ином выбытии объекта основных средств (за исключением ликвидации), в отношении которого налогоплательщик использовал право на применение инвестиционного налогового вычета, до истечения срока его полезного использования.
Также неотъемлемым элементом учетной политики является метод начисления амортизации: линейный или нелинейный.
С начала нового налогового периода налогоплательщик вправе изменить метод начисления амортизации. Например, перейти с линейного метода начисления амортизации на нелинейный. При этом надо помнить о двух ограничениях в применении нелинейного метода. Во-первых, налогоплательщик вправе перейти с нелинейного метода на линейный метод начисления амортизации не чаще одного раза в пять лет (п. 1 ст. 259 НК РФ). Что означает «не чаще одного раза в пять лет»? По всей видимости, имелось в виду, что налогоплательщик, перейдя на применение нелинейного метода, должен его применять не менее пяти лет. Во–вторых, при применении нелинейного метода в отношении зданий, сооружений, передаточных устройств, нематериальных активов, входящих в восьмую — десятую амортизационные группы, продолжает применяться линейный метод начисления амортизации.
Итак, организация принимает решение о переходе на применение нелинейного метода начисления амортизации. Это необходимо закрепить в учетной политике для целей налогообложения и провести необходимую подготовительную работу. А именно:

Глава 1. Общая характеристика налогового учета

В Налоговом кодексе РФ впервые урегулированы в систематизированном виде общие положения налогового учета. Налоговый учет является тем базисом, на котором начинают выстраиваться отношения между налогоплательщиками и налоговыми органами, поскольку без постановки на налоговый учет, т.е. без предоставления в налоговые органы соответствующей информации, налоговые органы не имеют реальной возможности осуществить в отношении такого налогоплательщика мероприятия налогового контроля и, как следствие, привлечь такого налогоплательщика к ответственности.

В соответствии со ст. 313 НК РФ налоговый учет — это система обобщения информации для определения налогооблагаемой базы на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным в Налоговом кодексе. Налоговый учет ведется в целях формирования полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, а также обеспечения информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты налога в бюджет. В целях исчисления налога на прибыль параллельно бухгалтерскому учету ведется налоговый учет, т. е. группировка данных из первичных документов в аналитические регистры для формирования налоговой базы.

Таким образом, осуществление налогового учета является важнейшим видом деятельности налоговых органов. В результате его осуществления налоговые органы получают информацию, необходимую для проведения налоговых проверок: юридический адрес, адрес фактического местонахождения (места жительства) налогоплательщика, сведения о руководителях и организационно-правовой форме организации-налогоплательщика и др.

Налоговый учет — это комплекс установленных налоговым законодательством мероприятий, осуществляемых налоговыми органами с целью регистрации всех налогоплательщиков (или налоговых агентов) в налоговых органах и аккумулирования сведений о налогоплательщиках в едином государственном реестре налогоплательщиков.

Налоговый учет проводится только в отношении налогоплательщиков (организаций и физических лиц) или налоговых агентов. Плательщики сборов (организации или физические лица) не подлежат постановке на налоговый учет, поскольку Налоговый кодекс не содержит норм по учету плательщиков сборов, и, согласно п. 3 ст. 1 НК РФ, действие Налогового кодекса в части осуществления налогового учета на плательщиков сборов не распространяется.

Филиалы и обособленные подразделения организаций не являются самостоятельными налогоплательщиками или налоговыми агентами, в связи с чем они также не подлежат постановке на налоговый учет. По месту нахождения филиалов и обособленных подразделений в качестве налогоплательщиков обязаны встать на налоговый учет организации, в состав которых входят данные филиалы и обособленные подразделения.

Данные налогового учета должны отражать порядок формирования суммы доходов и расходов, порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем периоде, сумму остатков расходов, подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах, порядок формирования сумм создаваемых резервов, а также сумму задолженности по расчетам с бюджетом.

Общими характеристиками осуществления налогового учета являются:

1) налоговый учет осуществляется в целях проведения налогового контроля (ст. 83 НК РФ);

2) налоговый учет осуществляется налоговыми органами;

3) налоговый учет осуществляется независимо от наличия обстоятельств, с которыми связано возникновение обязанности по уплате того или иного налога, т.е. налоговый учет носит общеобязательный характер для всех налогоплательщиков;

4) налоговый учет одного и того же налогоплательщика может осуществляться по нескольким основаниям;

5) НК РФ установлены основные элементы налогового учета (основания, сроки, место и порядок постановки на учет и др.);

6) налоговый учет является основой для ведения единого государственного реестра налогоплательщиков и осуществления документооборота по уплате налогов и сборов (на всех документах по уплате налогов и сборов необходимо наличие идентификационного номера налогоплательщика — ИНН);

7) за нарушение порядка налогового учета установлена ответственность по налоговому законодательству.

Налоговая база— стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения. Налоговая база исчисляется налогоплательщиками самостоятельно по итогам каждого налогового периода. Основаниями для исчисления налоговой базы служат регистры бухгалтерского учета и (или) другие документы, подтверждающие данные об объектах, подлежащих налогообложению или связанных с налогообложением. Если обнаружены ошибки в исчислении налоговой базы, относящиеся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, то следует произвести перерасчет налоговой базы и суммы налога в текущем периоде за тот период, в котором были обнаружены неточности.

Налоговый период — календарный год или иной период времени, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов. Если организация была создана после начала календарного года, первым налоговым периодом для нее является период времени со дня ее создания до конца данного года.

Днем создания организации признается день ее государственной регистрации. Если организация создана в день, попадающий в период времени с 1 октября по 31 декабря, первым налоговым периодом для нее является период времени со дня создания до конца календарного года, следующего за годом создания. Если организация ликвидируется (реорганизуется) до конца календарного года, последним налоговым периодом для нее выступает период времени от начала этого года до дня завершения ликвидации (реорганизации).

Если организация была создана в день, попадающий в период времени с 1 по 31 декабря текущего календарного года, и ликвидирована (реорганизована) до конца календарного года, следующего за годом создания, налоговым периодом для нее является период времени со дня создания до дня ликвидации (реорганизации) данной организации. Если налоговым периодом признается месяц или квартал, то при создании, ликвидации, реорганизации изменение отдельных налоговых периодов для конкретной организации производится по согласованию с налоговым органом по месту учета налогоплательщика.

Налоговая ставка— величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Налоговые ставки по федеральным налогам, а также размеры сборов по федеральным сборам устанавливаются Налоговым кодексом Российской Федерации. Налоговые ставки по региональным и местным налогам устанавливаются соответственно законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

Порядок исчисления налога определяется статьей 52 Налогового кодекса Российской Федерации. Налогоплательщик должен самостоятельно исчислять сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот, если иное не предусмотрено налоговым законодательством. Если обязанность исчисления налога лежит на налоговом органе, то налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление не позднее, чем за 30 дней до наступления срока платежа. Налоговое уведомление должно содержать сумму налога, подлежащую уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога.

Порядок уплаты налога предусмотрен статьей 58 Налогового кодекса Российской Федерации. Уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога либо в ином порядке, предусмотренным законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик может уплачивать авансовые платежи, т.е. предварительные платежи по налогу, если такая форма уплаты предусмотрена налоговым законодательством. Уплата налога может производиться в наличной или безналичной форме. Конкретный порядок уплаты налогов и сборов устанавливается применительно к каждому обязательному платежу.

Сроки уплаты налога в соответствии со статьей 57 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливаются применительно к каждому налогу, и их изменение допускается только в предусмотренном порядке. При нарушениях сроков уплаты налогоплательщик уплачивает пени. Сроки уплаты налога определяются календарной датой или окончанием периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно быть совершено.

Налоговые льготы предоставляются отдельным категориям налогоплательщиков и являются предусмотренными налоговым законодательством преимуществами по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог или уплачивать его в меньшем размере. Основания, порядок и условия применения льгот по налогам не могут носить индивидуального характера. Налогоплательщик вправе отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом Российской Федерации.

Источником уплаты налога признается источник финансовых средств, за счет которых будет производиться уплата исчисленного налога. Налоговым кодексом Российской Федерации предусматриваются такие источники уплаты налога, как доход, издержки и затраты и прибыль организации.

.Налоговые вычеты— законодательно определенные суммы, на которые налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога. Вычеты распространяются на суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории РФ, либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, в отношении товаров (работ, услуг).

Налоговый учет можно разделить на виды в зависимости от объектов налогового учета:

— налоговый учет организаций;

— налоговый учет физических лиц.

Налоговый учет можно также разделить на виды в зависимости от оснований постановки на учет. В соответствии с Налоговым кодексом, налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения организации (для физических лиц — по месту жительства, для предпринимателей без образования юридического лица — по месту нахождения, или по месту жительства), по месту нахождения обособленных подразделений, по месту нахождения недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению.

Данные налогового учета представляют собой коммерческую тайну, поэтому лица, виновные в ее разглашении, несут ответственность в соответствии с законом, т. е. обязаны возместить ущерб, причиненный таким разглашением. Если лица, виновные в разглашении тайны, — сотрудники налоговых органов, то к ним дополнительно будет применена дисциплинарная ответственность.

Требования к содержанию и периодичности представления информации налогового учета

Пользователи информации налогового учета и их интересы

В ст. 313 НК РФ установлено следующее:

1) налогоплательщик исчисляет налоговую базу по итогам каждого отчетного (налогового) периода на основе данных налогового учета;

2) налоговый учет — это система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с НК РФ;

3) в случае если в регистрах бухгалтерского учета содержится недостаточно информации для определения налоговой базы в соответствии с требованиями главы 25 НК РФ, налогоплательщик вправе самостоятельно дополнять применяемые регистры бухгалтерского учета дополнительными реквизитами, формируя тем самым регистры налогового учета, либо вести самостоятельные регистры налогового учета;

4) налоговый учет необходим налогоплательщику для формирования полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, которые осуществляются в течение отчетного (налогового) периода;

5) налоговый учет обеспечивает информацией внутренних и внешних пользователей для осуществления ими контроля за правильностью, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль;

6) так же как и учетная политика организации, порядок ведения налогового учета утверждается соответствующим приказом (распоряжением) руководителя организации и не подлежит изменению в течение налогового периода (за исключением случаев изменения законодательства о налоге на прибыль или применяемых методов учета).

К внутренним пользователям относятся собственники организации и управленческий персонал (топ-менеджеры и руководители среднего звена).

Внешних пользователей информации по налоговому планированию можно подразделить на пользователей с прямыми, косвенными финансовыми интересами и без финансового интереса.

Сторонними пользователями информации налогового планирования с прямыми финансовыми интересами выступают состоявшиеся или потенциальные инвесторы, поставщики и другие кредиторы. По ее данным делается вывод об инвестиционном потенциале предприятия.

К сторонним пользователям информации по налоговому планированию с косвенными финансовыми интересами относятся органы Федеральной налоговой службы. Налоговые органы имеют право получать не только отчетную информацию, но и другую учетную информацию, необходимую для проверки правильности начисления налогов. Учетная информация предоставляется также по требованию контролирующих органов, также аудиторам, осуществляющим по договору аудиторскую проверку.

К сторонним пользователям без финансового интереса относятся органы статистики, аудиторы и юристы консультанты.

Вместе с тем, очевидно, что результативность и эффективность принятия решений по налоговому планированию на уровне хозяйствующего субъекта зависят от многих факторов, причем не только информационного характера. В их числе виды обеспечения деятельности субъекта в условиях рынка: правовое, информационное, нормативное, техническое, кадровое и т.п. Важным элементом этой системы без сомнения служит информационное обеспечение процесса принятия решений по налоговому планированию, под которым следует понимать совокупность информационных ресурсов (информационную базу) и способов организации, необходимых и пригодных для реализации аналитических и управленческих процедур налогового планирования в отношении субъекта