Напряженность труда 2

Что такое напряженность труда

Напряженность труда (НТ) – характеристика рабочего процесса. Определяется на основании целого ряда критериев. Используется при аттестации рабочего места.

Что представляет собой напряжённость труда?

НТ – значение, отражающее нагрузку на ЦНС при исполнении должностных обязанностей. Показатель дает представление о нагрузке на нервную систему, эмоциональное состояние, органы чувств. Особенно он показателен для управленцев, пилотов и водителей. Представители этих профессий испытывают наибольшую нагрузку именно на ЦНС. Фактор физического утомления во внимание не принимается. Напряженность труда – это один из критериев при профессиональном отборе. Показатель также применяется при обустройстве комфортного рабочего места.

Классы напряжённости труда

Рассматривают три класса НТ:

  1. Оптимальный. Предполагает слабый показатель напряжённости труда. Такие условия обеспечивают наилучший уровень производительности.
  2. Допустимый. Предполагает среднюю ступень напряженности. Данные условия не противоречат нормативам. Предполагается, что накопленное напряжение будет устраняться в процессе выходных. НТ второго класса не должна причинять вред здоровью сотрудника в перспективе.
  3. Напряженный. Предполагает превышение установленных нормативов. Данная работа отличается наличием вредных производственных условий. Третий класс напряжённости труда – это неблагоприятное влияние на организм сотрудника в перспективе.

Третий класс подразделяется еще на три категории:

  • 3.1. Присутствуют отклонения от принятых нормативов. Они могут спровоцировать изменения обратимого характера, повышают риск развития болезней.
  • 3.2. Существующие вредные условия могут спровоцировать устойчивые нарушения. Есть высокий риск развития болезней, вероятность непродолжительной утраты трудоспособности. Возможно появление первой стадии профессиональной патологии.
  • 3.3. Отличается повышенным уровнем вредных воздействий. Существует очень высокая вероятность появления и развития патологий.

Класс напряженности влияет на организацию условий труда, обустройство рабочего места.

Разновидности нагрузок

Каждая из нагрузок характеризуется особыми критериями оценки.

Интеллектуальные нагрузки

Выделяют следующие показатели:

  • Отражает степень сложности деятельности сотрудника. К примеру, один работник занимается решением простой задачи, а другой – специализируется на сложных задачах без использования алгоритма. Работники, решающие простые задач, — это, например, уборщицы. Работники, решающие сложные задачи, — хирурги, сотрудники научных центров и т.д.
  • Восприятие данных и их оценка. Первый класс предполагает работу, при которой информация сопоставляется с нормами. К нему относятся, к примеру, машинисты. Второй класс – восприятие сведений с изменением действий (лаборанты, бухгалтеры). Третий класс – восприятие сведений, комплексный анализ всех параметров (руководители).
  • Количество функций, выполняемых одним сотрудником. Чем больше функций выполняет работник, тем более напряженным будет считаться его труд. Во внимание принимается характер функций: простые, сложные.
  • Характер работы. Низкая НТ – деятельность по индивидуальному плану, средний – труд по принятому графику. Повышенный показатель НТ предполагает работу в жестких временных рамках.

При оценке принимается во внимание целый комплекс параметров. Рассмотрим некоторые признаки усложненных задач:

  • В процессе применяются рассуждения.
  • Руководством поставлена общая цель.
  • При решении задачи требуется построить план.
  • Задача подразделяется на множество этапов.
  • Последовательность действий избирается работником.

Это характерные черты, присущие именно сложному труду.

Сенсорные нагрузки

Сенсорные нагрузки подразумевают нагрузку на органы чувств. Выделяются следующие параметры:

  • Продолжительность наблюдения. Выражается в процентном соотношении от длительности смены.
  • Частота поступающих сигналов (звуки, свет) за час. Наибольшая напряженность по данному параметру наблюдается у таких профессий, как авиадиспетчер, телеграфист.
  • Количество объектов, подлежащих одновременному наблюдению. Для каждой профессии число таких объектов будет разным. К примеру, для авиадиспетчеров предельное количество объектов составляет 13.
  • Размер предмета, подлежащего наблюдению. Чем меньше этот объект, тем больше нагрузка на глаза.
  • Труд с участием оптического оборудования (процент от общей длительности смены). Чем больше этот процент, тем выше нагрузка.
  • Наблюдение за экраном терминала (количество часов в день). Фиксируется продолжительность работы с экраном.
  • Нагрузка на слуховой анализатор. Находится в зависимости от разборчивости поступающих сигналов, наличия «белого шума». Также во внимание принимается уровень шума.
  • Нагрузка на голосовой аппарат. Подсчитывается количество часов, в которые сотрудник разговаривает (в связи с исполнением служебных обязанностей).

Большое количество параметров определяется в процентном соотношении.

К примеру, одна смена рабочего составляет 10 часов. Это 100%. Непосредственная нагрузка на глаза длится в течение 2 часов. То есть сенсорная нагрузка составляет 20% от смены.

Эмоциональные нагрузки

Различают следующие значения нагрузок:

  • Ответственность за итоги своего дела.
  • Степень риска для жизни сотрудника.
  • Ответственность за безопасность людей.

Наибольшие эмоциональные нагрузки фиксируются у крупных руководителей.

Монотонность нагрузок

Выделяют следующие параметры монотонности нагрузок:

  • Количество однообразных приемов для решения задачи.
  • Время на исполнение одного задания.
  • Длительность активных действий (в процентах от всей смены).
  • Монотонность процесса (предполагает длительность пассивного наблюдения).

Наибольшие нагрузки наблюдаются у участников конвейерного производства.

Режим работы

Можно выделить следующие параметры:

  • Фактическая длительность рабочего дня.
  • Сменность труда.
  • Наличие перерывов для отдыха сотрудника и их длительность.

Во внимание принимается, опять же, совокупность всех параметров.

Как оценить напряжённость труда?

Оценка напряжённости труда выполняется в соответствии со следующими принципами:

  • Рабочая специальность анализируется с точки зрения всех приведенных значений. Запрещено использовать приведенные показатели выборочно.
  • Класс условий труда находится по каждому из приведенных значений.
  • В том случае, если рабочая специальность лишена одного из параметров (к примеру, сотруднику не нужно наблюдать за экранами), по ней ставится 1 класс НТ. Просто пропустить параметр нельзя.

Рассмотрим критерии, по которым за специальностью закрепляется определенный класс:

  • 1 класс может быть присвоен только в том случае, если 17 и более показателей специальности получили аналогичный класс. Однако если присутствует одно значение, которое относится к 3-му классу, то 1 класс присвоен быть не может.
  • 2 класс присваивается только в том случае, если 6 и больше значений относятся ко второму классу, остальные – к первому. От 1 до 5 показателей могут получить класс 3.1 и 3.2.
  • 3 класс устанавливается, если 6 значений заслужили оценку 3.1, остальные – к 1 или 2 классу. Альтернативный вариант – 3-5 показателей относятся к классу 3.1, а от 1 до 3 значений – к классу 3.2.

Данные правила закреплены соответствующими гигиеническими нормативами.

Трудовой процесс, его тяжесть и напряженность

Трудовой процесс и производственная (рабочая) среда являются компонентами (составляющими) производственной деятельности, определение которой дано в ст. 209 Трудового кодекса РФ.

Производственная деятельность – это совокупность действий работ­ников с применением средств труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, включающих в себя производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание раз­личных видов услуг.

Суть трудового процесса заключается в воздействии работников на предметы труда с целью изготовления продукции, выполнения работ, оказания услуг, сопровождаемых затратами физической и нервной энергии.

Трудовой процесс включает в себя элементы, т.е. операции, приемы, действия, движения и факторы – тяжесть труда и напряженность труда.

  • Трудовая операция – это законченная часть технологического процесса, выполняемая на одном рабочем месте одним работником или группой работающих и включающая все их действия по выполнению единицы заданной работы над одним предметом труда.
  • Трудовой прием – это законченное действие работника в процессе выполнения операции, имеющее четкое целевое назначение. Трудовые приемы в свою очередь могут быть расчленены на трудовые действия.
  • Трудовое действие – это совокупность трудовых движений, совершаемых без перерыва рабочими органами трудящегося для выполнения части приема.
  • Трудовое движение – это однократное перемещение рук, ног, пальцев и туловища работника при выполнении трудового действия.

Эффективность и качество трудового процесса во многом зависят от методов труда.

Метод труда – это способ выполнения производственного задания, характеризующийся совокупностью определенных трудовых приемов и последовательностью их выполнения.

Степень рациональности методов труда, применяемых различными исполни­телями при выполнении аналогичных трудовых операций, зависит от их мастерства, производственных навыков и сноровки, организации рабочих мест и других факторов.

Критерием оптимальности трудовых процессов являются высокая производительность труда при полном использовании оборудования, соблюдении установленных требований к качеству продукции (работ, услуг), выполнении требований охраны труда, а также правильное сочетание элементов физического и умствен­ного труда, способствующее повышению удовлетворенности трудовой деятельностью.

Категория работ по тяжести (ГОСТ 12.1.005-88)

Категория работ Энергозатраты
Ватт Ккал/час
Легкие: Iа Iб Средней тяжести: IIа IIб Тяжелые III До 139 140 – 174 175 – 232 233 – 290 Более 290 До 120 121 – 150 151 – 200 201 – 250 Более 250

К категории Iа относятся работы, выполняемые сидя и сопровождаются незначительным физическим напряжением (профессии сферы управления, швейного и часового производства).

К категории Iб относятся работы, выполняемые сидя или связанные с ходьбой и сопровождающиеся некоторым физическим напряжением (ряд профессий на предприятиях связи, контролеры, мастера).

К категориям IIа относятся работы, связанные с постоянной ходьбой, перемещением мелких (до 1 кг) изделий или предметов в положении стоя или сидя и требующие незначительного физического напряжения (ряд профессий в прядильно-ткацком производстве, механосборочных цехах).

К категории IIб относятся работы, связанные с ходьбой и перемещением грузов массой до 10 кг и сопровождающиеся умеренным физическим напряжением (ряд профессий машиностроения, металлургии).

К категории III относятся работы, связанные с постоянными передвижениями, перемещением и переноской значительных (более 10 кг) тяжести и требующие значительных физических усилий (ряд профессий с выполнением ручных операций металлургических, машиностроительных, горнодобывающих предприятий).

Чем выше категория выполняемой работы, тем больше нагрузка на опорно-двигательную, дыхательную и сердечно-сосудистую системы. Так частота сердечных сокращений, которая в состоянии покоя составляет 65 – 70 сокращений в минуту, при выполнении тяжелых работ может возрасти до 150 – 170. Легочная вентиляция так же, как и частота сердечных сокращений повышается пропорционально увеличению интенсивности выполняемой работы. Вентиляция легких, которая составляет 6 – 8 литров воздуха в минуту в состоянии покоя, во время тяжелой физической работы может достигать – 100 и более литров в минуту. Во время интенсивной работы происходят изменения и некоторых других функций организма.

Умственная деятельность человека определяется в основном участием в трудовом процессе центральной нервной системы и органов чувств. При умственной работе уменьшается частота сердечных сокращений, повышается кровяное давление, ослабляются обменные процессы, уменьшается обеспечение кровью конечностей и брюшной полости, в то же время увеличивается поступление крови в мозг (в 8 – 10 раз по сравнению с состоянием покоя). Умственная деятельность очень тесно связана с работой органов чувств, в первую очередь органов зрения и слуха. По сравнению с физической деятельностью в отдельных видах умственной деятельности (работа конструкторов, операторов ЭВМ, учащихся и учителей) напряженность органов чувств увеличивается в 5 – 10 раз. Это предопределяет более жесткие требования к нормированию уровней шума, вибрации, освещенности именно при умственной деятельности.

Невзирая на существенные отличия, разделения трудовой деятельности на физическую и умственную достаточно условно. С развитием науки и техники, автоматизации и механизации трудовых процессов, граница между ними все больше сглаживается.

При интенсивной, продолжительной или монотонной работе может наступить утомление, для которого характерным является снижение работоспособности. Под утомлением понимают совокупность временных изменений в физиологическом и психическом состоянии человека, развивающихся в результате напряженной и продолжительной деятельности и ведущих к ухудшению ее количественных и качественных показателей, сопровождающиеся чувством усталости. Утомление является защитной реакцией, которая направлена против истощения функционального потенциала организма человека. После отдыха утомление исчезает, а работоспособность восстанавливается. Утомление может возникнуть как при интенсивной физической, так и при умственной деятельности, хотя при последней оно менее заметно.

Важно, чтобы утомление, накапливаясь, не перешло в переутомление, поскольку при последнем возможны патологические изменения в организме человека и развитие заболеваний нервной системы.

Трудовую деятельность можно рассматривать в двух аспектах: с точки зрения трудовой нагрузки, выполняемой человеком при данном виде работы, и, с другой стороны, — функционального напряжения организма как интегрального ответа организма человека на нагрузку.
Трудовая нагрузка представляет собой совокупность факторов трудового процесса, выполняемого в определенных условиях производственной среды. В зависимости от особенностей факторов трудовая нагрузка по-разному влияет на организм человека, на те или иные функциональные системы, определяя величину и направленность их функционирования. При определенных условиях уровни факторов трудового процесса могут быть расценены как опасные и вредные.
Согласно ГОСТ 12.0.003-74 (с 1 марта 2017 года вступает в действие ГОСТ 12.0.003-2015), факторы, обусловленные особенностями характера и организации и организации труда работающих, параметров рабочего места и оборудования, выделяют в комплекс так называемых психофизиологически опасных и вредных производственных факторов.
Они могут оказывать неблагоприятное воздействие на функциональное состояние организма человека, его самочувствие, эмоциональную и интеллектуальную сферы и приводить к стойкому снижению работоспособности и (или) нарушению состояния здоровья работающих.
По характеру действия психофизиологические ОВПФ (опасные вредные производственные факторы) делятся на физические (статические и динамические) перегрузки и нервно-психические перегрузки (умственное перенапряжение, перенапряжение анализаторов, монотонность труда, эмоциональные перегрузки).
Психофизиологические ОВПФ могут быть охарактеризованы параметрами трудовых (рабочих) нагрузок и (или) показателями воздействия этих нагрузок на человека. Соответственно этому в номенклатуру включены как параметры физических и нервно-психических перегрузок – параметры трудовой деятельности, так и показатели их воздействия на функциональное состояние организма человека при работе, его самочувствие.
Существующие в условиях современного производства технологические процессы предъявляют высокие требования к органу зрения работающих. Под контролем зрения находится сейчас до 90% всех трудовых операций. Миниатюризация и микроминиатюризация элементов, характерная для многих отраслей промышленности, внедрение новых видов оборудования, технологий и компьютерных систем управления обуславливает повышенное напряжение зрительного анализатора. Контингент лиц, выполняющих работу на пределе разрешающей способности глаз, с применением оптических средств, средств отображения информации, постоянно возрастает.
В соответствии с «Руководством по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий трудаP 2.2.2006—05», параметры трудового процесса (тяжести и напряженности труда) по степени влияния на функциональное состояние и здоровье работающих относят к трем классам:
Оптимальные условия труда (1 класс) — условия, при которых сохраняется здоровье работника и создаются предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности. Оптимальные нормативы факторов рабочей среды установлены для микроклиматических параметров и факторов трудовой нагрузки. Для других факторов за оптимальные условно принимают такие условия труда, при которых вредные факторы отсутствуют либо не превышают уровни, принятые в качестве безопасных для населения.
Допустимые условия труда (2 класс) характеризуются такими уровнями факторов среды и трудового процесса, которые не превышают установленных гигиенических нормативов для рабочих мест, а возможные изменения функционального состояния организма восстанавливаются во время регламентированного отдыха или к началу следующей смены и не оказывают неблагоприятного действия в ближайшем и отдаленном периоде на состояние здоровья работников и их потомство. Допустимые условия труда условно относят к безопасным.
Вредные условия труда (3 класс) характеризуются наличием вредных факторов, уровни которых превышают гигиенические нормативы и оказывают неблагоприятное действие на организм работника и/или его потомство.
1 степень 3 класса (3.1) — условия труда характеризуются такими отклонениями уровней вредных факторов от гигиенических нормативов, которые вызывают функциональные изменения, восстанавливающиеся, как правило, при более длительном (чем к началу следующей смены) прерывании контакта с вредными факторами и увеличивают риск повреждения здоровья;
2 степень 3 класса (3.2) — уровни вредных факторов, вызывающие стойкие функциональные изменения, приводящие в большинстве случаев к увеличению профессионально обусловленной заболеваемости (что может проявляться повышением уровня заболеваемости с временной утратой трудоспособности и, в первую очередь, теми болезнями, которые отражают состояние наиболее уязвимых для данных факторов органов и систем), появлению начальных признаков или легких форм профессиональных заболеваний (без потери профессиональной трудоспособности), возникающих после продолжительной экспозиции (часто после 15 и более лет).
Методика оценки тяжести трудового процесса
Тяжесть трудового процесса оценивают по ряду показателей, выраженных в эргометрических величинах, характеризующих трудовой процесс, независимо от индивидуальных особенностей человека, участвующего в этом процессе. Основными показателями тяжести трудового процесса являются:
• физическая динамическая нагрузка;
• масса поднимаемого и перемещаемого груза вручную;
• стереотипные рабочие движения;
• статическая нагрузка;
• рабочая поза;
• наклоны корпуса;
• перемещение в пространстве.
Каждый из перечисленных показателей может быть количественно измерен и оценен в соответствии с методикой, разделом 5.10 и табл. 17 руководства Р 2.2.2006-05.
При выполнении работ, связанных с неравномерными физическими нагрузками в разные смены, оценку показателей тяжести трудового процесса (за исключением массы поднимаемого и перемещаемого груза и наклонов корпуса), следует проводить по средним показателям за 2—3 смены. Массу поднимаемого и перемещаемого вручную груза и наклоны корпуса следует оценивать по максимальным значениям.
Методика оценки напряженности трудового процесса
Напряженность трудового процесса оценивают в соответствии с настоящими «Гигиеническими критериями оценки условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса».
Оценка напряженности труда профессиональной группы работников основана на анализе трудовой деятельности и ее структуры, которые изучаются путем хронометражных наблюдений в динамике всего рабочего дня, в течение не менее одной недели. Анализ основан на учете всего комплекса производственных факторов (стимулов, раздражителей), создающих предпосылки для возникновения неблагоприятных нервно-эмоциональных состояний (перенапряжения). Все факторы (показатели) трудового процесса имеют качественную или количественную выраженность и сгруппированы по видам нагрузок: интеллектуальные, сенсорные, эмоциональные, монотонные, режимные нагрузки.
С 2017 года начинается цикл обучения по оценке тяжести и напряженности трудового процесса.
Что входит в цикл?
— нормативные документы и нормируемые значения по оценке тяжести и напряженности трудового процесса;
— Методика измерений показателей тяжести и напряженности трудового процесса;
— Рабочие средства измерений;
-Расчет и оформление результатов измерений;
— Заключение (выводы) по результатам измерений;
— Разработка рекомендаций по улучшению условий труда по показателям тяжести и напряженности трудового процесса.
Для получения дополнительной информации пишите Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..
Обучение производится в государственном образовательном учреждении.

Интеллектуальные нагрузки.

⇐ Предыдущая123

Интеллектуальные нагрузки включают в себя следующие пункты:

— содержание работы указывает на степень сложности выполнения задания: от решения простых задач до творческой ( эвристической) деятельности с решением сложных заданий при отсутствии алгоритма. 1 класс — решение наиболее простых задач, 2 класс – решение простых задач, но уже с выбором (по инструкции), сложные за дачи, решаемые по известному алгоритму – класс 3.1. Наиболее сложная по содержанию работа, требующая в той или иной степени эвристической (творческой) деятельности относиться к классу 3.2.

— восприятие сигналов ( информации ) и их оценка – по данному фактору трудового процесса восприятие сигналов (информации) с последующей коррекцией действий и выполняемых операций относится ко 2 – му классу. Восприятие сигналов с последующим сопоставлением фактических знаний параметров (информации) с их номинальными требуемыми уровнями отмечается в классе 3.1. В том случае, когда трудовая деятельность требует восприятия сигналов с последующей комплексной оценкой всех производственных параметров (информации), то труд по напряженности относится к классу 3.2.

— распределение функций по степени сложности задания. Любая трудовая деятельность характеризуется распределением функций между работниками. Соответственно, чем больше возложено функциональных обязанностей на работника, тем выше напряженность его труда. Так , трудовая деятельность, содержащая простые функции, направленные на обработку и выполнения конкретного задания, не приводит к значительной напряженности труда – 1 класс. Напряженность возрастает, когда осуществляется обработка, выполнение с последующей проверкой выполнения задания – класс 2. Обработка, проверка и, кроме того, контроль за выполнением задания указывает на большую степень сложности выполняемых функций работником – класс 3.1.

— характер выполняемой работы – в этом случае, когда работа выполняется по индивидуальному плану, то уровень напряженности труда невысока (1 класс). Если работа протекает по строго установленному графику с возможной его коррекцией по мере необходимости, то напряженность повышается (2 класс). Еще большая напряженность труда характерна, когда работа выполняется в условиях дефицита времени (класс 3.1). Наибольшая напряженность (класс 3.2) характеризуется работой в условиях дефицита времени и информации. При этом отмечается высокая ответственность за конечный результат работы.

Сенсорные нагрузки.

Сенсорные нагрузки включают в себя следующие пункты:

— длительность сосредоточенного наблюдения (в % от времени смены) – чем больше процент времени отводится в течении смены на сосредоточенное наблюдение, тем выше напряженность. Более 75% смены – класс 3.2, 51 – 75% — класс 3.1, от 26 до 52% — класс 2, 1 класс – до 25%.

— плотность сигналов (световых, звуковых) и сообщений в среднем на 1 час работы – количество воспринимаемых и передаваемых сигналов (сообщений, распоряжений) позволяет оценить занятость, специфику деятельности работника. Чем больше число поступающих и передаваемых сигналов или сообщений, тем выше информационная нагрузка, приводящая к возрастанию напряженности. По форме (или способу) предъявления информации сигналы могут подаваться со специальных устройств (световые, звуковые сигнальные устройства, шкала приборов, таблицы, графики и диаграммы, символы, текст, формулы и т.д.) и при речевом сообщении (по телефону и радио фону, при непосредственном прямом контакте работников).

— число производственных объектов единовременного наблюдения – указывает, что с увелечением числа объектов одновременного наблюдения возрастает напряженность труда.

— размер объекта различения при длительности сосредоточенного внимания (% от времени смены). Чем меньше размер рассматриваемого предмета (изделия, детали, цифровой или буквенной информации ит.п.) и чем продолжительнее время наблюдения, тем выше нагрузка на зрительный анализатор. Соответственно возрастает класс напряженности труда.

— работа с оптическими приборами (микроскоп, лупа и т.д.) при длительности сосредоточенного наблюдения (% от времени смены). На основе хронометражного наблюдения определяется время (часы, минуты) работы за оптическим прибором. Продолжительность рабочего дня применяется за 100%, а время фиксированного взгляда с использованием микроскопа, лупы переводится в проценты – чем больше процент времени, тем больше нагрузка, приводящая к развитию напряжения зрительного анализатора.

— наблюдения за экраном видеотерминалом (часы в смену). Согласно этому показателю фиксируется время (часы, минуты) непосредственной работы пользователя ВДТ с экраном дисплея в течении всего рабочего дня при вводе данных, редактирования текста или программ, чтении информации буквенной, цифровой, графической с экрана. Чем длительнее время фиксации взора на экран, тем больше нагрузка на зрительный анализатор и тем выше напряженность труда.

— нагрузка на слуховой анализатор. Степень напряжения слухового анализатора определяется по зависимости разборчивости слов в процентах от соотношения между уровнем интенсивности речи и «белого» шума. Когда помех нет, разборчивость слов равна 100% — 1 класс. Ко 2 – му классу относятся случаи, когда уровень речи превышает шут на 10-15 дБА и соответствует разборчивости слов, равной 90-70% или на расстоянии до 3,5м и т.д.

— нагрузка на голосовой аппарат (суммарное количество часов наговариваемых в неделю). Степень напряжения голосового аппарата зависит от продолжительности речевых нагрузок. Перенапряжении голоса наблюдается при длительной. Без отдыха голосовой деятельности.

Эмоциональные нагрузки.

К эмоциональным нагрузкам относятся следующие пункты:

— степень ответственности за результат собственной деятельности. значимость ошибки – указывает, в какой мере работник может влиять на результат собственного труда при различных уровнях сложности осуществляемой деятельности.

— степень риска для собственной жизни и степень ответственности за безопасность других лиц отражают факторы эмоционального значения.

Монотонность нагрузок.

К монотонным нагрузкам относятся:

— число элементов (приемов), необходимых для реализации простого задания или многократно повторяющихся операций – чем меньше число выполняемых приемов, тем выше напряженность труда, обусловленная многократными нагрузками.

— продолжительность (в сек.) выполнения простых производственных заданий или повторяющихся операций – чем короче время, тем соответственно, выше монотонность нагрузок.

— время активных действий (в % к продолжительности смены). Наблюдение за ходом технологического процесса не относится к «активным действиям «. Чем меньше время выполнения активных действий и больше время наблюдения за ходом производственного процесса, тем, соответственно выше монотонность нагрузок.

— монотонность производственной обстановки (время пассивного наблюдения за ходом техпроцесса в % от времени смены) – чем больше время пассивного наблюдения за ходом технологического процесса, тем более монотонной работы.

Режим работы.

В режим работы входят следующие пункты:

— фактическая продолжительность рабочего дня – выделен в самостоятельную рубрику в отличии от других классификаций. Это связанно с тем, что независимо от смен и ритма работы в производственных условиях фактическая продолжительность рабочего дня колеблется от 6 – 8 часов до 12 часов и более.

— сменность работы определяется на основании внутрипроизводственных документов, регламентирующих распорядок труда на данном предприятии, организации. Самый высокий класс 3.2 – нерегулярная сменность с работой в ночное время.

— наличие регламентированных перерывов и их продолжительность (без обеденного перерыва). При надлежащей организацией труда введение регламентированных перерывов на отдых в счет рабочего времени способствует улучшению функционального состояния организма работника и обеспечивает высокую производительность его труда.