Нарушение правил торговли

Глава 14. Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности и деятельности саморегулируемых организаций (ст.ст. 14.1 — 14.64)

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 7 июня 2013 г. N 113-ФЗ наименование главы 14 настоящего Кодекса изложено в новой редакции, вступающей в силу по истечении одного года со дня официального опубликования названного Федерального закона

См. текст наименования в предыдущей редакции

Глава 14. Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности и деятельности саморегулируемых организаций

ГАРАНТ:

О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении арбитражными судами дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 14 настоящего Кодекса, см. Обзор судебной практики, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 6 декабря 2017 г.

О применении главы 14 настоящего Кодекса см. постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 октября 2006 г. N 18

Кодекс дополнен статьей 14.1.4 с 1 июля 2020 г. — Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. N 451-ФЗ (в редакции Федерального закона от 25 декабря 2018 г. N 484-ФЗ)

См. будущую редакцию

Глава 14 дополнена статьей 14.65 с 1 июня 2020 г. — Федеральный закон от 16 октября 2019 г. N 338-ФЗ

См. будущую редакцию

  • Статья 14.1. Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии)
  • Статья 14.1.1. Незаконные организация и проведение азартных игр
  • Статья 14.1.1-1. Нарушение организаторами азартных игр в букмекерской конторе и тотализаторе требований к заключению пари на официальные спортивные соревнования и проведению других азартных игр
  • Статья 14.1.2. Осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта без лицензии
  • Статья 14.1.3. Осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами без лицензии
  • Статья 14.2. Незаконная продажа товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена
  • Статья 14.3. Нарушение законодательства о рекламе
  • Статья 14.3.1. Спонсорство табака, стимулирование продажи табака, табачной продукции или табачных изделий и (или) потребления табака либо реклама табака, табачной продукции, табачных изделий или курительных принадлежностей
  • Статья 14.4. Продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг ненадлежащего качества или с нарушением установленных законодательством Российской Федерации требований
  • Статья 14.4.1. Нарушение требований законодательства в области технического осмотра транспортных средств
  • Статья 14.4.2. Нарушение законодательства об обращении лекарственных средств
  • Статья 14.4.3. Незаконная реализация билетов, абонементов и экскурсионных путевок на проводимые организациями исполнительских искусств и музеями зрелищные мероприятия
  • Статья 14.5. Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг при отсутствии установленной информации либо неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники
  • Статья 14.6. Нарушение порядка ценообразования
  • Статья 14.7. Обман потребителей
  • Статья 14.8. Нарушение иных прав потребителей
  • Статья 14.9. Ограничение конкуренции органами власти, органами местного самоуправления
  • Статья 14.9.1. Нарушение порядка осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства
  • Статья 14.10. Незаконное использование средств индивидуализации товаров (работ, услуг)
  • Статья 14.11. Незаконное получение кредита или займа
  • Статья 14.12. Фиктивное или преднамеренное банкротство
  • Статья 14.13. Неправомерные действия при банкротстве
  • Статья 14.14. Воспрепятствование должностными лицами кредитной или иной финансовой организации осуществлению функций временной администрации
  • Статья 14.15. Нарушение правил продажи отдельных видов товаров
  • Статья 14.15.1 (утратила силу)
  • Статья 14.15.2. Незаконная реализация входных билетов на матчи чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года или документов, дающих право на их получение
  • Статья 14.15.3. Реализация поддельных входных билетов на матчи чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года или поддельных документов, дающих право на получение входных билетов на матчи чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года
  • Статья 14.16. Нарушение правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции
  • Статья 14.17. Нарушение требований к производству или обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции
  • Статья 14.17.1. Незаконная розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции физическими лицами
  • Статья 14.17.2. Незаконное перемещение физическими лицами алкогольной продукции
  • Статья 14.17.3. Производство и (или) оборот порошкообразной спиртосодержащей продукции
  • Статья 14.18. Использование этилового спирта, произведенного из непищевого сырья, спиртосодержащей непищевой продукции, фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола) для производства алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции
  • Статья 14.19. Нарушение государственного учета в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции
  • Статья 14.20. Нарушение законодательства об экспортном контроле
  • Статья 14.21. (утратила силу)
  • Статья 14.22. (утратила силу)
  • Статья 14.23. Осуществление дисквалифицированным лицом деятельности по управлению юридическим лицом
  • Статья 14.24. Нарушение законодательства об организованных торгах
  • Статья 14.25. Нарушение законодательства о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
  • Статья 14.25.1. Нарушение юридическим лицом обязанностей по установлению и представлению информации о своих бенефициарных владельцах
  • Статья 14.26. Нарушение правил обращения с ломом и отходами цветных и черных металлов и их отчуждения
  • Статья 14.27. Нарушение законодательства о лотереях
  • Статья 14.28. Нарушение требований законодательства об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости
  • Статья 14.28.1. Неисполнение обязанности по ведению реестра членов жилищно-строительного кооператива, осуществляющего строительство многоквартирного дома
  • Статья 14.29. Незаконное получение или предоставление кредитного отчета
  • Статья 14.30. Нарушение установленного порядка сбора, хранения, защиты и обработки сведений, составляющих кредитную историю
  • Статья 14.31. Злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке
  • Статья 14.31.1 (утратила силу)
  • Статья 14.31.2. Манипулирование ценами на оптовом и (или) розничных рынках электрической энергии (мощности)
  • Статья 14.32. Заключение ограничивающего конкуренцию соглашения, осуществление ограничивающих конкуренцию согласованных действий, координация экономической деятельности
  • Статья 14.33. Недобросовестная конкуренция
  • Статья 14.34. Нарушение правил организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках
  • Статья 14.35. Нарушение законодательства о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и кадастровой деятельности
  • Статья 14.36. Непредставление или несвоевременное представление документов о споре, связанном с созданием юридического лица, управлением им или участием в нем
  • Статья 14.37. Нарушения требований к установке и (или) эксплуатации рекламной конструкции
  • Статья 14.38. Размещение рекламы на дорожных знаках и транспортных средствах
  • Статья 14.39. Нарушение требований законодательства о предоставлении гостиничных услуг
  • Статья 14.40. Нарушение антимонопольных правил, установленных федеральным законом, при осуществлении торговой деятельности
  • Статья 14.41. Нарушение установленных федеральным законом требований по предоставлению информации об условиях заключения договора поставки продовольственных товаров при осуществлении торговой деятельности
  • Статья 14.42. Нарушение установленных федеральным законом требований к условиям заключения договора поставки продовольственных товаров при осуществлении торговой деятельности
  • Статья 14.43. Нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов
  • Статья 14.43.1. Нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя) или продавцом требований технического регламента о требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту
  • Статья 14.44. Недостоверное декларирование соответствия продукции
  • Статья 14.45. Нарушение порядка реализации продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия
  • Статья 14.46. Нарушение порядка маркировки продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия
  • Статья 14.46.1. Нарушение обязательных требований к маркировке пищевой продукции, полученной с применением генно-инженерно-модифицированных организмов или содержащей такие организмы
  • Статья 14.46.2. Непринятие изготовителем (исполнителем, продавцом, лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя) мер по предотвращению причинения вреда при обращении продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов
  • Статья 14.47. Нарушение правил выполнения работ по сертификации
  • Статья 14.48. Представление недостоверных результатов исследований (испытаний)
  • Статья 14.49. Нарушение обязательных требований в отношении оборонной продукции (выполняемых работ, оказываемых услуг)
  • Статья 14.50. Неисполнение обязанностей и требований при осуществлении внешнеторговых бартерных сделок
  • Статья 14.51. Нарушение законодательства Российской Федерации о туристской деятельности
  • Статья 14.52. Нарушение саморегулируемой организацией обязанностей по раскрытию информации
  • Статья 14.52.1. Нарушение саморегулируемой организацией арбитражных управляющих и ее должностными лицами требований федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, федеральных стандартов, стандартов и правил профессиональной деятельности арбитражных управляющих
  • Статья 14.53. Несоблюдение ограничений и нарушение запретов в сфере торговли табачной продукцией и табачными изделиями
  • Статья 14.54. Нарушение установленного порядка проведения специальной оценки условий труда
  • Статья 14.55. Нарушение условий государственного контракта по государственному оборонному заказу либо условий договора, заключенного в целях выполнения государственного оборонного заказа
  • Статья 14.55.1. Ликвидация или перепрофилирование головным исполнителем без согласования с государственным заказчиком производственных мощностей, обеспечивающих поставки продукции по государственному оборонному заказу
  • Статья 14.55.2. Действия (бездействие) головного исполнителя, исполнителя, которые приводят или могут привести к необоснованному завышению цены продукции по государственному оборонному заказу, неисполнению либо ненадлежащему исполнению государственного контракта по государственному оборонному заказу
  • Статья 14.56. Незаконное осуществление профессиональной деятельности по предоставлению потребительских займов
  • Статья 14.57. Нарушение требований законодательства о защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности
  • Статья 14.58. Осуществление проката фильма и (или) показа фильма без прокатного удостоверения на фильм
  • Статья 14.59. Нарушение экспертной организацией требований законодательства Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации
  • Статья 14.60. Нарушение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем требований законодательства Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации
  • Статья 14.61. Нарушение установленного порядка предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), газа, тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, сопряженное с неисполнением (ненадлежащим исполнением) обязательств по их оплате
  • Статья 14.62. Деятельность по привлечению денежных средств и (или) иного имущества
  • Статья 14.63. Нарушение саморегулируемой организацией в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования или строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства порядка предоставления документов и сведений в целях ведения государственного реестра указанных саморегулируемых организаций
  • Статья 14.64. Нарушение саморегулируемой организацией в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования или строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства требований законодательства о градостроительной деятельности о хранении документов

<< Статья 13.40.
Неисполнение обязанностей оператором поисковой системы
Статья 14.1. >>
Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии)
Содержание
Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ)

Уральский контроль » Книга отзывов и предложений Свердловской области » Административная ответственность продавца
Подписаться на новости

Главная / Уральский контроль/ Книга отзывов и предложений Свердловской области/ Административная ответственность продавца

Какую административную ответственность может понести продавец и его должностные лица, если не отреагируют должным образом на Вашу жалобу в Книге отзывов и предложений?

Административная ответственность продавца за нарушения прав потребителей предусмотрена Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации (КоАП РФ). Административные санкции применяются в виде административных штрафов или приостановки деятельности продавца на срок до 90 суток. Последняя санкция может, например, применяться к продавцу, если он реализует пищевые продукты, которые несут угрозу жизни и здоровью, например, просроченные или фальсифицированные (о фальсификации, например, молочных продуктов можно посмотреть здесь).

Как видим, у каждого продавца есть достаточно серьезные стимулы для того, чтобы самым внимательным образом относиться к жалобам потребителей, а также оперативно устранять выявленные недостатки. И не доводить ситуацию до возбуждения дел об административном правонарушении и взыскания штрафов.

Административные санкции налагаются на продавцов и их должностных лиц постановлениями административных органов или решениями судов. К административной ответственности продавцов можно привлекать на основе любых фактических данных (статья 26.2 КоАП РФ). Это означает, что если, например, потребитель вместе с жалобой на продавца, которую он направляет в территориальный орган Роспотребнадзора, предоставит административному органу соответствующие юридически значимые факты (документы), то уже на основании одних только этих фактов в отношении продавца может быть возбуждено дело об административном правонарушении.

Доказательства вины продавца могут быть получены территориальным органом Роспотребнадзора или общественной организацией по защите прав потребителей также в ходе своих проверок, назначенных на основании поступившей жалобы от потребителя.

Какая же конкретно административная ответственность наступает для продавца и его должностных лиц в тех случаях, когда они нарушают нормативные требования к ведению Книги отзывов и предложений?

Нарушение требований Инструкции по ведению Книги жалоб и предложений относится к числу нарушений Правил продажи отдельных видов товаров. В соответствии со статьей 14.15 КоАП РФ это влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц − от одной тысячи до трех тысяч рублей; на юридических лиц − от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей. Понятно, что даже если на первый раз продавцу вынесли предупреждение, то при повторном и тем более неоднократном нарушении нормативных требований данного продавца и его должностных лиц ожидают уже административные штрафы.

Однако это еще далеко не все административные санкции, которые государственный орган по итогам своей внеплановой проверки может наложить на недобросовестного продавца. Ведь жалобы потребителей и их законное недовольство действиями данного недобросовестного продавца могут иметь различные причины. Соответствующие правонарушения могут быть выявлены в ходе внеплановых проверок или административных расследований, которые государственные надзорные органы проводят по жалобам потребителей, если продавец по этим жалобам не принял необходимых мер.

В соответствии со статьей 14.4 КоАП РФ, продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг ненадлежащего качества или с нарушением установленных законодательством Российской Федерации требований влечет наложение административного штрафа до 50 тыс. рублей. Полный текст статьи 14.4 КоАП РФ приведен .

За нарушения порядка ценообразования налагается административный штраф до 100 тыс. рублей (статья 14.6 КоАП РФ).

За обман потребителей и введение потребителей в заблуждение относительно потребительских свойств или качества товара (работы, услуги) налагается штраф до 500 тыс. рублей (статья 14.7 КоАП РФ).

За нарушения иных прав потребителей налагается штраф до 50 тыс. рублей (статья 14.8 КоАП РФ). Здесь закон защищает права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы. Нарушением также считается непредоставление потребителю льгот и преимуществ, установленных законом, неисполнение обязанности по обеспечению возможности оплаты товаров (работ, услуг) путем наличных расчетов или с использованием национальных платежных инструментов в рамках национальной системы платежных карт по выбору потребителя.

За нарушение требований технических регламентов (т.е. требований к безопасности продукции) предусмотрено наложение штрафов до 1 млн. рублей или приостановка деятельности продавца на срок до 90 суток (статья 14.43 КоАП РФ).

Нарушения порядка реализации продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, влечет наложение штрафа до 300 тыс. рублей (статья 14.45 КоАП РФ).

Нарушение порядка маркировки продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, влечет наложение штрафа до 1 млн. рублей (статья 14.46 КоАП РФ).

Нарушение обязательных требований к маркировке пищевой продукции, полученной с применением генно-инженерно-модифицированных организмов или содержащей такие организмы, влечет наложение штрафа до 300 тыс. рублей (статья 14.46.1 КоАП РФ).

Таким образом, хорошо видно, что для любого продавца гораздо выгоднее внимательно и ответственно отнестись к Вашей жалобе, которую Вы записали ему в Книгу отзывов и предложений в магазине, чем дожидаться внеплановых внезапных проверок государственных надзорных органов или органов общественного контроля по жалобам потребителей. Ведь эти проверки могут не только подтвердить обоснованность Вашей конкретной жалобы, но и попутно показать наличие и других правонарушений, допускаемых данным продавцом.

← Вернуться

Ежедневно миллионы людей совершают покупки на рынке или в магазине. Процесс это обыденный, пока не выходит за рамки закона. Постараемся рассмотреть детально, а что будет за нарушение правил торговли, установленных в нормативных актах. Кто и в какой мере понесет за это ответственность

Основные положения

Читайте: Чем грозит незаконная продажа товаров?

Когда говорят о нарушении правил торговли, то в первую очередь подразумевают, что связаны они с Правилами продажи № 55 от 1998 г. Данный документ дает в первую очередь объяснения основным понятиям, которые используются при разборе факта правонарушения в сфере продаж.

Покупателем в данном случае именуется физическое лицо, которое приобретает товары для личного пользования. Если покупка совершается с целью использовать товар в предпринимательской деятельности, то при нарушениях этот процесс регулируется иными нормативными актами.

Продавцом же считается юридическое лицо или ИП, которые занимаются своей торговой деятельностью согласно договору розничной купли-продажи.

Правом осуществлять контроль над деятельностью продавца наделено обширное количество государственных структур. Они же имеют право инициировать возбуждение дел против нарушителей. К категории контролирующих органов относят Роспотребнадзор, Государственную противопожарную службу, федеральные органы исполнительной власти (например, полицию), ФНС, Службу по труду и занятости и пр. структуры.

Следствием нарушений в сфере торговли, чаще всего, становится административная ответственность. Но при серьезных противоправных действиях провинившиеся подпадают под действие УК РФ.

Административные правонарушения

Чтобы продавец был привлечен к административной ответственности, необходимо наличие ряда обязательных факторов:

  • Сам противоправный проступок существенный, но не настолько серьезный, чтобы виновное лицо привлекалось к уголовной ответственности;
  • Обязательно наличие лица, которому можно предъявить обвинения в нарушении правил и контролирующего органа, который эти нарушения выявил.

При их наличии открывается административное производство, для которого характерны следующие черты:

  • Дело о правонарушении рассматривается во внесудебном порядке (статья 194 ГК РФ);
  • Само административное производство занимает небольшой промежуток времени и заканчивается наложением таких мер взыскания, как:
  1. Штрафные санкции;
  2. Предупреждение ответственному лицу;
  3. Выдворение за пределы РФ (для иностранных граждан);
  4. Приостановление деятельности;
  5. Дисквалификация;
  6. Принудительные общественные работы;
  7. Конфискация орудия, коим осуществлялось правонарушение.

Если сравнивать уголовные преступления и административные правонарушения, то последние причиняют намного менее существенный материальный вред (или не причиняют его вовсе).

Сроки

Административный проступок должен повлечь наказание не позднее 2 месяцев после его совершения. Если речь идет о деянии, которое укладывается в длительные временные рамки, то здесь взыскание допустимо осуществлять в течение 2 месяцев с момента установления факта совершения административного нарушения.

Виды административных правонарушений в торговле

Если контролирующий орган выявит противоправное деяние в сфере торговли, подпадающее под категорию административного, то за этим последует наложение мер взыскания. Рассмотрим самые распространенные виды правонарушений.

Вид правонарушения

Мера наказания

Продажа продукции, которая не отвечает требованиям установленных стандартов качества (это относится и к предоставлению услуг). Штрафные санкции. В данном случае ИП должен будет заплатить от 10 до 15 МРОТ, а организация – от 200 до 300 МПРОТ.
Продавец оказывает услуги с нарушением санитарных норм и/или не имея сертификата на товары (услуги). Для граждан штраф составит от 20 до 25 МРОТ, плюс у него может быть конфискован товар. ИП придется заплатить штраф в размере от 40 до 50 МРОТ, а организации от 400 до 500 МРОТ, и у них также может быть конфискован товар. Также для ИП и юрлиц предусмотрена возможность приостановки деятельности на срок до 3 месяцев.
Продажа товара, по которому продавец не предоставляет всю положенную по закону информацию (сведения об изготовителе и пр.) либо отсутствие ККМ (в случаях, если ее необходимость установлена законом). Для ИП – наложение штрафных санкций в размере от 15 до 20 МРОТ, а для организаций – от 300 до 400 МРОТ.
Обман потребителей относительно качества продаваемого товара, а также обвешивание, обсчет и т.п. В качестве наказания предусмотрен штраф для ИП в размере от 10 до 20 МРОТ, а для юрлиц – от 100 до 200 МРОТ.
Непредоставление покупателю обязательной информации о товаре, его производителе и о самом продавце (например, о режиме его работы). В данном случае штрафы предусмотрены для организаций от 50 до 100 МРОТ, а также для должностных лиц – от 5 до 10 МРОТ.
Заключение договора, условия которого ущемляют законные права покупателя. Юрилица должны будут внести штраф от 100 до 200 МРОТ.
Сокрытие от потребителя возможности воспользоваться законными льготами при покупке товара или получении услуги. На организацию налагается штраф в размере от 50 до 100 МРОТ, а на должностное ответственное лицо – от 5 до 10 МРОТ.
Нарушения правил продаж, которые закон устанавливает для отдельных групп товаров. В такой ситуации ИП должны будут уплатить от 3 до 15 МРОТ, а юрлица – от 100 до 300 МРОТ.

Способ и размер административного наказания устанавливает контролирующий орган. Естественно, что он не должен выходить за рамки закона. Судебное разбирательство для его применения не нужно. А вот, оспорить взыскание получится только в судебном порядке.

Уголовная ответственность

При нарушениях в сфере торговли возможно наступление и уголовной ответственности. По сравнению с административными противоправными действиями процент их низок, но они встречаются. В УК РФ предусмотрено несколько статей, которые регламентируют данные вопросы:

  • Ст. 182 предполагает наказание за подачу заведомо ложной рекламы товара и услуг. Минимум виновное лицо отделается штрафом в размере от 200 до 500 МРОТ, максимум – будет подвергнуто аресту на срок до полугода или лишению свободы на срок до 2 лет.
  • Ст. 236 указывает, что пренебрежение санитарно-эпидемиологическими нормами, следствием которых стало массовое отравление продукцией, приведет к штрафу до 80 тыс. руб. Также возможны исправительные работы и ограничение свободы на срок до года. При условии, что подобное нарушение привело к летальному исходу одного человека, то максимальной мерой наказания может стать лишение свободы или принудительные работы на срок до 5 лет.
  • Ст. 238 регламентирует, что продажа товара, а также его хранение и предоставление услуг, которые заведомо не соответствуют законным требованиям безопасности жизни и здоровья людей будут наказаны штрафом в размере до 300 тыс. руб. или же принудительными работами и лишением свободы на срок до 2 лет.
    Наказание существенно ужесточается, если речь идет о продукции, предназначенной для детей до 6 лет, либо ее сбыт привел к летальному исходу. В таких ситуациях штраф может возрасти до 500 тыс. руб., а свободы гражданин лишится на срок до 6 лет.

Т.е. получается, что введение уголовного наказания предусматривается, если правонарушение повлекло за собой крупные материальные убытки или смерть человека.

Важно учитывать, что уголовное преследование в РФ предполагается только для физических лиц, но не для организаций!

Торговля алкоголем

В какие инстанции жаловаться на незаконную торговлю алкоголем?

Наказания, предусмотренные за нарушения в сфере сбыта алкогольной продукции, стоит вынести отдельной темой. Все потому, что кроме КоАП и УК РФ они могут подпадать и под действие НК РФ. Плюс сами судьи иногда не сходятся во мнении, как квалифицировать противоправные действия в этой сфере.

В июле текущего 2018 г. Госдума одобрила и приняла закон, который существенно ужесточает меры наказания за продажу алкоголя без лицензии. Теперь административная ответственность будет следующей:

  • На организацию будет наложен штраф в размере 1/5 всего объема годовой выручки за предшествующий отчетный период (но не менее 3 млн. руб.), также деятельность ее может быть приостановлена на срок до 3 месяцев.
  • Для ИП размер штрафа будет равен от 100 до 200 тыс. руб. плюс допустимо изъятие алкогольной продукции.
  • Физическое лицо будет наказываться штрафными санкциями в размере от 30 до 50 тыс. руб. также с конфискацией.

Следует учитывать, что согласно НК РФ, если доля спирта в продукции составляет более 0,5 %, то такой товар считается подакцизным.

Если акцизные марки отсутствуют или являются поддельными, то меры воздействия будут такими:

  • Физические лица заплатят штраф в размере от 4 до 5 тыс. руб., и алкогольная продукция будет подвергнута конфискации.
  • Штраф для организаций равен от 200 до 300 тыс. руб. плюс конфискация.

Если будет доказано, что лицо при манипуляциях с акцизами обогатилось на крупную сумму денег, то деяние это подпадает под УК РФ, максимальное наказание за него предусмотрено в виде 12 лет лишения свободы.

Куда жаловаться покупателям

Читайте: Штрафы за нарушение закона о защите прав потребителей

У любого потребителя есть 2 основных пути для попытки разрешения проблемной ситуации с продавцом. Если покупатель усмотрел в действиях сотрудников магазина факты нарушения правил торговли, то первым делом он может составить жалобу в Книге жалоб и предложений, которую обязаны предъявлять по первому требованию.

Если ситуация не разрешилась в течение 5 дней, то жалобу нужно подать в контролирующие органы. Это может быть Роспотребнадзор, Торговая инспекция, Полиция, Комитет по защите прав потребителей. Кстати, документ желательно составить не в одном экземпляре и подать ее сразу в несколько инстанций. А отправить его в Роспотребнадзор сейчас можно даже онлайн.

При подаче жалобы и для проведения контролирующих мероприятий необходимо доскональное изучение правовых норм. Например, правила торговли продовольственными товарами и непродовольственными товарами могут существенно различаться. И это следует учитывать.

Когда работники не следуют установленным правилам и регламентам, под угрозой оказывается вся система организации охраны труда на предприятии.

Основными психологическими причинами нарушений являются:

  • уверенность работника, что игнорирование правил позволит выполнить поставленную задачу;
  • убежденность в том, что его знания и опыт дадут ему возможность не обременять себя слепым следованием регламенту;
  • соблазн представить себя в выгодном свете;
  • неправильное планирование работ и отсутствие предварительной подготовки, что приводит к авралам и необходимости решать неожиданно возникающие проблемы.

Анализ этих четырех факторов позволяет предсказать, будут работники нарушать правила или нет. Нарушение или игнорирование правил очень опасно: ни благие намерения, ни тщательный контроль, ни угроза строгого наказания не гарантируют их выполнения. Единственный фактор, способный решить проблему, — высокие профессиональные стандарты и ценности работников, которые обеспечивают лучшие практики. Большинство нарушений можно предотвратить — изменяя правила или не допуская появления проблемы. Нарушения, совершаемые именно для получения негативного результата (к примеру, умышленный саботаж или вандализм), в этой статье не рассматриваются.

Нарушение — это отклонение (неумышленное или преднамеренное) от правил, регламентов, инструкций и норм, разработанных для безопасной и эффективной эксплуатации/ технического обслуживания оборудования, станков, механизмов и т. д. Отход от установившейся и зарекомендовавшей себя с хорошей стороны практики, даже формально не зафиксированной, тоже может считаться нарушением.

Соблюдение техники безопасности на производстве стало особенно актуальным после взрыва на Чернобыльской АЭС. Из семи действий, непосредственно приведших к этой крупнейшей техногенной катастрофе, пять являлись умышленными отклонениями от предписанных правил и инструкций, а не упущениями. Расследование аварий на железнодорожном транспорте Великобритании (1989–1992) и в нефтегазовой отрасли показало: нарушения — одна из основных причин несчастных случаев на производстве, они приводят к авариям и травматизму работников, в том числе и к случаям со смертельным исходом.

Однако для современного бизнеса характерно парадоксальное отношение к этой проблеме: если преднамеренное отклонение от утвержденного регламента приводит к аварии, оно называется нарушением. Но в случае успеха его называют проявлением инициативы, нередко «виновного» премируют. Такой двойственный подход менеджеров приводит к тому, что к запретам работники начинают относиться легкомысленно. В итоге избежать нарушений, просто сказав людям: «Никогда не делайте то-то и то-то!» — становится невозможно.

Без регламентов и четко определенных инструкций не было бы и нарушений, поэтому улучшение регламентов — главное решение этой проблемы. Однако идеальных регламентов не существует, да и не все ситуации можно предсказать заранее. С регламентами связано три проблемы, порождаемые различными типами нарушений:

  1. Плохие регламенты, которым мало кто следует, — нарушения, вошедшие в привычку.
  2. Особые ситуации, не описанные (или плохо описанные) в регламенте — ситуационные нарушения.
  3. Ситуации, появление которых вообще не предполагалось, — особые нарушения.

Но с регламентами связана еще одна опасность: от работников могут требовать выполнения неверно описанных процедур. Исследования на предприятиях атомной промышленности США показали: большая часть проблем возникает именно по этой причине. Типичным примером может служить инструкция по тестированию клапанов: «Откройте и закройте клапан». Работники часто останавливаются именно на этом этапе, не возвращая клапан в исходное — открытое(!) — положение. Но ведь авторы инструкции задумывали совершенно иное: подразумевалось, что работник произведет быструю смену положений клапана просто для проверки его работы…

Наличие в организации отдела охраны труда и техники безопасности (ООТТБ) увеличивает безопасность сотрудников и материальных ценностей предприятия. Большинство разрабатываемых этим отделом директив носят административный характер; они предполагают создание регламентов работ, обучение персонала и изменение технологических процессов. При этом чаще всего изменения регламента — это реакции на происшествия, они всегда ведут к усложнению, введению дополнительных проверок и регулировок.

Таким образом, нередко изменение регламентов только порождает дополнительные проблемы вместо решения уже существующих! Поскольку времени на выполнение всех требуемых действий не хватает (проверки часто кажутся ненужными или действительно являются избыточными), то работники вообще отказываются от проверок. Но в основе любой системы охраны труда лежит предположение, что люди будут следовать рекомендованным процедурам и руководствам. Если это предположение не выполняется, вся система сразу же оказывается под угрозой.

Человеческий фактор: неизбежность ошибок

Значительная часть ошибок операторов (рис. 1) является неумышленными, при этом те, кто совершил механическую ошибку (или даже допустил значительное упущение), часто могут своевременно ее осознать и исправить. Большинство механических ошибок не относятся к числу критических, редко приводят к значительному ущербу или несчастному случаю. Чаще всего они происходят из-за спешки или невнимательности, поэтому эффективное средство борьбы с ними — правильное планирование и организация работ. Разумеется, система, которая спроектирована таким образом, что незначительная ошибка (например, ошибочное нажатие одной из двух совершенно одинаковых кнопок на панели управления) может привести к катастрофе, вообще не должна быть введена в эксплуатацию! Конструктивные и технологические недоработки должны выявлять сотрудники ООТТБ.

Рис. 1. Ошибки из-за «человеческого фактора»

Упущения более опасны, поскольку могут долго оставаться незамеченными. Обнаружить что-то «не сделанное» очень непросто (например, многие авиакатастрофы происходят из-за несвоевременной замены уплотнительных колец). Как правило, проблема осложняется уверенностью работников в том, что они полностью выполнили свою работу (и поэтому дополнительные проверки, дескать, им не нужны). Упущения особенно опасны при техническом обслуживании, когда проблема может оставаться незамеченной вплоть до самой катастрофы. Способами борьбы с упущениями являются проведение дополнительных проверок и измерений для операций с особыми требованиями к безопасности.

Заблуждения несут еще большую опасность: заблуждаясь, люди думают, что все делают верно. При этом нередко они настолько уверены в своей правоте, что игнорируют даже явные свидетельства аварийной ситуации. Иногда только взрыв помогает им осознать всю степень неправильности оценки действительного положения вещей. С этим видом ошибок сотрудникам ООТТБ бороться еще сложнее, помочь могут тренинги, постоянный мониторинг квалификации работников, наблюдение и контроль.

Нарушения — самый опасный вид ошибки. Как правило, за ним стоит намеренное уклонение от правил безопасности (в отличие от заблуждения, где действия являются намеренными, но неумышленными). Хотя даже намеренные нарушения совершаются не потому, что человек целенаправленно стремился причинить вред (в этом случае речь уже идет о преступлении). Главная опасность нарушений состоит в том, что системы охраны труда разрабатываются исходя из предположения, что люди будут последовательно и добросовестно выполнять правила и придерживаться принципов.

Ингредиентами «смертоносного коктейля» являются:

  • чувство абсолютной уверенности в своей компетентности
  • аварийная ситуация
  • регламент, который невозможно выполнить
  • непродуманный план работ
  • желание показать себя с лучшей стороны

Типы нарушений

Различают пять основных видов нарушений, которые приводят к проблемам на предприятиях.

I. Неумышленные нарушения (или упущения) появляются, в основном, по двум причинам:

  1. Когда правила предписывают контроль действий, которые нельзя проконтролировать (например, правила дорожного движения Великобритании требуют: «транспортное средство должно все время находиться под вашим контролем»).
  2. Если работники не знают или не до конца понимают правила (особенно часто это происходит с новыми сотрудниками или в ситуациях, когда выполнение заданий требует неукоснительного соблюдения большого количества правил).

II. Нарушения, вошедшие в привычку. Само название говорит о том, что эти нарушения являются установившейся практикой: они происходят регулярно и совершаются практически неосознанно, порой автоматически. Самими сотрудниками такие отклонения от норм рабочего процесса часто воспринимаются практически безопасный обычный способ выполнения задач.

III. Ситуационные нарушения происходят, когда человеку сложно не совершать нарушения на рабочем месте. К этому может приводить нехватка времени, отсутствие контроля, неработоспособность оборудования, плохо подготовленный коллектив и т. д.

IV. Оптимизирующие нарушения определяются особенностями конкретного задания. Чаще всего работники совершают их:

  • при попытках как-то разнообразить свой труд (изменить рабочую рутину, неоправданно суровые или устаревшие правила);
  • из стремления произвести впечатление на окружающих;
  • когда при тестировании системы безопасности попутно хотят найти способы ее улучшения.

V. Особые нарушения происходят редко, как правило, в исключительных или непредвиденных ситуациях (например: выход оборудования из строя, пожар). Это могут быть как осознанные поступки, так и инстинктивные реакции.

Прежде чем браться за задачу обеспечить выполнение всех существующих правил и регламентов, менеджеры должны ответить на ряд вопросов:

  • Знают ли работники регламенты? Понимают ли сформулированные в них требования?
  • Все ли регламенты необходимы?
  • Бывают ли ситуации, в которых следовать регламенту невозможно?
  • Провоцирует ли нарушения сама организация рабочего процесса?
  • Можно ли разработать регламент для каждой ситуации?
  • Есть ли какие-либо альтернативы существующим регламентам?

Важно помнить, что отклонение от регламента — это не всегда плохо. Бывает, что скрупулезное следование регламенту не дает ожидаемых результатов, а иногда именно следование «букве документа» приводит к трагедии.

Эд Панчерд, выживший в катастрофе на нефтяной платформе Piper Alpha в Северном море, так описывает поведение людей во время аварии: «На всей платформе люди инстинктивно следовали тем правилам поведения в аварийных ситуациях, которым их обучали. При отсутствии каких-либо указаний большинство пытались добраться до спасательных шлюпок, где по инструкции они должны были собраться, чтобы организованно покинуть платформу. Именно так им и надлежало поступать по правилам».

К сожалению, направление распространения взрыва было таково, что большинство людей, пришедших на установленное место сбора, погибли. Выжили те, кто не подчинился инструкции и спрыгнул с платформы в воду.

Почему нарушения так опасны?

Есть несколько причин, по которым нарушения увеличивают вероятность несчастного случая.

  1. Нарушения ликвидируют один из уровней защиты — правила, которые специально разработаны для обеспечения безопасности. Рабочая среда перестает быть безопасной для людей и становится более чувствительной к случайным ошибкам.
  2. Когда работник не знает или не понимает суть правила, его нарушения могут приводить к трагическим ошибкам (независимо от намерений). Недостаток понимания опасен, потому что в этом случае люди не могут адекватно оценить риск и защитить себя.
  3. Нарушения создают новые, непроверенные ситуации, в которых люди, вероятнее всего, будут совершать еще больше ошибок.
  4. Безопасность должна обеспечиваться свойствами самой технической или организационной системы; регламент вводится там, где этого нельзя достичь. В деле обеспечения безопасности правила являются «последним доводом», поэтому их нарушения, естественно, ставят под угрозу всю производственную среду.

Нарушение представляет собой сознательное действие/ бездействие, что значительно опаснее заблуждения: пропуск хотя бы одного из требуемых шагов приводит систему в нестабильное состояние (рис. 2). При этом самый злостный нарушитель почти всегда предполагает, что остальные люди будут действовать по правилам. Но дать гарантию, что кто-то другой не совершит ошибки — невозможно. Просчеты и заблуждения людей приводят к тому, что, казалось бы, «безопасные» нарушения правил оборачиваются катастрофой.

Рис. 2. Зоны безопасности

Изучая связь между поведением водителя и аварийными ситуациями, исследователи Parker, Reason, Manstead & Stradling опросили 1656 водителей. Результаты показали, что нарушения (преднамеренное отклонение от правил дорожного движения) практически всегда располагали к несчастному случаю — в отличие от ошибок или упущений. С точки зрения статистики нарушения являются важным параметром при прогнозе аварий, который мало зависит от внешних условий, пола и возраста водителей.

Ни благие намерения работников, ни тщательный контроль, ни система наказаний за нарушения не гарантируют хороших прогнозов. Рабочие-нефтяники на буровых платформах в Северном море вовсе не собирались отклоняться от правил, но вынуждены были нарушить их в результате воздействия множества различных факторов. На рисунке 3 приведена «Поведенческая причинная модель», которая помогает понять, почему работники нарушают правила.

Рис. 3. Поведенческая модель, объясняющая, почему люди нарушают правила

  1. Люди выполняют то, что ранее запланировали.
  2. При планировании работы учитываются:
    • внешние требования, которым должны соответствовать работа, вознаграждение и контроль;
    • намерение поступать в соответствии с предписаниями;
    • ожидание, что и в этот раз можно пойти по кратчайшему пути;
    • наличие возможности сделать что-либо быстрее или лучше.
  3. Намерения и ожидания человека определяются:
    • отношением к работе и к нарушениям регламента;
    • прошлым опытом, социальными нормами;
    • ощущением подконтрольности (или бесконтрольности) своих действий.
  4. Потеря чувства подконтрольности часто свидетельствует о том, что при определенных событиях или условиях ранее хорошо продуманный план мог сорваться.

Как видно, мотивация является основным фактором, улучшающим или ухудшающим ситуацию. Высокомотивированный работник с большей вероятностью увидит в изменении правила возможность выигрыша и воспользуется ею, в то время как менее мотивированный человек не склонен тщательно соблюдать нормы и запреты.

Предложенная «Поведенческая модель» была протестирована на 182 операторах и руководителях нефтедобывающих компаний, работающих в Северном море. Оказалось, что она позволяет успешно предсказать 64% случаев нарушения.

Нами были выделены четыре основных фактора, которые побуждают людей нарушать правила:

  1. Убежденность в том, что выполнить работу можно, только отступив от правил.
  2. Самоуспокоенность — компетентные работники считают, что обладают достаточными знаниями и опытом, чтобы выполнять работу без слепого следования регламентам.
  3. Соблазн реализовать очевидные возможности — в ситуациях, когда нарушение правил открывает новые перспективы: ускорить («срезать угол») или «улучшить» процесс.
  4. Плохое планирование работ и недостаточная предварительная подготовка, что приводит к спешке и необходимости «на лету» решать неожиданно возникающие проблемы.

Зная, как работник ответил на вопросы, связанные с этими четырьмя факторами, можно достаточно точно оценить, насколько он предрасположен к нарушению правил.

Полученные результаты также позволяют сделать вывод, что другие факторы (не учтенные в модели) в гораздо меньшей степени влияют на ситуацию. Это значит, что существенно снизить количество нарушений мы сможем, только воздействуя на основные факторы, которые и вносят существенный вклад в модель.

Исследователями предложены и другие теоретические модели, объясняющие, как и почему работники нарушают правила. Самая очевидная из них (и наиболее распространенная) — «Контроль и наказание». В основе концепции лежит убежденность в том, что работники плохи и ленивы; они нарушают правила до тех пор, пока их не заставят выполнять работу надлежащим образом. Поэтому наиболее эффективными методами контроля за нарушениями являются:

  • выявление нарушений непосредственными руководителями — линейными менеджерами;
  • строгое наказание провинившихся — как со стороны линейного менеджера, так и со стороны руководителей более высокого уровня.

Успешность обеих моделей была проверена на данных, собранных при исследовании аварий в Северном море. Оказалось, что факторы поведенческой модели предсказывают нарушения более чем в 60% случаев, в то время как точность прогноза модели «контроль и наказание» не превышает 20%. Объединение факторов обеих моделей в общую формулу привело к повышению точности прогноза всего лишь на 5%.

Вывод очевиден: мы сможем «управлять» нарушениями — влиять на людей с целью изменения их поведения, когда научимся понимать, что же в действительности подталкивает работников к опасным действиям. Концентрация усилий менеджеров на традиционных методах выявления и контроля нарушений приводит лишь к минимальным улучшениям, в то время как достичь заметного прогресса можно, сосредоточившись на значимых факторах поведенческой модели.

«Управление» нарушениями

Нарушение (или игнорирование) правил работниками настолько опасно, что эту проблему необходимо все время держать под строгим контролем. В действительности большинство нарушений можно предотвратить — либо изменив правила, либо избежав возникновения самой проблемы. Чтобы выявить (а лучше, упредить) остальные нарушения, нужно понять: люди какого типа работают в компании и чего от них можно ожидать.

Наиболее эффективными методами борьбы с нарушениями (назовем их методами первой категории) являются:

  • Грамотное управление на уровне непосредственного руководителя, в том числе — тренинг и коучинг персонала, планирование работ, демонстрация менеджером положительного примера собственным поведением (напомним, «слежка» и жесткое наказание за несоблюдение правил не приводят к успеху).
    Отметим, что такие методы, как отбор и тренинг влияют на отношение людей к работе, а стимулирование приводит к улучшению личных качеств персонала. Однако для того чтобы отбирать более лояльных сотрудников, требуется значительно улучшить процессы планирования персонала и системы оценки.
  • Анализ существующих нарушений, целью которого должно быть выявление предпосылок нежелательного поведения работников. К счастью, при нормальной организации техники безопасности нарушения являются редкими событиями в нормальной работе компании.
  • Прогноз возможных нарушений — оценка готовности работников к нарушению правил; он важен для предотвращения проблем в будущем.
  • Конструктивное обсуждение проблем совместно с работниками — поиск путей решения, с которыми все были бы согласны. Подобные дискуссии помогают выявить, что же необходимо изменить в первую очередь.
  • Улучшение регламентов позволяет уменьшить количество нарушений, которые уже не кажутся работникам необходимыми.
  • Прямое управление — гибкое изменение регламентов в зависимости от потребностей рабочей ситуации.

Важно, чтобы в будущем опасные инициативы не привлекали работников как выгодные.

Существует менее успешные (поскольку чаще приводят к побочным эффектам) и, следовательно, не столь рекомендуемые методы — второй категории:

  • Отбор — привлечение работников, не склонных к нарушениям. К сожалению, набор покладистых, сверхлояльных сотрудников увеличивает вероятность того, что персонал будет бездумно следовать неправильно сформулированным регламентам.
    Проведенные на предприятиях атомной промышленности исследования показали, что большинство проблем с регламентом связано с работниками, следующими неверно сформулированным регламентам, а вовсе не с теми, кто нарушает хорошие инструкции! Следовательно, чтобы получить пользу от привлечения послушных, исполнительных сотрудников, следует пересмотреть процессы планирования и организации рабочих процессов — то есть сократить количество проблем, которые в принципе могут возникнуть.
  • Обучение людей на примерах (приближенных к реальным), чтобы они могли своевременно оценивать степень риска и масштабы возможных последствий своих действий (бездействия). Но… участие в тренингах, овладение новыми знаниями повышает у квалифицированных работников ощущение собственной компетентности, что может увеличивать вероятность нарушений.
  • Обнаружение — усиление системы контроля («слежка» и выявление) за нарушениями.
  • Отчетность — поощрение работников к тому, чтобы они информировали руководство о нарушениях правил. Излишне прямолинейное введение этого метода в управленческую практику может создать в коллективе напряженность, успех здесь требует определенной корпоративной культуры.
  • Стимулирование — премирование за добросовестное выполнение правил и/или наказание тех, кто их нарушает. Этот метод не является особо эффективным средством и, к сожалению, при неправильном применении может приводить к серьезным негативным последствиям (например, в случае отмены выплаты премий).

Одной из причин того, что нарушениями в производственной среде трудно управлять, является уверенность руководителей и менеджеров в том, что методы второй категории более действенны (хотя на самом деле они основываются на психологии «толпы», а не на научных данных). В действительности нарушения в большей степени связаны с индивидуальными особенностями работников и с качеством менеджмента: плохим планированием, неумением улучшить регламенты и терпимым отношением менеджеров к ситуациям, которые буквально провоцируют людей на нарушения.

Хотя ни один метод не может дать 100% гарантии безопасности, и не все из них одинаково эффективны, в каждой организации стоит разработать собственную программу действий. Когда наиболее часто встречающиеся в рабочем процессе нарушения будут выявлены и устранены, стоит применить более суровый управленческий подход для того, чтобы установить новые корпоративные стандарты безопасного поведения.

Сотрудники ООТТБ могут применять различные подходы:

  1. Расследование несчастных случаев и анализ происшествий — это в первую очередь реактивный подход: специалисты начинают предпринимать действия после того, как произошло какое-либо нестандартное событие. После происшествия они исследуют ситуацию и выясняют причины возникновения опасности: раз произошла катастрофа, значит, существует проблема. При разборе инцидентов особое внимание уделяется нарушениям, которые в действительности имели место на предприятии. Соответственно, их можно прекратить.
  2. Проактивный подход предполагает, что анализ будет сделан еще до возникновения внештатной ситуации, а решение проблемы должно быть найдено раньше, чем произойдет несчастный случай. При упреждающем подходе (например, в программе Tripod DELTA 9) анализ начинается еще до инцидента: изучаются критические ситуации, которые могут привести к нарушениям. При этом всегда возникают споры относительно методов управления и регламентов: заложены ли в них предпосылки для несчастных случаев в будущем, если до сих пор инцидентов не происходило?

При любом из описанных подходов можно использовать набор различных методов. Поскольку на практике встречаются самые разные нарушения по различным причинам, необходимо сначала выявить возможные проблемы, а затем уже выбирать эффективные средства для их разрешения.

В любой ситуации можно принять немало эффективных решений. Но вот чего следует избегать, так это ненужных действий там, где проблемы в действительности не существует.

Хороший пример можно получить, исследуя работу ведущих нефтедобывающих компаний. Их менеджеры уделяют большое внимание изучению ценностей и мотивов работников, хотя, в принципе, люди и так имеют позитивные намерения. Единственное, что должно по-настоящему интересовать руководителей, — есть ли гарантия, что эти намерения по-прежнему останутся хорошими при внезапном изменении условий?

В чем же суть проблемы? Раз работники все-таки нарушают правила, есть другие факторы, которые определяют их реальное поведение. Очевидно, нарушения связаны с тем, как люди выполняют свою работу, каким работникам отдается предпочтение при приеме на работу и т. д.

Не все нарушения однозначно плохи, но все потенциально опасны. Настойчивые попытки просто остановить отклонение от правил означают, что руководители не понимают сложности человеческого поведения. Возможная премия за успешное нарушение правил вместе с верой в то, что все получится, намного сильнее боязни возможных последствий! (Люди вообще склонны думать, что с ними не случится ничего плохого.)

Если вам нужно узнать, склонны ли ваши сотрудники нарушать правила, не стоит их спрашивать об этом напрямую: они будут давать «социально желательные ответы». Задайте вопрос по-другому: что бы они сделали в критической ситуации? Если они ответят: «Вероятно, нарушили бы правило» — узнайте почему. Обязательно выясните их мнение: «Стоит ли изменить регламент, если ситуация требует нарушения правила?»

Не следует ожидать, что угроза наказания будет эффективным решением. Большинство нарушителей, участвовавших в исследовании, пытались выполнить свою работу в срок, раньше срока или когда требования регламента казались им невыполнимыми в конкретной ситуации.

Чтобы эффективно «управлять» нарушениями, нужно понимать их движущие силы. Концентрация сил управленцев на выявлении и контроле нарушений приводят лишь к минимальным улучшениям, в то время как воздействие на значимые факторы поведенческой модели позволяет достичь существенных улучшений. Необходимо найти наиболее эффективные для конкретной ситуации методы и неукоснительно им следовать

Авторы: Хадсон Патрик, Фершуур Вильям,

Паркер Дайана, Лоутон Ребекка,

ван дер Грааф Джерард, HR-Лига

Нарушение правил торговли: виды ответственности, нормативные документы

Нарушение правил торговли рассматривает порядок и основания привлечения продавца, производителя либо исполнителя к ответственности. Возможно их привлечение к административной, гражданско-правовой либо уголовной ответственности. Также существует вероятность мирового масштаба наказания для нерадивых бизнесменов, в деятельности которых было допущено нарушение международных правил торговли.

Когда наступает административная ответственность за нарушение правил торговли

Административное правонарушение – антиобщественное, противоправное, виновное действие либо бездействие, в отношении которых установлена административная ответственность положениями действующего законодательства. Административная ответственность предполагает следующие признаки:
1) Фактическое основание – допущенный административный проступок. В большинстве случаев это не столь вредные нарушения, которые могли расцениваться как преступления.
2) Наличие специфических видов взыскания, относящихся по правовой природе к категории административных мер.
3) Привлечение к административной ответственности приводит к особым административным отношениям, одной стороной которых выступает правонарушитель, другой – представитель государства, имеющий полномочия привлекать к административной ответственности. Регулируются данные отношения положениями процессуального и административного права.
4) Внесудебный порядок рассмотрения дел (ст. 194 КоАП РСФСР);
5) Относительная простота производства по тратам времени.
6) Отсутствие судимости.
7) Относительно короткие сроки привлечения стороны к ответственности.
Административное взыскание представляет собой меру ответственности, действующую с целью воспитания лица, допустившего административное правонарушение, а также для предупреждения повторных нарушений. Административные взыскания могут быть в виде:
— Штрафа
— Предупреждения
— Возмездного изъятия либо конфискации предмета, который представляет собой объект административного правонарушения либо орудие его совершения
— Административного ареста
— Исправительных работ
— Лишения специального права
— Административного выдворения из России – для лиц без гражданства либо иностранных граждан.

  • Международное торговое право: принципы и особенности

Административные проступки являются менее вредными по сравнению с преступлениями, следовательно, и административные взыскания являются не столь суровыми как уголовные наказания. Многие проступки при этом не предполагают непосредственный материальный вред. Следовательно, недопустимо в таком случае применение средств гражданско-правового принуждения. Накладываться административное взыскание может не позднее двух месяцев с момента совершения отчетного правонарушения. В случае с длящимся правонарушением – не позднее двух месяцев с момента его обнаружения.
Положениями действующего административного законодательства установлены разные составы административных правонарушений в сферах ЖКХ, финансов, торговли и пр., совершение которых приводит к привлечению физических и юридических лиц к административной ответственности. Однако самые важные по своей социальной значимости – нарушения правил торговли. Выделяются в данной области следующие составы нарушений и соответствующие размеры нарушений:
1) Нарушение правил торговли — при продаже товаров в организациях и предприятиях, занимающихся торговлей. Вне зависимости от форм собственности, и гражданами-предпринимателями. Нарушение действующих правил торговли приводит к штрафу 3-25 минимальных размеров оплаты труда.
2) Незаконная торговля товарами (прочими предметами), в отношении которых действует запрет либо ограничение на свободную реализацию – штраф 3-100 минимальных размеров труда, включая конфискацию предметов либо товаров или без конфискации.
3) Реализация товаров с нарушением санитарных норм либо продукции ненадлежащего качества – 3-25 минимальных размеров оплаты труда.
4) Продажа продовольственных товаров без сертификатов и/либо знака соответствия либо в нарушение санитарных норм – предупреждение или штраф 5-100 минимальных размеров оплаты труда с конфискацией либо без.
5) Продажа товаров без документов – штраф 50-100 минимальных размеров оплаты труда.
6) Нарушение государственной дисциплины цен – штраф 50-100 минимальных размеров оплаты труда.
7) Торговля подакцизными товарами без маркировки марками установленных образцов – штраф 10-100 минимальных размеров оплаты труда с конфискацией соответствующего товара.
8) Нарушение правил торговли спиртной продукцией – штраф 100-200 рублей.
9) Обмен потребителей в небольших размерах (включая обвешивание, обмеривание, введение в заблуждение о потребительских свойствах, обсчет, и пр.) – 1-30 минимальных размеров оплаты труда.
Государственные органы согласно действующему законодательству имеют полномочия защищать права потребителей. В их числе Министерство по антимонопольной политике со своими территориальными подразделениями. Этим органом рассматриваются дела по факту антимонопольного законодательства, с государственным контролем соблюдения положений законов и прочих российских правовых актов, которые регулируют отношения в сфере защиты прав потребителей.

  • Международные торговые договоры – как и когда стоит их использовать

Деятельность данного органа в этой сфере может быть разделена на 2 основных направления:
1) Защита прав конкретного гражданина-потребителя

2) Защита прав неопределенного круга потребителей

Начинаются действия антимонопольных органов в первом случае с рассмотрения заявлений, поступивших от граждан. Если хозяйствующий субъект отказывается добровольно удовлетворить законные претензии со стороны потребителя, антимонопольными органами будет возбуждено дело по факту нарушения конкретных статей законодательства, принимая комплекс мер для принудительного удовлетворения требований со стороны потребителя – выдавая предписания, обязательные для исполнения. Предусмотрена и выдача предписаний о приостановлении либо прекращении продажи товаров для случаев, когда специалисты антимонопольных органов выявили факты подобных нарушений:

> 1. Продажа продукция с истекшим сроком годности.
2. Торговля товарами (выполнение работ), в отношении которых установлены сроки службы либо сроки годности, однако они не соблюдены.
3. Торговля товарами (предоставление услуг, выполнение работ), не имея при этом достаточную и достоверную информацию о товаре (предоставляемой услуге или товарах).
Выносится предписание согласно принятому решению в течение 3 дней с момента разбирательства дела, либо оформляется в течение 3 дней с момента предоставления акта проверки продавца (исполнителя, изготовителя). Подлежит предписание добровольному исполнению, с обязательным соответствующим уведомлением в адрес антимонопольного органа. Если предписание не выполняется, либо несвоевременно выполняется, антимонопольные органы уполномочены к возбуждению дела для привлечения к ответственности виновных лиц. Возможен также штраф до 5 тыс. минимальных размеров оплаты труда.
Антимонопольный орган в пределах собственной компетенции направляет материалы о допущенных нарушениях на рассмотрение органа, который выдал лицензию на соответствующую деятельность, чтобы решить вопрос приостановления действия этой лицензии либо о её досрочном аннулировании; органов прокуратуры; прочих правоохранительных органов по подведомственности, материалов для разрешения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений, которые связаны с нарушением прав потребителей, установленных законодательством.
На продавцов, исполнителей и изготовителей по требованию со стороны государственного антимонопольного органа либо территориальных управлений возлагается обязательство о предоставлении достоверных документов, устных либо письменных объяснений, прочей информации для защиты интересов потребителей.
В сфере защиты прав потребителей действуют не только антимонопольные, но также прочие государственные органы. В частности, обеспечивается контроль безопасности и качества товаров (услуг, работ) органами государственного управления:
— Госстандарт России,
— Министерство экологии и природных ресурсов,
— Го¬сударственный комитет санэпидемиологического надзора,
— Госторгинспекциясо своими территориальными управлениями и органами.
— Прочие федеральные органы исполнительной власти.
У данных органов в пределах своей компетенции есть право направления предписаний об устранении нарушений требований в отношении безопасности товаров, о снятии с производства, о прекращении производства и реализации таких товаров, о прекращении продажи товаров с истекшим сроком годности и службы, также в ситуации, когда не установлены подобные сроки, однако должны быть, и предписания о приостановлении продажи продукции, если отсутствует надлежащая информация о них, об отзыве товаров о потребителей.
У федеральных органов исполнительной власти есть полномочия утверждения штрафов для следующих случаев:
1) При уклонении от исполнения либо при несвоевременном исполнении законных предписаний, также при причинении ущерба для потребителей предоставляемыми товарами (услугами, работами), не соответствующими требованиям в отношении безопасности продукции и услуг – до 5 тыс. минимальных размеров оплаты труда.
2) Продажи товаров, работ либо услуг, включая импортные, без сертификатов соответствия товаров (услуг, работ) обязательным требованиям стандартов – штраф в размере стоимости реализованных товаров (услуг, работ).
3) Нарушения правил обязательной сертификации органами по сертификации, предоставление недостоверных результатов испытаний товаров (работ, услуг) испытательными центрами (лабораториями) при их обязательной сертификации – штраф в 2-кратной стоимости соответствующих товаров.
Необходима уплата всех указанных штрафов в течение 30 дней с момента получения соответствующих решений о штрафе.

  • Электронная коммерция в международной торговле

Гражданско-правовая ответственность за нарушение правил торговли

Гражданско-правовая ответственностьза нарушение правил торговли является одним из видов юридической ответственности – в виде санкций, действующих в отношении правонарушителя как дополнительно гражданско-правовые обязанности. Основная функция гражданско-правовой ответственности в качестве средства охраны прав потребителей заключается в компенсации – ответственность за нарушение правил торговли направлена на восстановление нарушенной имущественной сферы потребителя.

На продавца может быть возложена гражданско-правовая ответственность следующих форм:
1) Возмещение убытков.
2) Уплата неустойки.
3) Компенсация морального вреда.
В качестве причинителя может выступать изготовитель, продавец, исполнитель либо организация, выполняющая функции изготовителя (продавца). Вред, с объективной стороны, должен представлять собой следствие нарушения прав потребителей со стороны указанных лиц.

Самая суровая форма ответственности за нарушение правил торговли — уголовная

Уголовный кодекс РФ содержит ряд статей о защите прав потребителей при нарушении правил торговли и в отношении привлечения к ответственности виновных лиц.
В том числе:
1) Заведомо ложная реклама (ст. 182 УК РФ) — штраф за нарушение правил торговли 200-500 минимальных размеров оплаты труда либо в размере зарплаты либо другого дохода осужденного за период 2-5 лет, или обязательные работы в течение 180-240 ч., или арест на срок 3-6 месяцев, или лишение свободы до 2 лет.
2) Нарушение санитарно-эпидемиологических правил, которое привело к массовому заболеванию либо отравлению людей по неосторожности – штраф 100-200 минимальных размеров оплаты труда либо в размере зарплаты или другого дохода осужденного за срок 1-2 месяца, или лишение права находиться на определенных должностях либо ведения определенной деятельности до 3 лет, или ограничение свободы до 3 лет, или лишение свободы до 2 лет. В отношении аналогичного нарушения, которое привлекло к смерти человека по неосторожности, установлено ограничение свободы либо лишение свободы до 5 лет.
3) Производство, перевозка либо хранение с целью сбыта или непосредственно сбыт продукции, выполнение услуг либо работ, не соответствующих требованиям безопасности для здоровья либо жизни потребителей, также неравномерная выдача либо применение официального документа, который удостоверяет соответствие указанных товаров либо услуг требованиям безопасности – штраф 500-700 минимальных размеров оплаты труда либо в размере зарплаты либо другого дохода осужденного в течение срока 5-7 месяцев, или ограничение свободы либо лишение свободы до 2 лет.
Если аналогичные деяния были совершены:
— Неоднократно.
— Группой лиц по предварительному сговору либо организованной группой.
— Были совершены в отношении товаров, услуг либо работ, предназначенных для детей возрастом до 6 лет.
— Привели по неосторожности к смерти либо к тяжкому вреду для здоровья человека.
Действует в этом случае штраф 700-1000 минимальных размеров оплаты труда либо в размере зарплаты за период 7-12 месяцев, или ограничение свободы до 3 лет, или лишение свободы до 6 лет с конфискацией имущества либо без неё.
Если указанные деяния привели по неосторожности к смерти 2 или большего количества лиц – лишение свободы на 4-10 лет.
4) Обман потребителей (ст. 200 УК РФ), включая обвешивание, обмеривание, введение в заблуждение о потребительских свойствах, обсчет, и пр., -если произведены в значительном размере – штраф 100-200 минимальных размеров оплаты труда либо в размере зарплаты либо другого дохода осужденного за срок 1-2 месяца, или обязательные работы сроком 180-240 ч., или исправительные работы на 1-2 года.
Если аналогичные действия совершены:
— Организованной группой либо группой лиц по предварительному сговору.
— Лицом, которое ранее было осуждено по факту обмана потребителей.
— В крупном размере.
Наказание за нарушение правил торговли в виде лишения свободы до 2 лет с лишением права находиться на определенных должностях либо ведения определенной деятельности до 3 лет.
Нарушение правил и условий международной торговли
Комиссия ООН по праву международной торговли (ЮМСИТРАЛ) сформировала несколько значимых документов в сфере международного торгового права:
1) Конвенция о единообразном законе о заключении договоров международной купли-продажи товаров (1964 г.).
2) Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров (1980 г.).
3) Конвенция ООН об исковой давности в международной купле-продаже товаров (1974 г.).
4) Конвенция ООН о праве, применимом к договорам международной купли-продажи товаров (1985 г.).
В рамках международной торговли важное значение отводится конвенциям в сфере международного торгового арбитража, ставшего преобладающем способом при разрешении вопросов в международном торговом обороте. Россия входит в число участниц 4 международных конвенций в сфере арбитража:
— Нью-Йоркской конвенции о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений (1958 года.);
— Гаагской конвенции 1899 и 1907 годов.;
— Вашингтонская конвенция 1965 года.
Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров – является международным документом, содержащим свод унифицированных правил, объединяющих международную практику продажи товаров. Участниками данной конвенции являются 56 стран мира.
Положениями Конвенции регламентирован порядок заключения, также основные положения договора, с определением основных обязательств покупателя и продавца, перечня объектов договора купли-продажи, в отношении которых не действует конвенция, способствует устранению значительных расхождений в положениях национальных законодательств.
Принципы международных коммерческих договоров (Принципы УНИДРУА) разработаны Международным институтом унификации частного права. Утвержденные Принципы позволяют охватить аспекты, в отношении которых не действует Венская конвенция (переход права собственности на товар, действительность договора, вопросы неустоек, штрафов и пр.).
Также в международной торговле ведется довольно обильная работа в вопросах гармонизации и унификации торговых обычаев. В данном процессе основная роль отводится Международной торговой палате, основанной в 1919-м году. Под руководством данной торговой палаты были сформированы значимые документы для информирования о практике и обычаях международной торговли.
Торговый обычай – общепризнанное правило, которое сформировалось в рамках международной торговли на основании единообразного и постоянного повторения фактических отношений контрагентов. Торговое обыкновение является установленным порядком либо фактически сформировавшимся правилом для определения воли сторон, которая не была прямо выражена в договоре.
Один из первых и самых распространенных актов МТП – Международные правила по толкованию терминов Инкотермс 2010.
Благодаря работе с правилами Инкотермс 2010 компании из разных стран получили возможности значительно облегчить процедуры договоров купли-продажи. Приняты данные правила на международном уровне – правительствами, юридическими компаниями и коммерческими предприятиями всего мира. Они фактически являются толкованием терминов, наиболее применимых в отношении международной торговли.
Последняя редакция данного документа известна как Инкотермс 2010 (Incoterms 2010) – действовать начала с 1-го января 2011-го года.
Разделены данные международные правила на 4 категории – E, F, C, D. Обозначаются термины 3 буквами. Первая предназначена для обозначения категории и самого важного, точки перехода обязательств по товару между продавцом и покупателем.
— E — у места отправки;
— F — у терминалов отправления основной перевозки, еще не была оплачена основная перевозка.
— C — у терминалов прибытия основной перевозки, уже произведена оплата основной перевозки.
— D — у покупателя, полноценная доставка.
В практике международного торгового оборота для расчетов контрагентов важное значение отводится единообразным обычаям и правилам о документарных аккредитивах (Публикация МТП №500 1993 г.). Также отводится важная роль Единообразным правилам о договорных гарантиях (банковских и пр.), принятым в 1977-м году, с новой редакцией в 1990-м г.
Кроме торговых обычаев, широкое распространение в рамках международной торговой практики получили типовые контракты, общие условия сделок и руководства по заключению контрактов.
Разработкой типовых контрактов, как правило, занимаются крупные участники международного торгового оборота, также профессиональные объединения субъектов международной торговли (в виде Торговых палат, международных организаций или отраслевых ассоциаций).
Важное значение сегодня отводится типовым контрактам, также общим условиям сделок, которые разработаны Европейской экономической комиссией ООН. Под руководством данной комиссии сформированы свыше 30 вариантов типовых контрактов, общих условий поставок по товарам следующих видов:
— 16 вариантов типовых контрактов для торговли зерновыми.
— Общие условия экспортных поставок машинного оборудования.
— Общие условия экспорта инвестиционных товаров;
— Руководство по заключения договора передачи «ноу-хау» в сфере машиностроительной продукции и пр.

  • Условия поставки Инкотермс 2010. О сложном простыми словами