Нарушение смежных прав

Статья о нарушении авторских и смежных прав Новая редакция Ст. 146 УК РФ 2020 доступна на этой странице нашего сайта greednews.su. Это очень важная статья, которая особенно важна для всех кто работает в интернете с контентом.

Текст статьи 146 УК РФ:

1. Присвоение авторства (плагиат), если это деяние причинило крупный ущерб автору или иному правообладателю, –

наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до шести месяцев.

2. Незаконное использование объектов авторского права или смежных прав, а равно приобретение, хранение, перевозка контрафактных экземпляров произведений или фонограмм в целях сбыта, совершенные в крупном размере, –

наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.

3. Деяния, предусмотренные частью второй настоящей статьи, если они совершены:

а) утратил силу;

б) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

в) в особо крупном размере;

г) лицом с использованием своего служебного положения, –

наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет или без такового.

Примечание. Деяния, предусмотренные настоящей статьей, признаются совершенными в крупном размере, если стоимость экземпляров произведений или фонограмм либо стоимость прав на использование объектов авторского права и смежных прав превышают сто тысяч рублей, а в особо крупном размере – один миллион рублей.

Комментарий к Статье 146 УК РФ

1. Общественная опасность преступления заключается в посягательстве на гарантированную Конституцией (ч. 1 ст. 44) свободу творчества. Данное преступление лишает граждан морального удовлетворения и материальной заинтересованности в создании произведений науки, литературы и искусства.

Комментируемая статья состоит из трех частей. Основные альтернативные составы преступления отражены в ч. 1 и 2, а квалифицированный состав – в ч. 3 коммент. статьи. Деяния, предусмотренные ч. 1, 2 коммент. статьи, относятся к категории преступлений небольшой тяжести, а ч. 3 – к категории тяжких преступлений.

2. Основным объектом преступного посягательства являются общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами конституционного права на свободу научного, литературного и художественного творчества. Факультативным объектом может быть честь, достоинство и деловая репутация автора и иного правообладателя.

3. Предметом посягательства являются объекты авторского права и объекты смежных прав.

К объектам авторского права относятся: произведения науки, литературы и искусства независимо от назначения и достоинств произведения, а также от способа его выражения (см. ст. 1, 6 – 8 Закона об авторском праве) (с 1 января 2008 г. см. ст. 1259 – 1261, 1263 – 1264 ГК).

К объектам смежных прав относятся, фонограммы, исполнения, постановки, передачи организаций эфирного или кабельного вещания (см. ст. 1 Закона об авторском праве) (с 1 января 2008 г. см. ст. 1304 ГК).

4. Объективная сторона состава преступления, предусмотренного ч. 1 коммент. статьи, выражается в присвоении авторства (плагиате), если это деяние причинило крупный ущерб.

4.1. Под присвоением авторства понимается обнародование либо использование под своим именем или своим псевдонимом чужого произведения целиком или в части. Присвоение авторства будет как в случае, если чужое произведение еще не обнародовано самим автором, так и в случае, если оно обнародовано под подлинным именем автора, его псевдонимом либо анонимно. Как присвоение авторства следует рассматривать принуждение к соавторству.

4.2. Состав преступления (ч. 1) по конструкции материальный. Преступление окончено (составом) в момент причинения крупного ущерба автору или иному правообладателю.

4.3. Крупный ущерб является оценочной категорией. При признании причиненного ущерба крупным суд учитывает размер причиненного ущерба, личность виновного, материальное положение виновного и потерпевшего, характер и степень общественной опасности совершенного преступления и иные фактические обстоятельства.

4.4. Понятие и содержание морального вреда раскрывается в ст. 151, 1099 – 1101 ГК.

5. Объективная сторона состава преступления, предусмотренного в ч. 2 коммент. статьи, выражается в незаконном использовании объектов авторского права или смежных прав, а равно приобретении, хранении, перевозке контрафактных экземпляров произведений или фонограмм, совершенных в крупном размере.

5.1. О понятии, формах и способах использования объектов авторского права см. ст. 16 Закона об авторском праве (с 1 января 2008 г. см. ст. 1270 ГК).

5.2. Под незаконным использованием объектов авторского права понимается их использование без согласия автора или иного правообладателя, а именно: а) без заключения с автором или иным правообладателем договора в установленной форме; по окончании срока действия договора; с нарушением условий авторского договора, в том числе использование произведений не указанным в договоре способом; использование произведений на территории, не указанной в договоре; использование произведения в количестве, превышающем обусловленное в договоре, и т.д. (о видах, порядке заключения и условиях авторского договора см. ст. 30 – 32 Закона об авторском праве, а с 1 января 2008 г. см. ст. 1285 – 1287 ГК); б) без лицензии, выдаваемой организацией, управляющей имущественными правами на коллективной основе, на публичное исполнение, в том числе на радио и телевидении, воспроизведение произведения путем механической, магнитной и иной записи, репродуцирование и т.д. (см. ст. 44, 45, ст. 30 – 32 Закона об авторском праве, с 1 января 2008 г. см. ст. 1242, 1243 ГК).

5.3. Незаконное использование объекта авторских прав не образуется в случаях, когда: а) произведение стало общественным достоянием (см. ст. 27, 28 Закона об авторском праве, а с 1 января 2008 г. см. ст. 1281, 1282 ГК); б) закон позволяет использовать произведение, не ставшее общественным достоянием, без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения (см. ч. 3 ст. 16, ч. 1 ст. 18, ст. 19 – 25 Закона об авторском праве, а с 1 января 2008 г. см. ст. 1272 – 1280 ГК).

6. Контрафактными являются экземпляры произведения и фонограммы, изготовление или распространение которых влечет за собой нарушение авторских и смежных прав (ч. 3 ст. 48 Закона об авторском праве, а с 1 января 2008 г. см. п. 4 ст. 1252 ГК).

6.1. Приобретение – совершение любых действий, в результате которых виновный становится владельцем (фактическим обладателем) контрафактных экземпляров произведения и фонограммы (покупка, мена, получение в дар).

6.2. Хранение – содержание контрафактных экземпляров произведения и фонограммы в помещениях, на складах и в иных местах, обеспечивающих их сохранность.

6.3. Перевозка – действия по перемещению контрафактных экземпляров произведения и фонограммы в пространстве из одного места в другое с использованием любого транспортного средства.

7. Состав преступления (ч. 2) по конструкции формальный. Преступление окончено (составом) в момент совершения указанных действий в крупном размере.

8. Хранение либо перевозка контрафактных экземпляров произведения и фонограммы в крупном размере является длящимся преступлением.

9. Крупным размером, в соответствии с примеч. к коммент. статье, признается стоимость экземпляров произведений или фонограмм либо стоимость права на использование объектов авторского права и смежных прав, превышающая 50 тыс. руб.

9.1. Стоимость контрафактных экземпляров произведения и фонограммы определяется судом на основе сложившихся в данной местности среднерыночных цен на аналогичные произведения и фонограммы.

9.2. Под стоимостью права на использование объектов авторского права и смежных прав понимается денежная сумма: а) по которой автор и иной правообладатель передает свои имущественные права на них по договору; б) которую лицо, использующее произведение путем публичного исполнения, в том числе на радио и телевидении, воспроизведения произведения путем механической, магнитной и иной записи, репродуцирования и т.д., должно было перечислить в организацию, управляющую имущественными правами на коллективной основе.

10. В ч. 3 коммент. статьи указаны квалифицирующие признаки состава преступления, предусмотренного в ч. 2 статьи: а) группа лиц по предварительному сговору или организованная группа; б) особо крупный размер; в) использование служебного положения.

10.1. О совершении преступления группой лиц по предварительному сговору см. в п. 3 коммент. к ст. 35.

10.2. Организованная группа – см. п. 7 коммент. к ст. 35.

10.3. Под особо крупным размером в соответствии с примеч. к коммент. статье понимается стоимость экземпляров произведений или фонограмм либо стоимость прав на использование объектов авторского права и смежных прав, превышающая 250 тыс. руб.

10.4. Использование лицом своего служебного положения означает, что лицо для облегчения совершения преступления использует полномочия и привилегии, предоставленные по службе, в том числе на основе трудового договора (контракта).

11. С субъективной стороны состав преступления, предусмотренный ч. 1 коммент. статьи, характеризуется виной в форме прямого или косвенного умысла. Состав преступления, предусмотренный ч. 2, характеризуется виной в форме прямого умысла.

11.1. В случае приобретения, хранения, перевозки контрафактных экземпляров произведений или фонограмм обязательной для квалификации деяния как преступления является специальная цель – сбыт указанных предметов.

11.2. Под сбытом понимается совершенное любым способом отчуждение экземпляров произведения или фонограммы (продажа, мена и др.).

12. Субъектом преступного посягательства является физическое, вменяемое лицо, достигшее к моменту совершения преступления 16-летнего возраста.

Другой комментарий к Ст. 146 Уголовного кодекса Российской Федерации

1. Большинство признаков данного состава преступления раскрыто в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 26 апреля 2007 г. N 14 “О практике рассмотрения судами уголовных дел о нарушении авторских, смежных, изобретательских и патентных прав, а также о незаконном использовании товарного знака”.

2. Объективная сторона характеризуется: а) действием в виде присвоения авторства (ч. 1), повлекшим крупный ущерб (имущественный (материальный) ущерб); б) незаконным использованием объектов авторского права или смежных прав либо приобретением, хранением, перевозкой контрафактных экземпляров произведений или фонограмм (ч. 2), совершенными в крупном размере (примечание к статье).

Копирование информации с сайта greednews.su разрешено только при использовании активной гипер ссылки на новость, спасибо за то что цените наши авторские права!

Нарушение авторских и смежных прав

Нарушение авторских и смежных прав Запрос «копивио» (англ. copyright violation) перенаправляется сюда. О википедийном термине см. Википедия:Копивио Символ авторского права

Нарушение авторского права (также контрафакция, от лат. contrafactio — подделка; или — в случае имущественных АП — «пиратство») — это правонарушение, суть которого составляет использование произведений науки, литературы и искусства, охраняемых авторским правом, без разрешения авторов или правообладателей или с нарушением условий договора о использовании таких произведений. К числу основных способов нарушения авторских прав относится незаконное копирование и распространение произведения, а также плагиат.

Термин «пиратство»

Использование термина «пиратство» (англ. piracy) по отношению к авторским правам имеет давнюю историю (по крайней мере, в английском языке). Первые его упоминания относятся к 1603 году, позже (в 1879 году) его употребил в предисловии к своей поэме «The Lover’s Tale» Альфред Теннисон, где было сказано, что части этой работы «недавно подверглись безжалостному пиратству» (англ. «have of late been mercilessly pirated»).

Этот термин используется также и в правовых актах. Так, в английском переводе Бернской конвенции 1886 года присутствует текст «Pirated works may be seized on importation into those countries of the Union where the original work enjoys legal protection» (в русском переводе — «контрафактные экземпляры произведения подлежат аресту в любой стране Союза, в которой это произведение пользуется правовой охраной», ст. 16 Конвенции).

В русскоязычных правовых источниках федерального уровня этот термин в значении «нарушение авторских прав» не встречается, однако он употребляется в локальных нормативных актах, документах судов и специальной юридической литературе.

Некоторые источники указывают, что данный термин представляет собой журналистский штамп. По мнению Ричарда Столлмана, термин «пиратство» стал применяться к игнорированию традиционных методов лицензирования ПО для создания ложного убеждения, что это «очень плохо». По его мнению, создаётся подсознательная аналогия с морским пиратством, включающим грабежи, разбой, похищения людей, убийства, взятие заложников, потопление судов и прочие кровавые жестокие преступления.

Окончательное закрепление нового значения термина «пиратство» произшло в Швеции в 2009 году, когда там была создана и получила несколько мест в парламенте «Партия пиратов».

Общая характеристика нарушения авторских прав

Нарушение авторских прав подразумевает несанкционированное правообладателем распространение материала, защищённого авторским правом, такого как программное обеспечение, музыкальные композиции, фильмы, книги, компьютерные игры. Обладание правами на интеллектуальную собственность защищено законами большинства стран.

Под нарушением авторских прав обычно понимаются следующие действия:

  • создание копии и её продажа;
  • создание копии и передача её кому-либо ещё;
  • в некоторых случаях перепродажа легально приобретённой копии.

В сложившейся судебной, правоприменительной и правоохранительной практике нарушение прав правообладателей как правило экспертно оценивается самими правообладателями. Соответственно нарушением прав правообладателей судом и следствием могут быть признаны любые действия, не нравящиеся самим правообладателям и грозящие ему по его же собственному мнению недополучением сверхприбыли.

Распространённость нарушений авторских прав

Нарушение интересов обладателей авторских прав (которые как правило не являются непосредственными авторами произведений интеллектуальной собственности) широко распространено во многих странах, в том числе в России, на Украине, в Китае, Казахстане, Бразилии, Мексике и Индонезии.

Основная причина широкого распространения такого нарушения в этих странах носит экономический характер:

  • Цены на произведения интеллектуальной собственности, распространяемые правообладателями-монополистами, могут быть неоправданно завышенными по сравнению с материальными возможностями или ожиданиями пользователей произведений;
  • Официальные цены на произведения интеллектуальной собственности, возможно, являются нормальными (средними, общепринятыми) в стране, где разработан продукт, но могут быть чрезмерными для некоторых других стран (по соотношению цена продукта / (средняя зарплата — обязательный налог)).

Помимо этого, несоблюдение АП может способствовать обеспечению доступа широких слоёв населения к информации, распространение которой по той или иной причине ограничено правообладателями.

Примеры нарушений авторского права

Видеопиратство

Основная статья: Видеопиратство

Нелегальное распространение копий фильмов и телепередач на дисках, кассетах и путём копирования через компьютерные сети. Может осуществляться как с целью получения прибыли (продажа контрафактной продукции в магазинах, на лотках), так и без (распространение копий фильмов в локальных сетях, через Интернет, обмен фильмами с друзьями на дисках). Коммерческая продукция такого рода отличается тем, что может появиться ещё до официального выхода фильма в прокат (известны случаи появления в продаже недоделанной рабочей версии фильма, украденной у съёмочной группы).

Качество записи может как весьма уступать лицензионной копии, так и практически не отличаться от него — в зависимости от способа копирования и проведённой дополнительной обработки. Существует система условных обозначений типов несанкционированных копий, распространяемых по Сети (аббревиатуры, добавляемые к именам файлов).

Аудиопиратство

Нелегальное копирование и распространение копий музыкальных композиций. Включает в себя продажу музыкальных альбомов на аудиокассетах и компакт-дисках. К аудиопиратству относится и распространение музыкальных композиций в компьютерных сетях.

Обмен музыкальными композициями в интернете принял воистину грандиозный масштаб благодаря развитию P2P-технологий. Существует большое количество разных пиринговых сетей, с миллионами участников и терабайтами музыкальных композиций.

Программное обеспечение

Нелегальное копирование и распространение программных продуктов на дисках и в компьютерных сетях. Включает в себя снятие разнообразных программных защит. Для этого существует специальный класс программного обеспечения — так называемые «кряки» (от англ. «to crack» — взламывать), специальные патчи, готовые серийные номера или их генераторы (англ. keygen, «кейген») для программного продукта, которые снимают с него ограничения, связанные с встроенной защитой от нелегального использования.

Кроме того, существуют стандартные программы разработчиков программ, которые могут использоваться для облегчения самого процесса взлома — отладчики, дизассемблеры, редакторы PE-заголовка, редакторы ресурсов, распаковщики, и т. п.

Иногда свободное распространение собственнической программы негласно поощряется самим правообладателем. В 1998 году Билл Гейтс сказал, что будет лучше, если пользователи, использующие программы незаконно, будут использовать незаконно его программы — ведь когда‐нибудь они могут начать за них платить, и тогда пригодится получившаяся к тому времени зависимость (vendor lock-in).

Официальной политикой органов государственного управления большинства стран и основных вендоров-производителей программного обеспечения является постепенная легализация программного обеспечения, применяемого конечными пользователями.

Компьютерные и видеоигры

Нелегальное распространение компьютерных игр имеет свою специфику — обычно в играх применяют специфические виды защиты, с привязкой копии игры к носителю (CD или локализацию игры (иногда некачественную или неполную, обычно ограничиваясь переводом субтитров, без озвучки), в то время, как официальная локализация ещё не появилась, или игра вообще не выходила на территории страны, однако, в этом случае почти всегда прилагается оригинальная версия, без перевода (см. Любительский перевод). Также существует практика выпуска «пиратских сборников», то есть записывание на один носитель нескольких игр, изначально на это не рассчитанных. Часто для экономии места обрезаются не жизненно важные части игры, например видеоролики и озвучка персонажей. Среди наиболее известных сборников — «Classic Fond», «Crazy Collection».

В сфере современных игровых приставок существует практика, называемая «чиповкой» (от англ. chip — микросхема, чип) — люди модифицируют схему приставки таким образом, что она получает способность воспроизводить неавторизованные копии игр и программы, запуск которых не был предусмотрен или был намеренно запрещён производителем приставки. Также в некоторых консолях используется перепрошивка — изменение внутреннего программного обеспечения консоли с целью запустить неавторизированные копии. Как следует из названия, чаще всего модификация заключается в размещении дополнительной микросхемы (мод-чипа) кустарным способом (или же самим владельцем приставки). Модифицированные приставки называются «чипованными».

Продажа несанкционированных копий игр для консолей также широко распространена; зачастую также с неофициальным переводом.

Многие отмечают, что сама защита от копирования, устанавливаемая на CD/DVD противоречит законодательству ряда стран, в том числе России и США. Причиной является законодательное разрешение на изготовление резервной копии легально приобретенного CD/DVD. Издатели же, устанавливая защиту, как правило сами не предоставляют пользователям технических копий. См. также высказывания Джэка Валенти (англ. ).

Литературные произведения

В связи с появлением сетевых электронных библиотек, бесплатно предоставляющих всем желающим доступ к текстам литературных произведений, многие из них стали распространять в основном или исключительно копии произведений, авторы и издатели которых не разрешали этого делать. Несмотря на то, что интернет-библиотеки обычно идут навстречу авторам и убирают произведения из открытого доступа по их просьбе, в некоторых случаях всё-таки доходит до судебных исков.

Любопытно, что ни авторы, ни издатели не рассматривают как пиратство повсеместное предоставление услуги ксерокопирования библиотеками.

Политические движения

В России политическое движение по этому вопросу только зарождается в виде сайта www.anticopyright.ru.

Партия пиратов

Эмблема Пиратской партии ШвецииДемонстрация в защиту пиратства

1 января 2006 г. в Швеции появилась первая в мире Партия пиратов. Вслед за ней основалась также Пиратская партия Германии.

Аналогичная партия существует так же в США, её сайт — http://www.pirate-party.us.

Программы пиратских партий примерно таковы:

  • Снижение сроков авторского права. Реальный срок действия авторского права на данный момент составляет примерно четыре поколения, что, по мнению многих, является запредельно большим сроком. А постоянно удлиняющийся срок ничем не отличается от вечной защиты.
  • Законодательный запрет негласного сбора информации о частной жизни.
  • Недопущение цензуры в Интернете. Пока её ещё нет, однако, по заверениям Партии пиратов США, её появление в США — дело времени.

См. также

Ссылки

  • Т. Краснов Дети капитана Блада

Примечания

  1. Большой юридический словарь
  2. Гришаев С. П. Интеллектуальная собственность: учебное пособие. М., 2004. Глава 2, § 9 «Защита авторских прав».
  3. T. Dekker Wonderfull Yeare 1603 http://www.uoregon.edu/~rbear/yeare.html
  4. См.: Darrell Panethiere. The persistence of piracy: the consequences for creativity, for culture, and for sustainable development // UNESCO
  5. По результатам полнотекстового поиска в базе «Консультант Плюс».
  6. См., например, Постановление Правительства Москвы «О городской целевой программе „Электронная Москва“» от 13.05.2003 N 367-ПП // Вестник Мэра и Правительства Москвы. № 35.
  7. См.: Апряткина Г. С., Кислицын Е. Г. Актуальные проблемы защиты интеллектуальной собственности // Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
  8. См., например, статьи: Максичева М. Интеллектуальное пиратство как транснациональное преступление // Международное публичное и частное право. 2007. № 3; Исаенко В. Н., Завидов Б. Д., Лапин С. Ю. Правовые проблемы борьбы с пиратством в России // Право и экономика. 2000. № 4; Симкин Л. Как остановить компьютерное пиратство? // Российская юстиция. 1996. № 10.
  9. Richard Stallman, «Free Software in Ethics and Practice» talk at CMC MSU, Moscow, Russia, 2008-03-03 http://sbos.in/RMS_Lection.ogg
  10. Обозначения типов нелегальных релизов видео и типичных дефектов (только в первом сообщении; следующие описывают форматы файлов мультимедиа)
  11. Gates, Buffett a bit bearish (англ.). CNET Networks, Inc. (1998-07-02). Проверено 25 сентября 2008.

Составы нарушений авторских и смежных прав и нарушения изобретательских и патентных прав

1)Нарушение авторских и смежных прав

Непосредственный объект преступления — авторские и смежные права как составная часть гарантированной ст. 44 Конституции РФ свободы литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Конституция РФ предусматривает защиту законом интеллектуальной собственности. Регулированию отношений, связанных с авторским правом и смежными правами, посвящен Закон РФ от 09.07.93 №5351-1 «Об авторском праве и смежных правах» с изм. на 19.07.95 № 110-ФЗ1. В соответствии с п. 1 ст. 6 названного Закона авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а также от способа его выражения.

Предметом преступления при нарушении авторских прав являются объекты авторского права — произведения (научные, художественные и др.») как обнародованные, так и не обнародованные независимо от их достоинства2. Необнародованные произведения должны существовать в какой-либо объективной форме. Предметом преступления при нарушении смежных прав являются объекты смежных прав — исполнение (воспроизведение) произведений (песен, музыки, спектаклей и др.) артистами, режиссерами-постановщиками, создателями звуко- и видеозаписей,

2 Однако сам материальный носитель произведения (кассета, картина и др.) охраняется не нормами, устанавливающими ответственность за нарушение авторских прав (см. п 5 и 6 названного Закона), а нормами гл. 21 УК

Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» не распространяет авторское право на идеи, методы, процессы, системы, концепции, принципы, открытия, факты (см. п. 4 ст. 6).

Названный Закон говорит о четырех категориях смежных прав, которые соответственно берутся под защиту ст.146 УК:

1) права исполнителей на их исполнения и постановки (исполнительские права);

2) права производителей фонограмм на их фонограммы (фо-нограммные права);

3) права организаций эфирного вещания на их передачи в эфир;

4) права организаций кабельного вещания на их передачи для всеобщего сведения.

Потерпевшими являются при нарушении авторских прав — автор, его наследник (см. ст. 29 Закона), лицо, которому автором переданы права (см. ст. 30 Закона), при нарушении смежных прав — исполнитель, производитель фонограмм, организация эфирного или кабельного вещания, если она является юридическим лицом, лица, которым переданы исключительные права (см. ст. 37, 38, 40 Закона).

Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 146 УК, состоит из:

1) присвоения авторства (плагиат);

2) последствий — крупного ущерба;

3) причинной связи между указанным деянием и ущербом.

Присвоение авторства — объявление себя автором (соавтором) чужого произведения с целью использования авторских прав (плагиат). В этом случае лицо уже использовало авторское право на публикацию с указанием имени или без него. Но если нет цели использования авторского права (например, объявление себя в кругу знакомых автором художественной картины), то нет и состава преступления, предусмотренного ст. 146 УК.

В ст. 146 УК в отличие от ст. 147 УК не сказано о принуждении к соавторству. Представляется, что это пробел законодательства, требующий устранения.

Последствие преступления (обязательный признак состава) — крупный ущерб, как материальный (не получен гонорар, денежная премия), так и моральный (не присвоено почетное звание, оказываются иные почести государственного и общественного характера не автору или исполнителю произведения, а другому лицу, которое выдало себя за них). Понятие «крупный ущерб», если речь идет о моральном ущербе, является оценочным и устанавливается исходя из конкретных обстоятельств дела. Если речь идет об имущественном ущербе, то крупным является ущерб на сумму, превышающую 50 тыс. руб. (см.: примечание к ст. 146 УК).

Состав преступления материальный.

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Виновный осознает, что присваивает авторство, предвидит, что тем самым неизбежно причинит крупный ущерб потерпевшему, и желает его причинить.

Субъект преступления — лицо, достигшее возраста 16 лет.

Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 2 и 3 ст. 146 УК, состоит из альтернативных деяний, совершенных в крупных (ч. 2) и особо крупных (ч. 3) размерах:

незаконное использование объектов авторского права или смежных прав;

приобретение, хранение, перевозка контрафактных экземпляров произведений или фонограмм в целях сбыта.

Незаконное использование объектов авторского права или смежных прав будет иметь место, если их использует тот, кто в соответствии с законом или договором ими не обладает. Например, публикация книги без согласия автора, его наследника, лица, которому переданы права, или постановка пьесы без согласия режиссера или лица, которому переданы исключительные права.

Законодательное определение крупного и особо крупного размера дается в примечании к ст. 146 УК. Крупный размер будет тогда, когда стоимость экземпляров произведений или фонограмм либо стоимость прав на использование объектов авторского права и смежных прав превышают 100 тыс. руб., а особо крупный размер, когда превышают 1000000 руб.

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Виновный осознает, что совершает любое из указанных в ч. 2 или ч. 3 деяний, и желает это сделать.

При приобретении, хранении, перевозке контрафактных экземпляров произведений или фонограмм обязательной является цель их сбыта.

В ч. 3 ст. 146 УК помимо особо крупного размера указаны еще два квалифицирующих признака: совершение преступления группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; лицом с использованием своего служебного положения.

2)Нарушение изобретательских и патентных прав

Непосредственный объект преступления — изобретательские и патентные права.

Предмет преступления — само изобретение, полезная модель или промышленный образец.

В соответствии с п. 2 ст. 4 Патентного закона РФ от 23.09.92 № 3517-1 с изм. на 07.02.20031 изобретением может являться устройство, способ, вещество, штамм микроорганизма, культуры клеток растений и животных, а также применение известного устройства, способа, вещества, штамма по новому назначению.

В качестве полезной модели охраняются новые и промышленно применимые решения, относящиеся к конструктивному выполнению средств производства, предметов потребления, а также их составных частей (п. 1 ст. 5 Патентного закона РФ)

Промышленным образцом является художественно-конструкторское решение изделия, определяющее его внешний вид, являющееся новым, оригинальным (п. 1 ст. 6 Патентного закона РФ).

Потерпевший — автор изобретения, полезной модели или промышленного образца, каковым согласно п. 1 ст. 7 Патентного закона РФ является физическое лицо, творческим трудом которого они созданы, а также лицо, которому патентодержатель уступил свой патент (см. п. 6 ст. 10 Патентного закона РФ).

Объективная сторона преступления предусматривает совершение любого из четырех альтернативно указанных деяний:

1) незаконное использование изобретения, полезной модели или промышленного образца;

2) разглашение без согласия автора или заявителя сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации сведений о них;

3) присвоение авторства;

4) принуждение к соавторству.

Незаконное использование изобретения, полезной модели или промышленного образца — это вопреки требованиям нормативных актов или договора внедрение их (пуск в работу) без согласия или уведомления автора, без оплаты причитающегося ему за внедрение вознаграждения, передача их для внедрения или использования в других целях или иные деяния, запрещенные нормативными актами или договорами.

Разглашение — доведение любым способом до третьего лица сущности, т.е. основных положений, раскрывающих содержание изобретения, полезной модели или промышленного образца. Разглашение будет преступным, если оно сделано без согласия самого автора или заявителя до официальной публикации. Присвоение авторства на изобретение, полезную модель, промышленный образец аналогично присвоению авторства на произведение (см. анализ ст. 146 УК), только здесь лицо объявляет себя автором (соавтором) другого объекта творческой деятельности с целью использования прав, принадлежащих истинным авторам.

Принуждение к соавторству — оказание любым способом давления на автора с целью получить его согласие на включение кого-либо (не обязательно самого требующего) в соавторы.

Насилие, выступающее способом принуждения, требует дополнительной квалификации по соответствующей статье УК, если наказывается более строго, чем преступление, предусмотренное ст. 147 УК.

Последствия преступления, предусмотренного ст. 147 УК, — крупный ущерб.

Состав преступления материальный. Между действиями и последствиями должна быть установлена причинная связь.

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Виновный осознает, что совершает любое из предусмотренных ст. 147 УК деяний, предвидит, что этим неизбежно причинит крупный ущерб, и желает его причинить.

Субъект преступления — лицо, достигшее возраста 16 лет.

В ч. 2 ст. 147 УК назван квалифицирующий признак — совершение его группой лиц по предварительному сговору или организованной группой (см. ч. 2 и 3 ст. 35 УК)

Виды нарушений авторских прав

Любые виды нарушений авторских прав дают возможность реализовать меры защиты, предусмотренные законами РФ, международными актами, договорами и лицензионными соглашениями. Порядок применения указанных мер будет отличаться для нарушений личных и имущественных прав, а также характера противоправных действий. В этой статье разберем, с какими категориями нарушений могут столкнуться правообладатели, и что можно предпринять для защиты интересов.

Что входит в режим охраны авторских прав

После завершения творческого процесса у одного или нескольких авторов возникают личные (неимущественные) и исключительные (имущественные) права на произведение. Помимо этого, правообладателем может стать заказчик по договору авторского заказа, либо приобретатель по договору уступки. Правовой режим прав будет влиять на условия использования и распоряжения, а, соответственно, и на характер возможных нарушений и споров. Выделим ключевые особенности правового режима авторских прав:

  • личные права (на имя, неприкосновенность произведения, на опубликование, на наименование) являются неотчуждаемыми и сохраняются за автором творения даже при продаже иным лицам;
  • имущественные права на произведение могут быть проданы по договорам уступки, либо переданы по лицензионным соглашениям (лицензия может предусматривать выплату вознаграждения, либо безвозмездную передачу права пользования);
  • использование произведения другими лицами допускается только с согласия или разрешения правообладателя — исключение составляют случаи, прямо указанные в законе (например, использование для личных целей, если произведение было легально приобретено или получено от правообладателя).

Практически по аналогичным правилам осуществляется охрана объектов смежных прав.

Таким образом, практически любое использование чужим произведением будет считаться незаконным, если на это будет отсутствовать согласие правообладателя. Исходя из режима авторских прав, такое согласие может быть выражено следующими способами:

  • передачей объекта по договору авторского заказа;
  • продажей прав по договору уступки;
  • передачей прав на объект по лицензии, в том числе через розничную сеть;
  • размещением произведения в открытый доступ для свободного пользования неограниченным кругом лиц (например, в сети интернет);
  • иными способами, соответствующими законодательным нормам.

Если указанное согласие отсутствует, пользование, копирование или распространение произведения литературы или иного охраняемого объекта будет являться незаконным.

Категории нарушений и меры защиты

Автор или иной правообладатель могут столкнуться с разными формами незаконного использования творческой собственности. Характер нарушения повлияет на процедуру привлечения к ответственности и последствия для виновного лица. Выделим наиболее распространенные категории нарушений в сфере авторского права:

  • плагиат, т.е. присвоение авторства на чужое произведение или его часть – может выражаться в форме полного или частичного заимствования при создании новой работы, указанием заведомо ненадлежащего автора при публикации;
  • нелегальное изготовление и распространение копий произведения, видео- и аудиоконтента, фонограмм иных объектов для извлечения прибыли – такая форма нарушений может выявляться при выпуске и продаже материальных или цифровых носителей, продажу в торговых точках или через сеть интернет;
  • нарушение условий договоров о передаче прав – несоблюдение сроков выплаты вознаграждения, выход за территориальные пределы по лицензионному соглашению и иные виды нарушений;
  • подделка оригинальных произведений искусства с изготовлением копий;
  • нарушения личных прав автора – несогласованное изменение произведения, смена наименования без разрешения, и т.д.

Это только примерный перечень нарушений, с которыми может столкнуться правообладатель. Отдельного внимание заслуживают факты, когда выявляется угроза будущего нарушения. Например, если становится известно о закупке материальных носителей и полиграфической продукции для будущего выпуска аудио- или видеозаписей с нарушением авторских прав. В этом случае правообладатель не обязан дожидаться, пока контрафакт будет выпущен на рынок – нарушителю можно направить требование о недопущении возможной противоправной деятельности.

Выявление фактов нарушений может происходить в ходе самостоятельных действий правообладателя или его представителя, правоохранительными органами по заявлению автора, таможенным ведомством при перемещении контрафакта через границу, иными способами. Факт нарушения нужно надлежащим образом зафиксировать, чтобы представить доказательства и обосновать размер убытков (ущерба). В перечень таких доказательств могут входить:

  • акт контрольной закупки, которая может сопровождаться видео- или аудиозаписью, получением платежных документов и приобретение контрафактного носителя;
  • проверкой правоохранительных органов – предметом проверки может являться производственное помещение, торговая точка, контент на интернет-ресурсах и т.д.;
  • нотариально удостоверенные копии страниц в сети интернет, на которых размещался нелегальный контент;
  • рекламные сообщения, которые продвигают на рынок контрафактную продукцию;
  • акты сверки взаиморасчетов по лицензионным соглашениям, подтверждающие нарушение сроков перечисления вознаграждения.

Ответственность за нарушение авторских прав будет наступать не только при незаконном обороте продукции в виде материальных носителей, но и за пиратство в сети интернет. Законодатель не разграничивает меры воздействия в зависимости от вида и формы нарушения, а совершенные средства фиксации позволяют собрать надлежащие доказательства даже на закрытых сайтах.

Установив нарушение или угрозу его совершения, правообладатель может использовать следующие варианты защиты:

  • предъявить нарушителю письменное требование о прекращении или недопущении нелегального использования объекта, о выплате вознаграждения или возмещении убытков;
  • обратиться в судебные инстанции для досрочного расторжения лицензионного соглашения, взыскания убытков или денежной компенсации, признания или оспаривания авторства;
  • подать заявление в правоохранительные органы для возбуждения административного или уголовного дела.

Для взыскания убытков правообладатель должен доказать факт нарушения, а также обосновать размер исковых требований. Для этого может проводиться экспертиза с оценкой наступивших последствий. Вместо убытков можно потребовать взыскания компенсации – ее сумма будет определена в пределах от 50 тыс. руб. до 5 млн. руб., либо в размере двукратной стоимости контрафактной продукции или оценки имущественного права.

Обязательным условием при рассмотрении дела в суде, либо при привлечении к уголовной и административной ответственности, является конфискация нелегальной продукции и средств производства. Как правило, конфискат обращается в пользу государства, однако некоторые виды материальных носителей могут передаваться правообладателю по его заявлению.

По требованию правообладателя нелегальный контент в сети может быть блокирован через службу Роскомнадзора. Если нарушение не устраняется, в судебном порядке интернет-ресурс может быть заблокирован на постоянной основе.

§1. Понятие и основания защиты авторских и смежных прав

Защита авторских и смежных прав представляет собой сово- купность мер, направленных на устранение реальной угрозы на­рушения, восстановление или признание прав авторов и право­обладателей.

Особенность защиты авторских и смежных прав заключается не только в том, чтобы обеспечить их реальное осуществление и воз­можность принятия эффективных мер по пресечению действий на­рушителя.

Не менее важное значение имеет и юридически обеспе­ченная возможность компенсации всех имущественных и связанных с ними личных неимущественных потерь, вызванных нарушением конкретного субъективного права.

В защите авторских и смежных прав можно выделить четыре наиболее существенных аспекта:

1) представляет собой целостную систему гражданско-правовых способов и средств, направленных прямо или косвенно на устране­ние возникших препятствий в осуществлении авторских и смежных прав, а также на обеспечение законных интересов правообладателей путем недопущения возможных нарушений или устранения реаль­ных посягательств со стороны иных лиц;

2) рассматривается как действия граждан и юридических лиц по применению предусмотренных 1*ражданским законодательством не­благоприятных последствий к нарушителям авторских и смежных прав;

3) предполагает борьбу с нарушениями методами публичного права (административного и уголовного), носящих чаще всего пре­вентивный характер;

4) осуществляется в различных юридических формах.

Под формой защиты следует понимать совокупность внутренне согласованных мер, направленных на восстановление нарушен­ного субъективного права и охраняемого законом интереса.

Формы защиты делятся на две группы — судебные и внесудебные. Первая группа предусматривает защиту авторских и смежных прав

в судах обшей юрисдикции, арбитражных судах и Конституционном 177 Суде Российской Федерации; вторая группа предполагает примене­ние самозащиты прав, мер оперативного воздействия, предусмотрен­ных законом, а также административно-правовых форм защиты.

Субъектами права на защиту авторских и смежных прав явля­ются авторы, обладатели смежных прав и их правопреемники, в том числе их наследники, организации, осуществляющие коллективное управление авторскими и смежными правами, а также уполномо­ченные авторами и обладателями смежных прав лица.

Часть четвертая ГК РФ устанавливает нормы, направленные на укрепление института защиты прав авторов и других обладателей исключительных прав. Повышение эффективности правовой защи­ты отношений в сфере создания и использования произведений обе­спечивается за счет включения в данный Кодекс дополнительных норм, закрепляющих следующие новые виды результатов интеллек­туальной деятельности, средств индивидуализации и соответствую­щие им виды интеллектуальных прав:

1) смежного права на содержание баз данных (ст. 1333—1336);

2) смежного права публикатора произведения (ст. 1337—1344);

3) право на доменное имя как средство индивидуализации ин­формационных ресурсов (ст. 1483,1484,1519);

4) права на коммерческое обозначение как средство индивидуа­лизации предприятия (ст. 1538—1541).

В Гражданский кодекс впервые включены такие институты, как права на фирменное наименование и права на секреты производства (ноу-хау), в отношении которых ранее не существовало единого пра­вового регулирования на уровне закона.

Это обстоятельство служит дополнительной гарантией превентивного характера, позволяющей более эффективно защищать указанные права в случае их нару­шения.

К мерам защиты обычно относят меры ответственности, для ко­торых характерно не только восстановление нарушенных прав, но и обременение правонарушителя в виде возложения дополнительных обязанностей либо лишения имеющихся субъективных прав. Вме­сте с тем следует отличать меры гражданско-правовой ответственно- сти от мер защиты гражданских прав. Применение ответственности предполагает установление факта правонарушения. В свою очередь, для применения мер защиты авторских прав достаточно факта пося­гательства или оспаривания субъективного права третьим лицом.

178 Особенность сформированной системы защиты авторских прав заключается в том, что не каждый правообладатель может исполь­зовать любой предусмотренный законом способ защиты. Например, после передачи автором своего исключительного нрава он утрачива­ет право на предъявление иска о выплате компенсации.

Большое внимание в части четвертой ГК РФ уделено мерам по усилению защиты прав граждан — создателей интеллектуаль­ных ценностей (авторов, исполнителей, изобретателей, селекцио­неров и т.д.). Такие меры крайне необходимы в новых экономиче­ских условиях. Дело в том, что в современных условиях результаты творческой деятельности становятся все чаще предметом активно развивающегося рыночного оборота. Товаропроизводители при про­изводстве наукоемкой продукции либо тиражировании произведе­ний литературы, искусства далеко не всегда согласуют эту деятель­ность с авторами используемых результатов интеллектуальной дея­тельности. Без учета этого обстоятельства интересы авторов могут вступать в противоречие с интересами третьих лиц. С одной сторо­ны, законные интересы авторов могут столкнуться с потребностями общества, заинтересованного в возможно более широком и свобод­ном использовании созданного автором творческого результата, с другой — авторам могут противостоять интересы более сильных в экономическом плане коммерческих организаций, которым автор чаще всего передает права на результат своей творческой деятельно­сти. Система защиты авторских и смежных прав построена на сово­купности принципов, являющихся основополагающими началами гарантированное™ закрепленных в законе прав автора.

Принцип повышенной защиты законных интересов автора полу­чил закрепление н новых положениях Гражданского кодекса. Одним из основополагающих начал, призванных выступить гарантом такой защиты, является положение о том, что исключительное право на результат интеллектуальной деятельности, созданный творческим трудом, первоначально возникает у автора. К другим участникам гражданского оборота это право может перейти только от автора по общему правилу в силу договора или по иным основаниям, установ­ленным законом (и. 3 ст. 1228 ГК РФ).

Например, согласно статье 1295 «Служебное произведение» ГК РФ исключительное право на служебное произведение принад­лежит работодателю, если трудовым или иным договором между ра­ботодателем и автором не предусмотрено иное. Если работодатель в течение трех лет со дня, когда служебное произведение было пре­доставлено в его распоряжение, не начнет использование этого про- кзведения, не передаст исключительное право на него другому лицу 179 или не сообщит автору о сохранении произведения в тайне, исклю­чительное право на служебное произведение принадлежит автору

Принцип ограниченной ответственности автора. В главе 70 «Авторское право» и главе 71 «Права, смежные с авторскими» ча­сти четвертой ГК РФ включено положение о том, что на принадле­жащее автору или исполнителю исключительное право не допуска­ется обращение взыскания (ст. 1284, 1319). По авторским договорам предусмотрена также ограниченная ответственность автора произ­ведения, которая заключается в том, что в соответствии с пунктом 1 ст. 1290 ГК РФ по договору об отчуждении исключительного пра­ва на произведение и по лицензионному договору ответственность автора ограничена суммой реального ущерба, причиненного другой стороне. Более того, в силу договора об отчуждении исключительно­го права или лицензионного договора размер возмещения реального ущерба, причиненного автором, может быть еще уменьшен.

Ограниченная ответственность автора предусмотрена законом и при исполнении авторского заказа. В случае неисполнения или не­надлежащего исполнения договора авторского заказа автор обязан возвратить заказчику аванс, а также уплатить неустойку, если она предусмотрена договором. При этом общий размер указанных вы­плат ограничен суммой реального ущерба, причиненного заказчику.

Принцип стимулирования активного использования авторского произведения. В Гражданском кодексе содержатся нормы, направ­ленные на стимулирование к активному использованию авторско­го произведения третьими лицами. Так, в соответствии с пунктом 1 ст. 1287 ГК РФ по договору о предоставлении права использования произведения, заключенному автором с издателем, т.е. с лицом, на которое в соответствии с договором возлагается обязанность издать произведение (издательский лицензионный договор), лицензиат обязан начать использование произведения не позднее срока, уста­новленного в договоре. При неисполнении этой обязанности ли­цензиар вправе отказаться от договора без возмещения лицензиату причиненных таким отказом убытков. В Гражданском кодексе (и. 2 а, 1295) установлено также, что если работодатель в течение трех лет со дня, когда служебное произведение было предоставлено в его распоряжение, не начнет осуществлять свое право на использование служебного произведения, то он это право утрачивает.

Принцип повышенной защиты прав автора-работника. Исклю­чительное право на служебное произведение науки, литературы и искусства (за исключением служебных программ для ЭВМ и баз

180 данных) стало принадлежать автору. Положение автора укрепляет также последовательно проведенное во всех соответствующих гла­вах части четвертой ГК РФ правило о том, что автор-работник, не являющийся правообладателем, имеет право на получение от ра­ботодателя вознаграждения за создание и использование объекта авторского права в порядке исполнения служебного задания. Это право сохраняется за автором-работником независимо от того, сам работодатель будет использовать соответствующий служебный ре­зультат или право на него перейдет к другому лицу.

Защита авторских прав может сопровождаться устранением с рынка недобросовестных участников. Необходимость усиления борь­бы с контрафактной продукцией потребовала включения в часть чет­вертую ГК РФ, помимо существующих в гражданском праве санк­ций за нарушение прав, категории «грубое нарушение». Россия как вторая после Китая музыкальная поп-держава сконцентрировала на своей территории две трети пиратских компакт-дисков, продажа ко­торых в восемь раз превышает продажу легальных музыкальных про­изведений. В России на 80% сайтов бесплатно размещаются песни авторов без их согласия. Серьезную проблему представляет тиражи­рование пиратских музыкальных дисков, компьютерных программ и кинофильмов через Интернет. Особенно сложно закрывать сайты, которые зарегистрированы в странах Западной Европы и США.

Если юридическое лицо неоднократно или грубо нарушает ис­ключительные права на результаты интеллектуальной деятельно­сти и на средства индивидуализации, суд может принять решение о ликвидации такого юридического лица по требованию прокурора (п. 2 ст. 61 ГК РФ). Если такие нарушения совершает гражданин, его деятельность в качестве индивидуального предпринимателя может быть прекращена по решению или приговору суда в установленном законом порядке (ст. 1253 ГК РФ).

В части четвертой ГК РФ предусмотрены также меры, направ­ленные на защиту личных неимущественных прав авторов. В част­ности, восстановлен прежний подход к праву автора на неприкос­новенность произведения (п. 1 ст. 1266), которое по своему содер­жанию стало шире закрепленного в ранее действовавшем Законе «Об авторском праве и смежных правах» права на защиту репутации автора и поэтому в большей мере защищает интересы создателя про­изведения. Согласно пункту 1 ст. 1266 ГК РФ не допускается без согласия автора внесение в его произведение изменений, сокраще­ний и дополнений, снабжение произведения при его использовании

иллюстрациями, предисловием, послесловием, комментариями или 181 какими бы то ни было пояснениями. Извращение, искажение или иное изменение произведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию автора, равно как и посягательство на такие действия, дают автору право требовать защиты его чести, достоин­ства или деловой репутации в соответствии с правилами статьи 152 ГК РФ- В этих случаях но требованию заинтересованных лиц допу­скается защита чести и достоинства автора и после его смерти.

Основаниями применения гражданско-правовых способов защи­ты авторских и смежных прав являются:

1) совершенное правонарушение;

2) отрицание или непризнание права иным образом;

3) совершение действий, создающих угрозу нарушения автор­ских и смежных прав.

Первое основание имеет место при непосредственном наруше­нии права.

Второе основание создает юридическую неопределенность и со­мнительность в принадлежности соответствующих нрав, а потому применение способов защиты призвано преодолеть ее путем офици­альной констатации в судебном порядке принадлежности соответ­ствующих прав истцу.

Третье основание влечет применение гражданско-правовых спо­собов защиты ввиду того, что направлено на защиту законного ин­тереса автора или иного правообладателя в беспрепятственном осу­ществлении своего субъективного права в будущем.