Содержание
- Этнология – наука, рассматривающая общественные объединения по национальным, расовым, половым признакам.
- Тема 4. Человек.
- 1. Проблема антропосоциогенеза.
- Как определить этнос человека
- Как узнать свое этническое происхождение
- Как определить свой этнос в лаборатории ДТЛ
- Анализ ДНК на этническое происхождение рода по линии отца и матери
Этнология – наука, рассматривающая общественные объединения по национальным, расовым, половым признакам.
Стр 1 из 7
Этнос в отличие, скажем, от используемого в гуманитарных науках понятия нации, представляет собой объединение людей главным образом по национальному (т.е. в большей степени естественному, чем культурному) признаку.
Известным этнологом нашего времени является русский ученый Л.Н. Гумилев. Если 3.Фрейд пытался объяснить действия индивидов психической энергией, то Гумилев объясняет социальное развитие воздействием энергии Солнца.
Солнце посылает импульсы, они приводят к так называемому пассионарному толчку. Объясняя это, Гумилев высказывает следующую гипотезу. При снижении солнечной активности защитные свойства ионосферы снижаются и отдельные кванты или пучки энергий могут пролететь невысоко над земной поверхностью; их жесткое излучение, как известно, вызывает мутации.
1) Подъем – динамичная, завоевательная фаза.Начало этногенеза Л.Н. Гумилев связывает с механизмом мутации — внезапного изменения генофонда живых существ, наступающего под действием внешних условий в определенном месте и в определенное время. В результате возникает «этнический толчок», ведущий к образованию новых этносов.
Процесс этногенеза связан с появлением особого генетического признака — пассионарности. Пассионарностъ — это признак, возникающий вследствие мутации (пассионарного толчка) и образующий внутри популяции некоторое количество людей, обладающих повышенной тягой к действию. Гумилев назвал их «пассионариями». Пассионарии способны на радикальные изменения и желают их. Они защитники Отечества, они — открыватели нового, великие реформаторы, творцы, воины, строители. Для такой деятельности нужна особая избыточная энергия, которой оказываются наделены пассионарии. «Вкладывая свою избыточную энергию в организацию и управление соплеменниками на всех уровнях социальной иерархии, они, хотя и с трудом, вырабатывают новые стереотипы поведения, навязывают их всем остальным и создают таким образом новую этническую систему, новый этнос…»1.
2) «Перегрев», надлом – акматическая фаза (от франц. акме – вершина).Этнос достигает своей высшей точки силы, после которой начинается спуск вниз.
3) Переход в нормальное состояние.Однако энергия («пассионарный заряд») не остается неизменной в этносе, она уменьшается. Вследствие желаний пассионариев «быть самими собой», не подчиняться правилам, в обществе начинается соперничество и кровопролитие. Из-за междоусобиц и резни пассионарный заряд уменьшается, происходит «рассеивание энергии», кристаллизующейся в памятниках культуры. Расцвет культуры соответствует спаду пассионарности, общество находится в фазе «надлома». В результате общество избавляется от излишней пассионарности и приходит в состояние видимого равновесия, живя по инерции, на основе приобретенных ценностей. Инерционную фазу характеризует образование больших государств, накопление материальных благ.
4) Фаза обскурации (мракобесие, распад просвещения, науки).Однако вследствие утраты этносом пассионарности в обществе занимают ведущее место субпассионарии — люди с пониженной пассионарностью; они стремятся уничтожить всякое проявление пассионарности, это люди вялые и эгоистичные, они проедают и пропивают все созданное в героические времена. Это фаза обскурации, при которой процессы распада становятся необратимыми.
В конце развития этноса – футуристическое восприятие времени, забвение прошлого и настоящего ради будущего, приводящее к губительным восстаниям и крушению. Гибель через 1200 лет настигает этнос под влиянием собственного разложения или нашествия более молодых и энергичных этносов.
5) Затем наступает мемориальная фаза, когда этнос сохраняет лишь память о своем прошлом.
6)Затем исчезает и память наступает реликтовая фаза, приходит фаза равновесия с природой, когда люди лишь поддерживают налаженное предками хозяйство, живут в гармонии с ландшафтом и предпочитают «великим замыслам обывательский покой».
Только благодаря «вливаниям» космической энергии человечество не исчезает с лица Земли. Более того, и возникновение человека, антропогенез, возможно, также связан с пассионарным толчком. Нет преемственности между неандертальцами и современными людьми, как нет ее между римлянами и румынами, между хунну и мадьярами, считает Л. Гумилев. Понять возникновение и эволюцию человечества невозможно, только учитывая внутреннюю, социокультурную преемственность. Разрывы постепенности, скачки, неизбежные «недостающие звенья» в человеческой истории нельзя понять без учета тесной связи человека и природы.
Механизм эволюции этносов, предложенный Гумилевым, близок синергетическому: воздействие извне (солнечное излучение), появление «пассионариев», точка бифуркации, становление и развитие этноса. «Пассионарии» Гумилева — это как бы центры кристаллизации, если воспользоваться примером Пригожина о превращении воды в лед.
2. Проблема жизни и смерти, смысла и цели существования в духовном опыте человека.
Жизнь и смерть. От всех живых существ человек отличается тем, что сознает свою смертность, видит в смерти неизбежный финал всего живого. Проблема смерти неизбежно присутствует как в индивидуальном, так и в общественном сознании, в первую очередь — в религии и философии.
Религия рассматривает смерть человека как конец его земной, плотской жизни и переход к жизни вечной, духовной, бестелесной. Подобное представление является неотъемлемой чертой всех религий с момента их возникновения. Так древние египтяне видели в земном существовании человека подготовку к его загробной жизни. Они проводили эту подготовку с необыкновенной тщательностью — строили и украшали гробницы и пирамиды, искусно бальзамировали тела умерших. Культ мертвых в той или иной степени присущ всем религиям. По исламу, в последний день все будет уничтожено, а ушедшие воскреснут и предстанут перед'»‘Аллахом для окончательного суда. В новом мире восторжествует принцип верховенства законов морали. Богочеловеческая сущность христианства проявляется в том, что бессмертие личности мыслимо только через воскресение, путь к которому открыт искупительной жертвой Христа через крест и воскресение. Это сфера тайны и чуда, ибо человек выводится из сферы действия природно-космических сил и стихий и ставится как личность лицом к лицу с Богом.
Отношение к смерти и бессмертию в буддизмеотличается от мусульманского и христианского. Одна из ключевых идей буддизма — благоговение перед любой формой жизни. Признается только один вид «дивного бессмертия» — нирвана, сущность которой — отсутствие желаний, страстей, уход от мира, полный покой. Человек становится творцом собственной судьбы и самого себя.
Но в том же Египте примерно во втором тысячелетии до н.э. возникли зачатки свободомыслия. Например, в классическом произведении «Песня арфиста» говорится, что никто из умерших не приходит и не рассказывает о загробном царстве. Следовательно, надо не рассчитывать на загробную жизнь, а совершать свои дела здесь, на земле. Сомнение в существовании загробного мира и критика несправедливости, царящей в земной жизни, содержится в папирусе «Беседа разочарованного со своим духом».
Более последовательно и аргументирование свободомыслие и атеизм были выражены в древнегреческой философии, в первую очередь в трудах Демокрита и Эпикура. По мнению последнего, душа состоит из особо тонких атомов и разлагается вместе с телом. Смерть не имеет к нам никакого отношения, говорил философ. Когда мы есть, то смерти еще нет, а когда смерть наступает, то нас уже нет. Подобные доводы неоднократно повторялись в ходе развития философской мысли.
В античной философии, однако, доминировали не материалистические, а религиозно-идеалистические представления о человеке, его жизни и смерти. Так, в основе религиозно-философского учения орфиков (VI в. до н.э.) лежал миф о первородном грехе титанов, растерзавших ребенка Диониса и вкусивших его мясо. Этот наследственный, т.е. распространяющийся на вновь рождающихся людей, грех можно было искупить только «орфическим образом жизни», основанном на очистительных мистериях и вегетарианстве. Учредителем очистительных обрядов был провозглашен мифический певец Орфей. Орфики разработали представления о сотворении мира богами, о его неизбежном конце, о бессмертной человеческой душе и загробном воздаянии. Душа является пленницей тела, а тело — «могилой души». После смерти душа предстает перед судом, который решает, куда ее отправить: либо в Тартар (ад), если она безнадежно испорчена телом, либо вновь на землю для исправления и искупления грехов. Такое испытание может повторяться трижды. Если душа выдержит его, она становится навеки свободной и присоединяется к небесному сообществу блаженных душ, если не выдержит — низвергается в Тартар. Как это очевидно, здесь присутствуют многие сюжеты будущих мировых религий.
Во многом предвосхитил христианские представления о бессмертной душе Сократ, считавший, что земная жизнь является подготовкой к вечной посмертной жизни, но что вечное блаженство надо заслужить.
Существуют нетрадиционные, их можно назвать квазирелигиозные, концепции бессмертия человека. Они нашли определенное выражение в философии русского космизма, в особенности в трудах Н.Ф. Федорова и К.Э. Циолковского.
Циолковский полон космического оптимизма: «Картину душевного мира будущего человека, его обеспеченности, комфорта, понимания Вселенной, спокойной радости и уверенности в безоблачном и нескончаемом счастье трудно себе представить. Ничего подобного ни один миллиардер сейчас не может иметь».
Он убежден в торжестве творческих антиэнтропийных сил, мирового разума, наладившего благополучный ход космической эволюции и способного избежать «конца мира» в форме «тепловой смерти».
Следует отметить, что многие воспринимали и воспринимают бессмертие не как благо, а как зло. Наряду с морально-психологическими мотивами отрицания ценности бессмертия, имеются мотивы естественно-научные. Последние исходят из того соображения, что любое материальное образование, в том числе живой организм, имеют свои «сроки годности»: временные границы их существования определяются объективными законами природы. Человек должен примириться с этой необходимостью. По мнению выдающегося русского ученого И.И. Мечникова, «цель человеческого существования заключается в прохождении нормального цикла, приводящего к потере жизненного инстинкта и к безболезненной старости, примиряющей со смертью»‘. Нормальный срок жизни человека, по Мечникову, 100—120 лет. Преждевременная старость — это болезнь. Ее надо лечить при помощи «рациональной микробиотики» — науки, которую еще предстоит создать.
Значительный интерес представляют соображения, высказанные великим русским композитором Н.А. Римским-Корсаковым в письме В.В. Стасову: «Смерть сама о себе, как закон бытия, прекрасна. Что может быть ужаснее вечной жизни. Все будут умирать, а я буду жить? Да это ужасно! А если никто не будет умирать, так ведь это станет похоже на рай земной или на царствие небесное. Боже, какая неинтересная скука! Для чего же тогда жить? Чтоб не развиваться? Стоять на месте. А как хорошо, что нет будущей загробной жизни (я верю в то, что ее нет). Каково было бы смотреть оттуда, как то, над чем трудился и что любил, умирает и забывается… Любил я, положим, Глинку, и вот пришло время, когда Глинку забыли и он стал никому не нужен. И какая справедливая эта смерть, этот абсолютный ноль! Ни наград, ни мщения… Ну, а пока живется, надо жить, и жизнь любить надо, и я ее люблю и умирать не желаю…».
Нельзя пройти мимо многочисленных попыток использовать новейшие естественно-научные знания для обоснования бессмертия души. Высказываются предположения, что совершенствование методов генной инженерии, а также путей и средств реанимации позволит человеку достичь практического бессмертия как этапа на пути к безусловному индивидуальному бессмертию. Исследование и попытки практического решения этой проблемы способствуют формированию новой науки — иммортлогии (науки о бессмертии). На этом направлении работает белорусский ученый А. К. Манеев, автор оригинальной концепции биопсиполя, или особой субстанции, под которой он понимает существующую безначально целостную реальность невещественного полевого типа, внутренне непрерывную, бесконечно протяженную, самоактивную, ничем не ограниченную. Субстанция носит психически-биологический характер и обладает атрибутом отражения. Она же является конечной причиной всего сущего во Вселенной — всевозможных миров, макро-и микросистем. Макромасштабные производные субстанции — это континуальные биопсиполя. Возникнув, они оказываются вечными, бессмертными реалиями. Входя в состав живых вещественных систем, они выполняют функцию «души», сохраняются после их излучения из организма вследствие его биологической смерти. Все это распространяется и на человека. Каждый из нас обладает невещественным и, по сути дела, бессмертным биопсиполем.
В состоянии бодрствования здорового организма биопсиполе бодрствует, его связь с телом ослабевает во время сна и особенно в случаях проявления сомнамбулизма и т.п. Полный разрыв этой связи ведет к биологической смерти. Биопсиполе человека может выходить за пределы организма частично, и на короткое время, и даже полностью в состоянии клинической смерти. Пронизывающее весь организм биопсиполе, полагает Манеев, является существенным фактором выработки, преобразования и надежного хранения информации, а также условием и средством возможной дистанционной связи биосистем на уровне подсознания и даже сознания. На такой основе в принципе возможны у экстрасенсов явления телекинеза, ясновидения и т.п.
С привлечением новейших научных знаний пропагандируется очень старое учение о переселении душ (метемпсихоз). В качестве примера можно привести так называемую дианетику, которая преподносится и как наука о душевном исцелении, и как основа новой церкви саентологии (знание о том, как знать. Хаббард Р.Современная наука душевного здоровья. М.: 1993).
Согласно этому учению, человек состоит из тела, ума и «тетана», или души, которая живет в теле и управляет им. После смерти «тетаны» висят среди людей, ищут беременную женщину, дабы вселиться в ее плод. После вселения «тетан» стирает полностью или частично со своей «магнитной оболочки» информацию о прошлом.
Гипотетический характер теорий подобного рода очевиден. Разумеется, обязанность доказывания таких гипотез лежит на их авторах. О некоторых из этих гипотез можно сказать, что они не доказаны, а о других, — что они в принципе недоказуемы, так как противоречат фундаментальным законам природы. Что касается гипотезы Манеева о субстанции «невещественного полевого типа», то она в принципе ничем не отличается от представлений о божественном Логосе или Мировой душе Платона и неоплатоников, а также от анимистических представлений об особой силе, обитающей в теле человека и животного и покидающей его во время сна или в случае смерти.
Цель и смысл жизни — понятия, которые трудно однозначно определить, так как они во многом зависят от религиозных, атеистических, философских, этических и, не в последнюю очередь, от практических установок личности и общества, в котором она живет. Короче говоря, это вопросы о том, зачем и ради чего живет человек.
Понятие «смысл» тесно связано с понятием «содержание». Все бессодержательное лишено смысла, а осмысленное наполнено содержанием. Но и содержание по-разному определяется разными людьми.
Характер религиозного миросозерцания неизбежно подводит нас к вопросу, о какой жизни мы должны в первую очередь думать и заботиться: о жизни вечной или о том кратком миге, который зовется земной жизнью.
Если это так, то прав Сократ, видевший смысл земной жизни в подготовке к вечной потусторонней жизни.
Теоцентризм обесценивает и даже признает греховным естественные радости земного существования.Если тело — это темница души, то стоит ли заботиться об этой темнице и тем более любить ее. Аскетизм, умерщвление плоти и тому подобное считались высшей добродетелью в течение долгого периода средневековья.
Эпоха Возрождения принесла антропоцентризм как противовес геоцентризму. Были нравственно реабилитированы земные радости и чувственные страсти человека. Смыслом и целью существования провозглашается не достижение гипотетического бессмертия, которое обещает религия, а возможность достижения счастья и блаженства на основе рационального познания реального земного мира.Гуманистическое мировоззрение упорно, с большим трудом и немалыми потерями пробивало себе дорогу. Сжигались не только «крамольные» книги, но нередко и их авторы.
Гуманизм эпохи Возрождения возник вместе со своим двойником — индивидуализмом. Индивидуалист видит цель жизни в себе самом, а ее смысл — в получении всякого рода удовольствий.Безнравственных наслаждений, по его глубокому убеждению, не существует, а интересы других людей второстепенны по сравнению с его собственными. На этом пути индивид превращается в существо несоциальное и даже антисоциальное, опасное для других людей и враждебное обществу в целом. Эгоцентризм ведет к анархизму и нигилизму, к бунту против любого общественного порядка.
Наряду с безмерным возвеличиванием собственного Я и его завышенной самооценкой в философии издавна существует противоположная тенденция отрицания достойной цели, ценности человека и необходимости его существования. Еще Сократ, как мы могли убедиться, видел задачу философии в подготовке к смерти и умиранию. Этот мотив был широко подхвачен прежде всего в философии экзистенциализма. С точки зрения последнего, от существования человек испытывает отвращение и страх, ибо жизнь бессмысленна и абсурдна. Только бытие, стремящееся к смерти и видящее в ней проявление высшей свободы, дает существованию цель и приводит экзистенцию к достойному завершению. Судить о том, стоит или не стоит жить, — это значит, по мнению экзистенциалистов, отвечать на основной вопрос философии.
Итак, в чем же смысл жизни? В этом вопросе есть объективная и субъективная сторона. Каждый человек — малая частица рода человеческого, звено, соединяющее прошлые и будущие поколения людей. Это объективная сторона, предъявляющая свои требования к индивиду: его жизнь должна соответствовать некоторым общим требованиям, выполнение которых способствует нормальному развитию человечества. Актуальность данного императива очевидна — существует реальная опасность оптового вымирания человечества в результате, например, экологической катастрофы. Субъективная сторона вопроса о смысле жизни не имеет однозначного решения. Этот вопрос должен адекватно осознаваться и решаться каждым человеком самостоятельно путем свободного нравственного выбора. Однако решение может быть ошибочным, иллюзорным, если оно противоречит естественным требованиям, вытекающим из задачи сохранения полноценной жизни на нашей планете. Говорить о смысле жизни можно только тогда, когда уважаешь, ценишь жизнь и не только свою, но и чужую.
Нельзя не привести отрывок из «Притчи о Белом Ките» рано ушедшего от нас самобытного философа Н. Н. Трубникова, притчи, специально посвященной проблеме жизни и смерти — проблеме смысла жизни и ответственности за нее ныне живущих. «Полюби же ты, наконец, эту жизнь, твою, единственную, ибо другой не будет никогда… Полюби ее, и ты легко научишься любить и ту, другую, чужую жизнь, так по-братски переплетенную с твоею, — тоже единственную… Не бойся умереть, прожив. Бойся умереть, не узнав жизни, не полюбив ее и не послужив ей. А для этого помни о смерти, ибо только постоянная мысль о смерти, о пределе жизни поможет тебе не забывать о предельной ценности жизни»3.
Смысл жизни заключается во всестороннем развитии способностей человека, в наиболее полной отдаче своих сил на то дело, которое приносит пользу максимально большему числу людей.
Тема 4. Человек.
План:
-
Проблема антропосоциогенеза.
а) Эволюционная теория антропогенеза Ч.Дарвина.
б) Трудовая теория антропосоциогенеза Ф.Энгельса.
в) Теория антропогенеза В. М. Вильчека.
г) Теория этногенеза Л.Н. Гумилева.
-
Проблема жизни и смерти, смысла и цели существования в духовном опыте человека.
-
Категории человеческого бытия.
1. Проблема антропосоциогенеза.
Антропология – наука, изучающая происхождение, эволюцию и физические особенности человека и его рас.
Антропосоциогенез — происхождение человека и общества.
а) Эволюционная теория антропогенеза Ч.Дарвина.
В 19 веке учение об антропогенезе прочно связано с именем Ч.Дарвина. Главный вывод Ч.Дарвина в работах «Происхождение видов…», «Происхождение человека и половой отбор»— генетическое родство человека с животным, следовательно, естественное, природное происхождение человека в процессе эволюции, основными механизмами которой являются наследственность и естественный отбор, осуществляемый в процессе борьбы за существование.
Происхождение человека.
Мутации в местах скопления урановых руд, труд и естественный отбор: человек умелый 5,5 млн. лет человек прямоходящий (в Восточной Африке) 0,5-1 млн. лет Неандерталец 40-150 тыс. лет человек разумный 15-40 тыс. лет
Сходства и отличия человека от животных.
Сходства:
-
Способность испытывать все чувства (любопытство, внимание, память, воображение, подражание, радость, тоска, любовь и т. д.).
-
Сходство в строении и функциях тела.
-
Сходство генетического аппарата.
-
Сходство признаков зародыша и его развития.
-
Наличие рудиментарных (унаследованных от животных) органов (аппендикс).
Отличия:
-
Разум (абстрактное понятийное мышление).
-
Речь (слово).
-
Прямохождение и освобождение и развитие руки.
-
Способность создавать орудия, труд и общественное производство.
-
Использование огня.
-
Захоронение трупов.
-
Сложные и разнообразные формы адаптации и социальной жизни.
б) Трудовая теория антропосоциогенеза Ф.Энгельса. Собственно возникновение человека с мышлением и речью, способного к трудовой деятельности совместно с себе подобными, было рассмотрено Ф. Энгельсом, сторонником трудовой гипотезы происхождения человека и общества. В работах «Диалектика природы», «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» Энгельс предположил существование сложного маятникообразного движения от биологических к качественно новым, социальным закономерностям и обратно в процессе антропогенеза. В силу изменения природных условий жизни будущий человек стал чаще использовать продукты природы в своей деятельности — камни, палки; он вынужден был распрямиться для лучшей ориентации в условиях изменившегося рельефа; вынужден искать защиту от холода при изменении климата. Эти предпосылки стимулируют развитие простейших трудовых навыков, которые, в свою очередь, ведут к изменению строения руки. Освобожденная от участия в передвижении, рука стала органом и одновременно продуктом труда. С помощью совершенствования руки стало возможным невиданно расширить круг предметов, с помощью которых можно воздействовать на природу. Производство этих предметов — орудий — процесс коллективный. В процессе коллективной деятельности у людей возникает «потребность что-то сказать друг другу». Потребность создала свой орган. Гортань обезьяны изменила свою структуру, что стало биологической предпосылкой возникновения речи. Маятникообразное движение от биологического к социальному, от социального к биологическому убыстряется. Причины практически невозможно отделить от следствий, все сплелось в тугой клубок. И вдруг происходит почти чудо: природно-биологические закономерности отходят на второй план, человек приобретает законченную социальную форму, природа в нем самом укрощена навеки: он закончил свою биологическую эволюцию и отныне живет по новым, общественным законам, он даже ест и пьет «по-человечески».
«Начала» и «концы» представленной версии антропогенеза относительно ясны. В начале эволюции стоит животное, чьи биологические механизмы адаптации уже не справляются с изменившимися условиями окружающей среды. В конце — человек, обладающий сознанием и речью, испытывающий неодолимую потребность жить в коллективе, изготовляющий орудия труда. Животное только пользуется природой и производит в ней изменения только в силу своего в ней присутствия. Человек заставляет ее служить своим целям, господствует над ней. В середине же — почти неуловимые нюансы переходов от орудийной деятельности животных к человеческому труду.
«Трудовая» гипотеза ныне многими, в том числе и отечественными исследователями, признается недостаточной.
Гипотеза антропогенеза В.М. Вильчека. Анализ трудовой гипотезы, а также иной вариант теории антропогенеза представлен в исследовании В.М. Вильчека.
Критика трудовой гипотезы Энгельса В.М. Вильчеком.
1) В трудовую гипотезу незаметно вплетается ламаркизм, пишет В. Вильчек. Ф. Энгельс говорит о постепенной тренировке конечностей, приучению к прямохождению. Достигнутое в процессе жизни «продвинутых» обезьян передается потомкам. Генетика отрицает наследование приобретенных признаков.
2) Сам естественный отбор, считает В. Вильчек, «очень уж подозрителен» по отношению к человеку. Почему-то отбраковывались полезные признаки, а закреплялись вредные — безволосость, отсутствие когтей и клыков, прямохождение, долгий период детства. Естественный отбор мутантов был противоестественным на самом деле и аномально быстрым, словно целенаправленным.
3) Кроме того, сторонники трудовой теории антропогенеза грешат склонностью к модернизации. Они говорят: прачеловек догадался, понял, изобрел. Но он просто еще не умел догадываться и изобретать.
4) Главная слабость трудовой гипотезы заключается в невозможности связать причинной связью появление человека и возникновение трудовой деятельности. Чтобы «труд создал человека», как считал Энгельс, он (труд) должен был существовать до человека, то есть трудиться должны были обезьяны. Но труд, с точки зрения марксизма, это специфически человеческая деятельность, исключающая условно и безусловно-рефлекторную активность.
в) Теория антропосоциогенеза В. Вильчека.
Главная причина возникновения человека, считает В. Вильчек, первоначальное отчуждение, разрыв коммуникации с природой, ослабление или утрата инстинктов, появление множества «больных животных». Подобные ущербные существа либо погибают, либо начинают подражать, копировать поведение анормальных животных. Животные для человека становятся коммуникаторами, посредниками, учителями. Человек начинает подражать либо полноценным обезьянам, либо копытным, либо хищникам, с которыми он вступает в своеобразное соглашение. Человек начинает жить по плану своего Тотема — животного-покровителя. В этом причина, например, появления в архаических обществах множества запретов. Так, например, половые табу — результат синхронизации брачных отношений в первобытной общине с брачными играми животных, подчиняющихся биологическим ритмам. Люди, живущие по чужому плану, находятся в состоянии постоянного стресса, что обнажает все пласты индивидуальной изменчивости — основу для естественного отбора. Но естественный отбор в условиях становления человека противоестествен, он ведет к сохранению слабых особей, с разрушенной способностью коммуникации с природой, Именно таким особям ничего не остается, как подражать природе по не инстинктивной, чужой программе — то есть трудиться.
Попытка реализовать травмированную способность единства с природой, найти обманчивый образ этого утраченного единства порождает другую человеческую способность — творчество. Труд и творчество, таким образом, различны по происхождению, лишь много позже то творчество начинают считать особым видом труда, то труд начинают связывать с творчеством как его атрибутом. Творчество по своей природе — это культурно-созидательная деятельность, это создание ценностей-символов, с помощью которых человек осуществляет «уход-возвращение»: реально уходит от природы, а возвращается к ней в форме идеального плана действия.
Таким образом, с точки зрения В. Вильчека, основной предпосылкой возникновения человека является его отчуждение от природы. Восстановление этой связи уже внебиологическими средствами и ведет к формированию человека. Причем, если труд составляет субстрат, «вещество» рождения социальности, то собственно человеческий характер он приобретает только в процессе возникновения символов, замещающих утраченное единение природой, то есть только в процессе культуросозидания.
При всей убедительности или яркости, оригинальности рассмотренных концепций в них остается без ответа один вопрос: как рождается новое «человеческое» качество, как вспыхивает сознание, каким образом, медленно или «вдруг», трансформируется психика животного в сознание человека? А может, «естественного» объяснения недостаточно, и появление человека невозможно понять без привлечения других причин, например, некоего энергетического толчка.
г) Теория этногенеза Л.Н. Гумилева.
Понятие энергии кладет в основу своей концепции Л.Н. Гумилев (1912—1992). В его интерпретации энергия теряет свою сакральную (священную) окраску. Гумилев говорит о биохимической энергии, энергии космоса. Он выдвинул концепцию этногенеза как составной части антропосоциогенеза (происхождения отдельных народов, этносов).
Для Л.Н. Гумилева теория Дарвина годна для объяснения лишь внутривидовых изменений, природа же изменений в обществе, исчезновения одних народов и появления других — иная.
Этнология – наука, рассматривающая общественные объединения по национальным, расовым, половым признакам.
Этнос в отличие, скажем, от используемого в гуманитарных науках понятия нации, представляет собой объединение людей главным образом по национальному (т.е. в большей степени естественному, чем культурному) признаку.
Известным этнологом нашего времени является русский ученый Л.Н. Гумилев. Если 3.Фрейд пытался объяснить действия индивидов психической энергией, то Гумилев объясняет социальное развитие воздействием энергии Солнца.
Солнце посылает импульсы, они приводят к так называемому пассионарному толчку. Объясняя это, Гумилев высказывает следующую гипотезу. При снижении солнечной активности защитные свойства ионосферы снижаются и отдельные кванты или пучки энергий могут пролететь невысоко над земной поверхностью; их жесткое излучение, как известно, вызывает мутации.
1) Подъем – динамичная, завоевательная фаза. Начало этногенеза Л.Н. Гумилев связывает с механизмом мутации — внезапного изменения генофонда живых существ, наступающего под действием внешних условий в определенном месте и в определенное время. В результате возникает «этнический толчок», ведущий к образованию новых этносов.
Процесс этногенеза связан с появлением особого генетического признака — пассионарности. Пассионарностъ — это признак, возникающий вследствие мутации (пассионарного толчка) и образующий внутри популяции некоторое количество людей, обладающих повышенной тягой к действию. Гумилев назвал их «пассионариями». Пассионарии способны на радикальные изменения и желают их. Они защитники Отечества, они — открыватели нового, великие реформаторы, творцы, воины, строители. Для такой деятельности нужна особая избыточная энергия, которой оказываются наделены пассионарии. «Вкладывая свою избыточную энергию в организацию и управление соплеменниками на всех уровнях социальной иерархии, они, хотя и с трудом, вырабатывают новые стереотипы поведения, навязывают их всем остальным и создают таким образом новую этническую систему, новый этнос…»1.
2) «Перегрев», надлом – акматическая фаза (от франц. акме – вершина). Этнос достигает своей высшей точки силы, после которой начинается спуск вниз.
3) Переход в нормальное состояние. Однако энергия («пассионарный заряд») не остается неизменной в этносе, она уменьшается. Вследствие желаний пассионариев «быть самими собой», не подчиняться правилам, в обществе начинается соперничество и кровопролитие. Из-за междоусобиц и резни пассионарный заряд уменьшается, происходит «рассеивание энергии», кристаллизующейся в памятниках культуры. Расцвет культуры соответствует спаду пассионарности, общество находится в фазе «надлома». В результате общество избавляется от излишней пассионарности и приходит в состояние видимого равновесия, живя по инерции, на основе приобретенных ценностей. Инерционную фазу характеризует образование больших государств, накопление материальных благ.
4) Фаза обскурации (мракобесие, распад просвещения, науки). Однако вследствие утраты этносом пассионарности в обществе занимают ведущее место субпассионарии — люди с пониженной пассионарностью; они стремятся уничтожить всякое проявление пассионарности, это люди вялые и эгоистичные, они проедают и пропивают все созданное в героические времена. Это фаза обскурации, при которой процессы распада становятся необратимыми.
В конце развития этноса – футуристическое восприятие времени, забвение прошлого и настоящего ради будущего, приводящее к губительным восстаниям и крушению. Гибель через 1200 лет настигает этнос под влиянием собственного разложения или нашествия более молодых и энергичных этносов.
5) Затем наступает мемориальная фаза, когда этнос сохраняет лишь память о своем прошлом.
6) Затем исчезает и память наступает реликтовая фаза, приходит фаза равновесия с природой, когда люди лишь поддерживают налаженное предками хозяйство, живут в гармонии с ландшафтом и предпочитают «великим замыслам обывательский покой».
Только благодаря «вливаниям» космической энергии человечество не исчезает с лица Земли. Более того, и возникновение человека, антропогенез, возможно, также связан с пассионарным толчком. Нет преемственности между неандертальцами и современными людьми, как нет ее между римлянами и румынами, между хунну и мадьярами, считает Л. Гумилев. Понять возникновение и эволюцию человечества невозможно, только учитывая внутреннюю, социокультурную преемственность. Разрывы постепенности, скачки, неизбежные «недостающие звенья» в человеческой истории нельзя понять без учета тесной связи человека и природы.
Механизм эволюции этносов, предложенный Гумилевым, близок синергетическому: воздействие извне (солнечное излучение), появление «пассионариев», точка бифуркации, становление и развитие этноса. «Пассионарии» Гумилева — это как бы центры кристаллизации, если воспользоваться примером Пригожина о превращении воды в лед.
2. Проблема жизни и смерти, смысла и цели существования в духовном опыте человека.
Жизнь и смерть. От всех живых существ человек отличается тем, что сознает свою смертность, видит в смерти неизбежный финал всего живого. Проблема смерти неизбежно присутствует как в индивидуальном, так и в общественном сознании, в первую очередь — в религии и философии.
Религия рассматривает смерть человека как конец его земной, плотской жизни и переход к жизни вечной, духовной, бестелесной. Подобное представление является неотъемлемой чертой всех религий с момента их возникновения. Так древние египтяне видели в земном существовании человека подготовку к его загробной жизни. Они проводили эту подготовку с необыкновенной тщательностью — строили и украшали гробницы и пирамиды, искусно бальзамировали тела умерших. Культ мертвых в той или иной степени присущ всем религиям. По исламу, в последний день все будет уничтожено, а ушедшие воскреснут и предстанут перед'»‘Аллахом для окончательного суда. В новом мире восторжествует принцип верховенства законов морали. Богочеловеческая сущность христианства проявляется в том, что бессмертие личности мыслимо только через воскресение, путь к которому открыт искупительной жертвой Христа через крест и воскресение. Это сфера тайны и чуда, ибо человек выводится из сферы действия природно-космических сил и стихий и ставится как личность лицом к лицу с Богом.
Отношение к смерти и бессмертию в буддизме отличается от мусульманского и христианского. Одна из ключевых идей буддизма — благоговение перед любой формой жизни. Признается только один вид «дивного бессмертия» — нирвана, сущность которой — отсутствие желаний, страстей, уход от мира, полный покой. Человек становится творцом собственной судьбы и самого себя.
Но в том же Египте примерно во втором тысячелетии до н.э. возникли зачатки свободомыслия. Например, в классическом произведении «Песня арфиста» говорится, что никто из умерших не приходит и не рассказывает о загробном царстве. Следовательно, надо не рассчитывать на загробную жизнь, а совершать свои дела здесь, на земле. Сомнение в существовании загробного мира и критика несправедливости, царящей в земной жизни, содержится в папирусе «Беседа разочарованного со своим духом».
Более последовательно и аргументирование свободомыслие и атеизм были выражены в древнегреческой философии, в первую очередь в трудах Демокрита и Эпикура. По мнению последнего, душа состоит из особо тонких атомов и разлагается вместе с телом. Смерть не имеет к нам никакого отношения, говорил философ. Когда мы есть, то смерти еще нет, а когда смерть наступает, то нас уже нет. Подобные доводы неоднократно повторялись в ходе развития философской мысли.
В античной философии, однако, доминировали не материалистические, а религиозно-идеалистические представления о человеке, его жизни и смерти. Так, в основе религиозно-философского учения орфиков (VI в. до н.э.) лежал миф о первородном грехе титанов, растерзавших ребенка Диониса и вкусивших его мясо. Этот наследственный, т.е. распространяющийся на вновь рождающихся людей, грех можно было искупить только «орфическим образом жизни», основанном на очистительных мистериях и вегетарианстве. Учредителем очистительных обрядов был провозглашен мифический певец Орфей. Орфики разработали представления о сотворении мира богами, о его неизбежном конце, о бессмертной человеческой душе и загробном воздаянии. Душа является пленницей тела, а тело — «могилой души». После смерти душа предстает перед судом, который решает, куда ее отправить: либо в Тартар (ад), если она безнадежно испорчена телом, либо вновь на землю для исправления и искупления грехов. Такое испытание может повторяться трижды. Если душа выдержит его, она становится навеки свободной и присоединяется к небесному сообществу блаженных душ, если не выдержит — низвергается в Тартар. Как это очевидно, здесь присутствуют многие сюжеты будущих мировых религий.
Во многом предвосхитил христианские представления о бессмертной душе Сократ, считавший, что земная жизнь является подготовкой к вечной посмертной жизни, но что вечное блаженство надо заслужить.
Существуют нетрадиционные, их можно назвать квазирелигиозные, концепции бессмертия человека. Они нашли определенное выражение в философии русского космизма, в особенности в трудах Н.Ф. Федорова и К.Э. Циолковского.
Циолковский полон космического оптимизма: «Картину душевного мира будущего человека, его обеспеченности, комфорта, понимания Вселенной, спокойной радости и уверенности в безоблачном и нескончаемом счастье трудно себе представить. Ничего подобного ни один миллиардер сейчас не может иметь».
Он убежден в торжестве творческих антиэнтропийных сил, мирового разума, наладившего благополучный ход космической эволюции и способного избежать «конца мира» в форме «тепловой смерти».
Следует отметить, что многие воспринимали и воспринимают бессмертие не как благо, а как зло. Наряду с морально-психологическими мотивами отрицания ценности бессмертия, имеются мотивы естественно-научные. Последние исходят из того соображения, что любое материальное образование, в том числе живой организм, имеют свои «сроки годности»: временные границы их существования определяются объективными законами природы. Человек должен примириться с этой необходимостью. По мнению выдающегося русского ученого И.И. Мечникова, «цель человеческого существования заключается в прохождении нормального цикла, приводящего к потере жизненного инстинкта и к безболезненной старости, примиряющей со смертью»‘. Нормальный срок жизни человека, по Мечникову, 100—120 лет. Преждевременная старость — это болезнь. Ее надо лечить при помощи «рациональной микробиотики» — науки, которую еще предстоит создать.
Значительный интерес представляют соображения, высказанные великим русским композитором Н.А. Римским-Корсаковым в письме В.В. Стасову: «Смерть сама о себе, как закон бытия, прекрасна. Что может быть ужаснее вечной жизни. Все будут умирать, а я буду жить? Да это ужасно! А если никто не будет умирать, так ведь это станет похоже на рай земной или на царствие небесное. Боже, какая неинтересная скука! Для чего же тогда жить? Чтоб не развиваться? Стоять на месте. А как хорошо, что нет будущей загробной жизни (я верю в то, что ее нет). Каково было бы смотреть оттуда, как то, над чем трудился и что любил, умирает и забывается… Любил я, положим, Глинку, и вот пришло время, когда Глинку забыли и он стал никому не нужен. И какая справедливая эта смерть, этот абсолютный ноль! Ни наград, ни мщения… Ну, а пока живется, надо жить, и жизнь любить надо, и я ее люблю и умирать не желаю…».
Нельзя пройти мимо многочисленных попыток использовать новейшие естественно-научные знания для обоснования бессмертия души. Высказываются предположения, что совершенствование методов генной инженерии, а также путей и средств реанимации позволит человеку достичь практического бессмертия как этапа на пути к безусловному индивидуальному бессмертию. Исследование и попытки практического решения этой проблемы способствуют формированию новой науки — иммортлогии (науки о бессмертии). На этом направлении работает белорусский ученый А. К. Манеев, автор оригинальной концепции биопсиполя, или особой субстанции, под которой он понимает существующую безначально целостную реальность невещественного полевого типа, внутренне непрерывную, бесконечно протяженную, самоактивную, ничем не ограниченную. Субстанция носит психически-биологический характер и обладает атрибутом отражения. Она же является конечной причиной всего сущего во Вселенной — всевозможных миров, макро-и микросистем. Макромасштабные производные субстанции — это континуальные биопсиполя. Возникнув, они оказываются вечными, бессмертными реалиями. Входя в состав живых вещественных систем, они выполняют функцию «души», сохраняются после их излучения из организма вследствие его биологической смерти. Все это распространяется и на человека. Каждый из нас обладает невещественным и, по сути дела, бессмертным биопсиполем.
В состоянии бодрствования здорового организма биопсиполе бодрствует, его связь с телом ослабевает во время сна и особенно в случаях проявления сомнамбулизма и т.п. Полный разрыв этой связи ведет к биологической смерти. Биопсиполе человека может выходить за пределы организма частично, и на короткое время, и даже полностью в состоянии клинической смерти. Пронизывающее весь организм биопсиполе, полагает Манеев, является существенным фактором выработки, преобразования и надежного хранения информации, а также условием и средством возможной дистанционной связи биосистем на уровне подсознания и даже сознания. На такой основе в принципе возможны у экстрасенсов явления телекинеза, ясновидения и т.п.
С привлечением новейших научных знаний пропагандируется очень старое учение о переселении душ (метемпсихоз). В качестве примера можно привести так называемую дианетику, которая преподносится и как наука о душевном исцелении, и как основа новой церкви саентологии (знание о том, как знать. Хаббард Р.Современная наука душевного здоровья. М.: 1993).
Согласно этому учению, человек состоит из тела, ума и «тетана», или души, которая живет в теле и управляет им. После смерти «тетаны» висят среди людей, ищут беременную женщину, дабы вселиться в ее плод. После вселения «тетан» стирает полностью или частично со своей «магнитной оболочки» информацию о прошлом.
Гипотетический характер теорий подобного рода очевиден. Разумеется, обязанность доказывания таких гипотез лежит на их авторах. О некоторых из этих гипотез можно сказать, что они не доказаны, а о других, — что они в принципе недоказуемы, так как противоречат фундаментальным законам природы. Что касается гипотезы Манеева о субстанции «невещественного полевого типа», то она в принципе ничем не отличается от представлений о божественном Логосе или Мировой душе Платона и неоплатоников, а также от анимистических представлений об особой силе, обитающей в теле человека и животного и покидающей его во время сна или в случае смерти.
Цель и смысл жизни — понятия, которые трудно однозначно определить, так как они во многом зависят от религиозных, атеистических, философских, этических и, не в последнюю очередь, от практических установок личности и общества, в котором она живет. Короче говоря, это вопросы о том, зачем и ради чего живет человек.
Понятие «смысл» тесно связано с понятием «содержание». Все бессодержательное лишено смысла, а осмысленное наполнено содержанием. Но и содержание по-разному определяется разными людьми.
Характер религиозного миросозерцания неизбежно подводит нас к вопросу, о какой жизни мы должны в первую очередь думать и заботиться: о жизни вечной или о том кратком миге, который зовется земной жизнью.
Если это так, то прав Сократ, видевший смысл земной жизни в подготовке к вечной потусторонней жизни.
Теоцентризм обесценивает и даже признает греховным естественные радости земного существования. Если тело — это темница души, то стоит ли заботиться об этой темнице и тем более любить ее. Аскетизм, умерщвление плоти и тому подобное считались высшей добродетелью в течение долгого периода средневековья.
Эпоха Возрождения принесла антропоцентризм как противовес геоцентризму. Были нравственно реабилитированы земные радости и чувственные страсти человека. Смыслом и целью существования провозглашается не достижение гипотетического бессмертия, которое обещает религия, а возможность достижения счастья и блаженства на основе рационального познания реального земного мира. Гуманистическое мировоззрение упорно, с большим трудом и немалыми потерями пробивало себе дорогу. Сжигались не только «крамольные» книги, но нередко и их авторы.
Гуманизм эпохи Возрождения возник вместе со своим двойником — индивидуализмом. Индивидуалист видит цель жизни в себе самом, а ее смысл — в получении всякого рода удовольствий. Безнравственных наслаждений, по его глубокому убеждению, не существует, а интересы других людей второстепенны по сравнению с его собственными. На этом пути индивид превращается в существо несоциальное и даже антисоциальное, опасное для других людей и враждебное обществу в целом. Эгоцентризм ведет к анархизму и нигилизму, к бунту против любого общественного порядка.
Наряду с безмерным возвеличиванием собственного Я и его завышенной самооценкой в философии издавна существует противоположная тенденция отрицания достойной цели, ценности человека и необходимости его существования. Еще Сократ, как мы могли убедиться, видел задачу философии в подготовке к смерти и умиранию. Этот мотив был широко подхвачен прежде всего в философии экзистенциализма. С точки зрения последнего, от существования человек испытывает отвращение и страх, ибо жизнь бессмысленна и абсурдна. Только бытие, стремящееся к смерти и видящее в ней проявление высшей свободы, дает существованию цель и приводит экзистенцию к достойному завершению. Судить о том, стоит или не стоит жить, — это значит, по мнению экзистенциалистов, отвечать на основной вопрос философии.
Итак, в чем же смысл жизни? В этом вопросе есть объективная и субъективная сторона. Каждый человек — малая частица рода человеческого, звено, соединяющее прошлые и будущие поколения людей. Это объективная сторона, предъявляющая свои требования к индивиду: его жизнь должна соответствовать некоторым общим требованиям, выполнение которых способствует нормальному развитию человечества. Актуальность данного императива очевидна — существует реальная опасность оптового вымирания человечества в результате, например, экологической катастрофы. Субъективная сторона вопроса о смысле жизни не имеет однозначного решения. Этот вопрос должен адекватно осознаваться и решаться каждым человеком самостоятельно путем свободного нравственного выбора. Однако решение может быть ошибочным, иллюзорным, если оно противоречит естественным требованиям, вытекающим из задачи сохранения полноценной жизни на нашей планете. Говорить о смысле жизни можно только тогда, когда уважаешь, ценишь жизнь и не только свою, но и чужую.
Нельзя не привести отрывок из «Притчи о Белом Ките» рано ушедшего от нас самобытного философа Н. Н. Трубникова, притчи, специально посвященной проблеме жизни и смерти — проблеме смысла жизни и ответственности за нее ныне живущих. «Полюби же ты, наконец, эту жизнь, твою, единственную, ибо другой не будет никогда… Полюби ее, и ты легко научишься любить и ту, другую, чужую жизнь, так по-братски переплетенную с твоею, — тоже единственную… Не бойся умереть, прожив. Бойся умереть, не узнав жизни, не полюбив ее и не послужив ей. А для этого помни о смерти, ибо только постоянная мысль о смерти, о пределе жизни поможет тебе не забывать о предельной ценности жизни»3.
Смысл жизни заключается во всестороннем развитии способностей человека, в наиболее полной отдаче своих сил на то дело, которое приносит пользу максимально большему числу людей.
Точное знание принадлежности к определенному этносу может понадобиться человеку, когда он разыскивает своих родственников, восстанавливает генеалогическое дерево или собирается переезжать в другую страну и получать там гражданство. И практически в каждом случае возникает вопрос – как определить этническую принадлежность с максимальной точностью?
Если раньше традиционно изучались семейные архивы, то сейчас развитие современных технологий, появление новых видов исследований вывели анализ ДНК на этническое происхождение на новый уровень.
Как определить этнос человека
Современный, точный и надежный метод ДНК-тестирования позволяет получить ответы на целый ряд вопросов, связанных с генеалогией человека и его принадлежности к определенному этносу. В процессе эволюции в геноме человека сосредотачивались различные мутации, которые передавались из поколения в поколение. В результате этого у каждой народности появились характерные генетические маркеры, которые определяют цвет кожи, разрез глаз и другие особенности внешности.
Специальное исследование фрагментов ДНК позволяет определить этническую принадлежность конкретного человека и его генетическую историю. На сегодняшний день для этого используют четыре специальные группы популяций:
- Европейская – включает страны Европы и Ближнего Востока.
- Восточноазиатская – Южная и Северная Корея, Япония, Китай.
- Юго-Восточная – Австралия и Океания, Филиппины.
- Африканская – Ливия, Египет и т.д.
Чтобы определить процентный показатель каждой группы в человеческом геноме, используют 175 маркеров SNР на всех хромосомах. Аллели, которые определяются по этим маркерам, соответствуют определенной группе. В итоге устанавливается доля предков человека из определенного уголка земного шара. Например, у исследуемого может быть 15% родственников из юго-восточной группы и 80% — из африканской.
Как узнать свое этническое происхождение
Генетическая экспертиза проводится в специальных лабораториях, которые имеют необходимое для этого оборудование и реактивы. Чтобы узнать свою этническую принадлежность, необходимо сдать образец биологического материала. В большинстве случаев для исследований используют буккальный эпителий, который получают с внутренней стороны щеки. Если нет возможности взять такой мазок, то используют другой материал – пятна биологической жидкости, волосы, частицы кожи и многое другое. Такие образцы называются нестандартными.
ДНК-тестирование проводится по разным методикам, в зависимости от пола исследуемого:
- Женщины. Определение принадлежности к этносу по линии матери проводится путем исследования митохондриальной ДНК, которая выделяется из собственной биопробы. Для тестирования по линии отца необходим мужской образец ДНК. Это может быть любой мужчина по линии отца, например, дядя, брат, дед и т.д.
- Мужчины. Для установления отношения к определенной группе по мужской и женской линии достаточно биоматериала мужчины. Этого материала достаточно, как для исследования мужской линии (Y-хромосома), так и для исследования женской линии (митохондриальная ДНК).
При исследовании митохондриальной гаплогруппы можно выяснить этническую принадлежность на уровне континента. Определение гаплогруппы позволяет установить национальность человека по ДНК тесту.
Как определить свой этнос в лаборатории ДТЛ
Центр «ДТЛ» предлагает пройти современную генетическую экспертизу и узнать свое этническое происхождение, генеалогию, определенную расу. К услугам клиентов – самые современные технологии, новейшее оборудование и опытные генетики.
Для тестирования необходимо сдать образец биоматериала, подождать несколько дней и получить официальное заключение с полученным результатом. Более подробную информацию можно получить у специалистов Центра, позвонив по указанному телефону.
Анализ ДНК на этническое происхождение рода по линии отца и матери
ДНК тест на происхождение рода – это анализ ДНК на определение гаплогруппы , который поможет приоткрыть завесу над вашим генетическим прошлым . С помощью данного генетического исследования Вы сможете узнать историю ваших предков по отцовской мужской линии (исследование Y-хромосомы) и по материнской женской линии (исследование мтДНК), пути их миграции и из каких этно-географических популяций они произошли.
Вас интересуют такие вопросы, как:
- Ваше этническое происхождение?
- Какие национальности являются носителями вашей гаплогруппы ?
- Как узнать происхождение моего рода?
- Ваши генетические корни?
Выбирая этот тест, будьте уверены:
- Исследования проводятся в российской генетической лаборатории.
- Для анализа полученных образцов используются российские базы данных, наиболее подходящие для популяции российских жителей.
- Полученные данные НЕ передаются в государственные структуры и следственные органы.
- При проведении исследования используются SNP маркеры
Результат генетического теста происхождения рода выдаётся в формате Книги с картами и иллюстрациями, где описаны:
«Теоретическая информация»:
— Что такое ДНК генеалогия?
— Гаплогруппы, подгруппы и клады, номенклатура гаплогрупп, происхождение гаплогрупп
— Что можно узнать при помощи ДНК генеалогии
— Как получаются генетические данные
— ДНК маркеры и для чего они нужны
— Анализ мтДНК и анализ Y-хромосомы
«Детальные результаты»:
— Информация о полученной гаплогруппе
— Время и место происхождения
— Распространение в историческом контексте
— Распространение сейчас
— Известные носители данной гаплогруппы
— Рекомендованная литература и ссылки на самые известные ресурсы, где есть еще больше информации о полученной гаплогруппе.
Изучение генетического кода человека в 80-х годах ХХ века привело к появлению новой науки — палеогенетики или молекулярной палеонтологии. Оказалось, что в генотипе (совокупность всех генов организма) зашифрована эволюционная история человека.Гены предстали в виде надежного источника информации, благодаря которому можно отследить историю происхождения ныне живущих, сравнив их ДНК с ДНК людей, родившихся многие тысячи лет назад. Так появилось понятие гаплогрупп — групп схожих типов генов, доставшихся в наследство от одного предка. Генетической генеалогии интересны Y-ДНК (Y-хромосома, позволяющая определить предка по мужской линии, так как эта хромосома имеется только у мужчин. Этого прародителя еще называют «молекулярно-биологический Адам».) и мт-ДНК, она же митохондриальная (определяет предка по женской линии, ее прозвали «митохондриальная Ева»).
Конституция России в статье 26 закрепляет право каждого на определение и указание своей национальной принадлежности. Национальность — это принадлежность лица к этнической группе, характеризуемая родным языком, особенностями быта, традициями, обычаями, культурой, религией, родством и другими признаками, позволяющими лицу идентифицировать себя. Конституция Российской Федерации закрепляет принцип национальной самоидентификации — определение национальной принадлежности связывается не столько с национальностью родителей, сколько с осознанием лицом своей принадлежности к определенной этнической общности, к людям духовно связанным общим языком и культурой.
При этом в Конституции России закрепляется, что никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности. В этой связи паспорт гражданина Российской Федерации в настоящее время не содержит графы «национальность». Вместе с тем, в паспортах, выдаваемых жителям Татарстана, может содержаться вкладыш, в котором имеется возможность указывать национальность гражданина.
Важной гарантией реализации права определять и указывать свою национальную принадлежность является конституционный принцип равенства всех перед законом и судом независимо от расы, национальности и языка.
Право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества
Конституция Российской Федерации закрепляет, что государственным языком в Российской Федерации является русский язык. Государственный язык Российской Федерации является языком, способствующим взаимопониманию, укреплению межнациональных связей народов Российской Федерации в едином многонациональном государстве. Обязательность использования государственного языка Российской Федерации не должна толковаться как отрицание или умаление права на пользование государственными языками республик, находящихся в составе Российской Федерации, и языками народов Российской Федерации. Республики в составе Российской Федерации вправе устанавливать свои государственные языки, которые могут применяться в органах государственной власти, местного самоуправления, государственных учреждениях республик.