Натуральная помощь

Федеральный закон «О государственной социальной помощи» от 17.07.1999 N 178-ФЗ (последняя редакция)

17 июля 1999 года N 178-ФЗ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ Принят Государственной Думой 25 июня 1999 года Одобрен Советом Федерации 2 июля 1999 года

Список изменяющих документов

(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. 29.12.2004), от 25.11.2006 N 195-ФЗ, от 18.10.2007 N 230-ФЗ, от 01.03.2008 N 18-ФЗ, от 14.07.2008 N 110-ФЗ, от 22.12.2008 N 269-ФЗ, от 28.04.2009 N 72-ФЗ, от 24.07.2009 N 213-ФЗ (ред. 25.12.2009), от 25.12.2009 N 341-ФЗ, от 08.12.2010 N 345-ФЗ, от 01.07.2011 N 169-ФЗ, от 28.07.2012 N 133-ФЗ, от 25.12.2012 N 258-ФЗ, от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 07.05.2013 N 104-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 25.11.2013 N 317-ФЗ, от 28.12.2013 N 396-ФЗ, от 12.03.2014 N 33-ФЗ, от 21.07.2014 N 216-ФЗ, от 28.11.2015 N 358-ФЗ, от 29.12.2015 N 388-ФЗ, от 19.12.2016 N 453-ФЗ, от 19.12.2016 N 454-ФЗ, от 01.07.2017 N 154-ФЗ, от 20.12.2017 N 407-ФЗ, от 28.12.2017 N 420-ФЗ, от 28.12.2017 N 421-ФЗ, от 07.03.2018 N 56-ФЗ, от 03.10.2018 N 350-ФЗ, от 27.12.2018 N 536-ФЗ, от 01.04.2019 N 49-ФЗ, от 01.10.2019 N 328-ФЗ, от 02.12.2019 N 412-ФЗ, от 27.12.2019 N 461-ФЗ) (см. Обзор изменений данного документа) Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан, предусмотренным настоящим Федеральным законом, а также определяет порядок учета прав граждан на меры социальной защиты (поддержки), социальные услуги, предоставляемые в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иные социальные гарантии и выплаты, установленные законодательством Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами. (в ред. Федеральных законов от 24.07.2009 N 213-ФЗ, от 29.12.2015 N 388-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) Абзац утратил силу с 1 января 2018 года. — Федеральный закон от 29.12.2015 N 388-ФЗ. (см. текст в предыдущей редакции)

  • Глава 1. Общие положения
    • Статья 1. Основные понятия
    • Статья 2. Законодательство о государственной социальной помощи
    • Статья 3. Цели оказания государственной социальной помощи
    • Статья 4. Полномочия Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи
    • Статья 4.1. Полномочия Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации
    • Статья 5. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи
    • Статья 5.1. Обеспечение размещения информации об оказании государственной социальной помощи
    • Статья 5.2. Информирование граждан о мерах социальной защиты (поддержки), социальных услугах, иных социальных гарантиях и выплатах
    • Статья 6. Утратила силу
  • Глава 2. Государственная социальная помощь, оказываемая в виде предоставления гражданам набора социальных услуг
    • Статья 6.1. Право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг
    • Статья 6.2. Набор социальных услуг
    • Статья 6.3. Предоставление социальных услуг
    • Статья 6.4. Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи
    • Статья 6.5. Оплата предоставления гражданину социальных услуг
    • Статья 6.6. Взаимодействие федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации
    • Статья 6.7. Предоставление социальных услуг отдельным категориям граждан
    • Статья 6.8. Контроль за деятельностью по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде предоставления социальных услуг
  • Глава 2.1. Единая государственная информационная система социального обеспечения
    • Статья 6.9. Назначение единой государственной информационной системы социального обеспечения и общие требования к ней
    • Статья 6.10. Полномочия оператора информационной системы и оператор инфраструктуры, обеспечивающей функционирование информационной системы
    • Статья 6.11. Права и обязанности участников информационного взаимодействия
  • Глава 3. Оказание государственной социальной помощи за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации
    • Статья 7. Получатели государственной социальной помощи
    • Статья 8. Порядок назначения государственной социальной помощи
    • Статья 8.1. Государственная социальная помощь на основании социального контракта
    • Статья 9. Отказ в назначении государственной социальной помощи
    • Статья 10. Основания для прекращения оказания государственной социальной помощи
    • Статья 11. Размер государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств субъекта Российской Федерации
    • Статья 12. Виды оказания государственной социальной помощи
    • Статья 12.1. Социальные доплаты к пенсии
  • Глава 4. Заключительные и переходные положения
    • Статья 13. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом
    • Статья 14. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Открыть полный текст документа

Какие выплаты производит соцзащита и кому они положены?

Многие люди в России постоянно нуждаются в государственной помощи, так как по разным причинам не могут самостоятельно обеспечивать себя. Они являются представителями различных уязвимых категорий населения. К ним относятся пенсионеры, многодетные или малоимущие семьи, инвалиды или сироты. Все они должны обращаться в отделения социальной защиты, чтобы получить ту или иную помощь. Они могут узнать, какие выплаты производит соцзащита, а также какие другие меры поддержки предоставляются. Оформляются разные перечисления и льготы только в заявительном порядке, а также при предоставлении нужного пакета документов.

Понятие социальных выплат

Выплаты через соцзащиту могут назначаться разным гражданам в зависимости от их статуса и материального положения. Такие пособия представлены социальной поддержкой российских граждан. С их помощью обеспечивается поддержание оптимального уровня жизни населения.

Денежные средства выделяются на безвозмездной основе, поэтому получателям не придется возвращать их государству через какой-либо промежуток времени. Какие выплаты производит соцзащита? Можно выделить следующие крупные перечисления:

  • частичное или полное возмещение утраченного дохода, например, пособие по беременности и родам или в результате потери трудоспособности;
  • предоставление финансовой поддержки во время роста затрат семьи, например, помощь после рождения младенца или выплаты на погребение.

Социальные пособия являются важной разновидностью государственного обеспечения граждан. Поэтому их перечисление регулируется федеральным законодательством, хотя местные власти могут увеличивать количество перечислений, назначаемых тем или иным лицам.

Характеристики пособий

Выплата пособия соцзащитой должна производиться при соблюдении некоторых требований и условий, прописанных в законодательстве. К основным характеристикам таких перечислений относится:

  • деньги выплачиваются льготнику напрямую;
  • при расчете пособия учитывается статус, материальное положение, состояние здоровья и другие характеристики получателя;
  • перечисления производятся из федерального или регионального бюджета;
  • выплаты могут быть периодическими или единовременными;
  • представлены целевыми перечислениями;
  • назначаются исключительно лицам, нуждающимся в материальной поддержке, поэтому если изменяется финансовое состояние получателя, то прекращается выплата средств.

При назначении таких выплат учитываются разные факторы. К нии относится состояние здоровья получателя, место его проживания, социальный статус и материальное положение.

Федеральные и региональные пособия

Многие люди получают слишком маленький доход или не могут себе обеспечить по разным причинам. Например, если они получают травму или у них имеется маленький ребенок. Поэтому они задумываются о том, какие выплаты положены от соцзащиты. Для получения точных сведений о возможности оформления такой государственной поддержки, следует напрямую обращаться к работникам данного учреждения.

Выплаты могут быть федеральными или региональными. В федеральном законодательстве прописываются основные условия, при которых можно рассчитывать на получение средств из федерального бюджета. В каждом регионе дополнительно могут применяться разные нормативные акты, на основании которых те или иные лица имеют право на получение поддержки. В этом случае средства перечисляются из местного бюджета.

Федеральные выплаты назначаются следующим лицам:

  • граждане, обладающие значимыми заслугами перед страной, например герои РФ и почетные доноры;
  • люди, получившие статус, благодаря которому причисляются к уязвимой категории населения, например, ветераны, инвалиды, безработные, многодетные и малоимущие.

Деньги выделяются только на конкретные цели, соответствующие требованиям законодательства.

Региональные власти обычно предоставляют помощь лицам, которые нуждаются в поддержке. Обычно сюда относятся пенсионеры, многодетные семьи или лица, имеющие значительней трудовой стаж.

Кто может рассчитывать на пособия?

Получателями пособий могут выступать разные лица, которые являются льготниками по федеральному или региональному законодательству. Они должны нуждаться в помощи от государства, а также им придется самостоятельно узнавать о том, какие выплаты производит соцзащита, так как пособия для разных получателей отличаются размером и периодичностью перечисления.

К основным получателям материальной государственной поддержки относятся:

  • пенсионеры, проживающие в одиночестве и получающие слишком маленькую пенсию;
  • многодетные семьи, в которых воспитывается больше двух детей, возраст которых не превышает 18 лет;
  • инвалиды;
  • дети, проживающие с родителями-инвалидами или пенсионерами;
  • дети-сироты или малыши, воспитывающиеся одним родителем;
  • люди, обладающие разными государственными знаками отличия, которые могут быть представлены не только различными наградами, но и почетными званиями;
  • студенты, обучающиеся на очной форме и имеющие детей;
  • лица, которые ухаживают за инвалидами или пожилыми лицами старше 80 лет;
  • беременные женщины;
  • матери, находящиеся в декретном отпуске;
  • люди, которые были сокращены на основном месте работы.

Все лица, указанные выше, могут рассчитывать на помощь от государства. Она может быть представлена определенными выплатами или иными видами поддержки. В каждом регионе администрация может увеличить количество разных мер, предлагаемых данным лицам.

Основные виды выплат

Выплата пособий соцзащитой основывается на требованиях законодательства. Поэтому люди, которые рассчитывают на государственную помощь, должны первоначально изучить соответствующие нормативные акты, чтобы убедиться, что они имеют право получать пособия.

Какие выплаты производит соцзащита? К наиболее распространенным видам пособий относится:

  • детские выплаты назначаются женщинам, которые не являются официально работающими;
  • выплаты усыновителям;
  • пособие по безработице перечисляется гражданам, которые состоят на учете в центре занятости и не могут найти новое место работы после увольнения с предыдущего места трудоустройства;
  • пособия детям-сиротам;
  • помощь лицам, которые воспитывают детей в одиночку;
  • пособие на погребение может быть получено родственниками умершего человека, причем оно представлено компенсацией затрат на проведение похорон;
  • выплаты по инвалидности, которые перечисляются ежемесячно и зависят от группы инвалидности;
  • поддержка малоимущих или многодетных семей предлагается только на региональном уровне, причем нередко она представлена ежемесячными выплатами;
  • в разных регионах дополнительно назначаются определенные перечисления пенсионерам, если они живут одни и получают маленькую пенсию.

Нередко один человек может претендовать сразу на несколько социальных выплат по разным причинам.

Выплаты после рождения ребенка

Выплаты соцзащиты при рождении младенца назначаются исключительно при условии, если мать не является официально работающей женщиной. Она может быть безработной или студенткой. Относительно недавно студенткам приходилось для получения выплаты обращаться в деканат образовательного учреждения, где они проходили обучение, но теперь заявление с другой документацией передается в отделение соцзащиты.

Женщина, родившая малыша, может рассчитывать на следующие виды материальной поддержки от государства:

  • пособие по беременности, которое назначается студенткам, обучающимся на очной форме в вузе, или женщинам, которые были уволены из компании в связи с ликвидацией или банкротством организации;
  • единовременная выплата, назначаемая в случае, если девушка встала на учет в женской консультации на раннем сроке, а именно до 12 недель беременности;
  • одноразовая выплата, назначаемая после появления на свет малыша;
  • выплаты соцзащиты по уходу за ребенком, назначаемые до того момента, пока малышу не исполнится 1,5 года;
  • пособие за присмотр за детьми до 18 лет.

Размер выплат может значительно отличаться в разных регионах. Это обусловлено тем, что они рассчитываются на основании прожиточного минимума, регулируемого местными властями каждого региона. От соцзащиты выплаты на ребенка считаются довольно низкими, поэтому они никаким образом не могут сравниться с денежными средствами, которые получают работающие мамы.

Компенсация услуг ЖКХ

На учете в соцзащите состоят семьи, которые являются малоимущими. В таких семьях на каждого человека приходится сумма, не превышающая прожиточного минимума. Они могут оформить статус малоимущих официально, после чего имеют право рассчитывать на разные виды помощи.

Довольно востребованной считается компенсация, назначаемая за коммунальные услуги. Она назначается следующим лицам:

  • Малоимущие семьи. Первоначально им придется получить соответствующий статус, для чего подготавливаются справки о доходах. Граждане должны сообщить работникам соцслужбы обо всех источниках заработка, представленных не только зарплатой, но и пенсиями, пособиями, стипендиями или иными доходами. Если в общем доходе такой семьи траты на услуги ЖКХ превышают 22%, то граждане могут рассчитывать на компенсацию коммунальных услуг.
  • Пенсионеры. Часто люди интересуются тем, какие выплаты производит соцзащита неработающим пенсионерам. К ним относится компенсация расходов на услуги ЖКХ. Если в одной квартире проживают пенсионеры и инвалиды, то они могут получить скидку на оплату услуг ЖКХ в размере 50%. Предоставляется она в виде компенсации, поэтому первоначально придется полностью оплачивать услуги, а после этого нужно будет прийти с квитанцией в отделение соцзащиты.

Дополнительно назначается компенсация расходов, связанных с покупкой твердого топлива, если семья проживает в недвижимости, не подключенной к центральному отоплению. Такие выплаты соцзащиты малоимущим позволяют гражданам снизить свои затраты на обеспечение комфортных условий проживания.

Но для оформления такой компенсации должно соблюдаться одно важное условие. Оно заключается в том, что у семьи не должно иметься долгов по коммунальным услугам.

Выплаты многодетным семьям

В соцзащите выплаты на ребенка или нескольких детей могут назначаться федеральным или региональным законодательством. Во многих городах многодетные семьи могут получать разные виды помощи от государства. Обычно она представлена разными выплатами, компенсациями, льготами или даже выдачей продуктов и одежды.

Наиболее часто такие семьи могут рассчитывать на следующие виды помощи:

  • субсидия, необходимая для оплаты услуг ЖКХ;
  • компенсация на приобретение школьной и спортивной формы для детей;
  • ежегодно выплачиваются разные пособия, необходимые, чтобы собрать малышей в школу.

Узнать точно, какие предлагаются соцзащитой выплаты детских пособий, могут сами родители, для чего они должны обратиться в отделение данного государственного учреждения. Для получения разных мер поддержки придется обладать официальным статусом многодетной семьи. В семье должно воспитываться не меньше трех несовершеннолетних детей. Как только один ребенок становится совершеннолетним, то семья полностью теряет право на использование разных мер помощи от государства.

Выплата за уход за пожилым человеком

Каждый человек может ухаживать за пенсионером, получая за это определенное пособие. Оно равно всего 1,2 тыс. руб. в месяц. Для получения такой помощи должны выполняться следующие условия:

  • пенсионеру должно быть больше 80 лет;
  • ухаживать за пожилым человеком должен гражданин, который не обладает официальной работой;
  • допускается ухаживать сразу за несколькими пенсионерами, получая несколько выплат.

Такая выплата от соцзащиты пенсионерам назначается только на один год, после чего придется составлять заявление повторно. Денежные средства выдаются непосредственно пожилому человеку, который далее передает их получателю.

Какие выплаты производит соцзащита пенсионерам?

Разные виды помощи предлагаются пенсионерам на региональном уровне. Они зависят от возраста и состояния здоровья гражданина. Какие выплаты производит соцзащита пенсионерам? Стандартно в разных регионах предлагаются следующие виды помощи:

  • компенсация услуг ЖКХ;
  • льготы на проезд и получение путевок в разные санатории;
  • социальная доплата к пенсии, которая назначается, если размер данной выплаты не превышает прожиточного минимума.

Любые виды помощи предлагаются исключительно в заявительном порядке. Поэтому граждане должны самостоятельно приходить в отделение соцзащиты с нужными документами для составления официального заявления.

Помощь женам военных

Существует много видов пособий, которые назначаются разным лицам соцзащитой. Выплата детских пособий осуществляется только для женщин, которые не являются официально трудоустроенными. Если же они являются женами военнослужащих, то они могут рассчитывать на дополнительные денежные средства. Это обусловлено тем, что государство лишило возможности данную семью получать материальное обеспечение от работающего мужа.

Женщина может рассчитывать на ежемесячное пособие в размере 11 тыс. руб. Если она вынашивала ребенка на момент призыва мужа, то размер выплаты увеличивается до 25 тыс. руб. Подать заявление на получение данных денежных средств можно только после 26 недели беременности.

Если девушка получает данные денежные средства, то она все равно может рассчитывать на другие социальные выплаты от государства. Для этого она должна самостоятельно узнать, какие меры поддержки ей полагаются на федеральном и региональном уровне, для чего можно обратиться к работникам соцзащиты. В каких числах выплаты перечисляются гражданам? Точная дата перечисления средств зависит от дня, когда было рассмотрено поданное заявление с другими документами.

Помощь инвалидам

Дополнительно предлагаются соцзащитой выплаты инвалидам. Эти граждане не могут самостоятельно заботиться о своем финансовом благополучии, поэтому остро нуждаются в поддержке государства. Для получения помощи требуется получить заключение МСЭ, на основании которого устанавливается конкретный уровень инвалидности. С помощью такой справки можно рассчитывать на разные виды помощи от государства. Все они оформляются в соцзащите.

К основным мерам поддержки, предоставляемым инвалидам, относится:

  • снижение налоговой нагрузки путем освобождением от уплаты разных видов налогов, например, инвалиды могут не платить транспортный налог за авто, специально предназначенное для людей с ограниченными возможностями, но оно должно быть получено с помощью соцзащиты;
  • компенсация за оплату коммунальных услуг;
  • пенсионные льготы;
  • помощь в трудоустройстве;
  • предоставление трудовых льгот на месте работы;
  • скидка на оплату проезда в общественном транспорте;
  • адресная помощь, представленная выплатами, необходимыми для ремонта квартиры или приобретения нужной техники, но обычно размер выдаваемой суммы не превышает 15 тыс. руб.

Денежные средства и льготы предоставляются на безвозмездной основе. Но при этом инвалиды должны сами составлять заявление. Если они не могут посетить отделение соцзащиты лично, то они могут составить заявление в электронном виде, а также имеется возможность воспользоваться помощью официального представителя, для чего предварительно составляется доверенность, заверяемая нотариально.

Выплаты матерям-одиночкам

Если женщина самостоятельно воспитывает ребенка, не получая алименты от отца малыша, то она может получать помощь от государства. Для этого важно, чтобы у девушки был официальный статус одиночки, поэтому в свидетельстве о рождении малыша не должен быть указан какой-либо мужчина.

Женщина в этом случае может рассчитывать на повышенное детское пособие. Выплачиваются денежные средства до того момента, пока ребенку не исполнится 18 лет. Дополнительно одинокие родители могут рассчитывать на другие меры поддержки. К ним относится увеличение трудовых гарантий, поэтому родитель обладает преимущественным правом остаться в компании при сокращении. Мать может запросить у работодателя перевод на неполный рабочий день до того момента, пока ребенку не исполнится 14 лет.

При зачислении малыша в сад предоставляются места вне очереди. В школе предлагается бесплатное питание, а также выплачивается компенсация на покупку школьной формы, учебных принадлежностей и спортивной формы.

Другие виды необычных пособий

Дополнительно другие лица могут рассчитывать на помощь от соцзащиты. Единовременные выплаты, как и ежемесячные перечисления, выплачиваются исключительно лицам, обладающим нужным статусом. Сами работники соцзащиты не занимаются поиском льготников, поэтому только принимают заявления у граждан. Поэтому сами люди должны интересоваться тем, какие виды помощи от государства они могут получить.

К другим нестандартным пособиям относится:

  • выплаты почетным донорам, назначаемые ежегодно и единовременно;
  • перечисления людям, пострадавшим при аварии на Чернобыльской АЭС, причем эти выплаты являются ежемесячными и ежегодными;
  • помощь вдовам военнослужащих;
  • выплаты ликвидаторам последствий аварии на ЧАЭС;
  • пособия на погребение, но они выдаются только лицам, официально признанным малоимущими.

Сотрудники соцзащиты принимают от граждан большое количество заявлений, но к ним надо обязательно прикладывать документацию, подтверждающую право человека на получение той или иной поддержки от государства. В ином случае в оказании материальной помощи будет отказано. Выплаты назначаются на ограниченный период времени, после окончания которого граждане должны повторно подавать в соцзащиту документацию, доказывающую, что они не потеряли свое право на выплаты.

Некоторые малоимущие семьи получают помощь в натуральном виде. Им передается одежда, обувь, подгузники, продукты питания или специальные средства для инвалидов. Все эти предметы выдаются на безвозмездной основе.

Соцзащита является государственным учреждением, основным предназначением которого выступает оказание помощи уязвимым категориям населения. Организация предоставляет разные выплаты или льготы малоимущим или многодетным семьям, инвалидам и пенсионерам, а также другим гражданам.

Помощь оказывается только в заявительном порядке, поэтому сами граждане, которые могут получать разные пособия, должны обращаться к работникам соцзащиты для оформления нужного статуса и выплат.

Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (с изменениями и дополнениями)

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. N 461-ФЗ

Изменения вступают в силу с 28 декабря 2019 г., за исключением абзаца четвертого статьи 1, вступающего в силу с 1 декабря 2020 г.; абзаца пятого статьи 1, вступающего в силу с 1 июля 2021 г.; абзаца шестой статьи 1, вступающего в силу с 1 января 2022 г.

Федеральный закон от 2 декабря 2019 г. N 412-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2020 г.

Федеральный закон от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2020 г.

Федеральный закон от 1 апреля 2019 г. N 49-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 апреля 2019 г. и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2019 г.

Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 536-ФЗ

Изменения вступают в силу с 8 января 2019 г.

Федеральный закон от 3 октября 2018 г. N 350-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2019 г.

Федеральный закон от 7 марта 2018 г. N 56-ФЗ

Изменения вступают в силу с 7 марта 2018 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2017 г. N 421-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2018 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2017 г. N 420-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2018 г.

Федеральный закон от 20 декабря 2017 г. N 407-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2018 г.

Федеральный закон от 1 июля 2017 г. N 154-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 19 декабря 2016 г. N 454-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 19 декабря 2016 г. N 453-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. N 388-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2018 г.

Федеральный закон от 28 ноября 2015 г. N 358-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 216-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

Федеральный закон от 12 марта 2014 г. N 33-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 396-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 7 мая 2013 г. N 104-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 7 мая 2013 г. N 99-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 декабря 2012 г. N 258-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 июля 2012 г. N 133-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением положений, для которых статьей 41 названного Федерального закона установлены иные сроки вступления их в силу

Федеральный закон от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2011 г.

Федеральный закон от 8 декабря 2010 г. N 345-ФЗ

Изменения вступают в силу c 1 января 2011 г.

Федеральный закон от 25 декабря 2009 г. N 341-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ (в редакции Федерального закона от 25 декабря 2009 г. N 341-ФЗ)

Изменения вступают в силу с 1 января 2010 г.

Федеральный закон от 28 апреля 2009 г. N 72-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 апреля 2009 г.

Федеральный закон от 22 декабря 2008 г. N 269-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2009 г., за исключением части 1 статьи 6.5 настоящего Федерального закона, которая вступает в силу с 1 апреля 2009 г.

Федеральный закон от 14 июля 2008 г. N 110-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 июля 2008 г.

Федеральный закон от 1 марта 2008 г. N 18-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 апреля 2008 г.

Федеральный закон от 18 октября 2007 г. N 230-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением статьи 4.1, которая вступает в силу с 1 января 2008 г., и пунктов 2-6 статьи 4.1, вступающих в силу с 1 января 2009 г.

Федеральный закон от 25 ноября 2006 г. N 195-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2007 г.

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ)

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г., за исключением положений, для которых статьей 155 установлены иные сроки вступления в силу

Почему мне отказывают в адресных и детских пособиях?

Здравствуйте, Екатерина!

Трудно сказать причину, по которой вам отказано в пособии.

Однако вы можете узнать ее, запросив письменный отказ в той инстанции, где подавали документы на получение пособие, в Департаменте социального развития Тюменской области.

Согласно законодательству, заявителем на получение государственной услуги в части адресной социальной помощи в виде социального пособия могут являться проживающие в Тюменской области малоимущие семьи и малоимущие одиноко проживающие граждане, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже установленной по Тюменской области величины прожиточного минимума на душу населения.

Независящими причинами являются:

а) многодетность (наличие в семье трех и более нетрудоспособных детей и (или) детей, обучающихся в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях, организациях высшего образования по очной форме);

б) наличие нетрудоспособного члена семьи при отсутствии других трудоспособных членов семьи, которые обязаны их содержать в соответствии с действующим законодательством, кроме случаев, когда:

— трудоспособные члены семьи признаны безработными;

— трудоспособные члены семьи обучаются в образовательных организациях по очной форме;

— трудоспособные члены семьи не работают в связи с уходом за ребенком в возрасте до трех лет, ребенком-инвалидом или инвалидом 1 группы;

в) нетрудоспособность малоимущего одиноко проживающего гражданина.

С учетом конкретной ситуации, органом, предоставляющим государственную услугу, могут быть признаны иные независящие причины, дающие право на получение адресной социальной помощи.

Заявителями на получение государственной услуги в части адресной социальной помощи в виде единовременной денежной выплаты в целях содействия в самостоятельном повышении среднедушевого дохода путем создания и (или) развития личного подсобного хозяйства, развития и реализации трудового потенциала на условиях социального являются проживающие в Тюменской области малоимущие семьи, имеющие в составе трудоспособных членов семьи, и малоимущие одиноко проживающие трудоспособные граждане.

Заявители могут участвовать в отношениях по получению государственной услуги через законного или уполномоченного. При этом личное участие заявителей не лишает их права иметь представителя, равно как и участие представителя не лишает заявителей права на личное участие в правоотношениях по получению государственной услуги.

Основаниями для отказа/приостановления оказания помощи будут являться:

· Выявление сведений, указанных в заявлении об оказании адресной социальной помощи и прилагаемых к нему документах, не соответствующих фактическим обстоятельствам;

· непредставление или неполное представление документов;

· Невыполнение условий, предусмотренных пунктом 2 Регламента;

· Использование в полном объеме бюджетных ассигнований, предусмотренных Департаменту для оказания адресной социальной помощи на соответствующий финансовый год, подтвержденное бюджетной росписью;

· Наличие в собственности заявителя и (или) совместно проживающих с ним членов семьи двух и более жилых помещений, за исключением случаев, когда у заявителя и (или) совместно проживающих членов семьи имеются в собственности доли в жилом помещении и сособственники данного жилого помещения не являются совместно проживающими членами семьи заявителя, а также когда у заявителя и (или) совместно проживающих членов многодетной семьи два и более жилых помещений оформлены в собственность после их предоставления по договорам социального найма с учетом социальной нормы на каждого члена семьи;

· Повторное в течение года обращение за оказанием адресной социальной помощи в виде социального пособия или повторное обращение за оказанием адресной социальной помощи в виде выплаты на самообеспечение.

Желаю удачи в разрешении вашего вопроса!

Наталья Гайкалова,
Семейный юрист

Социальная помощь и ее виды. Кому положена социальная помощь

Государственная социальная помощь может быть рассмотрена в широком и в узком смыслах. В широком под ней подразумеваются все денежные выплаты различным категориям граждан, которые наиболее в ней нуждаются в настоящее время. Сюда относятся все социальные пособия и закрепленные в законодательстве РФ выплаты. Социальная помощь в узком смысле определяется в федеральном законе под названием «О государственной социальной помощи». Под ней понимаются различные выплаты (компенсации, субсидии, пособия), а также предоставление жизненно необходимых товаров.

Важнейший принцип соцзащиты

Важнейшим принципом соцзащиты является адресность различных социальных программ (выплат). Она предполагает верную идентификацию нуждающихся. Это достигается различными путями. Во-первых, следует оценить материальное положение семей или отдельных лиц. Во-вторых, можно основываться на определенных показателях, связанных статистически с нуждаемостью. Еще одним путем является создание механизма самоадресования. Он требует от органов социальной защиты большой работы, однако в сложившихся условиях представляется наиболее оптимальным.

Характерные особенности социальной помощи

Главной чертой социальной помощи является ее адресный характер, то есть круг получателей ее конкретно определен. Ими могут быть лишь малоимущие семьи, либо одиноко проживающие малоимущие граждане, имеющие по причинам, не зависящим от них, среднедушевой доход в размере ниже величины прожиточного минимума, который установлен в том или ином субъекте России. Еще одной чертой является ее предоставление в виде натуральной помощи и денежных выплат. Временный характер признан отличительной чертой социальной помощи, оказываемой государством. Она может осуществляться, в соответствии с законом, единовременно либо в течение определенного периода (не менее 3-х месяцев).

Краткая характеристика видов социальной помощи

Видами ее являются социальные пособия, компенсации и субсидии малоимущим гражданам. Социальное пособие — это предоставление на безвозмездной основе определенной денежной суммы гражданам за счет выделенных из бюджета средств. Субсидия — целевое назначение оплаты материальных благ, предоставляемых гражданам, или оказываемых услуг. Компенсация — это возмещение расходов, произведенных людьми. Закон предусматривает, кроме денежных выплат, возможность оказания помощи в натуральной форме. То есть при недостатке денежных средств, как правило, местные власти всегда могут помочь продуктами питания, топливом, обувью, одеждой, медикаментами.

Сложившаяся сегодня экономическая ситуация предполагает необходимость проведения более эффективной социальной политики, решения самых острых социальных проблем, разработки новых механизмов, направленных на реализацию социальной политики, которые обеспечивали бы более рациональное использование материальных и финансовых ресурсов.

Расскажем более подробно о видах социальной помощи. Существует следующая их классификация:

— денежные выплаты (компенсации, субсидии, социальные пособия и другие выплаты);

— натуральная помощь (одежда, обувь, топливо, продукты питания, медикаменты и др.).

Социальное пособие

Это предоставление гражданам денежной суммы, выделенной за счет средств бюджетов. Пособия являются безвозмездными. Это означает, что граждане, которые получили их, не возвращают денежную сумму в бюджет, из которого они выплачивались. Получатели пособий, следовательно, могут расходовать их по собственному усмотрению. Это их право. Социальная помощь людям в виде пособий выплачивается в размерах, фиксированных законом. В федеральном законе определенный размер их не указывается, однако устанавливается предельный размер такого вида помощи. В каждом конкретном случае он определяется законодательством субъекта.

Субсидия

Важный отличительный признак этого вида социальной помощи — целевое назначение. С определенной целью предоставляются гражданам субсидии. Те, кто их получил, не могут эти денежные средства расходовать по собственному усмотрению, как пособия. Их можно тратить лишь на цели, для которых они были выделены.

Компенсация

Описывая виды социальной помощи, следует отметить и компенсацию. Это возмещение гражданам расходов, произведенных ими. В отличие от субсидий и пособий компенсация предоставляется гражданам за расходы, уже осуществленные ими, то есть она имеет обратный характер. Законодательством прямо устанавливаются случаи предоставления различных компенсаций.

Социальная помощь в натуральном виде

Как мы уже упоминали, государственная помощь бывает и в натуральном виде. Закон дает органам исполнительной власти, существующим на местах, самые широкие полномочия. Они могут осуществлять помощь как в натуральной форме, так и в форме денежных выплат. Часто бывает, что в бюджете денег не хватает, и тогда государственная социальная помощь может быть оказана местными властями продуктами питания, топливом, медикаментами, обувью, одеждой и тому подобным. Конечно, для малоимущих семей и проживающих одиноко малоимущих граждан предпочтительнее получать ее в виде денежных средств, которыми они могут распоряжаться самостоятельно. Однако и государственная социальная помощь в натуральном виде часто бывает необходима.

Гуманитарная помощь

Она оказывается тогда, когда следует поддержать социально незащищенные слои населения. Это бывает, как правило, во время войн, стихийных бедствий, катастроф и на сложных этапах экономического и социального развития. Как правило, такая социальная помощь гражданам осуществляется в виде товаров первой необходимости (медикаменты, одежда, обувь, медицинское оборудование). Для решения острейших проблем образования, здравоохранения, поддержки инвалидов и других слоев населения в период с октября 1997 до сентября 1998 года было направлено в 64 региона нашей страны более тридцати миллионов долларов. Основными поставщиками гуманитарной помощи выступили Германия и США (60%). В 1998 году около 26 тысяч тонн грузов поступило в 70 регионов России. Социальная помощь населению была оказана более чем тридцатью странами мира.

Социальная защита детей

Она проявляется в различных сферах жизнедеятельности:

— в среде обитания ребенка;

— в сфере образования;

— в сфере семейных отношений.

Во-первых, должен быть защищен определенный уровень жизни детей (витальные потребности, психическое и физическое здоровье). Во-вторых, социальная помощь детям включает в себя обеспечение безопасности (социальной, экономической, физической). В-третьих, ребенок должен иметь право развития и самореализации своих возможностей и способностей. В Семейном кодексе РФ очерчены права ребенка.

Государственная политика защиты детства осуществляется по стандартам, которые установлены законодательством. Ребенку гарантируется бесплатное общедоступное начальное, основное и общее среднее (полное) образование. Кроме того, на конкурсной основе предоставляется высшее и среднее профессиональное образование. Должно осуществляться также бесплатное медицинское обслуживание, обеспечение детей питанием. Социальная защита ребенка включает гарантированную материальную поддержку в виде государственных пособий лицам, имеющим детей. Детям предоставляется право на жилище, согласно законодательству РФ. Им обеспечивается право на профессиональную ориентацию по достижении 15 лет, на выбор сферы деятельности, оплату и охрану труда, трудоустройство.

Осуществляется социальная реабилитация и социальная адаптация детей, которые попали в трудную жизненную ситуацию. Организуется отдых и оздоровление детей, включая проживающих в экстремальных условиях и на неблагоприятных с точки зрения экологии территориях.

Социальная защита семьи

Защита материнства, отцовства, детства, семьи является важным критерием функционирования социального государства. Сегодня сложились 4 основные формы, в которых осуществляется социальная помощь семье и детям. Прежде всего, это денежные выплаты на ребенка, а также в связи с его рождением, содержанием и воспитанием (пенсии и пособия). Кроме того, социальная помощь семье включает налоговые, трудовые, кредитные, жилищные, медицинские и иные льготы семьям, имеющим детей, а также родителям с детьми. Существует также социальное обслуживание семей (юридическая, психологическая, педагогическая и иная помощь). Оказание социальной помощи происходит и в виде бесплатных выдач детям и семье (детского питания, одежды и обуви, лекарств, питания беременным женщинам и др.).

Государственная помощь инвалидам

В России для инвалидов предусмотрены следующие виды пенсий.

1. Трудовая по инвалидности. Она назначается лицам, которые отработали хотя бы день и были признаны инвалидами.

2. Государственная по инвалидности. Она выплачивается участникам ВОВ, космонавтам, военнослужащим, жителям блокадного Ленинграда, пострадавшим от радиационных и техногенных катастроф.

3. Социальная по инвалидности. Она начисляется инвалидам групп с 1 по 3, а также детям-инвалидам.

Кроме того, у этой категории граждан есть право на бесплатные лекарства, изделия медицинского назначения, санаторно-курортное лечение и др. При этом имеет некоторые нюансы социальная помощь инвалидам. В частности, признанные безработными инвалиды 3-й группы оплачивают половину стоимости лекарств, назначенных врачом.

Социальные услуги инвалидам

Кроме оплаты проезда и лекарств данной категории граждан предоставляются также социальные услуги, бесплатные или оплачиваемые частично. К ним относится:

— покупка продуктов, а также товаров первой необходимости, таких, как медикаменты;

— помощь в правовых и юридических вопросах;

— сопровождение их в медицинские учреждения;

— уборка квартиры;

— помощь в доставке топлива и воды, если в доме нет отопления и водопровода;

— оказание ритуальных услуг.

Данные услуги бесплатны в том случае, если инвалид живет один, или доход на члена семьи меньше прожиточного минимума для данного региона. Также есть случаи, когда эти виды социальной помощи могут предоставляться на условиях частичной оплаты.

Государственная помощь пожилым

В силу физиологических особенностей люди пожилого возраста являются социально-уязвимой группой населения. Соответственно, они нуждаются в поддержке со стороны государства. Социальная помощь пожилым, в соответствии с законодательством, это:

— помощь на дому, в том числе социально-медицинское обслуживание;

— стационарное обслуживание в учреждениях (пансионатах, домах-интернатах и др.);

— полустационарная помощь в отделениях дневного пребывания;

— срочная помощь разового характера;

— социально-консультативная помощь, которая направлена на адаптацию инвалидов и граждан пожилого возраста в обществе.

Для реализации данных форм были созданы специальные территориальные центры, занимающиеся выявлением пожилых граждан, которые нуждаются в социальной поддержке. Они определяют виды социальных услуг, необходимые для них, и обеспечивают их предоставление, а также ведут учет нуждающихся.

Помощь пожилым на дому

Социальная помощь на дому оказывается пожилым людям социальными работниками, которые предлагают широкий набор услуг, включающий в себя доставку с рынка и из магазинов продуктов питания на дом, доставку из столовых горячих обедов, гуманитарной помощи, лекарств и необходимых товаров, оформление коммунальных и иных платежей, сдачу в ремонт вещей. Социальный работник может по поручению подопечного связаться с нотариусом, а также оформить документы (включая необходимые для помещения в дом-интернат), вызвать врача, пригласить мастеров для ремонта аппаратуры или квартиры. Основные виды услуг предоставляются на дому бесплатно, отдельные из них пенсионер оплачивает из надбавки к пенсии по уходу.

Отделения дневного пребывания

Еще одна форма помощи — отделения дневного пребывания. Целью их является помощь пожилым в преодолении одиночества. Организуется питание, отдых, медицинская помощь, просветительские и культурно-массовые мероприятия. В этих заведениях осуществляются разные виды посильного труда, что позволяет вновь ощутить свою полезность и подзаработать ремеслом, рукоделием, шитьем. Клиенты дневного отделения отмечают совместно дни рождения, праздники — в итоге одиночество и старость не выглядят уже столь грустными.

Пансионаты для инвалидов и престарелых

Пансионаты, дома-интернаты и иные учреждения стационарного пребывания предназначены для лиц, не имеющих трудоспособных детей, которые обязаны содержать родителей. Могут быть направлены в учреждения подобного типа пациенты, которые нуждаются в постоянном медицинском уходе. Кроме того, сюда направляются те, кто не имеет по разным причинам возможности проживать вместе с родственниками.

Местные органы соцзащиты занимаются оформлением в пансионат. Проживающие в интернате пенсионеры на руки получают четверть пенсии, причитающейся им, а оставшиеся средства зачисляются на счет заведения, берущего на себя материальные затраты по уходу за престарелыми и их содержанию. Если в пансионате на данный момент есть свободные места, инвалиды и пенсионеры могут приниматься сюда на временное проживание сроком 2-6 месяцев.

Благоустроенное жилье с инвентарем и необходимой мебелью получают проживающие в таких домах, а также постельные принадлежности, обувь и одежду. Им предоставляется питание, включая диетическое. Осуществляется наблюдение и лечение пациентов, а также госпитализация их при возникновении такой необходимости. Также администрация проводит культурно-массовые мероприятия. Тем не менее, в подобных учреждениях часто наблюдается усиление чувства одиночества и зависимости у проживающих, что приближает их уход из жизни. По некоторым данным, ежегодно в таких заведениях умирает до 25% от общего числа проживающих.