Несырьевые товары

Содержание

Об утверждении перечня кодов видов сырьевых товаров в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (с изменениями на 15 июня 2019 года) (редакция, действующая с 1 июля 2019 года)

Об утверждении перечня кодов видов сырьевых товаров в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18 апреля 2018 года N 466

Об утверждении перечня кодов видов сырьевых товаров в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза

(с изменениями на 15 июня 2019 года)

(редакция, действующая с 1 июля 2019 года)

В соответствии с пунктом 10 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации
постановляет:

1. Утвердить прилагаемый перечень кодов видов сырьевых товаров в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза.

2. Настоящее постановление вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, но не ранее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на добавленную стоимость.

3. Положения абзацев третьего, пятого, седьмого, девятого и одиннадцатого пункта 3, а также абзаца второго пункта 8 и абзаца второго пункта 9 перечня, утвержденного настоящим постановлением, применяются в течение одного года после вступления в силу настоящего постановления.

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.Медведев

Перечень кодов видов сырьевых товаров в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза

УТВЕРЖДЕН
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 18 апреля 2018 года N 466

Перечень кодов видов сырьевых товаров в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза

(с изменениями на 15 июня 2019 года)

1. Соль; сера; земли и камень; штукатурные материалы, известь

1. Соль; сера; земли и камень; штукатурные материалы, известь

2501 00 — 2522 30 000 0;

2524 — 2526 20 000 0;

2528 00 000 0 — 2530 90 000 9

2. Руды, шлак и зола

2. Руды, шлак и зола

2601 — 262190 000 0

3. Топливо минеральное, нефть и продукты их перегонки; битуминозные вещества; воски минеральные

3. Топливо минеральное, нефть и продукты их перегонки; битуминозные вещества; воски минеральные

2701 — 2703 00 000 0;

абзац не применяется с 1 июля 2019 года — пункт 3 настоящего документа;

2709 00 — 2709 00 900 9;

абзац не применяется с 1 июля 2019 года — пункт 3 настоящего документа;

2711 11000 0;

абзац не применяется с 1 июля 2019 года — пункт 3 настоящего документа;

2711 21000 0;

абзац не применяется с 1 июля 2019 года — пункт 3 настоящего документа;

2714 — 2714 90 000 0;

абзац не применяется с 1 июля 2019 года — пункт 3 настоящего документа

4. Органические химические соединения

4. Органические химические соединения

2902

5. Древесина и изделия из нее; древесный уголь

5. Древесина и изделия из нее; древесный уголь

4401 — 4403 99 000 9

6. Жемчуг природный или культивированный, драгоценные или полудрагоценные камни, драгоценные металлы, металлы, плакированные драгоценными металлами, и изделия из них

6. Жемчуг природный или культивированный, драгоценные или полудрагоценные камни, драгоценные металлы, металлы, плакированные драгоценными металлами, и изделия из них

7101 — 7103 99 000 9 (кроме 7102 39 000 0, 7103 91 000 — 7103 99 000 8);
(Абзац в редакции, введенной в действие с 26 июня 2019 года постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2019 года N 769.

7112 — 7112 99 000 0

7. Черные металлы

7. Черные металлы

7204 — 7204 50 000 0

8. Медь и изделия из нее

8. Медь и изделия из нее

абзац не применяется с 1 июля 2019 года — пункт 3 настоящего документа;

7404 00 — 7404 00 990 0

9. Никель и изделия из него

9. Никель и изделия из него

абзац не применяется с 1 июля 2019 года — пункт 3 настоящего документа;

7503 00 — 7503 00 900 0

10. Алюминий и изделия из него

10. Алюминий и изделия из него

7602 00 — 7602 00 900 0

11. Свинец и изделия из него

11. Свинец и изделия из него

7802 00 000 0

12. Цинк и изделия из него

12. Цинк и изделия из него

7902 00 000 0

13. Олово и изделия из него

13. Олово и изделия из него

8002 00 000 0

14. Прочие недрагоценные металлы; металлокерамика; изделия из них

14. Прочие недрагоценные металлы; металлокерамика; изделия из них

Несырьевой сектор экономики

Сегментация экономики на сектора

Одной из наиболее значимых экономических систем, изучаемых в науке, является национальная экономика. Она рассматривает хозяйственное устройство определенного государства, его цели, задачи, тенденции, закономерности и принципы развития. Для удобства проведения исследовательских и аналитических работ принято сегментировать экономику страны на сектора. Сектор представляет собой условную группировку схожих по характеристикам, целям, функциям и принципам существования субъектов и объектов национальной экономики. Кроме того, их объединяют общие источники финансирования и методы получения доходов.

Если проводить сегментацию относительно экономических субъектов, то хозяйственная система страны делится на сектора:

  • домашних хозяйств;
  • предприятий;
  • государственных учреждений;
  • внешнеэкономических агентов.

Домашние хозяйства обычно представляют собой семьи от одного до нескольких человек, которые ведут свою экономическую жизнь. Они являются основным источником производственных факторов, и главными потребителями товаров и услуг, производимых предприятиями.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Предприятия формируют спрос на производственные факторы домашних хозяйств. Они обеспечивают потребности населения в необходимых экономических благах. Кроме того, производственный сектор приносит большую часть доходов в государственный бюджет страны.

Государственные учреждения и государство оказывают регулирующее воздействие на экономику. В сферу их интересов входит обеспечение защиты прав всех участников экономических отношений внутри страны. Государственный сектор производит общественные блага, реализует различные социальные программы, занимается распределением национального дохода, управляет внешнеэкономической деятельностью и так далее.

Внешние экономические агенты обычно представлены нерезидентами страны, имеющими хозяйственные связи с национальной экономикой. Обычно, здесь подразумеваются торговые отношения с зарубежными странами. Кроме того, сюда относят посольства, консульства, благотворительные организации иностранных государств, находящихся на территории страны.

Несырьевой сектор экономики России

Замечание 1

Часто в экономической науке сегментация на сектора может производится по принципу осуществления хозяйственной деятельности. Так, выделяется непроизводственный, финансовый и реальный сектора экономики. Реальный сектор представлен комплексом хозяйствующих субъектов, занимающихся непосредственным созданием, распределением, продажей экономических благ. Однако, сам сектор может быть сегментирован на сырьевой и несырьевой.

Если говорить об экономике России, то большую ее долю по сей день занимает сырьевой сектор. Значительная часть экспорта так же формируется за счет поставок газа, нефти и других полезных ископаемых заграницу. В итоге российская экономика является зависимой от сырьевого комплекса и мировых цен на продукцию данного сектора.

Не сырьевой сектор экономики представлен такими отраслями, как:

  • металлургический комплекс;
  • агропромышленный комплекс (сюда относят удобрения, сельскохозяйственную технику, химикаты);
  • услуги транспорта;
  • оборонная промышленность;
  • туризм;
  • нефте- и газохимия;
  • производство и обработка драгоценных металлов и камней;
  • машиностроение;
  • лесопромышленный комплекс;
  • атомный комплекс;
  • информационно – коммуникационные технологии и так далее.

На экспорт идет продукция лесной промышленности, оборонного комплекса, большая часть химической промышленности, а так же трубопроводный и морской транспорт. Остальные отрасли являются ориентированными на внутреннюю экономику. Прежде всего, это связано с низкой степенью конкурентоспособности производимой продукции.

Больше всего за последние десятилетия пострадал машиностроительный комплекс. Спрос на продукцию данной отрасли упал и возмещается за счет импортных поставок.

Российская продукция не отвечает необходимым требованиям рынка. Оборонная промышленность для сохранения своих позиций стала производить гражданскую технику. Кроме того, многие предприятия стали объединяться для сохранения жизнеспособности. Часть предприятий была продана в частные руки и теперь является одновременно государственной и частной собственностью.

Легкая промышленность испытывает высокую степень конкуренции со стороны азиатских производителей, при этом она является зависимой от импортных поставок оборудования и комплектующих.

Упали объемы строительства, в связи с чем сократилось количество рабочих мест и специалистов, задействованных в данной сфере. Транспорт и его инфраструктура так же испытывает трудности, которые связаны с низким уровнем технического оснащения и недостаточностью развитости транспортной сети.

Замечание 2

Развитее информационно – коммуникационных технологий в России является противоречивым. Достаточно медленно модернизируются космическая связь и почта, при этом интернет и телефония динамично растут.

Пути развития несырьевого сектора России

На сегодняшний день основной задачей, стоящей перед экономикой России, является наращивание темпов развития не сырьевого сектора. Для этого необходима государственная поддержка предприятий данных отраслей народного хозяйства, для внедрения инновационных технологий и новых методов производства. Такой подход позволит повысить конкурентоспособность создаваемой продукции, с последующей возможностью для увеличения экспорта благ несырьевого сектора. В итоге это приведет сбалансированному развитию экономики, формированию устойчивости и повышения уровня конкурентоспособности России на внешнем рынке.

Замечание 3

Внедрение инновационных технологий в производственные процессы различных предприятий требует прежде всего повышения внутреннего спроса на них. Для этого необходимо увеличить инвестиции в науку и технические разработки. На данный момент российские инвестиции в инновационную деятельность значительно отстают от западных.

Так как в России сырьевой сектор развит больше, то необходимо разработать механизм сбалансированного распределения доходов, часть которых будет уходить на модернизацию не сырьевых отраслей экономики. Важно привлекать иностранные инвестиции. На Дальнем Востоке действуют программы, которые повысили инвестиционную привлекательность региона для Японии. Сам сырьевой комплекс так же требует модернизации и применения новейших методов добычи, в целях сокращения расходов и повышения эффективность использования получаемых ресурсов. Кроме того, внедрение инновационных технологий позволит переориентировать сырьевой сектор в не сырьевой, который будет заниматься переработкой нефти, газа с последующим получением готовой продукции и полуфабрикатов.

С 2020 по 2023 год воплощение в жизнь тезисов послания президента РФ Владимира Путина потребует из федерального бюджета 4 трлн рублей , поделился расчетами премьер-министр Михаил Мишустин на пленарном заседании Госдумы. По его словам, средства, которые необходимы для реализации тезисов послания, уже имеются в федеральном бюджете. «Средства эти будут соответствующим образом перераспределены внутри бюджета, но не затронут никаких обязательств соответствующего федерального бюджета и бюджетов регионов», — отметил глава федерального правительства, поручив федеральным органам исполнительной власти до 20 февраля подготовить предложения по уточнению нацпроектов для реализации положений послания президента.

Чиновники не в первый раз занимаются поиском дополнительных средств для пополнения бюджета. Так, в 2018 году обсуждалось предложение изымать ежегодно 500 млрд рублей сверхдоходов компаний горно-металлургической и химической отраслей. Ставка налогообложения в этих отраслях составляет всего 7%, тогда как у основного донора бюджета – нефтегазовой отрасли, налоговая нагрузка выше в несколько раз. При этом и рентабельность в горно-металлургической и химической отраслях выше. В 2018 году правительству удалось сверстать бюджет без привлечения средств из дополнительных источников. Но сейчас высока вероятность того, что власти вернутся к идее изъятия сверхдоходов компаний горно-металлургической и химической отраслей.

НАЛОГИ ДОСТИГЛИ 60% В ЦЕНЕ БАРРЕЛЯ

В декабре 2019 года аналитическая компания VYGON Consulting опубликовала исследование «Налоговая нагрузка в отраслях: операция “Балансировка”», которое показало, что изменение фискальной нагрузки даст возможность получения до 1,7 трлн руб. дополнительных поступлений в бюджет от прочих рентных отраслей помимо нефти.

Сегодня нефтяная отрасль России является ключевым источником доходов бюджета страны, обеспечив около 9 трлн руб. или 44% от поступлений в 2018 году. Однако в последнее время налоговое регулирование «нефтянки» сводится к подкручиванию различных коэффициентов для пополнения казны без анализа проблем стратегического развития отрасли. С учетом значительного ухудшения ресурсной базы это может привести к серьезным проблемам для экономики страны и бюджета. При этом в других рентных секторах действующая налоговая система никак не изымает сверхдоходы от изменения рыночных условий.

«Нефтяные компании за 2018 г. заплатили налогов в 5 раз больше, чем все остальные сырьевые отрасли вместе взятые, — отмечается в исследовании. — Это связано с самой высокой долей валовых налогов (НДПИ и экспортной пошлины) в цене нефти. Даже с учетом льгот налоги составляют ~60% от цены нефти. На втором месте расположилась газовая отрасль (доля налогов в цене сырья, добываемого ПАО «Газпром», составляет 30-40%, для независимых производителей этот показатель значительно ниже – 15-23%), а вот у металлургии, золотодобывающей и алмазодобывающей отраслей доля налогов не превышает 10% в цене реализации продукции».

По оценкам VYGON Consulting за последние 5 лет уровень налоговой нагрузки в нефтяной отрасли, рассчитываемый как доля налогов в свободном денежном потоке, в 1,5-9 раз выше, чем в других сырьевых секторах экономики (кроме угля) при значительно более низкой рентабельности EBITDA. Подход к налогообложению других сырьевых секторов России в виде установления фиксированных или адвалорных (% от цены) ставок практически не позволяет зарабатывать ренту за счет роста цен, считают авторы исследования. Более того, для комплексных руд Красноярского края при росте цены на 25% эффективная ставка и вовсе снижается на 20%.

«КОРРЕКТИРОВКА РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ДО УРОВНЯ США…»

Причем, сверхдоходы могут формироваться не только в сырьевых отраслях, но и в других секторах экономики. Например, в банках и телекоммуникационных компаниях, получающих дополнительную маржу на разнице процентных ставок или благодаря доминирующему положению на рынке. В России по этой причине рентабельность по EBITDA (прибыль до вычета процентов по кредитам, налога на прибыль и амортизации активов — «КП») телекоммуникационных компаний в среднем за последние 5 лет составляет около 38%, что заметно превышает аналогичные показатели зарубежных компаний. В 2018 года средняя рентабельность прибыли до налогообложения банковского сектора достигла 51% — это рекордное значение за последние 5 лет. Во многом этому способствовала денежно-кредитная политика ЦБ по сохранению высоких значений ключевой ставки.

Если привести налоговую нагрузку по всему сырьевому сектору к текущему уровню изъятий в нефтяной отрасли, то на основании данных за последние 5 лет потенциал изымаемой ренты можно оценить в 0,8 — 1,3 трлн руб. в год. Несырьевой сектор также обладает значительным потенциалом поступлений. Если нормировать рентабельность банковского сектора в 2016-2018 годы к среднему уровню предыдущих периодов в 19%, то в среднем за те же 5 лет сверхдоходы составили порядка 450 млрд руб. А корректировка показателей рентабельности отечественных телекомов до уровня США может позволить изъять еще 115 млрд руб.

«Общий потенциал дополнительных изъятий сверхдоходов может составить до 1,7 трлн руб., что почти вдвое превышает объем льгот нефтедобычи. Однако надо учитывать, что оценка сделана исходя из увеличения налоговой нагрузки прочих отраслей до уровня нефтяной, являющейся одной из самых высоких в мире, неэффективность которой для развития отрасли обсуждается уже давно», — отмечают в VYGON Consulting.

Тезис о том, что дополнительные доходы можно взять только с нефтянки является ошибочным, уверены авторы исследования. Очевидно, что текущая налоговая система несправедлива, необходимо перераспределение налоговой нагрузки. Более взвешенный подход, учитывающий особенности всех отраслей, позволит оптимизировать структуру налоговых изъятий в нефти и в то же время решать задачи увеличения бюджетных доходов без использования таких чувствительных для населения мер, как рост ставки НДС, пенсионного возраста и т.д.

Как осуществляется экспорт сырьевых товаров

В отличие от льготных операций нулевая ставка налога дает право налогоплательщику НДС воспользоваться налоговыми вычетами по суммам «входного» налога, относящимся к экспортной реализации. Экспорт товара представляет собой вывоз товара из России без обязательства об обратном ввозе. Причем экспортируемые товары считаются реализованными в РФ, ведь в момент начала их отгрузки и транспортировки они находятся на территории России.

Чиновники Минфина России в Письме от 15.06.2011 № 03–07–08/189 разъяснили, что экспортируемые товары считаются реализованными в РФ независимо от наличия на момент их вывоза договоров о дальнейшей их реализации. Это подтверждают и разъяснения, изложенные в Письме Минфина России от 14.03.2013 № 03–07–08/7842.

Не имеет значения в данном случае, где состоялся переход права собственности на экспортируемые товары, – в России или на территории иностранного государства.

Обратите внимание!

Если российская организация реализует иностранным лицам товары, поставляемые с территории иностранного государства, то для целей налогообложения НДС местом реализации таких товаров территория Российской Федерации не признается и такие операции налогом в России не облагаются.

Налогообложение НДС при экспорте

Экспорт товаров представляет собой объект налогообложения по НДС. Если объект налогообложения имеется, то при продаже товаров за границу российский экспортер обязан предъявить покупателю товаров сумму налога к оплате посредством выставления счета-фактуры. Счет-фактура выставляется экспортером в общем порядке, особенность состоит лишь в том, что в нем указывается ставка налога 0%.

Если реализация товаров, вывозимых за границу, внутри страны осуществляется по ставкам налога 10% или 18%, то правомерность применения ставки налога 0% экспортер обязан подтвердить.

Подтверждение нулевой ставки НДС дает право экспортеру на применение налоговых вычетов по суммам «входного» налога, который обычно именуют «экспортным». Ведь, как уже было отмечено, в отличие от операций, освобождаемых от налогообложения, при осуществлении которых налогоплательщик, как и экспортер, фактически не платит налог в бюджет, вывоз товаров в режиме экспорта дает налогоплательщику право на применение налоговых вычетов по НДС. В этом, кстати, и состоит главное отличие экспортных операций от операций, осуществляемых в льготном режиме налогообложения, когда суммы «входного» налога учитываются в стоимости ресурсов, используемых в операциях, не облагаемых налогом.

К сырьевым товарам относятся:

▪ минеральные продукты. В общепринятом понимании минеральными продуктами являются полезные ископаемые, извлеченные из недр в процессе освоения минеральных ресурсов и подвергнутые обработке, необходимой для их хозяйственного использования;

▪ продукция химической промышленности и связанных с ней других отраслей промышленности;

▪ древесина и изделия из нее;

▪ древесный уголь;

▪ жемчуг;

▪ драгоценные и полудрагоценные камни. Под драгоценными камнями понимаются природные алмазы, изумруды, рубины, сапфиры и александриты, а также природный жемчуг в сыром (естественном) и обработанном виде. Не являются драгоценными камнями материалы искусственного происхождения, обладающие характеристиками (свойствами) драгоценных камней. Такое определение содержится в статье 1 Федерального закона от 26.03.1998 № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» (далее – Закон № 41-ФЗ).

К драгоценным камням также приравниваются:

▪ уникальные янтарные образования;

▪ драгоценные металлы, недрагоценные металлы и изделия из них. К драгоценным металлам следует относить золото, серебро, платину и металлы платиновой группы, а именно: палладий, иридий, родий, рутений и осмий. При этом драгоценные металлы могут находиться в любом виде, в том числе в самородном и аффинированном виде, а также в сырье, сплавах, полуфабрикатах, промышленных продуктах, химических соединениях, ювелирных и других изделиях, монетах, ломе и отходах производства и потребления. Драгоценные металлы могут находиться в виде ювелирных изделий.

Коды видов сырьевых товаров, перечисленных выше, в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза определяются Правительством Российской Федерации.

Правительством Российской Федерации принято Постановление от 18.04.2018 № 466 «Об утверждении перечня кодов видов сырьевых товаров в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза», которое вступит в силу 1 июля 2018 года.

Обратите внимание!

До момента принятия постановления Правительства Российской Федерации, утверждающего перечень кодов видов сырьевых товаров для целей применения главы 21 НК РФ, следует руководствоваться положениями указанного абзаца третьего пункта 10 статьи 165 НК РФ и соответствующими названиями групп товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (Письмо Минфина России от 23.04.2018 № 03–07–08/27290).

Документальное подтверждение экспортных поставок

При реализации товаров, вывозимых за границу, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0%, а также налоговых вычетов в отношении операций по реализации сырьевых товаров, указанных в абзаце третьем пун, в налоговые органы представляются следующие документы:

〉 контракт с иностранным лицом на поставку товара за пределы единой таможенной территории Таможенного союза. Если контракт содержит сведения, составляющие государственную тайну, вместо копии полного текста контракта представляется выписка из него, содержащая информацию, необходимую для проведения налогового контроля.

Обратите внимание, что при реализации одной российской организацией другой российской организации товаров, вывозимых с территории РФ в таможенной процедуре экспорта, нулевая ставка НДС не применяется, поскольку отсутствует контракт с иностранным лицом. Такой вывод следует из Письма Минфина России от 01.10.2013 № 03–07–15/40626.

Наряду с контрактом в этом случае понадобятся еще и копии транспортных, товаросопроводительных или иных документов, подтверждающих вывоз товаров в пункт назначения, находящийся на континентальном шельфе РФ и в исключительной экономической зоне РФ, либо в российской части дна Каспийского моря:

〉 таможенная декларация с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в процедуре экспорта, и российского таможенного органа места убытия, через который товар был вывезен с территории России и иных территорий, находящихся под ее юрисдикцией.

Обратите внимание!

При вывозе товаров в таможенной процедуре экспорта трубопроводным транспортом или по линиям электропередачи представляется полная таможенная декларация с отметками российского таможенного органа, подтверждающими факт помещения товаров под таможенную процедуру экспорта.

Вместо таможенных деклараций налогоплательщик может представить реестры таможенных деклараций, а также транспортных, товаросопроводительных документов.

Указанные реестры представляются в налоговый орган в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота, являющегося российской организацией.

〉 копии транспортных, товаросопроводительных и иных документов с отметками таможенных органов мест убытия, подтверждающих вывоз товаров за пределы РФ.

На сбор документов, подтверждающих нулевую ставку налога, закон отводит экспортеру 180 календарных дней, считая с даты помещения сырьевых товаров под таможенную процедуру экспорта. Подать документы в налоговую инспекцию следует одновременно с налоговой декларацией по НДС.

Данные по экспортной реализации товаров отражаются экспортером в налоговой декларации того налогового периода, в котором им собраны все документы, необходимые для подтверждения нулевой ставки налога (п. 9 ст. 167 НК РФ).

При экспортной реализации товаров моментом определения налоговой базы является последнее число квартала, в котором собран полный пакет документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.

Порядок исчисления и уплаты налога у экспортера зависит от того, соблюдены ли им законодательно установленные сроки представления документов, подтверждающих правомерность использования нулевой ставки налога.

Если полный пакет документов собран налогоплательщиком в срок, не превышающий 180 календарных дней, считая с даты помещения товаров под таможенную процедуру экспорта, данные операции подлежат включению в налоговую декларации по НДС за тот налоговый период, на который приходится день сбора документов, независимо от того, что этот день не является днем окончания налогового периода. При этом подтверждающие документы представляются одновременно с указанной налоговой декларацией не позднее 25-го числа месяца, следующего за этим налоговым периодом.

Итак, если экспортер представил требуемые документы в налоговую инспекцию в течение 180 календарных дней, то он подтвердил свое право на применение ставки налога 0%, вследствие чего он вправе воспользоваться вычетом по суммам «входного» налога.

Подтверждение права вычета по экспортным операциям

Применить вычет по суммам входного налога, относящегося к экспортной реализации, экспортер может в последний день квартала, в котором им собран комплект документов, подтверждающих нулевую ставку налога.

Требуемые документы должны быть предоставлены в налоговую инспекцию по истечении 180 календарных дней с момента помещения товаров под таможенную процедуру экспорта. Если по истечении 180 календарных дней, считая со дня проставления на перевозочных документах отметки таможенных органов, свидетельствующей о помещении сырьевых товаров под таможенную процедуру экспорта, налогоплательщиком не предоставлены документы для подтверждения обоснованности налоговой ставки 0 процентов, то экспортеру придется заплатить налог, исчисленный по ставке 10% или 18%. Этот НДС обычно именуют «налогом с неподтвержденного экспорта».

В такой ситуации моментом определения налоговой базы по экспортируемым товарам признается день их отгрузки. Следовательно, экспортеру придется подать в налоговую инспекцию уточненную декларацию по НДС за тот налоговый период, в котором товары были отгружены на экспорт. Пропуск срока уплаты налога в данном случае может привести экспортера к мерам налоговой ответственности.

Помимо суммы налога с неподтвержденной экспортной реализации, придется заплатить и сумму пени, на что не раз указывали контролирующие органы в разъяснениях.

Так, налоговики в Письме от 22.08.2006 № ШТ‑6–03/840@ указывают на то, что в случае отсутствия на 181-й день документов, подтверждающих правомерность применения нулевой ставки налога по экспортным товарам, пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате НДС, начиная с 21-го числа месяца (в настоящее время с 26-го числа), следующего за месяцем отгрузки товаров на экспорт, и до того дня, когда налогоплательщик либо уплатит налог по ставке 18 (10) процентов, либо подаст налоговую декларацию по ставке 0 процентов с документами, подтверждающими ее применение.

Поддерживает налоговиков и Минфин России, на что указывает его Письмо от 28.07.2006 № 03–04–15/140. Есть и судебные решения, в которых арбитры в части сроков начисления пени соглашаются с мнением контролирующих органов. В частности, на это указывает Постановление ФАС Поволжского округа от 04.04.2013 по делу № А55–21361/2012.

В то же время имеются вердикты, в которых арбитры с мнением контролирующих органов принципиально не согласны и настаивают на том, что начисление пени возможно лишь со 181-го дня. В частности, такой вывод сделан судом в Постановлении ФАС Центрального округа от 24.05.2013 по делу № А35–2352/2012, в Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 05.07.2011 по делу № А78–8967/2009.

Если пени начислят с 26-го числа месяца, следующего за месяцем отгрузки, рекомендуем обратиться в суд – шансы на успех достаточно высоки.

При уплате налога по неподтвержденному экспорту право на применение налоговых вычетов по НДС также возникает у экспортера на дату отгрузки экспортных товаров. Уплата налога с неподтвержденного экспорта вовсе не означает для экспортера, что в дальнейшем он не сможет подтвердить правомерность использования нулевой ставки налога по данной экспортной поставке. Сделать это можно в течение трех лет, начиная с того налогового периода, в котором был уплачен налог с неподтвержденного экспорта. Для этого ему нужно собрать все требуемые документы для подтверждения налоговой ставки 0% и представить их вместе с налоговой декларацией в налоговую инспекцию. После подтверждения экспортной реализации сырьевых товаров экспортер вправе воспользоваться вычетом по сумме налога, уплаченного с неподтвержденного экспорта, на что указывает пункт 3 статьи 172 НК РФ.

Возмещение НДС экспортеру

«Экспортный» НДС возмещается экспортеру либо в общем порядке, либо в заявительном порядке. Причем возмещение НДС может производиться в форме зачета или возврата налогоплательщику суммы налога. В первом случае – после проведения камеральной налоговой проверки, а во втором – до ее завершения.

Если в ходе проведения камеральной проверки налоговики не выявят нарушений, то по ее окончании руководитель налогового органа или его заместитель выносит решение об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения. Вместе с ним налоговый орган в течение семи рабочих дней должен принять решение о возмещении суммы налога. Об этом налоговики обязаны письменно уведомить налогоплательщика, направив ему уведомление в течение пяти рабочих дней со дня принятия решения о возмещении (п. 9 ст. 176 НК РФ).

Таким образом, общий срок, в течение которого налогоплательщик не вправе рассчитывать на образовавшуюся сумму переплаты по НДС, составляет три месяца, отведенные на камеральную проверку, плюс 12 рабочих дней с момента ее окончания. Согласно пункту 10 статьи 176 НК РФ при нарушении налоговым органом сроков возврата суммы налога считая с 12-го дня после завершения камеральной налоговой проверки, по итогам которой было вынесено решение о возмещении суммы налога, начисляются проценты исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ.

Отказ от применения нулевой ставки

С 1 января 2018 года при реализации товаров на экспорт налогоплательщик вправе отказаться от применения нулевой ставки. Такое право предоставляет пункт 7 статьи 164 НК РФ. Для получения освобождения необходимо предоставить заявление в налоговый орган по месту своего учета не позднее 1-го числа налогового периода, с которого налогоплательщик намерен не применять нулевую ставку. Срок применения налоговых ставок, предусмотренных таким заявлением, должен составлять не менее 12 месяцев.

При этом налогоплательщик вправе не применять нулевую ставку только в отношении всех осуществляемых налогоплательщиком операций, предусмотренных абзацем 1 пункта 7 статьи 164 НК РФ. Кроме того, не допускается применение разных налоговых ставок в зависимости от того, кто является покупателем товаров.Таким правом можно воспользоваться, например, в случае незначительных разовых экспортных поставок.

При отказе от применения нулевой ставки до внесения изменений в перечень кодов видов операций, указываемых в книге покупок, применяемой при расчетах по НДС, дополнительном листе к ней, книге продаж, применяемой при расчетах по НДС, дополнительном листе к ней, а также кодов видов операций по НДС, необходимых для ведения журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, налогоплательщики вправе использовать дополнительные коды видов операций.

До внесения соответствующих изменений в форму и порядок заполнения налоговой декларации по НДС, операции по реализации сырьевых (несырьевых) товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта, в отношении таких товаров, отражаются по строке 010 или 020 раздела 3 «Расчет суммы налога, подлежащей уплате в бюджет по операциям, облагаемым по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 2–4 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации» указанной налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость.

Данные разъяснения приведены в Письме ФНС России от 16.01.2018 г. № СД‑4–3/532@ «О налоге на добавленную стоимость».

Российский несырьевой экспорт: текущее состояние и меры поддержки

1 марта 2018 года в своем послании к Федеральному собранию президент России Владимир Путин объявил, что российский несырьевой экспорт в течение шести лет должен удвоиться и достичь 250 млрд долларов в год.

Еще один источник роста — это развитие несырьевого экспорта. Нужно снять здесь все административные барьеры, создать режим наибольшего благоприятствования для тех компаний, которые работают и выходят на внешние рынки. В течение шести лет мы должны практически удвоить объем несырьевого неэнергетического экспорта до 250 млрд долларов

Владимир Путин, президент Российской Федерации

Глава государства также отметил, что необходимо довести поставки продукции машиностроения до 50 млрд долларов, ежегодный экспорт услуг, включая образование, медицину, туризм и транспорт необходимо увеличить до 100 млрд долларов.

Рис. 1. Динамика роста несырьевого неэнергетического рынка России

Несырьевой неэнергетический экспорт России сегодня

В январе-октябре 2017 года несырьевой неэнергетический экспорт, по расчетам Российского экспортного центра, составил 102,6 млрд долларов, или 36% общего объема.

Положительная динамика экспорта к аналогичному периоду предыдущего года фиксировалась 12 месяцев подряд. Рост обеспечен повышением мировых цен и расширением физических объемов поставок, а также укреплением рубля.

Табл.1. Несырьевой неэнергетический экспорт России по товарным группам

Проблемы

Тем не менее некоторые представители делового сообщества выражают определенную обеспокоенность текущей ситуацией. Так, глава «Деловой России» Алексей Репик отмечает: «Российская экономическая политика последних лет была ориентирована в основном на создание условий для импортозамещения. Эти меры дали хороший результат в части наработки у нас определенных компетенций и номенклатуры производимой продукции, но привели к появлению большого количества компаний, работающих без оглядки на качество и глобальную конкурентоспособность своего продукта. Российские компании, производящие продукты и услуги, должны сразу целиться на планку, заданную ведущими мировыми рынками, в том числе формировать новые потребительские рынки и товарные ниши».

Старший научный сотрудник Центра публичной политики и государственного управления ИОН РАНХиГС Тимур Атнашев считает, что в России есть небольшая традиционная группа экспортеров (10 тыс. компаний), которая уже имеет опыт плодотворной работы на зарубежных рынках («Вертолеты России», «Калашников» и ряд других крупных предприятий Государственной корпорации «Ростех», концерн «Росатом», «Касперский»). По его мнению, успех небольшой группы экспортеров не распространяется на подавляющее большинство российских компаний, которые не экспортируют и про экспорт не думают.

Другой проблемой является признание за рубежом результатов деятельности российских аккредитованных органов по сертификации и испытательных лабораторий. В настоящее время данный вопрос активно решается на федеральном уровне. Так, одной из мер поддержки экспортеров становится субсидирование затрат экспортеров на сертификацию продукции. Согласно постановлению от 17 декабря 2016 г. № 1388, Российский экспортный центр наделен функциями агента правительства по вопросу о предоставлении субсидий из федерального бюджета производителям высокотехнологичной продукции на компенсацию части затрат, связанных с сертификацией продукции на внешних рынках при реализации инвестиционных проектов.

Для формирования нового образа России, образа государства-производителя высокотехнологичной продукции, а не только поставщика сырьевых товаров, запущена программа Made in Russia. Она содержит комплекс мероприятий, направленных на повышение узнаваемости российских брендов и продукции за рубежом, в том числе инструменты рекламно-информационного и маркетингового продвижения под единым зонтичным экспортным брендом Made in Russia/»Сделано в России». Сертификат программы уже получили КАМАЗ и производитель троллейбусов «Тролза».

Крупнейшие экспортеры. Роль корпораций

«Государственные корпорации работают на имидж государства, на его репутационный публичный капитал», — считает исполнительный директор BrandTeam Александр Ермилов.

Его мнение поддерживает президент Российской ассоциации общественных связей Виталий Расницын: «Госкомпании своей деятельностью призваны способствовать имиджу России именно как высокотехнологичной державы. С технологической и инновационной компанией ассоциируются Ростех, Роскосмос, Роснано, Росатом».

В 2016 году Ростех по линии «Рособоронэкспорта» экспортировал продукции военного назначения (ПВН) на 13,1 млрд долларов. Объем валютных средств, полученных в 2016 году «Рособоронэкспортом», составил 12,3 млрд долларов. Объем портфеля заказов — 42,7 млрд долларов. В целом объем поставок ПВН в страны СНГ составил 244,2 млн долларов, из которых около 7,45 млн долларов пришлось на продукцию, поставленную оборонным предприятиям стран СНГ в рамках производственной и научно-технической кооперации. Основная часть поставок Ростеха приходится на авиационную промышленность: например, в 2016 году был подписан твердый контракт по запуску совместного производства вертолетов Ка-226 в Индии. При этом объем производства гражданской продукции Госкорпорацией вырос на 11%, до 374 млрд рублей. Новые проекты, которые запускаются в Корпорации, создаются с перспективой экспорта.

За Росатомом первое место в мире по количеству одновременно сооружаемых АЭС за рубежом, первое по обогащению урана (36% мирового рынка) и 17% мирового рынка ядерного топлива. Компания нарастила десятилетний портфель экспортных заказов до 137 млрд долларов в 2016 году. В портфеле госкорпорации имеются проекты 36 энергоблоков в Европе, на Ближнем Востоке, в Юго-Восточной Азии и Африке. Объем экспорта российской продукции наноиндустрии по итогам 2016 года достиг 290,5 млрд рублей, что превышает аналогичный показатель по итогам 2015 года на 95,5 млрд рублей (или +49%). Объем экспорта продукции портфельных компаний АО «Роснано» составил 53,7 млрд рублей, что больше объема экспорта в 2015 году на 14,6 млрд рублей (или +37%).

Вклад Ростеха

Основной задачей Стратегии развития до 2025 года, утвержденной Государственной корпорацией «Ростех» в 2015 году, является изменение российской экономической модели: диверсификация экономики, увеличение доли высокотехнологичной гражданской продукции и несырьевого экспорта.

Реализация Стратегии развития Ростеха будет способствовать изменению структуры российской экономики. В наших планах – к 2035 году выйти на уровень глобальных конкурентов, таких как GE и Samsung. Превращение в развитую индустриальную державу, промышленного лидера позволит нашей стране уйти от экономической модели, основанной на экспорте сырья

Сергей Чемезов, генеральный директор Ростеха

С целью реализации Стратегии и наращивания несырьевого экспорта высокотехнологичной продукции Ростеха и сторонних производителей в сфере ИТ в мае 2016 года в периметре инвестиционного холдинга ООО «РТ-Развитие бизнеса» была создана компания «Росинформэкспорт».

Портфель «Росинформэкспорта» включает в себя свыше 200 информационных систем для автоматизации государственного управления: «Электронное правительство», Единая государственная информационная система в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ), Государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства, информационная система государственных и муниципальных платежей, телемедицина, электронное образование, информационно-аналитические системы, «Умный город».

В феврале 2017 года Ростех принял решение о передаче «Росинформэкспорта» в управление Национального центра информатизации (НЦИ). НЦИ, помимо компетенций по разработкам в контуре Ростеха, взял на себя функции маркетинга и продвижения российских ИТ-решений на мировые рынки.

Принятое решение соответствует планам Ростеха по выходу на рынок ИТ с комплексными продуктами и услугами. Для этого Ростех внес изменения в стратегию НЦИ, который, помимо центра компетенций по разработкам новейших софтверных решений для ключевых сфер деятельности государства и общества, станет экспортным хабом российских высокотехнологичных ИТ-решений на мировые рынки.

В структуре НЦИ команда «Росинформэкспорта» занимается поиском новых рынков для отечественных программных продуктов, продвижением передовых российских разработок на внешние рынки, распространением и внедрением российского ПО.

Решение оказалось правильным. По итогам 2017 года выручка НЦИ составила 3,2 млрд рублей, что в четыре раза больше аналогичного показателя за предыдущий год. По словам председателя совета директоров НЦИ, директора по особым поручениям Госкорпорации Ростех Василия Бровко, в 2018 году ожидается рост выручки до 7,5 млрд рублей.

Одной из причин бурного роста в НЦИ считают именно состоявшееся в 2017 году изменение стратегии и бизнес-модели: был совершен переход от вендорской модели к модели интегратора. Это повлекло за собой расширение рыночных возможностей и партнерских связей, а также позволило распространять комплексные российские решения за рубежом.

Выводы и рекомендации

  • Россия наращивает несырьевой неэнергетический экспорт.

  • Несмотря на то что экспортная статистика сегодня показывает позитивную динамику, страна испытывает дефицит предприятий, способных заявить о себе на международных рынках, создающих первоклассные бренды, которые востребованы за счет своей уникальности.

  • Эксперты считают, что пока малому и среднему бизнесу не хватает опыта и формировать новый образ России будут госкорпорации.

  • Корпорация Ростех активно меняет российскую экономическую модель за счет диверсификации экономики, увеличения доли высокотехнологичной гражданской продукции и несырьевого экспорта.

  • В настоящее время важно представить миру новый имидж России как государства, производящего разнообразную высокотехнологичную продукцию.

  • На политическом уровне тема несырьевого экспорта уже стала центральной. Тем не менее еще необходимо применение широкого спектра инструментов, стимулирующих развитие экспорта, включающих как административно-регуляторную, так и финансовую помощь.