Содержание
- Проблемы нецелевого использования земель сельскохозяйственного назначения: некоторые аспекты
- Чем грозит использование земельных участков не по назначению?
- Что это такое
- Ответственность по КоАП РФ
- Изъятие участка
- Всё об использовании земель не по целевому назначению
- Виды наделов по целевому использованию
- Что говорит закон?
- Нецелевое применение участков
- Штрафы и ответственность за это
Проблемы нецелевого использования земель сельскохозяйственного назначения: некоторые аспекты
В статье представлены некоторые аспекты разрешенного использования и нецелевого использования земель сельскохозяйственного назначения. Дана характеристика нецелевого использования земель сельскохозяйственного назначения. Установлены компетентные органы, занимающиеся контролем соблюдения норм целевого использования земель сельскохозяйственного назначения. Установлены санкционные меры, применяемые для нарушителей разрешенного вида использования земель. В заключении представлены возможные пути решения поставленных проблем.
Ключевые слова: земли сельскохозяйственного назначения, целевое использование, нецелевое использование.
Согласно статье 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей .
Общая площадь земель сельскохозяйственного назначения занимает 13 % от всей территории Российской Федерации, что составляет 222 100 000 гектар .
Ст. 78 Земельного Кодекса РФ устанавливает, что земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, научных и учебных целей, а также рыбоводства. Однако самовольное строительство предприятий, объектов инфраструктуры, жилых зданий, организация стоянки или склада, завал мусором является грубейшим нарушением законодательства Российской Федерации. Эти нарушения ведут к изменению режима земель, что является нецелевым использованием земель сельскохозяйственного назначения. В законе не оговаривается срок совершения правонарушения. Следовательно, достаточно лишь установить наличие факта нецелевого использования земельного участка.
Поскольку земля в Российской Федерации находится под особым контролем государства, контроль за соблюдением правовых норм о целевом использовании земель сельскохозяйственного назначения осуществляют такие органы, как Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору, специальный комитет земельного надзора Росреестра и местная администрация. Эти органы власти могут проводить плановые и внеплановые проверки, в результате которых возможно выявление факта нецелевого использования участка земли, предназначенного для ведения сельского хозяйства. Также эти органы могут установить факт нецелевого использования земель сельскохозяйственного назначения по информации, поступившей от прокураторы или Федеральной налоговой службы, которые в свою очередь занимаются выявлением факта нелегальной предпринимательской деятельности. Кроме того, могут быть приняты заявления от собственников соседних участков. Участок земли, который не используется по назначению, может принести экологический вред соседним участкам.
За нецелевое использование земель сельскохозяйственного назначения в законодательстве Российской Федерации предусмотрен ряд санкций. Так государственные органы власти на основании Статьи 6 ФЗ № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» пункт 2: «Земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения принудительно может быть изъят у его собственника в судебном порядке в случае, если земельный участок используется с нарушением требований, установленных законодательством Российской Федерации, повлекшим за собой существенное снижение плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения или причинение вреда окружающей среде» .
Статья 285 Гражданского кодекса Российской Федерации дублирует право принудительного изъятия участка земли. Однако в Статье 6 ФЗ № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» более полно раскрыты условия принудительного изъятия земельного участка у нарушителей целевого использования земли сельскохозяйственного назначения. В пункте 6 установлен порядок действий по ведению процесса принудительного изъятия, вынесшего предписание, уполномоченного органа исполнительной власти по осуществлению государственного земельного надзора. Пункты 8, 9, 10 и 13 описывают условие проведения публичных торгов по продаже земельного участка .
Также предусмотрено административное наказание для нарушителей целевого использования земель сельскохозяйственного назначения в виде наложения административного штрафа. Размер штрафа установлен в статье 8.8 КоАП РФ. Размер штрафа зависит от нескольких совокупных факторов, таких как: кем является владелец — гражданином РФ, должностным лицом или юридическим лицом; определена или нет кадастровая стоимость земельного участка. Также установлена минимальная сумма штрафа для каждой категории лиц. Санкции представлены в Таблице 1.
Таблица 1
Санкции за использование земельного участка не по целевому назначению всоответствии сего принадлежностью ктой или иной категории земель и (или) разрешенным использованием
Категории лиц |
Определена кадастровая стоимость земельного участка |
Не определена кадастровая стоимость земельного участка |
|||
Процент кадастровой стоимости земельного участка |
Минимальная сумма |
Минимальная сумма |
Максимальная сумма |
||
от |
до |
от |
до |
||
Для граждан |
0,5 % |
1 % |
10000 р. |
10000 р. |
20000 р. |
Для должностных лиц |
1 % |
1.5 % |
20000 р. |
20000 р. |
50000 р. |
Для юридических лиц |
1.5 % |
2 % |
100000 р. |
100000 р. |
200000 р. |
Судебная практика по применению ст. 8.8 КоАП РФ на сегодняшний день часто складывается не в пользу собственников земельных участков. Если компетентными органами был установлен факт нецелевого использования земли, предназначенной для нужд сельского хозяйства, то оспорить в суде установление такого факта довольно затруднительно. Суды назначают штрафные санкции. Так, например, Талдомский районный суд Московской области вынес решение № 12–61/2017 от 27 октября 2017 г. Суд решил постановление главного государственного инспектора по использованию и охране земель, начальника межмуниципального отдела по г. Дубна и Талдомского района Московской области ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное в отношении ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.8 ч. 3 КоАП РФ, оставить без изменений, а поданную жалобу защитника ФИО4 без удовлетворения.
Статья 6 ФЗ № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» широко используется судами в гражданском процессе Российской Федерации. Так, например, 23.10.2017 года Ростовский районный суд Ярославской области по делу № 2–870/2017 установил, что Департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области обратился в суд с иском к Ждановой Т. М. с требованием об изъятии земельного участка категория земель — земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования — для сельскохозяйственного использования, принадлежащего на праве собственности Ждановой Т. М., с целью его продажи с публичных торгов в связи с его ненадлежащим использованием в соответствии с п. 3 ст.6 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Ответчик Жданова Т. М. о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, в суд не явилась, ранее представила ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие, возражений на иск не представила. Выслушав пояснения представителя истца, исследовав материалы дела, суд пришел к выводу о правомерности и обоснованности заявленных требований. Суд решил удовлетворить исковые требования Департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области в полном объеме. Изъять у Ждановой Татьяны Михайловны земельный участок , соответствии с п. 3 ст.6 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Право собственности Ждановой Татьяны Михайловны на указанный земельный участок прекратить.
В представленном примере мы можем видеть классическое применение статьи 6 ФЗ № 101-ФЗ. Гражданка Жданова Т. М. использовала не по назначению свой земельный участок, предназначенный для ведения сельского хозяйства. Департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области в ходе проверки выявил нарушение. После соблюдения всех необходимых процессов досудебного урегулирования подал иск в суд с иском к Ждановой Т. М. с требованием об изъятии земельного участка. Суд вынес решение об изъятии земельного участка у Ждановой Т. М. и прекращении право собственности на него. Если бы Жданова Т. М. занялась участком после вынесения протокола о нарушении, то дело бы не дошло до суда и собственница участка не лишилась бы его.
Земли сельскохозяйственного назначения помимо целевого назначения также могут быть подвержены зонированию. Местные власти муниципалитетов и регионов проводят землеустроительные работы и разрабатывают классификацию видов разрешенного использования земель сельскохозяйственного назначения.
Исходя из этого, собственники земельных участков ограничены в использовании земли целевым назначением (категория земли сельскохозяйственного назначения) и видом разрешенного использования участка (правила которого устанавливаются местными властями).
Не характерные для ведения сельскохозяйственных нужд виды разрешенного использования требуют смены целевого назначения. Для этого нужно обосновать необходимость изменения целевого назначения. Затем провести кадастровые и землеустроительные работы. Сведения об изменении категории земли вносятся в государственный кадастр недвижимости.
Исходя из этих сведений, можно сделать вывод, что система выявления компетентными органами нецелевого использования земель сельскохозяйственного назначения в Российской Федерации налажена. Органами власти проводятся проверки, выявляется неиспользование или нецелевое использование земель сельскохозяйственного назначения. Судебная практика по всей Российской Федерации достаточна обширна. Суды активно принимают решения об изъятии земельных участков в соответствии со Статьями 6 ФЗ № 101-ФЗ и 285 ГК РФ. Также широко применяется практика назначения штрафа в соответствии со статьей 8.8 КоАП РФ. Однако широкая судебная практика в теме нецелевого использования земель сельскохозяйственного назначения также может говорить о незначительности применяемых санкций для нарушителей закона. Мы считаем, что необходимо увеличить сумму штрафа для граждан, должностных и юридических лиц в 2 раза.
Литература:
- «Земельный кодекс Российской Федерации» от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 31.12.2017) Статья 77. Понятие и состав земель сельскохозяйственного назначения // СПС КонсультантПлюс
- Россия в цифрах 2017. Краткий статистический сборник //Федеральная служба государственной статистики (Росстат). М., 2017. С. 69
- Федеральный закон от 24.07.2002 N 101-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) Статья 6. Принудительное изъятие земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения и прекращение прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения при неиспользовании по целевому назначению или использовании с нарушением законодательства Российской Федерации и особенности приобретения прав на такие земельные участки // СПС КонсультантПлюс
Чем грозит использование земельных участков не по назначению?
Об этом рассказала старший специалист 3 разряда отдела государственного земельного надзора Управления Росреестра по Омской области
Екатерина Искоренко.
Площадь, местоположение, правовой статус и другие характеристики земельных участков отражаются в Едином государственном реестре недвижимости. Правовой статус участка определяет форму законного владения, его целевое назначение и разрешенное использование. Вся земля в границах РФ распределена между категориями в зависимости от целевого назначения участков. Установленная категория земель дает возможность правообладателю выбрать один или несколько видов разрешенного использования – для этого применяется единый федеральный классификатор.
Статьей 7 Земельного кодекса РФ зафиксированы 7 категорий земель, соответствующих различным целям назначения: участки сельхозназначения; территории населенных пунктов; земли, предназначенные для размещения объектов промышленности, связи, энергетики и других направлений деятельности спец.назначения; участки охраняемых территорий; земли, отнесенные к лесному фонду; участки водного фонда; земли, отнесенные к фонду запаса.
Присвоение участку определенной категории, а также его перевод из одной категории в другую осуществляется в соответствии с нормативными актами федерального, регионального или муниципального уровня.
Нецелевое использование земельного участка влечет наложение штрафа, досрочное прекращение прав на землю и изъятие надела либо обязанность компенсировать ущерб, причиненный почвенному слою. Правовой режим разрешенной эксплуатации участков регламентируется нормативными актами и подразумевает разграничение по категориям.
Нецелевая эксплуатация земельных наделов создает угрозу для качественных характеристик почвенного слоя, который является невозобновляемым природным ресурсом. Поэтому каждый случай нарушения правового режима эксплуатации земельного надела будет выявляться государственными и муниципальными ведомствами, а правонарушитель будет привлечен к санкциям по ст. 8.8 КоАП РФ. Выделим наиболее важные моменты, которые нужно учитывать при возбуждении административного дела по указанной статье:
— в качестве нарушителя могут привлекать граждане, должностные лица или предприятия, владеющие участками на праве собственности или ином основании;
— для назначения наказания не имеет значения, наступили ли негативные последствия – санкции последуют за сам факт нецелевого использования;
— санкции назначаются за эксплуатацию надела с нарушением категории или вида разрешенного использования.
Куда жаловаться, если владелец смежного участка систематически использует землю вопреки разрешенному виду пользования или закрепленной категории? Граждане могут обращаться непосредственно в местные органы власти, в прокуратуру или к государственным земельным инспекторам. Основанием для обращения являются любые факты нецелевого использования – возведение промышленного объекта на землях ИЖС, строительство потенциально опасного объекта на участке сельхозназначения.
Штрафы
Единственным видом санкций по ст. 8.8 КоАП РФ является штраф – его размер будет определен исходя из показателя кадастровой стоимости объекта либо в фиксированной денежной сумме (если кадастровая стоимость отсутствует в ЕГРН). Например, по части 1 ст. 8.8 КоАП РФ для частных лиц штраф составит от 0,5 до 1 % от кадастровой стоимости земли (но не менее 10 тысяч рублей), либо от 10 до 20 тысяч рублей (если кадастровая стоимость не определена).
Помимо общих оснований для административного наказания, более жесткие санкции последуют при следующих обстоятельствах:
— по части 2 ст. 8.8 КоАП РФ – существенное увеличение штрафных санкций связано с нецелевой эксплуатацией надела сельхозназначения;
— по части 1 ст. 8.8 КоАП РФ – самостоятельным видом ответственности выступает неиспользование земли сельхоз.назначения в течение одного года с момента возникновения права собственности, если участок был приобретен на публичных торгах после изъятия у предыдущего владельца;
— неиспользование участка, выделенного под ИЖС, строительство иных объектов, для огородничества, садоводства – если в нормативных актах установлен срок, когда владелец обязан приступить к эксплуатации участка.
Административные дела за указанные правонарушения могут возбуждаться по инициативе прокуратуры, а также органов и должностных лиц государственного земельного надзора. Подать заявление или жалобу по фактам нецелевого использования участков может любое заинтересованное лицо, либо такие случаи выявляются государственными и муниципальными ведомствами.
Еще до передачи административного материала в суд в адрес собственника или владельца земельного надела направляется требование о прекращении противоправных действий. В этом документе указывается на возможность назначения административных санкций, а также на изъятие участка, используемого с нарушением категории или вида разрешенного пользования.
Изъятие участка
Крайней мерой, которая может применяться за нецелевое использование, является принудительное изъятие участка. Оно может последовать, если собственник или владелец земли не выполнили требование (предписание) уполномоченных государственных и муниципальных ведомств о прекращении нарушения. Основания для изъятия земельного надела указаны в ГК РФ и ЗК РФ:
— у собственника земля может изыматься при неиспользовании участка сельхоз.назначения или ИЖС в течение трех лет либо при нецелевом использовании любых категорий земель;
— за нецелевое использование участок может принудительно изыматься у владельца на праве постоянного пользования или пожизненного наследуемого владения;
— если земля выделялась на праве аренды, нецелевое использование может повлечь принудительное расторжение договора и изъятие арендованного надела.
Процедура принудительного изъятия проводится только при отказе (уклонении) устранить выявленное нарушение и привлечении к административной ответственности. Следовательно, порядок применения указанной меры воздействия будет состоять из следующих этапов:
— выявление факта нецелевого использования – проверка органами прокуратуры или земельного надзора обращения граждан или муниципальных учреждений;
— направление в адрес собственника или владельца требования о прекращении противоправных действий иди бездействия;
— оформление процессуального протокола за нарушение, предусмотренное в ст. 8.8 КоАП РФ;
— рассмотрение дела в суде и вынесение постановления о наложении штрафа;
— если нецелевое использование или иное нарушение правового режима земель продолжается, в адрес владельца или собственника направляется письменное требование о предстоящем изъятии участка;
— если собственник согласен с изъятием, назначаются публичные торги для определения выкупной цены участка;
— при несогласии собственника с предъявленным требованием, изъятие участка происходит через судебные инстанции по иску уполномоченного органа.
Если субъект владеет участком не на праве собственности, он не сможет рассчитывать на выплату выкупной цены за принудительное изъятие. Собственнику гарантирована компенсация за изымаемый участок, однако из выкупной цены будут удержаны расходы на восстановление качественных характеристик земли. Одновременно с изъятием участка может происходить повторное применение мер воздействия по КоАП РФ – данная санкция применяется за каждый выявленный факт правонарушения.
Факты нецелевого использования участков выявляются в ходе плановых или внеочередных проверок земельного фонда, при рассмотрении обращений граждан или иных заинтересованных лиц. Направление органов земнадзора требования о прекращении нецелевого использования не означает, что участок будет изъят у владельца. Указанное требование может быть обжаловано, либо владелец участка может оспорить постановление о привлечении к административной ответственности.
Нецелевое использование земельного участка влечет наложение штрафа, досрочное прекращение прав на землю и изъятие надела, либо обязанность компенсировать ущерб, причиненный почвенному слою. Правовой режим разрешенной эксплуатации участков регламентируется нормативными актами и подразумевает разграничение по категориям. В этом материале можно узнать, какая ответственность грозит за нецелевую эксплуатацию надела, и в чем заключается указанное нарушение законодательства.
Что это такое
Вся земля в границах РФ распределена между категориями, в зависимости от целевого назначения участков. Установленная категория земель дает возможность правообладателю выбрать один или несколько видов разрешенного использования – для этого применяется единый федеральный классификатор. Статьей 7 ЗК РФ зафиксированы семь категорий земель, соответствующих различным целям назначения:
- участки сельхозназначения;
- территории населенных пунктов;
- земли, предназначенные для размещения объектов промышленности, связи, энергетики и других направлений деятельности спецназначения;
- участки охраняемых территорий;
- земли, отнесенные к лесному фонду;
- участки водного фонда;
- земли, отнесенные к фонду запаса.
Присвоение участку определенной категории, а также перевод между ними, осуществляется нормативными актами федерального, регионального или муниципального уровня.
Собственники или владельцы земли в обязательном порядке должны соблюдать режим, установленный для определенных категорий участков. Это относится и к соблюдению целевого назначения земли, соответствующего определенной категории.
Например, на наделах сельхозназначения не допускается возведение промышленного объекта, а на участках охраняемых территорий практически исключены любые виды строительства. Выявление указанных фактов повлечет направление владельцу участка требования о прекращении противоправных действий, после чего будут применены меры ответственности.
За нарушение правил целевого использования земли наступают следующие формы воздействия:
- санкции по ст. 8.8 КоАП РФ;
- прекращение права постоянного пользования или пожизненного наследуемого владения по ст. 45 ЗК РФ;
- расторжение арендного договора и изъятие земельного участка за нецелевое использование по ст. 46 ЗК РФ;
- изъятие надела у собственника при обстоятельствах, зафиксированных в ст. 284 ГК РФ.
Все перечисленные варианты ответственности могут наступать только по судебному акту, если собственник или владелец земельного надела не выполнит законное требование уполномоченных государственных ведомств.
Разберем порядок привлечения к ответственности в каждом из указанных случаев.
Ответственность по КоАП РФ
Нецелевая эксплуатация земельных наделов создает угрозу для качественных характеристик почвенного слоя, который является невозобновляемым природным ресурсом. Поэтому каждый случай нарушения правового режима эксплуатации земельного надела будет выявляться государственными и муниципальными ведомствами, а правонарушитель будет привлечен к санкциям по ст. 8.8 КоАП РФ. Выделим наиболее важные моменты, которые нужно учитывать при возбуждении административного дела по указанной статье:
- в качестве нарушителя могут привлекать граждане, должностные лица или предприятия, владеющие участками на праве собственности или ином основании;
- для назначения наказания не имеет значение, наступили ли негативные последствия – санкции последуют за сам факт нецелевого использования;
- санкции назначаются за эксплуатацию надела с нарушением категории и/или вида разрешенного использования.
Единственным видом санкций по ст. 8.8 КоАП РФ является штраф – его размер будет определен исходя из показателя кадастровой стоимости объекта, либо в фиксированной денежной сумме (если кадастровая стоимость отсутствует в ЕГРН). Например, по части 1 ст. 8.8 КоАП РФ для частных лиц штраф составит от 0.5 до 1% от кадастровой стоимости земли (но не менее 10 тыс. руб.), либо от 10 до 20 тыс. руб. (если кадастровая стоимость не определена).
Помимо общих оснований для административного наказания, более жесткие санкции последуют при следующих обстоятельствах:
- по части 2 ст. 8.8 КоАП РФ – существенное увеличение штрафных санкций связано с нецелевой эксплуатацией надела сельхозназначения;
- по части 1 ст. 8.8 КоАП РФ – самостоятельным видом ответственности выступает неиспользование земли сельхозназначения в течение одного года с возникновения права собственности, если участок был приобретен на публичных торгах после изъятия у предыдущего владельца;
- неиспользование участка, выделенного под ИЖС, строительства иных объектов, огородничества, садоводства – если в нормативных актах установлен срок, когда владелец обязан приступить к эксплуатации участка.
Административные дела за указанное правонарушение могут возбуждаться по инициативе прокуратуры, а также органов и должностных лиц государственного земельного надзора. Подать заявление или жалобу по фактам нецелевого использования участков может любое заинтересованное лицо, либо такие случаи выявляются государственными и муниципальными ведомствами.
Еще до передачи административного материала в суд в адрес собственника или владельца земельного надела направляется требование о прекращении противоправных действий. В этом документе указывается на возможность назначения административных санкций, а также на изъятие участка, используемого с нарушением категории и/или вида разрешенного пользования.
Изъятие участка
Крайней мерой, которая может применяться за нецелевое использование, является принудительное изъятие участка. Оно может последовать, если собственник или владелец земли не выполнили требование (предписание) уполномоченных государственных и муниципальных ведомств о прекращении нарушения. Основания для изъятия земельного надела указаны в ГК РФ и ЗК РФ:
- у собственника земля может изыматься при неиспользовании участка сельхозназначения или ИЖС в течение трех лет, либо при нецелевом использовании любых категорий земель;
- за нецелевое использование участок может принудительно изыматься у владельца на праве постоянного пользования или пожизненного наследуемого владения;
- если земля выделялась на праве аренды, нецелевое использование может повлечь принудительное расторжение договора и изъятие арендованного надела.
Обратите внимание! Помимо изъятия земли, правонарушитель будет обязан возместить убытки, причиненные почвенному слою, а также затраты на рекультивацию или восстановление качественных свойств земли. Судебная практика допускает одновременно рассмотрение дел об изъятии участков и взыскании ущерба, либо предъявление самостоятельных исков.
Процедура принудительного изъятия проводится только при отказе (уклонении) устранить выявленное нарушение и привлечении к административной ответственности. Следовательно, порядок применения указанной меры воздействия будет состоять из следующих этапов:
- выявление факта нецелевого использования – проверка органами прокуратуры или земельного надзора, обращения граждан или муниципальных учреждений;
- направление в адрес собственника или владельца требования о прекращении противоправных действий иди бездействия;
- оформление процессуального протокола за нарушение, предусмотренное в ст. 8.8 КоАП РФ;
- рассмотрение дела в суде и вынесение постановления о наложении штрафа;
- если нецелевое использование или иное нарушение правового режима земель продолжается, в адрес владельца или собственника направляется письменное требование о предстоящем изъятии участка;
- если собственник согласен с изъятием, назначаются публичные торги для определения выкупной цены участка;
- при несогласии собственника с предъявленным требованием, изъятие участка происходит через судебные инстанции по иску уполномоченного органа.
Если субъект владеет участком не на праве собственности, он не сможет рассчитываться на выплату выкупной цены за принудительное изъятие. Собственнику гарантирована компенсация за изымаемый участок, однако из выкупной цены будут удержаны расходы на восстановление качественных характеристик земли. Одновременно с изъятием участка может происходить повторное применение мер воздействия по КоАП РФ – данная санкция применяется за каждый выявленный факт правонарушения.
Факты нецелевого использования участков выявляются в ходе плановых или внеочередных проверок земельного фонда, при рассмотрении обращений граждан или иных заинтересованных лиц. Направление органов земнадзора требования о прекращении нецелевого использования не означает, что участок будет изъят у владельца. Указанное требование может быть обжаловано, либо владелец участка может оспорить постановление о привлечении к административной ответственности.
Куда жаловаться, если владелец смежного участка систематически использует землю вопреки разрешенному виду пользования и/или закрепленной категории? Граждане могут обращаться непосредственно в местные органы власти, в прокуратуру или к государственным земельным инспекторам. Основанием для обращения являются любые факты нецелевого использования – возведение промышленного объекта на землях ИЖС, строительство потенциально опасного объекта на участке сельхозназначения и т.д.
Всё об использовании земель не по целевому назначению
Виды наделов по целевому использованию
Любые земельные территории РФ имеют свои характерные особенности и разделены законом на определенные категории, которые имеют свое непосредственное предназначение для использования.
На основании установленных законодательных норм, по своему целевому предназначению территории разделены на семь видов, подразумевающие под собой земли:
- Сельскохозяйственного значения.
Территории характеризуются плодородными почвами и предназначаются для выращивания сельскохозяйственной продукции. Используются сельскохозяйственные угодья под размещение садоводческих культур, пастбища, участки на которых производится сенокос. Часть земель занимают дороги, часть коммуникации, а часть находится под водными объектами, защитными лесополосами, сельскохозяйственными сооружениями или хранилищами.
- Специального и промышленного назначения.
Используются земли промышленными предприятиями, организациями, учреждениями, военными объектами, а также объектами инфраструктуры самых различных направлений и сфер деятельности.
- Населенных пунктов.
Территория, находящаяся в пределах населенного пункта. Земли используются под строительство жилых зданий, организацию ЛПХ, социальное строительство.
- Особо охраняемых земельных территорий.
Земли, которые имеют природоохранное, оздоровительное и историческое значение.
Используются для размещения парков, заповедников, природоохранных зон. На них строятся дома и базы отдыха, объекты санаторно-курортного типа, культурно-развлекательные сооружения.
- Водного и лесного фонда.
Земли, на которых расположены реки, озера, водные объекты и гидротехнические сооружения.
А также территории, занятые лесами, а также предназначенные для выращивания зеленых насаждений. На таких территориях могут располагаться болота, лесные дороги, места вырубки, просеки.
- Земли запаса.
Эта категория земель принадлежит государственным органам власти и не предоставляется гражданским или юридическим лицам до перевода земельных угодий в другую категорию.
Внимание! Законодательство предусматривает предоставление практически всех видов земель в аренду, а также содержит определенную законодательную базу для желающих получить участок во владение. Выделение территорий зависит от определенных условий, оснований и целей использования земли. Узнайте, что означает термин «право постоянного бессрочного пользования землей» и есть ли возможность его получить!
Что говорит закон?
Предоставленные во владение территории могут использоваться субъектами согласно предназначению земель, которое оговаривается при заключении договора.
КоАП (Кодекс административных нарушений), в статье 8.8 отмечает, что нецелевое использование земельных территорий, не соблюдение условий предусмотренных законодательством, а также невыполнение обязанностей, в результате чего земля приходит непригодное состояние наказывается штрафами. Статья содержит перечень и обоснования предъявляемых штрафов за такие правонарушения.
ГК РФ в статье 284 говорит об изъятии земельных наделов, которые используются по нецелевому назначению, а статья 42 ЗК РФ постоянно напоминает пользователям земельных территорий об их непосредственных обязанностях связанных с содержанием и использованием выделенных им земельных наделов.
Использование предоставленных земельных территорий не по целевому назначению меняет привычный режим земли и нарушает созданные для каждого отдельного участка землеустроительные проекты, позволяющие предоставлять земельные наделы в собственность.
Нецелевое применение участков
Разделение земельных территорий на категории является главным и основным критерием их целевого предназначения.
Виды земель определяют целевое назначение каждой отдельной категории, которая предполагает использовать принадлежащую к ней территорию, согласно установленному режиму использования земли и утвержденного землеустроительного проекта.
Внимание! Нецелевое использование территорий – это разрушение государственного землеустройства, самостоятельный перевод земли в другую категорию использования и нарушение установленного законом порядка выделения земельных участков.
Согласно установленным нормам земельные территории разделены на несколько видов, имеющих свое целевое предназначение и запрещающих производить деятельность на этих землях не соответствующую указанным в законах требованиям, например:
- Земли, принадлежащие к категории сельскохозяйственных, не предусматривают строительство на своих территориях жилых зданий или организацию дачных хозяйств. На них нельзя строить предприятия или объекты инфраструктуры.
- Земли, относящиеся к населенным пунктам, не предоставляют право распахивать выделенные в пользование территории и заниматься на них организацией фермерских хозяйств.
На этих территориях присутствуют приусадебные участки собственников и другие виды деятельности на выделенных в населенном пункте землях, кроме ИЖС и организации ЛПХ, недопустимы.
- Территории специального предназначения не могут использоваться для жилищного строительства, размещения парковых зон, санаториев, баз отдыха, а также использоваться для выращивания сельскохозяйственной продукции.
- Особо охраняемые территории не место для строительства жилых и промышленных объектов, объектов инфраструктуры, а также размещения сельскохозяйственных угодий.
- Земли, принадлежащие к водному фонду, также не могут быть использованы для строительства, кроме сооружения гидротехнических объектов.
- Лесной фонд является природоохранной территорией, аренда земель строго контролируется законами, которые определяют условия, особенности и основания для выделения таких земель.
На территориях лесного фонда запрещено промышленное и жилое строительство.
- Земли запаса – это нетронутая собственность государственных органов власти и в пользование они не выделяются.
Подробнее об особенностях использования земель сельскохозяйственного назначения читайте Согласно законодательным актам, использование земель существующих категорий по другому целевому предназначению не допускается. Такая деятельность становится возможной только после процедуры переведения земли в другую категорию.
Штрафы и ответственность за это
Ответственность за нецелевое использование земель наступает после обнаружения местными административными органами фактов нарушения пользования землей, которые предусмотрены законодательством.
При нарушении законодательных норм и правил пользования земельной территорией местные администрации имеют право направить предписание, предполагающее ликвидировать недостатки, и наложить штраф. При неисполнении требований в назначенные сроки земля будет изъята.
Наложение штрафов на гражданских, должностных, а также юридических лиц за нецелевое использование территорий регулируется статьей 8.8 КоАП РФ, которая предусматривает определенные ситуации и налагает соответственно им такие виды материальных взысканий:
При наличии расчета кадастровой стоимости земли штраф взимается:
- с граждан – в размере 0,5-1% оценки по кадастру, но минимальная сумма не может быть ниже 10000 рублей;
- с должностных лиц – в размере 1-1,5%, минимальная сумма – 20000 рублей;
- с юридических лиц – 1,5-2%, минимальная сумма – 100000 рублей.
При отсутствии расчета кадастровой стоимости земли предусматривается штраф:
- с граждан – в сумме 10-20000 рублей;
- с должностных лиц – в сумме 20-50000 рублей;
- с юридических лиц – 100-200000 рублей.
За неиспользование выделенных земельных территорий при наличии кадастровой стоимости земли штраф составит:
- для граждан – в размере 0,3-0.5% оценки по кадастру, но минимальная сумма не может быть ниже 3000 рублей;
- для должностных лиц – в размере 0,5-1,5%, минимальная сумма – 50000 рублей;
- для юридических лиц – 2-10%, минимальная сумма – 200000 рублей.
За использование земель из категории сельскохозяйственных и под строительство не по назначению при наличии кадастровой стоимости на землю штраф изымается:
- с граждан – в размере 1-1,5% оценки по кадастру, но минимальная сумма не может быть ниже 20000 рублей;
- с должностных лиц – в размере 1,5-2%, минимальная сумма 50000 рублей;
- с юридических лиц – 3-5%, минимальная сумма 400000 рублей.
При отсутствии расчета кадастровой стоимости земли предусматривается штраф:
- с граждан – в сумме 20-50000 рублей;
- с должностных лиц – в сумме 100-200000 рублей;
- с юридических лиц – 400-700000 рублей.
При несвоевременном выполнении или отсутствии работ по использованию земли, что повлекло за собой ее непригодность, штраф предусматривается:
- с граждан – в размере 20-50000 рублей;
- с должностных лиц – в размере 100-200000 рублей;
- с юридических лиц – 200-400000 рублей.
Используемые собственниками и арендаторами земли являются природными территориями, которые контролируются и охраняются государством.
Пользование земельными ресурсами требует тщательного ухода и надлежащего правового процесса эксплуатации выделенных земель. Такое использование гарантирует успех и обезопасит от возможных нарушений законодательства.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.