Невостребованная земельная доля

Оформление невостребованных земельных долей

Какие земельные доли могут быть отнесены к невостребованным?

Согласно Федеральному закону «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» невостребованными земельными долями могут быть признаны:

— земельная доля, принадлежащая на праве собственности гражданину, который не передал эту земельную долю в аренду или не распорядился ею иным образом в течение трех и более лет подряд,

— земельная доля, сведения о собственнике которой не содержатся в принятых до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» решениях органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, либо земельная доля, собственник которой умер и отсутствуют наследники, как по закону, так и по завещанию, или никто из наследников не имеет права наследовать, или все наследники отстранены от наследования, или никто из наследников не принял наследства, или все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника.

Как оформить невостребованные земельные доли в собственность?

Оформление земельных долей, которые могут быть отнесены к невостребованным, начинается с составления списка лиц, доли которых могут быть признаны невостребованными в связи с тем, что собственники земельных долей ими не распорядились.

Орган местного самоуправления по месту нахождения земельного участка составляет список земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными по основаниям, предусмотренным законом “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»; опубликовывает список невостребованных земельных долей в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и размещает на своем официальном сайте в сети «Интернет» (при его наличии) не менее чем за три месяца до созыва общего собрания участников долевой собственности. Указанный список размещается также на информационных щитах, расположенных на территории данного муниципального образования.

Список невостребованных земельных долей представляется органом местного самоуправления на утверждение общему собранию участников долевой собственности.

В случае если в течение четырех месяцев со дня официального опубликования списка земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными, общим собранием собственников земельных долей не будет принято решение об утверждении списка, орган местного самоуправления утверждает этот список самостоятельно. С момента утверждения, земельные доли, указанные в нем признаются невостребованными. После признания земельных долей невостребованными, орган местного самоуправления вправе обратиться в суд с требованием о признании права собственности на невостребованные земельные доли.

Вступившее в законную силу решение суда о признании права собственности органа местного самоуправления на невостребованные земельные доли, является основанием для государственной регистрации.

После государственной регистрации права муниципальной собственности на невостребованные земельные доли, орган местного самоуправления вправе продать земельные доли

Продажа невостребованных земельных долей является процедурой публичной. Орган местного самоуправления в течение месяца со дня приобретения права на земельные доли публикует извещение о возможности приобретения земельных долей в собственность по цене 15% от кадастровой стоимости. Преимущественным правом на их приобретение обладают организации или крестьянские (фермерские) хозяйства, использующие земельный участок, находящийся в долевой собственности в течение 6 месяцев со дня возникновения у органа местного самоуправления права собственности на земельные доли. Если в течение установленного срока договор купли-продажи земельных долей не будет заключен, орган местного самоуправления обязан в течение года выделить земельный участок в счет собственных земельных долей с соблюдением принципа минимальных размеров земельных участков.

Начальник Красногвардейского отдела

Управления Росреестра по Ставропольскому краю

Бочковская Оксана Владимировна

Home → Алименты

Когда участок может быть признан невостребованным

Перед тем, как признать земельный надел такой долей, нужно определить, соответствует ли он требованиям законодательства для определения соответствующего правового статуса. Основными критериями для начала такой процедуры служат следующие моменты:

  • участок не использовался по назначению и не был передан в аренду в срок от трёх лет и более, то есть фактически пустовал или использовался с нарушением законодательства;
  • владелец надела неизвестен, сведения о нём отсутствуют в регистрационных документах;
  • собственник умер и не оставил наследников ни по завещанию, ни по закону;
  • наследники не могут воспользоваться своим правом по какой-то причине;
  • наследники изначально имелись, но были .

Большая часть причин сводится к тому, что претенденты на использование земли попросту отсутствуют или информации о них нет.

Невостребованной долей признаётся лишь участок, который является частью сельскохозяйственных земель, которые ранее принадлежали колхозам или совхозам. Законодатель не распространяет подобных требований на наделы прочих категорий.

Например, если участок был переведён в единоличную собственность в соответствии с ФЗ “О государственной регистрации недвижимости”, то собственник может вовсе не использовать его и не сдавать в аренду, это его прямое право.

Горе молчунам

В 1990-х годах в России прошла масштабная операция по наделению народа землёй. Трудяги колхозов и совхозов, а также социальные работники получили тогда ещё непонятное, аморфное достояние под названием «земельная доля в праве общей собственности на земельный участок». Свалившееся на голову селянину счастье обозначалось в виде тысячной дроби или в виде определённого количества баллогектаров.

Что следовало делать с этой «общей собственностью», в самом начале реформы люди плохо себе представляли. Но время шло, законодательство совершенствовалось, появлялись Росреестр и кадастровая служба. В 2002 году был принят закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Он стал своеобразной библией для тех, кто хотел стать полноправным собственником земли.

Самые расторопные пайщики начали потихоньку выделять из общих земельных массивов участки в счёт своих земельных долей. Те, кому размер доли (или долей) позволял, становились полноправными владельцами участков. Те, чьи доли были недостаточно большими, межевались группками, кружками единомышленников – и получали в результате участки, находящиеся в долевой собственности. Эти люди сегодня могут вздохнуть с облегчением: их земля уже никуда не денется.

Но существовала и существует другая категория пайщиков – назовём их «молчунами», – которые не предпринимали никаких действий, чтобы выделить доли. Понять людей можно: не хотелось оплачивать из собственного кармана работу кадастрового инженера, а может, здоровье не позволяло ввязываться в бюрократические процедуры.

Государство давно пыталось стимулировать этих молчунов к выделу. В 2010 году в закон «Об обороте земель сельхозназначения» был даже включён специальный пункт (пункт 3 статьи 19.1), который обязывал органы местного самоуправления поторопить земельных пайщиков. Сельские администрации должны были, начиная с 2013 года, созывать общие собрания и ставить вопрос о межевании участков и проведении кадастровых работ.

Но, видимо, это не помогло до конца избавиться от «общей собственности» на земельные массивы. Минсельхоз счёл, что те, кто не выделил доли и не зарегистрировал право собственности на землю, не особенно-то и нуждаются в земле – а значит, угодья можно сделать сначала «ничейными», а потом государственными.

Согласно статье 12.1 ФЗ «Об обороте земель…» поводом для определения земельного пая в качестве бесхозного, является факт нераспоряжения физическим лицом своим участком в течение 3 лет, а также отсутствия у администрации надлежащих данных о собственнике выдела, который на практике является необрабатываемым и заброшенным. Земельная доля считается невостребованной в следующих ситуациях:

  1. Землевладелец «покинул этот мир», а наследники и письменное завещание отсутствуют.
  2. После наступления смерти гражданина — землевладельца наследники не желают принять это недвижимое имущество.
  3. Потенциальные наследники не могут быть таковыми в связи с нормами действующего закона, например, в случае совершения умышленных преступных действий, направленных против жизни и здоровья наследодателя.

Процесс признания надела земли невостребованным, включает в себя нижеприведенные этапы:

  1. Определение администрацией муниципального органа официального перечня граждан, чьи земли следует считать невостребованным ввиду того, что они ничего не предприняли действий с участком в течение 3 лет.
  2. Подготовка списка всех невостребованных земельных долей, которые подходят под эту категорию исходя из дополнительных правил, отраженных в законе.
  3. Размещение данного списка в СМИ (газетах) и на интернет-сайте местной власти для всеобщего обозрения. Это действие осуществляется за 3 месяца до сбора совещания совладельцев долевой собственности.
  4. Анализирование составленного списка на собрании собственников земли с целью принятия решения о его утверждении.
  5. При неутверждении перечня владельцами долей по истечении 4 месяцев со дня официального опубликования этот список вступает в законную силу в соответствии с позволением администрации.

Наглядно процесс признания земли бесхозной отражена в нижеприведенной таблице.

п/н Этап 1: Подготовка администрацией местной власти списка граждан, земельные паи которых планируется признать бесхозными Этап 2: Опубликование составленного списка в СМИ и на интернет-сайте администрации
1 Документ готовится органом местного самоуправления по месту фактического расположения участка земли. Орган местной власти должен опубликовать напечатанный документ.
2 До подготовки и оформления документа осуществляется анализ данных архива, направляются специальные запросы в органы Росреестра и ЗАГСа (процедура осуществляется в течение 2 месяцев) Документ должен быть опубликован не позднее чем за 3 месяца до созыва на собрание членов долевой собственности

Перед признанием земельного надела невостребованным, необходимо определить, соответствует ли он требованиям законодательства для придания такого правового статуса.

Основными критериями для порядка признания земельных долей невостребованными являются следующие факты:

  • надел пустовал, не использовался по назначению, использовался с нарушением законодательства, не был передан в аренду сроком от 3 лет;
  • владелец умер, не оставив наследников по закону или завещанию;
  • собственник участка неизвестен, в регистрационных документах отсутствуют сведения о личности владельца;
  • наследники были отстранены от наследования или по какой-то причине не могут воспользоваться своим правом.

В основном причины сводится к тому, что о претендентах на земельный надел нет никакой информации или они попросту отсутствуют. Как выявить невостребованные земельные доли?

Чтобы признать участок земли невостребованным, необходимо пройти процедуру оформления, выполняя последовательные действия. Признание надела невостребованным происходит по воле муниципалитета, на территории которого располагается земельный участок.

Для этого администрации муниципального образования следует пройти порядок оформления невостребованных земельных долей:

  1. Подготовить перечень угодий, которые подходят под статус невостребованных на основании имеющихся данных и документов.
  2. Утвердить окончательный список и опубликовать его в местных СМИ или на официальном сайте администрации не менее чем за три месяца до общего собрания пайщиков.
  3. Организовать собрание владельцев земельных объектов и объявить о намерении признать некоторые угодья невостребованными. Если соглашения достичь не удается, оформляется соответствующее постановление.
  4. Подготовить и подать исковое заявление о признании права собственности на невостребованный участок за муниципальным образованием.
  5. Принять участие в судебном слушании и получить заверенную копию решения суда, которую затем необходимо передать в Росреестр.
  6. Провести регистрацию земельного объекта на администрацию образования.

После признания земельных долей невостребованными, местные органы самоуправления имеют право обратиться в суд с иском об изъятии пая и передаче им в право собственности на эти участки. Целью оформления невостребованных земельных долей в муниципальную собственность является признание права собственности для использования надела в дальнейшем по прямому назначению.

После вынесения положительного решения и регистрации земли, органы местного муниципалитета могут выставить наделы на продажу. После оформления прав собственности муниципалитет обязан в течение 30 дней предоставить населению сведения об этих землях, чтобы пайщики могли приобрести их в частное владение.

Для оповещения потенциальных покупателей, информация о выставлении на продажу невостребованных земель должна быть размещена в СМИ или другим способом, например, порядок продажи может быть выложен на официальном сайте или распечатан на специальных стендах.

Продажа невостребованных земельных долей органом местного самоуправления осуществляется по закону. Стоимость устанавливается законодательством и остается неизменной, составляя 15% от ее кадастровой цены.

Предпочтение отдается сельскохозяйственным или фермерским организациям, которые уже находятся в долевой собственности на протяжении полугода после перехода невостребованного пая в распоряжение муниципальной администрации.

Ответственность за надлежащее использование

Иметь в собственности земельный пай – очень ответственное законное право владения.

Также такие организации несут ответственность перед владельцем земли за неправильное либо ненадлежащее использование его собственности (ст. 183 Гражданского Кодекса РФ). Перед государством сельхозкомпании несут обязанность выплаты соответствующих налоговых сборов: на полученную прибыль, земельный налог.

Положения ФЗ № 101 от 27 июля 2002 г. направлены на регулирования отношений в сфере оборота земель между собственниками и местными органами исполнительной власти.

Госучреждения, занимающиеся земельным контролем, обязаны проводить постоянную проверку состояния обрабатывания земли сельхозназначения. В случая неправильного и противозаконного использования земледельческих долей, реагировать на это незамедлительно.

Данные мероприятия проводятся с целью охватить для целевого прибыльного использования как можно большего количества земельных площадей и дать возможность сельхозкомпаниям заниматься обработкой невостребованной и, как следствие, запущенной земли.

Распоряжение невостребованными паями муниципалитетом и их оформление

Как оформить невостребованный земельный участок? Муниципальные образования подают исковое заявление в суд о признании право оформления в собственность муниципалитета данных паев. После вступления в силу судебного решения о признании владельцем такой земельной площади муниципальные образования, наступает право на регистрацию полученной собственности.

Пройдя весь процесс узаконивания недвижимого имущества, администрация сельского совета имеет право распорядиться им следующим образом:

  1. выставить невостребованные земельные паи на продажу по цене не менее 15% от кадастровой стоимости земли;
  2. отдать в аренду сельскохозяйственным предприятием с целью обработки и получения прибыли.

Первый путь предусматривает обязательное информационное оповещение о возможности приобрести землю умерших, неимеющих наследников, или граждан, нежелающих ответственно распоряжаться своим имуществом.

Преобладающим правом выкупа такого участка могут воспользоваться сельхозорганизации либо крестьянские (фермерские) хозяйства, занимающиеся более полугода обработкой земельной долевой площади, в которую входила данная невостребованная земельная доля.

Все эти манипуляции администрация с/с проделывает за свой счет. Только потом выставляет имущество на торги.

Но перед выставлением на продажу «ничейных» долей земли, муниципальное образование проводит оценку этой территории по баллогектарам для полного уточнения стоимости. Все эти манипуляции администрация с/с проделывает за свой счет. Только потом выставляет имущество на торги.

По результатам проведенных исследований плодородность земельной доли окажется низкой, то следовательно и цена этого участка будет снижена на 20% от первоначально выдвинутой стоимости. Если и на повторных торгах после снижения цены земельный надел не был приобретен, то потом его стоимость составляет 50% (не менее) от ранее заявленных расценок.

Обо всех вариантах изменения цены на продаваемый недвижимый объект орган местного самоуправления извещает орган вышестоящей исполнительной власти.

Главная особенность таких наделов заключается в том, что они могут быть признаны невостребованными только если относятся к определённой категории. Это всегда сельскохозяйственные участки, которые ранее использовались в колхозах и совхозах и после их упразднения были переданы гражданам.

Не всегда такие земли оформляются в соответствии с правилами регистрации недвижимости. Наделы, считаясь долевой собственностью, длительное время могут находиться в “подвешенном” состоянии. Это не лишает их собственников и арендаторов прав, но вызывает противоречия.

Новый закон о государственной регистрации позволяет внести чёткие данные в ЕГРН, после чего претензии муниципальных образований будут невозможны.

Невостребованная земля фактически считается ничейной. Муниципалитет принимает её в свою собственность для того, чтобы обеспечить её использование по прямому назначению.

Невостребованные земельные доли — это особая категория участков, которые ранее являлись частью колхозов или совхозов. Их владельцы либо неизвестны, либо не используют их в соответствии с прямым назначением сроком более трёх лет. Это порождает возможные претензии со стороны муниципальных образований, которые направлены на обеспечение использования таких участков. Собственники и арендаторы вправе защищать свои права через подачу возражения в администрацию или в судебном порядке.

Участки земли признаются бесхозными в официальном порядке с момента утверждения соответствующего перечня. После этого местная власть получает возможность обратиться с требованием в суд на предмет передачи в их собственность земельных наделов. При вынесении судом решения в пользу местной администрации последняя после регистрации участков в установленном порядке имеет возможность выставить их на продажу.

В процессе реализации земли органам власти предписано проинформировать об этом факте через СМИ местное население поселения или иного населенного пункта, имеющее право на приобретение земель в свое владение. При этом расценка на выделы составляет не более пятнадцати процентов от кадастровой стоимости земли, общая же сумма является неизменной, так как устанавливается на законодательном уровне.

Преимущественное право на получение рассматриваемых земель в свое владение имеют крестьянские хозяйства, которые пользуются по прямому назначению землей (обрабатывают ее, выращивают различные сельскохозяйственные культуры), входящей в долевую собственность не менее половины года после перевода бесхозного куска земли в ведение администрации.

Если по прошествии шести месяцев покупатель не определен, то надел переводится местной властью в собственные земельные доли. При этом руководствуются принципом минимального размера земельных площадей. После этого земля целиком реализовывается через сделку, заключающуюся в процедуре купли-продажи.

Немного истории как получали земельные паи и как паи превратились в земельные доли

Земельные паи родились в 1991 г. Постановление Правительства РФ от 29 декабря 1991 г. N 86 “О порядке реорганизации колхозов и совхозов” предусмотрело, что всем колхозникам и работникам совхозов, действующим и пенсионерам, положены земельные паи. Когда на эти паи выделялась земля, гражданам выдавали свидетельство, в котором указывалось какую долю от общей площади колхозных земель составляет пай.

Так земельные паи стали земельными долями. Действующий закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» в 2002 г. указал, что все земельные доли – это доли в праве общей собственности на земельный участок (и вовремя, т.к. понять, что такое есть земельные доли, до этого момента никто не мог).

Долгие годы паи представляли собою огромную массу неоформленных прав на самовольно используемую третьими лицами землю.

Законодатель решил этот вопрос. Каждый собственник земельного пая (доли) должен распорядиться своим правом в течение 3-х лет с момента получения такового. В противном случае доля будет признана невостребованной. Местные власти в судебном порядке признают право собственности на такие доли.

Но как распорядиться этим странным объектом, представляющим собою долю в праве на участок, иногда даже не имеющий конкретных границ, оставшийся от колхозных земель?

Земельный пай можно продать ограниченному кругу лиц:

  • колхозу или фермеру, который обрабатывает землю;
  • сособственнику (гражданину, у которого доля в том же участке, что и у продавца).

Если участок совсем маленький (сособственников не более 5), то ограничения закона «Об обороте…» не действуют, а применяются правила ГК РФ о преимущественном праве покупки. Владелец доли сначала должен предложить ее сособственникам, а если те промолчат или откажутся купить, тогда можно продать и посторонним.

Чтобы избежать ограничений, куплю-продажу земельного пая иногда маскируют сделкой дарения. Дарить долю можно, кому угодно. Однако здесь нужно осознавать риск: покупатель может просто не заплатить.

Выделить пай можно индивидуально для себя или группой пайщиков (даже в несколько сотен человек). В первом случае гражданин станет собственником не доли, а земельного участка, определенного на местности, с адресом и кадастровым номером. Во втором – гражданину будет принадлежать доля в праве на вновь образованный участок.

Плюсы индивидуального межевания:

  • участок определен на местности, собственник может контролировать, не использует ли кто самовольно его землю;
  • участок дороже, чем доля, и более ликвиден;
  • распоряжаясь участком, не нужно договариваться с сособственниками.

межевание сельхозучастка небольшого размера чрезвычайно дорого, особенно, если участок далеко от контрольных точек координат, на основе которых геодезисты формируют новый участок;

выдел участка в счет доли из земель сельхозназначения – долгий и сложный процесс, предусматривающий общее собрание собственников, публикацию объявления о выделе и т.п.;

законодательные ограничения на распоряжение наложены не только на доли, но и на участки. В Московской области власти имеют право преимущественной покупки участков для сельхозпроизводства.

Плюсы межевания большого участка на нескольких сособственников:

  • можно отдать в аренду сельхозпроизводителю (договоры аренды паев заключать нельзя, а маленькие индивидуальные участки, чересполосицу, фермерам неудобно обрабатывать);
  • установить границы выйдет дешевле, чем для маленького участка. Некоторые арендаторы за свой счет межуют земли под аренду.

Минусы межевания большого участка:

  • все вопросы решаются на общем собрании под протокол (иногда непросто собрать кворум на собрании, т.к. все собственники живут в разных регионах, приходится оформлять доверенности на земельный пай);
  • невовремя умерший сособственник помешает провести сделку с общей землей, т.к. придется ждать, пока его наследники смогут вступить в наследство (6 месяцев) и подписать договор.

Таким образом, как бы вы ни собрались распорядиться земельным паем, простым этот процесс точно не будет. Может, лучше оставить пай себе и, переоформив землю на использование «под строительство дач», возвести на своей земле семейную усадьбу?

За кем закрепляется право распоряжения

Как оформить невостребованный земельный участок? Муниципальные образования подают исковое заявление в суд о признании право оформления в собственность муниципалитета данных паев. После вступления в силу судебного решения о признании владельцем такой земельной площади муниципальные образования, наступает право на регистрацию полученной собственности.

Пройдя весь процесс узаконивания недвижимого имущества, администрация сельского совета имеет право распорядиться им следующим образом:

  1. выставить невостребованные земельные паи на продажу по цене не менее 15% от кадастровой стоимости земли;
  2. отдать в аренду сельскохозяйственным предприятием с целью обработки и получения прибыли.

Первый путь предусматривает обязательное информационное оповещение о возможности приобрести землю умерших, неимеющих наследников, или граждан, нежелающих ответственно распоряжаться своим имуществом.

Преобладающим правом выкупа такого участка могут воспользоваться сельхозорганизации либо крестьянские (фермерские) хозяйства, занимающиеся более полугода обработкой земельной долевой площади, в которую входила данная невостребованная земельная доля.

ВНИМАНИЕ! В случае повторного выставления на продажу земельных участков из категории «невостребованных», стоимость их уменьшается в половину. Но перед выставлением на продажу «ничейных» долей земли, муниципальное образование проводит оценку этой территории по баллогектарам для полного уточнения стоимости.

Все эти манипуляции администрация с/с проделывает за свой счет. Только потом выставляет имущество на торги.

Но перед выставлением на продажу «ничейных» долей земли, муниципальное образование проводит оценку этой территории по баллогектарам для полного уточнения стоимости. Все эти манипуляции администрация с/с проделывает за свой счет. Только потом выставляет имущество на торги.

По результатам проведенных исследований плодородность земельной доли окажется низкой, то следовательно и цена этого участка будет снижена на 20% от первоначально выдвинутой стоимости. Если и на повторных торгах после снижения цены земельный надел не был приобретен, то потом его стоимость составляет 50% (не менее) от ранее заявленных расценок.

Обо всех вариантах изменения цены на продаваемый недвижимый объект орган местного самоуправления извещает орган вышестоящей исполнительной власти.

Особенности правового статуса невостребованных земель

Главная особенность таких наделов заключается в том, что они могут быть признаны невостребованными только если относятся к определённой категории. Это всегда сельскохозяйственные участки, которые ранее использовались в колхозах и совхозах и после их упразднения были переданы гражданам.

Не всегда такие земли оформляются в соответствии с правилами регистрации недвижимости. Наделы, считаясь долевой собственностью, длительное время могут находиться в “подвешенном” состоянии. Это не лишает их собственников и арендаторов прав, но вызывает противоречия.

Новый закон о государственной регистрации позволяет внести чёткие данные в ЕГРН, после чего претензии муниципальных образований будут невозможны.

Невостребованная земля фактически считается ничейной. Муниципалитет принимает её в свою собственность для того, чтобы обеспечить её использование по прямому назначению.

Невостребованные земельные доли — это особая категория участков, которые ранее являлись частью колхозов или совхозов. Их владельцы либо неизвестны, либо не используют их в соответствии с прямым назначением сроком более трёх лет. Это порождает возможные претензии со стороны муниципальных образований, которые направлены на обеспечение использования таких участков. Собственники и арендаторы вправе защищать свои права через подачу возражения в администрацию или в судебном порядке.

Деприватизация невостребованных земельных долей



На основе ретроспективного анализа нормативно-правовых актов, действующих в различные периоды осуществления земельной реформы в России, раскрыта сущность правовых механизмов деприватизации невостребованных земельных долей. Рассмотрены социально-экономические последствия этого процесса.

Ключевые слова: деприватизация, земли сельскохозяйственного назначения, общая долевая собственность, невостребованные земельные доли.

Механизм приватизации земель сельскохозяйственного назначения в России был схож с ваучерной приватизацией государственного имущества, но, из-за слабой и неактивной поддержки земельной реформы, земельная доля сохраняется на протяжении более 20 лет, в то время как ваучеры исчезли после полутора-двух лет практического применения. Земельная доля сегодня является явным анахронизмом, тре­бующим подходов и конкретных шагов по её упразднению .

Проблема невостребованных земельных долей актуальна для большинства регионов нашей страны. По разным оценкам невостребованные земельные доли составляют от 24 до 29 % от их общего числа .

Одним из важнейших подходов к упразднению института земельных долей является их деприватизация. Для глубокого понимания проблемы необходимо обратиться к ныне утратившим силу актам Правительства и Президента 1990-х годов, поскольку в различные периоды проведения земельной реформы подходы к ее решению существенно отличались.

Довольно длительное время (до 2002 года) вопрос о деприватизации земель не ставился, невостребованные земельные доли оставались в пользовании сельскохозяйственных организаций (табл.).

Таблица

Решение проблемы невостребованности земельных долей на начальном этапе земельной реформы в РФ

Нормативно-правовой акт

Понятие «невостребованная земельная доля»

Правовой механизм вовлечения в использование

Постановление Правительства РФ

от 01.02.1995г. № 96

«О порядке осуществления прав собственников
земельных долей и имущественных паев»

(утратило силу с 27.01.2003г.)

Доли, собственники которых не получили свидетельства о праве собственности либо, получив их, не воспользовались своими правами по распоряжению земельными долями.

Невостребованные земельные доли передаются сельскохозяйственным коммерческим организациям с их согласия для осуществления ими представительства в отношении указанных долей (т.е. сельскохозяйственные организации несут ответственность перед собственниками невостребованных земельных долей по всем претензиям, которые они могут предъявить в отношении пользования принадлежащими им, но не востребованными земельными долями)

Указ Президента РФ

«О реализации конституционных прав граждан на землю» от

07.03.1996 г. N 337 (утратил силу с

25. 02.2003г.)

Доли, на которые не поступили заявления на получение свидетельств на право собственности на земельные доли.

Невостребованные земельные доли передаются сельскохозяйственным организациям, которые используют их в течение трех лет. Если в течение этого времени собственник указанной земельной доли не подал заявление на получение свидетельства и не принял решения об использовании земельной доли, она остается в пользовании сельскохозяйственной организации еще на три года.

Необходимо отметить, что методы приватизации сельскохозяйственных земель, а также ее последствия, в свое время, получили критическую оценку у большинства представителей научного сообщества.

К числу негативных последствий приватизации были отнесены:

— разукрупнение землепользований большей части сельскохозяйственных предприятий, имеющих специализированное и агропромышленно-интегрированное сельскохозяйственное производство;

— формирование большого количества сельскохозяйственных предприятий, не отвечающих оптимальным размерам, без четко выраженной спе­циализации, без необходимой инфраструктуры;

— возник­новение хаоса в использовании земель, появление пространственных недостатков землевладения и землеполь­зования;

— отсутствие у большинства сельскохозяйственных предприятий устойчивого во времени землепользования, что затруднило планирование и организацию рационального использования земель, привело к нарушению и утрате се­вооборотов;

— появление значительных площадей неиспользуемых земель, зарастание пашни лесом и кустарником;

— затруднение проведения государственного земельного надзора и муниципального земельного контроля, из-за отсутствия возможности выявить конкретного собственника земли;

— сокращение объемов производства сельскохозяйственной продукции и, в целом, эффективности использования сельскохозяйственных земель.

Негативные последствия оказались настолько значительны, что в научной среде появились сторонники «деприватизации» сельскохозяйственных земель.

По мнению С.В. Семченковой: «В качестве наиболее социально и экономически справедливых вариантов необходимо рассматривать безвозмездный возврат земельных долей в состав земель субъектов Российской Федерации, муниципалитетов или сельскохозяйственных организаций, как юридических лиц» .

Сторонником «замораживания» земельной реформы «по линии натурального межевания и оформления долей собственности на земельные участки» для передачи прав на еще невыделенные земельные доли государству является А.Н. Макаров .

Но большинство представителей науки и специалистов в области аграрных отношений (например С.Н. Волков, Е.С. Строев) выступали против «жесткого» варианта решения проблемы: «Собственники земельных долей уже привыкли быть землевладельцами, хотя большинство из них так и не видело своих земельных участков. Для многих из них земельная доля — это последний источник существования. Сданная в аренду, она приносит некоторый доход в виде натуральной или стоимостной поддержки. Поэтому одномоментное изъятие земельных долей для государственных, общественных или коммерческих надобностей, может повлечь за собой социальный взрыв» .

Таким образом, сама идея деприватизации не отвергалась, но учитывая социальный аспект этого процесса, был необходим максимально «мягкий» подход к ее реализации.

Правовой механизм деприватизации земель, находящихся в общей долевой собственности, впервые был изложен в принятом 24июля2002 года федеральном законе №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» («закон «Об обороте»), при этом в различных редакциях этого закона он неоднократно менялся.

В настоящее время, невостребованной может быть признана земельная доля, принадлежащая на праве собственности гражданину, который не передал эту земельную долю в аренду или не распорядился ею иным образом в течение трех и более лет подряд. При этом земельные доли, права на которые зарегистрированы в установленном законом порядке, не могут быть признаны невостребованными. Невостребованной такжеможет быть признана доля, являющаяся «выморочным имуществом».

Орган местного самоуправления по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на невостребованные земельные доли.

Для прекращения права собственности граждан, не использующих свои земельные доли необходимо проведение комплекса организационных, правовых, землеустроительных и кадастровых работ. Орган местного самоуправления обязан вовлечь в оборот муниципальные земельные доли, для этого он публикует в СМИ информацию о возможности их приобретения.Если никто не заключил договор купли-продажи земельной доли, орган местного самоуправления обязан выделить земельный участок в счет принадлежащих ему долей (доли) и поставить его на государственный кадастровый учет, для последующей продажи или сдачи в аренду.

Выводы:

  1. Юридические основы для деприватизации земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в общей долевой собственности появились в 2002г. с принятием закона «Об обороте», но первоначальная редакция не содержала понятия «невостребованная земельная доля», речь шла о «неиспользуемой в течение двух лет части находящегося в долевой собственности земельного участка». Учитывая, что невостребованные доли часто «растворены» в составе участка вместе с востребованными долями и используются сельскохозяйственными организациями, практическое осуществление такого механизма оказалось весьма затруднительным и не нашло широкого применения.
  2. Фактически деприватизация началась в 2006-2007гг., когда в ряде субъектов РФ начались работы по выделению земельных участков в счет невостребованных земельных долей и признанию на них прав собственности субъектов РФ (рис.). Вторая волна деприватизации началась в 2012 году, когда работы по выявлению невостребованных земельных долей начали проводить органы местного самоуправления. Этот процесс продолжается до сих пор.
  3. На всех этапах деприватизации были предусмотрены максимально «гибкие» для граждан условия прекращения их прав на землю. Так, например, предусмотрен период не менее 30 дней для подачи заявлений лицами, считающими, что их доли необоснованно включены в список невостребованных, также им предоставлено право заявить об этом на общем собрании участников долевой собственности; выдел невостребованных долей осуществляется в первую очередь из неиспользуемых земель и земель худшегокачества.
  4. Социально-экономические последствия деприватизации нельзя назвать тяжелыми, но несомненно, для сельских пенсионеров арендная плата за земельные доли в виде натуральной продукции и вспашки огородов была ощутимым подспорьем. Тем не менее, забота о пенсионерах – задача государства и социальных служб, а не частных сельскохозяйственных предприятий, часто самих находящихся в тяжелом экономическом положении. Постепенное и поэтапное осуществление деприватизации обеспечило минимально возможную социальную напряженность среди сельского населения.
  5. Денежные средства от продажи и сдачи в аренду муниципальных земельных долей и земельных участков, поступают в бюджеты органов местного самоуправления, что позволит со временем компенсировать затраты на проведенные комплексы работ. Муниципальные земельные доли и участки, которые не были выкуплены и приобретены в аренду для сельскохозяйственного производства, могут быть использованы для развития сельских населенных пунктов , организации сети дорог общего пользования, предоставления земельных участков для размещения объектов газификации и иных объектов инженерной инфраструктуры.
  6. Сельскохозяйственным организациям и фермерским хозяйствам менее хлопотно и затратно арендовать на длительный срок или выкупить земельные участки у муниципалитетов, чем заключать договоры с большим количеством участников долевой собственности, часто достигающих нескольких сотен человек, тем более что законодательством предусмотрен ряд льготных условий для приобретения таких долей и участков . Сформированные в счет муниципальных долей сельскохозяйственные землепользования будут более устойчивыми.

По окончании процесса деприватизации завершающим этапом земельной реформы должно стать землеустройство территорий муниципальных образований, поскольку оно является единственным механизмом устранения негативных последствий приватизации земель сельскохозяйственного назначения. Необходима разработка государственной программы по землеустройству сельских территорий.

Литература:

Применение невостребованных земельных долей

В жизни имеют место, по сути, бесхозные земельные участки, находящиеся в городских и пригородных местностях. К этой категории относятся невостребованные земельные доли, владельцы которых фактически не используют их по назначению длительное время. Законом установлено, что непередача собственником участка земли в течение трех лет подряд в аренду, а равно нераспоряжение им иным способом влечет признание этой земли невостребованной. К указанной категории относится и участок, не имеющий собственника, что подтверждается отсутствием соответствующих сведений в официальных документах местной администрации.

Способ возврата востребованности земельному паю

Нередко имеют место ситуации, при которых землевладельцы полагают, что их участки безосновательно вошли в список невостребованных территорий, в связи с чем права их землепользования нарушены. Эта проблема регулируется частью шестой ст. 12.1 ФЗ РФ «Об обороте земель…». В соответствии с нормами указанной части граждане, полагающие, что их земельные права нарушены, имеют право на составление и предоставление рукописного обращения в администрацию сельского или городского округа, расположенного по месту нахождения участка. В этом заявлении они вправе отразить свои мотивированные возражения по поводу включения их земель в рассматриваемую категорию. Срок для подачи указанного заявления составляет три месяца с момента оглашения и опубликования перечня. Также они вправе заявить о своем несогласии на собрании земельных собственников, что явится основанием для их исключения из «нежелаемого» списка.

Для наиболее успешного разрешения этой проблемы представляется целесообразным прибегнуть к использованию обоих вышеописанных способов одновременно. Образец обращения в администрацию можно скачать в интернете.

В ситуациях, при которых землевладелец в силу объективных причин пропускает 3-месячный срок, установленный для оспаривания обстоятельств обозначения принадлежащего ему земельного пая, как невостребованного, не следует впадать в отчаяние, полагая, что эта проблема неразрешима. В этом случае необходимо обратиться с заявлением в суд с целью восстановления нарушенного земельного права и востребования участка. В большинстве случаев судебный орган принимает решение в пользу собственника, права которого нарушены. С образцом заявления в суд можно ознакомиться в интернете на специализированном юридическом сайте, а также получить его у квалифицированного специалиста после оказания консультации.

Участки земли признаются бесхозными в официальном порядке с момента утверждения соответствующего перечня. После этого местная власть получает возможность обратиться с требованием в суд на предмет передачи в их собственность земельных наделов. При вынесении судом решения в пользу местной администрации последняя после регистрации участков в установленном порядке имеет возможность выставить их на продажу.

В процессе реализации земли органам власти предписано проинформировать об этом факте через СМИ местное население поселения или иного населенного пункта, имеющее право на приобретение земель в свое владение. При этом расценка на выделы составляет не более пятнадцати процентов от кадастровой стоимости земли, общая же сумма является неизменной, так как устанавливается на законодательном уровне.

Преимущественное право на получение рассматриваемых земель в свое владение имеют крестьянские хозяйства, которые пользуются по прямому назначению землей (обрабатывают ее, выращивают различные сельскохозяйственные культуры), входящей в долевую собственность не менее половины года после перевода бесхозного куска земли в ведение администрации.

Если по прошествии шести месяцев покупатель не определен, то надел переводится местной властью в собственные земельные доли. При этом руководствуются принципом минимального размера земельных площадей. После этого земля целиком реализовывается через сделку, заключающуюся в процедуре купли-продажи.

Невостребованные земельные доли.

Сразу извинюсь перед коллегами юристами, но для простоты понимания постараюсь избежать применения большого количества специальной юридической терминологии.
Если изучить внимательно официальные печатные издания различных субъектов Российской Федерации, то можно встретить информационные сообщения, об опубликовании списков невостребованных земельных долей. Не вольно у некоторых руководителей крестьянских (фермерских) хозяйств появляется вопрос: «Что это за доли такие?».
Постараемся просто и понятно рассказать о том, что это за доли, и что делать, если в список попали ваши пайщики. Как должен действовать орган местного самоуправления и как защитить свои права.
Распределение земель среди членов колхозов и совхозов и иных категорий сельских тружеников привело к возникновению долевой собственности на земли сельскохозяйственного назначения и появлению таких терминов, как «земельный пай», «земельная доля», «право общей долевой собственности на землю».
Распределение носило, как правило, всеобщий характер. Право на землю получали все работники колхозов, пенсионеры, сельские учителя и др. Естественно, что при государственной собственности на землю, закрепленной в статье 95 ГК РСФСР, в которой говорилось что, земля, ее недра, воды и леса состоят в исключительной собственности государства и предоставляются только в пользование.(в ред. Указа ПВС РСФСР от 24 февраля 1987 г.- Ведомости ВС РСФСР, 1987, N 9, ст. 250), люди просто не знали, что они делать дальше. Кто -то передал свой «Пай» в долгосрочную аренду, кто то продал. Но были и те, кто, отдав землю фермеру, просто не успел или не захотел оформить свои правоотношения документально. Время шло! Земля обрабатывалась, а решение вопроса о правовом статусе постоянно откладывалось. Государство тем временем несло убытки виде недополучаемого земельного налога. И выход законодателем из этой непростой ситуации был найден. В Федеральный закон №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее ФЗ-101) Федеральным законом от 29.12.2010 N 435-ФЗ была введена ст. 12.1 «Невостребованные земельные доли», которая четко регламентировала порядок и критерии признания земельной доли невостребованной, дав право органам местного самоуправления сельского поселения (ОМС) оформить подобные доли в свою собственность.

Но что же такое земельная доля? Ст. 15 Федерального закона №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» содержит весьма расплывчатый термин: «Земельная доля, права на которую возникли при приватизации сельскохозяйственных угодий до вступления в силу настоящего Федерального закона, является долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения». (в ред. Федерального закона от 29.12.2010 N 435-ФЗ).
Невостребованной же земельной долей может быть признана «земельная доля, принадлежащая на праве собственности гражданину, который не передал эту земельную долю в аренду или не распорядился ею иным образом в течение трех и более лет подряд. При этом земельные доли, права на которые зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», не могут быть признаны невостребованными земельными долями по основанию, указанному в настоящем пункте» (ч.1. ст. 12.1 101-ФЗ).
Таким образом, невостребованная земельная доля должна иметь следующие признаки: право на нее возникло до вступления в силу Федерального закона №101-ФЗ; отсутствует договор аренды или гражданин никаким другим образом этой долей не распорядился.
Схематично изобразим алгоритм действия ОМС при оформлении невостребованных земельных долей:
1. Подготовка и опубликование в официальных печатных изданиях списка собственников земельных долей, доли которых могут быть признанны невостребованными (ч.3 и ч.4 ст. 12.1 101-ФЗ)
2. Утверждение списка собственников невостребованных земельных долей на общем собрании участников долевой собственности. Если список не утвержден общим собранием, то утверждается постановлением ОМС (ч.5 и ч.7 ст. 12.1 101-ФЗ)
3. Обращение в суд с исковым заявлением о признании права муниципальной собственности на невостребованные земельные доли. (ч. 8 ст. 12.1 101-ФЗ)
4. Регистрация права муниципальной собственности на невостребованные земельные доли.

Если опубликован список по вашему сельскому поселению, алгоритм действий для крестьянского (фермерского) хозяйства прост.
Во- первых, внимательно изучите опубликованный список собственников, на предмет выявления знакомых вам лиц. (сразу предполагаем, что земельные доли этих лиц находятся у Вас в обработке).
Если в списке есть собственники, которые когда то передали Вам свою долю в аренду необходимо подать в администрацию сельского поселения возражение с приложением документов подтверждающих возникновение арендных отношений.
Мнения юристов разняться, но мы считаем, что наличие любого договора аренды заключенного в течении трех лет с момента возникновения права на земельную долю является основанием для исключения собственника из списка, не зависимо от срока действия договора.
Получив возражение ОМС должен исключить собственника из списка. В любом случае в этом необходимо удостовериться. Окончательный список собственников утверждается решением общего собрания участников общей долевой собственности( ч.5 ст. 12.1 Федерального закона №101-ФЗ).
Согласно ч. 6 ст.12.1 Федерального законно №101 –ФЗ «Лица, считающие, что они или принадлежащие им земельные доли необоснованно включены в список невостребованных земельных долей, вправе представить в письменной форме возражения в орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, и заявить об этом на общем собрании участников долевой собственности, что является основанием для исключения указанных лиц и (или) земельных долей из списка невостребованных земельных долей» поэтому ОМС обязан принять Ваши возражения!
Хорошо если собственник жив, здоров или его наследники вовремя оформили свои права. Но что делать, если человека нет? Наследников нет? В этом случае остается одно. Дождаться, когда ОМС обратиться с соответствующим иском в суд и в рамках статьи 43 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации самостоятельно вступить в дело в качестве третьего лица не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора. Тем самым вы добьетесь двух результатов: Во- первых, будите в курсе как самого процесса, так и вынесенного решения суда.
Во-вторых, в ходе рассмотрения иска ОМС сможете представить суду доказательства использования земель по их прямому назначению, т.е. для сельскохозяйственного производства, что впоследствии предоставит Вам некоторые льготы при распределении земельного участка выделенного в счет невостребованных земельных долей.
Как показала практика нашей команды, при рассмотрении исков ОМС в судах Волгоградской области по вопросам признания права муниципальной собственности на невостребованные земельные доли, суды не только проверяют формальное исполнение процедуры со стороны ОМС (ст.12.1 101-ФЗ), но и проводят целый ряд, можно сказать «розыскных» мероприятий, по установлению местонахождения, как собственников, так и наследников. Часто разрешая вопрос, о том, являются земельные доли не востребованными или нет, не понимая при этом, что невостребованной доля признается не на основании решения суда, а на основании решения общего собрания или постановлением ОМС.
Подобная практика, приводит к существенному уменьшению долей, права на которые признаются за ОМС.
Одной из распространенных ошибок ОМС при оформлении невостребованных земельных долей является землеустроительные работы по формированию земельного участка, проводимые до обращения в суд. Если ОМС произвел землеустроительные работы, сформировал и поставил земельный участок не кадастровый учет, он автоматически теряет право на обращение в суд с иском о признании права муниципальной собственности, ведь в силу ч.8 ст. 12.1 101-ФЗ., «орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном настоящей статьей порядке невостребованными», а у хозяйства возникает брешь в земельном массиве, в которую могут зайти конкуренты, инициировав процедуру торгов.
В любом случае, действия ОМС по оформлению невостребованных земельных долей можно использовать в своих интересах, введя в правовое поле проблемные земли вашего хозяйства. Создав для себя возможность льготного, без проведения торгов, получения данных земель в аренду.

КАСАЕТСЯ ПРОЦЕДУРЫ ВЫДЕЛА ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА

01.07.2011г. вступили в силу изменения в Федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», внесенные ФЗ от 29 декабря 2010 г. № 435-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части совершенствования оборота земель сельскохозяйственного назначения». Они существенно затронули процедуру выдела земельного участка сельскохозяйственного назначения и по своей сути явились новым этапом земельной реформы.

В частности, в новой редакции изложена статья 13, которая теперь называется «Образование земельного участка из земельного участка, находящегося в долевой собственности». В соответствии с новой редакцией земельный участок может быть образован на основании решения общего собрания участников долевой собственности в случае, если данным решением утверждены проект межевания земельных участков, перечень собственников обраэуемых земельных участков и размер их долей в праве общей собственности на образуемые земельные участки. Если земельный участок образуется на основании решения общего собрания участников долевой собственности и в соответствии с утвержденным этим собранием проектом межевания, дополнительное согласование размера и местоположения границ образуемого земельного участка не требуется.

В случае если решение общего собрания участников долевой собственности отсутствует, собственник земельной доли или земельных долей для выдела земельного участка в счет земельной доли или земельных долей заключает договор с кадастровым инженером, который подготавливает проект межевания земельного участка для его выдела в счет земельной доли или земельных долей.

Размер и местоположение границ земельного участка, выделяемого в счет земельной доли или земельных долей, должны быть согласованы кадастровым инженером в порядке, установленном дополнительно введенной в Закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» ст. 13.1 «Проект межевания земельного участка». Также в новой редакции изложена ст. 14 Закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», которая теперь именуется «Особенности владения, польэования и распоряжения земельным участком из земель сельскохозяйственного назначения, находящимся в долевой собственности», введена дополнительная ст. 14.1 («Общее собрание участников долевой собственности»).

В новой редакции изложены п.п. 2, 3 ст. 6 Закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», устанавливающей порядок принудительного изъятия и прекращения прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения. Также указанная статья дополнена п.п. 4-11.

Хотелось бы обратить внимание всех читателей, а особенно являющихся собственниками земельных долей, на то, что в Закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» введена дополнительная ст. 12.1, устанавливающая правила в отношении невостребованных земельных долей. Призываю льговчан очень внимательно ознакомиться с её содержанием. «Статья 12.1. Невостребованные земельные доли

1. Невостребованной земельной долей может быть признана земельная доля, принадлежащая на праве собственности гражданину, который непередал ее в аренду или не распорядился иным образом в течение трех и более лет подряд. При этом земельные доли, права на которые зарегистрированы в соответствии с ФЗ от 21 июля 1997 г. Н»122.ФЗ «О государственной регистрации прав. на недвижимое имущество и сделок с ним», не могут быть признаны невостребованными земельными долями по основанию, указанному в настоящем пункте.

2. Невостребованной земельной долей может быть признана также земельная доля, сведения о собственнике которой не содержатся в принятых до дня вступления в силу ФЗ от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» решениях органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, либо земельная доля, собственник которой умер и отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, или никто из наследников не имеет права наследовать, или все наследники отстранены от наследования, или никто из наследников не принял наследства, или все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника.

3. Орган местного самоуправления поселения или городско округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, составляет список лиц (при их наличии), земельные доли которых могут быть признаны невостребованными по основанию, указанному в пункте 1 настоящей статьи, и земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными по основаниям, указанным в пункте 2 настоящей статьи (далее — список невостребованных земельных долей).

4. Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, опубликовывает список невостребованных земельных долей в СМИ, определенных субъектом РФ, и размещает на своем официальном сайте в сети интернет (при его наличии) не менее чем за три месяца до созыва общего собрания участников долевой собственности. Указанный список размещается также на информационных щитах, расположенных на территории данного муниципального образования.

5. Список невостребованных земельных долей представляется органом местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, на утверждение общему собранию участников долевой собственности.

6. Лица, считающие, что они или принадлежащие им земельные доли необоснованно включены в список невостребованных земельных долей, вправе представить в письменной форме возражения в орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, и заявить об этом на общем собрании участников долевой собственности, что вляется основанием для исключения указанных лиц и (или) земельных долей из списка невостребованных земельных долей.

7. С даты утверждения списка невостребованных земельных долей общим собранием участников долевой собственности земельные доли, сведения о которых включены в указанный список, признаются невостребованными. В случае, если общим собранием участников долевой собственности в течение четырех месяцев со дня опубликования указанного списка не принято решение по вопросу о невостребованных земельных долях, орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе утвердить такой список самостоятельно

8. Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном настоящей статьей порядке невостребованными».

В ст. 15 Закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» введен дополнительный п.2, согласно которому определение размеров земельных долей в виде простой правильной дроби, в гектарах или баллах является юридически действительным.

Условия, в соответствии с которыми в целях принятия решений о подсчете голосов участников долевой собственности должны быть определены единым способом размеры земельных долей, изложены в дополнительно введенном в ст. 15 Закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» п. 3. Введены дополнительные п.п. 3-8 в ст. 19.1 Закона, устанавливающие применение его отдельных положений.