Независимая оценка качества

Независимая оценка качества образования

В настоящее время в российском дошкольном образовании существуют государственные процедуры оценки качества и условий образовательного процесса. К ним относятся лицензирование, аттестация педагогических и руководящих работников, мониторинговые исследования оценки качества на уровне Российской Федерации, информационная открытость дошкольного образования и другие.

Независимая оценка качества образования (НОКО) — оценочная процедура, которая осуществляется в отношении деятельности образовательных организаций и реализуемых ими образовательных программ в целях определения соответствия предоставляемого образования.

Независимая система оценки качества работы организации, оказывающей образовательные услуги, формируется в целях:

  • повышения качества и доступности образовательных услуг для населения;
  • улучшения информированности потребителей о качестве работы организации, оказывающей образовательные услуги;
  • стимулирования повышения качества работы организации.

Нормативно-правовые документы

  • Постановление Правительства РФ от 30.03.2013 № 286
    «О формировании независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги» (вместе с «Правилами формирования независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги»)
  • Распоряжение Правительства РФ от 30.03.2013 № 487-р
    «Об утверждении плана мероприятий по формированию независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги, на 2013 — 2015 годы»
  • Федеральный закон от 21.07.2014 № 256-ФЗ
    «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования»
  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ
    «Об образовании в Российской Федерации»
    Статья 95.2. Независимая оценка качества образовательной деятельности организаций (введена Федеральным законом от 21.07.2014 № 256-ФЗ)
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 05.12.2014 № 1547
    «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность»
  • Письмо Минтруда России от 26.09.2014 № 11-3/10/П-5546
    «О направлении рекомендуемого перечня мероприятий по организации проведения в субъекте Российской Федерации независимой оценки качества оказания услуг организациями в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования»
  • Методические рекомендации по расчету показателей
    независимой оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность (утв. Министерством образования и науки РФ от 15.09.2016 № АП-87/02вн)
  • Методические рекомендации по проведению
    независимой оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность от 01.04.2015
  • Методика независимой оценки качества работы
    государственных (муниципальных) учреждений, оказывающих социальные услуги в сферах образования, культуры, физической культуры и спорта, здравоохранения и социального обслуживания населения (2014 год)
  • Приказ Управления образования г.Ростова-на-Дону от 27.01.2017 № УОПР-51
    «О независимой оценке качества деятельности муниципальных образовательных учреждений, реализующих основные общеобразовательные программы дошкольного образования»

Порядок проведения независимой оценки качества работы образовательных организаций

Направления оценки Источники получения информации Критерии и показатели оценки
Открытость и доступность информации об образовательной организации Сайт образовательной организации

Рейтинг МБДОУ Советского района города Ростова-на-Дону 2016 года

Рейтинг МБДОУ Советского района города Ростова-на-Дону 2017 года

Удовлетворенность населения качеством предоставления услуг Социологический опрос населения Анкетирование родителей МБДОУ

Комфортность условий и доступность получения услуг, в том числе для граждан с ограниченными возможностями здоровья

Оснащенность современным оборудованием

Посещение образовательных организаций Акт проверки готовности МБДОУ к началу 2018-2019 учебного года

Взаимодействие с родителями по оценке качества работы образовательной организации

Ознакомиться с методикой проведения независимой оценки качества образования можно на сайте gauro-riacro.ru.

Результаты экспертизы будут доступны на сайте bus.gov.ru, где вы также можете оценить детский сад и оставить свой отзыв.

Оставить свои пожелания или предложения, задать любые возникшие вопросы вы можете через Он-лайн приемную детского сада. Приглашаем Вас к сотрудничеству!

Федеральные документы
1. Федеральный закон от № 273-ФЗ от 21.12.2012 г. «Об образовании в РФ» ().
2. Федеральный закон № 256-ФЗ от 21.07.2014 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования» ().
3. Указ Президента России от 7 мая 2012 г. № 597 «О мерах по реализации государственной социальной политики» ().
4. Федеральный закон № 392-ФЗ от 05.12.2017 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам совершенствования проведения независимой оценки качества условий оказания услуг организациями в сфере культуры, охраны здоровья, образования, социального обслуживания и федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы» ().
5. Постановление Правительства РФ от 17 апреля 2018 г. № 457 «Об утверждении формы обязательного публичного отчета высшего должностного лица субъекта российской федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта российской федерации) о результатах независимой оценки качества условий оказания услуг организациями в сфере культуры, охраны здоровья, образования, социального обслуживания, представляемого в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта российской федерации, и формы плана по устранению недостатков, выявленных в ходе независимой оценки качества условий оказания услуг организациями в сфере культуры, охраны здоровья, образования, социального обслуживания и федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы» ().
6. Приказ Министерства труда и социальной защиты российской федерации от 31 мая 2018 г. № 344н «Об утверждении единого порядка расчёта показателей, характеризующих общие критерии оценки качества условий оказания услуг организациями в сфере культуры, охраны здоровья, образования, социального обслуживания и федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы» ().
7. Постановление Правительства РФ от от 31 мая 2018 г. № 638 «Об утверждении правил сбора и обобщения информации о качестве условий оказания услуг организациями в сфере культуры, охраны здоровья, образования, социального обслуживания и федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы» ().
8. Постановление Правительства РФ от 26 июля 2018 г. № 873 «О внесении изменений в типовую форму трудового договора с руководителем государственного (муниципального) учреждения» ().
Региональные документы 1. Приказ Минобрнауки КБР № 50 от 23.01.2018 г. «Об утверждении плана мероприятий по улучшению качества деятельности образовательных организаций на 2018 год по результатам проведения независимой оценки качества в 2017 году» ().
2. Приказ Министерства культуры КБР № 01-01/194 от 28.12.2017 г. «Об утверждении сводного плана мероприятий на 2018 год по совершенствованию деятельности учреждений культуры и муниципальных образовательных учреждений в сфере культуры и искусства КБР по итогам проведённой в 2017 году независимой оценки качества» ().
3. Приказ Министерства спорта КБР № 137 от 28.12.2017 г. «Об утверждении сводного плана мероприятий на 2018 год по улучшению качества работы государственных и муниципальных спортивных учреждений по итогам проведённой в 2017 году независимой оценки качества» ().
4. Приказ Минобрнауки КБР № 224 от 19.03.2018 г. «Об утверждении положения Общественном совете но проведению независимой оценки качества условий оказания услуг образовательными организациями Кабардино-Балкарской Республики» ().
5. Состав общественного совета при Минобрнауки КБР по независимой оценке качества условий осуществления услуг организациями, осуществляющими образовательную деятельность» ().
6. Перечень организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории КБР, в отношении которых будет проводиться независимая оценка качества образовательной деятельности в 2018 году ().
7. Протокол заседания членов Общественного совета при Минобрнауки КБР по независимой оценке качества условий осуществления услуг организациями, осуществляющими образовательную деятельность от 16 мая 2018 года ().
8. Приказ Минобрнауки КБР от 22.08.2018 г. № 609 «Об определении ответственных за проведение независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность» ().
9. Распоряжение Правительства КБР № 583-рп от 28.09.2018 г. ().
10. Приказ Минпросвещения КБР № 721 от 05.10.2018 г. «О внесении изменения в приложение, утверждённое приказом Минобрнауки КБР от 22.08.2018 г. № 609 «Об определении ответственных за проведение независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность» ().
11. Постановление Правительства КБР от 31 декабря 2015 г. № 324-ПП «О формировании системы независимой оценки качества работы организаций, оказывающих услуги в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья, образования, физической культуры и спорта в Кабардино-Балкарской Республике» ().
12. Распоряжение Правительства КБР от 29 января 2015 г. № 31-рп ().
13. Распоряжение Правительства КБР от 28 сентября 2018 г. № 583-рп ().
Результаты деятельности, отчёты
Результаты независимой оценки качества оказания услуг на сайте bus.gov.ru.
Сведения о результатах независимой оценки качества оказания услуг организациями (Минобрнауки КБР) — ознакомиться.
Сведения о результатах рассмотрения уполномоченным органом результатов независимой оценки качества оказания услуг организациями и предложений об улучшении качества деятельности организаций — ознакомиться.
Отчёт по результатам проведения в 2017 году независимой оценки качества деятельности организаций, оказывающих услуги в сфере образования ().
Протокол № 15 заседания Общественного совета при Министерстве образования, науки и по делам молодёжи Кабардино-Балкарской Республики от 18.09.2017 года ().
Отчёт по результатам проведенной независимой оценки качества оказания услуг организациями государственных и муниципальных детско-юношеских спортивных школ Кабардино-Балкарской Республики в 2017 году ().
Протокол № 5 заседания Общественного совета при Министерстве спорта КБР ().
Отчёт по результатам проведенной независимой оценки качества оказания услуг организациями культуры и искусства Кабардино-Балкарской Республики в 2017 году ().
Протокол № 3 заседания Общественного Совета при Министерстве культуры Кабардино-Балкарской Республики от 29 августа 2017 г. ().
Информация о выполнении плана мероприятий на 2018 год по улучшению качества деятельности образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по результатам проведения НОКО в 2017 году за 1 квартал 2018 года ().
Отчёт о реализации плана мероприятий по повышению качества образовательной деятельности образовательных организаций с учетом результатов проведения независимой оценки качества в 2017 году за I квартал 2018 г. ().
Информация о ходе реализации планов по итогам проведения независимой оценки качества в образовательных организациях за 2017 год по состоянию за 9 месяцев 2018 года ().
Информация о выполнении плана мероприятий на 2018 год по улучшению качества деятельности образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по результатам проведения НОКО в 2017 году за 9 месяцев 2018 года ().
НОКО: рейтинг организаций (ознакомиться).
Протокол № 4 от 21.03.2019 г. заседания членов Общественного совета при Минпросвещения КБР по независимой оценке качества условий осуществления услуг организациями, осуществляющими образовательную деятельность ().
Отчёт по результатам проведенной независимой оценки качества условий оказания услуг образовательными организациями на территории КБР в 2018 году ().

Минобрнауки РФ разработаны и утверждены «Методические рекомендации по проведению независимой системы оценки качества работы образовательных организаций» (далее – Методические рекомендации) с целью содействия развитию системы независимой системы оценки качества работы образовательных организаций.

В Методических рекомендациях:

  • дано определение независимой оценки качества образования с указанием основных «потребителей» результатов работы соответствующей системы;
  • описаны формы независимой оценки качества;
  • указаны возможные направления применения системы в деятельности органов управления образованием;
  • представлены разделы, характеризующие объект, инструменты, заказчиков, участников независимой оценки качества образования, порядок использования инструментов независимой оценки качества образования для разработки и принятия управленческих решений.

Что такое независимая оценка качества образования

В документе определено, что независимая оценка качества образования – это оценочная процедура, которая осуществляется в отношении деятельности образовательных организаций и реализуемых ими образовательных программ в целях определения соответствия предоставляемого образования:

«- потребностям физических лиц — потребителей образовательных услуг (в том числе, родителей несовершеннолетних, обучающихся по программам дошкольного, общего и дополнительного образования детей и иным программам, и совершеннолетних, обучающихся по соответствующим образовательным программам) в части оказания им содействия в выборе образовательной организации, образовательных программ, соответствующих индивидуальным возможностям обучающихся, а также определения уровня результатов освоения образовательных программ;

— потребностям юридических лиц (в том числе самой образовательной организации) в части определения качества реализации образовательных программ, необходимых корректировок этих программ по итогам экспертизы;

— учредителя, общественных объединений и др. в части составления рейтингов (рэнкингов), других оценочных процедур для последующей разработки и реализации комплекса мероприятий, направленных на повышение конкурентоспособности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, а также на повышение качества реализуемых ими образовательных программ».

Инициаторы и Заказчики

Независимая оценка качества образования осуществляется по инициативе:

  • органов управления образованием муниципального, регионального и федерального уровней;
  • органов местного самоуправления;
  • учредителя,
  • руководства образовательных организаций,
  • общественного совета при региональном (муниципальном) органе исполнительной власти;
  • региональной общественной палаты;
  • юридических или физических лиц,
  • родителей,
  • общественных объединений;
  • граждан при обращении с соответствующим заказом в организации (к экспертам), осуществляющим такие процедуры.

В качестве заказчиков процедур независимой оценки качества образования могут выступать:

  • органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления;
  • общественные советы, общественные объединения, региональные общественные палаты;
  • учредитель образовательной организации;
  • руководитель образовательной организации;
  • педагогический работник образовательной организации;
  • родители обучающихся;
  • обучающиеся старших классов.

Что оценивается

Объектом независимой оценки качества образования могут быть:

  • образовательные программы, реализуемые образовательными организациями;
  • условия реализации образовательного процесса, сайты образовательных организаций и др.;
  • результаты освоения обучающимися образовательных программ;
  • деятельность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление образованием, органов местного самоуправления в части организации текущего функционирования и развития образования.

Измерительные материалы

Для определения уровня результатов освоения образовательных программ организациями, осуществляющими оценочные процедуры, разрабатываются соответствующие измерительные материалы (тесты, оценочные задания, др.) на основе:

  • требований соответствующих ФГОС,
  • измерительных материалов международных сопоставительных исследований результатов образования,
  • требований заказчика.

Инструментарий

При проведении оценочных процедур используются:

  • рейтинги;
  • публичные доклады региональных (муниципальных) органов управления образованием, образовательных организаций;
  • статданные официального статистического учета, размещаемые на официальном электронном ресурсе в информационно-коммуникационной сети «Интернет»;
  • другие открытые данные, характеризующие условия и процесс образовательной деятельности в образовательной организации, размещаемые на официальном электронном ресурсе в информационно-коммуникационной сети «Интернет».

Размещенные в открытом доступе данные о деятельности образовательных организаций могут использоваться в процедурах независимой оценки качества образования при условии согласования участия самой организации в данных процедурах.

А судьи кто?

К осуществлению независимой системы оценки качества работы образовательных организаций в установленном законодательством РФ порядке могут быть привлечены:

  • некоммерческие организации, деятельность которых имеет социальную направленность и обеспечивается специалистами, имеющими соответствующий уровень квалификации;
  • коммерческие рейтинговые агентства, имеющие опыт создания рейтингов организаций социальной сферы;
  • региональные центры оценки качества образования;
  • отдельные эксперты или группы экспертов, имеющие соответствующий опыт участия в экспертных оценках качества образования;
  • общественные и общественно-профессиональные организации, негосударственные, автономные некоммерческие организации, имеющие опыт в данной деятельности и использующие валидный инструментарий для проведения оценочных процедур.

Возможно привлечение нескольких исполнителей под разные технические задачи.

Должна быть обеспечена открытость при формировании заказа на оценку деятельности или результатов деятельности образовательных организаций. Список организаций, осуществляющих процедуры независимой оценки качества образования, физических лиц – экспертов регионального уровня размещается на сайте регионального органа управления образованием.

Образовательная организация вправе выбрать сама те организации (общественные, общественно-профессиональные, автономные некоммерческие, негосударственные организации), которые будут содействовать получению ею независимой оценки деятельности.

Об итогах

Организации и отдельные эксперты, осуществляющие процедуры независимой оценки качества образования, по завершению работы анализируют полученные результаты оценочных процедур, по итогам анализа формируют рекомендации по дальнейшему развитию образовательных организаций, муниципальных и региональных образовательных систем, разрабатывают методологию и проводят рейтингование образовательных организаций, другие оценочные процедуры, готовят аналитические справки, доклады о состоянии образования на основе проведенных оценочных процедур и предоставляют их заказчику.

Об осуществлении независимой оценки качества образования на всех ее этапах должны быть обеспечены открытость и доступ к всесторонней информации.

Действенность результатов

Результаты оценки могут оказаться значимыми для широкого круга заинтересованных пользователей: родителей, руководства школ, органов управления образованием муниципального, регионального и федерального уровней.

Результаты независимой оценки качества образования должны способствовать:

  • повышению качества предоставляемых образовательных услуг;
  • развитию конкурентной среды;
  • выявлению и распространению результативных моделей организации образовательного процесса;
  • сохранению и развитию единого образовательного пространства, разнообразия образовательных программ.

На основе результатов независимой оценки качества образования могут быть подготовлены:

-управленческие решения на уровне региона, муниципального образования, образовательного учреждения, (например, о выделении дополнительного финансирования из фонда поддержки качества образования, оказания кадровой и методической поддержки образовательного учреждения и т.д.);

— рекомендации:

  • для заказчика;
  • органов самоуправления разных уровней;
  • общественных организаций;
  • органов управления образованием;
  • образовательных учреждений;
  • для родителей обучающегося;
  • для обучающегося;
  • для педагогического работника.

Участникам образовательных отношений

Руководителю образовательной организации следует ознакомиться с настоящим документом и ознакомить с ним участников образовательных отношений, обратив внимание на следующее:

— администрации.

— Знание настоящего документа позволит более тщательно подготовиться к предстоящей процедуре независимой оценки качества работы учреждения (информирован — значит вооружен).

— При необходимости получить внешнюю оценку качества работы учреждения можно заказать оценочную экспертизу и использовать ее результаты для анализа работы учреждения, для разработки перспектив развития, отбора результативных приемов и методов, организации рекламной кампании, выявления перспективных направлений работы.

— Результаты оценки позволят:

  • определить узкие места деятельности педколлектива и получить соответствующие рекомендации;
  • организовать работу по повышения конкуретоспособности учреждения;
  • иметь независимую оценку деятельности педагога, группы педагогов для организации работы с педкадрами;
  • воспользоваться результатами оценки в случае конфликтных ситуаций.

— педработников.

У педагогических работников появилась возможность обратиться к организации, осуществляющей процедуры независимой оценки качества образования, либо к экспертам в соответствующей области с целью проведения оценки качества собственной профессиональной деятельности, в том числе при подготовке к прохождению аттестации в целях установления квалификационной категории.

— родителей.

Теперь родители (законные представители) обучающихся могут обратиться непосредственно в одну из организаций, осуществляющих процедуры независимой оценки качества образования, либо к экспертам в соответствующей области для определения уровня результатов освоения обучающимся образовательных программ и получить по результатам не только оценку, но и соответствующие рекомендации.

— обучающихся старших классов

Согласно документу обучающиеся старших классов имеют право обратиться в одну из организаций, осуществляющих процедуры независимой оценки качества образования, и пройти независимое тестирование, анкетирование, и иные формы оценки уровня результатов освоения образовательных программ и получить рекомендации по формированию индивидуального учебного плана, внесению изменений в индивидуальный учебный план, перспективам получения профессионального образования.

С текстом документа можно ознакомиться на сайте «Гарант»

Оценка качества работы образовательных организаций Метки:закон об образовании в РФ локальные акты ОУ независимая оценка качества образования работа с документами в ОУ

Использование результатов оценочных процедур для повышения качества образования

Использование результатов оценочных процедур для повышения качества образования

Сегодня мы будем говорить о независимой оценке качества образования.

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Статья 89. Управление системой образования
1. Управление системой образования осуществляется на принципах законности, демократии, автономии образовательных организаций, информационной открытости системы образования и учета общественного мнения и носит государственно-общественный характер.
2. Управление системой образования включает в себя:
1) формирование системы взаимодействующих федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования;
2) осуществление стратегического планирования развития системы образования;
3) принятие и реализацию государственных программ Российской Федерации, федеральных и региональных программ, направленных на развитие системы образования;
4) проведение мониторинга в системе образования;
5) информационное и методическое обеспечение деятельности федеральных государственных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования;
6) государственную регламентацию образовательной деятельности;
7) независимую оценку качества образования, общественную и общественно-профессиональную аккредитацию;
8) подготовку и повышение квалификации работников федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, руководителей и педагогических работников образовательных организаций.

Статья 95. Независимая оценка качества образования
1. Независимая оценка качества образования осуществляется в отношении организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и реализуемых ими образовательных программ в целях определения соответствия предоставляемого образования потребностям физического лица и юридического лица, в интересах которых осуществляется образовательная деятельность, оказания им содействия в выборе организации, осуществляющей образовательную деятельность, и образовательной программы, повышения конкурентоспособности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и реализуемых ими образовательных программ на российском и международном рынках.
2. Независимая оценка качества образования осуществляется юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (далее — организация, осуществляющая оценку качества).
3. Организация, осуществляющая оценку качества, устанавливает виды образования, группы организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и реализуемых ими образовательных программ, в отношении которых проводится независимая оценка качества образования, а также условия, формы и методы проведения независимой оценки качества образования и порядок ее оплаты.
4. Независимая оценка качества образования осуществляется по инициативе юридических лиц или физических лиц. При осуществлении независимой оценки качества образования используется общедоступная информация об организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и о реализуемых ими образовательных программах.
5. Независимая оценка качества образования осуществляется также в рамках международных сопоставительных исследований в сфере образования.
6. Результаты независимой оценки качества образования не влекут за собой приостановление или аннулирование лицензии на осуществление образовательной деятельности, приостановление государственной аккредитации или лишение государственной аккредитации в отношении организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

Перечень нормативных правовых и инструктивно-методических материалов для формирования и развития системы независимой оценки качества образования

— Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (статья 95 «Независимая оценка качества образования»);

— Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» (подпункт «к» пункта 1 «…обеспечить формирование независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги, включая определение критериев эффективности работы таких организаций и введение публичных рейтингов их деятельности»);

— постановление Правительства Российской Федерации от 30 марта 2013 г. № 286 «О формировании независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги»;

— постановление Правительства Российской Федерации от 10 июля 2013 г. № 582 «Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации»;

— постановление Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования»;

— распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 марта 2013 г. № 487-р о плане мероприятий по формированию независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги, на 2013-2015 годы;

— Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 792-р;

— приказ Минобрнауки России от 14 июня 2013 г. № 462 «Об утверждении порядка проведения самообследования образовательной организации»

— приказ Минобрнауки России от 13 августа 2013 г. № 951 «О создании рабочей группы по реализации плана мероприятий по формированию независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги, на 2013-2015 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 марта 2013 г. № 487-р».

Под качеством образования понимается интегральная характеристика системы образования, отражающая степень соответствия реальных достигаемых результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.

В 2014 году была разработана концепция и план мероприятий по созданию общероссийской системы оценки качества общего образования Создание общероссийской системы оценки качества общего образования (ОСОКОО) способствует достижению следующих целей:

— обеспечению объективности и справедливости при приеме в образовательные учреждения;

— обеспечению единого образовательного пространства;

— повышению уровня информированности потребителей образовательных услуг для принятия жизненно важных решений (например, продолжение образования или трудоустройство);

— развитию государственной аттестационной службы;

— принятию обоснованных управленческих решений по повышению качества образования.

Основные задачи, которые должны выполняться общероссийской системой оценки качества образования, таковы:

1. Оценка уровня образовательных достижений обучающихся с целью их итоговой аттестации и отбора для поступления на следующую ступень обучения.

2. Оценка качества образования на различных ступенях обучения в рамках мониторинговых исследований (федеральных и международных).

3. Формирование системы измерителей, предназначенной для различных пользователей и позволяющей эффективно реализовывать основные функции оценки качества образования.

О системе оценки качества образования, её структурой расскажет руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов.

В настоящее время на федеральном уровне создана разноаспектная система оценки качества образования, состоящая из следующих процедур:

  • Основной государственный экзамен ОГЭ, Государственный выпускной экзамен ГВЭ (Государственная итоговая аттестация ГИА-9),

  • Единый государственный экзамен ЕГЭ, Государственный выпускной экзамен ГВЭ ((Государственная итоговая аттестация ГИА-11),

  • Национальные исследования оценки качества образования (НИКО),

  • Всероссийские проверочные работы (ВПР),

  • Международные исследования,

  • Исследования профессиональных компетенций учителей.

Предполагается, что результаты перечисленных процедур будут использованы всеми участниками образовательных отношений.

На федеральном уровне — для разработки конкретных мер по реализации сформированных направлений.

На региональном и муниципальном уровнях – для совершенствования преподавания учебных предметов, программ повышения квалификации учителей.

На уровне образовательных организаций — для совершенствования преподавания учебных предметов.

Родителями и детьми — для повышения информированности, развития моделей родительского оценивания, принятия обоснованных решений о выборе образовательной траектории ребенка.

Основные целевые установки исследований качества образования:

  • описание системы образования на разных уровнях;

  • установление взаимосвязи между отдельными объектами системы;

  • сравнение систем образования на различных уровнях;

  • выявление тенденций изменения состояния системы образования;

  • выявление факторов, оказывающих влияние на состояние системы образования.

Цели и задачи

Для чего используются результаты

Проблемы

ГИА-9

Обеспечение преемственности между общим и профессиональным образованием

Обеспечение государственного контроля и управления качеством общего образования на основе государственной оценки подготовки выпускников

Формирование системы более объективной и достоверной оценки знаний и подготовки выпускников общеобразовательных учреждений.

адресная работа по ликвидации пробелов в знаниях учеников

для профессиональной ориентации школьников

построение индивидуальной образовательной траектории

ГИА11

повышение доступности высшего образования и качества среднего школьного образования, реа­лизация которых достигается одновременно за счет совмещения в одной процедуре школьного выпускного экзамена и вступитель­ного экзамена в высшие учебные заведения

— объективизация оценки качества образования на основе со­здания механизма внешнего оценивания и использования педаго­гических измерений;

— повышение доступности профессионального образования, в первую очередь для молодежи из малообеспеченных семей и из отдаленных от вузовских центров мест проживания;

— объективизация требований к’ общеобразовательной подго­товке абитуриентов учебных заведений в системе профессиональ­ного образования;

— снижение психологической нагрузки на выпускников обще­образовательных учреждений за счет уменьшения числа экзаме­нов; — развитие преемственности общего и профессионального об­разования, обеспечивающей готовность выпускников» школ про­должить образование;

— совершенствование системы.государственного контроля и управления качеством образования на основе независимой оцен­ки качества подготовки выпускников.

для повышения квалификации учителей, совершенствования преподавания учебных предметов, а не для оценки учителей школ, построения рейтингов

ВПР

обеспечение единства образовательного пространства Российской Федерации

мониторинг введения Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС)

формирование единых ориентиров в оценке результатов обучения, единых стандартизированных подходов к оцениванию образовательных достижений обучающихся

Предоставление школам единых вариантов и критериев оценивания

На федеральном уровне:

  • Мониторинг результатов введения ФГОС;

— Формирование базы результатов обучающихся, в перспективе – обеспечение возможности учета результатов в качестве портфолио На региональном уровне:

  • Корректировка отдельных аспектов в системе общего образования

— Разработка методических рекомендаций по совершенствованию преподавания

учебных предметов

  • Основания для планирования контрольно-надзорной деятельности

Совершенствование дополнительных профессиональных программ повышения квалификации и программ профессиональной

внутриорганизационном уровне:

— Корректировка образовательного процесса

определения уровня подготовки обучающихся, выявления проблемных зон

планирования индивидуальной образовательной траектории обучающегося

НИКО

  • развитие единого образовательного пространства в Российской Федерации;

  • содействие реализации поручений Президента Российской Федерации и программных документов Правительства Российской Федерации в части, касающейся качества образования;

  • совершенствование механизмов получения достоверной и содержательной информации о состоянии различных уровней и подсистем системы образования, в том числе с учетом введения ФГОС;

  • развитие информационно-аналитической и методологической базы для принятия управленческих решений по развитию системы образования в Российской Федерации;

  • содействие эффективному внедрению ФГОС;

  • содействие процессам стандартизации оценочных процедур в сфере образования.

На федеральном уровне:

  • -в качестве одного из инструментов реализации государственной политики в области общего образования, при разработке конкретных мер по совершенствованию системы общего образования

На региональном уровне:

  • для развития региональных и муниципальных систем образования,

  • для совершенствования методологии и организационно-технологических моделей оценки качества образования,

  • для разработки методических рекомендаций по совершенствованию преподавания

  • учебных предметов,

  • для совершенствования программ повышения квалификации учителей

На внутриорганизационном уровне:

— для совершенствования преподавания учебных

предметов на основе методических рекомендаций,

-для внутриорганизационного повышения квалификации

учителей,

для повышения информированности обучающихся и их родителей об уровне общеобразовательной подготовки обучающихся и формирования их индивидуальных образовательных траекторий;

Родителями и обучающимися:

  • для развития моделей родительского оценивания;

  • для принятия обоснованных решений о выборе образовательной траектории ребенка

Международные исследования

Сравнение уровня и качества чтения и понимания текста учащимися начальной школы в разных странах мира, выявление различий в национальных системах образования.

Сравнительная оценка общеобразовательной подготовки учащихся 4-х и 8-х классов по математике и естествознанию в странах с различными системами образования, выявление особенностей образовательных систем, определяющих различные уровни достижения учащихся.

Сравнительная оценка естественно-математической подготовки учащихся средней школы в странах с различными системами образования и выявление факторов, влияющих на уровень этой подготовки

Оценить подготовленность учащихся к учебе, работе и жизни в век информации; изучить уровень компьютерной и информационной грамотности учащихся 8-х классов; выявить и проанализировать факторы, влияющие на компьютерную и информационную грамотность; способствовать разработке образовательных программ, ведущих к формированию компьютерной и информационной грамотности учащихся, и продвигать обучение в этой сфере на национальном и международном уровнях.

Исследовать, каким образом молодые люди в различных странах готовятся стать гражданами.

На федеральном уровне

-Публичное представление выявление мировых и общероссийских тенденций и проблем образования

-выявление и представление эффективных мировых т российских практик организации образовательного процесса

-предложения по корректировке требований и создания примерных образовательных программ

Региональный уровень

Модернизация региональных рограмм развития образования для устранения выявленных проблем

Модернизация программ повышения квалификации с учетом выявленных проблем

Усиление адресной направленности региональных ситем оценуи и контроля качества образования

ИПКУ

содействовать повышению качества подготовки педагогов российских школ

Федеральный уровеньПубличное представление выявленных общероссийских проблем в сфере подготовки учителей

Развитие модели оценки компетенций учителей на основе единых оценочных материалов, введение уровневой оценки

Предложения по корректировке профессионального стандарта педагога

Региональный уровень

Усиление адресной направленности региональных систем повышения квалификации

Формирование регионального методического актива

Развитие форм профессиональной помощи учителям

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ВНЕШНЕЙ НЕЗАВИСИМОЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

  1. Определение степени эффективности работы организации

  • качество подготовки выпускников;

  • гарантии качества образования;

  • соответствие стандартам, применяемым на рынке образовательных услуг;

  • конкурентоспособность образовательных программ и организации в целом;

соотнесение образовательных программ и организации к определенным

2.Информирование и заверение заинтересованных сторон

  • руководство организацией;

  • академическая общественность;

  • потребители образовательных услуг;

  • работодатели;

  • органы власти и управления;

  • общественные и профсоюзные организации;

  • СМИ

Результаты НОКО востребованы группами пользователей:

  1. Обучающимися и их родителями (законными представителями):

— в целях выбора места обучения;

  • для выявления текущего уровня освоения образовательных программ и корректировки индивидуальных учебных планов;

  • для оценки собственных возможностей продолжения обучения по тем или иным образовательным программам

2. Организациями, осуществляющими образовательную деятельность в целях:

— оценки уровня подготовки обучающихся и факторов на него влияющих;

  • оценки соответствия реализуемой деятельности запросам и ожиданиям участников образовательного процесса и (или) иных заинтересованных организаций;

  • определения перечня мероприятий по улучшению результатов и качества предоставления образовательных услуг;

3. Заинтересованным организациям:

— для разработки совместных с образовательной организацией действий по корректировке образовательных программ, методов обучения и др.

4. Коллегиальными органами управления организациями, осуществляющими образовательную деятельность:

— в качестве механизмов вовлечения родителей и представителей местного сообщества в реализацию задач ее развития и др.

5. Федеральными и региональными органами исполнительной власти:

— в целях принятия управленческих решений, в том числе при кадровых перестановках, разработке программ по развитию системы образования, проведении конкурсного отбора лучших ОО, при распределении грантов и др

Предполагается, что результаты перечисленных процедур будут использованы всеми участниками образовательных отношений.

На федеральном уровне — для разработки конкретных мер по реализации сформированных направлений;

• планирование контрольно-надзорной деятельности;

• мониторинг введения ФГОС;

• создание центров анализа и интерпретации результатов процедур оценки качества образования;

• обеспечение методического и аналитического сопровождения процедур.

На региональном уровне – для совершенствования преподавания учебных предметов, программ повышения квалификации учителей.

• оценка эффективности управления региональной образовательной системой;

• выявление уровня освоения образовательной программы и оценка муниципальных образовательных систем;

• система подготовки педагогических кадров и повышения их квалификации;

• оценка деятельности учителя при аттестации на квалификационную категорию;

• целевая методическая поддержка образовательной организации.

На институциональном уровне — для составление рейтинга школ;

• выявление и распространение лучших практик и позитивного опыта учителей и образовательных организаций;

• адресная работа с образовательными организациями и учителями;

• определение направлений совершенствования, программы развития.

На муниципальном уровне — для совершенствования преподавания учебных предметов;

• оценка эффективности управления образовательной сетью и оценка деятельности образовательной организации;

• разработка программ развития ОО;

• выявление уровня освоения образовательной программы и индивидуальная поддержка учащихся;

• корректировка образовательного процесса и содержания образовательных программ;

• информирование различных групп пользователей;

• определение социального заказа.

На уровне образовательных организаций — для оценки и корректировки содержания образовательных программ;

• совершенствование образовательных программ, методик, технологий обучения;

• определение направлений совершенствования, программ развития.

Родителями и детьми — для повышения информированности;

• развития моделей родительского оценивания;

• возможность выбора образовательной программы и образовательной организации;

• принятия обоснованных решений о выборе образовательной траектории ребенка.

Для учителя — самооценка профессиональной деятельности,

• формирование направлений совершенствования;

• совершенствование организации образовательного процесса, методик преподавания учебных предметов.

Проблемы

Из государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы

… Будет сформирована с участием общественности независимая система оценки качества работы образовательных организаций, включая ведение публичных рейтингов их деятельности.

… проблемой является зависимость оценки качества от устаревшего содержания образования и устаревших организационных структур. С этим же связаны ориентация оценки качества на легко оцениваемые параметры и слабые возможности оценки недостаточно формализуемых результатов и характеристик.

Еще одной проблемой является не вполне современная культура использования данных об оценке качества потребителями образовательных услуг.

Развитие ОСОКО не должно привести к росту контроля и бюрократии в системе образования. Этот риск может стать серьезной проблемой для использования данных для улучшения работы организаций образования. Поэтому необходимо разделить государственный контроль в образовании (включая контроль качества образования) и оценку качества образования. Соответствующие функции целесообразно делегировать разным федеральным структурам.

Результаты независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности образовательными организациями в 2019 году

Результаты независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности образовательными организациями в 2019 году

В 2019 году министерством образования и науки Самарской области (далее – министерство) в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ) организовано проведение независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности образовательными организациями Самарской области.

Общественным советом по проведению независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность (далее – Общественный совет), по итогам заседания от 20.08.2019 был определен перечень государственных (муниципальных) образовательных организаций (402 образовательные организации), в отношении которых в 2019 году проводилась независимая оценка:

— общеобразовательные организации Самарской области, которые не обеспечили участия необходимого количества потребителей услуг в 2018 году;

— профессиональные образовательные организации Самарской области (в том числе подведомственные министерству образования и науки Самарской области, министерству культуры Самарской области, министерству здравоохранения Самарской области и министерству сельского хозяйства и продовольствия Самарской области);

— специальные коррекционные организации Самарской области, реализующие программы общего образования;

— образовательные организации дополнительного образования детей Самарской области (в том числе подведомственные министерству культуры Самарской области).

Оказание услуги по сбору, обобщению и анализу информации для проведения Общественным советом в 2019 году независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность, осуществлялось организацией-оператором АНО «Центр исследований рынка труда», с которой в соответствии с законодательством Российской Федерации министерством был заключен государственный контракт.

Оценка качества условий осуществления образовательной деятельности организациями проводилась по показателям, утвержденным приказом Минпросвещения России от 13.03.2019 № 114 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования, основным программам профессионального обучения, дополнительным общеобразовательным программам», а также в соответствии с Правилами сбора и обобщения информации о качестве условий оказания услуг организациями в сфере культуры, охраны здоровья, образования, социального обслуживания и федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, утвержденными постановлением Правительства РФ от 31.05.2018 № 638.

Расчеты по показателям качества условий оказания услуг организациями в сфере общего образования проводились с учетом рекомендаций, размещенных на официальном сайте министерства труда и социальной защиты РФ https://rosmintrud.ru/ministry/programms/nsok/files/.

При проведении вышеуказанной оценки учитывались:

показатели, характеризующие критерий «Открытость и доступность информации об организации»;

показатели, характеризующие критерий «Комфортность условий предоставления услуг»;

показатели, характеризующие критерий «Доступность услуг для инвалидов»;

показатели, характеризующие критерий «Удовлетворенность условиями оказания услуг»;

показатели, характеризующие критерий «Доброжелательность, вежливость работников организации».

Для оценки качества условий осуществления образовательной деятельности образовательными организациями в 2019 году организацией-оператором использовалась:

1) информация об условиях осуществления образовательной деятельности организациями на основе общедоступной информации (в том числе данные, размещенные в помещениях на информационных стендах, на официальных сайтах оцениваемых организаций и т.д.);

2) результаты анализа статистической информации министерства образования и науки Самарской области и оцениваемых организаций;

3) результаты анкетирования 3 категорий получателей услуг: представителей общественности, учащихся и родителей (законных представителей). Опрос о качестве условий осуществления образовательной деятельности образовательными организациями Самарской области проводился организацией-оператором с 09.09.2019 по 25.10.2019 посредством использования интернет-ресурса (https://nsoko.smrhost.ru). Всего участие в 2019 году в независимой оценке качества условий осуществления образовательной деятельности общеобразовательными организациями Самарской области приняли порядка 61000 потребителей услуг (представителей общественности, родителей, учащихся). В 402 образовательных организациях Самарской области доля респондентов (суммарная по всем трем категориям участников образовательного процесса), участвующих в опросе от каждой общеобразовательной организации, составила не менее 3% от общего количества учащихся данной образовательной организации.

По итогам проведения независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности образовательных организаций Самарской области министерством ежегодно совместно с территориальными органами управления образованием осуществляется:

— рассмотрение всех предложений и замечаний респондентов по организации образовательного процесса и принятие по итогам рассмотрения мер;

— выявление причин, по которым образовательные организации занимают нижние сточки рейтинга (кадровые ресурсы, отсутствие необходимой материально-технической базы, неблагоприятная социальная среда и т.д.);

— привлечение учебно-методических объединений Самарской области для осуществления методической поддержки образовательным организациям, занимающих нижние строчки рейтинга.

Результаты независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности образовательными организациями Самарской области в 2019 году.