Норматив образования отходов устанавливает

Что устанавливает норматив образования отходов

В процессе осуществления деятельности предприятия сталкиваются с возникновением отходов. Они, как правило, оказывают негативное влияние на окружающую среду и здоровье живых организмов.

Во избежание загрязнения природы правительство разрабатывает всевозможные законы и акты, регулирующие нормы и отклонения. Особого внимания заслуживает норматив, установленный для возникновения отходов. Каким он является, и чем регулируется?

Что определяет и устанавливает норматив

Образование отходов и их дальнейшее распределение – основная задача, стоящая не только перед организациями, но и перед государственными структурами. В ст. 22 ФЗ №7 от 10 января 2002 года речь идет о нормативных значениях возникновения остатков производственной деятельности. В ней указано, что для предотвращения негативного влияния на ОС устанавливается определенный перечень норм:

  • по выделению отходов;
  • по выбросу веществ, способствующих загрязнению ОС;
  • по транспортированию остатков;
  • по их размещению;
  • по передаче другим организациям.

В п. 3 речь идет о том, что превышение установленных норм чревато несением административной ответственности, установленной в нормах действующего законодательства. В ФЗ №89, в свою очередь, сказано, что под лимитом на размещение отходов принято понимать предельно допустимый объем веществ конкретного типа, которые допустимы к размещению на установленный отрезок времени на определенной территории.

Норматив отображает установленное число отходов в процессе изготовления единицы продукции. Так, под лимитом принято понимать предельное количество отходов, а под нормативом – значение, которое присутствует в норме.

Более детальное определение рассматриваемого термина представлено в Приказе Минприроды России от 25 февраля 2010 года №50. В нем указано, что норматив образования отходов выступает в качестве инструментов определения количеств отходов, которые ожидаются при осуществлении конкретных видов деятельности.

В этой же законодательной норме прописан порядок разработки и утверждения норм и лимитов. Эти показатели принимаются во внимание в процессе оформления технического отчета, составление которого производится на базе актов, накладных, счетов-фактур.

Нормативно-правовая регламентация

В законодательстве разработано несколько регламентов, регулирующих нормальные и ненормальные значения.

  1. ФЗ №7 от 10 января 2002 года. В п. 1 ст. 24 говорится, что установление этих значений производится для предотвращения негативного влияния на окружающую среду. В п. 2 речь идет о необходимости уплаты государственной пошлины при получении разрешения на выброс отходов.
  2. ФЗ №89 от 24 июня 1998 года. В п. 5 ст. 18 указано, что в случае нарушения нормативов возникновения отходов, а также лимитов на размещение есть определенные ограничения. При переходе за их рамки деятельность субъектов, допускающих нарушения, может приостанавливаться или прекращаться.

Это основные нормативно-правовые акты, применяемые на практике. Их перечень является более внушительным.

Разъяснения нормативов и лимитов отходов представлены ниже на видео.

Особенности составления нормативов

Жизнедеятельность современного человека сопряжена с образованием большого количества отходов бытового и производственного характера. Для регулирования их количества составлен специальный норматив. Его структура включает в себя следующие элементы:

  • разновидность используемого сырьевого ресурса;
  • дистанция для транспортирования;
  • площадь убираемой территории;
  • параметры, полученные от коммунальных предприятий;
  • территориальное размещение социальных структур.

В процессе расчета нормативы составляются на одного человека или на определенную единицу площади. Они имеют тесную взаимосвязь с лимитами, которые определяются индивидуальными возможностями организации.

Принципы государственных учреждений

В процессе оформления этих документов правительственная сторона придерживается следующих принципов:

  • обеспечение охраны человеческой жизни и здоровья;
  • поддержание благополучия города с экологической точки зрения;
  • сохранение биологического изобилия в животном и растительном мире;
  • научное обоснование параметров экологии и экономии;
  • разработка прогрессивных технологий производства, подразумевающего отсутствие отходов;
  • внедрение современных методов экономического регламентирования;
  • информационное освещение новых норм законодательства в области определения норм;
  • сотрудничество с другими организациями на международном уровне.

Это основополагающие моменты, на которые опирается государство в процессе разработки нормативно-правовых актов.

Способы расчета нормативов

Определение значений нормативов может осуществляться несколькими способами.

По материально-сырьевому балансу

Данная методика предполагает, что расчетные операции осуществляются на основании информации о фактическом расходовании материалов. Инженер-эколог, на которого возложена ответственность по выполнению этих работ, создает запрос на получение технологических карт, регламентов, в которых отображаются расходы сырьевых ресурсов, сведения о количестве остатков. Этот способ является наиболее распространенным в связи с его простотой и доступностью.

Часто на практике возникают ситуации, когда перечень необходимых сведений могут предоставить исключительно крупные промышленные организации, имеющие определенную часть государственного капитала. Поэтому нередко экологи вместо этого направления деятельности применяют статистическую методику расчета нормативных значений.

По удельно-отраслевым нормативам образования отходов

Для применения этого способа используется несколько справочников. В частности, «санитарная очистка …», «утилизация твердых отходов». Важную роль играют методические рекомендации по определению нормативных значений. Количество образованного отхода можно определить с использованием следующей формулы:

M = S * m * 10 — 3, где

  • М — количество образующегося отхода;
  • S – площадь покрытий твердого типа;
  • m – удельный норматив.

Аналитический

Данную методику принято использовать в случае присутствия конструкторско-технологических документов – карточек, рецептов, чертежей и схем. В общем порядке расчетные мероприятия осуществляются по следующему равенству:

HО = N – P – HП, где

  • N – норматив расхода сырьевого ресурса на единицу продукции, выражается в тоннах;
  • Р – расходный показатель сырья или материалов;
  • НП – неизбежные затраты в ходе производственного процесса.

Для определения норматива принято применять следующую формулу:

VO = QС * HО, где

  • QC – объем сырья, которое использовалось;
  • HO – норма образования отхода, найденная в предыдущем равенстве.

Экспериментальный

Нормы образования отходов в данном случае определяются на базе организации опытных измерений в условиях производственного процесса. Способ применяется редко, поскольку включает в себя сложные расчеты аналитического характера.

По фактическим объемам образования отходов

По-другому этот метод называется статистическим. Он является наиболее распространенным. При его использовании нормативы определяются на базе статистических сведений, как минимум, за три года.

Происходит сбор данных об образовании остатков, а затем полученная сумма делится на три. Фактические данные могут регулироваться после принятия ряда мер, связанных со снижением материалоемкости производимых продуктов. Расчет производится по формуле:

ГНО = НО * Q, где

  • НО – это норматив;
  • Q – среднегодовой расход сырьевого ресурса.

Для определения нормы используется равенство, представленное суммой отходов, разделенных на количество лет, относящихся к конкретному периоду.

Превышение нормативов и последствия от этого

Основной регламент по данному вопросу – КоАП РФ. В ст. 8.2 указано, что нарушение экологических и санитарно-эпидемиологических норм чревато несением ответственности.

Физические лица платят штраф в размере 1000 — 2000 руб., должностные лица – 10 000 — 30 000 руб., юридические лица – 100 000 — 200 000 руб. Превышение нормативов влечет за собой не только начисление штрафных санкций, но и загрязнение окружающей среды.

Примеры нормативов

На законодательном уровне разработан специальный классификационный каталог. Это систематизированный список отходов, оформляемый на базе ключевых признаков.

Все остатки в нем разделены на несколько групп, исходя из источников происхождения. Они могут быть органическими, минеральными, химическими и коммунальными.

  1. Органические элементы имеют растительное, животное происхождение.
  2. Минеральные остатки представлены сырьем предприятий горнорудного типа.
  3. Химический мусор – это преимущественно побочный продукт синтеза.
  4. А коммунальные отходы образуются в нежилых и социальных объектах.

В каталоге принято использовать кодирование с 13 знаками. Некоторые цифры отображают состояние отходов, а некоторые – их вид и степень опасности. По уровню угрозы они могут быть токсическими, пожароопасными, взрывоопасными, неопасными.

Медицинские отходы

Ориентировочные значения зависят от профиля учреждения, его структуры, возможностей технического и финансового характера, уровня благоустройства постройки. Для стационарных ЛПУ это 1,1-1,3 кг. на койку, для амбулаторных – 145 г. в рамках одного посещения.

В санаториях допустимо 460 г. на койку в одни сутки, а в фармацевтических пунктах – 130 г.

Коммунальные

Эти нормы различны, но самыми распространенными являются следующие значения:

  • для домов с множеством квартир – 23 кг. в месяц и 279 – в год;
  • для частных построек жилого типа – 28,9 в месяц и 347,7 в год.

Все показатели рассчитаны при учете проживания одного человека.

ТБО от жилых зданий и объектов социальной сферы

Нормативная база распространяется на следующие виды отходов:

  • остатки пищевых продуктов;
  • осколки кухонных принадлежностей;
  • элементы мебельных конструкций;
  • одежда, обувь, текстиль;
  • детали из металла;
  • мусор строительного типа.

В дополнение к этому производится расчет норм на мебель, приборы сантехники, части кустов и деревьев, опавшие листья, отходы домашнего скота.

Дополнительная информация по нормативам образования отходов представлена ниже на видео.

Рассмотрим методы и примеры расчета предлагаемых нормативов образования отходов, которые по-прежнему актуальны для объектов негативного воздействия I и II категории.

Несмотря на многочисленные нововведения в экологическом законодательстве, юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий, согласно п. 2 ст. 18 Закона № 89-ФЗ1 должны разрабатывать проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР).
В ПНООЛР приводятся обоснования предлагаемых нормативов образования конкретных видов отходов в среднем за год в тоннах. Предлагаемый норматив образования отхода в среднем за год определяется на основе норматива образования отхода.

— Реклама —

К сведению

Норматив образования отходов определяет установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции. За расчетную единицу продукции (работ, услуг) в зависимости от источника образования отходов принимается:

  • единица произведенной продукции, единица используемого сырья — для отходов производства;
  • единица расстояния (например, километр) — для отходов обслуживания транспортных средств;
  • единица площади — для отходов при уборке территории;
  • человек — для отходов, образовавшихся в жилых помещениях;
  • единица места — для гостиниц, столовых и других организаций и учреждений.

Образование отходов в среднем за год

Норматив образования отходов в среднем за год определяется по формуле 1 Методических указаний2:

ПНо = НоxQ,

где ПНо — предлагаемый норматив образования отходов в среднем за год, т;
Но — норматив образования отходов, т на расчетную единицу;
Q — предлагаемый годовой объем выпускаемой продукции, перерабатываемого сырья, выполненных услуг, относительно которых рассчитан норматив образования отходов.
Многие виды отходов можно рассчитать исходя из удельных нормативов образования, которые можно найти в различных справочниках (например, в Сборнике удельных показателей образования отходов производства и потребления3) или в других документах технического и нормативно-правового характера.

Пример расчета 1. Смет с территории предприятия практически неопасный

Предлагаемый норматив образования этого отхода в среднем за год определяется на основе норматива образования отхода по указанной ранее формуле 1 Методических указаний2:

ПНо = НоxQ.

За расчетную единицу продукции (работ, услуг) принята площадь усовершенствованных покрытий, подвергающихся регулярной уборке.
Норматив образования отхода на 1 м² площади усовершенствованных покрытий с регулярной уборкой находим в СНиП 2.07.01–894. Но = 0,005–0,015 т/м2 или 0,008–0,020 м³/м2. Расчет представлен в табл. 1 →00.

Таблица 1.Расчет предлагаемого норматива образования отхода «Смет с территории предприятия практически неопасный»

Название объекта образования Количество. (Q), м2 Удельные нормы образования (Нo), т Предлагаемый норматив образования отхода, т
Убираемая территория 15 015 0,005 75,075

ПНо = 15 015×0,005 = 75,075 т/г.

Предлагаемый норматив образования отхода «Смет с территории предприятия практически неопасный» в среднем за год составляет 75,075 т/г.

Пример расчета 2. Остатки и огарки стальных сварочных электродов

Предлагаемый норматив образования этого отхода в среднем за год определяется по формуле из Методических рекомендаций5:

ПНо = Кн x Рэ x Сог, т/год,

где Кн — коэффициент, учитывающий неравномерность образования огарков, Кн = 1,1–1,4;
Рэ — масса израсходованных сварочных электродов i-той марки, т/год (данные предприятия);
Сог — норматив образования огарков, доля от массы израсходованных электродов (Сог = 0,08 для электродов с диаметром стержня 2–3 мм; Сог = 0,05 для электродов с диаметром стержня более 3 мм).
Расчет представлен в табл. 2 →00.

Таблица 2. Расчет предлагаемого норматива образования отхода «Остатки и огарки стальных сварочных электродов»

Наименование марки электродов Масса израсходованных сварочных электродов (Рэ),

т/год

Норматив образования огарков (Сог),

доля от массы израсходованных электродов

Коэффициент, учитывающий неравномерность образования огарков (Кн) Предлагаемый норматив (ПНо),

т/год

АНО-4 0,4 0,05 1,4 0,028

ПНо = 1,4×0,4×0,05 = 0,028 т/год.

Предлагаемый норматив образования отхода «Остатки и огарки стальных сварочных электродов» в среднем за год составляет 0,028 т/год.

Отходы материалов и изделий

Расчет предлагаемых нормативов образования отходов в среднем за год, образующихся в результате износа материалов и изделий, для которых в технической документации устанавливаются ограничения по сроку эксплуатации, допускается определять без предварительного определения норматива образования отходов по формуле 2 из Методических указаний2:

ПНо = Мi / Т,

где Мi — масса материалов, изделий, признанных отходами;
Т — срок эксплуатации материала, изделия.

Пример расчета 1. Телефонные и факсимильные аппараты, утратившие потребительские свойства

Предлагаемый норматив образования этого отхода в среднем за год определяется на основе норматива образования отхода по формуле 2 из Методических указаний2:

ПНо = Мi / Т,

где ПНо — предлагаемый норматив образования отходов в среднем за год, т;
Мi — масса материалов; изделий, признанных отходами, т;
Т — срок эксплуатации материала, изделия. Срок эксплуатации телефонов принят на основании паспорта (по данным предприятия).
Масса телефонов определяется также на основании технического паспорта (по данным предприятия).
Расчет представлен в табл. 3 →00.

Таблица 3. Расчет предлагаемого норматива образования отхода «Телефонные и факсимильные аппараты, утратившие потребительские свойства»

Наименование Количество телефонов, установленных на предприятии, шт. Масса телефонов, кг Масса материалов; изделий, признанных отходами (Мi), т Срок эксплуатации (Т), лет Предлагаемый норматив образования отхода, т/год
Телефонный аппарат 30 0,272 0,008 5 0,002

Мi = 30×0,272 = 0,008 т.
ПНо = 0,008 / 5 = 0,002 т/год.

Предлагаемый норматив образования отхода «Телефонные и факсимильные аппараты, утратившие потребительские свойства» в среднем за год составляет 0,002 т/год.

Пример расчета 2. Аккумуляторы свинцовые отработанные неповрежденные, с электролитом

Предлагаемый норматив образования этого отхода в среднем за год рассчитан по формулам Временных методических рекомендаций6:

ПНо = ∑ N x mi x 0,001, т/ год,
N = ∑ Nавт i x ni/Ti, шт./год,

где N — количество отработанных аккумуляторов, шт.;
mi — масса одного аккумулятора i-й марки с электролитом, кг (по данным предприятия);
Nавт i — количество автомашин, оснащенных аккумуляторами i-го типа (по данным предприятия);
ni — количество аккумуляторов в машине (по данным предприятия).
Ti — эксплуатационный срок службы аккумуляторов, лет (по данным предприятия).
Расчет представлен в табл. 4 →00.

Таблица 4. Расчет норматива образования отхода «Аккумуляторы свинцовые отработанные неповрежденные, с электролитом»

N = 1×1 / 5 = 0,2 (округляем до целых) = 1 шт./год.
ПНо = 1×16,5×0,001 = 0,017 т/год.

Предлагаемый норматив образования отхода «Аккумуляторы свинцовые отработанные неповрежденные, с электролитом» в среднем за год составляет 0,017 т/год (1 шт.).

Материал публикуется частично. Полностью статью можно прочитать в свежем выпуске журнала «ТБО».

  1. Основание
  2. План выдачи лимитов
  3. Исходные данные
  4. Согласование
  5. Ответственность

На основании чего делаются лимиты

Закон № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 гласит, что ежегодно после получения лимитов на размещение отходов, необходимо делать отчет о неизменности производственных процессов (он же ежегодное продление лимитов).

Закон № 89-ФЗ

Статья 11

Индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанных с обращением отходов, обязаны:

  • разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение отходов в целях уменьшения количества их образования;
  • внедрять малоотходные технологии на основе новейших научно-технических достижений;
  • проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения;

Статья 18. Нормирование в области обращения с отходами

3. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в соответствии с их компетенцией, отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.

п. 3 в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ

План выдачи лимитов на размещение отходов

  1. Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР) утверждается на 5 лет.
  2. На основании утверждённого ПНООЛР выдаётся «лимит на размещение отходов», устанавливающий нормативы образования, складирования, размещения (утилизации).
  3. Один раз в год «лимит на размещение отходов» необходимо продлевать в органах Росприроднадзора, на основании «Технического отчета о неизменности производственного процесса, используемого сырья и об образующихся отходах», а также комплекта документов, подтверждающих обеспечение охраны окружающей среды.
  4. Форма данного отчёта определяется приказом Ростехнадзора от 19.10.2007 № 703 «Об утверждении методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов их размещения».

Терминология

Отходы производства и потребления — остатки сырья, материалов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства;

Лимит на размещение отходов — предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на согласованный срок в объектах размещения отходов.

Норматив образования отходов — установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции;

Перечень необходимых исходных данных

  1. Полное, сокращенное, фирменное наименование организации.
  2. Юридический, почтовый, фактический адрес — с индексом.
  3. Фамилия, имя, отчество руководителя — полностью, с точным указанием должности.
  4. Основной вид деятельности организации.
  5. ИНН
  6. КПП
  7. ОГРН
  8. ОКПО
  9. ОКВЭД
  10. ОКАТО
  11. Телефон, факс, адрес электронной почты.
  12. Оригинал нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
  13. Заверенные копии справок о размещении (обезвреживании, использовании) отходов за отчетный год, контрольных талонов и справок-сверок, актов сдачи-приемки отходов, актов зачистки очистных сооружений, товарных накладных и т.п.
  14. Заверенные копии договоров на вывоз, размещение, обезвреживание, использование отходов, заверенные копии лицензий организаций-исполнителей.
  15. Копия плана мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду (из ПНООЛР).
  16. Копии отчетов по расчету платы за отчетный период

Где согласовывается

Департамент Росприроднадзора по Субъекту РФ

Ответственность за отсутствие

При отсутствии подтверждения за текущий год деятельность организации в области обращения отходов, согласно действующему законодательству ограничивается или прекращается. Плата за негативное воздействие на окружающую среду рассчитывается как сверхлимитная.

Что устанавливают нормы образования отходов и лимиты на размещение

С 1 января 2019 года в России начали действовать новые правила сбора, транспортировки, утилизации отходов. Они затронули не только физлиц, но и предприятия, организации, заводы. Были введены нормативы образования мусора и лимиты его размещение.

Что такое нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение

Прежде, чем переходить к разбору особенностей нормирования, необходимо разобрать два ключевых понятия:

  1. Норматив образования отходов – это максимально разрешенный в количественном выражении размер остатков материалов, сырья, оставляемых после производства или изготовления различных товаров.
  2. Лимит на размещение отходов – это норма мусора, материалов одного вида, допускающихся к размещению в конкретный период времени внутри специальных полигонов.

Нормы и лимиты устанавливаются отдельно для каждого региона с учетом состояния экологии в данной местности. Они также зависят от вида мусора, полигонов, способов размещения.

Согласно статье 4.2 Федерального закона «Об охране окружающей среды» №7-ФЗ, норматив образования отходов устанавливается для субъектов первой, второй, третьей категории опасности:

  • первая категория – если организации в значительной степени воздействуют на экологию;
  • вторая категория – если организации умеренно воздействуют на экологию
  • третья категория – если организации оказывают незначительное воздействие.

Организации, в зависимости от категории, составляют отчетную документацию. Для первых двух категорий – это полная, подробная, отчетность, развернутая декларация. Для третьей – отчет о воздействии по отношению к окружающей среде.

Законодательное регулирование

Нормирование в области обращения с мусором закреплено статьей 11 и 18 Федерального закона №89-ФЗ.

В первой говорится о том, что после получения организацией или ИП лимитов, руководитель должен регулярно отчитываться согласно установленной форме, продлевая данный лимит. Собственник предприятия также обязан своевременно оповещать о смене технологии производства для перерасчета.

Кроме того, упоминается о необходимости разработки нормативных проектов по сбору, размещению, хранению остатков производства, а также мероприятий по их минимизации (внедрение малоотходных технологий, инновационных разработок, оборудования).

Статья 18 разъясняет обязанности предприятий, деятельность которых связана с образованием мусора. Они должны составлять проекты утилизации, рассчитывать лимиты согласно нормам. Документация должна своевременно передаваться на проверку и контроль.

Проверки внутри предприятий ведутся природоохранными органами, работниками Росприроднадзора.

Способы расчета нормативов образования отходов

Расчет нормативов ведётся пятью основными способами:

  1. Вычисления по материально-сырьевой базе. По картам на технологические процессы оценивается расход материалов, количество образующихся остатков.
  2. По удельным отраслевым нормам. Ведется по справочникам и методическим пособиям, в которых указываются усредненные показатели для каждой отрасли промышленности.
  3. Аналитический. Ведётся по документации. Используется, если организация готова предоставить все необходимые бумаги, чертежи, проекты.
  4. Экспериментальный. Основывается на проведении лабораторных экспериментов в промышленных условиях.
  5. Статический или по фактическим объемам. Основывается на конкретных цифрах, полученных по результатам контрольных замеров.

Способ выбирается инженером-экологом в зависимости от особенностей производства, а порядок расчета и передачи готового отчета органам исполнительной власти регламентируется законодательными актами и нормативной документацией.

Порядок утверждения нормативов и лимитов на отходы

В основе утверждения лежит проект нормативов образования, лимитов на их размещение (ПНООЛР), содержащих информацию:

  • классификация отходов, их объём, количество;
  • класс опасности;
  • рабочие чертежи, на которых нанесены точки сбора, сортировки, размещения, пути транспортировки;
  • мероприятия на случай аварийных ситуаций.

Методические рекомендации по составлению данного отчета закреплены приказом №349 Министерства охраны природных ресурсов. Он определяет основные этапы разработки:

  1. Предоставление экологической компании, ведущей разработку, необходимых данных: рабочие чертежи, технологические карты, рецептуры.
  2. Посещение предприятия экологом, составление списка отходов по кодам федеральной классификации. Специалист помечает процессы, в результате которых образуются остатки, а также полигоны, используемые для хранения, утилизации.
  3. Подготовка проектной документации, согласно которой пройдёт оборудование рабочих мест, полигонов складирование, лицензирование предприятия.
  4. Предоставление необходимых данных, документов в территориальный орган Росприроднадзора для согласования.

Готовый пакет ПНООЛР должен включать:

  • общие сведения о предприятии;
  • информацию о роде деятельности;
  • описание, класс опасности образующихся остатков;
  • схему движения мусора;
  • мероприятия по обращению с отходами.

Срок подачи документов также закреплен в Федеральном законе. Образец готового отчета можно скачать тут (нужен документ с сайта Росприроднадзора).

Причины отказа в утверждении нормативов и лимитов на отходы

Согласно приказу № 50 Министерства охраны природных ресурсов причинами отказа могут послужить следующие факты:

  1. Подача в составе ПНООЛР некорректных сведений о составе, классе опасности. К данному пункту относятся все акты, документы, выполненные не по установленным нормам.
  2. Наличие сведений, не относящихся к единой федеральной классификации (ФККО).
  3. Подача ложных, не подтвержденных региональной документацией, сведений.
  4. Попытка скрыть какие-либо данные.

Руководитель обязан разместить только проверенную заранее информацию о накоплении отходов. Для этого необходимо дать экологу, делающему отчет, всю необходимую документации, установить беспрепятственный доступ в помещения. Иначе придется пройти длительную процедуру переоформления.

Порядок переоформления

Если по результатам проверки заявитель получает отказ, то он имеет право переоформить заявку. Для этого необходимо лично явиться в офис Государственных услуг или отправить почтой следующие документы:

  • заявление на переоформление;
  • документацию, подтверждающую установку лимитов на размещение;
  • справку, подтверждающую неизменность технологических процессов, расход сырья, количество получаемых отходов, защитные, прочие мероприятия по их снижению;
  • сведения об организации;
  • квитанцию, подтверждающую оплату государственной собственности.

Рассмотрение заявки идет до 14 рабочих дней, по истечении которых заявитель получает новое решение.

Ответственность за отсутствие ПНООЛР и/или превышение нормативов и лимитов

За превышение нормативов в соответствии с КоАП РФ, статьей 8.2, устанавливаются штрафные санкции:

  • 20-40 тысяч рублей для должностных лиц;
  • 40-60 тысяч рублей для индивидуальных предпринимателей;
  • 200-300 тысяч рублей для юридических лиц.

Как избежать превышения? Грамотно составить документацию. Все отходы должны быть разделены на множество отдельных категорий. Тогда норматив по каждой категории будет вычисляться отдельно. Стоит прописать порядок хранения бумаги, пластика, металла, дерева, картона, различных бытовых остатков.

Лимиты на отходы призваны не только улучшить экологическую обстановку, но и позволить производствам сэкономить, получить вторичное сырье для технологических процессов.

Статья 1. Основные понятия

Информация об изменениях:

Статья 1 изменена с 14 июня 2020 г. — Федеральный закон от 16 декабря 2019 г. N 431-ФЗ

См. будущую редакцию

Статья 1 изменена с 1 января 2020 г. — Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. N 450-ФЗ

См. предыдущую редакцию

Статья 1. Основные понятия

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 1 настоящего Федерального закона

В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:

отходы производства и потребления (далее — отходы) — вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом;

абзац третий утратил силу;

См. текст абзаца третьего статьи 1

обращение с отходами — деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов;

размещение отходов — хранение и захоронение отходов;

хранение отходов — складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения;

захоронение отходов — изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду;

утилизация отходов — использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация), а также использование твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов) после извлечения из них полезных компонентов на объектах обработки, соответствующих требованиям, предусмотренным пунктом 3 статьи 10 настоящего Федерального закона (энергетическая утилизация);

обезвреживание отходов — уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание, за исключением сжигания, связанного с использованием твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов), и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду;

объекты размещения отходов — специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов;

трансграничное перемещение отходов — перемещение отходов с территории, находящейся под юрисдикцией одного государства, на территорию (через территорию), находящуюся под юрисдикцией другого государства, или в район, не находящийся под юрисдикцией какого-либо государства, при условии, что такое перемещение отходов затрагивает интересы не менее чем двух государств;

лимит на размещение отходов — предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории;

норматив образования отходов — установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции;

паспорт отходов — документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащий сведения об их составе;

вид отходов — совокупность отходов, которые имеют общие признаки в соответствии с системой классификации отходов;

лом и отходы цветных и (или) черных металлов — пришедшие в негодность или утратившие свои потребительские свойства изделия из цветных и (или) черных металлов и их сплавов, отходы, образовавшиеся в процессе производства изделий из цветных и (или) черных металлов и их сплавов, а также неисправимый брак, возникший в процессе производства указанных изделий;

сбор отходов — прием отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения лицом, осуществляющим их обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение;

транспортирование отходов — перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах;

накопление отходов — складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения;

обработка отходов — предварительная подготовка отходов к дальнейшей утилизации, включая их сортировку, разборку, очистку;

твердые коммунальные отходы — отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами;

норматив накопления твердых коммунальных отходов — среднее количество твердых коммунальных отходов, образующихся в единицу времени;

объекты захоронения отходов — предоставленные в пользование в установленном порядке участки недр, подземные сооружения для захоронения отходов I — V классов опасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах;

объекты хранения отходов — специально оборудованные сооружения, которые обустроены в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначены для долгосрочного складирования отходов в целях их последующих утилизации, обезвреживания, захоронения;

объекты обезвреживания отходов — специально оборудованные сооружения, которые обустроены в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначены для обезвреживания отходов;

оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами — индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов;

региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее также — региональный оператор) — оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами — юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора;

группы однородных отходов — отходы, классифицированные по одному или нескольким признакам (происхождению, условиям образования, химическому и (или) компонентному составу, агрегатному состоянию и физической форме);

баланс количественных характеристик образования, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации — соотношение количества образовавшихся твердых коммунальных отходов и количественных характеристик их утилизации, обезвреживания, захоронения, передачи в другие субъекты Российской Федерации (поступления из других субъектов Российской Федерации) для последующих утилизации, обезвреживания, захоронения;

отходы от использования товаров — отходы, образовавшиеся после утраты товарами, упаковкой товаров полностью или частично своих потребительских свойств;

абзац утратил силу с 31 декабря 2017 г. — Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 503-ФЗ

См. предыдущую редакцию

федеральный оператор по обращению с отходами I и II классов опасности — юридическое лицо, уполномоченное в соответствии с настоящим Федеральным законом обеспечивать и осуществлять деятельность по обращению с отходами I и II классов опасности на территории Российской Федерации (далее также — федеральный оператор);

российский экологический оператор — публично-правовая компания, создаваемая в соответствии с указом Президента Российской Федерации в целях формирования комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами, обеспечения управления указанной системой, предотвращения вредного воздействия таких отходов на здоровье человека и окружающую среду, вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве сырья, материалов, изделий и превращения во вторичные ресурсы для изготовления новой продукции и (или) получения энергии, а также в целях ресурсосбережения;

оператор по обращению с отходами I и II классов опасности — индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, которые обладают правом в соответствии с настоящим Федеральным законом осуществлять деятельность по обращению с отходами I и II классов опасности, полученными от иных индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы I и II классов опасности, и имеют лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности в отношении соответствующих видов работ с отходами I и II классов опасности.